А К Саврасова Грачи Прилетели
«Грачи прилетели» картина Саврасова
С другой стороны известно, что после этого Саврасов принял решение представить свою картину «Вид Волги под Юрьевцем» на выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ), которая открывалась 21 марта. Один из самых известных русских пейзажей – картина Алексея Кондратьевича Саврасова «Грачи прилетели».
Бенуа писал, что саврасовские «Грачи»— «чудесная картина, такая же поэтичная, в одно и то же время тоскливая и радостная истинно весенняя» в этом смысле он сравнивал её со вступлением к опере Николая Римского-Корсакова «Снегурочка»93. Совсем скоро, когда солнце пригреет еще сильнее, вылупятся их птенцы. Церковь была построена в конце XVIII века.
Квартиру предлагал я ему нанять – а он свое: «Никаких. » – рассердится и уйдет. Годом ранее он из поездки на Волгу привёз серию замечательных полотен («Волга под Юрьевцем», например, получила первую премию на конкурсе Московского общества любителей художеств). Вдали виднеется облупленная церквушка с колокольней. Чтобы ощутить ее и понять тайну очарования его Грачей. Некоторые исследователи творчества Саврасова полагают, что именно возникшее в результате этой трагедии подавленное состояние художника привело к его живой творческой реакции на явления, предвещавшие приход весны. «Грачи прилетели» – полотно, которое открывает нам душу художника. Правда история создания этой известной картины еще и до сих пор осталась не до конца выясненной, даже подготовительные материалы к ней (эскизы, рисунки, этюды) полностью не выявлены. Началось.
Б. В. Это скорее эскиз по памяти. Затем в 1882 году его уволили с работы. Родился художник в Москве в небогатой купеческой семье. Каждой хочется занять лучшее место. С Поволжьем было граничит создание картины «Грачи прилетели».
Снег изображённый на переднем плане, кажется потемневшим, рыхлым и осевшим, а тот, что у забора, освещён солнцем и окрашен «мягкой розоватой золотистостью»69. Художник тяжело переживал потерю ребёнка— об этом свидетельствует ряд изображений могилы дочери, выполненных на ярославском кладбище33. Это была революция, новое видение мира, которое смогло уместиться на небольшом полотне (каталоги называют его «масло, холст, 62 см в высоту и 48, 5 в ширину»). Как Саврасов там оказался. справку).
По словам искусствоведа Фаины Мальцевой, «возникший замысел новой картины, подсказанный встречей с ранневесенним пейзажем, можно с уверенностью связывать с пребыванием Саврасова в Ярославле»11. Одна из наиболее значимых и ключевых картин в живописи России – известное полотно художника Алексея Саврасова «Грачи прилетели». Небольшой пейзаж вызвал в душах зрителей волнующие чувства, по-новому раскрыв красоту и поэзию скромной русской природы — той самой, о которой писатель К. Паустовский говорил: «Все прелести Неаполя я не отдал бы за мокрый от дождя ивовый куст на берегу Вятки». Царская семья тоже пожелала иметь в своей коллекции пейзаж Саврасова «Грачи прилетели» и вскоре после открытия 1-й передвижной выставки императрица Мария Александровна заказала художнику повторение картины.
Картина «Грачи прилетели» была представлена в 1871 году на самой первой выставке Товарищества передвижных художественных выставок. От первого варианта оно отличается чуть более насыщенным цветом. 30958)33878, поступивший в собрание от прямых наследников Саврасова от его первого брака. Центральная группа берёз является основой композиции. Сотрудники местного музея рассказали ему, что на месте, откуда были запечатлены церковь и деревья, ранее (по крайней мере, до 1920-х годов) стоял двух- или трёхэтажный дом, в котором жила семья шапочника Чичагова, так что, скорее всего, Саврасов писал свой этюд с балкона этого дома или стоя перед одним из его окон. Вот на земле сидит взъерошенный грач.
Вот в правой части картины уже появилась проталина со стоящей в ней холодной водой. Ветер вскоре разгонит облака, выглянет солнце и птицы будут радоваться его появлению. Под березами мы видим подтаявший, грязноватый снег. А Бенуа даже охарактеризовал самого мастера на основе этой картины: «Очевидно, в Саврасове, в этом скорее пустоватом, банальном художнике, ничем в прочих своих вещах не отличавшемся от разных Каменевых, Ясновских и Каменевых – от всего порядочного, но далеко не передового в искусстве, – жила настоящая душа живописца и настоящий могучий художественный темперамент, священный дар внимать таинственным голосам природы, до него никем еще из русских живописцев не расслышанным» Бенуа А. «История русской живописи в 19 веке».
«Грачи прилетели» – картина, которая вскоре увековечит его имя, пока была только у него в мыслях. Тогда они начнут громко кричать и разлетятся кто куда. На глазах у зрителей происходило величайшее чудо рождения весны. Наскоро накинув халат, Саврасов настежь распахнул створки окна.
Вокруг берёз летают грачи, некоторые птицы сидят на ветках возле уже построенных гнёзд. Описано несколько встреч, но сюжет один: какие-то люди (друзья, сам Гиляровский, некий заказчик) решили помочь художнику. И все-таки весной он выбирается на «врачующий простор» природы. Вот, дескать, ещё одно воплощение «немытой России». Этот этюд хранится в Пензенской областной картинной галерее имени К. А. Савицкого. Между тем в этом пейзаже нет поражающих воображение величественных панорам, ярких красок южных краев, ничего такого, к чему приучены были тогда ценители «изящной природы» и «романтических ландшафтов».
Известен выполненный в горизонтальном формате вариант-повторение под названием «Весна. Саврасовъ. Одно это уже ставило содержание картины в круг близких А. Саврасову народных тем. Он тусклый и потому не дает блики на свету.
«Грачи прилетели» — так назвал художник свою картину. Лед на пруду растаял, да и снег потерял уже свою зимнюю чистоту и пышность. На окраине маленького селения возвышается небольшая шатровая колоколенка.
