Жатва Картина Серебряковой
«жатва» — картина русской художницы Зинаиды Серебряковой (1884—1967), написанная в 1915 году. Крестьянская тема в творчестве Зинаиды Серебряковой (в частности картина Жатва) получает новое звучание: художница стремится показать физическую и духовную красоту простой русской женщины. Картина «Жатва» служит ярким примером живописного мастерства и таланта З. Серебряковой, с трепетной любовью отображающей родную природу и труд простых крестьян на своих полотнах. «жатва» — картина русской художницы Зинаиды Серебряковой (1884—1967), написанная в 1915 году. «жатва» — картина русской художницы Зинаиды Серебряковой (1884—1967), написанная в 1915 году.
В разгар лета 1914 года, возвратившись в Нескучное, Серебрякова сразу же берется за работу над картиной, в которой в полной мере должны воплотиться ее любовь и уважения к труженикам крестьянской России. Жатва. Картина Зинаиды Серебряковой Жатва: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
Зинаида Серебрякова: жизнь в картинах
Одна работа молодой художницы, созданная в том же плодотворном 1911 году, стоит особняком: она в известном смысле завершает начальный отрезок ее уже приобретшего зрелость творчества и одновременно предвещает новые, чисто «серебряковские» живописные открытия. Характер этого произведения, при его кажущейся неожиданности и исключительности в те годы — в подлинном искусстве, а не в «масс-культуре», — отнюдь не случаен. На одном изображены две девушки, так называемые «московки» из близлежащего села — высокие, прямые, с правильными чертами лиц, в красных кофтах, синих подоткнутых юбках, онучах и лаптях. С ним связано появление в ее творчестве тема крестьянского труда. Авторы всех работ, посвященных Серебряковой исходя из «крестьянской тематики» множества ее произведений первых десятилетий XX века, считают ее последовательницей Венецианова, его наследницей, чуть ли не продолжательницей его творческих исканий.
Линия горизонта находится довольно высоко. Дети и мать оказались по ту сторону железного занавеса. Действительно, только темпера обладает присущей ей звучностью.
Ваши мысли, чувства, впечатления от картины
Крестьянка наливает в деревянную миску молоко, а жнец режет ножом хлеб. «Да, этот мастер мне близок и я люблю его с ранней молодости», – говорила Зинаида Евгеньевна. Всё это изображено на фоне спокойного пейзажа с жёлтыми и зелёными полями. На картине изображено пшеничное поле на холме. Никогда в России не существовало такого количества направлений, группировок, объединений, ассоциаций, как в конце 19 – начале 20 столетий. Тогда же она пишет несколько больших, как она называет, «этюдов», на деле — вполне законченных работ: «Обувающуюся Полю Молчанову», «Крестьянку с болтухом», а также портреты, в том числе портрет крестьянина И. Д. Голубева с характерными тонкими чертами лица северославянского типа.
В этом есть, несомненно, зерно истины но при всем том недостаточно учитывается, что между творчеством Венецианова и Серебряковой пролегает столетие социального и культурного развития России что эти мастера принадлежат к различным историческим эпохам и, следовательно, к разным, отстоящим на век, социокультурным периодам развития русского искусства. По дороге домой Борис заражается сыпным тифом и скоропостижно умирает на руках жены. В это же время тяжело заболевает Екатерина Николаевна Бенуа – мать художницы. Отец – известный скульптор, ушедший из жизни, когда Зинаиде было всего два года. Обед». Последним хозяином «Жатвы» был брюсселец Жан Поль Селс.
Линия горизонта находится довольно высоко. Эта трудная задача цвето- и светописи решена мастерски. От нее остались только три живописных фрагмента, аккуратно вырезанных лично художницей, в том числе и работа «Крестьяне» к картине «Жатва». Написанная маслом — что дает возможность работать не спеша — картина «За обедом» продумана и в живописном отношении и в решении глубоко поэтичного образного содержания. Эта особенность характерна для всех шедевров живописца из этой серии. Цикл был написан для одного из постоянных заказчиков художника — богатого купца из Антверпена Йонгелинка, которому пришлось расстаться со своим приобретением из-за долгов.
Зинаида Серебрякова: картины и их описание
Но масляными красками пейзажи не писала». На это время приходится творчество Зинаиды Евгеньевны Серебряковой (1884-1967). 1913Портрет Жени Серебрякова. Совершенно чуждая авангардистским исканиям, Серебрякова продолжала твердо идти своим путем, уже ясно намеченным и в ее портретах и в пейзажах рубежа 1900–1910-х годов, что получило безусловное подтверждение в «Бане». В разгар лета 1914 года, возвратившись в Нескучное, Серебрякова сразу же берется за работу над картиной, в которой в полной мере должны воплотиться ее любовь и уважения к труженикам крестьянской России. На одном изображены две девушки, так называемые «московки» из близлежащего села — высокие, прямые, с правильными чертами лиц, в красных кофтах, синих подоткнутых юбках, онучах и лаптях.
