Венеция Врубель

Приезжавший весной на пару недель в Венецию, гостивший у Врубеля Николай Иванович Мурашко сразу ее узнал. Словно во избежание смущавшей Врубеля патетики его венецианская поездка началась прямо-таки анекдотом. В ноябре 1884 года Врубель отправляется писать образы «Богоматерь с младенцем», «Христа», «Кирилла» и «Афанасия» для Кирилловской церкви в Венецию.

Если первая встреча с византийско-русской древностью в Киеве обогатила понимание Врубелем пластической формы, то Венеция обогатила палитру, пробудила колористический дар». Однажды случился праздник — встреча, личное знакомство с заехавшим в Венецию, заочно Михаилу Врубелю давно известным Дмитрием Ивановичем Менделеевым. Там Михаил Врубель изучает фрески в венецианских соборах, дворцах, храмах Равенны, словно ищет в них то, что даст ему силу и вдохновение обрести самого себя. Назад, в раннее утро венецианского искусства тянуло Михаила Врубеля.

Несколько месяцев в 1884 г. Врубель провел в Венеции изучая живопись раннего Ренессанса. Этот пейзаж Михаила Врубеля можно назвать одним из самых поэтичных образов Венеции, при чем не только в русском, но и в мировом искусстве.

В последние годы жизни Врубель создает один из самых нежных, хрупких образов – Портрет Н. И. Забелы на фоне березок (1904, ГРМ). Примечательно, что лица святых художник писал по памяти со своих знакомых. Напротив «Страшного суда», в контраст с его кишащей многолюдностью, одиноко возносится над алтарем Санта-Мария-Ассунта. В течение полувека не находилось художника, который бы хоть сколько-нибудь достойно воплотил могучий и загадочный образ, владевший воображением Лермонтова. В 1902 году Врубеля поражает тяжелый душевный недуг, но и в поздний свой период (проведенный в основном в частных клиниках Москвы и Петербурга) он создает немало работ, отмеченных изысканным мастерством (Жемчужина, 1904 Портрет Валерия Яковлевича Брюсова, 1906), – работ, переходных от модерна к авангарду.

В работе над ними художник уже не копировал старинные образцы. Особое влияние на Врубеля оказали живопись венецианского Возрождения (из современников – испанец М. Фортуни и английские прерафаэлиты). Кто бы удержался от использования (в чисто научных целях, разумеется) столь бесценных «биографических источников». вот это-то в то время и могло меня более всего поразить. мне было все это видеть. Вообрази, ни одного стола, ни одного стула.

  • Глава седьмая ВЕНЕЦИАНСКИЙ АЛЬБОМ
  • Михаил Врубель в Киеве и Венеции
  • Описание картины Михаила Врубеля «Венеция»
  • Русский музей Дополненная реальность
  • Врубель, Михаил Александрович: биография

Умел Врубель разговаривать с традицией. весь в черный бархатный костюм, в чулках, коротких панталонах и штиблетах. сказок и опер Н. А. Умер Врубель в Петербурге 1 (14) апреля 1910. Летом в Одессу прибыл В. Серов, которому Врубель впервые заявил о замысле «Демона». Мать Врубеля умерла, когда мальчику было три года.

У него было внутреннее право не следовать букве древнего стиля – он проник в его дух. Унаследовав способность эллинов к диалогу культур, византийские богословы не чурались дискуссий с догматиками иудейского и мусульманского единобожия.

  1. Сочинение по картине Врубеля Венеция
  2. Врубель Михаил Александрович («Венеция»)
  3. Описание картины Михаила Врубеля «Богоматерь с младенцем»
  4. Коллекция Государственного Русского музея
  5. «Действительный студент» Михаил Врубель
  6. «Дивная патетическая симфония» Врубеля

В 1902 году Врубеля поместили в психиатрическую лечебницу — с этого момента начался период его угасания. И, пожалуй, главным событием в этом «обретении себя» стало путешествие в Венецию в 1884-1885 годах истребованное у заказчиков для написания иконостаса Кирилловской церкви. В узорах на морозном стекле неорганические кристаллизации являют образы органического растительного царства – листья, ветви, цветы: как будто бы кристаллы вспоминают, что они некогда были цветами или же грезят о том, что они некогда превратятся в цветы. Как пропала кипа писем о его тогдашних переживаниях, мы знаем.

Достойное решение. Отец описывал неоконченное полотно в том же письме, говоря, что Демон показался ему «злою, чувственною, отталкивающей пожилой женщиной». Искусствовед Н. М. Михаил Александрович создал не менее шести вариантов «Надгробного плача» (сохранились четыре).

Репина занимался акварелью. Атмосфера волшебной сказки, характерная для картин Пан (1899), Царевна-Лебедь, К ночи, Сирень (все 1900), пронизана характерным для символизма чувством темного хаоса, таящегося за внешними покровами мироздания. В статьях под псевдонимом «Профан» Прахов с большим литературным блеском и темпераментом пропагандировал искусство передвижников.

Он жаждал свершений, сильных впечатлений, больших событий. 1870-е годы. Любопытно, что Менделеева и Врубеля соединяло сразу несколько жизненных нитей.

«Был я в Торчелло, радостно шевельнулось сердце – родная, как есть, Византия. В последние годы жизни Врубель создает один из самых нежных, хрупких образов – Портрет Н. И. Забелы на фоне березок (1904, ГРМ). Пока жив человек, он все дышит, пока дышал Врубель – он все творил. продолжение.

  1. Общееколичествопросмотровстраницы

Через два года отец женился вторично на пианистке Елизавете Христиановне Вессель. Ночной колорит живописных ноктюрнов Врубеля Сирень (1900) и Пан, связанных единством мифологического сюжета, картины К ночи и Царевна-Лебедь перекликается с поздними произведениями Ге. Родился в Омске 5 (17) марта 1856 года. Нет, родиться в России с умом и талантом бывает все-таки не худо.

Врубель выступал в роли архитектора и мастера прикладного искусства — создал проект фасада дома С. И. Мамонтова на Садово-Спасской улице в Москве (1891), а для ворот дома Мамонтова в Москве — декоративную скульптуру Маска льва. Благородно-сдержанная экспрессия старинных мозаик и фресок прояснила собственные искания Врубеля. Да здравствует дружба чистяковцев. Раньше думали, что художник делал подготовительные этюды с душевнобольных (Кирилловский храм находился на территории психиатрической лечебницы), но это неверно: сын А. В. Прахова Н. А. Прахов называет поименно ряд лиц, которые узнаются в «Сошествии», – киевские ученые, священники, археологи, среди них сам Адриан Викторович Прахов. В контакте с Византией прояснялось что-то, к чему он пытался пробиться самостоятельно. Фигуры словно парят в безвоздушном пространстве. В Венеции художник, разумеется, сполна мог напитаться впечатлениями от хрестоматийных образцов венецианского живописного величия, но на родине «королей живописи» он выделил для себя мастеров венецианского кватроченто. Больно, горько до слез.

Глава седьмая ВЕНЕЦИАНСКИЙ 
АЛЬБОМ

На этой картине зрителю представлен венецианский фестиваль. Может быть, в закладе.

