Задонщина Картина
Репродукция картины Задонщина, художник Маторин Виктор
Ясно была подчеркнута им перспектива падения ига («переменит Бог Орду»). Вслед за этим идет фрагмент, который также открывается обращением к русским людям. Чехова 80-х годов.
В этом отношении знаменательно, что в «Задонщине» ничего не говорится о союзниках Мамая Олеге Рязанском и Ягайле Литовском. Между списками есть серьезные разночтения. Это наводило мысль о подделке (причем прецеденты были). В описании похода и сражения доминируют речи и диалоги. Пространной летописной повести (создана в 1440-хгг. ) и, соответственно, «З» могла быть написана не ранее сер. Другая развернутая метафора сражения в Задонщине – засевание и поливание земли: «Черна земля под копыты, а костми татарскими поля насеяша, а кровию ихъ земля пролита бысть». С. К. Шамбинаго так и пишет: «Это произведение, носившее обычные названия Слова или Сказания, но получившее потом название Поведания, было написано в подражание «Слову о полку Игореве», с сохранением не только его образов и выражений, но и плана».
Например, Дмитрию Донскому на пути перед началом сражения светит солнце – так повествует «Задонщина». «Задонщина» в списке XVII векa была впервые опубликована в 1852 году В. М. Ундольским и сразу была воспринята как литературное подражание «Слову о полку Игореве»: отдельные ее выражения, образы, целые фразы повторяли и переделывали соответствующие образы, пассажи и выражения «Слова», применяя их к рассказу о победе русских войск над татарами за Доном на Куликовом поле. (Житие Стефана Пермского, Житие Сергия Радонежского, Русский Хронограф), характерной чертой которых является «экспрессивно-эмоциональный стиль». Напомним, что в «Слове» войско Игоря выходит в момент солнечного затмения («Тогда Игорь възре на светлое солнце и виде от него тьмою вся своя воя прикрыты»). Функцию багетной рамы трудно переоценить.
- Художники / Живопись / Наролина Наталья / Картины художника / Задонщина
- Идейное и художественное своеобразие «Задонщины»
- Вопросы и ответы к теме «Задонщина – выдающийся памятник литературы века»
- Задонщина — памятник героизму русских воинов
- Куликовская битва в «Задонщине» и истории
- Анализ произведения «Задонщина»
поэзии (метафоры битвы-пира и битвы-засевания земли, сравнение рус. В конце XIX века французский славист Луи Леже выдвинул гипотезу, согласно которой «Слово о полку Игореве» создано мистификатором XVIII века по образцу «Задонщины» (а не наоборот). Все шесть ныне известных списков «Задонщины» дают крайне искаженный текст и точное восстановление первоначального вида произведения— сейчас задача едва ли возможная. Замена южнорусского соловья «Слова» жаворонком очень удачна. Задонщина – эмоциональный, лирический отклик на события Куликовской битвы. Но большинство русских воинов были за переправу через Дон и решительную борьбу с врагом. (поля двух паспрату с каждой стороны по 3см. ) 8см.
Метафора битвы в речи Дмитрия Донского – пир: «Брате князь Владимер Андреевич, тут, брате испити медвяна чара, наеждяем, брате, своими полки силными на рать татаръ поганых». Совпадения текста двух произведений очень значтельны. Навстречу русскому войску направились полки Мамая. Ряд ученых исходят из положения, согласно которому Слово было написано в подражание Задонщине (французские ученые Л. Леже, А. Мазон, русский историк А. А. Зимин).
(Житие Стефана Пермского, Житие Сергия Радонежского, Русский Хронограф), характерной чертой которых является «экспрессивно-эмоциональный стиль». Происхождение «Задонщины» соотносится им с авторством Софония иерея, рязанца, названного в одном списке брянским боярином. Лихачёв). Вместе с тем автор «З» заимствовал ряд приёмов и выразит. на реке на Каяле одолеша род Афетов (т. Возникли предположения, что это «Слово. » было создано по примеру якобы последующего памятника.
Но обращение автора «Задонщины» к «Слову о полку Игореве» носит творческий характер. литературы кон. Автор подчеркивает, что цель его повести «возвеселить Рускую землю», похвалить «песньми и гуслеными буйными словесы» правнуков великих князей киевских Игоря Рюриковича, Владимира Святославича и Ярослава Владимировича.
- «Задонщина» (в рукописях имеет заглавия «Задонщина великого князя
- Краткое содержание произведения
- Картины по стилям и направлениям
- «Задонщина» : год создания, общие сведения
- Словари и энциклопедии на Академике
- Задонщина и «Слово о полку Игореве»
- Стиль «Слова о полку Игореве», отраженный в «Задонщине»
В 1362 г., восьми лет, принимает участие в походе к Переяславлю. Поэтика «Задонщины» во многом определяется ее сходством со «Словом. ». Значительно усилен в «Задонщине» по сравнению со «Словом» христианский элемент и вовсе отсутствуют языческие мифологические образы. «Задонщина». Одно из самых первых произведений, воспевших битву на Куликовом поле, «Задонщина» уже упоминалась выше в связи со «Словом о полку Игореве»). Никакими сведениями о Софонии Рязанце, кроме упоминания его имени в «Задонщине» и в «Сказании о Мамаевом побоище», мы не располагаем.
В расположении русского войска стояла тишина («и бысть тихость велия»), В стане врага слышались крики, «стук великий», как будто там передвигались обозы, строились укрепления, звучали трубы. Приведем лишь один пример.
Поэтический план «Задонщины» состоит из двух частей: «жалости» и «похвалы». Однако за персонификацией толпы (воинской массы и плачущих женщин) стоит и другое – намечающийся процесс открытия ценности человеческой личности, внимание к частной жизни конкретного человека. 12см. Памятник относится к группе произведений конца 14– 15 вв.
е. русских). Под таким названием нельзя видеть иной город, кроме Тырново, столицы Болгарии. В «З» встречаются образы и приёмы, характерные для нар. Переклички со «Словом. » обнаруживаются и на уровне отдельных приемов (перенесения в один миг повествователя из одной географической точки в другую) и сюжетных составляющих. Так оно и случилось в «похвале», когда враги бросились наутек, а русичи получили богатую добычу.