К такого рода пейзажу — точному и одновременно обобщенному, пейзажу «большого дыхания» — Серебрякова шла уже много лет на этом пути ею были созданы и «Зеленя осенью» и «Пахота. Катя на террасе, 1930, – оба произведения в ГТГ). Большие ясные глаза, улыбающиеся губы, причудливые складки как бы второпях наброшенного на голову голубого с красными включениями шарфа — все это создает ощущение юной и счастливой жизни. Пьеро 1911г. «Этюд девушки» 1911г.
По воспоминаниям дочери, Зинаида Евгеньевна «никогда не выходила без бумаги и красок. Зинаида остается с четырьмя маленькими детьми на руках. Серебрякова не сразу приходит к окончательному решению композиции портрета. Серебрякова подчёркивает единство народа, его самобытность и красоту работающего человека. Это был период расцвета творчества талантливой художницы.
Серебрякова Зинаида Евгеньевна, русский художник. Искания Серебряковой, намеченные этой картиной, шли вразрез с тем направлением, в котором открывали новые горизонты живописи ее сверстники — «бубнововалетцы» во главе с П. Кончаловским, И. Машковым, А. Лентуловым, Р. Фальком неопримитивисты — в ту пору — М. Ларионов и Н. Гончарова, не говоря уже о К. Малевиче и П. Филонове. Это могло бы свидетельствовать о достаточно тесных связях Зинаиды Евгеньевны с литературным миром, как и отмеченное в ее письмах посещение премьеры «Балаганчика» А. А. Блока в постановке В. Э. Мейерхольда и ее желание помочь своей приятельнице и модели, поэтессе В. Е. Аренс-Гаккель попасть в известное артистическое кафе «Бродячая собака» по «карточке» одного из братьев Лансере. Да и среди художников у нее было не слишком много близких знакомых. и традиций творчества А. Г. Венецианова (В бане, 1913, ГРМ Беление холста, 1917, Коллиур.
Обед». Поэт Георгий Иванович Чулков, друг А. А. Блока, был человеком, несомненно, незаурядным, автором теории «мистического анархизма» (впрочем, быстро исчезнувшей) — своеобразной смеси политического радикализма с некоторыми идейными установками символизма издателем символистских альманахов «Факелы» (1906–1908) и «Белые ночи» (1908) его жена Надежда Георгиевна являлась известной переводчицей. Вести от мужа приходили с большим опозданием. Очень интересны и многозначительны автопортреты «Пьеро» и «Этюд девушки».
Напишите отзыв о статье Жатва (картина Серебряковой)
Кажется, отнюдь не случайно художница назвала их впоследствии так «безлично». Широко известно, что А. Г. Венецианов был одним из любимейших русских живописцев Зинаиды Евгеньевны с детских лет, когда она увидела у «дяди Шуры» принадлежавшую его кисти «Старую няню в шлычке». В России же Серебрякова оказалась первым художником, возродившим традицию изображения прекрасного женского тела в его живой прелести не в качестве «учебной» работы, а в самостоятельном эстетическом значении, полностью игнорировавшемся живописцами второй половины XIX века, в первую очередь передвижниками, с презрением отдавшими эту «асоциальную» по содержанию живопись на откуп мастерам академического или чисто салонного направления — от Г. И. Семирадского и К. В. Маковского до Н. К. Бодаревского и А. Н. Новоскольцева. Счастье кончилось в 1918 году, когда «революционеры» спалили Нескучное и арестовали мужа. Во время своего пребывания в Париже она познакомилась и с портретами французских мастеров восемнадцатого столетия и с произведениями живописцев-романтиков первой половины века девятнадцатого (через много лет она с восхищением напишет о «замечательном таланте Делакруа») эти впечатления воскресли, может быть, вследствие ее увлеченной работы над портретами, решаемыми по-разному в живописном и содержательном плане. «Жатва» Серебряковой по праву становится важным этапом на пути создания в русской живописи картины — произведения не только предельно продуманной, безупречно найденной формы, но и, главное, значительной и важной мысли, утраченной, к сожалению, поздними передвижниками.
«Жатва» является одной из немногих картин Брейгеля, на которых царит умиротворённость и спокойствие. Денег мало, средств к существованию практически не осталось. Цель обеих работ — не провозглашаемая, конечно, Серебряковой, но, по-видимому, существовавшая, — создание романтического портрета-картины. Дыша «благодатью» деревни, Серебрякова вспоминала картины любимого художника А. Г. Венецианова.
