Жерико Умалишенный
Интересует романтиков и трагедия сломанной души: героями произведений часто становятся душевнобольные люди (Жерико «Сумасшедшая, страдающая пристрастием к азартным играм», «Вор детей», «Умалишенный, воображающий себя полководцем»).
Луки»), «назарейцы» жили в Риме по образцу монастырской общины и писали картины на религиозные сюжеты. Впервые Жерико обратил на себя внимание серией конных портретов наполеоновских офицеров, но бессмертную славу ему принесло полотно «Плот Медузы» (внизу), рассказавшее о страшной участи тех, кто плыл на этом погибшем фрегате. 10 октября 1816 года Жерико прибыл во Флоренцию, по его собственному признанию, «страшное состояние духа», вызванное неурядицами в личной жизни, не покидало его. Внешний вид женщины напоминает зрителю о ее недуге. Дым, в «Печи» он является главным мотивом, символизирующим непостоянство и быстротечность жизни и ассоциирующимся со стихией воздуха.
В Риме художник проводит целый год. Распространилось на различные сферы деятельности человека.
- Умалишенный, воображающий себя полководцем
- Описание картины «Умалишенный, воображающий себя полководцем»
- «Портрет умалишённого, страдающего манией полководца», Теодор Жерико — описание
- Портрет сумасшедшей, Теодор Жерико, 1822
- Украинский министр призвал едущих в РФ сограждан захватить Кубань
В своих работах он поэтизировал образы обыкновенных людей, часто – своих близких («Мы втроем» – автопортрет с невестой и братом, не сохранился «Дети семьи Хюльзенбек», «Портрет родителей художника», «Автопортрет»). Этим определялась направленность его поисков»13. Из-за углов высовываются странные, уродливые маски, наблюдающие за главными героями.
Иногда в серию включают также работу «Вандеец» (Париж, Лувр). Лишь спустя годы картина была оценена по достоинству. Успех «Плот Медузы» имел в Лондоне, где предпринимателем Буллоком была организована её выставка. Она была подписана никому еще не известным именем – Теодор Жерико. В основе сюжета картины лежит реальное происшествие – крушение фрегата «Медуза», случившееся 2 июля 1816 года у берегов Сенегала. Взгляд больной лишен выражения и жизни, хотя, слегка опухшие глаза лихорадочно блестят.
- ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: ИСТОРИЯ ИСКУССТВА
- Теодор Жерико и частичная эвакуация в Лувре
- Галина Дятлева, Кристина Ляхова – Мастера портрета
- Жерико Жан-Луи-Андре-Теодор (1791 – 1824)
- Психиатрия Дневник психиатра (психиатрическая газета) – Вечно юный романтик Теодор Жерико
- Жерико ТеодорКартины и биография
- Рабы, останавливающие лошадь: Теодор Жерико
Так, правый этюд головы можно видеть воплощенным в знаменитой картине художника 1625 года «Аллегория плодородия», хранящейся в брюссельском музее. Более двух веков назад здесь был создан уникальный музей-сокровищница Оружейная палата. Темперамент и своеволие определяли его личность. В портрете нет внешнего действия, все внимание сосредоточено на передаче «состояния души»: перед нами человек, будто стоящий на распутье, в его глазах, обращенных на зрителя, вопрос, тревога, гнетущие предчувствия. Энсор изображает бесчисленную толпу людей, теснящуюся у подножия готической церкви. Магритт решил умертвить их в своих версиях картин, рисуя уже заколоченными в гробы. Смятение дано лишь в толпе.
По мнению Шарля Клемана именно она более всего близка к задуманному Жерико полотну. Это радикально поменяло смысл картины, внеся ноту фантастичности. Сегодня эта местность изменилась до неузнаваемости. Жерико болезненно переживал критику.
- Романтизм в западноевропейской живописи 1820-х – 1830-х годов
- Презентация на тему: Романтизм в западноевропейской живописи 1820-х – 1830-х годов
- Романтизм в западноевропейской живописи 1820-х – 1830-х годов (презентация)
- Сообщество «Сообщество любителей литературы»
- Коллекция музея – Фламандское искусство
- Вечно юный романтик Теодор Жерико 01 2014
- Страна, где любят свой дом и детей
В картине «Летучая мышь» де Бракелер показал интерьер уютного бюргерского жилища, в котором буквально на глазах все превратилось в хаос — перевернуты стулья, падает посуда, владельцы и жильцы в ужасе и буквально сбились с ног. В 1812 году Жерико представил в Салоне свою работу «Портрет Дьедонне» (в настоящее время экспонируется как «Офицер конных императорских егерей идущий в атаку» (Париж, Лувр). Гомера, Горация, Марка Аврелия он постоянно перечитывал. Кроме лошадей он увлекался рисованием сумасшедших и трупов. Океан занимает не так много места на огромном полотне, но художнику удалось передать ощущение «масштабности бушующей стихии»38.
В центре картины пустая мраморная лестница ощущение леденящего ужаса сковывает всех присутствующих. В-третьих, у многих картина вызвала восторг. Считают, что несчастный философ (знавший, конечно, географию, но имеющий весьма слабое понятие о навигации) принял группу облаков на горизонте за мыс Кабо-Бланко и дело довершилДюруа де Шомаре, проигнорировав буруны и замеры глубины. Огромный резонанс имела картина Жерико «Плот Медузы», посвященная недавнему событию современной жизни – гибели пассажирского корабля по вине морского пароходства4. Но он, в отличие от знаменитых мастеров той эпохи, не задумывал масштабные произведения с изображениями битв и парадов, а стремился передать «дух времени» в портретах солдат и офицеров, представителей всех родов войск («Портрет офицера карабинеров», «Трубач гусаров», «Три горниста», «Ветеран», «Голова солдата»).
Прежде всего — «Рабы, останавливающие лошадь». Художник запечатлел здесь событие, которое было еще свежо в памяти французов, — гибель фрегата «Медуза». Жерико создает замечательную серию портретов душевнобольных, среди них «Безумный», «Одержимый манией воровства». Овербек, фон Карльсфельд, Л. Фогель, И. Готтингер, Й. Зюттер, П. фон Корнелиус).
Наскочив на мель, корабль дал течь и было принято решение о строительстве плота. Картина с изображением скачек Дерби в Эпсоме (1822, Париж, Лувр) предвосхищает некоторые эффекты живописи импрессионистов. Падение с лошади привело к преждевременной смерти художника. Её похвалил М. -Б. Его лошади помещаются в конкретную, чаще всего природную, среду. Жерико работает с натуры, его портреты в итоге превращаются в документальные изображения.
Во время пребывания в Италии в 1816–1817 Жерико открыл для себя искусство Микеланджело. В этой работе художник удачно синтезировал свои наблюдения пейзажей Пуссена, «ритмы Парфенона» (Турчин), результаты изучения изображений человека у Микеланджело и маньеристов26. Предвестие импрессионизма чувствуется в передаче влажной световоздушной атмосферы.
В 1816–17 Ж. путешествовал по Италии изучая творчество мастеров Возрождения. Её похвалил М. -Б. И в том же 1812 году Франция была потрясена вестью о гибели Великой армии в снегах России. Восемнадцатого июня 1816 года фрегат «Медуза» отплыл из Франции в Сенегал.
Динамика форм, экспрессия линий, резкие перепады света и тени подчеркивают патетику сцены. Давида и А. Ж. Сюжетом для него послужил рассказ о гибели по вине французского правительства около берегов Африки судна «Медуза». Один из них, художник Шампионе, писал по-новому— «жирным мазком», это повлияло на манеру письма Жерико, а позднее и на манеру ещё одного ученика Герена— Эжена Делакруа. И она действительно была для того времени революционна.
- Французская романтическая школа
- Организация и сопровождение олимпиадной деятельности учащихся
- Словари и энциклопедии на Академике
- Описание картины Теодора Жерико «Портрет сумасшедшей» (Умалишенной)
Теме толпы посвящен целый ряд гравюр исполненных в 1890-е. Принято считать, что их заказал Жерико директор парижской психиатрической клиники, предполагавший использовать их в качестве учебных пособий. Океан занимает не так много места на огромном полотне, но художнику удалось передать ощущение «масштабности бушующей стихии»38. Однажды, во время римского карнавала, Жерико стал свидетелем яркого необычного зрелища — бега вольных лошадей по улице Рима (на Корсо). Остановившись возле картины, он воскликнул: «Откуда это.
Образцом для своих творческих поисков они считали итальянскую и немецкую живопись XIV – XV веков (Перуджино, ранний Рафаэль, А. Дюрер, Х. Хольбейн Младший, Л. Кранах). По мнению исследователей, Жерико могла быть знакома брошюра Савиньи «Обозрение влияния голода и жажды испытанных после гибели фрегата Медуза» (1818). Полотно приобретено Лувром на посмертной распродаже работ художника.
