Весна Сандро Боттичелли Анализ

В центре «Весны», немного сзади других фигур стоит богиня Венера, хозяйка сада любви. «Неоплатоники» искали новую истину, создавали универсальную религиозную систему, сочетающую мудрость Платона и христианские догмы. Мастер сотворил её для своего друга Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. Там же есть и три грации – свита богини Венеры, – кружащиеся в танце. Некоторые позы и фигуры были позаимствованымастером из греческой скульптуры. Кроме того, большое число людей считает, что прозвище пришло от брата-ювелирщика Антонио. Они, то тесно сдвинуты, то – интервал между ними увеличен.

И как поэтично показано превращение. Венера, уже изображалась на картине этого же художника «Рождение Венеры». И как поэтично показано превращение. Но она не раскаялась, а вскоре и сама умерла.

  1. Описание картины Сандро Боттичелли «Весна»
  2. «Весна» Сандро Боттичелли: скрытый смысл шедевра эпохи Возрождения
  3. Картина Весна, Сандро Боттичелли
  4. История одного шедевра: «Весна» Боттичелли
  5. Картина Боттичелли «Весна» – одно из самых удивительных произведений живописи

Не зря они знали толк в торговле, вот и кличку брату дали соответствующую. Всё изменила вечная весна. Её главенство художник подчёркивает не только центральным расположением, но и двумя ореолами из листьев мирта (атрибута Венеры) и просветов между кустом мирта и апельсиновыми деревьями. От его полета согнулись стволы деревьев. Тут полезно напомнить, что слово «грация» относится в итальянском языке не только к красоте, но и к доброте, милосердию.

Город оплакивал свою королеву, безутешен был иДжулиано. А обвинение Савонаролы в ереси (что, как вы понимаете, равно приговору к смерти) и вовсе поставило под сомнение моду на Боттичелли. Людей же нельзя уловить на иную наживку, кроме Гуманности. В древнеримском календаре, Меркурию посвящался весенний месяц май. В 1537 она была перевезена в Кастелло.

  • Описание картины «Весна (Примавера)»
  • Весна картина Сандро Боттичелли
  • Сандро Боттичелли: Весна – красота искусства в его смысле
  • История картины Боттичелли «Весна»
  • «Весна» Боттичелли — свадебный подарок
  • Весна Ботичелли – математика и искусство

Вся она усеяна цветами («земля-искусница пышный Стелет цветочный ковер»). Меч на его поясе говорит о том, что Меркурий здесь является охранником сада, а судя по замыслу картины «Весна» — охранником самой весны. В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них – это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью» Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743. Но в картине Боттичелли чувствуется свойственный его искусству оттенок грусти, холодноватой отрешённости.

В палаццо Медичи и на вилле в Кареджи вечно играла музыка, звучали стихи, велись философские беседы, в которых принимали участие Лоренцо, Джулиано и самые выдающиеся представители своего времени: философ Марсилио Фичино, гуманист Пикоделла Мирандола, поэт Анжело Полициано, художники и скульпторы: Перуджино (будущийучитель Рафаэля), Гирландайо (будущий учитель Микеланджело), Андреа Верроккьо (учитель Леонардо), Сандро Боттичелли Они называли себя членами «Платоновской академии» — вольного общества людей, любивших античную культуру. Ее увидел и полюбил бог ветра Зефир и насильно взял в жены. Мы смотрим на них – то чуть сверху, то – чуть снизу. В той же комнате находились ещё две картины: «Паллада и кентавр» (1482-1483) Боттичелли и «Мадонна с Младенцем» неизвестного автора. Супруг одарил её прелестью цветов и блаженства.

  1. ТАЙНЫ ЖИВОПИСИ – Сандро Боттичелли "Весна"
  2. Анализ произведения «Рождение Венеры» Сандро Боттичелли
  3. ЭЗОТЕРИЧЕСКИЙ СМЫСЛ «ВЕСНЫ» БОТТИЧЕЛЛИ
  4. Анализ Картины Весна Сандро Боттичелли
  5. Сандро Боттичелли Весна Описание Картины

В 1815 году он попал в коллекцию знаменитой галереи Уффици. Но это не единственное повторение в картине. Их окружает темный фон зелени, который перемежается дробным ритмом цветов и орнаментов. В XV веке в Грациях видели три разных проявления единогобожестваВенеры считали, что Грации — это она сама. От его полета согнулись стволы деревьев.

Жест заботливый, опекающий. Картина написана в период наивысшего расцвета дарования художника. «Читаем картину справа налево: Зефир, колючий ветер марта, похищает и овладевает нимфой Клорис, на которой позже женится и превращается в божество она становится богиней весны, вечной носительницей жизни и рассеивает розы по земле».

