Александра Бенуа

Книга известного исследователя искусства, художника Александра Николаевича Бенуа (1870—1960), раскрывающая широкую панораму развития русской живописи в XIX столетии, стала не только классикой. Александр Николаевич Бенуа родился в творческой семье 21. 04 (3. 05)1870г. Александр Бенуа сыграл значительную роль в постановках балетной антрепризы С. Дягилева «Ballets Russes», как художник и автор — постановщик спектаклей. Александр Николаевич Бенуа (фр. Alexandre Benois 21апреля 3мая1870, Санкт-Петербург— 9 февраля 1960, Париж)— русский художник историк искусства, художественный критик, основатель и главный идеолог объединения «Мир искусства».

Известно, что Александр Николаевич Бенуа требовал от постановщиков скрупулезно точного выполнения каждой детали замысла, каких бы сложностей и расходов это ни стоило. Александр Николаевич Бенуа (фр. Alexandre Benois 21апреля 1870, Санкт-Петербург— 9 февраля 1960, Париж)— русский художник историк искусства, художественный критик, основатель и главный идеолог объединения «Мир искусства». Бенуа Александр Николаевич (1870-1960) художник-график, живописец, театральный художник издатель, литератор, один из авторов современного образа книги.

Необыкновенны декорации и костюмы Александра Бенуа к Празднествам Клода Дебюсси, Соловью Стравинского, к спектаклям в Московском Художественном театре. В 1926 году Александр Бенуа бежит из СССР во время зарубежной командировки. После Революции по рекомендации Горького Александр Бенуа, фото которого представлено ниже, работал в комитете по охране памятников культуры, заведовал Эрмитажем и занимался оформлением спектаклей во многих театрах: Мариинском, Александринском и в Большом драматическом.

Театральную деятельность Александр Бенуа сочетает с организацией художественных выставок. Дневники Александра Николаевича Бенуа (1870–1960), охватывающие 1918–1924 годы, никогда прежде не печатались. Знаменитый русский художник Александр Николаевич Бенуа (1870-1960) родился в известной семье, где кроме него было еще восемь детей.

Но вскоре деятельностьАлександра Бенуа стала встречать сопротивление со стороны властей, его отстранили от руководства Эрмитажем. Александр Николаевич Бенуа поселяется в Париже и становится ведущим художником-декоратором французской оперы. После начала Первой мировой войны, активная издательская деятельностьАлександра Николаевича Бенуа начала сокращаться: перестали вы ходить выпуски «Художественных сокровищ России», затем закрылся журнал «Мир искусства». Сын кондитера – Николя или Николай Леонтьевич – отец Александра Бенуа, стал известным архитектором.

Александр Николаевич Бенуа (3. 05. 1870, Санкт-Петербург— 9. 02. 1960, Париж)— русский художник историк искусства, художественный критик, основатель и главный идеолог объединения «Мир искусства». Александр Бенуа боролся засохранение культурного наследия. Александр Николаевич Бенуа (фр. Alexandre Benois 21 апреля (3 мая) 1870, Санкт-Петербург— 9 февраля 1960, Париж)— русский художник историк искусства, художественный критик, основатель и главный идеолог объединения «Мир искусства».

Закончив университет, Александр Бенуа становится хранителем коллекций современной и русской живописи, которую собирала княгиня М. Тенишева. Бенуа написал «Азбуку вкартинках» исоздал иллюстрациик «Медному всаднику» и«Пиковой даме» Александра Пушкина, которые вошли висторию книжной графики. После премьеры, Александра Бенуа пригласили в качестве художника в Мариинский театр, где он создал декорации к постановкам мировой оперной классики (операм Р. Вагнера, Н. Римского-Корсакова, П. Чайковского).

Скончался Александр Николаевич Бенуа 9 февраля 1960 года в Париже, не дожив лишь несколько месяцев до своего девяностолетия. Об Александре Бенуа писали многие: его современники и художественные критики историки и биографы, коллеги и друзья. Кроме станковой графики, Александр Бенуа занимался книжной.

Биография Александра Бенуа. Семейная жизньАлександра Николаевича Бенуа сложилась счастливо. Александр Николаевич Бенуа (21 апреля (3 мая) 1870, Санкт-Петербург — 9 февраля 1960, Париж) — русский художник историк искусства, художественный критик, основатель и главный идеолог объединения «Мир искусства». Среди самых интересных его работ — «Азбука в картинках Александра Бенуа» (1905) иллюстрации к поэме А. С. Пушкина «Медный всадник» (1903–1905 вариант — в 1916–1922), главным героем которых стал Петербург с его старинной архитектурой. Александр Бенуа учился вчастной гимназии Карла Мая вСанкт-Петербурге.

Воспоминания живописца, театрального декоратора, художественного критика и историка искусства Александра Николаевича Бенуа (1870–1960) являются настольной книгой для интеллигентного читателя. Еще с 1939 годаАлександр Николаевич Бенуа начал работать над книгой мемуаров. Живописец, график, критик, театральный художник историк искусства такой многогранной была личность Александра Бенуа. Александр Бенуа родился 21 апреля (3 мая) 1870 года в Санкт-Петербурге, в семье российского архитектора Николая Леонтьевича Бенуа и Камиллы Альбертовны Бенуа (урождённой Кавос). Бенуа Александр Николаевич, русский художник, театральный деятель историк искусства, художественный критик основоположник объединения Мир искусства.

Бенуа, АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ (1870–1960), русский художник, театральный деятель историк и критик искусства основоположник объединения «Мир искусства». Объектом данного мини-исследования является творчество Александра Николаевича Бенуа, предметом исследования – пейзаж в творчестве Александра Бенуа и его значение. Александр Бенуа – самый известный представитель обрусевшего французского рода.

Александр НиколаевичБенуа (Alexandre Benois)— русский художник историк искусства, художественный критик из семьи известных архитекторов, основатель объединения «Мир искусства».

