Врубель Полет Фауста И Мефистофеля
Беспощадный суд человечества над собой, творимый им на протяжении всей истории, – источник надежды и на будущее мира» (Альфред Шнитке). Он не похож на Сатану Мильтона. Первый жаждет, второй насыщен, первый алчен, второй сыт по горло, первый рвется по-монтеневски аи-аа (за пределы), второй знает, что там нет ничего, там пустота и Мефистофель играет с Фаустом, как с неразумным мальчиком, смотря на все его порывы как на капризы и весело им потакает – ведь у него, Мефистофеля, договор с самим Богом. Попав в маленькую опрятную комнату Маргариты, он лучше понимает ее характер, ему кажется, что его порыв «вечен». Ary Scheffer (1798-1858)Фауст и Маргарита в саду, 1846 Фрэнк Кадоган Купер Фауст – Маргарита, одержимая злым духом в соборе Образ Фауста в эпоху романтизмаВ начале XIX в. образ Фауста своими готическими очертаниями привлекал романтиков.
Это отнюдь не тип злодея. Фауст для нее человек другого мира, но тем сильнее ее любовь. Он старался с ней не расставаться, насколько это позволяло их рабочее расписание. И. Холодковского в журнале «Век», 1862), Ленау («Faust», 1835—1836, русский перев.
- Описание картины «Полет Фауста и Мефистофеля»
- Полет Фауста И Мефистофеля Врубель
- Описание картины Михаила Врубеля «Полет Фауста и Мефистофеля»
- Михаил Врубель "Полет Фауста и Мефистофеля", 1896
- Роза Мира — объёмное мировосприятие
мы не имеем значительных в художественном отношении обработок легенды о Фаусте. Он сожалеет о потерянном Эдеме и ненавидит Бога. Следует отметить, что заключительные сцены «Фауста» писались в период стремительного подъема молодого европейского капитализма и частично отражали успехи капиталистического прогресса. «В его отпадении сказывается не что иное, как высокомерие, отчаяние, дерзость и смелость, подобная тем титанам, о которых повествуют поэты, что они громоздили горы на горы и хотели воевать против бога или похожая на злого ангела, который противопоставил себя богу, за что и был низвергнут богом как дерзкий и тщеславный»).
Страдания Фауста суть пытливое, придирчивое, страстное стремление к истине. Автор, по-видимому лютеранский клирик изображает Фауста дерзким нечестивцем, вступившим в союз с дьяволом ради приобретения великого знания и силы («Фауст отрастил себе орлиные крылья и захотел проникнуть и изучить все основания неба и земли». Отличаясь завидной работоспособностью и наблюдательностью, он стремился добиться максимальной скрупулезности в передаче формы, одновременно доводя ее до состояния высокой степени абстракции. Характерно при этом, что Фаусту приданы черты гуманиста.
Сомнения Фауста её пугают, но не настолько, чтобы отвергнуть его любовь. Вот мысль, которой весь я предан, Итог всего, что ум скопил. Главные герои картины – Мефистофель и Фауст.
Последние слова I части: «Голос Маргариты (из тюрьмы, замирая): Генрих, Генрих. » Словами о силе «вечной женственности», т. е. высокой, большой любви, которая при всех женских слабостях ведет к «заповедной цели», Гёте заканчивает и всю трагедию. Фауст в любви столь же страстен, как и в науке, «все изведать» в полной мере его девиз. В 1838 году появился первый полный стихотворный перевод первой части «Фауста» и прозаическое изложение второй части Э. И. Губера. Много художников различных стран от Э. Делакруа до Р. Кента за рубежом, много русских художников создавали свои версии героев «Фауста» Гёте. Образ легендарного Фауста существенно отличается от своего исторического прототипа.
Пристрастие гуманистов к античности олицетворено в книге как «безбожная» связь похотливого Фауста и Прекрасной Елены. Фауст — странствующий шарлатан XVI в. — выступает в романе Арнима «Die Kronenwchter», I Bd., 1817 (Стражи короны). Трагедия пронизана пафосом творчества. Пристрастие гуманистов к античности олицетворено в книге как «безбожная» связь похотливого Фауста и Прекрасной Елены. «Жизнь», 1899 июль и август) рисует Фауста титаном, охваченным жаждой знания, богатства и мощи.
