Ахматова Портреты Художников

Цель беседы: Рассмотреть портреты А. Ахматовой художников Модильяни, Н. Альтмана, К. Петрова-Водкина и А. Осмеркина.

12 портретов Анны Ахматовой – 12 попыток запечатлеть неуловимое: от беззаботности до обреченности

Портрет Иды Рубинштейн. Осенью, приехав сюда, я думаю, ты не откажешься ни от одной из этих задач». 26 Прошло около 40 лет -- и в 1952 г. в вестибюле Национальной галереи в Лондоне состоялось открытие серии напольных мозаик работы Анрепа «Современные добродетели» на мозаичном панно «Сострадание» была изображена Ахматова, «спасаемая ангелом от ужасов войны». 27 Изображение было сделано по памяти: Ахматова и Анреп не виделись с 1917 г. В числе главных качеств стихов Ахматовой первых двух сборников критики называли особую «остротэ». 32 Михаил Кузмин в предисловии к «Вечеру» на четырех страницах шесть раз употребил слова с корнем «остр». Голлербах определял эти стихи как «портретный жанр» (был среди них и «автопортрет» Ахматовой) и наряду с ними поместил в антологии живописные портреты Ахматовой работы Натана Альтмана и Кузьмы Петрова-Водкина, рисунок Юрия Анненкова, силуэт Евгения Белухи, фарфоровую статуэтку, созданную Натальей Данько и расписанную Еленой Данько и т. д. Эта книга -- поздний отзвук Серебряного века, для которого преломление личности сквозь призму искусства было необходимой формой жизнетворчества.

Впервые молодые люди встретились в 1906 году в Париже. Вы ничего не поняли. » – «Я принесу адрес, – сказала она. Голос у него стал обиженным, сварливым.

Вторую половину июля и начало августа Николай и Анна провели в Слепневе. Ю. Анненков. Та же необходимость выразить себя руководила Ахматовой, когда она рисовала свой портрет 30 декабря 1926 г. Конец года, канун следующего -- для Ахматовой это был важный момент: время подведения итогов не случайно она отмечала, что «Поэма без героя» впервые пришла к ней в Рождество 1940 г. Этот автопортрет Ахматовой нельзя назвать «красивым»: в несимметричных глазах зеркального двойника есть что-то безумное.

Летом 1911 года Ахматова повстречалась в Париже с поэтом и прозаиком Георгием Ивановичем Чулковым (1879 – 1939), они регулярно виделись в течение трёх месяцев. Как в действительности складывались и развивались отношения Ахматовой и Модильяни. Портреты А. Ахматовой создавали многие видные художники начала века. Их было шестнадцать. Вспомнила же о рисунках только в 1921 году, когда узнала, что он умер годом ранее.

Не объясняет, куда же они подевались и сама Анна Андреевна. Что он никому не позволит На них теперь смотрели с любопытством. К осени 1912 года в семье младшего, Николая, ждали наследника. Он сказал, что это низость – говорить при нём на языке, которого он не знает.

Анна Ахматова: галерея 
портретов (ФОТО)

Анна Ахматова: галерея портретов (ФОТО)

Известно несколько небольших «камей» с ахматовским профилем, выполненных Натальей Данько из гипса, пасты, фарфора. Комментарием к этому загадочному образу служат слова Ахматовой: «Модильяни очень жалел, что не может понимать мои стихи и подозревал, что в них таятся какие-то чудеса». 16 Этот рисунок открывает ахматовскую иконографию -- по крайней мере из того, что сохранилось, ничего более раннего на сегодняшний день неизвестно. Но все относились к ней доброжелательно, оберегали, в буквальном смысле на руках носили. Среди портретов Ахматовой работы Елены Данько есть миниатюрные изображения ее профиля. Даты работ и записи Лукницкого показывают, что это происходило, видимо, с 1923 по 1928 гг. Нейсвондер (J. Гумилёв улыбался – он-то знал, что этим кончится. «Рисовал он меня не с натуры, а у себя дома, – эти рисунки дарил мне.

