Врубель Гамлет И Офелия
Словно автор пытался передать противоположности двух темпераментов. С порога повела себя радушным другом. Действительно. сказок и опер Н. А. А в дневнике готовившего этот вечер руководителя академического хора И. Ф. Тюменева осталась запись о том, что Михаил Врубель «подал мысль прочесть когда-нибудь полное поэтическое произведение, например Демона, с художественными и музыкальными иллюстрациями».
Однажды, подойдя к спуску в овраг, Врубель заметил рисующего подростка и, разумеется, подошел взглянуть. Сам потом, когда леса сняли, удивился, как точно всё сошлось. Столовался Врубель в скромной соседней траттории. Изображенные на картине персонажи наделены абсолютно разным характером. Руководитель Абрамцевских керамических мастерских (с 1890). Множеством притягательных для Врубеля черт обладала эта женщина. «Между художниками Врубель, конечно, первенствовал.
Историк искусства, археолог, профессор Петербургского университета, он в 70-х годах активно выступал и как художественный критик в журнале «Пчела». Врубеля он назначит ламой (травоядный лиризм врубелевской внешности в другом варианте юмористического зоосада Серова был представлен образом «каменного барана»)— и тот артистично, одним поворотом головы продемонстрирует сходство своего профиля, пышной волнистой шевелюры, пухлого выступа верхней губы и темных глаз под светлыми ресницами с верблюжьим силуэтом, томным взглядом грациозной альпаки. За той эпохой закрепились синонимы «тяжкой поры», «кризисных сумерек», но отчего же. Не поверить, что когда-то это был главный в лагуне, процветающий торговый город.
- Сообщество «Сообщество любителей литературы»
- арт-сообществоИСКУССТВОбезГРАНИЦ
- Русский музей Дополненная реальность
- Описание картины Михаила Врубеля «Гамлет и Офелия»
- Сочинение по картине Врубеля «Гамлет и Офелия»
Содержание картины Испания (1894, ГТГ), возможно, навеяно оперой Кармен, которую Врубель очень любил и считал эпохой в музыке. Наверное, при иных обстоятельствах Серов так же полюбил бы тихую строгость, неговорливую стойкость своей «беленькой-беленькой голубки» (женщин «с нажимом» он, по рассказам матери, не переносил). Александр Михайлович переживал. Никак у человека не выходит примирить чувства и с «бесконечным» и с догматом, религиозным ли, научным ли. Интерьер никакого внимания к себе не привлекает.
Сами устои в нем подлежали оформлению. Напротив: экспрессии хоть отбавляй. Получив деньги, Михаил Александрович устраивал общую обильную трапезу. В колорите картины – контрасты. Известны его работы «Английское искусство» (The Art of England), «Художественный вымысел: прекрасное и безобразное» (Fiction: Fair and Foul), «Современные художники» (Modern Painters), статья «Прерафаэлитизм» (Pre-Raphaelitism) и др. Стало быть, весь текст следует понимать в духе кантовской философии, читая «бесконечное» как абсолют мира вещей в себе и тем самым несколько проясняя волновавший художника извечно присущий сознанию сложный конфликт страстей интуитивных ощущений абсолюта и нормативных средств мышления. Изображенные на картине персонажи наделены совершенно разным характером.
- Сочинение по картине Врубеля Гамлет и Офелия
- Гамлета («Гамлет» Блока «Гамлет и Офелия» Врубеля)
- Клуб любителей творчества Шекспира
- Шекспир в живописи: «Гамлет», «Ромео и Джульетта», «Король Лир»
- Из Википедии — свободной энциклопедии
- Картина Гамлет и Офелия – Врубель Михаил
Да ведь до них несколько верст. Талант художника Прахов прекрасно оценил. Адриана Викторовича Прахова отличало пластичное единство духовности и прагматизма. Разумеется, это вид благотворения.
Или понадобилось, скажем, написать композицию из двух фигур ангелов на плоскости, перерезанной настилом плотно прижатых к стене строительных лесов. Миша, к сожалению, смотрит на это иначе, говоря, что он рассчитается с благотворителями (Папмелями, Валуевыми, Кенигами и прочими) в будущем. Не случайно первая картина Врубеля связана с трагедией Шекспира: это Гамлет и Офелия (1884, ГРМ). Бурная случилась весна.
Жизнеподобие (лидирующий элемент античной классики) сокращено почти до схемы, зато на первый план выведен скрытно организующий любую форму ритм. Не уцелело ничего: ни его исповедей, ни ее ответов. В частности, вновь тогда накатил на Россию вал гамлетизма. Да, однозначно.
С той же твердостью, с какой он заявлял: «Принципов у меня мало, зато я их крепко придерживаюсь». Напротив, тоже сочла себя теперь совершенно свободной. Взгляд его теперь направлен не на зрителя, а внутрь себя, сумрачно, напряженно и нерешительно.
Характерна поездка к Герцену, у которого молодожены Симоновичи надеялись получить указания относительно первостепенно нужной деятельности (предполагалось, видимо, нечто вроде печатания нелегальной литературы). Символичность черепа преображает его. В столовой было не до мумий. Дом очаровал.
Не покидает ощущение, что на Шекспира Врубель смотрит через призму лермонтовского «Демона». Больно, горько до слез. Это не его горе. Момент, когда Серов ввел друзей в круг родни, был для семейства трудным. Эмоциональные потрясения за последние годы оставили свой след на Аляске. Предложение было достаточно лестным и сулило довольно солидный заработок. Не увлекся Шекспиром, кажется, только Лев Толстой. – Не хочешь прогуляться с нами.
Последний бешеный всплеск энергии, последнее сверхусилие – и потом изнеможение, срыв. Однако как раз материнства Эмилии Львовны Врубель вопреки реальности замечать не хотел.