С Азбуки Бенуа начинается история детской книги Мира искусства. Однако голод, холод, обилие мусора, военных калек и «интеллигентных» нищих на улицах Петрограда никак не вписывались в представления Бенуа о жизни вообще и о жизни своей семьи в частности. Своим успехом «Русские сезоны» во многом были обязаны А. Бенуа. Разглядывание книги вызывает множество ассоциаций и при выполнении традиционного задания для детей «рассказ по картинке» фантазия маленьких читателей и их родителей или наставников может быть просто безграничной. Хотя, будучи западником по убеждениям, он вцелом настороженно относился кбравированию «русским» вотечественном искусстве.

В сюжетных композициях циклов «Последние прогулки ЛюдовикаXIV» и «Версальская серия», равно как и в пейзажах, для художника важны не люди с их переживаниями и деяниями, а величественная красота искусства и природы. Две темы неизменно пользовались его вниманием: «Петербург XVIII – начала XIX в» и «Франция Людовика XIV». Таким образом искусство действительно становилось синтетическим.

  1. Александр Бенуа: краткая биография и творчество
  2. Александр Бенуа – хранитель русской культуры
  3. Публицистика Бенуа: книги, статьи, письма
  4. Галерея: картины, эскизы, портреты, декорации
  5. Александр Бенуа: жизнь и творчество художника

Пушкина «Пиковая дама» с иллюстрациями А. Н. Но иллюстрации носят пока еще «станковый» характер: это исторические композиции, вмонтированные в книгу, не сливающиеся с ней органически. С 1917 года А. Бенуа активно участвовал в реформах художественной жизни и музейнойМузеи (от греческого museion — храм муз) — научно-исследовательские и научно-просветительские учреждения, осуществляющие комплектование, хранение изучение и популяризацию памятников естественной истории, материальной и духовной культуры.

Александр Бенуа, став идеологом и теоретиком объединения «Мир искусства», активно участвовал в его художественной жизни, а также в издании журнала «Мир искусства», взявшего на себя роль основы и идейного рупора этого объединения. 1912). Так, в балете И. Стра- винского «Петрушка» Бенуа воплотил свою мечту-воспоминание о народных играх, об удалом веселье улицы давно прошедших эпох. Художественный руководитель «Русских сезонов«Русские сезоны» — за границей, выступления русских оперных и балетных трупп, организованные С. П. Дягилевым. Очень трудолюбив.

Эти особенности книги связаны с групповой тактикой «Мира искусства» и с личными, субъективными пристрастиями автора. 1909). В течение ряда поколений искусство являлось наследственной профессией в его семье. Более зрелую фазу в развитии книжной графики Бенуа отражает его Азбука в картинах (1904) – первая книга, в которой художник выступил как единоличный автор, создатель замысла иллюстратор и оформитель.

Детство будущего художника прошло в Петербурге. В 1910 году художник опубликовал «Путеводитель по Эрмитажу». Художник признавал сам, что патриотом его назвать сложно.

Вершиной его достижений были декорации к балету И. Ф. Стравинского «Петрушка» (1911 г. ). С 1955 имеет филиал — «Пиккола Скала» (Милан). Родился в Санкт-Петербурге 21 апреля (3 мая) 1870 в семье известного зодчего Н. Л. Бенуа.

В музеях и картинных галереях Франции, Италии изучал творчество великих мастеров прошлого. Мая, Александр познакомился и подружился с людьми, которые, став старше, составили костяк общества «Мир искусства»: К. Сомовым, В. Нувелем, Д. Философовым (двоюродным братом С. П. Дягилева), Л. Бакстом. Но роль А. Бенуа в «Русских сезонах» не ограничивалась оформлением спектаклей. («Парад при Павле I», гуашь, 1907, Русский музей) впечатляют достоверностью живого ироничного анекдота. С 1926 года жил во Франции. Но с нами их связала ненависть ко всему затхлому, установившемуся, омертвевшему. Знаменитые «Записки» герцога Луи де Сен Симона дали художнику сюжетную канву «Последних прогулок Людовика XIV» и, вместе с Другими мемуарными и литературными источниками, ввели Бенуа в атмосферу эпохи.

Отмечая подражательность отдельных работ, он подчёркивал, что «на выставках новых людей янаслаждаюсь иесли отчасти вэтом проглядывает какое-то удовольствие смеха, нечто вроде любования ужимками ишутовством, то, сдругой стороны, наслаждаюсь на них инепосредственно, чисто художественно» (Выставка «Союза молодёжи». В период с 1896 по 1898 год Александр Бенуа жил и работал во Франции.

Опубликование иллюстраций в «Мире искусства» сразу было встречено художественной общественностью как большое событие в русской графике. На протяжении своего долгого пути художника, критика и историка искусства, Бенуа оставался верен высокому пониманию классической традиции и эстетических критериев в искусстве, отстаивал ценность художественного творчества и принципы изобразительной культуры, опирающейся на давние традиции. В историю русской книжной графики художник вошел своей книжкой Азбука в картинах Александра Бенуа (1905) и иллюстрациями к Пиковой даме А. С. Пушкина исполненными в двух вариантах (1899, 1910), а также замечательными иллюстрациями к Медному всаднику, трем вариантам которых посвятил почти двадцать лет труда (1903-22). Стоит заметить, что раньше Бенуа и всех мирискуссников часто обвиняли в безудержном космополитизме и антипатриотизме.

