Александр Самохвалов Картины После Кросса
Описание картины «После кросса»
Н. Тырса. Интригу авторы проекта закрутили беспроигрышно, чем и объясняется «второе издание» выставки, на сей раз приуроченное к столь же весомой (как к ней ни относись) дате – 90-летию образования СССР. Впоследствии закончил реальное училище в Бежецке.
Выставка «Венера Советская» начинается с плаката художника А. С. Харитонова «Да здравствует Восьмое Марта». Нос прямой. Спортсменка и наверняка – комсомолка.
Посмотрите на детей, порожденных Афродитой. На этот раз, в отличие от случая Праксителя, Фрина ничего сделать не смогла. И, так же как и в 30-40-е изображение обнаженной натуры должно было соответствовать его канонам. Внимание художника привлекали темы индустрии – железнодорожный транспорт, работа заводов и фабрик («Щебенщики», 1926 «Ткацкий цех», 1929 «Ремонт паровоза», 1931 «В приволжских степях», 1934), спортивные праздники, военные учения и оборона СССР: «На страже Родины» (1930), «Осоавиахимовка» (1932), «Военизированный комсомол» (1933).
П. Кончаловский. Схожий образ, но уже ню в После кросса именно своею обнаженностью (и произрастающей от этого обобщенностью) отсылает уже не к портрету, а к мифологическому образу. В здоровом теле – здоровый дух, – вторили им советские товарищи. "Обнаженные с синим чайником", 1936. Ее же, "Портрет Ольги Гильдебрант", 1937.
«Охотники на привале»: секреты самой известной картины Перова
Она каждую ночь восходит над миром, покидая его лишь утром, зелено-голубая планета, «милостивое ночное светило, муж или женщина», как назвал ее римлянин Макробий в своих «Сатурналиях», – Венера, Веспер, Люцифер. Они были монументальны сами по себе, так как порождались великими событиями. Вот не смогла мимо пройти. Сам художник так объяснял свой замысел: «Девушка в футболке» – прекрасная современница, девушка, каких не было раньше.
В ряду богинь Умберто Эко нет и намека ни на русских, ни на советских красавиц. Девушка с ракеткой», «После кросса», Физкультурница с букетом», все –1935 «Вузовка», 1937) – образы, полные мажорного пафоса и в то же время, почти «мифологического» обаяния это своего рода таинственные современные богини, окружённые романтическим ореолом. Борис, нетерпимость это не есть проявление мудрости. Учился в Академии художеств до её закрытия (1914–1918), затем вернулся на родину в Бежецк. Впрочем, это не смерть.
- Самохвалов Александр Николаевич
- Советские Венеры Александра Самохвалова
- Музей лёгкой атлетики Санкт-Петербурга
- Кира Долинина о спортсменках в советском искусстве
- Александр Самохвалов на выставке в Русском музее показан не советским художником
- Советская Джоконда: как «Девушка в футболке» художника Самохвалова покорила Париж
И образы новых людей формировались также на глазах. Особенно кокетлива героиня «Метростроевки у бетоньерки» – глаз горит, попа оттопырена, зубки сверкают, голубые бусы обнимают шею. Красота в этой бесконечной соцреалистической песне была частицей служебной: тотальная красота родины (любой пейзаж, даже самый тоскливый, должен был пропевать именно эту ноту), торжественная и праздничная красота партии в лицах (одиночные и групповые портреты должны были быть преисполнены сдержанной, а иногда и несдерживаемой, красоты гордого человека), красота социалистического труда должна была быть противопоставлена изможденности героев труда подневольного.
Огромная улыбающаяся женщина вырастает из толпы, в красном платке, с винтовкой через плечо, в расстегнутой черной тужурке поверх синего бесформенного мешка, в серых чулках дома не достают ей даже до колена, у подошв кишит черная муравьиная толпа с красными плакатами «Работница. Пасифая, Федра, Медея, Елена, Парис – пешки в ее играх, бессмысленных и бесцельных. Рот не очень большой с белыми и ровными зубами.
