Жан Энгр Большая Одалиска
«большая Одалиска» — картина французского художника Жана Энгра, написанная в 1814 году.
Большая одалиска, Жан Огюст Доминик Энгр – описание картины
Сюжет взят из эпоса Ариосто «Неистовый Роланд». Линию ортодоксального академизма продолжала «Мадонна перед чашей с причастием», написанная в 1841 году по заказу наследника русского престола— будущего императора Александра II. В 1852 г. Энгр женился на 43-летней Дельфин Рамель (художнику был 71 год). Ingres-fils)4.
Энгр называл данное полотно «своей большой исторической миниатюрой» (формат картины 5798 см). Энгр добивался в этом образе особого лиризма, Жан Кассу в 1947 году назвал его «Французской Джокондой»23. Если для Энгра обращение к античности заключало прежде всего преклонение перед идеальным совершенством силы и чистотой образов высокой греческой классики, то считавшие себя его последователями многочисленные представители официального искусства наводнили Салоны (выставочные залы) «одалисками» и «фрипами» используя античность лишь как предлог для изображения обнаженного женского тела.
«Большая одалиска», Энгр, Жан Огюст Доминик, Лувр
За год до назначения Эгра директором стипендиат Школы изящных искусств Ксавье Сигалон должен был снять копию «Страшного суда» Микеланджело в натуральную величину (она должна была отправиться в Париж как учебное пособие), но так и не смог пробиться сквозь противодействие властей Ватикана. На Всемирной выставке 1855 года были экспонированы 66 полотен Энгра, в том числе недавно написанная картина «Жанна дАрк на коронации Карла VII в Реймском соборе 17 июля 1429 года», «Апофеоз Наполеона», «Мадонна с причастием» и множество других. Альбер Вольф, который в 1870-е годы освещал выставки импрессионистов, писал, что ретроспектива Энгра явилась для него «откровением», поскольку неизвестные широкой публике произведения и эскизы намного превосходили широко разрекламированные творения художника128. Преклонение перед античностью переросло у Энгра в почти слепое восхищение ею.
Ещё в 1809 году первый заказ ему сделал Иоахим Мюрат. Дистанция, отделяющая нас от объекта желания, становится непреодолимой. Этот сюжет пользовался популярностью с конца XVIII века: его воспроизвёл учитель Энгра— Давид, а в 1792 году в Париже состоялась премьера оперы «Стратоника» Мегюля, которая была возобновлена в 1821 году. С 1802 года Энгр начинает выставляться в Салоне. Он идет за линией.
Картина «Жанна дАрк на коронации Карла VII» скрупулёзно воспроизводит детали обстановки, доспехи исторические одеяния всё это передано в сухой, жёсткой манере. На его знамени было начертано «Рафаэль и античность», но где-то в глубине души он исповедовал совсем иной культ – культ чувственной земной красоты. В 17 лет Энгр попал в революционный Париж, в ателье Давида. Однако Амори-Дюваль, при подготовке Всемирной выставки 1855 года, попросил мэтра разместить под его основными произведениями рисунки и Энгр неожиданно ответил: «Нет, зачем же ведь тогда все будут смотреть только на них»137. Однако к сроку полотно не было готово, о чём автор очень сожалел. Не случайно обществу приглянулись не его исторические композиции типа «Св. Существует также версия о влиянии иллюстраций Флаксмана к «Илиаде», в этом случае образцом был Зевс29. Короля прессы называли «делателем министров», Его Величеством Бертеном I. Именно таким увидел его Энгр — несокрушимая глыба источающая энергию и волю.
Изысканные одалиски (Доминик Энгр)
Франция. Цвет не переходит и не смешивается с другим.
Широкая публика смогла увидеть картину только в начале XX века. Энгр был в отчаянии. Я играл на скрипке, барышня мне аккомпанировала. Продуктивность Энгра-художника из-за его прямых обязанностей несколько снизилась.
Эти портреты, которые ныне хранятся в Лувре, критика разругала, называя их «готическими», а самого мастера обвиняя в подражании художникам XV века. Энгр определял своё творчество как «хранение истинных доктрин, а не новаторство», однако эстетически постоянно выходил за пределы неоклассицизма, что выразилось в его разрыве с парижским Салоном в 1834 году. В 1806 году Энгр по собственной инициативе создал весьма амбициозный «Портрет Наполеона на императорском троне» (размером 259162 см). За пределами Франции самое большое собрание Энгра находится в музеях США140. Впрочем, в его ориентальных и некоторых мифологических работах, созданных под влиянием романтиков, «мелодия линии сменяется более чувственным колоритом»144.