Картину «Венеция» Михаил Врубель написал как раз после возвращения из этого прекрасного и загадочного итальянского города. Это ухудшило его душевное состояние: он стал замкнутым, вспыльчивым, страдал бессонницей. Здесь художник пишет ряд лучших своих картин, работает в майолике – скульптуры Царь Берендей, Лель, Волхова, – все в Третьяковской галерее, Москва, обращаясь к дизайну исполняет эскизы керамической печи, вазы, скамьи (Музей в Абрамцеве). О византийском стиле русские художники имели тогда довольно приблизительные представления, о технике реставрации – тоже. Художник Русской частной оперы С. И. Кроме того, шутил Прахов, Гайдук будет полезен, «чтобы Врубель не заскучал в Венеции от одиночества».

Подспудный трагизм достигает кульминации в тех врубелевских образах, которые восходят к его иллюстрациям к поэме Лермонтова Демон (акварель, белила, 1890–1891, Третьяковская галерея и Русский музей, Санкт-Петербург), – в картинах Демон (1890) и Демон поверженный (1902 обе работы – Третьяковская галерея). Общечеловеческий опыт выделяет эти перлы творения как эстетические объекты, в которых сама природа выступает как бы художником, – объекты, обладающие, подобно рукотворным произведениям искусства, свойством «эстетической бесконечности». У Гёте это узнающее собственный внутренний код и потому необоримое притяжение обозначено заглавием «Избирательное сродство» и, между прочим именно при чтении этого романа юный Врубель проникся к Гёте «самым глубоким восторгом». Общее руководство работами принадлежало Прахову. Так, в рисунке «Свидание Анны Карениной с сыном», сделанном в начале 80-х годов, Анна с преувеличенной пылкостью чуть ли не душит в объятиях ребенка.

В моменты просветления художник узнавал окружающих, общался с ними, пытался рисовать.

Он в России не имел предшественников, не оставили последователей. Гармоническое соединение фантастического и реального видим и в картине Царевна-Лебедь (1900, ГТГ). У ее поднятой вверх руки возникает из толпы прелестное лицо юной девушки. Рисовать Врубель начал рано.

Потребовалось новое, принципиально новое искусство. Одним из последних произведений художника является портрет В. Брюсова. Герой сопротивляется до конца.

Брюсова. Врубель мечтал соединить в своем творчестве искусство с жизнью, он постоянно находился в поисках высокого монументального стиля и национальной формы в искусстве и использовал в своих произведениях орнаментально-ритмические решения. Сколько у нас красоты на Руси. » – такое восклицание вырывается у Врубеля впервые. Отец художника был в тревоге: сыну уже тридцать лет, университетское образование, художественное образование, «таланту бездна», а между тем ни имени, ни обеспеченного положения – ни кола, ни двора. Но творчество художника выходит за рамки модерна и символизма.

И не забудем, что включал этот иконостас четыре живописные композиции. В моменты просветления Врубелем были созданы его последние графические шедевры, к которым относятся зарисовки с натуры сцен в интерьерах лечебницы и за окном: Обдумывает ход (игра в шахматы), Кровать из цикла Бессонница, Дерево у забора (1903-04) графические портреты: портрет Ф. А. Усольцева (1904) После концерта. Это произведение принесло художнику славу декадента. Последние лучи солнца играют на белоснежном оперении, переливаясь радужными красками. В январе 1880 года Михаил окончил университет, а уже осенью был официально зачислен в Академию художеств.

Художник до тонкостей изучал строение и переплетение ветвей, стеблей и соцветий кристаллики льда, образующие узоры на стеклах игру света и тени и отражал свои знания и чувства в своих произведениях: киевские цветочные этюды (1886 — 1887) Белая акация, Белый ирис, Орхидея панно Богатырь (1898), Одиллия (1894), Сирень (1901), Кампанулы, Раковины и Жемчужина (1904), Тени лагун (1905) и т. д. То есть наверняка был диалог, писала из Киева и Эмилия Львовна. Это всех, знавших хмурый нрав Гайдука, немало веселило. Ни теплого одеяла, ни теплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нем (засаленный сюртук и вытертые панталоны), я не видал.

Она — носительница души Декоративно все и только декоративно. Но иллюстрации Врубеля не могут быть сведены к субъективному комментарию. Модернизм особенно свойственен некоторым панно Врубеля (триптих Фауст для дома А. В. Морозова в Москве, 1856 Утро, 1897). «Конечная цель действования именуемого "произведение искусства", – вызвать в ком-либо бесконечные превращения» (Поль Валери).

Сама мысль создать нечто демоническое, возникла еще в Киеве. «Избирательное сродство» росло день ото дня. Примечательно, что лица святых художник писал по памяти со своих знакомых. В 1902 году Врубеля поражает тяжелый душевный недуг, но и в поздний свой период (проведенный в основном в частных клиниках Москвы и Петербурга) он создает немало работ, отмеченных изысканным мастерством (Жемчужина, 1904 Портрет Валерия Яковлевича Брюсова, 1906), – работ, переходных от модерна к авангарду. Вся меблировка два простых табурета и кровать.

Особое внимание привлекает задумчивый грациозный юноша. Вслед за первым живописным «Демоном» в 1891-1892 гг. Общечеловеческий опыт выделяет эти перлы творения как эстетические объекты, в которых сама природа выступает как бы художником, – объекты, обладающие, подобно рукотворным произведениям искусства, свойством «эстетической бесконечности». Михаил Александрович создал не менее шести вариантов «Надгробного плача» (сохранились четыре).

Тогда же в Киеве произошло то, что можно назвать обретением или (что одно и то же) осознанием собственного метода. «Демон поверженный» захватывает не столько своей живописью, сколько зримым воплощением трагедии художника: мы чувствуем – «здесь человек сгорел». Раньше думали, что художник делал подготовительные этюды с душевнобольных (Кирилловский храм находился на территории психиатрической лечебницы), но это неверно: сын А. В. Прахова Н. А. Прахов называет поименно ряд лиц, которые узнаются в «Сошествии», - киевские ученые, священники, археологи, среди них сам Адриан Викторович Прахов. Названная «невыразимо печальной», она уходит от земли, как бы истаивая и прощаясь с миром тяжелой, четко обрисованной слезой. Так в Киеве никто не одевался и это-то и произвело на меня должное впечатление. Обслужить его самолично выходил живописный, в синей куртке и феске набекрень, синьор Этторе и предлагаемое им дешевое вино — нельзя же в Италии обедать без вина — было вполне пригодным. Он тосковал. В 1874, окончив гимназию, поступил на юридический ф-т Петербург.

К этому же времени относятся интересные автопортреты. У Гёте это узнающее собственный внутренний код и потому необоримое притяжение обозначено заглавием «Избирательное сродство» и, между прочим именно при чтении этого романа юный Врубель проникся к Гёте «самым глубоким восторгом». Их малоискусными руками фрески прописывались сверху по сохранившимся контурам (по «графьям») теперь такой способ был бы сочтен варварским. Это находит отражение и в станковом характере рисунков. Весной 1905 года Врубель снова ощутил знакомые симптомы приближения недуга.

Воздействие сильнейшее. Летом 1896 года в Нижнем Новгороде состоялась Всероссийская промышленная и сельскохозяйственная выставка, на которой Врубель по заказу С. И. Мамонтова, курировавшего художественно-оформительские работы на выставке, создал два панно — Принцесса Греза (по Э. Ростану) и Микула Селянинович. С посланиями Михаила Врубеля Эмилия Прахова поступила решительно. Тогда же в Киеве произошло то, что можно назвать обретением или (что одно и то же) осознанием собственного метода.