Автор се проникнут сознанием конца периода «туги» и «печали». Все это свидетельствует о возросшей роли церкви в Московском государстве. При зачине похода дается характеристика Дмитрия с братом фразеологией «Слова о полку Игореве», но вместо воззвания к соловьиному щекоту Баяна здесь читаем: «Жаворонок птица, в красные дни уже – ха. Но к радости победы примешивается печаль о потерях. Таким образом, Софоний Рязанец, бесспорно, как-то связан с памятниками Куликовского цикла. Дмитрий Иванович и Владимир Андреевич ведут борьбу «за землю Рускую и за веру крестьянскую».
- Преемственность князей Московских от князей Киевских
- Напишите отзыв о статье Задонщина
- Отрывок, характеризующий Задонщина
Но «Задонщина» не просто переписывает, переиначивает «Слово» на свой лад. Летописная повесть о побоище на Дону. Пространной редакции «З» в трёх из них текст сохранился полностью, в двух– только отрывки. Принято считать, что «Задонщина» была написана Софонием Рязанцем: это имя, как имя ее автора, названо в заглавии двух произведения. С этой же целью восхваляется и вещий Боян «гораздый гудец в Киеве». «И бесстрашно вплети две силы великиа, — говорит летописец, — сонимающеся на кровопролитие, на скорую смерть но татарьскаа бяше сила видети мрачна потемнена, а русская сила видети в светлых доспехах, аки некая великая река лиющеся».
Не вполне ясно и текстологическое соотношение сохранившихся списков Задонщины: спорят о том, представляет ли собой «краткая редакция» (отражённая в Кирилло-Белозерском списке) изначальную версию или, напротив, впоследствии сокращённую. Задонщина дошла до нас в 6 списках, самый ранний из которых, Кирилло-Белозерский (К-Б), составленный монахом Кирилло-Белозерского монастыря Ефросином в 70-80-е гг. Наступили самые драматические минуты побоища. На него и ориентировался неизвестный автор из-под пера которого вышла «Задонщина». Несмотря на героическую, бесстрашную борьбу русских, «начата татарове одолевати». И вместе с тем о новгородцах (которые, по-видимому, участия в Куликовской битве не принимали) автор «Задонщины» пишет, что они, слишком поздно узнав о походе Мамая и уже не надеясь поспеть «на пособь» к великому князю, тем не менее «аки орли слетешася» и выехали из Новгорода «на пособе» (с. СПб., 1999. Сын Гедимина, в 1345 г. стал великим князем Литовским.
В жанровом отношении это больше слава, чем плач. 15в. 380). Неудачно, однако, обращение к его пению в сентябре. е. красивого) холма.
Памятник относится к группе произведений конца 14 – 15 вв. Прославляет победу рус. В основе произведения лежат реальные события Куликовской битвы. Автор не только сопоставлял, но и противопоставлял их. Его поддержали владимирские, суздальские дружины воеводы Тимофея Васильевича Вельяминова. Упоминание «Слова. » дает ясно понять, что исключительно несогласие князей повлекло за собой беды на землю Русскую. Прилил.
Вот таким образом прозвище Рязанец нисколько не противоречит тому, что Софоний был москвичом, если только имя его не было надписано на «Слове о полку Игореве», которым воспользовался автор «Задонщины», приписав ему составление этого произведения (а также взяв оттуда гусленые и буяные словеса). Иными сведениями о Рязанцеве литературоведы не располагают. Неоспоримое доказательство подлинности «Слова. » – все эти характеристики применимы к воинской повести под названием «Задонщина». Затрубили трубы, заиграли зурны, забили барабаны. Князя видели, когда он бился то с двумя, то с тремя ордынцами. Кстати, только в списке Ефросина употребляется название «Задонщина».
Так же уровень зависит от содержания изображения. Музейский список дает понять текст списка Ундольского: надо читать «ко Торнову» (в Музейском списке – «к Торнаву»). Куликовская битва (часто называется Мамаевым побоищем) не положила предела иноземному игу на Руси (это свершится лишь через 100 лет – в 1480 г. ), но характер взаимоотношений русских княжеств с Ордой резко изменился, обозначилась главенствуюшая объединительная роль Московского княжества и московского князя.
Так как связь «Задонщины» со «Словом» вне сомнений, то версию Леже приняли все без исключения последующие сторонники версии о поддельности «Слова» (А. В "Задонщине", несмотря на ее художественную вторичность, немало поэтических находок. Обращение автора «Задонщины» к «Слову» носит творческий характер: «Автор Задонщины имел в виду не бессознательное использование художественных сокровищ величайшего произведения древней русской литературы — Слова о полку Игореве, не простое подражание его стилю (как это обычно считается), а вполне сознательное сопоставление событий прошлого и настоящего, событий изображенных в Слове о полку Игореве, с событиями современной ему действительности. Ее упоминание в «Задонщине» должно было поставить точку в споре, но.
Троицкую, Львовскую и др. ). В рассказе «Задонщины» о движении сил Мамая к Куликову полю приводится картина зловещих явлений природы: «А уже беды их пасоша птицы крылати, под облакы летают, вороны часто грают, а галици свои речи говорять, орли хлекчют, а волцы грозно воют, а лисицы на кости брешут» (с. его переписчик и вероятный редактор– монах Кирилло-Белозерского мон. Во всех делах ему помогал брат Кейстут.
чувства, с ним связанные. Русское войско подошло к Дону 6 сентября. Утром на Куликовом поле расстилался сильный туман — «мгла великая по всей земле, как тьма». Полный размер картины складывается из размера изображения, паспарту (если оно добавлено) и ширины багета. И те и другие символически противопоставлены в «Задонщине».
В «Задонщине», по сравнению со «Словом», чаще употребляются образы церковной поэтики («за землю, за Рускую и за веру крестьяньскую», «воступив во златое свое стремя и взем свой мечь в правую руку и помолися богу и пречистой его матери» и т. п. ). Андрей Полоцкий ведет беседу с Дмитрием Брянским, Дмитрий Иванович — с Владимиром Андреевичем, храбрый Пересвет разговаривает с Ослябей, Дмитрий произносит торжественную речь «на костех» после одержанной победы. поганые татаровя, бусормановя. Это предположение согласуется с гипотезой акад.
Ведь во всех русских городах прозвища «рязанец», «володимерец» и т. д. давались тем людям, которые осели в чужом городе. В эту эпоху наступил великий этап общественного самосознания». В. Творогов) отмечали, что пассажи в «Задонщине», параллельные «Слову», не всегда логично вписываются в повествование и содержат много несообразностей, легко объяснимых при традиционном подходе, но маловероятных при версии о вторичности «Слова». Рассказывает о победе русских войск, возглавлявшихся великим князем Московским Дмитрием Ивановичем (Донским) и его двоюродным братом Владимиром Андреевичем, над монголо-татарскими войсками правителя Золотой Орды Мамая.
