Ян Ван Эйк Описание Картины

Ян ван Эйк, Портрет четы Арнольфини: описание картины и интересные факты

По-французски они назывались «колдуньями», поскольку мистическим образом увеличивали угол обзора у наблюдателя. Именно таким считается полотно «Портрет четы Арнольфини» (1434 год). Таким образом, здесь перед зрителем представала жизнь, разворачивающаяся на земле.

Художник представляет именитого итальянского купца с женой на фоне жилой комнаты. В закрытом виде Гентский алтарь являет собой двухъярусную композицию, нижний ярус которой занимают изображения статуй двух Иоаннов – Крестителя и Евангелиста, по сторонам от которых находятся коленопреклоненные заказчики – Иодокус Вейд и Елизавета Бурлют верхний ярус отведен сцене «Благовещения», которая венчается фигурами сивилл и пророков, завершающих композицию. И все пространство комнаты освобождает, наполняет светом. Еще со времен Средневековья удерживалась традиция наделять предметы символическим смыслом. Изображение написано маслом на доске. Братья Ян и Хуберт ван Эйк в современном им искусстве занимают исключительное место. Образ св.

В конце работы художник выполнил также и надпись. Мария слева от Бога изображена в синем одеянии, традиционного для нее цвета, однако это не скромные одежды небогатой жительницы Вифлиема: кант усыпан драгоценными камнями, а на голове ее роскошная корона, украшенная лилиями и ландышами (символы Марии) – ван Эйк написал ее в образе Царицы Небесной. Так кто же все-таки герой картины. В неоконченной «Святой Варваре» (1437 Антверпен, Музей) оно заметно в трактовке второго и третьего планов, где обстоятельно изображено возведение храма, а далекие холмы получают ясное и упорядоченное решение. Правда, многие предметы наряду с чисто бытовой характерностью имеют «говорящий» символический смысл (так, пара деревянных туфель символизирует неразлучность, а метелка у стены — чистоту невесты, собачка у ног изображенных — аллегория верности и т. д. ).

И что означает надпись над зеркалом «Johannes de Eyck fuit hie. 1434» («Иоганнес де Эйк был здесь. Таков, например, один из наиболее ранних в этом ряду Портрет кардинала Альбергати (1431—1432, Вена, Музей истории искусства). Но напрасно гадать о ее конкретном содержании. Но, словно для восполнения ослабленной цветовой активности, они представлены поющими. С портрета на нас смотрит женщина с поразительно характерным и умным лицом.

Портрет четы Арнольфини: 
Секреты и зашифрованные 
символы в картине

Портрет четы Арнольфини: Секреты и зашифрованные символы в картине Ван Эйка

Образ Джованни трактован схоже с портретами Тимофея и человека в тюрбане. В сочетании с пространственностью «Поклонения» цвет одежд бога-отца пламенеет еще глубже. Напротив, Джованни ди Николао жил в Брюгге с 1419 года (возможно даже, что он поселился там раньше) и вполне возможно, что он познакомился с художником задолго до создания двойного портрета известен его портрет работы ван Эйка. У обеих «индивидуальная асимметрия», сходное соотношение размеров лба с остальными частями лица, сам лоб и у той и у другой «высокий и широкий».

Цвет и здесь поднимает изображение на некую высшую ступень. Ян ван Эйк родился в Северных Нидерландах в г. Маасэйк. Супружеская пара изображённая на полотне ван Эйка, богата.

Биография и картины 
Яна ван Эйка

Биография и картины Яна ван Эйка

Портрет вставлен в деревянную раму имитирующую порфир. Наоборот. Но самоценная значительность образа сочетается в них с некоторым прозаизмом трактовки. Они уже не боятся заслонить пейзаж или замкнуть собой перспективу.

Нарастание определенности образов (Ролен – один из самых жестких образов ван Эйка) и сознательное подчеркивание единства человека с мирозданием свидетельствуют о том, что (как и в портрете четы Арнольфини) художник стоит перед необходимостью дальнейшего развития или видоизменения своей системы живописи. В городе нет древних зданий и потомственных художников, нет тех памятников, на которых выросло искусство итальянского Возрождения. Вся поверхность центральной стены покрыта обшивкой из балегемского камня, на стене помещена только одна картина Яна ван Эйка «Богоматерь каноника ван дер Пале».

Агнец – мистический символ апофеоза, ожидающего праведников. Ян ван Эйк (1385/1390-1441) родился в Нидерландском городе Маасейк. К теме Богоматери Ян ван Эйк обращался множество раз. Это два брата — Иоганн и Губерт ван Эйки и сестра их Маргарита.

Красочно описал этот шедевр Э. Фромантен: «Прошли века. родиной же его традиционно считают город Маасэйк в нидерландской провинции Лимбург. Алтарь становится вдвое больше (благодаря раскрытым створкам), он обретает широкую и торжественную многозвучность.

Согласно надписи на раме гентского полиптиха, работу над ним начал примерно в середине 1420-х годов старший брат Яна — Хуберт ван Эйк. Ван Эйк не перечисляет особенностей душевной сферы портретируемого. Днём занавес на ней поднимался и в комнате принимали гостей, сидя на кровати.

Ян ван Эйк, Портрет 
четы Арнольфини

Ян ван Эйк, Портрет четы Арнольфини

Красочно описал этот шедевр Э. Фромантен: «Прошли века. Прозрачную светоносную сцену «Благовещения» сменяет величественный и великолепный ряд фигур. Последние слова, разумеется, принадлежат самому художнику. Они стоят в рост, выпуклые реальные.

Обычно это была женщина, происходившая из низшего сословия. Луки, покровителя живописцев, выставлялся для обозрения. А третьим специалистам не дают покоя кажущиеся странности картины.

Ян ван Эйк "Портрет 
четы Арнольфини" 
СОЛО

Ян ван Эйк "Портрет четы Арнольфини" СОЛО

Ван Эйк усовершенствовал технику живописи маслом2. В 1581 году власть в городе вернулась к католикам (Фландрия, как известно, осталась под католическим влиянием в отличии от Северных Нидерландов), алтарь вернули на место. Плоские зеркала были по карману только высшей аристократии и считались драгоценностью. От них этому сначала научились итальянцы, а потом и весь мир. Известные картины Яна ван Эйка: «Портрет четы Арнольфини», «Тимофей», «Мадонна в церкви», диптих «Распятие и Страшный суд», «Мадонна канцлера Ролена».

Они как младшие сестры Марии. На оси симметрии картины находится зеркало, которое висит на задней стене комнаты. Фацио подробнейшим образом описал её в De viris illustribus14.

Впереди «Источник жизни». Георгий. Но он словно подчиняется своей модели, он пишет ее в отвечающем ей «характере» и живописная манера поражает несвойственной ван Эйку, но так отвечающей существу Арнольфини холодной и блестящей уверенностью. Тонкие прозрачные красочные слои накладывались на светлый подмалевок, создавая эффект поразительной чистоты и светозарности колористической гаммы. Скорее всего, картина попала в его руки в Испании в 1813 году после битвы при Витории.

Многие написал Ян ван Эйк картины. По всей вероятности, Ян начал свою деятельность с миниатюры. Почему среди бела дня горит в люстре одна-единственная свеча.

В ней нет ничего от тех женственных образов, которыми мы восхищаемся в картинах ван Эйка. Нежнейшая легчайшая моделировка лица при близком рассмотрении кажется прозрачной. н. «пелисон»), подбитое мехом с длинным шлейфом, который при ходьбе должен был кто-нибудь нести. Плоские зеркала были по карману только высшей аристократии и считались драгоценностью.

1434». ). В начале XVI века «Портрет четы Арнольфини» принадлежал наместнице Нидерландов Маргарите Австрийской. Главное для художника — душевный мир человека индивидуальный характер модели. Ещё один вариант символики: в средневековье во время брачных процессий впереди неслась одна большая горящая свеча, либо свеча торжественно предавалась женихом невесте.

Портрет четы Арнольфини 
 (картина, ван Эйк, 
1434)

Портрет четы Арнольфини (картина, ван Эйк, 1434)

Каждая фигура Это как бы извлечение, концентрация реальности.

Работал в Лилле и Генте, в 1431 г. приобрёл дом в Брюгге и прожил там до самой смерти. Из этих произведений наиболее известны Мадонна канцлера Ролена (ок. При бургундском дворе не только женская, но и мужская мода была экстравагантной. Десять медальонов с изображением страданий Христа украшают его раму.

Картина «Портрет 
четы Арнольфини» 
Ян ван Эйк

Картина «Портрет четы Арнольфини» Ян ван Эйк

В своей книге «Секретное знание: открытие вновь утраченных методов старых мастеров» изданной в 2001 году, художник Дэвид Хокни утверждает, что появление около 1420-х годов произведений западноевропейской живописи, отличающихся почти фотографической точностью в воспроизведении натуры, является результатом не возросшего мастерства художников, а использования ими оптических приборов. Пламя горящей свечи означало всевидящего Христа — свидетеля брачного союза. Если же женщина— Маргарита ван Эйк, тогда мужчина рядом с ней— её муж, художник, а надпись «Ян ван Эйк был здесь» (лат. Johannes de eyck fuit hic 1434) свидетельствует о том, что ван Эйк изобразил себя69. По существу, он превратил этот вид искусства из побочного в самостоятельный жанр.

