Врубель Жемчужина Описание Картины
Жемчужина, Михаил Врубель, 1904 – описание картины
Единственная законченная его картина— портрет дочери владельца ссудной кассы Мани Дахнович— «Девочка на фоне персидского ковра». А. Врубелю». Через несколько дней он полностью ослеп155.
Представители рода Врубелей (от польск. Однако письма его к Забеле полны самоуничижения и покаяния. Михаил Александрович мог не узнавать старых друзей, навещавших его, например, Поленова158.
Материально художник не пострадал: Мамонтов выкупил оба панно за 5000 рублей и договорился с В. Д. Поленовым и К. А. Коровиным о завершении недописанного наполовину «Микулы». Краски на его полотнах светятся своим внутренним особым светом. При этом он сохранял присущий ему эстетизм до последней минуты: Екатерина Ге вспоминала, что «хину он принимал почти с удовольствием, а когда ему дали салициловый натр, он сказал: Это так некрасиво». Говорят, что толчком послужило чтение рассказа А. Франса Святой Сатир. «Жемчужина» (1904) – это своего рода галактика, увлекающая взгляд по спирали вглубь. С другой стороны, если перевернуть картину, можно увидеть точную конфигурацию человеческого уха.
Сочинение по картине Врубеля «Жемчужная раковина»
Врубель воспринимал природу как мир сокровищ, наполненный волшебством. В тот период с М. Врубелем активно общался П. И. Карпов— один из первых исследователей творчества душевнобольных142. Несмотря на мучающие его «голоса», он вернулся к теме Пророка, начал писать шестикрылого серафима и обратился к теме видений пророка Иезекииля.
По определению Н. А. Дмитриевой— «в целом творчество Врубеля насквозь литературно: у него редки произведения, не имеющие литературного или театрального источника»17. Да. Метод Чистякова отталкивался от классического академизма, но был сугубо индивидуальным: Павел Петрович внушал «священные понятия» о работе над пластической формой, но учил и сознательному рисованию, структурному анализу формы. Михаил Врубель начал метаться, пить, увлекся какой-то заезжей танцовщицей. Заботу о похоронах взяла на себя Е. Ге, она же распорядилась снять посмертную маску159. Самому Михаилу Александровичу ничего не сказали и он отправился в Москву131.
Приблизительно к этому времени относится полотно «Гадалка», созданное буквально за один день под влиянием мощного личностного импульса. В начале февраля 1906 года к Врубелю приехала сестра Анна. Михаил Александрович демонстрировал «мягкость, уступчивость, застенчивость в житейских мелочах дня и железное упорство в деле общего высшего направления жизни».
Несмотря на прекрасные отношения между всеми родственниками, Анна и Михаил держались несколько особняком, подчас сквозил и холодок в отношении к мачехе, которой они дали ироническое прозвище «Мадринька— перл матерей» и явно выражали желание начать самостоятельную жизнь вне дома, что огорчало отца8. Здесь художник пишет ряд лучших своих картин, работает в майолике – скульптуры Царь Берендей, Лель, Волхова, – все в Третьяковской галерее, Москва, обращаясь к дизайну исполняет эскизы керамической печи, вазы, скамьи (Музей в Абрамцеве). Он спит через ночь по пять часов и редкий день, чтоб не поспал хотя бы три часа. Мы слышим шум водных стихий и представляем глубинные красоты океана. Помимо двух гигантских панно, в экспозицию Врубеля включили «Голову Демона», «Суд Париса», «Голову великана» и «Портрет Арцыбушева»104.
Описание картины Михаила Врубеля «Жемчужина»
Картина «Жемчужина» очаровывает своей виртуозностью и многогранностью, в ней воссоединены природа и человек, они представлены как единое целое прекрасного, созданного природой. Против Врубеля выступил Максим Горький, освещавший события выставки: «Микулу» он описывал в насмешливых тонах, сравнивая былинного героя с Дядькой Черномором. Он является автором ряда произведений архитектурной керамики (мелкой скульптурной пластики из майолики и изразцов), которыми украшены важные произведения модерна и неорусского стиля (Ярославский вокзал, дом Сокол, особняк Якунчиковой, дом Васнецова и другие). Доктор Усольцев поставил Врубелю диагноз «спинная сухотка» (то есть, согласно его мнению, бледной спирохетой был поражён спинной, а не головной мозг), остальное— галлюцинации-«голоса»— он списывал на маниакально-депрессивный психоз, характерный для артистических натур141.
От этого периода сохранилось несколько писем сестре (в Петербург она уехала получать педагогическое образование), первое из которых датировано октябрём 1872 года. Он был вял и рассеян, попытки заняться живописью ни к чему не приводили. По мнению Н. А. Дмитриевой, он выглядит «зловещим» в общем колористическом ансамбле, хотя традиционно розовый цвет считается безмятежным86.
Полотно показывает нам большую воронку, в которой виден весь морской мир. Среди них выделяется двухметровое полотно «После концерта», запечатлевшее Забелу в платье, сшитом по эскизам Врубеля144.
- Врубель Описание Картины Жемчужина
- Врубель Михаил Александрович (1856 – 1910)
- Картины — Врубель, Михаил Александрович
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
Фактура живописи и цвет подчёркивают меланхолию Демона, тоскующего по живому миру. «Мифологичность» Врубеля, смелость его фантазии, – всё это были черты нового искусства. В «Жемчужине» он показывает, что природа и человек – единое целое. Данный сюжет отсутствует в Евангелиях и не характерен для православной иконописи, но встречается в искусстве итальянского Ренессанса. В 1889 году художник переехал в Москву, где познакомился с Саввой Мамонтовым. Между тем, «Пирующие римляне» были итогом почти двухлетней мучительной работы над сюжетом и формой конкурсной картины известной из переписки художника с сестрой.
Например, фронтон гостиницы «Метрополь» украшает его знаменитая «Принцесса Греза». Чуждость Демона миру подчёркивают и «каменные» облака70. Абрамцевская гончарня сыграла существенную роль в возрождении в России искусства майолики, которая привлекала художника простотой, спонтанностью обобщения формы при грубой фактуре и прихотливости изливов глазури. Творчество Врубеля не раз претерпевало резкие изменения в оценках. Однако лечащий врач не соглашался с диагнозом Бехтерева и Сербского, считал, что Врубель как творческая натура оказался в «меланхолии» и настаивал, что художник должен работать.
Замечателен в этой связи эпизод, относящийся к 1904 году, к моменту нового (после киевских этюдов) «возвращения к натуре», к прямым натурным штудиям, когда создавалась «Жемчужина» и поразительные этюды к ней. Увидел отец и первый вариант «Демона», который вызвал у него отвращение. Кушает хорошо— и в своё время. Её лицо изображено на иконе «Богоматерь c Младенцем», сохранились и многочисленные наброски.
Это был хилый, больной человек, в грязной измятой рубашке.
Здесь были написаны лучшие картины Врубеля – «Пан», «Демон», «Царевна Лебедь» и др. Описание в газете «Русские ведомости» благожелательно перечисляло практически всех участников экспозиции и лишь Врубеля отдельно упомянули как пример того, как можно лишить сюжет художественной и поэтической красоты97. Непонимание даже благожелательно настроенных к нему людей привело к тому, что Михаил Александрович внёс коррективы в собственные эстетические взгляды и отныне полагал, что «истинное искусство» непонятно почти никому, а «всепонятность становилась в его глазах так же подозрительной, как другим— непонятность»67. Летом в Одессу прибыл В. Серов, которому Врубель впервые заявил о замысле «Демона». Врубель в письме к сестре Анне раздражённо писал, что это «надувательство публики», заключающееся в том, чтобы «пользуясь её невежеством, красть то специальное наслаждение, которое отличает душевное состояние перед произведением искусства от состояния перед развёрнутым печатным листом».
В декабре художник переехал в его дом на Садовой-Спасской улице (ныне дом 6, строение 2), приглашённый, по выражению В. Домитеевой, «не без внимания к его гувернёрским навыкам»62. Заказ на эти панно— со свободным выбором темы— был передан Врубелю98. Он был буен, нуждался в постоянном присмотре. Символизм его «Жемчужины» — целая вселенная, которая мерцает таинственными перламутровыми пастельными тонами, отражаясь в маленьком зернышке жемчуга. Детство Анны и Михаила Врубелей проходило в переездах по местам служебного назначения отца: в 1859 году вдовца перевели обратно в Астрахань (где ему могли помогать родственники), в 1860 году назначили в Харьков.
