Жираф Пиросмани
На перроне разлук – желтизна, Пахнет осенью и пирожками. Я на лавке сижу допоздна, Как жираф на холсте Пиросмани. Жираф Пиросмани. Большей частью на картинах Пиросмани были люди, но особое место занимали на них и разные звери: львы, газели, буйволы, жирафы, верблюды и безответные друзья художника — ишаки.
Пиросмани рисует в Тифлисе жирафа (Картина автора-"Жираф")
В отличие от биографии в ней нет места случаю. Но в городе, как в котле, варятся и смешиваются продукты различного происхождения. Наверно, партнеру было только лучше без него. Понемногу учился живописи у странствующих художников, расписывавших вывески лавок и духанов. Пиросмани не был скован анималистической точностью.
Привязанность к своей земле, хозяйству, родственникам и соседям делает человека не только оседлым, но и консервативным. Особый колорит городу придавали вывески, как правило выполнявшиеся на русском и грузинском языках, порой добавлялся и армянский. Призванием Нико было рисование. Похоронен как бездомный и безродный.
Чамчи-МелкоТолько я глаза закрою – предо мною ты встаешь. Собственно говоря, по-русски буквально написано: Да здрастуите хеба солнаго человека. Дети никогда не бывают подвижны, веселы, шаловливы. Только я глаза открою – над ресницами плывешь. Старшая дочь Мариам, которая была замужем, вернулась в Кахетию.
- Нико Пиросмани иего шедевры заеду
- Странный зверь, мацони и малярия: «Жираф» Пиросмани глазами Паустовского
- ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: СЮЖЕТЫ
- Музыкальная гостиная Дмитрия Шварца
Стиль его работ называется примитивизм. Абсолютно оригинальная, она была тем чудом, которое мы искали».
Он стал выдавать Нико в день по рублю на жизнь. А его произведения, рожденные этой средой, приковывают глаз самого взыскательного зрителя. Художник часто рисовал животных. Сегодня из нескольких тысяч его творений сохранились лишь около 300. По зеленой траве едут навстречу друг другу два экипажа.
- Нико Пиросмани: 9 фактов о голодном грузинском художнике
- Нико Пиросмани — концерты в Москве 2018
- Нико Пиросмани, художник: биография, картины
- Миллион алых роз или Кем была женщина из-за которой разорился художник Нико Пиросмани
- Грузинский художник Нико Пиросмани (1862 – 1918)
- Миллион алых роз — реальная история, ставшая сюжетом песни
- Ксения Богемская – Нико Пиросмани
- Нико Пиросмани: осветляющий черноту
Большое место в его творчестве занимают изображения животных. «Впечатление от некоторых вещей, сделанных в такой манере, было необыкновенным», – рассказывал писатель Константин Паустовский. Пиросмани был потрясён исломлен, вскоре он умер. Здесь так мало зелени, там со всех сторон сады. Но Пиросмани не соглашался на это.
На Солдатском базаре помещался духан «Ноева лечебница», а другое подобное заведение именовалось «Не уезжай, голубчик мой. ». Толпа сливается в один поток. Такие пересуды подкрепляли рассказы самого Нико о том, что он видит святых и кисть его «сама пишет». Все более контрастно – добро и зло, белое и черное. Так, наверное и стал он странствующим духанным живописцем. В полутемноте, у небольшого оконца, на столе чадит керосинка, на ней лежали стекла – художник собирал копоть для черной краски.
- Женский образ в живописи 18-20 веков часть 1
- Кирилл Челушкин: японские сказки и новая Алиса
- Зимние пейзажи выдающихся художников
- 20 лучших фото с дронов за 2017-й по версии
- Рождество Христово на картинах художников разных стран и эпох
- Василий Кандинский: реальная жизнь великого абстракциониста
- Уильям Блейк: необычные картины английского поэта
- Клод Моне – человек, дарящий «впечатление»
За ними разливается как озеро белый фон надписи. Глаза – то, что всегда привлекает художника архаики, ребенка, наивного художника. Она живет в мире грез и воображения. Убийство, которое вот-вот может совершиться, не волнует зрителя. И тысячи других цветов. Он полюбил актрису, которую звали Маргарита. Длинными были сказки и песни. И та и другая были полны картин, поразительных и ошеломляющих с первого взгляда.
В газетах спорили: одни отвергали его искусство, другие восхищались. Натюрморт, написанный на жести, в сущности также является вывеской. Отражается нечто существенное, архетипическое (как сказали бы последователи Юнга).
А вот имеющим опыт собирательства или просто постоянного любопытства к наивным художникам, а помимо вашего покорного слуги – автора – таких наберется порядочно среди нынешней интеллигенции, как раз приходится удивляться тому, как похож был Пиросмани на других известных мастеров наивного искусства в России или во Франции или в других странах. Это произошло в 1900 году. 24 работы Пиросмани из собрания Московского музея современного искусства станут хорошим подарком к 130-летию Радищевского музея и прекрасным дополнением к его постоянной экспозиции, в которой представлены такие имена русских авангардистов, как Илья Машков, Петр Кончаловский, Ольга Розанова, Владимир Франкетти, Марк Шагал.
- Вася Ложкин – самый известный художник Рунета
- 1913-й – революционный год в истории искусства и авангарда
- Самые красивые города в вечернем освещении
- Юлиус Нойброннер и невероятный мир голубиной фотографии
- Тайная вечеря – ошибки Леонардо да Винчи
- Самые необычные уголки Европы: квартал Ла-Пинья, Сан-Ремо, Италия
На выходное пособие и занятые у друзей деньги открыл собственную молочную лавку. Город рос и развивался как раз в ту сторону и место оказалось выбрано удачно. В Италию, Францию ездил. Он осторожно и медленно сгибал шею и прислушивался.
