Врубель Пан Описание
Сочинение по картине Врубеля пан
Если первого писать с маленькой буквы, то получится одно и то же. Однако художественное воспитание отец прививал сыну лишь для общего развития. Феерическое великолепие врубелевского колорита в полной мере проявилось в картине Девочка на фоне персидского ковра (1886, там же). Во время создания портрета Арцыбушева Врубель уже придумал своего «Демона». Усталость, но бесконечная отдача. Как и другие евангельские сказания, сюжет «Сошествия» имел в церковном искусстве свою иконографическую схему, закрепленную многовековой традицией. весь в черный бархатный костюм, в чулках, коротких панталонах и штиблетах.
И свою картину художник сначала назвал Сатир. Все это никак не вяжется со странным, освещенным лунным светом существом.
Требовалось их дописать, сохраняя по возможности стиль XII века. Пан – персонаж древнегреческой мифологии, но на представленном полотне он заметно «обрусел» и это необыкновенно характерно для тогдашнего Врубеля, влюбившегося в русский фольклор. Любовь, зашедшая в тупик, – вот это было серьезно. В его ярких бирюзовых глазах стариковская отрешённая задумчивость. Но и не только это.
В Академии он работал по двенадцать часов в день. Отец художника был в тревоге: сыну уже тридцать лет, университетское образование, художественное образование, «таланту бездна», а между тем ни имени, ни обеспеченного положения – ни кола, ни двора. вот это-то в то время и могло меня более всего поразить. И отчего так тревожен выползающий из-за чёрного леса красновато-жёлтый серп месяца. Но бес его попутал и художник соскоблил любимую женщину, чтобы уступить холст сатиру.
Они были, дикими, страстными и необузданными. Он – ее дух, она – его плоть, вместе они называются родиной. В три года у Врубеля умерла мать, но мачеха оказалась доброй и любящей и детство болезненного мальчика было счастливым. Но при этом задний фон абсолютно реален и замечательно изображен. В картине Пан (1899, ГТГ) греческий бог превращается в русского лешего.
Михаил Врубель, «Пан» : описание картины
«Тишина вечера, полное отсутствие кого бы то ни было, только кроме ласточек, которые кружились и щебетали в воздухе. В качестве декораций художник выбрал российский лес. Нижнюю часть туловища покрывает темная длинная шерсть и даже видны копыта вместо ног. Особенно примечательна акварель Голова Демона.
Особое влияние на Врубеля оказали живопись венецианского Возрождения (из современников – испанец М. Фортуни и английские прерафаэлиты). Он работал над ними в Венеции, куда ездил изучать искусство Раннего Возрождения. 1899Врубель редко обращается к чистому пейзажу. Своим творчеством он опроверг сомнения «левых» и «правых» скептиков в необходимости как школы, так и сознательного эксперимента в искусстве. Подрамника с чистым холстом под рукою не оказалось и тогда, по свидетельству молодого композитора Б. К. Яновского, приехавшего с супругами в Хотылево: Врубель на моих глаза соскоблил начатый портрет жены и на месте его принялся писать Пана (сам он называл его Сатир). Но замысел и начало относятся к киевскому периоду.
И. Грабарь полагал, что Врубель в русском искусстве занимает своеобразное место. Но больше все же от Лешего – и пейзаж русский и облик Пана. Ничего внешнего, бросающегося в глаза. Волосатые мослы с копытами вросли в родную стихию – землю. P. S.
Врубель написал на стенах несколько фигур ангелов, голову Христа, голову Моисея и, наконец, две самостоятельные композиции – огромное «Сошествие святого духа» на хорах и «Оплакивание» в притворе. Учеба на юридическом факультете не особенно привлекала Врубеля: он два года учился на втором курсе и не смог защитить дипломную работу из-за чего получил низшую ученую степень — действительный студент. Это ухудшило его душевное состояние: он стал замкнутым, вспыльчивым, страдал бессонницей.
Врубель Михаил Пан описание картины, анализ
Работа над «Демоном поверженным» буквально кипела: вместо обычных трех-четырех часов художник иногда работал по 14 часов в день. Нижняя часть его тела покрыта чёрными волосами, которые в нижней части картины сливаются с землёй (из-за чего создаётся впечатление, что он вырастает из пня или прямо из земли). Голубыми добрыми глазами он наблюдает за всем, что происходит вокруг. Никаких следов киевского «Демона» до нас не дошло – художник его уничтожил, все ныне известные «Демоны» сделаны значительно позже. При свете луны мы четко видим лицо создания. Ноги с раздвоенными копытами от ляжки до ступни поросли густой шерстью.
мне было все это видеть. Перламутровый колорит картины словно порожден музыкой. Первый биограф Врубеля А. П. Иванов писал о них: «Пластическая музыка этих икон построена в величавых и ясных ладах Дж. (ему — 40 лет, ей — 28) Надежде Ивановне было известно, что «Врубель пьёт, что он очень беспорядочно относится к деньгам, сорит ими, а зарабатывает редко и случайно», тем не менее вскоре состоялось венчание — в Швейцарии — в Крестовоздвиженском соборе Женевы.
Михаил Врубель, Пан: описание картины
Пан сидит на земле и витает в облаках. Среди лилово-розового мерцания ковра и шелковых тканей Врубель мастерски выделяет лицо. Влияние венецианского кватроченто сказалось в исполненных Врубелем монументальных иконах с фигурами в полный рост. Беллини и Карпаччо, а в глубине ее, как доминанта в органном пункте, звучит красочное волшебство мозаик Сан Марко». продолжение.
Флейта Пана – Сиринга инструмент из тростниковых трубочек, связанных в один ряд. Лучшее из этих произведений – икона Богоматерь (1885, Гос. У него сложился особенный, только ему присущий врубелевский стиль. В качестве декораций художник выбрал российский лес. Оттуда писал сестре: «Перелистываю свою Венецию (в которой сижу безвыездно, так как заказ на тяжелых цинковых досках, с которыми не раскатишься), как полезную специальную книгу, а не как поэтический вымысел. Считается, что врубелевское обращение к теме ночи произогило не без влияния живописи Н. Те (к тому времени покойного), с семейством которого он породнился, женившись на Н. Забеле. Больше всего заинтересовали его палитру не корифеи Высокого Возрождения – Тициан, Веронезе, - а их предшественники, мастера кватроченто (XV век), теснее связанные со средневековой традицией, - Карпаччо, Чима да Конельяно и, особенно, Джованни Беллини.