Но нельзя полностью согласиться с ним. Анненков говорил, что увидел ее «печальной красавицей, казавшейся скромной отшельницей, наряженной в модное платье светской прелестницы». 1910. Условность границ очевидна, т. к. другой набросок, гуашный, законченный художником уже в эмиграции, вполне можно отнести к первому периоду. В зарубежной прессе его уже называли «великим художником ХХ века» и сравнивали с Боттичелли (Alessandro di Mariano di Vanni Filipepi, 1445 – 1519).

В одном из её стихотворений того времени можно найти автопортрет. Нет и тени плакальщицы и вещуньи. Немало споров вызвала документальная повесть – именно так определил жанр своего произведения известный литератор Борис Носик – «Анна и Амедео». Лянда полагает, что на этих рисунках изображена именно Ахматова. Она даже хотела поместить его на своей книге стихов «Вечер». Брак старшего сына Дмитрия, к огорчению Анны Ивановны Гумилевой, оказался бездетным. Положим, она не принадлежит к поэтам особенно веселым, но всегда жалящим». 33 Валерий Брюсов, ругая акмеизм, отмечал при этом: «Стихи г-жи Ахматовой весьма дороги нам своей особенной остротой». 34 Между тем, греческое слово «акмэ», давшее название новой литературной школе, означает «вершина», «острие».

Живут они в разных странах, встретились дважды и расстались навсегда. Тогда же итальянская славистка Августа Докукина-Бобель (Augusta Dokukina Bobel) определила среди них восемь, несомненно изображающих Анну Ахматову в виде обнажённой модели. к драме «Энума Элиш»: на стене магическим образом появляются тени, «В пятне показывается Победа -- худая высокая женщина с сумасшедшими глазами -- в лохмотьях». На ней представлены книги, журналы с иллюстративным материалом по теме вечера. Небольшой очерк, написанный спустя полвека, вышел в Италии, в переводе литературного критика Джанкарло Вигорелли (Giancarlo Vigorelli, 1913 – 2005).

«Мне нужен ваш адрес, – сказал он безнадёжно, – я всё объясню. Исследователь Н. И. 1921. ), Ольга Глебова-Судейкина -- Коломбиной (Сергей Судейкин. В любом случае они имеют ценность -- хотя бы ценность документа. Его жизнь была насыщена событиями и во многом ему сопутствовала удача. Портреты как «двойники» героев или как материальное воплощение воспоминаний, мечтаний, любви или ненависти – влияют на судьбы живых людей, на ход интриги. Собирая по крупицам сведения о «странном сближении» из писем и воспоминаний современников, Марченко приходит к выводу, что хоть Модильяни и доводилось быть причиной ссор между Гумилёвым и Ахматовой, вовсе не им были заняты в это время мысли юной поэтессы. Прижизненные портреты Ахматовой создавались как великими художниками (Амедео Модильяни), так и дилетантами (Георгий Шенгели, Иосиф Бродский).

В этом контексте строки Ахматовой «Подожди, я тоже мраморною стану» из стихотворения «А там мой мраморный двойник» Наталья Лянда рассматривает как возможный разговор Ахматовой и Модильяни о его будущей скульптуре в мраморе, о которой она могла знать.

Ахматовой удалось найти лишь один сохранившийся портрет. Эту «спокойную важность» в 1911 г. почувствовал и отразил в своем рисунке Модильяни -- в том единственном из шестнадцати, который сохранился у Ахматовой. От них – как облака – легкие, тяжелые тени по лицу и в них – столько утрат.

9 фактов о художнике 
Петрове-Водкине 
и его портрете Анны

9 фактов о художнике Петрове-Водкине и его портрете Анны Ахматовой

«Вы во мне как наважденье», — писал Ахматовой художник после ее отъезда и создавал портреты поэтессы — по памяти. Документальных подтверждений немного, вот таким образом то и дело в повести появляются «возможно», «могло бы быть», «вероятно», «кажется». Судя по отсутствию постаментов, головки не были предназначены для рассматривания в вертикальном положении и со всех точек зрения. Леон Бакст. Она сделает всё, что ей захочется.