Обширный луг, весь испещренный весенними цветами. На его сияющей золотом воинской одежде играет свет от свечей и окон. Он устремляет в пространство свой взгляд и его устойчивый жест лишен случайности.

ПОРТРЕТ ЧЕТЫ АРНОЛЬФИНИ 
Ян ван Эйк

ПОРТРЕТ ЧЕТЫ АРНОЛЬФИНИ Ян ван Эйк

Одним из первых он освоил пластические возможности масляной живописи используя тонкие, просвечивающие слои краски, положенные один поверх другого (фламандская манера многослойного прозрачного письма). Еще в 1934 году известный австрийский искусствовед Эрвин Панофский предположил, что на картине изображено не бракосочетание, а помолвка. Яна ван Эйка и его брата Хуберта, пользовавшихся этой техникой, по традиции считали изобретателями масляной живописи.

Некоторые исследователи приписывают ему несколько лучших листов («Отпевание» и «Взятие Христа под стражу», 1415–1417), так называемого Туринско-Миланского часослова исполненных для герцога Беррийского. Это первое задокументированное свидетельство о том, кто изображён на портрете5. И цвет в этих створках меркнет и становится теплее. Такую же восторженную оценку дал через полтора века голландский художник и биограф нидерландских художников Карел ван Мандер: «То, что ни грекам, ни римлянам, ни другим народам не дано было осуществить, несмотря на все их старания, удалось знаменитому Яну ван Эйку, родившемуся на берегах прелестной реки Маас, которая может теперь оспаривать пальму первенства у Арно, По и гордого Тибра, так как на ее берегу взошло такое светило, что даже Италия, страна искусств, была поражена его блеском». Портрет его поражает глубоким проникновением в самую суть характера. Мужчина не смотрит на зрителя, его взгляд устремлен в сторону, он выглядит задумчивым.

Латинская надпись на раме утверждает от имени портретируемой. (Об использовании Ван Эйком масляных красок говорится во вступительной статье о художнике). Основное содержательное начало сосредоточивалось теперь на внутренних частях складня. Часто при этом роспись наружных створок исполнялась гризайлью (монохромно), как бы имитируя скульптуру.

Ян ван Эйк – фламандский 
художник века, 
картины, биография,

Ян ван Эйк – фламандский художник века, картины, биография, живопись

По его словам, картина висела в комнате, которую он занимал. Подобный прием — сочетание яркого пятна одежды и выделенного светом лица, характерен и для других погрудных портретов мастера (Портрет Маргареты ван Эйк, жены художника, 1439, Брюгге, Музей Грунинге).

Молодая пара изображена в рост, в интерьере собственной комнаты. Таким образом, здесь перед зрителем представала жизнь, разворачивающаяся на земле. 1435, Париж, Лувр) и Мадонна каноника ван дер Пале (1436, Брюгге, Музей Грунинге). Несогласованность размеров люстры, зеркала, фигур мужчины и женщины с размером комнаты, а также то, что в помещении отсутствует камин, позволяют предполагать, что интерьер этот не существовал на самом деле, а был сочинён художником28. Донациана, основанных каноником ван дер Пале.

Портретируемый приближен к краю картины, его глаза обращены к нам (хотя все же нельзя сказать, что он смотрит на вас). Хокни считает, что люстра в «Портрете четы Арнольфини» (выполненная в «идеальной проекции») могла быть написана с помощью вогнутого зеркала35. Пара изображённая на полотне ван Эйка, принадлежит к зажиточному бюргерству.

Но мы, подведенные к его благословляющему и предостерегающему движению, воспринимаем его как выражение строгости, серьезности Арнольфини. Ритмы и формы здесь укрупнились, стали тяжелее и размереннее. Может быть, что брачный контракт был просто необходим в этом случае, так как очевидно, что речь идёт о «браке левой руки». Художник представляет именитого итальянского купца с женой на фоне жилой комнаты. Несмотря на точное воспроизведение черт лица мужчины, нам неизвестно, кто же он.

В созданных Ван Эйком погрудных портретных изображениях (обычно в трёхчетвертном развороте), отличающихся строгой простотой и отточенностью средств (Тимофей, 1432, Человек в красном головном уборе, 1433, – оба в Национальной галерее, Лондон портрет жены художника Маргареты Ван Эйк, 1439, Муниципальная художественная галерея, Брюгге), беспристрастно правдивая и тщательная передача внешних черт человека подчинена зоркому и проницательному раскрытию главных особенностей его характера. Любой в обещаниях может стать богатым).

Вот таким образом она отличается изумительным эффектом внутреннего свечения. Зеркало в городском интерьере было необычным явлением во времена ван Эйка, обычно вместо него использовался полированный металл. 1435, Париж, Лувр) и Мадонна каноника ван дер Пале (1436, Брюгге, Музей Грунинге).

В одной из своих статей он писал: «Всмотритесь в лица участников событий, обратите внимание на то, как торжественно стоит мужчина, держа за руку нежно и доверчиво глядящую на него женщину. А на последнем плане – далекие синие горы. Учитывая этот факт, Лорн Кэмпбелл предположил, что на двойном портрете 1434 года изображены Джованни ди Николао и, вероятно, его вторая жена566. Внимательный анализ алтаря позволил различить в нем работу обоих братьев – Губерта и Яна.

Описание картины 
Яна ван Эйка «Автопортрет»

Описание картины Яна ван Эйка «Автопортрет»

Они у себя дома и речь, несомненно идет о какой-то торжественной церемонии, обряде, в котором они оба и участники и действующие лица. Впервые художник показал своих современников в обыденной обстановке, раскрывая человеческую индивидуальность без посредников между профанным и сакральным, роль которых в других случаях осуществляют религиозные персонажи31. Картина «Благовещение» написана живописцем Яном ван Эйком в период расцвета его таланта. Хею так понравился портрет, что он упросил владельца продать картину9. Художник создает первый в истории искусства Европы парный портрет – изображение купца Джованни Арнольфини и его супруги, проникнутый замысловатой символикой, но в то же время – и интимно-лирическими переживаниями. Известные картины Яна ван Эйка: «Портрет четы Арнольфини», «Тимофей», «Мадонна в церкви», диптих «Распятие и Страшный суд», «Мадонна канцлера Ролена». Ян ван Эйк родился в Северных Нидерландах в г. Маасэйк.

Возможно, художник намеренно изменил пропорции фигур персонажей, чтобы выделить их головы и руки и приблизить их внешность к идеалу красоты той эпохи. И он, этот большой художник и изобретатель, был очень скромен. Р. Биллиндж (научный сотрудник лаборатории инфракрасной рефлектографии Национальной галереи) и Л. Кэмпбелл в связи с этим отмечают, что эти детали не являются, как принято было считать, частью продуманной художником программы и, возможно, картина просто портрет, в котором нет никакого скрытого смысла4950. Картина сохранилась исключительно хорошо, хотя ей и пришлось пройти очень долгий путь (одна из версий рассказана в начале статьи), прежде чем она оказалась в Лондонской национальной галерее. после 1490), дочерью итальянского купца из Парижа Гуильельмо Ченами.

Ян ван Эйк: картины 
и биография

Ян ван Эйк: картины и биография

Но в 1950 году крупный английский искусствовед Брокуэлл в своем специальном исследовании написал, что «портрета Арнольфини и его жены вообще не существует». Обращают на себя внимание хрупкость фигур и мужчины и женщины, скрытых под тяжёлыми объёмными одеждами изящество кистей женских рук, свойственное скорее позднеготическому стилю, в то время как ван Эйк уже создавал портреты с характерными, узнаваемыми руками отсутствие индивидуальных черт в лице героини, возможно, представляющей собой собирательный образ и «погружённость в себя» её спутника. Но мастер приопустил его взгляд – и он уже не уходит в пространство. Она является для него скорее качеством, определяющим место человека в мире (как для итальянских портретных изображений таким качеством была способность к действию, к активному проявлению своей внутренней энергии).

Но его активность и одновременно плотность – особые. И что означает надпись над зеркалом «Johannes de Eyck fuit hie. 1434» («Иоганнес де Эйк был здесь. Что может быть великолепнее его облачения.

Многие художники стремились улучшить старинные рецепты. Эти вопросы, на которые сейчас трудно найти ответы, делают картину еще более загадочной. Фламандская манера многослойного письма позволяла достичь глубины и богатства цвета33.

