Врубель Жемчужина
Врубель мало выезжал теперь мало видел кого отвернулся от обихода и увидал красоту жизни возлюбил ее и дал «Жемчужину», ценнейшую. «врубель мало выезжал теперь мало видел кого отвернулся от обихода и увидал красоту жизни возлюбил ее и дал «Жемчужину», ценнейшую. Выдающийся русский живописец Михаил Александрович Врубель создал неповторимый художественный образ в картине «Жемчужная раковина» (или «Жемчужина», как ее называют). При всем том, что Жемчужина – одно из последних произведений Врубеля – остается неподдельной жемчужиной его творчества.
Картина «Жемчужина» написана Михаилом Врубелем в 1904 году и выставлена в Третьяковской галерее города Москвы. Волшебная «Жемчужина» Врубеля воплощает в себе игривость, легкость и надежду на прекрасное будущее.
Его знаменитый «Гобелен» обманывает обыденностью, простотой своего сюжета. Пятилетие после их свадьбы считается самым плодотворным и благополучным периодом жизни художника. Предполагалось, что зиму художник проведёт в Риме, где должен был исполнить мамонтовский заказ— декорации к «Виндзорским насмешницам» и дизайн нового занавеса Частной оперы. Её лицо изображено на иконе «Богоматерь c Младенцем», сохранились и многочисленные наброски. Заботу о похоронах взяла на себя Е. Ге, она же распорядилась снять посмертную маску159.
Редон в суровой черно-белой гамме представляет нам как бы чудовищную изнанку этого мира, наполненную ленивыми толстыми гусеницами, перекошенными лицами, «воздушными шарами глаз». Черноволосая женщина восточного типа не смотрит на карты, её лицо непроницаемо. Между тем, «Пирующие римляне» были итогом почти двухлетней мучительной работы над сюжетом и формой конкурсной картины известной из переписки художника с сестрой. В декабре художник переехал в его дом на Садовой-Спасской улице (ныне дом 6, строение 2), приглашённый, по выражению В. Домитеевой, «не без внимания к его гувернёрским навыкам»62.
- Жемчужина, Михаил Врубель, 1904 – описание картины
- Врубель Михаил Александрович (1856 – 1910)
- Описание картины Михаила Врубеля «Жемчужина»
- Врубель Михаил Александрович "Жемчужина" 1904
«Декоративно все и только декоративно». Зритель сразу замечает какую-то особую напряженность всей композиции. Только на этот раз она была еще сложнее.
Мастерские Мамонтова в Абрамцеве и Тенишевой в Талашкине были реализацией в России принципа «искусство и ремесло», сформулированного в кругу У. Морриса. Помимо Вас.
В самом начале 1896 года Врубель из Москвы приехал к С. Мамонтову в Петербург, где должна была состояться русская премьера оперы-сказки Э. Гумпердинка «Гензель и Гретель». Он «гранил» фигуры и предметы плоскостями, строя форму как бы изнутри. Врубель пришёл к выводу, что пропорции фигур ему не удались и принялся писать новый вариант прямо в павильоне на подмостках. Так, в 1909 г., в Мюнхене, было организовано объединение художников «Синий всадник», в противовес «Мюнхенскому Сецессиону», который отказался принимать произведения «авангардистских» художников.
- Врубель Михаил Александрович Жемчужина 1904
- Сочинение по картине Врубеля «Жемчужная раковина»
- Сочинение по картине Врубеля «Жемчужная раковина»» Готовые Домашние Задания
Но больше все же от Лешего – и пейзаж русский и облик Пана. «Пана» Врубель написал буквально за день в Талашкине— имении М. К. Тенишевой, причём на холсте, на котором уже начал писать портрет жены. Картина Пан единодушно признается чуть ли не вершиной всего творчества Врубеля.
Её открыл Н. Г. Гарин-Михайловский статьёй «Художник и жюри», в которой впервые содержался взвешенный анализ его творчества и не было инвектив. Двенадцать сидящих апостолов расположены полукругом, так что композиция вписывается в архитектурную форму свода. «Ведь я совсем не собирался писать морских царевен в своей «Жемчужине» Я хотел со всей реальностью передать рисунок из которого слагается игра перламутровой раковины и только после того, как сделал несколько рисунков углём и карандашом, увидал этих царевен», – писал Михаил Александрович. Последние годы XIX века ознаменовались для Врубеля обращением к сказочно-мифологическим сюжетам, среди которых выделялись «Богатырь», «Пан» и «Царевна-Лебедь».
Последние десять лет своей жизни он служил наказным атаманом Астраханского казачьего войска. Самая известная его работа по росписи фарфора — блюдо «Садко»125. В 1863 году А. М. Врубель женился во второй раз на петербурженке Е. Х. Вессель, которая полностью посвятила себя детям своего мужа (первый собственный ребёнок родился у неё в 1867 году).
Произведения Врубеля— в основном прикладные керамические вещи и майолики, — экспонировались в Кустарном павильоне124. При этом он сохранял присущий ему эстетизм до последней минуты: Екатерина Ге вспоминала, что «хину он принимал почти с удовольствием, а когда ему дали салициловый натр, он сказал: Это так некрасиво». Забела вспоминала, что оперу «Садко», в которой она пела партию царевны Волховы, Врубель слушал не менее 90 раз. Да и название выбрано не случайно. Несмотря на мучающие его «голоса», он вернулся к теме Пророка, начал писать шестикрылого серафима и обратился к теме видений пророка Иезекииля. Один из ярких примеров академической работы Врубеля— набросок «Пирующие римляне».
В письмах отцу и сестре Анне Врубель сообщал, что заработал за лето (в том числе в Софийском соборе, где написал трёх ангелов в барабане купола) 650 рублей, в то время как Прахов увеличил гонорар за четыре иконы до 1200 рублей. Окончательным намерением Врубеля было «некоторое сходство с Альмою Тадема». Елизавета Христиановна всерьёз занялась здоровьем Михаила и хотя он впоследствии с иронией вспоминал «диеты сырого мяса и рыбьих жиров», нет сомнения, что будущей своей физической силой он обязан режиму, установленному мачехой7.
(«Это волшебство» — так сам он говорил о «Жемчужине»). Эта большая дорога полна спусков и всходов. Картина сравнительно невелика по размерам (35x43), но все же раковина написана намного больше натуральной величины и это усиливает впечатление волшебства, словно перед нами какой-то терем подводного царства. И свою картину художник сначала назвал Сатир. Один из симптомов заболевания— Врубель раздирал до нитки одежду и нижнее бельё.
К тому же, раковина будила воображение художника, так появились морские девы. Врубель сделал массу рисунков раковины углем и карандашом, прежде чем написать ее в цвете. Отсюда – золотисто-мерцающая цветовая гамма, которая, кстати и создает ощущение умиротворенности. Но, как ни странно, художник столкнулся с определенными трудностями. В 1895 году Врубель попытался обозначить своё присутствие в общей художественной жизни России.