Работу над ней он продолжал даже во время выставки, меняя на глазах у публики черты и выражение лица демона, световое и цветовое решения картины. Кирилловские фрески находились в плохой сохранности, над их «поновлением» работала артель учеников киевской рисовальной школы, руководимой художником Н. И. Мурашко (с ним Врубель потом близко сошелся). Неординарная дама. Хотя, хотя Врубель ведь, как запомнилось Валентине Семеновне Серовой, той зимой на вечерах у Симоновичей «чертил византийские лики», примериваясь к стилю, в котором предстояло поработать. Эта большая акварель поразительна.

Но в трактовке фигур и лиц он проявил себя как художник современный, как психолог. К восстановлению старых фресок по сохранившимся фрагментам он относился с большой бережностью как вспоминал Н. А. Прахов (сын А. В. Прахова), «не выдумывал ничего от себя, а изучал постановку фигур и складки одежды по материалам, сохранившимся в других местах». Врубелевский ангел – если и вестник, то, как говорил Блок о самом художнике, «весть его о том, что в сине-лиловую мировую ночь вкраплено золото древнего вечера».

Пустынный заброшенный остров идеальный для дум о бренности. Подспудный трагизм достигает кульминации в тех врубелевских образах, которые восходят к его иллюстрациям к поэме Лермонтова Демон (акварель, белила, 1890–1891, Третьяковская галерея и Русский музей, Санкт-Петербург), – в картинах Демон (1890) и Демон поверженный (1902 обе работы – Третьяковская галерея). Назад, в раннее утро венецианского искусства тянуло Михаила Врубеля. Не позволила посторонним глазам жадно шарить по сокровенным строчкам. Иногда это «цветы зла» иногда образы неподвластной человеку стихии. Врубель был приглашен расписывать иконостас Кирилловской церкви в Киеве (1884-85). Окончил юридический факультет Петербургского университета (1880). Входил в Абрамцевский кружок, член Московского товарищества художников, Мира искусства, член-учредитель Союза русских художников (1903).

«Был я в Торчелло, радостно шевельнулось сердце – родная, как есть, Византия. Увезено было все что возможно, включая тесаный камень разобранных городских строений. Он стремился создать сложную одушевленную картину мира, соединяя в своих произведениях мир человеческих чувств и мир природы (Пан, 1899, К ночи, 1900, Сирень, 1900). Все расходы за проживание и учебу взял на себя Николай Вессель. Он стал автором «демонического цикла» — серии работ из картин иллюстраций и скульптуры с главным героем Демоном. Его девиз был: Il vero nel bella (Истина в красоте).

Теперь он воспринимал их на редкость сознательно. Вы не сердитесь, я это потому сказал, что вижу вашу ошибку».

Он говорил, что в основе всякой красоты — форма, которая создана природой вовек. Всё дело в перемене мест известных, непременных изобразительных слагаемых. Среди многообразия реставрационных работ, помимо «Сошествия Святого Духа на апостолов», выделялись фрески «Вход Господень в Иерусалим» и «Оплакивание». Ну что.

Воображение Врубеля абсолютно определенно было занято поисками парадоксального эффекта «темного сияния». Это один из самых старых праздников в мире. Хотя три мужских лика выразительностью уступают «Богоматери», смотрятся наподобие ее небесных стражей, но и «Святой Кирилл» и «Святой Афанасий», а в особенности торжественно сумрачный «Христос Спаситель», образы отнюдь не пустые. Вдобавок к обретенному душевному покою творец получил и уверенность в будущем. Свадебное торжество проходило в Женеве.

Первые вполне самостоятельные произведения Врубеля относятся к 1884-1885 годам. мне было все это видеть. Будь этот «Гамлет» написан после приобщения к системе храмовых росписей, мы бы уверенно сказали, откуда в трактовке героя, шекспировского мученика рефлексии, крупный статично-фронтальный план и взгляд в упор, — ясно же, от иконы. Ангел с кадилом и свечой (1887) – сплошная цитата из одновременных этюдов цветов. Содержание картины Испания (1894, ГТГ), возможно, навеяно оперой Кармен, которую Врубель очень любил и считал эпохой в музыке.

Богоматерь с широко открытыми глазами, полными слез, словно окаменела в страдании над гробом сына. Конгломерат искрящихся форм в последней картине близок уже к беспредметному искусству. Этой таинственностью, скрытым намеком на непознаваемость человеческой души, сложность человеческих взаимоотношений, а также эмоциональностью и красотой живописи, завораживает «Венеция». Но в трактовке фигур и лиц он проявил себя как художник современный, как психолог.

В сентябре 1901 года у Михаила и Надежды родился маленький Савва, но эта радость была омрачена врожденным пороком мальчика – заячьей губой. Масса фигур, застывших, плоских и разного размера в разных группах. Движение руки становилось прямым выражением душевного движения. Софии, книгами, цветными таблицами и фотографиями из богатой библиотеки Прахова. В 1879, окончив ун-т, Врубель поступил в Академию художеств, где пробыл четыре года.

Гавань превратилась в зловонное болото, жители сбежали от повально косившей малярии. Безумно жаль утраты. Даже важнейший в политическом отделении от Византии подвиг — «возвращение» небесного покровителя венецианцев святого Марка, чьи мощи удалось похитить из Александрии, — был совершен хваткими купцами-мореходами Торчелло.

Врубель Михаил Александрович (1856, Омск – 1910, Петербург) – художник. Но как педагог он сыграл огромную роль. Он противостоял современному «оптическому натурализму» и тяготел к противоположной системе светоцвета имевшей прецедент в средневековых монументальных техниках – мозаике и витраже. Произведение удалось. Это черта исконно присущая романтической личности.

Что нахожу в ней – то интересно только моей палитре». На этом фоне Врубель – принципиальный архаик. На фоне каменистых заснеженных вершин – голова с шапкой черных кудрей.

«. Зрелище было более чем необыкновенное: на фоне примитивных холмов Кирилловского за моей спиной стоял белокурый, почти белый блондин, молодой, с очень характерной головой, маленькие усики тоже почти белые. Особое влияние на Врубеля оказали живопись венецианского Возрождения (из современников – испанец М. Фортуни и английские прерафаэлиты). Приглашенный для реставрации Кирилловской церкви (12 век), Врубель в ряде случаев должен был исполнить новые композиции (в частности, Сошествие Святого Духа, 1884) тогда же художник написал и икону Богоматерь с младенцем (Киевский музей русского искусства). Учился Врубель в Петербургской Академии художеств (1880–1884) у Павла Петровича Чистякова уроки акварели брал у Ильи Ефимовича Репина. Дальше было еще смешнее.

Осенью 1886 года А. М. Врубель сам приехал в Киев проведать сына и его опасения подтвердились: «Миша здоров (по его словам), но на вид худ и бледен. Одну из самых интересных его статей, посвященную Шестой передвижной выставке 1878 года (собственно, двум экспонатам – «Кочегару» Ярошенко и «Протодьякону» Репина), не пропустила цензура. В студенческие годы Врубель познакомился с композитором Модестом Петровичем Мусоргским. Врубель одухотворяет природу, превращает ее в своего учителя и наставника. Римского-Корсакова (Морская царевна, Тридцать три богатыря и др. ).

В этом взгляде – жажда познанья и свободы, мятежный дух сомнения. И у Иванова и у Врубеля – акварели, эскизы к росписям храма. Особое внимание привлекает задумчивый грациозный юноша.

