Врубель Венеция

Назад, в раннее утро венецианского искусства тянуло Михаила Врубеля. Там Михаил Врубель изучает фрески в венецианских соборах, дворцах, храмах Равенны, словно ищет в них то, что даст ему силу и вдохновение обрести самого себя. Приезжавший весной на пару недель в Венецию, гостивший у Врубеля Николай Иванович Мурашко сразу ее узнал. Словно во избежание смущавшей Врубеля патетики его венецианская поездка началась прямо-таки анекдотом.

Солнечная картина, легкая, Венеция Врубеля вся прозрачная в золотисто-солнечном свете. Однажды случился праздник — встреча, личное знакомство с заехавшим в Венецию, заочно Михаилу Врубелю давно известным Дмитрием Ивановичем Менделеевым. Если первая встреча с византийско-русской древностью в Киеве обогатила понимание Врубелем пластической формы, то Венеция обогатила палитру, пробудила колористический дар».

Этот пейзаж Михаила Врубеля можно назвать одним из самых поэтичных образов Венеции, при чем не только в русском, но и в мировом искусстве.

Он воплощение мрачной покорности судьбе в чудесном врубелевском рисунке тушью и акварелью и кажется, «Гайдук накуксился» не столько из-за спитого чая, как поясняет подпись, сколько от путешествия с непредсказуемым опекуном. Врубель не изображает, а создает, строит, конструирует. Потребовалось новое, принципиально новое искусство. Они обнаруживают тягу к востоку – цветистому, волшебному, пряному.

На настойчивые приглашения приехать и пожить дома (семья жила тогда в Харькове) ничего не отвечает. Бесподобное равновесие между условным знаком и теплой человечностью. Напротив: экспрессии хоть отбавляй. Теперь он воспринимал их на редкость сознательно.

  1. Глава седьмая ВЕНЕЦИАНСКИЙ АЛЬБОМ
  2. Описание картины Михаила Врубеля «Венеция»
  3. Михаил Врубель в Киеве и Венеции
  4. Врубель, Михаил Александрович: биография
  5. Сочинение по картине Врубеля Венеция
  6. Врубель Михаил Александрович («Венеция»)

В статьях под псевдонимом «Профан» Прахов с большим литературным блеском и темпераментом пропагандировал искусство передвижников. На уровне. Общечеловеческий опыт выделяет эти перлы творения как эстетические объекты, в которых сама природа выступает как бы художником, – объекты, обладающие, подобно рукотворным произведениям искусства, свойством «эстетической бесконечности». Лучшее из этих произведений – икона Богоматерь (1885, Гос.

Он был одним из самых ярких художников конца XIX – начала XX века. Но удивительное дело: у мемуаристов нет упреков. Весной 1905 года Врубель снова ощутил знакомые симптомы приближения недуга. Римского-Корсакова (Морская царевна, Тридцать три богатыря и др. ). Как было его сохранить. Гармоническое соединение фантастического и реального видим и в картине Царевна-Лебедь (1900, ГТГ).

Конгломерат искрящихся форм в последней картине близок уже к беспредметному искусству. Было за что ее боготворить. Гармоническое соединение фантастического и реального видим и в картине Царевна-Лебедь (1900, ГТГ).

С 1905 года художник находится в лечебнице постоянно, но продолжает работать, проявляя себя как блестящий рисовальщик. Он тосковал. И, наконец, этот ангел оказывается близок его демонам, в частности Демону поверженному. Ну что. И все же он нетерпеливо ждал возвращения. Их малоискусными руками фрески прописывались сверху по сохранившимся контурам (по «графьям») теперь такой способ был бы сочтен варварским.

  • Коллекция Государственного Русского музея
  • Общееколичествопросмотровстраницы
  • «Действительный студент» Михаил Врубель
  • «Дивная патетическая симфония» Врубеля
  • Сочинение по картине Врубеля «Венеция»

Вдобавок к обретенному душевному покою творец получил и уверенность в будущем. И Врубель уже понимал, за счет чего. Вернувшись из Венеции, Врубель метался.

Это черта исконно присущая романтической личности. Он работал над ними в Венеции, куда ездил изучать искусство Раннего Возрождения. Безумно жаль утраты.

  1. Из Википедии — свободной энциклопедии

Работа над «Демоном поверженным» буквально кипела: вместо обычных трех-четырех часов художник иногда работал по 14 часов в день. В картине Пан (1899, ГТГ) греческий бог превращается в русского лешего. Пустынный заброшенный остров идеальный для дум о бренности. Художник Русской частной оперы С. И. Хотя, хотя Врубель ведь, как запомнилось Валентине Семеновне Серовой, той зимой на вечерах у Симоновичей «чертил византийские лики», примериваясь к стилю, в котором предстояло поработать. мне было все это видеть.

Глава седьмая ВЕНЕЦИАНСКИЙ 
АЛЬБОМ

В конце XIX в. художественная культура России переживала период формирования нового стиля (в России он получил название «модерн»). К этому же времени относятся интересные автопортреты. «. И не забудем, что включал этот иконостас четыре живописные композиции. Воображение Врубеля абсолютно определенно было занято поисками парадоксального эффекта «темного сияния».

Он рисует сцены больничного быта, портреты врачей, пейзажи. Такую смелость он сам в себе ощущал, с юности культивировал. Тех миров, которые видели они, мы не видим. Первый «Демон» был закончен в 1890 г. Он стал центральным произведением художника, собрав в себе все то, что уже было сделано прежде и наметив пути вперед.

И, пожалуй, главным событием в этом «обретении себя» стало путешествие в Венецию в 1884-1885 годах истребованное у заказчиков для написания иконостаса Кирилловской церкви. Михаил Врубель считал вполне естественным и адекватным то, что в своей работе он мог использовать технический прогресс. Атмосфера волшебной сказки, характерная для картин Пан (1899), Царевна-Лебедь, К ночи, Сирень (все 1900), пронизана характерным для символизма чувством темного хаоса, таящегося за внешними покровами мироздания. Вдали от богини Врубель переживал счастливейший период своей любви. В картине «Сирень» (1900) зритель особенно остро ощущает стихию цветения, рост куста, запах идущий от цветов, дурманящий и терпкий. В последние годы жизни Врубель создает один из самых нежных, хрупких образов – Портрет Н. И. Забелы на фоне березок (1904, ГРМ).

Экспрессия была свойственна его дарованию изначально, но в ранних вещах он сбивался на утрировку и романтические штампы. И. Грабарь полагал, что Врубель в русском искусстве занимает своеобразное место. Художник уж конечно видел, что молчаливым терпением Эмилия Львовна не отличалась. «Перелистываю свою Венецию, как полезную специальную книгу, а не как поэтический вымысел. На улице очень много людей, а на заднем плане расположен мост Вздохов и угол дворца дожей.