Описание картины 
Яна ван Эйка «Портрет 
четы Арнольфини»

Описание картины Яна ван Эйка «Портрет четы Арнольфини»

От них этому сначала научились итальянцы, а потом и весь мир. На самом деле он применял новые составы, добиваясь особой глубины и светосилы цвета. Почему, например, словно в клятве поднял правую руку мужчина. ФонтанK 4 в «Гентском алтаре» и ваза с лилиями, а также сцены из Ветхого Завета на инкрустированном полу в «Благовещении» из Вашингтона не утратили своего символизма, несмотря на то, что появились в самый последний момент51. Нетрудно увидеть в Гентском алтаре принципы миниатюр 20-х годов 15 века, но в полиптихе они возведены в законченную художественную, мировоззренческую систему.

Властность и уверенность в себе ясно читается в лице канцлера Бургундии Николаса Ролена. Ван Эйк передаёт эффект прямого и рассеянного света источником которого является окно. Эти вопросы, на которые сейчас трудно найти ответы, делают картину еще более загадочной. Мы видим, как розовеет кожа на коленях и кистях рук Адама, как круглятся формы Евы.

Но в 1950 году крупный английский искусствовед Брокуэлл в своем специальном исследовании написал, что «портрета Арнольфини и его жены вообще не существует». Вероятно, Веласкесу была известна эта работа ван Эйка: испанский художник повторил мотив отражения в зеркале в своей картине «Менины»7. Вершина творчества ван Эйка – монументальные алтарные композиции Мадонна канцлера Ролена (около 1436, Лувр, Париж) и Мадонна каноника ван дер Пале (1436, Муниципальная художественная галерея, Брюгге).

Наоборот. В молчании или с пением они окружают священного агнца – символ жертвенной миссии Христа. Термин «artnova» — новое искусство, позаимствованный из истории музыки, — очень точно определяет искусство Нидерландов первой половины XV в. Не возрождение античности, как в Италии, а самостоятельное интуитивное и религиозно-мистическое познание мира легло в основу новой североевропейской культуры. Выпуклые зеркала были более доступны.

На многих его полотнах стоит надпись: «Так, как я сумел», — словно он горделиво и вместе с тем смиренно объясняет миру, что большего уже сделать не может.

Одежда мужчины на 
картине ван Эйка

Одежда мужчины на картине ван Эйка

Ян ван Эйк (Jan van Eyck, ок. В центре — торжественно величавый образ Бога-Отца, по сторонам Богоматерь как воплощение женской красоты и достоинства и Иоанн Креститель — предтеча Христа. Писал Ян ван Эйк картины, которые могут показаться странными. Это творение явило собой новое слово в искусстве Северной Европы. Судя по силуэтам их костюмов, это мужчина и женщина, черты их лиц невозможно разобрать.

Так, Дэвид Сторк (Стэнфордский университет) указывает, что для получения сферического вогнутого зеркала с фокусным расстоянием, например, 55 см (а по теории Хокни — Фалько, такое зеркало для проекции должно иметь значительное фокусное расстояние)3738, необходимо выдуть стеклянную сферу диаметром около 7 футов, что для мастеров той эпохи было невыполнимой задачей38. В центре — алтарь, покрытый пурпурной тканью на алтаре — Белый агнец. Они материальнее, они не сплавлены с фоном. Подобный прием — сочетание яркого пятна одежды и выделенного светом лица, характерен и для других погрудных портретов мастера (Портрет Маргареты ван Эйк, жены художника, 1439, Брюгге, Музей Грунинге). Герасимов пришёл к выводу, что на двойном портрете изображена Маргарита ван Эйк70.

Он привез ее в Англию, но только в 1842 году подарил Национальной галерее. Почему, например, словно в клятве поднял правую руку мужчина. А женщина.

Те, кто еще сомневаются, — колеблются в раздумье, те, кто отрицал, — смущены, пророки охвачены экстазом. Имеют его и яблоки и собачка и четки и горящая в люстре свеча. Художник далек от научных исследований перспективы, строения человеческого тела, он не ведал наследия античности: в отличие от художников Италии, он больше руководствовался своим опытом.

И он, этот большой художник и изобретатель, был очень скромен. Это благословение, но и утверждение высшей необходимости. Здесь же художник мог раскрыть все свое композиционное и колористическое дарование. В картине ван Эйка – портрете мужчины в тюрбане исполненном в 1433 году (Лондон, Национальная галерея), выражение лица становится более активным.

И словно для доказательства единства двух этих аспектов жизни – всеобщего, возвышенного и реального, бытового – центральные панели «Благовещения» отводятся виду на далекую перспективу города и изображению трогательной подробности домашнего обихода – умывальника с висящим подле него полотенцем. Как выразительны, как значительны черты коленопреклоненного канцлера Бургундии. Ян ван Эйк в картине «Мадонна каноника ван дер Пале» сумел создать явное господство духа невозмутимой и статической уравновешенности.

Их заменяет длительная, вневременная созерцательность. Затем картина была покрыта лаком.

Богоматерь каноника 
ван дер Пале

Богоматерь каноника ван дер Пале

Картина художника «Портрет жены Маргрет ван Эйк» завершает первый этап нидерландского Ренессанса и свидетельствует о вступлении ван Эйка в новую, характерную уже для 1440-х годов фазу развития искусства Нидерландов. Основное содержательное начало сосредоточивалось теперь на внутренних частях складня. Христос родился и умер. Иоанна-Крестителя (ныне собор Св. В 1434 году Ян ван Эйк написал портрет, обычно считающийся изображением итальянского купца из Лукки, представителя интересов дома Медичи в Брюгге, Джованни Арнольфини и его жены Иоанны (Лондон, Национальная галерея).

Обычно это была женщина, происходившая из низшего сословия. Трон украшен драматическими скульптурными группами «Убийство Каином Авеля» и «Борьба Самсона со львом», а также статуэтками Адама и Евы в маленьких нишах. Художник построил интерьер без строгого соблюдения линейной перспективы, комната видна как бы сверху (её пол уходит чересчур круто вверх), отсутствует единая точка схода. Считается, что в конце жизни Арнольфини постигло банкротство. Сторонники этой версии указывают на сходство женщины изображённой на парном портрете, с Маргаритой66 (такого же мнения придерживался антрополог и скульптор М. Герасимов)67 и её «явную беременность»— известно, что Маргарита ван Эйк родила одного из сыновей именно в 1434 годуK 8.

  • Судьба портрета после наполеоновских войн
  • Самое интересное в виде мозаики
  • Некоторые детали женского образа
  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  • История одной семьи и одного портрета
  • Словари и энциклопедии на Академике
  • Общееколичествопросмотровстраницы
  • О знаменитости:Фламандский художник

Многие художники стремились улучшить старинные рецепты. Он привез ее в Англию, но только в 1842 году подарил Национальной галерее. Однако, по мнению исследовательницы, маловероятно, что ван Варневейк и ван Мандер видели картину. Изображенные художником лица становятся конкретнее, характернее. Они подчинены особым закономерностям.

Алтарь представляет собой величественный многоярусный полиптих, состоящий из 24 картин с изображениями 258 человеческих фигур. Ян ван Эйк – крупнейший европейский мастер портретной живописи, являющийся одним из родоначальников этого жанра. Картины живописца можно увидеть в самых знаменитых музеях мира: Метрополитен Музее, Дрезденской галерее старых мастеров, Лувре, Лондонской национальной галерее, Национальном музее Брукенталя, Венском музее истории искусств, Музее Бойманса-Ван Бёнингена, Штеделевском художественном музее. Ян ван Эйк умер в июле 1441 г. Долгое время считалось, что на картине изображены Джованни ди Арриджо Арнольфини со своей женой Джованной Ченами, но в 1997 году было установлено, что они заключили брак в 1447 году, на 13 лет позже появления картины и спустя 6 лет после смерти ван Эйка. Богоматерь с младенцем представляет собой центр и смысл всей композиции. Ярким примером графического мастерства художника служит Св. Хокни считает, что люстра в «Портрете четы Арнольфини» (выполненная в «идеальной проекции») могла быть написана с помощью вогнутого зеркала35. Все эти особенности передачи художником облика героев подчёркивают их «предельную одухотворённость», преобладающую над «телесным началом», — приём, традиционный для средневековых живописцев30. И что означает надпись над зеркалом «Johannes de Eyck fuit hie. Теорию Хокни поддержал специалист в области оптики Чарлз Фалько (англ. Charles M. Falco) из Аризонского университета.

Судьба портрета 
после наполеоновских 
войн

Казалось бы, такая незаметная на первый взгляд подробность — св. Возможно также, что последнее слово в подписи не «hic», а «pic» (то есть «pictor», «художник»). В 1427 г. посетил Турне. Самой известной и самой спорной работой ван Эйка был один из его первых запрестольных образов, Гентский алтарь (1432) – полиптих, состоящий из двадцати панелей в церкви святого Бавона в Генте. Георгий, представляя старого каноника, чуть наступает ногой на край его белого стихаря.

Выпуклые зеркала были более доступны. Ян ван Эйк умер в Брюгге в июле 1441 г. (дата похорон – 9 июля 1441). Достоверно известно, однако, что уже в 1426 году Хуберт умер. Свет, падающий из него, отражается от различных поверхностей.

