Звезда Эдгар Дега

Картина Эдгара Дега Звезда: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.

Оба эти материала сухие или быстро сохнущие, непрозрачные, что позволяло Дега легко вносить в свои композиции (и маскировать) изменения. Пастель в самом деле находится на грани между рисунком и живописью, а сам Дега говорил, что она позволяет ему стать «колористом с линией». Дега даже специально оговаривал, что рамы его картин не должны меняться.

Искусству Дега присуще сочетание прекрасного, порой фантастичного и прозаического. Дега просил не произносить траурных речей во время его похорон и особенно настаивал на том, что, если Форену придется сказать несколько слов, пусть это будет самая простая фраза, вроде: «Он, как и я, очень любил рисовать». Манера и яркость их творчества была близка и Эдгару Дега.

Мастера не редко упрекали за «вульгарность» его образов и тем. Иногда его называют холодным, бесстрастным наблюдателем, особенно при написании женских портретов, однако Берта Моризо, одна из выдающихся художниц того времени, говорила, что Дега «искренне восхищался человеческими качествами молоденьких продавщиц в магазине». Во многих произведениях Дега показывает характерность поведения и облика людей, порожденную особенностями их быта, выявляет механизм профессионального жеста, позы, движения человека, его пластическую красоту (Гладильщицы, 1884, Музей дОрсе).

Клуэ. Поражает лицо отца художника, всей душой погруженного в стихию музыки. На тему танцовщиц Дега, в сильной степени, повлиял Оноре Домье. Несмотря на то что эти два термина часто взаимозаменялись, в действительности натурализм был более прогрессивной формой реализма, так как он обогащался новейшими достижениями науки. Критики часто сходятся в том, что, несмотря на нежелание Дега (в отличие от импрессионистов) работать на пленэре, принципиально их творчество в общем очень схоже, что, в свою очередь позволяет причислить Эдгара Дега к кругу импрессионистов. В 1855 году Дега удалось самому увидеться с Энгром, которому в то время исполнилось 75 и даже получить от него совет: «Рисуйте линии, молодой человек, как можно больше, по памяти или с натуры».

  1. Картина "Звезда", Эдгар Дега – обзоры картин
  2. 10 самых известных картин Эдгара Дега
  3. 10 малоизвестных фактов о «хулиганской» картине «Абсент» Эдгара Дега
  4. 7 лучших картин художника Эдгара Дега
  5. Страсть к передаче движения – главная особенность творчества Эдгара Дега
  6. Особенности творчества Эдгара Дега
  7. Общееколичествопросмотровстраницы

Лаура беременна третьим ребенком, хотя черное платье скрывает ее положение. Он нарисовал всю картину в классически строгом духе Пуссена, но придал лицам героев черты «детей Монмартра», черты хорошо знакомой ему молодёжи парижских предместий. При этом сам Дега отвергал термин «импрессионизм», как и некоторые принципы творчества художников-новаторов и к концу жизни дистанцировался от их общества. Как и многие его современники, он испытал влияние японской графики с её необычными ракурсами, к которым в дальнейшем прибегал и сам.

Темы скульптур Дега повторяли темы его картин— танцовщицы, купальщицы или скачущие жокеи. Эдгар Дега был практически универсальным художником не только в плане жанров, но и в плане техники, в которой он выполнял свои работы. Музей Хилл-Стенд (Фармингтон, Коннектикут, США)После заключительной выставки импрессионистов в 1886 г. художник перестал публично выставлять свои работы, предпочитая продавать написанные им картины по высокой цене через нескольких торговых агентов. Дега был очень скрытным человеком, сведений о личной жизни художника почти не было. К концу 80-х годов Дега реализовал своё желание «стать знаменитым и неизвестным».

Увлечённый многообразием и подвижностью городской жизни, он пишет современный ему Париж (улицы, театр, кафе, скачки) в непрерывно сменяющихся аспектах. Сидящий справа мужчина никак не связан по сюжету с дамой справа от него. Ни грация, ни мнимая поэзия не входят в его цели. Дега Эдгар (Degas Edgar), французский художник, график и скульптор. На тему танцовщиц Дега, в сильной степени, повлиял Оноре Домье. И действительно, однажды его с нежностью назвали «медвежонком» за частое ворчание и брюзжание. Его кумиром и образцом всегда оставался Энгр — последний великий классицист Франции.

  1. Описание картины Эдгара Дега «Звезда»

Этот приём впоследствии использовал А. де Тулуз-Лотрек в афишах для Мулен-Руж. В 1885 году эту пастель купил друг Эдгара Дега она хранилась в одной семье более ста лет — до своего первого появления на аукционе Sothebys в Лондоне в 1999 году (тогда при эстимейте 5-7 млн она была продана за 17, 6 млн). Дега блестящий рисовальщик, душа его искусства — линия, быстрая, точная, стремительная. К концу 80-х годов Дега реализовал своё желание «стать знаменитым и неизвестным». Друзья и члены его семьи отзывались о Дега как о неуклюжем прямом человеке. Но в 1876 году он ухватился за тему, которая в Европе была у всех «на слуху».

Картина "Звезда", 
Эдгар Дега – обзоры 
картин

Сближало его с импрессионистами то, что он всё-таки умел уловить движение. Кроме того, для создания тональных плоскостей ему служили растушевка и собственные пальцы, с помощью щетки и воды он наносил стертые в порошок пигменты пастельных карандашей, чтобы получить плавные переливы красок. Потрясающий эффект, которого он добивался с помощью этой техники, отлично иллюстрирует не датированный «Набросок с двумя всадниками». Дега просил не произносить траурных речей во время его похорон и особенно настаивал на том, что, если Форену придется сказать несколько слов, пусть это будет самая простая фраза, вроде: «Он, как и я, очень любил рисовать».

а каторжный труд и опустошение этих хрупких созданий природы. Эти элементы были частью идеологии реализма-натурализма. Ни грация, ни мнимая поэзия не входят в его цели. Печально, дар Кайботта приняли лишь наполовину, разместив в Люксембургском дворце (ныне это собрание составляет основу Музея дОр-се), остальная часть после смерти художника «ушла» к коллекционерам за океаном.