В центре сюжетной линии всего лишь два персонажа, другие детали на холсте отсутствуют. Уверенность не оттого, что родовит, что его дядя владелец несметных, нажитых на железнодорожных концессиях капиталов, а отец член Государственного совета, сенатор (хотя баронский титул и огромное наследственное состояние неплохо помогают избавиться от робости). Осенью 1886 года А. М. Врубель сам приехал в Киев проведать сына и его опасения подтвердились: «Миша здоров (по его словам), но на вид худ и бледен. Юные лица двоюродных сестер неоднократно вдохновляли кисть Серова, так что можно наглядно убедиться в достигнутой телесно-психической гармонии по-разному милых и миловидных, на живописных портретах непременно прогретых летними лучами и словно светящихся благородной сдержанностью Ольги, Нади, Ляли Но первым в памяти, конечно, портрет сидящей в кружевной тени под липой Маши — «Девушка, освещенная солнцем», символ новой красоты, достоверно зарифмовавший очарование с интеллектом, девичью прелесть с интеллигентностью. Исследуются точный состав и взаимодействие красок, грунтовок, лаков, растворителей и т. п. Результаты докладываются на специальных чтениях в Академии художеств, публикуются затем в «Вестнике изящных искусств».
На вечерах у Симоновичей, когда одни читали вслух, другие музицировали, третьи лепили и рисовали, Михаил Врубель, как запомнилось Валентине Семеновне Серовой, частенько «чертил византийские лики». Все корифеи европейских академий, в том числе русской, на его взгляд, упрощали и огрубляли Рафаэля, все их трактовки рафаэлевских заветов не более чем «переделки Гамлета Вольтером». Тот дядя Вольдемара, чьи роскошные затеи до сих пор восхищают жителей Ниццы, на сказочной своей вилле «Долина роз» завел личный оперный театр, куда баснословно богатый меломан Павел Григорьевич Дервиз приглашал первых солистов Европы. Поклеп — Праховы в свое время поженились по взаимной страстной любви. А что же, спрашивается, плохого в цветниках западной культуры, которые отлично прижились на русском грунте. Однако ничего не перепутала Валентина Семеновна.
Будь этот «Гамлет» написан после приобщения к системе храмовых росписей, мы бы уверенно сказали, откуда в трактовке героя, шекспировского мученика рефлексии, крупный статично-фронтальный план и взгляд в упор, — ясно же, от иконы. Чуть разговорчивее он был с Лилей. В 1879, окончив ун-т, Врубель поступил в Академию художеств, где пробыл четыре года. Его девиз был: Il vero nel bella (Истина в красоте). Особенно примечательна акварель Голова Демона.
Центральное место экспозиции занимает картина Михаила Врубеля «Гамлет и Офелия», созданная художником в 1884 году. Во всяком случае, со шпагой или без нее, красивый эпизод, в основе достоверный безусловно. С. Пушкин на акте в лицее 8 января 1815 года» Репина, «Северная идиллия» Коровина, «Портрет инженера путей сообщения С. П. Чоколова» Серова, «Думы» Нестерова, «Зеленый шум» Рылова, «Птичий базар» Кузнецова и другие. Их малоискусными руками фрески прописывались сверху по сохранившимся контурам (по «графьям») теперь такой способ был бы сочтен варварским.
Талант Михаила АлександровичаВрубеля был на редкость многогранным. Из четырех фигур сохранилась лишь одна, три остальные дописал Врубель. вот это-то в то время и могло меня более всего поразить. Наилучший момент напомнить себе и окружающим, чье сердце она когда-то покорила, кого повергла к своим ногам.
Начнут читать стихи — Врубель поразит оригинальным чтением Лермонтова. Кое-что о Византии Врубель, конечно, знал как-никак история была его коньком. С первого взгляда трудно разобрать, что изображено: глаз ослепляет переливающаяся мозаика драгоценных частиц, озаренных вспышками голубоватого фосфорического света, как если бы мы действительно вошли в пещеру, сокровищ из «Тысячи и одной ночи». Напротив «Страшного суда», в контраст с его кишащей многолюдностью, одиноко возносится над алтарем Санта-Мария-Ассунта. Ничто, кажется, не мешало. Дружба эта крепилась страстью к живописи, к акварели.
Чистякова (курс не окончил). На картине «Офелия» Милле они тоже присутствуют. И. Грабарь полагал, что Врубель в русском искусстве занимает своеобразное место. Незаурядная музыкантша, она концертировала вместе с Листом во время его гастролей в Киеве.
Гармоническое соединение фантастического и реального видим и в картине Царевна-Лебедь (1900, ГТГ). Но тайной, болезненно переживавшейся самим Врубелем. В частности, вновь тогда накатил на Россию вал гамлетизма. Работать бы да работать с таким виртуозом. Варварство, на современный взгляд. Но глубокий поклон Прахову за вольность.
Дефицит трогательных воспоминаний даже побудил мемуариста, восхищаясь серовским умением видеть и передавать цвет («нечто подобное абсолютному слуху»), оттенить этот дар сравнительным несовершенством врубелевского колористического зрения. Они с Эйприл до сих пор не до конца свыклись с разводом родителей. Никаких следов киевского «Демона» до нас не дошло – художник его уничтожил, все ныне известные «Демоны» сделаны значительно позже.
А близнецы еще какое-то время постояли у могилы. Воздействие сильнейшее. На ней принц датский и его возлюбленная предстают в момент напряженного диалога. От пола до потолка, в пять ярусов узловые звенья темы (воскресение мертвых, отделение праведных от грешных, образы ада, рая и т. д. ). В мемуарах бродит и версия о том, что Дмитрию Алексеевичу Милютину, «последнему фельдмаршалу России», она приходилась лишь племянницей, являясь дочерью то ли его брата, то ли сестры, во всяком случае, ее «милютинское» происхождение было широко известно и этого вполне хватало сплетникам, не видевшим в женитьбе Прахова иных причин, чем то, что брак с Эмилией Лестель-Милютиной открывал доступ к высочайшим сферам.
Таким образом, внимание зрителя сконцентрировано только на фигурах. На взгляд ничего не стоит распределить персонажей, так сказать, по жизненным ролям.