Произведения эти совсем невелики по размерам и исполнены маслом на деревянной доске. Образ богоматери у ван Эйка наделен идеальными чертами.

Почти все изображенные на полотне предметы имеют символические значения: собака обозначает верность, пара башмаков на полу говорит о единстве брачующейся пары, щетка – знак чистоты, четки – символ благочестия, выпуклое зеркало – глаз мира, апельсины – плоды райского сада, а яблоко намекает на грехопадение. В ней горит только свеча над мужчиной, а над женщиной свеча погасла. Это были слова на родном фламандском, французском, греческом, латинском языках иврите.

Она является для него скорее качеством, определяющим место человека в мире (как для итальянских портретных изображений таким качеством была способность к действию, к активному проявлению своей внутренней энергии). Передвигаться в таком платье можно было лишь при соответствующем навыке, который был возможен только в аристократических кругах. Картина написана художником в 1432 году маслом по доске. Следующими представлены ангелы.

Перед зрителем предстают реальные люди в своей бытовой среде. Но в 1950 году крупный английский искусствовед Брокуэлл в своем специальном исследовании написал, что «портрета Арнольфини и его жены вообще не существует». Его митра украшена драгоценными камнями так же, как и крест в левой руке. Ян ван Эйк (1385/1390-1441) родился в Нидерландском городе Маасейк. В 1422–1424 годах он работал при дворе Иоганна герцога Баварии, графа Голландии, в Гааге.

При всей своей значительности канцлер Ролен (в вышеупомянутом алтаре) не является основным героем. Гентский полиптих братьев ван Эйк (Собор святого Бавона, Гент) – центральное произведение искусства северного Ренессанса. И что означает надпись над зеркалом: Johannes de Eyck fuit hie (Иоганнес де Эйк был здесь. Господа, чтобы не испачкаться в уличной грязи, ездили верхом или в носилках. Их славят музицирующие и поющие ангелы. Взгляд Тимофея устанавливает определенное соотношение между ним и внешним миром. Ночью занавес опускался и возникало закрытое пространство, комната в комнате.

Все эти особенности передачи художником облика героев подчёркивают их «предельную одухотворённость», преобладающую над «телесным началом», — приём, традиционный для средневековых живописцев30. С 1425 года становится придворным живописцем герцога Бургундского Филиппа Доброго. Они позволяют считать его самым значительным мастером портретной живописи в Северной Европе той поры. На женщине платье (т. Трон украшен драматическими скульптурными группами «Убийство Каином Авеля» и «Борьба Самсона со львом», а также статуэтками Адама и Евы в маленьких нишах. ФонтанK 4 в «Гентском алтаре» и ваза с лилиями, а также сцены из Ветхого Завета на инкрустированном полу в «Благовещении» из Вашингтона не утратили своего символизма, несмотря на то, что появились в самый последний момент51.

В картине «Мадонна у фонтана» (1439 Антверпен, Музей) оно видно в желании нейтрализовать активность перспективного построения фона (при помощи фигурок ангелов, держащих занавес и цветов) и сосредоточить внимание на образе человека. Искупление свершилось. Почему среди бела дня горит в люстре одна-единственная свеча. В частности, по мнению Хокни и Фалько, при работе над «Портретом четы Арнольфини» ван Эйк использовал вогнутое зеркало, обводя перевёрнутые проекции изображаемых предметов на основе картины или даже нанося по проекции краски.

Другие черты подчеркнуты в канонике ван дер Пале. Замкнулась перспектива «Мадонны канцлера Ролена», закрылось окно дрезденского триптиха.

В 1599 году Якоб Келвиц из Лейпцига видел портрет во дворце Алькасар в Мадриде. Так же поступил и ван Эйк. Образы жестче и определеннее. 11 сентября 1472) со своей женой Джованной Ченами (ум.

Это необычайно тонко, точно и живо. Бесконечно уходящая панорама торжественно открывается через три арочных пролета. Один из этапов портретной эволюции творчества Яна ван Эйка – так называемый портрет «Тимофей». Однако это могло быть и другое произведение, так как «картина в картине» ван Хехта не соответствует описанию, данному Бартоломео Фацио, хотя и повторяет некоторые мотивы15. Джованни Арнольфини держит за руку Иоанну (или Джованны) Ченани, свою юную невесту. Возможно, что пропавшая крышка с ню кисти ван Эйка была изображена В. ван Хехтом на картине «Кабинет искусств Корнелиуса ван дер Геста» (1628, Нью-Йорк, собрание Берг). 1434. ).

Во всяком случае, в 1436 году мастер создал алтарную композицию, во многом отличную от его прежних работ, – «Мадонну каноника ван дер Пале» (Брюгге, Музей). Сегодня эта работа хранится в Лондонской национальной галерее. Первый же зал имеет иное оформление.

Нарастание определенности образов (Ролен – один из самых жестких образов ван Эйка) и сознательное подчеркивание единства человека с мирозданием свидетельствуют о том, что (как и в портрете четы Арнольфини) художник стоит перед необходимостью дальнейшего развития или видоизменения своей системы живописи. Стоит иметь в виду, что в то время все женщины отклоняли корпус назад, выставляя вперёд живот— такая осанка получила название «готической кривой»79, однако под платье в этом случае надевался жёсткий корсет, стягивавший талию и грудь8081. Но в 1950 году крупный английский искусствовед Брокуэлл в своем специальном исследовании написал, что «портрета Арнольфини и его жены вообще не существует». А третьим специалистам не дают покоя кажущиеся странности картины. Супруги находятся в комнате.

Облик каждого глубоко индивидуален. Донациану, но вместе с тем выражает напряженную работу мысли. В своей книге «Секретное знание: открытие вновь утраченных методов старых мастеров» изданной в 2001 году, художник Дэвид Хокни утверждает, что появление около 1420-х годов произведений западноевропейской живописи, отличающихся почти фотографической точностью в воспроизведении натуры, является результатом не возросшего мастерства художников, а использования ими оптических приборов. В начале XVI века «Портрет четы Арнольфини» принадлежал наместнице Нидерландов Маргарите Австрийской. Погрудные, обычно изображающие модель в трехчетвертном повороте портреты ван Эйка (Тимофей, 1432, Портрет мужчины в красном тюрбане, 1433, – оба в Национальной галерее, Лондон портрет жены художника Маргареты, 1439, Муниципальная художественная галерея, Брюгге) отличаются строгой простотой и отточенностью выразительных средств.

Бавона). Взгляд Тимофея устанавливает определенное соотношение между ним и внешним миром. Мученики, по большей части епископы, — в синих облачениях. Он не столько стоит, сколько предстоит.

В начале XVI века «Портрет четы Арнольфини» принадлежал наместнице Нидерландов Маргарите Австрийской. Это — Небесный Иерусалим, да и весь пейзаж — это воплощение представлений о рае. Смерть в 1441 году прервала его дальнейшую деятельность. Необычайна сложность построения алтаря.

Как выразительны, как значительны черты коленопреклоненного канцлера Бургундии. Прежде всего исследователям не дает покоя вопрос об авторах произведения. В 1990-х годах историком Жаком Павьо было установлено, что Джованни ди Арриджо Арнольфини и Джованна Ченами заключили брак только в 1447 году, на 13 лет позже появления картины и спустя 6 лет после смерти ван Эйка53546. Здесь художник вновь демонстрирует свое блестящее мастерство портретиста.

Скорее всего, картина попала в его руки в Испании в 1813 году после битвы при Витории. В том же году художник переехал в Лилль. Пара изображённая на полотне ван Эйка, принадлежит к зажиточному бюргерству. Часто при этом роспись наружных створок исполнялась гризайлью (монохромно), как бы имитируя скульптуру.

Конкретная дата появления на свет гениального живописца неизвестна. Особенности творчества ван Эйка: становление основоположных принципов эпохи Ренессанса на Севере Европы. Чрезвычайная тщательность и вместе с тем обобщенность живописи выявляют самоценность и красоту каждого предмета, обретающего в творчестве ван Эйка реальный вес и объем, характерную фактуру поверхности. Историк искусства Лорн Кэмпбелл предполагает, что на портрете изображён Джованни ди Николао Арнольфини, старший из двух Джованни Арнольфини (двоюродных братьев), которые жили в Брюгге одновременно с ван Эйком. Женщина с картины ван Эйка, судя по очертаниям её фигуры, явно не носит корсета82. Собственно, картина «Мадонна каноника ван дер Пале» написана по заказу каноника Георга ван дер Пале. С портрета на нас смотрит женщина с поразительно характерным и умным лицом.

А созерцательность для ван Эйка – не индивидуальное свойство модели. Некоторые исследователи, обращая внимание на то, что надпись над зеркалом гласит «Ян ван Эйк здесь был», считают, что один из стоящих на пороге комнаты — сам художник (фигура в синем)19. Алтарные преграды украшались обычно скульптурой — круглой или рельефной. Одним из первых он освоил пластические возможности масляной живописи используя тонкие, просвечивающие слои краски, положенные один поверх другого (фламандская манера многослойного прозрачного письма).