«В этом доме, – пишет Энгр, – много музицировали. Его женские портреты имеют очень широкий спектр эмоциональных красок: от чувственного «Портрета мадам Сенонн» к реалистичному «Портрет мадемуазель Жанны Гонен» и холодному «Портрет принцессы де Бройля». Я обычно проводил в нем все свои вечера. А сжигатель благовоний также вносит свой вклад. Особое внимание привлекает портрет дочери (мы ничего не знаем о ней, кроме того, что девушка умерла в год создания портрета).
В Лувре полотно хранилось до 1986 года. В отличие от родителей она изображена не в интерьере гостиной, а в пейзаже. Его лицо сосредоточено, его тело изображено «живым» в противоположность статуарности фигуры Сфинкса40.
Чеканная форма, безупречный рисунок, красота силуэтов определяют стиль портретов Энгра. Однако в своих программных мифологических и исторических композициях Энгр отступал от требований учителя, внося больше живых наблюдений натуры, религиозного чувства, расширив тематику, обратившись, в частности, подобно романтикам, к эпохе античности и средневековья (Обет Людовика XIII, 1824, Собор Монтобан, Апофеоз Гомера, 1827, Париж, Лувр). Здесь мы одновременно видим нереальное и идеал. Материалы тетрадей Энгра публиковались в 1947 и 1994 годах132. Картина «Руджеро, освобождающий Анджелику» вновь не укладывалась в рамки классицизма, напротив, сюжет и композиционное решение отвечают эстетике романтической школы живописи, хотя Энгр был ярым её противником.
Стендаль утверждал, что портрет короля на этой картине принадлежит «к числу самых красивых исторических картин»54. Работая в Париже до отъезда в Рим, французский художник много работал, черпая вдохновение в творчестве Рафаэля и в гравюрах английского художника Джона Флаксмана. Сам Энгр считал себя историческим живописцем, последователем Давида. Меткость наблюдения позволяет художнику передать манеру держаться и специфический жест каждого человека (портрет Филибера Ривьера, 1805 портрет госпожи Ривьер, 1805, обе картины – Париж, Лувр госпожи Девосе, 1807, Шантильи, Музей Конде).
Напишите отзыв о статье Большая одалиска
Королевским указом он был возведён в достоинство пэра. Напротив именно 1848 годом подписана одна из наиболее известных работ художника— «Венера Анадиомена». Около 1819 года Энгр продал «Большую одалиску» за 800 франков графу Пурталесу, а в 1899 году она была куплена Лувром. Интересно, что на картине голова одалиски с незначительными изменениями повторяет голову женщины из картины «Рафаэль и Форнарина», написанной Энгром годом ранее по картине Рафаэля изображающей его возлюбленную Форнарину. Париж. К 1808 году относится «Большая купальщица» или «Купальщица Вальпинсона» (по имени коллекционера-владельца), написанная за сравнительно короткий срок в едином творческом порыве.
В середине 1850-х годов Энгр стремился завершить давно начатые произведения, среди них был и «Источник», который он намеревался представить на Всемирной выставке 1855 года среди своих знаковых произведений. Симфорион идущий на казнь», а картины с обнаженной женской натурой: «Большая одалиска», «Купальщица», «Одалиска и рабыня», «Венера Анадиомена» и, конечно, знаменитое полотно «Турецкая баня» (1862), ставшее одной из знаменитостей Лувра. Н. А. Дмитриева даже утверждала, что «работы Энгра не живописны, колориту сознательно отводится второстепенная роль, отсутствуют и светотеневые эффекты»141.
Здесь именно голова одалиски ломает эту линию (которая могла идти от шеи до левого колена, к левой ступне и концу правой ступни). Одалиска – холодная интеллектуальная красота: более статуя, чем чувственная женщина. Это случилось накануне большой художественной выставки, на которой он должен был представлять свои картины, вот таким образом уезжал он неохотно. В 1799 году поступает в Парижскую Академию художеств и в 1801-м получает Римскую премию за картину «Послы Агамемнона у Ахилла» (1801, Париж, Школа изящных искусств), дающую право продолжать обучение в Риме. Однако именно в этот период он создал несколько самых своих знаменитых портретов, в первую очередь «Портрет Луи Франсуа Бертена», директора газеты Journal des dbats (1832).