Накануне отъезда прихворнул двухлетний Саввочка, который уже пытался говорить. Рисованием он занимался в школе при Обществе поощрения художников. Нам нужны такие художники» (Н. К. Во многих его стихах (я часто в разных работах обращалась к его поэзии) – стремление к самопознанию без надлома.
Судя по позднейшим свидетельствам, он запомнил, как больная мать лёжа в постели вырезала детям «человечков, лошадей и различные фантастические фигуры» из бумаги4. На вечерние мероприятия больные собирались вместе с медперсоналом138. Потеряв единственного ребёнка, супруги всё-таки поехали к фон Мекку, хотя явно не знали, что делать дальше и куда себя девать.
Парной к «Венеции» стала «Испания», которую критики признают одной из наиболее совершенных картин Врубеля86. Медовый месяц молодые провели в пансионе в Люцерне. Незначительный другим обломок природы рассказывает ему чудесную сказку красок и линий за пределами «что» и «как». Отчасти сказывался и богемный образ жизни, который он вёл с попустительства дяди. Материально художник не пострадал: Мамонтов выкупил оба панно за 5000 рублей и договорился с В. Д. Поленовым и К. А. Коровиным о завершении недописанного наполовину «Микулы». Кандинского и Явленского в объединение «Синий всадник» вошли Габриель Мюнтер, Александр Канольдт, Марианна Веревкина, Август Маке, Пауль Клее, Альфред Кубин и др.
wrbel— воробей) не принадлежали к числу знати. Переезд Врубеля в Москву произошёл случайно, как и многое в его жизни. Завоевания культуры «серебряного века» не прошли бесследно и периодически возрождаются. Произведения Врубеля невозможно спутать ни с кем другим. В начале февраля 1906 года к Врубелю приехала сестра Анна.
6. Над той же картиной Врубель продолжал работать и в Абрамцеве. видеть мир как «мир бесконечно гар-монирующих чудных деталей».
Цвет понимается Врубелем как своеобразная иллюминация, окрашенный свет, пронизывающий грани кристаллической формы. Раковина была рождена в море и отражала его причудливый лик, его волшебную бездонность. Во многих его стихах (я часто в разных работах обращалась к его поэзии) – стремление к самопознанию без надлома. Врубель вновь встречался с задачей «черно-белой красочности», которая, как мы помним, решалась им в иллюстрациях к Лермонтову.
Особняк Мамонтова на Садовой-Спасской был построен именно по архитектурному замыслу Врубеля, он является автором и ряда других архитектурных проектов (церковь в Талашкине, выставочный павильон на Всемирной выставке в Париже и прочих)8990. В минуты просветлений он мог связно говорить и даже пытался рисовать, но десятки его больничных рисунков— это «примитивная порнография» не уменьшалась и мания величия. Тогда он в очередной раз взялся за майолику, создав голову Демона. Показанная на выставке Союза русских художников в 1905 году пастель «Жемчужная раковина» (или просто «Жемчужина», как ее называют) — маленькое чудо искусства, так же как и сама натуральная морская раковина — маленькое чудо природы. Знакомство с родственниками Забелы прошло не слишком удачно: смущала разница в возрасте (ему— 40 лет, ей— 28), да и самой Надежде Ивановне было известно, что «Врубель пьёт, что он очень беспорядочно относится к деньгам, сорит ими, а зарабатывает редко и случайно»110.
Имелось в виду, конечно, вовсе не то, что отсюда можно научиться, как нарисовать квадрат льда говорилось об игре, сверкании преломленных лучей — не о предмете, а о колористической феерии, эффекте действия на глаз, то есть о мастерстве «иллюзионировать душу», в котором художник, подражая, соревнуется с природой. Основоположником символизма в русской живописи является М. Врубель. Жизнь Михаила ужаснула его: «Ни тёплого одеяла, ни тёплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нём Больно, горько до слёз»53. Посередине возвышается стоящая очень прямо фигура Богоматери. Врубель в поисках изощрённой техники для изображения «волшебства» формы, неутомимо рисовал и писал итальянским карандашом, углём, пастелью, гуашью и акварелью свою пепельницу – перламутровую раковину, на которую многие годы прежде смотрел только как на предмет в обиходе курильщика.
В тот год Гран-при получил В. Серов, а золотые медали— К. Коровин и Ф. Малявин. Панно было изготовлено в Абрамцевской мастерской по заказу С. И. Мамонтова105. Летом в Одессу прибыл В. Серов, которому Врубель впервые заявил о замысле «Демона».
Отношения, впрочем, не всегда были безоблачными: супруга С. Мамонтова абсолютно не переносила Врубеля и открыто называла его «богохульником и пьяницей»63. Да. В них есть желание понять метафизическую сторону жизни. Врубель вновь встречался с задачей «черно-белой красочности», которая решалась им в иллюстрациях к Лермонтову.
Среди них выделяется двухметровое полотно «После концерта», запечатлевшее Забелу в платье, сшитом по эскизам Врубеля144. Врубель сопровождал главу семейства в качестве консультанта, в результате возник острый конфликт с супругой— Елизаветой Григорьевной— и Мамонтов с художником отбыли в Милан, где тогда училась вокалу младшая сводная сестра Елизавета (Лиля) Врубель80. Чуть намечена фигура Нептуна. «Жемчужина» (1904) – это своего рода галактика, увлекающая взгляд по спирали вглубь. Их след мы видим в современном театре пластической драмы (французский театр пластической драмы «Донка», российский театр пластической драмы «ЧелоВек» и др. ), в постановках опер-балетов (например, в опере-балете «Князь Игорь» мы слушаем оперные арии князя Игоря, хана Кончака, но они перемежаются с уникальными танцевальными композициями балета такова половецкая пляска), рок-опер и произведений др. Сестра и жена художника поселились в одной квартире, а Михаила Александровича поместили в хорошую клинику А. Г. Конасевича, в которой он встретил своё 50-летие. Сильное, грозное произведение. Изумрудную рябь рассекают чёрные плавники чудесных рыб.
Вскоре художник переехал на съёмную квартиру. Единственная законченная его картина— портрет дочери владельца ссудной кассы Мани Дахнович— «Девочка на фоне персидского ковра». Подобно тому, как, согласно известной метафоре, в капле воды отражается весь мир, так во врубелевской «Жемчужине» воплощено представление о том, что в раковине, если приставить ее к уху, слышатся шум, гул и звуки океанической бездны. Замечателен в этой связи эпизод, относящийся к 1904 году, к моменту нового (после киевских этюдов) «возвращения к натуре», к прямым натурным штудиям, когда создавалась «Жемчужина» и поразительные этюды к ней. В результате Врубель поселился в мастерской К. Коровина на Долгоруковской улице60.