- На ВДНХ открылась выставка «Венера советская»
- Большая женщина сталинской эпохи: эпизод 2
- Самое интересное в виде мозаики
- Зачем Евгений Цыганов примерил на себя женское платье
- Попой кверху или весь юмор в падении
- Самохвалов Александр Николаевич (1894–1971)
- Просто напоминание: все будет хорошо
Спасибо публикатору. Н. Богданов-Бельский, "Перетягивание каната", 1939. Александр Герасимов, по всей видимости, был любителем бани. Но такой Самохвалов, сухой и схематичный, неотличим от десятков соцреалистов. Юношеский задор, физическая грация, стремления к победе было очень характерно для его поколения: «На стадионе» 1935, «Советская физкультура», 1935, «После кросса», «Девушка с ядом» 1933. Это были творцы истории, творцы революции».
Вот, например, тема "утро". «Я увидел такую девушку, которая могла стать символом и написал её», – говорил Самохвалов. Картину лучше было бы назвать «Афродита после кросса», так как фигура самохваловской бегуньи, отнюдь не спортивная, является точным повторением Афродиты Книдской Праксителя, в чуть измененной позе.
- Рабы и Властелины по знакам Зодиака
- Шантажисты среди знаков Зодиака
- Признав свои уязвимости, вы становитесь счастливее и успешнее – новое исследование
- 10 неожиданных привычек, способных радикально улучшить вашу жизнь
Николай Мако, "Лежащая обнаженная", 1930. Г. Горелов. Её облик – простой и ясный. Критики тут же прозвали ее «советской Джокондой». Великая Афродита Торфяная.
После учебы в АХ у Петрова – Водкина у Самохвалова открывается новый интересный период творчества и самопознания, в его работах чувствуется влияние мастера, особенно принципы его планетарной перспективы и цветовой символики: «Старая Ладога» 1924, «Афрасиаб» 1921, «В скалах» 1921, «Головомойка» и другие. Вещь Дейнеки очень точно называется Игра с мячом: это именно игра – а не институциональный спорт (вот таким образом применение термина спортсменка по отношению к героине Дейнеки весьма условно). Юрий Анненком в 1930 году написал картину к 10-летию смерти Амедео Модильяни. Мужчины воевали, а женщины осваивали совсем не женские профессии. В сущности, тело – ни что иное, как чистая идея. Однако кто же верит в то, что обещанья выполнимы.
На выставке висит ее механическая репродукция, словно список с иконы. Ольга Амосова-Бунак, "Одуванчик", 1939. И опять водно-помывочные дела. Тело – это ипостась Афродиты-Венеры, ее царство, главный ее атрибут и ее оружие.
В гитлеровской Германии, к слову сказать, был культ обнаженного тела. Это подразумевает (для индо-европейской расы) высокую грудь и широкие бёдра, которые уравновешиваются тонкой талией, длинными, стройными ногами, узкими плечами и высокой шеей.
Вот, например, тема "утро". «Девушка с яблоком» 1928 года – одна из работ переходного периода А. Н. Самохвалова, в котором он переосмысливает свой ученический опыт и впечатления от новгородской храмовой живописи. Здесь, в этой слепой плоти, явно присутствует и андрогинность (неразличение мужского и женского) и бесклассовость (неразличение социального, то есть отсутствие собственно пролетарских телесных признаков, столь важных в искусстве того же Дейнеки 1928 года) и вообще гуманистическая тотальность (неразличение культурно высокого и низкого, аристократического и простонародного). Тело – это, конечно, форма. Женщина и спорт – классическая тема искусства. Для раннего периода творчества 1900 годов характерны пейзажи природы в реалистическом стиле: «Старые кузницы» 1909, «Улица в Бежецке» 1912, «Пейзаж» 1909, «Между небом землей» 1914.