Энгр в этой работе широко использовал восточные аксессуары, но сам тип одалиски не несёт специфически «восточных» черт, в отличие от марокканских и алжирских женщин Делакруа. Большой работой стал «Апофеоз Наполеона I», написанный в 1853 году на потолке зала в Отель де Виль (Париж), «Портрет принцессы Альберт де Бройля» был завершена в 1853 году и «Жанна дАрк на коронации Карла VII» появилась в 1854 г. (последняя работа была выполнена преимущественно с помощью ассистентов). Скромная, она видна со спины и прячет половину своей красоты. Энгр писал картины на литературные, мифологические исторические сюжеты (Юпитер и Фетида, 1811, Музей Гране, Экс-ан-Прованс Обет Людовика XIII, 1824, собор в Монтобане Апофеоз Гомера, 1827, Лувр, Париж), портреты, отличающиеся точностью наблюдений и предельной правдивостью психологической характеристики (портрет Л. Ф. Бертена, 1832, Лувр, Париж) идеализированные и вместе с тем полные острого чувства реальной красоты ню (Купальщица Вольпенсон, 1808, Большая одалиска, 1814, – оба в Лувре, Париж). Директор Школы изящных искусств в Париже и Французской Академии в Риме.
Женское начало ассоциируется с льющейся водой— и то и другое означает начало жизни. Однако, по сравнению с ренессансным прототипом, в работе французского художника было больше декоративных элементов и взгляд модели, как обычно у Энгра, устремлён на зрителя и «ищет с ним контакта»43. Иногда создаётся впечатление, что «руки персонажей пририсованы к римским портретным бюстам»145.
Дельфина была моложе его почти на 30 лет. В знаменитых купальщицах и одалисках, которые Энгр создавал на протяжении всей своей творческой жизни (Купающаяся женщина, Купальщица Вальпенсон, Маленькая купальщица, Большая одалиска, Одалиска с рабыней, Источник, Турецкая баня), с особой силой проявилось присущее именно ему понимание искусства, яркость его видения, правдивость по отношению к натуре и умение претворить ее в образы совершенной красоты. Действительно, нет тонов или нюансов: каждый цвет занимает абсолютно определенно место. В 1802 г. Энгр дебютировал на престижной живописной выставке. Директор Школы изящных искусств в Париже (1834—1835) и Французской Академии в Риме (1835—1840).
Работа была высоко оценена директором Школы изящных искусств, который писал, что «Эдип воплощает прекрасный дух античности, высокого и благородного искусства» и что картина являет собой «дух мастера последних веков Римской империи»41. Энгр определял своё творчество как «хранение истинных доктрин, а не новаторство», однако эстетически постоянно выходил за пределы неоклассицизма, что выразилось в его разрыве с парижским Салоном в 1834 году. А поза одалиски послужила основой одной из картин Амадео Модильяни. Он был беден.
Все это имеет налет легкой чудовищности, которая делает картину поистине очаровательной. Горделивая поза кажется удивительно естественной, лишенной всякого кокетства. Для души он продолжал делать карандашные портреты (всего 23 за все шесть лет пребывания в Риме), моделями для которых служили друзья и гости95.
Творчество Энгра делится на ряд этапов. «Не старайтесь создавать красивый характер, — говорил Энгр. Энгру шел 72-й год. «Рафаэль и Форнарина» знаменовала начало большой серии небольших по формату картин, чьи сюжеты основаны на разнообразных исторических анекдотах и литературе эпохе Ренессанса.