История одного шедевра: «Грачи прилетели» Саврасова
Отмечая кажущуюся незатейливость сюжета, он писал, что «за этой простотой вы чувствуете мягкую, хорошую душу художника, которому всё это дорого и близко его сердцу»23. Обычный весенний немного сероватый день.
Кроме этого известен этюд к картине «Грачи прилетели», выполненный маслом по дереву и датированный 1871 годом75. Церковь же в живописи России всегда символизировала свет и добро. – напевал он, набрасывая на холсте деревья, почерневшие избы, маленькую церквушку. Сравнивая «Грачей» с появившимся в том же году полотном Фёдора Васильева «Оттепель», Фёдоров-Давыдов отмечал лиричность обеих картин, но разницу между ними видел в том, что саврасовская лирика соответствует ясному и чёткому повествованию, в то время как васильевской лирике присущ более общий, хотя при этом и непосредственный характер95. В частности, новаторской является разработка неба, по всей поверхности которого видны следы движения кисти, причём «характер и направление мазков непрерывно меняется, создавая впечатление воздушности и трепетности живописи»71.
Композиция полотна создаёт впечатление устремлённости ввысь, которое достигается «подчёркнуто тянущимися кверху молодыми тонкими берёзками и шатровой колокольней старинной белокаменной церкви»27. Асимметричность расположения деревьев «усиливает впечатление хлопотливого движения грачей, летающих вокруг гнёзд»59. Увидел колокольню, а потом пришёл домой и по памяти что-то сделал»73. Ничто не трогало в этом пейзаже сердца художника. На переднем плане – рыхлый грязный снег.
Алексей Саврасов на картине «Грачи прилетели» изобразил окраину обычной русской деревни. В следующем — 1872 году, Саврасову поступил заказ на создание копии картины. Недаром в письме к Ф. Васильеву он отмечал, что были на выставке пейзажи и с природой и с воздухом и с деревьями, "а душа есть только в "Грачах". Но все это деревья, вода и даже воздух, а душа есть только в «Грачах»» Федоров-Давыдов А. А. Русский пейзаж 18 – начала 20 века. По такому этюду не сделаешь картину. Художник и правда не смог написать больше ничего, что могло бы с ней сравниться, за исключением, пожалуй, «Проселка», который ему, скорее всего, не особенно нравился.
В то же время, по словам Асафьева и «русская музыка услышала особенную живописность переливов, переходов одного времени года в другое: родилась русская звукопись, музыка пейзажей-настроений и музыка поющих сил природы»969798. Это было единственное произведение на выставке, в котором И. Крамскому (с его исключительной чуткостью к такого рода живописи) открылось что-то новое. Продолжим осматривать картину.
Картина написана в серых тонах и все-таки она очень радостная. боярином Г. И. Стр.
Сто великих картин мира. Основываясь на этой информации, Кончин предположил, что Саврасов мог познакомиться с Чичаговым в Костроме, а затем поехать вместе с ним в Молвитино, чтобы посмотреть места, связанные с жизнью и деятельностью Ивана Сусанина42. Картина произвела большое впечатление, как на обычных зрителей, так и на самих художников. Фамилия по матери, Евдокии Моргуновой, ведь брак родителей не оформлялся. В 1870 году Саврасова покинула супруга с двумя обожаемыми им детьми.
О предварительной работе, которую провёл Саврасов перед написанием «Грачей» известно очень мало. Схватив палитру, так и не захлопнув окна, художник стал пристраиваться на подоконнике со своей работой. Саврасова в Молвитино.
Сочинение по картине Саврасова «Грачи прилетели»
Какая простота. Ж-4117, передан в музей в 1948 году, дар М. М. Музалевского)50878889. Летом 1871 года, когда картина была уже готова, Саврасова навестил Павел Третьяков и попросил показать «Грачей», о которых он уже был к тому времени наслышан.
«Грачи прилетели» назвал свою картину Алексей Кондратьевич Саврасов и уже в названии содержится определенное отношение художника к природе. И лишь вглядевшись в детали понимаешь: это – весна. За ними виднеется черное поле, серый горизонт. Теперь он мог показать природу в движении. Вот так жил и творил Саврасов. Морозовым, судя по всему, в честь рождения от своей второй жены, знаменитой боярыни Ф. П. Через пять лет после выставки в Вене, в 1878 году, полотно «Грачи прилетели» из коллекции Третьякова также побывало на Всемирной выставке, которая в тот год проводилась в Париже31655.
Грачи прилетели, Алексей Кондратьевич Саврасов, 1871
Однажды утром разбудили художника неугомонные птичьи крики. В 1871 году еще до прихода весны расстался Саврасов с городом. В «Грачах» же Чуйко даже не увидел их весеннего мотива, написав: «Вы как будто бы чувствуете всю сырость и бесплодность минувшей зимы, но, несмотря на прилетевших грачей, нет этого живительного предчувствия наступающей весны, кроме одного внешнего признака»49. Береза всегда имеет свой рисунок По такому этюду не сделаешь картину. Они берегут своих будущих птенцов от весеннего ветра, хоть и теплого, но резкого.
В статье о 1-й передвижной выставке, опубликованной в «Санкт-Петербургских ведомостях» 8 декабря 1871 года, художественный критик Владимир Стасов отнёс «Грачей» к лучшим из представленных на выставке пейзажей и отметил, что это, «наверное, лучшая и оригинальнейшая картина г. Саврасова». Картина написана с чувством и с любовью и вы наверняка это понимаете, читая описание. Глубокий снег еще лежал на всех улицах и толстым слоем ровнял овраги. Правда, рассказывают, что из этих мест происходил родом Иван Сусанин.
Писал он ее не отрываясь, как бы в экстазе. Вдалеке раскинулось черное поле. Полотно дышит, оно наполно свежестью весны и ее теплым дыханием, это подчеркивает необычность освещения. Лед на пруду растаял, да и снег потерял уже свою зимнюю чистоту и пышность. Искусствовед Фаина Мальцева писала, что в картине «Грачи прилетели» Саврасову удалось создать «многомерный и поэтичный образ русской весны, сближенный с жизнью человека уже не внешне, а внутренне». При этом Зонтиков отмечает, что «с этой точки зрения колокольня должна находиться от храма справа и к тому же большая её часть должна быть при этом закрыта храмовым зданием».
