Юрий Пименов Новая Москва
«новая Москва» – картина советского художника Юрия Ивановича Пименова, написанная в 1937 году, в разгар реконструкции советской столицы. Картина Юрия Пименова Новая Москва: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Художник Юрий Пименов родился в 1903 году в Москве, в семье юриста.
История одного шедевра: «Новая Москва» Пименова
Родной город художника переживает настоящее обновление. Личный автомобиль в 30-е годы – привилегия верхушки партийной и советской номенклатуры. Утро. Женщина за рулём машины – это есть по сути центральный образ картины. Параллельно с этим в СССР шла кампания массовых репрессий и политических преследований. Он делает машину и сидящую за рулем молодую женщину смысловым центром полотна. Он показывает нам жизнь искренне, такой, какой видит и ощущает ее. Но есть в «Новой Москве» «подтекст», который заключает в себе патриотизм Ю. Пименова – старого москвича – и гордость его за дела и свершения своей страны.
Он серьезен, скрестил руки за спиной. А вот стоит около доски с объявлениями о работе молодая пара («Широкие пути», 1951). Сам Иванников отмечает, что героиня «Новой Москвы» вряд ли доживёт до конца года в своей московской квартире в разгар сталинских репрессий30. С заднего сиденья нам виден только задний силуэт девушки, одетой в голубое платье.
«Новая Москва» Юрия Пименова: Госпропаганда или вера в светлое будущее
Главный хранитель Третьяковской галереи Т. Городкова считает, что изображение женщины со спины даёт основание считать её с полным правом «Незнакомкой» советского периода. Его холсты помогают нам понимать поэзию прозы. Так создаётся ощущение радости, свежести и весеннего настроения. Машина едет за грузовиком в сторону передовой. Пименов решает проблему композиции картины новаторски. Их подолгу можно рассматривать, хотя в них ровным счетом ничего не происходит. Слева — гостиница «Москва» (архитекторы А. И. Савельев, О. А. Стапран и А. В. Щусев, 1933—1935). Сталинская реконструкция Москвы, которую еще называют «градостроительной мясорубкой» должна была сделать столицу витриной коммунистических идеалов и социалистического образа жизни.
Шелест новых платьев. Машина наполовину срезана нижним краем холста, она стремительно «въезжает» в картину. Они заставляют нас властью своего искусства понимать всю огромную значимость слов – непреходящее в преходящем. В такой связи «настоящее – будущее», в которой настоящее, по сути, не имеет собственного содержания, – содержится (содержался) тот мобилизационный потенциал, который выгодно отличает советскую утопию от утопии неолиберального типа с её темой Конца истории и замыкании реальности на настоящем. По его мнению, художник оказывается инструментом этого самоутверждения.
Картина Новая Москва Юрия Пименова
Особенно страшно равнодушие, рождающее серость. Она сравнивает её с натюрмортами Ильи Машкова, которые представляют предметы на «обозрение» зрителя. Угол дома справа (на нём большая белая буква «М») — наземный вестибюль станции метро «Охотный Ряд», открытый в 1935 году в перестроенном по проекту архитектора А. Н. Чечулина старом доме. Выставка открылась с полугодовым опозданием 18 марта.
Художник практически всегда писал именно её, а не профессиональных натурщиц. Когда же лицо не видно зрителю, то происходит универсализация образа Женщины28. Натурщицей для художника стала его супруга Наталья Константиновна. Сюжеты картин Ю. Пименова очень своеобразны. Это – комплекс ближайших задач, которые призвано решить общество.
Художник Юрий Пименов иего картина «Новая Москва»
Вторая половина 1930-х. Реальный факт размывается в идеологической конструкции. Но как гостеприимный хозяин, художник широким жестом распахивает перед нами свой город и зритель просто любуется Москвой, чувствуя ее неповторимое очарование.
