Ахматова Портреты

Когда человек умирает, Изменяются его портреты А. Ахматова На шее мелких четок ряд, В широкой муфте руки прячу, Глаза рассеянно глядят И больше никогда. Но Ахматова очень нравится портрет, Митяодобряет К этому времени портрет Анны Андреевны у моей матери почти закончен, так как дальше она пишет, что "осталось доделать пустяки, но нужно скорее заказывать раму". Это портреты уже совсем другой Ахматовой, такой, какой вспоминал ее художник и писатель Юзеф Чапский: «Анна Андреевна в большом кресле, внушительная, спокойная, полная, чуть глуховатая. Он писал ее с натуры пять раз, на четырех выполненных тогда портретах Ахматова оставила свои автографы — знак того, что работы ей понравились. Натану удался самый поэтический портрет молодой Ахматовой.

Анна Ахматова (урок – портрет). Галерею портретов Анны Ахматовой создал в начале 20-х годов выдающийся фотомастер М. Наппельбаум. Русский и французский художник Юрий Анненков сделал портрет Анны Ахматовой в 1921 году в Петербурге, в доме на Кирочной улице.

Интересно, что в этом же 1922 году портрет Ахматовой написала другая известная художница Зинаида Серебрякова. Но как ни нравится мне с художественной стороны ахматовский портрет работы моей матери, я все же считаю, что Ахматова такая, какою ее знали ее друзья — поэты, поклонники тех лет, Ахматова "Четок" передана не на этом портрете, а на портрете работы Альтмана. В 1900-х – 1910-х им были выполнены портреты Ф. И. Шаляпина, А. А. Ахматовой, С. А. Лурье, Т. П. Карсавиной, князя С. М. Волконского, княгини О. К. Орловой, баронессы Ю. Т. Шейнгель и многих других. Возможно, поэтому портрет написан в столь холодных тонах, а самой Ахматовой даже приданы мужские черты: подбородок, скулы будто вырезаны из мрамора.

В этот год Моисей Лянглебен написал один из последних портретов Ахматовой (уже в 1966-м ее не станет). Памятник «Серебряный век»— скульптурный портрет поэтов Марины Цветаевой и Анны Ахматовой. Кроме портрета Ахматовой, Петров-Водкин рисовал Андрея Белого и даже Владимира Ленина.

Сегодня в честь выставки Козьмы Петрова-Водкина, проходящей в Русском музее, рассказываем об одной из самых известных и удивительных работ художника: портрете Анны Ахматовой. Первый (не считая рисунков Модильяни 1911 года) графический портрет Ахматовой выполнен С. А. Сориным (Петербург, 1913г., по др.

12 портретов Анны Ахматовой – 12 попыток запечатлеть неуловимое: от беззаботности до обреченности

Зато Инна Эразмовна Горенко мягко упрекала дочь. Значительность не только внутреннего мира, но и внешнего облика Ахматовой ярко запечатлел в стихотворении «Вполоборота, о печаль» Мандельштам. Среди остальных встречаются в его работах портреты известных людей и выдающихся личностей, в частности «Портрет Анны Ахматовой», написанный им в 1922 году, когда он впервые в жизни стал отцом. Чаще остальных он писал портреты своей собственной жены Марии Федоровны, а также родных и близких ему людей. 1914 год. «Вы во мне как наважденье», – писал Ахматовой художник после ее отъезда и создавал портреты поэтессы – по памяти. 1911 год.

На ней представлены книги, журналы с иллюстративным материалом по теме вечера. Она предлагает дочери на Пасху съездить в Бежецк вместе, повидать Левушку. Воспоминания оних придавали ее лицу чудесное, нежное, слегка отрешенное выражение. Это был долгожданный ребенок. Писательница Мариэтта Шагинян назвала эту работу иконой, духовным портретом.