Он был буен, нуждался в постоянном присмотре. «Сошествие» писалось прямо на стене, без картонов и даже без предварительных эскизов, лишь отдельные детали могли уточняться на небольших листах бумаги. Н. К. Рерих, наблюдавший за работой Михаила Александровича, писал в своём очерке: «Врубель мало выезжал теперь мало видел кого отвернулся от обихода и увидал красоту жизни возлюбил её и дал «Жемчужину», ценнейшую». Елизавета Христиановна всерьёз занялась здоровьем Михаила и хотя он впоследствии с иронией вспоминал «диеты сырого мяса и рыбьих жиров», нет сомнения, что будущей своей физической силой он обязан режиму, установленному мачехой7.
Эта работа была куплена Арцыбушевым, что дало возможность Врубелю уехать в Москву94. Возникает впечатление, что «Гобелен» вот-вот сорвется со стены и за ним откроются таинственные знаки другого, высшего бытия. Свадебное торжество проходило в Женеве.
К образу Демона художник вновь обратился спустя восемь лет68. В феврале он отправил на 23-ю выставку передвижников «Портрет Н. А. Казакова» (ныне известный только по единичным упоминаниям), который даже не был допущен к экспозиции. Раковина была рождена в море и отражала его причудливый лик, его волшебную бездонность. Исходным импульсом и здесь стал литературный— новелла Анатоля Франса «Святой Сатир»118.
В том же сезоне он всё-таки участвовал в третьей выставке Московского товарищества художников со скульптурой «Голова великана» на тему пушкинской поэмы «Руслан и Людмила». Да. В те годы молодой художник так изощрил и натренировал глаз, что различал «грани» не только в строении человеческого тела или головы, где конструкция достаточно ясна и постоянна, но и в таких поверхностях, где она почти неуловима, например в скомканной ткани, цветочном лепестке, пелене снега.
Ничего внешнего, бросающегося в глаза. В моменты просветления художник узнавал окружающих, общался с ними, пытался рисовать. Картина Пан единодушно признается чуть ли не вершиной всего творчества Врубеля. В 1894 году Врубель погрузился в тяжёлую депрессию и С. Мамонтов отправил его в Италию приглядывать за сыном Сергеем— отставным гусарским офицером, который должен был провести в Европе курс лечения (он страдал наследственным заболеванием почек и перенёс операцию). Картина была написана поверх уничтоженного портрета брата С. Мамонтова— Николая95.
В Академии он работал по классу П. П. Чистякова. Самой значительной скульптурной работой Врубеля признаётся «готическая» композиция «Роберт и монахини», декорирующая лестничный фонарь особняка Морозова88. Картина «Жемчужина» написана Михаилом Врубелем в 1904 году и выставлена в Третьяковской галерее города Москвы.
Фон синий, золотые лучи нисходят на апостолов из круга с изображением голубя34. Последние десять лет своей жизни он служил наказным атаманом Астраханского казачьего войска. По В. Домитеевой, моделью «Гадалки» послужила одна из возлюбленных художника— сибирская казачка. Тогда же Рябушинский заказал Серову портрет самого Врубеля.
Как художник, Врубель попытался передать красоту и переливчатость перламутра. Отношения, впрочем, не всегда были безоблачными: супруга С. Мамонтова абсолютно не переносила Врубеля и открыто называла его «богохульником и пьяницей»63. Картину «Царевна-Лебедь» часто описывают как созданную по следам оперной постановки, хотя холст был закончен весной, а репетиции оперы проходили осенью, премьера последовала 21 декабря 1900 года120.
Ее прекрасные изгибы и формы, завораживающие цвета и излучающийся звук из ее глубины. Он подразумевал, что гамма тонов может быть разыграна в любой октаве: в пределах ли от черно-синего к бледно-голубому (как в эскизах «Надгробного плача») или от черного к белому или в пределах зеленого или в пределах всего спектра, — важны верные соотношения. Выходом стала командировка художника в Италию— в Равенну и Венецию, для изучения сохранившихся там памятников позднеримского и византийского искусства. Сам художник был очень недоволен недостойными своего дивного жилища царевнами.
Имелось в виду, конечно, вовсе не то, что отсюда можно научиться, как нарисовать квадрат льда говорилось об игре, сверкании преломленных лучей — не о предмете, а о колористической феерии, эффекте действия на глаз, то есть о мастерстве «иллюзионировать душу», в котором художник, подражая, соревнуется с природой. Михаил Александрович, несмотря на небрежное отношение к работе (из-за богемного образа жизни), создал не менее шести вариантов «Надгробного плача» (сохранились четыре). В письмах отцу и сестре Анне Врубель сообщал, что заработал за лето (в том числе в Софийском соборе, где написал трёх ангелов в барабане купола) 650 рублей, в то время как Прахов увеличил гонорар за четыре иконы до 1200 рублей. Он пытался подарить её Э. Праховой, разорвал отвергнутую работу, но потом склеил уничтоженный лист. Именно в прессе иллюстрации Врубеля подверглись ожесточённым нападкам, в первую очередь— за «грубость, уродливость, карикатурность и нелепость» (характерно, что через 20 лет критики станут утверждать, что именно Врубелю было подвластно «в переводе на новый язык» передать поэтическую сущность лермонтовского духа)66.
Главным объектом их интереса были церкви заброшенного острова Торчелло41. В 1906 художник ослеп. Краски на его полотнах светятся своим внутренним особым светом. Надо было его только «скопировать», однако это как раз такой случай, когда копирование равносильно творчеству: цветовые нюансы перламутра неуловимы, варьируются при каждом повороте раковины, каждой перемене освещения. Да и название выбрано не случайно.
Учился Врубель в Петербургской Академии художеств (1880–1884) у Павла Петровича Чистякова уроки акварели брал у Ильи Ефимовича Репина. За спиной этажерка тоже с книгами и деловыми бумагами. Ракурс был прихотлив: откуда-то с балкона или верхнего окна. Однако у композиции отсутствует единый центр, ракурсы причудливы, абсолютно неясен сюжет. По определению Н. А. Дмитриевой— «в целом творчество Врубеля насквозь литературно: у него редки произведения, не имеющие литературного или театрального источника»17.
«Жемчужина» Картина «Жемчужина» написана Михаилом Врубелем в 1904 году и выставлена в Третьяковской галерее города Москвы. Врубелю оставалось ждать почитателей, заказчиков и покровителей, которые появились только в середине 1890-х годов174. Посередине возвышается стоящая очень прямо фигура Богоматери.
Там маленький Миша быстро научился читать и увлекался книжными иллюстрациями, особенно в журнале «Живописное обозрение»6. Накануне отъезда прихворнул двухлетний Саввочка, который уже пытался говорить. Михаил Александрович, несмотря на небрежное отношение к работе (из-за богемного образа жизни), создал не менее шести вариантов «Надгробного плача» (сохранились четыре). Арцыбушев сидит за столом с разложенными книгами в своём кабинете. По выражению Н. А. Дмитриевой, «мальчик был как мальчик, даровитый, но скорее обещающий разностороннего дилетанта, чем одержимого художника, которым потом стал»9. В столь короткий срок было немыслимо самому выполнить работу и написание холста по «Микуле» начал в Нижнем Новгороде Т. А. Сафонов, получив из Москвы эскиз Врубеля декоративный фриз разрабатывал и писал А. А. Карелин— сын фотографа101. Сама эта утрированная декоративная эффектность лишает живопись подлинной глубины. На высокий пафос — иронией и гротеском: «Купание красного коня» Петрова-Водкина, «Весна» М. Шагала и пр.
Красный цвет бабочки седеющего Арцыбушева и чуть сборенного ковра на полу разряжают монотонность серо-зелёных оттенков картины. Вскоре художник переехал на съёмную квартиру. Только глаза живут на этом лице и в них безмерная грусть.
Чуждость Демона миру подчёркивают и «каменные» облака70. Она необычайно эффектна и была ещё эффектнее в момент создания, когда розовый венец сверкал, павлиньи перья мерцали и переливались (уже через несколько лет ослепительные краски стали темнеть, жухнуть и теперь почти почернели). Забела вспоминала, что оперу «Садко», в которой она пела партию царевны Волховы, Врубель слушал не менее 90 раз. «За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи— как раз к моменту полного прекращения художественной активности.