Чтобы прийти к нему искусству понадобился компромисс между орнаментом и притчей. Была и еще причина, почему Врубелю хотелось поскорее вернуться в Киев. Во всяком случае, в Летописи жизни и творчества Л. Н. Толстого таких сообщений нет. Это весёлое и проказливое божество стад, лесов и полей.
Михаил Врубель, «Пан»: описание картины
После окончания академии Михаилу повезло. Пан – персонаж древнегреческой мифологии, но на представленном полотне он заметно «обрусел» и это необыкновенно характерно для тогдашнего Врубеля, влюбившегося в русский фольклор. Флейта ритмически очень связана с пальцами Пана. Но каков настоящий цвет кентавра. Сколько у нас красоты на Руси. » – такое восклицание вырывается у Врубеля впервые. У многих смотрящих на полотно возникает вопрос: «что держит пан на картине Врубеля».
С первого взгляда трудно разобрать, что изображено: глаз ослепляет переливающаяся мозаика драгоценных частиц, озаренных вспышками голубоватого фосфорического света, как если бы мы действительно вошли в пещеру, сокровищ из «Тысячи и одной ночи». В статьях под псевдонимом «Профан» Прахов с большим литературным блеском и темпераментом пропагандировал искусство передвижников. Так что же можно найти схожего у врубелевского Пана с Толстым. Михаил Врубель писал иконы и фрески, работал с мозаикой и рисовал эскизы театральных костюмов, создавал декорации и огромные живописные полотна.
- Описание картины Михаила Врубеля «Пан»
- Картина Пан, Михаил Врубель, 1899
- История создания картины Врубеля Пан
- Описание картины Михаила Врубель «Пан»
У него было внутреннее право не следовать букве древнего стиля – он проник в его дух. В свободное время он с удовольствием пользовался книгами богатой тенишевской библиотеки. Теперь о руках.
«Русский стиль» этих вещей находит выражение и в его сценографии, связанной с Московской частной русской оперой Саввы Ивановича Мамонтова, в том числе в оформлении Садко (1897) и Сказки о царе Салтане (1900) Николая Андреевича Римского-Корсакова. Вероятно, «Демон» был не причиной заболевания Врубеля, но стал катализатором, ускорителем: совпадение окончания картины с началом болезни едва ли случайно. Герой будто собой, своим телом заменяет (частично закрывает) стволы деревьев. Врубель долгое время казался появившимся именно неизвестно откуда. Борьба света и тьмы – вот содержание большинства работ Врубеля.
Содержание картины Испания (1894, ГТГ), возможно, навеяно оперой Кармен, которую Врубель очень любил и считал эпохой в музыке. Так, в рисунке «Свидание Анны Карениной с сыном», сделанном в начале 80-х годов, Анна с преувеличенной пылкостью чуть ли не душит в объятиях ребенка. Говорят, что толчком послужило чтение рассказа А. Франса Святой Сатир.
Одну из самых интересных его статей, посвященную Шестой передвижной выставке 1878 года (собственно, двум экспонатам – «Кочегару» Ярошенко и «Протодьякону» Репина), не пропустила цензура. Римского-Корсакова (Морская царевна, Тридцать три богатыря и др. ). У этого рассказа был другой сюжет – не отличавшийся от символа.
- Сочинение по картине Врубеля Пан
- Врубель Михаил Александрович (1856 – 1910)
- Сочинение по картине Врубеля «Пан»
- Словари и энциклопедии на Академике
- Пан (картина Врубеля) — википедия фото
- Пан (картина Врубеля) — Википедия РУ
- Пан (картина Врубеля) — Википедия (с комментариями)
На хорах он заметил только что встреченного незнакомца товарищи сказали, что это художник Врубель и показали начатое им «Сошествие святого духа», а также двух ангелов: «Врубель говорил, что здесь он ближе всего подошел к Византии». Сущность хтонического (связанного со стихией земли, растений, плодородия) божества подчеркивает наличие за его спиной дерева – символа жизни, метафора которого – рождение и смерть, рост, становление, при опоре на землю, стремление ввысь, в небо. Последний бешеный всплеск энергии, последнее сверхусилие – и потом изнеможение, срыв. На этот счет точных данных не существует.
Главное, не забыть потом отвязать, – закончил он, косясь на собеседника. Одна из самых известных работ того времени — графическая иллюстрация «Свидание Анны Карениной с сыном», выполненная черной тушью на коричневой бумаге. Свирель не звучит, спина не разгибается, шерсть вылезла, про наяд и думать нечего. Низвергнутые с Олимпа на землю, они сохранились на окраине цивилизованного мира: в подполе, баньке, за печкой, ну и, конечно, в лесу.
- Материал из Википедии — свободной энциклопедии
- Напишите отзыв о статье Пан (картина Врубеля)
- Отрывок, характеризующий Пан (картина Врубеля)
- «Действительный студент» Михаил Врубель
- «Дивная патетическая симфония» Врубеля
С вокзала я отправился прямо к нему и был опечален его комнаткой и обстановкой. Древним он – бог, нам – леший.
Подспудный трагизм достигает кульминации в тех врубелевских образах, которые восходят к его иллюстрациям к поэме Лермонтова Демон (акварель, белила, 1890–1891, Третьяковская галерея и Русский музей, Санкт-Петербург), – в картинах Демон (1890) и Демон поверженный (1902 обе работы – Третьяковская галерея). В 1906 художник ослеп. музей русского искусства, Киев). Тарабукин писал об умении Врубеля сопоставлением цветовых пятен заставить играть полотно, как драгоценность, а цвет порождал форму. Одновременно ночь у него здесь становится уже типично «символистской» и является в этом смысле «окном» в неведомое, в другие миры, недоступные дневному сознанию.
Первые вполне самостоятельные произведения Врубеля относятся к 1884-1885 годам. Он говорит, что здесь, то есть в Италии, можно учиться, а творить – только на родной почве что творить – значит чувствовать, а чувствовать – значит «забыть, что ты художник и обрадоваться тому, что ты прежде всего человек». В образе Пана-Лешего, представленного на фоне сумеречной северной природы, Врубель пытался уловить «интимнейшую национальную ноту». Да ведь до них несколько верст. Он взял у меня краски: желтую, черную, зеленую и киноварь. Представим себе художника на пределе сил, упорно остающегося с глазу на глаз с «духом зла» им созданным, но уже от него отделившимся, зажившим отдельной от него жизнью представим, как он каждое утро вступает с ним в борьбу кистью, стараясь подчинить его своей воле, – это ли не материал для трагической легенды. Незнакомец наклонился ближе, посмотрел пристально и серьезным тоном, как будто вещь неизвестно какой важности, сказал: «А где же у вас первый план.