Интенсивный, типично льтмановский контраст желтого и синего в одежде, оттеняет матовую бледность кожи героини:И кажется лицо бледней От лиловеющего шелка, Почти доходит до бровей Моя незавитая челка. Альтман, почти с натурной точностью запечатлел необыкновенный облик Ахматовой, столь поражавший современников и вместе с тем создал персонифицированный образ ее поэзии – отзвук мира «радости небывшей». Зато Инна Эразмовна Горенко мягко упрекала дочь. Такой увидел Анну Ахматову Осип Мандельштам. Натан Альтман – один из самых ярких представителей русского авангардного искусства. Его друзьями стали Марк Шагал, Осип Цадкин, Давид Штеренберг – те, которые входили в так называемую «монпарнасскую школу» и были светочами нового искусства.

И надо сказать, что эти «античные» изображения выполнены с изяществом, лаконизмом и мастерством, неожиданными для поэта, возможно, ни до, ни после не создававшего скульптуру. Они провели вместе незабываемых три месяца. В частности, когда она писала портреты (как и она сама рассказывала), она не только постоянно думала о чисто художественной задаче, она не только духовно сближалась со своей моделью, но как-то по-особенному любовно относилась к ней, — можно даже сказать сильнее — она влюблялась в нее. Он изобразил «самую худую женщину Петербурга», как она сама себя называла, монументальной, подобной египетскому сфинксу. Предполагалось, что они будут лежать. Почему-то все были уверены, что родится мальчик.

Через несколько лет Альтман встретился с Ахматовой в артистическом подвале «Бродячая собака» в Петербурге и был поражен ее обликом, который еще не определился в парижские времена: знаменитой челкой, неизменной шалью, воспетой Блоком и Мандельштамом и вообще великолепным уменьем нести бремя своей внезапной славы, уже придававшим этой молодой женщине, его ровеснице, нечто царственное. 1911 год. Но тогда ее увлеченно рисовал Модильяни. Но подведение итогов могло казаться уместным, т. к. было подведением итогов целой эпохи -- эпохи русского модерна, одним из главных символов которой являлась Ахматова. Кто эта Победа, остается не проясненным.

Итальянское солнце казалось панацеей от телесных и душевных недугов. Потом стала ее выводить на улицу и только через много дней она сказала: Скажите, зачем великой моей стране изгнавшей Гитлера со всей техникой, понадобилось пройти всеми танками по грудной клетке одной больной старухи». 50 «Сегодня у меня обедала Анна Андреевна Ахматова, величавая, величественная ироничная и трагическая -- веселая и вдруг такая печальная, что при ней неловко улыбаться и говорить о пустяках. Харджиев отмечает: «Перед нами не изображение Анны Андреевны Гумилевой 1911 года, а «ахроничный» образ поэта, прислушивающегося к своему внутреннему голосу».

Держалась она очень уединенно». Он уже знал, что её не остановит ничто.

Настоящий ХХвек— 
портреты современников 
Анны Ахматовой

Настоящий ХХвек— портреты современников Анны Ахматовой

Набросок, выполненный пером (тушь и черная акварель), можно считать началом второго периода ахматовской иконографии. C виду казалось, что Амадео постарел сразу на много лет. Обе скульптурных головки сделаны Ахматовой в период, когда она дружила с сестрами Данько.

Изображение человека стоит в центре внимания художественной литературы, которую М. Горький называл «человековедением». Как известно, в любом портрете есть свой подтекст и скрытая драматургия. Иногда они больше фиксируют ахматовский облик иногда -- состояние. Как удалось ей удержаться от безумия, для меня непостижимо. По его словам, «поэзия Анны Ахматовой производит впечатление острой и хрупкой».