Как-то один зритель на выставке спросил меня: «Вот вы изображаете всяких девчонок, в комбинезонах замазанных, дороги со следами шин, с колеями такими прорытыми, какие-то трубы, еще вот такие вот вещи А что вы пишете для себя. » И этот зритель, вероятно, не поверил мне и был очень удивлен, когда я ему ответил, что, в общем-то, мне иногда и приходилось иногда по заказу, скажем, для театра делать эскизы декораций красивых парков, рисовать какие-то озера, красивые такие вещи А вот этих вот замазанных девочек, эти вот изъезженные дороги – вот это я делал для себя. Сюжеты картин Ю. Пименова очень своеобразны. Художник запечатлел площадь Свердлова, на заднем плане – силуэты гостиницы «Москва» и дома Союзов. Художник как бы приглашает зрителя посмотреть на утренний город глазами девушки. На заднем плане высятся новые здания гостиницы «Москва» и Дома Совнаркома СССР26.
Пространство в этой картине лишено непрерывности. Они пронизывают цветовую поверхность картины, создавая ощущение единой атмосферы. Мне он казались настоящей поэзией времени. И это не только красивые слова. Лето.
Юрий Пименов: картина «Новая Москва»
Справа расположился Большой театр, Дом Союзов, слева – гостиница «Москва». Перебегают улицу звонкие трамваи и манит глаз алая буква «М».
В «Новой Москве» (как и в большинстве других картин Ю. Пименова) господствует вертикальный разворот пространства с очень высокой панорамной точкой зрения, в то время как каждая отдельная фигура изображена как бы параллельно целому. Героиня – за рулем первого легкового советского автомобиля Газ-А.
Вдалеке мерцают огоньки («Огни университета», 1951), школьница, склонив голову, делает уроки в желтом круге лампы. К нему пришло признание. Тема ВКП (б) здесь лишена эффекта «избыточного присутствия» – улица, на которой ПРОСТО РАЗМЕЩЕНЫ плакаты красного цвета САМА свидетельствует о «руководящей и направляющей» силе советского общества. Перебегают улицу звонкие трамваи и манит глаз алая буква «М». Художник использовал в построении композиции пропорции золотого сечения.
Репродукция картины "Новая Москва (Юрий Иванович Пименов)"
Особое восхищение вызывали у него «мягкие каштановые волосы». Ширится улица, по сторонам которой высятся новые огромные здания.
Воронович отмечала сходство композиции картины с кадром из фильма «Светлый путь» Григория Александрова (1940) — советская Золушка в исполнении Любови Орловой на автомобиле взмывает в небеса и парит над Москвой13. Но это сложная простота. Героиня сидит за рулём открытой машины типа «Фаэтон». В определённый срок комиссии представлялась картина. После того как художник выбирал тему и эта тема утверждалась, он представлял эскиз. 1900—2000» в 2004—2005 годах в столицах двух государств14.
Галина Кириллова отмечает, что для картины характерна демонстративность, словно художник «широким жестом гостеприимного хозяина решил показать нам город». При этом, плавные ритмы полотна сообщают ему покой и уверенность24. Станковая, реалистическая живопись Пименова предельно проста. Это – психология Пименова, смысл его художнической судьбы.
Пименов Юрий (Георгий) Иванович
На переднем плане автор изобразил кабриолет, за рулем которого сидит молодая женщина. И только когда я присмотрелась и удела открытый кабриолет и абсолютно сухую женщину, то поняла, что ошиблась. но большое видится на расстоянии. Автор картины Пименов Юрий Иванович в работе «Новая Москва» изобразил и соединил в одно целое бытовой жанр с городским пейзажем. И если идеология говорит, что настоящего нет, оно растворено в грядущем будущем, то реализм это настоящее демонстрирует непосредственно реалистическое изображение само по себе есть изображение ситуации, развёртывающейся в режиме «здесь и сейчас».
Она уверенно держит руль и с профессионализмом управляет машиной. Но номенклатурный мир в 30-х годах — мужской. Элемент жертвенности и трагичности в картине отсутствует. Многозначительным и характерным явлением «Новой Москвы» (как вообще новой жизни) становится и женщина за рулем. Третий раз Юрий Пименов возвратился к этой теме в 1960 году, когда ему была заказана копия картины «Новая Москва». Меньшинство лишь слегка опережает время.