  1. ЗСандро Боттичелли Весна Описание Картины
  2. Статья: Эзотерический смысл «Весны» Боттичелли
  3. Самое интересное в виде мозаики
  4. Другие картины Сандро Боттичелли
  5. «Это диалектика любви, воплощенная в движении»

Есть версия, что это вовсе не кличка, а имя кума отца Сандро. Но именно Зефир, живой и подвижный, касается женщины и на нее смотрит (прямого зрительного контакта нет больше ни у кого из персонажей картины). Цепко схватил он бегущую влево нимфу. В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий). Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. Эффект усиливался благодаря высокому расположению картины. Жест заботливый, опекающий.

Венера, с телом античной богини и лицом мадонны, остается безучастной к страстному дыханию Зефиров, подгоняющих ее раковину к земле и, способствующих ее превращению из Венеры Урании в Афродиту, то есть в более земное божество (таким образом, они аналогичны Зефиру и Хлоре в Примавере). Об именах и различиях Граций в картине Боттичелли часто дискутируют и сегодня одну из Граций в XV веке в Италиичастоназывали«Вердура» (зелень, молодость). У Боттичелли весна неоднозначная, манящая своей загадочностью и красотой.

  • «Гимн живому человеческому влечению»
  • Обо всем, что нравится женщинам
  • Описание картины Сандро Ботичелли «Весна»
  • Словари и энциклопедии на Академике
  • Список флорентиек, возлюбленных братьев Медичи, предположительно изображенных в картине

В нем он призывает строптивого молодого человека устремить взор на Humanitas («гуманность», «человечность») как высшую добродетель. Сегодня «Весна», наряду с другим шедевром Боттичелли – «Рождение Венеры», является одной из жемчужин галереи. Примерно в 1478 году Боттичелли создает картину «Весна», немыслимую и невероятную. Не правда ли, похоже на перевод имени Хлорис.

Сказочные деревья уже покрыты спелыми плодами, а луг еще только пестрит весенними цветами. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Овидий рассказал о происхождении богини весны и цветов Флоры. «Весна» должна была висеть над инкрустированной софой-ларем – леттуччо. В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари. Персонажи погружены в себя, внутренне одиноки.

  1. Общееколичествопросмотровстраницы
  2. Список флорентиек, возлюбленных братьев Медичи, предположительно изображенных на картине
  3. Сандро Боттичелли, «Весна» и «Рождение Венеры»

Согласно Овидию, Зефир также дарит «Весне» чудесный сад, наполненный растениями и цветами, в котором никогда не бывает зимы. В Весне Боттичели создал живую сцену, основанную на нескольких литературных и исторических источниках, включая «Фасты» Овидияи «О природе вещей» Лукреция. но также и холод зимы. Начать следует с того, что Боттичелли – это псевдоним, а настоящее имя мастера – Филипепи. Речь зашла о «Рождении Венеры», так как она является в некотором роде продолжением картины, которую мы обсуждаем в этой статье даже хронологически «Венера» была написана на год позже. Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору— у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»).

Её главенство художник подчёркивает не только центральным расположением, но и двумя ореолами из листьев мирта (атрибута Венеры) и просветов между кустом мирта и апельсиновыми деревьями. Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. Есть версия, согласно которой прозвище перешло к Сандро Боттичелли от брата Антонио и обозначает искаженное флорентийское слово «battigello» – «серебряных дел мастер». Но, это не только поэтическое иносказание.

Описание картины 
Сандро Боттичелли 
«Весна»

Сандро Боттичелли. Ботаники насчитали более 500 цветов («нет и числа их числу»), относящихся к более чем 170 видам. Композиционно полотно делится на три части. Восхитительны отдельные фигуры и группы, особенно три танцующие грации.

Венера в боттичеллиевской «Весне» скорее всего символизирует не просто любовь и красоту, а «гуманитас» – достойную принадлежность к человечеству, человечность. Долгое время «Весна» хранилась в доме Пьерфранческо. Зефиром.

Следующие четыре персонажа Боттичелли взял из поэмы Овидия «Фасты» – это Хлорида (или Хлорис) и Харита (или Грация). Тот собирался жениться на Семирамиде – девушке из знатной семьи Аппиани. Удивительная картина, создает атмосферу мечтательности, светлой грусти. Месяц считался концом весны и началом лета. Первоначально «Примавера» вместе с «Рождением Венеры» находилась в доме Лоренцо ди Пьерфранческо, о чем свидетельствуют описи, проведенные в 1498, 1503 и 1516 годах. В 1537 она была перевезена в Кастелло.

В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий). А обвинение Савонаролы в ереси (что, как вы понимаете, равно приговору к смерти) и вовсе поставило под сомнение моду на Боттичелли. Ученые много спорят об именах и различиях Граций у Боттичелли оказывается, что одну из Граций в XV веке итальянцы часто называли «Вердура» (зелень, молодость). Сожалея о совершенном насилии, Зефир превращает нимфу в богиню цветов и растений Флору. Согласно мифу, он в этот момент разгоняет облака.

Из верхнего правого угла вторгается голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. Любовь, согласно их представлениям, – это путь от земной природы чувства к божественной. Вышитые узоры ее платья оживают, превращаясь в настоящие цветы.