К своей Олимпиаде они готовились с большим жаром. Афродита Фессалийская была предводительницей ламий, меднолобых вампирш, высасывающих ночью кровь у своих любовников и стала прообразом героини «Метаморфоз» Апулея, старухи Мероэ, ненасытной в своем вожделении, способной превратить мужчину в лягушку, бобра или барана. "Ученики в мастерской", 1932. Такой Афродиты мир еще не знал. Такие дела. Адонису, единственному, кого Афродита любила по-настоящему, ее красота особенного счастья тоже не принесла и цветок анемона, выросший из крови этого красавчика, родившегося от связи отца и дочери, стал символом смерти и подземного мира.
Мой ум не кровать, чтобы её постоянно перестилали". В 1941 году будет война и на плечах именно этих девушек (и юношей, конечно и всех других и бабушек и дедушек) мы выживем, как народ. Скульптура воцарилась в Парке Горького.
Спортсменка 1932 года – это нечто принципиально иное: это новая тоталитарная Ева. В этом и весь секрет и привлекательность и причина которой парижане были покорены Эта работа (особенно вариант 1932 года) не имеет никакого отношения (ну можно так считать. ) к модели, времени, борьбе идей (под которой прошла вся выставка 1937 года).
Древняя богиня была безжалостна. М. Киров и И. В. Сталин на Волховстрое» (1950, частное собрание, Лондон) и другие. В 1920–30-х годах основным героем художника был новый советский человек. Подобно художникам ОСТа, к которому ленинградский «Круг художников» был программно и стилистически весьма близок, Самохвалов сумел сохранить яркие черты поэтического символизма во вполне официально-триумфальных заказных произведениях.
В 1930–1931 годах Самохвалов написал серию небольших камерных портретов работников коммуны, ударников и передовиков производства: «Маслодел Мария Ивановна Голубева», «Портрет председателя коммуны Матвея Дмитриевича Ткачева с женой и дочерью», «Портрет полевой работницы Анны Ульяновой», «Портрет партшколовца Сидорова», «Портрет тракториста Гаврилова», «Портрет председателя коммуны Матвея Дмитриевича Ткачева». Хотя существовали и другие направления. В толпе слушателей легко узнаются «цитаты» – девушка в футболке, работница, в первом ряду сидит смешной старичок со звездой Героя Труда, похожий на вождя. В зачатии Афродиты любовь не участвовала, да и откуда взяться любви до ее рождения. Для Александра Самохвалова определение «советский» – не указание гражданства, а почетное звание. Старые мастера призывают нас к новой кентавромахии. А в 1937 г. она экспонировалась в Париже, на Международной выставке «Искусство и техника в современной жизни», где имела колоссальный успех и была отмечена золотой медалью.
Большие глаза с длинными ресницами. В Арголиде, где и произошло это событие, празднества в честь Афродиты назывались истериями, на них богине приносилась в жертву свинья, так что этимология слова «истерика» впрямую связана с культом Афродиты и происходит от «юстеры» или «истеры», что означает матку. Идеальный мир Самохвалова столь же прекрасен, как и фильм «Строгий юноша», но, как и фильм Роома, он был отложен на полку советской цензурой. Искусство и в том и в другом случае не оставалось в стороне.
Второй проживаем. Особенно женской. Это – только торсы. Картину Александра Герасимова "Русская баня"иногда датируют 1949, а иногда 1950 годом. 1930 год. Петр Кончаловский. Точно так же здесь подразумевается абсолютная анонимность (стертость индивидуальных различий). Того же плана работы «Спартановка» 1929 и «Женщина с напильником» 1929. Пять месяцев экспозиция обитала в родных стенах Русского музея и вот теперь перебралась в павильон – пьедестал непревзойденного мухинского скульптурного дуэта, который в определенной степени тоже можно было бы причислить к экспонатам этого проекта.