Художник Юрий Пименов – Новая Москва
Всё, что не подлежало переносу и могло мешать движению транспорта, сносили. Волосы женщины отливают «золотой рыжиной», дополняются бледно-лиловым цветом платья2. Именно по направлению к ней с площади Свердлова (ныне — Театральной) направляется легковой автомобиль. Общество ориентировано на удовлетворение по сути простейших жизненных потребностей соответственно и «потребительская корзина» этого общества ограничена набором весьма простых продуктов потребления. У Пименова мы не чувствуем напряженностиитайной тревоги. Этот приём дает возможность создать атмосферу беспрерывного на столичной улице. В 1931 году здесь был открыт кинотеатр «Востоккино».
После этого художник получал аванс и начинал работать. Запах дождя и горячего асфальта. А это нелегко. Для партийной номенклатуры «прыжок в «завтра» уже состоялся.
Невидимость женского лица оборачивается в «Новой Москве» универсализацией образа Женщины как таковой. А неясные образы и слегка размытые силуэты придают чувство безвременности и легкости. Пейзаж площади Свердлова в Москве, запруженной машинами и пешеходами.
Свежесть цветущего сада. Инвентарный номер в коллекции Третьяковской галереи— 277071.
Ширится улица, по сторонам которой высятся новые огромные здания. Справа остаются сквер Большого театра, Дом Союзов, Дом Совета Министров слева — гостиница «Москва». Пространство картины «Новая Москва» стремительно сужается к центру, что заставляет зрителя, не задерживаясь на переднем плане взглядом, перевести его на второй план — на постройки новой Москвы. Пестрит людская толпа. Техника исполнения картины масляная живопись по холсту.
Думается, в блоковских строках – разгадка молодости и долголетия пименовского таланта, который с годами только набирал силу и остроту. Тишина и томление весны.
Быстрый бег автомобиля, светлые краски, обилие воздуха, широта пространства – картина источает оптимизм и надежду на светлое будущее. Художникам предоставлялся cписок тем для ознакомления, они могли выбрать понравившуюся. Сам мастер сформулировал свою главную художественную идею как показ «необыкновенности обыкновенного»: «Мир полон поэзии и красоты, которую мы подчас не замечаем.
Справа остаются сквер Большого театра, Дом Союзов, Дом Совета Министров слева – гостиница «Москва». Многозначительным и характерным явлением «Новой Москвы» (как вообще новой жизни) становится и женщина за рулем.
Среди возможных вариантов она называла Лилю Брик, которая получила первой из советских женщин водительские права в 1929 году31, но её автомобилем был «Рено», Любовь Орлову или одну из балерин Большого театра (автомобиль проезжает как раз мимо него)4. Одной из главных особенностей этого образа оказывается невидимость лица. Все такое размытое, нечеткое, много вертикальных линий и зеркальное сияние асфальта. Он всегда увлекался всем новым, нет — новейшим и наисовременным. Шепот притихшего зала.
Футболка «Новая Москва» Юрий Пименов
Сюжет картины – женщина за рулём автомобиля – довольно редкое явление для тех лет. Найденное Пименовым композиционное решение, когда изображение похоже на кадр, было своего рода новаторством. «Размытое видение» из-за недавно закончившегося дождя делает образ будущего не вполне конкретным (образ коммунизма в советской идеологии также не был конкретен)28. Сергей Иванников попытался определить социальную принадлежность героини картины.
С идейными стратегиями соцреализма его объединяет, пожалуй, установка на фиксацию нового. Формально соответствуя ряду идеологических постулатов, «Новая Москва» убеждает зрителя в том, что роскошь, недоступная социальному большинству сегодня, станет ему доступной завтра и в то же время происходит скрытая легитимация реального неравенства возможностей: то, что сегодня доступно немногим, – это лишь (малая) часть того, что завтра будет доступно всем. Среди машин едут автобусы. Москва 50-х-60-х: прелесть осеннего утра, убранного каплями росы, шелест новых платьев, цокот каблучков по доскам, перекинутым через лужи, пение ветра в лесах новостроек и смех девушек – штукатуров и маляров («Район завтрашнего дня» (1957). Размер— 140 170 сантиметров. Картина сразу привлекла к себе внимание и получила широкую известность11.