Первые вполне самостоятельные произведения Врубеля относятся к 1884-1885 годам. К тому же лермонтовский отсвет на фигуре славного военного реформатора: соученик поэта по Московскому университетскому благородному пансиону, Дмитрий Милютин, редактируя там рукописный журнал «Улей», стал первым публикатором ранних стихотворений Лермонтова. В «Вешних водах» героя накрывает вал необоримой плотской страсти, а чувство Врубеля к Эмилии Львовне. Он тосковал. Живой предстает страна, в которой кипят пылкие чувства, сильны и любовь и ненависть.
То есть сначала не Врубеля конкретно, поначалу просто подходящего молодого живописца. Вспомнить хотя бы петербургские вариации его «Гамлета». Бессознательно, быть может иконное влияние уже сказалось. Это не его горе. - Да, пожалуй, – обреченно согласился юноша.
Возможно, да, но сам-то Гамлет в Клавдии дьявола не видит. В 1889-1904 жил в Москве, затем в Петербурге. ун-та и посещал вечерние классы Академии художеств. Отговорки, конечно (какая девятнадцатилетняя девушка перепутает влюбленность поклонника с его нравственными исканиями) и участливая сердечность Маши Симонович. Узнав об очередной измене мужа, Эмилия Львовна гневно покидала дом. Мамонтова. Клубок распутывает лишь всесильный, покрывающий все распри (всю «перепутанность понятий») императив, который надо расслышать и принять.
Удивительно вовремя приятелей осенило вместе писать натурщицу у него в мастерской. Раньше думали, что художник делал подготовительные этюды с душевнобольных (Кирилловский храм находился на территории психиатрической лечебницы), но это неверно: сын А. В. Прахова Н. А. Прахов называет поименно ряд лиц, которые узнаются в «Сошествии», – киевские ученые, священники, археологи, среди них сам Адриан Викторович Прахов.
Всё дело в перемене мест известных, непременных изобразительных слагаемых. В 1889-1904 жил в Москве, затем в Петербурге. Домыслы киевлян, которым широко распахнутый дом Праховых заменял «Санта-Барбару», можно не принимать во внимание. Строятся планы.
Оставшись после смерти мужа фактически без средств, Валентина Семеновна попыталась выхлопотать часть доходов от постановок его опер «Юдифь» и «Рогнеда» на воспитание сына (раньше о том же безрезультатно хлопотали А. К. Толстой и Тургенев), успеха не добилась, не сдалась, по черновикам завершила оперу мужа «Вражья сила», собрала четыре больших тома его критических работ. Картина «Гамлет и Офелия», написанная в 1888 году, выполнена в характерных для художника холодных тонах. Мемуары эти не без поздних лукавых поправок, писались они в годы, когда хотя и не сложились еще методы настоящей научной реставрации, но упоминать о чересчур вольных вторжениях в пространство древних росписей было уже неприлично и потому акцент у Прахова как раз на собственной борьбе, в ходе которой «удалось отстоять у духовенства, хозяев церкви, право на сохранение этих фресок в полной неприкосновенности, без реставрации и дорисовок». Преданность мужу, с которым ей посчастливилось составлять «одну душу», ничуть, однако, не растворила ее в личности супруга и учителя.
Мы позвоним вечером, ладно. Ах. Масса фигур, застывших, плоских и разного размера в разных группах.
Смерть в эстетике атеистического сознания — явление безобразное, ужасное и низменное. Грусть и печаль пронизывают всю ее фигуру, ее взгляд поник, а глаза полузакрыты. За чайным столом несколько молодых людей, группа детей.
Сам череп на картине — это тоже не артефакт человека, а символ открытия переменчивости, тленности земного, которое переживается не абстрактно, как раньше (кто с детства не знает, что все люди смертны. ), но конкретно-чувственно, а от того открывается словно впервые. Так что зимой готовился к работе в Киеве. Подобного собрания гостей Врубелю видеть еще не приходилось.
Да вроде бы и незачем. В статьях под псевдонимом «Профан» Прахов с большим литературным блеском и темпераментом пропагандировал искусство передвижников. Художник Русской частной оперы С. И. Быть может, причина этого — незаурядные дарования натурщицы. Портрет Сюзанны Райхенберг» Люсьена Леви-Дюрмэ (1900), «Офелия» (1900–1905), «Офелия с цветами» (1905–1908) и «Офелия или словно ребенок» (1905) Одилона Редона, «Офелия» Маргарет МакДональд Макинтош (1908), «Офелия» Анри Жерве (до 1910. ), «Офелия» Карло Леви (. ), «Снежная Офелия» (1997), «Подмосковная Офелия (Офелия на Протве)» (2000) и «Офелия будет жить. » (2006) Дениса Жукова, «Офелия» Марины Поспеховой (2006), «Офелия» Андрея Аранышева (2007).
Ему конечно же были известны посвященные Шекспиру и специально «Гамлету» эссе открывшего ему кантовский космос Куно Фишера. Исчезли ее письма (может, позже она попросила их вернуть, может, он сам в тяжелую минуту их уничтожил). Мне угрожает ветер, который может снести меня в воду и познакомить с впечатлениями тонувшей Офелии, а также возможность (впрочем, маловероятная) полного исчезновения по вине прожорливых мух.
Решение, однако, вынес Петербург. В общем, это был молодой венецианец с картины Тинторетто или Тициана». Но зачем нарядился вдруг венецианцем, ясно: необходимость войти в образ, в атмосферу данного этапа жизни и творческих трудов.
«Отстоять» благородную древность от вторжения вульгарности не удалось. Подобно мастерам Возрождения, работал во всех видах искусства. Одну из самых интересных его статей, посвященную Шестой передвижной выставке 1878 года (собственно, двум экспонатам – «Кочегару» Ярошенко и «Протодьякону» Репина), не пропустила цензура.
Все содержавшиеся там наброски, зарисовки, тщательно вырезав, наклеила в альбом — не лишила нас, зрителей изобразительной хроники венецианских трудов и дней художника. В контакте с Византией прояснялось что-то, к чему он пытался пробиться самостоятельно.