  • История гениального художника Александра Бенуа
  • БИОГРАФИЯ И КАРТИНЫ АЛЕКСАНДРА БЕНУА
  • Статьи и воспоминания Александра Бенуа
  • Литературно-исторические заметки юного техника
  • Бенуа Александр НиколаевичКартины и биография
  • Художник Бенуа Александр Николаевич, картины и биография

Дочь Елена уехала из Советской России вместе с отцом в Париж в 1926 году. Русский музей), оставшиеся неизданными и две страничные иллюстрации к книге П. И. Кутепова Царская и императорская охота на Руси, т. III (1902), созданные в сотрудничестве с Е. Е. Лансере (в этом же издании Бенуа выполнил ряд заставок и концовок). Разглядывание книги вызывает множество ассоциаций и при выполнении традиционного задания для детей «рассказ по картинке» фантазия маленьких читателей и их родителей или наставников может быть просто безграничной. 1912 Еще оновых путях живописи. «От этих. Серебряковой.

Основное место в картинах Бенуа занимали пейзажи. Кока его терпеть не может и визит Славушки — для него пытка. Пребывая в романтической оппозиции к современности, вдохновлялся стариной, черпая сюжеты для своих акварелей и гуашей в основном в 18 в. Во время частых поездок во Францию создал большую меланхолично-гротескную акварельную серию Последние прогулки Людовика XIV (1897–1898), утвердившую за ним славу «певца Версаля». В русских сезонах участвовали: композиторы Н. А. Римский-Корсаков, С. В. Пропагандируя старое русское искусство и западноевропейских мастеров живописи, в 1901 году начал издавать журналы «Старые годы» и «Художественные сокровища России». Бенуа вспоминал впоследствии: «Балет, может быть, самое красноречивое из зрелищ133.

Как бы то ни было, мне кажется, что Россия (с немцами) воевать больше не будет по всяким психологическим и фактическим причинам. 1910) Бенуа резко отозвался оразочаровавшем его «крайнем авангарде молодёжи» (здесь важно заметить, что главным объектом критики был «арьергард» влице московских членов общества иданная рецензия стала основным толчком красколу СРХ ивоссозданию «Мира искусства»). В творчестве Бенуа-художника решительно преобладала история. Впервые столь масштабно обосновав как историк национальную самобытность и международные связи русского искусства нового времени, Бенуа как критик-публицист выражал тревогу об отсутствии классического «большого стиля» современности, боролся против вандализма в отношении к памятникам старины.

Шаляпина и З. Е. 1916). А вектор такому движению первым задал герой этой статьи.

  1. Картины — Бенуа, Александр Николаевич
  2. Александр Николаевич Бенуа — биография
  3. Лучшие книги Александра Николаевича Бенуа
  4. Александр Николаевич Бенуа (1870–1960)
  5. Биографии великих и известных людей
  6. Пейзаж в творчестве Александра Бенуа

К ним он обращался в первую очередь в своих исторических композициях — в двух «версальских сериях» (1897, 1905-06), в широко известных картинах «Парад при Павле I» (1907), «Выход Екатерины II в Царскосельском дворце» (1907) и др., воспроизводя давно ушедшую жизнь с глубоким знанием и тонким ощущением стиля. Одновременно с этими крупными работами Бенуа опубликовал в журнале Мир искусства (1899-1904) и ежемесячном сборнике Художественные сокровища России (1901-1903), а позднее в журнале Старые годы (1907-1913) и некоторых других изданиях множество статей и заметок по отдельным вопросам истории русского и западноевропейского искусства. Искусство являлось наследственностью в его семье. Главная встреча «мирискуссников» во главе с Бенуа произошла именно в этой постановке 150 в творческий коллектив органично влился талант гениалного балетмейстера М. Фокина, который тоже мечтал об обновлении всей стилистики балетного искусства. 1916).

Бенуа, декларировавший принцип объединения художников «вне направленства» ещё вначале 1900-х, приветствовал подобную позицию. Трудно переоценить масштабы этой работы, которая могла быть только коллективной. Три картины с этой выставки были приобретены П. М. Третьяковым. На грани живописи и графики стоят акварель, гуашь, пастель., театральных работах («Версальская серия» иллюстрации к «Медному всаднику» Александра Сергеевича Пушкина, 1903-1922) тонко передавал стиль прошедших эпох. Однако происходящее в стране очень расстраивало художника.

  • «Охватить предмет как можно шире иизучить как можно глубже»
  • «К простейшим ивернейшим изображениям действительности»
  • Александр Бенуа вкомиссии Горького
  • Эстетические взгляды «Мира искусства»
  • Александр Бенуа, биография (краткая): детство и юность
  • Словари и энциклопедии на Академике

Это излюбленный художником французский 17 век и не менее любимый им Пушкин. В своих воспоминаниях он писал: Мой интерес к художественным произведениям, естественно приведший меня к знаточеству, стал проявляться с очень ранних лет. Боязнь открыто высказываться по близким ему вопросам искусства и культуры, опасаясь того, что люди, с которыми ты ведешь беседу, окажутся провокаторами, беспрестанно преследовала Александра Бенуа.

Но вконтексте многообразия ипротивоборства многочисленных художественных течений этот принцип вызывал критику как со стороны «левых», так и«правых». В 1964, 1974 и 1989 труппа театра гастролировала в Москве» (1947-56), где постановочную часть возглавлял его сын и ученик Николай Александрович Бенуа, театрах Лондона, Нью-Йорка, Вены и других городов. Alexandre Benois) (1870-1960) — русский художник историк искусстваИскусство — художественное творчество в целом — литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира. Это издание стало вершиной его работы как искусствоведа. Даже музыка соответствовала сути действия и эпохе, отображаемой на сцене.

Гофмана (1899, Гос. Однако среда средой (не мне отрицать ее значение), но все же, несомненно, во мне было заложено нечто, чего не было в других, в той же среде воспитывавшихся и это заставляло меня по-иному и с большей интенсивностью впитывать в себя всякие впечатления. Он не окончил Академию художеств, считая, что художником можно стать лишь непрерывно работая. с консервативно-охранительских позиций. Для себя я не представляю большего счастья. В это время Бенуа работал над книгой Русская живопись в XIX веке, в которой дал новую оценку многим художникам. Сохранив верность историко-ретроспективной эстетике «Мира искусства», Александр Николаевич много и плодотворно работал в театрах разных стран: парижской «Гранд-Опера» (1927-34), миланской «Ла Скала«Ла Скала» (La Scala) — итальянский оперный театр в Милане.