На рубеже 60-х годов XIX века Эдгар Дега открывает собственную мастерскую в Париже. Причём, передана не только волшебная феерия и праздничность этой жизни – «Звезда» (около 1876, пастель, Музей Орсе, Париж) «Голубые танцовщицы» (около 1897-99, пастель, Музей изобразительных искусств, Москва), но и рутинные будни: тяжкий труд балерин в танцевальных классах их ещё неотточенные угловатые движения, усталость хрупких танцовщиц («Репетиция балета на сцене» (около 1876-77, пастель, Метрополитен-музей, Нью-Йорк). Увлечённый многообразием и подвижностью городской жизни, он пишет современный ему Париж (улицы, театр, кафе, скачки) в непрерывно сменяющихся аспектах. Пастель находится на грани между рисунком и живописью, тем самым позволяя художнику стать «колористом с линией», как говорил сам Дега. При этом сам Дега отвергал термин «импрессионизм», как и некоторые принципы творчества художников-новаторов и к концу жизни дистанцировался от их общества.

Он возводил это в принцип. Цвет здесь как бы возникает на ваших глазах из переливчатого сияния из струящегося потока радужных «элементарных частиц» из вихря перекрещивающихся «силовых» линий. Ценители живописи французских импрессионистов и Дега, в частности, высказывают единодушное мнение, что среди всех картин с балеринами «Голубые танцовщицы» являются лучшим воплощением данной темы.

Затем было знакомство с другими художниками-импрессионистами. Например, в «Упражнениях юных спартанцев» он пренебрег исторической точностью, чтобы по-иному и явно по-современному представить тему из древней истории. Таковы картины «Танцовщицы на репетиции», «Танцовщица у фотографа», «Ожидание», «Две танцовщицы» и др. Все здесь живут только хлопком и ради хлопка».

Для него наступили тяжёлые времена: умер его отец, оставив большие долги. Например, в «Упражнениях юных спартанцев» он пренебрег исторической точностью, чтобы по-иному и явно по-современному представить тему из древней истории. Она сидит на краешке стула, левая нога скрыта— приём мастера, которым он передает спонтанную непосредственность. А силой зрительной памяти с ним мог сравниться разве только Домье.

Однако он не все принимает в их методе. Однако у Эдгара не было большого желания и способностей к юриспруденции.

Он не превратился в историческую достопримечательность, в памятник, в почтенную руину скупой на средства выражения, четкий, совершенный мастер. Дега раскрывает оборотную сторону балета. С другой стороны, Ренуар верно подметил, что зрелые работы Дега более индивидуальны, они в самом деле «расширились» по стилю, — это и отличает их в первую очередь от ранних работ художника. Плечи женщины опущены, взгляд потухший. Ренуаром, .

Несколько из них оказались в галерее Тео Ван Гога (брата Винсента).

1869 – 1872, Бостон, Музей изящных искусств). Он был практичным, но замкнутым в узком кругу близких друзей. Дега очень часто обращался к теме танцовщиц, но он отнюдь не был эротоманом. К тому времени этот портрет был самой грандиозной работой художника. Каждое его произведение – результат наблюдений и упорной работы.

Писсарро. Темой балета художник увлекся в 1870-е годы. В сияющий новизной мир импрессионизма Дега вошел благодаря знакомству с Эдуардом Мане. Другое дело, что из столкновения неустранимых противоречий Дега научился (хотя и не сразу) извлекать интенсивную энергию творчества, да и вообще склонность к разрешению трудных (для других — непосильных) задач была у него в крови. Для учениц это томительное ожидание, для пожилого балетмейстера – палитра новых идей.

Основа картин Дега – чёткий, точный рисунок, отчётливая прорисовка поз и жестов. Автопортрет (1854-1855). Важнейший компонент абсента – экстракт горькой полыни). С этой целью им было собрано множество этюдов, литографий, монотипий и рисунков.

Когда вы вкладываете совершенно ясное значение, людям становится скучно» (Эдгар Дега). музей изобразительных искусств им. Так появились его ранние произведения.

Начав со строгих по композиции исторических картин и портретов (Семейство Беллелли, около 1858, Музей Орсе, Париж), Дега в 1870-е годы сблизился с представителями импрессионизма, обратился к изображению современной городской жизни – улиц, кафе, театральных представлений (Площадь Согласия, около 1875 Абсент, 1876, Музей Орсе, Париж). Для его ранних работ характерны резкий и точный рисунок, зоркая наблюдательность, сочетающиеся то с благородно-сдержанной манерой письма (зарисовки брата, 1856—1857, Лувр, Париж рисунок головы баронессы Беллели, 1859, Лувр, Париж), то с жесткой реалистической правдивостью исполнения (портрет итальянской нищенки, 1857, частное собрание). Находясь в Италии, Дега написал ряд портретов, на которых изображены члены его семьи. Чтобы придать краскам особый блеск и заставить их светиться, художник растворял пастель горячей водой, превращая её в некое подобие масляной краски и кистью наносил её на холст. Под влиянием этих людей в конце 1860 года создается серия крупных работ – «Прачки», «Скачки», «Балетные сцены» и «Модистки».

Его произведения ничего не воспевают. Воллару удалось заполучить несколько рисунков для использования их в качестве иллюстраций к «Заведению Телье» Мопассана и «Гримасам куртизанок» Пьера Луи. Никто не мог сравниться в мастерстве владения пастелью с Дега, который использовал её с мощью и изобретательностью, каких не достигал ни один из его современников.

С этой целью им было собрано множество этюдов, литографий, монотипий и рисунков. Э. Дега «Абсент» (1876). К тому времени портрет был самой грандиозной работой художника. Последние годы он обратился к скульптуре, оставив ряд прекрасных произведений, посвященных любимым и хорошо знакомым темам — кони, балет: «Большая арабеска», (около 1882-95, бронза, коллекция Жака Дюбура, Париж), «Танцовщица» (около 1896-1911, бронза, там же). Он пишет картины на исторические темы: «Молодые спартанки, вызывающие на состязание спартанцев» (1860, переписана 1880, Национальная галерея, Лондон), «Семирамида на строительстве Вавилона» (1861, Музей Орсе, Париж).

Перед ней на столе стоит явно не первый бокал с абсентом (алкогольный напиток. Перед её спутником стоит бокал с мазаграном – популярным средством от похмелья. На вопрос, почему он так часто обращается к теме балета, Дега в свое время ответил: «Меня называют живописцем танцовщиц не понимают, что танцовщицы послужили мне лишь предлогом писать красивые ткани и передавать движения».

