Зинаида Серебрякова Автопортрет За Туалетом

Зинаида Серебрякова, За туалетом: описание картины

Но подлинно большой успех и признание любителей живописи, прежде всего круга «Мира искусства» во главе с Александром Николаевичем Бенуа, принесло ей портретное творчество конца 1900-х — начала 1910-х годов. Они очень доброжелательно были отмечены в печати — в каталожной статье Г. К. Лукомского и в «Художественном письме» А. Н. Бенуа. Прямо с выставки картина была приобретена Третьяковской галереей.

Недаром Е. Е. Лансере в письме К. А. Сомову, сравнивая это произведение с более ранними работами сестры, дает ему очень точное определение: «Вещь несравнимо значительнее — полукартина, полуавтопортрет, маслом, почти в натуру: дама deshabillee (в домашнем, утреннем платье, полуодетая, фр. 5. — А. Р. ) в Петербург. Сорочка белоснежного цвета. Серебрякова создает идеальный образ гармонически абсолютного человека, но это только мечта, мимолетная «реальность» отражения.

10 автопортретов 
Зинаиды Серебряковой 
— самой важной русской

10 автопортретов Зинаиды Серебряковой — самой важной русской художницы

Картина Зинаиды Серебряковой «За туалетом» представляет собой автопортрет художницы. Возвращаясь к отзыву Бенуа, хочется подчеркнуть здесь два его положения. Глубоко верны слова о «прирожденном мастерстве» Серебряковой — ведь она была, по существу, самоучкой, ставшей благодаря таланту, помноженному на упорный труд, великолепным и оригинальным живописцем, всегда идущим своим путем. В ноябре того же года она выехала в Париж, где занималась в Академии де ла Гранд Шомьер. В декабре 1910 года в Петербурге открылась выставка воссозданного, но сильно отличавшегося от прежнего, «Мира искусства» с этих пор участие Серебряковой в организованных им выставках стало «само собой разумеющимся».

Девочкам 9 и 8 лет они в «тельняшках», – вчера с платформы видел, как мимо старинного здания вокзала во Мге на велосипеде проехали две девочки, старшая вела, младшая сидела сзади на багажнике, она была в тельняшке, что делало ее, как ни странно, модно-нарядной. И вместе с тем живая — и живительная — непосредственность видения решительно отличает «За туалетом» от таких, например, произведений, как «Ужин» Л. Бакста и его же портрет Зинаиды Гиппиус, где на первый план выступают стилевые поиски и изыски, делающие эти безусловно прекрасные работы типичными образцами чистого, «беспримесного» модерна. При работе над картиной Серебрякова использовала белила, которые хорошо отражают свет.

Сочинение по картине 
Серебряковой «За 
туалетом»

Сочинение по картине Серебряковой «За туалетом»

Слева от Зинаиды расположен умывальник с тазиком и кувшином. Волосы у неё такие длинные, что приходится придерживать их второй рукой, чтобы расчесать. Не менее важно, что Бенуа отмечает среди основных достоинств ее работ их настроение: «Они все веселые, бодрые и молодые». Е. Дорош, конечно, прав в том, что «деревенский мир» с пушкинских времен до начала XX века внешне изменился сравнительно мало.

Среди её работ этого периода встречаются и портреты и автопортреты. Браслет на руке ясности не добавляет – это универсальное украшение. Зинаида Серебрякова умерла в 1967 году в возрасте 82 лет. — А. Р. ) расчесывает себе волосы, автор себя видит в зеркале, так что часть предметов на первом плане повторяется вдвойне (свечи).

С искренним увлечением написан отраженный в зеркале незатейливый натюрморт («я забавлялась изобразить всякую мелочь на туалете»): флакон духов, булавки, платочки, бусы и свеча в подсвечнике — кстати, единственный предмет изображенный дважды, «в натуре» и в отражении. Колорит картины решён в светлых, жизнерадостных тонах. Через пять лет в России состоялась первая выставка работ Серебряковой. На фоне самой художницы все эти детали невзрачные и совсем неброские.

Еще более показательны ритмизованность решения картины и характерная для модерна «остановленность» действия во времени. 7. На щеках виднеется румянец. Модерн — стиль, пришедший в Россию из Западной Европы в начале девяностых годов и расцветший, особенно в архитектуре и прикладном искусстве, к середине 1900-х, — наложил свой отпечаток на творчество таких крупных русских живописцев, как М. Врубель, В. Серов, К. Коровин, М. Нестеров, ранний В. Кандинский, а среди «мирискусников» — Л. Бакст, К. Сомов, А. Бенуа.