Сравнительно со Словом о полку Игореве Задонщина гораздо более «абстрагирует» и «психологизирует» действие, многие из речей, произносимые действующими лицами, носят условный характер это не реально произнесенные речи, как в Слове о полку Игореве. и моего государя къ мн. А посечено от бзбожнаго Мамая полтретья ста тысящь и три тысечи", т. е. «Задонщина» (в рукописях имеет заглавия «Задонщина великого князя господина Дмитрия Ивановича и брата его князя Владимира Андреевича», «Слово о великом князе Дмитрии Ивановиче и о брате его, князе Владимире Андреевиче, как победили супостата своего царя Мамая» и др. )— памятник древнерусской литературы конца XIV— начала XVвв. Этот всплеск совместных усилий «Власти» и общинной «Земли» был вплотную связан с освободительными устремлениями русских людей.
Изд. Это же относится и ко всем остальным вариантам литературного памятника. Они также дефектны, но позволяют литературоведам реконструировать первоначальный текст. Дата создания Задонщины неизвестна. В конце XIX века французский славист Луи Леже выдвинул гипотезу, согласно которой «Слово о полку Игореве» создано мистификатором XVIII века по образцу «Задонщины» (а не наоборот). Так как связь «Задонщины» со «Словом» вне сомнений, то версию Леже приняли все без исключения последующие сторонники версии о поддельности «Слова» (А.
А. Д. Седельников написал интересную статью, в которой связывает «Задонщину» с псковской письменностью, но доказательства его шатки и стоят далеко от самого текста «Задонщины». XVI в., остальные – XVI- XVII вв. ). Сторона Б 40см. «И выидоша в поле чисто на усть реки Непрядвы исполчнвея» — русские воины во главе со своими воеводами, как говорит летопись, стали готовиться к сражению. (поля двух паспрату с каждой стороны по 3см. ) 8см. В «Задонщине» выражено поэтическое отношение автора к событиям Куликовской битвы.
А татарские сторожевые отряды уже столкнулись с русской сторожей. Имя Софония Рязанца упоминается и в самом тексте «Задонщины» и характер этого упоминания таков, что в Софонии Рязанце следует скорее всего видеть не автора «Задонщины», а автора какого-то не дошедшего до нас поэтического произведения о Куликовской битве, которым, независимо друг от друга, воспользовались и автор «Задоншины» и автор «Сказания о Мамаевом побоище». А в них сияли сильные доспехи злаченые, а гремели князи русские мечьми булатными Окончание рассказа о битве в Задонщине – сетования татар, бегущих с поля сражения и упоминание о бегстве Мамая, который укрывается в генуэзском городе Кафе (ныне Феодосия) в Крыму выходцы из Генуи, населяющие Кафу, укоряют Мамая за поражение и бесславие, противопоставляя ему победоносного хана Батыя, покорившего Русскую землю. Правильно подобранная рама может многократно увеличить восприятие от картины в целом, как и наоборот, неграмотно подобранный багет может на корню испортить весь вид работы и убить весь художественный замысел. 5 списков (наиболее ранний относится к концу 15 – началу 16 вв., остальные составлены в конце 16 и в 17 вв. ) содержат текст так называемой Пространной редакции Задонщины в трех из этих пяти списков текст сохранился полностью, в двух – только отрывки.
В «Слове о полку Игореве» выступление войск Игоря в поход сопровождается солнечным затмением («Тогда Игорь възре на светлое солнце и виде от него тьмою вся своя воя прикрыты»). М. – Л., 1966 Памятники литературы Древней Руси: XIV – середина XV века. С момента Мамаева побоища наступил перелом в судьбе Русской земли: «Снидемся, братия и друзи и сынове рускии, составим слово к слову, возвеселим Рускую землю и возверзем печаль на восточную страну» (с. СПб, 1998 Библиотека литературы Древней Руси, т. 6, XIV – начало XV века.
Здесь и точные хронологические выкладки ("А от Калатьские рати до Момаева побоища прошло 160 лт") и реалии топографического порядка ("У Дону стоят татаровя поганые и Момай царь на реки на Мечи, межу Чюровым и Михайловым. Попытка заключить союз с ханом Джанибеком против Москвы в 1349 г. была неудачной. Уже во введении это сопоставление выражено ярко и имеет глубокий смысл. Так, новгородцы сетуют на то, что они не поспевают на помощь Дмитрию. Для "Задонщины" характерен радостный, мажорный настрой. По мнению Д. С. Лихачева, "это почти официальная реляция о плаче жен. А. А. Шахматова о существовании несохранившегося Слова о Мамаевом побоище.
Самый ранний из них, содержащий сокращенный текст произведения (так называемую Краткую редакцию), датируется 1470-ми его переписчик и вероятный редактор – известный древнерусский книжник, монах Кирилло-Белозерского монастыря Евфросин. Им предшествует небольшое вступление. Автор Задонщины мог воссоздать структуру Слова о полку Игореве: воспоминание о певце Бояне и его песнях – выступление русского войска в поход – ободряющая речь князя – зловещие природные явления (знамения) – битва – плач (Ярославны в Слове о полку Игореве, русских жен в Задонщине) – укоризна чужих народов предводителю, проигравшему битву. «Задонщина» (в рукописях имеет заглавия «Задонщина великого князя господина Дмитрия Ивановича и брата его князя Владимира Андреевича», «Слово о великом князе Дмитрии Ивановиче и о брате его, князе Владимире Андреевиче, как победили супостата своего царя Мамая» и др. ) – памятник древнерусской литературы конца XIV – начала XV вв. В Задонщине зловещие знамения предвещают поражение не русским, как в Слове о полку Игореве, а татарам горе распространяется не по Русской земле, а в татарском войске иноземцы (генуэзцы из Кафы) корят за поражение не князя Игоря, а Мамая. Соответственно, автор Задонщины мог заимствовать из Слова о полку Игореве, а не наоборот. Рассказывает о победе русских войск, возглавляемых великим князем Московским Дмитрием Ивановичем (Донским) и его двоюродным братом Владимиром Андреевичем, над монголо-татарскими войсками правителя Золотой Орды Мамая.
Автор же «Слова. » (кстати, тоже безымянный) упоминает затмение в качестве дурного предзнаменования. Находившийся среди воинов передового полка Дмитрий Иванович «прежде всех стал на бой и впереди с татарами много бился». М. Н. Тихомиров, В. Ф. Ржига, Л. А. Дмитриев. ева жена Марья да Михаилова Окс. – А. Р. ) быть, нежели полоненым от поганых татар».
