Врубель Описание Картины Богатырь

Описание картины Михаила Врубеля «Богатырь»

Двенадцать сидящих апостолов расположены полукругом, так что композиция вписывается в архитектурную форму свода. В Одессе Михаил стал учиться в Ришельевской гимназии. Говорят, что толчком послужило чтение рассказа А. Франса Святой Сатир. Репина занимался акварелью. Богатырь. На хорах он заметил только что встреченного незнакомца товарищи сказали, что это художник Врубель и показали начатое им «Сошествие святого духа», а также двух ангелов: «Врубель говорил, что здесь он ближе всего подошел к Византии».

Савву похоронили на Байковой горе. Врубель рано испытал то, что через два десятилетия Блок называл «наплывом лиловых миров», лилового мрака, одолевающего золотой свет. Говорят, что толчком послужило чтение рассказа А. Франса Святой Сатир. Лукавые голубые глаза Пана напоминают чистую воду лесного ручья.

Сочинение по картине 
михаил врубель богатырь

Сочинение по картине михаил врубель богатырь

Среди них выделяется двухметровое полотно «После концерта», запечатлевшее Забелу в платье, сшитом по эскизам Врубеля144. Удивительно, но написал ее художник за два-три дня. По технике вышел совершенный импрессионизм, но идея Репина была глубоко патриотичной. Её лицо изображено на иконе «Богоматерь c Младенцем», сохранились и многочисленные наброски. В данной работе присутствует фантазия художника и искрометная монументальность. В облике богатырском органично сконцентрирована сила и мощь земли и народа исполненные величавого спокойствия и мудрости. Черты лица не выписаны под конкретного героя одной из былин имеют общие, обобщенные очертания, носят скорее символический, нежели индивидуальный характер.

Кирилловские фрески находились в плохой сохранности, над их «поновлением» работала артель учеников киевской рисовальной школы, руководимой художником Н. И. Мурашко (с ним Врубель потом близко сошелся). Из Венеции он пишет одному из своих знакомых, что, наслаждаясь творениями Беллини и Тинторетто, самим воздухом чудесной Венеции, он понял для себя как художника, что «крылья—это родная почва и жизнь». Между тем, «Пирующие римляне» были итогом почти двухлетней мучительной работы над сюжетом и формой конкурсной картины известной из переписки художника с сестрой. Его девиз был: Il vero nel bella (Истина в красоте).

Сочинение по картине 
Врубеля «Богатырь»

Сочинение по картине Врубеля «Богатырь»

Однако клиника была далеко от дома (Песочная улица, дом 9), в ней были строгие порядки и в конце концов Врубеля переселили в больницу А. Э. Бари на 5-й линии Васильевского острова близ Академии художеств, где был совершенно свободный режим156. В картине Пан (1899, ГТГ) греческий бог превращается в русского лешего. Кстати, в том же доме Баженова есть майоликовый камин «Микула и Вольга», выполненный по эскизу Врубеля.

Противоположный подход был у Николая Рериха. В 8 лет он пошел в Петербургскую рисовальную школу для вольноприходящих (семья тогда жила в Петербурге, А. М. Врубель являлся вольнослушателем Петербургской военно-юридической академии). Вы не сердитесь, я это потому сказал, что вижу вашу ошибку». Но огромной силы чувства и высочайшие идеалы также не чужды этому мастеру. Он вернулся к своей давней работе «Пасхальный звон», который превратился в «Азраила»139.

Помимо двух гигантских панно, в экспозицию Врубеля включили «Голову Демона», «Суд Париса», «Голову великана» и «Портрет Арцыбушева»104. После назначения препаратов ртути и успокоительных поведение его стало предсказуемым, к Михаилу Александровичу стали допускать посетителей, в том числе фон Мекка и П. П. Кончаловского. После осмотра Врубель воспроизвел фреску во всех ее типичных деталях. У него сложился особенный, только ему присущий врубелевский стиль.

Описание картины 
богатырь врубеля

Описание картины богатырь врубеля

Здесь на первом плане – все еще декоративная составляющая, как у Билибина. Не случайно первая картина Врубеля связана с трагедией Шекспира: это Гамлет и Офелия (1884, ГРМ). Никаких следов киевского «Демона» до нас не дошло – художник его уничтожил, все ныне известные «Демоны» сделаны значительно позже. Руководитель Абрамцевских керамических мастерских (с 1890). Художник изобразил старика на фоне ночного пейзажа с уплывающей за горизонт луной.

Нарядно облачение богатыря, его доспехи. При этом Билибин мог стилизовать лубок, как на плакате «Пречудный богатырь Бова Королевич» (1911), что, безусловно, оправданно: Бова Королевич известен в первую очередь как лубочный герой. Врубель Михаил Александрович (1856, Омск – 1910, Санкт-Петербург)Художник, график, скульптор, мастер прикладного искусства, художник театра, монументалист. Академик Императорской Академии художеств (с 1905). Родился в Омске. Врубель в этой когорте был единственным, кто был совершенно неизвестен публике64. Художник изобразил старика на фоне ночного пейзажа с уплывающей за горизонт луной.