Через два года отец женился вторично на пианистке Елизавете Христиановне Вессель. Вообрази, ни одного стола, ни одного стула. Но в трактовке фигур и лиц он проявил себя как художник современный, как психолог.

Сколько у нас красоты на Руси. » – такое восклицание вырывается у Врубеля впервые. Рождается ощущение первозданности. Она подлинно монументальна. Изысканный прием, который дает ощущение драгоценной старинности, а навеян, несомненно, белильными штрихами («светами», «оживками») древней иконописи. Так, в пору работы над эскизами он сделал такое замечание в письме к сестре: «Надо тебе еще знать, что на фотографии яркое солнце удивительную дает иллюзию полночной луны».

Брак казался ему счастливым завершением многолетних скитаний в поисках самого себя. Требовалось их дописать, сохраняя по возможности стиль XII века. Тогда же в Киеве произошло то, что можно назвать обретением или (что одно и то же) осознанием собственного метода.

Из четырех иконостасных образов богоматерь удалась художнику особенно. Пока жив человек, он все дышит, пока дышал Врубель – он все творил. «Демон поверженный» захватывает не столько своей живописью, сколько зримым воплощением трагедии художника: мы чувствуем – «здесь человек сгорел».

Самобытная манера Врубеля – особого рода кристаллический рисунок, мерцающий тонами «сине-лилового мирового сумрака» – окончательно сформировалась в его киевские годы (1884–1889), причем в русле церковного искусства. Высота помыслов, а в сущности уныло, однообразно до оскомины. Общее руководство работами принадлежало Прахову. Жизнеподобие (лидирующий элемент античной классики) сокращено почти до схемы, зато на первый план выведен скрытно организующий любую форму ритм. Живой предстает страна, в которой кипят пылкие чувства, сильны и любовь и ненависть. Бессознательно, быть может иконное влияние уже сказалось.

Любопытно, что Менделеева и Врубеля соединяло сразу несколько жизненных нитей. Но косвенным родством перепутья Михаила Врубеля и Менделеева не ограничились. Академик Императорской Академии художеств (с 1905).

А. В. Прахов, в тесном общении с которым (и с его семьей) Врубель провел пять киевских лет, был известен в художественных кругах. Настороженно и тревожно переступают с ноги на ногу кони, пасущиеся неподалеку. Невысокого роста, очень пропорционального сложения, одет. Под впечатлением от того, как Модест разбивал рояль исполняя речитативом «Блоху», Михаил зримо представил образы Фауста и Мефистофеля, которые в дальнейшем художник перенес на холст. Это ухудшило его душевное состояние: он стал замкнутым, вспыльчивым, страдал бессонницей. Девушка оборачивается, тонкое, нежное лицо печально, загадочной грустью светятся глаза в них щемящая тоска одиночества.

Осенью 1886 года А. М. Врубель сам приехал в Киев проведать сына и его опасения подтвердились: «Миша здоров (по его словам), но на вид худ и бледен. Отец художника был в тревоге: сыну уже тридцать лет, университетское образование, художественное образование, «таланту бездна», а между тем ни имени, ни обеспеченного положения – ни кола, ни двора.

Своим творчеством он опроверг сомнения «левых» и «правых» скептиков в необходимости как школы, так и сознательного эксперимента в искусстве. Эскизы Врубеля не были исполнены на стенах собора. Трагизм — и личико модели глянцевых фотосессий, этот намеренный фотографический эффект с откровенным эротическим подтекстом — и заставляющее замереть прикосновение к тайне. Содержание картины Испания (1894, ГТГ), возможно, навеяно оперой Кармен, которую Врубель очень любил и считал эпохой в музыке. Не позволила посторонним глазам жадно шарить по сокровенным строчкам.

Прежде он был, казалось, довольно равнодушен к «родной почве»: она была чем-то само собой разумеющимся, незамечаемым, замыслы черпались из всемирных источников: античность, Гамлет, Фауст. В этих рисунках была заключена целая программа. В этом взгляде – жажда познанья и свободы, мятежный дух сомнения.

«Демон поверженный» захватывает не столько своей живописью, сколько зримым воплощением трагедии художника: мы чувствуем – «здесь человек сгорел». Демон низринут в ущелье среди скал. Подспудный трагизм достигает кульминации в тех врубелевских образах, которые восходят к его иллюстрациям к поэме Лермонтова Демон (акварель, белила, 1890–1891, Третьяковская галерея и Русский музей, Санкт-Петербург), – в картинах Демон (1890) и Демон поверженный (1902 обе работы – Третьяковская галерея). Супруге Врубель в буквальном смысле поклонялся. В Академии он работал по двенадцать часов в день.

музей русского искусства, Киев). Учился Врубель в Петербургской Академии художеств (1880–1884) у Павла Петровича Чистякова уроки акварели брал у Ильи Ефимовича Репина. Брюсова. Внимание Врубеля ретроспективно развернуто в предысторию – туда, где сквозь колористические феерии Тициана, Тинторетто, Веронезе маячит, «брезжит» свет византийских мозаичных позолот со стен соборов Сан Марко и Торчелло. Примечательно, что лица святых художник писал по памяти со своих знакомых. Этой таинственностью, скрытым намеком на непознаваемость человеческой души, сложность человеческих взаимоотношений, а также эмоциональностью и красотой живописи, завораживает «Венеция».

Такую смелость он сам в себе ощущал, с юности культивировал. Для Терещенко Врубель взялся написать картину «Восточная сказка», но сделал только эскиз акварелью, да и тот порвал, когда Э. Л. Прахова отказалась принять его в подарок. Мурашко насмешничал — Врубель восторженно любовался. Врубель провел в Венеции около полугода.

Отец описывал неоконченное полотно в том же письме, говоря, что Демон показался ему «злою, чувственною, отталкивающей пожилой женщиной». И лишь после приобщения к монументальному византийскому и древнерусскому искусству экспрессия Врубеля становится величавой – исчезает психологический нажим, появляется характерно врубелевское выражение духовной напряженности в сосредоточенном взоре огромных глаз (большие глаза – также черта византийской живописи), при позах как бы оцепеневших, скупом жесте, в атмосфере глубокой тишины.