Описание картины Алексея Саврасова «Грачи прилетели»
Эти первоначальные этюды были решены А. Саврасовым в едином цветовом ключе. Сравнивая два дошедших до нас этюда с самой картиной, он предположил, что последний этюд к картине был сделан художником по памяти: С натуры нельзя так написать. Вот такова краткая история написания картины «Грачи прилетели», которая впервые была показана в Москве на выставке Общества любителей художеств в 1871 году. пораженный с утра ярким впечатлением весны, вчера словно еще не наступившей, а сегодня уже спустившейся на землю и охватившей своими оживляющими объятиями всю природу. Утро года здесь основное действующее лицо, оно гармонично во всей картине. Она тоже пригодится для гнезда.
Пришел ненадолго, да так и остался до вечера. В настоящее время дату написания этого этюда относят к 1880-м годам74. В рецензии, опубликованной в номере «Московских ведомостей» за 28 октября 1871 года, особого внимания критика Владимира Чуйко (печатавшегося под псевдонимом В. В. ) удостоились два представленных на этой выставке пейзажа— «Грачи» Алексея Саврасова и «Оттепель» Фёдора Васильева, причём предпочтение в отзыве отдавалось «Оттепели»17.
Молвитино»36. В центре картины изображен переполох птиц. Сравнивая саврасовских «Грачей» с «Временами года» Чайковского, Асафьев отмечал, что появление такого пейзажа свидетельствовало о наступлении времени, когда «русская живопись почувствовала не внешнюю только видимость— очень скромную— русской природы, а её мелодию, душу пейзажа». На переднем плане полотна – снег. Небольшой пейзаж вызвал в душах зрителей волнующие чувства, по-новому раскрыв красоту и поэзию скромной русской природы – той самой, о которой писатель К. Паустовский говорил: "Все прелести Неаполя я не отдал бы за мокрый от дождя ивовый куст на берегу Вятки".
ГРАЧИ ПРИЛЕТЕЛИ Алексей Саврасов
Это же художник. Однако Саврасов продолжал творить и работа определенно приносила ему удовольствие. Это было единственное произведение на выставке, в котором И. Крамскому (с его исключительной чуткостью к такого рода живописи) открылось что-то новое. Правда история создания этой известной картины еще и до сих пор осталась не до конца выясненной, даже подготовительные материалы к ней (эскизы, рисунки, этюды) полностью не выявлены.
Он такая же бедная, как и стоящие рядом дома. Есть воспоминания В. Гиляровского о Саврасове у «последней черты». Кроме этого, художник изобразил колокольню несколько более высокой по отношению к храму, чем на самом деле, а также уменьшил расстояние между колокольней и храмом. Один из них, размером 22, 5 13, 5см, принадлежал коллекционеру В. К. Дмаховскому7236.
Саврасов Алексей Кондратьевич «Грачи прилетели»
Однако, это лишь поначалу. «Грачи прилетели», по мнению многих искусствоведов и критиков, является лучшим пейзажем Саврасова. Эти первоначальные этюды были решены А. Саврасовым в едином цветовом ключе. Осенью 1871 года полотно экспонировалось на выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ)17, а в конце того же года картина, уже под её нынешним названием (в каталоге она была указана с восклицательным знаком— «Грачи прилетели. »), была представлена на 1-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ)3, открывшейся 28 ноября в Санкт-Петербурге1819. Возможно, понимал – в традиционной живописи отца не превзойти, надо пробовать что-то своё. Картины Саврасова многим приходились по душе, благодаря им художник стал знаменитым в определенных кругах, многие к нему относились как к настоящему таланту, мастеру своего дела.
Он глянул в окошко и рассмеялся: за окном голубело небо. Ему предлагаешь остаться, а он свое: «Никаких. » Видел я Саврасова еще раз, Великим постом, когда он ехал по Мясницкой с Лубянской площади, абсолютно пьяный, вместе со своим другом Кузьмичом, который крепко его держал, чтобы он не вывалился из саней». С удивительным совершенством отзывается здесь художник на неуловимые смены состояний атмосферы, воссоздавая на холсте «не слепок, не бездушный лик», а ощущение жизни как единого трепетного целого.
Родилось ещё двое сыновей. Перед вами авторское повторение 1879 года. Справа на картине видна огромная лужа, образованная из растаявшего снега. Возле церквушки расположена такая же постаревшая часовня. Он грязный и тусклый, без бликов, на нем – лишь серые тени берез, унылых и изломанных.
Береза всегда имеет свой рисунок. «Грачи» – известный факт – запечатлели пейзаж костромского села Молвитино (см. Природа на них живет своей внутренней жизнью, подчиняется своим законам. Среди них привлекает внимание корявое дерево, слева от которого торчит сухой пень8. С начала 70-х годов XIX века Саврасов постоянно совершает поездки в провинцию.
Грачи прилетели (картина Саврасова, 1871)
Какие ощущения появляются, когда смотришь на них. Однажды он пришел на окраину села, чтобы посмотреть вблизи на эту старинную церковь. Для усиления пространственного звучания образа Саврасов немного нарушил перспективу. – Оденешь его – опять пропьет все.
По его словам, эта одинокая картина Саврасова должна считаться «каким-то феноменальным, необъяснимым случаем»— как «по теме, по чудному поэтичному настроению», так и «по простоте, непосредственности исполнения и отчасти даже по красоте красок». Первый биограф художника— музыкальный критик Александр Размадзе, публиковавшийся под псевдонимом А. Солмонов44, — в своём очерке, опубликованном в 1894 году, так описывал работу Саврасова: «Начав картину ранним утром, художник кончил её к вечеру, писал он её не отрываясь, как бы в экстазе писал, поражённый с утра ярким впечатлением весны, вчера словно ещё не наступившей, сегодня же спустившейся на землю и охватившей своими оживляющими объятиями всю природу»4546. Береза всегда имеет свой рисунок.