Во вступлении также подчеркивается оптимистический лад повести, указывается, что Москва – как нынешний центр государственности – является продолжением Киева и т. д. Первая часть произведения – это «жалость». Нет никакого сомнения, что «Задонщина» имеет в виду битву на Калке, с которой была спутана битва на Каяле, прославленная в «Слове о полку Игореве». И. Глазунова. Разворачивается «борьба за киевское наследство», которую ведут московские князья. В полных списках «Задонщины» показано от Калатския рати до Мамаева побоища 160 лет.
Задонщина. Л. А. Дмитриев, О. П. Лихачева. В обращении к русским князьям Дмитрий причисляет их к «гнезду» великого князя Владимира Киевского.
В 1380 году русские войска под предводительством великого князя московского Дмитрия Ивановича (1350-1389) нанесли сокрушительный удар по полчищам правителя Золотой Орды Мамая. Начало бед Русской земли автор «Задонщины» ведет с злополучного сражения на Каяле и битвы на Калке: «. Во-первых, в Задонщине упомянута столица Болгарского царства город Торнава (Тырново), до которого доходит весть о славной победе, одержанной Дмитрием Донским. Например, если вы выбрали размер изображения 30х40см., 2 паспарту по 3см.
«Задонщина» дошла до нас в 6 списках. 8 сентября 1380 г. на Куликовом поле (местность в пределах Тульской обл., расположенная в верховьях р. Дона, в месте впадения в него р. Непрядвы, в 1380 г. – дикое поле – незаселенная степь) произошла битва коалиции русских князей, возглавляемой великим князем московским Дмитрием Ивановичем, с монголо-татарским войском, усиленным наемными отрядами, под водительством ордынского правителя Мамая. князей и воинов с соколами и орлами и др. ).
Беря за образец для своего произведения «Слово», он, как пишет Д. С. Лихачев имел в виду не простое подражание стилю своего образца, «а вполне сознательное сопоставление событий прошлого и настоящего, событий изображенных в «Слове о полку Игореве», с событиями современной ему действительности. Им предшествует вступление, с помощью которого автор настраивает читателя на особый, торжественный лад, а также сообщает ему истинные цели, которые преследует создание «Задонщины». XV в., представляет собой переработку только первой половины первоначального текста. Краткую редакцию), датируется 1470-мигг. Особый подражательный характер «Задонщины» и ее небольшие размеры не дали ее автору возможности широко развернуть московские мотивы, но и без того «Задонщина» может считаться памятником московской литературы по преимуществу, каково бы ни было происхождение автора.
А. А. Зимин, Б. М. Клосс, Л. Ф. Кузьмина, В. А. Кучкин (издание текста по Кирилло-Белозерскому списку и по спискам Пространной редакции – Синодальному, В. М. Ундольского и Государственного Исторического музея). Это не могло не отразиться в творчестве, в памятниках литературы. Как отмечает Д. С. Лихачев, «в сближении событий прошлого и настоящего — пафос исторического замысла «Задонщины». Автор «Задонщины» многие из таких образов упрощает, его поэтические средства, восходящие к поэтике устного творчества, ближе к своим прообразам. В сводном тексте С. К. Шамбинаго интересующий нас отрывок, переставленный им на другое место, звучит так: «Шибла слава к морю, чу и к Кафе и ко Царю граду, что Русь поганых одолеша».
Принимал участие в битвах с Тевтонским орденом при р. Стреве (к западу от Тракай, 1348) и при Рудвее (1370). Самый ранний, дошедший до нас, ученые датируют 1470-ми годами. Они прорвались к тому месту, где в богатом великокняжеском одеянии стоял Михаил Бренк. На это имя указывает текст «Задонщины» и другого произведения – «Сказания о Мамаевом побоище». Но Тырново было завоевано турками в 1393, а значит Задонщина, скорее всего, была написана до этого времени. средств из «Слова о полку Игореве», соединив их с элементами т. н. 386). и принадлежит перу известного книжника того времени Ефросина.
Новаторство и художественное мастерство. Национальное своеобразие воспитания. Рассказы А. П. Ряд оригинальных эпитетов «Задонщины» явно народно-устного происхождения: типичное для былинного стиля словосочетание «таково слово», «быстрый Дон», «сырая земля» и некоторые другие. Источники: Повести о Куликовской битве.
В 1358 г. умер старший брат Владимира, Иван и пятилетний Владимир cmaл князем. Так, в слове появляются московские «болярыни», жены погибших воевод: жена Микулы Васильевича – Марья, жена Дмитрия Всеволожского – тоже Марья, Федосья – жена Тимофея Валуевича, Марья – Андрея Серкизовича, Оксенья (или, по списку Ундольского, Анисья) – жена Михаила Андреевича Бренка. Ничего этого не описывается в «Задонщине». У места переправы князь Дмитрий оставил Тимофея Васильевича — он должен был встретить и привести еще не подошедшие «пешиа рати или конныа». Его брат, брянский князь Дмитрий Ольгердович командовал резервом.
Оно также послужило предпосылкой для объединения княжеств вокруг центра, Москвы, что знаменовало зачатки будущего государства. За это же высказались и основные полководцы. М., 1959 «Слово о полку Игореве» и памятники Куликовского цикла. По известиям 16 века, его дважды сбивали с коня. «На Русской земле веселье и ликованье». 380).
В Коломне, на Девичьем поле, согласно «Сказанию», Дмитрий на смотре войска назначил в полки князей и воевод. Князья в «Задонщине» согласны и послушны, притом безымянны, за исключением Дмитрия с братом и двумя Ольгердовичами. е. русских, — Л. Д. ). Лишь два списка содержат полный текст, во всех списках много ошибок и искажений. Москвич не писал себя москвитином в Москве, а звал себя так в другом месте. Лихачев отмечает далее однообразие стилистич.
Д. С. Лихачев так характеризует его особенности: «Черты нового стиля могут быть отмечены в Задонщине, живописующей события Куликовской битвы «буйными словесы»., уж не вижу своег государя Тимофея Волуевича в живот. Однако Софоний Рязанец называется и автором «Сказания о Мамаевом побоище» в целом ряде списков основной редакции «Сказания». Произведение «Задонщина» очень неоднородно по стилю. Точная дата создания «Задонщины» неизвестна: она могла быть написана между датой самой битвы и концом XV века, к которому относится самый ранний сохранившийся список (Кирилло-Белозёрский).