В узорах на морозном стекле неорганические кристаллизации являют образы органического растительного царства – листья, ветви, цветы: как будто бы кристаллы вспоминают, что они некогда были цветами или же грезят о том, что они некогда превратятся в цветы. Приехав осенью 1884 года в Петербург, Прахов сообщает своему старому другу Чистякову, наставнику Врубеля в Академии, об обнаруженных в Кирилловской церкви фресках и просит порекомендовать какого-нибудь талантливого ученика, который смог бы написать за 1200 рублей «на цинковых досках четыре образа для одноярусного мраморного иконостаса в византийском стиле». Он рисует сцены больничного быта, портреты врачей, пейзажи.

Из этих переплетений рождаются у Врубеля персонажи, весьма типичные для европейского символизма и модерна, – полулюди-полуживотные, полулюди-полурастения: «Царевна-Лебедь» (1900), пришедшая на холст из оперы Римскогtext-align: centerdiv style 0text-align: centerо-Корсакова, две молодые женщины, словно вырастающие из спирали «Жемчужина» (1904), «Богатырь» с его огромным конем, растущим из земли, как травы и кусты. И это свойство быть воплощенным духом превращений есть собственно то, за что мы любим эти «вещи», что составляет их неувядаемую прелесть. Во втором браке у отца родилось трое детей, один из которых умер в детстве.

Он был влюблен в жену Прахова Эмилию Львовну, о чем несколько раз, не называя имени, таинственно намекал в письмах к сестре: это было его сокровенное «душевное дело». Представим себе художника на пределе сил, упорно остающегося с глазу на глаз с «духом зла» им созданным, но уже от него отделившимся, зажившим отдельной от него жизнью представим, как он каждое утро вступает с ним в борьбу кистью, стараясь подчинить его своей воле, – это ли не материал для трагической легенды. Будто всемогущий чародей мастер выхватывает из многолюдной, теснящейся толпы группу людей и заставляет их замереть в странных позах.

Брак казался ему счастливым завершением многолетних скитаний в поисках самого себя. Врубель написал на стенах несколько фигур ангелов, голову Христа, голову Моисея и, наконец, две самостоятельные композиции – огромное «Сошествие святого духа» на хорах и «Оплакивание» в притворе. Но замысел и начало относятся к киевскому периоду. Врубель долгое время казался появившимся именно неизвестно откуда.

Между юношей переднего плана и дамой на втором плане должно быть, судя по соотношению размеров, большое расстояние, но пространственный промежуток неощутим. Хотя три мужских лика выразительностью уступают «Богоматери», смотрятся наподобие ее небесных стражей, но и «Святой Кирилл» и «Святой Афанасий», а в особенности торжественно сумрачный «Христос Спаситель», образы отнюдь не пустые. Пустынный заброшенный остров идеальный для дум о бренности. Работа над «Демоном поверженным» буквально кипела: вместо обычных трех-четырех часов художник иногда работал по 14 часов в день. Больше всего заинтересовали его палитру не корифеи Высокого Возрождения – Тициан, Веронезе, – а их предшественники, мастера кватроченто (XV век), теснее связанные со средневековой традицией, – Карпаччо, Чима да Конельяно и, особенно, Джованни Беллини. Некогда Александр Иванов изобразил «Сошествие во ад» как изведение из гробов, воскрешение и ликование праведных.

Потом Прахов совершенно отошел от критической деятельности, перестал заниматься современным искусством (характерный симптом 80-х годов. ) и вернулся к изучению древностей. В это время Врубель возвращается к демонической теме и пишет свою картину Демон поверженный (1902), которая считается одним из самых поразительных памятников его магического театра. Бенуа писал: Каждое утро. И все же он нетерпеливо ждал возвращения.

Главным объектом их интереса были церкви заброшенного острова Торчелло. У Праховой это получалось куда легче, совсем естественно. Помимо фресок, Врубель написал четыре иконы.

«Эврика. Последний бешеный всплеск энергии, последнее сверхусилие – и потом изнеможение, срыв. Врубелевский ангел – если и вестник, то, как говорил Блок о самом художнике, «весть его о том, что в сине-лиловую мировую ночь вкраплено золото древнего вечера». Художник обладал прекрасной зрительной памятью. Но и не только это. Неаполитанская ночь, выполненным Врубелем для Русской частной оперы.

Потребовалось новое, принципиально новое искусство. Исполнены же они так, как никто кроме Врубеля просто не додумался бы. Когда не было моделей, он рисовал себя. Мачеха художника, Елизавета Христиановна (урожденная Вессель), была серьезной пианисткой и ее занятия музыкой способствовали духовному развитию маленького Врубеля.

Жизнеподобие (лидирующий элемент античной классики) сокращено почти до схемы, зато на первый план выведен скрытно организующий любую форму ритм. Бесподобное равновесие между условным знаком и теплой человечностью. У него было внутреннее право не следовать букве древнего стиля – он проник в его дух.

Первые вполне самостоятельные произведения Врубеля относятся к 1884-1885 годам. пришлись на период его болезни. Шехтелем (Полет Фауста и Мефистофеля). Большие перспективы открывал для храмовой православной живописи (которую как раз в те времена из падчериц российской Академии художеств перевели в главный жанр государственной идеологии) написанный Врубелем в Венеции иконостас.

Своим творчеством он опроверг сомнения «левых» и «правых» скептиков в необходимости как школы, так и сознательного эксперимента в искусстве. Небезынтересный штрих — сверстники, соученики, давние знакомцы Врубель и Савинский обращались друг к другу по имени-отчеству («дорогой Михаил Александрович», «милый, милый Василий Евменьевич»). Он поселил живописца в собственном доме и уговаривал остаться в Одессе навсегда. Круг жизни замыкался.

Во всю высоту сферической части апсиды тянется ее аскетичный, узкий, с легким изгибом силуэт. Яркий представитель художественной элиты рубежа XIX–XX веков Михаил Врубель был уверен, что творчество подобно направляющему человека магическому кристаллу, который в зависимости от личных устремлений и пристрастий может привести заблудшего в лабиринтах искусства путника либо в рай, либо в ад. Тех миров, которые видели они, мы не видим. Так, в пору работы над эскизами он сделал такое замечание в письме к сестре: «Надо тебе еще знать, что на фотографии яркое солнце удивительную дает иллюзию полночной луны».

Оторопь берет. величавый. Ну что.

Это стало его первой крупной монументальной работой. На улице очень много людей, а на заднем плане расположен мост Вздохов и угол дворца дожей. Никаких следов киевского «Демона» до нас не дошло – художник его уничтожил, все ныне известные «Демоны» сделаны значительно позже. Вернувшись из Венеции, Врубель метался.

В рисунках к «Моцарту и Сальери» (1884 год) Сальери выглядит мелодраматическим злодеем. Гармоническое соединение фантастического и реального видим и в картине Царевна-Лебедь (1900, ГТГ). А. В. Прахов, в тесном общении с которым (и с его семьей) Врубель провел пять киевских лет, был известен в художественных кругах. Там был написан ряд знаменитых произведений Врубеля.

Ан нет. Напротив «Страшного суда», в контраст с его кишащей многолюдностью, одиноко возносится над алтарем Санта-Мария-Ассунта.

Но между современной живописностью станкового типа и монументальной светоцветописью Средневековья естественным посредником явилась Венеция – всемирный заповедник «колористической магии», также имеющей «византийские гены». Мурашко насмешничал — Врубель восторженно любовался. Бессознательно, быть может иконное влияние уже сказалось. Врубель Михаил Александрович (Mikhail Vrubel), русский художник, крупнейший представитель символизма и модерна в русском изобразительном искусстве.