Расплатился в гостинице, объясняясь знаками, как глухонемой и поехал. Самому Адриану Викторовичу вплотную заниматься ими было невозможно. Юное поколение, унаследовав дружбу родителей, тесно общается, а занятый только наукой немолодой ученый весома далек от них. В настоящее время произведение искусства находится в Русском Музее в Северной столице. А любопытно, между прочим, как Врубель объяснял портным фасоны подобных своих костюмов сам, что ли их кроил, как Гоголь свои жилеты.
Но, поскольку это именно итоговые выводы, отложим их до весны, приведем под конец главы. Сообщить об этом тем более приятно, что сам он тут несомненный лидер. – глупый вопрос, но юноше хотелось поддержать мать. Работа, слов нет, виртуозная. Окончил юридический факультет Петербургского университета (1880). Стены гостиной сплошь в картинах и этюдах знаменитостей.
Кто бы удержался от использования (в чисто научных целях, разумеется) столь бесценных «биографических источников». Без иконостаса (как было принято в церквях во времена киевских Ольговичей) все равно в действующем храме не обошлись бы. Брюсова. В роли Гамлета позировал теперь Серов, в роли Офелии — милая Маша.
весь в черный бархатный костюм, в чулках, коротких панталонах и штиблетах. Он словно не находил себе места – то принимал решение уехать из Киева (и действительно на несколько месяцев уезжал в Одессу), то возвращался опять его потянуло к хмельному «кубку жизни», он бурно увлекался какой-то заезжей танцовщицей, много пил, жил неустроенно, лихорадочно, а к тому же еще и жестоко бедствовал, так как денег не было, отношения же с Праховым стали более холодными и далекими.
Без подпитки скрупулезным изучением натуры вянет страсть живописца, усыхает родниковый «ключ живого отношения». Сюжет, отображающий жизнь «глубоко и всесторонне», во врубелевской жанровой картине был взят из мира (догадайтесь-ка с трех раз) из мира литературной классики — «Гамлет», точнее «Гамлет и Офелия». Репина занимался акварелью.
А не сверкни у Прахова идея вместо высокого, заслонявшего лучшую часть старых росписей иконостаса «соорудить одноярусный, мраморный иконостас в византийском стиле», сделать алтарную преграду низкой, с одним рядом из четырех больших икон, так — страшно и представить. У Гёте это узнающее собственный внутренний код и потому необоримое притяжение обозначено заглавием «Избирательное сродство» и, между прочим именно при чтении этого романа юный Врубель проникся к Гёте «самым глубоким восторгом». Это отвечает и духу романтизма (того направления, в котором творил художник) и духу эпохи Возрождения, в которую жил У. Шекспир.
Часть своего жалованья наставница оренбургских институток «чудный человек Нюта» ежемесячно отправляла брату в Петербург. Дальше было еще смешнее. «Старинный венецианец» в самый раз. Женщина — вертлява, пестро сметлива и потому реальна во всех своих взглядах на жизнь». Потребовалось новое, принципиально новое искусство.
Создается впечатление, что он ушел в свои мысли и ничего вокруг не замечает. Наверное и Врубель читал именно этот, не очень складный, зато точный перевод: «Высокое достоинство долга не имеет ничего общего с наслаждением жизнью оно имеет свой собственный своеобразный закон и свой собственный своеобразный суд если бы то и другое захотели встряхнуть так, чтобы смешать их и как Целебное средство предложить больной душе, они тотчас же разъединились бы сами собой если этого нет, то первое не имеет действительной силы если бы физическая жизнь приобретала некоторую силу, то безвозвратно исчез бы моральный закон». Безумно жаль утраты. В блоге А. Парашутова можно найти страницу «Образ Офелии в мировой живописи» (Парашутов, 2008: Электронный ресурс), на которой представлено 39 картин по мотивам «Гамлета», среди которых большую часть занимает изображение смерти Офелии или ее предсмертного состояния.
А почему нет. Отец художника был в тревоге: сыну уже тридцать лет, университетское образование, художественное образование, «таланту бездна», а между тем ни имени, ни обеспеченного положения – ни кола, ни двора. Удивительно вовремя приятелей осенило вместе писать натурщицу у него в мастерской. Редкостная простота по-настоящему высокого тона. Вечера проводили мирно в моей семье.
На мой взгляд, Гамлет не может править, так как он философ. В 1870-1890-х совершил многочисленные поездки за границу. Неординарная дама. Клубок распутывает лишь всесильный, покрывающий все распри (всю «перепутанность понятий») императив, который надо расслышать и принять. Названная «невыразимо печальной», она уходит от земли, как бы истаивая и прощаясь с миром тяжелой, четко обрисованной слезой.
Так в Киеве никто не одевался и это-то и произвело на меня должное впечатление. Окончил юридический факультет Петербургского университета (1880). Входил в Абрамцевский кружок, член Московского товарищества художников, Мира искусства, член-учредитель Союза русских художников (1903). Сначала кажется — ошиблась, спутала мемуаристка. Монументальное многофигурное «Сошествие» писалось им прямо на стене, без картонов в размер, без какой-либо эскизной композиции, лишь изредка в процессе работы отдельные детали уточнялись набросками на клочках бумаги.
К Прахову везде тянутся преданные искусству соотечественники. И Врубель уже понимал, за счет чего. Сосредоточенно серьезный аналитик, трудяга, поклонявшийся искусству, он, не умея развлекаться приятельской болтовней, соответственно настраивал стиль переписки. Взгляд героя устремлен в сторону. Подлинный Рафаэль велик ибо «он глубоко реален».
Отданная другому невеста приняла яд. Но не стоит преувеличивать измышлять многозначные параллели. Дай Бог, но ведь будущее неизвестно». Прежде он был, казалось, довольно равнодушен к «родной почве»: она была чем-то само собой разумеющимся, незамечаемым, замыслы черпались из всемирных источников: античность, Гамлет, Фауст. В рисунках к «Моцарту и Сальери» (1884 год) Сальери выглядит мелодраматическим злодеем. Но косвенным родством перепутья Михаила Врубеля и Менделеева не ограничились.