Над ней парит неизменный спутник – амур с завязанными глазами, с луком и стрелой. И как замечательно оживают и становятся настоящими цветами вышитые узоры ее платья (например, на ее вороте), напоминая зрителям, о каких реальных вещах повествует эта красивая сказка. По раздутым щекам и крыльям можно предположить, что это — символветра.

Он назван так в честь матери Меркурия — Майи. Боттичелли призывает обуздать свои «дикие» желания, влечения, которые ассоциируются с Зефиром, отказаться от них и так получить бессмертие. На художника увещевания произвели неизгладимое впечатление.

Левее Венеры расположена группа из трёх Харит, которые танцуют, взявшись за руки. Яркий пример: картина Перуджино (учителя Рафаэля) «Апполон и Марсий» и скульптура Антонио дель Поллайоло «Геркулес и Антей», украшавшая комнату Джулиано. Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. Здесь, она уже представлена богиней в пышном одеянии. В линиях контуров и складок преобладают диагонали, поднимающиеся влево и почти нет горизонталей. Вся она усеяна цветами («земля-искусница пышный Стелет цветочный ковер»).

Мы смотрим на них то чуть сверху, то чуть снизу. Она показана простой, тихой и скромной. Картина Сандро Боттичелли «Весна» была свадебным подарком Лоренцо Медичи его троюродному брату Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. Воплощением гуманности Фичино считает богиню Венеру. Именно в этом саду разворачивается действие великого полотна Боттичелли. Три фигуры понадобились художнику, чтобы рассказать миф о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает – «зеленая» или «зелень») в богиню цветения. Например, жители Иберийского полуострова не знали «Раннего Средневековья», поскольку мавры, завоевавшие полуостров в VIII веке, поддерживали сравнительно высокий уровень жизни и культуры.

В XV веке в Грациях видели три разных проявления единого божества – Венеры считали, что Грации – это она сама. Каково же содержание картины.

В ту страшную эпоху накануне Средневековья 18 упряжек волов рушили одну за одной колонны Серапеума, а в это время внутри здания гибли врачи и жрецы Бога-целителя. Интересно также, что о них не было ни одного упоминания вплоть до XIX века. Он был младшим сыном кожевника Мариано, жившего в церковном приходе. В ней есть и радость, полнота жизни и печаль знания, страдание. По его мнению, весь мир открывался для Боттичелли в линиях, выражающих движение. В таком случае Боттичелли знал, где будет висеть картина и то, что она будет располагаться на высоте двух метров от пола.

Не зря они знали толк в торговле, вот и кличку брату дали соответствующую. Жест правой руки Венеры направлен к левой части картины. Но, это неединственноеповторение в картине. Ещё два года в учениках и Сандро ушёл в самостоятельное плавание.

Картина продолжительный период времени висела в особняке Медичи во Флоренции. Художник дважды показал на картине Флору — Хлорис. Даже одежды богини и нимфы развеваются в разные стороны. Над самой фигурой парит Амур, который целит из лука в среднюю хариту. Её главенство художник подчёркивает не только центральным расположением, но и двумя ореолами из листьев мирта (атрибута Венеры) и просветов между кустом мирта и апельсиновыми деревьями.

Мы не знаем, почему Боттичелли написал «Весну» на дереве, а «Венеру» — на холсте. Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas). Клиентами Боттичелли были культурные и образованные люди изучавшиеклассическую мифологию и историю античности.

Сад написан без эффекта глубины, хотя за стволами деревьев виднеется небо. Вместе с дыханием, с открытых губ нимфы слетают цветы, покрывая мелким узором ее подол. В этом фрагменте мы встречаем почти все — от Эроса и магического превращения при помощи Граций до «remeatio» или возвращения к предвечному духовному состоянию, которому покровительствует Меркурий орфиков, сопровождая души после смерти и приводя их к Экстазу в Трансцендентном Божественном мире.

Художник изобразил каждое растение и каждый цветок с фотографической точностью, так что работу можно показывать ещё и как пособие по ботанике. Прекрасные грации нуждаются в охране и её им обеспечивает Меркурий, что находится слева. В 1815-м она попала в галерею Уффици. Именно Флора изображена между супругами и Венерой. Это принесло ему славу, власть и еще большее могущество.

Такие подарки были в то время обычным явлением. Сейчас – это один из главных шедевров Уффици. Мгновения, как и линии, перекликаются между собой, но не связываются, а разобщаются. Движением правой руки, словно остановленным в воздухе, благословляет Венера группу Граций. Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору – у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»).

Над богиней парит Амур. В левом углу — фигура юноши, которого обычно называют Меркурием. В 1537 она была перевезена в Кастелло.

Четвертой справа, чуть в глубине, помещена на картине Венера. Её главенство художник подчёркивает не только центральным расположением, но и двумя ореолами из листьев мирта (атрибута Венеры) и просветов между кустом мирта и апельсиновыми деревьями. Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas).