Так он получает крупный заказ на полотно длиной 5 метров «Ромул, победивший Акрона», которую писал темперой, сделавшей картину похожей на фреску. Одалиска – чистая интеллектуальная конструкция, усиливающая естественную красоту. Создавал картины на литературные исторические и религиозные сюжеты («Юпитер и Фетида», 1811, Музей Гране, Экс «Обет Людовика XIII», 1824, собор в Монтобане «Эдип и сфинкс», 1827, «Апофеоз Гомера», 1827, «Турецкая баня», 1862—63 — все Лувр, Париж), портреты, отличавшиеся точностью наблюдений, глубиной и правдивостью психологической характеристики («Мадам Девосс», 1807, Музей Конде, Шантийи, 3 портрета членов семейства Ривьер, 1805, «Л. Однажды он привёл на сеанс в Академию натурщика-горбуна и вызвал изрядный скандал. Всего художник прожил в Италии 24 года103.
Отрывок, характеризующий Большая одалиска
Более, чем когда-либо, мы остаемся в абстракции. В 1806-1824 и 1835-1841 годах жил и работал в Италии, преимущественно в Риме и Флоренции. Д. Перова, напротив, утверждает, что «именно таким Бонапарт пришёл к власти в 1799— решительным, уверенным и непоколебимым генералом»8. Энгр сам сказал: Прекрасные формы – это прямые линии с кривыми. Он считал свою жизнь отныне разбитой, а себя – самым несчастным человеком на земле.
Как можно, – возмущался один из критиков, – рисовать «Одалиску», когда гремят русские пушки на Монмартре. А вот как описывает события сам Энгр. Сама женщина превращалась в произведение искусства («Портрет Инес Муатессье», 1851, Лондон, Национальная галерея). «Портрет Бонапарта— первого консула» разными критиками оценивался по-разному.
Тонкая смесь притяжения и отталкивания захватывает нас. С тщательным наблюдением натуры и восхищением ее совершенными формами связаны удачи художника при создании ряда поэтических женских образов в картинах Большая одалиска (1814, Париж, Лувр), Источник (1820 – 1856, Париж, Лувр) в последней картине Энгр стремился воплотить идеал «вечной красоты». Браслет рабыни на правом запястье одалиски также не определен. Энгр определял своё творчество как «хранение истинных доктрин, а не новаторство», однако эстетически постоянно выходил за пределы неоклассицизма, что выразилось в его разрыве с парижским Салоном в 1834 году.
Эта деталь говорит нам больше о постановке: мы – в гареме. Однако к сроку полотно не было готово, о чём автор очень сожалел. Однако в своих программных мифологических и исторических композициях Энгр отступал от требований учителя, внося больше живых наблюдений натуры, религиозного чувства, расширив тематику, обратившись, в частности, подобно романтикам, к эпохе античности и средневековья (Обет Людовика XIII, 1824, Собор Монтобан, Апофеоз Гомера, 1827, Париж, Лувр).
Оригинально решена и проблема освещения фигур: свет, озаряющий лик Мадонны исходит извне, а не от пламени свечей. Картина была решена сдержанно в плане эмоций и колорита. Как будто картина отказывается следовать линии, чтобы еще больше выделить магию мазков. Художник продолжал напряжённо работать, в январе 1801 года он был удостоен премии за натурное поясное изображение «Мужской торс». Законный брак, как оказалось, поджидал меня в Риме.
- Жан Огюст Доминик Энгр — французский художник
- Искусство – Жан Огюст Доминик Энгр
- Энгр Жан Огюст ДоминикКартины и биография
- Жан Огюст Доминик Энгр Большая Одалиска
- Жан-Огюст-Доминик Энгр ( ) — Французский художник, художник информация и картины
В середине 1850-х годов Энгр стремился завершить давно начатые произведения, среди них был и «Источник», который он намеревался представить на Всемирной выставке 1855 года среди своих знаковых произведений. Преклонение перед античностью переросло у Энгра в почти слепое восхищение ею. C 1800 года Энгр участвовал в конкурсе на соискание Римской премии, представив полотно «Сципион с сыном и послами Антиоха» (не сохранилось), но оно заняло только второе место7. Герцог Орлеанский прислал особое письмо, полное похвал работам прославленного мастера.
Музыкальная одаренность угадывается в мелодичности ритмов и линий его картин. Получил и художественное и музыкальное образование, в 1797-1801 годах учился в мастерской Жака-Луи Давида. Атрибуты на столе символизируют его профессию (бюст Керубини) и характеризуют вкусы— на столе представлены сочинения Данте и Макиавелли, партитура Гайдна63. В исторической перспективе основные причины их конфликта (первичность цвета или линии) оказались второстепенными, а после опубликования дневников Делакруа и записей Энгра выяснилось, что их взгляды на современность, принципы анализа произведений искусства и подходы к их созданию едва ли не полностью совпадают106. Энгр – один из ведущих мастеров классицистического направления Франции. Эта абстракция предназначена для выхода из природы ради достижения грации.