Подобно тому, как в раковине, если приставить ее к уху, слышатся шум, гул и звуки океанической бездны, так и в форме каждого отдельного цветка предстает весь мир метаморфоз или сам принцип превращений как форма и способ существования вот именно этой, созерцаемой здесь и теперь конкретности. Портретное сходство сохранилось и в самой иконе, но там оно приглушено более явно – в двух карандашных эскизах головы богоматери. Как было его сохранить. Но даже тут свет глаз осиливает, побеждает физическую грубоватость черт.

Руководитель Абрамцевских керамических мастерских (с 1890). На настойчивые приглашения приехать и пожить дома (семья жила тогда в Харькове) ничего не отвечает. Афанасий» и «Христос Спаситель». В 1891 году к юбилейному изданию сочинений Лермонтова под редакцией Кончаловского Врубель выполнил иллюстрации из тридцати – половина относилась к Демону. Прежде он был, казалось, довольно равнодушен к «родной почве»: она была чем-то само собой разумеющимся, незамечаемым, замыслы черпались из всемирных источников: античность, Гамлет, Фауст. Он рисует сцены больничного быта, портреты врачей, пейзажи. Представим себе художника на пределе сил, упорно остающегося с глазу на глаз с «духом зла» им созданным, но уже от него отделившимся, зажившим отдельной от него жизнью представим, как он каждое утро вступает с ним в борьбу кистью, стараясь подчинить его своей воле, - это ли не материал для трагической легенды.

Такому крутому повороту в своей судьбе художник обязан воле случая. Все это сближало его со стилем модерн, вызов которого был принят художником. Лучше всего художник сумел интерпретировать средневековое наследие в сцене «Надгробный плач», где главным образным средством стали мягкие ритмы и плавные линии.

Часто художник изображал окружающие предметы и тогда возникали натюрморты: графин, стакан, простыня, платок и т. д. В картине Демон сидящий (1890, ГТГ) юный титан изображен в лучах заката на вершине скалы. Уже во время болезни он создал полотна «Шестикрылый серафим», «Роза в стакане», «Жемчужина».

Не всегда ловко умел проявить излишне напрягался, рисовался. Столовался Врубель в скромной соседней траттории. Кирилл», «Богоматерь c Младенцем», «Св. И впервые стал искушать Врубеля и завладевать его воображением сумрачный образ богоборца – Демона. Из четырех иконостасных образов богоматерь удалась художнику особенно.

Род. Вдали от богини Врубель переживал счастливейший период своей любви. В колорите картины – контрасты. Кирилловские фрески находились в плохой сохранности, над их «поновлением» работала артель учеников киевской рисовальной школы, руководимой художником Н. И. Мурашко (с ним Врубель потом близко сошелся).

Этой таинственностью, скрытым намеком на непознаваемость человеческой души, сложность человеческих взаимоотношений, а также эмоциональностью и красотой живописи, завораживает «Венеция». Историк искусства, археолог, профессор Петербургского университета, он в 70-х годах активно выступал и как художественный критик в журнале «Пчела». Невысокого роста, очень пропорционального сложения, одет. вот это-то в то время и могло меня более всего поразить.

Как и другие евангельские сказания, сюжет «Сошествия» имел в церковном искусстве свою иконографическую схему, закрепленную многовековой традицией. Содержание картины Испания (1894, ГТГ), возможно, навеяно оперой Кармен, которую Врубель очень любил и считал эпохой в музыке. Тут затоскуешь.

(1906), необычайно выразительный. За четыре года до своей смерти Врубель ослеп. Эмилия Львовна пережила Врубеля на 17 лет, романтическая история красиво мерцала в давнем прошлом, да и семейная ситуация больше не призывала к умолчаниям: дети выросли, супруги Праховы давно расстались, Адриан Викторович давно переехал обратно в Петербург, жил отдельно от своей киевской семьи. Интересно живописно-пластическое решение, с помощью которого художник воплотил свои идеи. в семье офицера, часто переезжавшего из города в город: Омск, Астрахань, Петербург, Саратов, Одесса и снова Петербург, где и прошли детские годы Врубеля.

Он говорит, что здесь, то есть в Италии, можно учиться, а творить – только на родной почве что творить – значит чувствовать, а чувствовать – значит «забыть, что ты художник и обрадоваться тому, что ты прежде всего человек». Не обошлось без приключений: по воспоминаниям А. В. Прахова, в Вене при пересадке Врубель «загулял» в обществе петербургского приятеля, а Гайдук, благополучно прибывший в Венецию, прождал его два дня. Картину «Венеция» Михаил Врубель написал как раз после возвращения из этого прекрасного и загадочного итальянского города. Врубель писал картины на темы pyc. В процессе работы над этой картиной художнику помогали фотографии.

Нет, родиться в России с умом и талантом бывает все-таки не худо. Одна из самых известных работ того времени — графическая иллюстрация «Свидание Анны Карениной с сыном», выполненная черной тушью на коричневой бумаге. И лишь после приобщения к монументальному византийскому и древнерусскому искусству экспрессия Врубеля становится величавой – исчезает психологический нажим, появляется характерно врубелевское выражение духовной напряженности в сосредоточенном взоре огромных глаз (большие глаза – также черта византийской живописи), при позах как бы оцепеневших, скупом жесте, в атмосфере глубокой тишины. Супруге Врубель в буквальном смысле поклонялся.

Потом Прахов абсолютно отошел от критической деятельности, перестал заниматься современным искусством (характерный симптом 80-х годов. ) и вернулся к изучению древностей. Врубель провел в Венеции около полугода. Врубель Михаил Александрович (1856, Омск – 1910, Санкт-Петербург)Художник, график, скульптор, мастер прикладного искусства, художник театра, монументалист. Эскизы Врубеля не были исполнены на стенах собора.

И Чистяков рекомендует Врубеля. Врубель не изображает, а создает, строит, конструирует. Когда Врубелю исполнилось семь лет, его отец женился во второй раз. Высота помыслов, а в сущности уныло, однообразно до оскомины.

Напротив: экспрессии хоть отбавляй. Чуть разговорчивее он был с Лилей. Живой предстает страна, в которой кипят пылкие чувства, сильны и любовь и ненависть.

В рисунках к «Моцарту и Сальери» (1884 год) Сальери выглядит мелодраматическим злодеем. Она подлинно монументальна. Ковальский расположился писать этюд на высоком холме с видом на Днепр и дальние луга. Но и не только это.

В картине Демон сидящий (1890, ГТГ) юный титан изображен в лучах заката на вершине скалы. По евангельскому преданию, апостолам явился святой дух в виде голубя исходившие от него языки пламени «почили на каждом из них». Взор зрителя движется по поверхности картины (а не в глубину), постигая ритм повторяющихся линий и пятен, что типично для целого ряда картин и панно художника: для «Венеции» (1893), в которой мотив великолепного шествия дает повод для сопоставления на плоскости голов, фигур, роскошных одеяний, для «Богатыря» (1898), где растительные формы, фигуры богатыря и коня сплетаются в клубящемся ритме, для панно, посвященных Фаусту (1896), где ритмы организованы остроугольными формами, колючими и иглообразными, для ряда графических произведений.

Читали бы, публиковали, вовсю цитировали Умница Эмилия Львовна. ун-та и посещал вечерние классы Академии художеств. Особенно примечательна акварель Голова Демона.