Зинаида Серебрякова 
«Автопортрет (За 
туалетом)»

Зинаида Серебрякова «Автопортрет (За туалетом)»

Шея элегантно повернута в сторону. Зинаида Серебрякова родилась 10 декабря 1884 года в селе Нескучное Курской губернии (сейчас Харьковская область). Предлогом для уже давно назревавшего разрыва между «москвичами» и «петербуржцами» (за исключением В. Серова, крепко связанного с основной группой «мирискусников») стали критические высказывания А. Бенуа в адрес некоторых «москвичей». «Улыбкой во весь рот назвал эту работу Александр Бенуа, сразу отметивший и блестящее мастерство и удивительно радостное настроение этой вещи. Другие детали мы узнаем из ее письма, отправленного тогда же А. Н. Савинову: «Я решила остаться на хуторе — в имении моего мужа (рядом с Нескучным), где дом был маленький и его можно было протопить зимой легче, чем большие высокие комнаты Нескучного. Эта работа считается эскизной кпортрету «Затуалетом»— да, тот знаменитый портрет сделан вдругой манере ицветовой гамме, нонанем есть таже самая улыбка, которая его отличает иона здесьже замечательно изображена.

Слева видна часть рамы зеркала, в котором отражаются Серебрякова и подсвечник. Как обычно, сдержанный и всегда безупречно объективный В. А. Серов высказался об этой работе: «Автопортрет у зеркала — очень милая, свежая вещь», — а к остальным выставленным полотнам художницы отнесся строже. В творчестве Серебряковой — и особенно в автопортрете «За туалетом» — мы встречаемся как раз со слиянием реалистического взгляда на мир (причем принципиально реалистического, что характерно для всего ее мироощущения) с несомненными и весьма существенными и даже типичными для произведений модерна чертами. На крючок наброшена одежда.

Выше: что вы искали. Возвращаясь к отзыву Бенуа, хочется подчеркнуть здесь два его положения.

Зинаида Евгеньевна 
Серебрякова, За 
туалетом

Зинаида Евгеньевна Серебрякова, За туалетом

Диспропорция растущего существа, этакий человечий «щенок» с большими лапами — он знает, что будет огромной собакой, а пока ему некуда деть их. А незадолго до смерти художницы и Евгений смог встретиться с матерью. Только вдоволь налюбовавшись самой девушкой, уже можно рассмотреть все нюансы.

Её поза непринуждённа, «живо переданы грациозное движение обнажённых рук, лёгкий поворот стройной фигуры»16. Она расчесывает свои красивые, густые волосы. Глаза и улыбка героини говорят о радости жизни. В итоге получился не просто портрет, а жанровая сценка с обилием деталей. Эта «зеркальность», отраженность изображаемого, двойная — хотя в данном случае непреднамеренная, подсознательная — отстраненность его от зрителя, пребывание модели и окружающего ее предметного мира, по выражению Д. Сарабьянова, «на грани посюстороннего и потустороннего бытия»является одним из излюбленных приемов модерна.

В частности, художник Валентин Серов высказал мнение, что «автопортрет у зеркала очень милая свежая вещь», а художник и критик Александр Бенуа писал, что Серебрякова «подарила русскую публику таким прекрасным даром, такой улыбкой во весь рот, что нельзя не благодарить её». Так и нарисовала девушка свой автопортрет в зеркале. Бенуа называл эту картину Серебряковой «таким прекрасным даром, такой улыбкой во весь рот, что нельзя не благодарить её» он описывал этот автопортрет, как «самую радостную вещь», отмечая, что «здесь полная непосредственность и простота: истинный художественный темперамент, что-то звонкое, молодое, смеющееся, солнечное и ясное, что-то совершенно художественное»91011. В статье, посвящённой автопортретам Серебряковой искусствовед Дмитрий Сарабьянов выделял женственность как самое привлекательное качество и творчества художницы и её собственной внешности и жизненного пути: «весь её облик овеян чистотой раскрытой души, сиянием добрых глаз её чувства отмечены естественностью проявления а помыслы, воплощённые в картинах, отражают ясность представления о человеческом назначении».