Все в этой картине пронизано единым ритмом, напоено легким дыханием весны. Писал он ее не отрываясь, как бы в экстазе.
Музеи ЕвропыРассказы о шедеврах живописи
Не знают они, что весенней непогоды можно не бояться – она длится совсем недолго. Таким же образом художник представил деревья – они имеют тусклый, мрачный и одинокий вид. В результате «Грачи прилетели» Саврасова положили начало новому жанру в русской живописи – лирическому пейзажу. Он увидел то, что желал увидеть и на что смутно надеялся. Таким образом, «наиболее тёмный участок земли и строений оказывается как бы взвешенным в светлой и лёгкой среде, что способствует впечатлению воздушности всего пейзажа»68.
На них с шумом и гамом опускается стая грачей. Картину «Грачи прилетели» показали на 1-й передвижной выставке и она была встречена с восторгом.
Но весна пришла, как приходит всегда, неожиданно, сразу. Это было единственное произведение на выставке, в котором Крамскому (с его исключительной чуткостью к такого рода живописи) открылось что-то новое. Возле лужи мы видим одинокий голый куст. Птицы хлопочут и суетятся.
Ужаснее картину представить трудно. «Грачи прилетели» – назвал свою картину Алексей Саврасов и уже в названии содержится определенное отношение художника к природе. Это было настоящей трагедией для него. 27192)386.
Писал «Грачи прилетели» Саврасов в марте, в начале весны, что легко чувствуется по проталинам, ясному небу, отсутствию льда на реке и, собственно, по птицам, вернувшимся с зимовки. В Третьяковской галерее хранится эскиз-вариант начала 1870-х годов под названием «Пейзаж с церковью и колокольней» (бумага тонированная на картоне итальянский и графитный карандаш, соус и белила, мокрая кисть, 49, 7 33, 3см инв.
Исследователи творчества Саврасова не имеют однозначного ответа на вопрос о том, почему из Костромы художник направился именно в Молвитино, расположенное более чем в 50 верстах к северу от губернского центра. Саврасов входил в Товарищество передвижных художественных выставок. Тайны ее жизни и хочет разгадать художник.
Родимый русский пейзаж, от которого замирает сердце. Поездки оставляли глубокий след в его душе.
Творчество, заказы известных людей
«Грачи прилетели» — это лирический пейзаж, поэтический образ весенней природы, волнующий зрителя. Жена от потрясения слегла. Несколько голых берез – кривых и изломанных.
Это весеннее вдохновение (вообще присущее душе художника) отразилось и в исполненных в Ярославле рисунках и этюдах к задуманной картине. Алексей Кондратьевич Саврасов (1830—1897) — выдающийся художник-пейзажист, основоположник «пейзажа настроения» в русской живописи. Сколько было таких сел в России.
Работа и страсть к путешествиям
В статье «По поводу смерти А. К. Саврасова», опубликованной в «Русских ведомостях» 4 октября 1897 года, художник Исаак Левитан писал, что «с Саврасовым появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле». картинок. Есть околица села Костромской губернии, холодный сырой март на дворе, когда еще стоит зима, но в воздухе, облачном небе с чистыми голубыми просветами уже повеяло предчувствием весны, почерневший снег с проталинами, березки – и то не «девицы-красавицы», а искривленные, но упрямо и жадно тянущиеся ввысь, старые заборы, такие же домишки и церковка с колокольней, равнина, мерно уходящая вдаль, к синеющей на горизонте полоске леса. В качестве примера Левитан приводил картину «Грачи прилетели», которую он считал одной из лучших в творчестве Саврасова. Поскольку железнодорожного сообщения между Ярославлем и находившейся в 70 верстах от него Костромой в то время ещё не было, художник, по-видимому, проделал путь между этими городами на санях так называемым «нагорным трактом», который проходил вдоль правого берега Волги35. Необходимо основательно к этому подготовиться. В конце 1871 года картина, под её нынешним названием, но с восклицательным знаком— «Грачи прилетели. », — предстала перед публикой на 1-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ)3, открывшейся 28 ноября в Санкт-Петербурге1819.
(Шишкин). Земля возле стволов берез кое-где уже оттаяла от снега, виднеются следы животных и людей. Похоронен он был на Ваганьковском кладбище. Однажды он пришел на окраину села, чтобы посмотреть вблизи на эту старинную церковь. Нашли, накормили, похмелили, отмыли, одели, сняли комнату – работай, Алексей Кондратьевич. И вот он на Волге, в Костроме.
Он отмечал, что это полотно является важным этапом на пути развития русской пейзажной живописи и «вместе с тем выражает завоевания в развитии общей культуры народа»613. Изображённые на картине дальние планы придают пейзажу ощущение пространственности59. Саврасов пользовался аналогичным приёмом и в некоторых других работах— в частности, в более ранней картине «Степь днём» (1852)67.
Но эта заурядность кажущаяся. Церковь была построена в конце XVIII века. Всё шло замечательно – и вдруг удар: умерла новорождённая дочь. По словам Крамского, в других пейзажах «всё это деревья, вода и даже воздух, а душа есть только в Грачах»2021.
А за ними по пригоркам, по оврагам лепится серая от времени, деревянная Кострома. Тихо здесь после Москвы и так легко, так свободно дышится. На Волге он работал над несколькими картинами, включая «Вид Волги под Юрьевцем»2526 и «Разлив Волги под Ярославлем»13. Саврасов согласился и картина стала собственностью Третьякова1516.
Полотно было названо художником «Вот прилетели грачи». Все еще низкое серое небо покрыто облаками. Критик и музыковед Борис Асафьев писал, что эта картина стала «символом художественного обновления сферы русского пейзажа на далеко вперёд» и что этим произведением Саврасов открыл «новое ощущение весны и весеннести»24.