Это один большой, подсмотренный и «вырванный» из случайного сюжета. Молодой художник, желающий выставляться в Салоне, в первой половине шестидесятых годов обращается к историческим сюжетам: «Молодые спартанки, вызывающие на состязание юношей» (1860), «Семирамида закладывает город» (1861), «Александр и Буцефал» (1861—1862), «Дочь Иеффая» (1859—1860), «Эпизод средневековой войны» («Бедствия Орлеана») (1865). Современная жизнь — вот главная тема художника, сближающая Дега с импрессионистами. Самым видным из них был Дюран-Рюэль, с которым Дега познакомился в начале 70-х годов. Дега был очень скрытным человеком, сведений о личной жизни художника почти не было. Он посвящал балеринам свое внимание, должно быть, в той же мере, что в дальнейшем Тулуз-Лотрек кафешантанным красоткам.

Мне нравится эта суровость». В последние годы главным материалом для рисования у Дега стала пастель (чаще всего выпускается в виде мелков или карандашей без оправы имеющих форму брусков с круглым или квадратным сечением). Однако собственные эксперименты с содержанием и стилем не имели большого успеха. Оценивать работы Дега более поздних лет непросто. Сидящий справа мужчина никак не связан по сюжету с дамой справа от него. Ни одну из этих скульптур, за исключением «Маленькой четырнадцатилетней танцовщицы», Дега никогда не выставлял.

К тому времени портрет был самой грандиозной работой художника. Как позже объяснял Клод Моне, Дега делал это для того, чтобы «заставить раму помогать произведению и дополнять его», таким образом усиливая цвета. 1872, Бостон, Музей изящных искусств).

Несколько штрихов бывает достаточно, чтобы схватить характерную позу, профессиональный жест: «Жокеи перед трибунами», (около 1869-72, Музей Орсе, Париж) «Скачки в провинции» (около 1870-72, Музей изящных искусств, Бостон) «Молодой жокей» (около1866-68, рисунок, частная коллекция, Париж) «Мадемуазель Фьокр в балете «Источник» (Музей в Бруклине) «Оркестр оперы» (1868-69, Музей Орсе, Париж) блистательная прима-балерина, в легкой воздушной пачке, словно летящая над сценой: «Звезда» (около 1876, пастель, Музей Орсе, Париж) «Голубые танцовщицы» (около 1897-99, пастель, Музей изобразительных искусств, Москва). 1880 – 1890, Париж, музей Орсе). В «Семирамиде, строящей Вавилон» Дега создал волнующее оригинальное произведение, но, казалось, он сам не был уверен в правильном направлении своих поисков. "Блистательна, полувоздушна".

1883, Париж, частное собрание), После ванны (1883, Нейи-сюр-Сен, частное собрание), Утренняя ванна (ок. Будучи безупречным наблюдателем, Дега подмечал то, что никогда не было удостоено внимания художников прошлых лет: движение руки какой-нибудь сидящей рядом дамы или оставленный кем-то бинокль или одинокий веер, забытый на кресле молодой девушкой. Здесь он сделал наброски, но окончательно картину написал уже в Париже в 1859 году. Под «правдой» он подразумевал буквальность. Лепить маленькие восковые скульптуры Дега начал в конце 1860-х годов и, по мере того как ухудшалось его зрение, художник все больше внимания уделял именно этому жанру.

Его дар наблюдения, точность и зоркость взгляда были несравненны. Хотя пространство, как и раньше, оставалось театральным (нереальным) или неопределенным, фигуры, теперь это были в основном купальщицы, тоже не пощадило время, не без усилий справляются они со своими ослабевшими телами. В это время она продолжала носить траур по своему отцу – его портрет висит позади Лауры. Иногда его называют холодным, бесстрастным наблюдателем, особенно при написании женских портретов, однако Берта Моризо, одна из выдающихся художниц того времени, говорила, что Дега «искренне восхищался человеческими качествами молоденьких продавщиц в магазине». Мне нравится эта суровость».

Пишет портреты родственников, друзей, автопортреты: «Рене де Га с чернильницей» (1855, Музей искусства, Смит Колледж, Нортхемптон) «Автопортрет» (1857, офорт) «Семья Беллели» (1860-62, Музей Орсе, Париж) «Портрет отца, слушающего гитариста Паганса», (около 1869-72, Музей изящных искусств, Бостон). Почти за десять лет до своей смерти Дега практически перестал писать. Своим друзьям-импрессионистам он говорил: «Вам нужна жизнь естественная, мне— искусственная». Прекрасно написано лицо женщины, погруженной в грустные раздумья.

В этом их сила и слабость. У Дега же она содержит лишь часть срезанного рамой мощного потока жизни. Первые образцы этих скульптур появились в 1921 году.

Сделав важный шаг к рассекречиванию своего спецхрана, руководство Эрмитажа рассчитывало не на шумные сенсации и скандальный успех, а на притягательность художественного поля «Неведомых шедевров». Друзья и члены его семьи отзывались о Дега как о неуклюжем прямом человеке. В 1855 – 1860 пять раз посещает Италию, копирует Рафаэля, Беллини, Тициана и др.

Кажущаяся безыскусность композиции и незаинтересованная позиция автора создают впечатление подсмотренной чужой жизни («Танцевальный класс», 1873—1875 «Танцовщица на сцене», 1878 — обе в Музее Орсэ, Париж «Танцовщицы на репетиции», 1879, МГИИ, Москва «Голубые танцовщицы», 1890, Музей Орсэ, Париж). Пастель находится на грани между рисунком и живописью, тем самым позволяя художнику стать «колористом с линией», как говорил сам Дега. «Голубые танцовщицы». Художник, особенно начиная с восьмидесятых годов, часто пишет обнаженную натуру: «Женщина, выходящая из ванной» (1883), «Купанье» (1886), «Ванна» (1886), «Женщина в ванной» (1895-1900). Когда вы вкладываете абсолютно ясное значение, людям становится скучно» (Эдгар Дега).

И тем не менее в них присутствует сильная, несгибаемая воля самого художника. Ни грация, ни мнимая поэзия не входят в его цели. Основой процветания города была торговля хлопком. Та, которая продается, названа шедевром заслуженно: резко кадрированная композиция (от второй балерины виден только кусочек юбки) и сложного оттенка огромный зеленый бант за спиной танцовщицы придают работе энергичность и законченность.

«Семейство Беллели». Такая атмосфера забавляла и развлекала Дега. Перед ним кофейный напиток от похмелья – мазагран в стеклянном стакане. Прототипом этого героя стал французский портретист, художник и гравер Марселен Дебутен познакомился с Дега во Флоренции в конце 1850-х, когда Эдгар изучал картины в галерее Уффици. Его художественный интерес сосредоточен на воссоздании жизни в движении, стремлении схватить характерную позу, профессиональный или бытовой жест.