Глубоко верны слова о «прирожденном мастерстве» Серебряковой — ведь она была, по существу, самоучкой, ставшей благодаря таланту, помноженному на упорный труд, великолепным и оригинальным живописцем, всегда идущим своим путем. На заднем плане картины интерьер, состоящий из предметов нехитрого деревенского быта. вы можете запросить все в системе с коробкой. Однако эти портретные работы оказались лишь предшественниками произведения, сразу выдвинувшего ее в первый ряд русских живописцев этих лет, — автопортрета «За туалетом», характеризующего эпоху своего создания с такой же точностью, как «Девушка, освещенная солнцем» Серова — вторую половину восьмидесятых годов XIX столетия, а «Купание красного коня» Петрова-Водкина — начало 1910-х годов. Мы вдруг чувствуем, как тяжелы они худенькой фигурке.

Все они поражают жизненностью, простотой и прирожденным мастерством». Ее красивое движение в полуповороте очень изящно показывает тонкую талию. На переднем плане картины предметы, стоящие на столике у зеркала. Тёплые тона, которыми написана женская фигура, связывают яркие краски переднего плана с холодным голубовато-зеленоватым фоном. Художник Валентин Серов говорил об автопортрете, что это «очень милая и свежая вещь». Иэта маска переходит напортреты еепоздних персонажей.

За туалетом» (холст, масло 75х65 см) хранится до сих пор. Добиваясь осязаемой материальности в изображении таинственного мира, «существующего» по ту сторону зеркала, художница как бы стремится проникнуть в глубоко спрятанную тайну человеческой природы и самой жизни. И, может быть, самая главная и наиболее привлекающая зрителя его черта — это «простая красота», которая «есть во всем». Серебрякова писала: «Как ужасно, что современники не понимают почти никогда, что настоящее искусство не может быть «модным» или «немодным» и требуют от художников постоянного «обновления», а, по-моему, художник должен оставаться сам собой. ».

Зеркало, куда смотрится женщина, нет в картине. Несколько смягчённые тона в той же цветовой гамме можно найти в других частях полотна16. В ноябре того же года она выехала в Париж, где занималась в Академии де ла Гранд Шомьер20. Все очень просто, все точная копия натуры, но вместе с тем Шура (Александр Бенуа. — А. Р. ) находит, что в ней есть стиль» (имеются в виду, несомненно, стилевые особенности модерна). Александр стал брать заказы и писать интерьеры богатых домов, Катя взяла на себя быт.

Зинаида Серебрякова, 
«За туалетом» : 
краткое описание

Зинаида Серебрякова, «За туалетом» : краткое описание картины

Можно даже с полным правом утверждать, что «За туалетом» — одна из вершин русского модерна или, как его часто именовали в те годы, Нового стиля, Art Nouveau во французском варианте или Yugendstil в немецком. Общая обстановка комнаты представляется какой-то фантастической и необыкновенной. По словам искусствоведа Валентины Князевой, это произведение «чарует своей световой насыщенностью: кажется, что и фигура женщины на переднем плане и натюрморт и фон не только залиты светом, но сами излучают его». Этот душевный порыв понравился тогдашнему зрителю, нравится и сегодняшнему.

Вчера мы сорвали первую зацветшую ветку вишни и черемухи, а скоро весь сад будет белый и душистый за эту ночь (шел теплый дождичек) весь сад оделся в зелень, все луга усеяны цветами, а поля ярко-зеленые, всходы чудесные. На заднем плане в неброских цветах можно разглядеть место для умывания, деревянную дверь и часть кровати. Сарабьянов, как и Савинов, отмечает простоту концепции автопортретов Серебряковой, подчёркивая, что они выражают естественные чувства, показывают обыденные действия (причёсывание, смотрение в зеркало и т. д. ), совершаемые на фоне простой окружающей обстановки3233. Художница несмотря на все трудности и удары судьбы оставалась верна себе, в своих произведениях она создавала мир красоты и праздника. ««За туалетом» Зинаиды Серебряковой – один из лучших автопортретов в русском искусстве, который принёс художнице, показавшей его на петербургской выставке 1910 года, шумную славу, – уже современниками её был оценён как первоклассное произведение. — А. Р. ) — дальнейший комментарий к ее искусству.

Она с раскрытой душой готова встречать новые впечатления и эмоции. Как обычно, сдержанный и всегда безупречно объективный В. А. Серов высказался об этой работе: «Автопортрет у зеркала — очень милая, свежая вещь», — а к остальным выставленным полотнам художницы отнесся строже. Работа была хорошо встречена публикой и критиками. Очень скоро в систему будут добавлены новые языки. За месяц до того она экспонировала две ранние работы — «Автопортрет» 1905 года и несколько более поздний «Портрет няни» — на выставке современных русских женских портретов, устроенной С. К. Маковским в редакции журнала «Аполлон».