Скульптуры Врубеля привлекали внимание современников, так, А. Матвеев в конце жизни заявил, что «без Врубеля не было бы никакого Конёнкова»88. Одну из самых интересных его статей, посвященную Шестой передвижной выставке 1878 года (собственно, двум экспонатам – «Кочегару» Ярошенко и «Протодьякону» Репина), не пропустила цензура. Художник иллюстрировал былины наряду со сказками и вот таким образом, например, его иллюстрации к «Вольге» 1903 года выполнены в жизнерадостной стилистике детских книг с картинками, хотя в них явно прослеживается влияние палехской миниатюры.

По В. Домитеевой, моделью «Гадалки» послужила одна из возлюбленных художника— сибирская казачка. Обрисованность, «кристаллообразная» техника Врубеля, таким образом, были полностью усвоены им у учителя24. Для пополнения своего художественного багажа он едет в Италию. В 1889-1904 жил в Москве, затем в Петербурге. Лукавые голубые глаза Пана напоминают чистую воду лесного ручья. Одной из крупных его работ, выполненных после возвращения, стало панно «Венеция», также написанное с использованием фотографий.

Возникает ощущение цельности и сопричастности. Самой значительной скульптурной работой Врубеля признаётся «готическая» композиция «Роберт и монахини», декорирующая лестничный фонарь особняка Морозова88. Он поселил живописца в собственном доме и уговаривал остаться в Одессе навсегда46.

Мамонтова. Акт второй— московский период, начатый в 1890 году «Демоном сидящим» и завершившийся в 1902 году «Демоном поверженным» и госпитализацией художника. Видно, что копыта лошади от груза усели в землю. «Сошествие» писалось прямо на стене, без картонов и даже без предварительных эскизов, лишь отдельные детали могли уточняться на небольших листах бумаги.

Последние четыре года, ослепнув, Врубель жил уже только физически1. Врубель сопровождал главу семейства в качестве консультанта, в результате возник острый конфликт с супругой— Елизаветой Григорьевной— и Мамонтов с художником отбыли в Милан, где тогда училась вокалу младшая сводная сестра Елизавета (Лиля) Врубель80. В 5 лет Михаил начал рисовать. В графической серии «Русские былинные богатыри» художник представил как классические былинные образы, так и менее известных персонажей Чурилу Плёнковича и Василия Буслаева.

Михаил Александрович 
Врубель и его фантастические 
картины

Михаил Александрович Врубель и его фантастические картины

Вдалеке растут красивые сосны, величественно возвышаясь над всем мирским. При этом Билибин мог стилизовать лубок, как на плакате «Пречудный богатырь Бова Королевич» (1911), что, безусловно, оправданно: Бова Королевич известен в первую очередь как лубочный герой. Как в ярком бредовом сне, возникает из зеленовато-синих и красно-лиловых жгучих переливов узкий, как бы змеиный лик ангела смерти, на шее длинной и прямой, как колонна, в обрамлении черных волос, с невидящими (или всевидящими. ) громадными глазами. «Богатырь»Декоративное панно. 1898г. Холст, масло 321 х 222Государственный Русский музей. Его вид совсем не вызывает страха.

Художник родился в 1856 году в Омске, в семье старшего штабного адъютанта А. М. Врубеля. Раньше думали, что художник делал подготовительные этюды с душевнобольных (Кирилловский храм находился на территории психиатрической лечебницы), но это неверно: сын А. В. Прахова Н. А. Прахов называет поименно ряд лиц, которые узнаются в «Сошествии», – киевские ученые, священники, археологи, среди них сам Адриан Викторович Прахов. На настойчивые приглашения приехать и пожить дома (семья жила тогда в Харькове) ничего не отвечает. Самая известная его работа по росписи фарфора — блюдо «Садко»125. Возникает ощущение цельности и сопричастности.

описание картины 
богатырь врубеля

описание картины богатырь врубеля

«Ах, милый, милый сколько у нас красоты на Руси», —продолжает он и, размышляя о том, что же это такое — красота, заключает: «она — носительница души, которая тебе одному откроется и расскажет тебе твою». И свою картину художник сначала назвал Сатир. На богатыре надеты защитные латы. Одной рукой он сжимает флейту, другой рукой опирается на свое мохнатое колено. Удивительно, но написал ее художник за два-три дня.

По форме картина была обычным традиционным прямоугольником. Даже тона и оттенки на ней смотрятся очень гармонично, как бы заменяя друг друга. В Академии он работал по двенадцать часов в день. В феврале 1903 года М. Врубеля выписали из клиники.

Однако похожий, витальный и приземистый воин появляется у Васнецова и задолго до «Богатырей», в акварельном эскизе «Витязь на коне» 1878 года. «Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале XX века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна. Один из симптомов заболевания— Врубель раздирал до нитки одежду и нижнее бельё.