Вызывать плотников, разбирать-собирать доски долго, хлопотно и дорого. Ни сюжет, ни размеры, ни даже чем должна быть написана картина не определено. Каждый год в один и тот же день они приходят сюда. Но последний остановил свой взгляд на сюжете из пьесы «Гамлет и Офелия».
– Не беспокойся обо мне так сильно. Недаром ведь «создание мечты» юному Лермонтову увиделось «с глазами, полными лазурного огня». – Да, пожалуй, – обреченно согласился юноша.
Увезено было все что возможно, включая тесаный камень разобранных городских строений. Грянувшая, ни следа не оставившая от влюбленности в Машу Симонович, роковая страсть. В образе Гамлета четко видны сосредоточенность и даже некоторая отрешенность. Ах, этим бы весельем, этой свежестью взбодрить родимое искусство.
Представим себе художника на пределе сил, упорно остающегося с глазу на глаз с «духом зла» им созданным, но уже от него отделившимся, зажившим отдельной от него жизнью представим, как он каждое утро вступает с ним в борьбу кистью, стараясь подчинить его своей воле, – это ли не материал для трагической легенды. Идеал любви и семейной жизни был для него ясен — вот так, как здесь, на Кирочной. Творчество прерафаэлитов поддержал английский писатель, художник и критик Джон Рёскин. «Разумное» в их деятельности (от конкретных методов дошкольного воспитания до критики религиозной основы теории Фребеля, перетолкованной в современном духе верований социальных) прочно крепилось «добрым и вечным» — искренним патриархальным чадолюбием. Так прошло еще десять лет.
Одно в точности засвидетельствовано реалиями врубелевской биографии: увиденный когда-то особенный взгляд Праховой — это вскинутое лицо с омытыми страданием необыкновенными глазами — без преувеличения перевернул и жизнь Врубеля и его искусство. Но еще интереснее, что в обнаруженном у Симоновичей «богатейшем наборе симпатичных лиц» наибольшую симпатию Врубеля (ну, кроме юной Маши, разумеется) вызвала именно она — исповедовавшая полярные ему взгляды, некрасивая, немолодая, дурно и небрежно одетая, сама у себя не находившая ничего женственного Валентина Семеновна. Наверное и Врубель читал именно этот, не очень складный, зато точный перевод: «Высокое достоинство долга не имеет ничего общего с наслаждением жизнью оно имеет свой собственный своеобразный закон и свой собственный своеобразный суд если бы то и другое захотели встряхнуть так, чтобы смешать их и как Целебное средство предложить больной душе, они тотчас же разъединились бы сами собой если этого нет, то первое не имеет действительной силы если бы физическая жизнь приобретала некоторую силу, то безвозвратно исчез бы моральный закон».
Одной из таких является написанная в 1884 г. в студенческие годы художником картина «Гамлет и Офелия». Входил в Абрамцевский кружок, член Московского товарищества художников, Мира искусства, член-учредитель Союза русских художников (1903). Здесь преобладают трагические элементы и размышления героев. Дабы художнику потом было «свободнее в определении своей судьбы».
Стало быть, весь текст следует понимать в духе кантовской философии, читая «бесконечное» как абсолют мира вещей в себе и тем самым несколько проясняя волновавший художника извечно присущий сознанию сложный конфликт страстей интуитивных ощущений абсолюта и нормативных средств мышления. Культура Прахова была ценнее его не самых возвышенных свойств. Несмотря на непростой характер, они всегда считали и продолжают считать ее своей семьей. В Киеве реставрировал фрески Кирилловской церкви (1884-1885) и работал во Владимирском соборе: создал эскизы фресок (1887, не осуществлены), писал орнаменты (1888-1889). Была и еще причина, почему Врубелю хотелось поскорее вернуться в Киев.
Впрочем, отсылка едва ли годится. В голове, мол, не укладывалось, что ею, «простой и наивной девочкой», мог заинтересоваться «этот блестящий художник, умный человек со светским лоском». Терпеливый добряк Николай Бруни часами больше позировать не мог, так как приступил к своей конкурсной программе на малую золотую медаль соученица Диллон, которая «невозможно пудрится и имеет отвратительный лиловый оттенок на фоне гобелена», тоже была отставлена.
Конечно, у Врубеля было преимущество. В свою очередь, Блок, говоря о единственной, случайной, на улице, встрече со странным незнакомцем, оказавшимся боготворимым им Соловьевым, опять-таки выделил упавший на него взгляд «бездонной синевы», в котором светился чистый дух, не ведающий пространств и времен. Удачная фотография. Рядом с главным героем находится Офелия.
Не утративший, видимо, памятной друзьям юности «грациозной хохлацкой ленцы», Николай Иванович передоверил руководство реставрацией одному из своих старших, прилежных учеников, Николаю Глобе. Для Терещенко Врубель взялся написать картину «Восточная сказка», но сделал только эскиз акварелью, да и тот порвал, когда Э. Л. Прахова отказалась принять его в подарок. Однако чем, как не гармонией, пленяет удостоенная-таки малой серебряной медали композиция «Обручение Марии с Иосифом», перед которой всегда толпа учащихся. Врубель написал на стенах несколько фигур ангелов, голову Христа, голову Моисея и, наконец, две самостоятельные композиции – огромное «Сошествие святого духа» на хорах и «Оплакивание» в притворе. А. В. Прахов, в тесном общении с которым (и с его семьей) Врубель провел пять киевских лет, был известен в художественных кругах. Схема ее — полукруг апостолов, чьи золотые нимбы соединены с эмблемой Святого Духа зонтом лучей наподобие связки воздуходувных шлангов, — древневизантийского происхождения, а конкретно взята с рисунка на чеканном складне из старинного тбилисского армяно-грузинского монастыря.