—Прим. Художница изобразила не реального человека, а его отражение в зеркале. Все они поражают жизненностью, простотой и прирожденным мастерством». От самой героини веет добром и счастьем. У нее достаточно тонкая талия.

Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Это эскиз кпортрету, который находится вОдесском музее. Еще более показательны ритмизованность решения картины и характерная для модерна «остановленность» действия во времени. Девушка на портрете очень рада новому дню. Разлука с двумя другими детьми угнетала Серебрякову.

«Автопортрет вкостюме Пьеро» тоже впервые показывается навыставке. Среди её работ этого периода встречаются и портреты и автопортреты22. Но это всё кажется таким невзрачным, скучным и простым, по сравнению с их хозяйкой. При работе над картиной Серебрякова использовала белила, которые хорошо отражают свет.

26 мая 1906 года у неё родился первый ребёнок— Евгений (Женя), а 7 сентября 1907 года— второй сын, Александр (Шура)21. Но молодость – самое лучшее, что может «украсить» любую женщину. Но, по сути именно автопортрет «За туалетом» стал подлинным открытием нового дарования, отмеченным не только блестящей статьей Бенуа, но и рядом других отзывов. Я начала рисовать себя в зеркале и забавлялась изобразить всякую мелочь на «туалете»». Светлый, мажорный колорит делает «отраженный» мир ярким и воздушным.

Пол Дано о «Дикой 
жизни»: «Я подсматривал 
за всеми своими

Пол Дано о «Дикой жизни»: «Я подсматривал за всеми своими любимыми режиссерами»

Модерн — и это одна из его особенностей — широко предоставлял художнику «право на разновариантные стилизации», не принуждая его менять органически присущий ему взгляд на мир это дало Серебряковой возможность свободно (по всей вероятности, абсолютно безотчетно, но тем более естественно) использовать элементы стиля, обогатившие ее произведение, сделавшие его интересным и привлекательным. Но, по сути именно автопортрет «За туалетом» стал подлинным открытием нового дарования, отмеченным не только блестящей статьей Бенуа, но и рядом других отзывов. И, может быть, самая главная и наиболее привлекающая зрителя его черта — это «простая красота», которая «есть во всем». За месяц до того она экспонировала две ранние работы — «Автопортрет» 1905 года и несколько более поздний «Портрет няни» — на выставке современных русских женских портретов, устроенной С. К. Маковским в редакции журнала «Аполлон». 6.

Это «существование как отражение» служит ей (может быть, абсолютно подсознательно) своеобразной «защитой», границей между собой и зрителями, существование которой особенно характерно для целомудренной и скромной Серебряковой — человека и живописца. Е. Дорош, конечно, прав в том, что «деревенский мир» с пушкинских времен до начала XX века внешне изменился сравнительно мало. Серебрякова захотела запечатлеть себя внезапно. Много лет спустя, в 1932 году, Александр Бенуа вспоминал, как Серебрякова «всех поразила своим замечательным автопортретом, ставшим украшением Третьяковской галереи» и писал, что на протяжении всех прошедших с того времени лет её искусство продолжало оставаться таким же «свежим, непосредственным и подкупающим»30. И вместе с тем живая — и живительная — непосредственность видения решительно отличает «За туалетом» от таких, например, произведений, как «Ужин» Л. Бакста и его же портрет Зинаиды Гиппиус, где на первый план выступают стилевые поиски и изыски, делающие эти безусловно прекрасные работы типичными образцами чистого, «беспримесного» модерна.

Это качество живописи Серебряковой — если не «веселость», то, во всяком случае, бодрость, — в ту пору вполне естественное и в последующие периоды ее весьма нелегкой жизни оставалось всегда неизменным, подчас вступая в резкое противоречие с ее повседневным мироощущением, да и с замкнутым, самоуглубленным характером. Сарабьянов, как и Савинов, отмечает простоту концепции автопортретов Серебряковой, подчёркивая, что они выражают естественные чувства, показывают обыденные действия (причёсывание, смотрение в зеркало и т. д. ), совершаемые на фоне простой окружающей обстановки. Косвенное дорошевское сравнение Серебряковой на автопортрете с пушкинской Татьяной, конечно, не случайно: так непосредственно прелестен образ, так веет от него чистотой и очарованием юности — от огромных продолговатых глаз, свежего, слегка улыбающегося рта, чуть скуластого, сужающегося к подбородку лица, густых темных волос, грациозного и очень естественного движения обнаженных рук, белизны лифа. Художница с ранних лет росла в атмосфере искусства.