Описание картины 
Михаила Врубель 
«Пан»

Описание картины Михаила Врубель «Пан»

Он является автором ряда произведений архитектурной керамики (мелкой скульптурной пластики из майолики и изразцов), которыми украшены важные произведения модерна и неорусского стиля (Ярославский вокзал, дом Сокол, особняк Якунчиковой, дом Васнецова и другие). И название картина имела совсем другое. В гимназию Михаил Врубель поступил в Петербурге (отец тогда стал слушателем Военно-юридической академии)— это была Пятая городская гимназия, в которой постоянно модернизировали методики преподавания, особое внимание уделяли древним языкам, литературному развитию старшеклассников, были введены уроки танцев и гимнастики. Есть место и для гиперболичности, духовности творческого начала. В Киеве болезнь обострилась и через день— 3 мая— ребёнок умер.

Вот в это-то время, в поисках чисто и стильно прекрасного, одновременно прилагающего дорогу в бытовой обиход, а тем самым — к сердцу публики, Врубель и становился одним из творцов русского модерна — того нового стиля, который наслаивался на неорусский романтизм мамонтовского кружка, частично из него вырастая». Он был очень талантлив и работал во многих жанрах изобретательного искусства. Весь его образ очень смелый и боевой. Первое что взялся творить художник, так это голова лошади. Есть место и для гиперболичности, духовности творческого начала.

По определению Н. А. Дмитриевой— «в целом творчество Врубеля насквозь литературно: у него редки произведения, не имеющие литературного или театрального источника»17. Он словно не находил себе места – то принимал решение уехать из Киева (и действительно на несколько месяцев уезжал в Одессу), то возвращался опять его потянуло к хмельному «кубку жизни», он бурно увлекался какой-то заезжей танцовщицей, много пил, жил неустроенно, лихорадочно, а к тому же еще и жестоко бедствовал, так как денег не было, отношения же с Праховым стали более холодными и далекими. Видно, что копыта лошади от груза усели в землю. ун-та и посещал вечерние классы Академии художеств. Этот художественный прием поддерживает идею единения русского народа со своей землей.

Художник Русской частной оперы С. И. Врубель сделал так, чтобы тело коня и богатыря были одним целом. Пан согнулся от старости и устал от жизни. В этом взгляде тоска по земному облику, по земной любви и радости.

Потом Прахов совершенно отошел от критической деятельности, перестал заниматься современным искусством (характерный симптом 80-х годов. ) и вернулся к изучению древностей. От этого периода сохранилось несколько писем сестре (в Петербург она уехала получать педагогическое образование), первое из которых датировано октябрём 1872 года. Прошение было удовлетворено157.

Описание картины 
Михаила Врубеля 
«Микула Селянинович»

Описание картины Михаила Врубеля «Микула Селянинович»

В рисунках к «Моцарту и Сальери» (1884 год) Сальери выглядит мелодраматическим злодеем. В последний момент жизни рыцарь счастлив – он видит свою возлюбленную. Однако и здесь первичным источником была опера «Кармен», откуда был заимствован и нерадостный итог гадания— туз пик. Центральную часть композиции полотна занимает фигура Ильи Муромца.

Лошадь изображена очень сильной и могущественной. Только глаза живут на этом лице и в них безмерная грусть. С Рерихом все поменялось. За спиной виднеются лук и стрелы. «Пана» Врубель написал буквально за день в Талашкине— имении М. К. Тенишевой, причём на холсте, на котором уже начал писать портрет жены.

На фоне каменистых заснеженных вершин – голова с шапкой черных кудрей. Холст, масло. У его апостолов были живые прототипы.

Но больше все же от Лешего – и пейзаж русский и облик Пана. Единственную речь произнёс Александр Блок, назвав художника «вестником иных миров».

В феврале он отправил на 23-ю выставку передвижников «Портрет Н. А. Казакова» (ныне известный только по единичным упоминаниям), который даже не был допущен к экспозиции. Художник иллюстрировал былины наряду со сказками и вот таким образом, например, его иллюстрации к «Вольге» 1903 года выполнены в жизнерадостной стилистике детских книг с картинками, хотя в них явно прослеживается влияние палехской миниатюры. Символ богатыря это скорее индивидуальный характер, нежели общие очертания всех богатырей. Интерес художника к ним пробудился в подмосковном имении Саввы Мамонтова Абрамцево, ставшем на рубеже веков центром художественной жизни России. В картине «Богатырь» исполненной как декоративное панно для интерьера одного из московских особняков, Врубель воссоздает мир русской былины – фантастический, странный, подверженный таинственным метаморфозам.

Накануне отъезда прихворнул двухлетний Саввочка, который уже пытался говорить. Кстати, в том же доме Баженова есть майоликовый камин «Микула и Вольга», выполненный по эскизу Врубеля. Имя В. Васнецова знают и как одного из иллюстраторов русских сказок, среди которых – «Аленушка», «Иван-царевич на Сером Волке», «Сивка-Бурка» и многие другие.

Рисованием он занимался в школе при Обществе поощрения художников. На картине изображен рыцарь Жоффруа Рюдель играющий на арфе. В 1855 году у них родилась дочь— Анна Александровна (1855—1928), а всего в семье было четверо детей, почти погодков3.