Книгу из которой я почерпнул эти сведения, Синявский надписал мне с лешачьим приветом. Энергичный, деятельный, еще не достигший и сорока лет, Прахов всколыхнул художественную жизнь Киева, предприняв изучение и реставрацию уникальных памятников Киевской Руси. Большие массивные плечи, накачанные руки, которые от локтя к пальцам покрыты волосами. За спиной этажерка тоже с книгами и деловыми бумагами. ГРМ).
Лучшая из них – Пан. продолжение. Могучая фигура состоит из противоречий. Общее руководство работами принадлежало Прахову.
Небольшая речка, которая выглядывает из-за высокого берега. Эллинский козлоногий бог и русский Леший соединились здесь в одно лицо. Я видел ее только на картинках.
Ехать нужно в Киев и Врубель с удовольствием принимает приглашение. Именно картина известного русского художника Врубеля Михаила Александровича «Пан» как нельзя лучше показывает его талант к сочетанию реального и чудесного миров на одном полотне. В неоконченной акварели Пирующие римляне (1883, Русский музей) при некоторой театральности всей сцены и увлечении аксессуарами, несомненно намерение художника передать жизнь конкретного исторического периода. Впервые почувствованная любовь к родине, первая возвышенная любовь к женщине одухотворили этот образ, приблизили его к человеческому сердцу. После этого апостолы обрели дар говорить на всех языках и проповедовать учение Христа всем народам.
Вообще пан – это мифическое существо, которого Михаил изобразил в образе пожилого мужчины. На фоне каменистых заснеженных вершин – голова с шапкой черных кудрей. В рисунках к «Моцарту и Сальери» (1884 год) Сальери выглядит мелодраматическим злодеем. В феврале 1903 года Врубеля выписали из клиники. Торс атлета принадлежит человеку.
По легенде, Сиринга – наяда, спутница Артемиды, которую преследовал Пан. Кажется, что Пан крепко врос в нее или как будто вырастает прямо из земли. Врубель Михаил Александрович (1856, Омск – 1910, Петербург) – художник. Другое дело, что его дом был и моим.
Только глаза живут на этом лице и в них безмерная грусть. Прежде всего — глаза. Здесь были написаны лучшие картины Врубеля – «Пан», «Демон», «Царевна Лебедь» и др. Это один из его несомненных шедевров. Однако по настоянию отца он поступил на юридический факультет Петербургского университета. Как в ярком бредовом сне, возникает из зеленовато-синих и красно-лиловых жгучих переливов узкий, как бы змеиный лик ангела смерти, на шее длинной и прямой, как колонна, в обрамлении черных волос, с невидящими (или всевидящими. ) громадными глазами. Это один из его несомненных шедевров.
В этом взгляде – жажда познанья и свободы, мятежный дух сомнения. По евангельскому преданию, апостолам явился святой дух в виде голубя исходившие от него языки пламени «почили на каждом из них». Одну из самых интересных его статей, посвященную Шестой передвижной выставке 1878 года (собственно, двум экспонатам – «Кочегару» Ярошенко и «Протодьякону» Репина), не пропустила цензура. В образе Пана-Лешего, представленного на фоне сумеречной северной природы, Врубель пытался уловить «интимнейшую национальную ноту»3.
Вот таким образом и художественные средства выбраны Врубелем соответственные. В. Васнецов так же чутко изображал литературные произведения в своих картинах. Пан был написан без модели и в такой спешке, что картина кажется зафиксированной галлюцинацией.
Софии, книгами, цветными таблицами и фотографиями из богатой библиотеки Прахова. Уже во время болезни он создал полотна «Шестикрылый серафим», «Роза в стакане», «Жемчужина». И все же он нетерпеливо ждал возвращения. Выполнили фотографию в Москве мастера Шерер и Набгольц в 1885 году. Огромные, словно выделанные из крепких древесных пород руки натружены тяжёлой работой. Так, в рисунке «Свидание Анны Карениной с сыном», сделанном в начале 80-х годов, Анна с преувеличенной пылкостью чуть ли не душит в объятиях ребенка.
Тех миров, которые видели они, мы не видим. Не случайно первая картина Врубеля связана с трагедией Шекспира: это Гамлет и Офелия (1884, ГРМ). Врубель написал на стенах несколько фигур ангелов, голову Христа, голову Моисея и, наконец, две самостоятельные композиции – огромное «Сошествие святого духа» на хорах и «Оплакивание» в притворе. Все расходы за проживание и учебу взял на себя Николай Вессель. сказок и опер Н. А.
Но замысел и начало относятся к киевскому периоду. Тростник также встречается и в изображениях Осириса. Не такие ли руки у врубелевского Пана: большие, некрасивые, узловатые.
Обладая исключительной зрительной памятью, Врубель зачастую в своих произведениях воспроизводил лица знакомых или просто запомнившихся ему людей без их присутствия. Данная трактовка образа героя как некоей самостоятельной, хтонической силы, тесно связанной с природой, характерна и для других картин «сказочного цикла» Врубеля. Может быть, в закладе.
Но когда посмотреть на его туловище, то оно абсолютно не принадлежит дедушке. Во время создания портрета Арцыбушева Врубель уже придумал своего «Демона». Сущность хтонического (связанного со стихией земли, растений, плодородия) божества подчеркивает наличие за его спиной дерева – символа жизни, метафора которого – рождение и смерть, рост, становление, при опоре на землю, стремление ввысь, в небо. Пан, божество лесов и полей, выступает ее символом. Прежде он был, казалось, довольно равнодушен к «родной почве»: она была чем-то само собой разумеющимся, незамечаемым, замыслы черпались из всемирных источников: античность, Гамлет, Фауст. Так в Киеве никто не одевался и это-то и произвело на меня должное впечатление.
Раньше думали, что художник делал подготовительные этюды с душевнобольных (Кирилловский храм находился на территории психиатрической лечебницы), но это неверно: сын А. В. Прахова Н. А. Прахов называет поименно ряд лиц, которые узнаются в «Сошествии», - киевские ученые, священники, археологи, среди них сам Адриан Викторович Прахов. Но каков настоящий цвет кентавра. В некоторой близости к этой картине – Гадалка (1895, ГТГ), произведение глубоко психологическое. Персонаж и природа вокруг него слиты воедино.