Демон становился архетипическим «падшим ангелом», который одновременно соединял мужской и женский облик, в то время как Тамара на разных иллюстрациях изображалась по-разному, что подчёркивало необходимость её выбора между земным и небесным68. Живопись, графика, старые фото. В Одессе Михаил стал учиться в Ришельевской гимназии. Тема картины выражает мысли Врубеля, воспринимать действительность, как «мир бесконечно гармонирующих чудных деталей». К образу Демона художник вновь обратился спустя восемь лет68. Усольцев ценил искусство Врубеля и всячески поощрял его творческую активность.
В тупик зашло и его чувство к жене Прахова. Рисованием он занимался в школе при Обществе поощрения художников. Михаил Александрович Врубель родился 17 марта 1856 года в Омске, где тогда служил его отец (он занимал должность старшего штабного адъютанта Отдельного Сибирского корпуса). Демон (сидящий) был окончен в 1890 году. Отчасти сказывался и богемный образ жизни, который он вёл с попустительства дяди.
Зритель сразу замечает какую-то особую напряженность всей композиции. Тех миров, которые видели они, мы не видим»162. Для заработка он начал картину «Восточная сказка», но сумел сделать только акварель.
Афанасии» и сумрачном по колориту «Христе Спасителе». Мамонтов призвал Михаила Александровича продолжать работу и отправился в Петербург, но тем временем возникли проблемы при переносе на холст «Микулы Селяниновича». Единственная законченная его картина— портрет дочери владельца ссудной кассы Мани Дахнович— «Девочка на фоне персидского ковра». У него сложился особенный, только ему присущий врубелевский стиль. В гимназию Михаил Врубель поступил в Петербурге (отец тогда стал слушателем Военно-юридической академии)— это была Пятая городская гимназия, в которой постоянно модернизировали методики преподавания, особое внимание уделяли древним языкам, литературному развитию старшеклассников, были введены уроки танцев и гимнастики. Обрисованность, «кристаллообразная» техника Врубеля, таким образом, были полностью усвоены им у учителя24. В это время астраханским губернатором был известный картограф, адмирал Г. Г. Басаргин. Но форма ее необычна, так как это особый атрибут пана.
Возбуждённое состояние художника заставило близких отвести его к знаменитому психиатру В. М. Бехтереву, который поставил диагноз «неизлечимый прогрессивный паралич» (в современной терминологии— третичный сифилис). Накануне отъезда прихворнул двухлетний Саввочка, который уже пытался говорить. Произведения Врубеля невозможно спутать ни с кем другим.
Действительно, состояние Врубеля с апреля по август 1902 года было настолько тяжёлым, что к нему не пускали даже жену и сестру. «Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале ХХ века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна. Под «прологом» подразумеваются ранние годы учения и выбора призвания. «За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи— как раз к моменту полного прекращения художественной активности. А все герои причастны к миру превращений, творимых силами природы и искусства.
В этом взгляде тоска по земному облику, по земной любви и радости. В расположении фигур видна хаотичность, «спрессовывающая» пространство, которое проецировано на плоскость. wrbel— воробей) не принадлежали к числу знати. «Ведь я совсем не собирался писать «морских царевен» в своей «Жемчужине», — говорил художник Н. Прахову.
Однако и здесь первичным источником была опера «Кармен», откуда был заимствован и нерадостный итог гадания— туз пик. Гонорары за работу были невелики (800 рублей за пять больших и 13 малых иллюстраций)65, при этом работы Михаила Александровича проходили с трудом, поскольку оригиналы были чрезвычайно сложны для воспроизведения, в них приходилось вносить поправки. Врубель сделал массу рисунков раковины углем и карандашом, прежде чем написать ее в цвете.
В капле воды отражается весь мир, а в «Жемчужине» воплощено представление о том, что в раковине, если приставить её к уху, слышатся звуки океанской бездны. Михаил Александрович мог не узнавать старых друзей, навещавших его, например, Поленова158. Талант Врубеля-декоратора проявляется и в его огромном панно Принцесса Грёза, заказанном для Нижегородской ярмарки (1896, Третьяковская галерея). Композиция её аналогична портрету Мани Дахнович: модель сидит в такой же позе на фоне ковра. Четвёртый апостол, молитвенно сложивший ладони, — сам А. В. Прахов.
Особняк Мамонтова на Садовой-Спасской был построен именно по архитектурному замыслу Врубеля, он является автором и ряда других архитектурных проектов (церковь в Талашкине, выставочный павильон на Всемирной выставке в Париже и прочих)8990. »Жемчужная раковина» — маленький шедевр умирающего художника. Феерическое великолепие врубелевского колорита в полной мере проявилось в картине Девочка на фоне персидского ковра (1886, там же). Картина Пан единодушно признается чуть ли не вершиной всего творчества Врубеля. Первое впечатление: сумасшедший.
Он поселил живописца в собственном доме и уговаривал остаться в Одессе навсегда46. Из Италии он вернулся, обуреваемый идеей писать пейзажи по фотографиям, результатом стал единичный заработок в 50 рублей85. В 1863 году А. М. Врубель женился во второй раз на петербурженке Е. Х. Вессель, которая полностью посвятила себя детям своего мужа (первый собственный ребёнок родился у неё в 1867 году). Там маленький Миша быстро научился читать и увлекался книжными иллюстрациями, особенно в журнале «Живописное обозрение»6. Судя по позднейшим свидетельствам, он запомнил, как больная мать лёжа в постели вырезала детям «человечков, лошадей и различные фантастические фигуры» из бумаги4. На ее неживом лице игра цветов – от иссиня-черного моря до розово-багряной зари – подобна переливу тонов на фарфоре. Иногда его отпускали на несколько часов домой, чтобы он мог пообедать с женой.
Образованные люди читали Ибсена и Метерлинка интересовались творчеством Дега и Моне. 1 февраля 1906 года Михаила Александровича поздравили с выходом в свет первого номера «Золотого руна», который открывался стихотворением Брюсова «М. А. Врубелю».
Под воронкой автор изобразил огромную раковину с ее прекрасными переливами и мерцаниями. Её открыл Н. Г. Гарин-Михайловский статьёй «Художник и жюри», в которой впервые содержался взвешенный анализ его творчества и не было инвектив. От этого периода сохранилось несколько писем сестре (в Петербург она уехала получать педагогическое образование), первое из которых датировано октябрём 1872 года. Картину «Царевна-Лебедь» часто описывают как созданную по следам оперной постановки, хотя холст был закончен весной, а репетиции оперы проходили осенью, премьера последовала 21 декабря 1900 года120. Полезные программы для работы и бизнеса от макросов excel до специализированных. Не обошлось без приключений: по воспоминаниям А. В. Прахова, в Вене при пересадке Врубель «загулял» в обществе петербургского приятеля, а Гайдук, благополучно прибывший в Венецию, прождал его два дня.
В этом взгляде тоска по земному облику, по земной любви и радости. С 1882 года, перейдя в натурный класс, Михаил Александрович совмещал занятия у П. Чистякова с утренними акварельными штудиями в мастерской И. Репина, с которым они довольно быстро вступили в конфликт из-за впечатлений от полотна «Крестный ход в Курской губернии». Елизавета Христиановна всерьёз занялась здоровьем Михаила и хотя он впоследствии с иронией вспоминал «диеты сырого мяса и рыбьих жиров», нет сомнения, что будущей своей физической силой он обязан режиму, установленному мачехой7.
Последние годы XIX века ознаменовались для Врубеля обращением к сказочно-мифологическим сюжетам, среди которых выделялись «Богатырь», «Пан» и «Царевна-Лебедь». Он был вял и рассеян, попытки заняться живописью ни к чему не приводили. Особняк Мамонтова на Садовой-Спасской был построен именно по архитектурному замыслу Врубеля, он является автором и ряда других архитектурных проектов (церковь в Талашкине, выставочный павильон на Всемирной выставке в Париже и прочих)8990. Началась новая газетная полемика вокруг творчества Врубеля. Одной из крупных его работ, выполненных после возвращения, стало панно «Венеция», также написанное с использованием фотографий. Художник уничтожил картину, как и многое другое, созданное им в Киеве54.