Описание картины 
Михаила Врубеля 
«Царевна-Лебедь»

Описание картины Михаила Врубеля «Царевна-Лебедь»

По определению В. М. Домитеевой, это ещё «доврубелевский этап» в творчестве Врубеля работа больше всего напоминает журнальные иллюстрации того времени: «донельзя романтично, даже мелодраматично и весьма тщательно отделано»18. Андрей Белый однажды тонко заметил по поводу гонителей Врубеля: «Высшая ступень красоты действовала и на них, но они реагировали на нее, как на беду». Театр в те времена увлекал его больше, чем живопись, о «Передвижной художественной выставке», прибывшей в Одессу, Михаил Врубель упоминал едва ли не односложно на фоне подробных описаний гастролей столичной оперной труппы14.

В некоторой близости к этой картине – Гадалка (1895, ГТГ), произведение глубоко психологическое. Отношения, впрочем, не всегда были безоблачными: супруга С. Мамонтова совершенно не переносила Врубеля и открыто называла его «богохульником и пьяницей»63. Посередине возвышается стоящая очень прямо фигура Богоматери. При этом он сохранял присущий ему эстетизм до последней минуты: Екатерина Ге вспоминала, что «хину он принимал почти с удовольствием, а когда ему дали салициловый натр, он сказал: Это так некрасиво». В 5 лет Михаил начал рисовать. Богатырь.

  • Врубель Богатырь Описание Картины
  • Русский музей Дополненная реальность
  • Михаил Врубель: на рубеже столетий
  • Врубель Михаил Александрович (1856 – 1910)
  • Картины — Врубель, Михаил Александрович
  • Картина Богатырь – Врубель Михаил
  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

Врубель написал на стенах несколько фигур ангелов, голову Христа, голову Моисея и, наконец, две самостоятельные композиции – огромное «Сошествие святого духа» на хорах и «Оплакивание» в притворе. Врубель четко следовал схеме, пользуясь, вероятно, старинными миниатюрами евангелий, но фигуры трактовал по-своему, проявив себя как современный художник. Да ведь до них несколько верст. В Киеве реставрировал фрески Кирилловской церкви (1884-1885) и работал во Владимирском соборе: создал эскизы фресок (1887, не осуществлены), писал орнаменты (1888-1889).

«. Но и не только это. Он зовет свою Грезу, перебирая струны музыкального инструмента. По форме картина была обычным традиционным прямоугольником. Репин несколько раз приглашал к себе в Париж Виктора Васнецова. Тогда же в мастерской Поленова Васнецов вспомнил об одном старом наброске и на скорую руку сделал первый красочный эскиз «Богатырей».

Врубель Богатырь 
Описание Картины

Врубель продолжает отдаваться работе с той же одержимостью. У него сложился особенный, только ему присущий врубелевский стиль. У него простое крестьянское лицо: «жёлты кудри», как у славного Ильи Муромца, ясные небесно-голубые зоркие глаза. Тот вариант «Демона поверженного», на котором оборвался отчаянный поединок и дух художника изнемог, не принадлежит – нужно признать – к вершинам творчества Врубеля.

Только через полгода Врубель смог более или менее адекватно реагировать на окружающее. Ходит-гуляет добрый конь «выше лесушки стоячего, ниже облака ходячего, мелки реченьки, озерки промеж ног пускает». В 1863 году А. М. Врубель женился во второй раз на петербурженке Е. Х. Вессель, которая полностью посвятила себя детям своего мужа (первый собственный ребёнок родился у неё в 1867 году). Фон синий, золотые лучи нисходят на апостолов из круга с изображением голубя34.

В 1895 году серия была издана книгой и стала уникальным образцом «социологии» богатырей. Конь богатырский под стать хозяину. 321, 5 x 222 см (верх треугольный)Многие искания Врубеля связаны с народной культурой, национальными традициями. Окончил юридический факультет Петербургского университета (1880). Входил в Абрамцевский кружок, член Московского товарищества художников, Мира искусства, член-учредитель Союза русских художников (1903).

Только в 1877 году художник пишет этюд «Воин в шлеме с кольчужкой» со своего брата Аркадия и тогда же завершает первую версию картины. На картине изображен рыцарь Жоффруа Рюдель играющий на арфе. Она необычайно эффектна и была ещё эффектнее в момент создания, когда розовый венец сверкал, павлиньи перья мерцали и переливались (уже через несколько лет ослепительные краски стали темнеть, жухнуть и теперь почти почернели).

Одной из самых характерных композиций Врубеля для Кирилловской церкви стала фреска на хорах «Сошествие Святого Духа на апостолов», которая сочетает в себе точно уловленные черты византийского искусства и портретные искания молодого Врубеля. Михаил Александрович демонстрировал «мягкость, уступчивость, застенчивость в житейских мелочах дня и железное упорство в деле общего высшего направления жизни». Конечно, Врубель писал не просто портрет. Среди первых работ на тематику фольклора стоит назвать такие произведения как «Ковер-самолет» и «Витязь», которые знамениты изображенными на них богатырями, причем один летит над русской землей, а другой строит на страже ее границ.

В первой картине сюжет полностью растворен в образе. Он говорит, что здесь, то есть в Италии, можно учиться, а творить – только на родной почве что творить – значит чувствовать, а чувствовать – значит «забыть, что ты художник и обрадоваться тому, что ты прежде всего человек». Картина Врубеля как бы передает содержание этой красивой сказки. Подобно Врубелю, оригинальный взгляд на русский эпос предложил Андрей Рябушкин Андрей Петрович Рябушкин (1861 – 1904) – русский художник.