Отрывок, характеризующий Жатва (картина Серебряковой)
Бесконечные выставки, тусовки в знаменитом обществе «Мир искусств», первое признание таланта — знаменитоеполотно«За туалетом», впервые показанное на большой выставке приносит широкую известность. Но решение самой картины «Жатва», подготовленной многочисленными рисунками и превосходными портретами, дается ей не сразу. Линия горизонта находится довольно высоко. Работа на поле продолжается: крестьяне жнут пшеницу, женщины вяжут снопы. От первого, «большого» холста остались два великолепных фрагмента, столь безусловных по своим художественным достоинствам, что даже критичная к себе Серебрякова решила их сохранить.
В России, увлеченной совсем другим искусством, на ее картины спроса не было. Земля и небо, люди на этой благодатной земле – мир глубокий и гармоничный. В Нескучном Серебрякова пишет картину «Крестьяне». Судя же по окончательному варианту «Жатвы» (принадлежит Одесскому художественному музею), завершенному в начале осени 1915 года, Серебрякова пришла тогда к решению проблемы создания по-настоящему монументального, несущего сильный смысловой «заряд» произведения, оказавшегося особенно важным и многозначительным в это тяжелое для России время.
Примечания для Жатва (картина Серебряковой)
Серебрякова родилась в имении Нескучное Курской губернии, недалеко от Харькова. В Париже она оказывается никому не нужной. А Нескучное осталось всего лишь местом для сюжета ежегодной летней сказки.
У края поля часть скошенной пшеницы уже сложена в копны и скирды. Вот таким образом, несмотря на непростые жизненные обстоятельства — муж в Сибири возглавляет изыскательную экспедицию по прокладке маршрута железной дороги Иркутск — Бодайбо, дети малы (младшей дочери Кате еще не исполнился год), — Зинаида Евгеньевна решает хотя бы ненадолго поехать за границу, на этот раз в Северную Италию, чтобы приобщиться к великому монументальному искусству Возрождения, целенаправленно изучить живописные сокровища Милана, Венеции, Падуи, Флоренции, в которых она не побывала во время своей первой итальянской поездки 1902–1903 годов, будучи совсем еще юной и неискушенной девочкой. Ее любовь к Венецианову еще усилилась после посещения выставки его произведений, открытой в Русском музее в 1911 году. В разгар лета 1914 года, возвратившись в Нескучное, Серебрякова сразу же берется за работу над картиной, в которой в полной мере должны воплотиться ее любовь и уважения к труженикам крестьянской России. В 1886 году семья Лансере перебралась в Петербург.
«Я часто ищу оправдания себе, что не работаю все лето и сваливаю на судьбу свои неудачи. Позже она решила написать нескольких крестьянских девушек в момент отдыха. Затем, под влиянием жизненных реалий — отсутствия в деревне мужчин вследствие всеобщей мобилизации — Серебрякова делает героинями «Жатвы» девушек, чьими тонкими чертами лица и стройными, сильными фигурами она постоянно восхищалась.
Но всегдашняя неуверенность художницы в своем мастерстве порождала у нее сомнения: по плечу ли ей решение столь масштабной задачи. При рассмотрении генезиса «крестьянской» живописи Серебряковой необходимо остановиться на проблеме, которую можно обозначить как «Венецианов — Серебрякова». Это один из трех сохранившихся живописных фрагментов большого не сохранившегося многофигурного произведения «Жатва». В частности, сыграл свою роль недостаток мужчин, многие из которых были призваны в армию. Нескучное» и «На лугу» и многие другие работы.
От первого, «большого» холста остались два великолепных фрагмента, столь безусловных по своим художественным достоинствам, что даже критичная к себе Серебрякова решила их сохранить. 1917г. Вместе мы думаем объехать северные городки Италии. Судьба Зинаиды Евгеньевны Серебряковой (урожденной Лансере) – трагическое и счастливое сочетание черного и белого. Все ужасное в жизни всегда происходит неожиданно.
Однако итальянские картины Зинаиды Серебряковой большого внимания к себе не привлекли. 1910, получившая всеобщее признание. С 1924 жила в Париже.