Театр в те времена увлекал его больше, чем живопись, о «Передвижной художественной выставке», прибывшей в Одессу, Михаил Врубель упоминал едва ли не односложно на фоне подробных описаний гастролей столичной оперной труппы14. В клинике произошло чудо: Врубель демонстрировал почти полную реабилитацию. А свет также дает о себе знать. Сильное, грозное произведение. Вообще пан – это мифическое существо, которого Михаил изобразил в образе пожилого мужчины. В тот год Гран-при получил В. Серов, а золотые медали— К. Коровин и Ф. Малявин.
Эта трагическая судьба просвечивает в написанном Врубелем акварельном портрете сына. Сербский подтвердил диагноз Бехтерева— «прогрессивный паралич вследствие сифилитической инфекции», заражение произошло ещё в 1892 году. Как говорил позже Врубель, он в своих произведениях мечтал иллюзионировать душу, будить ее от мелочей будничного величавыми образами. Заказ на эти панно— со свободным выбором темы— был передан Врубелю98. «Русский стиль» этих вещей находит выражение и в его сценографии, связанной с Московской частной русской оперой Саввы Ивановича Мамонтова, в том числе в оформлении Садко (1897) и Сказки о царе Салтане (1900) Николая Андреевича Римского-Корсакова.
Конечно, Врубель писал не просто портрет. Художник в тот период активно занимался оформлением особняка С. Морозова в Москве. Один из ярких примеров академической работы Врубеля— набросок «Пирующие римляне». Творчество Врубеля не раз претерпевало резкие изменения в оценках. Она, носительница души, превращается в одушевлённого собеседника.
Ему было отведено прожить всего два года. Мастерские Мамонтова в Абрамцеве и Тенишевой в Талашкине были реализацией в России принципа «искусство и ремесло», сформулированного в кругу У. Морриса. Кирилле», «Св. Помимо «Сошествия», Врубель написал «Вход Господень в Иерусалим» и «Оплакивание»38. В письмах родным речь шла уже о тетралогии. Это уже восхищает и поражает.
Сама эта утрированная декоративная эффектность лишает живопись подлинной глубины. Решение поступать именно на юридический факультет по-разному оценивалось биографами, например, А. Бенуа, учившийся там же, полагал, что сказывались и семейная традиция и попросту «так полагалось» в их социальном окружении. Застыли вокруг горы, превратились в камни облака и цветы. Он «гранил» фигуры и предметы плоскостями, строя форму как бы изнутри.
Один из ярких примеров академической работы Врубеля— набросок «Пирующие римляне». Расписывая киевские церкви, Врубель одновременно обращается к образу Демона. wrbel— воробей) не принадлежали к числу знати.
Самобытная манера Врубеля – особого рода кристаллический рисунок, мерцающий тонами «сине-лилового мирового сумрака» – окончательно сформировалась в его киевские годы (1884–1889), причем в русле церковного искусства. В расположении фигур видна хаотичность, «спрессовывающая» пространство, которое проецировано на плоскость. Вот таким образом и художественные средства выбраны Врубелем соответственные.
Заботу о похоронах взяла на себя Е. Ге, она же распорядилась снять посмертную маску159. Описание в газете «Русские ведомости» благожелательно перечисляло практически всех участников экспозиции и лишь Врубеля отдельно упомянули как пример того, как можно лишить сюжет художественной и поэтической красоты97. Так, например известный коллекционер П. М. Третьяков хвалил эту работу Врубеля, специально приезжал в Киев её посмотреть и сокрушался, что не может приобрести для своей коллекции, а критик и галерист С. К. Маковский считал, что дебютная работа Врубеля в Кирилловской церкви является «высочайшим достижением Врубеля» и подчёркивал, что достижение это «глубоко национальное», отвергая обвинения Врубеля в «нерусском (польском) происхождении» и «эстетическом космополитизме» и искусствовед и критик А. Н. Бенуа также отмечал мастерство Врубеля и подчёркивал, что в сравнении с работами Врубеля в Кирилловской церкви фрески В. М. Васнецова «кажутся поверхностными иллюстрациями». Однако клиника была далеко от дома (Песочная улица, дом 9), в ней были строгие порядки и в конце концов Врубеля переселили в больницу А. Э. Бари на 5-й линии Васильевского острова близ Академии художеств, где был абсолютно свободный режим156. Единственную речь произнёс Александр Блок, назвав художника «вестником иных миров». Вскоре художник переехал на съёмную квартиру. «Пана» Врубель написал буквально за день в Талашкине— имении М. К. Тенишевой, причём на холсте, на котором уже начал писать портрет жены.
Он поселил живописца в собственном доме и уговаривал остаться в Одессе навсегда46. На этой картине маслом шестикрылый серафим с мечом и горящей лампадой в подъятых руках появляется один – пророка здесь нет, – и называется картина Азраил (ангел смерти).
Михаил Александрович создавал новый мир, построенный по внутренним законам искусства. Театр в те времена увлекал его больше, чем живопись, о «Передвижной художественной выставке», прибывшей в Одессу, Михаил Врубель упоминал едва ли не односложно на фоне подробных описаний гастролей столичной оперной труппы14. Е. Карпова признавала его главенствующую роль в создании ансамблей московского модерна. Брак казался ему счастливым завершением многолетних скитаний в поисках самого себя.
Неизвестно, кто обратил внимание издателей на Врубеля. На вечерние мероприятия больные собирались вместе с медперсоналом138. Панно было изготовлено в Абрамцевской мастерской по заказу С. И. Мамонтова105. Художник уничтожил картину, как и многое другое, созданное им в Киеве54.
«Ведь я совсем не собирался писать морских царевен в своей «Жемчужине» Я хотел со всей реальностью передать рисунок из которого слагается игра перламутровой раковины и только после того, как сделал несколько рисунков углём и карандашом, увидал этих царевен», – писал Михаил Александрович. В минуты просветлений он мог связно говорить и даже пытался рисовать, но десятки его больничных рисунков— это «примитивная порнография» не уменьшалась и мания величия.
В клинике произошло чудо: Врубель демонстрировал почти полную реабилитацию. Пронзительный взгляд врубелевского «Демона» гипнотизирует, оставляет чувство некого внутреннего дискомфорта, почти страха, но вместе с тем от него невозможно оторвать глаз. Материально художник не пострадал: Мамонтов выкупил оба панно за 5000 рублей и договорился с В. Д. Поленовым и К. А. Коровиным о завершении недописанного наполовину «Микулы».
В последние годы жизни Врубель практически постоянно был погружён в мир своих галлюцинаций, о которых весьма образно рассказывал окружающим. Потом делал эскизы росписей нового Владимирского собора в Киеве, которые, однако, не были приняты (в этом храме Врубелем сделаны только орнаменты). Акт первый— 1880-е годы, пребывание в Академии художеств и переезд в Киев, занятия византийским искусством и церковной живописью. Весь мир как бы отторгает его.
После переезда Врубеля на дачу Праховых, однако, его привязанность стала раздражать обоих. Но в общей сонной атмосфере тех лет рождалось новое, живое, одухотворенное искусство. В феврале он отправил на 23-ю выставку передвижников «Портрет Н. А. Казакова» (ныне известный только по единичным упоминаниям), который даже не был допущен к экспозиции.
«Принцесса Грёза» вызвала его возмущение, как «кривлянье, уродование красивого сюжета». Врубель в поисках изощрённой техники для изображения «волшебства» формы, неутомимо рисовал и писал итальянским карандашом, углём, пастелью, гуашью и акварелью свою пепельницу – перламутровую раковину, на которую многие годы прежде смотрел только как на предмет в обиходе курильщика. Это показывает зрителю, что ветер в предрассветный утренний час совсем не сильный. Но в глазах у его Демона нет ненависти, только глубокая, непреодолимая тоска. Он вернулся к своей давней работе «Пасхальный звон», который превратился в «Азраила»139. В Одессе Михаил стал учиться в Ришельевской гимназии. Картина сравнительно невелика по размерам (35x43), но все же раковина написана намного больше натуральной величины и это усиливает впечатление волшебства, словно перед нами какой-то терем подводного царства.
Упоминаются там и живописные работы: Михаил написал маслом с фотографии портрет младшего брата Саши (умершего в 1869 году) и портрет сестры, украшавший кабинет отца. В пяти статьях Горький разоблачал «нищету духа и бедность воображения» художника106. Он вернулся к своей давней работе «Пасхальный звон», который превратился в «Азраила»139.