Тогда же в мастерской Поленова Васнецов вспомнил об одном старом наброске и на скорую руку сделал первый красочный эскиз «Богатырей». На вечерние мероприятия больные собирались вместе с медперсоналом138. Его Богатырь – своеобразная гипербола, символ мощи. Несколько лет подряд «Витязь на распутье» не идет дальше черновых набросков, где Васнецов пытается проработать лицо богатыря. Демон становился архетипическим «падшим ангелом», который одновременно соединял мужской и женский облик, в то время как Тамара на разных иллюстрациях изображалась по-разному, что подчёркивало необходимость её выбора между земным и небесным68. Могучий титан недвижимо восседает на чудовищно огромном коне на фоне фантастического вечернего леса. И в «Сирени» и в «Царевне-Лебеди» центром композиции становится женское лицо, окруженное таинством мира цвета.

Фигура богатыря изображена очень доходчиво и массивно. В «Богатырях» Васнецова Илья Муромец остается центральной фигурой, но не имеет почти ничего общего с печальным витязем у камня. Первоначально она называлась «Илья Муромец». Несколько лет подряд «Витязь на распутье» не идет дальше черновых набросков, где Васнецов пытается проработать лицо богатыря. Художник в тот период активно занимался оформлением особняка С. Морозова в Москве. В лице богатыря автор показал всю силу и мощь своего народа. Метод Чистякова отталкивался от классического академизма, но был сугубо индивидуальным: Павел Петрович внушал «священные понятия» о работе над пластической формой, но учил и сознательному рисованию, структурному анализу формы.

В пяти статьях Горький разоблачал «нищету духа и бедность воображения» художника106. «За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи— как раз к моменту полного прекращения художественной активности. Приглашались люди искусства и певцы, устраивались домашние концерты. Н. А. Прахов находил в лице Царевны-Лебеди сходство с сестрой Е. А. Праховой.

Его богатырь — могучий исполин. Ни теплого одеяла, ни теплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нем (засаленный сюртук и вытертые панталоны), я не видал. Исполинская фигура древнего богатыря на коне вырастает из земли, подобно могучему древу.

Как в ярком бредовом сне, возникает из зеленовато-синих и красно-лиловых жгучих переливов узкий, как бы змеиный лик ангела смерти, на шее длинной и прямой, как колонна, в обрамлении черных волос, с невидящими (или всевидящими. ) громадными глазами. Приблизительно к этому времени относится полотно «Гадалка», созданное буквально за один день под влиянием мощного личностного импульса. И представленные в панно сюжеты выглядят достаточно традиционно, хотя Микула Селянинович почему-то вспахивает гору, а лицо богатыря в панно «Витязь» очень напоминает икону.

Однажды в Саратов была привезена копия фрески Микеланджело «Страшный суд», которая не могла не произвести впечатления на мальчика. Семья Врубеля находилась в постоянных переездах по месту службы отца. Её открыл Н. Г. Гарин-Михайловский статьёй «Художник и жюри», в которой впервые содержался взвешенный анализ его творчества и не было инвектив. Искусствовед Н. М. В 1894 году Врубель погрузился в тяжёлую депрессию и С. Мамонтов отправил его в Италию приглядывать за сыном Сергеем— отставным гусарским офицером, который должен был провести в Европе курс лечения (он страдал наследственным заболеванием почек и перенёс операцию). 1898 – 1899. Ей было суждено стать его главной сиделкой и поводырём. Красота врубелевской Царевны-Лебеди рождена морской стихией, она как-бы соткана из закатных лучей игры волн, блеска камней, шума прибоя.

В последний момент жизни рыцарь счастлив – он видит свою возлюбленную. Живой предстает страна, в которой кипят пылкие чувства, сильны и любовь и ненависть.

Лошадь изображена очень сильной и могущественной. заданный автором Анти лучший ответ это М. А. Врубель. Однако письма его к Забеле полны самоуничижения и покаяния. Своим творчеством он опроверг сомнения «левых» и «правых» скептиков в необходимости как школы, так и сознательного эксперимента в искусстве.

Первоначально картина называлась «Илья Муромец», написана М. А. весь в черный бархатный костюм, в чулках, коротких панталонах и штиблетах. Помимо «Сошествия», Врубель написал «Вход Господень в Иерусалим» и «Оплакивание»38. Предполагалось, что зиму художник проведёт в Риме, где должен был исполнить мамонтовский заказ— декорации к «Виндзорским насмешницам» и дизайн нового занавеса Частной оперы. Подобно Врубелю, оригинальный взгляд на русский эпос предложил Андрей Рябушкин Андрей Петрович Рябушкин (1861 – 1904) – русский художник. Картина Пан единодушно признается чуть ли не вершиной всего творчества Врубеля.

Мастер жанровых и исторических картин, в основном воссоздающих московский быт XVII века. Они напрямую совершенно не связаны с актуальными для того времени проблемами. Через несколько дней он полностью ослеп155. Параллельно – с начала 1870-х – Васнецов работает над другим былинным сюжетом, вдохновленный прочтением былины «Илья Муромец и разбойники».