Успешно (с медалями и грамотами) завершает его. Искусствовед Владимир Петров также полагает, что первые рисунки и этюды к задуманной картине были исполнены художником в Ярославле, «под влиянием помогающего преодолеть страдания врачующего простора, красоты вечно обновляющейся, воскресающей природы»12. Лишь самки не сдвинутся с места: они будут оберегать свои гнезда, время от времени поворачивая головы то вправо, то влево. Но главное — птицы. Это Алексей Моргунов (1884 – 1935). В 1871 году Саврасов приехал в Кострому. Кроме «Грачей», Саврасов также послал на выставку пейзаж «Лесная дорога» (нынешнее название— «Дорога в лесу», 1871, 138, 5 109, 5см, ГРМ1650).
Картина «Грачи прилетели» показывает, как пробуждается весна. ж – Троицкая церковь на кладбище Молвитина не простояла и тридцати лет. А ведь весной иногда сыплет мелкий снег.
Новая веха в изобразительном искусстве, создание картины «Проселок»
Ведь он полотно назвал «Грачи прилетели. » – с восклицательным знаком, явно желая передать свои бьющие через край эмоции. Художник раскрыл этюдник и начал рисовать быстро, вдохновенно, забыв обо всем на свете. Художник снял комнатку в мезонине большого деревенского дома. Именно передвижники сделали русскую природу основной темой своих пейзажей.
в – Например, шатровый Богоявленский храм в селе Красном Костромского уезда был построен в 1592 году Годуновыми (конкретная причина возведения храма в Красном неизвестна, но примечательно то, что первый каменный сельский храм края был построен фамилией уже почти пришедшей к власти в государстве) церковь Рождества Христова в с. Городище (ныне — в границах г. Костромы) была построена в период между 1649 и 1663 гг. Это скорее эскиз по памяти. И первые вестники весны – грачи, деловито хлопочущие над своими гнездами. По такому этюду не сделаешь картину.
Алкоголизм и увольнение с работы
Опохмелю его иногда позадержу у себя дня на два, приодену – напишет что-нибудь. Это было довольно большое село со старинной церковью на окраине. Писал он ее не отрываясь, как бы в экстазе. За деревянными постройками возвышается старая пятиглавая церковь с колокольней шатрового типа62, а далее до самого горизонта простираются равнинные поля8, через которые протекает река59— по всей видимости, обычно разливающаяся весенней порой Воложница (или Волжница), которая впадает в Шачу северо-западнее Сусанина63. Художник и критик Александр Бенуа в своей книге «История русской живописи в XIX веке», первое издание которой вышло в свет в 1902 году, называл картину «Грачи прилетели» замечательной и многозначительной и утверждал, что ни до, ни после неё Алексей Саврасов не создал ничего столь же выдающегося. Ему пожаловали дворянство (под именем Комиссаров-Костромской), дали пожизненную пенсию, в его честь учредили особую медаль, выходили плакаты-лубки с описанием подвига, поэты (включая Н. Некрасова) посвящали ему стихи, он ездил по стране с банкета на банкет Слава оказалась тяжким грузом: Осип мало-помалу пристрастился к пьянству.
Сквозь серое небо уже видны голубые просветы. Сначала А. Саврасов отвергает вариант за вариантом, пока наконец не находит тот характерный пейзажный мотив, который и лег в основу полотна. Ученик шляпника Осип Комиссаров (родом из Молвитина) подбил руку с пистолетом. Оно расположено на конце высокой горы, выдающейся в долину в виде мыса, между двумя реками, которые под Молвитиным соединяются между собой»38. Критик и музыковед Борис Асафьев (литературный псевдоним— Игорь Глебов) писал, что картина «Грачи прилетели» стала «символом художественного обновления сферы русского пейзажа на далеко вперёд» и что этим произведением Саврасов открыл «новое ощущение весны и весеннести»24. Эта картина писалась в деревне под Костромой.
Все это можно живо себе представить, глядя на полотно «Грачи прилетели». Никто другой не смог бы написать их столь великолепно. Саврасов считается основоположником лирического пейзажа в русской живописи, характерным образцом которого является и картина «Грачи прилетели».
«Грачи прилетели» : описание картины
Летом 1871 года картина была приобретена у Саврасова Павлом Третьяковым1516. На земле лежит снег, проталины в котором свидетельствуют о наступлении весны27. Много серой и темной краски в картине подчеркивает заурядность пейзажа. Художник раскрыл этюдник и начал рисовать быстро, вдохновенно, забыв обо всем на свете. Ведь в «Грачах. » радости весеннего обновления причастны и птицы и талый снег и голубые дымки, курящиеся из труб над крышами изб и невидимые обитатели этих жилищ и сам автор, сумевший передать и нам, людям уже двадцать первого века, свое весеннее настроение.
Вскоре Алексей женился на хорошей девушке. Он был приобретён галереей в 1984 году7677. Природа на них живет своей внутренней жизнью, подчиняется своим законам. Передний план картины открывает мне грачей, сидящих на оголенных деревьях. И все же при появлении «Грачей» перед современниками неожиданно раскрывалось что-то новое, уже совсем по-иному говорящее о знакомом явлении. Он увидел то, что желал увидеть и на что смутно надеялся.
Недаром в письме к Ф. Васильеву он отмечал: «Пейзаж Саврасова «Грачи прилетели» есть лучший и он действительно прекрасный, хотя тут же и Боголюбов и барон Клодт и И. И. Такова краткая история написания картины «Грачей». Демонстрировалось, в частности, его полотно «Грачи прилетели», в основу которого был положен простенький и незамысловатый мотив (картина создавалась в селе Молвитино, находящемся в Ярославской губернии). С первого взгляда кажется, что художник изобразил зиму. Дощатые заборы домов не могут скрыть маленькую церквушку с облупленными стенами. Они галдят и деловито вьют новые гнезда или обновляют старые.
Саврасов «Грачи прилетели» : описание картины
Снег стал серым, грязным, липким. Купол ее лишь подчеркивает типичность русской деревни и широту русской души. – Грачи прилетели. На глазах у зрителей происходило величайшее чудо рождения весны.