Савва Иванович очень увлёкся этой постановкой, лично перевёл либретто и финансировал антрепризу Панаевского театра, должна была выступать и прима— Татьяна Любатович. Эта работа была куплена Арцыбушевым, что дало возможность Врубелю уехать в Москву94. Гонорары за работу были невелики (800 рублей за пять больших и 13 малых иллюстраций)65, при этом работы Михаила Александровича проходили с трудом, поскольку оригиналы были чрезвычайно сложны для воспроизведения, в них приходилось вносить поправки.
Врубелевский пан – это леший, который является духом леса. В его даровании раскрылись универсальные возможности. Главным объектом их интереса были церкви заброшенного острова Торчелло41. Н. А. Прахов находил в лице Царевны-Лебеди сходство с сестрой Е. А. Праховой. Мамонтов пытался собрать в Петербурге новое жюри, но ему было отказано. Сон как будто бы стал продолжительнее.
Сильное, грозное произведение. Вдобавок художник так ослаб, что его возили в кресле-каталке, а весенняя простуда переросла в острый ревматизм. Состояние Врубеля менялось и менялся исступленно, много раз переписываемый им его Демон. П. Ю. Климов, специально рассматривавший творческое наследие Врубеля в контексте русского модерна, признавал его представителем революционной ветви русского модерна и утверждал, что положение и значение его в тогдашней культурной среде равно только позиции А. Иванова для русского академизма.
При этом больше всего его занимало естествознание, которым его увлёк в Саратове учитель Н. А. Песков— политический ссыльный. Один из симптомов заболевания— Врубель раздирал до нитки одежду и нижнее бельё. Арцыбушев сидит за столом с разложенными книгами в своём кабинете. Изменились и вкусы. При этом он сохранял присущий ему эстетизм до последней минуты: Екатерина Ге вспоминала, что «хину он принимал почти с удовольствием, а когда ему дали салициловый натр, он сказал: Это так некрасиво».
Доктор Усольцев поставил Врубелю диагноз «спинная сухотка» (то есть, согласно его мнению, бледной спирохетой был поражён спинной, а не головной мозг), остальное— галлюцинации-«голоса»— он списывал на маниакально-депрессивный психоз, характерный для артистических натур141. Над той же картиной Врубель продолжал работать и в Абрамцеве. Но больше все же от Лешего – и пейзаж русский и облик Пана. С большим трудом удалось организовать выставку «Богатыря» у Дягилева, уже после его экспонирования в Московском товариществе художников, где она не удостоилась внимания119.
Знакомство с родственниками Забелы прошло не слишком удачно: смущала разница в возрасте (ему— 40 лет, ей— 28), да и самой Надежде Ивановне было известно, что «Врубель пьёт, что он очень беспорядочно относится к деньгам, сорит ими, а зарабатывает редко и случайно»110. Для одарённого молодого человека это было ясной долгосрочной программой22. «Пана» Врубель написал буквально за день в Талашкине— имении М. К. Тенишевой, причём на холсте, на котором уже начал писать портрет жены.
Определяющим цветовым фокусом картины является розовый шарф на плечах гадалки. Картина, впрочем, заказчику не понравилась и её выкупил И. Н. Терещенко. Но в 1928 году какой-то душевно неуравновешенный посетитель разбил скульптуру. По выражению Н. А. Дмитриевой, «мальчик был как мальчик, даровитый, но скорее обещающий разностороннего дилетанта, чем одержимого художника, которым потом стал»9.
Фактура живописи и цвет подчёркивают меланхолию Демона, тоскующего по живому миру. Для одарённого молодого человека это было ясной долгосрочной программой22. Основоположником символизма в русской живописи является М. Врубель.
Врубель сделал предложение руки и сердца Н. Забеле едва ли не в день знакомства. По мнению Н. А. Дмитриевой, он выглядит «зловещим» в общем колористическом ансамбле, хотя традиционно розовый цвет считается безмятежным86. Переливающиеся в тонн раковине морские нимфы. Демон становился архетипическим «падшим ангелом», который одновременно соединял мужской и женский облик, в то время как Тамара на разных иллюстрациях изображалась по-разному, что подчёркивало необходимость её выбора между земным и небесным68.
Он относится без внимания к письмам— и сам не пишет. Ей было суждено стать его главной сиделкой и поводырём.
В «Жемчужине» он показывает, что природа и человек – единое целое. Они медленно проплывают по кругу и бросают на зрителя свой игривый взгляд. Не состоялся и предполагавшийся перенос праха Михаила Александровича Врубеля165. По определению В. М. Домитеевой, это ещё «доврубелевский этап» в творчестве Врубеля работа больше всего напоминает журнальные иллюстрации того времени: «донельзя романтично, даже мелодраматично и весьма тщательно отделано»18. И когда в 1905 году на выставке Союза русских художников появилась пастель Врубеля Жемчужная раковина (Жемчужина), ее назвали непередаваемым чудом, волшебством. Доктор Усольцев ещё раньше писал: «С ним не было так, как с другими, что самые тонкие, так сказать, последние по возникновению представления— эстетические— погибают первыми они у него погибли последними, так как были первыми»159.
Михаил Врубель. Несмотря на мучающие его «голоса», он вернулся к теме Пророка, начал писать шестикрылого серафима и обратился к теме видений пророка Иезекииля. В феврале 1903 года М. Врубеля выписали из клиники. Только через полгода Врубель смог более или менее адекватно реагировать на окружающее. Нет, не стоит писать.
Впоследствии при возведении в Москве гостиницы «Метрополь» один из фронтонов, выходящий на Неглинную улицу, был украшен майоликовым панно, воспроизводящим «Принцессу Грёзу». Творенье Врубеля – надежда на лучшее, прекрасное. Ему очень нравились живописные возможности радужной игры покрытых люстром (специальной пленкой из сплавов металлов) глиняных скульптур. Показанная на выставке Союза русских художников в 1905 году пастель «Жемчужная раковина» (или просто «Жемчужина», как ее называют) — маленькое чудо искусства, так же как и сама натуральная морская раковина — маленькое чудо природы. «Принцесса Грёза» вызвала его возмущение, как «кривлянье, уродование красивого сюжета». Прижизненную хулу сменило обожествление художника в последние годы жизни. В результате Врубель поселился в мастерской К. Коровина на Долгоруковской улице60.
Усольцев не настаивал на продолжении лечения, с августа супруги перебрались в Петербург. Его сын— Михаил Антонович (1799—1859)— стал профессиональным военным, генерал-майор в отставке дважды был женат и имел 3 сыновей и 4 дочерей2. Самому Михаилу Александровичу ничего не сказали и он отправился в Москву131. Н. К. Рерих, наблюдавший за работой Михаила Александровича, писал в своём очерке: «Врубель мало выезжал теперь мало видел кого отвернулся от обихода и увидал красоту жизни возлюбил её и дал «Жемчужину», ценнейшую».
Образ матери Спасителя писался с гостьи дома Праховых, фельдшерицы М. Ф. Ершовой (она вышла замуж за одного из художников— участников реставрации), второй апостол от левой руки Богородицы— протоиерей Пётр (Лебединцев), преподававший в Ришельевской гимназии вторым от правой руки изображён киевский археолог В. И. Гошкевич, третьим— настоятель Кирилловского прихода Пётр (Орловский), который, собственно и обнаружил остатки древних росписей и заинтересовал ими Русское археологическое общество. Одной из крупных его работ, выполненных после возвращения, стало панно «Венеция», также написанное с использованием фотографий. Но, то, как автор показал ее глубину и внутренний мир просто превосходно. На осень 1896 года у Забелы-Врубель имелся. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoангажемент в Харьковской опере, однако у самого художника в городе не было работы он вынужденно существовал на средства супруги. В Киеве болезнь обострилась и через день— 3 мая— ребёнок умер.
Её открыл Н. Г. Гарин-Михайловский статьёй «Художник и жюри», в которой впервые содержался взвешенный анализ его творчества и не было инвектив. Осуществить задуманное на холсте живописцу помогла причудливая раковина. Тем самым Врубель открывал новое качество в живописи 20 века. Чуть намечена фигура Нептуна. За спиной этажерка тоже с книгами и деловыми бумагами.