Размышляя у картины Юрия Пименова "Новая Москва"
Художник освобождает пространство перед машиной, открывая от края до края широкий простор. За вестибюлем метро — фасад здания бывшего Благородного собрания, а в то время — Дома Союзов. С одной стороны, ничего особенного на картине нет. «Движение в будущее — естественно и даже в чём-то обыденно». Но его полотна, посвященные Москве, особенные.
В совмещении эстетики реализма (в широком смысле) и принципов идеологической (коммунистический) утопии присутствует скрытое противоречие: если утопия требует отказа от настоящего, то реализм изначально есть свидетельство именно о настоящем. Аромат фиалок и душное дыхание солярки. К моменту написания картину уже вовсю шла сталинская реконструкция Москвы. О. М. Бескин считал, что художник изобразил на этой картине ту же женщину, которая стала героиней картины «Новая Москва».
Юрий Иванович Пименов Новая Москва, 1937
Угар и грохот московского лета. За счёт своей композиционной близости к «точке наблюдения» эта мысль обладает мобилизационным потенциалом. Пейзаж площади Свердлова в Москве, запруженной машинами и пешеходами. По-видимому и в этой теме для него своеобразно воплотилось стремление понять будущее (ведь женщина и ребенок — это действительно будущее особенно ребенок — все в нем неизведанно, все — обещание и надежда) это будущее художник всегда видит радостным, светлым, надежным. Учат нас замечать и любить прекрасное, столь обильно заключенное в мире, окружающем нас.
Этот образ будущего на картине Ю. Пименова оказывается «идеологически правильным» и ещё по ряду параметров: дорога к нему оказывается открытой и прямой, что позволяет интерпретировать её как результат РАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА в данном случае такая рациональность оказывается своеобразным «гарантом надёжности» – «мы знаем, как это будущее строить», – а красный, революционный цвет плакатов указывает и на силу, разрабатывающую этот проект. Ключевым элементом официальной интерпретации полотна стало слово «новое», вынесенное в название картины. А такое нехитрое занятие, как мытье окон, превращается в полноценный жизнеутверждающий акт («Воздух весны», 1957). Пименов ищет именно новые явления советской жизни, а кто ищет – тот, как правило, находит.
Закон об ограничении новостных агрегаторов одобрен в Кремле
После первого плана, мы переключаемся на второй план и вот он для автора важнее, ведь и название картины не девушка в кабриолете, а «Новая Москва». Активно искали и, конечно, находили «врагов народа», которых затем уничтожали или изолировали от достойных представителей пролетариата. Иванников сопоставляет картину с идеей Л. Д. Троцкого о «высшим классе» в СССР как «новой буржуазии» и считает, что на на картине Пименова представительница этого класса и является «культурным» героем – потребление роскоши является актом демонстрации и самоутверждения29. В книге «Земное искусство» он отмечал: «В моей жизни жена всегда моя лучшая модель, — вспоминая свои работы, сделанные за многие годы, я вижу то её фигуру, то её волосы или руки». Вместо солнечной и мирной Москвы на полотне предстаёт зимняя дорога. Социалистический реализм был яркой страницей в истории русской живописи.
Что, собственно, особенного, в сюжете «Новой Москвы». То разверзаются над ним хляби небесные («Проливной дождь», 1957), то предстает столица свежей и чистой. В первый раз Пименов обратился к изображению причёски жены со спины в этюде «Золотое платье» (1936, холст, масло, 55 х 45, собрание М. Г. Пименова)23.
Постер на подрамнике «Пименов – Новая Москва» (арт: -1)
Здание слева — бывшая гостиница «Континенталь» (открыта в 1887 году в здании, перестроенном архитектором А. П. Белоярцевым она была снесена в конце 1960-х — начале 1970-х). Метафоричность языка Пименова – это цепь открытий длиной в полвека. Звонок телефона, обещающий разлуку. Что, собственно, особенного, в сюжете «Новой Москвы».
Словом, как это ни грустно, такова логика жизни. Позднее Пименов очень увлекся темой женщин и детей. Или же просто приходит весна и вместе с природой оживает все вокруг — и дома и люди. Сочетание теплых и холодных цветов привносят в композицию желанную гармонию. Этот образ воспринимался современниками как символ новой жизни.