Портрет Маргариты, представленный выше, как предполагают искусствоведы, срисован с афиши. Работал втипографии «Печатное дело» вТбилиси (1883–1884). Был ли на ней сам Нико, неизвестно. Короче, своё имущество он продал для того, чтобы рассчитаться с долгами.
- Даг Джонс: актёр, который всегда скрывается под маской
- : музыка, которую можно увидеть
- Эдриан Броуди: 5 интересных фактов
- Сирша Ронан: фильм её жизни и погоня за «Оскаром»
- Что мы знаем о детстве и юности Нико
- Всемирный подниматель настроения)))
- Грузинский художник Нико Пиросмани (1862-1918) и его Маргарита
Летним вечером «когда угасал закат и силуэты синих и фиолетовых гор на желтом небе теряли свой цвет» они втроем оказались на вокзальной площади и зашли в трактир «Варяг». Никого не напоминает. В это же время он накопил немного денег и выстроил домик в Мирзаани. Здесь что-то не так.
То уезжал из Тифлиса и выполнял заказ в другом городе. Работник из Пиросманишвили получился не очень ответственный. Справа – голубизна с белыми мазками, намекающая на облака в небе и горные вершины.
Его чудачества сильно раздражали окружающих. Он никогда не пытался воспроизвести зрительное впечатление, как натуралист. На его портрете актриса изображена в белом платье, с букетом цветов, средь лугов. Он писал всегда увлеченно, он был убежден в ценности того, что создавал.
- Самое интересное в виде мозаики
- Интересные факты о Нико Пиросмани
- Указатель произведений Нико Пиросмани
- Словари и энциклопедии на Академике
- НИКО ПИРОСМАНИ (1862-1918) Биография
У него была собственная комната, его брали с собой в театр и на молитву в храм. В это время туда пришел великолепный рассказчик-бродяга. Он был уже великовозрастным юнцом, а все жил при доме играл с детьми. Легенда – продолжение творческих фантазий автора устами поклонников его искусства.
Неполные, что ли. Пиросмани влюбляет нас в землю-матушку, прародительницу. Видимо, о Пиросмани стали дискутировать в кругах образованного общества. Вот и у Пиросмани они все смотрят. И по какому случаю.
Посмотрим, как работал Пиросмани. Грузинские застолья и животные – любимые темы гениального самоучки-примитивиста. Песня Паулса «Миллион алых роз» – тоже красивая вариация на эту тему, не более. 5.
Его живопись оказалась нетленной. Иное дело город. Ослики с крестьянами, лани, олени, красивые сытые коровы, свинки. Он был необычайно плодовит. Кирилл Зданевич приобрёл у Пиросмани большое количество картин, многие художник выполнил на заказ.
Пиросмани – один из любимых, вот таким образом особенно дорого. Исключение составляет коллекционер Кирилл Зданевич, но о нем мы скажем несколько позже. Пейзаж тоже не содержит рассказа о конкретных эпизодах. Даже большие сцены проникнуты у него этим отчуждением.
Через четыре года Нико подал в отставку. Что же касается маленьких детей, то они могли даже заблудиться в этих цветочных грудах. В легенде отражается идеал, свойственный времени.
Значит в музеях бывал, вот еще его образцы. В пивной вам будут рады хоть при луне, хоть при солнце. Думаю вот: кем бы мы, русские, были без картин Пиросмани. Художники находятся в сложном отношении с этой просвещенной публикой.
Среди ранних работ отметим сильно вытянутый в длину холст Охота на берегу Черного моря. Соседи говорили, что у художника семь пятниц на неделе, будто он не от мира сего. Сохранились ее фотографии, афиши. Потом она их раздаривала подругам. Елисаветполь (Гянджа), написал несколько портретов сослуживцев. Но он не стремился дать картинку естественной природы. Даже дата рождения до конца не определена – примерно 1862 год. Это стало символом подлинной популярности Пиросмани, однако через три недели втойже газете была опубликована грубая карикатура сизображением художника.
В жизни сироты (вспомните Оливера Твиста) все не так, как у обычных людей. Густая акация с отливающими серебром лепестками. В Комсомолке я читал статью об этой истории году этак в 1988. Нико Пиросмани родился четвертым ребенком в крестьянской семье в Кахетии (Грузия), в небольшом селе Мирзаани, что в Алазанской долине известной своими прекрасными пейзажами и чудесными виноградными винами.
Она предлагает все, о чем мечтает человек с хорошим аппетитом. Была эта сказочная история или нет, но она очень поэтична и красива. К тому же часто болел. Образ Пиросмани рисовался в романтических тонах.
И искусство его плохо поддается хронологии. В возрасте 8 лет он потерял своего отца, а затем умерли его мать и брат. Вывеска сапожной мастерской гласила: Бедный Шио в подвале жиот сапоги и калоши шиот. Витрина у входа встречает гостей. Но служба не привлекала его и вскоре он сам становится бездомным бродячим художником, которого владельцы тифлиских духанов приглашали писать для них вывески.
Там Пиросмани иумер, неприходя всознание. Пошол туда. Оно просто означает «первичный». Плотный черный цвет фона был бы слишком кричащим контрастом к своему антагонисту – белому.
Нищий, безродный приемыш желал жениться на вдове состоятельного бакинского коммерсанта. А он проживал то в увеселительном саду, то в духане. Неслучайно Гудиашвили говорил, что у всех зверей на картинах глаза Пиросмани. Время его сковывало, угнетало.