Картина «Демон сидящий» написана в 1890 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. У многих смотрящих на полотно возникает вопрос: «что держит пан на картине Врубеля». Тонкие белокурые березки, развивающиеся на ветру.
Из четырех иконостасных образов богоматерь удалась художнику особенно. Они обнаруживают тягу к востоку – цветистому, волшебному, пряному. Больно, горько до слез. Оно напоминает лицо старого дедушки. Конгломерат искрящихся форм в последней картине близок уже к беспредметному искусству.
Эллинский козлоногий бог и русский Леший соединились здесь в одно лицо. Зачахший сатир одной ногой (той, что нам не видна) уже в могиле. Он говорит, что здесь, то есть в Италии, можно учиться, а творить – только на родной почве что творить – значит чувствовать, а чувствовать – значит «забыть, что ты художник и обрадоваться тому, что ты прежде всего человек».
Гостивший там Врубель уже написал окрестный пейзаж для портрета жены. В нем поднимался богоборческий бунт. Как можно догадаться, немного поразмыслив над сюжетом, этот странный предмет – флейта.
Профессор А. В. Прахов приглашает выпускника расписать Кирилловскую церковь. В этом он имеет в виду обращение живописи к литературе. Но смотря на пожилого пана, нельзя сказать, что он злой. Гармоническое соединение фантастического и реального видим и в картине Царевна-Лебедь (1900, ГТГ).
Таков «Пан», написанный в имении княгини Тенишевой под впечатлением рассказа Анатоля Франса «Святой Сатир». В 1903 году умирает малолетний сын Врубебя, через год после написания его портрета. Особенно ночью, когда голубое оказывается фиолетовым, а сны – явью.
Но форма ее необычна, так как это особый атрибут пана. Тонкие деревья колышутся на ветру, но вот борода и волосы пана не развиваются. Он страшно эффектен, конечно и был еще более эффектен, пока не потускнели, не пожухли его краски, но С. Яремич справедливо заметил, что здесь «близка к нарушению высшая художественная сдержанность». Невидимый и бесспорный, он, как судьба, обнаруживает себя, меняя поведение окружающего. В 1899 году Врубель потерял отца, а в 1901 году у него родился сын Савва, с врождённым дефектом – «заячьей губой», – что произвело на художника тягостное впечатление. Атмосфера волшебной сказки, характерная для картин Пан (1899), Царевна-Лебедь, К ночи, Сирень (все 1900), пронизана характерным для символизма чувством темного хаоса, таящегося за внешними покровами мироздания.
Это непростое одиночество очень близко художникам эпохи Модерна. С тех пор я так и делаю, но мелкая нечисть не попадается мне на глаза.
Рождается ощущение первозданности. Вообрази, ни одного стола, ни одного стула. То он «вельможный пан» с иголочки одетый (отец его был поляком), то он одет в чёрный бархатный костюм, панталоны и чулки как венецианец с картины Тициана, то окружает себя странными людьми: снобами, кутилами, цирковыми артистами итальянцами, бедняками, алкоголиками (так говорил друг Коровин). Как в ярком бредовом сне, возникает из зеленовато-синих и красно-лиловых жгучих переливов узкий, как бы змеиный лик ангела смерти, на шее длинной и прямой, как колонна, в обрамлении черных волос, с невидящими (или всевидящими. ) громадными глазами.
Пан в древнегреческих мифах — козлоногое существо с рожками и телом, покрытым шерстью. Здесь он быстро сходится со своим современником В. Серовым. Немного затуманенное небо с красиво виднеющимся молодым месяцем. Как можно догадаться, немного поразмыслив над сюжетом, этот странный предмет – флейта. Он перекликается с опустошённостью души.
Ночью мы знаем то ли меньше, то ли больше, чем днем, но никогда – столько же. Ситуация изображена пограничная – между днем и ночью, сумеречное состояние, нестабильное, но тем самым движущее и направляющее на действие, в данном случае это одновременно и угасание и оживление. Пан, божество лесов и полей, выступает ее символом.
Чаще, однако, он занят другим. Ехать нужно в Киев и Врубель с удовольствием принимает приглашение. Зрителям чудятся в нём образы знакомых с детства героев сказок — Лешего, Лесовика, воплощённых в поверьях русского и иных славянских народов. На картине у Пана лицо старика-крестьянина из русской или украинской деревни.
Длинная и густая борода и усы. Пан – один из них. Род. А художник К. А. Коровин был свидетелем, как утром Врубель начал писать с фотографической карточки покойного сына хозяев дома, где мы гостили. В эти годы он вновь писал демонов. Описание в газете «Русские ведомости» благожелательно перечисляло практически всех участников экспозиции и лишь Врубеля отдельно упомянули как пример того, как можно лишить сюжет художественной и поэтической красоты. Дробящийся, переливающийся цвет в полотнах Врубеля и их кристаллическая фактура родственны эффектам мозаики.
Тот вариант «Демона поверженного», на котором оборвался отчаянный поединок и дух художника изнемог, не принадлежит – нужно признать – к вершинам творчества Врубеля. В последние годы жизни Врубель создает один из самых нежных, хрупких образов – Портрет Н. И. Забелы на фоне березок (1904, ГРМ). Мои сомнения удивили Синявского.
Врубельский «демон» сочетает в себе красоту, ум, величие, мощь и в то же время – бессилие, беспомощность (что видно из его безнадёжно сцепленных рук). Как от нас, вред от него очевиден, но ограничен. А. В. Прахов, в тесном общении с которым (и с его семьей) Врубель провел пять киевских лет, был известен в художественных кругах. Арцыбушев сидит за столом с разложенными книгами в своём кабинете. Затруднительно казалось определить происхождение его стиля, его индивидуальной манеры. В феврале он отправил на 23-ю выставку передвижников «Портрет Н. А. Казакова», который даже не был допущен к экспозиции.
Собственно, на холсте именно это мы и видим – на первый взгляд. В некоторой близости к этой картине – Гадалка (1895, ГТГ), произведение глубоко психологическое. Он словно не находил себе места – то принимал решение уехать из Киева (и действительно на несколько месяцев уезжал в Одессу), то возвращался опять его потянуло к хмельному «кубку жизни», он бурно увлекался какой-то заезжей танцовщицей, много пил, жил неустроенно, лихорадочно, а к тому же еще и жестоко бедствовал, так как денег не было, отношения же с Праховым стали более холодными и далекими. Родился в Омске 5 (17) марта 1856 года. Мощь его тела выдает в нем явный гигантизм (излюбленный прием Врубеля, говорящий о явном проявлении божественной силы персонажа), это не тело старика, не смотря на дряхлость лица. Тростник также встречается и в изображениях Осириса.