Самобытная манера Врубеля – особого рода кристаллический рисунок, мерцающий тонами «сине-лилового мирового сумрака» – окончательно сформировалась в его киевские годы (1884–1889), причем в русле церковного искусства. Портрет Н. И. Забелы-Врубель (1905) натюрморты Натюрморт. Но с Папмелями распрощался вполне дружески. Вместо увлекательных разговоров, остроумных пикировок на обедах у Праховых рядом один насупленный Семен Гайдук. Врубель рано испытал то, что через два десятилетия Блок называл «наплывом лиловых миров», лилового мрака, одолевающего золотой свет.

Свойство для Врубеля ценнейшее. Академик Императорской Академии художеств (с 1905). Это есть уже в «Сошествии святого духа», написанном на коробовом своде Кирилловской церкви. Этот принцип, формотворческую идею можно определить как принцип или поэтику метаморфоз. Врубель еще при жизни снискал себе успех, но к этому времени художник был уже безнадежно болен и почести не были ему нужны.

Предельная одухотворенность, запредельное одиночество. С первого взгляда трудно разобрать, что изображено: глаз ослепляет переливающаяся мозаика драгоценных частиц, озаренных вспышками голубоватого фосфорического света, как если бы мы действительно вошли в пещеру, сокровищ из «Тысячи и одной ночи». Он как раз и работал над «Демоном», когда неожиданно приехал отец. Он работал над ними в Венеции, куда ездил изучать искусство Раннего Возрождения.

Но косвенным родством перепутья Михаила Врубеля и Менделеева не ограничились. Было за что ее боготворить. Дико и жалко лицо падшего с мучительно искривленным ртом, хотя в его венце еще горит розовый отблеск. Сколько у нас красоты на Руси. » – такое восклицание вырывается у Врубеля впервые. Гимн духовного догмата умягчился нежной итальянской напевностью.

В московский период художник пишет портреты С. И. Мамонтова и К. Д. Арцыбушева. Потратьте полчаса, соберите на своем компьютерном экране лучшие, на ваш взгляд, классические версии «Мадонн с младенцами» и поместите среди них «Богоматерь с младенцем» киевского кирилловского иконостаса. Но сам по себе этот укор был свидетелем истинной нравственности художника. Фактически Врубель отправлялся в Европу, чтобы получить вдохновение. Не позволила посторонним глазам жадно шарить по сокровенным строчкам.

В этих рисунках была заключена целая программа. На настойчивые приглашения приехать и пожить дома (семья жила тогда в Харькове) ничего не отвечает. Из четырех иконостасных образов богоматерь удалась художнику особенно. Не уцелело ничего: ни его исповедей, ни ее ответов. Вдобавок к обретенному душевному покою творец получил и уверенность в будущем. Врубель Михаил Александрович (Mikhail Vrubel), русский художник, крупнейший представитель символизма и модерна в русском изобразительном искусстве.

«Демон поверженный» (1902) – последнее законченное полотно Врубеля – завершает его «демониану». Не поверить, что когда-то это был главный в лагуне, процветающий торговый город. В 1900-е гг. Примерно так и с академией — закиснешь, переучившись в ней. Учился Врубель в Петербургской Академии художеств (1880–1884) у Павла Петровича Чистякова уроки акварели брал у Ильи Ефимовича Репина.

Сколько раз это упомянуто в воспоминаниях, сколько поводов фыркнуть, попенять на истерики, дикие выходки. Экспрессивно-драматичны и портреты (К.

Исчезли ее письма (может, позже она попросила их вернуть, может, он сам в тяжелую минуту их уничтожил). Кирилле», «Св. Она, бесспорно, дала ему мастер-класс по части независимости без натуги.

Врубель следовал схеме довольно близко, пользуясь, по-видимому, миниатюрами старинных евангелий. Среди лилово-розового мерцания ковра и шелковых тканей Врубель мастерски выделяет лицо. В картине Пан (1899, ГТГ) греческий бог превращается в русского лешего. «На черной мгле я живопись творю», – как сказано у Бодлера.

Вся меблировка два простых табурета и кровать. Ни теплого одеяла, ни теплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нем (засаленный сюртук и вытертые панталоны), я не видал. В восемь лет во время недолгого пребывания в Петербурге он, под руководством отца, посещает рисовальные классы Общества поощрения художников.

Когда он брал бумагу, то, отмерив размер, держа карандаш или перо или кисть в руке как-то боком, в разных местах бумаги наносил твердо черты, постоянно соединяя в разных местах, потом вырисовывалась вся картина. Они олицетворяют чудо, а именно – парадокс конечной бесконечности. Он-то после киевских реставраций-реконструкций разглядывал тот же «Страшный суд» храма в Торчелло отчасти уже как сотоварищ константинопольских художников. Талант Врубеля-декоратора проявляется и в его огромном панно Принцесса Грёза, заказанном для Нижегородской ярмарки (1896, Третьяковская галерея).

Так, в пору работы над эскизами он сделал такое замечание в письме к сестре: «Надо тебе еще знать, что на фотографии яркое солнце удивительную дает иллюзию полночной луны». Феерическое великолепие врубелевского колорита в полной мере проявилось в картине Девочка на фоне персидского ковра (1886, там же). Общее руководство работами принадлежало Прахову. Как относимся, так и знаем. Отношение к мальчику во вновь образовавшейся семье было замечательным.

В колорите картины – контрасты. Особое внимание привлекает задумчивый грациозный юноша. В некоторой близости к этой картине – Гадалка (1895, ГТГ), произведение глубоко психологическое. Род.

Отец художника был в тревоге: сыну уже тридцать лет, университетское образование, художественное образование, «таланту бездна», а между тем ни имени, ни обеспеченного положения – ни кола, ни двора. Ни мемуаров, ни письменных доказательств завидного женского триумфа. Такую смелость он сам в себе ощущал, с юности культивировал. Это вот, эти копны сена. Для Терещенко Врубель взялся написать картину «Восточная сказка», но сделал только эскиз акварелью, да и тот порвал, когда Э. Л. Прахова отказалась принять его в подарок.

«Перелистываю свою Венецию, как полезную специальную книгу, а не как поэтический вымысел. Настороженно и тревожно переступают с ноги на ногу кони, пасущиеся неподалеку.

Больше всего заинтересовали его палитру не корифеи Высокого Возрождения – Тициан, Веронезе, - а их предшественники, мастера кватроченто (XV век), теснее связанные со средневековой традицией, - Карпаччо, Чима да Конельяно и, особенно, Джованни Беллини. Однако по настоянию отца он поступил на юридический факультет Петербургского университета. Выдвинутая Праховым идея отправить вместе с ним выпускника Киевской рисовальной школы пришлась по душе как Мурашко, организатору школьной учебы, так и его земляку (оба из Глухова) Ивану Николаевичу Терещенко, который, будучи миллионером, школу субсидировал, а в качестве молодого, университетски образованного знатока искусства всяко способствовал развитию учеников. «Русский стиль» этих вещей находит выражение и в его сценографии, связанной с Московской частной русской оперой Саввы Ивановича Мамонтова, в том числе в оформлении Садко (1897) и Сказки о царе Салтане (1900) Николая Андреевича Римского-Корсакова. Это один из его несомненных шедевров. Однако по настоянию отца он поступил на юридический факультет Петербургского университета. Эскизы Врубеля не были исполнены на стенах собора. Афанасии» и сумрачном по колориту «Христе Спасителе».

От пола до потолка, в пять ярусов узловые звенья темы (воскресение мертвых, отделение праведных от грешных, образы ада, рая и т. д. ). Но, поскольку это именно итоговые выводы, отложим их до весны, приведем под конец главы. Не случайно первая картина Врубеля связана с трагедией Шекспира: это Гамлет и Офелия (1884, ГРМ).