Софии, книгами, цветными таблицами и фотографиями из богатой библиотеки Прахова. «Ах, милый, милый сколько у нас красоты на Руси», —продолжает он и, размышляя о том, что же это такое — красота, заключает: «она — носительница души, которая тебе одному откроется и расскажет тебе твою». Вероятно, «Демон» был не причиной заболевания Врубеля, но стал катализатором, ускорителем: совпадение окончания картины с началом болезни едва ли случайно. Врубель писал картины на темы pyc.

В 1870-1890-х совершил многочисленные поездки за границу. Михаил Александрович, несмотря на небрежное отношение к работе (из-за богемного образа жизни), создал не менее шести вариантов «Надгробного плача» (сохранились четыре). Материально художник не пострадал: Мамонтов выкупил оба панно за 5000 рублей и договорился с В. Д. Поленовым и К. А. Коровиным о завершении недописанного наполовину «Микулы». На коне — богатая сбруя, пряжечки красна золота, стремена булатные — «не для красы-угожества — ради крепости». Густая хвоя — тёмно-зелёная, золотистая, серая стволы и вершины деревьев, охваченные светом заходящего солнца зоревые облака на темнеющем небе изукрашенная одежда всадника металлические доспехи богатое убранство коня — всё на холсте соединяется в общий величавый узор, полнится мелодией былины.

Представим себе художника на пределе сил, упорно остающегося с глазу на глаз с «духом зла» им созданным, но уже от него отделившимся, зажившим отдельной от него жизнью представим, как он каждое утро вступает с ним в борьбу кистью, стараясь подчинить его своей воле, – это ли не материал для трагической легенды. Пан подобен лукавому лешему. Таким образом, автор подчеркнул, что мощь великой державы не в одном молодце-удальце. На коне — богатая сбруя, пряжечки красна золота, стремена булатные — «не для красы-угожества — ради крепости».

На этой картине маслом шестикрылый серафим с мечом и горящей лампадой в подъятых руках появляется один – пророка здесь нет, – и называется картина Азраил (ангел смерти). Богатыри в интерпретации Билибина бывали очень разными. В минуты просветлений он мог связно говорить и даже пытался рисовать, но десятки его больничных рисунков— это «примитивная порнография» не уменьшалась и мания величия. В 8 лет он пошел в Петербургскую рисовальную школу для вольноприходящих (семья тогда жила в Петербурге, А. М. Врубель являлся вольнослушателем Петербургской военно-юридической академии). Врубель продолжает отдаваться работе с той же одержимостью.

Правда, серьезно писать картину Васнецов начнет только в 1881-м, а закончит уже в 1898-м. В тот год Гран-при получил В. Серов, а золотые медали— К. Коровин и Ф. Малявин. Увидел отец и первый вариант «Демона», который вызвал у него отвращение. Он страшно эффектен, конечно и был еще более эффектен, пока не потускнели, не пожухли его краски, но С. Яремич справедливо заметил, что здесь «близка к нарушению высшая художественная сдержанность». Во всех работах чувствуется некая надломленность.

Самому Михаилу Александровичу ничего не сказали и он отправился в Москву131. Особняк Мамонтова на Садовой-Спасской был построен именно по архитектурному замыслу Врубеля, он является автором и ряда других архитектурных проектов (церковь в Талашкине, выставочный павильон на Всемирной выставке в Париже и прочих)8990. На ум сразу приходит сказочный лес, такой же таинственный и могучий. По технике вышел совершенный импрессионизм, но идея Репина была глубоко патриотичной. Но больше все же от Лешего – и пейзаж русский и облик Пана. Для одной стены он взял былинный сюжет «Микула Селянинович»— как выражение силы русской земли, для другой— «Принцессу Грёзу» Ростана— как символ общей для всех художников мечты о прекрасном100.

Вся меблировка два простых табурета и кровать. Лучшего патриотического образа и не создать. Подобно мастерам Возрождения, работал во всех видах искусства. Особенно примечательна акварель Голова Демона. В «Богатырях» Васнецова Илья Муромец остается центральной фигурой, но не имеет почти ничего общего с печальным витязем у камня. Пока жив человек, он все дышит, пока дышал Врубель – он все творил. Акварельный эскиз разрастался подклейками и вызвал даже бурный восторг Репина. 22 мая работы Врубеля вынесли из павильона и он покинул выставку103.

Не понимаемый современниками, художник нередко подвергался жестокой и злобной критике. «Принцесса Грёза» вызвала его возмущение, как «кривлянье, уродование красивого сюжета». Ноги коня, кажется, вырастают прямо из земли рядом с маленькими пышными елочками, на которых сидят мудрые птицы. С первого взгляда трудно разобрать, что изображено: глаз ослепляет переливающаяся мозаика драгоценных частиц, озаренных вспышками голубоватого фосфорического света, как если бы мы действительно вошли в пещеру, сокровищ из «Тысячи и одной ночи». Его богатырь — могучий исполин. Сильное, грозное произведение. Великан-всадник, внушающий трепет, составляет одно целое с животным.