От нее словно веяло пробуждением природы. Недаром в письме к Ф. Васильеву он отмечал, что были на выставке пейзажи и с природой и с воздухом и с деревьями, «а душа есть только в «Грачах». Из Костромы Саврасов каким-то образом добрался до села Молвитино, в то время в составе Молвитинской волости входившего в Буйский уезд Костромской губернии (ныне посёлок Сусанино, административный центр Сусанинского района Костромской области37), — там-то и были написаны этюды к будущему полотну «Грачи прилетели»789. Обсуждая пейзажи, экспонировавшиеся на выставке, художник Иван Крамской в письме к Фёдору Васильеву от 6 декабря 1871 года писал, что «пейзаж Саврасова Грачи прилетели есть лучший и он действительно прекрасный». Сколько было таких сел в России. За бутылку водки художник наспех делал рисунки, которые на Сухаревском рынке расходились по 23 рубля. Правда история создания этой известной картины еще и до сих пор осталась не до конца выясненной, даже подготовительные материалы к ней (эскизы, рисунки, этюды) полностью не выявлены.
На этом эскизе, на котором изображён «скромный одноглавый храм, с едва намеченным его перекрытием и высоко поднявшимся шатром колокольни», проглядываются некоторые детали композиции картины, но существенная часть подробностей отсутствует— в частности, нет строений, располагавшихся рядом с церковью. Описывая её сюжет, Левитан писал: «Окраина захолустного городка, старая церковь, покосившийся забор, поле, тающий снег и на первом плане несколько берёзок, на которых уселись прилетевшие грачи, — и только. Однозначно ответить нельзя. В своей монографии о Саврасове искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов также отмечал, что «Грачи прилетели»— не случайная удача, а лучшая картина среди сходных работ художника48.
Однажды утром разбудили художника неугомонные птичьи крики. Вчера еще все кругом было печальным и хмурым, а теперьПришла весна. 156. Ни о каком образовании в этой среде разговоров не существовало.
Картина Саврасова Грачи прилетели
В 1971—1972 годах в рамках выставки «Пейзажная живопись передвижников» картина побывала в Киеве, Ленинграде, Минске и Москве316. Вопреки желанию отца, который мечтал «приспособить сына к коммерческим делам», Саврасов в возрасте 14 лет поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Через два года художник создал еще одну потрясающую картину под названием «Проселок», однако случилось так, что о ней долго никто ничего не знал: Алексей сразу после окончания работы отдал ее в дар своему приятелю, который никому ее не демонстрировал. Грачи прилетели. По её мнению именно в этом «кроется тайна обаяния саврасовского искусства, его вечно живое начало». Весьма вероятно, что церковь сооружалась артелью ярославских мастеров.
За деревьями находится забор, за которым видны крыши деревянных построек8. Там оно экспонировалось вместе с рядом других произведений, представляющих успехи русской живописи за последнее десятилетие, — картинами «Пётр и Алексей» Николая Ге, «Охотники на привале» и «Рыболов» Василия Перова, «Бурлаки на Волге» Ильи Репина, «Грешница» Генриха Семирадского и другими54. Что с таким делать. Молвитино – это достаточно далеко от Ярославля. «Грачи прилетели», а также «Оттепель», написанная Ф. А. Васильевым (продемонстрированная на той же экспозиции), открыв дорогу лирическому стилю в российской живописи, ознаменовали собой новую веху в изобразительном искусстве.
Словари и энциклопедии на Академике
«Грачи» получили хорошие отзывы: художник Иван Крамской писал, что на выставке этот пейзаж «есть лучший и он действительно прекрасный»2021, а художественный критик Владимир Стасов отмечал, что это, «наверное, лучшая и оригинальнейшая картина г. Саврасова»22. Величавые пейзажи Шишкина, Куинджи, Крамского и Перова были больше не актуальны. Изображая грачей, автор пользовался черными, темными цветами. Здесь что-то смешанное: и покой и тревога одновременно. Родственники пытались помочь ему справиться с зависимостью, но безрезультатно.
Мальцева отмечала, что при своём появлении в начале 1870-х годов саврасовские «Грачи» не были оценены в полной мере, но в 1890-х годах эта картина, представляющая собой «произведение с ярко выраженной эстетической концепцией, утверждавшей в пейзажной живописи лирическое переживание природы», стала «знаменем в искусстве саврасовских учеников». Сейчас картины на весеннюю тематику настолько растиражированы, что от них рябит в глазах. Это были удачно выполненные копии с попадавших в его руки журнальных или каких-либо др.
Саврасов «Грачи прилетели»: описание картины
На переднем плане картины изображены берёзы, растущие на задворках церковного участка. Уникальность и душевность полотна оценили и современники художника. Это грачи. Но главное – птицы. Нет никаких сомнений в том, что «Грачи прилетели» Саврасова – это настоящий шедевр на все времена. Тот воодушевлённо приступает к новой картине – но через неделю холст стоит недописанный, Саврасов валяется рядом и на все вопросы пьяно ревёт: «Никаких. » А там глядишь – он снова на улице, грязный, всё пропивший, с всклокоченной бородой у дверей дешёвого трактира шарит в карманах в поисках нескольких копеек.
Правда, рассказывают, что из этих мест происходил родом Иван Сусанин. На среднем плане мы видим серое пятно. О подробностях работы Саврасова в Молвитине известно очень мало.
Также на них заметны птичьи гнезда. Картина полна жизни, эмоций и впечатлений. Пришел ненадолго, да так и остался до вечера. Ведь весна – это пора, когда природа пробуждается от долгого сна. Другой этюд (размером 30, 2 14, 8см), показанный на выставке 1947 года, принадлежал коллекционеру Н. В. Ильину36 и не имел столь определённого сходства с картиной73.
Благодаря великолепному и удивительному полотну Саврасов увековечил свое имя. Была у мастера такая привычка – постоянно что-то рисовал, набрасывал. Через несколько дней новорождённая девочка умерла. Туда Саврасов вряд ли доехал иначе обязательно остались бы какие-то наброски, зарисовки. При этом, по словам Фаины Мальцевой, «вся техника исполнения отступает перед гармонией целого, вызванной уже не столько силой профессионального мастерства её воссоздания, сколько силой непосредственного чувства, так возвышенно воспринявшего это явление природы и заставляющего нас именно так его воспринимать»69.