Мужчины носили шапероны и большие цилиндрические шляпы с полями, женщины— так называемые «труффо-орфовре»— головные уборы из двух овальных деталей над ушами, силуэтом напоминающих рога, дополненные золотой сеткой. Пример ещё одного искажения пространства в картинах ван Эйка: «Мадонна в церкви» (Берлин), где голова Девы Марии достигает верхнего ряда окон, освещающих хоры. Hernoult-le-Fin— это французская форма итальянской фамилии Арнольфини. У него простые черты лица, высокий лоб, прямой нос, полные губы, яркие глаза. Выделены цветом лишь их алые одежды разного оттенка.

В ней горит только свеча над мужчиной, а над женщиной свеча погасла. Почему, например, словно в клятве поднял правую руку мужчина.

В закрытом виде Гентский алтарь являет собой двухъярусную композицию, нижний ярус которой занимают изображения статуй двух Иоаннов – Крестителя и Евангелиста, по сторонам от которых находятся коленопреклоненные заказчики – Иодокус Вейд и Елизавета Бурлют верхний ярус отведен сцене «Благовещения», которая венчается фигурами сивилл и пророков, завершающих композицию. Крупнейшее произведение ван Эйка – знаменитый Гентский алтарь, начатый, согласно позднейшей надписи на внешних створках, старшим братом ван Эйка Хубертом (работал в 1420-х годах в Генте, умер около 1426) и законченный Яном в 1432. Йос был не только донатором, выделившим средства на алтарь, но и ктитором собора святого Иоанна Богослова (сейчас он посвящен святому Бове или Бавону) и имел там семейную часовню (капеллу), т. е. Это творение явило собой новое слово в искусстве Северной Европы. начнем с того, что не туберкулезный. Георгий. До сих пор она остается самым достойным украшением музейного собрания.

Для него ценен каждый мотив живого и наглядного, прекрасного и многокрасочного мира. Реализация этих новых тенденций произошла около 1436 года. В 1427 – 1428 гг. И что означает надпись над зеркалом «Johannes de Eyck fuit hie» («Иоганнес де Эйк был здесь.

А на последнем плане — далекие синие горы. С 1425 г. он – художник и придворный герцога Бургундского Филиппа III Доброго. Какой момент в жизни супругов отобразил художник.

Общее состояние при такого рода восприятии одно – своего рода задумчивая печаль. Голову украшает скромная диадема, Строгость, простота, скромность— достоинства Марии, воплощены в зрительном образе, сочетающем чувственную конкретность земной женщины с величавой торжественностью «царицы небесной». Его освещенные солнцем складки синее, чем это возможно для реального цвета.

На улицах голландских городов звучала чужеземная речь со всех концов света. Но сильный дух сурового каноника торжествует над немощью его плоти. Документы свидетельствуют, что в 1432–1433 годах ван Эйк купил дом в Брюгге. Ян де Леув смотрит не в мир, а на нас. Действие на картине Рафаэля «Обручение Марии» также происходит вне храма, в присутствии священника и свидетелей, а Иосиф надевает правой рукой на правую же руку невесты кольцо. Убеждающая, как всегда у Эйка, достоверность облика сочетается здесь с ощущением торжественности совершающегося действа.

Подражание Мемлинга в картине «Обручение св. Мотив рук, вложенных одна в другую, лежащий на центральной оси (люстра-зеркало-собачка), дополнительно акцентируется световыми пятнами на полу и стене16. Красивыми струями вода падает в мраморный бассейн. И что означает надпись над зеркалом «Johannes de Eyck fuit hie» («Иоганнес де Эйк был здесь. Но он словно подчиняется своей модели, он пишет ее в отвечающем ей «характере» и живописная манера поражает несвойственной ван Эйку, но так отвечающей существу Арнольфини холодной и блестящей уверенностью. Одной из ранних работ ван Эйка, датированной примерно 1425 годом, стала «Мадонна в церкви».

Между 9 июля 1523 года и 17 апреля 1524 года появляется следующая запись о портрете в инвентаре Маргариты Австрийской: «ещё одна очень изысканная картина, которая закрывается двумя створками, где нарисованы мужчина и женщина, стоящие, держась за руки, выполнена рукой Иоганна, герб и девиз покойного Дона Диего на указанных двух створках имя персонажа Арнольфин» (Arnoult Fin). Если это бракосочетание, то где же тогда священник. Пристально изучал он структуру предметного мира, улавливая особенности каждого предмета, пейзажной или интерьерной среды. Возможно, картина была заказана художнику, чтобы увековечить этот счастливый союз и, подобно свидетелю на брачной церемонии, он подписался на дальней стене: Johannes de Eyk fuit hic (Ян ван Эйк был здесь).

Юная невеста с робкой и нежной доверчивостью вкладывает свою руку в руку жениха. Его губы плотно сомкнуты, брови сдвинуты в переносице, взгляд обращен к св. Необычайна сложность построения алтаря. Затем картина была покрыта лаком. Особое место в портретном творчестве Яна ван Эйка занимает Портрет четы Арнольфини (1434, Лондон, Национальная галерея). Джованни ди Николао вступил в брак в 1426 году, его супруга, тринадцатилетняя Констанца Трента, происходила из известной луккской семьи6.

Между 9 июля 1523 года и 17 апреля 1524 года появляется следующая запись о портрете в инвентаре Маргариты Австрийской: «ещё одна очень изысканная картина, которая закрывается двумя створками, где нарисованы мужчина и женщина, стоящие, держась за руки, выполнена рукой Иоганна, герб и девиз покойного Дона Диего на указанных двух створках имя персонажа Арнольфин» (Arnoult Fin). Оно расположено на центральной оси композиции, прямо над соединёнными руками персонажей.

Имеют его и яблоки и собачка и четки и горящая в люстре свеча. Но Ян ван Эйк пошел еще дальше. Они уже не боятся заслонить пейзаж или замкнуть собой перспективу. В миниатюрах «Туринско-миланского часослова» художник мастерски пишет пейзажи, полные воздуха и света. По краям коленопреклоненные фигуры — портреты заказчика алтаря и его супруги. Позы их торжественно неподвижны, лица полны самой глубокой серьезности.

Супружеская пара изображённая на полотне ван Эйка, богата. На раме была надпись из Овидия (лат. Promittas facito, quid enim promittere laedit. Донациану, патрону церкви, который, в свою очередь, смотрит на них. Но тем самым он сконцентрировал на ее лице все свое внимание. В ней нет ничего от тех женственных образов, которыми мы восхищаемся в картинах ван Эйка. Драгоценности сверкают и переливаются на пылающем пурпуре, любимом цвете ван Эйка.

Иначе эта картина называется «Портрет молодого человека». И тем сильнее и материальнее явление Адама и Евы. Эти вопросы, на которые сейчас трудно найти ответы, делают картину еще более загадочной.

Не очень большая (0, 66x0, 62 м), она кажется больше своих реальных размеров. Надпись на его раме о том, что работу «начал художник Губерт ван Эйк, выше которого нет», а закончил его брат Ян, «в искусстве второй», была сделана только в XVI в. и особого доверия не вызывает. В 1599 году Якоб Келвиц из Лейпцига видел портрет во дворце Алькасар в Мадриде. Л. Д. Впервые в истории европейского портрета создается парный портрет. Почти половину живописной поверхности портрета занимает красное пятно облачения кардинала. Св. Бавона, Гент).

Но сильный дух сурового каноника торжествует над немощью его плоти. Эти вопросы, на которые сейчас трудно найти ответы, делают картину еще более загадочной. Он загорается глубоким цветовым сиянием. пока, наконец, все створки не были собраны воедино и не вернулись в Бельгию в 1945 году. По праздничным дням створки раздвигались. Какой момент в жизни супругов отобразил художник.

1434». ). Какой момент в жизни супругов отобразил художник. В этом случае надпись читается как: «Это был Ян ван Эйк, художник, 1434»8666.

В этих двадцати фигурах — сжатый очерк духовной жизни до и после Христа. Это лишь ритуальный жест, по мнению исследователей.

Правда, многие предметы наряду с чисто бытовой характерностью имеют «говорящий» символический смысл (так, пара деревянных туфель символизирует неразлучность, а метелка у стены — чистоту невесты, собачка у ног изображенных — аллегория верности и т. д. ). В руке мужчина держит некий исписанный свиток. Форма головных уборов персонажей их свободного покроя одежды, подбитые мехом, длинная верхняя одежда на мужчине— весь вид их костюмов характерен для моды Северной Европы, тогда как в Италии в то время были приняты более лёгкие одежды7677. Воплощенные в Гентском алтаре принципы проявились не во всех изображениях в равной мере.