И эта искренность дала егоработам долгую жизнь. Радость зимнего вечера, синего, синего, манящего теплыми огнями окон. В 1944 году художник снова запечатлел девушку водителя спиной к зрителю на картине «Фронтовая дорога» (Государственный Русский музей). Рисунок, цвет, композиция ясны. «Новые воздвигающиеся здания, быстрый бег автомобиля, светлые краски, обилие воздуха, широта пространства и кадровость композиции – все проникнуто оптимистическим мироощущением, характерным для того времени».
Она осуществляет связь между миром Будущего и сферой Желания в подсознании зрителя. Картина создавалась летом 1937 года для выставки «Индустрия социализма», которая должна была открыться 8 ноября 1937 года к 20-летию Cоветской власти и к окончанию II пятилетки. Атмосфера картины «лирична» – жизнь уже комфортна для представителей номенклатурного меньшинства. Женщина изображена со спины, но легко узнаваема.
Это художественное кредо Ю. И. Пименов располагает «новое» (современные высотные здания) за зданиями старыми – но «помеченными» революционной атрибутикой. Пение ветра в лесах новостроек и смех девушек – штукатуров и маляров. Количество жертв за 19371938 годы составило около 1 млн человек. Множество хорошо различимых мазков кисти создают впечатление вибрации воздуха11. Их подолгу можно рассматривать, хотя в них ровным счетом ничего не происходит.
Картины художника Юрия Ивановича Пименова
Просто автор так изобразил свой шедевр в не ком воодушевленном смысле. Логинова считает, Пименов создаёт на полотне несколько крупных цветовых пятен, но это не ровно окрашенные одной краской плоскости, а богатые по оттенкам и цвету живописные фрагменты, которые связаны между собой общими красками — синим и холодным жёлтым. Красный цвет плакатов указывает силу, разрабатывающую этот проект.
Одной из главных особенностей этого образа отсутствие изображения лица героини. Всему этому способствует импрессионистская манера письма художника и нежный колорит картины. Будущее для неё уже наступило («Новая Москва», правда, убеждает массового зрителя, что роскошь, доступная пока только номенклатуре, станет доступной и ему в будущем). Но есть в «Новой Москве» «подтекст», который заключает в себе патриотизм Ю. Пименова — старого москвича — и гордость его за дела и свершения своей страны. Картина получила название «Москва 1960 года» (Национальный музей Таджикистана, Душанбе, холст, масло, 140 х 170). Эскиз утверждался комитетом по подготовке выставки.
И мы в большинстве своем становимся мудрыми скептиками и резонерами, которым не до цветов или закатов. Он использовал почти прозрачные оттенки цветов, перемешивая холодные и теплые тона. Наверное, молодое восприятие жизни и определило тягу его к теме новой Москвы, города, в котором он родился, учился и преобразование которого приветствовал. Первые звуки оркестра. Она с надеждой оперлась на его плечо.
Вот таким образом картина написана счастливым человеком, который влюблён в жизнь4. Вот, казалось бы и все. Когда Наталья Константиновна позировала своему мужу для картины «Новая Москва», она ждала ребёнка. Лицо конкретизирует образ, сфера Желания оказывается зависимой от случайных обстоятельств. Это придает картине гармоничного сочетания.
Новое, впрочем, бывает разным. В «Новой Москве» линии горизонта нет. Это автомобиль ГАЗ-А, производившийся по лицензии американской компании «Ford» с января 1932 года по 1936 год на Горьковском автомобильном заводе4. Картина Юрия Пименова «Новая Москва» написана в 1937 году в стиле классического реализма. Тем самым импульс индивидуальной, эротической чувственности вступает в игру символических соответствий с миром «идеологического долженствования» и эротизм индивидуального инвестирует себя – благодаря такой игре – в сферу социально значимого, усиливая тем самым чувственную притягательность этой сферы.
Охотный ряд уже не старый, он обновленный. Однажды он прочел мне отрывок из Блока: «Писатель – растение многолетнее. Его работа своеобразна. Елена Воронович видит в картине сочетание модерна (использование средств кинематографии в композиции — камера словно закреплена на заднем сидении автомобиля) импрессионизм (образ беспечной радости бытия) и социалистический реализм (изображение действительности в её революционном развитии)32.