Более того, они сами стали создателями модерна в России в эпоху, которую в Германии называют Jahrhundertwende — «поворот столетий», что точнее определяет движение и характер времени, чем французское Fin de siecle («конец века»). 1. Работа была хорошо встречена и критиками и более старшими коллегами Серебряковой. В ее семье говорили: «У нас все дети рождаются с карандашом в руке».

Она напоминает восточную красавицу из сказок. Автопортрет «За туалетом», посланный Серебряковой в Петербург по настоянию брата Евгения, получил всеобщее признание на VII выставке Союза русских художников, где он экспонировался вместе с тринадцатью другими работами Серебряковой, созданными в 1906–1909 годах.

Героиня красива. Кажется, что на ней не хватает украшения. Ночная рубашка на ней сидела свободно и спала с левого плеча, полностью его оголив.

Гид по психотравмам: 
как неприятные события 
из детства портят

Гид по психотравмам: как неприятные события из детства портят взрослую жизнь

Автопортрет «За туалетом»Зинаида Серебрякова написала в 1909 году в родном селе Нескучное (сейчас в составе Харьковской области). Работа выполнена в светлых, теплых тонах, передающих солнечное морозное утро. Оннаписан влегкой эскизной манере, когда из-под одного изображения проглядывает другое. Исходит оно прежде всего от девушки – обаятельной, любующейся собой и радостной. Дорош признается: «При этом я думал не столько о Татьяне Лариной, сколько о Пушкине, первым открывшем деревенскую Россию — поэзию ее повседневного бытия Девушка с Автопортрета вот так по-пушкински свежо и ясно видит лежащий за окнами ее светлой комнаты деревенский мир, мало изменившийся за те восемь десятков лет, что отделяют Евгения Онегина от этой картины».

Окружающие детали прописаны тщательно и вместе с тем как будто незначительны. — А. Р. ) находит, что в ней есть стиль» (имеются в виду, несомненно, стилевые особенности модерна). Глаза яркие, выразительные, сверкающие. Во время Второй Мировой войны переписка с ними и вовсе оборвалась. Это придает картине особую атмосферу.

Секспозитивный мерч 
«Гаража» и художника 
Виктора Пивоварова

Секспозитивный мерч «Гаража» и художника Виктора Пивоварова

Муж мой Борис Анатольевич был на изысканиях в Северной Сибири — обещал приехать на Рождество в деревню и вместе вернуться с двумя детьми (сыновьями Женей и Шурой. — А. Р. ) в Петербург. Дверь в комнату выкрашена светлой краской. По словам художницы, «дом был маленький и его можно было протопить зимой легче, чем большие высокие комнаты Нескучного». После этого заказа Зинаиде было сложно найти работу. Таких работ уСеребряковой виммиграции было очень много.

Дочь стала в то время главной моделью художницы. Написанный в 1909 году и представленный на выставке, автопортрет вызвал истинный восторг. Настроение передается и зрителю. Недаром Е. Е. Лансере в письме К. А. Сомову, сравнивая это произведение с более ранними работами сестры, дает ему очень точное определение: «Вещь несравнимо значительнее — полукартина, полуавтопортрет, маслом, почти в натуру: дама deshabillee (в домашнем, утреннем платье, полуодетая, фр. — А. Р. ) расчесывает себе волосы, автор себя видит в зеркале, так что часть предметов на первом плане повторяется вдвойне (свечи). Безусловно, глубоко справедливо и тонко прочувствовано сопоставление этой полной свежести искренней картины с поэтикой «божественного» Пушкина — самой большой литературной любви Серебряковой от юных лет до глубокой старости сопоставление, которое должно было глубоко ее порадовать. Три свечи, чтобы усилить ракурс. Зеркало — это мы, зрители.

В статье, посвящённой автопортретам Серебряковой искусствовед Дмитрий Сарабьянов выделял женственность как самое привлекательное качество и творчества художницы и её собственной внешности и жизненного пути: «весь её облик овеян чистотой раскрытой души, сиянием добрых глаз её чувства отмечены естественностью проявления а помыслы, воплощённые в картинах, отражают ясность представления о человеческом назначении». После возвращения в Россию весной 1906 года Зинаида Серебрякова несколько лет жила в семейном имении Нескучное, которое располагалось рядом с одноимённым селом, входившим в состав Курской губернии Российской империи (ныне на территории Харьковской области Украины). Бенуа же, безусловно выделяя автопортрет племянницы, замечал: «Другие произведения Серебряковой (были выставлены портреты крестьян, в том числе «Пастух» и «Нищий», портрет студента, пейзажи «Весной», «Зимний день», «Зеленя». Все, что ей удавалось заработать, она отправляла детям.