Однако эта точка зрения не может считаться доказанной. ). Наброски для неё представляют из себя то точно пойманные вполне определённые мотивы (по выражению Шарля Клемана, «как портреты»), то варианты обобщенной передачи натуры. Ещё одна вариация темы — несколько эскизов, разработанных в антикизированной манере — из них самым удачным искусствоведы признают версию, хранящуюся ныне в Руане («Лошадь, останавливаемая рабами»). Теодор принял участие в конкурсе молодых живописцев, но проиграл.
Женская фигура во фригийском колпаке и с трехцветным знаменем сквозь пороховой дым по трупам павших ведет за собой восставшую толпу. Античную же культуру (к традициям, которой обращался в своем творчестве Давид) Делакруа считал основой культуры вообще. Этим определялась направленность его поисков».
Абрис отдельных групп плавен и ритмичен, эти плавные линии преобладают и внутри каждой группы, но Делакруа ломает линию, когда хочет передать сильное напряжение (например, в закинутых руках женщины или в конвульсивно сведенных ножках младенца).
Источником вдохновения для многих художников стало художественное наследие прошлого: Древний Восток, Средневековье и Проторенессанс (назарейцы, прерафаэлиты). Контрастом к копошащейся толпе выступает стройное, взметнувшееся вверх здание. Это была драматичная жизнь и драматическая живопись. Он продолжал изучение старых мастеров и во время своих поездок в Италию (1816—1817) и Англию (1820—1821).
Шлюпки должны были отбуксировать плот к берегу. Юный художник в центре явно был написан с натуры. О Теодоре Жерико впервые заговорили в 1812 году, – именно тогда двадцатилетний художник осмелился выставить в Салоне картину, посвященную драматическим событиям своей эпохи («Офицер конных егерей во время атаки», 1812 г). Взятый из реальной жизни сюжет, да ещё и не приукрашенный высокими идеалами и не освещенный отблеском славы (как, например, батальная живопись). Провизия быстро иссякала.
Вдохновение пришло к концу римского карнавала, в начале февраля 1817 года. Командовал фрегатом 53-летний капитан Юг Дюруа де Шомаре (в современном русском — бессмысленном и беспощадном — гуглопереводе он именуетсяГуго Дюрой де Шомарей). Средства для поездки можно было получить, приняв участие в конкурсе Школы изящных искусств и Жерико первоначально намеревался написать для него композицию «Умирающий Парис». Но главную роль играет цвет — он становится основным средством художественной выразительности. Графеус был официальным гонцом гильдии св.
Наброски для неё представляют из себя то точно пойманные вполне определённые мотивы (по выражению Шарля Клемана, «как портреты»), то варианты обобщенной передачи натуры. Известно, что перед смертью Теодор Жерико задумывал написать большую картину «Отступление французов из России в 1812».
История гибели «Медузы» получила широкую огласку. Картины из этой серии не были предназначены для продажи. Идеал романтиков туманен, оторван от реальности, но всегда возвышен и благороден.
Мечтательной и отсутствующей кажется смотрящая на зрителя Маргарита ван Моне. Картина «Дети за утренним туалетом» представляет сцену в доме семьи Джеймса Энсора. Кроме того, облако дыма является единственным светлым пятном на полотне, которое зрительно «прорывает» монотонно темный колорит. Интересно сравнить эту работу с другим произведением художника — «Ловля мыши» (ГМИИ им. Его работы 1813—1815 годов отличают «яркий живописный темперамент, а порой и тонкий психологизм».
Слева в картине одинокая женская фигура с крестом символизирует веру как единственную опору людей среди ужасающих бедствий. Общественность, оппозиционно настроенная к правительству, обвинила его в коррупции. В 1804 году Жерико поступил в Императорский лицей.
Жерико воспринимает действительность прежде всего объемно-пластически. Зрители могут издеваться над клоуном или смеяться над его шутками, но никто из толпы не поймет подлинного человека, скрывающегося под гримом. «Плот Медузы» воспринимается не как эпизод, а как эпос картина явно перерастает свой сюжет, она становится символом трагической борьбы человека с враждебной стихией, олицетворением безмерного страдания, героических напряжений и порыва.
Из почти 150 человек в живых осталось десять. В 1950-е Магритт создал серию работ «Перспектива», в ней он спародировал классические произведения из которых наиболее известные — «Мадам Рекамье» Давида и Жерара и «На балконе» Эдуарда Мане. Жерико внимательно изучает классицизм, однако настойчиво ищет героические образы в современности. живописи. Он создал «портреты» известных скакунов, одна из его картин— «Лошадь Наполеона»— получила награду императрицы Марии-Луизы. Его учителями были такие прославленные художники, как Пьер Герен и Карл Верне. Как бы то ни было, но из мастерской Герена, «адепта давидовской школы» и наименее «преромантичного»5 мастера своего времени, вышли наиболее яркие представители романтизма5.
Впоследствии Жерико наиболее полно разработал тему человека перед лицом стихии в самой известной своей картине «Плот Медузы». От трупа, голова которого уже в воде, взгляд зрителя движется дальше к юноше, ничком упавшего на доски плота (натурой Жерико послужил художник Делакруа), к отцу, державшему на коленях мертвого сына и совершенно отрешенно глядевшему вдаль и затем к группе людей, смотрящих на горизонт, в конце которой фигура негра с красным платком в руке. И это было для него большое благо.
Глубокая человечность воплощена и в изображении негра. Он задумал грандиозную композицию (в длину около 10 метров). Однако замысел остается пока неосуществленным. В отличие от «барельефного», фронтального построения композиции у классицистов художник смело «атакует» плоскость холста, направляя движение коня в глубину. Художник запечатлел здесь событие, которое было еще свежо в памяти французов, — гибель фрегата «Медуза». В июле 1830 Париж восстал против монархии Бурбонов. Взгляд больной лишен выражения и жизни, хотя, слегка опухшие глаза лихорадочно блестят.
Настроение самого Жерико было противоречивым. По плану, шлюпки должны были буксировать плот до берега. Теодор Жерико родился в 1791 году в Руане. Как правило, все пейзажи создавались в мастерских, но в основе лежало живое, непосредственное наблюдение, зафиксированное мастером в рисунке с натуры. Клаус демонстрирует столь любимые импрессионистами рефлексы цвета и влияние друг на друга располагающихся рядом оттенков. О методах обучения в мастерской Герена сохранилось мало достоверных сведений.
Кисти Керстиана де Кейнинка (1560—1635) принадлежит интересный аллегорический пейзаж «Катастрофа человечества». Оппозиция считала историю с «Медузой» не несчастным случаем, а преступлением режима, покрывающего коррупцию и пренебрегающего жизнями простых граждан, тем более что власти сразу же попытались замять скандал, не привлекая виновных к суду. Однако работа не задалась и средства на путешествие художник выручил, выполнив пейзажные панно для дома одного из своих друзей в Вилле-Котре. Это можно проследить на двух произведениях, выставленных в Салоне 1827 г. : «Смерть Сарданапала» (Лувр) и «Марино Фальеро» (Лондон, галлерея Уоллеса). В 1825 г. Делакруа делает литографию на тему «Макбета» Шекспира (которым он особенно увлекся после поездки в 1825 г. в Англию), а несколько позднее (1827—1828) иллюстрирует «Фауста» Гёте. Он сделан на промасленной бумаге, наклеенной на доску и изображает Абрахама Графеуса.
Поступки Жерико в тот период были столь противоречивы, что биографы художника затрудняются объяснить, чем руководствовался он в своих решениях. Но, возможно, лишь старый Давид оценил ее подлинную новизну и мощь. Делакруа дебютирует в Салоне 1822 г. картиной «Данте и Вергилий» (1822 Лувр), несомненно навеянной «Плотом «Медузы» Жерико.
Кроме того, он написал серию портретов душевнобольных (1822) из которых до нас дошла лишь половина. В живописи, как и в других видах искусства, романтиков привлекало всё необычное, неизведанное, будь то дальние страны с их экзотическими обычаями и костюмами (Делакруа), мир мистических видений (Блейк, Фридрих, прерафаэлиты) и волшебных грёз (Рунге) или мрачные глубины подсознания (Гойя, Фюсли). Возможно, картина была написана в мастерской его друга — художника Тео ван Рейссельберге. Семья Жерико в 1796 году перебралась в Париж. Жерико работал с натуры, его портреты в итоге превращаются в документальные изображения.
Причину гибели усматривали в непрофессионализме капитана, получившего это место по протекции. И «Марино Фальеро» и «Смерть Сарданапала» навеяны поэзией Байрона. С написанием этой картины к нему пришло признание, однако продолжалось это недолго. В Риме художник тщательно изучал античное искусство, что воплотилось в его картинах «Эдип и сфинкс» (1808), «Юпитер и Фетида (1811).