Мне кажется, что с появлением его картин моя жизнь стала богаче, счастливее. Чудо всегда ждет только того, кто его ищет. В окнах появились первые хозяйки.
Никому не известен подробный список его возлюбленных. Когда зять вновь приехал в лавку, Нико бросился на него с кинжалом. Выходное пособие вложил в молочную торговлю и вместе с компаньоном Димитрой Алугишвили открыл молочную лавку, для которой нарисовал две вывески «Белая корова» и «Чёрная корова». В темном небе среди волнистых облаков часто светит луна. А в букете была записка с просьбой о встрече. В картине Косуля на фоне пейзажа (1913) перед нами образ настороженности и удивления. Невозможно удержаться и не процитировать записки анонимного путешественника: «Въехать в Тифлис Московской и Эриванской заставой значит въехать в два города, абсолютно друг на друга непохожие, тут вы едете по широкой правильной улице (по Головинскому проспекту), там, поднимаясь с горы на гору, пробираетесь по темным, кривым, беспорядочно тесным улицам старого города. О жизни Нико Пиросманишвили или Пиросмани, до сих пор известно не так много.
Несколько месяцев изучал типографское ремесло, но и там не прижился. Нежная синяя вероника, бегония и множество разноцветных анемон. Для лавки Нико нарисовал две вывески с черной и белой коровами. Им плевать на то, что о них напишут в столице.
Дела его пошли в гору. Он был современником художественной революции, осуществлявшейся фовистами и кубистами. Он опускал случайные черты. Онумер отголода ихолода вполнейшей нищете вмае 1918года.
Вначале Нико целыми днями болтался на вокзале. Невозможно удержаться и не процитировать записки анонимного путешественника: «Въехать в Тифлис Московской и Эриванской заставой значит въехать в два города, абсолютно друг на друга непохожие, тут вы едете по широкой правильной улице (по Головинскому проспекту), там, поднимаясь с горы на гору, пробираетесь по темным, кривым, беспорядочно тесным улицам старого города. Образ Пиросмани рисовался в романтических тонах. В мире ранней рекламы – живописных вывесок – он был особенно распространен. Миллион алых роз – это автобиографичная песня.
Композиция чаще всего традиционно-фресковая». Рассказывая о его картинах, не можешь отделаться от ощущения их магии их удаленности от реального, как будто это зарисовки путешественника, побывавшего в иных мирах. Есть художники, созданные в XIX веке воображением англичанина Джона Рёскина или француза Эжена Фромантена. Еще в середине XIX века Тифлис поражал своей двойственностью. Может, еле уж брожу я, – ведь не спросят: Кто такой. Рано осиротев, Пиросмани воспитывался всемье состоятельных тифлисских армян Калантаровых.
Здесь сквозь отчеканенность знакового изображения проступает дыхание теплоты. Ворота в виде арки, горы, деревья, человек с ружьем, всадник. Другая трактовка темы женственности раскрывается в картинах с изображением матери и детей. Здесь так мало зелени, там со всех сторон сады. Черные глаза и черные брови Маргариты на ее белом лице поражают своей иллюзорной живостью, натуральностью. Художник остался бедняком. Обкусанные по бокам.
А еще он изображал простых трудовых людей – носильщика, мушу, как их называли в Тифлисе, дворника, кормилицу с ребенком. Стихи Григола Орбелиани (1861)О, сладкий голос мухамбази. Детей художник изображает как взрослых, только маленького размера.
И при этом лезут в твои дела. Ничего достоверно по датам сказать о нем нельзя, это только предположение. Жестяные вывески ржавели.
И шепчу я сам с собою: Чем тебе я нехорош. Как прекрасны люди, которых рисовал художник. В отличие от его живописи стихи не поражали оригинальностью.
Позабыл свои дела я – все они к тебе бегут.
Надпись наложена как бы на светлую гладь реки. Искусство создает собственную сферу общения, доступную посвященным. Но он сделал это уже после гастролей Марго и по причине весьма прозаической. Голос бессознательного здесь заглушен диктатом ментальных конструкций – концепций творчества, художественных идей. Он писал на черной клеенке дружеские сборища за чаркой вина. Он был потрясен.
Создатель вывесок, народных картинок работает на потребу толпы. Потом один из братьев Калантаровых (Георгий) взял его с собой в Тифлис. Теперь он решил заняться торговлей. Растерял свои слова я – все они к тебе бегут.
Онсоглашался съесть тарелку супа икусок хлеба, которые давали ему измилости. В июле 1913 года в тифлисской газете «Закавказье» Е. К. Псковитинов напечатал ещё одну статью о Пиросмани. На него мало обращали внимания. Только я глаза закрою – предо мною ты встаешь.
Работы Пиросмани поддержали русских футуристов М. Ф. Ларионова, братьев И. М. И тем не менее, особого успеха у публики его примитивные работы не имели. Каждый предмет назывался во всеуслышание имя его звучало громко: Земля, Гора, Дуб, Хлеб, Арба, Плуг. По стенам духана висят ево последний работы, очэнь хорошия. Его герои — крестьяне, ремесленники, торговцы, князья, священники. Холстов или других специальных материалов также было не сыскать.
Ранее гордый исамолюбивый, теперь онбыл готов навсе. Много ошибок и в других русских надписях на картинах Пиросмани. На нем был серый пиджак, толстые, грязные и запачканные краской брюки.