Манера и яркость их творчества была близка и Эдгару Дега. Его произведения ничего не воспевают. С Эдуардом Мане Дега сближает общее неприятие академического салонного искусства. Эту картину Дега написал во время поездки к своим родственникам в Новый Орлеан. Здесь можно вспомнить такие картины французского художника, как «Балетная школа», «Урок танцев», «Репетиция балета на сцене», «Звезда балета (Прима-балерина)», «Две отдыхающие танцовщицы».

Музей Орсе (Париж)«В течение всей своей жизни, – писал Поль Валери, – Дега искал в изображении обнаженной фигуры, рассмотренной со всех точек зрения, в невероятном количестве поз, во всевозможных движениях, ту единственную систему линий, которая выразила бы с величайшей точностью не только данный миг, но и наибольшее обобщение. Кроме того, точность его изображений была совершенно нетипичной для импрессионизма. Много и плодотворно рисует, работает над портретом – это либо автопортреты, либо изображения родственников и друзей: Автопортрет (1857, офорт), Семья Беллели (ок. Родился в состоятельной семье банкира де Га.

Художник много путешествовал, он побывал в различных местах Франции, в Бельгии (1869), в Америке (1872) у родственников матери в Нью-Орлеане написан Портрет в хлопковой конторе (1873, По, Музей) в Швейцарии (1882). Дега «без устали искал новую технику». Его усилия увенчались появлением нового словаря реализма, подобно тому, как это удалось сделать в современной ему литературе братьям Гонкурам (Эдмону-Луи-Антуану и Жюлю-Альфреду) и Эмилю Золя. Сам я не знаю ничего ни о вдохновении, ни о стихийности, ни о темпераменте». Он постоянный участник выставок импрессионистов, начиная с первой, в 1874 году.

Дега всегда тщательно продумывал композицию своих картин, зачастую делая множество набросков и этюдов, а в последние годы жизни, когда угасающее зрение уже не давало ему возможности искать новые темы, он снова и снова обращался к своим любимым образам, переводя иногда контуры фигур со старых полотен с помощью копировальной бумаги. Мужчина напротив, выглядит трезвым и напряжённым, красные, налитые кровью глаза неумолимо твердят о «тяжёлой ночи». Много раз говорилось об отстранённости Дега по отношению к его моделям. Мне нравится эта суровость». 1879, Париж, музей Орсе), Скачки в провинции.

В самом деле, ванна, которую мы часто видим на его многочисленных поздних картинах моющихся женщин, была смело поставлена им посередине мастерской. Мужчина напротив, выглядит трезвым и напряжённым, красные, налитые кровью глаза неумолимо твердят о «тяжёлой ночи». Перед ним кофейный напиток от похмелья – мазагран в стеклянном стакане. Для его ранних работ характерны резкий и точный рисунок, зоркая наблюдательность, сочетающиеся то с благородно-сдержанной манерой письма (зарисовки брата, 1856—1857, Лувр, Париж рисунок головы баронессы Беллели, 1859, Лувр, Париж), то с жесткой реалистической правдивостью исполнения (портрет итальянской нищенки, 1857, частное собрание). Холст, масло.

Это произошло в 1874 году. На пленере он делает лишь наброски, но заканчивает работу в мастерской. В 20 лет он поступает учеником в мастерскую известного в своё время художника Ламота. Напротив, отец Эдгара, совладелец и управляющий одного из крупных парижских банков, сам был не чужд искусству, хотя ему, несомненно, хотелось, чтобы отпрыск все же оставил свое «несерьезное» увлечение и поступил на юридический факультет. Это «Голубые танцовщицы» — пастель из собрания ГМИИ имени А. С. Пушкина, написанная около 1897 года.

В своих ранних рисунках Дега добивался потрясающей точности и натурализма, часто используя для этого карандаш. Дега был, по определению Эдмона де Гонкура, посетившего мастерскую художника, «человеком, который лучше, чем кто-либо другой, сумел, транскрибируя современную жизнь, уловить её душу».

Здесь же он и познакомился со своим, в дальнейшем, другом Мане. Особый драматизм образов очень часто рождается из неожиданно смелого движения линий, необычной композиции, напоминающей моментальную фотографию, на которой фигуры с оставшимися за кадром отдельными частями тела сдвинуты по диагонали в угол, центральная часть картины представляет собой свободное пространство («Оркестр Оперы», 1868—1869, Музей Орсэ, Париж «Две танцовщицы на сцене», 1874, Галерея института Варбурга и Курто, Лондон «Абсент», 1876, Музей Орсэ, Париж). Когда Дега спросили, что он думает по этому поводу, он ответил: «Я чувствую себя лошадью, только что выигравшей скачку и получившей в награду все тот же мешок с овсом». Страсть к эксперименту была у художника в крови— недаром ещё в 1879 году один из обозревателей, посетивший выставку импрессионистов, писал, что Дега «без устали ищет новую технику». В действительности за спонтанностью его композиций скрывалась их тщательная подготовка.

Пожалуй, тут Ренуар не совсем прав. «Уловленные мгновения»— так, пожалуй, можно было бы выразиться о многих работах Эдгара Дега. Он жил один. Он считал, что на воздухе рассеивается внимание, отдавал предпочтение среде студии. В 20 лет он поступает учеником в мастерскую известного в своё время художника Ламота.

Не прилизанный и напомаженный блеск сцены, . В этом он полностью солидарен со своими друзьями Мане, . И хотя, многие талантливые мастера, современники художника написали десятки картин об этом «биче» современности, у Дега получилось, как впрочем и всегда, нечто уникальное. Художник занимался также фотографией, гравюрой и скульптурой. Позже он пишет портрет художника Лепика («Площадь Согласия»)— в определённой степени революционный тип портретного искусства, когда окружение главного (условно) персонажа имеет не меньший вес, ценность и значение, чем герой портрета. На вопрос, почему он так часто обращается к теме балета, Дега в свое время ответил: «Меня называют живописцем танцовщиц не понимают, что танцовщицы послужили мне лишь предлогом писать красивые ткани и передавать движения».

Этот рисунок выполнен не столько карандашом, сколько углем. Учился в парижской Школе изящных искусств (1855–1856), в 1854–1859 ездил в Италию изучать искусство Раннего Возрождения побывал также в США (1872–1873) и Испании. Остальные выполнены пастелью.

Не многие другие художники так упорно изучали человеческое тело, как Дега. Постепенно Дега почти полностью переходит от масла к пастели, поскольку эта техника позволяла ему ощущать непосредственную близость к поверхности картины и позволяла меньше напрягать зрение.