Возможно, она только что пришла в комнату или, наоборот, хочет ее покинуть. Романтики особенно любили писать бури, грозы извержения вулканов, землетрясения, кораблекрушения, способные оказать сильное эмоциональное воздействие на зрителя (Жерико, Фридрих, Тёрнер). Однако взятые из жизни образы выступают в картине как символы основных сил революции. Дальше было ещё хуже: капитан обнаружил, что его познаний в навигации просто не хватает для прокладки нового курса — и попросил одного из ученых, находившихся на борту (философа Ришфора) помочь ему в управлении кораблем.
Более того, она поражает современников Жерико «откровенной банальностью» представленной сцены. Наконец, в последнем (по мнению Клемана) эскизе (Париж, Лувр), Жерико обратился к обобщению изображения. Итальянский период продлился недолго. Художник уезжал на время из Франции и ещё по одной причине, на этот раз личного характера.
Престижный «При де Ром» получает другой художник, а упрямый Жерико, уверенный в том, что самым достойным кандидатом всё равно был он, решает ехать в Италию за свои деньги. Чувство французов, которые познали горечь поражения, выразил на картине «Раненный кирасир, который оставляет поле битвы» (в 1814 г. ). Спустя тринадцать дней плот с оставшимися в живых пятнадцатью матросами спасло судно «Аргус». Классицизм со своими строгими представлениями и холодным расчетом стал вызывать сопротивление тех художников, которые хотели выразить в искусстве прежде всего свои чувства, переживания и настроения, дать волю своему воображению.
Нам, вероятно, не удастся последовательно рассказать о жизни Жерико — слишком многое в ней гадательно и неясно. Картина художника, неизвестного до той поры ни широкой публике, ни в профессиональной среде (говорили даже, что он «почти не учился»), привлекла внимание критиков. От трупа, голова которого уже в воде, взгляд зрителя движется дальше к юноше, ничком упавшего на доски плота (натурой Жерико послужил художник Делакруа), к отцу, державшему на коленях мертвого сына и абсолютно отрешенно глядевшему вдаль и затем к группе людей, смотрящих на горизонт, в конце которой фигура негра с красным платком в руке.
Вокруг него сгруппировались старшие дети, которые с интересом наблюдают за «мастером живописи» их естественные позы напоминают постановочные фотографии, которыми мастер, вероятно, пользовался для создания композиции картины. Он детально изучает анатомию лошади и выполняет в скульптуре великолепного «анатомического коня» со всеми мускулами, сухожилиями, костяком. Художник познакомился с Корреаром и Савиньи, даже, вероятно, написал их портреты. Это был великолепный успех — первый и последний, выпавший Жерико. И, когда ему предложили экспонировать «Плот» в Лондоне, охотно согласился. Де Бракелер использовал это суеверие в сюжете. Он создал большое полотно «Бег свободных лошадей в Риме» (1817, Лувр), тема которого– противоборство человека и могучего вольного коня.
Критик из «Таймс» говорил о «холодности», которой отличалась эта школа и отмечал в картине Жерико те же «холодность колорита искусственность поз, патетизм». Корабль затонул во время шторма близ островов Зеленого мыса в 1816 году. В картине Жерико читалась бурная динамика, горячий темперамент, раскрепощенность чувств. Он воспринял драму «Медузы» не только и не столько как «дидактический пример узкого политического значения» (капитан фрегата, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции), а как общечеловеческую историю.
Фон и одежду Жерико лишь намечает, сосредоточивая внимание на лице душевнобольного. Женщина стоит во внутреннем дворике с колоннами и фонтаном, напоминающем итальянский, в ее правой руке кувшин для воды, что символически говорит о ней как о заботливой жене и хранительнице домашнего очага. Такая действительность вызывала отвращение у Делакруа, он стремится бежать от нее. На перегруженном плоту было мало провианта и никаких средств управления и навигации.
В мае 1913 Ван де Воестин совершил поездку в Италию. Это портреты сумасшедших, которых он наблюдал в клинике Сальпетриеры своего друга—психиатра Жорже (1822—1823).
Жерико также посещал Лувр, где изучал конные сцены, украшающие античные саркофаги. После смерти матери воспитанием Теодора занимался отец. Ещё одна вариация темы — несколько эскизов, разработанных в антикизированной манере — из них самым удачным искусствоведы признают версию, хранящуюся ныне в Руане («Лошадь, останавливаемая рабами»). Картина не получила ни первой, ни второй премии. К этим же годам относится погрудный портрет «Офицер карабинеров» (Париж, Лувр).
Книгу, полную шокирующих подробностей, написали очевидцы трагедии. Мечта художника осуществляется. Портрет казался бы спокойным и даже блеклым, но кроваво-красная шаль с затейливой каймой «турецкий огурец» становится ярким цветовым акцентом. Мир в их воображении предстаёт в непрерывном движении. По всей вероятности, чтобы наполнить картину воздухом и этим объединить группы, Делакруа переписал в более светлом тоне свою работу, когда она уже была в Салоне (как считается, под влиянием картин Констебла).
Он задумал грандиозную композицию (в длину около 10 метров). Отсюда патетический характер романтических произведений их нервная возбуждённость, тяготение к экзотическим мотивам, к историческим и литературным сюжетам, ко всему, что может увести от «тусклой повседневности», отсюда эта игра воображения, а иногда наоборот, мечтательность и полное отсутствие активности.
Вероятно, успех «Офицера» подал Жерико идею о создании серии, посвящённой военной истории наполеоновской Франции. Обстоятельства, при которых мастер получил заказ на портреты, загадочны. В 1810 году Жерико покинул мастерскую Верне, чтобы продолжить учёбу у Пьера Герена, который, по словам Этьена Делеклюза, был «единственным в то время— после Давида во всяком случае, — кто питал действительное расположение к педагогике».
Эта картина стала событием парижского Салона 1819 года. Картина художника, неизвестного до той поры ни широкой публике, ни в профессиональной среде (говорили даже, что он «почти не учился»), привлекла внимание критиков. Бидермейер – это один из наиболее популярных стилей эпохи (прежде всего в области быта, но также и искусства)2. На четвертый день в живых осталось 67 человек из почти полутораста.
Он воспринял драму «Медузы» не только и не столько как «дидактический пример узкого политического значения» (капитан фрегата, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции), а как общечеловеческую историю29. Для живописного эскиза (1817, Балтимор, Картинная галерея Уолтер) он использовал композицию популярной в то время гравюры с изображением состязания, выдержанной в классицистическом духе. В этой работе художник удачно синтезировал свои наблюдения пейзажей Пуссена, «ритмы Парфенона» (Турчин), результаты изучения изображений человека у Микеланджело и маньеристов26. На борту было около 400 человек. Гро. Что касается драматизма, переданного мастером с помощью нагромождений и переплетений человеческих тел (живых и мертвых), то здесь очевидно влияние другого великого живописца — Рубенса.
Все они не смотрят в глаза зрителю. Жерико был человеком романтической эпохи, прежде чем стал ее художником. В итоге был построен плот длиной 20 и шириной 7 метров. Наблюдать его берётся выдающийся психиатр своего времени Этьен-Жан Жорже.
Данное произведение является поворотным в творчестве Энсора. Вдохновение пришло к концу римского карнавала, в начале февраля 1817 года. Объединившись в своеобразное религиозное братство («Союз св.
Возвратившись в Париж, он приступил к работе над композицией «Потоп», которая является вольной переработкой «Потопа» Пуссена из Лувра. Его работы 1813—1815 годов отличают «яркий живописный темперамент, а порой и тонкий психологизм». Успех пришел к нему после создания картины Офицер конных егерей идущий в атаку (Париж, Лувр), выставленной на Салоне 1812. Тем не менее, его близкими знакомыми в Риме стали Огюст (с 1814 работал в основном как скульптор), Шнетц (в то время занимавшийся жанровой живописью), Тома и Робер23.
Преждевременная кончина помешала ему написать уже задуманную большую картину Отступление французов из России в 1812. Впоследствии Жерико наиболее полно разработал тему человека перед лицом стихии в самой известной своей картине «Плот Медузы»19. Она была шумно встречена и получила одобрение публики. В своей картине Делакруа с большим драматизмом показал бедствия греческого народа. Итог своим размышлениям об искусстве художник подвел в теоретическом трактате «Цветовая сфера». Правая критика ругала художника за излишний демократизм образов, называя самое «Свободу» «босой девкой, бежавшей из тюрьмы», левая упрекала его за компромисс, выразившийся в соединении столь реальных образов — гамена (напоминающего нам Гавроша), студента с ружьем в руках (в котором Делакруа изобразил себя), рабочего и других — с аллегорической фигурой Свободы.
Делакруа очень ясно сознавал общность своих исканий с искусством Ж. ерико. «Ладью Данте» (размером 2 на 2, 5 метра) он написал за два с половиной месяц, вызвал огонь критики, но с восторгом был принят Жерико и Гро. Природа на полотне враждебна человеку.