Холсты скатали в рулоны и вернули в Москву, где Поленов и Коровин взялись за свою часть работы, а Врубель дорабатывал «Принцессу Грёзу» в сарае при Гончарном амбрамцевском заводе. Между тем, «Пирующие римляне» были итогом почти двухлетней мучительной работы над сюжетом и формой конкурсной картины известной из переписки художника с сестрой. На напряженные духовные поиски поэтов она отвечает чистым отображением духовности: «Над вечным покоем» И. Левитана, «Видение отроку Варфоломею», «Труды преподобного Сергия», «Пустынник» М. Нестерова. В период тяжких душевных борений сына в Киев приехал отец— Александр Михайлович Врубель. Возбуждённое состояние художника заставило близких отвести его к знаменитому психиатру В. М. Бехтереву, который поставил диагноз «неизлечимый прогрессивный паралич» (в современной терминологии— третичный сифилис). Дальнейшее развитие искусство символизма в русской живописи получило в творчестве художников группировки «Голубая роза».
Основоположником символизма в русской живописи является М. Врубель. В 1863 году А. М. Врубель женился во второй раз на петербурженке Е. Х. Вессель, которая полностью посвятила себя детям своего мужа (первый собственный ребёнок родился у неё в 1867 году). Рука делает движение – и ракушка изменяет свою цветовую гамму. Иногда его отпускали на несколько часов домой, чтобы он мог пообедать с женой. Прахов однажды заметил, что для росписей Врубеля надо было бы и храм построить «в абсолютно особом стиле»50. Так, например известный коллекционер П. М. Третьяков хвалил эту работу Врубеля, специально приезжал в Киев её посмотреть и сокрушался, что не может приобрести для своей коллекции, а критик и галерист С. К. Маковский считал, что дебютная работа Врубеля в Кирилловской церкви является «высочайшим достижением Врубеля» и подчёркивал, что достижение это «глубоко национальное», отвергая обвинения Врубеля в «нерусском (польском) происхождении» и «эстетическом космополитизме» и искусствовед и критик А. Н. Бенуа также отмечал мастерство Врубеля и подчёркивал, что в сравнении с работами Врубеля в Кирилловской церкви фрески В. М. Васнецова «кажутся поверхностными иллюстрациями».
Наиболее ярким представителем «голуборозовцев» был В. Э. Борисов-Мусатов. Приглашенный для реставрации Кирилловской церкви (12 век), Врубель в ряде случаев должен был исполнить новые композиции (в частности, Сошествие Святого Духа, 1884) тогда же художник написал и икону Богоматерь с младенцем (Киевский музей русского искусства). Прошение было удовлетворено157. В середине лета 1900 года Врубели узнали о присуждении Михаилу Александровичу золотой медали (за камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович») на Всемирной выставке в Париже.
Михаил был слабым от рождения ребёнком, только в три года он начал ходить5. Помимо двух гигантских панно, в экспозицию Врубеля включили «Голову Демона», «Суд Париса», «Голову великана» и «Портрет Арцыбушева»104. Ее образ он воплотил в образе Богоматери, образе бесконечно трогательном и печальном. Бенуа даже обвинял Врубеля в том, что он ломается и нарочито гениальничает. Удивительно, но написал ее художник за два-три дня.
Эдуардс вместе с К. Костанди пытался в тот период реформировать Одесскую художественную школу и решил привлечь к своим целям и Врубеля. Приглашались люди искусства и певцы, устраивались домашние концерты. Под впечатлением от того, как Модест разбивал рояль исполняя речитативом «Блоху», Михаил зримо представил образы Фауста и Мефистофеля, которые в дальнейшем художник перенес на холст. «Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале XX века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна.
На высокий пафос — иронией и гротеском: «Купание красного коня» Петрова-Водкина, «Весна» М. Шагала и пр. Вместе с семьей Мамонтова Врубель ездил во Францию, Италию, Грецию. Позже художник ещё четыре раза повторял камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович» (только один из них, находившийся в Доме Бажанова использовался по своему функциональному предназначению). Когда-то она экспонировалась в Русском музее в Ленинграде. В этом плане кандидатура Врубеля была весьма подходящей: Михаил Александрович не переносил азартных игр и даже ушёл из казино в Монте-Карло, бросив: «Какая скука. »93.
Холсты скатали в рулоны и вернули в Москву, где Поленов и Коровин взялись за свою часть работы, а Врубель дорабатывал «Принцессу Грёзу» в сарае при Гончарном амбрамцевском заводе. Его фантастический реализм оказался провидческим. Стиль этот основан на господстве объемно-скульптурного рисунка, своеобразие которого заключается в дроблении поверхности формы на острые, колкие грани, уподобляющие предметы неким кристаллическим образованиям. Предполагалось сумрачное освещение «после заката солнца, без рефлексов» ради силуэтных эффектов. Художник использует сложнейшие переливы лилового, зеленого, голубого и розового цветов.
«За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи – как раз к моменту полного прекращения художественной активности. Несмотря на суждение самого Врубеля, крыльев у Демона нет, однако существует их мираж, образованный контуром гигантских соцветий за плечом и откинутых волос72. Врубель в этой когорте был единственным, кто был совершенно неизвестен публике64. При этом как творец он не мог не быть одиноким, проделав эволюцию от «отшельника, алхимика, пришельца из иного эзотерического пространства» в пророка171. Предполагалось, что зиму художник проведёт в Риме, где должен был исполнить мамонтовский заказ— декорации к «Виндзорским насмешницам» и дизайн нового занавеса Частной оперы.
В 1901 году у Врубеля родился сын Савочка. Для Врубеля вся природа была пещерой сокровищ и в переливах раковины он увидел как бы сконцентрированным разлитое в природе волшебство. Во время создания портрета Арцыбушева Врубель уже придумал своего «Демона».
Его сын— Михаил Антонович (1799—1859)— стал профессиональным военным, генерал-майор в отставке дважды был женат и имел 3 сыновей и 4 дочерей2. Надежда Ивановна умерла в 1913 году (ей было всего 45 лет), она была похоронена рядом со своим супругом. Как мы видим, старец не совсем обычный. Как в ярком бредовом сне, возникает из зеленовато-синих и красно-лиловых жгучих переливов узкий, как бы змеиный лик ангела смерти, на шее длинной и прямой, как колонна, в обрамлении черных волос, с невидящими (или всевидящими. ) громадными глазами. Несмотря на прекрасные отношения между всеми родственниками, Анна и Михаил держались несколько особняком, подчас сквозил и холодок в отношении к мачехе, которой они дали ироническое прозвище «Мадринька— перл матерей» и явно выражали желание начать самостоятельную жизнь вне дома, что огорчало отца8. На напряженные духовные поиски поэтов она отвечает чистым отображением духовности: «Над вечным покоем» И. Левитана, «Видение отроку Варфоломею», «Труды преподобного Сергия», «Пустынник» М. Нестерова.
Кирилле», «Св. Н. А. Дмитриева определяла жанр картины как «портрет-фантазия»55. При этом как творец он не мог не быть одиноким, проделав эволюцию от «отшельника, алхимика, пришельца из иного эзотерического пространства» в пророка171.
Именно в это время в его творчестве впервые возник образ духа зла-Демона. Представители рода Врубелей (от польск. У него сложился особенный, только ему присущий врубелевский стиль. Она необычайно эффектна и была ещё эффектнее в момент создания, когда розовый венец сверкал, павлиньи перья мерцали и переливались (уже через несколько лет ослепительные краски стали темнеть, жухнуть и теперь почти почернели).
Михаил Александрович Врубель родился 17 марта 1856 года в Омске, где тогда служил его отец (он занимал должность старшего штабного адъютанта Отдельного Сибирского корпуса). Он стал автором «демонического цикла» — серии работ из картин иллюстраций и скульптуры с главным героем Демоном. Среди них выделяется двухметровое полотно «После концерта», запечатлевшее Забелу в платье, сшитом по эскизам Врубеля144. Среди многообразия реставрационных работ, помимо «Сошествия Святого Духа на апостолов», выделялись фрески «Вход Господень в Иерусалим» и «Оплакивание». Книжное оформление редактировал Л. Пастернак.
Неизвестно, кто обратил внимание издателей на Врубеля. Окончательным намерением Врубеля было «некоторое сходство с Альмою Тадема». Сама по себе раковина уже есть морским чудом. Н. А. Дмитриева определяла жанр картины как «портрет-фантазия»55.
Савву похоронили на Байковой горе. Получив деньги от отца— чтобы приехать домой (семья тогда жила в Харькове)— М. Врубель вновь уехал в Киев, где и встретил новый, 1886 год47. Жизнь Михаила ужаснула его: «Ни тёплого одеяла, ни тёплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нём Больно, горько до слёз»53. Так автор добивается эстетического совершенства в своем живописном произведении.