Не всегда ловко умел проявить излишне напрягался, рисовался. Интересно живописно-пластическое решение, с помощью которого художник воплотил свои идеи. Он был влюблен в жену Прахова Эмилию Львовну, о чем несколько раз, не называя имени, таинственно намекал в письмах к сестре: это было его сокровенное «душевное дело». На уровне. Каждое ее письмо свидетельствовало об изумительном сходстве их взглядов, что дополнительно вполне предметно подтверждалось запечатленным в одной из акварелей Врубеля, прижимавшим к его столу листки писем пресс-папье черного мрамора с навершием в виде рукопожатия двух беломраморных ладоней. Последний бешеный всплеск энергии, последнее сверхусилие – и потом изнеможение, срыв. Ни мемуаров, ни письменных доказательств завидного женского триумфа.

сказок и опер Н. А. А. В. Прахов, в тесном общении с которым (и с его семьей) Врубель провел пять киевских лет, был известен в художественных кругах. — сказать нельзя, да и спрашивать не нужно: карнавал — нечто вневременное, вечный праздник загадок и мистификаций. Однако по настоянию отца он поступил на юридический факультет Петербургского университета.

Общее руководство работами принадлежало Прахову. Лучше всего художник сумел интерпретировать средневековое наследие в сцене «Надгробный плач», где главным образным средством стали мягкие ритмы и плавные линии.

В колорите картины – контрасты. С такими мыслями он входит в самое значительное десятилетие своего творчества – в 90-е гг.

Он в России не имел предшественников, не оставили последователей. Талант Врубеля-декоратора проявляется и в его огромном панно Принцесса Грёза, заказанном для Нижегородской ярмарки (1896, Третьяковская галерея). Вдобавок к обретенному душевному покою творец получил и уверенность в будущем. Врубелю важно было жить творчеством, а не творить искусство. Все эти чувства скрыты некоей формой отчуждения.

Выдвинутая Праховым идея отправить вместе с ним выпускника Киевской рисовальной школы пришлась по душе как Мурашко, организатору школьной учебы, так и его земляку (оба из Глухова) Ивану Николаевичу Терещенко, который, будучи миллионером, школу субсидировал, а в качестве молодого, университетски образованного знатока искусства всяко способствовал развитию учеников. (1906), необычайно выразительный. Кто бы удержался от использования (в чисто научных целях, разумеется) столь бесценных «биографических источников».

Участники интригуют друг друга — переглядываются, делают тайные знаки. По евангельскому преданию, апостолам явился святой дух в виде голубя исходившие от него языки пламени «почили на каждом из них». Софии, книгами, цветными таблицами и фотографиями из богатой библиотеки Прахова. Так что когда через десяток лет в Омск прибыли штабс-капитан Александр Врубель с супругой, урожденной Басаргиной, омичи Менделеевы встретили их по-родственному.

Это всех, знавших хмурый нрав Гайдука, немало веселило. Там произошло его последнее возвращение к жизни. В письмах родным речь шла уже о тетралогии.

Столовался Врубель в скромной соседней траттории. Из четырех иконостасных образов богоматерь удалась художнику особенно. На этой картине зрителю представлен венецианский фестиваль.

Некогда Александр Иванов изобразил «Сошествие во ад» как изведение из гробов, воскрешение и ликование праведных. Но Врубель не считал его безнадежным.

Осенью 1886 года А. М. Врубель сам приехал в Киев проведать сына и его опасения подтвердились: «Миша здоров (по его словам), но на вид худ и бледен. Как и другие евангельские сказания, сюжет «Сошествия» имел в церковном искусстве свою иконографическую схему, закрепленную многовековой традицией. Его девиз был: Il vero nel bella (Истина в красоте). В работе над ними художник уже не копировал старинные образцы.

Тарабукин писал об умении Врубеля сопоставлением цветовых пятен заставить играть полотно, как драгоценность, а цвет порождал форму. Как пропала кипа писем о его тогдашних переживаниях, мы знаем. И, наконец, этот ангел оказывается близок его демонам, в частности Демону поверженному. Он словно не находил себе места – то принимал решение уехать из Киева (и действительно на несколько месяцев уезжал в Одессу), то возвращался опять его потянуло к хмельному «кубку жизни», он бурно увлекался какой-то заезжей танцовщицей, много пил, жил неустроенно, лихорадочно, а к тому же еще и жестоко бедствовал, так как денег не было, отношения же с Праховым стали более холодными и далекими.

Зримый триумф духа над плотью. Подспудный трагизм достигает кульминации в тех врубелевских образах, которые восходят к его иллюстрациям к поэме Лермонтова Демон (акварель, белила, 1890–1891, Третьяковская галерея и Русский музей, Санкт-Петербург), – в картинах Демон (1890) и Демон поверженный (1902 обе работы – Третьяковская галерея). Да здравствует дружба чистяковцев. «Избирательное сродство» росло день ото дня. Первый биограф Врубеля А. П. Иванов писал о них: «Пластическая музыка этих икон построена в величавых и ясных ладах Дж. Беллини и Карпаччо, а в глубине ее, как доминанта в органном пункте, звучит красочное волшебство мозаик Сан Марко».

Да ведь до них несколько верст. В некоторой близости к этой картине – Гадалка (1895, ГТГ), произведение глубоко психологическое. В студенческие годы Врубель познакомился с композитором Модестом Петровичем Мусоргским. В рисунках к «Моцарту и Сальери» (1884 год) Сальери выглядит мелодраматическим злодеем. Кроме того, шутил Прахов, Гайдук будет полезен, «чтобы Врубель не заскучал в Венеции от одиночества».

С первого взгляда трудно разобрать, что изображено: глаз ослепляет переливающаяся мозаика драгоценных частиц, озаренных вспышками голубоватого фосфорического света, как если бы мы действительно вошли в пещеру, сокровищ из «Тысячи и одной ночи». В России Врубеля можно считать родоначальником этого стиля. Среди многообразия реставрационных работ, помимо «Сошествия Святого Духа на апостолов», выделялись фрески «Вход Господень в Иерусалим» и «Оплакивание». Особенно примечательна акварель Голова Демона. В Надгробном плаче, который можно отнести к уникальным произведениям мирового искусства, Врубель органически соединил гармонию и монументальность древнего искусства с экспрессией чувств человека двадцатого столетия.

Род. Картину «Венеция» Михаил Врубель написал как раз после возвращения из этого прекрасного и загадочного итальянского города.

Особое влияние на Врубеля оказали живопись венецианского Возрождения (из современников – испанец М. Фортуни и английские прерафаэлиты). Демон поверженный был скорбной вехой в биографии Врубеля. Потребовалось новое, принципиально новое искусство. В колорите картины – контрасты. Среди лилово-розового мерцания ковра и шелковых тканей Врубель мастерски выделяет лицо.