Отец описывал неоконченное полотно в том же письме, говоря, что Демон показался ему «злою, чувственною, отталкивающей пожилой женщиной». Периодически встречаясь с Валентиной Семеновной (каждую субботу приезжать из новгородской деревни к сестре в Петербург ей было затруднительно, однако дважды в месяц она все же сюда добиралась), он обнаружил, что ему не так уж чужд ее своеобычный социально-возвышенный настрой. Вечно окруженный поклонницами Адриан Викторович нередко поддавался грешным соблазнам. – Не хочешь прогуляться с нами. С посланиями Михаила Врубеля Эмилия Прахова поступила решительно. Небезынтересный штрих — сверстники, соученики, давние знакомцы Врубель и Савинский обращались друг к другу по имени-отчеству («дорогой Михаил Александрович», «милый, милый Василий Евменьевич»).
Она предъявит современный достойный извод рафаэлевского реализма. А через несколько лет оба уже в Европе. 1870-е годы.
Тут затоскуешь. Врубель Михаил Александрович (1856, Омск – 1910, Санкт-Петербург)Художник, график, скульптор, мастер прикладного искусства, художник театра, монументалист. Академик Императорской Академии художеств (с 1905). Родился в Омске. Герои являют собой контраст переживаний. «. Таким образом, внимание зрителя сконцентрировано только на фигурах.
И они будут навещать ее и искренне скорбеть у могильной плиты. - Мам. Черты лица Гамлета наделены строгостью. музей русского искусства, Киев). И снова пошли споры на тему «кому поручить. ». В образе Гамлета четко видны сосредоточенность и даже некоторая отрешенность. Лермонтов в его сознании жил постоянно.
Эта картина Врубеля откровенно о нем самом. Ни мемуаров, ни письменных доказательств завидного женского триумфа. Теперь Гайдуку поручалось под опекой Врубеля исполнить для школы серию образцовых натурных этюдов и ряд копий с шедевров венецианской живописи.
Где же еще было искать желанную подругу. То и дело посматривал на часы и на свой проездной билет. Сказано только, что написать картину в 200 руб. Сгубил город избыток илистых наносов.
Стоны поистине гамлетовской одинокой тоски. Но иллюстрации Врубеля не могут быть сведены к субъективному комментарию. Гавань превратилась в зловонное болото, жители сбежали от повально косившей малярии. В нем поднимался богоборческий бунт. Достойное решение.
также: «Гамлет» Бориса Пастернака, 2002). Ежедневно тысячи проблем.
Однако ничего не перепутала Валентина Семеновна. Если честно, не очень. Офелия на холсте — сама кротость, нежность, ни тени кокетства. Затруднительно казалось определить происхождение его стиля, его индивидуальной манеры. Рассматривая лицо Офелии на картине Дж.
Эмоциональные потрясения за последние годы оставили свой след на Аляске. Он воплощение мрачной покорности судьбе в чудесном врубелевском рисунке тушью и акварелью и кажется, «Гайдук накуксился» не столько из-за спитого чая, как поясняет подпись, сколько от путешествия с непредсказуемым опекуном. Над образом самой Офелии Милле работал в лондонской квартире. Гамлет же здесь, теснее прижав к груди рисовальный альбом, замер в тревожных сомнениях.
Востребованная фигура. Отставленного архитектора Беретти сменил другой столичный корифей, Рудольф Бернгард. Не позволила посторонним глазам жадно шарить по сокровенным строчкам. Кого-то из временных опекунов Серов искренне полюбил, кого-то навек возненавидел. — не возник бы повод для приглашения в Киев Врубеля.
Особенно сдружилась молодая чета Врубель с близкой им по культурным интересам семьей другой сестры Дмитрия Менделеева, Екатерины, вышедшей замуж за крупного местного чиновника Капустина. «Византийские лики», труды в древних киевских храмах — это же позже, это следующий этап. Он рисует сцены больничного быта, портреты врачей, пейзажи. Михаил Александрович весело, мило шутил со всеми и отправлялся к себе в мезонин. Тургеневская тема — смотри повесть «Вешние воды». Опустив голову в скромном уборе, стоит рядом руки (одна опущена на подлокотник, другая протянута вдоль спинки кресла) словно охраняют, успокаивают клокочущие чувства Гамлета.
Врубель пробовал себя во многих областях изобразительного искусства. Видимо, сыграло роль то, что у него не сложилось стать художником. Эта большая акварель поразительна. Мамонтова.
Всегда охотно и легко сходившийся с детьми, двух ее дочерей и сына он явно избегал. Врубелю вспоминается его любимая литература. Изумила супруга хозяина, Эмилия Львовна. Бурлила портовая жизнь: сюда везли, отсюда развозили драгоценный константинопольский товар. Сначала кажется — ошиблась, спутала мемуаристка. А мальчику, которого ошеломил этот наряд, еще выпадет счастье поработать возле Врубеля и поучиться у него, благоговейно сохранить в памяти детали общения со «странным и чудесным» великим художником. Кажется, что художник старался передать всю беззащитность хрупкой женской фигуры. Его девиз был: Il vero nel bella (Истина в красоте).
Возможно, в тот приезд и появился портретный врубелевский рисунок. Цветовой спектр картины ограничен темными тонами, вплоть до черных. Перепад был слишком резким. Пустынный заброшенный остров идеальный для дум о бренности. Другое дело, что их супружеская жизнь с годами становилась все менее безоблачной.
По совету И. Е. Даже важнейший в политическом отделении от Византии подвиг — «возвращение» небесного покровителя венецианцев святого Марка, чьи мощи удалось похитить из Александрии, — был совершен хваткими купцами-мореходами Торчелло. Но с Папмелями распрощался вполне дружески. Угадал в нем иностранца, заговорил сперва по-немецки, потом по-французски, по-английски. Ан нет. Она мягко улыбнулась ему и накрыла его ладонь своей.