Он воспринял драму «Медузы» не только и не столько как «дидактический пример узкого политического значения» (капитан фрегата, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции), а как общечеловеческую историю29. Возможно, сейчас нездоровый рассудок играет с ней в злые игры. Художник называл эту работу «исследованием цвета», создав ее как эксперимент в духе импрессионистов. Умер Жерико 24 января 1824. Флагманом конвоя был как раз фрегат «Медуза».
В. С. Турчин называет этот эскиз «счастливым итогом изучения пейзажных фонов картин Пуссена, ритмов фриза Парфенона изображения людей у Микеланджело и у итальянских маньеристов». Это полотно, являющееся по сути «пейзажем-драмой»18, явно создано под влиянием итальянского изобразительного искусства, прежде всего, творчества Микеланджело, что особенно заметно в пластическом решении фигур гибнущих людей. Среди портретов Жерико – изображение молодого Э. Делакруа (1819, Музей изящных искусств, Руан), а также серия портретов сумасшедших (около 1822 года), поражающая психологической глубиной. Завершила подготовительные работы поездка в Гавр, где Жерико писал этюды моря и неба32. Фигура матроса кажется не нарисованной, а вылепленной и в ней отчетливо заметно влияние Микеланджело, творения которого произвели большое впечатление на Жерико.
Динамика форм, экспрессия линий, резкие перепады света и тени подчеркивают патетику сцены. Творчество Жерико открыло новые пути искусству. Пятеро из нихумерли в течение ближайших нескольких дней. «Плот Медузы» получил противоречивые отклики у французских критиков и публики. Окружность четко очерчивает и разграничивает изображение, отсекая все лишнее.
Сопровождал суда военный корабль «Медуза». Другая картина, «Еврейская свадьба в Марокко» (ок. Впоследствии Жерико наиболее полно разработал тему человека перед лицом стихии в самой известной своей картине «Плот Медузы»19. Как бы то ни было, но из мастерской Герена, «адепта давидовской школы» и наименее «преромантичного»5 мастера своего времени, вышли наиболее яркие представители романтизма5. Тем не менее как портретист он принадлежит к самым выдающимся мастерам мирового искусства. В резком повороте головы в профиль и почти фасовом развороте плеч (в портрете Руанского музея) воплощен вызов или по крайней мере непокорность.
Лишенная пафоса литография правдиво передает трагедию побежденной наполеоновской армии. Второй череп, на первом плане слева в углу, также является поздним добавлением. Картины, написанные им в то время («Самсон и Далила», «Отплытие Одиссея с острова Итаки», «Оборона Фермопильского ущелья»), по словам Шарля Клемана, биографа художника, отличала «энергичная кисть» движения персонажей, лишённые однообразия «композиционные ритмы», восходящие к живописи Давида. Для живописного эскиза (1817, Балтимор, Картинная галерея Уолтер) он использовал композицию популярной в то время гравюры с изображением состязания, выдержанной в классицистическом духе.
Эти принципы нового искусства были развиты в романтическом творчестве младшего соратника Жерико — Эжена Делакруа (1798—1863). Фон и одежду Жерико лишь намечает, сосредоточивая внимание на лице душевнобольного. Он продолжал изучение старых мастеров и во время своих поездок в Италию (1816—1817) и Англию (1820—1821). С одной стороны, он был огорчен, что во Франции в 1815 году вновь воцарились Бурбоны.
Один из них, художник Шампионе, писал по-новому— «жирным мазком», это повлияло на манеру письма Жерико, а позднее и на манеру ещё одного ученика Герена— Эжена Делакруа. Абсолютно справедливо исследователи усматривают в строгом рисунке и пластической ясности «Свободы на баррикадах» близость к давидовскому «Марату», лучшей картине революционного классицизма. Теодор Жерико родился в 1791 году, умер в возрасте тридцати трех лет. Много копирует в Лувре.
Всю жизнь для него кумирами были Гойя и Рубенс. Взрослые и дети проигрывают шустрому летучему созданию, его не так-то просто поймать. Все стихии, воздух, вода, земля и огонь угрожают им, неся гибель. При этом «Медуза» оторвалась от остальных судов конвоя — чем нарушила все мыслимые инструкции и приказы. Его картины, в том числе «Плот Медузы» и «Скачки в Эпсоме», стали новым словом в живописи, хотя их подлинное значение в развитии изобразительного искусства было осознано гораздо позднее.
Средства для поездки можно было получить, приняв участие в конкурсе Школы изящных искусств и Жерико первоначально намеревался написать для него композицию «Умирающий Парис». В июле 1816 года у берегов Западной Африки французский фрегат «Медуза» из-за ошибок неопытного капитана, получившего должность по протекции, сбился с курса и сел на мель. В 1812 году Жерико дебютировал в парижском Салоне пронизанной вихревым движением картиной «Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку» (лошадь, вставшая на дыбы, всадник, повернувшийся вполоборота, кривая сабля в откинутой руке и сумрачно клубящиеся тучи).
Критики называли «Медузу» шедевром, который отражает реальную жизнь, а её автор удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо. Стало быть, перед нами — своего рода историческая фантазия. Делакруа ценил его «мощный ум», «большое чувство». Во время пребывания в Италии в 1816–1817 Жерико открыл для себя искусство Микеланджело.
Картина «Раненый кирасир, покидающий поле боя» (1814, там же) передаёт мрачные настроения соотечественников после разгрома войск Наполеона I тревожный эмоциональный строй картины усиливается пейзажем с холодным вечерним небом. Круглый формат изображения (тондо) довольно часто повторяется в работах художника, он наводит на мысль, что эта картина — на самом деле зеркало и женщина смотрит на свое отражение. Средства для поездки можно было получить, приняв участие в конкурсе Школы изящных искусств и Жерико первоначально намеревался написать для него композицию «Умирающий Парис».
Этот адский костер горел 15 дней. Это полотно, являющееся по сути «пейзажем-драмой», явно создано под влиянием итальянского изобразительного искусства, прежде всего, творчества Микеланджело, что особенно заметно в пластическом решении фигур гибнущих людей. В 1804 году Жерико поступил в Императорский лицей. Картина «Раненый кирасир, покидающий поле боя» (1814, там же) передаёт мрачные настроения соотечественников после разгрома войск НаполеонаI тревожный эмоциональный строй картины усиливается пейзажем с холодным вечерним небом. Патриотические мажорные ноты, звучавшие в предыдущих работах Жерико, в «Раненом кирасире» сменились настроением разочарованности и печали, что граничит с событиями реальной жизни — военными неудачами наполеоновской армии. Неподвижны патриции.
Интерес бидермейера не к прошлому, а к настоящему, не к великому, а к малому способствовал формированию реалистической тенденции в живописи. Наконец, в последнем (по мнению Клемана) эскизе (Париж, Лувр), Жерико обратился к обобщению изображения. В конце 1814 года (декабрь) при содействии отца и дяди он, ещё недавно уклонявшийся от исполнения воинской обязанности, приобрёл патент на службу в мушкетёрской роте под командованием Лористона— привилегированном воинском соединении. При сравнении картины с подготовительным рисунком (имеется в виду «Эпизод июльской революции», 1830 Кембридж, музей Фогт) видно, как развивалась мысль Делакруа. Романтическая живопись во Франции Давида противостоит академическому искусству именуемому «Школой» в целом. Пусть даже и за свой счет.
По мнению Шарля Клемана именно она более всего близка к задуманному Жерико полотну. Поначалу его привлекали картины повседневной жизни, жанровые или уличные сцены, однако вскоре художник охладел к «сентиментальной итальянщине» (Турчин), не интересовали его и античные мифы и античная история. Художник работал в Версальских конюшнях преимущественно в 1811—1813 годах.
На борт были подняты пятнадцать полутрупов, пятеро из них скончались. Художник, которому предстояло стать истинным вождём романтизма, был Эжен Делакруа (1798-1863). Нечего и говорить, что никаких рабов в Риме 1817 года не было. В 1818 — 1819 годах он пишет и выставляет свой шедевр — картину «Плот «Медузы» (жертвы кораблекрушения на плоту в открытом море — пролог к потрясшей Европу незадолго перед тем драме предательства, каннибализма, последнего отчаяния). В знаменитой гравюре «Собор» реальность и вымысел тесно переплетаются. Казнь дожа Венеции в присутствии Совета Десяти художник передает в торжественных тонах. Но, возможно, лишь старый Давид оценил ее подлинную новизну и мощь. Много копирует в Лувре.
Париж впервые увидел «Офицера конных императорских егерей во время атаки» тогда, когда уже стало известно о поражении французской армии в России (осень 1812), а в Салоне 1814 года эта композиция была выставлена в паре с «Раненым кирасиром, покидающем поле боя» (Париж, Лувр). Её критиковали за царящий на переднем планехаоси смаковании жестокости. Впоследствии Теодор первым пригласил Герена посмотреть только что завершённый «Плот Медузы»6. Наконец, однажды в Салоне появилась картина «Портрет господина Д. на лошади» (1812). Завершила подготовительные работы поездка в Гавр, где Жерико писал этюды моря и неба32. В 1820 году картина Жерико была выставлена в Лондоне.