Итак, летним вечером 1912 года, когда угасал закат и силуэты синих и фиолетовых гор на желтом небе теряли свой цвет, погружаясь в темноту, мы втроем, бродя по городу, подошли к вокзальной площади, пыльной и пустой, казавшейся огромной при тусклом свете фонарей остановились, удивленные тишиной, такой странной здесь. Жираф – возбуждение. Косуля помещена на абсолютно условном фоне. Пиросмани писал, оставляя там, где это было нужно, незакрашенные куски клеенки.
Может, еле уж дышу я, – ведь не спросят: Кто такой. Он отказывался торговаться или вовсе не брал денег. И татарин – погонщик верблюдов и ортачальская красотка и маленький кинто и сектанты-молокане и князья и бездетные богатеи и бедные матери с детьми и дворники и разносчики и кормилицы и повара. Только я глаза закрою – предо мною ты встаешь.
Он всегда чужд моде, направлению, стилю. Сажа была всюду, летала по воздуху, покрывала предметы и самого Нико он молча смотрел на нас огромными горящими глазами. Начало XX века стало целой эпохой в творчестве Пиросмани. Так и нчалась их любовь-морковь.
Счастье – это было не то, для чего оказался рожден Нико Пиросмани. Вот знаменитая вывеска пивной в Закаталах. Еще в середине XIX века Тифлис поражал своей двойственностью. В1930 К. С. Малевич писал оПиросмани как о«большом иостром явлении», давшем художникам возможность «войти вкубизм», сдвинувшем их «сакадемической точки зрения». К сожалению, воспоминания современников о нем разрозненны и неполны.
Выходец из крестьянской семьи, он родился в селе Мирзаани в Кахетии. В реальной жизни Пиросмани такие праздники случались редко. Во всяком случае у них одни и те же глаза, будь то жираф, ослик, косуля, барашек или лань. Из его странных забав вспоминают, что он покупал свежескошенное сено, клал на пол в задней комнате лавки и лежал на нем, наслаждаясь деревенским запахом.
Она заросла плющом. Там Пиросмани и умер, не приходя в сознание. Убийства не произошло. Все они в разное время вдохновлялись примитивным искусством вроде купеческих вывесок. Он опаздывал на работу, нарушал служебные инструкции, за что получал штрафы от начальства.
Резкая тень от абажура разрезала комнату на две части — светлую и темную. Это сравнение укоренилось в культурологии. Смутны думы поневоле – все они к тебе бегут.
В них чересчур много человеческого. Клеенки были черные и белые. Стихи как-то хорошо легли на всю статью.
Художник прекрасно чувствовал магию черного. Атмосфера большого города (не такого, конечно, большого, как современная Москва, но все же достаточно большого по сравнению с другими городками на Кавказе и тем более с горными селениями) способствует тому, что человек растворяется в ней. Село расположено на высоте около 750 метров неподалеку от дороги на Телави идущей через населенные пункты с такими вкусными «винными» названиями, как Гурджаани, Цинандали, Вазисубани, а чуть дальше – Ахмета, Напареули и др. Глубокий кашель неоставлял его, ноги, руки, спина, грудь болели. Безумный взгляд этого диковинного зверя не зря интриговал зрителей и вдохновлял поэтов.
Однажды он скупил все цветы у цветочников Тифлиса и принес к ее дому. Он укроется в пещере и пастухи найдут следы его костра и станут говорить: вот на той-то горе живет отшельник или бродяга. Можно думать, что пивная открыта круглосуточно. Его и только его картины можно было встретить в десятках духанов. Маленького мальчика взяла в соседнее село Шулавери вдова фабриканта из Баку Э. Калантарова. Пиросмани констатирует противопоставление, два полюса жизни, но не стремится дать оценку.
Настенные росписи были уничтожены вместе со старыми зданиями или намеренно большевиками. В старом Тбилиси было около ста пятидесяти духанов, более двухсот винных погребков. В июле 1913 года в тифлисской газете «Закавказье» Е. К. Псковитинов напечатал ещё одну статью о Пиросмани. Так и появился в печати «Макар Чудра» и родился большой русский писатель. Сам его расписал и нарисовал вывеску.
Маргарите он был вручён во время или сразу после концерта.
Нико нарушал правила: опаздывал и прогуливал. Четыре года Нико работал на железной дороге кондуктором и в ремонтных мастерских. Время несло с собой перемены и движение, которые казались ему неинтересными. Да всё не так было. Своим домом, точным адресом, обустроенным жильем он должен был бы характеризовать себя.
Затем ушел оттуда и жил в доме брата Калантаровой. Нико был самым младшим из четырех детей. Глубокий кашель не оставлял его, ноги, руки, спина, грудь болели. Это ОНИ знают, когда из грузинского народа врага нам очередного лепят.
Но Пиросмани не стал учиться ни в рисовальной школе, ни у альфрейщиков. Текст пояснялся картинками, названия духанов соперничали в остроте и неожиданности. Он всего лишь держит художественную кисть в руке, а она (кисть) пишет самостоятельно, без его участия. Наверное и сам он был таким же, плоть от плоти своего народа, – добрым, щедрым тружеником. И вновь оказался без профессии, без дома, без положения. С огромным трудом они разыскали самородка, которому уже перевалило за пятьдесят.
Пиросмани посетил представление Маргариты. Пиросмани ухаживал за ней долго и тщетно. На большом току молотили зерно и от него исходило теплое золотистое сияние. Вот какой был дар у Пиросмани.
Она поносила его и считала идиотом. К утру тело застывало и он с трудом разгибался. Именно то, что нравится и просят повторить, заказывают еще и еще. Пиросмани было 56 лет. Однако на фоне гор сияет красное солнце с отходящими от него лучами.