По евангельскому преданию, апостолам явился святой дух в виде голубя исходившие от него языки пламени «почили на каждом из них». Просто так как так и есть. Врубелевская версия темы «Гамлет и Офелия» с достаточной ясностью ограничена.
Михаил Врубель, разумеется, был в курсе трактовок Гёте, немецких романтиков «Бури и натиска», английских и французских поэтов, критиков. Другой дядя, Николай Григорьевич Дервиз, сам стал певцом известным тенором Императорского Мариинского театра (это с ним на его одесских гастролях когда-то имел счастье познакомиться гимназист Врубель). Она известна также как модель Данте Габриэля Россетти. Да здравствует дружба чистяковцев. Новаторским такой сюжет 1883 года назвать трудно, но актуальным он действительно являлся.
Он говорит, что здесь, то есть в Италии, можно учиться, а творить – только на родной почве что творить – значит чувствовать, а чувствовать – значит «забыть, что ты художник и обрадоваться тому, что ты прежде всего человек». И лишь после приобщения к монументальному византийскому и древнерусскому искусству экспрессия Врубеля становится величавой – исчезает психологический нажим, появляется характерно врубелевское выражение духовной напряженности в сосредоточенном взоре огромных глаз (большие глаза – также черта византийской живописи), при позах как бы оцепеневших, скупом жесте, в атмосфере глубокой тишины. Пока жив человек, он все дышит, пока дышал Врубель – он все творил.
Надо полагать, парнишке показалось, что ему явился некто из свиты Горыныча. То есть наверняка был диалог, писала из Киева и Эмилия Львовна. В Венецию Врубель поехал не один.
Происходит преображение смерти в жизнь и в этом великая сила искусства. Разумеется, бесследно она не исчезла, осела в подпочве, однако, едва воспрянув после изгнания ордынцев, вновь приникла под ударами петровского кнута, гнавшего страну прочь от «азиатчины». Испытывал, что называется, насущный интерес. Лето 1883-го Глоба трудился во главе артели однокашников, осенью (с началом учебного сезона и холодов работы замирали) уехал в Петербург, поступил в Академию художеств и больше не вернулся. Он страшно эффектен, конечно и был еще более эффектен, пока не потускнели, не пожухли его краски, но С. Яремич справедливо заметил, что здесь «близка к нарушению высшая художественная сдержанность». Холодный лиловый цвет борется с теплым оранжево-золотистым.
Вы не сердитесь, я это потому сказал, что вижу вашу ошибку». Движение культуры без потерь не обходится. – отойдя от сестры, Себастьян подошел к матери и тронул ее за плечо, привлекая внимание.
Как будто сейчас я вижу перед собой балкон, кругом брошенный, запущенный старый сад. Он был одним из самых ярких художников конца XIX – начала XX века. Разговоры всё чаще не о Риме — о России. Семья не впала в нищету, материально она всегда держалась не столько скромным жалованьем отца, врача Елизаветинской детской больницы (побочных заработков доктор Симонович не имел, вне службы лечил малолетних пациентов и их родителей бесплатно), сколько энергичной педагогической практикой жены. Теперь предстояло его обставить, расписать и декорировать.
И Врубели и Капустины и профессор химии Дмитрий Иванович Менделеев в Петербурге. Такое поразительное сочетание взаимодополняющих друг друга противоположностей позволяло Михаилу Александровичу создавать удивительно сильные по своему выразительному воздействию художественные образы, которые были совершенно нетипичны для современной ему российской живописи. Будучи наполнены очень мощным логико-философским началом, картины художникав то же время несли в себе особую эстетическую утонченность изящество уникального авторского стиля. «Византийские лики», труды в древних киевских храмах — это же позже, это следующий этап. У Рафаэля в русской духовной культуре статус вершинный. Высота помыслов, а в сущности уныло, однообразно до оскомины. В некоторой близости к этой картине – Гадалка (1895, ГТГ), произведение глубоко психологическое.
Офелия на холсте — сама кротость, нежность, ни тени кокетства. Свидетельство матери Серова, женщины колючей и комплиментами не сыпавшей, показательно. Пунктирно излагая в письме вызревшее у него «свое учение о Рафаэле», Врубель дерзко свергает ложноклассических идолов, не смущаясь перечислением знаменитостей как иностранных («разных Энгров, Делакруа, Давидов»), так и отечественных («Бруни, Басиных»).
Историк искусства Прахов — человек того же призыва, что плеяда первой русской адвокатуры. Мнение Санкт-Петербургского общества архитекторов и личная поддержка министра внутренних дел графа Дмитрия Андреевича Толстого (прежде обер-прокурора Синода, затем министра просвещения, того самого, кстати, кого молодой Николай Вессель когда-то просвещал насчет западной школьной педагогики) поставили во главе всех киевских художественно-реставрационных работ Прахова. Усадили опытную натурщицу Агафью в то же кресло, что служило для «Гамлета», окружили обнаженное тело каскадом старинных узорных драпировок. Примерно так и с академией — закиснешь, переучившись в ней. Кирилловские фрески находились в плохой сохранности, над их «поновлением» работала артель учеников киевской рисовальной школы, руководимой художником Н. И. Мурашко (с ним Врубель потом близко сошелся). И ореол сентиментальной святости навязан гению упадком вкуса следующих веков.
Михаил Врубель написал много известных всему миру картин. Я справляюсь. - Папа снова не пришел, – констатировал Себастьян. - Я не удивлена. «Пришел ко мне молодой или, вернее сказать, моложавый человек с светлым пушком на месте усов и бороды, среднего здоровья, даже немножко бесцветный лицом.
Взгляд героя устремлен в сторону. Всё на широкую ногу: просторно изобильно, артистично. Рядом с главным героем находится Офелия.
Подкупал артельщиков и стиль поведения их мастера. И как. Повод для такого превращения заложен и в самом образе Офелии У. Шекспира.