В Абрамцеве замыслы Врубеля были поддержаны и использованы известным керамистом Петром Ваулиным79. Это выражение надвигающейся, неотвратимой судьбы, лик возмездия, которое осуществит этот вознесенный меч и угль, пылающий огнем. Символизм его «Жемчужины» — целая вселенная, которая мерцает таинственными перламутровыми пастельными тонами, отражаясь в маленьком зернышке жемчуга. Самая известная его работа по росписи фарфора — блюдо «Садко»125. Черноволосая женщина восточного типа не смотрит на карты, её лицо непроницаемо. В минуты просветлений он мог связно говорить и даже пытался рисовать, но десятки его больничных рисунков— это «примитивная порнография» не уменьшалась и мания величия.
Врубель увлекся музыкой Римского-Корсакова, произведениями Чехова, Тургенева, Ибсена, делал эскизы декораций и костюмов для многих оперных спектаклей. Он ищет в ней саму природу, легкость и теплоту, волшебство.
Акварельный эскиз разрастался подклейками и вызвал даже бурный восторг Репина. Похоронили её рядом с Михаилом Александровичем. Мамонтов призвал Михаила Александровича продолжать работу и отправился в Петербург, но тем временем возникли проблемы при переносе на холст «Микулы Селяниновича». Не обошлось без приключений: по воспоминаниям А. В. Прахова, в Вене при пересадке Врубель «загулял» в обществе петербургского приятеля, а Гайдук, благополучно прибывший в Венецию, прождал его два дня. В 1894 году Врубель погрузился в тяжёлую депрессию и С. Мамонтов отправил его в Италию приглядывать за сыном Сергеем— отставным гусарским офицером, который должен был провести в Европе курс лечения (он страдал наследственным заболеванием почек и перенёс операцию). В 1930-х годах в Александро-Невской лавре был организован музей-некрополь и тогда же с Новодевичьего в Александро-Невскую лавру начали переносить могилы известных людей, но этот процесс так и не завершился.
В капле воды отражается весь мир, а в «Жемчужине» воплощено представление о том, что в раковине, если приставить её к уху, слышатся звуки океанской бездны. В декабре художник переехал в его дом на Садовой-Спасской улице (ныне дом 6, строение 2), приглашённый, по выражению В. Домитеевой, «не без внимания к его гувернёрским навыкам»62. Одной из самых характерных композиций Врубеля для Кирилловской церкви стала фреска на хорах «Сошествие Святого Духа на апостолов», которая сочетает в себе точно уловленные черты византийского искусства и портретные искания молодого Врубеля. В середине лета 1900 года Врубели узнали о присуждении Михаилу Александровичу золотой медали (за камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович») на Всемирной выставке в Париже.
Знакомство с родственниками Забелы прошло не слишком удачно: смущала разница в возрасте (ему— 40 лет, ей— 28), да и самой Надежде Ивановне было известно, что «Врубель пьёт, что он очень беспорядочно относится к деньгам, сорит ими, а зарабатывает редко и случайно»110. Парной к «Венеции» стала «Испания», которую критики признают одной из наиболее совершенных картин Врубеля86. Медовый месяц молодые провели в пансионе в Люцерне. Врубель в поисках изощрённой техники для изображения «волшебства» формы, неутомимо рисовал и писал итальянским карандашом, углём, пастелью, гуашью и акварелью свою пепельницу – перламутровую раковину, на которую многие годы прежде смотрел только как на предмет в обиходе курильщика.
Частые роды и климат Омска привели к преждевременной смерти матери от чахотки в 1859 году, когда Михаилу было три года. Непонимание даже благожелательно настроенных к нему людей привело к тому, что Михаил Александрович внёс коррективы в собственные эстетические взгляды и отныне полагал, что «истинное искусство» непонятно почти никому, а «всепонятность становилась в его глазах так же подозрительной, как другим— непонятность»67. Именно в прессе иллюстрации Врубеля подверглись ожесточённым нападкам, в первую очередь— за «грубость, уродливость, карикатурность и нелепость» (характерно, что через 20 лет критики станут утверждать, что именно Врубелю было подвластно «в переводе на новый язык» передать поэтическую сущность лермонтовского духа)66. Местами рисунок подцвечен, местами— нет, филигранно нарисованный узор кифары соседствует с бегло набросанными очертаниями кресла.
Ближе других ему были братья Сведомские, с которыми он постоянно посещал варьете «Аполлон» и кафе «Араньо». Откуда этот облик, откуда взял художник эту примечательную лысую голову, круглое, бровастое, голубоглазое лицо, заросшее дикими кудрями. Вся она с переливающейся поверхностью связывалась в воображении Врубеля со сказочными существами, которые воспел в своих операх Римский-Корсаков, что придавало ей колдовской характер.
А все герои причастны к миру превращений, творимых силами природы и искусства. Детство Анны и Михаила Врубелей проходило в переездах по местам служебного назначения отца: в 1859 году вдовца перевели обратно в Астрахань (где ему могли помогать родственники), в 1860 году назначили в Харьков. Вот таким образом и художественные средства выбраны Врубелем соответственные. Акт второй— московский период, начатый в 1890 году «Демоном сидящим» и завершившийся в 1902 году «Демоном поверженным» и госпитализацией художника. Михаил Александрович Врубель родился 5 марта 1856 года в Омске/в семье военного юриста. Однако художник уклонялся от разговоров об искусстве и чаще всего был мрачен. И, как бы сами собой из игры перламутра возникли нимфы.
Жизнь Михаила ужаснула его: «Ни тёплого одеяла, ни тёплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нём Больно, горько до слёз»53. Берите все оттуда». А свет также дает о себе знать.
В его даровании раскрылись универсальные возможности. Скульптуры Врубеля привлекали внимание современников, так, А. Матвеев в конце жизни заявил, что «без Врубеля не было бы никакого Конёнкова»88. Возникает впечатление, что «Гобелен» вот-вот сорвется со стены и за ним откроются таинственные знаки другого, высшего бытия. Прогноз был неутешительным: дальше лишь физическая и духовная деградация137.
Самая известная его работа по росписи фарфора — блюдо «Садко»125. По словам художника А. Головина, все, что бы ни сделал Врубель, было классически хорошо. Одним из главных для Врубеля в Академии оказалось знакомство с Валентином Серовым. В состоянии Михаила Александровича перемен нет. Тогда он в очередной раз взялся за майолику, создав голову Демона.
Сестра Анна осталась для него ближайшим другом на всю жизнь. Он ищет в ней саму природу, легкость и теплоту, волшебство. Работа не привела к улучшению.
Художник использует сложнейшие переливы лилового, зеленого, голубого и розового цветов. Из сохранившихся графических работ того периода чаще всего воспроизводится композиция «Свидание Анны Карениной с сыном». В начале февраля 1906 года к Врубелю приехала сестра Анна. Многоцветная картина оказалась аскетичнее, чем монохромные иллюстрации71. «Ведь я совсем не собирался писать морских царевен в своей «Жемчужине» Я хотел со всей реальностью передать рисунок из которого слагается игра перламутровой раковины и только после того, как сделал несколько рисунков углём и карандашом, увидал этих царевен», – писал Михаил Александрович.
Как в ярком бредовом сне, возникает из зеленовато-синих и красно-лиловых жгучих переливов узкий, как бы змеиный лик ангела смерти, на шее длинной и прямой, как колонна, в обрамлении черных волос, с невидящими (или всевидящими. ) громадными глазами. Сама по себе раковина уже есть морским чудом. Работа не привела к улучшению. Терапия явно пошла на пользу— на одном из рисунков, сделанных в лечебнице Ф. А. Усольцева, художник сделал надпись: «Дорогому и многоуважаемому Фёдору Арсеньевичу от воскресшего Врубеля»135.
По мнению Н. А. Дмитриевой, «это не лучшая из его картин. Для одной стены он взял былинный сюжет «Микула Селянинович»— как выражение силы русской земли, для другой— «Принцессу Грёзу» Ростана— как символ общей для всех художников мечты о прекрасном100. Врубель воспринимал природу как мир сокровищ, наполненный волшебством. Осуществить задуманное на холсте живописцу помогла причудливая раковина. Раковина – панцирь моллюска – рождена в море и отражает его причудливый «лик», его волшебную бездонность.