«Весна» Боттичелли была написана для одного юноши из самой влиятельной во Флоренции семьи Медичи. На самом деле это несколько противоречит истине. Движение Венеры (которую неоплатоники отождествляли с гуманностью, культурой и образованием) направлено от любви земной, олицетворяемой Флорой, к любви небесной, которую символизирует Меркурий – проводник к разуму.

И сюжет самой картины очень близок к тексту античного поэта. Боттичелли сделал его охранником сада, снабдив мечом. Боттичелли принадлежат, по крайней мере, одиннадцать фигур римских пап из верхнего ряда росписей, а также три сцены основного цикла, воспроизводящего расположенные друг против друга эпизоды из жизни Моисея и Христа: Юность Моисея, Искушения Христа (напротив) и Наказание восставших Левитов. В центре мастер изобразил Венеру, богиню любви и хозяйку сада. Но потом бог раскаялся и осознал свою грубость.

Но Ветер – это как раз Зефир, соблазняющий Хлориду. О том, как весной расцветает природа. Три правые фигуры символизируют первый месяц весны ибо первое дуновение Зефира считалось ее началом. Из верхнего правого угла вторгается голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. В 1537 она была перевезена в Кастелло.

Ритм линии есть то, чем велик Боттичелли, в чем он ни с кем не сравним. Начать следует с того, что Боттичелли – это псевдоним, а настоящее имя мастера – Филипепи. Однако бессознательно он пишет обратное и об этом говорит сама атмосфера картины.

Богиня любви — в фате замужней женщины посреди апельсиновой рощи (апельсин – символ целомудрия) и, как бы, в арке из мирта и лавра, удерживаяправую руку в благословляющем жесте. Над Венерой расположен путто (или Амур) с завязанными глазами, направляющий стрелу в среднюю Хариту. Далее идёт главная фигура картины – богиня Венера. Она стала богиней в пышном одеянии.

Происхождение картины несколько туманно. Боттичелли дважды показал на картине Флору-Хлорис. Несмотря на абсолютную условность сюжета, пространства, перспективы «Весны», всё же в ее основе лежит живое ощущение бытия». Мы бы и не догадались, что это Венера, если бы над ее головой не парил в воздухе Амур с луком и огненной стрелой (Амур – сын Венеры). «Надо приковать свой взор к Венере, – пишет Фичино, – сиречь Гуманности.

У Боттичелли весна неоднозначная, манящая своей загадочностью и красотой. Их длинные волосы перевиты жемчугом, символизирующим чистоту. В 1537 она была перевезена в Кастелло. Следующую, центральную группу образует в одиночестве Венера, богиня садов и любви. Пораженный пламенной страстью к ее красоте Зефир, бог ветра, преследует ее и насильно берет в жены. Она не просто богиня любви и красоты.

Вот почему долго считалось, что «Primavera» («Весна») была написана Боттичелли для четырнадцатилетнего Лоренцо ди Пьерфранческо, в момент покупки виллы. Философские версии связаны с неоплатонизмом. Один из них олицетворяет ветер, дух иразум другой — любовь, природу и цветение. Удивительный колорит произведения Сандро Боттичелли «Весна» словно соткан из благоухающих цветов, которыми щедро осыпает землю ее героиня.

Грации держатся за руки в своём танце, а их лёгкие одежды развеваются в такт движениям. Людей же нельзя уловить на иную наживку, кроме Гуманности. Кроме того, большое число людей считает, что прозвище пришло от брата-ювелирщика Антонио. Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору – у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). Подобного западный человек не видел с тех пор, как был отдан приказ закрыть Академию Платона, с тех пор, как сгорела Александрийская библиотека и святой Кирилл велел казнить неоплатоника Ипатию из Александрии (перед тем как сжечь «язычницу», толпа буквально растерзала ее морскими ракушками).

Конечно, Боттичелли внёс в картину своё видение мира. Весна, 1482 На картине изображена поляна в апельсиновом саду («Сад плодовитый цветёт на полях»). Мой добрый Лоренцо, нимфа столь благородная, полностью отдана в твои руки (вновь обыгрывается брачная тема). «Весну» связывали также с морализирующим гороскопом, составленным Фичино для Лоренцо ди Пьерфранческо: ему рекомендовалось избрать в качестве путеводителя в самосовершенствовании планету Venus-Humanitas (человечность), наделенную всеми нравственными достоинствами и указывающую путь к высшим сферам. Она показана простой, тихой и скромной. Заметим, что все эти грани содержания не отрицают, а скорее дополняют друг друга. Следующая справа фигура — это уже превращенная Хлорис, в ее новом облике.