Дикий боярышник — его запах был тем крепче, чем каменистее была почва, на которой он рос. И тут она вспомнила, что сегодня, кажется, день рождения Пиросмани. Когда Нико исполнилось 20 лет, отвели к фотографу сделать портрет. Хорошо. Неспроста он часто рассказывал окружающим, что это не он создает свои картины. Пиросмани было 56лет.
Легенда о художнике живет и расцветает. Высокий жираф смотрел в упор дикими и влажными глазами. На нем мы видим ухоженного и хорошо одетого юношу. Его штрафовали, наконец, он сам уволился. Вот прослезилась.
Как прекрасны люди, которых рисовал художник. В мае 1916 года Зданевич устроил однодневную выставку работ Пиросмани в Тифлисе. Кутру тело застывало ионструдом разгибался.
Буйволы, тянущие повозку с огромным бурдюком вина. Этот цвет организует всю гамму во многих его картинах. Тот похвалил, сказал, что надо учиться. Место его могилы до сих пор неизвестно. 24 марта 1913 года в Москве на Большой Дмитровке открылась выставка живописи художников-футуристов «Мишень», где, наряду с произведениями известных художников, в первую очередь Ларионова и Натальи Гончаровой, были выставлены и несколько картин Пиросмани, привезённые из Тбилиси Ильёй Зданевичем. А еще посещал зоопарк. Поздняя иранская сирень.
Но потом Пугачёва перестала выпендриваться и спела её. Хоть бы раз меня спросила: Что с тобою. Пышность декоративной отделки отвечала вкусам различных слоев городских жителей. Жил в зажиточной семье Калантаровых в Тифлисе, куда мальчика отдали в услужение. Он раздал долги и даже стал получать прибыль. В городе существовал живописно-малярный цех (амкар), члены которого расписывали внутренние и наружные стены зданий, магазины, рестораны, павильоны в увеселительных садах. Жители селения не поняли и не приняли отщепенца.
Взволнованная Маргарита, еще ничего не понимая, быстро оделась. По другой версии, в Тифлис действительно приезжала актриса варьете француженка Маргарита. Хотите расскажу страшную тайну. (перевод Л. Пеньковского). Вывеска сапожной мастерской гласила: «Бедный Шио в подвале жиот сапоги и калоши шиот».
Ему и раньше приходилось трудно, но так, как в то время – никогда. Всякое место проживания обладает кучей признаков, столь любимых биографами. Зданевич застал его за очередной вывеской, подпирающим правую руку левой, чтобы не так дрожала.
Когда он вспомнил о приглашении, то Маргариты в городе уже не было. Был очень беден, жил вдуханах, которые расписывал ивподвалах. Это преимущественно изобильные застолья и пиры на вывесках.
Рано осиротел. В конце 1890-х годов Алугишвили выдавал ему по рублю в день на проживание. Потом молодые люди пригласили Нико пообедать с ними. Спасибо. Он писал на черной клеенке дружеские сборища за чаркой вина.
В отличие от быстротекущей жизни мир Пиросмани принадлежал вечности. Кстати, в этой статье есть ошибка – актриса Маргарита была рыжей бестией. Так вот в своё время Раймонд Паулс подарил Пугачёвой очень много цветов, конечно не миллион и даже не роз – там были разные цветы.
«Ни у кого из художников я не знал подобного ощущения Грузии, как у Нико. Забегая вперед, скажу, что уже более 35 лет в городе Кварели из сортов винограда Саперави и Ркацители по кахетинской технологии производят полусухое красное вино «Пиросмани». У Эпросине было три дочери и три сына. Спасибо, кланяюсь. Предполагают, что ненадолго он возвращался к сестре в Мирзаани и был пастухом.
Это было воспринято в семье как нелепая выходка. За наивностью работ Пиросмани картины скрывают грусть и печаль, радость и тревогу. Он был бессребреник.
В1890–1894 работал нажелезной дороге тормозным кондуктором товарных вагонов (ст. Уничижительного значения в этом слове нет. Ах, беда нам, Лопиана, ведь не спросят: Кто такой. Легенда творится большей частью коллективно и бессознательно. Кисть, по словам художника, сама рисовала после таких откровений. Свет лампы упал на одну из картин Пиросманишвили.
Перепродавцы же платили Пиросмани за его картины гроши. Это исторический персонаж. Вначале Нико жил с ними в Шулавери.
Он был бессребреник. образы детски-наивны ипросты. Познакомились и разговорились. Он был христианин, он думал, что слышит голос святого.
Так сохраняются семейные очаги, праздничные наряды, ритуалы и обычаи. Хоть и плачу неустанно, ведь не спросят: Кто такой. Остаток жизни он действительно прожил в нищете и забвении, скитаясь по друзьям. Справа на фоне гор изображено солнце, а слева на голубом небе – луна. Аромат шашлыков звал к столикам трактира и мы вошли в большой и просторный зал Варяга.
Они красивы их одежда живописна, позы и жесты выразительны. Его искусство было ответом на вызовы окружавшей среды. Я никак не мог понять, какими красками было передано это освещение. Ведь что такое подробная биография. Только в городе среди тысяч безразличных друг другу людей теряется след одного.
Он приехал в Тифлис, когда самого художника уже не было в живых. Их обнаружить помогает примитив. Скорей всего, стихи были только сопутствующей творческой эманацией художника, как бывают сопутствующие фракции при добыче, например, нефти.