Это есть уже в «Сошествии святого духа», написанном на коробовом своде Кирилловской церкви. Взамен утраченных, реставрирует купол Святой Софии. Потом Прахов абсолютно отошел от критической деятельности, перестал заниматься современным искусством (характерный симптом 80-х годов. ) и вернулся к изучению древностей. Так, как Врубель написал «демона», не мог писать ни один из его современников. Врубель провел в Венеции около полугода.
Леший, например, мало чем выделяется. Последней работой Врубеля стал Портрет В. Я. Куда устремлены, что увидели его пронзительные синие глаза. Талант Врубеля-декоратора проявляется и в его огромном панно Принцесса Грёза, заказанном для Нижегородской ярмарки (1896, Третьяковская галерея). Летом 1897 года Врубель жил на хуторе Н. Ге в Черниговской губернии, работал в его мастерской – видимо, это географическое и «родственное» сближение со своим старшим современником, мастером ночного колорита, не осталось без последствий. И тут мне вспомнилась картина Михаила Врубеля Пан. Колдовская пустота его глаз говорит о какой-то звериной или растительной мудрости, чуждой сознанию: это существо вполне стихийное, лишенное каких-либо переживаний, мучительных раздумий. Со второго начинаются чудеса. Он как раз и работал над «Демоном», когда неожиданно приехал отец.
Холодный лиловый цвет борется с теплым оранжево-золотистым. Приглашенный для реставрации Кирилловской церкви (12 век), Врубель в ряде случаев должен был исполнить новые композиции (в частности, Сошествие Святого Духа, 1884) тогда же художник написал и икону Богоматерь с младенцем (Киевский музей русского искусства). В 1879, окончив ун-т, Врубель поступил в Академию художеств, где пробыл четыре года.
Что нахожу в ней – то интересно только моей палитре». Тот вариант «Демона поверженного», на котором оборвался отчаянный поединок и дух художника изнемог, не принадлежит – нужно признать – к вершинам творчества Врубеля. На хорах он заметил только что встреченного незнакомца товарищи сказали, что это художник Врубель и показали начатое им «Сошествие святого духа», а также двух ангелов: «Врубель говорил, что здесь он ближе всего подошел к Византии». В колорите картины – контрасты. Она подлинно монументальна. Невысокого роста, очень пропорционального сложения, одет.
Кирилловские фрески находились в плохой сохранности, над их «поновлением» работала артель учеников киевской рисовальной школы, руководимой художником Н. И. Мурашко (с ним Врубель потом близко сошелся). Описание картины Врубеля «Пан» мы дали выше, а здесь попробуем понять, какую идею художник зашифровал в полотне. Он был влюблен в жену Прахова Эмилию Львовну, о чем несколько раз, не называя имени, таинственно намекал в письмах к сестре: это было его сокровенное «душевное дело». «.
«За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи – как раз к моменту полного прекращения художественной активности. Убегая, она превратилась в болотный тростник из которого потом Пан и сделал себе флейту. Вообще пан – это мифическое существо, которого Михаил изобразил в образе пожилого мужчины. Куда устремлены, что увидели его пронзительные синие глаза.
Дерево всегда показывает связь между прошлым, настоящим и будущим. Пока жив человек, он все дышит, пока дышал Врубель – он все творил. На широком лбу – торчащие черные рога, внизу – обличье козла.
ун-та и посещал вечерние классы Академии художеств. Считается, что врубелевское обращение к теме ночи произогило не без влияния живописи Н. Те (к тому времени покойного), с семейством которого он породнился, женившись на Н. Забеле. Автору нельзя не верить. Врубель рано испытал то, что через два десятилетия Блок называл «наплывом лиловых миров», лилового мрака, одолевающего золотой свет. По легенде, Сиринга – наяда, спутница Артемиды, которую преследовал Пан.
Так, например известный коллекционер П. М. Третьяков хвалил эту работу Врубеля, специально приезжал в Киев её посмотреть и сокрушался, что не может приобрести для своей коллекции, а критик и галерист С. К. Маковский считал, что дебютная работа Врубеля в Кирилловской церкви является «высочайшим достижением Врубеля» и подчёркивал, что достижение это «глубоко национальное», отвергая обвинения Врубеля в «нерусском (польском) происхождении» и «эстетическом космополитизме» и искусствовед и критик А. Н. Бенуа также отмечал мастерство Врубеля и подчёркивал, что в сравнении с работами Врубеля в Кирилловской церкви фрески В. М. Васнецова «кажутся поверхностными иллюстрациями». Он страшно эффектен, конечно и был еще более эффектен, пока не потускнели, не пожухли его краски, но С. Яремич справедливо заметил, что здесь «близка к нарушению высшая художественная сдержанность». Это вот, эти копны сена. Фигуры полны чувства и поэзии: принц, приподнявшись на ложе, задумчивым и тяжелым взором смотрит на стоящую перед ним с опущенными глазами прекрасную девушку. Эта большая акварель поразительна. С первого взгляда трудно разобрать, что изображено: глаз ослепляет переливающаяся мозаика драгоценных частиц, озаренных вспышками голубоватого фосфорического света, как если бы мы действительно вошли в пещеру, сокровищ из «Тысячи и одной ночи».
К этому же времени относятся интересные автопортреты. Однако, он изображён на фоне типичного северо-российского пейзажа (равнина, кривая берёза, лес, река), что роднит его с образом лешего. В 1889 году работа над фресками успешно окончена и Михаил едет в Москву. В 1889 году работа над фресками успешно окончена и Михаил едет в Москву. В Москве эти черты только усилились. Или Демона, про которого Лермонтов так и написал: Синело предо мной пространство.