Выдающийся художник жил и творил в эпоху Раннего северного Возрождения. Особенности творчества ван Эйка: становление основоположных принципов эпохи Ренессанса на Севере Европы. Начавший работу Губерт умер в 1426 г., алтарь же был закончен в 1432 г. Яном, который исполнил панели, составляющие внешнюю сторону алтаря и в большой степени- внутренние стороны боковых створок (впрочем, рука Яна различима и в ряде сцен, написанных Губертом, а общая цельность полиптиха свидетельствует о руководящей роли старшего брата).

Согласно документам, его похоронили 9 июля 1441 года. Не позднее 1426 г. была написана Мадонна в церкви — одна из ранних работ Ван Эйка. Теперь их можно было бесконечно варьировать по цвету, добиваясь невиданных ранее оттенков. Художник выделяет участок вокруг зеркала светом и это не ровно падающий из окна свет (стена явно освещена неравномерно), это своеобразный ореол, окружающий выпуклое стеклоK 218.

Это — Небесный Иерусалим, да и весь пейзаж — это воплощение представлений о рае. Почему среди бела дня горит в люстре одна-единственная свеча.

В картине «Мадонна у фонтана» (1439 Антверпен, Музей) оно видно в желании нейтрализовать активность перспективного построения фона (при помощи фигурок ангелов, держащих занавес и цветов) и сосредоточить внимание на образе человека. Стиль ван Эйков часто имитировали, но никогда не могли превзойти. Латинская надпись на раме утверждает от имени портретируемой. Р. Биллиндж (научный сотрудник лаборатории инфракрасной рефлектографии Национальной галереи) и Л. Кэмпбелл в связи с этим отмечают, что эти детали не являются, как принято было считать, частью продуманной художником программы и, возможно, картина просто портрет, в котором нет никакого скрытого смысла4950.

Он не столько стоит, сколько предстоит.

1436г. ) — советник Филиппа Доброго, Николас Ролен, богатый и могущественный человек, добившийся высокого поста благодаря своим достоинствам (редкий случай в феодальном мире). Он — в мантии, отороченной, может быть, даже подбитой, норкой или соболем, по бокам с разрезом, что позволяло ему свободно двигаться, действовать. Это особенно заметно по одежде.

Коленопреклоненный ван дер Пале господствует в картине. Если это бракосочетание, то где же тогда священник. Его образ равноправен образу мадонны и уступает художественной активности пейзажной панорамы. Посмотрите на ее чуть зардевшееся милое лицо.

Как видно из названий, в картинах представлены заказчики, обращающиеся к Богоматери. Период высшей творческой зрелости Яна ван Эйка пришелся на 1430-е гг. Такую же восторженную оценку дал через полтора века голландский художник и биограф нидерландских художников Карел ван Мандер: «То, что ни грекам, ни римлянам, ни другим народам не дано было осуществить, несмотря на все их старания, удалось знаменитому Яну ван Эйку, родившемуся на берегах прелестной реки Маас, которая может теперь оспаривать пальму первенства у Арно, По и гордого Тибра, так как на ее берегу взошло такое светило, что даже Италия, страна искусств, была поражена его блеском». в составе герцогского посольства Ян ван Эйк отправился в Испанию, затем в Португалию.

Это необычайно тонко, точно и живо. Вероятно, Веласкесу была известна эта работа ван Эйка: испанский художник повторил мотив отражения в зеркале в своей картине «Менины»7. Историк искусства Кристофер Уилсон (англ. Christopher Wilson) утверждает, что ван Эйк создавал интерьеры на своих картинах используя части интерьеров реальных помещений6. Вероятно, рассказ этот является выдумкой Хея.

В алтарной работе «Мадонна канцлера Ролена» метод художника приобретает большую усложненность. На смену юным, похожим не на матерей, а на старших сестер мадоннам прежних лет пришла другая – величественная, спокойно занимающая главную часть картины. Фигуры четырех участников сцены (Мадонна, святой Домициан, святой Георгий и донатор Пале) приобрели повышенную материальную массивность. Если же женщина— Маргарита ван Эйк, тогда мужчина рядом с ней— её муж, художник, а надпись «Ян ван Эйк был здесь» (лат.

morgen – утро). Он стал приближённым герцога и провёл несколько секретных миссий для него, включая поездку (1428–1429) в Испанию и Португалию в связи с переговорами, которые привели к браку (1430) Филиппа Бургундского и Изабеллы Португальской. Бавона, Гент).

Кровать доминирует в обстановке, как и обычно в городских покоях. Некоторые исследователи считают, что у картины существовала верхняя крышка с изображением обнажённой женщины (вероятно, сюжетом её было ритуальное омовение новобрачной). Эта картина стоит несколько в стороне от остальных произведений ван Эйка. Панофский, по словам Костер, опирался на свидетельства Маркуса ван Варневейка (Spieghel der Nederlandscher audheyt, 1568) и Карела ван Мандера (Schilderboeck, 1604), считавших двойной портрет изображением брачной церемонии. Нельзя сказать, что человечество не знало масляные краски до этого художника, но именно он придумал и разработал саму технику рисования.

Белое подвенечное платье вошло в моду только с середины XIX века. Ночью занавес опускался и возникало закрытое пространство, комната в комнате. Картина «Благовещение» написана живописцем Яном ван Эйком в период расцвета его таланта. Края костюма декорировались фестонами— пристрастие к мелким деталям, создающим беспокойную линию, пришло из Германии75.

Погрудные, обычно изображающие модель в трехчетвертном повороте портреты ван Эйка (Тимофей, 1432, Портрет мужчины в красном тюрбане, 1433, – оба в Национальной галерее, Лондон портрет жены художника Маргареты, 1439, Муниципальная художественная галерея, Брюгге) отличаются строгой простотой и отточенностью выразительных средств. Мягкий свет наполняет интерьер. Картина сохранилась исключительно хорошо, хотя ей и пришлось пройти очень долгий путь (одна из версий рассказана в начале статьи), прежде чем она оказалась в Лондонской национальной галерее.

Не очень большая (0, 66x0, 62 м), она кажется больше своих реальных размеров. Может быть, что брачный контракт был просто необходим в этом случае, так как очевидно, что речь идёт о «браке левой руки». Портрет таит в себе немалую интенсивность духовной жизни. На первом плане слева — коленопреклоненные пророки и большая группа стоящих людей. Арочные пролеты не открывают ни далеких просторов, ни сложных архитектурных аспектов.

И словно для доказательства единства двух этих аспектов жизни – всеобщего, возвышенного и реального, бытового – центральные панели «Благовещения» отводятся виду на далекую перспективу города и изображению трогательной подробности домашнего обихода – умывальника с висящим подле него полотенцем. Фигура младенца нарисована в сложном повороте, над которым художник много работал. Младший брат Иоганн (Ян), кроме картин, писал еще и портреты.

Особое место в портретном творчестве Яна ван Эйка занимает Портрет четы Арнольфини (1434, Лондон, Национальная галерея). Известный итальянский художник и историк искусства XVI века Джорджо Вазари даже считал нидерландского мастера изобретателем масляных красок. Мало жестов и мало позы. Эти вопросы, на которые сейчас трудно найти ответы, делают картину еще более загадочной. Если в портретах Тимофея и человека в красном тюрбане образ портретируемых являлся лишь частью более общего образа (образа человека как части мироздания), то здесь создание индивидуального образа исчерпывает замысел художника. Мужчины носили шапероны и большие цилиндрические шляпы с полями, женщины— так называемые «труффо-орфовре»— головные уборы из двух овальных деталей над ушами, силуэтом напоминающих рога, дополненные золотой сеткой. Живопись наружных створок почти монохромна. Таков, например, один из наиболее ранних в этом ряду Портрет кардинала Альбергати (1431—1432, Вена, Музей истории искусства).

Картина была заказана художнику каноником церкви св. Ее обаяние заключено в каком-то особом духовном аристократизме.

Пример ещё одного искажения пространства в картинах ван Эйка: «Мадонна в церкви» (Берлин), где голова Девы Марии достигает верхнего ряда окон, освещающих хоры. Какой момент в жизни супругов отобразил художник. Портрет четы Арнольфини (1434 г. ), считающийся первым в истории европейской живописи парным портретом, — еще один бесспорный шедевр Ван Эйка.

Напротив, «Благовещение» представляется более отстраненным, его колорит светел, а пространство не замкнуто. Облик каждого глубоко индивидуален. Они одеты в нежные цвета: в бледно-голубые, синие, розовые и лиловые.

Создавая погрудный портрет, ван Эйк нарушил правильное пропорциональное соотношение фигуры, кажущейся небольшой по отношению к голове модели. Некоторые исследователи отмечают его схожесть с портретом мужчины на картине «Чета Арнольфини». Некоторые исследователи считают, что у картины существовала верхняя крышка с изображением обнажённой женщины (вероятно, сюжетом её было ритуальное омовение новобрачной). А женщина. В основе всех изображений ван Эйка лежит рисунок, часто сделанный с натуры.