- Словари и энциклопедии на Академике
- Обратите внимание на следующие картины
- Информация по экскурсии Аудиогид: Лувр
- Объекты по экскурсии Аудиогид: Лувр
- Предложения наших партнеров по Парижу
- Отправить запрос на изготовление копии
С одиннадцати до семнадцати лет Доминик учился в Академии художеств Тулузы. Но также отталкивает: взгляд одалиски – невероятно пустой и эта пустота удерживает нас. Ответ очевиден.
Ниже, по сторонам трона, показаны аллегории Илиады и Одиссеи. Как и обычно у Энгра, портрет полон конкретных деталей. Современники не простили этого Энгру и вот таким образом он стал первым гонимым, «проклятым» художником. Прежде всего это касается Мадонны и ангелов, в которых явно улавливаются прямые заимствования из «Сикстинской Мадонны» или «Мадонны ди Фолиньо». Красочный акцент сделан только на узоре головной повязки на самой границе серого фона43.
- Фото: Необычные фотографий из жизни межвоенной Европы
- Описание картины Жана Энгр «Большая Одалиска»
- Сочинение-описание картины Жана Энгр «Большая Одалиска»
В 1834—41 был директором Французской академии. Выбор именно мастерской Давида объяснялся его известностью в революционном Париже.
Главной задачей художника стало достоверное изображение фресок Сикстинской капеллы, в том числе «Страшного суда» Микеланджело на западной стене47. Одним из немногих положительных отзывов были суждения Теофиля Готье, который оценил монументальное построение композиции, её величие и умение художника воссоздать «суровый дух далёкой эпохи»87. Зрелая женщина, сохранившая всю женскую прелесть. Он сменил квартиру, подолгу жил у друзей. К теме одалисок вслед за Энгром обращались высоко ценившие его Матисс и Пикассо.
В том же Салоне была выставлена «Резня на Хиосе» Делакруа, написанная на современную животрепещущую тему (расправа турок с греками на острове Хиос). Тем большее разочарование вызывала холодность публики к результатам шестилетнего труда. Глядя на ее портрет, сделанный художником в 1859 году, можно по достоинству оценить эту полнолицую и пышнотелую женщину, очень напоминающую «героинь» из «Турецкой бани». Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Его женские портреты имеют очень широкий спектр эмоциональных красок: от чувственного «Портрета мадам Сенонн» к реалистичному «Портрет мадемуазель Жанны Гонен» и холодному «Портрет принцессы де Бройля».
Большой работой стал «Апофеоз Наполеона I», написанный в 1853 году на потолке зала в Отель де Виль (Париж), «Портрет принцессы Альберт де Бройля» был завершена в 1853 году и «Жанна дАрк на коронации Карла VII» появилась в 1854 г. (последняя работа была выполнена преимущественно с помощью ассистентов). вы можете запросить все в системе с коробкой. В настоящее время находится в музее Орсе. Современные художники, Пикассо, Матисс и другие, почерпнут бесценные уроки из Одалиски Энгр а. Можно сказать, что Энгр уже двигался к абстрактному искусству изображая невозможное, необычное. Бартолини тогда ваял графскую жену. Его работы «Автопортрет», «Портрет Филибера Ривьера», «Портрет мадемуазель Ривьер» и «Наполеон на императорском троне» произвели неоднозначное впечатление на общественность. Фактически, Великая одалиска может быть аллегорией пяти чувств: все они преувеличены.
В портретах матери и дочери Ривьер Энгр впервые использовал характерный для него приём— диспропорциональное изображение фигуры. Только занавесь с правой стороны отражает, хотя и немного отличается от тела, совершенную форму женской плоти. Мадлен скончалась 27 июля в возрасте 70 лет.