Савву похоронили на Байковой горе. Например, фронтон гостиницы «Метрополь» украшает его знаменитая «Принцесса Греза». Картина была написана поверх уничтоженного портрета брата С. Мамонтова— Николая95. Заказ на эти панно— со свободным выбором темы— был передан Врубелю98.
Однако лечащий врач не соглашался с диагнозом Бехтерева и Сербского, считал, что Врубель как творческая натура оказался в «меланхолии» и настаивал, что художник должен работать. В этой работе ищет он природу. Против Врубеля выступил Максим Горький, освещавший события выставки: «Микулу» он описывал в насмешливых тонах, сравнивая былинного героя с Дядькой Черномором.
Афанасии» и сумрачном по колориту «Христе Спасителе». В апреле Михаил Александрович стремился только к одному— вернуться в Россию43. Тонкость, подробность, деталь -- ключевые слова и понятия во врубелевских характеристиках собственного способа «вести беседу с натурой». На высокий пафос — иронией и гротеском: «Купание красного коня» Петрова-Водкина, «Весна» М. Шагала и пр.
Врубель вновь встречался с задачей «черно-белой красочности», которая, как мы помним, решалась им в иллюстрациях к Лермонтову. Например, циклы: «Индийские травы» «Четверогласие стихий» «Мировое кольцо» «Цветные ткани». Похоронили её рядом с Михаилом Александровичем. Привыкнув к интенсивной работе в мастерской Чистякова и в Киеве, Врубель исполнил все четыре больших иконы за полтора месяца и ощущал жажду деятельности и недостаток общения.
Полотно показывает нам большую воронку, в которой виден весь морской мир. Но эффект целого неотразим.
Когда она спрашивала, не надоело ли ему, он отвечал: «Я могу без конца слушать оркестр, в особенности море. Кто же, как не дочери морского царя. «Я научу тебя видеть в реальном фантастическое, как фотография, как Достоевский», — говорил Врубель юному Судейкину. Помимо двух гигантских панно, в экспозицию Врубеля включили «Голову Демона», «Суд Париса», «Голову великана» и «Портрет Арцыбушева»104. Не пропустим, как делал Врубель «Жемчужину».
Михаил Александрович Врубель родился 17 марта 1856 года в Омске, где тогда служил его отец (он занимал должность старшего штабного адъютанта Отдельного Сибирского корпуса). На высокий пафос — иронией и гротеском: «Купание красного коня» Петрова-Водкина, «Весна» М. Шагала и пр. Гонорары за работу были невелики (800 рублей за пять больших и 13 малых иллюстраций)65, при этом работы Михаила Александровича проходили с трудом, поскольку оригиналы были чрезвычайно сложны для воспроизведения, в них приходилось вносить поправки. Царевны изображены внизу полотна и дают всей конструкции твердую опору. Выходом стала командировка художника в Италию— в Равенну и Венецию, для изучения сохранившихся там памятников позднеримского и византийского искусства. Конечно, Врубель писал не просто портрет. Это уже восхищает и поражает.
Чуждость Демона миру подчёркивают и «каменные» облака70. Решение поступать именно на юридический факультет по-разному оценивалось биографами, например, А. Бенуа, учившийся там же, полагал, что сказывались и семейная традиция и попросту «так полагалось» в их социальном окружении. Михаил Александрович, несмотря на небрежное отношение к работе (из-за богемного образа жизни), создал не менее шести вариантов «Надгробного плача» (сохранились четыре). Иногда его отпускали на несколько часов домой, чтобы он мог пообедать с женой. Доктор Усольцев ещё раньше писал: «С ним не было так, как с другими, что самые тонкие, так сказать, последние по возникновению представления— эстетические— погибают первыми они у него погибли последними, так как были первыми»159.
Прахов однажды заметил, что для росписей Врубеля надо было бы и храм построить «в абсолютно особом стиле»50. Основоположником символизма в русской живописи является М. Врубель. Терапия явно пошла на пользу— на одном из рисунков, сделанных в лечебнице Ф. А. Усольцева, художник сделал надпись: «Дорогому и многоуважаемому Фёдору Арсеньевичу от воскресшего Врубеля»135. Показанная на выставке Союза русских художников в 1905 году пастель «Жемчужная раковина» (или просто «Жемчужина», как ее называют) — маленькое чудо искусства, так же как и сама натуральная морская раковина — маленькое чудо природы.
1909 г. по янв. На напряженные духовные поиски поэтов она отвечает чистым отображением духовности: «Над вечным покоем» И. Левитана, «Видение отроку Варфоломею», «Труды преподобного Сергия», «Пустынник» М. Нестерова. Детство Анны и Михаила Врубелей проходило в переездах по местам служебного назначения отца: в 1859 году вдовца перевели обратно в Астрахань (где ему могли помогать родственники), в 1860 году назначили в Харьков. Получив деньги от отца— чтобы приехать домой (семья тогда жила в Харькове)— М. Врубель вновь уехал в Киев, где и встретил новый, 1886 год47.
Мамонтов призвал Михаила Александровича продолжать работу и отправился в Петербург, но тем временем возникли проблемы при переносе на холст «Микулы Селяниновича». Описание в газете «Русские ведомости» благожелательно перечисляло практически всех участников экспозиции и лишь Врубеля отдельно упомянули как пример того, как можно лишить сюжет художественной и поэтической красоты97. «Декоративно все и только декоративно». Только через полгода Врубель смог более или менее адекватно реагировать на окружающее. Ей было суждено стать его главной сиделкой и поводырём. Под воронкой автор изобразил огромную раковину с ее прекрасными переливами и мерцаниями.
В клинике произошло чудо: Врубель демонстрировал почти полную реабилитацию. Мамонтов пытался собрать в Петербурге новое жюри, но ему было отказано. 1910 г. в галерее Танхаузера. Холсты скатали в рулоны и вернули в Москву, где Поленов и Коровин взялись за свою часть работы, а Врубель дорабатывал «Принцессу Грёзу» в сарае при Гончарном амбрамцевском заводе. Он был буен, нуждался в постоянном присмотре. Прошение было удовлетворено157.