Эдгар Дега воспринимал театр именно так. Семья Беллелли 1858Хлопковая биржа 1866-1868Портрет мисс Кэссет 1878Рысаки у трибуны 1866-1868Интерьер (Изнасилованная), 1869 Балерина и женщина С зонтом, 1882Четыре танцовщицы 1884Кабаре «Амбассадор» 1876Балерины на поклонах 1885Женщина, моющая спину 1886 Прима 1877Арлекин и Коломбина 1886Балетная школа 1877Туалет 1885Финал арабеск 1877 Искусство Франции. Завершенность и продуманность его композиций заставляет порой вспомнить полотна Пуссена. Картины темные по колориту, суховаты по форме. На тему танцовщиц Дега в сильной степени повлиял Оноре Домье.

Он лепит то, что хорошо знает и любит: балерин и коней, великолепно передавая стремительные движения, легкие «па», воплощая саму душу балета – динамику (Большая арабеска, ок. По возвращении во Францию Дега создает «Хлопковую контору» (1873 год), картину, замечательную по композиции, экспрессии, свету и цвету. Поздние работы Дега выделяются также интенсивностью и богатством колорита, которые дополняются эффектами искусственного освещения, укрупненными, почти плоскостными формами, стесненностью пространства, придающей им напряжённо-драматический характер («Голубые танцовщицы», пастель, Государственный музей изобразительных искусств, Москва). Две фразы поста наиболее точно определяют внутреннее содержание балетных работ Дега:. Работы из серии монмартрских зарисовок были выполнены Дега на заказ для роскошного издания «Семья Кардиналь», задуманного Людовиком Галеви.

Небольшого роста, худощавый, одетый элегантно, но без всякого налета «богемности», Дега участвует в спорах, прямой до резкости, язвительный, сыплет остроумными парадоксами, его «словечки» разносятся по всему Парижу, при этом не терпит никакой шумихи вокруг своего имени, не дает интервью и «расправляется с репортерами, как терьер с крысами». Картина погружает в атмосферу волнительного предвкушения. Отчасти из-за болезни глаз Дега обращается (с 1880-х) к скульптуре и в последние годы может заниматься только пластикой.

Лишь пуантом касается сцены и, как неземное создание, даже не отбрасывает тени. Ламот сумел передать Дега любовь к четким контурам, которые так ценил в рисунке сам Энгр. Все это как будто «подсмотрено в замочную скважину», говорил художник. Не прилизанный и напомаженный блеск сцены, . Почти за десять лет до своей смерти Дега практически перестал писать. Некоторые выставки он помогал организовывать.

Среди десяти работ Эдгара Дега, хранящихся в российских музеях, только одна («Танцовщица у фотографа» из Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина) написана масляными красками. Среди десяти работ Эдгара Дега, хранящихся в российских музеях, только одна («Танцовщица у фотографа» из Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина) написана масляными красками. 1858 – 1860, Париж, музей Орсе), Портрет Леона Бонна (ок. (Абсент, 1876, Париж, музей Орсе). Лаура беременна третьим ребёнком, хотя чёрное платье скрывает её положение.

Эту картину Дега написал во время поездки к своим родственникам в Новый Орлеан. Произведения Дега, с их строго выверенной композицией (асимметричной, обладающей динамической фрагментарностью кинокадра), с их точным и гибким рисунком, неожиданными ракурсами, активным взаимодействием фигуры и пространства (часто как бы вывернутого на плоскость), сочетают кажущиеся непредвзятость и случайность с тщательной продуманностью и точным расчётом. Экипаж на скачках (ок. Лаура беременна третьим ребенком, хотя черное платье скрывает ее положение.

1890, Чикаго, Институт искусств), Таз (1886, Париж, музей Орсе). Баронесса стоит свободно, у неё гордая, прямая и чопорная осанка. Даже у теряющего зрение Дега палитра оставалась близкой к палитре фовистов». Я не встречал еще художника, который, воспроизводя современную жизнь, лучше схватывал бы её дух» В конечном итоге Дега сумел выработать свой собственный, неповторимый взгляд на впечатления окружающего нас мира.

Лаура беременна третьим ребёнком, хотя чёрное платье скрывает её положение. Скорее всего, время диктовало манеру и стиль этой блестящей когорты художников. Сам я не знаю ничего ни о вдохновении, ни о стихийности, ни о темпераменте». Не многие другие художники так упорно изучали человеческое тело, как Дега. Этот рисунок выполнен не столько карандашом, сколько углем.

Impression — впечатление.

Критики сетовали на произвольность странных точек обзора, на срезанные формы и покатые полы на его картинах. Отношение Дега к собственному телу было свободным от условностей. Дега писал своему другу: «Один хлопок.

«В течение всей своей жизни, — писал Поль Валери, — Дега искал в изображении обнаженной фигуры, рассмотренной со всех точек зрения, в невероятном количестве поз, во всевозможных движениях, ту единственную систему линий, которая выразила бы с величайшей точностью не только данный миг, но и наибольшее обобщение. Не прорисовывая окружающие детали интерьера — грубые доски пола или тяжелую ткань кулис, — художник намеренно отделил танцовщицу от земной действительности. Для учениц это томительное ожидание, для пожилого балетмейстера – палитра новых идей. Э. Дега «Перед стартом» (1862-1880). И тем не менее в них присутствует сильная, несгибаемая воля самого художника.

Музей Орсе (Париж)Способности к рисованию проявились у Дега уже в детстве. А. С. Пушкина). Тут нет и следа труда и пота, тут нет подделки и нет прикрас — только танец легкий, воздушный, заставляющий вспомнить образы давно минувших эпох, более счастливых и прекрасных, думал Дега, чем его собственная О «Голубых танцовщицах» один исследователь сказал, что цвет является в них «радиацией формы». В личной жизни Дега был одновременно сдержанным и вспыльчивым с ним случались приступы гнева.

Много лет считалось, что сами восковые скульптуры, с которых делали отливки, не могли сохраниться, однако они были обнаружены в подвале в 1954 году как выяснилось, для отливки были использованы специально сделанные дубликаты. Его живопись начинает меняться и в 1868 году он выставляет свою первую картину, посвящённую балеринам «Мадмуазель Фиокр в спектакле «Источник». В картине «Танцевальный класс» Дега феноменально сочетает точный рисунок с эскизностью деталей. Хюттингер). Придерживаясь достаточно консервативных взглядов как в области политики, так и в личной жизни, Дега был чрезвычайно изобретателен в поисках новых мотивов своих картин используя неожиданные ракурсы и укрупненные планы («Мисс Лала в цирке Фернандо», 1879, Национальная галерея, Лондон).