На заднем плане видна белая стена, а также столик с тазом и кувшином для умывания. Французское общество восторгалось ар-деко, а работы Серебряковой не оценивались высоко.

«Человек, которому не все равно»: кто такой музыкальный менеджер и как им стать

Художница изобразила себя за утренним туалетом. Чёрные брови вразлёт, карие лукавые глаза, нос горбинкой, розовые, красиво очерченные губы в полуулыбке. Автопортрет «За туалетом», посланный Серебряковой в Петербург по настоянию брата Евгения, получил всеобщее признание на VII выставке Союза русских художников, где он экспонировался вместе с тринадцатью другими работами Серебряковой, созданными в 1906–1909 годах. Бенуа называл эту картину Серебряковой «таким прекрасным даром, такой улыбкой во весь рот, что нельзя не благодарить её» он описывал этот автопортрет, как «самую радостную вещь», отмечая, что «здесь полная непосредственность и простота: истинный художественный темперамент, что-то звонкое, молодое, смеющееся, солнечное и ясное, что-то совершенно художественное». По словам Д. В. Сарабьянова, в этом автопортрете-картине «естественная красота жизни, существующая как бы сама по себе, становится своеобразным эстетическим критерием, определяя позицию художницы, ее взгляд и на себя и на все окружающее».

Однако эти портретные работы оказались лишь предшественниками произведения, сразу выдвинувшего ее в первый ряд русских живописцев этих лет, — автопортрета «За туалетом», характеризующего эпоху своего создания с такой же точностью, как «Девушка, освещенная солнцем» Серова — вторую половину восьмидесятых годов XIX столетия, а «Купание красного коня» Петрова-Водкина — начало 1910-х годов. Прямо с выставки картину приобрела Третьяковская галерея, где «Автопортрет. Похоронена на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. Захотелось запечатлеть то счастливое состояние, в котором пребывала. Шпильки длинные, украшенные разноцветными стеклянными шариками. Муж мой Борис Анатольевич был на изысканиях в Северной Сибири — обещал приехать на Рождество в деревню и вместе вернуться с двумя детьми (сыновьями Женей и Шурой. Много лет спустя Бенуа не преминул вспомнить, что уже тогда она «всех поразила своим замечательным автопортретом, ставшим украшением Третьяковской галереи», неожиданно для всех представ перед современниками «готовой художницей».

На ее молодом лице легкая и непринужденная улыбка. Они очень доброжелательно были отмечены в печати — в каталожной статье Г. К. Лукомского и в «Художественном письме» А. Н. Бенуа. По вечерам мы ходим слушать соловьев, которые заливаются в обоих садах».

Интересную деталь нарисовала художница — зеркало в зеркале. Более того, они сами стали создателями модерна в России в эпоху, которую в Германии называют Jahrhundertwende — «поворот столетий», что точнее определяет движение и характер времени, чем французское Fin de siecle («конец века»).

История Олега Мельникова, 
освобождающего людей 
из рабства

История Олега Мельникова, освобождающего людей из рабства

Девушка слегла, повернута к зрителю, тем самым мы можем рассмотреть ее фигуру. За туалетом». Вообще, портрет счастья— это портрет Серебряковой. Предлогом для уже давно назревавшего разрыва между «москвичами» и «петербуржцами» (за исключением В. Серова, крепко связанного с основной группой «мирискусников») стали критические высказывания А. Бенуа в адрес некоторых «москвичей». Не менее важно, что Бенуа отмечает среди основных достоинств ее работ их настроение: «Они все веселые, бодрые и молодые».

Картина З. Е. Серебряковой «За туалетом. «За туалетом. Так как, конечно, – сужу по здешней прессе и вкусам, – в моем искусстве нет ведь никакой оригинальности ни в сюжетах, ни в манере рисования и прочем» Кроме естественной скромности, здесь сомнения связаны и с изменениями в советской живописи, особенно с новым поворотом к авангарду группы художников, активно поддержанных в «здешней прессе». Женщина любит украшения. Женщина недавно проснулась, на ней надето ночное платье, съехавшее с одного плеча.