Доказательства этого он видел в «московской повадке» героини и в том, «как чуть-чуть набок надета ушанка, как уложены волосы на затылке, в том, как складно сидит на ней военный полушубок»37. Художник писал о своём желании передавать «большие события жизни в обыкновенных прозаических положениях», «расширять границы поэтического, улавливая то новое, что приносит время и что долго остается неосознанным и незамеченным»10. Прелесть осеннего утра, убранного каплями росы. В глубине в центре — Дом Совнаркома СССР (1932—1935, архитектор А. Я. Лангман, некоторое время там располагался Совет труда и обороны)27. Молодая девушка едет по своим делам.
Советская идеология 30-50-х имела дело с ПРАВИЛЬНЫМ НОВЫМ: с тем, что меняло жизнь людей в соответствии с идейными установками и, в то же время, было символом-обещанием «новой жизни» – предвестником грядущего абсолютного общества. Половина комитета по организации выставки за это время была репрессирована по делу «право-троцкистского блока». «Новая Москва» поступила в Третьяковскую галерею в 1945 году и с тех представлена в постоянной экспозиции. Ю. Пименов не дает развернутого литературного сюжета, в нем лишь изображена со спины женщина за рулем автомобиля. Будущее сконцентрировано на близком плане. Цокот каблучков по доскам, перекинутым через лужи. Сам мастер сформулировал свою главную художественную идею как показ «необыкновенности обыкновенного» : «Мир полон поэзии и красоты, которую мы подчас не замечаем.
Это сегодня мы спокойно воспринимаем женщин за рулем. Но, с другой стороны, эту картину хочется рассматривать долго и пристально. Широкая улица, мокрая дорога. Его выпускали с 1932-го по 1936-й, пока на смену не пришла новая модель – Газ-М, модернизированная машина собственной конструкции, созданная на базе лицензионного «Форда» типа «фаэтон». Символическое искусствоведение однозначно связывает линию горизонта с темой будущего.
Сама улица говорит о «руководящей и направляющей» силе партии. И абсолютно необязательно это восприятие будет граничит с пробуждением «позитивного» чувственного импульса: отнюдь не каждое лицо порождает Желание. На выставке «Искусство и техника в современном мире» (1937) в Париже Юрий Пименов получил Золотую медаль7. Неоднократно картина демонстрировалась на крупных международных выставках, в частности на XXVIII Биеннале в Венеции в 1956 году13, на выставках «Коммунизм— фабрика мечты», которая проходила во Франкфурте и «Россия», в Музее Соломона Гуггенхейма в Нью-Йорке4, на выставке «Warszawa— Moskwa / Москва— Варшава. В «Новой Москве» такой, вынесенной вдаль, линии горизонта нет.
Юрий Пименов «Новая Москва» 1937
Снежная поземка на затемненной улице. Может сегодня никого и не удивит женщина за рулем, но в то время это был настоящий фурор. Впереди них — окраины городка с развалинами костёла36. Героиня ведёт машину, пассажир (он на голову выше её) полностью полагается на её мастерство шофёра. Реализм изображает настоящее. Произведения Ю. И.
Идеологически, конечно, все это шло под одним лозунгом созидания светлого будущего. Дорога с движущимся транспортом привлекает совершенной чистотой и даже зеркальным блеском. Произведения Ю. И. Вот, казалось бы и все. Думаю, многие оборачивались, чтобы посмотреть на это явление.
- Описание картины «Новая Москва»
- Самое интересное в виде мозаики
- Израиль как историческое европейское государство
- Партия раздора: СДПК на грани раскола
- Пенсионная реформа добьет русское село
Это художественное кредо Ю. И. Женщина кокетливо смотрит на зрителя через зеркало заднего вида36.
Вздох актрисы и колдовской свет рампы. В этом сила настоящего искусства.
- История моего пятидесятисемитства
- Серебренников: режиссерская трагедия
- Всё, что вы хотели знать о педофилии, но боялись спросить
- Власти готовятся ввести уголовную ответственность за побег с места ДТП