Жатва (картина Брейгеля) — Википедия
Мирискусники выступали за индивидуализм в творчестве, провозглашая лозунг: «Мы, прежде всего, поколение, жаждущее красоты». Училась в Петербурге в школе-мастерской М. К. Тенишевой (с 1901) и в студии О. Э. Браза (1903-05). 1914Портрет Б. А. Серебрякова. Евгений и Татьяна проживали в Ленинграде с бабушкой Екатериной Бенуа. Огромное значение и в построении картины и в ее эмоциональном звучании приобретает эпически спокойный пейзаж с высоким горизонтом, широко раскинувшимися желтеющими, зеленеющими, а совсем вдали — голубеющими полями, с чуть видным среди холмов, окруженным деревьями Нескучным с двумя зелеными куполами церкви и легкими белыми облаками над ними.
Счастливое детство в имении Нескучное в Харьковской губернии, творческое окружение, в котором всегда интересно и весело (мать Зинаиды – урожденная Бенуа, сестра архитектора Николая Бенуа и знаменитого художника Александра Бенуа). От первого, «большого» холста остались два великолепных фрагмента, столь безусловных по своим художественным достоинствам, что даже критичная к себе Серебрякова решила их сохранить. Тогда же она пишет несколько больших, как она называет, «этюдов», на деле — вполне законченных работ: «Обувающуюся Полю Молчанову», «Крестьянку с болтухом», а также портреты, в том числе портрет крестьянина И. Д. Голубева с характерными тонкими чертами лица северославянского типа. На видном месте – знаменитый ранний автопортрет художницы «За туалетом» – картина, наполненная такой жизнь и такой свежестью, что ее принято считать визитной карточкой Серебряковой. Художница создала несколько ее вариантов. И первым пострадало родное Нескучное – в 1918 году оно было сожжено. Именно в этот период пишутся самые тяжкие по духу и восприятию полотна.
Легкий поворот головы, чуть лукавый взгляд и намек на улыбку придают изображению, при, казалось бы, традиционной «классичности», ощущение сиюминутности и удивительную естественность. Лямка легкой кофточки небрежно спущена с одного плеча, на столике в беспорядке лежат туалетные принадлежности, вязание и украшения – автор картины не стремится приукрасить себя и не боится показаться смешной в глазах зрителя.
Жатва (картина Серебряковой) — википедия фото
В движении жизнь — эта мысль, несомненно, тоже близка живописцу. Вероятно, потому, что они трогают сердца зрителей жизненной достоверностью и, главное, – понятны и просты (как просто всё высокое). Картины Зинаиды Серебряковой именно в эти три предреволюционных года делают ее знаменитой. Это настроение передается безусловностью широкой живописной манеры, смелой и обобщенной проработкой одежды и тщательной прописанностью лиц, в которых очевидно портретное сходство (например, для мужского образа наверняка позировал И. Д. Голубев). И пишет она их в любимом сердцу Нескучном. Нежные чувства художницы к своей родине прекрасно передают картины «Жатва» (1915), «Крестьяне.
Первые известные работысоздаются здесь — в городе на Неве. Зинаида много путешествовала. Отец – известный скульптор Евгений Александрович Лансере (1848-1886), мать – художница Екатерина Николаевна (1850-1933), дочь архитектора Николая Леонтьевича Бенуа (1813-1898).
Данное произведение – это единый образ крестьянской России, своеобразие её земли, особый «однообразный говор русского лица». Немаловажное место в творчестве Серебряковой занимает обнаженная натура. Не всегда удавалось и дозвониться – надолго порой прерывалась связь. Во-первых, собрано и выставлено лучшее, что создала эта необыкновенная женщина. С холма открывается идиллический вид на дальние поля, деревья и дома.
Описание картины Казимира Малевича «Жатва»
«Глубокий мир, одухотворённый, гармоничный, движет всё на этой картине», – писал С. Р. Эрнст. Художнице предлагают работать преподавателем в Академии художеств, но она отказалась. Авторы всех работ, посвященных Серебряковой исходя из «крестьянской тематики» множества ее произведений первых десятилетий XX века, считают ее последовательницей Венецианова, его наследницей, чуть ли не продолжательницей его творческих исканий. Думается, это не имеет большого значения важно то, что портрет этой прекрасной черноглазой, чернобровой и черноволосой женщины также превращается в великолепную картину благодаря спокойному и благородному образному решению, композиционной и цветовой уравновешенности, мягкому освещению исходящему от двух источников одинаковой интенсивности — открытого окна справа и, очевидно, другого окна, которое должно находиться слева от портретируемой.
Зина очень рано увлеклась рисованием – сказывались фамильные способности. Мама тоже уезжала к сестре Кате, заболевшей воспалением легких, на Вырицу. «Жатва» Серебряковой по праву становится важным этапом на пути создания в русской живописи картины — произведения не только предельно продуманной, безупречно найденной формы, но и, главное, значительной и важной мысли, утраченной, к сожалению, поздними передвижниками. Беление холста.