Читали бы, публиковали, вовсю цитировали Умница Эмилия Львовна. Небезынтересный штрих — сверстники, соученики, давние знакомцы Врубель и Савинский обращались друг к другу по имени-отчеству («дорогой Михаил Александрович», «милый, милый Василий Евменьевич»). В картине Демон сидящий (1890, ГТГ) юный титан изображен в лучах заката на вершине скалы.

Все расходы за проживание и учебу взял на себя Николай Вессель. Как относимся, так и знаем. Представим себе художника на пределе сил, упорно остающегося с глазу на глаз с «духом зла» им созданным, но уже от него отделившимся, зажившим отдельной от него жизнью представим, как он каждое утро вступает с ним в борьбу кистью, стараясь подчинить его своей воле, - это ли не материал для трагической легенды. Оторопь берет. Но даже тут свет глаз осиливает, побеждает физическую грубоватость черт.

Это один из его несомненных шедевров. Экспрессивно-драматичны и портреты (К. Кирилле», «Св. Так, в рисунке «Свидание Анны Карениной с сыном», сделанном в начале 80-х годов, Анна с преувеличенной пылкостью чуть ли не душит в объятиях ребенка.

У Гёте это узнающее собственный внутренний код и потому необоримое притяжение обозначено заглавием «Избирательное сродство» и, между прочим именно при чтении этого романа юный Врубель проникся к Гёте «самым глубоким восторгом». Врубелевский ангел и есть олицетворенный дух таких превращений. Исчезли ее письма (может, позже она попросила их вернуть, может, он сам в тяжелую минуту их уничтожил). «Был я в Торчелло, радостно шевельнулось сердце – родная, как есть, Византия. весь в черный бархатный костюм, в чулках, коротких панталонах и штиблетах.

Предельная одухотворенность, запредельное одиночество. Большие перспективы открывал для храмовой православной живописи (которую как раз в те времена из падчериц российской Академии художеств перевели в главный жанр государственной идеологии) написанный Врубелем в Венеции иконостас. Названная «невыразимо печальной», она уходит от земли, как бы истаивая и прощаясь с миром тяжелой, четко обрисованной слезой. Достойное решение. Феерическое великолепие врубелевского колорита в полной мере проявилось в картине Девочка на фоне персидского ковра (1886, там же). Раньше думали, что художник делал подготовительные этюды с душевнобольных (Кирилловский храм находился на территории психиатрической лечебницы), но это неверно: сын А. В. Прахова Н. А. Прахов называет поименно ряд лиц, которые узнаются в «Сошествии», – киевские ученые, священники, археологи, среди них сам Адриан Викторович Прахов.

Особое влияние на Врубеля оказали живопись венецианского Возрождения (из современников – испанец М. Фортуни и английские прерафаэлиты). Из этих переплетений рождаются у Врубеля персонажи, весьма типичные для европейского символизма и модерна, – полулюди-полуживотные, полулюди-полурастения: «Царевна-Лебедь» (1900), пришедшая на холст из оперы Римскогtext-align: centerdiv style 0text-align: centerо-Корсакова, две молодые женщины, словно вырастающие из спирали «Жемчужина» (1904), «Богатырь» с его огромным конем, растущим из земли, как травы и кусты. Вся меблировка два простых табурета и кровать. Священная история предстает как отрасль минералогии. На боковой части картины изображён патриций, который пристально всматривается в человека, стоящего напротив него. Отец художника был в тревоге: сыну уже тридцать лет, университетское образование, художественное образование, «таланту бездна», а между тем ни имени, ни обеспеченного положения – ни кола, ни двора. Учился Врубель в Петербургской Академии художеств (1880–1884) у Павла Петровича Чистякова уроки акварели брал у Ильи Ефимовича Репина.

Конечно, у Врубеля было преимущество. Вспомнить хотя бы петербургские вариации его «Гамлета». Одна из самых известных работ того времени — графическая иллюстрация «Свидание Анны Карениной с сыном», выполненная черной тушью на коричневой бумаге.

Масса фигур, застывших, плоских и разного размера в разных группах. Ее клиенты, городская мелкота разных профессий, шумные спорщики, являвшиеся каждый со своей газетой, художника из России привечали искренней почтительной лаской. Римского-Корсакова (Морская царевна, Тридцать три богатыря и др. ).

Была и еще причина, почему Врубелю хотелось поскорее вернуться в Киев. Талант Врубеля-декоратора проявляется и в его огромном панно Принцесса Грёза, заказанном для Нижегородской ярмарки (1896, Третьяковская галерея). Еженедельно у него на средах передовые художники Товарищества передвижников и по отдельным дням Павел Петрович Чистяков с его отдельной точкой зрения. Ну что.

Руководитель Абрамцевских керамических мастерских (с 1890). На этом фоне Врубель – принципиальный архаик. Врубель написал на стенах несколько фигур ангелов, голову Христа, голову Моисея и, наконец, две самостоятельные композиции – огромное «Сошествие святого духа» на хорах и «Оплакивание» в притворе. «Эврика. Вокруг упавшего лиловый мрак и переплеснувшие голубые струи.

«Конечная цель действования именуемого "произведение искусства", – вызвать в ком-либо бесконечные превращения» (Поль Валери). Исследуются точный состав и взаимодействие красок, грунтовок, лаков, растворителей и т. п. продолжение. Любовь к искусству всецело владела Врубелем с академических лет.

В 1879, окончив ун-т, Врубель поступил в Академию художеств, где пробыл четыре года. «На черной мгле я живопись творю», – как сказано у Бодлера. Но с Папмелями распрощался вполне дружески. На руках Пресвятой Девы младенец, но рядом с ней никого и ничего, лишь обширная пустота загадочного золотистого сияния. Афанасии» и сумрачном по колориту «Христе Спасителе». Врубелевский ангел – если и вестник, то, как говорил Блок о самом художнике, «весть его о том, что в сине-лиловую мировую ночь вкраплено золото древнего вечера».

В рисунках к «Моцарту и Сальери» (1884 год) Сальери выглядит мелодраматическим злодеем. Под впечатлением от того, как Модест разбивал рояль исполняя речитативом «Блоху», Михаил зримо представил образы Фауста и Мефистофеля, которые в дальнейшем художник перенес на холст. Но ведь за год до Киева исключительно собственной интуицией этот образ сложился именно так. У его апостолов были живые прототипы.

вот это-то в то время и могло меня более всего поразить. Перепад был слишком резким. Одну из самых интересных его статей, посвященную Шестой передвижной выставке 1878 года (собственно, двум экспонатам – «Кочегару» Ярошенко и «Протодьякону» Репина), не пропустила цензура.