Настоящее переплетается с воспоминаниями о прошлом. 20 августа войско двинулось северным берегом Оки на запад к устью Лопасни. Мамай бросил свою дружину и бежал с поля битвы. последний ссылается на Софония как на поэта или певца своего времени, творчеству которого он склонен был подражать. Прославление победы русских войск над неприятелем – такую сюжетную канву имеет «Задонщина».
В «Задонщине» значительно больше, чем в «Слове», образов церковно-религиозного плана: «За землю за Рускую и за веру крестьяньскую», «воступив во златое свое стремя и взем свой мечь в правую руку и помолися богу и пречистой его матери» и т. п. Автор «Слова о полку Игореве» обращался к средствам устной народной поэтики и перерабатывал их творчески, создавая свои оригинальные поэтические образы на фольклорном материале. В пути с ними соединились «остаточные» отряды. Самый ранний из них, содержащий сокращённый текст произведения (т. н. Усилена экспрессивность изложения. Напротив, нынешняя победа представлена как «эхо» великих деяний стародавних князей.
Таково было расположение русского войска на правом берегу Непрядвы. (текст в реконструкции Л. А. Дмитриева). Д. С. Лихачев так характеризует его особенности: «Черты нового стиля могут быть отмечены в Задонщине, живописующей события Куликовской битвы «буйными словесы».
По сравнению со «Словом» «Задонщина» более абстрагирует и «психологизирует» действие. Повесть состоит из двух частей. Кто написал ее – вопрос спорный и вряд ли решаемый. Множество князей и воевод положили головы в битве, «погибло всей дружины 250 тысяч, а татар бесчисленное множество». Рассказывает о победе русских войск, возглавлявшихся великим князем Московским Дмитрием Ивановичем (Донским) и его двоюродным братом Владимиром Андреевичем, над монголо-татарскими войсками правителя Золотой Орды Мамая. Сказание о Мамаевом побоище : ил.
382) к московскому князю. 253 тыс. Непонятное в списке Ундольского – «Караначи» (в Синодальном – «к Ворнавичом») обозначает «к Орначу», под которым надо понимать Ургенч в Средней Азии.
После победы над Мамаем наступил перелом в судьбе Русской земли: «Снидемся, братия и друзи и сынове рускии, составим слово к слову, возвеселим Рускую землю и возверзем (отбросим, закинем) печаль на восточную страну». Описывая выступление Дмитрия Донского в поход, автор «Задонщине» говорит, что «солнце ему ясно на встоце (востоке) сияет и путь поведает». Неуклюже смотрится картина большого размера обрамленная в узкую раму. Страшная картина открылась Дмитрию и Владимиру на поле Куликовом. А между тем ряд штрихов, разбросанных в «Задонщине», говорят о том, что автор писал ее в годы, близкие к Куликовской битве. Однако некоторые литературоведы (прежде всегоО.
386). Другие 5 списков содержат текст т. н. Совершил три неудачных похода на Москву – в 1368, 1370 и 1372 гг.
Сергия: основатель и настоятель Троицкого монастыря, по преданию, благословил поход Дмитрия Московского (прозванного после битвы на Куликовом поле Донским) против Мамая и, вопреки монастырским правилам, послал с воинами Дмитрия на поле брани двух монахов своего монастыря – Ослябю и Пересвета. Наружность Дмитрия описывается таким образом: «Бяше крепок и мужествен и телом велик и широк и плечист и чреват вельми и тяжек собою зело, брадою ж и власы чернь, взором же дивен зело». Дмитрий Донской смотрел в будущее. Для нас важен прежде всего вопрос: когда была написана «Задонщина». Съехавшиеся русские князья обращаются с речью к Дмитрию.
Конечно, не позднейшему автору принадлежат и такие слова, описывающие грозную русскую рать: «Имеем под собою борзыя комони, а на себе золоченыя доспехы, а шеломы черкасьские, а щиты московскые, а сулицы ординские, а чары франьския, мечи булатныя». В московских летописях обычно принимали вторую дату (см. Это не поэтический плач, а официальное сообщение о плаче (своего рода коммюнике). Памятник этот замечателен не только тем, что он является неоспоримым свидетельством древности и подлинности «Слова о полку Игореве», не только тем, что он посвящен столь знаменательному событию в истории Руси, но и собственным литературным значением. Точное время создания «Задонщины» неизвестно., нопримерно кон. 14-нач. 15в.
Пронизанный единым поэтическим чувством плач Ярославны из "Слова о полку Игореве" при этом разбивается на ряд реплик, вкладываемых автором "Задонщины" в уста княгинь, боярских и воеводских жен, многие из которых названы но имени, как и их погибшие на поле брани мужья. Это было первое большое сражение русских с поработителями после установления монголо-татарского ига (1237 г. ), окончившееся полным разгромом монголо-татар. В списках встречались многочисленные описки и даже ошибки (на основании чего выдвигалась гипотеза, что памятник имеет устное происхождение, И. И. Срезневский, высказавший эту мысль первым, утверждал, будто Задонщина – особого рода народная поэма). И такое сопоставление и противопоставление мы можем проследить по всему тексту. Он призывает жаворонка и соловья воспеть славу князьям, одолевшим врагов-иноплеменников: «О жаворонок, летняя птица, красных день утеха, возлети под синее небеса, посмотри к силному граду Москве, воспои славу великому князю Дмитрею Ивановичю и брату его князю Владимеру Андреевию» «О соловеи, летняя птица, что бы, соловеи, вощекотал славу великому князю Дмитрею Ивановичю и брату его князю Владимеру Андреевичю и земли Литовскои дву братом Олгордовичем, Андрею и брату его Дмитрею, да Дмитрею Волыньскому». подг. Этим повесть существенно отличается от претекста. Повествователь вспоминает искусного певца («горазна гудца») Бояна.
У Н. К. Гудзия автором «Задонщины» является также брянский боярин, «видимо, приверженец Дмитрия Брянского, участника коалиции против Мамая, а потом рязанский священник». Настоящее переплетается с воспоминаниями о прошлом. Усилена экспрессивность изложения.