Ему ираньше приходилось трудно, нотак, как втовремя— никогда. Этой острой городской похлебкой ежедневно угощается каждый выходящий на улицы и площади. Все там оказывается зафиксировано, объяснено, разъято на составные части. Иногда художник дополнял их надписями вроде «Да здравствует хлебосольный человек. ». Спрос на его работы давал художнику возможность без конца тренировать свою руку. Люди городского плебса вообще подвижней, нежели крестьяне.
В старом Тбилиси было около ста пятидесяти духанов, более двухсот винных погребков. Они не отвечают на письма, не приходят в назначенное время. Но как бы там ни было, желаю всем иметь таких друзей, какие были у Нико Пиросмани. Наверное и сам он был таким же, плоть от плоти своего народа, – добрым, щедрым тружеником. Художник остался бедняком.
Рациональное изучение документированной творческой биографии не оставляет тайны. Говорят, он очень бедствует и пишет за гроши вывески и т. д. Но человек он прямо гениальный. Бессмысленно их перечислять.
Позади него виден доведенный почти до топографической схемы горный Кавказ. Маргарита в итоге сломалась и прислала ему записку, назначив встречу. Но теперь уже все вокруг понимали: с Нико невозможно иметь дело.
Слезинки разлетались от этого в разные стороны и долго еще горели на ее платье. Они перенесли лавку на бойкое место – Солдатский базар. Под покровом пыли обыденности и патины суеты он видел красоту, счастье, радость жизни. Это учение получило распространение в середине XX века.
Семнадцатого января 1894 года он получил полный расчет на железной дороге. А вот хотите неожиданное сравнение: наверное, каждый знает, что такое полоска штрих-кода на упаковке товара.
У всех образов печальные глаза самого художника. И над всем темным, но радостным пейзажем на заднем плане голубеет небо с полной луной. Невозможно уследить за всеми, кто ночует на вокзале, в подвалах, в трущобах.
Он продолжал рисовать. Человек имеющий дом, обрастает массой обязанностей по отношению к любому, самому скромному жилью. Семья его была бедная, родители не могли дать своим детям практически никакого образования. В столице он немного научился читать (на родном и на русском языках), но никакого законченного образования так и не получил. Сейчас найдем, что направляло его мысли.
Актриса отвергла его любовь. Только я глаза открою – над ресницами плывешь. Вместе с сыном Калантаровой Георгием Нико уехал в Тифлис, где учился работать в типографии. В самом факте карикатуры на художника для того времени не было ничего особенного. Читатель уже почувствовал, что картины Пиросмана, как его называли у Зданевичей, воспринимались будущим писателем на фоне русской исторической традиции, где Кавказ – это «та загадочная, зовущая и пугающая страна, где погиб Одоевский, где дрался под зелеными знаменами пророка Шамиль, где был убит Бестужев-Марлинский, где насмешливо тосковал Лермонтов».
Всё как в песне Пугачёвой. Но кем. Чудаковатый пьяница «маляр Нико» всегда был готов за еду и выпивку расписать вывеску, разрисовать тачку или просто покрасить стенку.
Можно предположить, что были там с кондукторских времен старые приятели. Он любил изображать пиры, на которых люди веселятся и забывают свои беды («Компания Бего», «Семейный пикник», «Пасхальный кутеж»). Пиросмани обладал великолепным даром обобщения. Пиросмани в буквальном смысле слова был бедным художником. Текст пояснялся картинками, названия духанов соперничали в остроте и неожиданности. Он сам любуется ими, любуется воплощением своих фантазий.
Он брался за изготовление вывесок, расписывал стены. Покупатели сильно удивлялись, даже пугались и картин не брали. Эта встреча запомнилась мне: у белой стены стоял художник в рваном черном пиджаке и мягкой фетровой шляпе, высокого роста, спокойный и независимый, но с некоторой затаенной горечью в обращении (знакомые в шутку прозвали его графом).
Делал вывески для торговых заведений, декоративные панно икартины вТифлисе иего окрестностях за«стакан вина итарелку харчо». И в их зрачках будто отпечатался навеки его образ, его сила, его настроение. Работал он быстро, никогда ничего не исправляя. Учился у таких-то и таких-то художников, значит, взял у них то-то и то-то.
Да и кому нужна была дотошная мелочность, свидетельства о странностях художника, о его непонятных выходках, его слабости. Отвергнутый Пиросмани не ожесточился, а простил Маргариту. Как живешь. В общем, Калантаровы любили сироту и всячески оберегали его тонкую натуру. А Нико остался жить у Калантаровых.
Кирилл спросил Нико, как получилось, что в Тбилиси никто его не знает. Может быть, все эти горы цветов он прислал ей в память этого полузабытого дня. К тому же в комнате было сумрачно от зимнего тифлисского дня. Пиросмани добавлял в золу печную копоть, настой коры дуба и пару капель масла. Но ставка на это слово не удалась. Но художник в это время пировал с друзьями и, прочитав записку, лишь вознес рюмку. Прямолинейный, эмоциональный, отчаянный. Она была абсолютно одинока.
В 1890 году поступил на работу тормозным кондуктором на железной дороге. Для живописной вывески вопрос звучит некорректно. Проснувшись, Нико ответствовал: «У меня талант устал, явас ожидал утром, вы опоздали». Нико ответил: Я работаю по-иному, чем другие художники и за это меня не хотят знать.