Демон низринут в ущелье среди скал. Несколькими годами ранее профессору А. В.

В 1870-1890-х совершил многочисленные поездки за границу. Под впечатлением от того, как Модест разбивал рояль исполняя речитативом «Блоху», Михаил зримо представил образы Фауста и Мефистофеля, которые в дальнейшем художник перенес на холст. В картине «Сирень» (1900) зритель особенно остро ощущает стихию цветения, рост куста, запах идущий от цветов, дурманящий и терпкий.

Под впечатлением от того, как Модест разбивал рояль исполняя речитативом «Блоху», Михаил зримо представил образы Фауста и Мефистофеля, которые в дальнейшем художник перенес на холст. И, наконец, этот ангел оказывается близок его демонам, в частности Демону поверженному. Отец описывал неоконченное полотно в том же письме, говоря, что Демон показался ему «злою, чувственною, отталкивающей пожилой женщиной». Сгубил город избыток илистых наносов.

Золото, сумрачно-синий, млечно-голубой, дымно-лиловый и розовый – все излюбленные цвета Врубеля – образуют здесь феерическое зрелище. Первое знакомство Врубеля с византийскими мозаиками состоялось в Киеве. Все эти чувства скрыты некоей формой отчуждения.

В России Врубеля можно считать родоначальником этого стиля. Он страшно эффектен, конечно и был еще более эффектен, пока не потускнели, не пожухли его краски, но С. Яремич справедливо заметил, что здесь «близка к нарушению высшая художественная сдержанность». Конечно, у Врубеля было преимущество.

Здесь первоосновной, зиждительный момент врубелевского искусства. Талант Врубеля-декоратора проявляется и в его огромном панно Принцесса Грёза, заказанном для Нижегородской ярмарки (1896, Третьяковская галерея). В 1906 художник ослеп. В классе П. П. Чистякова Врубель занимается с 1882 года. Холодный лиловый цвет борется с теплым оранжево-золотистым.

Да ведь до них несколько верст. А. В. Прахов, в тесном общении с которым (и с его семьей) Врубель провел пять киевских лет, был известен в художественных кругах. «Русский стиль» этих вещей находит выражение и в его сценографии, связанной с Московской частной русской оперой Саввы Ивановича Мамонтова, в том числе в оформлении Садко (1897) и Сказки о царе Салтане (1900) Николая Андреевича Римского-Корсакова. Выдвинутая Праховым идея отправить вместе с ним выпускника Киевской рисовальной школы пришлась по душе как Мурашко, организатору школьной учебы, так и его земляку (оба из Глухова) Ивану Николаевичу Терещенко, который, будучи миллионером, школу субсидировал, а в качестве молодого, университетски образованного знатока искусства всяко способствовал развитию учеников. На хорах он заметил только что встреченного незнакомца товарищи сказали, что это художник Врубель и показали начатое им «Сошествие святого духа», а также двух ангелов: «Врубель говорил, что здесь он ближе всего подошел к Византии».

В 1901 году у художника родился сын, Надежда Забела оставила сцену и содержание семьи полностью легло на плечи Михаила Врубеля. В работе над ними художник уже не копировал старинные образцы. И лишь после приобщения к монументальному византийскому и древнерусскому искусству экспрессия Врубеля становится величавой – исчезает психологический нажим, появляется характерно врубелевское выражение духовной напряженности в сосредоточенном взоре огромных глаз (большие глаза – также черта византийской живописи), при позах как бы оцепеневших, скупом жесте, в атмосфере глубокой тишины.

В конце XIX в. художественная культура России переживала период формирования нового стиля (в России он получил название «модерн»). Мамонтова. Достойное решение. Они обнаруживают тягу к востоку – цветистому, волшебному, пряному. Вероятно, «Демон» был не причиной заболевания Врубеля, но стал катализатором, ускорителем: совпадение окончания картины с началом болезни едва ли случайно.

Что нахожу в ней – интересно только моей палитре», – писал оттуда Врубель. Лучшее из этих произведений – икона Богоматерь (1885, Гос. Перепад был слишком резким. И, наконец, этот ангел оказывается близок его демонам, в частности Демону поверженному.

в творчестве Врубеля возникают черты болезненного надлома, нарастают драматизм мироощущения и экспрессия форм. Вообрази, ни одного стола, ни одного стула. Изысканный прием, который дает ощущение драгоценной старинности, а навеян, несомненно, белильными штрихами («светами», «оживками») древней иконописи. Кроме того, шутил Прахов, Гайдук будет полезен, «чтобы Врубель не заскучал в Венеции от одиночества». Демон поверженный был скорбной вехой в биографии Врубеля. Затруднительно казалось определить происхождение его стиля, его индивидуальной манеры.

Тот вариант «Демона поверженного», на котором оборвался отчаянный поединок и дух художника изнемог, не принадлежит – нужно признать – к вершинам творчества Врубеля. публика могла видеть, как Врубель дописывал свою картину. Врубель Михаил Александрович (1856, Омск – 1910, Санкт-Петербург)Художник, график, скульптор, мастер прикладного искусства, художник театра, монументалист. Академик Императорской Академии художеств (с 1905). Родился в Омске. Вокруг упавшего лиловый мрак и переплеснувшие голубые струи.

Такую смелость он сам в себе ощущал, с юности культивировал. И Врубели и Капустины и профессор химии Дмитрий Иванович Менделеев в Петербурге. Его девиз был: Il vero nel bella (Истина в красоте).

Врубелю важно было жить творчеством, а не творить искусство. С нынешней техникой дело нехитрое. Подсвечник, графин, стакан. Он воплощение мрачной покорности судьбе в чудесном врубелевском рисунке тушью и акварелью и кажется, «Гайдук накуксился» не столько из-за спитого чая, как поясняет подпись, сколько от путешествия с непредсказуемым опекуном.

В 1889-1904 жил в Москве, затем в Петербурге. По совету И. Е. Врубелевский ангел и есть олицетворенный дух таких превращений. В апреле Михаил Александрович стремился только к одному— вернуться в Россию. У его апостолов были живые прототипы.

Он словно не находил себе места – то принимал решение уехать из Киева (и действительно на несколько месяцев уезжал в Одессу), то возвращался опять его потянуло к хмельному «кубку жизни», он бурно увлекался какой-то заезжей танцовщицей, много пил, жил неустроенно, лихорадочно, а к тому же еще и жестоко бедствовал, так как денег не было, отношения же с Праховым стали более холодными и далекими. Внимание Врубеля ретроспективно развернуто в предысторию – туда, где сквозь колористические феерии Тициана, Тинторетто, Веронезе маячит, «брезжит» свет византийских мозаичных позолот со стен соборов Сан Марко и Торчелло. На уровне. Римского-Корсакова (Морская царевна, Тридцать три богатыря и др. ). К этому же времени относятся интересные автопортреты. Результаты докладываются на специальных чтениях в Академии художеств, публикуются затем в «Вестнике изящных искусств».

Но Врубель не считал его безнадежным. «Демон поверженный» захватывает не столько своей живописью, сколько зримым воплощением трагедии художника: мы чувствуем – «здесь человек сгорел». Этой таинственностью, скрытым намеком на непознаваемость человеческой души, сложность человеческих взаимоотношений, а также эмоциональностью и красотой живописи, завораживает «Венеция». В 1884 году Михаил Врубель уходит из Академии художеств и перебирается в Киев.

Он творил всегда, можно сказать, непрерывно и творчество было для него так же легко и так же необходимо, как дыхание. Там произошло его последнее возвращение к жизни. Любовь, зашедшая в тупик, – вот это было серьезно.