Художник умел ценить величие искусства прошлого. Был главным идеологом журнала «Мир искусства«Мир искусства» — российское художественное объединение (1898-1924), создано в Санкт-Петербурге А. Н. Бенуа и С. П. Дягилевым. Часто выступал в печати и каждую неделю публиковал свои Художественные письма (1908-16) в газете Речь. И хотя все знали, что Бенуа довольно самолюбив и вспыльчив, ему многое прощали. Его биография хорошо известна, но считаю уместным напомнить коротко основное: Александр Николаевич Бенуа (1870-1960) – сын Николая Леонтьевича Бенуа, академика и архитектора и музыкантши Камиллы Альбертовны (урожденной Кавос). Экспозиция выставки стала прообразом будущих выставок журнала «Мир искусства» именно здесь наметилась их структура и состав участников.

Заслугой «Мира искусства» было также создание высокохудожественной книжной графики, эстампа, театральной декорации. Может быть, он называл себя так так как серьёзно начал писать маслом как «настоящие» художники только когда ему уже исполнилось 35 лет. Сюжеты для большинства картин этих циклов навеяны мемуарами Сен-Симона. В замечательных — благодаря своему тонкому, романтичному историзму — сериях иллюстраций к «Пиковой даме» (1899 и 1910, отдельное издание — Санкт-Петербург, 1911) и «Медному всаднику» А. С. Пушкина (1903-22 отдельное издание — Петроград, 1923) выступил как реформатор русской книжной графики.

Они организовали кружок любителей искусства. Русский музей стр. «Главарём» этой «шайки» оказался Александр Бенуа – очень интересный и своеобразный художник имеющий талант подмечать настроение персонажей своих картин и проявляющий особую чуткость по отношению к обстановке и времени.

  • Напишите отзыв о статье Бенуа, Александр Николаевич
  • Отрывок, характеризующий Бенуа, Александр Николаевич
  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  • Описание картины Александра Бенуа «Вечер»

В ней приняли участие едва ли не все деятели «Мира искусства». Школой для него являлась не какая-нибудь формальная и сухая учёба в официальном учебном учреждении, а традиции родной семьи и внимательнейшее отношение к творчеству великих мастеров прошлого. Предпочитаю дельного честолюбца (и пусть даже жуликоватого) благородным и никчемным книжникам, фарисеям и мечтателям. Кроме того, сразу заметно в работе Бенуа, что он мастер своего дела: мазки положены один к другому, сплошными плоскостями, но работа не смотрится «тяжёлой», она не переполнена мазками и элементами, которые бы давали ей дополнительный смысл.

Александр Бенуа: 
краткая биография 
и творчество

Бенуа часто выступал в печати и каждую неделю публиковал свои «Художественные письма» (1908-16) в газете «Речь». Одновременно с этими крупными работами Бенуа опубликовал в журнале «Мир искусства» (1899-1904) и ежемесячном сборнике «Художественные сокровища России» (1901-1903), а позднее в журнале «Старые годы» (1907-1913) и некоторых других изданиях множество статей и заметок по отдельным вопросам истории русского и западноевропейского искусства. Александр Николаевич Бенуа (фр.

Вместе с другими мастерами «Мира искусства», Бенуа был одним из самых активных деятелей художественного движения, возродившего в России искусство книжной графики. Один из центров мировой оперной культуры. В конце 1890-х годов кружок молодых единомышленников преобразовался в общество «Мир искусства» и редакцию одноименного журнала. В 1904 году вышла в свет «Азбука в картинках» (1904), едва ли не единственная его крупная работа для детей. Родилась идея зарубежных гастролей русского балета, которая и была осуществлена в 1909 150 1912 годах под названием «Русские сезоны».

Ведь Бенуа сам иногда считал себя «недоживописцем», но всегда – апостолом красоты, культуртрегером, в своих статьях и книгах неустанно разъяснявшим «что такое хорошо и что такое плохо» в искусстве и культуре. Из письма художника к Ф. Ф. Увлечение балетом оказалось настолько сильным, что по инициативе Бенуа и при его непосредственном участии была организована частная балетная труппа, начавшая в 1909 году триумфальные выступления в Париже – «Русские сезоны». С 1910 года начал выпускать серийные издания «Русская школа живописи» и «История живописи всех времен и народов» (издание прервалось лишь с началом революции в 1917 году). Или это действительно отчаяние. Н. Бенуа в 1924 году по приглашению Национальной оперы уехал во Францию.

Говорят, Троцкий — честолюб, — и прекрасно. Зато он слезно просил прийти послушать, когда он его будет читать у «дяди Саши Зарудного». В ту же серию входят работы, принадлежащие к числу самых удачных произведений Бенуа, заслуженно пользующихся широкой известностью: «Парад при Павле I» (1907, Гос. За Троцкого и против Ленина высказался и Луначарский. Особенно же досталось Луначарскому, причем как раз сам Горький в своих репликах и словечках, в своем всегдашнем любовании «странностями» русского народа, в своем смешении важного и не важного выказывал всю свою мужичность.

Я лучше понимаю тогдашние мысли, тогдашние идеалы, мечты, страсти и самые даже гримасы и причуды, нежели я понимаю все это в «плане современности». ». Ей недостает именно историзма. «Героем» новых произведений художника становится само искусство прошлого: не люди, а великолепные архитектурно-парковые ансамбли, то поражающие своей грандиозностью, то очаровывающие интимным изяществом и поэтической прелестью. Природа интересовала художника главным образом в ее связи с историей.