В самом тексте Задонщины о нем сказано как о человеке по отношению к автору постороннем: Аз же помяну резанца Софония. Новый список «Задонщины» включен в состав Новгородской 4-й летописи типа списка Дубровского (рукопись музейского собрания 2060). Обращение к эпохе независимости русского государства было созвучно историческому моменту: противостояние Польше и Литве в борьбе за русские земли, а также Орде переводили «борьбу за киевское наследство» в новое качество – за свободу и национальную независимость. Так, делопроизводственность проникает даже в плач московских жен. Для «Задонщины» характерно также механич.
И оттоля Руская земля седит невесела, а от Калатьския рати (Калкской битвы) до Мамаева побоища тугою и печалию покрышася». Последнее ставится под сомнение не только потому, что до внезапного обнаружения памятника Мусиным-Пушкиным в 1795 году «Слово. » в глаза никто не видывал, но и из-за необыкновенной художественной ценности поэмы. Тимоф. 2 уровень стилизации включает прорисовку крупных и средних деталей изображения.
Но большинство ученых не поддержали эту гипотезу. войск в Куликовской битве 1380. Вот таким образом на основе данных только всех вместе взятых списков можно реконструировать текст произведения. В него входят две летописные повести (краткая и пространная), "Задонщина", "Сказание о Мамаевом побоище".
Фета. Так создается композиционное «кольцо»: и во вступлении и в этом фрагменте содержится воспоминание о прежних временах, когда Русь была завоевана монголо-татарами и прошлому противопоставлено нынешнее время, когда монголо-татары терпят от русских сокрушительное поражение. Князь Дмитрий Иванович совершил молитву о погибших: «Нашли вы, братья, смерть между Доном и Днепром, на поле Куликовом, на речке Непрядве».
Когда Дмитрий выступает в поход, то «солнце ему ясно на встоце сияет и путь поведает» (с. «Задонщине» посвящен и новый труд на французском языке А. Мазона, который восхваляет ее с целью доказать, что она была источником «Слова о полку Игореве», рассматриваемого А. Мазоном как подложное произведение, составленное в конце XVIII в. В настоящее время вопрос о происхождении «Задонщины» все более привлекает к себе исследователей, тем более что найден еще новый список этого сочинения. Стоимость данной услуг зависит от уровня стилизации.
В 1393 г. возглавлял московскую рать в походе па Новгород. Багетная рама должна быть в гармонии не только с изображением, но и с паспарту и интерьером, где в дальнейшем планируется находиться картина. Последний не остался неблагодарен людям, которые так сильно хотели ему добра доказательством служат следующие места жития его, обнаруживающие всю степень влияния бояр на события Дмитриева княжения. Если в Слове жены русских воинов упомянуты в общей массе, как поэтический образ, который должен характеризовать тяжесть утрат (Жены руския въсплакашась, аркучи: Уже намъ своихъ милыхъ ладъ ни мыслию смыслити, ни думою сдумати, ни очима съглядати, а злата и сребра ни мало того потрепати), то привыкший к деловой точности и чинопочитанию московской бюрократии XIV – XVI вв. 3 уровень стилизации под живопись включает обработку всех объектов изображения. М., 1981 Сказания и повести о Куликовской битве.
А. Кучкин), согласно которой битва происходила на левом ее берегу. Автор «Задонщины» вопреки исторической правде стремился показать полное единение всех русских земель в борьбе с Мамаем. Сопоставление прошлого с настоящим, событий, описанных в «Слове», с событиями 1380 г. идет с самого начала и на протяжении всего текста. Нашим выводам как будто противоречит указание на Софония Рязанца как на автора сказания.
В 1363 г. разбил татарские войска у Синих Вод. с каждой стороны) 50см. Восстонала земля «татарская», бедами и «тугою» покрывшись, а по Русской земле простерлось веселие и буйство. Памятник сочетает в себе черты похвального слова (прославление князей Дмитрия Ивановича Донского и Владимира Андреевича Храброго) и плача по убитым ратникам.
Известно 6 списков Задонщины. Значение нового списка понятно само собой, если принять во внимание, что из известных списков этого произведения два относятся к XVII в., один (неполный) – к XV в. Наш список середины XVI в. самый полный и исправный, в основном сходный со списком Ундольского. Микулу Василевич. Исследователи говорят о Куликовском цикле, куда входит и интересующее нас произведение.
По мнению большинства исследователей, Слово о полку Игореве было написано в конце 12 в. (возможно, в 1187). Подг. (ширина профиля багета по 4 см. Славный памятник словесности, высокохудожественное творение.
Его рассказ (как и в «Слове о полку Игореве») переносится из одного места в другое: из Москвы на Куликово поле, снова в Москву, в Новгород, опять на Куликово поле. Но это осталось в прошлом, сейчас же была одержана победа над завоевателями. Поэтический стиль плача резко диссонирует с делопроизводственной точностью. Автор при этом сознательно проводит параллель со «Словом. », однако обращение к великому памятнику объясняется отнюдь не слепым подражательством, а намеренным сопоставлением настоящего и прошлого (причем не в пользу последнего). После Куликовской битвы Москва из центра сильнейшего княжества северо-востока Руси стала признанной национальной столицей, объединяющей вокруг себя русские земли. Большинство исследователей интересовались вопросом о подражательности этого памятника, связанного со «Словом о полку Игореве».
Впрочем имеется точка зрения (В. Но, несмотря на тяжелые потери, большой полк не дрогнул, стоял насмерть. Характер имеющихся списков также не был удовлетворительным. Трепетали на ветру знамена. Все шесть ныне известных списков «Задонщины» дают крайне искажённый текст и точное восстановление первоначального вида произведения – сейчас задача едва ли возможная. Отметим некоторые черты поэтики «Задонщины», характерные для нее и отличающие ее от «Слова о полку Игореве».
«Задонщина» (в рукописях имеет заглавия «Задонщина великого князя господина Дмитрия Ивановича и брата его князя Владимира Андреевича», «Слово о великом князе Дмитрии Ивановиче и о брате его, князе Владимире Андреевиче, как победили супостата своего царя Мамая» и др. ) – памятник древнерусской литературы конца XIV – начала XV века. Как уже было сказано, «Задонщина» ценна еще и тем, что является доказательством подлинности «Слова». Он храбро сражался и пал в бою.
Однако некоторые литературоведы (прежде всего О. В. Творогов) отмечали, что пассажи в «Задонщине», параллельные «Слову», не всегда логично вписываются в повествование и содержат много несообразностей, легко объяснимых при традиционном подходе, но маловероятных при версии о вторичности «Слова».