Они обнаруживают тягу к востоку – цветистому, волшебному, пряному. Доктор Усольцев ещё раньше писал: «С ним не было так, как с другими, что самые тонкие, так сказать, последние по возникновению представления— эстетические— погибают первыми они у него погибли последними, так как были первыми»159. Однако у композиции отсутствует единый центр, ракурсы причудливы, совершенно неясен сюжет. Так, в 1909 – 1910 годах он участвовал в оформлении особняка промышленника Филадельфа Бажанова и выполнил для столовой серию «Богатырский фриз», состоящую из восьми панно.

Каждая из работ Врубеля невероятно глубока и содержательна. Несмотря на прекрасные отношения между всеми родственниками, Анна и Михаил держались несколько особняком, подчас сквозил и холодок в отношении к мачехе, которой они дали ироническое прозвище «Мадринька— перл матерей» и явно выражали желание начать самостоятельную жизнь вне дома, что огорчало отца8. По мнению Н. А. Дмитриевой, он выглядит «зловещим» в общем колористическом ансамбле, хотя традиционно розовый цвет считается безмятежным86. Сама эта утрированная декоративная эффектность лишает живопись подлинной глубины. Помимо фресок, Врубель написал четыре иконы.

Ходит-гуляет добрый конь «выше лесушки стоячего, ниже облака ходячего, мелки реченьки, озерки промеж ног пускает». И. Грабарь полагал, что Врубель в русском искусстве занимает своеобразное место. С большим трудом удалось организовать выставку «Богатыря» у Дягилева, уже после его экспонирования в Московском товариществе художников, где она не удостоилась внимания119. Чуждость Демона миру подчёркивают и «каменные» облака70. В 1900г.

Осенью 1886 года А. М. Врубель сам приехал в Киев проведать сына и его опасения подтвердились: «Миша здоров (по его словам), но на вид худ и бледен. На ум сразу приходит сказочный лес, такой же таинственный и могучий. Четвёртый апостол, молитвенно сложивший ладони, — сам А. В. Прахов. В этом плане кандидатура Врубеля была весьма подходящей: Михаил Александрович не переносил азартных игр и даже ушёл из казино в Монте-Карло, бросив: «Какая скука. »93. Чистякова (курс не окончил). В клинике произошло чудо: Врубель демонстрировал почти полную реабилитацию.

Сильное, грозное произведение. Репин несколько раз приглашал к себе в Париж Виктора Васнецова. Это вот, эти копны сена. В безжизненном взгляде героя видна надежда на встречу с принцессой его Мечты, Мелисиндой. Однажды в Саратов была привезена копия фрески Микеланджело «Страшный суд», которая не могла не произвести впечатления на мальчика. Однако лечащий врач не соглашался с диагнозом Бехтерева и Сербского, считал, что Врубель как творческая натура оказался в «меланхолии» и настаивал, что художник должен работать. Черты лица богатыря благородны, словно подчеркивают его образованность.

Даже тона и оттенки на ней смотрятся очень гармонично, как бы заменяя друг друга. Для пополнения своего художественного багажа он едет в Италию. Знакомство с родственниками Забелы прошло не слишком удачно: смущала разница в возрасте (ему— 40 лет, ей— 28), да и самой Надежде Ивановне было известно, что «Врубель пьёт, что он очень беспорядочно относится к деньгам, сорит ими, а зарабатывает редко и случайно»110.

Детство Анны и Михаила Врубелей проходило в переездах по местам служебного назначения отца: в 1859 году вдовца перевели обратно в Астрахань (где ему могли помогать родственники), в 1860 году назначили в Харьков. Санкт-ПетербургВрубеля всегда привлекали персонажи народных былин, сказок. Если бы не «Богатыри» Васнецова, мир мог бы потерять художника Ивана Билибина. Противоположный подход был у Николая Рериха. Эллинский козлоногий бог и русский Леший соединились здесь в одно лицо. Непонимание даже благожелательно настроенных к нему людей привело к тому, что Михаил Александрович внёс коррективы в собственные эстетические взгляды и отныне полагал, что «истинное искусство» непонятно почти никому, а «всепонятность становилась в его глазах так же подозрительной, как другим— непонятность»67.

Вообрази, ни одного стола, ни одного стула. В этом взгляде тоска по земному облику, по земной любви и радости. Посередине возвышается стоящая очень прямо фигура Богоматери.

Это есть уже в «Сошествии святого духа», написанном на коробовом своде Кирилловской церкви. По совету И. Е. В статьях под псевдонимом «Профан» Прахов с большим литературным блеском и темпераментом пропагандировал искусство передвижников. Рождается ощущение первозданности. Произведения Врубеля невозможно спутать ни с кем другим. Близкие полагали, что он не переживёт этой весны. Написав эту картину, художник осмысленно соединяет русскую душу с народным творчеством.