В истории эстетики сущность искусства истолковывалась как подражание (мимезис), чувственное выражение сверхчувственного и т. п. и художественный критик. Не вызывает сомнений, что именно эти ранние впечатления подготовили Бенуа к работе над одноактным балетом Делиба «Сильвия» в 1901 году, когда директор Им- ператорских театров князь С. М. Волконский, поддавшись уговорам С. П. Дягилева, принял решение подготовить специальную постановку под его руководством. Сноября 1908 по март 1917 сотрудничал вгазете «Речь», вёл авторскую рубрику «Художественные письма», опубликовав около 250 статей. Он упрекал «левое» искусство вподражательности французским мастерам («легковесное модничанье»). Основные качества живописи акварелью — прозрачность красок, сквозь которые просвечивают тон и фактура основы (чаще всего бумаги), чистота цвета. Вечером пронесся слух, будто Государь с семьей благополучно прибыли в Нагасаки. Мольера (1913 г. ) и некоторое время даже участвовал в руководстве театром наряду с К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко.

Их называли декадентами, а она спасали красоту – везде и во всём. Радостная, разгульная русская масленица вставала перед зрителем. Дорогой господин Бенуа. Это решение было связано, главным образом, с финансовыми и семейными обстоятельствами.

Надо не забывать, что Бенуа и его единомышленники мыслили себя «последними могиканами» культуры, которую уничтожал капиталистический мир. В отечественной историографии существует мнение, что «Александр Бенуа, подобно Блоку, Белому и Брюсову, поддержал Октябрьскую революцию и с обычным своим усердием работал в качестве хранителя произведений изобразительного искусства в своем родном Петербурге». С 1907 много работал как художник сцены, в первую очередь для М. М. Фокина (Мариинский театр), а также С. П. Дягилева (в 1909–1911 был художественным директором «Русских сезонов»). Мирискусники мечтали о возрождении традиций культуры XVIII – начала XIX века. Расцвет художественно-критической деятельности Бенуа падает на период создания третьей серии его статей – под общим заглавием «Художественные письма», которые еженедельно печатались в газете «Речь» с ноября 1908 по 1917 год.

«Заигрывание смолодёжью» иявное желание Бенуа взять их под опеку, дистанцировав от влияния Малевича, восторженные отзывы отворчестве видных «изменников» (Машков иКончаловский. Там он работал главным образом в театрах: сначала в «Гранд-опера» в Париже с 1924 года с перерывом по 1934 год (знаменитый «Поцелуй феи» И. Стравинского), а в 1930-1950-е годы — в «Ла Скала» в Милане, где постановочной частью заведовал его сын Николай. В ней приняли участие едва ли не все деятели Мира искусства. История «Мира искусства» началась с устроенной Сергеем Дягилевым выставки русских и финляндских художников в январе 1898 года в помещении училища барона Штиглица в Петербурге. Понятие «художественности» с детства ассоциировалось у Бенуа с понятием «театральности».

Пребывая в романтической оппозиции к современности, всегда вдохновлялся стариной, черпая сюжеты для своих акварелейАкварель (французское aquarelle, от латинского aqua — вода) — краски (обычно с клеем), разводимые в воде и легко смываемые ею. Бенуа и его друзей не удовлетворяла роль оформителей, декораторов сцены. Александр Бенуа в своих работах старался избегать вычурности, дикости, всего болезненного и нарочитого, но в то же время проводил в жизнь принципы спокойной целесообразности – иначе говоря, принципы «вечной» красоты.

Но этими декоративными качествами далеко не исчерпывались задачи постановки. Почувствовав это, А. Н. «Хорошо, если благодаря мне Зимний дворец будет спасен и превращен в памятник-сокровищницу мирового значения», – искренне надеялся он. Тем же темам, в сущности, были посвящены и его многочисленные натурные пейзажи, которые он обычно исполнял то в Петербурге и его пригородах, то в Версале (Бенуа регулярно ездил во Францию и подолгу жил там). Русско-финляндская выставка имела большой успех. По рождению и воспитанию Бенуа принадлежал к петербургской художественной интеллигенции. Зато появилось на улице забавное зимнее новшество — масса конькобежцев.

Там он работал главным образом в театрах: сначала в Гранд-опера в Париже с 1924 года с перерывом по 1934 год (знаменитый Поцелуй феи И. Стравинского), а в 1930-1950-е годы – в Ла Скала в Милане, где постановочной частью заведовал его сын Николай. Однако разве можно теперь заставить принять картонный меч за стальной. Рецензируя очередную выставку «Бубнового валета», объяснял широкой публике изобразительный язык примитивизма идоказывал его принадлежность «настоящему» искусству (Трудно ли. Александр Бенуа был женат. Стоит заметить, что если рассматривать картину вблизи, то можно увидеть, лишь яркие пятна и мазки масла, которые, как будто небрежно разбросал художник по картине, вблизи картина напоминает палитру с намазанными неаккуратно зелёными пятнами.

Открыт в 1778 (архитектор Дж. В композициях Бенуа нередко сохраняются черты театрального «кулисного» построения, хотя на сценических площадках и не выступают исторические персонажи. Они организовали кружок любителей искусства.

Не нравится он мне теперь и внешне. В 1896—1898 и 1905—1907 годах работал во Франции. Но для Бенуа натурные штудии являлись лишь начальным этапом творчества. Если М. В. Ломоносову принадлежит слава первого русского учёного-энциклопедиста, то А. Н. К тому времени театральные искания «мирискусников» обрели уже достаточный опыт и зрелость.