- Указывать местоположение в твитах
- Михаил Александрович Врубель Полет Фауста и Мефистофеля: Описание произведения
- Полет Фауста и Мефистофеля 1902г
- Роза Мира – сотворчество жанров, атмосфера диалога
Вечером, в саду Маргариты. Поэма Ленау знаменует начало распада гуманистической концепции легенды. Если к этому прибавить, что Врубель сочинял костюмы также и себе, сам, по своему вкусу и своим проектам обставлял свои апартаменты, -то мы увидим, что еще до возникновения Мира искусства он уже осуществил идею, которая декларирована в самом наименовании знаменитого художественного объединения. Увидев Маргариту, он начинает добиваться ее любви столь пылко, что даже Мефистофель называет его «селадоном» и просит «не торопить» события.
Здесь нет ничего застывшего, незыблемого, здесь все — движение, развитие, непрестанное «нарастание», могучий творческий процесс, воспроизводящий себя на все более высоких ступенях. Сначала Мефистофель переносит Фауста в компанию веселящихся гуляк – а вдруг девиз ее «Да здравствует свобода и вино. » будет принят Фаустом. 13 «Фауст» Гёте это книга вечных образов, в ней вечны и Фауст и Мефистофель и Маргарита и даже второстепенные герои типа Вагнера. Фауст в любви столь же страстен, как и в науке, «все изведать» в полной мере его девиз. Величайшие поэты и писатели, обращаясь к Фаусту индивидуально претворяли эту фигуру. Свобода для него дороже Эдема.
Мирская честь Бессмысленна, как сон. Итак. Лишь тот, кем бой за жизнь изведан, Жизнь и свободу заслужил.
Искус богатством и властью, увлечение античностью и искусством, стремление увидеть в них одну из истин жизни, разнообразная государственная деятельность, внимание к простым людям с их заботами, нуждой, мечта «с природой наравне быть человеком, человеком мне», мысль: «Брось вечность утверждать за облаками. Тщетно мечтая «соединить мир, бога и себя», Фауст Ленау падает жертвой происков Мефистофеля, в котором воплощены силы зла и разъедающего скепсиса, роднящие его с Мефистофелем Гёте. Фауст и Мефистофель – два антипода. Первый жаждет, второй насыщен, первый алчен, второй сыт по горло, первый рвется по-монтеневски аи-аа ("за пределы"), второй знает, что там нет ничего, там пустота и Мефистофель играет с Фаустом, как с неразумным мальчиком, смотря на все его порывы как на капризы и весело им потакает – ведь у него, Мефистофеля, договор с самим Богом. Основой для этого шедевра послужил сюжет легенды средневековых времен. Картина словно бы произрастает из нижнего левого угла.
Его победа над квиетизмом, над духом отрицания и гибельной пустоты (Мефистофель) знаменует триумф творческих сил человечества, его неистребимой жизнеспособности и созидательной мощи. Даже те полотна, на которых изображались образы томно грустящих красавиц, несли в себе неизбежный конфликт ломкости линий и тревожной вибрации цветовых оттенков. Многое одновременно и объединяет и разъединяет Фауста и Маргариту. Если в «Прафаусте» (1774—1775) трагедия носит ещё фрагментарный характер, то с появлением пролога «На небе» (написан 1797 изд.
Увидев Маргариту, он начинает добиваться ее любви столь пылко, что даже Мефистофель называет его «селадоном» и просит «не торопить» события. Под их пером он приобретает черты «бурного гения», попирающего во имя неограниченных прав личности законы окружающего мира. Фауста вначале привлекает в Маргарите красота. Мефистофель не похож и на лермонтовского Демона.
Есть что-то глубоко правдивое в этих ужасных и прекрасных, до слез волнующих картинах. Они пролетают на своих лошадях над сонным средневековым городком. Он готов положить к ногам смертной девушки и вечность и все свое могущество. Мефистофель уравновешен, страсти и сомнения не волнуют его грудь. В книгу вплетены эпизоды, приуроченные в свое время к различным чародеям (Симон Волхв, Альберт Великий и др. ) и отнесенные в ней к Фаусту. Это история возникновения и развития чувства, психологически тонко прослеженная история победы любви и вместе с тем стремления человека вырваться за пределы «малого» домашнего мира, невозможности отгородить этот «малый» мир от «большого».
В его колких репликах много печальной правды. И наконец, обращаясь к архангелам, а они в этой сцене славят гармонию мира, Бог, как добрый отец (ведь он – сама Природа), называет их детьми мудрости и милосердия, назначает им в славный удел созерцать и любоваться этой чудесной гармонией мира, видеть мир в вечном движении, в борьбе, страданиях, мыслить и понимать его. Он органично входит в общую концепцию Гёте. Чернышевский оставил глубокомысленные суждения об этом персонаже.