После смерти матери воспитанием Теодора занимался отец. Жерико видел перед собой не столько пациентов, сколько индивидуально неповторимых людей, пусть больных изолированных от общества (Гиена Сальпетриер, Безумная старуха, Клептоман, Похититель детей). Он воплощает революцию в аллегорическом образе «Свободы на баррикадах» (другие названия — «Свобода, ведущая народ», «Марсельеза» или «28 июля 1830 года»).
«Ужасное в искусстве — такой же дар, как и грация» — записал у себя в дневнике ещё один великий художник (и друг Жерико), Делакруа. В работе ощущается влияние портретов Джеймса Уистлера, с ними Ван Рейссельберге мог познакомиться на салонах Объединения «Двадцати». Следующий этап творчества Делакруа связан с июльскими событиями 1830 года. Сюжетная картина с невероятным драматизмом и поражающим реализмом прославила его и сделала одним из родоначальников французского романтизма. В отличие от «барельефного», фронтального построения композиции у классицистов художник смело «атакует» плоскость холста, направляя движение коня в глубину.
Подобного не мог бы добиться от ученика ни один из наставников». Недаром, заканчивая одну из картин, он записал в дневнике: «Жерико был бы доволен». Он детально изучает анатомию лошади и выполняет в скульптуре великолепного «анатомического коня» со всеми мускулами, сухожилиями, костяком. Художника особенно поразил момент перед стартом: кони без узды и седла рвутся из рук молодых сильных парней, чтобы ринуться вперед.
Художник смог подойти к столь обнаженному изображению человеческого страдания в отдельном портрете имея за плечами опыт, накопленный в процессе работы над полотном Плот Медузы (1818-1819, Париж, Лувр). Я смеялся над греками Давида, хотя высоко ценил мастерство его кисти. И, когда ему предложили экспонировать «Плот» в Лондоне, охотно согласился. Жерико увлекался лошадьми и скачками и умел быстро схватывать самую сущность движения.
Если варьете и ярмарки были одними из любимых тем живописца, то «Шут» является уникальной работой, так как он обратился к нему лишь однажды. Особенной отточенности достигает рисунок Энгра в его картинах с обнаженным человеческим телом: «Эдип и сфинкс» (1808), «Купальщица» (1807), «Большая одалиска» (1814), «Руджиеро освобождает Анжелику» (1819). По мнению исследователей, Жерико могла быть знакома брошюра Савиньи «Обозрение влияния голода и жажды испытанных после гибели фрегата Медуза» (1818). Восемнадцатого июня 1816 года фрегат «Медуза» отплыл из Франции в Сенегал. Правда, Жерико считал своих лошадей намного лучше лошадей Верне: «Одна моя лошадь съест семь его лошадей». Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плота30. Успех «Плот Медузы» имел в Лондоне, где предпринимателем Буллоком была организована её выставка.
Благодаря этому романтическому, т. е. Московский Кремль — символ российской государственности. Он воплощает революцию в аллегорическом образе «Свободы на баррикадах» (другие названия — «Свобода, ведущая народ», «Марсельеза» или «28 июля 1830 года»). Семнадцатилетним юношей поступил он на обучение к художнику Карлу Верне, «главному по лошадям» во французской живописи, но затем перешел к убеждённому приверженцу классицизма Пьеру Герену. Итогом его учебы стала картина ""Офицер императорских конных егерей".
И хотя подобные очень красивые, поэтичные и эстетически привлекательные пейзажи пользовались большой популярностью у коллекционеров, художник решил, что простые люди, рыбаки и женщины, показанные в картине «Этретские прачки», заслуживают не меньшего внимания. Но при этом Жерико упорно и много работает. Тем не менее, его близкими знакомыми в Риме стали Огюст (с 1814 работал в основном как скульптор), Шнетц (в то время занимавшийся жанровой живописью), Тома и Робер.
Учился в Париже у К. Верне и Дж. Б. П. Герена, копировал произведения старых мастеров в Лувре. Неопытный и трусливый капитан (получивший должность по протекции) посадил судно на мель и вместе со своими приближенными спасся в шлюпках, бросив на произвол судьбы сто пятьдесят пассажиров и матросов. Страстный любитель лошадей и верховой езды, он создал произведения чисто анималистического жанра, подобных которым ещё не было во Франции9.
В 1818—1819 годах Жерико напишет главную картину своей жизни: Плот «Медузы» (Париж, Лувр). Картины, написанные им в то время («Самсон и Далила», «Отплытие Одиссея с острова Итаки», «Оборона Фермопильского ущелья»), по словам Шарля Клемана, биографа художника, отличала «энергичная кисть» движения персонажей, лишённые однообразия «композиционные ритмы», восходящие к живописи Давида. В портрете нет внешнего действия, все внимание сосредоточено на передаче «состояния души»: перед нами человек, будто стоящий на распутье, в его глазах, обращенных на зрителя, вопрос, тревога, гнетущие предчувствия.
Контраст между богатыми и бедными слоями населения — постоянная тема в искусстве XIX века. Он задумал написать огромную картину, тема — борьба могучего коня и человека: «Бег свободных лошадей в Риме» (1817, Париж, Лувр). Престижный «При де Ром» получает другой художник, а упрямый Жерико, уверенный в том, что самым достойным кандидатом всё равно был он, решает ехать в Италию за свои деньги. Среди произведений Жерико, выполненных после возвращения во Францию, Пейзаж с печью для обжига извести (1823, Париж, Лувр) и пять картин с изображением умалишенных (Лувр, Париж, Лион, Гент и частное собрание). Работа имела успех и была отмечена золотой медалью. Жерико внимательно копировал картины старых мастеров, начиная с художников Возрождения.
В реальности на плоту с «Медузы» был лишь один негр но Жерико любил рисовать своего сожителя и изобразил его в трех ракурсах: со спины (негр, взобравшийся на бочку и машущий кораблю, появившемуся на горизонте, красной тряпкой), в три четверти (третий от мачты в группе стоящих рядом с ней мужчин) и в профиль (сидит под мачтой в центре картины). Знаковой во всём творчестве художника стала картина «Плот Медузы», которая была основана на реально произошедших трагических событиях.
Он досконально изучил их книгу, возможно издание с литографиями, достаточно точно изображавшими эпизоды трагического события. Общественность, оппозиционно настроенная к правительству, обвинила его в коррупции. Ян Верхас был превосходным салонным художником, прошедшим академическую выучку. Крайнее напряжение подчеркнуто суровой, мрачной цветовой гаммой, диагональной композицией. И в том же 1812 году Франция была потрясена вестью о гибели Великой армии в снегах России.
Полотно отметил и сам Давид14. Он побывал в Риме и Флоренции, где воочию увидел картины многих старых мастеров.
Кроме того, он решил вместо карьеры торговца табаком выбрать карьеру художника. Из них известно пять: портрет сумасшедшей старухи, называемый «Гиена Сальпетриера», «Клептоман», «Сумасшедшая, страдающая пристрастием к азартным играм», «Вор детей», «Умалишенный, воображающий себя полководцем». Места в шлюпках заняли высокопоставленные лица. Большой интерес представляет лист, посвященный событиям недавнего прошлого, названный автором «Возвращение из России». Настроение самого Жерико было противоречивым.
Об этом портрете можно говорить как о героическом. И эмоции, чрезмерные, бьющие через край, далекие от правильности и приглаженности «классической» живописи. Первые работы Делакруа были написаны прежде всего под стилевым влиянием Жерико. Найдены те художественные средства, которые наиболее убедительно передают ситуацию. «Новый рассказ о событии и три года спустя заставляет содрогаться», — писала либеральная газета La Minerve francaise.
Работа хранится в Лувре, в Париже. Романтический образ карабинера выражает атмосферу переломной эпохи. Одна сторона лица ярко освещена, другая в тени — контраст вносит ноту беспокойства. Жан Луи Андре Теодор Жерико (фр. Jean-Louis-Andr-Thodore Gricault 26 сентября 1791, Руан— 26 января 1824, Париж)— французский художник, крупнейший представитель европейской живописи эпохи романтизма. «Мы жаждем самой страсти, — писал Стендаль, — следовательно, можно предположить, что XIX век будет отличаться от всех предшествующих, точным и пламенным изображением человеческого сердца». Данный портрет его супруги Колетт Версавель более поэтический и камерный.
Критик из «Таймс» говорил о «холодности», которой отличалась эта школа и отмечал в картине Жерико те же «холодность колорита искусственность поз, патетизм». В «Смерти Сарданапала», наоборот, все находится в беспокойном движении, в каком-то круговороте спокойна только фигура самого восточного деспота. В голландской коллекции представлены работы Ф. Хальса, В. Хеды, Я. ван Гойена, В. ван де Вельде, Н. Маса, но особенно поразителен портрет молодой женщины Яна де Брая (1627—1697). И все-таки он продолжал работать постарому, «Если препятствия и трудности пугают человека ничтожного, — говорил он, — они, напротив, необходимы гению, так как питают его». Несколько человек сошли с ума. Романтизм (фр. Остановившись возле картины, он воскликнул: «Откуда это. Еще некоторое время военная тема занимала мысли художника и он создал портрет «Офицер карабинеров», в котором чувствовалась переломная атмосфера.