Носитель званий, лауреат премий, творец мифов. Другим сильнейшим впечатлением, повлиявшим на формирование творческого стиля художника, стало участие Александра Самохвалова в работах по реставрации Георгиевского собора в Старой Ладоге (1926), где он открыл для себя древнерусскую фресковую живопись. Мы взорвем этот мир и бросим его к ногам «Девушки в футболке» Самохвалова. Только одна большая картина «Появление В. И. Ленина на II Всероссийском съезде советов» 1940 г. грязью красок, фальшивостью фигур и композиционным маразмом портит светлый настрой экспозиции.
В героинях нет портретного сходства и ярких характерных черт. Пройдет время и постепенно забудутся все атрибуты связываемые с этой работой (как забылось все, что было граничит с моделью и временем полотна Леонардо), а картина все равно будет хороша. "Спящая модель", 1930. Эта, похоже еще не заснула.
Уже она, а не олимпийцы, диктовала условия жизни. 1930-40-е годы – период торжества соцреализма. Лицо овальной формы. В студиях художников, несмотря на тревожные предвоенные годы, жизнь не затухала.
И фильм Триумф воли Лени Рифеншталь – о том же, о теле, мощи, преодолении преград. Во Фракии Афродите приносили в жертву собаку и она была богиней собачьих свадеб. «Спорт в искусстве» кроме эстетического измерения имеет и мобилизационное. Уши маленькие, прижатые.
Александр Самохвалов родился в городе Бежецк Тверской губернии. Оба зачаты неизвестно от кого. А если серьезно, то я думаю, что тип женщин, подобные самохваловским венерам, были востребованы не только социальным обществом, но и биологическим (для выживания человека). В греческих колониях на Понтийских берегах Афродита получила титул Апатурия (то есть Лишившаяся Отца или Отцом Отвергнутая, а также от Отца Отвернувшаяся), тесным образом связанный и с ее происхождением, с кастрацией Урана и с обычаями скифов и амазонок, населявших соседние районы, для которых отцовство не играло никакой роли.
Это направление особо станет популярным позже, начиная с послевоенных лет. К. Сомов, "Летнее утро", 1932. Александр Дейнека, куда же без него. Девушку в футболке Александра Самохвалова 1932 года называли советской Джокондой.
Интересно там у них занятия проходили. Будем считать это скорее незнанием, чем убеждением. Вот таким образом набор сюжетов для изображения обнаженной натуры в советское время плавно съехал в область банно-водных процедур: в парилку, к берегу реки или моря, в мастерскую художника, в конце концов, где, как считала строгая цензура, советская девушка может покрасоваться в чем мать родила исключительно в художественных целях. Вот лишь несколько образцов советского «ню» в живописи и графике, появившегося во время самого идейного и самого строго – Сталинского – периода советского искусства. После учебы начало художественной деятельность было очень плодотворным, он получил несколько золотых наград за исполнение плакатов на выставке в Париже 1924 году: «Да здравствует комсомол», «Бессмертный вождь Октября Ленин». Картинка безобиднейшая, но сейчас, боюсь, бедного художника чёрт те в чем бы обвинили. В 1967 году, за несколько лет до смерти, художник пишет картину «Аппассионата (Строители коммунизма)».
Самохвалов писал женщин всю жизнь, без устали, с радостью и чувственно. Весло, впрочем, осталось на месте. "Обнаженная со спины", 1930. Александр Самохвалов.
Спортсменки Самохвалова – это мечта, сон, самообман социализма. Героического поколения была моя бабанька и подруги её. Несчастны были все, кому Афродита покровительствовала. Жестом постмодерниста Самохвалов показывает, что всю жизнь поклонялся красоте.