Юная Флора шествует неспешной походкой, бросая на своем пути прекрасные розы. Вышитые узоры ее платья оживают, превращаясь в настоящие цветы. Далее, взявшись за руки, танцуют три хариты – три сестры, богини веселья и жизни (Аглая, Ефросина и Талия). Древнеримский поэт Овидий в поэме «Фасты» писал, что апрель назван по имени Афродиты (греческое имя Венеры). Имя Хлорис происходит от белого цвета и символизирует чистую Душуно также и холод зимы.

Но, это не только поэтическое иносказание. Боттичелли вложил в работу и философский смысл. Один из источников этой сцены— «Фасты» Овидия, поэтический календарь, описывающий римские праздники. Картина Ботичелли «Весна» по-прежнему остается одним из самых удивительных произведений живописи не только эпохи Возрождения, но и всех последующих времен. Вот тут-то и можно найти ниточку, ведущую к псевдониму: братья дали Сандро прозвище – «botticelle» («бочонок»).

И вот таким образом очень сложно рассказать, что же здесь происходит, выстроить сюжет. Даже говорится о том, что в произведении сокрыт смысл инициатических «Мистерий», вновь найденный платонистами, вероятно имевшими доступ к тем книгам и традиционным источникам, которые в условиях острой религиозной борьбы и постоянной охоты на ведьм пытались уничтожить Реформация и Контрреформация. Они верили, что человеческое могущество почти подобно божественному. Движение в картине устремлено справа налево. В палаццо Медичи и на вилле в Кареджи вечно играла музыка, звучали стихи, велись философские беседы, в которых принимали участие Лоренцо, Джулиано и самые выдающиеся представители своего времени: философ Марсилио Фичино, гуманист Пикоделла Мирандола, поэт Анжело Полициано, художники и скульпторы: Перуджино (будущийучитель Рафаэля), Гирландайо (будущий учитель Микеланджело), Андреа Верроккьо (учитель Леонардо), Сандро Боттичелли Они называли себя членами «Платоновской академии» — вольного общества людей, любивших античную культуру. Венера (а, скорее, Мадонна) представлена в белом платье с пышной алой накидкой, она придерживает ее левой рукой, другой рукой дирижирует хором граций или же благословляет их на исполнение какого-то танца.

Для месяца Мая, Флора говорит, что однажды она была нимфой Хлорис и выдыхала цветы. По раздутым щекам и крыльям мы узнаем – это ветер.

Это – гимн и природе и человечеству. Тема композиции – весна с сопутствующими ей античными божествами. Такие подарки были в то время обычным явлением. Зефир (он справа) – темный и страшный, демонический искуситель. Неудивительно, что есть множество трактовок картины. В 1464 мастер начал учиться у художника Филиппо Липпи. Философские версии связаны с неоплатонизмом.

Последний персонаж картины художника — Меркурий (крайняя фигура слева). У каждой фигуры «Весны» — свой горизонт. Но та, словно не замечая, шествует к нижнему краю картины, глядя на зрителя и жестом сеятеля, берущего новую пригоршню семян, опускает правую руку в складки платья, переполненные розами. Змеи на картине Боттичелли Весна предстают в образе крылатых драконов. А вот Меркурий отвернулся от всех и созерцает небо. Он словно хочет избавиться от того, что облаками движет, – от ветра. 5 октября 1482 года Синьория поручила Сандро наряду с такими опытными живописцами, как Гирландайо, Перуджино и Пьеро Поллайоло исполнить фрески в Зале Лилий в Палаццо деи Приори (теперь носит название Палаццо Веккио).

Чем же так примечательна эта картина, созданная художником более 500 лет назадв 1478 году. «Весна» была начата, когда Боттичелли вернулся из Рима, где создал ряд фресок на стенах Сикстинской капеллы. И все персонажи размещены в пространстве между передней частью сцены и декорацией на заднем плане, представляющей апельсиновый сад с деревьями, усыпанными цветами и зрелыми плодами. Есть версия, что это вовсе не кличка, а имя кума отца Сандро.

Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. Вовсе это не блистательная красавица богиня, привыкшая повелевать. Флора – это и есть уже превращенная Хлорис в ее новом облике. Посему будь осторожен и не пренебрегай ею».

Исследователи предложили несколько толкований. У Сандро Боттичелли весна прекрасна и чиста она внушает трепет и восхищение. Это принесло ему славу, власть и еще большее могущество. Такие подарки были в то время обычным явлением1.

Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas)4. В центре мастер изобразил Венеру, богиню любви и хозяйку сада. Флорентийцев околдовала эта история, весь город стал считать Симонетту своей королевой. Такие подарки были в то время обычным явлением.

Одна из них – белокурая, а две другие – рыжие. Тут полезно напомнить, что слово «грация» относится в итальянском языке не только к красоте, но и к доброте, милосердию. Картина написана на основе древнеримской мифологии.

Левее Венеры расположена группа из трёх Харит, которые танцуют, взявшись за руки. Жест правой руки Венеры направлен к левой части картины. На самом деле это богиня цветов и растений Флора. Венерунекоторыепоэты прямо отождествляли с Флорой.