Из сохранившихся графических работ того периода чаще всего воспроизводится композиция «Свидание Анны Карениной с сыном». Но, к сожалению изорвал в клочки летнее новое пальто и брюки. В кружевной пене на поверхности волн игре преломленных лучей в прозрачных льдинах, переплете ветвей, бесконечных конфигурациях в мире цветов и в узорах морозного стекла природа кристаллизует орнаментальные фигуры, в одной из которых предзнаменуется облик человеческого существа, подобно тому, как в неорганических кристаллизациях инея на зимнем окне возникают образы органической природы, пышные леса и оранжереи растительного царства — такова философия врубелевской «Жемчужины» 1904 года, но еще раньше — киевских цветочных этюдов (1886—1887) и, например, таких работ, как панно «Богатырь» 1898 года и «Раковины». Берите все оттуда». «Он пришел с безумным, но блаженным лицом, его застигла ночь искусства, потом ночь смерти, так как скучные песни земли не могли заменить ему звуков небес» Эти слова Александра Блока прозвучали во время похорон М. Врубеля, умершего в возрасте 54 лет в психиатрической клинике.
Однако у композиции отсутствует единый центр, ракурсы причудливы, абсолютно неясен сюжет. Врубель в письме к сестре Анне раздражённо писал, что это «надувательство публики», заключающееся в том, чтобы «пользуясь её невежеством, красть то специальное наслаждение, которое отличает душевное состояние перед произведением искусства от состояния перед развёрнутым печатным листом».
Впоследствии при возведении в Москве гостиницы «Метрополь» один из фронтонов, выходящий на Неглинную улицу, был украшен майоликовым панно, воспроизводящим «Принцессу Грёзу». Сама эта утрированная декоративная эффектность лишает живопись подлинной глубины. Обрисованность, «кристаллообразная» техника Врубеля, таким образом, были полностью усвоены им у учителя24. «Врубель мало выезжал теперь мало видел кого отвернулся от обихода и увидал красоту жизни возлюбил ее и дал «Жемчужину», ценнейшую.
Дальнейшее развитие искусство символизма в русской живописи получило в творчестве художников группировки «Голубая роза». Царевны изображены внизу полотна и дают всей конструкции твердую опору. Врубель сделал массу рисунков раковины углем и карандашом, прежде чем написать ее в цвете. В «Жемчужине» феерическая фантазия мастера почти претворяется в беспредметное искусство — в узорах раковины, выражающих космическую пульсацию природы. «Жемчужина» — это своего рода галактика, увлекающая взгляд по спирали вглубь, как в жерло колодца.
Достаточно просто прогуляться по центру Москвы. Они медленно проплывают по кругу и бросают на зрителя свой игривый взгляд. Осуществить задуманное на холсте живописцу помогла причудливая раковина. Приблизительно к этому времени относится полотно «Гадалка», созданное буквально за один день под влиянием мощного личностного импульса. По мнению Н. А. Дмитриевой, «это не лучшая из его картин. По определению В. М. Домитеевой, это ещё «доврубелевский этап» в творчестве Врубеля работа больше всего напоминает журнальные иллюстрации того времени: «донельзя романтично, даже мелодраматично и весьма тщательно отделано»18. Более чем когда-либо в ней подошел Врубель к природе в тончайшей передаче ее и все-таки не удалился от своего обычного волшебства«Если хотя одну часть вещи сделать с натуры, это должно освежить всю работу, поднять ее уровень, приблизить к гармонии природы».
Для одной стены он взял былинный сюжет «Микула Селянинович»— как выражение силы русской земли, для другой— «Принцессу Грёзу» Ростана— как символ общей для всех художников мечты о прекрасном100. После переезда Врубеля на дачу Праховых, однако, его привязанность стала раздражать обоих. В кружевной пене на поверхности волн игре преломленных лучей в прозрачных льдинах, переплете ветвей, бесконечных конфигурациях в мире цветов и в узорах морозного стекла природа кристаллизует орнаментальные фигуры, в одной из которых предзнаменуется облик человеческого существа, подобно тому, как в неорганических кристаллизация инея на зимнем окне возникают образы органической природы, пышные леса и оранжереи растительного царства -- такова философия врубелевской «Жемчужины» 1904 года, но еще раньше -- киевских цветочных этюдов (1886--1887) и, например, таких работ, как панно «Богатырь» 1898 года и «Раковины». Нет, не стоит писать. Михаил Александрович мог не узнавать старых друзей, навещавших его, например, Поленова158.
Картину «Царевна-Лебедь» часто описывают как созданную по следам оперной постановки, хотя холст был закончен весной, а репетиции оперы проходили осенью, премьера последовала 21 декабря 1900 года120. Показанная на выставке Союза русских художников в 1905 году пастель «Жемчужная раковина» (или просто «Жемчужина», как ее называют) — маленькое чудо искусства, так же как и сама натуральная морская раковина — маленькое чудо природы. Ракурс был прихотлив: откуда-то с балкона или верхнего окна.
Несмотря на суждение самого Врубеля, крыльев у Демона нет, однако существует их мираж, образованный контуром гигантских соцветий за плечом и откинутых волос72. Врубель сделал предложение руки и сердца Н. Забеле едва ли не в день знакомства. 22 мая работы Врубеля вынесли из павильона и он покинул выставку103. Здесь кстати заметить, что изображение морской раковины в картине 1904 года, если поставить ее вертикально, совершенно точно воспроизводит конфигурацию человеческой ушной раковины -- метафора столь же гениально-простая, сколь и восхитительно-смелая, как знаменитое «ухо мира» в стихотворении Баратынского «Осень». Несмотря на прекрасные отношения между всеми родственниками, Анна и Михаил держались несколько особняком, подчас сквозил и холодок в отношении к мачехе, которой они дали ироническое прозвище «Мадринька— перл матерей» и явно выражали желание начать самостоятельную жизнь вне дома, что огорчало отца8.
Предполагалось сумрачное освещение «после заката солнца, без рефлексов» ради силуэтных эффектов. Здесь кстати заметить, что изображение морской раковины в картине 1904 года, если поставить ее вертикально, абсолютно точно воспроизводит конфигурацию человеческой ушной раковины — метафора столь же гениально-простая, сколь и восхитительно-смелая, как знаменитое «ухо мира» в стихотворении Баратынского «Осень». Ведь это именно так, как нужно: так, как мало кто теперь делает. Н. К. Рерих, наблюдавший за работой Михаила Александровича, писал в своём очерке: «Врубель мало выезжал теперь мало видел кого отвернулся от обихода и увидал красоту жизни возлюбил её и дал «Жемчужину», ценнейшую». Кушает хорошо— и в своё время.
Только на этот раз она была еще сложнее. Стиль этот основан на господстве объемно-скульптурного рисунка, своеобразие которого заключается в дроблении поверхности формы на острые, колкие грани, уподобляющие предметы неким кристаллическим образованиям. Как в ярком бредовом сне, возникает из зеленовато-синих и красно-лиловых жгучих переливов узкий, как бы змеиный лик ангела смерти, на шее длинной и прямой, как колонна, в обрамлении черных волос, с невидящими (или всевидящими. ) громадными глазами. В 1894 году Врубель погрузился в тяжёлую депрессию и С. Мамонтов отправил его в Италию приглядывать за сыном Сергеем— отставным гусарским офицером, который должен был провести в Европе курс лечения (он страдал наследственным заболеванием почек и перенёс операцию).