Фауст вырастает в колоссальную фигуру. Из «малого мира» бюргерских будней он входит в «большой мир» эстетических и гражданских интересов, границы сферы его деятельности все расширяются, в них включаются все новые области, пока перед Фаустом не раскрываются космические просторы финальных сцен, где ищущий творческий дух Фауста сливается с созидательными силами мироздания. мы не имеем значительных в художественном отношении обработок легенды о Фаусте. «Фаустовский дух» отлетал от буржуазной культуры и не случайно в конце XIX и XX вв. луч ее случайный, Неуловим.
А вместе с тем это похоже на нитяной стежок на вышивке, но также и на растворенные в мерцающем свете переплеты витража, тогда как блеклая цветовая гамма в необычайно изысканном сочетании оттенков пепельно-серого и розового напоминает одновременно выцветший гобелен и фактуру старых фресок. Фауст и Мефистофель – два антипода. Вера в Бога одна из основ ее жизни. Он глядит на мир без ненависти и любви, он презирает его. Н. Г. Ум его в постоянных сомнениях и тревогах. Гёте» сказал: «Она мила, как цветок, прозрачна, как стакан воды, понятна, как дважды два четыре. » Маргарита действительно скромна и непритязательна.
Частица силы я, Желавшей вечно зла, творившей лишь благое. Iohann Fausten, dem weitbeschreiten Zauberer und Schwartzknstler etc» (История о докторе Фаусте, знаменитом волшебнике и чернокнижнике). Гете не всегда за Фауста и против Мефистофеля. Тургенев в статье «Фауст, трагедия.
Фауст жаждет великого дела, осязаемого и плодотворного и он кончает свою жизнь вождем свободного народа, который на свободной земле строит свое благополучие, отвоевывая у природы право на счастье. Увидев Маргариту, он начинает добиваться ее любви столь пылко, что даже Мефистофель называет его «селадоном» и просит «не торопить» события. Но на пути к победе Фауста суждено пройти ряд «образовательных» ступеней. Маргарита с ее безоглядностью любви одно из ее воплощений у Гёте, это «вечная любовь». В его груди – пламень.
Античный мир (Суд Париса для дома Дункер в Москве), средневековые рыцарские легенды составляют круг предпочтительных тем в декоративных фантазиях Врубеля. Это он принял его за дьявола, которого поджидал к себе и обычно называл куманьком. Реальность сделки с дьяволом в то время ни у кого не вызывала сомнений. Так, прожолжая тему про медицину и искусство, решила сделать небольшую подборку по самому известному в мире доктору и по совместительству чернокнижнику Фаусту. Иоганн Фауст (примерно 1480—1540) — доктор, чернокнижник, живший в первой половине XVI в. в Германии, легендарная биография которого сложилась уже в эпоху Реформации и на протяжении ряда столетий является темой многочисленных произведений европейской литературыМихаил Врубель. Величайшие поэты и писатели, обращаясь к Фаусту индивидуально претворяли эту фигуру. Фауст и Мефистофель.
Вот мысль, которой весь я предан, Итог всего, что ум скопил. 8 развернул в самостоятельную поэтическую драму. Тщетно мечтая «соединить мир, бога и себя», Фауст Ленау падает жертвой происков Мефистофеля, в котором воплощены силы зла и разъедающего скепсиса, роднящие его с Мефистофелем Гёте. Под их пером он приобретает черты «бурного гения», попирающего во имя неограниченных прав личности законы окружающего мира. Автор, по-видимому лютеранский клирик изображает Фауста дерзким нечестивцем, вступившим в союз с дьяволом ради приобретения великого знания и силы («Фауст отрастил себе орлиные крылья и захотел проникнуть и изучить все основания неба и земли».
Для него история о Фаусте в первую очередь — повествование об «ужасных и отвратительных грехах и проступках» прославленного чернокнижника свое изложение легенды о Фаусте он педантически уснащает «необходимыми напоминаниями и превосходными примерами», долженствующими служить ко всеобщему «поучению и предостережению». При этом штюрмеры, особенно Клингер, сочетают тему о Фаусте с резкой критикой феодально-абсолютистского порядка (например картина злодеяний старого мира в романе Клингера: произвол феодала, преступления монархов и духовенства, развращенность господствующих сословий, портреты Людовика XI, Александра Борджиа и др. ). В сущности, он тоже созидает через отрицание:. Он уже ничего не ищет, ничего не хочет, живет зевая. Фауст пытается освободиться от силы демонов: «Не выношу их нравственного гнета». Характерно при этом, что Фаусту приданы черты гуманиста.