Поздние работы Дега выделяются интенсивностью и богатством колорита, которые дополняются эффектами искусственного освещения, укрупненными, почти плоскостными формами, стесненностью пространства, придающей им напряженно-драматический Ария собаки, 1877 Собрание Хэймейера, Нью-ЙоркЗвезда 1877, Музей дОрсе, Париж Абсент 1876, Музей дОрсе, ПарижВанная 1885, Музей Хилл Стид, Фармингтон Мисс Лала в цирке Фернандо 1879, Национальная галерея, ЛондонПричесывающаяся женщина 1885, Эрмитаж, Санкт-Петербург Характер (Голубые танцовщицы, пастель, Государственный музей изобразительных искусств, Москва). Но Дега, человек по своему существу волевой, не удовлетворяющийся никогда тем, что получается сразу, обладавший слишком критическим умом и слишком воспитанный величайшими мастерами, — никогда не отдавался непосредственному наслаждению в работе.

Душа его искусства – линия, острый, подчас гротескный рисунок. Гоген и числится по другому ведомству — постимпрессионизму. Вот она — тайна подтекста, когда так мало на поверхности и так много в глубине. Первые образцы этих скульптур появились в 1921 году.

Маленькая Джулия выхвачена в момент минутной взволнованности. Небольшой отдушиной были восковые фигуры. Но Дега, человек по своему существу волевой, не удовлетворяющийся никогда тем, что получается сразу, обладавший слишком критическим умом и слишком воспитанный величайшими мастерами, — никогда не отдавался непосредственному наслаждению в работе.

В фигурах балерин, купальщиц, лошадей (часто этюдных по лепке) Дега добивался пластически выразительной передачи мгновенного движения, остроты и неожиданности позы, сохраняя при этом пластическую цельность и конструктивность фигуры. Хюттингер).

а каторжный труд и опустошение этих хрупких созданий природы. Дега осознавал давление коммерческого пресса и, судя по всему, проводил различие между ориентированными на рынок «товарами», как он называл и остальными своими произведениями.

Темой балета художник увлекся в 1870-е годы. Музей Орсе (Париж)«В течение всей своей жизни, – писал Поль Валери, – Дега искал в изображении обнаженной фигуры, рассмотренной со всех точек зрения, в невероятном количестве поз, во всевозможных движениях, ту единственную систему линий, которая выразила бы с величайшей точностью не только данный миг, но и наибольшее обобщение. В этом их сила и слабость. По возвращении во Францию Дега создает «Хлопковую контору» (1873 год), картину, замечательную по композиции, экспрессии, свету и цвету. Это признано совершенным воплощением отчужденности. Балет, как его понимал Дега, отлично подходил к его философии времени.

Они работали с натуры, он — только по памяти. Много раз говорилось об отстранённости Дега по отношению к его моделям. Бег линий рождает форму из вихря красочных штрихов рождается цвет. Рене и Ахилл занимались импортом вина в Новый Орлеан и Дега гордился их успехами.

Эта большая работа создана около 1879 года на ней изображена балерина, сидящая на скамье. Даже у теряющего зрение Дега палитра оставалась близкой к палитре фовистов». Учился в парижской Школе изящных искусств (1855–1856), в 1854–1859 ездил в Италию изучать искусство Раннего Возрождения побывал также в США (1872–1873) и Испании. В своих картинах маслом Дега никогда не стремился изображать изломанную фактуру, любимую остальными импрессионистами, предпочитая писать в спокойном ровном стиле. В 1873году художник вернулся в Париж.

В действительности за спонтанностью его композиций скрывалась их тщательная подготовка. Он жил один.

Таковы картины «Танцовщицы на репетиции», «Танцовщица у фотографа», «Ожидание», «Две танцовщицы» и др. Он хотел, чтобы воспоминания и фантазия были «свободны от тирании правды». Большинство рисунков Дега— это наброски и зарисовки человеческих фигур, как, например, «Балерина, завязывающая туфлю», 1880—1885. Мне нравится эта суровость».

Мощь и глубина композиции обнаруживают стремление художника следовать образцам итальянского Ренессанса и традициям мастеров старшего поколения, прежде всего Энгру, который когда-то также создал в Италии ряд выдающихся портретов. 1897 – 1899, Москва, Гос. Холст, масло. Дега раскрывает оборотную сторону балета. Музей Орсе (Париж)На этой картине Дега изобразил реальных людей: художника Марселена Дебутена и актрису, звезду кабаре Эллен Андре, за столиком в кафе «Новые Афины».

Да был ли он настоящим импрессионистом. Музей Хилл-Стенд (Фармингтон, Коннектикут, США)После заключительной выставки импрессионистов в 1886 г. художник перестал публично выставлять свои работы, предпочитая продавать написанные им картины по высокой цене через нескольких торговых агентов. Манера Дега сложилась под влиянием разных художников. Пастель состоит из красящего пигмента в порошке, смешанного с небольшим количеством клейкого вещества (обычно гуммиарабика) и спрессованного в форме мелка. Художник акцентирует внимание на выражениях лиц танцовщиц. Начав со строгих по композиции исторических картин и портретов (Семейство Беллелли, около 1858, Музей Орсе, Париж), Дега в 1870-е годы сблизился с представителями импрессионизма, обратился к изображению современной городской жизни – улиц, кафе, театральных представлений (Площадь Согласия, около 1875 Абсент, 1876, Музей Орсе, Париж). В своих литографиях он как раз и изображал случайные, выхваченные из общего плана театральные сценки, лица он превращал в гротесковые маски, напоминающие театральные маски Калло.

Дега — истинный сын XIX века, одним из главных художественных открытий которого было стремление запечатлеть мир в движении, в развитии (заметим, что это эпоха расцвета психологического романа). В этом их сила и слабость. Демократичность и даже некоторая вульгарность кафешантанов притягивали его.

Все здесь живут только хлопком и ради хлопка». Дега «без устали искал новую технику». Художник занимался также фотографией, гравюрой и скульптурой. С Эдуардом Мане Дега сближает общее неприятие академического салонного искусства.

В то же время картина отличается свежестью и индивидуальным взглядом художника. Э. Дега «Урок танцев» (1873-1875). Поздние работы Дега выделяются интенсивностью и богатством колорита, которые дополняются эффектами искусственного освещения, укрупненными, почти плоскостными формами, стесненностью пространства, придающей им напряженно-драматический характер (Голубые танцовщицы, пастель, Государственный музей изобразительных искусств, Москва). Ни грация, ни мнимая поэзия не входят в его цели.