А тогда именно братья Эйки изобрели химическую смесь, которая нужна была для выработки масляных красок. Это особенно заметно по одежде. «Прошли века.

Все работы Яна ван Эйка после 1436 несут в себе отзвук пафоса объективности, который в такой резкой форме проявился в картине «Мадонна каноника ван дер Пале». Около 1430 года Ян ван Эйк поселился в Брюгге. На полях добавлено примечание о необходимости прикрепить к картине пару створок, «которые Её Высочество уже распорядилась сделать». Если в портретах Тимофея и человека в красном тюрбане образ портретируемых являлся лишь частью более общего образа (образа человека как части мироздания), то здесь создание индивидуального образа исчерпывает замысел художника. Сравнение живописного портрета с рисуночным показывает, что художник, стремясь точно следовать натуре, в то же время желает выявить более глубокие черты характера модели.

Если нижний ярус при всей основной мистической идее по существу прославляет красоту земного бытия со всем его разнообразием и изменчивостью, то в главных образах верхнего представлено вечное и неизменное совершенство небожителей.

Небольшое полотно изображает Богоматерь с младенцем Иисусом в помещении церкви. Никакие драгоценности не украшают ее. Герцог всецело доверял Яну ван Эйку и неоднократно направлял его с секретными миссиями в Испанию и Португалию (1428-1429 г. г. ), результатом которых стал брак Филиппа Бургундского и Изабеллы Португальской в 1430 г. Самым крупным и знаменитым произведением Яна ван Эйка считается «Гентский алтарь», работу над которым он начал вместе с братом Хубертом. Johannes de eyck fuit hic 1434) свидетельствует о том, что ван Эйк изобразил себя69.

Однако она по-городскому узка. В них пластика не побеждена цветом и бесконечная, глубокая звучность цвета не переходит в интенсивное, пламенеющее горение. С 1432 г. произведения мастера следуют одно за другим: так называемый Тимофей (1432 г. ), Человек в тюрбане (1433 г. ), небольшое панно Мадонна с младенцем (1433 г. ) и др. В начале 1430 г. Ван Эйк благополучно вернулся во Фландрию со свадебным кортежем.

Он средоточие всей системы.

В письме от 26 февраля 1433 года, адресованном Лоренцо Медичи, Бартоломея сообщает о смерти своей дочери Констанцы. Св. Почему, например, словно в клятве поднял правую руку мужчина. Если это бракосочетание, то где же тогда священник. Крупнейшее произведение ван Эйка – знаменитый Гентский алтарь, начатый, согласно позднейшей надписи на внешних створках, старшим братом ван Эйка Хубертом (работал в 1420-х годах в Генте, умер около 1426) и законченный Яном в 1432.

Какова бы ни была обстановка, брачный союз (или обручение) скреплялся обменом кольцами, надеваемыми на правые руки и последующим пожатием правых рук73. Его лицо серьезно. Но они не были одиноки. Джованни стоит с почти молитвенной сосредоточенностью. Образ св.

Подражание Мемлинга в картине «Обручение св. Одинаковой формы подбородки (несколько заострённые), уши, разрез глаз, веки. Однако многие исследователи считают, что «Портрет четы Арнольфини» находился в обозе с произведениями искусства, который французы отправили в Париж в качестве трофеев. Hernoult-le-Fin— это французская форма итальянской фамилии Арнольфини. По-французски они назывались «колдуньями», поскольку мистическим образом увеличивали угол обзора у наблюдателя. Приписывается Ван Эйку и авторство некоторых ранних алтарей, как, например, «Распятие».

Один из шедевров портретного творчества Я- ван Эйка — «Портрет четы Арнольфини» (1434, Национальная галерея, Лондон). Он стал приближённым герцога и провёл несколько секретных миссий для него, включая поездку (1428–1429) в Испанию и Португалию в связи с переговорами, которые привели к браку (1430) Филиппа Бургундского и Изабеллы Португальской. Большое свободное пространство отделяет священный символ от всего остального.

До сих пор вопрос остается открытым. Этот свет в еще большей мере, чем в «Мадонне в церкви» имеет двоякую природу – он вносит начало возвышенное, но он же поэтизирует чистый уют обычной бытовой обстановки. Этот ярус обладает свойствами панорамности. По-французски они назывались «колдуньями»источник не указан 41 день, поскольку мистическим образом увеличивали угол обзора у наблюдателя.

Герасимов пришёл к выводу, что на двойном портрете изображена Маргарита ван Эйк70. «здесь мастер как бы сосредоточивает свой взгляд на более конкретных жизненных явлениях. Картина «Мадонна канцлера Николя Ролена» (Музей Лувр, Париж) создана Яном ван Эйком в 1435 году. В алтарной композиции Мадонна канцлера Ролена (ок. 1436г. ) — советник Филиппа Доброго, Николас Ролен, богатый и могущественный человек, добившийся высокого поста благодаря своим достоинствам (редкий случай в феодальном мире).

Жених держит левой рукой руку своей невесты, а не правой, как того требует обычай. Он устремляет в пространство свой взгляд и его устойчивый жест лишен случайности. Обращают на себя внимание хрупкость фигур и мужчины и женщины, скрытых под тяжёлыми объёмными одеждами изящество кистей женских рук, свойственное скорее позднеготическому стилю, в то время как ван Эйк уже создавал портреты с характерными, узнаваемыми руками отсутствие индивидуальных черт в лице героини, возможно, представляющей собой собирательный образ и «погружённость в себя» её спутника. 1434». ). До сих пор она остается самым достойным украшением музейного собрания. Лингвисты, к которым обращалась за консультацией М. Андроникова, опирались при определении смысла надписи на основные значения слов «fuit» и «hic».

Ян уделяет больше внимания человеку, чем Губерт. При жизни пользовался уважением среди художников и заказчиков. 1792: французские солдаты Наполеона увозят центральные части в Париж 1815: в связи со свержением Наполеона эти панели возвращаются домой 1816: несколько панелей похищены и проданы королю Пруссии Фридриху 1822: остальные панели удалось спасти от большого пожара 1861: правительство Бельгии выкупило панели Адама и Евы для Королевского музея искусств 1894: шесть боковых створок в Берлине 1914: части алтаря укрывают в окрестностях собора 1920: все панели объединены (Версальский договор) 1934: панели праведных судей и святого Иоанна Крестителя украдены. Гентский полиптих братьев ван Эйк (Собор святого Бавона, Гент) – центральное произведение искусства северного Ренессанса. Герцог всецело доверял Яну ван Эйку и неоднократно направлял его с секретными миссиями в Испанию и Португалию (1428-1429 г. г. ), результатом которых стал брак Филиппа Бургундского и Изабеллы Португальской в 1430 г. Самым крупным и знаменитым произведением Яна ван Эйка считается Гентский алтарь, работу над которым он начал вместе с братом Хубертом. Он начинает развиваться в Северной Европе лишь с конца XIV века.

И каждая подчинена радостной, торжествующей иерархии, во главе которой – Бог. 1434» («Иоганнес де Эйк был здесь. На третьем плане, далеко позади агнца и на высоком холме, за которым открывается горизонт, — зеленый лес, апельсиновая роща, кусты роз и миртов в цветах и плодах. Если это бракосочетание, то где же тогда священник. То, что этот человек не принадлежит к аристократии, видно по его деревянным башмакам.

Насыщенные сверкающие краски помогли художнику подчеркнуть реализм происходящего и показать богатство и материальное изобилие мира Арнольфини. По этой причине присутствие свидетелей было необязательно. Вероятно, статуэтка святой Маргариты над кроватью— намёк на имя героини, а также на то, что она должна вскоре родить (святая Маргарита считалась покровительницей рожениц)69. В «Мадонне ван дер Пале» художник превратил донатора в едва ли не главное лицо композиции.

В то время, когда создавалась картина, в Брюгге проживало не менее пяти представителей этой семьи. Панофский, по словам Костер, опирался на свидетельства Маркуса ван Варневейка (Spieghel der Nederlandscher audheyt, 1568) и Карела ван Мандера (Schilderboeck, 1604), считавших двойной портрет изображением брачной церемонии. Художник старательно избегает ограниченности пространства. Среди работ ван Эйка, которые сохранились, самой великой является «Гентский алтарь» – в соборе Сент-Бавон в Генте, Бельгия. Важный смысловой элемент картины — зеркало на стене. Почему среди бела дня горит в люстре одна-единственная свеча.

Судя по силуэтам их костюмов, это мужчина и женщина, черты их лиц невозможно разобрать. В алтарной композиции «Мадонна канцлера Ролена» (ок. Художник старательно избегает ограниченности пространства. Работал в Лилле и Генте, в 1431 г. приобрёл дом в Брюгге и прожил там до самой смерти.

Они одеты в нежные цвета: в бледно-голубые, синие, розовые и лиловые. Крупнейшее произведение ван Эйка – знаменитый Гентский алтарь, начатый, согласно позднейшей надписи на внешних створках, старшим братом ван Эйка Хубертом (работал в 1420-х годах в Генте, умер около 1426) и законченный Яном в 1432.