Обед». На рисунках этого и следующего лета — иногда абсолютно законченных, а иногда представляющих собой беглые наброски, — метко схвачены движения крестьян: жнецов, вязальщиц снопов — работающих, присевших отдохнуть, режущих хлеб или наливающих в миски молоко из «болтуха» (местное название глиняного кувшина). 1909 г. За обедом. В какой-то мере отказ Серебряковой от первых вариантов «Жатвы» мог иметь причиной неудовлетворенность известным их «бытовизмом», свидетельством которой стало уничтожение картины изображавшей отдых крестьян, от которой художница оставила лишь фрагменты — «Двух девушек» и «Обед». В 1912 году Зинаида Евгеньевна вступила в «Мир искусства», со многими членами которого её связывали дружеские и родственные отношения. Цветовая гамма такая же яркая и насыщенная, а образы людей и природы существуют в полной гармонии.
Член объединения Мир искусства. Среди четырнадцати работ была картина За туалетом.
Самым известным из них стала картина Карточный домик, написанная в 1919 году. При рассмотрении генезиса «крестьянской» живописи Серебряковой необходимо остановиться на проблеме, которую можно обозначить как «Венецианов — Серебрякова». Считается, что она соответствует позднему лету (августу) или двум месяцам (июлю — августу или августу — сентябрю). Но как художник она сформировалась в Петербурге.
Жатва (картина Брейгеля) — википедия орг
Это настроение передается безусловностью широкой живописной манеры, смелой и обобщенной проработкой одежды и тщательной прописанностью лиц, в которых очевидно портретное сходство (например, для мужского образа наверняка позировал И. Д. Голубев). В Жатве Серебрякова выражает чувство глубокого уважения к крестьянскому труду. 1913г. Еще совершеннее по живописным достоинствам и образному решению ставшая классической композиция «Крестьяне. Позже умер Борис. Мать умерла от голода.
Среди них, например, «Автопортрет в красном» (1921) и «Автопортрет», написанный в 1946 году. Следует отметить, что Серебрякова нередко «баловалась» изображая саму себя. Все эти годы художница жила, в постоянных мыслях о муже. Содержание и форма ее «крестьянских» работ, а также те задачи, которые она ставила перед собой, оставались — при всей ее чуждости новаторским тенденциям живописи десятых годов — современными.
Жатва (картина Серебряковой) Информацию О
Композиция импрессионистски «обрезана» и будто спонтанна. Правда, не оказалось его и в Париже, куда художница после некоторых раздумий уехала. Действие происходит в жаркий летний день. На одном изображены две девушки, так называемые «московки» из близлежащего села — высокие, прямые, с правильными чертами лиц, в красных кофтах, синих подоткнутых юбках, онучах и лаптях.
Думала, что ненадолго, а оказалось – на всю жизнь. Крестьяне – свободные люди, занятые трудом, как и она. Один из них — «Девушка в шарфе» (1911) — восхищает особым чувством молодой радости и как будто опровергает мнение ряда близких знакомых о ее застенчивости, «дикости» и подчас болезненной чувствительности. Расцветом творчества Серебряковой принято считать период с 1914 по 1917 год.
Эта работа, получившая название «За обедом» (или, как она именуется в Третьяковской галерее, «За завтраком»), является не только очень точным «портретом», но подлинной картиной — и по особенностям композиционного и колористического решения и по удивительно искреннему и безусловному образному воплощению Детства. В «Купальщице», с одной стороны и во множестве живописных и графических портретов крестьян, созданных в это же время Серебряковой, — с другой, воплотились в разных ипостасях две основные темы, пронизывающие все ее творчество предреволюционных лет. Однако зимой, которую, как правило, она проводит в Петербурге (за исключением упомянутых месяцев в Царском Селе), Зинаида Евгеньевна работает в основном над портретами близких и друзей просит позировать мужа, когда он возвращается из частых и длительных командировок постоянно пишет и рисует детей — подрастающих сыновей и маленьких дочек. В общей сложности насчитывается не менее 15 автопортретов Серебряковой. Его творчество было чуждо Серебряковой и специфической философичностью и живописными качествами однако он более чем кто-либо из русских живописцев десятых годов способствовал возрождению картины в русском искусстве своими произведениями, начиная от «Сна», «Играющих мальчиков» и «Купания красного коня», не говоря уже о более поздних работах.
В 1898 году в Санкт-Петербурге из кружка молодых «любителей изящного» возникает «Мир искусства» идейным вдохновителем которого стал Александр Николаевич Бенуа (1870-1960). 1913Портрет Е. Е. Зеленковой, урожденной Лансере, сестры художницы. Жизнь ее, легкая сначала и складывавшаяся по любви, однажды рухнула и уже не наладилась. Картина написана темперными красками, положенными жидко, тонким слоем.