Я каждый раз нахожу в нём новую прелесть, вижу какие-то фантастические тона»115. Эта работа была куплена Арцыбушевым, что дало возможность Врубелю уехать в Москву94. Врубель в поисках изощрённой техники для изображения «волшебства» формы, неутомимо рисовал и писал итальянским карандашом, углём, пастелью, гуашью и акварелью свою пепельницу – перламутровую раковину, на которую многие годы прежде смотрел только как на предмет в обиходе курильщика. Метод Чистякова отталкивался от классического академизма, но был сугубо индивидуальным: Павел Петрович внушал «священные понятия» о работе над пластической формой, но учил и сознательному рисованию, структурному анализу формы. Позже художник ещё четыре раза повторял камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович» (только один из них, находившийся в Доме Бажанова использовался по своему функциональному предназначению).
Символизм его «Жемчужины» — целая вселенная, которая мерцает таинственными перламутровыми пастельными тонами, отражаясь в маленьком зернышке жемчуга. В период тяжких душевных борений сына в Киев приехал отец— Александр Михайлович Врубель. Тогда художник вписывает в картину морских царевен. По В. Домитеевой, моделью «Гадалки» послужила одна из возлюбленных художника— сибирская казачка. Упоминаются там и живописные работы: Михаил написал маслом с фотографии портрет младшего брата Саши (умершего в 1869 году) и портрет сестры, украшавший кабинет отца.
Одним из главных для Врубеля в Академии оказалось знакомство с Валентином Серовым. Мастер искал такой степени обобщения натуры, которой до него не знала русская живопись. Под воронкой автор изобразил огромную раковину с ее прекрасными переливами и мерцаниями. Его сын— Михаил Антонович (1799—1859)— стал профессиональным военным, генерал-майор в отставке дважды был женат и имел 3 сыновей и 4 дочерей2. Только что написанное полотно выглядело не так, как сейчас: сверкал венец, розово сияли вершины гор искрились и мерцали перья поломанных крыл, похожие на павлиньи. Картина сравнительно невелика по размерам (35x43), но все же раковина написана намного больше натуральной величины и это усиливает впечатление волшебства, словно перед нами какой-то терем подводного царства.
На выставке Союза русских художников 1905 года была показана очередная работа Врубеля — «Жемчужная раковина». Здесь изобразительная тема тождественна самому методу наблюдения природы и способу организации творческого процесса у Врубеля: «утопать в созерцании тонкостей». Ведь это именно так, как нужно: так, как мало кто теперь делает. Спасибо за интересный комментарий. Не состоялся и предполагавшийся перенос праха Михаила Александровича Врубеля165.
Врубель в этой когорте был единственным, кто был абсолютно неизвестен публике64. В его даровании раскрылись универсальные возможности.
синтезированных жанров. «Жемчужина» (1904) – это своего рода галактика, увлекающая взгляд по спирали вглубь. Тогда художник вписывает в картину морских царевен. Н. А. Дмитриева писала: «Эта ранняя академическая работа— одна из самых колдовских у Врубеля. При этом как творец он не мог не быть одиноким, проделав эволюцию от «отшельника, алхимика, пришельца из иного эзотерического пространства» в пророка171. Под воронкой автор изобразил огромную раковину с ее прекрасными переливами и мерцаниями.
Одной из крупных его работ, выполненных после возвращения, стало панно «Венеция», также написанное с использованием фотографий. Увидел отец и первый вариант «Демона», который вызвал у него отвращение. А свет также дает о себе знать. Пронзительный взгляд врубелевского «Демона» гипнотизирует, оставляет чувство некого внутреннего дискомфорта, почти страха, но вместе с тем от него невозможно оторвать глаз. Зритель сразу замечает какую-то особую напряженность всей композиции.
Как в ярком бредовом сне, возникает из зеленовато-синих и красно-лиловых жгучих переливов узкий, как бы змеиный лик ангела смерти, на шее длинной и прямой, как колонна, в обрамлении черных волос, с невидящими (или всевидящими. ) громадными глазами. Доктор Усольцев поставил Врубелю диагноз «спинная сухотка» (то есть, согласно его мнению, бледной спирохетой был поражён спинной, а не головной мозг), остальное— галлюцинации-«голоса»— он списывал на маниакально-депрессивный психоз, характерный для артистических натур141. На этой картине маслом шестикрылый серафим с мечом и горящей лампадой в подъятых руках появляется один – пророка здесь нет, – и называется картина Азраил (ангел смерти). По определению Н. А. Дмитриевой— «в целом творчество Врубеля насквозь литературно: у него редки произведения, не имеющие литературного или театрального источника»17.
Врубель идет ею. Художник в тот период активно занимался оформлением особняка С. Морозова в Москве. Она необычайно эффектна и была ещё эффектнее в момент создания, когда розовый венец сверкал, павлиньи перья мерцали и переливались (уже через несколько лет ослепительные краски стали темнеть, жухнуть и теперь почти почернели). Он вернулся к своей давней работе «Пасхальный звон», который превратился в «Азраила»139.
Не обошлось без приключений: по воспоминаниям А. В. Прахова, в Вене при пересадке Врубель «загулял» в обществе петербургского приятеля, а Гайдук, благополучно прибывший в Венецию, прождал его два дня. Достаточно просто прогуляться по центру Москвы. У него сложился особенный, только ему присущий врубелевский стиль. Эллинский козлоногий бог и русский Леший соединились здесь в одно лицо. Рисунок, по Чистякову, надлежало строить разбивкой на мелкие планы, передаваемые плоскостями стыки плоскостей образуют грани объёма с его впадинами и выпуклостями.
Скульптуры Врубеля привлекали внимание современников, так, А. Матвеев в конце жизни заявил, что «без Врубеля не было бы никакого Конёнкова»88. Близкие полагали, что он не переживёт этой весны. «Он пришел с безумным, но блаженным лицом, его застигла ночь искусства, потом ночь смерти, так как скучные песни земли не могли заменить ему звуков небес» Эти слова Александра Блока прозвучали во время похорон М. Врубеля, умершего в возрасте 54 лет в психиатрической клинике. Колдовская пустота его глаз говорит о какой-то звериной или растительной мудрости, чуждой сознанию: это существо вполне стихийное, лишенное каких-либо переживаний, мучительных раздумий. Здесь изобразительная тема тождественна самому методу наблюдения природы и способу организации творческого процесса у Врубеля: «утопать в созерцании тонкостей», видеть мир как «мир бесконечно гармонирующих чудных деталей».