(и про молодость и про здоровье и про сексуальность строительницы социализма. )Да живопись это отменная. 1930. Иногда модели не выдерживали, да и засыпали. Тела нет у нее, а в корзине 15 300 000 тонн торфа, так как «в завершающем году пятилетки дадим социалистическому строительству не менее 15 300 000 тонн высококачественного сухого торфа» и она даст, хотя непонятно, зачем так много, огромная цифра звучит фантастически, мифологично и вот она, новая мифология, вот она, новая богиня.
Видимо здесь сказалось влияние В. И. Шухаева, который преподавал в те годы в академии. Большой цикл работ Самохваова посвящен современной спортивной молодежи. "Натурщица" (этюд). Антэрот, страшный бог смерти, близкий к Танатосу.
Отсутствие тела – тоже идея. Очень сомневаюсь, что подобное пережили бы и смогли осуществить женщины типа пин-ап. Борис, я не упоминал о чёрном прошлом, просто вспомнил женщин со своего участка в литейном цехе, (где я был мастером после окончания института по распределению), которые работали по лимиту, жили в общаге и работали в три смены, у которых была подписка не иметь детей, а прописку Московскую они получали только через 10 лет работы в этом "бухенвальде".
Для этого нужно иметь очень сильное тело и сильный Дух. Один год мы прожили. "Девочка с полотенцем", 1930. Тип простой работящей женщины, которой «некогда думать о красоте», так как она занята куда более важными делами, был подсмотрен художником в самой жизни и вызывал у него неподдельное восхищение. Это любопытный момент перехода от детской эротики к взрослой: так, девушка Самохвалова еще по-детски наивно-бесстыдна – однако уже не аутична не замкнута в себе, а ориентирована внешне (на зрителя) любопытна и склонна к невинным экспериментам.
Его плакаты: «Ленин и электрификация» (1924), «Смычка», «Вперед, по ленинскому пути. » и, особенно, комсомольский плакат «На смену старшим» (на Парижской международной выставке декоративного искусства плакату присуждена золотая медаль) были в свое время оценены по достоинствам: высокого художественного качества и идейно-политической целеустремленности Работа в области политического плаката и книжно-журнальной графики была для Александра Самохвалова прекрасной школой овладения советской тематикой. И., что характерно вера в глазах у них была с этаким налётом трагизма. Его отец Николай Дмитриевич Самохвалов занимался мелкой торговлей, умер в 1917 году. В. Тихов. Ничего так портретик, да. Нами правят кентавры.
Организованный военизированный спорт (чисто командный по характеру) существовал и в эпоху культурной революции, однако его смыслом был тот же функционализм муравейника. Однако, как известно, красота – страшна. Еще сильнее это неосознаваемое зрителем, но чрезвычайно важное для него отстранение работает в случае со знаменитой Девушкой с веслом.
Живопись имеет свою, самостоятельную ценность, красота ее формальна. "Лежащая девушка", 1934. А вот тут соцреализм и не ночевал. В 1950-е – 60-е годы соцреализм оставался главным направлением в советском искусстве.
Наряду с этим Александр Самохвалов исполнил и большое число заказных полотен («С. Скорее – созерцания. «Метростроевка со сверлом» 1937, «Метростроевка у бетоньерки» 1937, «Песчаный карьер в Лещиновке» 1936.
Хотя и по партийной линии. Губы чётко выраженные.
Девушку с его же картины После кросса (1934-1935) – советской Венерой. Сначала явно, а потом тайно. Принципиально новой идеи у Самохвалова не было. Особенно удавались Самохвалову образы «героинь труда и спорта» («Девушки», 1927–1928 «Кондукторша», 1928 «Спартаковка», 1928 «Женщина (работница) с напильником», 1929 «Девушка с ядром», 1933, ГТГ знаменитая акварельная серия «Метростроевки», 1933–1934 «Работница-строитель» 1934, ГРМ «На теннисной площадке. На Кипре и во многих других местах был распространен таинственный культ Афродиты Бородатой, по характеру похожей на самку богомола и ответственной за убийство Данаидами своих пятидесяти юных мужей в первую брачную ночь. Не случайно путешествие с К. С. Петровым-Водкиным в Самарканд (1921) и работу в составе экспедиции Института истории материальной культуры по зарисовкам и обмеру памятников он воспринимал впоследствии как переломный момент в своём мировоззрении и творчестве. Гармония послужила причиной гибели героев фиванского цикла.