Чаще всего он мудро признает правоту и того и другого. Ary Scheffer (1798-1858)Фауст и Маргарита в саду, 1846 Фрэнк Кадоган Купер Фауст – Маргарита, одержимая злым духом в соборе Образ Фауста в эпоху романтизмаВ начале XIX в. образ Фауста своими готическими очертаниями привлекал романтиков. Художник умел подбирать сложнейшие ракурсы и очень хорошо их обыгрывать.
Пушкин В сцене из Фауста вложил в него черты романтической пресыщенности. Фауст у ВидманаНародная книга лежит также в основе пространного сочинения Г. Р. Видмана о Фаусте (Widman, Wahrhaftige Historie etc. ), вышедшего в Гамбурге в 1598. Бессонна мысль и жаждет исполненья». Но оно бессильно перед непритязательным сердцем смертной девушки.
В нем есть что-то от гетевского Мефистофеля. Слыхал я от людей, что собака иной раз оборачивалась слугой и доставляла хозяину еду. Она же готова дать матери снотворное, чтобы иметь возможность увидеться с Фаустом.
А. Анютина, СПБ, 1904, то же, пер. "Отрицание, скептицизм необходимы Человеку, как возбуждение деятельности, которая без того заснула бы. Фауст – это жажда постижения, вулканическая энергия познания. Мефистофель словно жаждет встретиться глазами с человеком, который смотрит на полотно. Его победа над квиетизмом, над духом отрицания и гибельной пустоты (Мефистофель) знаменует триумф творческих сил человечества, его неистребимой жизнеспособности и созидательной мощи. Также эта картина принадлежит к модерну из-за стилистики, в которой проработал ее Врубель.
Итак. Пушкин "В сцене из Фауста" вложил в него черты романтической пресыщенности. Он старался с ней не расставаться, насколько это позволяло их рабочее расписание. Его трагедия «The tragical history of the life and death of Doctor Faustus» (изд.
13 «Фауст» Гёте это книга вечных образов, в ней вечны и Фауст и Мефистофель и Маргарита и даже второстепенные герои типа Вагнера. Обилие в «Фаусте» песен, мастерство диалогов, реплик, ремарок также способствует воплощению трагедии на сцене. Он жаждет мести и непреклонен, горд и свободолюбив. В музыкальном искусстве существуют оперы Гуно и Бойто, балеты Адана, Паницци, Коста и Бонетти, вокально-симфонические произведения по мотивам «Фауста» Берлиоза, Шумана, Вагнера (его лее увертюра «Фауст»), симфония Листа, кантата Шнитке и Другие произведения. Он посвящен «незабвенной памяти А. С. Пушкина». В оформлении двух особняков морозовской фамилии (С.
Ему холодно в просторах вселенной. В его колких репликах много печальной правды. Сам Гёте считал: «Во всяком произведении искусства, великом или малом, вплоть до самого малого, все сводится к концепции». Ко времени этого высказывания Пушкин уже написал роман «Евгений Онегин» (даты завершения романа и «Фауста» совпадают – 1831 год), знал цену «творческой мысли»: гений судил гения. Источником книги помимо устных сказаний служили современные сочинения по ведовству и «тайным» знаниям (книги теолога Лерхеймера, ученика Меланхтона: «Ein Christlich Bedencken und Erinnerung von Zauberey», 1585 книга И. Вира, ученика Агриппы Неттесгеймского: «De praestigiis daemonum», 1563, нем. Эти черты заметно усилены в издании 1589. Фауст у КайеВ 1603 Пьер Кайе публикует французский перевод народной книги о Фаусте. Фауст же Гете не скучает.
Иоганн Фауст (примерно 1480—1540) — доктор, чернокнижник, живший в первой половине XVI в. в Германии, легендарная биография которого сложилась уже в эпоху Реформации и на протяжении ряда столетий является темой многочисленных произведений европейской литературыМихаил Врубель. Из «малого мира» бюргерских будней он входит в «большой мир» эстетических и гражданских интересов, границы сферы его деятельности все расширяются, в них включаются все новые области, пока перед Фаустом не раскрываются космические просторы финальных сцен, где ищущий творческий дух Фауста сливается с созидательными силами мироздания. И он, лермонтовский Демон, печален. Главные герои картины – Мефистофель и Фауст. Но «свет внутри меня ведь не погас. Он — символ возможностей и судеб человечества.