официальной московской бюрократии". Дмитрий Иванович «повелел полкам своим выступати». «Задонщина» «стилистически неоднородна» : наряду со «стилистическим слоем, близким к Слову о полку Игореве и буквально повторяющим его отдельные элементы», в ней присутствуют иные, чуждые Слову стилистические слои – «делопроизводственного характера» и «фольклорный, связанный с позднемосковским фольклором».
делового стиля (подробные указания места и времени сражения, числа воинов, длинный перечень убитых князей и бояр), что дало основание определить «З» как «нестилизационное подражание» «Слову о полку Игореве» (Д. С. – 263 с. Куликовская битва произошла на Куликовом поле 8 сентября 1380 года. Как и автор "Слова", создатель "Задонщины" обращался к образам и средствам устной народной поэзии, но в "Задонщине" поэтические пассажи, восходящие к фольклору, упрощены, в то время как в "Слове" они ближе к своим устным прообразам.
То ти ступишася руские удалцы с погаными татарами за свою великую обиду. (текст в реконструкции Л. А. Дмитриева). Во-вторых, в тексте произведения есть указание, что от битвы на реке Калке (1223), первого столкновения русских с монголо-татарами, до победы на Куликовом поле прошло 160 лет. А. Д. Седельников обратил внимание на сходство этого имени с именем рязанского боярина из окружения рязанского князя Олега – Софония Алтыкулачевича (Олег Рязанский в 1380 г. собирался выступить на стороне Мамая). Враги подрубили древко великокняжеского знамени.
Например, если изображение содержит множество мелких объектов (пейзаж), то минимальный уровень стилизации будет вторым. Эта услуга особенно актуальна, при заказе фото-коллажей (вставки лиц) в портреты, оригиналы которых были написаны маслом. Часам к 11 утра туман, наконец, рассеялся. Внимание историков литературы давно было обращено на «Задонщину» и тем не менее нельзя сказать, чтобы итоги изучения ее были вполне удовлетворительными. Автор «Слова о полку Игореве» обращался к средствам устной народной поэтики и перерабатывал их творчески, создавая свои оригинальные поэтические образы на фольклорном материале.
Для конца 14 и начала 15 вв. Весь текст «Задонщины» соотнесен со «Словом о полку Игореве» : тут и повторение целых отрывков из «Слова» и одинаковые характеристики и сходные поэтические приемы. В нем находим слова: «А слава шибла к Железным вратам, к Караначи, к Риму и к Сафе, по морю и к Которнову и оттоле к Царюграду». и багет с шириной профиля 4см., то полный размер картины будет равен: Сторона А 30см. Постановка новых политических проблем повлекла за собой и новые подходы к их решению.
«Сильный», «славный», «каменный» город Москва, быстрая река Москва стоят в центре внимания автора. Мазон и его группа, А. А. Зимин, К. Трост и его группа, Э. Кинан). Есть предположения, что автором был Софоний Рязанцев. Причины подражания, в первую очередь, культурно-исторические. Влияние деловой письменности в "Задонщине" проявляется даже в плаче русских жен по убитым.
Известно 6 списков «З». Идейно и тематически близки к циклу жития Дмитрия Донского и Сергия Радонежского. «Задонщина» в списке XVII векa была впервые опубликована в 1852 году В. М. Ундольским и сразу была воспринята как литературное подражание «Слову о полку Игореве» : отдельные её выражения, образы, целые фразы повторяли и переделывали соответствующие образы, пассажи и выражения «Слова», применяя их к рассказу о победе русских войск над татарами за Доном на Куликовом поле.
Использование поэтического плана и художественных приемов «Слова о полку Игореве» в «Задонщине» обусловлено всем идейно-художественным замыслом этого произведения, где сознательно сопоставлялись события прошлого с событиями современными: если «Слово» призывало русских князей к единению для борьбы со «степью», то «Задонщина» прославляла единение русских князей, благодаря которому и была одержана победа над чужеземцами. в) Этапы развития философии прав человека: гражданские права, государство всеобщего благоденствия, право на своеобразие. Жанровое своеобразие спортивного дискурсаЖитие Александра Невсегого» Жанровое своеобразие, образ Александра. Идейно-художественное своеобразие романа «Кукла»Лексико-фразеологическое своеобразие стиляМотивы лирики А. А. Созвучие произведений имеет свои серьезные причины и неправомерно рассматривать действия автора Задонщины лишь как «литературное подражание», то есть вписывать их в систему эстетических координат. Остальные 5 списков более позднего времени (самый ранний из них – отрывок конца XV – нач. Дмитрий Донской призывает брата и воинов не посрамить своей чести и славы, пролить кровь «за землю за Рускую и за веру крестьяньскую».
Центральный момент в «Задонщине» — битва «с погаными», которая драматично развернута в двух эпизодах. Сост. Автор «Задонщины» многие из таких образов упрощает, его поэтические средства, восходящие к поэтике устного творчества, ближе к своим прообразам, ряд оригинальных по сравнению со «Словом о полку Игореве» эпитетов «Задонщины» явно народно-устного характера (типичное для былинного стиля словосочетание «таково слово», «быстрый Дон», «сырая земля» и некоторые другие). Однако природа подсказывают: скоро «поганые» будут побеждены. Она рвалась в тыл к переправам, чтобы отрезать русским путь к отступлению. Характер своего произведения он сам определил как «жалость и похвалу великому князю Дмитрею Ивановичю и брату его, князю Владимеру Ондреевичю». 85 Это жалость — плач по погибшим и похвала — слава мужеству и воинской доблести русских. «Задонщина» вся основана на тексте «Слова о полку Игореве» — тут и повторение целых отрывков из «Слова» и одинаковые характеристики и сходные поэтические приемы.
В «Слове» этот пассаж соотнесен с выступлением в поход русских сил. Год создания наиболее позднего варианта повести также не установлен (приблизительно XVII век) и там произведение обозначено как «Слово о. князе Дмитрии Ивановиче». (ширина профиля багета по 4 см. – М. : Художественная литература, 1981.
Имеется в виду Куликовская битва, в которой татары были побеждены. Сравнительно со Словом о полку Игореве Задонщина гораздо более «абстрагирует» и «психологизирует» действие, многие из речей, произносимые действующими лицами, носят условный характер это не реально произнесенные речи, как в Слове о полку Игореве. Жаворонок – залесская птица. Изд.