А церковь в русской живописи всегда была символом добра, света. В обзорной статье «Первая русская передвижная художественная выставка», опубликованной в декабрьском номере журнала «Отечественные записки» за 1871 год, писатель и критик Михаил Салтыков-Щедрин пейзажам значительного внимания не уделил, но при этом упомянул «прелестную картину Грачи прилетели г. Саврасова»53. Осенью 1871 года полотно «Вот прилетели грачи» экспонировалось на выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ). Его считают своего рода живописным символом России. Смешно, но и при жизни Саврасова и тем более в советские годы находились умники, всё пытавшиеся присобачить к «Грачам» какой-нибудь социальный подтекст.
Также мы видим оголенные искривленные и поломанные березы. По такому этюду не сделаешь картину. Тайны ее жизни и хочет разгадать художник.
- Другие варианты этого сочинения
Сначала А. Саврасов отвергает вариант за вариантом, пока наконец не находит тот характерный пейзажный мотив, который и лег в основу полотна. Кроме того, что изображено имеет значение то, как это сделано.
Саврасов настежь распахнул створки окна. РЖ-627)90. Правда история создания этой известной картины еще и до сих пор осталась не до конца выясненной, даже подготовительные материалы к ней (эскизы, рисунки, этюды) полностью не выявлены. Из-за обилия серых красок деревенский пейзаж на первый взгляд довольно зауряден. Коряво изогнутые березки на холме просто облепили грачи.
Он подошел к окну и радостно воскликнул: «Грачи прилетели. » Художник сразу же устроился на подоконнике со всем своим художественным инвентарем и начал писать, ему хотелось запечатлеть все, что он видел. Небо, покрытое облаками, больше серое, чем голубое. Сохранился его печальный рисунок – могила девочки. «Совсем старик спился Жаль беднягу, – писал Владимир Гиляровский.
Дмитрий Каракозов 4 апреля 1866 г. стрелял в Александра II. Искусствовед Фаина Мальцева писала, что, согласно манере исполнения, этот этюд был написан непосредственно с натуры и можно с уверенностью утверждать, что он был использован при написании центральной части картины «Грачи прилетели». Они неподвижны, но наблюдателю кажется, что облака плывут по небу, гонимые ветром. Это скорее эскиз по памяти".
И так – много раз. В картине присутствует движение, что проявляется уже в ее названии – «Грачи прилетели», птицы летают над гнездами, березы кажутся живыми, они тянуться к небу. Попрошу повторить «Грачи прилетели» или «Радугу». Но в общем-то ему проще было быстренько, «на автопилоте», сляпать, например, повторение «Грачей» и чуть ли не на улице загнать кому попало за бутылку. Грачи летают возле них, занятые какими-то своими хлопотами.
Одно это уже ставило содержание картины в круг близких А. Саврасову народных тем. Около них расположена старенькая, но работающая церковь.
К этому добавляется ощущение детского счастья и волнения. Один тоже известен как яркий художник, но другого направления – входил в объединение «Бубновый валет», потом был сподвижником Малевича (правда, в советские годы пришлось перейти на сугубый соцреализм). Прилет же грачей – это некий символ наступающей весны.
Это было довольно большое село со старинной церковью на окраине. В работу он вкладывал всю свою душу, часто известные люди заказывали ему картины. В нижней части этюда была подпись: «А. Саврасов выполнил это первое авторское повторение «Грачей» в январе 1872 года и именно оно, а не полотно из собрания Третьякова, в 1873 году было послано на Всемирную выставку в Вене32.
На картине «Грачи прилетели» небеса разрезаны ветками берез, еще без листьев. А потом все-таки сбежит. Автор этой статьи Б. В. Береза всегда имеет свой рисунок. Он крепко держит в клюве веточку.
Он глянул в окошко и рассмеялся: за окном голубое небо. Грачи прилетели» (холст, масло, 67 117см, частное собрание, Москва), который был включён в каталог персональной выставки Саврасова 2005 года8485. Нежно-лиловые перелески дополняют горизонт. Прилёт грачей предвещает скорую весну и конец холодов.
В статье о выставке, опубликованной в номере «Санкт-Петербургских ведомостей» за 8 декабря 1871 года52, положительно отозвался о картине Саврасова и художественный критик Владимир Стасов, отнеся её к лучшим из представленных на выставке пейзажей22. Сломанные березовые ветки, следы животных и птиц видны под деревьями. Всегда ему был по душе этот старинный русский город. Морозовой, долгожданного наследника стольник С. В. Видна небольшая проталина, наполненная водой.
Резкий холод ворвался в комнату, но художник не замечал ничего. Всё это было граничит с творческим методом Саврасова, который, не будучи простым копиистом, мог в своих произведениях отступать от фактической точности изображаемых объектов64. В 1850 году, после выпуска, жизнь Алексея складывалась как нельзя лучше. Именно — Жизни, а не просто «естественного окружения» человека. С. 319.
Однажды утром А. К. Саврасов проснулся от веселых криков. Справа от деревьев мы видим талую, не покрытую льдом воду, а это означает, что земля нагревается и что на улице с каждым днем становится теплее. И Саврасов горевал. Художник долго ждал весеннего момента, который можно запечатлеть.
В свободное время художник любил путешествовать, он был, например, в Западной Европе. Передний план картины изображён так, что художник как будто находится вблизи земли. Она полагала, что при работе над окончательной версией полотна Саврасов использовал собирательный образ, основанный «на творческом переосмыслении каких-то конкретных впечатлений от увиденных им типичных старинных храмов, в том числе и молвитинской церкви Воскресения Христова, пример которой на последнем этапе мог стать наиболее близким и наглядным»65.