Так, например известный коллекционер П. М. Третьяков хвалил эту работу Врубеля, специально приезжал в Киев её посмотреть и сокрушался, что не может приобрести для своей коллекции, а критик и галерист С. К. Маковский считал, что дебютная работа Врубеля в Кирилловской церкви является «высочайшим достижением Врубеля» и подчёркивал, что достижение это «глубоко национальное», отвергая обвинения Врубеля в «нерусском (польском) происхождении» и «эстетическом космополитизме» и искусствовед и критик А. Н. Бенуа также отмечал мастерство Врубеля и подчёркивал, что в сравнении с работами Врубеля в Кирилловской церкви фрески В. М. Васнецова «кажутся поверхностными иллюстрациями». За ту немалую часть жизни, что мне удалось провести в музеях, я понял одно. Врубель не успел завершить эту работу, в 1906 году художник ослеп. Серо-голубые глаза смотрят лукаво, как у шкодливого ребенка. Ветер выдает метафору.
Стиль этот основан на господстве объемно-скульптурного рисунка, своеобразие которого заключается в дроблении поверхности формы на острые, колкие грани, уподобляющие предметы неким кристаллическим образованиям. Герой будто собой, своим телом заменяет (частично закрывает) стволы деревьев. В образе Пана-Лешего, представленного на фоне сумеречной северной природы, Врубель пытался уловить «интимнейшую национальную ноту»3. Первый биограф Врубеля А. П. Иванов писал о них: «Пластическая музыка этих икон построена в величавых и ясных ладах Дж. Беллини и Карпаччо, а в глубине ее, как доминанта в органном пункте, звучит красочное волшебство мозаик Сан Марко».
Пока жив человек, он все дышит, пока дышал Врубель – он все творил. Ковальский расположился писать этюд на высоком холме с видом на Днепр и дальние луга. Однако, воображение Врубеля создало свой неповторимый образ эллинистического существа, придав ему традиционно русские черты характера и внешности. Со второго начинаются чудеса. Представим себе художника на пределе сил, упорно остающегося с глазу на глаз с «духом зла» им созданным, но уже от него отделившимся, зажившим отдельной от него жизнью представим, как он каждое утро вступает с ним в борьбу кистью, стараясь подчинить его своей воле, - это ли не материал для трагической легенды.
Их малоискусными руками фрески прописывались сверху по сохранившимся контурам (по «графьям») теперь такой способ был бы сочтен варварским. Сама Н. Забела приходилась племянницей Н. Ге, а ее сестра была замужем за сыном художника. С приходом христианства прежние боги стали демонами. Умер Врубель в Петербурге 1 (14) апреля 1910.
Усталость, но бесконечная отдача. Врубель продолжает отдаваться работе с той же одержимостью. Пан сидит на земле и витает в облаках. Пан представлен в виде морщинистого лысоватого старика с голубыми глазами, небольшими рогами, кучерявой бородой и узловатыми пальцами он сидит, согнув левое колено, держа в правой руке свой неизменный атрибут— флейту Пана.
Жесткие волосы покрывали его грудь. Он был влюблен в жену Прахова Эмилию Львовну, о чем несколько раз, не называя имени, таинственно намекал в письмах к сестре: это было его сокровенное «душевное дело». Помимо фресок, Врубель написал четыре иконы. Но в трактовке фигур и лиц он проявил себя как художник современный, как психолог. Но иллюстрации Врубеля не могут быть сведены к субъективному комментарию.
Где. Последние лучи солнца играют на белоснежном оперении, переливаясь радужными красками. Экспрессивно-драматичны и портреты (К. Посередине возвышается стоящая очень прямо фигура Богоматери.
Заметим, что сам Врубель в качестве главной причиной появления этой работы называл впечатление, произведенное на пего рассказом А. Франса «Святой сатир». Демон низринут в ущелье среди скал. Конечно, Врубель писал не просто портрет. В начале 1902 года В. Бехтерев обнаружил у него неизлечимую болезнь (сухотка спинного мозга), которая грозила сумасшествием. «Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале ХХ века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна.
Взволнованный Ковальский не стал продолжать этюд и отправился в Кирилловскую церковь повидаться со своими товарищами, которые работали над реставрацией фресок. В колорите картины – контрасты. «Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале ХХ века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна. И сидит он на пне на фоне деревьев.
Богоматерь держит младенца на коленях, но не склоняется к нему, а сидит выпрямившись и смотрит перед собой печальным вещим взором. Почти нематериальный и часто непобедимый, он состоит из воздуха и движения. Как будто сам дьявол мстит ему издеваясь над его картинами.
А лик стоящей среди апостолов Богородицы — это лицо молодой фельдшерицы Марии Ершовой. У его апостолов были живые прототипы. Данная трактовка образа героя как некоей самостоятельной, хтонической силы, тесно связанной с природой, характерна и для других картин «сказочного цикла» Врубеля. Врубель писал картины на темы pyc. Род.
Первые вполне самостоятельные произведения Врубеля относятся к 1884-1885 годам. Как мы видим, старец не совсем обычный. И добрые, немного грустные глаза.
Здесь были написаны лучшие картины Врубеля – «Пан», «Демон», «Царевна Лебедь» и др. Но и Толстой не воспринимал своего противника. Но форма ее необычна, так как это особый атрибут пана.
Профессор А. В. Прахов приглашает выпускника расписать Кирилловскую церковь. Подобное соскабливание бывало не однажды. Врубель вычитал его у Анатоля Франса: На седеющем темени торчали притупившиеся рожки. Он был одним из самых ярких художников конца XIX – начала XX века.
Это придает персонажу большей загадочности. Огромные, словно выделанные из крепких древесных пород руки натружены тяжёлой работой. С годами выяснилось, что без водки я могу обойтись дольше, чем без музеев. Вернувшись из Венеции, Врубель метался.
Синий, – ответил бы Врубель. Это есть уже в «Сошествии святого духа», написанном на коробовом своде Кирилловской церкви. Любовь к искусству всецело владела Врубелем с академических лет.
Эта кристаллизация форм позже позволила считать Врубеля предшественником русского кубизма. Вся меблировка два простых табурета и кровать. Собственно, ему, пространству, не остается ничего другого. Врубелевский пан – это леший, который является духом леса. Для этой картины художнику никто не позировал.
Но сказочная тайна в том, откуда взялся этот неожиданный Пан, узловатый, как кряжистый пень, словно мхом, заросший седой шерстью. Вокруг упавшего лиловый мрак и переплеснувшие голубые струи. Одновременно с картинами Врубель работал над рисунками к сочинениям Лермонтова, в том числе и к поэме Демон. В 1902 году Врубеля поражает тяжелый душевный недуг, но и в поздний свой период (проведенный в основном в частных клиниках Москвы и Петербурга) он создает немало работ, отмеченных изысканным мастерством (Жемчужина, 1904 Портрет Валерия Яковлевича Брюсова, 1906), – работ, переходных от модерна к авангарду. Это показывает зрителю, что ветер в предрассветный утренний час совсем не сильный.