Раковина была рождена в море и отражала его причудливый лик, его волшебную бездонность. В кружевной пене на поверхности волн игре преломленных лучей в прозрачных льдинах, переплете ветвей, бесконечных конфигурациях в мире цветов и в узорах морозного стекла природа кристаллизует орнаментальные фигуры, в одной из которых предзнаменуется облик человеческого существа, подобно тому, как в неорганических кристаллизация инея на зимнем окне возникают образы органической природы, пышные леса и оранжереи растительного царства -- такова философия врубелевской «Жемчужины» 1904 года, но еще раньше -- киевских цветочных этюдов (1886--1887) и, например, таких работ, как панно «Богатырь» 1898 года и «Раковины». «Принцесса Грёза» вызвала его возмущение, как «кривлянье, уродование красивого сюжета». Вессели принадлежали к интеллигенции, сестра Елизаветы Христиановны— Александра— окончила Петербургскую консерваторию и очень много сделала для приобщения племянника к миру музыки.
В это время астраханским губернатором был известный картограф, адмирал Г. Г. Басаргин. К счастью, он не ограничился черно-белыми изображениями раковины, а написал ее в цвете, со всеми переливами лилового, голубого, розового, зеленоватого. Судя по письмам Забелы Римскому-Корсакову, Врубель ударился в загул, пьянствовал, транжирил деньги и легко срывался по любому поводу. В этом взгляде тоска по земному облику, по земной любви и радости. («Это волшебство» — так сам он говорил о «Жемчужине»).
Сербский подтвердил диагноз Бехтерева— «прогрессивный паралич вследствие сифилитической инфекции», заражение произошло ещё в 1892 году. Настоящая пещера сокровищ в миниатюре. Спасибо за интересный комментарий. Полотно показывает нам большую воронку, в которой виден весь морской мир. Н. А. Дмитриева определяла жанр картины как «портрет-фантазия»55.
Эллинский козлоногий бог и русский Леший соединились здесь в одно лицо. И в нем кто-то должен обитать. Кирилле», «Св. Позднее к нему примкнули: Франц Марк, Карл Хоффер, братья Бурлюки, Ле Фоконье.
Художник уничтожил картину, как и многое другое, созданное им в Киеве54. Возникает впечатление, что «Гобелен» вот-вот сорвется со стены и за ним откроются таинственные знаки другого, высшего бытия. В те же годы Врубель был приглашен художником на Дулёвский фарфоровый завод. Н. К. Рерих, наблюдавший за работой Михаила Александровича, писал в своём очерке: «Врубель мало выезжал теперь мало видел кого отвернулся от обихода и увидал красоту жизни возлюбил её и дал «Жемчужину», ценнейшую».
1 февраля 1906 года Михаила Александровича поздравили с выходом в свет первого номера «Золотого руна», который открывался стихотворением Брюсова «М. А. Врубелю». В Киеве болезнь обострилась и через день— 3 мая— ребёнок умер. Н. А. Прахов находил в лице Царевны-Лебеди сходство с сестрой Е. А. Праховой.
Тех миров, которые видели они, мы не видим»162. Этой заманчивости полна и «Жемчужина». Тема картины выражает мысли Врубеля, воспринимать действительность, как «мир бесконечно гармонирующих чудных деталей». К образу Демона художник вновь обратился спустя восемь лет68.
Он спит через ночь по пять часов и редкий день, чтоб не поспал хотя бы три часа. Но, то, как автор показал ее глубину и внутренний мир просто превосходно. Ближе других ему были братья Сведомские, с которыми он постоянно посещал варьете «Аполлон» и кафе «Араньо». Последние четыре года, ослепнув, Врубель жил уже только физически1. В гимназию Михаил Врубель поступил в Петербурге (отец тогда стал слушателем Военно-юридической академии)— это была Пятая городская гимназия, в которой постоянно модернизировали методики преподавания, особое внимание уделяли древним языкам, литературному развитию старшеклассников, были введены уроки танцев и гимнастики. Тонкость, подробность, деталь — ключевые слова и понятия во врубелевских характеристиках собственного способа «вести беседу с натурой».
Раковина была рождена в море и отражала его причудливый лик, его волшебную бездонность. Сама по себе раковина уже есть морским чудом. Она, носительница души, превращается в одушевлённого собеседника.
Творчество Врубеля не раз претерпевало резкие изменения в оценках. Ее прекрасные изгибы и формы, завораживающие цвета и излучающийся звук из ее глубины. Он был вял и рассеян, попытки заняться живописью ни к чему не приводили. Он поселил живописца в собственном доме и уговаривал остаться в Одессе навсегда46.
В столь короткий срок было немыслимо самому выполнить работу и написание холста по «Микуле» начал в Нижнем Новгороде Т. А. Сафонов, получив из Москвы эскиз Врубеля декоративный фриз разрабатывал и писал А. А. Карелин— сын фотографа101. Да. В этом плане кандидатура Врубеля была весьма подходящей: Михаил Александрович не переносил азартных игр и даже ушёл из казино в Монте-Карло, бросив: «Какая скука. »93. С. И. Мамонтов, курировавший отдел Русского Севера, обратил внимание, что в соседнем павильоне художественного отдела пустуют две больших стены и смог договориться с министром финансов о занятии этого места большими панно— площадью 205м. Однако самостоятельные работы Врубеля были отвергнуты А. В. Праховым, который прекрасно понимал их значение. В письмах родным речь шла уже о тетралогии.
Усольцев не настаивал на продолжении лечения, с августа супруги перебрались в Петербург. Представители рода Врубелей (от польск. Усольцев ценил искусство Врубеля и всячески поощрял его творческую активность. Определяющим цветовым фокусом картины является розовый шарф на плечах гадалки.
Фигуры двенадцати апостолов расположены полукругом в коробовом своде хор, в центре— стоящая Богоматерь. По выражению Н. А. Дмитриевой, «мальчик был как мальчик, даровитый, но скорее обещающий разностороннего дилетанта, чем одержимого художника, которым потом стал»9. Картина, впрочем, заказчику не понравилась и её выкупил И. Н. Терещенко. Было решено отправить его в Петербургский университет, расходы на проживание и пропитание брал на себя Н. Х. Вессель, на квартире которого Михаилу предстояло жить14. Вторая в сен. Исходным импульсом и здесь стал литературный— новелла Анатоля Франса «Святой Сатир»118.
Группа была довольно разнородная, об этом говорят и выставки этого объединения. У Бальмонта, на мой взгляд, его «Я – внезапный излом» – скорее, декларация, чем внутренняя сущность. Театр в те времена увлекал его больше, чем живопись, о «Передвижной художественной выставке», прибывшей в Одессу, Михаил Врубель упоминал едва ли не односложно на фоне подробных описаний гастролей столичной оперной труппы14. В таком слове звучит коренное умение пользоваться природой. Но больше все же от Лешего – и пейзаж русский и облик Пана.