Несколько смягчённые тона в той же цветовой гамме можно найти в других частях полотна. Это уже французский автопортрет. Нет никакой грусти, огорчения или задумчивости. Наибольшая интенсивность цвета наблюдается на переднем плане— на туалетном столике изображены «стеклянные флаконы с жёлтыми и зелёными духами, синяя подушечка со шпильками для шляп, расписная коробка с бусами и многое другое», «всё это пронизано цветом играет и переливается, как драгоценности». Модерн — стиль, пришедший в Россию из Западной Европы в начале девяностых годов и расцветший, особенно в архитектуре и прикладном искусстве, к середине 1900-х, — наложил свой отпечаток на творчество таких крупных русских живописцев, как М. Врубель, В. Серов, К. Коровин, М. Нестеров, ранний В. Кандинский, а среди «мирискусников» — Л. Бакст, К. Сомов, А. Бенуа. Нос слегла закругленный.

В декабре 1910 года в Петербурге открылась выставка воссозданного, но сильно отличавшегося от прежнего, «Мира искусства» с этих пор участие Серебряковой в организованных им выставках стало «само собой разумеющимся». Картина «Автопортрет. Наибольшая интенсивность цвета наблюдается на переднем плане— на туалетном столике изображены «стеклянные флаконы с жёлтыми и зелёными духами, синяя подушечка со шпильками для шляп, расписная коробка с бусами и многое другое», «всё это пронизано цветом играет и переливается, как драгоценности». Бенуа же, безусловно выделяя автопортрет племянницы, замечал: «Другие произведения Серебряковой (были выставлены портреты крестьян, в том числе «Пастух» и «Нищий», портрет студента, пейзажи «Весной», «Зимний день», «Зеленя». — А. Р. )— дальнейший комментарий к ее искусству. Именно молодостью освещено скромное помещение комнаты, в котором чувствуется тепло и уют.

Другие детали мы узнаем из ее письма, отправленного тогда же А. Н. Савинову: «Я решила остаться на хуторе — в имении моего мужа (рядом с Нескучным), где дом был маленький и его можно было протопить зимой легче, чем большие высокие комнаты Нескучного. ред. ): «Есть что-то ребяческое вэтом боковом взгляде «лесной нимфы», что-то игривое, веселое Икак само лицо, так ивсе вэтой картине юно исвежо». После возвращения в Россию весной 1906 года Зинаида Серебрякова несколько лет жила в семейном имении Нескучное, которое располагалось рядом с одноимённым селом3, входившим в состав Курской губернии Российской империи (ныне на территории Харьковской области Украины)4. Она не пыталась показать себя в лучшем свете. Многие произведения второй половины 1900-х годов она исполняла масляными красками.

Но они не зажжены, солнечного света достаточно. Эта вещь впервые показывается вряду других работ Серебряковой: нам удалось добыть несколько домашних портретов, которые дотого невыходили изсемьи. Она принадлежит ктому типу художников, которые много работают снатуры, кто непривык строить умозрительные настроения.

Сдержанный колорит портрета также оставляет его в «рамках» трёхмерной живописи реалистических полотен, а сочетание плоскостей и объёмов примиряет его с парадоксами нового стиля». Губы изогнуты в нежно улыбке. В 1906—1908 годах Серебрякова в основном работала над пейзажами изображениями крестьян, а также другими картинами из деревенской жизни. Весь ее стан легкий и жизнерадостный. По словам искусствоведа Валентины Князевой, это произведение «чарует своей световой насыщенностью: кажется, что и фигура женщины на переднем плане и натюрморт и фон не только залиты светом, но сами излучают его». Лицо ее очень свежее и радостное.

Многие произведения второй половины 1900-х годов она исполняла масляными красками3. Это было второе выступление художницы «на публике». Нарисовала то, чего попросила душа. На заднем плане видна белая стена, а также столик с тазом и кувшином для умывания18.

Много лет спустя, в 1932 году, Александр Бенуа вспоминал, как Серебрякова «всех поразила своим замечательным автопортретом, ставшим украшением Третьяковской галереи» и писал, что на протяжении всех прошедших с того времени лет её искусство продолжало оставаться таким же «свежим, непосредственным и подкупающим». Но художница не смогла на нее приехать по состоянию здоровья. Статная, с красивыми плечами и руками с длинными, сильными пальцами, вполоборота к зеркалу, стоит она в комнате, залитой солнечными лучами. Картина наполнена светом, теплом и хорошим настроением.