Фигура «Ночи» (портрет 
Модильяни)

Фигура «Ночи» (портрет Модильяни)

Победа духа главной героини. Он даже думал отрезать эту часть картины, но коллеги уговорили его оставить всё как есть. Это был долгожданный ребенок. 7 октября в 15:00 в музее состоится музыкально-поэтический вечер «Посвящение поэту», к 125-летию великой русской поэтессы Анны Ахматовой.

В книге опубликованы посвященные Ахматовой стихи Александра Блока, Николая Гумилева, Федора Сологуба, Михаила Кузмина, Осипа Мандельштама, Марины Цветаевой и др. Да и сам Чулков переживал в то время приступ влюблённости к Ахматовой. Там в популярном у богемной публики кафе «Ротонда» она познакомилась с молодым итальянским художником Амедео Модильяни. Веер культурных ассоциаций, разворачивающихся при взгляде на прекрасный женский облик, -- явление, характерное для модернизма. 12 Причудливые сравнения возникали и определяли стиль жизни многих «европеянок нежных»: так Любовь Дельмас побывала цыганкой Кармен, Ида Рубинштейн -- раненой львицей с ассирийского рельефа (Валентин Серов. Он просил, чтобы я окантовала их и повесила в моей комнате». В синеве мудрых ахматовских глаз, в ее печали раскрыта духовная красота. Антология вышла в 1925 г., когда Анне Андреевне Ахматовой (1889-1966) было 35 лет как станет ясно потом, это не была даже середина ее жизни.

Анна Ивановна Гумилева никогда не жаловалась, что Ахматова не навещала Леву. Гумилёв сказал по-русски, что пора уходить из этого сарая. Она предлагает дочери на Пасху съездить в Бежецк вместе, повидать Левушку. Критик и филолог Алла Марченко в своём литературном расследовании, опубликованном в 2006 году в журнале «Дружба народов», приходит к выводу, что Ахматова, с первых поэтических опытов умевшая «сливать в одно много-много жизней», в эссе об Амедео Модильяни прибегает к «тайнописи» и искажает некоторые факты. Ее муза олицетворяет скорбь. Это уже не «декаденская богиня» изысканная и вдохновенная, как в ранних, дореволюционных портретах.

«Такая, какой ее 
знали друзья — поэты» 
 (портрет Альтмана)

«Такая, какой ее знали друзья — поэты» (портрет Альтмана)

Ахматова считала этот рисунок Модильяни своим портретом. В 1921 г. Юрий Анненков сделал в один день два портретных наброска Ахматовой. Сейчас его картины на различных аукционах оцениваются в миллионы. Альтман познакомился с Ахматовой в 1913 году в Петербурге, в артистическом кабаре «Бродячая собака».

К тому же Лянда удалось найти «пары» – когда какое-то событие или переживание в творчестве одного часто находило соответствие в творчестве другого. Пребывающая в состоянии хрупкого, тревожного покоя, печальная и молчаливая, Ахматова сидит, «словно фарфоровый идол, в позе, выбранной ею давно». Скорее всего, так. Если в Бежецк ты подолгу не можешь собраться, то тем паче в такую глушь не заедешь».

– Я ещё зайду» Гумилёв смотрел на неё с отчаянием. Алла Марченко, к примеру, версию Носика иронично называет не иначе как «суперромантической». Ахматова была уже известна как поэт, но для узкого круга читателей. Вспоминаются ахматовские наброски 1960-х гг. Что ни один из его русских друзей так бы не поступил.

Некоторые настойчиво развивают тему их романтических отношений. Не случайно через всю русскую литературу «проходит тема портрета, то становящегося «героем» повести или стихотворения, то появляющегося, чтобы помочь выразить важную мысль автора или выяснить отношения между персонажами. Об этой поездке сведений почти не сохранилось, только маршрут: Генуя — Пиза — Флоренция. «Печальная красавица, казавшаяся скромной отшельницей, наряженной в модное платье светской прелестницы. »41 -- этот словесный портрет, сделанный самим Анненковым, соответствует лишь гуашному, «декадансному» портрету, дописанному по памяти и как бы «опрокинутому» в дореволюционные годы. В рисунках Тышлера и в портрете, написанном М. Сарьяном, она спокойна и горда. Портреты создаются и уничтожаются, они оживают, разговаривают, пророчествуют, обольщают и даже сводят с ума или убивают, они воскрешают в памяти героев былые чувства или напоминают о прошлом, благодаря им в литературу входит тема искусства» (12).