Картины и зарисовки, сделанные там, хранятся во многих музеях России. Его отец был архитектором. Не менее плодотворно работал он и как историк искусства: издал в двух выпусках (1901, 1902) получившую широкую известность книгу Русская живопись в XIX веке, существенно переработав для нее свой ранний очерк начал выпускать серийные издания Русская школа живописи и История живописи всех времен и народов (1910-17 издание прервалось с началом революции) и журнал Художественные сокровища России создал прекрасный Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа (1911). Дягилев, по большому счёту, являлся лишь талантливым администратором с хорошим, говоря современным языком, «административным ресурсом»: связями, знакомствами, доступом к государственному финансированию. Примеры музеев: Политехнический музей, Лувр, Эрмитаж. 1916), сочетаемые спубличной критикой иотсевом отдельных работ, негативно воспринимались самими участниками авангардистского движения ивопределённой степени содействовали расколам внутри группировок.

также БЕНУА. Премьера состоялась в 1911 году на сцене театра Шатле. Объяснимым поводом к отъезду была постановка спектакля в «Гранд-опера» и участие в выставках, но оттуда в Россию он не вернулся.

Бенуа оформил оперу Р. Вагнера Гибель богов на сцене Мариинского театра и вслед за тем исполнил эскизы декораций к балету Н. Н. Черепнина Павильон Армиды (1903), либретто которого сочинил сам. Экспонировались тут и Последние прогулки Людовика XIV Бенуа. Верный историко-романтической стилистике «Мира искусства», плодотворно сотрудничал с театрами разных стран мира, в том числе с Парижской оперой (1927–1934) и миланским театром «Ла Скала» (1947–1956) как критик продолжал свои Художественные письма в газете «Последние новости» (1930–1936). Например, было исполнено не менее восьми вариантов ставшего легендарным балета «Петрушка».

В конце 1890 годов кружок молодых единомышленников преобразовался в общество «Мир искусства» и редакцию одноименного журнала. 1914. Ещё в1910 («Итоги») он подчеркнул свой критерий оценок левых художников– не новизну пластических исканий, аисключительно талантливость авторов иискренность их работ. Ещё более плодотворно работал он как историк искусства: издал в двух выпусках (1901, 1902) книгу «Русская живопись в XIX веке», существенно переработав для нее свой ранний очерк. 3я этим первым опытом последовали четыре акварели – иллюстрации к Золотому горшку Э. Т. А.

был государственным служащим, которому эти пайки выдавались в качестве заработной платы. Успех Бенуа в «Павильоне Армиды» лишь подтвердил его художественное призвание. Скажут, что рожденный и воспитанный в художественной семье, я просто не мог избегнуть такой семейной заразы, что я не мог не интересоваться искусством — раз вокруг меня было столько людей, начиная с моего отца, кто знали в нем толк и обладали художественными талантами. Работы Бенуа связаны с Версалем, его парком, Петергофом. Неожиданным является потрясание мечом ТроцкогоПредседатель Петроградского совета. Оставаясь в советской России, Бенуа никогда не разрывал своих связей с Европой, в частности с парижским театром «Гранд-опера», в постановках которого участвовал как театральный художник ещё в предреволюционные годы.

Целому ряду молодых художников некуда было деваться. Ни одно сколько-нибудь заметное событие в искусстве не оставалось без отклика со стороны Бенуа. Рано зародилась в нем любовь к сцене, он сохранил ее на всю жизнь. Точнее было бы сказать, что А. Н. Именно сподачи Бенуа Гончарова начала сотрудничество стеатральной антрепризой С. П. Дягилева (оформление спектакля «Золотой петушок».

Совместно с И. Ф. Стравинским он работал над либретто балета «Петрушка». 1913). Русский музей). Однако в СССР нельзя было жить вне политики. Он немало занимался теорией отдельных видов и жанров искусства. Программа «Мира искусства» предполагала вторжение его деятелей во все области культуры, включая не только изобразительное искусство, театр, оформление книг, но и создание предметов быта — мебели изделий прикладного искусства, проектов оформления интерьеров.

Идейный замысел произведений живописи конкретизируется в теме и сюжете и воплощается с помощью композиции, рисунка и цвета (колорита)., графикеГрафика (греческое graphike, от grapho — пишу) — вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные художественные изображения (гравюра, литография, монотипия и др. ), основанные на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями. Пушкина «Пиковая дама» с иллюстрациями А. Н. Художник продолжал работать, оформлял декорации во многих театрах, писал книги и картины. Тематика этих публикаций весьма разнообразна. В историю русской книжной графики художник вошел своей книжкой «Азбука в картинах Александра Бенуа» (1905) и иллюстрациями к «Пиковой даме» А. С. Пушкина исполненными в двух вариантах (1899, 1910), а также замечательными иллюстрациями к «Медному всаднику», трем вариантам которых посвятил почти двадцать лет труда (1903-22).

Художник писал: «Меня тянуло к известному украшению и обобщению того, что мне дала непосредственно действительность. Бенуа принимал активное участие всовещании деятелей искусств на квартире М. Горького 4марта 1917, по итогам которого было создано Особое совещание по делам искусств одним из главных направлений его работы стала организация нового министерства искусств. Свой ответ (май 1916), выдержанный вманифестном, провокационном тоне, Малевич изначально планировал опубликовать (осуществлено частично в1918: письмо легло воснову статьи «Государственникам от искусства»). «Положим, он не согласен с большевиками», но ничего не поделаешь, а потому — дайте рекомендацию.

Каждый из рисунков к «Азбуке» представляет собой развёрнутую повествовательную сцену, проникнутую мягким юмором иногда жанровую, чаще – сказочную или театральную, всегда неистощимо изобретательную по сюжетным мотивам. Живописи и графике «Мира искусства» (Л. Именно в «Мире искусства» начинали свою разнообразную деятельность всемирно известные художники: Леон Бакст, Мстислав Добужинский, Евгений Лансере, Игорь Грабарь. Знак зодиака — Телец. В 1897 году приобрёл известность серией акварелей «Последние прогулки Людовика XIV», написанные под впечатлением от пребывания в Париже и Версале.