Картина была задумана в общих чертах художником в 1820 году во Флоренции. Его работы «Автопортрет», «Портрет Филибера Ривьера», «Портрет мадемуазель Ривьер» и «Наполеон на императорском троне» произвели неоднозначное впечатление на общественность. Однако и радикал Ш. Делеклюз увидел в «Апофеозе» выражение всех академических идеалов красоты, согласно которым художник должен облагораживать реальность, а не воспроизводить её81. Критики были одинаково враждебно настроены к работам этого французского живописца, называя их архаичными. Однако только 12 ноября 1824 года— за 15 дней до закрытия— Энгр смог экспонировать в Салоне «Обет Людовика XIII», после чего критики единогласно назвали его «Салоном романтической битвы»: одновременно была выставлена «Резня на Хиосе» Делакруа73.
Современники даже называли его «буржуазным Юпитером-громовержцем»84. Ему заказывают «Портрет Бонапарта — Первого консула» (1804, Льеж, Музей изящных искусств) и художник делает во время короткого сеанса набросок с натуры, заканчивая работу уже без модели. «На мой взгляд, — писал Стендаль, — это очень сухое произведение».
Салон 1808 года оказался этапным для развития французской художественной жизни, его иногда именуют «предромантическим». По словам В. Раздольской, «не все они превосходят по качеству исполнения ранние варианты, но, работая над ними, Энгр повиновался тому стремлению к совершенству, которое было побудительным импульсом всей его творческой жизни»118.
Пишет портреты друзей — пейзажиста Гране (1807, Экс-ан-Прованс, Музей Гране) и других, прекрасно передающие черты нового поколения, — людей эпохи романтизма, которых отличает героическая приподнятость, независимость духа, внутреннее горение, повышенная эмоциональность. На этом фоне выделяется экспрессия взгляда, чего Энгр всегда добивался в своей живописи ибо учил, что «в каждой голове главное, что надо сделать, — это заставить говорить глаза»20. И «Одалиска» и «Антиох» были восторженно приняты на Салоне 1840 года, что означало для Энгра возможность вернуться в Париж после окончания срока его полномочий директора Французской Академии102. Особое место в искусствоведении традиционно занимает истолкование Энгром жанра ню. По сравнению с «Венерой Анадиоменой» композиция «Источника» более статуарна, контуры фигуры более чёткие, но менее живые, более слащавое выражение лица109.
Едва ли можно увидеть ее грудь. Его работы «Автопортрет», «Портрет Филибера Ривьера», «Портрет мадемуазель Ривьер» и «Наполеон на императорском троне» произвели неоднозначное впечатление на общественность. Ему заказывают «Портрет Бонапарта — Первого консула» (1804, Льеж, Музей изящных искусств) и художник делает во время короткого сеанса набросок с натуры, заканчивая работу уже без модели. Энгр – автор блестящих карандашных портретов и натурных штудий (большинство – в Музее Энгра в Монтобане). В этом же году он едет в Париж и становится учеником знаменитого Давида.
Н. Вольф отмечал, что эта работа как нельзя лучше иллюстрирует тематическое противостояние Энгра и Делакруа, причём «Турецкая баня» воспроизводит западные «гаремные клише и фантазии». Несмотря на надменно-бесстрастный облик портретируемого, по мнению В. Раздольской, Энгр привнёс в картину «оттенок романтической взволнованности» благодаря пейзажу с грозовым небом и синеющими вдали горами. «Апофеозу» Энгр придавал большое значение, полагая, что именно эта картина станет «самым прекрасным и самым главным произведением всей его жизни»80. Лувр. Выше: что вы искали.
Orchestre du Capitole de Toulouse)— оперного театра6. «Мое кресло стоит трона», — утверждал издатель. Энгр был вспыльчивым и капризным человеком весьма раздражительного нрава.
Такой контраст усиливает совершенный мазок: линии женского тела. Единственный звук или движение, присутствующее в композиции это тонкая струя воды. Всю жизнь Энгр стремился к великому стилю Рафаэля, но овладеть им не сумел.
Картина была выставлена в Париже в Салоне в 1819 году. В 1845—1846 годах Энгр очень далеко продвинулся в своей работе и даже согласился писать парную композицию «Железный век». Учился в Тулузской академии изящных искусств. Затем следует новый заказ: Портрет Наполеона на императорском троне (1806, Париж, Музей армии).