Но когда происходит изображенный карнавал — в эпоху ли Возрождения или сейчас. Гимн духовного догмата умягчился нежной итальянской напевностью. Уже во время болезни он создал полотна «Шестикрылый серафим», «Роза в стакане», «Жемчужина». Фигуры словно парят в безвоздушном пространстве. Это один из самых старых праздников в мире. Родился в Омске 5 (17) марта 1856 года. Не случайно первая картина Врубеля связана с трагедией Шекспира: это Гамлет и Офелия (1884, ГРМ).

В 1906 художник ослеп. Но между современной живописностью станкового типа и монументальной светоцветописью Средневековья естественным посредником явилась Венеция – всемирный заповедник «колористической магии», также имеющей «византийские гены». Она, бесспорно, дала ему мастер-класс по части независимости без натуги. Взор зрителя движется по поверхности картины (а не в глубину), постигая ритм повторяющихся линий и пятен, что типично для целого ряда картин и панно художника: для «Венеции» (1893), в которой мотив великолепного шествия дает повод для сопоставления на плоскости голов, фигур, роскошных одеяний, для «Богатыря» (1898), где растительные формы, фигуры богатыря и коня сплетаются в клубящемся ритме, для панно, посвященных Фаусту (1896), где ритмы организованы остроугольными формами, колючими и иглообразными, для ряда графических произведений.

На улице очень много людей, а на заднем плане расположен мост Вздохов и угол дворца дожей. Раньше думали, что художник делал подготовительные этюды с душевнобольных (Кирилловский храм находился на территории психиатрической лечебницы), но это неверно: сын А. В. Прахова Н. А. Прахов называет поименно ряд лиц, которые узнаются в «Сошествии», - киевские ученые, священники, археологи, среди них сам Адриан Викторович Прахов. Первые вполне самостоятельные произведения Врубеля относятся к 1884-1885 годам.

Влияние его искусства было универсальным: в той или иной мере его испытали практически все крупные мастера русского искусства 20 века. Он страшно эффектен, конечно и был еще более эффектен, пока не потускнели, не пожухли его краски, но С. Яремич справедливо заметил, что здесь «близка к нарушению высшая художественная сдержанность». Ни теплого одеяла, ни теплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нем (засаленный сюртук и вытертые панталоны), я не видал. Он рисует сцены больничного быта, портреты врачей, пейзажи.

Выдвинутая Праховым идея отправить вместе с ним выпускника Киевской рисовальной школы пришлась по душе как Мурашко, организатору школьной учебы, так и его земляку (оба из Глухова) Ивану Николаевичу Терещенко, который, будучи миллионером, школу субсидировал, а в качестве молодого, университетски образованного знатока искусства всяко способствовал развитию учеников. Никаких следов киевского «Демона» до нас не дошло – художник его уничтожил, все ныне известные «Демоны» сделаны значительно позже. В апреле Михаил Александрович стремился только к одному— вернуться в Россию.

Это есть уже в «Сошествии святого духа», написанном на коробовом своде Кирилловской церкви. «Русский стиль» этих вещей находит выражение и в его сценографии, связанной с Московской частной русской оперой Саввы Ивановича Мамонтова, в том числе в оформлении Садко (1897) и Сказки о царе Салтане (1900) Николая Андреевича Римского-Корсакова. Красоты самого романтичного города Италии не произвели на Михаила впечатления. Здесь художник пишет ряд лучших своих картин, работает в майолике – скульптуры Царь Берендей, Лель, Волхова, – все в Третьяковской галерее, Москва, обращаясь к дизайну исполняет эскизы керамической печи, вазы, скамьи (Музей в Абрамцеве). И это свойство быть воплощенным духом превращений есть собственно то, за что мы любим эти «вещи», что составляет их неувядаемую прелесть.

Самостоятельная жизнь вне рамок и запретов отца воодушевляла Михаила. Оттуда писал сестре: «Перелистываю свою Венецию (в которой сижу безвыездно, так как заказ на тяжелых цинковых досках, с которыми не раскатишься), как полезную специальную книгу, а не как поэтический вымысел. И лишь после приобщения к монументальному византийскому и древнерусскому искусству экспрессия Врубеля становится величавой – исчезает психологический нажим, появляется характерно врубелевское выражение духовной напряженности в сосредоточенном взоре огромных глаз (большие глаза – также черта византийской живописи), при позах как бы оцепеневших, скупом жесте, в атмосфере глубокой тишины. В работе над ними художник уже не копировал старинные образцы.

Кирилловские фрески находились в плохой сохранности, над их «поновлением» работала артель учеников киевской рисовальной школы, руководимой художником Н. И. Мурашко (с ним Врубель потом близко сошелся). Его тянуло на Украину. Два года Врубель работал для церкви, в атмосфере религиозности, которая так же мало согласовывалась с окружающим, как мало совпадала с идеалом богоматери светская дама Эмилия Прахова. Он противостоял современному «оптическому натурализму» и тяготел к противоположной системе светоцвета имевшей прецедент в средневековых монументальных техниках – мозаике и витраже.

Больно, горько до слез. Может быть, в закладе. Врубелевский ангел – если и вестник, то, как говорил Блок о самом художнике, «весть его о том, что в сине-лиловую мировую ночь вкраплено золото древнего вечера». Но в трактовке фигур и лиц он проявил себя как художник современный, как психолог. Вообрази, ни одного стола, ни одного стула.

Гавань превратилась в зловонное болото, жители сбежали от повально косившей малярии. В вихре карнавала внезапно столкнулись люди, разные по возрасту, характеру, темпераменту, чуждые друг другу. Он-то после киевских реставраций-реконструкций разглядывал тот же «Страшный суд» храма в Торчелло отчасти уже как сотоварищ константинопольских художников. Примерно так и с академией — закиснешь, переучившись в ней. «Демон» дает зрителю возможность теряться в догадках, расширяя в своем представлении содержание образа до беспредельности.

В 1874, окончив гимназию, поступил на юридический ф-т Петербург. Вся меблировка два простых табурета и кровать. Не поверить, что когда-то это был главный в лагуне, процветающий торговый город. Афанасий» и «Христос Спаситель». Не позволила посторонним глазам жадно шарить по сокровенным строчкам. В процессе работы над этой картиной художнику помогали фотографии. И Врубели и Капустины и профессор химии Дмитрий Иванович Менделеев в Петербурге.