Картина Боттичелли охватывает всю историю и акцентирует внимание на разности двух женщин с единой историей. В 1482 году, после возвращения во Флоренцию, художник по непонятным причинам долго дорабатывал «Примаверу», с грустью вспоминая близких ему людей.

Боттичелли, при создании «весны», вдохновлялся работамиФилиппо Липпи, чей стиль и художественные методы были унаследованы от периода поздней готики. Но именно Зефир, живой и подвижный, касается женщины и на нее смотрит (прямого зрительного контакта нет больше ни у кого из персонажей картины). А шествующая рядом богиня весны Флора зовёт тепло, разбрасывая вокруг себя цветы. Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору – у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). Не правда ли, похоже на перевод имени Хлорис. Вовсе это не блистательная красавица богиня, привыкшая повелевать. Успешное завершение такого трудадобавило еще больше уважения к уже известному художнику.

Богиня любви — в фате замужней женщины посреди апельсиновой рощи (апельсин – символ целомудрия) и, как бы, в арке из мирта и лавра, удерживаяправую руку в благословляющем жесте. Тот собирался жениться на Семирамиде – девушке из знатной семьи Аппиани. Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas)4. Кроме того, мирт над ее головой образует нечто вроде ореола. Аллегорическая картина «Весна», написанная для украшения виллы Медичи, принадлежит к числу наиболее сложных произведений Боттичелли. Юношеская Мадонна с Младенцем и ангелом (1465-1467, Флоренция, Галерея Воспитательного дома), была выполнена Боттичелли вскоре после картины Филиппо Липпи на аналогичный сюжет (Мадонна с Младенцем, 1465, Флоренция, Уффици) Нетрудно заметить, как точно Боттичелли воспроизводит композицию Мадонны учителя Фра Филиппа.

Такие подарки были в то время обычным явлением. «Неоплатоники» искали новую истину, создавали универсальную религиозную систему, сочетающую мудрость Платона и христианские догмы. Изображение Боттичелли прекрасной триады – само воплощение танца. Вот тут-то и можно найти ниточку, ведущую к псевдониму: братья дали Сандро прозвище – «botticelle» («бочонок»). Именно так было принято делать на свадьбах. Образы ее живописи навеяны античной поэзией и имеют мифологический подтекст. В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них— это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью» Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743. Но давайте попробуем.

Несмотря на название «Весна», среди них много тех, что цветут летом и даже зимой. Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. Быть живым, смертным, чувствующим испытывать разные переживания (страх и наслаждение), даже ценой отказа от Божественного бессмертия – на мой взгляд, это и есть основной скрытый смысл послания Боттичелли. Посещая галерею Уффици воФлоренции, следует обратить внимание на одну из самых известных в мире картин под названием «Весна»Сандро Боттичелли. Впрочем, вполне возможно, что между ними было лишь возвышенное, платоническое чувство. Движение Венеры (которую неоплатоники отождествляли с гуманностью, культурой и образованием) направлено от любви земной, олицетворяемой Флорой, к любви небесной, которую символизирует Меркурий – проводник к разуму. В заключение хочется сказать немного и о таких сторонах содержания «Весны», которые были ясны лишь наиболее образованным современникам художника.

Философские версии связаны с неоплатонизмом. Популярность мастера подарила ему возможность изобразить другие мифологические сюжеты, которые, кстати изначально не были предназначены для демонстрации большой аудитории и создавались специально для заказчиков. Но давайте попробуем. Вторая женская фигура в правой части – это момент превращения Хлориды во Флору.

В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них— это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью»6 Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743. Они, крепко держась за руки и создавая неразрывную связь, олицетворяют красоту, целомудрие и блаженство – то, что сопровождает любовь в ее высших проявлениях. Первой красавицей при герцогском дворе в то время считалась Симонетта Веспуччи.

Венеру некоторые поэты прямо отождествляли с Флорой. В той же комнате находились ещё две картины: «Паллада и кентавр» (1482—1483) Боттичелли и «Мадонна с Младенцем» неизвестного автора. Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору – у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»).

Как писал Ауэрбах, уже одно это событие «помогло придать миру новый облик». Об именах и различиях Граций в картине Боттичелли часто дискутируют и сегодня одну из Граций в XV веке в Италиичастоназывали«Вердура» (зелень, молодость). Слева — три Грации и Меркурий, жезлом-кадуцеем, отгоняющий тучи. Их окружает темный фон зелени, который перемежается дробным ритмом цветов и орнаментов. Из-под красной шапочки выпущены обрамляющие лицо прекрасные вьющиеся волосы. Цветущий луг под их ногами напоминает яркий ковёр.

Мир изображенный на картине Боттичелли, необычен и загадочен. Ещё два года в учениках и Сандро ушёл в самостоятельное плавание. Картина Ботичелли «Весна» по-прежнему остается одним из самых удивительных произведений живописи не только эпохи Возрождения, но и всех последующих времен. В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий). В верхнем правом углу картины видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. Вот почему и лица Хлориды и Флоры отличаются даже в мелочах.