Среди портретов, написанных Энгром в этот период, выделяется портрет графини Луизы дОссонвиль, который он сам называл «отчаянно трудным» и писал в течение трёх лет (1842—1845). Горделивая поза кажется удивительно естественной, лишенной всякого кокетства. Композиция «Апофеоза» строго центрична и основана на «Афинской школе» Рафаэля.
Художник вышел из среды интеллигенции Тулузы. Известен анекдот этого времени: однажды семья туристов постучалась в мастерскую Энгра и глава семейства спросил: «Это здесь живёт человек, который рисует удивительно живые маленькие портреты. » Энгр раздражённо ответил: «Нет. Королевским указом он был возведён в достоинство пэра. На картине Энгр изображает три стадии охватывающей линии: предельная чистота мазка (формы тела), начало разрыва в линии (занавесь справа) и, наконец, смятая простынь (шелковая простынь, на которой лежит одалиска). Это тяжелое состояние продолжалось несколько месяцев и Энгр совсем забросил работу. Энгр даже подумывал предложить им бросить жребий.
Очень скоро в систему будут добавлены новые языки. Среди семейных графических портретов римского периода выделяется «Семья Стамати», сочетающая композиционную целостность и динамизм. Французское министерство внутренних дел поручило ему написать алтарный образ для собора малой родины художника— Монтобана— на тему «Обет Людовика XIII, просящего покровительства Богородицы для Французского королевства». Энгр Жан Огюст Доминик — автор ряда блестящих карандашных портретов (большинство хранится в музее Энгр Жан Огюст Доминик в Монтобане). В апреле 1852 года «черная полоса» закончилась: по настоянию друзей Энгр женился на Дельфине Рамель, племяннице своего друга Маркотта. Критику воспринимал болезненно или, как мы любим говорить сегодня, неадекватно. Фидий держит в руках атрибуты своей профессии— резец и молоток.
Такие отзывы огорчали, казались несправедливыми. Ярким примером является «энгровский период» одного из ведущих представителей импрессионизма— Огюста Ренуара, пришедшийся на 1880-е годы. С 1796 учился у Жака Луи Давида в Париже. Это послужило мне предупреждением и я с ней расстался. Жан Огюст начал заниматься портретной живописью, главным образом для заработка, подписывая свои работы «Энгр-сын» (фр.
«Источник» был выставлен в мастерской Энгра, его собирались приобрести, по словам художника, пятеро покупателей. Спокойное сияние бархатных глаз и едва заметная улыбка дополняют этот милый облик. Ф. Бертен», 1832, все Лувр, Париж «Мадам Муатесье», 1851, Национальная галерея, Вашингтон) изображение обнаженной натуры («Большая купальщица», 1808, «Большая одалиска», 1814 — обе Лувр, Париж портреты Н. Паганини, Ш. Гуно, Ф. Листа и других музыкантов). Если историческая живопись Энгра представляется традиционной, то его великолепные портреты и зарисовки с натуры составляют ценную часть французской художественной культуры 19 века. На этой картине нет действия только небрежность вялого тела, единственное движение которого, возможно, лишь – отгонять мух. Гимном женской красоте воспринимаются пленяющая классической ясностью форм и линий «Большая купальщица» (Купальщица Вальпинсона) (1808) исполненная элегантной грации и царственности «Большая одалиска» (1814) дышащая томной негой и чувственностью «Турецкая баня» (1863 все — Париж, Лувр). Неудачным признаётся и цветовое решение, в котором нет единства82.
Но в глубине души мастер предпочитал писать прекрасных женщин, а не деловых мужчин. Сюжет полотна взят из Троянского цикла: изображены Одиссей (в красном одеянии), Аякс и старец Феникс, направленные Агамемноном примириться с великим героем. «Большая одалиска» — картина французского художника Жана Энгра. Энгр написал эту картину в Риме для сестры Наполеона Каролины Мюрат.
Опахало из павлиньих перьев, которое держит одалиска, увеличивает томность атмосферы. Желая обрести полную независимость от своего времени, он обращается только к прошлому. Плоть и шелковая простыня не смешиваются: чистота контура (особенно заметного в нижней части спины и на правой икре) контрастирует со скомканным материалом.
Наше очарование также несколько монстрообразно. В 1793—1796 годах выступал второй скрипкой в оркестре тулузского Капитолия (фр. Художник вышел из среды интеллигенции Тулузы.