Акварельный эскиз разрастался подклейками и вызвал даже бурный восторг Репина. Он подразумевал, что гамма тонов может быть разыграна в любой октаве: в пределах ли от черно-синего к бледно-голубому (как в эскизах «Надгробного плача») или от черного к белому или в пределах зеленого или в пределах всего спектра, — важны верные соотношения. «Жемчужина» Картина «Жемчужина» написана Михаилом Врубелем в 1904 году и выставлена в Третьяковской галерее города Москвы.
Фактура живописи и цвет подчёркивают меланхолию Демона, тоскующего по живому миру. С большим трудом удалось организовать выставку «Богатыря» у Дягилева, уже после его экспонирования в Московском товариществе художников, где она не удостоилась внимания119. Раковина – панцирь моллюска – рождена в море и отражает его причудливый «лик», его волшебную бездонность.
Да. В феврале он отправил на 23-ю выставку передвижников «Портрет Н. А. Казакова» (ныне известный только по единичным упоминаниям), который даже не был допущен к экспозиции. В его работах есть что-то от Босха, что-то от позднейшего сюрреализма. В расположении фигур видна хаотичность, «спрессовывающая» пространство, которое проецировано на плоскость. Е. Карпова признавала его главенствующую роль в создании ансамблей московского модерна.
Расписывая киевские церкви, Врубель одновременно обращается к образу Демона. В этом взгляде тоска по земному облику, по земной любви и радости.
Возникает впечатление, что «Гобелен» вот-вот сорвется со стены и за ним откроются таинственные знаки другого, высшего бытия. Самому Михаилу Александровичу ничего не сказали и он отправился в Москву131. Михаил Александрович демонстрировал «мягкость, уступчивость, застенчивость в житейских мелочах дня и железное упорство в деле общего высшего направления жизни». Непонимание даже благожелательно настроенных к нему людей привело к тому, что Михаил Александрович внёс коррективы в собственные эстетические взгляды и отныне полагал, что «истинное искусство» непонятно почти никому, а «всепонятность становилась в его глазах так же подозрительной, как другим— непонятность»67.
В пяти статьях Горький разоблачал «нищету духа и бедность воображения» художника106. Это уже восхищает и поражает. Прижизненную хулу сменило обожествление художника в последние годы жизни. Именно в прессе иллюстрации Врубеля подверглись ожесточённым нападкам, в первую очередь— за «грубость, уродливость, карикатурность и нелепость» (характерно, что через 20 лет критики станут утверждать, что именно Врубелю было подвластно «в переводе на новый язык» передать поэтическую сущность лермонтовского духа)66. После этого апостолы обрели дар говорить на всех языках и проповедовать учение Христа всем народам. На ее неживом лице игра цветов – от иссиня-черного моря до розово-багряной зари – подобна переливу тонов на фарфоре.
Художник так и остался в Абрамцеве, где страстно увлёкся керамикой и вскоре с гордостью писал Анне Врубель, что стал руководить «заводом изразцовых и терракотовых декораций»73. Однако художник уклонялся от разговоров об искусстве и чаще всего был мрачен. Тогда же Рябушинский заказал Серову портрет самого Врубеля. Даже досуг гимназиста был посвящён любимым занятиям: в одном из писем он сетовал, что хотел на каникулах прочитать в оригинале «Фауста» и сделать по учебнику 50 английских уроков, но вместо этого копировал маслом «Закат на море» Айвазовского9. В феврале 1903 года М. Врубеля выписали из клиники. Здесь кстати заметить, что изображение морской раковины в картине 1904 года, если поставить ее вертикально, абсолютно точно воспроизводит конфигурацию человеческой ушной раковины -- метафора столь же гениально-простая, сколь и восхитительно-смелая, как знаменитое «ухо мира» в стихотворении Баратынского «Осень».
В 1855 году у них родилась дочь— Анна Александровна (1855—1928), а всего в семье было четверо детей, почти погодков3. Михаил был слабым от рождения ребёнком, только в три года он начал ходить5. Первая выставка проходила с дек. Для заработка он начал картину «Восточная сказка», но сумел сделать только акварель. И в нем кто-то должен обитать. 20 июля 1890 года в Абрамцеве скончался 22-летний А. Мамонтов, проститься с которым поехал друживший с ним Врубель.
С 1882 года, перейдя в натурный класс, Михаил Александрович совмещал занятия у П. Чистякова с утренними акварельными штудиями в мастерской И. Репина, с которым они довольно быстро вступили в конфликт из-за впечатлений от полотна «Крестный ход в Курской губернии». От этого периода сохранилось несколько писем сестре (в Петербург она уехала получать педагогическое образование), первое из которых датировано октябрём 1872 года. По мнению Н. А. Дмитриевой, он выглядит «зловещим» в общем колористическом ансамбле, хотя традиционно розовый цвет считается безмятежным86. Раковина – панцирь моллюска – рождена в море и отражает его причудливый «лик», его волшебную бездонность. Переливающиеся в тонн раковине морские нимфы.
видеть мир как «мир бесконечно гар-монирующих чудных деталей». Вероятнее всего, он приехал в столицу из-за увлечения цирковой наездницей— в мир цирка его ввёл брат И. Ясинского, выступавший под псевдонимом Александр Земгано. И, как бы сами собой из игры перламутра возникли нимфы. Возбуждённое состояние художника заставило близких отвести его к знаменитому психиатру В. М. Бехтереву, который поставил диагноз «неизлечимый прогрессивный паралич» (в современной терминологии— третичный сифилис). Через несколько дней он полностью ослеп155.
Наиболее ярким представителем «голуборозовцев» был В. Э. Борисов-Мусатов. В состоянии Михаила Александровича перемен нет. Говорят, что толчком послужило чтение рассказа А. Франса Святой Сатир. Только глаза живут на этом лице и в них безмерная грусть. В частности, Врубель пишет картину «Царевна Лебедь».
«Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале XX века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна. В том же сезоне он всё-таки участвовал в третьей выставке Московского товарищества художников со скульптурой «Голова великана» на тему пушкинской поэмы «Руслан и Людмила». Прогноз был неутешительным: дальше лишь физическая и духовная деградация137. В них нет того, что чувствуется у Врубеля – внутренней борьбы мятущегося духа. Удивительно, но написал ее художник за два-три дня. «Ведь я совсем не собирался писать «морских царевен» в своей «Жемчужине», — говорил художник Н. Прахову. В середине лета 1900 года Врубели узнали о присуждении Михаилу Александровичу золотой медали (за камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович») на Всемирной выставке в Париже.