Однако древний чин мистерий Диониса имел двухгодичный цикл. "Купальщицы", 1935. Б. Яковлев. Идеологом этой переходной эпохи может считаться Михаил Лифшиц с его компромиссной теорией пролетарского гуманизма (в которой предполагается преодоление всего буржуазного как частного, бытового и выход в пролетарское как общечеловеческое, универсальное, тотальное) и большого реализма (где аналогичным образом преодолеваются буржуазные натурализм, 2эклектика и провозглашается возвращение к некой изначальной архаической простоте). Своё образование Самохвалов начал в механико-техническом училище в Калязине, откуда был исключён в 1908 году за участие, как писал художник в автобиографии в начале 1950-х, в «школьном революционном движении».
От нетерпимости до борьбы с инакомыслием, а от борьбы с инакомыслящими до фашизма. Еще не состарилась Девушка с веслом, а ее благосклонности домогались уродливые старцы. Образы и манера исполнения брутальных женщин очень яркие и характерные, недаром медали давали за картины и по музеям, коллекциям разбирали.
Произведения А. Н. Самохвалова находятся в Государственном Русском музее (ГРМ), Государственной Третьяковской галерее (ГТГ), Волгоградском музее изобразительных искусств имени И. И. Машкова, Нижнетагильском художественном музее изобразительных искусств, Новокузнецком художественном музее, Саратовском государственном художественном музее имени А. Н. Радищева, Музее искусств имени А. Кастеева в Казахстане, во многих государственных галереях и частных собраниях в России, Германии, Великобритании, Франции, США, Италии и других странах. Впрочем, у «Девушки в футболке» был и вполне реальный прототип – учительница дочери художника, Евгения Петровна Адамова. Правда, советское искусство о чистой красоте говорило мало.
Сохранившиеся рисунки 1910 годов, выдают руку талантливого рисовальщика. М. Киров принимает парад физкультурников» (1935, ГРМ), «Появление В. И. Ленина на Всероссийском съезде Советов» (1939, ГРМ), «Парад Победы» (1947, эскиз для росписи «Дворец Советов», частная коллекция), «С. Чем ближе к 1941 году, тем больше в ГТО входило военных нормативов. Здоровое большое тело, выставленное напоказ, вселяет уверенность в завтрашнем дне. Гендерное равенство вроде бы тоже программно соблюдается.
Мы будем упорно тренироваться. Знаменательно, что именно этого канонического образа на выставке нет – «Девушка в футболке» отправлена за границу представлять советское искусство, что и понятно: «Ленина на съезде» нигде не ждут, а спортсменка без устали олицетворяет здоровых советских венер и всем своим видом славит первые десятилетия советской власти.
Траектория экспозиции выверена почти с математической точностью: переход от роскошно-барочной кустодиевской «Купальщицы» (1921) к целомудренно-непорочной, несмотря на сползающие плавки, барышне, запечатленной Александром Самохваловым на картине «После кросса» (1934-1935), а от нее к монструозной «Обнаженной с белой драпировкой» Владимира Малагиса (около 1940) – это формула «идеологической» трансформации природного женского начала. да ведь это ты.