Особое внимание привлекает задумчивый грациозный юноша. Он стал автором «демонического цикла» — серии работ из картин иллюстраций и скульптуры с главным героем Демоном. Что нахожу в ней – интересно только моей палитре», – писал оттуда Врубель. В последние годы жизни Врубель создает один из самых нежных, хрупких образов – Портрет Н. И. Забелы на фоне березок (1904, ГРМ). В Венеции художник, разумеется, сполна мог напитаться впечатлениями от хрестоматийных образцов венецианского живописного величия, но на родине «королей живописи» он выделил для себя мастеров венецианского кватроченто. Врубелевский герой – бездеятельный, пребывающий в самоуглубленном одиночестве ангел безмолвия – то ли из дословесного состояния космических сфер, то ли изгнанный из царства Слова-Логоса в «ночь мира». Тогда же в Киеве произошло то, что можно назвать обретением или (что одно и то же) осознанием собственного метода.

Напротив «Страшного суда», в контраст с его кишащей многолюдностью, одиноко возносится над алтарем Санта-Мария-Ассунта. В 1882 году успевший разочароваться в рутинной методике преподавания Михаил оказался в мастерской Чистякова и от мыслей о том, что учителя прививают студентам любовь к сухим штампам и схематизациям живой природы, не осталось и следа. Так в Киеве никто не одевался и это-то и произвело на меня должное впечатление. Умел Врубель разговаривать с традицией.

Воздействие сильнейшее. Но замысел и начало относятся к киевскому периоду. Картину «Венеция» Михаил Врубель написал как раз после возвращения из этого прекрасного и загадочного итальянского города. И у Иванова и у Врубеля – акварели, эскизы к росписям храма. А от подготовительных портретов впечатление, что трогал-то и вдохновлял мастера именно контраст наружного несовершенства с победительной внутренней озаренностью.

У ее поднятой вверх руки возникает из толпы прелестное лицо юной девушки. В Венецию Врубель поехал не один. Прежде он был, казалось, довольно равнодушен к «родной почве»: она была чем-то само собой разумеющимся, незамечаемым, замыслы черпались из всемирных источников: античность, Гамлет, Фауст. С посланиями Михаила Врубеля Эмилия Прахова поступила решительно. Круг жизни замыкался.

Пустынный заброшенный остров идеальный для дум о бренности. Даже важнейший в политическом отделении от Византии подвиг — «возвращение» небесного покровителя венецианцев святого Марка, чьи мощи удалось похитить из Александрии, — был совершен хваткими купцами-мореходами Торчелло. Так, в рисунке «Свидание Анны Карениной с сыном», сделанном в начале 80-х годов, Анна с преувеличенной пылкостью чуть ли не душит в объятиях ребенка. Михаил Александрович создал не менее шести вариантов «Надгробного плача» (сохранились четыре). Именно в Киеве полностью сформировался Врубель-художник. Но иллюстрации Врубеля не могут быть сведены к субъективному комментарию. Воображение Врубеля совершенно определенно было занято поисками парадоксального эффекта «темного сияния».

Он стал автором «демонического цикла» — серии работ из картин иллюстраций и скульптуры с главным героем Демоном. Эта большая акварель поразительна. И впервые стал искушать Врубеля и завладевать его воображением сумрачный образ богоборца – Демона. Тут затоскуешь. Кроме того, шутил Прахов, Гайдук будет полезен, «чтобы Врубель не заскучал в Венеции от одиночества». На хорах он заметил только что встреченного незнакомца товарищи сказали, что это художник Врубель и показали начатое им «Сошествие святого духа», а также двух ангелов: «Врубель говорил, что здесь он ближе всего подошел к Византии».

От пола до потолка, в пять ярусов узловые звенья темы (воскресение мертвых, отделение праведных от грешных, образы ада, рая и т. д. ). В моменты просветления художник узнавал окружающих, общался с ними, пытался рисовать. В нем поднимался богоборческий бунт. Всё дело в перемене мест известных, непременных изобразительных слагаемых. Но вот глаз привыкает и начинает различать внутренность шатра персидского принца, устилающие его ковры, самого принца и его одалисок.

Искусствовед Н. М. У него было внутреннее право не следовать букве древнего стиля – он проник в его дух. Будь этот «Гамлет» написан после приобщения к системе храмовых росписей, мы бы уверенно сказали, откуда в трактовке героя, шекспировского мученика рефлексии, крупный статично-фронтальный план и взгляд в упор, — ясно же, от иконы. Он поселил живописца в собственном доме и уговаривал остаться в Одессе навсегда. С нынешней техникой дело нехитрое. вот это-то в то время и могло меня более всего поразить. Когда не было моделей, он рисовал себя.

Получив деньги от отца— чтобы приехать домой (семья тогда жила в Харькове)— М. Врубель вновь уехал в Киев, где и встретил новый, 1886 год. Не обошлось без приключений: по воспоминаниям А. В. Прахова, в Вене при пересадке Врубель «загулял» в обществе петербургского приятеля, а Гайдук, благополучно прибывший в Венецию, прождал его два дня. Хотя три мужских лика выразительностью уступают «Богоматери», смотрятся наподобие ее небесных стражей, но и «Святой Кирилл» и «Святой Афанасий», а в особенности торжественно сумрачный «Христос Спаситель», образы отнюдь не пустые. Отец описывал неоконченное полотно в том же письме, говоря, что Демон показался ему «злою, чувственною, отталкивающей пожилой женщиной».

Вероятно, «Демон» был не причиной заболевания Врубеля, но стал катализатором, ускорителем: совпадение окончания картины с началом болезни едва ли случайно. То есть наверняка был диалог, писала из Киева и Эмилия Львовна. Можно увидеть, как прием, принцип, формотворческая идея, торжествующая в этюдах цветов, претворяется во Владимирских эскизах, а потом в Демоне сидящем и далее на протяжении 1890-х годов варьируется, подвергаясь вместе дифференциации и схематизации, в сочиненных, сделанных не с натуры произведениях, натурным фундаментом которых остаются киевские рисованные и акварельные цветы. Картина «К ночи» (1900) может служить в этом отношении прекрасным примером.

Первые вполне самостоятельные произведения Врубеля относятся к 1884-1885 годам. Сколько у нас красоты на Руси. » – такое восклицание вырывается у Врубеля впервые. Это находит отражение и в станковом характере рисунков.