Анна Ахматова: галерея 
портретов (ФОТО)

Анна Ахматова: галерея портретов (ФОТО)

Ахматова была уже известна как поэт, но для узкого круга читателей. Н. И. Альтман в 1914г. Начинающая поэтесса Анна Ахматова вместе с мужем Николаем Гумилевым поехала в Париж. В этот год Моисей Лянглебен написал один из последних портретов Ахматовой (уже в 1966-м ее не станет). Непосредственно для юбилейной выставки передали нам фотографии Н. Глен и А. Найман.

В своих воспоминаниях дочь художницы Екатерина сравнивала эти две работы: «Но как ни нравится мне с художественной стороны ахматовский портрет работы моей матери и все же считаю, что Ахматова такая, какой ее знали ее друзья – поэты, поклонники тех лет, Ахматова «четко» передана не на этом портрете, а на портрете работы Альтмана». Об авангардном портрете и самом Натане Альтмане поэтесса писала в стихотворении «Покинув рощи родины священной» :Как в зеркало, глядела я тревожно На серый холст и с каждою неделей Все горше и страннее было сходство Мое с моим изображеньем новым.

Вместо этого он начинает писать стилистически обычные портреты любого лица, которое ему понравится. 1911 год. Он писал ее с натуры пять раз, на четырех выполненных тогда портретах Ахматова оставила свои автографы – знак того, что работы ей понравились. Тем не менее бабушка старалась порадовать внука, отправляла небольшие посылки.

Анна Ахматова: галерея 
портретов (фото)

Анна Ахматова: галерея портретов (фото)

Она часто говорила, что «эта тема в живописи и графике уже исчерпана», однако согласилась позировать бывшему участнику группы «Бубновый валет» Александру Осмёркину. Меня перестали печатать в журналах и альманахах, приглашать на литературные вечера. Модильяни был не в состоянии сводить Анну куда-либо, вот таким образом они просто прогуливались вечерами по парижским улицам.

Как писал Н. Струве, «Последняя великая представительница великой русской дворянской культуры, Анна Ахматова в себя всю эту культуру вобрала и претворила в музыку»23. Практически в одно время с Альтманом Ахматову написала Ольга Делла-Вос-Кардовская. К этому замечательному событию в фойе музея оформлена книжная выставка из фондов библиотеки музея с простым названием «Портреты Анны Ахматовой».

К осени 1912 года в семье младшего, Николая, ждали наследника. Она была третьей из шести детей. Если в Бежецк ты подолгу не можешь собраться, то тем паче в такую глушь не заедешь». В самые тяжёлые для поэта годы её рисовал В. Фаворский.

Ахматова там какая-то зелёная, костлявая, на лице и фоне кубические плоскости, но за всем этим она похожа, похожа ужасно, как-то мерзко в каком-то отрицательном смысле» Дочь же художницы, Е. Д. Кардовская, считает, что: «Но как ни нравится мне с художественной стороны ахматовский портрет работы моей матери и всё же считаю, что Ахматова такая, какой её знали её друзья— поэты, поклонники тех лет, Ахматова чётко передана не на этом портрете, а на портрете работы Альтмана». «Вы во мне как наважденье», — писал Ахматовой художник после ее отъезда и создавал портреты поэтессы — по памяти. 1946 год. Где «пенье и слезы Ахматовой» (Хлебников).

В частности, когда она писала портреты (как и она сама рассказывала), она не только постоянно думала о чисто художественной задаче, она не только духовно сближалась со своей моделью, но как-то по-особенному любовно относилась к ней, — можно даже сказать сильнее — она влюблялась в нее. Но все относились к ней доброжелательно, оберегали, в буквальном смысле на руках носили. Как известно, в любом портрете есть свой подтекст и скрытая драматургия. Поэтесса продолжала получать предложения написать ее портрет. Портреты А. Ахматовой создавали многие видные художники начала века. Ее сын Лев Гумилев был в лагерях, а друг Осип Мандельштам скончался в пересыльном лагере.