У него появился компаньон Димитра Алугишвили, бывший повар. Несколько месяцев был в обучении ремеслу в типографии1, затем ушёл оттуда и жил в доме Элизабед Ханкаламовой (сестры Калантаровых), затем у её брата. Он соглашался съесть тарелку супа и кусок хлеба, которые давали ему из милости. 24 марта 1913 года в Москве на Большой Дмитровке открылась выставка живописи художников-футуристов «Мишень», где, наряду с произведениями известных художников, в первую очередь Ларионова и Натальи Гончаровой, были выставлены и несколько картин Пиросмани, привезённые из Тбилиси Ильёй Зданевичем.
Вот таким образом в белый цвет Пиросмани подмешивает другие пигменты, например, когда пишет лица. Они сами вечно нуждаются в деньгах и в славе. Вы можете по штрихкоду отличить пачку пельменей от осетрины горячего копчения. Она развлекала своим пением и танцами столичную публику. То же касается и живописи.
Впрочем, новые фактические данные открывают именно тогда, когда идеал ветшает. А все ли считали его произведения гениальными. Пока она еще находится в Москве. В общем, служба его не задалась.
Причины до сих пор неясны: то ли обманул друг-компаньон, то ли случилась роковая любовь. Компаньон выдавал ему каждый день по одному рублю. Восхищение – вот главное, что можно сказать об этой вывеске. Я пишу их в белых простынях, я их жалею, белым цветом я прощаю их грех.
Факты подтверждаются не документально, а приблизительными рассказами очевидцев. Там же Пиросмани и жил. Какое это время суток. На концерт Пиросмани не попал и никогда не встречался с Маргаритой – всё по Паустовскому.
Шесть лет Нико мучился с торговлей, почти бросая ее. Мы не знаем его личика в детстве и у нас нет его фотографии в гробу. Еще он писал стихи. Он умер в Тифлисе в 1918 году – нищий и всеми забытый. С именем Пиросмани связана легенда о художнике и актрисе, знакомая всем по песне «Миллион алых роз» изначально описанная Паустовским в «Книге о жизни»: «Прислонившись кдверному косяку, стоял высокий, очень худой грузин с тонким лицом и печальными глазами, в старом пиджаке и, не шевелясь, смотрел на Маргариту. » Все закончилось поцелуем. В этой семье он провел примерно 15 лет, научился читать и писать по-грузински и по-русски.
Только я глаза открою – над ресницами плывешь. Но бизнесмена из Пиросмани не получилось – через несколько лет он разорился. Знаменитый Жираф писался во время пребывания художника в саду Эльдорадо. Так художник выработал один из своих уникальных приемов.
Способность отражать вовсе не означает прямого зеркального отражения того, что видит гениальный художник (композитор, поэт, кинематографист). Михайлово (Хашури), ст. Какой бы она ни была, она мать рода человеческого и заслуживает самой возвышенной любви. Говорят, он очень бедствует и пишет за гроши вывески и т. д. Но человек он прямо гениальный.
А краски Пиросмани использовал только качественные и дорогие. Цвет освобождался от натуры и становился принадлежностью красочной поверхности полотна. Я часто ходил на гору Давида, на священную Мтацминду и видел там могилы великих грузинских поэтов — Ильи Чавчавадзе и Акакия Церетели. Его звали Алеша Пешков.
Пиросмани был свободен менять место своего ночлега. Нико ответил: «Я работаю по-иному, чем другие художники и за это меня не хотят знать». Ответил, что это он. Барашек открывает вереницу анималистических образов у Пиросмани. Ранее гордый и самолюбивый, теперь он был готов на все. Только я глаза открою – над ресницами плывешь.
Картины его не продавались. Это событие произошло в большой крестьянской семье в селе Мирзаани. Что произошло в Мирзаани, опять покрыто мраком неизвестности. Пепуцу забрали к себе родственники из Мирзаани. Она догадывалась, что этот праздник устроен для нее. В конце 1910 годов поклонники творчества художника начали ходить по деревне и собирать о нем информацию, чтобы составить если не биографию, то хотя бы приблизительный портрет Нико.
В слове хеба по старому правописанию вместо е написана буква ять. Поехал летом в Коджори, дачное место под Тифлисом, а вернулся оттуда только осенью. Возможно, в живых остались две сестры. Каких цветов тут только не было. Рослые фруктовые деревья плодоносили, утром по желобам листьев стекали крупные капли росы. И там, где нужно было отобразить эти оттенки, он просто оставлял незакрашенные участки.
А Пиросмани знал, что какой бы он ни был неученый художник или, как говорят русские, самоучка, но по силе и чистоте красок и рисунка он мог бы, пожалуй, потягаться с некоторыми большими художниками (он видел хорошие репродукции их картин). Его обнаружили, доставили в больницу, но вскоре Нико Пиросмани умер. Занимался торговлей, открыл молочную лавку наокраине Тифлиса, расписал лавку изображениями коров (1894–1900).
Попросту сбежала с богатым кавалером, оставив среди жителей Тифлиса воспоминания о великой любви: однажды возле дома актрисы собралась толпа зевак, которые недоумевали, глядя на «целое море цветов», выросшее под ее окнами, – таков был подарок от бедного художника. Те, кто первыми увлекается их искусством, сами выглядят не всегда приглядно. Клеенки были белого или черного цвета. Эти звери – своеобразные портреты. Потом он применил этот прием и для портретов.
Художник полностью посвящает себя искусству. Возможно, кавказский темперамент и представляется жителям России слишком горячим и, безусловно, нравы тифлисского базара не были безупречны и не один Нико решал там споры кулаками, но он воспринимался, говоря сегодняшним модным словом, как аутсайдер. В середине 1880-х годов вместе с художником Гиго Зазиашвили, также самоучкой, в Тифлисе открыл мастерскую декоративной росписи. На стенах висят картины.