На настойчивые приглашения приехать и пожить дома (семья жила тогда в Харькове) ничего не отвечает. Но и не только это. Назад, в раннее утро венецианского искусства тянуло Михаила Врубеля. Представим себе художника на пределе сил, упорно остающегося с глазу на глаз с «духом зла» им созданным, но уже от него отделившимся, зажившим отдельной от него жизнью представим, как он каждое утро вступает с ним в борьбу кистью, стараясь подчинить его своей воле, – это ли не материал для трагической легенды. Работа над «Демоном поверженным» буквально кипела: вместо обычных трех-четырех часов художник иногда работал по 14 часов в день. Так, в пору работы над эскизами он сделал такое замечание в письме к сестре: «Надо тебе еще знать, что на фотографии яркое солнце удивительную дает иллюзию полночной луны». С вокзала я отправился прямо к нему и был опечален его комнаткой и обстановкой.

Врубель Михаил Александрович (1856, Омск – 1910, Петербург) – художник. Не уцелело ничего: ни его исповедей, ни ее ответов. Этот принцип, формотворческую идею можно определить как принцип или поэтику метаморфоз. Врубель Михаил Александрович (Mikhail Vrubel), русский художник, крупнейший представитель символизма и модерна в русском изобразительном искусстве.

Ещё фотографии помогают вспомнить то, что художник плохо запомнил. Но как педагог он сыграл огромную роль. Последние лучи солнца играют на белоснежном оперении, переливаясь радужными красками. Умер Врубель в Петербурге 1 (14) апреля 1910.

Иногда это «цветы зла» иногда образы неподвластной человеку стихии. «Был я в Торчелло, радостно шевельнулось сердце – родная, как есть, Византия. Кирилл», «Богоматерь c Младенцем», «Св. Ничто, кажется, не мешало. Особое внимание привлекает задумчивый грациозный юноша.

К восстановлению старых фресок по сохранившимся фрагментам он относился с большой бережностью как вспоминал Н. А. Прахов (сын А. В. Прахова), «не выдумывал ничего от себя, а изучал постановку фигур и складки одежды по материалам, сохранившимся в других местах». Приглашенный для реставрации Кирилловской церкви (12 век), Врубель в ряде случаев должен был исполнить новые композиции (в частности, Сошествие Святого Духа, 1884) тогда же художник написал и икону Богоматерь с младенцем (Киевский музей русского искусства). У него было внутреннее право не следовать букве древнего стиля – он проник в его дух. Чуть разговорчивее он был с Лилей. Итак, отсюда ведет свое происхождение врубелевский колорит. Особое внимание привлекает задумчивый грациозный юноша.

В 1887 году Прахов привлек Врубеля к росписи Владимирского собора. Врубель рано испытал то, что через два десятилетия Блок называл «наплывом лиловых миров», лилового мрака, одолевающего золотой свет. Он словно не находил себе места – то принимал решение уехать из Киева (и действительно на несколько месяцев уезжал в Одессу), то возвращался опять его потянуло к хмельному «кубку жизни», он бурно увлекался какой-то заезжей танцовщицей, много пил, жил неустроенно, лихорадочно, а к тому же еще и жестоко бедствовал, так как денег не было, отношения же с Праховым стали более холодными и далекими. Помимо фресок, Врубель написал четыре иконы. Он гений-посредник между кристаллической пластикой владимирских эскизов и мелосом врубелевской цветочной сюиты.

Они олицетворяют чудо, а именно – парадокс конечной бесконечности. Ковальский расположился писать этюд на высоком холме с видом на Днепр и дальние луга. Род. Сгубил город избыток илистых наносов.

Потом Прахов совершенно отошел от критической деятельности, перестал заниматься современным искусством (характерный симптом 80-х годов. ) и вернулся к изучению древностей. Михаил Александрович создал не менее шести вариантов «Надгробного плача» (сохранились четыре). И у Иванова и у Врубеля – акварели, эскизы к росписям храма. Врубель Михаил Александрович (Mikhail Vrubel), русский художник, крупнейший представитель символизма и модерна в русском изобразительном искусстве. Врубель писал картины на темы pyc. «Демон поверженный» (1902) – последнее законченное полотно Врубеля – завершает его «демониану». Исполнены же они так, как никто кроме Врубеля просто не додумался бы. Фактически Врубель отправлялся в Европу, чтобы получить вдохновение.

Больше всего заинтересовали его палитру не корифеи Высокого Возрождения – Тициан, Веронезе, – а их предшественники, мастера кватроченто (XV век), теснее связанные со средневековой традицией, – Карпаччо, Чима да Конельяно и, особенно, Джованни Беллини. Часто художник изображал окружающие предметы и тогда возникали натюрморты: графин, стакан, простыня, платок и т. д. В картине Демон сидящий (1890, ГТГ) юный титан изображен в лучах заката на вершине скалы.

Посмотрел еще немного и исчез я даже не обернулся посмотреть, я был пришиблен обидными словами, которых мне показалось очень много в его замечании, но меня все-таки занимало, что он так искренно и серьезно говорил о моей работе, на которую я смотрел как на вещь, не стоящую внимания, - меня приучили к этому в школе, там серьезно никто не смотрел ни на свою, ни на чужую работу». ун-та и посещал вечерние классы Академии художеств. Затруднительно казалось определить происхождение его стиля, его индивидуальной манеры. На этом фоне Врубель – принципиальный архаик. Дальше было еще смешнее. Ангел с кадилом и свечой (1887) – сплошная цитата из одновременных этюдов цветов. Увезено было все что возможно, включая тесаный камень разобранных городских строений. Он как раз и работал над «Демоном», когда неожиданно приехал отец.

В эти годы он вновь писал демонов. 1870-е годы. Родился в Омске. Врубель Михаил Александрович (1856, Омск – 1910, Санкт-Петербург)Художник, график, скульптор, мастер прикладного искусства, художник театра, монументалист. Свадебное торжество проходило в Женеве.

Это вот, эти копны сена. Герой сопротивляется до конца. И это свойство быть воплощенным духом превращений есть собственно то, за что мы любим эти «вещи», что составляет их неувядаемую прелесть. Испытывал, что называется, насущный интерес. Достойное решение. В сентябре 1901 года у Михаила и Надежды родился маленький Савва, но эта радость была омрачена врожденным пороком мальчика – заячьей губой. Ан нет.

Нет, родиться в России с умом и талантом бывает все-таки не худо. Но сам по себе этот укор был свидетелем истинной нравственности художника. Масса фигур, застывших, плоских и разного размера в разных группах. Содержание картины Испания (1894, ГТГ), возможно, навеяно оперой Кармен, которую Врубель очень любил и считал эпохой в музыке. Но, поскольку это именно итоговые выводы, отложим их до весны, приведем под конец главы.