Губы клептомана плотно сжаты, кажется, что он замкнулся в себе, обдумывая новую кражу. Художник считал его подготовительной работой и вот таким образом даже нанес надпись «Этюд» на обратную сторону холста. На первый взгляд, картина лишена привлекательности. Гро. Служивший в королевских мушкетерах юноша как нельзя более реалистично выразил сюжет. Фрегат Медуза потерпел крушение у берегов Сенегала. В 1822 г. турки захватили восставший остров Хиос и жестоко расправились с жителями.
Подобного показа душевного неблагополучия французское искусство еще не знало. 10 октября 1816 года Жерико прибыл во Флоренцию, по его собственному признанию, «страшное состояние духа», вызванное неурядицами в личной жизни, не покидало его. Но Анри Совиньи, судовой врач, публикует эту историю 13 сентября 1816 года в оппозиционной «Журналь де деба» — он поплатился за это своей должностью. Во Флоренции он восхищался произведениями Сандро Боттичелли и Фра Анжелико.
Стоит обратить внимание на платье, сшитое по последней парижской моде и тщательно выписанные художником детали костюма (чувствуется влияние французского живописца Жана Огюста Доминика Энгра). Это интриговало и притягивало взгляд.
Его композиции становятся более смелыми и уверенными, что проявилось уже в подготовительных набросках к картине Бег свободных лошадей (Лувр). Не считаясь с мнением отца, Жерико бросает учёбу в лицее. На двенадцатый день, когда плот был замечен, на борт брига Аргус подняли только 15 полумертвецов, остальные погибли от жажды, голода, болезней. Несмотря на неблагоприятные личные обстоятельства именно в это время формируется новый стиль художника, он обращается к новым темам, разрабатывает новые идеи.
Из них известно пять: портрет сумасшедшей старухи «Гиена Сальптиера», «Клептоман», «Сумасшедшая, страдающая пристрастием к азартным играм», «Вор детей», «Умалишённый, воображающий себя полководцем». Критики называли «Медузу» шедевром, который отражает реальную жизнь, а её автор удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо. По возвращению в Париж он представил свою знаменитую картину «Плот Медуза» (1819). Картина «Смерть Сарданапала» (1827) написана по мотивам легенды о ассирийском царе Сарданапале VII века до н. э., который вел беспутную жизнь в неге и роскоши. Через раму открытой двери зритель видит комнату, в центре, в кресле, в расслабленной позе расположилась фигура, занятая рассматриванием японских гравюр (а не китайских, как заявлено в названии).
Корабль затонул во время шторма близ островов Зеленого мыса в 1816 году. В Англии он работал над серией литографий («У ворот Адельфинской верфи в Лондоне», «Нищий, умирающий у дверей булочной» и др., все 1821). Но он, в отличие от знаменитых мастеров той эпохи, не задумывал масштабные произведения с изображениями битв и парадов, а стремился передать «дух времени» в портретах солдат и офицеров, представителей всех родов войск («Портрет офицера карабинеров», «Трубач гусаров», «Три горниста», «Ветеран», «Голова солдата»). Художник уезжал на время из Франции и ещё по одной причине, на этот раз личного характера. В возрасте 32 года (26 января 1824, Париж) он погиб в результате падения с лошади.
Наброски для неё представляют из себя то точно пойманные вполне определённые мотивы (по выражению Шарля Клемана, «как портреты»), то варианты обобщенной передачи натуры. Художник познакомился с Корреаром и Савиньи, даже, вероятно, написал их портреты. В 1818—1819 годах Жерико напишет главную картину своей жизни: Плот «Медузы» (Париж, Лувр). Париж впервые увидел «Офицера конных императорских егерей во время атаки» тогда, когда уже стало известно о поражении французской армии в России (осень 1812), а в Салоне 1814 года эта композиция была выставлена в паре с «Раненым кирасиром, покидающем поле боя» (Париж, Лувр). Обстоятельства, при которых мастер получил заказ на портреты, загадочны. 1822), поражающая психологич.
Один из блестящих примеров такого наброска с натуры — «Пейзаж» Иоса де Момпера (1564—1635), выполненный пером и тушью. В этой работе художник удачно синтезировал свои наблюдения пейзажей Пуссена, «ритмы Парфенона» (Турчин), результаты изучения изображений человека у Микеланджело и маньеристов. Пионер французского романтизма Теодор Жерико (Theodore Gericault) прожил короткую, но яркую жизнь. Наконец, выполняя свой давнишний замысел, в Салоне 1824 г. Делакруа выставляет картину «Резня на Хиосе» (Лувр), посвященную борьбе греков с турками за свою независимость. Среди произведений Жерико, выполненных после возвращения во Францию, Пейзаж с печью для обжига извести (1823, Париж, Лувр) и пять картин с изображением умалишенных (Лувр, Париж, Лион, Гент и частное собрание). Известно более шестидесяти копий, выполненных Жерико. И обе оказались фатальными.
Он создал большое полотно «Бег свободных лошадей в Риме» (1817, Лувр), тема которого – противоборство человека и могучего вольного коня. Осенью 1817 года вышла в свет книга «Гибель фрегата Медуза». Успех пришел к нему после создания картины Офицер конных егерей идущий в атаку (Париж, Лувр), выставленной на Салоне 1812.
Эту картину критика и публика приняли в штыки. Ночью вспыхнула резня из-за остатков пищи. Жерико искал сюжеты для большой композиции или нескольких композиций.
Эта картина написана в лучших традициях романтизма, который был обращен к чувствам и эмоциям. Работа имела успех и была отмечена золотой медалью. Контрасты света и теней усугубляют тревожное настроение.
Страстный любитель лошадей, Жерико создал целый ряд картин на этот сюжет. Трагедия, представленная на обеих картинах, передана совсем в разных ключах. Швинда и Шпицвега обычно связывают с течением в культуре Германии известного под названием «бидермейер». Одним из интереснейших произведений, которое хранит музей в Генте, является «Портрет сумасшедшего» Теодора Жерико (1791—1824). Картина художника, неизвестного до той поры ни широкой публике, ни в профессиональной среде (говорили даже, что он «почти не учился»), привлекла внимание критиков. Тем не менее, его близкими знакомыми в Риме стали Огюст (с 1814 работал в основном как скульптор), Шнетц (в то время занимавшийся жанровой живописью), Тома и Робер23. Романтизм в изобразительном искусстве во многом опирался на идеи философов и литераторов.
Но в том же 1812 году Францию потрясла новость о поражении войск Наполеона в России. Многие сходили с ума, доходило до каннибализма. Занимался также скульптурой («Сатир и нимфа», около 1815-1816 годов, Музей изящных искусств, Руан).
Кожа, с оттенком нездоровой желтизны, обтягивает ее очерченные скулы и высокий лоб. Картина написана в мрачной гамме, нарушаемой редкими вспышками красных и зелёных пятен. Впоследствии Теодор первым пригласил Герена посмотреть только что завершённый «Плот Медузы»6. трагедия, раскрывающая силу человеческого духа, противостоящего судьбе и стихии эстетизация дисгармоничного и отталкивающего интерес к остродраматичному сюжету в дальнейшем станут характерными приметами романтич. В 1821-м Жерико возвращается в Париж, а его душевное здоровье только ухудшается.
Там картина вызвала большой интерес. В этот период Жерико увлекается графикой и создает литографии на военные сюжеты. И в том же 1812 году Франция была потрясена вестью о гибели Великой армии в снегах России. Критики называли «Медузу» шедевром, который отражает реальную жизнь, а её автор удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо. «Плот Медузы» получил противоречивые отклики у французских критиков и публики.
Картины из этой серии не были предназначены для продажи. На ее губах можно заметить подобие улыбки. Картина «Смерть Сарданапала» (1827) написана по мотивам легенды о ассирийском царе Сарданапале VII века до н. э., который вел беспутную жизнь в неге и роскоши. Учители и соученики отмечали в рисунках Теодора неуемный темперамент, своеволие, неподражаемость.
Жерико работал в современной манере и классической антикизированной (отделывая работу в древнем стиле). Петух в солярном круге в центре гравюры означает победу над злыми силами. Стремление возродить религиозно-нравственные устои в немецком искусстве граничит с творческой деятельностью художников назарейской школы1 (Ф. В первую же ночь дрейфа 20 человек было убито или покончило жизнь самоубийством.
Портрет был выполнен в числе десяти других по заказу доктора Жорже, друга Жерико, работавшего в парижском госпитале для душевнобольных Сальпетриер и написавшего трактат «О безумии», который вышел в свет в 1820 году. Живопись Энсора начала 1880-х называют «темной»: цветовая гамма приглушена, а красочный слой имеет густую фактуру. В возрасте 32 года (26 января 1824, Париж) он погиб в результате падения с лошади. «Римляне и греки, — пишет Делакруа критику Жалю, — здесь у моих дверей.