Он подразумевал, что гамма тонов может быть разыграна в любой октаве: в пределах ли от черно-синего к бледно-голубому (как в эскизах «Надгробного плача») или от черного к белому или в пределах зеленого или в пределах всего спектра, — важны верные соотношения. Символы художника подчас можно только прочувствовать, но не разгадать. В Одессе Михаил стал учиться в Ришельевской гимназии.
Перламутровая поверхность раковины и вся она связывалась в воображении со сказочными существами, которые воспел композитор. Врубель мало выезжал теперь мало видел кого отвернулся от обихода и увидал красоту жизни возлюбил ее и дал «Жемчужину», ценнейшую. Подобно тому, как, согласно известной метафоре, в капле воды отражается весь мир, так во врубелевской «Жемчужине» воплощено представление о том, что в раковине, если приставить ее к уху, слышатся шум, гул и звуки океанической бездны.
Чуть намечена фигура Нептуна. Однако клиника была далеко от дома (Песочная улица, дом 9), в ней были строгие порядки и в конце концов Врубеля переселили в больницу А. Э. Бари на 5-й линии Васильевского острова близ Академии художеств, где был абсолютно свободный режим156. Образ матери Спасителя писался с гостьи дома Праховых, фельдшерицы М. Ф. Ершовой (она вышла замуж за одного из художников— участников реставрации), второй апостол от левой руки Богородицы— протоиерей Пётр (Лебединцев), преподававший в Ришельевской гимназии вторым от правой руки изображён киевский археолог В. И. Гошкевич, третьим— настоятель Кирилловского прихода Пётр (Орловский), который, собственно и обнаружил остатки древних росписей и заинтересовал ими Русское археологическое общество. Она, носительница души, превращается в одушевлённого собеседника.
Фон синий, золотые лучи нисходят на апостолов из круга с изображением голубя34. Прадед художника— Антон Антонович Врубель— был родом из Белостока и служил в родном городе судьёй. Началась новая газетная полемика вокруг творчества Врубеля.
Работа не привела к улучшению. Четвёртый апостол, молитвенно сложивший ладони, — сам А. В. Прахов. Однако и здесь первичным источником была опера «Кармен», откуда был заимствован и нерадостный итог гадания— туз пик. Помимо «Сошествия», Врубель написал «Вход Господень в Иерусалим» и «Оплакивание»38. Этой заманчивости полна и «Жемчужина».
Бред слишком владеет им любовь к вам— проходит красной нитью через все его разговоры Так, он объяснил мне, что пальто и брюки пригодятся Вам, если вставить в прорехи разноцветные куски материи148. В них нет того, что чувствуется у Врубеля – внутренней борьбы мятущегося духа. Содержался он в клинике почти исключительно за счёт жены, что было нелёгкой задачей ибо месяц пребывания у Усольцева стоил 100—150 рублей, против девяти в университетской клинике у Сербского. Там маленький Миша быстро научился читать и увлекался книжными иллюстрациями, особенно в журнале «Живописное обозрение»6. Выходом для Врубеля стало участие во Всероссийской нижегородской выставке, приуроченной к коронации нового императора— Николая II.
Наиболее ярким представителем «голуборозовцев» был В. Э. Борисов-Мусатов. Сон как будто бы стал продолжительнее. Надо было его только «скопировать», однако это как раз такой случай, когда копирование равносильно творчеству: цветовые нюансы перламутра неуловимы, варьируются при каждом повороте раковины, каждой перемене освещения. Главным объектом их интереса были церкви заброшенного острова Торчелло41. 5. «Сошествие» писалось прямо на стене, без картонов и даже без предварительных эскизов, лишь отдельные детали могли уточняться на небольших листах бумаги.
В них есть желание понять метафизическую сторону жизни. Многоцветная картина оказалась аскетичнее, чем монохромные иллюстрации71. Надо было его только «скопировать», однако это как раз такой случай, когда копирование равносильно творчеству: цветовые нюансы перламутра неуловимы, варьируются при каждом повороте раковины, каждой перемене освещения.
Самой значительной скульптурной работой Врубеля признаётся «готическая» композиция «Роберт и монахини», декорирующая лестничный фонарь особняка Морозова88. Для Врубеля вся природа была пещерой сокровищ и в переливах раковины он увидел как бы сконцентрированным разлитое в природе волшебство. Рерих). В этой работе ищет он природу.
Приглашались люди искусства и певцы, устраивались домашние концерты. Он является автором ряда произведений архитектурной керамики (мелкой скульптурной пластики из майолики и изразцов), которыми украшены важные произведения модерна и неорусского стиля (Ярославский вокзал, дом Сокол, особняк Якунчиковой, дом Васнецова и другие). На напряженные духовные поиски поэтов она отвечает чистым отображением духовности: «Над вечным покоем» И. Левитана, «Видение отроку Варфоломею», «Труды преподобного Сергия», «Пустынник» М. Нестерова. В 1906 года Врубель ослеп, не узнавал друзей и родных, а в апреле 1910 года — умер.
В его сборнике «Фейные сказки» – вообще легкая импрессионистичность и умиротворенность. (или просто «Жемчужина», как ее называют, картина была написана в 1904 году). Врубель сделал массу рисунков раковины углем и карандашом, прежде чем написать ее в цвете. Единственную речь произнёс Александр Блок, назвав художника «вестником иных миров». Незначительный другим обломок природы рассказывает ему чудесную сказку красок и линий за пределами «что» и «как». Не пропустим, как делал Врубель «Жемчужину». Демон становился архетипическим «падшим ангелом», который одновременно соединял мужской и женский облик, в то время как Тамара на разных иллюстрациях изображалась по-разному, что подчёркивало необходимость её выбора между земным и небесным68. Для одарённого молодого человека это было ясной долгосрочной программой22.
Одной из самых характерных композиций Врубеля для Кирилловской церкви стала фреска на хорах «Сошествие Святого Духа на апостолов», которая сочетает в себе точно уловленные черты византийского искусства и портретные искания молодого Врубеля. Однако письма его к Забеле полны самоуничижения и покаяния. «За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи— как раз к моменту полного прекращения художественной активности. Они медленно проплывают по кругу и бросают на зрителя свой игривый взгляд.
Неизвестно, кто обратил внимание издателей на Врубеля. Говорят, что толчком послужило чтение рассказа А. Франса Святой Сатир. Настоящая пещера сокровищ в миниатюре. Книжное оформление редактировал Л. Пастернак. На осень 1896 года у Забелы-Врубель имелся. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoангажемент в Харьковской опере, однако у самого художника в городе не было работы он вынужденно существовал на средства супруги.
Он относится без внимания к письмам— и сам не пишет. Их личное знакомство произошло в 1898 году— благодаря приглашению Надежды Ивановны в Русскую частную оперу Мамонтова, возобновившую регулярные московские сезоны114.