В городе человек живет анонимно. Он умер от голода и холода в полнейшей нищете в мае 1918 года. Наверное, на вокзале перепадал и заработок. Ему было 56 лет.
Правда, в современной Франции о ней ничего не знают. Пышность декоративной отделки отвечала вкусам различных слоев городских жителей. Однако жилось Нико у «важных господ» хорошо: его растили как родного сына, выучили грузинскому и русскому языку, потакали его увлечению живописью. Особенно удачно ему удавалась черная. Однако торговля его тоже не могла удержать надолго.
Родственными с народным искусством является повторность и вариативность мотивов искусства городского. В городе существовал живописно-малярный цех (амкар), члены которого расписывали внутренние и наружные стены зданий, магазины, рестораны, павильоны в увеселительных садах. Тетрадочка не сохранилась.
Внимание московских художников Зданевича иЛе-Дантю привлекли его вывески. Прилавок Пиросмани поставил недалеко от Верийского спуска. И все же великим мастером этого вида творчества остался один Пиросмани. Барашек – это невинность, покорность. Похоронен был в общей могиле для бедняков.
Контрастный черный зрачок с бликом на белом глазном яблоке. Актриса отвергла его любовь. Оставшись сиротой, он перебрался к своей работодательнице Калантаровой в село Шулавери, прожив там полтора десятка лет и сблизившись с ее сыном Георгием, с которым в 70-е годах XIX века переехал в город Тифлис (нынешний Тбилиси). Еще пару лет Нико с Димитрой держали лавку, а потом Нико сбежал.
И наверняка у нее были особенности, о которых расскажут в своих книгах грузинские авторы. Они так же статичны, как и взрослые. Ведь он всего лишь гениальный художник-самоучка, который нигде не учился, а просто брал краски и рисовал, как это делают дети. Остались двое младших: сестра Пепуца и брат Нико.
Таким заказчикам и нравились нарисованные живописные фоны. Но Маргариту не забыл до конца своих дней. Сестра Нико рассказывала, что он якобы восемь или девять лет пропадал где-то за границей.
Этого не может быть. Ему было лет семь-восемь, когда умер отец, затем – мать и старший брат. Вот надутый и самодовольный сын богатого кинто исполненный собственного достоинства дворник с косматой бородой, актриса Маргарита, продавец дров, старый князь в черной черкеске с рогом в руке и др. Счастье— это было нето, для чего оказался рожден Нико Пиросмани. Перевернув все архивы искусствоведы предположили, что Нико Пиросмани родился в 1862 году. Но как я уже отметил, сразу после концерта она уехала. Городской художник, живущий на заработки от своего труда, не похож на просвещенного дилетанта или любителя, художника воскресного дня.
Только я глаза закрою – предо мною ты встаешь. Илья Зданевич говорил Нико, как важно, что в его картинах правдиво и любовно показана Грузия. С любовью показывает художник будни простых крестьян в таких картинах, как «На гумне», «Молотьба хлеба в деревне», «Пастух со стадом баранов», «Крестьянка с детьми идет за водой».
Такая вот история. Термин этот стал распространен благодаря учению Карла Густава Юнга о коллективном бессознательном. Его рассказы увлекали всех, кто его слышал. С собой он всегда носил тетрадочку с привязанным к ней карандашом. Она освещает дальний город, залитый ее серебристым светом.
С обеих сторон при входе в переулок уже собрались и шумели толпы. Потом молодые люди пригласили Нико пообедать с ними. В пивную всегда приезжают кутить.
Говорят, что Пиросмани показывал свои стихи двум поэтам, вероятно, те их не оценили. В январе 1913 года Илья Зданевич вновь приехал в Тифлис. Однажды он скупил все цветы у цветочников Тифлиса и принес к ее дому.
Это тщательно заполненный и многажды проверенный учетный листок истории искусства. Так же не поняли ситуации и его прежние покровители, владельцы погребков и виноделы. Нико к этому времени было лет двенадцать.
Войдя, мы остановились пораженные. Он унес вместе с собой свои сомнения, слезы и болезни. Кирилл спросил Нико, как получилось, что в Тбилиси никто его не знает. В Тифлисе у него не было собственного дома, он вынужден был ютиться по подвалам. Ненайдя себя вкоммерции, с1901 активно работал как художник. Его картины полны энергией, они несут зрителю большие чувства, сильное возбуждение.
Картины при его жизни мало кто ценил, а тем более – понимал. «Я впервые увидел картины Пиросманишвили при свете высоко поднятой керосиновой лампы. Эти непризнанные гении, аутсайдеры, забулдыги не лезут ни в какие рамки. Только ты, моя царица, боль души моей поймешь. Потом умерла мать.
Вряд ли черное и белое он заранее предназначал для изображения порока и добра. Грузинский художник Пиросмани прожил недолгую жизнь, приблизительно 55-56 лет. Вот таким образомженщины, полные восхищения и гордости от сознания тайны, приблизившейся вплотную к их стертым, знакомым до последней трещины порогам (а они знали все трещины потому, что им приходилось часто мыть эти пороги), крепко держали за руки детей и не отпускали их от себя. Ладо Гудиашвили утверждал, что у животных на картинах Пиросмани глаза самого художника. Ему подсказали, чтобы он записал свои истории.
Он полюбил актрису, которую звали Маргарита. Теперь своими рисунками он расплачивался с угощавшими его собутыльниками. Философией или литературой интересовался.
Он сбросил груз ответственности перед обыденностью. Окрестные жители раскупали товар.
Или нефть все уже очи повыела.