Анна Ахматова — 
Старый портрет: 
Стих

Анна Ахматова — Старый портрет: Стих

Художник не успел дописать руки поэтессы.

Здесь ипортрет ленинградской художницы Делла-Вос-Кардовской иработы Амедео Модильяни иПетрова-Водкина иобщеизвестные полотна Альтмана, Тырсы, Тышлера идругих мастеров. Пометка «дар Ахматовой» стоит и на некоторых снимках, поступивших в музей в 1960 году. Сейчас его картины на различных аукционах оцениваются в миллионы. Заметный вклад в комплектование фотофонда Литературного музея внесла сама Ахматова. Ее муза олицетворяет скорбь.

9 фактов о художнике 
Петрове-Водкине 
и его портрете Анны

9 фактов о художнике Петрове-Водкине и его портрете Анны Ахматовой

И правда, где царскосельская осанка, смутность, скорбность. Ахматову прозвали тогда «соломенной вдовой». Её мать, Инна Эразмовна Стогова (1856—1930), состояла в отдалённом родстве с Анной Буниной: в одной своей черновой записи Анна Ахматова записала: «В семье никто, сколько глаз видит кругом, стихи не писал, только первая русская поэтесса Анна Бунина была тёткой моего деда Эразма Ивановича Стогова». Она сказала: «Вот вы какая важная особа: о вас было постановление ЦК – не арестовывать, но и не печатать». Не только ее читательницы и бесчисленные подра-жательницы учились «любить по Ахматовой», — даже молодой Маяковский, по воспоминаниям близких ему людей, когда бывал влюблен, всегда читал ее стихи, которые знал наизусть». Начинающая поэтесса Анна Ахматова вместе с мужем Николаем Гумилевымпоехала в Париж.

Это уже не «декаденская богиня» изысканная и вдохновенная, как в ранних, дореволюционных портретах. Он даже думал отрезать эту часть картины, но коллеги уговорили его оставить всё как есть. На портрете Натана Альтмана она предстала гордой, но уязвимой. Художница О. Л. Делла-Вос-Кардовская писала о работе Альтмана: «Портрет, по-моему, слишком страшный.

А вот сама поэтесса отзывалась о нем так: «Не похож – он робкий». Вышел второй сборник Ахматовой – «Четки», который принес ей признание. Ахматова жила в Петрограде, она была замужем за Владимиром Шилейко (они поженились в 1918 году сразу после развода Ахматовой и Гумилева). Впервые молодые люди встретились в 1906 году в Париже. Он написал её такой, какая она к нему пришла для позирования. Поездка не состоялась.

Ее сына реабилитировали – он был освобожден в 1956 году. Анна больше не отрицала своей любви к итальянскому художнику Амадео Модильяни. Там в популярном у богемной публики кафе «Ротонда» она познакомилась с молодым итальянским художником Амедео Модильяни.

Горячий шелест летаСловно праздник за моим окном. Я давно предчувствовала этотСветлый день и опустелый дом. Вторую половину июля и начало августа Николай и Анна провели в Слепневе. В синеве мудрых ахматовских глаз, в ее печали раскрыта духовная красота. Альтман познакомился с Ахматовой в 1913 году в Петербурге, в артистическом кабаре «Бродячая собака». Мы можем только предположить, какого рода чувства и мысли вызвала у нее «аннотация», которую она увидела на обороте одного из своих портретов, что-то вроде «поэтесса декадентского акмеистического направления». Почему-то все были уверены, что родится мальчик. Держалась она очень уединенно».

Художник не успел дописать руки поэтессы. В рисунках Тышлера и в портрете, написанном М. Сарьяном, она спокойна и горда. Уцелел лишь один, самый дорогой, с которым она уже никогда не расстанется, – тот, где Ахматова изображена в виде аллегорической фигуры «Ночи». Брак старшего сына Дмитрия, к огорчению Анны Ивановны Гумилевой, оказался бездетным. 1939 год. Итальянское солнце казалось панацеей от телесных и душевных недугов.