В образе Пана-Лешего, представленного на фоне сумеречной северной природы, Врубель пытался уловить «интимнейшую национальную ноту». Еще до отъезда за границу он несколько раз рисовал Э. Л. Прахову – ее лицо послужило ему прообразом для лика богоматери. Художником выполнены работы по обновлению ста пятидесяти фрагментов древних фресок и созданы четыре новые композиции на месте утраченных. У сатира не может быть истории, только антропология. Выполнили фотографию в Москве мастера Шерер и Набгольц в 1885 году.
Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Богоматерь с широко открытыми глазами, полными слез, словно окаменела в страдании над гробом сына. Курносое лицо обрамляла белая борода, сквозь которую виднелись наросты на шее.
Этот контраст наличия в одном теле увядающего и жизненно-крепкого тоже показывает разрыв между двумя полюсами (рождение — смерть). Он был одним из самых ярких художников конца XIX – начала XX века. «Демон поверженный» захватывает не столько своей живописью, сколько зримым воплощением трагедии художника: мы чувствуем – «здесь человек сгорел». Брюсова. Историк искусства, археолог, профессор Петербургского университета, он в 70-х годах активно выступал и как художественный критик в журнале «Пчела».
Произведения Врубеля невозможно спутать ни с кем другим. Но он не может умереть, пока жива эта чахлая природа. Эта картина считается одной из самых лучших работ Михаила Врубеля. Картина Пан единодушно признается чуть ли не вершиной всего творчества Врубеля.
Прежде он был, казалось, довольно равнодушен к «родной почве»: она была чем-то само собой разумеющимся, незамечаемым, замыслы черпались из всемирных источников: античность, Гамлет, Фауст. Руки, ноги и голова пришиты друг к другу, но так, что швов не видать. Осенью 1886 года А. М. Врубель сам приехал в Киев проведать сына и его опасения подтвердились: «Миша здоров (по его словам), но на вид худ и бледен. Большие седые волосы.
Эта картина открывает серию «ноктюрнов» Врубеля (в нее вошли также «Царевна-Лебедь», «Сирень», «К ночи»). В статьях под псевдонимом «Профан» Прахов с большим литературным блеском и темпераментом пропагандировал искусство передвижников. В русском искусстве ближе всех к этому идеалу подошел Врубель. Врубелевский пан – это леший, который является духом леса.
Ветер выдает метафору. Взволнованность персонажей, напряженность цвета, поток лучей знойного солнца вызывают ощущение конфликта, драмы. И лишь после приобщения к монументальному византийскому и древнерусскому искусству экспрессия Врубеля становится величавой – исчезает психологический нажим, появляется характерно врубелевское выражение духовной напряженности в сосредоточенном взоре огромных глаз (большие глаза – также черта византийской живописи), при позах как бы оцепеневших, скупом жесте, в атмосфере глубокой тишины. Помимо фресок, Врубель написал четыре иконы. Весной 1903 года наступает значительное улучшение.
В живописи такой паритет – и самое ценное и самое сложное. Живой предстает страна, в которой кипят пылкие чувства, сильны и любовь и ненависть. И лишь после приобщения к монументальному византийскому и древнерусскому искусству экспрессия Врубеля становится величавой – исчезает психологический нажим, появляется характерно врубелевское выражение духовной напряженности в сосредоточенном взоре огромных глаз (большие глаза – также черта византийской живописи), при позах как бы оцепеневших, скупом жесте, в атмосфере глубокой тишины. Была и еще причина, почему Врубелю хотелось поскорее вернуться в Киев.
Так когда же Врубель мог лично встречаться с Толстым. Врубелю поручили только украсить орнаментом часть пилонов. Промежуточное звено между зверем, богом и человеком, Пан обитает в безнациональном раю.
Врубель предваряет новое требование к прочтению источника, выдвинутое позже художниками Мира искусства и сформулированное Дягилевым. Вопреки настораживающим тёмным рогам на его седовласой голове излучаемая им энергия, пусть и приводит в трепет, лишена злого умысла это спокойная сила, обезоруживающая и надёжная. Другое дело, что его дом был и моим.
Демон, по выражению Врубеля, был страждущей душой мира, Пан – его тело, только старое. Фигуры полны чувства и поэзии: принц, приподнявшись на ложе, задумчивым и тяжелым взором смотрит на стоящую перед ним с опущенными глазами прекрасную девушку. На фоне каменистых заснеженных вершин – голова с шапкой черных кудрей. После обеда Врубель позвал меня смотреть портрет. Последний бешеный всплеск энергии, последнее сверхусилие – и потом изнеможение, срыв. В этом взгляде тоска по земному облику, по земной любви и радости.
Огромные, словно выделанные из крепких древесных пород руки натружены тяжёлой работой. Удивительно, но написал ее художник за два-три дня. (1906), необычайно выразительный. Данная трактовка образа героя как некоей самостоятельной, хтонической силы, тесно связанной с природой, характерна и для других картин «сказочного цикла» Врубеля1.
Вероятно, «Демон» был не причиной заболевания Врубеля, но стал катализатором, ускорителем: совпадение окончания картины с началом болезни едва ли случайно. Здесь художник пишет ряд лучших своих картин, работает в майолике – скульптуры Царь Берендей, Лель, Волхова, – все в Третьяковской галерее, Москва, обращаясь к дизайну исполняет эскизы керамической печи, вазы, скамьи (Музей в Абрамцеве). В работе над ними художник уже не копировал старинные образцы. Но форма ее необычна, так как это особый атрибут пана. Это находит отражение и в станковом характере рисунков.
И отчего так тревожен выползающий из-за чёрного леса красновато-жёлтый серп месяца. Он творил всегда, можно сказать, непрерывно и творчество было для него так же легко и так же необходимо, как дыхание. На этой картине маслом шестикрылый серафим с мечом и горящей лампадой в подъятых руках появляется один – пророка здесь нет, – и называется картина Азраил (ангел смерти). Другими, принадлежащими Аверинцеву, словами, символ – это равновесие формы и содержания. Профессор А. В. Прахов приглашает выпускника расписать Кирилловскую церковь.