На самом деле это богиня цветов и растений Флора. В качестве главных персонажей картины участвуют древнеримские мифологические боги. От его полета согнулись стволы деревьев. Они верили, что человеческое могущество почти подобно божественному.

Картина Сандро Боттичелли «Весна» была свадебным подарком Лоренцо Медичи его троюродному брату Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. Один из них олицетворяет ветер, дух иразум другой — любовь, природу и цветение.

Древнеримский поэт Овидий в поэме «Фасты» писал, что апрель назван по имени Афродиты (греческое имя Венеры). Все персонажи картины реалистичны и вместе с тем необычайно поэтичны.

Однако центральное положение на картине занимает не Флора, а другая героиня – Венера. Над Венерой расположен путто (или Амур) с завязанными глазами, направляющий стрелу в среднюю Хариту. А с правого края художник изобразил и себя. Цепко схватил он бегущую влево нимфу. В стихах на свою судьбу Флора не ропщет, а наслаждается своей участью.

Семя будет томиться в замерзшей земле, подобно Душе, заключенной в физическом теле и утратившей свою божественную сущность. Меркурий (слева) нарциссически красив. В древнеримском календаре, Меркурию посвящался весенний месяц май. Боттичелли воплотил диалектику через композицию. Он называет его "величайшим художником линии из всех, какие только существовали в Европе». «Весна» была начата, когда Боттичелли вернулся из Рима, где создал ряд фресок на стенах Сикстинской капеллы. Здесь мы можем увидеть поляну в апельсиновом саду.

Светские мотивы почти полностью исчезли из творчества мастера. В своем полотне художник зашифровал философию неоплатоников идеи которых активно поддерживал.

Но с тех самых пор картины, особенно «Весна», привлекли к себе немалый интерес со стороны исследователей, ведь в изученных документах, которые удалось найти после 1945 г., «Весну» называют синтезом всего неоплатонического движения, всколыхнувшего итальянское Возрождение. Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору – у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). В заключение хочется сказать немного и о таких сторонах содержания «Весны», которые были ясны лишь наиболее образованным современникам художника. Три фигуры понадобились художнику, чтобы рассказать миф о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает – «зеленая» или «зелень») в богиню цветения. Неудивительно, что есть множество трактовок картины. Третья справа фигура – это уже превращенная Хлорис в ее новом облике.

В нем он призывает строптивого молодого человека устремить взор на Humanitas («гуманность», «человечность») как высшую добродетель. Вернулась она в Уффици в 1919. До 1743 года шедевр Боттичелли принадлежал семейству Медичи. В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них – это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью» Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743. Боттичелли воплотил диалектику через композицию. Движения и жесты в картине, как будто, сразу забываются как теми, кто их совершает, так и теми, к кому они обращены.

Змеи на картине Боттичелли Весна предстают в образе крылатых драконов. Поэтической основой для создания «Весны» послужили стихи из поэмы «Турнир» придворного поэта Полициано, в которых прославлялся Джулиано Медичи и его возлюбленная Симонетта Веспуччи. Четвертой справа, чуть в глубине, помещена на картине Венера. Прекрасные грации нуждаются в охране и её им обеспечивает Меркурий, что находится слева. Некогда юная красавица была не богиней, а нимфой по имени Хлорис. Согласно одной из теорий, Лоренцо заказал портрет, чтобы отпраздновать рождение своего племянника Джулио Медичи (который однажды станет Папой), но передумал после убийства отца Джулио, его брата Джулиано, вместо этого картину завершили в качестве свадебного подарка Лоренцо Пополано, который женился в 1482 году. Любовь, согласно их представлениям, – это путь от земной природы чувства к божественной. Флора стоит рядом с Венерой и сеет розы, цветы богини любви.

В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий). Несмотря на название «Весна», среди них много тех, что цветут летом и даже зимой («Вечной я нежусь весной»). «Весну» связывали также с морализирующим гороскопом, составленным Фичино для Лоренцо ди Пьерфранческо: ему рекомендовалось избрать в качестве путеводителя в самосовершенствовании планету Venus-Humanitas (человечность), наделенную всеми нравственными достоинствами и указывающую путь к высшим сферам. Мы бы и не догадались, что это Венера, если бы над ее головой не парил в воздухе Амур с луком и огненной стрелой (Амур – сын Венеры). Движением правой руки, словно остановленным в воздухе, благословляет Венера группу Граций.

Центральную занимает образ Венеры – богини любви, благословляющей все происходящее вокруг. Мгновения, как и линии, перекликаются между собой, но не связываются, а разобщаются. Вот в правом верхнем углу видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. Позы Харит напоминают позы дочерей Иофора с фрески Боттичелли «Сцены из жизни Моисея» в Сикстинской капелле. Стройные фигуры с удлиненными, плавно изгибающимися формами сплелись в ритмической последовательности кругового движения.