Реставрация, которую уместнее называть реконструкцией. Среди лилово-розового мерцания ковра и шелковых тканей Врубель мастерски выделяет лицо. На настойчивые приглашения приехать и пожить дома (семья жила тогда в Харькове) ничего не отвечает. Выдвинутая Праховым идея отправить вместе с ним выпускника Киевской рисовальной школы пришлась по душе как Мурашко, организатору школьной учебы, так и его земляку (оба из Глухова) Ивану Николаевичу Терещенко, который, будучи миллионером, школу субсидировал, а в качестве молодого, университетски образованного знатока искусства всяко способствовал развитию учеников. Как пропала кипа писем о его тогдашних переживаниях, мы знаем.
И та жившая в ней незаживающая, обостряющая чуткость ранка «незаконного» происхождения, которая как-то интимно связывалась с незабытой грустью полусиротских детских врубелевских лет. Любопытно, что Менделеева и Врубеля соединяло сразу несколько жизненных нитей. Потом Прахов совершенно отошел от критической деятельности, перестал заниматься современным искусством (характерный симптом 80-х годов. ) и вернулся к изучению древностей. (Император Константин, в желании контролировать путь из Черного моря в Средиземное основавший на территории исконно населенной греками римской колонии Византий «Новый Рим» — Константинополь Раскол принявшей христианство Римской империи на Западную империю латинов и Восточную империю «ромеев», «римлян» по-гречески Тысячелетнее их противостояние Вражда двух главных христианских церквей Византийский деспотизм и догматизм Русичи у врат Царьграда Рыцари Четвертого крестового похода, шедшие освобождать Гроб Господень, но завернувшие в Константинополь и разграбившие его Теснящие Византию со всех сторон иноверцы Флорентийская уния, унизительное для православных владык объединение с ненавистным католичеством Что еще. Предельная одухотворенность, запредельное одиночество.
В духе «распалась связь времен», а материальном мире распадается форма. Созданное в 1852 г., оно хранится в галерее Тейт в Лондоне. Заметно портились отношения Михаила Врубеля с отцом. «Весна моей жизни», — скажет через много лет Михаил Врубель о начальной своей киевской поре. Автор статьи приводит свое стихотворение «Выбор Офелии» из цикла «Шекспировский след», в котором основными компонентами образа Офелии являются любовь, стремление помогать людям, лучезарность, перекрывающая роковую тьму несчастливой личной судьбы веселием, безумным от горя. Читали бы, публиковали, вовсю цитировали Умница Эмилия Львовна.
– Ладно, если надо бежать, я тебя не держу. Одетый небогато, с темно-серым маленьким брильком (шляпой. Врубель рано испытал то, что через два десятилетия Блок называл «наплывом лиловых миров», лилового мрака, одолевающего золотой свет.
Он-то после киевских реставраций-реконструкций разглядывал тот же «Страшный суд» храма в Торчелло отчасти уже как сотоварищ константинопольских художников. А уж придуманный профессором иконостас, которого вообще быть не могло первоначально в Кирилловской церкви, — что ж это как не откровенный презренный новодел. Предложение было достаточно лестным и сулило довольно солидный заработок. Кончилось тем, что Михаил Александрович абсолютно забыл, кто он и как сюда попал. – отойдя от сестры, Себастьян подошел к матери и тронул ее за плечо, привлекая внимание.
Усадили опытную натурщицу Агафью в то же кресло, что служило для «Гамлета», окружили обнаженное тело каскадом старинных узорных драпировок. Внутри тройственного союза имелись разные оттенки.
Детали боковых сюжетных линий «Анны Карениной» подзабылись и насчет Левина припомнились только какие-то терзавшие того морально-социальные проблемы, объясняла много лет спустя Мария Яковлевна Львова, урожденная Симонович. Хотя, хотя Врубель ведь, как запомнилось Валентине Семеновне Серовой, той зимой на вечерах у Симоновичей «чертил византийские лики», примериваясь к стилю, в котором предстояло поработать. Дело было государственного масштаба. Возможно, рассказ о знакомстве с Врубелем тоже чем-нибудь приукрашен, вроде упоминания довольно фантастично бы смотревшегося в классах рисования мундира со шпагой (скорее это образная правда, вобравшая подчеркнуто «дворянский» стиль поведения Врубеля и его склонность к театрализации костюмов). Врубель и тут он был не одинок, акцентом собственного Гамлета сделал его бесстрашный самоанализ.
Именно этой лермонтовской строкой в стихотворном рассказе о своих встречах с трижды являвшейся ему вечно женственной, связующей Творца с его земным творением, «пронизанной лазурью» Мировой Душой воспользовался философ и лирик Владимир Соловьев. Так, в рисунке «Свидание Анны Карениной с сыном», сделанном в начале 80-х годов, Анна с преувеличенной пылкостью чуть ли не душит в объятиях ребенка. Интерьер никакого внимания к себе не привлекает. Это всех, знавших хмурый нрав Гайдука, немало веселило. И ни следа чопорности, ни тени жеманства.
На хорах он заметил только что встреченного незнакомца товарищи сказали, что это художник Врубель и показали начатое им «Сошествие святого духа», а также двух ангелов: «Врубель говорил, что здесь он ближе всего подошел к Византии». Хотя даже возможность влюбиться в нее виделась сомнительной. Общественные настроения затрепетали ветрами неподатливых вопросов. Со стенами Кирилловской церкви возникла заминка. «Почувствовала, что мои материнские обязанности прекратились, — пишет она, — и тотчас ринулась в народ для осуществления задачи всей моей жизни: перенести музыку в деревню».
«А из рощи, рощи темной песнь любви несется», — вспоминает сын Праховых еще один популярный в то время романс, который Врубель часто напевал, решался даже исполнять у рояля, когда ему аккомпанировала мать мемуариста и «когда не было чужих, присутствие которых его стесняло». (1906), необычайно выразительный. Кроме того, шутил Прахов, Гайдук будет полезен, «чтобы Врубель не заскучал в Венеции от одиночества». «Представилось, что Михаил Александрович о них и говорит, что он, такой одаренный художник, не может совместить свой взгляд на искусство, свой предстоящий ему путь со взглядами общества».