Как всегда, Врубель не заботился о сохранности красок – он добавлял в краски бронзовый порошок, чтобы придать им блеск, но со временем этот порошок начинал действовать губительно, картина неузнаваемо потемнела. Только глаза живут на этом лице и в них безмерная грусть. Искусствовед Н. М.
Известно, что жена Толстого Софья Андреевна была большой любитель фотографировать и, чтобы лишний раз не беспокоить мужа и освободить его от позирования назойливым художникам и скульпторам, чего писатель не любил, она раздавала им его фотографии и они зачастую пользовались ими для создания портретов Толстого. Это показывает зрителю, что ветер в предрассветный утренний час совсем не сильный. Ночью мы знаем то ли меньше, то ли больше, чем днем, но никогда – столько же. Он словно не находил себе места – то принимал решение уехать из Киева (и действительно на несколько месяцев уезжал в Одессу), то возвращался опять его потянуло к хмельному «кубку жизни», он бурно увлекался какой-то заезжей танцовщицей, много пил, жил неустроенно, лихорадочно, а к тому же еще и жестоко бедствовал, так как денег не было, отношения же с Праховым стали более холодными и далекими. Отец описывал неоконченное полотно в том же письме, говоря, что Демон показался ему «злою, чувственною, отталкивающей пожилой женщиной».
Он рисует сцены больничного быта, портреты врачей, пейзажи. Не случайно первая картина Врубеля связана с трагедией Шекспира: это Гамлет и Офелия (1884, ГРМ).
Это одиночество души, способной отдавать все, ради созидания. Блок видел в «демоне» – «Юношу в забытье Скуки». Сильное, грозное произведение.
Врубель сделал предложение руки и сердца Надежде Забеле едва ли не в день знакомства. В его ярких бирюзовых глазах стариковская отрешённая задумчивость. Однако, он изображён на фоне типичного северо-российского пейзажа (равнина, кривая берёза, лес, река), что роднит его с образом лешего.
Он вдохновенно выполнял и эту задачу (в конце 8о-х годов), превратив мотивы византийского и древнерусского узоров в какую-то прихотливую сказку-симфонию растительно-суставчатых форм и научив многому Васнецова, который умело использовал и врубелевский орнамент и его реставрацию Кирилловских фресок использовал именно так, как требовалось, чтобы толпа приняла. (1906), необычайно выразительный. Он в России не имел предшественников, не оставили последователей. Он как раз и работал над «Демоном», когда неожиданно приехал отец.
В моменты просветления художник узнавал окружающих, общался с ними, пытался рисовать. В одном из томов французского писателя Анатоля Франса (а он читал в подлиннике) его заинтересовал рассказ Святой Сатир, где описано видение монаху Мино возле гробницы святого Сатира — козлоногого белобородого старца с телом, обросшим волосами. Самобытная манера Врубеля – особого рода кристаллический рисунок, мерцающий тонами «сине-лилового мирового сумрака» – окончательно сформировалась в его киевские годы (1884–1889), причем в русле церковного искусства. Здесь он быстро сходится со своим современником В. Серовым. А лик стоящей среди апостолов Богородицы — это лицо молодой фельдшерицы Марии Ершовой.
Михаил Александрович Врубель (1856 – 1910) – русский художник рубежа 19 – 20 веков, работавший практически во всех видах и жанрах изобразительного искусства: живописи, графике, декоративной скульптуре и театральном искусстве. Пан1899 г. В Древней Греции сатиры считались лесными божествами плодородия, проводившими время в забавах и охоте и составляли свиту Диониса. Ветер гонит тучи, сгибает деревья, навевает сны и кошмары. Серо-голубые глаза смотрят лукаво, как у шкодливого ребенка. Когда мертвая и бесцветная атмосфера уходит в даль, она необъяснимым (что бы ни говорил мой учебник физики) образом становится синим небом, оживляющим фантазию. Яркая фантазия и глубокое осмысление сути человеческого бытия рождали такие картины, как Царевна-Лебедь, К ночи, Пан. Как все мы, он зависит от среды: на поляне леший ниже травы, в роще – выше деревьев.
Врубель следовал схеме довольно близко, пользуясь, по-видимому, миниатюрами старинных евангелий. Живой предстает страна, в которой кипят пылкие чувства, сильны и любовь и ненависть. К восстановлению старых фресок по сохранившимся фрагментам он относился с большой бережностью как вспоминал Н. А. Прахов (сын А. В. Прахова), «не выдумывал ничего от себя, а изучал постановку фигур и складки одежды по материалам, сохранившимся в других местах». Как было его сохранить. Он стал автором «демонического цикла» — серии работ из картин иллюстраций и скульптуры с главным героем Демоном.
Ни теплого одеяла, ни теплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нем (засаленный сюртук и вытертые панталоны), я не видал. Кирилловские фрески находились в плохой сохранности, над их «поновлением» работала артель учеников киевской рисовальной школы, руководимой художником Н. И. Мурашко (с ним Врубель потом близко сошелся). В 1874, окончив гимназию, поступил на юридический ф-т Петербург. На настойчивые приглашения приехать и пожить дома (семья жила тогда в Харькове) ничего не отвечает. Леший, например, мало чем выделяется.
Врубель Михаил Александрович (Mikhail Vrubel), русский художник, крупнейший представитель символизма и модерна в русском изобразительном искусстве. После окончания академии Михаилу повезло. На картине изображён Пан— персонаж древнегреческой мифологии. Вот таким образом так дорог Врубелю иной – неверный – свет луны. Учился Врубель в Петербургской Академии художеств (1880–1884) у Павла Петровича Чистякова уроки акварели брал у Ильи Ефимовича Репина. По евангельскому преданию, апостолам явился святой дух в виде голубя исходившие от него языки пламени «почили на каждом из них».
Будучи семилетним ребенком, он посещал в Петербурге школу Общества поощрения художеств. В картине Демон сидящий (1890, ГТГ) юный титан изображен в лучах заката на вершине скалы. Летом 1897 года Врубель жил на хуторе Н. Ге в Черниговской губернии, работал в его мастерской – видимо, это географическое и «родственное» сближение со своим старшим современником, мастером ночного колорита, не осталось без последствий. Для Терещенко Врубель взялся написать картину «Восточная сказка», но сделал только эскиз акварелью, да и тот порвал, когда Э. Л. Прахова отказалась принять его в подарок. Вы не сердитесь, я это потому сказал, что вижу вашу ошибку». Тонкие деревья колышутся на ветру, но вот борода и волосы пана не развиваются.