Дружба, любовь, зарождение жизни (тема образа Флоры), опека (символ жеста Венеры), восхождение мысли в заоблачные выси (тема Меркурия) — все образы представлены художником в тесной взаимосвязи. Дружба, любовь, зарождение жизни (тема образа Флоры), опека (символ жеста Венеры), восхождение мысли в заоблачные выси (тема Меркурия) — все образы представлены художником в тесной взаимосвязи. У каждой фигуры «Весны» свой горизонт. Библейские сцены изображены на фоне роскошных пейзажей, где то и дело возникают силуэты строений Древнего Рима (например, Арка Константина в последнем эпизоде), а также настойчиво повторяются детали, означающие дань уважения к заказчику – папе Сиксту IV из рода делла Ровере: его геральдический символ – дуб и сочетание желтого с голубым – цветов герба делла Ровере использованное в одеянии Аарона в последней картине. Картина висела над софой, называемой летуччо. И для этого у нее было все: она была красивой, знатной и замужней женщиной и умерла молодой (в 23 года от туберкулеза).

Сюжет картины «Весна» Сандро Боттичелли заимствовал сразу у двух древнеримских поэтов – Овидия и Лукреция. Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору— у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). Своя история на картине у бога ветра Зефира, который преследует нимфу Хлориду. В Весне Боттичели создал живую сцену, основанную на нескольких литературных и исторических источниках, включая «Фасты» Овидияи «О природе вещей» Лукреция.

Здесь он провёл три года, а потом перешёл в мастерскую Андреа Верроккьо. Удивительный колорит произведения Сандро Боттичелли «Весна» словно соткан из благоухающих цветов, которыми щедро осыпает землю ее героиня. Архитекторы, скульпторы и художники создавали ошеломляющие шедевры по заказу Медичи. Боттичелли призывает обуздать свои «дикие» желания, влечения, которые ассоциируются с Зефиром, отказаться от них и так получить бессмертие.

«Весна» должна была висеть над инкрустированной софой-ларем – леттуччо. Венера в боттичеллиевской «Весне» скорее всего символизирует не просто любовь и красоту, а «гуманитас» – достойную принадлежность к человечеству, человечность. Деревья склоняют ветви, образуя сферу, в которой и стоит Мадонна-Венера. Всё происходящее на картине лишь ее окружение. Недалеко от дома Боттичелли находилась больница Сан Мартино делла Скала, где в 1481 году художник написал на стене лоджии фреску Благовещение (Флоренция, Уффици). И, конечно, это породило особое искусство. Почти как и все великие люди, Боттичелли был забыт на несколько веков после своей смерти.

Имя Хлорис происходит от белого цвета и символизирует чистую Душу. Следующую, центральную группу образует в одиночестве Венера, богиня садов и любви. Кажется, будто это просвечивают сквозь ткань цветы, растущие на лугу. В 1982 году картина подверглась реставрации. На художника увещевания произвели неизгладимое впечатление.

Каково же содержание картины. Над Венерой расположен путто (или Амур) с завязанными глазами, направляющий стрелу в среднюю Хариту. Движение в картине устремлено справа – налево. Венерунекоторыепоэты прямо отождествляли с Флорой. В 1464 мастер начал учиться у художника Филиппо Липпи. Согласно Гесиоду, это Аглая («Сияющая»), Ефросина («Благомыслящая») и Талия («Цветущая»). С этого времени и начала расти ее всемирная известность.

В глубине композиции Венера в нарядном платье стоит в меланхолической задумчивости. В центре картины — Венера богиня любви и парящий Купидон. Флорентийцев околдовала эта история, весь город стал считать Симонетту своей королевой.

Картина висела над софой, называемой летуччо. В 1815-м она попала в галерею Уффици. В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них— это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью»6 Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743. Сколь приятна для любования. В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий). Задумал Зефир насильно взять её в жены и преследовал постоянно.

А Византийская империя, оказывавшая влияние на итальянский полуостров и граничившая с Грецией, сохраняла особую форму, характерную для «античного периода», вплоть до XIV–XV вв. Его сюжет повествует о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает «зеленая» или «зелень») в богиню цветения, т. е — о весеннем цветении природы. Он словно хочет избавиться от того, что облаками движет, – от ветра. Деревья уже покрыты спелыми плодами, а луг еще только пестрит весенними цветами. «Спящая Венера» что как отмечают комментаторы, ассоциируется одновременно и с христианской темой Крещения и с сюжетом «Коронования Девы».

Фигуры расположены волнообразно. Философские версии связаны с неоплатонизмом. Картины столь больших размеров не были новы для особняков высокопоставленных лиц. Некоторые позы и фигуры были позаимствованымастером из греческой скульптуры. Ботаники насчитали более 500 цветов («нет и числа их числу»), относящихся к более чем 170 видам.

Боттичелли вложил в работу и философский смысл. На самом деле, это — богиня цветов и растений Флора.