Совсем иными настроениями отмечена созданная в тяжелый для Франции год национальной катастрофы картина «Раненый кирасир, покидающий поле боя» (1814, Лувр, Париж). В картине «Крестины во Фландрии XVIII столетия» художник обращается к прошлому, одежды персонажей точно соответствуют веку. С этого времени началось его увлечение монументальным искусством. Полотно отметил и сам Давид14.
Русский художник Сильвестр Щедрин, видевший карнавал двумя годами позднее, писал, что перед состязанием «лошади столь разгорячены, что четыре человека едва могут их удержать». Он создал «портреты» известных скакунов, одна из его картин— «Лошадь Наполеона»— получила награду императрицы Марии-Луизы. Глубокая религиозность Рунге выразилась в таких картинах, как «Христос на берегу Тивериадского озера» и «Отдых на пути в Египет» (не окончена). Осенью 1817 года вышла в свет книга «Гибель фрегата Медуза». Жерико воспринимает действительность прежде всего объемно-пластически.
Их не предполагалось показывать широкой публике и этим объясняется их искренность и безыскусная простота. Однако, когда разразилась революция 1830 года, Делакруа обращается к современности и пишет картину «Свобода, ведущая народ» (1830 Лувр). Художник уезжал на время из Франции и ещё по одной причине, на этот раз личного характера. Эта картина стала событием парижского Салона 1819 года. Человек в повседневной одежде заходил в такую крытую повозку на берегу и переодевался в ней в купальный костюм.
Для живописного эскиза (1817, Балтимор, Картинная галерея Уолтер) он использовал композицию популярной в то время гравюры с изображением состязания, выдержанной в классицистическом духе. Он работал в Сальпетриере – парижском госпитале для умалишенных и, помимо терапии, предоставил Жерико материал для замечательной серии портретов маньяков и сумасшедших, которые художник напишет перед смертью. Не стану демонстрировать изображения отрезанных голов и прочих ужасов, нарисованных Теодором Жерико, а привожу только несколько самых пристойных портретов. Завершила подготовительные работы поездка в Гавр, где Жерико писал этюды моря и неба. Во время бури корабль сел на мель, капитан и высшие чины заняли шлюпки, для остальных (149 человек) был построен плот. Возможно, сейчас нездоровый рассудок играет с ней в злые игры.
На первый план он выдвинул бюргерство, среднего обывателя. Жерико внимательно копировал картины старых мастеров, начиная с художников Возрождения. В Риме художник проводит целый год. Это обстоятельство развязывало Жерико руки: победив в конкурсе Школы, он был бы обязан провести в Италии шесть лет (полный срок пенсионерской поездки), что не входило в его планы. 1841, Лувр) интересна тем, что Делакруа передал специфику восточного интерьера. Лишь на одиннадцатые сутки на горизонте мелькнул парус брига «Аргус». Его лошади помещаются в конкретную, чаще всего природную, среду.
Глядя на картину, невозможно не вспомнить работы Энсора с его масками, которыми, безусловно, вдохновлялся Эвенпул, а также знаменитую картину Э. Мунка «Крик». В рисунке представлена борьба восставших с силами «порядка», в картине — только восставшие. Торчащие космами волосы, редкая, плохо постриженная бороденка усугубляют впечатление общей растревоженности и нервозности образа. Париж впервые увидел «Офицера конных императорских егерей во время атаки» тогда, когда уже стало известно о поражении французской армии в России (осень 1812), а в Салоне 1814 года эта композиция была выставлена в паре с «Раненым кирасиром, покидающем поле боя» (Париж, Лувр). Произведение получает другой акцент, яснее звучит тема неудержимой силы революции. Эти портреты, выполненные, видимо, в 1822—1823 гг. («Сумасшедшая старуха», Лион, Музей «Сумасшедший», Гент, Музей «Сумасшедший, воображающий себя полководцем», Винтертур, собрание Рейнгарт), написаны свободно, в богатой звучной колористической гамме, в них особенно ощутима энергичная, смелая кисть художника (Некоторые исследователи считают, что эти произведения написаны в то же время, что и «Плот «Медузы». Он написал серию необыкновенно поразительных портретов душевнобольных: «Умалишенный, воображающий себя полководцем», «Вандеец», «Клептоман», «Гиена Сальпетриера».
Его правая поднятая рука плавно движется, как бы отмечая ритм и акценты. В соответствии с традицией, существовавшей в голландских пейзажах XVII–XVIII веков, де Нотр включает в любовно написанные картины крошечные изображения людей, занятых своими повседневными делами (стаффаж). Последние годы жизни Жерико полностью посвятил дисгармоничной, драматичной современности.
Тема человеческих страданий была продолжена художником позднее в знаменитой картине «Плот Медузы» (1819, Лувр, Париж), в основе которой лежало реальное событие, всколыхнувшее всю Францию. Это полотно, являющееся по сути «пейзажем-драмой»18, явно создано под влиянием итальянского изобразительного искусства, прежде всего, творчества Микеланджело, что особенно заметно в пластическом решении фигур гибнущих людей. Страстное и возвышенное творчество Делакруа не могло найти темы в современной жизни после революции 1830 года когда стал править Луи Филипп, «корол-буржуа», восторжествовало и стало определять «стиль» жизни все пошлое, посредственное, мещанское. 10 октября 1816 года Жерико прибыл во Флоренцию, по его собственному признанию, «страшное состояние духа», вызванное неурядицами в личной жизни, не покидало его. Известно, что перед смертью Теодор Жерико задумывал написать большую картину «Отступление французов из России в 1812».
И что является тому причиной. Он как бы измеряет те бездны, в которые мог погрузиться сам, если бы его болезнь приняла более острые формы. Неопытный и трусливый капитан (получивший должность по протекции) посадил судно на мель и вместе со своими приближенными спасся в шлюпках, бросив на произвол судьбы сто пятьдесят пассажиров и матросов. Крупная, прямо посаженная голова молодой женщины массивна и неподвижна. Вероятно, успех «Офицера» подал Жерико идею о создании серии, посвящённой военной истории наполеоновской Франции.
Две страсти сопровождали биографию Жерико – к живописи и к лошадям. Жерико настойчиво ищет героические образы в современности. На стенах развешаны длинные японские живописные произведения (свитки). Художник выбрал известный сюжет картины, но всех действующих лиц написал в виде гробов. В этой картине впервые появляется мотив скелета, предвещая начало иного периода. У юноши две страсти: живопись и лошади. 147 человек «попроще» они убедили перейти на спешно сколоченный плот, пообещав буксировать его до берега, однако вскоре бросили в открытом море.
Один из них, художник Шампионе, писал по-новому— «жирным мазком», это повлияло на манеру письма Жерико, а позднее и на манеру ещё одного ученика Герена— Эжена Делакруа. Наскочив на мель, корабль дал течь и было принято решение о строительстве плота. Его композиции становятся более смелыми и уверенными, что проявилось уже в подготовительных набросках к картине Бег свободных лошадей (Лувр). О Теодоре Жериковпервые заговорили в 1812 году, когда двадцатилетний художник осмелился выставить в Салоне картину «Офицер конных герей императорской гвардии, которая идет в атаку» («Портрет лейтенанта Г. Дьедоне). Тяжелый взгляд этот поразителен. Одного из погибших волной смывает в море.
В картине «Торжество религии в искусстве» Овербек прямо подражает «Афинской школе» Рафаэля, а Корнелиус во «Всадниках Апокалипсиса» – одноимённой гравюре Дюрера.
Были найдены пути выражения глубоких, страстных переживаний человека. Семья только что крещеного ребенка — представители зажиточного среднего класса. «Плот Медузы» воспринимается не как эпизод, а как эпос картина явно перерастает свой сюжет, она становится символом трагической борьбы человека с враждебной стихией, олицетворением безмерного страдания, героических напряжений и порыва. Учился в Императорском лицее в Париже (1806-1808), брал уроки живописи у К. Верне, в 1810-1811 годах у П. Н. Картины, написанные им в то время («Самсон и Далила», «Отплытие Одиссея с острова Итаки», «Оборона Фермопильского ущелья»), по словам Шарля Клемана, биографа художника, отличала «энергичная кисть» движения персонажей, лишённые однообразия «композиционные ритмы», восходящие к живописи Давида. Однако именно эти принципы живописца и подарили ему славу и место в истории. Военная тема еще некоторое время занимает воображение художника. Готовясь принять яд, Сарданапал приказал, чтобы его жены, слуги и сокровища были сожжены вместе с ним в огромном погребальном костре.
Подобного показа душевного неблагополучия французское искусство еще не знало. С 1816 до 1817 года Жерико учился в Риме. Работа имела успех и была отмечена золотой медалью. Художник работал в Версальских конюшнях преимущественно в 1811—1813 годах. Разумеется, выставленная картина произвела фурор.