Конь в пальто: бюджетный 
костюм к Хеллоуину 
из «Ашана»

Конь в пальто: бюджетный костюм к Хеллоуину из «Ашана»

Эта «зеркальность», отраженность изображаемого, двойная — хотя в данном случае непреднамеренная, подсознательная — отстраненность его от зрителя, пребывание модели и окружающего ее предметного мира, по выражению Д. Сарабьянова, «на грани посюстороннего и потустороннего бытия»является одним из излюбленных приемов модерна. Отношения между СССР и странами Запада становились все более закрытыми. Искусствоведы автопортрет «За туалетом» относят к ряду основных произведений Зинаиды Серебряковой: «Баня», «Жатва» и «Беление холста». На нее женщина поставила банку с зубным порошком, мыло, рядом повесила полотенце. Это качество живописи Серебряковой — если не «веселость», то, во всяком случае, бодрость, — в ту пору вполне естественное и в последующие периоды ее весьма нелегкой жизни оставалось всегда неизменным, подчас вступая в резкое противоречие с ее повседневным мироощущением, да и с замкнутым, самоуглубленным характером. Стоит пузырек с духами, а по правую руку от девушки две свечи в красивых подсвечниках.

Молодая женщина изображённая на картине, смотрит на себя в зеркало и расчёсывает волосы. По словам художницы, «дом был маленький и его можно было протопить зимой легче, чем большие высокие комнаты Нескучного». Сверху него прибита полочка. 26 мая 1906 года у неё родился первый ребёнок— Евгений (Женя), а 7 сентября 1907 года— второй сын, Александр (Шура).

Многие современники кнему относились поэтически ипервым онем написал Александр Бенуа (основатель «Мира искусства» приходился художнице дядей. По словам Д. В. Сарабьянова, в этом автопортрете-картине «естественная красота жизни, существующая как бы сама по себе, становится своеобразным эстетическим критерием, определяя позицию художницы, ее взгляд и на себя и на все окружающее». Однако именно автопортрет «За туалетом» неопровержимо и убедительно доказывает, что в решительно захватившем в эти годы часть русской живописи модерне (уже, впрочем, оттесняемом ко времени написания автопортрета новыми, более «революционными» исканиями и течениями) характерные его содержательные и стилевые особенности зачастую органически соединялись «с реализмом и чертами импрессионизма». Старший сын Зинаиды Серебряковой стал архитектором, еще один сын и две дочери – художниками.

Колорит картины решён в светлых, жизнерадостных тонах. Она была по-истине прекрасна. На первом плане туалетный столик. Выставку работ Зинаиды Серебряковой можно посмотреть до 30 июля. «Улыбкой во весь рот» назвал он эту работу, вмиг заметивший и блестящее мастерство и необычное радостное настроение этой работы.

Очень хорошо проработано лицо, хорошо отражено состояние предчувствия. Она смогла приехать во Францию и, наконец, увидеть мать. Её поза непринуждённа, «живо переданы грациозное движение обнажённых рук, лёгкий поворот стройной фигуры». Вся обстановка в комнате какая-то фантастическая искрящаяся светом и радостью. Это было второе выступление художницы «на публике». Автопортрет простотой и в то же время некоторой таинственностью трактовки образа. Но подлинно большой успех и признание любителей живописи, прежде всего круга «Мира искусства» во главе с Александром Николаевичем Бенуа, принесло ей портретное творчество конца 1900-х — начала 1910-х годов.

Модерн — и это одна из его особенностей — широко предоставлял художнику «право на разновариантные стилизации», не принуждая его менять органически присущий ему взгляд на мир это дало Серебряковой возможность свободно (по всей вероятности, абсолютно безотчетно, но тем более естественно) использовать элементы стиля, обогатившие ее произведение, сделавшие его интересным и привлекательным. Загадкой остается то, какая будет прическа – кокетливая или строгая и чуть озорная. Портрет втюрбане был написан вПариже уже после замужества. (Необходимо различать термины «модерн» и «модернизм» последний применяется обычно к новаторскому, «левому» искусству XX столетия, к искусству авангарда и обнимает множество его течений. ).

На Серебряковой одета ночная сорочка, которая нежно упала с одного плеча, тем самым оголив его. Зинаида поймала себя на этом и решила оставить себя такой для мужа. Столь свойственное искусству модерна и прежде всего его живописным панно и картинам, которые рассматривались их создателями не как самоценно художественные произведения, но как пространственно организующие элементы интерьера, – итак присущее модерну подчёркивание линейного начала – симметрии и уравновешенности в композиции, не носит у Серебряковой утрированного до «ковровости» характера. Еще два абсолютно замечательных исчастливых портрета ввосточных тюрбанах. Все очень просто, все точная копия натуры, но вместе с тем Шура (Александр Бенуа.