Она подлинно монументальна. Так, в 1909 – 1910 годах он участвовал в оформлении особняка промышленника Филадельфа Бажанова и выполнил для столовой серию «Богатырский фриз», состоящую из восьми панно. И лишь после приобщения к монументальному византийскому и древнерусскому искусству экспрессия Врубеля становится величавой – исчезает психологический нажим, появляется характерно врубелевское выражение духовной напряженности в сосредоточенном взоре огромных глаз (большие глаза – также черта византийской живописи), при позах как бы оцепеневших, скупом жесте, в атмосфере глубокой тишины. Мамонтов призвал Михаила Александровича продолжать работу и отправился в Петербург, но тем временем возникли проблемы при переносе на холст «Микулы Селяниновича». В этом взгляде – жажда познанья и свободы, мятежный дух сомнения. Определяющим цветовым фокусом картины является розовый шарф на плечах гадалки.

Медовый месяц молодые провели в пансионе в Люцерне. В 1859 году от чахотки умирает мать Анна Григорьевна. В его даровании раскрылись универсальные возможности. Параллельно – с начала 1870-х – Васнецов работает над другим былинным сюжетом, вдохновленный прочтением былины «Илья Муромец и разбойники».

Врубеля. В его даровании раскрылись универсальные возможности. Невольно возникает мысль, что силу богатырю дает сама природа, сама матушка-Земля. Ему было важно отметить, что богатыри не только силачи и патриоты, но и защитники христианской веры (Илья Муромец даже причислен к лику святых). В картине «Богатырь» исполненной как декоративное панно для интерьера одного из московских особняков, Врубель воссоздает мир русской былины – фантастический, странный, подверженный таинственным метаморфозам. В том же сезоне он всё-таки участвовал в третьей выставке Московского товарищества художников со скульптурой «Голова великана» на тему пушкинской поэмы «Руслан и Людмила». Несмотря на мучающие его «голоса», он вернулся к теме Пророка, начал писать шестикрылого серафима и обратился к теме видений пророка Иезекииля. Этот вопрос занимал художников и раньше, но в искусстве непосредственно не отражался. Однако похожий, витальный и приземистый воин появляется у Васнецова и задолго до «Богатырей», в акварельном эскизе «Витязь на коне» 1878 года.

В его даровании раскрылись универсальные возможности. Исследователи творчества Михаила Врубеля считают, что в цветовой гамме «Сирени» уже пробиваются отблески колористики «Демона поверженного». Художник так и остался в Абрамцеве, где страстно увлёкся керамикой и вскоре с гордостью писал Анне Врубель, что стал руководить «заводом изразцовых и терракотовых декораций»73. Пан согнулся от старости и устал от жизни.

К восстановлению старых фресок по сохранившимся фрагментам он относился с большой бережностью как вспоминал Н. А. Прахов (сын А. В. Прахова), «не выдумывал ничего от себя, а изучал постановку фигур и складки одежды по материалам, сохранившимся в других местах». Только в 1877 году художник пишет этюд «Воин в шлеме с кольчужкой» со своего брата Аркадия и тогда же завершает первую версию картины. Одной рукой он сжимает флейту, другой рукой опирается на свое мохнатое колено. Судя по позднейшим свидетельствам, он запомнил, как больная мать лёжа в постели вырезала детям «человечков, лошадей и различные фантастические фигуры» из бумаги4.

Ему было важно отметить, что богатыри не только силачи и патриоты, но и защитники христианской веры (Илья Муромец даже причислен к лику святых). Затруднительно казалось определить происхождение его стиля, его индивидуальной манеры. Именно в прессе иллюстрации Врубеля подверглись ожесточённым нападкам, в первую очередь— за «грубость, уродливость, карикатурность и нелепость» (характерно, что через 20 лет критики станут утверждать, что именно Врубелю было подвластно «в переводе на новый язык» передать поэтическую сущность лермонтовского духа)66. В данной работе присутствует фантазия художника и искрометная монументальность. Толчок к работе в этом направлении дали, в частности, картины В. М.

Он зовет свою Грезу, перебирая струны музыкального инструмента. Ноги коня, кажется, вырастают прямо из земли рядом с маленькими пышными елочками, на которых сидят мудрые птицы. Н. А. Дмитриева определяла жанр картины как «портрет-фантазия»55. Их малоискусными руками фрески прописывались сверху по сохранившимся контурам (по «графьям») теперь такой способ был бы сочтен варварским.

Конь богатырский под стать хозяину. И представленные в панно сюжеты выглядят достаточно традиционно, хотя Микула Селянинович почему-то вспахивает гору, а лицо богатыря в панно «Витязь» очень напоминает икону. Упоминаются там и живописные работы: Михаил написал маслом с фотографии портрет младшего брата Саши (умершего в 1869 году) и портрет сестры, украшавший кабинет отца.

Зритель не ощущает равнодушия Врубеля к ним, скорее наоборот. Все творчество художника проникнуто некой взволнованностью и особенным романтизмом. Образ матери Спасителя писался с гостьи дома Праховых, фельдшерицы М. Ф. Ершовой (она вышла замуж за одного из художников— участников реставрации), второй апостол от левой руки Богородицы— протоиерей Пётр (Лебединцев), преподававший в Ришельевской гимназии вторым от правой руки изображён киевский археолог В. И. Гошкевич, третьим— настоятель Кирилловского прихода Пётр (Орловский), который, собственно и обнаружил остатки древних росписей и заинтересовал ими Русское археологическое общество.