" Русская земля уподобляется автором "Задонщины" ребенку, которого мать (Бог) то строго наказывает, то милует и ласкает. Стиль повествования «Задонщины» радостный, мажорный. Плохая сохранность текста «Задонщины» в дошедших списках вынуждает пользоваться реконструированным текстом произведения. В «Задонщине» перед нами не описание перипетий Куликовской битвы (все это мы найдем в «Сказании о Мамаевом побоище»), а поэтическое выражение эмоционально-лирических чувств по поводу события. Наш вывод можно подтвердить и другим соображением. Он был прекрасно осведомлен о жизни высших московских кругов. Год создания этой воинской повести точно неизвестен (что для древнерусской литературы неудивительно).
Когда великий князь Василий Дмитриевич оставлял Москву для участия в сражениях (в 1395 г. против Тимура и в 1408 г. против Едигея), он доверяв управление ею Владимиру. Оно ставит Целью не только настроить слушателя на высокий торжественный лад, но и определить тематическое содержание произведения: дать «похвалу» Дмитрию Ивановичу, его брату Владимиру Андреевичу и «возвести печаль на восточную страну». — В. Б. ), нежели, при-шед и ничто же сотворив, возвратиться вспять. Другое его название – список Ефросина. Да Ондр.
Значит, первоначальный текст «Задонщины» составлен не позднее этого года. Мазон и его группа, А. А. Зимин, К. Трост и его группа, Э. Кинан). Их доказательства таковы. гради Москв.
ева жена Волуевич Федосья та плакася аркучи: Уже веселе понич въ славн. В завещании Дмитрий Донской передал сыну княжество как свою «вотчину», не упоминая в этой связи Орду. Борьба с половцами и с монголо-татарами осмыслялась как борьба с «диким полем» за национальную независимость. Сам автор охарактеризовал свое произведение как «жалость и похвалу великому князю Дмитрею Ивановичю и брату его, князю Владимеру Ондреевичю», «Жалость» – это плач по погибшим, «Похвала» – слава мужеству и воинской доблести русских.
Ни в одной из рукописей не сохранен исходный, авторский текст произведения. Чувствуя приближение смерти, Дмитрий, по словам сочинителя жития, дал сыновьям следующее наставление: «Бояр своих любите, честь им достойную воздавайте против их службы, без воли их ничего не делайте». 12см. гради Москв. русских воинов.
Поэтическую образность в произведении "заземляет" обилие подробностей. Л., 1982 Памятники Куликовского цикла. 14в.
Загадочным представлялось и то, что к Слову о полку Игореве наиболее близок не самый ранний из известных списков Задонщины (как было бы логично предположить), а более поздние, относящиеся к 16 и 17 вв. В книге С. К. Шамбинаго изображается приезд южного уроженца в Рязань, куда привозится рукопись «Слова о полку Игореве», а может быть, целая библиотека. Материалом для пластикового багета служит вспененный полистирол (пенополистирол). Конечно, можно предполагать ошибку в исчислении времени, но ничто не мешает нам видеть в этом и определенный датирующий признак, относящий составление памятника к 1384 г. «Задонщина» впитала в себя многие черты московской жизни XIV в. Вот таким образом в ней Северо-Восточная Русь носит название Залесской земли, как и в других памятниках того времени. Это обращение – своеобразный рефрен во вступлении к основному тексту Задонщины.
Победа эта еще не привела к окончательному падению ига, но она ознаменовала начало перелома в соотношении сил, показала мощь русских воинов и реальную возможность Руси противостоять Орде. Это вторая по важности деталь оформления картины после самого изображения. Возможно, был создан между 1380 и 1393 по некоторым версиям, автор «З» использовал текст т. н. Идеально, когда текстура рамы перекликается с основными линиями изображения. с каждой стороны) 60см. Основная идея Задонщины – величие Куликовской битвы.
Последняя битва с татарами принесла победу русским воинам. Повесть представлена шестью списками. Не вполне ясно и текстологическое соотношение сохранившихся списков Задонщины: спорят о том, представляет ли собой «краткая редакция» (отражённая в Кирилло-Белозерском списке) изначальную версию или, напротив, впоследствии сокращённую. С тех пор принимал участие во всех походах Дмитрия Донского, в Куликовской битве командовал запасным полком (вступление в бой которого решило исход сражения). Участвовал в битве на р. Воже «Куликовской битве.
«Задонщина» подчеркивает генеалогическую связь московских князей с киевскими, отмечая, что новый политический центр Руси — Москва — является наследницей Киева и его культуры. Далее собирание полков: «Кони ржут на Москве, бубны бьют в Коломне». «В 1389 г. умер великий князь московский Дмитрий, еще только 39 лет от рождения.
Драматична эта метаморфоза. Ефросин. Между списками есть серьёзные разночтения. И те и другие символически противопоставлены в Задонщине». 86 Этим сопоставлением автор «Задонщины» давал понять, что несогласие в действиях князей (как было в «Слове») ведет к поражению, объединение же всех для борьбы с врагом — залог победы. «Задонщина» отличается пестротой стиля: поэтические части текста перебиваются прозаическими, напоминающими по своему характеру деловые документы. Его со всех сторон обступили враги, доспехи Дмитрия были избиты, самого его «много по голове и по плечам и по животу били и кололи и секли, но не спасся он от смерти».
Не случайно с этим событием связано имя св. Предполагают так: произведение представляло собой непосредственный отклик на события, а значит, время создания «Задонщины» приходится на рубеж 80 – 90-х годов XIV века. Когда к нему после боя подъехал Владимир Андреевич, Дмитрий едва смог подняться на ноги. Железные ворота – это, скорее всего, Дербент, но что значит Которному. В уста героев вкладываются благочестивые размышления, молитвенные обращения, вводится религиозная фантастика (Борис и Глеб молитву творят «за сродники своя»), русские войска сражаются за «святыя церкви, за православную веру». нья рано плакашас: Се уж нам обема солнце померкне на славн. Чтобы поднять политический престиж московского князя, автор «Задонщины» называет Владимира Святославича «царем русским».
Интерес этот прослеживается и в искусстве (реставрируются Успенский собор во Владимире, обновляется храм в Переяславле-Залесском и др., возводятся новые храмы, причем с явным учетом архитектурных традиций домонгольского периода, восстанавливаются росписи) и в фольклоре (в былинах воспеваются киевские богатыри и князь Владимир) и в политической мысли. приемов «Задонщины», так как ее автор без чувства меры повторяет привлекшие его внимание «элементы стиля оригинала». Ратники увидели перед собой низменную равнину (здесь в болотцах обитали кулики, отсюда — Куликово поле), несколько поднимавшуюся к югу, в направлении Красного (т.
«ЗАДОНЩИНА», памятник др. -рус.