Николай Новоуспенский не соглашался с Бенуа в том, что картина «Грачи прилетели» стоит особняком в творчестве Саврасова, но признавал, что «она является такой вершиной, до уровня которой поднимаются ещё, может быть, одна или две работы»8. По мнению краеведа Николая Зонтикова, Саврасов писал Воскресенскую церковь с северо-востока, где находится самая высокая точка Молвитина (Сусанина)— только с этой стороны церковь могла показаться находящейся в низине и именно оттуда можно было видеть разлившуюся Воложницу. Если спросить любого человека о том, какая картина Саврасова ему известна, то он назовет, несомненно, «Грачи прилетели». В настоящее время в церкви находится музей Ивана Сусанина39. На той же выставке присутствовали работы таких известных мастеров пейзажного жанра, как Алексей Боголюбов, Михаил Клодт и Иван Шишкин. По этому поводу высказывались разные версии. Костромской краевед Николай Зонтиков полагал, что эта версия— «плод писательского воображения» и писал, что «можно только сожалеть, что она попала в некоторые работы о Саврасове уже как бесспорный факт»41.
В Ярославле сняли большую квартиру. На самом же деле эта обыденность мнимая. Но он не чувствовал весны.
Затянет небо облаками, задует ветер После этого можно ожидать и снежок. В 1947 году картина входила в экспозицию персональной выставки «Пейзаж в русской живописи второй половины XIX века», посвящённой 50-летию со дня смерти Саврасова, которая проводилась в Центральном доме работников искусств в Москве31656. Третья смерть ребёнка в семье.
Он написал множество картин, среди которых особенно выделяется полотно «Грачи прилетели». То, что он пошёл иным путём, закономерно. В письме к Павлу Третьякову от 31 декабря 1870 года Саврасов писал: «Тихая жизнь в Ярославле позволяет мне сосредоточенно заниматься искусством»2728, а в новогоднем поздравлении своему шурину Карлу Герцу художник сообщал: «После всех хлопот я только теперь начинаю работать и очень доволен как мастерской, так и квартирою вообще»2930.
В Государственном Русском музее находится написанный в 1880—1890-х годах вариант-повторение картины под названием «Ранняя весна» (холст, масло, 51, 3 37, 8см инв. По словам искусствоведа Николая Новоуспенского, «композиция картины, её ритмическое и цветовое построение сложны и многообразны». Много ездит по Европе, совершает ежегодные творческие поездки на Волгу, где пишет свои лучшие работы («Печерский монастырь под Нижним Новгородом»). Вот оно.
Фёдоров-Давыдов писал, что пейзаж «Грачи прилетели» сразу же воспринимается в простоте своего мотива, а затем шаг за шагом раскрывается в живописном повествовании, но не за счёт внешней фабульности, а благодаря стремлению художника передать жизнь природы94. При этом, однако, «верно передан характер этих симпатичных вестников весны» и, скорее всего, «если бы их фигурки были безукоризненно верны анатомически, тщательно нарисованы, несомненно картина потеряла бы значительную часть своей прелести»60. Чуть дальше видны поля, на которых скоро будет пахота, но пока на них еще лежит снег. С. 282. Это скорее эскиз по памяти».
К. Саврасов умер в возрасте 67 лет 26 сентября (8 октября) 1897 года в Москве в больнице для бедных на Хитровке. Обсуждая мастерство художника, проявленное при изображении деревьев, птиц, загородного пейзажа и колокольни, Стасов восклицал: «Как всё это чудесно, как тут зиму слышишь, свежее её дыхание. »22 Впоследствии искусствовед Николай Новоуспенский отмечал, что описание Стасова было не вполне точным, поскольку, по всей видимости, оно было сделано им по памяти— в частности, критик не увидел того, что всё полотно Саврасова пронизано чувством наступления весны. Иногда упоминается сумма в 500 рублей— в частности, художник Павел Чистяков в письме Василию Поленову сообщал: «Слышал я, что Саврасов шуточку свою, впрочем даровитую, продал за 500 р. Радуюсь, есть знатоки стало быть»48. Насторожатся тогда птицы, затихнут, рассядутся на дереве возле гнезд.
Художник Исаак Левитан считал «Грачей» одной из лучших картин в творчестве Саврасова. Художник неоднократно исполнял произведения, в которых он варьировал мотив и композицию картины «Грачи прилетели». Он называл «Грачей» выдающимся произведением искусства имеющим «не только художественное, но и более широкое общекультурное значение»6. (. ) Сопоставив величавую колокольню с жалкой крестьянской избушкой, Саврасов обратил внимание зрителей на нищенское положение большинства русского народа. Но первые дни, даже недели, работа не клеилась. Она отмечала, что «неизученность биографии художника породила противоречивость, почти легендарность сведений, касающихся создания знаменитой картины»46.
Не только потому, что вообще пришли времена новых исканий. Но, в конце концов, чего гадать. Обилие темных, тусклых красок в картине как бы подчеркивает обыденность пейзажа. Искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов называл картину «Грачи прилетели» выдающимся произведением искусства и отмечал, что «она имеет не только художественное, но и общекультурное значение»613.
Единственная яркая деталь здесь – это красивая колокольня и низенькое строение под сияющим куполом одного из столичных храмов. Это скорее эскиз по памяти». На окраине маленького селения возвышается небольшая шатровая колоколенка.
В центре – высокая каланча да каменные ряды для всякой торговли. На них с шумом и граем опускается стая грачей. Но всегда милый, ласковый, стесняющийся. Как Алексей Кондратьевич там оказался – тоже любопытно. По мутному пепельному небу плывут облака.
В прошлом году с какой-то пьяной компанией на «Балканах» сдружился. Они заняты постройкой гнезд. Салтыков).
Изогнутые стволы берез тянутся вверх, они ждут солнышка. Кроме этого, Саврасов – один из немногих художников, кто умел изображать воздух. В марте 1871 года Саврасов поехал в Костромскую губернию34, где он сначала посетил губернский центр. Подростком писал пейзажные картинки на продажу.
Но весна пришла, как приходит всегда, – неожиданно, сразу.