Близкие полагали, что он не переживёт этой весны. В апреле Михаил Александрович стремился только к одному— вернуться в Россию43. Во время создания портрета Арцыбушева Врубель уже придумал своего «Демона». Для одной стены он взял былинный сюжет «Микула Селянинович»— как выражение силы русской земли, для другой— «Принцессу Грёзу» Ростана— как символ общей для всех художников мечты о прекрасном100. Савва Иванович положил Врубелю ежемесячное жалованье, однако попытка поселить Врубеля в доме Мамонтовых привела к очередному конфликту и Михаил Александрович поселился у Сведомских81.
Изумрудную рябь рассекают чёрные плавники чудесных рыб. Только через полгода Врубель смог более или менее адекватно реагировать на окружающее. Тогда же Рябушинский заказал Серову портрет самого Врубеля. Достаточно просто прогуляться по центру Москвы. Фигуры не слишком удались Врубелю их позы чересчур горделивы и величественны.
Последние четыре года, ослепнув, Врубель жил уже только физически1. Теперь отреставрированная работа находится в запасниках. В 1855 году у них родилась дочь— Анна Александровна (1855—1928), а всего в семье было четверо детей, почти погодков3. Эллинский козлоногий бог и русский Леший соединились здесь в одно лицо. 1 февраля 1906 года Михаила Александровича поздравили с выходом в свет первого номера «Золотого руна», который открывался стихотворением Брюсова «М. Четвёртый апостол, молитвенно сложивший ладони, — сам А. В. Прахов. Терапия явно пошла на пользу— на одном из рисунков, сделанных в лечебнице Ф. А. Усольцева, художник сделал надпись: «Дорогому и многоуважаемому Фёдору Арсеньевичу от воскресшего Врубеля»135.
В 1865 году семья переехала в Саратов, где подполковник Врубель принял командование губернским гарнизоном.
Приблизительно к этому времени относится полотно «Гадалка», созданное буквально за один день под влиянием мощного личностного импульса. «Он пришел с безумным, но блаженным лицом, его застигла ночь искусства, потом ночь смерти, так как скучные песни земли не могли заменить ему звуков небес» Эти слова Александра Блока прозвучали во время похорон М. Врубеля, умершего в возрасте 54 лет в психиатрической клинике. Обрисованность, «кристаллообразная» техника Врубеля, таким образом, были полностью усвоены им у учителя24. В результате Врубель поселился в мастерской К. Коровина на Долгоруковской улице60. Доктор Усольцев ещё раньше писал: «С ним не было так, как с другими, что самые тонкие, так сказать, последние по возникновению представления— эстетические— погибают первыми они у него погибли последними, так как были первыми»159. В Киеве болезнь обострилась и через день— 3 мая— ребёнок умер.
Врубель сделал массу рисунков раковины углем и карандашом, прежде чем написал ее в цвете. В те же годы Врубель был приглашен художником на Дулёвский фарфоровый завод. Он является автором ряда произведений архитектурной керамики (мелкой скульптурной пластики из майолики и изразцов), которыми украшены важные произведения модерна и неорусского стиля (Ярославский вокзал, дом Сокол, особняк Якунчиковой, дом Васнецова и другие). Но, к сожалению изорвал в клочки летнее новое пальто и брюки.
Врубель сопровождал главу семейства в качестве консультанта, в результате возник острый конфликт с супругой— Елизаветой Григорьевной— и Мамонтов с художником отбыли в Милан, где тогда училась вокалу младшая сводная сестра Елизавета (Лиля) Врубель80. 22 мая работы Врубеля вынесли из павильона и он покинул выставку103. Медовый месяц молодые провели в пансионе в Люцерне. «Он пришел с безумным, но блаженным лицом, его застигла ночь искусства, потом ночь смерти, так как скучные песни земли не могли заменить ему звуков небес» Эти слова Александра Блока прозвучали во время похорон М. Врубеля, умершего в возрасте 54 лет в психиатрической клинике. В самом начале 1896 года Врубель из Москвы приехал к С. Мамонтову в Петербург, где должна была состояться русская премьера оперы-сказки Э. Гумпердинка «Гензель и Гретель».
Его знаменитый «Гобелен» обманывает обыденностью, простотой своего сюжета. Мастер искал такой степени обобщения натуры, которой до него не знала русская живопись. В столь короткий срок было немыслимо самому выполнить работу и написание холста по «Микуле» начал в Нижнем Новгороде Т. А. Сафонов, получив из Москвы эскиз Врубеля декоративный фриз разрабатывал и писал А. А. Карелин— сын фотографа101. Картина «Жемчужина» очаровывает своей виртуозностью и многогранностью, в ней воссоединены природа и человек, они представлены как единое целое прекрасного, созданного природой. Переезд Врубеля в Москву произошёл случайно, как и многое в его жизни. И свою картину художник сначала назвал Сатир.
Ехать нужно в Киев и Врубель с удовольствием принимает приглашение. «За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи – как раз к моменту полного прекращения художественной активности. В начале 1902 года картина «Демон поверженный» была показана публике на выставке «Мира искусства» в Санкт-Петербурге. Образ матери Спасителя писался с гостьи дома Праховых, фельдшерицы М. Ф. Ершовой (она вышла замуж за одного из художников— участников реставрации), второй апостол от левой руки Богородицы— протоиерей Пётр (Лебединцев), преподававший в Ришельевской гимназии вторым от правой руки изображён киевский археолог В. И. Гошкевич, третьим— настоятель Кирилловского прихода Пётр (Орловский), который, собственно и обнаружил остатки древних росписей и заинтересовал ими Русское археологическое общество.
«Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале ХХ века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна. Сербский подтвердил диагноз Бехтерева— «прогрессивный паралич вследствие сифилитической инфекции», заражение произошло ещё в 1892 году. Против Врубеля выступил Максим Горький, освещавший события выставки: «Микулу» он описывал в насмешливых тонах, сравнивая былинного героя с Дядькой Черномором. Отчасти сказывался и богемный образ жизни, который он вёл с попустительства дяди. Работая над реставрацией фресок, Михаил Врубель ездил на некоторое время в Венецию, где особенно сильное впечатление произвели на него произведения Карпаччо и Беллини.
Врубель в письме к сестре Анне раздражённо писал, что это «надувательство публики», заключающееся в том, чтобы «пользуясь её невежеством, красть то специальное наслаждение, которое отличает душевное состояние перед произведением искусства от состояния перед развёрнутым печатным листом». Он не раз рассматривал и восхищался раковиной, считал ее настоящим волшебством.
Кладбище Новодевичьего монастыря после революции очень сильно пострадало, было разрушено множество могил. Врубель в этой когорте был единственным, кто был абсолютно неизвестен публике64. В гимназию Михаил Врубель поступил в Петербурге (отец тогда стал слушателем Военно-юридической академии)— это была Пятая городская гимназия, в которой постоянно модернизировали методики преподавания, особое внимание уделяли древним языкам, литературному развитию старшеклассников, были введены уроки танцев и гимнастики. Произведения Врубеля— в основном прикладные керамические вещи и майолики, — экспонировались в Кустарном павильоне124. nbsp Жизнь и творчество художника.
Я каждый раз нахожу в нём новую прелесть, вижу какие-то фантастические тона»115. Да. Даже досуг гимназиста был посвящён любимым занятиям: в одном из писем он сетовал, что хотел на каникулах прочитать в оригинале «Фауста» и сделать по учебнику 50 английских уроков, но вместо этого копировал маслом «Закат на море» Айвазовского9. Усольцев не настаивал на продолжении лечения, с августа супруги перебрались в Петербург. Тонкие деревья колышутся на ветру, но вот борода и волосы пана не развиваются. На вечерние мероприятия больные собирались вместе с медперсоналом138.
Однако лечащий врач не соглашался с диагнозом Бехтерева и Сербского, считал, что Врубель как творческая натура оказался в «меланхолии» и настаивал, что художник должен работать. Художник так и остался в Абрамцеве, где страстно увлёкся керамикой и вскоре с гордостью писал Анне Врубель, что стал руководить «заводом изразцовых и терракотовых декораций»73.
В 1893 и 1894 годах он написал две композиции, в которых воссоздал синтетический образ Венеции и Испании, позже увлекся сказочным эпосом и выполнил несколько эскизов панно. Книжное оформление редактировал Л. Пастернак.