Гипотезу её поддержали некоторые искусствоведы: Дж. Но не только «следы» Модильяни в творчестве Ахматовой и влияние Ахматовой на творчество Модильяни пытаются изучать искусствоведы и литераторы. Ахматову прозвали тогда «соломенной вдовой». Поездка не состоялась.

Она многократно позировала им: Елене -- для рисунков, Наталье -- для статуэтки, бюста, «камей». Тем не менее бабушка старалась порадовать внука, отправляла небольшие посылки. Моди вдруг притих. «Четки», писала Ахматова, вышли «вскоре после того, как окончилась кампания по уничтожению акмеизма». 35 Их выход стал победой акмеизма, победой Ахматовой, триумфом «острого» стиля.

Neiswander, музей в Миннеаполисе), Сьюзан Кросс (Susan Cross, Музей Гугенхейма в Нью-Йорке), Джефри Вайсс (Jeffrey Weiss, Национальная галерея в Вашингтоне). Ида Рубинштейн. О. А. Судейкина 24 марта 1915 г. ), Саломея Андронникова была «Ленор, Соломинка, Лигейя, Серафита». Хотя это не рисунки и не «камеи», это профильные портреты -- известно, что Ахматова предпочитала и художникам и фотографам позировать именно в профиль. Мир признал Модильяни великим художником только через пару лет после его смерти.

По ее воспоминаниям, Ахматова была «укутана в шаль и ходила тихими шагами со своей очень симпатичной бульдожкой Молли. Это открытие стало сенсацией, а фраза из воспоминаний Ахматовой, что рисунков было много и что «уцелел тот, в котором меньше, чем в остальных, предчувствуются его будущие ню», получила документальное подтверждение. Начинающая поэтесса Анна Ахматова вместе с мужем Николаем Гумилевым поехала в Париж. Она согласилась и вскоре начались долгие сеансы в мастерской-мансарде на Васильевском острове. Этот портрет долгое время считался единственным, пока в 1993 году в Венеции на выставке произведений Модильяни из коллекции его близкого друга Поля Александра (Paul Alexandre) ни была показана целая серия ранних рисунков художника.

В начале 1916 года дом был продан, а архив с рисунками и некоторыми письмами заброшен. В самые тяжёлые для поэта годы её рисовал В. Фаворский. Законы сцены переносились в жизнь, в которой тоже можно было исполнять многие роли. Создавая образ портретируемого, художник ищет наиболее удачный фон (интерьер), органически связанный с изображаемым лицом, его характером, действием, а также композицию портрета, которая в наибольшей степени способствует раскрытию внутреннего мира и психологического состояния личности.

«Печальная красавица» (портрет Анненкова)

У Лукницкого, по словам его вдовы, головка жила «в старинной круглой коробке из-под пудры». Миниатюры, созданные самой Ахматовой, заставляют о них вспомнить. Все знали, что когда у Моди такой голос «Нам надо идти», – сказала она, послушно вставая. Художник не успел дописать руки поэтессы. Такой предстаёт великая поэтесса и в портрете Натана Альтмана – одном из лучших произведений в творческом наследии мастера. Портрет появился под впечатлением стихов Ахматовой, а также личного знакомства молодого художника с поэтессой в 1911 году в Париже и последующих их встреч в петербургском кабаре «Бродячая собака».

Анна больше не отрицала своей любви к итальянскому художнику Амадео Модильяни. К этому замечательному событию в фойе музея оформлена книжная выставка из фондов библиотеки музея с простым названием «Портреты Анны Ахматовой». В 1964 году впервые были опубликованы воспоминания Анны Ахматовой (1889 – 1966) о её парижском знакомстве с Амедео Модильяни (Amedeo Clemente Modigliani, 1884 – 1920).