перев. Он хочет любви простой, человеческой. Последние слова I части: «Голос Маргариты (из тюрьмы, замирая): Генрих, Генрих. » Словами о силе «вечной женственности», т. е. высокой, большой любви, которая при всех женских слабостях ведет к «заповедной цели», Гёте заканчивает и всю трагедию. Исключительную популярность тема о Фаусте получает в Германии во второй половине XVIII в. в среде писателей период «бури и натиска». Одной из них является картина «Полет Фауста и Мефистофеля».
В 1896 году Врубель создает триптих «Фауст» и полотно «Полет Фауста и Мефистофеля». Врубель пробовал себя во многих областях изобразительного искусства. Ад теряет над Фаустом свою силу. Основой для этого шедевра послужил сюжет легенды средневековых времен.
Он глядит на мир без ненависти и любви, он презирает его. Чего не скажешь о лице Мефистофеля. «Забота» платит ему «проклятьем за презренье» и ослепляет его. Много художников различных стран от Э. Делакруа до Р. Кента за рубежом, много русских художников создавали свои версии героев «Фауста» Гёте.
8 развернул в самостоятельную поэтическую драму. Он хочет любви простой, человеческой. перевод 1567 и др. ). С ужасом отшатывается она от Фауста, отказываясь бежать с ним, когда видит его рядом с Мефистофелем, но любовь не уходит из ее сердца, с нею она погибает. Легенду о Фаусте разрабатывали Граббе («Don Juan und Faust», 1829, русск. Фауст для нее человек другого мира, но тем сильнее ее любовь.
Меня и Серова поражало это. ». Художник умел подбирать сложнейшие ракурсы и очень хорошо их обыгрывать. Его фрески оставались недооцененными, а панно и картины вызывали подчас негодование и глумление обывателей. Для него история о Фаусте в первую очередь — повествование об «ужасных и отвратительных грехах и проступках» прославленного чернокнижника свое изложение легенды о Фаусте он педантически уснащает «необходимыми напоминаниями и превосходными примерами», долженствующими служить ко всеобщему «поучению и предостережению». Искус богатством и властью, увлечение античностью и искусством, стремление увидеть в них одну из истин жизни, разнообразная государственная деятельность, внимание к простым людям с их заботами, нуждой, мечта «с природой наравне быть человеком, человеком мне», мысль: «Брось вечность утверждать за облаками. Соч.
Он — символ возможностей и судеб человечества. Так под пером Гёте старинная легенда о Фаусте принимает глубоко гуманистический характер. Чаще всего он мудро признает правоту и того и другого. Ему холодно в просторах вселенной. Видман в противоположность Марло усиливает моралистические и клерикально-дидактические тенденции «народной книги».
Заключительная глава книги повествует о «страшном и ужасающем конце» Фауста: его разрывают бесы и душа его идет в ад. Он ищет. Величайшие поэты и писатели, обращаясь к Фаусту индивидуально претворяли эту фигуру. В 1587 в Германии в издании Шписа появилась первая литературная обработка легенды о Фаусте, так называемая «народная книга» о Фаусте: «Historia von Dr. Фауст — странствующий шарлатан XVI в. — выступает в романе Арнима «Die Kronenwchter», I Bd., 1817 (Стражи короны). Вечность и бесконечность ничтожны в сравнении с кратким, как миг, счастьем смертного.
Фауст в любви столь же страстен, как и в науке, «все изведать» в полной мере – его девиз. Так под пером Гёте старинная легенда о Фаусте принимает глубоко гуманистический характер. И именно скептицизмом утверждаются истинные убеждения". Маргарита с ее безоглядностью любви одно из ее воплощений у Гёте, это «вечная любовь». текст из википедии «Народная книга» Титульная страница «Народной книги»В эпоху Возрождения, когда ещё была жива вера в волшебство и чудесное, а, с другой стороны, выдающиеся победы одерживала раскрепощенная от уз схоластики наука, многим рисовавшаяся плодом союза дерзновенного ума с нечистой силой, фигура доктора Фауста быстро приобрела легендарные очертания и широкую популярность.