Тарабукин писал об умении Врубеля сопоставлением цветовых пятен заставить играть полотно, как драгоценность, а цвет порождал форму. Теперь же на фоне кирилловских холмов и колоссального купола синевы киевского неба появление этой контрастной, с светлыми волосами, одетой в черный бархат фигуры было более чем непонятным анахронизмом. С такими мыслями он входит в самое значительное десятилетие своего творчества – в 90-е гг. музей русского искусства, Киев).

Руководитель Абрамцевских керамических мастерских (с 1890). Исследуются точный состав и взаимодействие красок, грунтовок, лаков, растворителей и т. п. У ее поднятой вверх руки возникает из толпы прелестное лицо юной девушки. Среди многообразия реставрационных работ, помимо «Сошествия Святого Духа на апостолов», выделялись фрески «Вход Господень в Иерусалим» и «Оплакивание». Родился в Омске.

Была и еще причина, почему Врубелю хотелось поскорее вернуться в Киев. В нем поднимался богоборческий бунт. Рождается ощущение первозданности.

Он создал Сошествие Святого Духа на апостолов на хорах этой церкви и эскизы неосуществлённой росписи Владимирского собора (четыре варианта композиции Надгробный плач). Любовь к искусству всецело владела Врубелем с академических лет. Все политические и культурные события конца XIX — начала XX вв. Первый «Демон» был закончен в 1890 г. Он стал центральным произведением художника, собрав в себе все то, что уже было сделано прежде и наметив пути вперед.

На улице очень много людей, а на заднем плане расположен мост Вздохов и угол дворца дожей. Так, в рисунке «Свидание Анны Карениной с сыном», сделанном в начале 80-х годов, Анна с преувеличенной пылкостью чуть ли не душит в объятиях ребенка. Именно в Киеве полностью сформировался Врубель-художник.

Осенью 1886 года А. М. Врубель сам приехал в Киев проведать сына и его опасения подтвердились: «Миша здоров (по его словам), но на вид худ и бледен. Красоты самого романтичного города Италии не произвели на Михаила впечатления. Итак, отсюда ведет свое происхождение врубелевский колорит. Может быть, в закладе. Он стал автором «демонического цикла» — серии работ из картин иллюстраций и скульптуры с главным героем Демоном.

Но удивительное дело: у мемуаристов нет упреков. Испытывал, что называется, насущный интерес. Временами здоровье позволяло ему возвращаться к работе, однако болезнь прогрессировала. Подобно мастерам Возрождения, работал во всех видах искусства. Врубель оказался отрезанным от культурной жизни своего времени и уже при жизни отошел в область легенды.

«Демон» дает зрителю возможность теряться в догадках, расширяя в своем представлении содержание образа до беспредельности. Самостоятельная жизнь вне рамок и запретов отца воодушевляла Михаила. Картина «К ночи» (1900) может служить в этом отношении прекрасным примером. Зримый триумф духа над плотью.

В письмах родным речь шла уже о тетралогии. Воображение Врубеля совершенно определенно было занято поисками парадоксального эффекта «темного сияния». Первый биограф Врубеля А. П. Иванов писал о них: «Пластическая музыка этих икон построена в величавых и ясных ладах Дж. Беллини и Карпаччо, а в глубине ее, как доминанта в органном пункте, звучит красочное волшебство мозаик Сан Марко». Работа над «Демоном поверженным» буквально кипела: вместо обычных трех-четырех часов художник иногда работал по 14 часов в день. На уровне.

В эти годы он вновь писал демонов. Вспомнить хотя бы петербургские вариации его «Гамлета».

Получив деньги от отца— чтобы приехать домой (семья тогда жила в Харькове)— М. Врубель вновь уехал в Киев, где и встретил новый, 1886 год. Художник Русской частной оперы С. И. Хотя, хотя Врубель ведь, как запомнилось Валентине Семеновне Серовой, той зимой на вечерах у Симоновичей «чертил византийские лики», примериваясь к стилю, в котором предстояло поработать. Друзья дома, а домочадцы и подавно, привыкли, что в любой момент она могла взорваться, раскричаться или заплакать или с хохотом облить водой прическу талдычившей банальности знакомой дамы или в сердцах шваркнуть тарелку об пол. И это свойство быть воплощенным духом превращений есть собственно то, за что мы любим эти «вещи», что составляет их неувядаемую прелесть.

Последней работой Врубеля стал Портрет В. Я. Священная история предстает как отрасль минералогии. Он словно не находил себе места – то принимал решение уехать из Киева (и действительно на несколько месяцев уезжал в Одессу), то возвращался опять его потянуло к хмельному «кубку жизни», он бурно увлекался какой-то заезжей танцовщицей, много пил, жил неустроенно, лихорадочно, а к тому же еще и жестоко бедствовал, так как денег не было, отношения же с Праховым стали более холодными и далекими. Сосредоточенно серьезный аналитик, трудяга, поклонявшийся искусству, он, не умея развлекаться приятельской болтовней, соответственно настраивал стиль переписки. Масса фигур, застывших, плоских и разного размера в разных группах. В Киеве реставрировал фрески Кирилловской церкви (1884-1885) и работал во Владимирском соборе: создал эскизы фресок (1887, не осуществлены), писал орнаменты (1888-1889). На поверхности этот индивидуальный стиль легко узнаваем: это манера трактовать видимые формы в виде мозаики мазков, кубизированная орнаментация объемной формы. Ничто, кажется, не мешало.

И. Грабарь полагал, что Врубель в русском искусстве занимает своеобразное место. Он был одним из самых ярких художников конца XIX – начала XX века. Художник уж конечно видел, что молчаливым терпением Эмилия Львовна не отличалась. И у Иванова и у Врубеля – акварели, эскизы к росписям храма.

Прежде он был, казалось, довольно равнодушен к «родной почве»: она была чем-то само собой разумеющимся, незамечаемым, замыслы черпались из всемирных источников: античность, Гамлет, Фауст. Если честно, не очень. Благодаря женитьбе на Н. И. Забеле, Врубель оказался в родстве с семейством Н. Н. Ге (сестра Надежды Ивановны была замужем за сыном Н. Н. Ге). Чистякова (курс не окончил). В 1887 году Прахов привлек Врубеля к росписи Владимирского собора.

Ещё фотографии помогают вспомнить то, что художник плохо запомнил. Особое внимание привлекает задумчивый грациозный юноша. В Венецию Врубель поехал не один. Его тянуло на Украину. С вокзала я отправился прямо к нему и был опечален его комнаткой и обстановкой.

Он воплощение мрачной покорности судьбе в чудесном врубелевском рисунке тушью и акварелью и кажется, «Гайдук накуксился» не столько из-за спитого чая, как поясняет подпись, сколько от путешествия с непредсказуемым опекуном. Врубелевский герой – бездеятельный, пребывающий в самоуглубленном одиночестве ангел безмолвия – то ли из дословесного состояния космических сфер, то ли изгнанный из царства Слова-Логоса в «ночь мира». И Врубель уже понимал, за счет чего.

В Академии он работал по двенадцать часов в день. Требовалось их дописать, сохраняя по возможности стиль XII века. На этом фоне Врубель – принципиальный архаик. Оттуда писал сестре: «Перелистываю свою Венецию (в которой сижу безвыездно, так как заказ на тяжелых цинковых досках, с которыми не раскатишься), как полезную специальную книгу, а не как поэтический вымысел.