«Не было искусства, менее непосредственного, чем мое», — так сам художник оценивает собственное творчество. Музей Орсе (Париж)В 1861 г. Дега познакомился с Эдуардом Мане, дружба с ним продолжалась до конца жизни Мане. Художник подчеркивает различие характеров, душевных переживаний. Позы стоящих на портрете людей нетрадиционны и в целом полотно передает атмосферу крепких родственных связей, хотя на самом деле брак Лауры нельзя было назвать счастливым. Э. Дега «Мытьё» (1886).

Картина погружает в атмосферу волнительного предвкушения. Произведения Дега, с их строго выверенной композицией (асимметричной, обладающей динамической фрагментарностью кинокадра), с их точным и гибким рисунком, неожиданными ракурсами, активным взаимодействием фигуры и пространства (часто как бы вывернутого на плоскость), сочетают кажущиеся непредвзятость и случайность с тщательной продуманностью и точным расчётом. Устроители пошли еще дальше, обнажив перед зрителями то, что обычно от их глаз скрыто, — так называемую «артистическую кулису» Например, на выставке можно увидеть палитры Ван lora и Сера, коробку с клубками разноцветных шерстяных ниток, с помощью которых Ван lor подбирал сочетание цветов для своих картин, балетную туфлю, принадлежавшую Дега, фотографии бородатых художников на пленэре и многое другое. Дега стремился к максимальной «реалистичности» или «натуралистичности» своих произведений.

Он нарисовал всю картину в классически строгом духе Пуссена, но придал лицам героев черты «детей Монмартра», черты хорошо знакомой ему молодёжи парижских предместий. Темы скульптур Дега повторяли темы его картин— танцовщицы, купальщицы или скачущие жокеи. Э. Дега. Дега изображает женщину, которая не думает о том, как она выглядит со стороны. Позируя Дега, актриса точно передала образ простой женщины. Что удивительно, если «Голубых танцовщиц» большинство зрителей узнает моментально, то некоторые полотна широкой публике незнакомы вовсе.

Художник, как трезвый и тонкий наблюдатель, одновременно фиксирует скрывающийся за нарядной зрелищностью утомительный будничный труд (Экзамен танца, пастель, 1880, частное собрание, Нью-Йорк). Финансовый кризис, который Дега пережил после смерти отца, оказался после нескольких лет напряжённой, ежедневной работы преодолённым и уже к 1880 году Дега стал заметной и уважаемой фигурой в парижском мире искусств. Эдгар Дега воспринимал театр именно так. Тонкий психологизм, одухотворенность, ощущение тихой жизни души воплощены здесь с глубиной, сопоставимой с духовными открытиями литературы столетия и в то же время внимание к форме, отточенность линии, каллиграфия рисунка заставляют вспомнить работы Фуке и Фр. В творчестве мастера нет ничего от экспромта.

Маленькая Джулия выхвачена в момент минутной взволнованности. Яркий представитель импрессионизма. Во многих произведениях Дега показывает характерность поведения и облика людей, порожденную особенностями их быта, выявляет механизм профессионального жеста, позы, движения человека, его пластическую красоту (Гладильщицы, 1884, Музей дОрсе). Однако у Эдгара не было большого желания и способностей к юриспруденции.

После множества попыток, опытов, прощупываний во всех направлениях он влюбился во все современное, а в этой современности остановил свой взгляд на прачках и танцовщицах. Все здесь полно осмысленного движения. В 1855 году Дега удалось самому увидеться с Энгром, которому в то время исполнилось 75 лет и даже получить от него совет: «Рисуйте линии, молодой человек, как можно больше, по памяти или с натуры». Желание рисовать начало проявляться у Дега уже в детстве. Художник может быть и восторженным почитателем и ироничным, насмешливым наблюдателем, но взгляд его всегда отличается остротой, рука – точностью («островидец» – так иногда называли Дега) каково бы ни было отношение мастера к происходящему, перелагая свои наблюдения на язык живописи, он создает удивительные по художественной ценности произведения, поражающие богатством колорита, декоративностью, тончайшими переливами пастели, великолепным рисунком. Пользоваться пастелью художники начали в конце XV века, а в XVIII веке пастель была в особой моде и прежде всего в портретной живописи.

Особенно ощутимо это в «Голубых танцовщицах» из московского музея, где из радужного мерцания чистых тонов как бы возникает мелодия танца. Эдгар изучал творения великих мастеров живописи в Лувре, за время своей жизни несколько раз посещал Италию (где проживали его родственники по линии отца), где имел возможность знакомиться с шедеврами мастеров Итальянского Возрождения. 1876 – 1877, Нью-Йорк, музей Метрополитен Репетиция под аккомпанемент скрипки, ок.

Мастер непостоянен в своих пристрастиях, в своем отношении к увиденному. Его портрет был также написан Мане в 1875 году. Позже он пишет портрет художника Лепика («Площадь Согласия»)— в определённой степени революционный тип портретного искусства, когда окружение главного (условно) персонажа имеет не меньший вес, ценность и значение, чем герой портрета. «А как же месье Ренуар. »— спросили его однажды.

Музей Орсе (Париж)В 1861 г. Дега познакомился с Эдуардом Мане, дружба с ним продолжалась до конца жизни Мане. Рене и Ахилл занимались импортом вина в Новый Орлеан и Дега гордился их успехами. Таким же творческим был подход художника к гравюре и скульптуре.

1863, Байонна, Музей Бонна), Женский портрет (1867, Париж, музей Орсе). Никто в дальнейшем не оказывал на Дега такого влияния, как Жан Огюст Энгр. Начав со строгих по композиции исторических картин и портретов (Семейство Беллелли, около 1858, Музей Орсе, Париж), Дега в 1870-е годы сблизился с представителями импрессионизма, обратился к изображению современной городской жизни – улиц, кафе, театральных представлений (Площадь Согласия, около 1875 Абсент, 1876, Музей Орсе, Париж). Музей Орсе (Париж)На этой картине Дега изобразил реальных людей: художника Марселена Дебутена и актрису, звезду кабаре Эллен Андре, за столиком в кафе «Новые Афины». 92 х 68 см. Его портрет был также написан Мане в 1875 году.