Это было окончательно подтверждено при расчистке картины, когда была отделена 2, 5-дюймовая (примерно 6, 35см) деревянная планка, приделанная к нижней части картины, под которой была обнаружена подпись (BRVEGEL) и дата (LXV), в точности совпадавшие с тем, как подписывал свои произведения Питер Брейгель Старший. Всё это изображено на фоне спокойного пейзажа с жёлтыми и зелёными полями. Она пишет то, что ей было родным: пейзажи, портреты, натюрморты, бытовые картины.
Во время гражданской войны, муж Зинаиды был на изысканиях в Сибири, а она с детьми в «Нескучном». Эта новая для нее тема возникает, конечно, не без влияния увиденной ею в Париже живописи Ж. Д. Энгра, Т. Шассерио и, естественно, «Завтрака на траве» и «Олимпии» Эдуарда Мане. Но эта спонтанность — кажущаяся, подчеркивающая лишь временность действия, моментальность поворотов и взглядов персонажей. Вдали, среди деревьев, видны купола сельской церкви2. Обед» (1914) и «Беление холста» (1917). Первая, более частная — воспевание человеческого тела, прекрасной наготы, представляющей, как писал редактор журнала «Аполлон» С. К. Маковский, «для современной живописи основу всякого синтеза, вдохновенного стиля, монументальной идеализации» (высказывание, показательное для адепта вступающего в силу неоклассицизма). Баня.
1914г. Но ее реализм был, по существу, реализмом новым не только по глубинному смыслу, отражающему ее мировосприятие, но и по стилевым особенностям, вполне соответствующим содержанию ее живописи (кстати, в конце 1920-х годов путь многих живописцев, не принадлежавших к «авангарду», был обозначен видным искусствоведом А. А. Федоровым-Давыдовым как «неореализм»). Но главное в этой картине, как и во всех произведениях Серебряковой этих лет (да и всей ее творческой жизни), — удивительная естественность и поэтическая точность. После успеха «Бани» на выставке «Мира искусства» в декабре 1913 года в Москве, удивившего и обрадовавшего скромную Серебрякову, она, укрепившись в намерении и далее разрабатывать, хотя и в других аспектах, крестьянскую тему, начала обдумывать замыслы новых произведений и собирать материалы для них, делая во время пребывания в Нескучном бесчисленные рисунки и наброски. С «красавицами же тринадцатого года» (Анна Ахматова), например с Саломеей Андрониковой, да и с самой Ахматовой, в будущем моделями Серебряковой, она в те годы, по-видимому, вообще не была знакома. Купальщица.
В частности, сыграл свою роль недостаток мужчин, многие из которых были призваны в армию. Характерная для неоклассицизма тяга Серебряковой к созданию идеальных, прекрасных женских образов, к уравновешенности композиции, осязаемо-чувственной лепке объёмов, точности и лаконичности рисунка сформировалась под воздействием искусства итальянских мастеров XVI-XVII вв. Серебрякова долго ищет композицию «Купальщицы»: в первых карандашных набросках, а затем начальном варианте маслом женщина еще «по-венециановски» стоит в прибрежных зарослях. Вдали, среди деревьев, видны купола сельской церкви3. Здесь постоянно работала на натуре, делая этюды, пейзажи, портреты, среди которых преобладали изображения местных крестьянок, так называемых «московок». При этом она писала жадно и много.
Всё это изображено на фоне спокойного пейзажа с жёлтыми и зелёными полями. Трое детей изображены сидящими за столом: задумчивый, так похожий на отца блондин Женя Шура с живым внимательным взглядом, обернувшийся к зрителю (и художнику) и только что вышедшая из младенчества решительная Тата с огромными карими глазами. Потом недолго работала в мастерской наглядных пособий. Сперва в большом эскизе карандашом и темперой она изобразила модель в почти профильном повороте. Затем Зинаида Евгеньевна обращается к решению более спокойному, «картинному», в какой-то мере повторяющему тему автопортрета «За туалетом» — впрочем, сильно преобразуя ее: молодая женщина в открытой сорочке с обнаженными плечами придерживает рукой распущенные волосы одной из своих тяжелых кос, смотрясь в маленькое круглое зеркальце, которое держит в другой, полуобрезанной краем холста, руке.