Фигура «Ночи» (портрет Модильяни)

Там в популярном у богемной публики кафе «Ротонда» она познакомилась с молодым итальянским художником Амедео Модильяни. К этому времени Ахматову совсем перестали печатать: «После моих вечеров в Москве (весна 1924-го) состоялось постановление о прекращении моей литературной деятельности. Начинаю сеанс в 11 и до 2-х, чтобы успеть к мостам». В Петербурге будущая поэтесса застала «краешек эпохи», в которой жил Пушкин при этом запомнился ей и Петербург «дотрамвайный, лошадиный, конный, коночный, грохочущий и скрежещущий, завешанный с ног до головы вывесками».

В это время выходят два сборника стихов Ахматовой – «Подорожник» и «Anno Domini MCMXXI», в которые вошли стихотворения, посвященные обоим поэтам. В тот же год она рассталась со своим вторым мужем. Среди портретов Ахматовой соседствуют работы различных мастеров. Он даже думал отрезать эту часть картины, но коллеги уговорили его оставить всё как есть. Иванова, М. Дудина, Л. Озерова, И. Бродского.

«Такая, какой ее 
знали друзья — поэты» 
 (портрет Альтмана)

«Такая, какой ее знали друзья — поэты» (портрет Альтмана)

написал портрет Анны Андреевны Ахматовой. Их брак был не самым счастливым, Ахматова писала: «Мне муж палач, а дом его тюрьма». Нет и тени плакальщицы и вещуньи.

1922 год. Анна Ивановна Гумилева никогда не жаловалась, что Ахматова не навещала Леву. Они провели вместе незабываемых три месяца. C виду казалось, что Амадео постарел сразу на много лет.

1964 год. 7 октября в 15:00 в музее состоится музыкально-поэтический вечер «Посвящение поэту», к 125-летию великой русской поэтессы Анны Ахматовой. Женой деда была Анна Егоровна Мотовилова— дочь Егора Николаевича Мотовилова, женатого на Прасковье Федосеевне Ахматовой25 её девичью фамилию и избрала Анна Горенко в качестве литературного псевдонима, создав образ «бабушки-татарки»26, которая, якобы, происходила от ордынского хана Ахмата23. В Италии поэтесса получила литературную премию «Этна-Таормина».

Анна Горенко родилась в одесском районе Большой Фонтан в семье потомственного дворянина23 инженера-механика флота в отставке А. А. Горенко (1848—1915), ставшего после переезда в столицу коллежским асессором, чиновником для особых поручений Госконтроля24. Об этой поездке сведений почти не сохранилось, только маршрут: Генуя — Пиза — Флоренция. 1921 год. Их работу признали «абсолютно неудовлетворительной» из-за «безыдейных идеологически вредных произведений» Михаила Зощенко и Анны Ахматовой. Мир признал Модильяни великим художником только через пару лет после его смерти.

В одном из её стихотворений того времени можно найти автопортрет. В этом году вышло постановление ЦК «О журналах «Звезда» и «Ленинград». Ахматова вспоминала, что училась читать по азбуке Льва Толстого. Через месяц «для разъяснения постановления» в Ленинграде выступил с докладом член политбюро Андрей Жданов: «До убожества ограничен диапазон ее поэзии – поэзии взбесившейся барыньки, мечущейся между будуаром и моленной.

1928 год. Прежде всего, это образ человека творческого интеллектуального, личность, которую создало время на рубеже двух исторических эпох. В этот тяжелый период жизни поэтессы ее написал Кузьма Петров-Водкин. Я встретила на Невском М. Шагинян. 21 июня 1939 года художник писал: «Каждый день бываю у Анны Андреевны, которую пишу в белом платье на фоне шереметьевских лип в белую ночь.

«Печальная красавица» 
 (портрет Анненкова)

«Печальная красавица» (портрет Анненкова)

Ахматову снова начали печатать, восстановили в Союзе советских писателей.