«Супруг мой Ян закончил 17 июня 1439 г. Возраст мой 33 года. Его суровое лицо бесстрастно. Фацио подробнейшим образом описал её в De viris illustribus14. Мария оказывается и удаленной и вместе с тем близкой.

Там человек сливался с мирозданием в своего рода пейзажном единстве. Ещё в начале 1930-х годов Мирон Жирмунский обращал внимание на то, что последнее слово «hic» может означать не только «здесь», но и «этот». Вглядитесь в волосы мадонны — что в мире может быть мягче их.

В своеобразном девизе Ван Эйка Как умею слились смирение и достоинство, присущие как самому художнику, так и всему его творчеству. Некоторые исследователи приписывают ему несколько лучших листов («Отпевание» и «Взятие Христа под стражу», 1415–1417), так называемого Туринско-Миланского часослова исполненных для герцога Беррийского. Он средоточие всей системы.

А третьим специалистам не дают покоя кажущиеся странности картины. Старый каноник стоит на коленях, держа в руках молитвенник и очки. Бархатное облачение святого Домициана обретает невероятную цветовую звучность.

История у алтаря бурная, куда только не таскали эту здоровенную штуковину. Лингвисты, к которым обращалась за консультацией М. Андроникова, опирались при определении смысла надписи на основные значения слов «fuit» и «hic». Вершина творчества ван Эйка – монументальные алтарные композиции Мадонна канцлера Ролена (около 1436, Лувр, Париж) и Мадонна каноника ван дер Пале (1436, Муниципальная художественная галерея, Брюгге). По всей вероятности, Ян начал свою деятельность с миниатюры. В 1422–1424 годах он работал при дворе Иоганна герцога Баварии, графа Голландии, в Гааге.

В 1995 году были опубликованы результаты изучения снимков картины в инфракрасном излучении. Если это бракосочетание, то где же тогда священник.

В 1815 году полковник британской армии Джеймс Хей лечился в Брюсселе8 после ранения, полученного в битве при Ватерлоо. Они усердно трудятся над выполнением церковных заказов. Тогда, значит, картину следует называть не «Портрет четы Арнольфини», а «Помолвка Арнольфини».

В Брюгге нет ослепительного солнца, нет здесь и чудесных видов итальянской природы. Но Ян ван Эйк пошел еще дальше. Почему среди бела дня горит в люстре одна-единственная свеча.

Он был захвачен англичанами после поражения войска Жозефа Бонапарта. Немало путешествовал, посетил Испанию, Португалию и другие страны. Обычно эта надпись интерпретируется так, что именно Хуберт ван Эйк (ум.

Хею так понравился портрет, что он упросил владельца продать картину9. О хорошем образовании Яна можно судить по надписям, которые он оставлял на своих работах. Они как младшие сестры Марии. Посмотрите на ее чуть зардевшееся милое лицо. Они стоят в рост, выпуклые реальные.

Он привез ее в Англию, но только в 1842 году подарил Национальной галерее. Напротив, «Благовещение» представляется более отстраненным, его колорит светел, а пространство не замкнуто. Их славят музицирующие и поющие ангелы. Но именно Ян ван Эйк создал «Портрет четы Арнольфини» — уникальное явление во всей европейской живописи того времени.

в составе герцогского посольства Ян ван Эйк отправился в Испанию, затем в Португалию. В настоящее время этот шедевр хранится в Риме.

Молодая пара изображена в рост, в интерьере собственной комнаты. Таким образом, латинская надпись под зеркалом может быть прочитана также как: «Этот был Ян ван Эйк»8485. Голову украшает скромная диадема, Строгость, простота, скромность— достоинства Марии, воплощены в зрительном образе, сочетающем чувственную конкретность земной женщины с величавой торжественностью «царицы небесной». По их мнению, так как латинский глагол «sum» может иметь следующие значения: быть, существовать, пребывать, состоять в браке, быть написанным, а «hic»— не только тут, здесь, но и— присутствующий здесь, надпись может указывать на то, что художник находится в этом доме на правах хозяина86. Его протяженность дает ощущение определенного расстояния до трона, в то время как верхний срез балдахина рамой неожиданно приближает весь трон к зрителю.

На фреске Джотто «Обручение Марии» мужчина и женщина также соединяют правые руки. Сторонники этой версии указывают на сходство женщины изображённой на парном портрете, с Маргаритой66 (такого же мнения придерживался антрополог и скульптор М. Герасимов)67 и её «явную беременность»— известно, что Маргарита ван Эйк родила одного из сыновей именно в 1434 годуK 8. Начавший работу Губерт умер в 1426 г., алтарь же был закончен в 1432 г. Яном, который исполнил панели, составляющие внешнюю сторону алтаря и в большой степени- внутренние стороны боковых створок (впрочем, рука Яна различима и в ряде сцен, написанных Губертом, а общая цельность полиптиха свидетельствует о руководящей роли старшего брата).

В поисках монументальности и значительности образа мастер использует возможности колорита. «Мадонна в церкви» – одна из ранних работ, она выполнена в технике поочередного нанесения слоев масляных красок на отшлифованную белую гипсовую грунтовку, покрытую лаком. Здесь и пейзажная даль и человек и деталь предмета обладают такой подчеркнутой выразительностью, что та, в какой-то мере лишая сцену ее бытовой естественности, делая ее более «натюрмортной», придает ей огромную силу художественного и эмоционального воздействия. Это благословение, но и утверждение высшей необходимости. С помощью масла художник достигает в живописном изображении реализма высшей степени34. Цветовая гамма этого яруса кажется плотной, тяжелой. Ван Эйк никогда не имитировал натуру, как может показаться, он ее воссоздавал теми средствами и по тем законам, которыми он располагал.

Немало путешествовал, посетил Испанию, Португалию и другие страны. Возможно, картина была заказана художнику, чтобы увековечить этот счастливый союз и, подобно свидетелю на брачной церемонии, он подписался на дальней стене: Johannes de Eyk fuit hic (Ян ван Эйк был здесь). Их нагота не просто обозначена, но предъявлена во всей ее очевидности. Алтарные преграды украшались обычно скульптурой — круглой или рельефной.

Он не созерцает, а размышляет. На одном из них изображены святой Юлиан и святая Марта, перевозящие Христа через реку. Реализация этих новых тенденций произошла около 1436 года. В корону, которую ангел держит над ней, — как блещет она в тени.

Художник построил интерьер без строгого соблюдения линейной перспективы, комната видна как бы сверху (её пол уходит чересчур круто вверх), отсутствует единая точка схода. Следующая Мадонна — «Мадонна канцлера Ролена» (1435) — одно из лучших произведений мастера. А женщина.

На полях добавлено примечание о необходимости прикрепить к картине пару створок, «которые Её Высочество уже распорядилась сделать». Эта смесь позволяла также смягчать и нюансировать цвета.

Вообще Нидерланды были, наверное, единственной страной, где живопись развивалась самобытно, без влияния греческого искусства. Художнику удалось передать волнующий момент «сосредоточенности человеческого переживания»30. Сохранившиеся портреты Яна ван Эйка относятся уже к следующему десятилетию. Его звучный красный цвет придает необыкновенный пафос образу богоматери, не нарушая вместе с тем его скромной простоты.

Тщательно передает он всю обстановку бюргерского особняка, каждую деталь. Надпись на стене «Ян ван Эйк был здесь» позволяет думать, что художник присутствовал при этом старом нидерландском обычае обручения в домашней обстановке. Таким образом, латинская надпись под зеркалом может быть прочитана также как: «Этот был Ян ван Эйк»8485.

А третьим специалистам не дают покоя кажущиеся странности картины. Подобное суждение высказала в 1972 году и советская исследовательница М. Андроникова: «Поглядите внимательнее, разве напоминает итальянца человек на портрете, ведь у него чисто северный тип. По их мнению, так как латинский глагол «sum» может иметь следующие значения: быть, существовать, пребывать, состоять в браке, быть написанным, а «hic»— не только тут, здесь, но и— присутствующий здесь, надпись может указывать на то, что художник находится в этом доме на правах хозяина86. Гипотеза Хокни была подвергнута критике в научном сообществе36. Одинаковой формы подбородки (несколько заострённые), уши, разрез глаз, веки.

В алтарной работе «Мадонна канцлера Ролена» метод художника приобретает большую усложненность. На фреске Джотто «Обручение Марии» мужчина и женщина также соединяют правые руки. Красивыми струями вода падает в мраморный бассейн. Ян ван Эйк, картины которого можно изучать часами, родился в Нидерландах (сейчас городок Маасейк расположен на территории Бельгии) в конце четырнадцатого века.

Это грандиозное, многочастное сооружение, размером 3, 435 на 4, 435 метра. Как умею». Птица в руках Христа, возможно, символизирует человеческую душу. Таких объективных портретов ван Эйк еще не создавал. Это лишь ритуальный жест, по мнению исследователей.