Картина Брейгеля «Жатва» из календарного цикла, посвященного смене времен года, была написана художником в 1565 году. Пребывание в Царском было очень плодотворным: там был написан ряд поэтичных пейзажей озер, Камероновой галереи, парковых аллей и скульптур, в том числе «Пруд в Царском Селе», «Зима в Царском Селе», а также «Розово-павильонный пруд» близлежащего Павловска. Очень скоро в систему будут добавлены новые языки. Этому ощущению способствуют и большая четкость, свежесть и лаконизм цветового решения, построенного на сочетании красного, синего, белого в одежде девушек с золотисто-желтыми оттенками соломы на первом плане и полей — на втором. Композиция точно продумана, ясна, безупречно ритмична и гораздо более лаконична, чем композиция «Бани».
Целью объединения являлось изучение художественной культуры, как современной, так и прошедших эпох, воспринятой синтетически, во всём многообразии видов, форм и жанров. Нескучное. Зинаида Евгеньевна просит свою сестру Катю, очень похожую на нее внешне, позировать летом для картины «Купальщица».
Вот и на картине «Крестьяне» изображена неторопливая трапеза в поле крестьянской семьи. Позже она решила написать нескольких крестьянских девушек в момент отдыха. 1913Портрет М. Е. Солнцевой, сестры художницы. И девушка на «Этюде», чье очаровательное большеглазое лицо и белая блуза выступают из мрака при мерцающем пламени свечи и резко выделяющаяся на темном фоне одетая в костюм Пьеро вглядывающаяся вдаль юная женщина, при несомненном сходстве с создательницей этих произведений, кажутся ищущими что-то, не принадлежащее повседневности и неведомое им самим. «Кормилица с ребенком» 1912г. Но решение самой картины «Жатва», подготовленной многочисленными рисунками и превосходными портретами, дается ей не сразу.
Усадив молодую женщину, кормящую грудью родившуюся в начале года дочь Серебряковых Татьяну (Тату), у широко распахнутого окна, художница вводит в картину, на правах важнейшего ее «участника», привычный и любимый пейзаж — уголок фруктового сада. вы можете запросить все в системе с коробкой. Даже после смерти: умерла русская художница не на родной земле, а в далекой Франции. Она больше не вышла замуж и даже еще за несколько лет до смерти делала зарисовки портретов мужа с подписью «Любимый Боречка». Сейчас уже никто не скажет, какого больше – это знала только она сама. На рисунках этого и следующего лета — иногда абсолютно законченных, а иногда представляющих собой беглые наброски, — метко схвачены движения крестьян: жнецов, вязальщиц снопов — работающих, присевших отдохнуть, режущих хлеб или наливающих в миски молоко из «болтуха» (местное название глиняного кувшина). Евгения – и того позже.
Картина «Жатва» принадлежит к циклу картин Брейгеля известных под общим названием «Времена года». Можно вспомнить ранние образцы творчества Серебряковой на детскую тему: полные симпатии к юным моделям изображения крестьянских детей конца 1900-х годов, например «Спящую Галю» или живые, обаятельные темперы, где в качестве натурщиков выступали дети художницы, — «Так заснул Бинька (Женя Серебряков)» 1908 года, портрет задумавшегося Жени, «Шура спит», «Играющий Шура» (все созданы в 1909 году), композиционный набросок «В детской.
Не была она в те годы, несмотря на несомненный интерес к современной литературе, лично знакома с известными литераторами и поэтами, за исключением, как говорилось выше, Г. И. и Н. Г. Чулковых. Выше: что вы искали. Еще совершеннее по живописным достоинствам и образному решению ставшая классической композиция «Крестьяне. Но зная застенчивость и нелюдимость Зинаиды Евгеньевны, которая даже на заседаниях и вечерах «Мира искусства» не бывала, можно с уверенностью сказать, что сама она знаменитую шумную, экстравагантную, сверхсовременную «Бродячую собаку» не посещала.
Ее родовое имение в «Нескучном» сгорело, погибли все ее работы. Зинаида Евгеньевна Серебрякова родилась в имении отца Нескучное Курской губернии (ныне Харьковская область). На горизонте виден морской берег. Именно он и продал полотно в 1919 году музею Метрополитен.
Вдали, среди деревьев, видны купола сельской церкви. Она – продолжательница традиций русской реалистической школы, берущей своё начало в искусстве Ореста Адамовича Кипренского (1782-1836) и Алексея Гавриловича Венецианова (1780-1847). Такая участь постигла первый вариант картины «Жатва». Мужчину и молодую женщину художница создала на холсте близко сидящими друг к другу. Его культурфилософские идеи, во многом противостоявшие зарождавшемуся авангардистскому движению, были основаны на возрождении и возвращении в русское искусство традиций Возрождения и русского классицизма конца XVIII — начала XIX века.
Наконец удалось вернуться к творчеству – она писала портреты, чаще всего своих близких. Брейгель же впервые сделал акцент на окружающей природе, ландшафте. Дочь Е. А. Лансере. Так и случилось. Зинаида Евгеньевна, урожденная Лансере, происходила из художественной семьи.