В 1587 в Германии в издании Шписа появилась первая литературная обработка легенды о Фаусте, так называемая «народная книга» о Фаусте: «Historia von Dr. Он сожалеет о потерянном Эдеме и ненавидит Бога. Н. А-нского, СПБ, 1892), Гейне. В этом отношении знаменателен самый образ Фауста — неутомимого искателя «верного пути», чуждого желанию погрузиться в бездейственный покой отличительной чертой характера Фауста является «недовольство» (Unzufriedenheit), вечно толкающее его на путь неустанного действия. Несмотря на краткость романа Фауста и Маргариты (он длится несколько дней), любовь Фауста проходит несколько стадий.
Нам здешний мир так много говорит. » – все это стадии развития Фауста, которые Гёте оценивал как становящиеся все «выше и чище». Тот устал от вечности. Фауст вырастает в колоссальную фигуру.
В нем есть что-то от гетевского Мефистофеля. Античный мир (Суд Париса для дома Дункер в Москве), средневековые рыцарские легенды составляют круг предпочтительных тем в декоративных фантазиях Врубеля. В этом отношении знаменателен самый образ Фауста — неутомимого искателя «верного пути», чуждого желанию погрузиться в бездейственный покой отличительной чертой характера Фауста является «недовольство» (Unzufriedenheit), вечно толкающее его на путь неустанного действия. В музыкальном искусстве существуют оперы Гуно и Бойто, балеты Адана, Паницци, Коста и Бонетти, вокально-симфонические произведения по мотивам «Фауста» Берлиоза, Шумана, Вагнера (его лее увертюра «Фауст»), симфония Листа, кантата Шнитке и Другие произведения. Для этого Фауст заключил союз с дьяволом и тот приставил к нему нечистого духа по имени Мефистофель, который должен был исполнять все желания ученого и отвечать на все его вопросы. текст из википедии «Народная книга» Титульная страница «Народной книги»В эпоху Возрождения, когда ещё была жива вера в волшебство и чудесное, а, с другой стороны, выдающиеся победы одерживала раскрепощенная от уз схоластики наука, многим рисовавшаяся плодом союза дерзновенного ума с нечистой силой, фигура доктора Фауста быстро приобрела легендарные очертания и широкую популярность. Но на пути к победе Фауста суждено пройти ряд «образовательных» ступеней.
И наконец, обращаясь к архангелам, а они в этой сцене славят гармонию мира, Бог, как добрый отец (ведь он – сама Природа), называет их детьми мудрости и милосердия, назначает им в славный удел созерцать и любоваться этой чудесной гармонией мира, видеть мир в вечном движении, в борьбе, страданиях, мыслить и понимать его. Он жаждет мести и непреклонен, горд и свободолюбив. Тот страдает.
Фауст у ВидманаНародная книга лежит также в основе пространного сочинения Г. Р. Видмана о Фаусте (Widman, Wahrhaftige Historie etc. ), вышедшего в Гамбурге в 1598. Свобода для него дороже Эдема. Фауст скончался в 1540 году. А слава.
Обилие в «Фаусте» песен, мастерство диалогов, реплик, ремарок также способствует воплощению трагедии на сцене. Это – Онегин, скучающий, рано познавший наслаждения и рано ощутивший оскомину. Iohann Fausten, dem weitbeschreiten Zauberer und Schwartzknstler etc» (История о докторе Фаусте, знаменитом волшебнике и чернокнижнике).
И именно скептицизмом утверждаются истинные убеждения. перевод 1567 и др. ). «В его отпадении сказывается не что иное, как высокомерие, отчаяние, дерзость и смелость, подобная тем титанам, о которых повествуют поэты, что они громоздили горы на горы и хотели воевать против бога или похожая на злого ангела, который противопоставил себя богу, за что и был низвергнут богом как дерзкий и тщеславный»). Он готов положить к ногам смертной девушки и вечность и все свое могущество.
Исключительную популярность тема о Фаусте получает в Германии во второй половине XVIII в. в среде писателей период «бури и натиска». Но «свет внутри меня ведь не погас. Но оно бессильно перед непритязательным сердцем смертной девушки. Штюрмеров привлекал также «готический» колорит легенды, её иррациональный элемент. При этом штюрмеры, особенно Клингер, сочетают тему о Фаусте с резкой критикой феодально-абсолютистского порядка (например картина злодеяний старого мира в романе Клингера: произвол феодала, преступления монархов и духовенства, развращенность господствующих сословий, портреты Людовика XI, Александра Борджиа и др. ).