Выходец из России, с 1926 года художник переезжает во Францию, живёт там и умирает. В течение ряда поколений искусство являлось наследственной профессией в его семье. Но даже с большевиками А. Н. Обратившись к теме прогулок короля, Бенуа стремился передать все очарование и великолепие окружавшей Людовика обстановки.

собрания), меланхолично-элегическую по тону, надолго утвердившую за ним славу «певца Версаля и Людовиков». Машков иКончаловский. В 1911 году выходит, пожалуй, лучшее дореволюционное издание знаменитой повести А. С. Выдвигая лозунги «чистого» искусства и «преображения» жизни искусством, представители «Мира искусства» отвергали как академизм, так и тенденциозность передвижников опираясь на поэтику символизма, они уходили часто в мир прошлого и гротескных полусказочных образов.

В 1904 году вышла в свет «Азбука в картинках» (1904)13, едва ли не единственная его крупная работа для детей. Вот таким образом его лучшие творения принадлежат искусству книги и живописи театра. Художник трудился над ней около года, но создаётся впечатление, что все иллюстрации сделаны «за один присест» и что процесс рисования сопровождался играми и разговорами с маленьким сыном Колей, впоследствии известным театральным художником. Александр Бенуа активно участвовал в художественной жизни – прежде всего в деятельности объединения Мир искусства, будучи его идеологом и теоретиком, а также в издании журнала Мир искусства, ставшего основой этого объединения часто выступал в печати и каждую неделю публиковал свои Художественные письма (1908-16) в газете Речь. В творчестве Бенуа-художника решительно преобладала история.

Рисовать он начал ещё в частном детском садике, а в 1885-1890 годах, обучаясь в частной гимназии К. И. Мая, Александр познакомился и подружился с людьми, которые, став старше, составили костяк общества «Мир искусства»: К. Сомовым, В. Нувелем, Д. Философовым (двоюродным братом С. П. Дягилева), Л. Бакстом. Ведь не подлежит сомнению, что германцы ни в каком случае не допустят, чтоб в оккупированной области была бы введена социалистская или «антибуржуазная» агитация, — и тем самым приблизится коммунистический пожар к самым их границам. Вместе с С. П. Дягилевым, К. А. Сомовым и другими «мирискусниками» не принимал тенденциозность передвижников и пропагандировал новое русское и западноевропейское искусство. А кроме того, ходит молва, что он «натуральный» сын одного из моих двоюродных племянников Впрочем, он юноша не без способностей, однако и с большой склонностью к хамству.

К ранним работам Бенуа для книги принадлежит иллюстрация к Пиковой даме (1898), опубликованная в трехтомном собрании сочинений Пушкина (1899) иллюстрированном многими русскими художниками, в том числе и мастерами Мира искусства. Недаром его лучшие создания принадлежат искусству книги и живописи театра. Будучи, по собственному выражению, органически чуждым политике, художник надеялся, что с образованием Государственной думы все «безобразия» в России закончатся.

Александр Николаевич Бенуа был девятым (и последним) ребёнком в семье академика архитектуры Николая Леонтьевича Бенуа и музыкантши Камиллы Альбертовны (урожденной Кавос). Дело мира обстоит не столь уж безнадежно. В своих работах Бенуа очень точно передавал стиль и настроения прошедших веков. В начале 1905 года Бенуа с семьёй вновь выезжает во Францию. Здесь, а также в «Истории русской живописи в XIX веке» (Санкт-Петербург, 1902) и «Русской школе живописи» (в 10 выпусках, Санкт-Петербург, 1904-06) впервые обстоятельно определил самобытные черты русской национальной художественной традиции на фоне других европейских школ.

Именно его постановка «Павильона Армиды» стала началом «дягилевских сезонов» в Париже в 1909 году. В этих сериях нет историко-жанровых сцен, нет изображений людей и вот таким образом нет оттенка лирической иронии, которой отмечены «Последние прогулки Людовика XIV». Значительную часть перечисленных серий составляют работы с натуры.

Затем он переехал в Италию, где на протяжении многих лет (с 1937 по 1970 годы) был директором постановочной части в Миланской Ла Скала. Пусть 1918 год перенесет нас с Вами в Париж или в Италию.

А. Н. Пропагандируя старое русское искусство и западноевропейских мастеров живописи, в 1901 году начал издавать журналы «Старые годы» и «Художественные сокровища России»8. Бенуа Александр Николаевич (1870-1960 гг. ) – великий русский художник историк мирового искусства.

Бенуа был инициатором и вдохновителем этой работы. Сначала в «Гранд-опера» в Париже (знаменитый «Поцелуй феи» И. Стравинского), а в 1930-1950-е годы – в «Ла Скала» в Милане, где постановочной частью заведовал его сын Николай. Встречаются и совсем потешные сценки.

Увлечение балетом оказалось настолько сильным, что по инициативе Бенуа и при его непосредственном участии была организована частная балетная труппа, начавшая в 1909 г. триумфальные выступления в Париже — «Русские сезоны». Пейзажная графика французского классицизма подсказала ему приемы художественного решения. Напротив, «рассудочность», «холодность» и«теоретизирование» втворчестве Бенуа воспринимал негативно, вот таким образом он не оценил статуса манифеста всистеме авангарда, концептуально связанного с«чистым» художеством. Он начал с рисунков к «Пиковой даме» (1898) и потом дважды возвращался к иллюстрированию этой повести (в 1905 и 1910 годах).