Описание картины Зинаиды Серебряковой «Жатва»
Выставка открылась с минуты молчания – за два часа до этого в Питере прогремел взрыв, унесший жизни 14 человек. Это, несомненно, если не отдельное по замыслу произведение, то главная часть чего-то решенного и на каком-то этапе законченного и потому сохраненного художником. Так было и теперь, в годы войны, когда Серебряковой были созданы, может быть, самые значительные ее произведения. «Баня» Серебряковой, с таким глубоким уважением — более того, с восхищением — воспевавшая юность, чистоту и красоту крестьянок, явилась абсолютно новым словом в живописи второго десятилетия века. Выразительные черты ее лица заставляют зрителя надолго задержать взгляд на полотне. Но факт неоспорим: работы в стиле ню удавались Зинаиде так же успешно, как портреты и жанровые зарисовки на тему крестьянской жизни.
Обычный сюжет трактуется как вечная тема человека и земли, в общем дыхании и движении. Она отправляется во Францию. В мотиве серебряковской «Купальщицы» и его живописном воплощении дает о себе знать характерная для русского модерна возможность «разновариантной стилизации» — гармоничного сочетания непосредственного видения натуры с чертами неоклассики и Нового стиля в композиционном решении: изысканном и в то же время живом повороте фигуры, в выраженности линейной ритмики и особой уравновешенности, в безупречно найденных контрастах цветового решения.
Несомненно, что именно это, все более глубокое ее прикосновение к деревенской жизни, все большее сближение с крестьянскими женщинами и девушками имело огромное влияние на Серебрякову как живописца и человека. Но эти работы по большей части были быстро схваченными этюдами. Трудом, даже возвеличенным, «естественным призванием человека, залогом духовной и физической красоты, сферой подлинно высокой поэзии». Обстоятельства заставляют художницу оставить Россию.
Многое в судьбе художницы было граничит с Нескучным. Это настроение передается безусловностью широкой живописной манеры, смелой и обобщенной проработкой одежды и тщательной прописанностью лиц, в которых очевидно портретное сходство (например, для мужского образа наверняка позировал И. Д. Голубев).
Видны руки бабушки, разливающей детям суп. Вот таким образом, несмотря на непростые жизненные обстоятельства — муж в Сибири возглавляет изыскательную экспедицию по прокладке маршрута железной дороги Иркутск — Бодайбо, дети малы (младшей дочери Кате еще не исполнился год), — Зинаида Евгеньевна решает хотя бы ненадолго поехать за границу, на этот раз в Северную Италию, чтобы приобщиться к великому монументальному искусству Возрождения, целенаправленно изучить живописные сокровища Милана, Венеции, Падуи, Флоренции, в которых она не побывала во время своей первой итальянской поездки 1902–1903 годов, будучи совсем еще юной и неискушенной девочкой. Эти светлые, полные гармонии пейзажи лишены какой бы то ни было «мирискуснической» стилизации, зато овеяны тонким чувством поэтической грусти, питаемой вдохновлявшей Серебрякову ее всегдашней любовью к Пушкину. Широко известно, что А. Г. Венецианов был одним из любимейших русских живописцев Зинаиды Евгеньевны с детских лет, когда она увидела у «дяди Шуры» принадлежавшую его кисти «Старую няню в шлычке». Его творчество было чуждо Серебряковой и специфической философичностью и живописными качествами однако он более чем кто-либо из русских живописцев десятых годов способствовал возрождению картины в русском искусстве своими произведениями, начиная от «Сна», «Играющих мальчиков» и «Купания красного коня», не говоря уже о более поздних работах. 1911г. Вместе мы думаем объехать северные городки Италии.
- Шедевры живописи Зинаиды Серебряковой
- Картина Серебряковой: Жатва (1910)
- Картина Жатва Зинаиды Серебряковой
- ШЕДЕВРЫ РУССКОЙ ЖИВОПИСИ, ЧАСТЬ 2 — ЗИНАИДА СЕРЕБРЯКОВА
- Нескучное от Зинаиды Серебряковой
- Биография Зинаиды Евгеньевны Серебряковой
Нескучное» (1913). Но решение самой картины «Жатва», подготовленной многочисленными рисунками и превосходными портретами, дается ей не сразу. Композиция предельно естественна и проста но ее уравновешенность и спокойствие, гармонирующие с внутренним состоянием молодой женщины с типично русским лицом и «лбом винчианских мадонн» (как поэт Дмитрий Кедрин сказал про рязанских крестьянок), переводят портрет в ранг картины.