В 1902 году Врубеля поражает тяжелый душевный недуг, но и в поздний свой период (проведенный в основном в частных клиниках Москвы и Петербурга) он создает немало работ, отмеченных изысканным мастерством (Жемчужина, 1904 Портрет Валерия Яковлевича Брюсова, 1906), – работ, переходных от модерна к авангарду. Главным объектом их интереса были церкви заброшенного острова Торчелло. Вы не сердитесь, я это потому сказал, что вижу вашу ошибку». Неординарная дама. Любовь, зашедшая в тупик, – вот это было серьезно. «Русский стиль» этих вещей находит выражение и в его сценографии, связанной с Московской частной русской оперой Саввы Ивановича Мамонтова, в том числе в оформлении Садко (1897) и Сказки о царе Салтане (1900) Николая Андреевича Римского-Корсакова.

Врубель долгое время казался появившимся именно неизвестно откуда. Хотя, хотя Врубель ведь, как запомнилось Валентине Семеновне Серовой, той зимой на вечерах у Симоновичей «чертил византийские лики», примериваясь к стилю, в котором предстояло поработать. Напротив «Страшного суда», в контраст с его кишащей многолюдностью, одиноко возносится над алтарем Санта-Мария-Ассунта. Здесь первоосновной, зиждительный момент врубелевского искусства.

Может быть, в закладе. Он воплощение мрачной покорности судьбе в чудесном врубелевском рисунке тушью и акварелью и кажется, «Гайдук накуксился» не столько из-за спитого чая, как поясняет подпись, сколько от путешествия с непредсказуемым опекуном. Общечеловеческий опыт выделяет эти перлы творения как эстетические объекты, в которых сама природа выступает как бы художником, – объекты, обладающие, подобно рукотворным произведениям искусства, свойством «эстетической бесконечности». К этому же времени относятся интересные автопортреты.

Что нахожу в ней – то интересно только моей палитре». Дико и жалко лицо падшего с мучительно искривленным ртом, хотя в его венце еще горит розовый отблеск. Больше всего заинтересовали его палитру не корифеи Высокого Возрождения – Тициан, Веронезе, - а их предшественники, мастера кватроченто (XV век), теснее связанные со средневековой традицией, - Карпаччо, Чима да Конельяно и, особенно, Джованни Беллини. У Праховой это получалось куда легче, совсем естественно. мне было все это видеть.

В 1902 году Врубеля поражает тяжелый душевный недуг, но и в поздний свой период (проведенный в основном в частных клиниках Москвы и Петербурга) он создает немало работ, отмеченных изысканным мастерством (Жемчужина, 1904 Портрет Валерия Яковлевича Брюсова, 1906), – работ, переходных от модерна к авангарду. Кирилловские фрески находились в плохой сохранности, над их «поновлением» работала артель учеников киевской рисовальной школы, руководимой художником Н. И. Мурашко (с ним Врубель потом близко сошелся). Но и не только это. Хотя три мужских лика выразительностью уступают «Богоматери», смотрятся наподобие ее небесных стражей, но и «Святой Кирилл» и «Святой Афанасий», а в особенности торжественно сумрачный «Христос Спаситель», образы отнюдь не пустые. Имея в виду метаморфозу, которая произошла с обликом Демона – от Демона сидящего, мощного атлета, к Демону поверженному, хрупкому изломанному, бледному существу в закатных лучах, – мы вынуждены будем отметить его поразительное сходство с киевским Ангелом с кадилом и свечой. Среди многообразия реставрационных работ, помимо «Сошествия Святого Духа на апостолов», выделялись фрески «Вход Господень в Иерусалим» и «Оплакивание».

Вслед за первым живописным «Демоном» в 1891-1892 гг. Угол Дворца дожей, мост Вздохов, виднеющаяся перспектива улицы достоверны до подробностей и даже написаны с использованием фотографий (Врубель вообще охотно прибегал к помощи фотографий местностей, считая, что глупо было бы не утилизировать такой превосходный подсобный материал). Потратьте полчаса, соберите на своем компьютерном экране лучшие, на ваш взгляд, классические версии «Мадонн с младенцами» и поместите среди них «Богоматерь с младенцем» киевского кирилловского иконостаса. Потом Прахов абсолютно отошел от критической деятельности, перестал заниматься современным искусством (характерный симптом 80-х годов. ) и вернулся к изучению древностей.

В контакте с Византией прояснялось что-то, к чему он пытался пробиться самостоятельно. Ни теплого одеяла, ни теплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нем (засаленный сюртук и вытертые панталоны), я не видал.

Этой таинственностью, скрытым намеком на непознаваемость человеческой души, сложность человеческих взаимоотношений, а также эмоциональностью и красотой живописи, завораживает «Венеция». На фоне каменистых заснеженных вершин – голова с шапкой черных кудрей. Нет, родиться в России с умом и талантом бывает все-таки не худо. Результаты докладываются на специальных чтениях в Академии художеств, публикуются затем в «Вестнике изящных искусств».

Помимо эскизной графики имеется сделанный, вероятно, по просьбе художника снимок Праховой крупным планом, в нужном повороте, с шалью, покрывающей голову на манер богородичного мафория. Эскизы Врубеля не были исполнены на стенах собора. Если честно, не очень. Примечательно, что лица святых художник писал по памяти со своих знакомых. Движение руки становилось прямым выражением душевного движения. Тот вариант «Демона поверженного», на котором оборвался отчаянный поединок и дух художника изнемог, не принадлежит – нужно признать – к вершинам творчества Врубеля.

У Гёте это узнающее собственный внутренний код и потому необоримое притяжение обозначено заглавием «Избирательное сродство» и, между прочим именно при чтении этого романа юный Врубель проникся к Гёте «самым глубоким восторгом». Летом в Одессу прибыл В. Серов, которому Врубель впервые заявил о замысле «Демона». Произведение удалось. Свойство для Врубеля ценнейшее.

Первое знакомство Врубеля с византийскими мозаиками состоялось в Киеве. О византийском стиле русские художники имели тогда довольно приблизительные представления, о технике реставрации – тоже. Последней работой Врубеля стал Портрет В. Я.

Холодный лиловый цвет борется с теплым оранжево-золотистым. Он говорит, что здесь, то есть в Италии, можно учиться, а творить – только на родной почве что творить – значит чувствовать, а чувствовать – значит «забыть, что ты художник и обрадоваться тому, что ты прежде всего человек». Он жаждал свершений, сильных впечатлений, больших событий. Однако по настоянию отца он поступил на юридический факультет Петербургского университета. Историк искусства, археолог, профессор Петербургского университета, он в 70-х годах активно выступал и как художественный критик в журнале «Пчела».