Две фразы поста наиболее точно определяют внутреннее содержание "балетных" работ Дега:. Находясь в Италии, Дега написал ряд портретов, на которых изображены члены его семьи. Работ Пабло Пикассо на торгах Sothebys много — целых семь. В том же году одна из его картин, «Танцовщицы в баре», была куплена на аукционе нью-йоркским музеем Метрополитен за огромную, небывалую по тем временам сумму — 478 000 франков. Эдгар изучал творения великих мастеров живописи в Лувре, за время своей жизни несколько раз посещал Италию (где проживали его родственники по линии отца), где имел возможность знакомиться с шедеврами мастеров Итальянского Возрождения.

В своих поздних работах, напоминающих праздничный калейдоскоп огней, Дега был одержим желанием передать ритм и движение сцены. Демократичность и даже некоторая вульгарность кафешантанов притягивали его. : их отказ от установок Академии, стремление запечатлеть непосредственное ощущение динамики жизни привлекают художника, Дега выставляется на выставках импрессионистов, начиная с первой (1874) и кончая последней (1886). Идеал Эдгар видел в неутихающей жизни мегаполиса. Картина выполнена очень ярко, крупными мазками. А силой зрительной памяти с ним мог сравниться разве только Домье.

Поздние работы Дега выделяются также интенсивностью и богатством колорита, которые дополняются эффектами искусственного освещения, укрупненными, почти плоскостными формами, стесненностью пространства, придающей им напряжённо-драматический характер («Голубые танцовщицы», пастель, Государственный музей изобразительных искусств, Москва). Он создает целые серии «причесывающихся», «одевающихся», «выходящих из ванной», «занимающихся туалетом», «вытирающихся» и т. д. Художники и прежде писали картины на подобные сюжеты, но их персонажи всегда как бы чувствовали присутствие некоего зрителя: их позы были исполнены изящества, движения – грации. Иногда взгляд художника выхватывает отдельную яркую фигуру, причудливую тень на земле, одухотворенное лицо (Молодой жокей, 1866 – 1868, Париж, частное собрание). О вдохновении интуиции, темпераменте я и знать не хочу». 1886, Париж, Музей Орсэ). В то же время сочные тона и «мерцающий» штрих пастели помогали художнику создать ту особенную красочную атмосферу, ту переливчатую воздушность, которая так отличает его работы.

К концу 80-х годов Дега, по существу, реализовал своё желание «стать знаменитым и неизвестным».

Он также был известен как способный мимический актёр. Его усилия увенчались появлением нового словаря реализма, подобно тому, как это удалось сделать в современной ему литературе братьям Гонкурам (Эдмону-Луи-Антуану и Жюлю-Альфреду) и Эмилю Золя. Эдгар Дега воспринимал театр именно так. Таким же творческим был подход художника к гравюре и скульптуре.

Отношение Дега к собственному телу было свободным от условностей. С конца 1880-х годов Дега много занимался скульптурой, добиваясь выразительности в передаче мгновенного движения (Танцовщица, бронза, Музей Вальраф-Рихарц-Людвиг, Кельн). Критики часто сходятся в том, что, несмотря на нежелание Дега (в отличие от импрессионистов) работать на пленэре, принципиально их творчество в общем очень схоже, что, в свою очередь позволяет причислить Эдгара Дега к кругу импрессионистов. К тому времени этот портрет был самой грандиозной работой художника. Здесь есть неоклассическая пастель «Девушка в голубой шляпке» (1923-1924 годы, эстимейт 6-8 млн), которую составители каталога Sothebys не постеснялись (в общем-то справедливо) сравнить с мраморной головой Артемиды V века до н. э. Экспрессионистический натюрморт написан Пабло Пикассо 10 июня 1941 года в оккупированном нацистами Париже.

Помимо влияния Энгра в творчестве Дега этого периода проявляется связь с традициями французского Ренессанса, как в его исторических полотнах: «Семирамида на строительстве Вавилона» (1861, Музей Орсе, Париж), «Молодые спартанки, вызывающие на состязание спартанцев» (1860, переписана 1880, Национальная галерея, Лондон). Фотографическая память помогала подмечать самые незначительные особенности Парижа. «Арлекина» Пабло Пикассо тоже можно было увидеть в Москве. Ламот сумел передать Дега любовь к четким контурам, которые так ценил в рисунке сам Энгр. Но отец мечтал о карьере юриста для сына.

Пастель Эдгара Дега «Отдыхающая танцовщица» оценена в сумму более 40 млн. Известно, что с возрастом художник начал терять зрение и отдавал предпочтение скульптуре. В сущности выбор не так уж плох. С этого момента он уже окончательно прекратил работу.

В последние годы главным материалом для рисования у Дега стала пастель (чаще всего выпускается в виде мелков или карандашей без оправы имеющих форму брусков с круглым или квадратным сечением). Тут надо пояснить отношение Дега к импрессионистам, с которыми его часто объединяют.

В этом его глубокое внутреннее сродство с импрессионистами. В 1855 году Дега удалось самому увидеться с Энгром, которому в то время исполнилось 75 лет и даже получить от него совет: «Рисуйте линии, молодой человек, как можно больше, по памяти или с натуры». Балет всегда вдохновлял великих гениев искусства на создание немеркнущих шедевров. Он говорил по этому поводу: «Балерины всегда были для меня лишь предлогом, чтобы изобразить замечательные ткани и ухватить движение». Пастель в самом деле находится на грани между рисунком и живописью, а сам Дега говорил, что она позволяет ему стать «колористом с линией». Особый драматизм образов очень часто рождается из неожиданно смелого движения линий, необычной композиции, напоминающей моментальную фотографию, на которой фигуры с оставшимися за кадром отдельными частями тела сдвинуты по диагонали в угол, центральная часть картины представляет собой свободное пространство («Оркестр Оперы», 1868—1869, Музей Орсэ, Париж «Две танцовщицы на сцене», 1874, Галерея института Варбурга и Курто, Лондон «Абсент», 1876, Музей Орсэ, Париж).

Дега даже специально оговаривал, что рамы его картин не должны меняться. Дега получил хорошее образование, в 1853 года поступает на юрфак Парижского университета. Иногда театр для него – это феерия, волшебство (Звезда, ок. Особенно ощутимо это в «Голубых танцовщицах» из московского музея, где из радужного мерцания чистых тонов как бы возникает мелодия танца. Курбе и Делакруа также оказали определённое влияние на творчество Дега, но признаваемым им авторитетом до конца жизни оставался Энгр. Эдгар Дега изучал произведения великих мастеров живописи в Лувре, несколько раз посещал Италию и знакомился с шедеврами мастеров итальянского Возрождения. Открыв на рубеже 60-х годов XIX в. собственную мастерскую, Эдгар Дега занялся портретной живописью, а также историческими полотнами.