Жан Луи Андре Теодор Жерико (1791 — 1824) Образование Жерико получил у известных мастеров того времени – Верне и Герена. Теодор Жерико родился в 1791 году в Руане. В отличие от «барельефного», фронтального построения композиции у классицистов художник смело «атакует» плоскость холста, направляя движение коня в глубину. Подробности плавания потрясли современное общественное мнение, а само крушение обернулось скандалом во французском правительстве из-за некомпетентности капитана судна и недостаточности попыток спасения потерпевших.
За три года пребывания в Англии, Жерико написал несколько прекрасных полотен, в том числе знаменитую картину «Дерби в Эпсоме» (1823). Художник показал на полотне тот момент, когда люди на плоту заметили на горизонте «Аргус». Яркой молнией вспыхнул Жерико на грозовом небосклоне Франции последних лет правления Наполеона, вспыхнул и быстро отгорел, оставив после себя несколько великолепных полотен. В 1810 году Жерико покинул мастерскую Верне, чтобы продолжить учёбу у Пьера Герена, который, по словам Этьена Делеклюза, был «единственным в то время— после Давида во всяком случае, — кто питал действительное расположение к педагогике»4. «Плот Медузы» — со всем кипением человеческих страданий — вырастает как некий монолит, как некая единая изваянная группа.
Теодор Жерико родился 26 сентября 1791 года в Руане, Франция. 149 (по другим данным — 146) человек (в основном матросы, солдаты и пассажиры победнее — включая одну женщину, маркитантку) должны были плыть на плоту губернатор с семьей, ученые, офицеры (включая капитанаДюруа де Шомаре), чиновники и колонисты побогаче — разместились в шлюпках правда, несколько человек (в том числе офицеров) перешли на плот добровольно. Но и здесь первое время он мрачен, его гнетет одиночество. Знаковой во всём творчестве художника стала картина «Плот Медузы», которая была основана на реально произошедших трагических событиях.
В этом путешествии он видит прекрасную возможность расширить свой кругозор художника и получить массу новых впечатлений. Художник, график, поэт и теоретик искусства Филипп Отто Рунге (1777 – 1810), в основном, посвятил себя портретному жанру. Правая критика ругала художника за излишний демократизм образов, называя самое «Свободу» «босой девкой, бежавшей из тюрьмы», левая упрекала его за компромисс, выразившийся в соединении столь реальных образов — гамена (напоминающего нам Гавроша), студента с ружьем в руках (в котором Делакруа изобразил себя), рабочего и других — с аллегорической фигурой Свободы. В результате Жерико оказался на грани душевного заболевания. Художник работал в Версальских конюшнях преимущественно в 1811—1813 годах. Странный художникбыл постоянным посетителем «скорбных домов» и моргов. Несмотря на богатство разноречивых эпизодов из которых слагается композиция, все они воспринимаются не как нечто самодовлеющее, а как подчиненная целому часть. Но он, в отличие от знаменитых мастеров той эпохи, не задумывал масштабные произведения с изображениями битв и парадов, а стремился передать «дух времени» в портретах солдат и офицеров, представителей всех родов войск («Портрет офицера карабинеров», «Трубач гусаров», «Три горниста», «Ветеран», «Голова солдата»).
Там картина вызвала большой интерес. В Музее также находится карандашный портрет Финча работы Энсора, датируемый 1883. В одежде одного из них повторяются цвета знамени (красный, белый, синий). Глядя на портрет, невольно вспоминается Хальс, высоко ценивший независимость своеобразного женского характера. Ж. избрал кульминац. глубиной.
Любопытен в музейной коллекции искусства Фландрии этюд Якоба Иорданса (1593—1678). Добавляя к одежде скелета белое судейское жабо, художник таким образом высмеивает раздражавших его законников.
Теодор Жерико родился 26 сентября 1791 года в Руане, Франция. С написанием этой картины к нему пришло признание, однако продолжалось это недолго. Поначалу его привлекали картины повседневной жизни, жанровые или уличные сцены, однако вскоре художник охладел к «сентиментальной итальянщине» (Турчин), не интересовали его и античные мифы и античная история24. Необычна композиция портрета.
Портрет десятилетней девочки был написан вскоре после кончины ее матери. Замысел картины «Бег свободных лошадей» возник у Жерико сразу же. Совершенно справедливо исследователи усматривают в строгом рисунке и пластической ясности «Свободы на баррикадах» близость к давидовскому «Марату», лучшей картине революционного классицизма.
Его картины, в том числе «Плот Медузы» и «Скачки в Эпсоме», стали новым словом в живописи, хотя их подлинное значение в развитии изобразительного искусства было осознано гораздо позднее. Картина с изображением скачек Дерби в Эпсоме (1822, Париж, Лувр) предвосхищает некоторые эффекты живописи импрессионистов. Кожа, с оттенком нездоровой желтизны, обтягивает ее очерченные скулы и высокий лоб.
ЖЕРИКО, ЖАН ЛУИ АНДРЕ ТЕОДОР (Gricault, Jean Louis Andr Thodore) (1791–1824), французский художник родился 26 сентября 1791 в Руане. Жерико пошёл по пути воссоздания происшедшего через исследование доступных ему материалов и встречаясь со свидетелями и, как говорит Клеман, составил «досье показаний и документов». На восьмой день 15 наиболее сильных выживших выбросили за борт слабых и раненых. Луки в Антверпене, должность почетная, но до сих пор для нас не очень ясная. Представленная в Квадратном (главном) зале Салона 1812 года, она выиграла золотую медаль и вызвала неподдельный восторг у французов, упивающихся мощью своей армии и еще не догадывающихся о её грядущих бедах. Вдохновение пришло к концу римского карнавала, в начале февраля 1817 года.
Справа расположились художник Анри Эдмон Кросс, писатели Андре Жид и Морис Метерлинк — автор знаменитой «Синей птицы», по левую руку от Верхарна сидит Феликс ле Дантек — французский философ и биолог, чьими трудами восхищался Верхарн. Лишь на одиннадцатые сутки на горизонте мелькнул парус брига «Аргус». В конце 1814 года (декабрь) при содействии отца и дяди он, ещё недавно уклонявшийся от исполнения воинской обязанности, приобрёл патент на службу в мушкетёрской роте под командованием Лористона— привилегированном воинском соединении. По словам художника, газетчики обвиняли его даже в оскорблении Морского министерства. Я не знаю этой кисти.
Уже а конце 1817 года Жерико снова в Париже. Среди них мёртвые, сошедшие с ума, полуживые и те, кто в безумной надежде всматривается в даль. Этот адский костер горел 15 дней.
В 1804 году Жерико поступил в Императорский лицей. 147 человек перешло на плот. Каждый выпуск газет рисовал все новые и новые душераздирающие подробности.
Знаменитое полотно Жерико с изображением кораблекрушения – Плот Медузы (Лувр), выставленное на Салоне 1819, вызвало интерес из-за своего откровенного реализма и смелой антиклассической направленности. У юноши две страсти: живопись и лошади. Жерико искал сюжеты для большой композиции или нескольких композиций. И в открытом море на небольшом плоту оказалось 140 человек.
Книга (вероятно, это было уже второе её издание) попала в руки Жерико, который увидел в истории сюжет для своего большого полотна. Жерико пошёл по пути воссоздания происшедшего через исследование доступных ему материалов и встречаясь со свидетелями и, как говорит Клеман, составил «досье показаний и документов». Теодор принял участие в конкурсе молодых живописцев, но проиграл. Окружающий мир отвергает их, кажется, что героям едва хватает места и в самой картине. Но, возможно, лишь старый Давид оценил ее подлинную новизну и мощь.
Тема смерти здесь возникла неслучайно, вероятно, после кончины отца живописца. Интенсивно желтый цвет одежды женщины как бы излучает свет, освещающий убитых и раненых. Он создал «портреты» известных скакунов, одна из его картин— «Лошадь Наполеона»— получила награду императрицы Марии-Луизы. «Плот Медузы» — со всем кипением человеческих страданий — вырастает как некий монолит, как некая единая изваянная группа. Эта картина — аллегория времени года.
Знаменитое полотно Жерико с изображением кораблекрушения – Плот Медузы (Лувр), выставленное на Салоне 1819, вызвало интерес из-за своего откровенного реализма и смелой антиклассической направленности. Он рвался в атаку. Создав серию душевнобольных, Жерико углубил присущее ему трагическое осмысление современности.
В картине «После кораблекрушения» отчетливо читается романтический характер творчества Клейса, приобретенный под влиянием французских учителей. Данное произведение напоминает созданный Кнопфом фронтиспис к поэтическому сборнику стихов поэта-символиста Грегуара Ле Руа «Мое сердце плачет о прошлом». Динамика форм, экспрессия линий, резкие перепады света и тени подчеркивают патетику сцены.