"Купающиеся девушки", 1932. А. Дейнека, "Полдень", 1932. И опять – "Утро". Накануне моя бабуля рассказывала мне, как они с друзьями (общество Динамо)- физкультурниками перед самой войной вышли на первомайскую демонстрацию в спортивных трусах (. ) и футболках. странные люди. Он был не столько телесной, сколько механической (производственной) практикой, связанной с техникой, с оружием, со средствами химической защиты. Его прославленная «Девушка в футболке» – сразу встает перед глазами, когда мы говорим о молодёжи 30-х годов. Именно ему принадлежит знаковое произведение советского искусства 1930-х годов – «Девушка в футболке» (1932), в котором наиболее полно воплотилось стремление художника к созданию образа молодого современника, понимание зрелым мастером своих живописных задач.
Его картинам свойственна монументальность: «Ткацкий цех» 1929, Художник был очарован образами молодых тружениц, в которых атлетическая грация соединялась с женственностью, оптимизм с тяжелым заводским трудом. Ленин и И. Сталин на втором съезде РСДРП» (1939, ГРМ), «Фронтовые друзья» (1946), «Сталинградка», «Вспоминая боевые дни» (обе 1948), «Портрет Е. Мравинского» (1950), «Под солнцем» (1953), «Кафе «Гурзуф» (1956), «Портрет М. А. Клещар» (1958) и другие. В 1950-е — 60-е годы соцреализм оставался главным направлением в советском искусстве. Тем интереснее потом неожиданно наталкиваться на полотна, даже в самые идеологически «правильные» годы разрушающие эту логику – вроде загадочной «Ночи» Александра Дейнеки (1935), отказавшегося драпировать обнаженную натуру в идейно-нравственный сюжет.
Но эта удивительная эскизность не лишает персонажей выразительности. Была еще Женщина с веслом того же Иодко (1935) – но кто будет с этим разбираться: Женщины под гнетом славы соперниц тоже со временем стали Девушками с веслами. В СССР эта работа была впервые представлена в 1932 г., на выставке в Русском музее.
"Девочка на камне", 1936. Картина Вл. Пебедева с неожиданным названием "Кассирша", 1936. А через год художник рисует ту же кассиршу, но уже с названием "Женщина со скрещенными руками". Иван Астахов, "Модель", 1937. Николай Тырса, "Сидящая модель", 1937. Художница Татьяна Маврина явно отошла от принципов соцреализма и подверглась чуждым влияниям. Среди произведений, созданных Самохваловым в станковой живописи, также картины «В. Счастливый период с 20-х по 50-е годы умер, раздавленный и смытый потоками сбесившейся биомассы. Но на грани.
На ней футболка. Фобос и Деймос, Страх и Ужас, детки от бога войны Ареса. Такого никогда ни у кого нигде не было.
Он ознаменован реваншем истинного хаоса. Примером здорового эротизма по праву считается приспустившая трусы и обнажившая бритый лобок героиня картины «После кросса». Молодежные лагеря национал-социалистической организации Сила через радость (Kraft durch Freude) имели богатую спортивную программу: бег, прыжки, метание, переноска тяжестей и велокросс плюс боевая подготовка (стрельба из винтовки, пистолета и пулемета), Успешно сдавшим нормы – Военно-спортивный знак. Сила, молодость, невинность (незнание стыда) свидетельствуют о своего рода метафизических качествах: как о первоначальной тотальной полноте присутствия, так и о первоначальной тотальной нерасчлененности, невыраженности, недифференцированности. Это – картина Александра Самохвалова «После кросса», фрагмент которой, данный на фоне белой звезды, распластанной на красном, украшает обложку каталога замечательной выставки «Венера Советская», проходящей в Русском музее.
Здесь все существует лишь потенциально. Тело – это судьба, рок и фатум. Появляются надуманные картины типа «Александр Блок в рабочем пикете».
Г. Горелов. Однако чисто социальными причинами это изменение объяснять не стоит. Завершал образование уже в Петроградских Свободных художественных мастерских (1919–1923). Полуспущенные трусы слегка приоткрывают темный треугольник лобка, что вместе с «реальными» шапочкой и трусами придает композиции, в общем-то, абсолютно отвлеченной, легкий оттенок натурализма.