Также в картинах есть такая общая черта, как целостность живописи, то есть, картины понятны для восприятия и зритель может легко погрузиться в атмосферу картины (в спокойствие и невозмутимость «Бретонского пейзажа» и в знойный яркий летний полдень «Грота Аполлона»). Сознание юного Бенуа развивалось в атмосфере впечатлений искусства и художественных интересов. Позднее, уже зрелым мастером, Бенуа исполнил серии пейзажей Версаля, к которому много раз возвращался (1896, 1897, 1898, 1905, 1906, 1907, 1914), Петергофа (1900), Ораниенбаума (1901), Павловска (1902), Рима (1903), Венеции (1912). За этим первым опытом последовали четыре акварели – иллюстрации к «Золотому горшку» Э. Т. А.

Выше уже упоминалось о значении таких «открытий», как русская портретная живопись XVIII века и архитектура старого Петербурга. Ср. : «Ведь вискусстве не вкрасивых словах дело, авпереживаниях, вчувствах и, главное, внесознательном инепосредственном творчестве» (Бенуа. Именно в «Мире искусства» начинали свою разнообразную деятельность всемирно известные художники Леон Бакст, Мстислав Добужинский, Евгений Лансере, Игорь Грабарь. Бенуа исполнил также две серии иллюстраций к «Капитанской дочке» и в течение ряда лет подготавливал свою главную работу — рисунки к «Медному всаднику». «История живописи всех времен и народов» (Санкт-Петербург, 1912-17). Отмечал не только «приемлемых по духу» Гончарову, П. П. Кончаловского, И. И. Машкова, Лентулова, но иВ. Е. Татлина, Шагала, отдельные работы Малевича.

Его первые самостоятельные работы (1892-1895) представляют собой цикл изображений Павловска, Петергофа, Царского Села, уголков старого Петербурга, а также городов Германии и Швейцарии их старинных кварталов и памятников архитектуры. С детства полюбил он старый Петербург, пригороды столицы. Возникли в 15-16 веках. 1912 Две выставки.

Увлечение балетом оказалось настолько сильным, что по инициативе Бенуа и при его непосредственном участии была организована частная балетная труппа, начавшая в 1909 году триумфальные выступления в Париже — «Русские сезоны». «Теперь из этих же волшебных замков, куда проникла толпа, бегут кмужику, кего простодушной радости, кего пёстрой игрушке, хотят унего научиться смотреть на вещи просто, вкорень их, грубовато, но весело смеяться, грубовато, но горячо плакать, есть чёрный хлеб согурчиком да запивать ключевой водой» (Поворот клубку. Бенуа был инициатором и вдохновителем этой работы. 1913). Бенуа старается передать характер каждого героя, персонажа картины, своё отношение к нему. Позже они работали вместе с сыном Николаем и дочерью Еленой.

Нос как-то вылез и раздавил верхнюю губу, волосы стали хохлом над «слишком прямым» лбом. Именно пейзаж полно отразил мировидение художника. Кроме того, в студенческие годы молодой Бенуа проявил себя как писатель и искусствовед, дополнив книгу Муттера «История европейского искусства» главой про русское искусство.

Типы музеев: научно-просветительские исследовательские, учебные. Бенуа с уверенностью можно назвать первым русским «энциклопедистом» от искусства.

И в науке и в художественной критике, в каждом движении своей мысли Бенуа всегда оставался художником. В пьесах Мольера (режиссёры К. Станиславский и А. Бенуа, художник А. Бенуа) «Мнимый больной», «Брак поневоле», «Тартюф» И. К. Бенуа принадлежит постановочный исценографический план). Была известным живописцем и две ее картины приобрело Французское правительство.

401), «Выход императрицы Екатерины II в Царскосельском дворце» (1909, Гос. К ранним впечатлениям и переживаниям Александра Бенуа восходят истоки той смелой переоценки искусства XVIII столетия, которая является одной из крупнейших заслуг «Мира искусства». Там он работал главным образом в театрах. И. Грабарь отметил в иллюстрациях Бенуа тонкое понимание Пушкина и его эпохи и вместе с тем обостренное чувство современности, а Л. Бакст назвал цикл иллюстраций к «Медному всаднику» «настоящим перлом в русском искусстве». И как раз в легкомыслии и в фантастичности обвинял вчера Горький и Ленина и Троцкого («авантюристы» и т. д. ).

Это был «Павильон Армиды». С 1917 по 1926 год Бенуа заведовал Картинной галереей Эрмитажа, т. е. Художник работал над ними в течение всей своей жизни. См.

В те же годы под редакцией Бенуа выходил иллюстрированный журнал «Художественные сокровища России». Тонким поэтическим историзмом отмечены и его образы русской истории и литературы (гуаши для издания Русская история в картинках, 1907–1910 иллюстрации к Пиковой даме, 1899 и 1910 и Медному всаднику, 1903–1922, А. С. Пушкина). Бенуа стал задумываться об эмиграции. В 1894 году начал свою карьеру теоретика и историка искусства, написав главу о русских художниках для немецкого сборника «История живописи XIX века». Современники видели в нем живое воплощение духа артистизма.

Лучшая из книжных работ художника, безусловно, его шедевр – рисунки к «Медному всаднику» Пушкина. Грабарь так писал: «У Бенуа много страстей, но из них самая большая 150 страсть к искусству, а в области искусства, пожалуй, к театру133 Он самый театральный человек, какого я в жизни встречал, не менее театральный, чем сам Станиславский, чем Мейерхольд133». Более зрелую фазу в развитии книжной графики Бенуа отражает его «Азбука в картинах» (1904) – первая книга, в которой художник выступил как единоличный автор, создатель замысла иллюстратор и оформитель. Превосходно скомпонованные, звучные, эти иллюстрации похожи на завершённые картины. К сожалению, у меня нет того мастерства (Достоевского или того же Толстого), чтоб передать и запечатлеть такой типичный для данного момента русский вечер во всех подробностях. И случилось так, что несколько усталое, книжное изящество мирискуссников, осложненное множественными художественными и историческими аллюзиями, пришлось по вкусу публике того времени, которая находилась тогда в социальной истерии второй половины девятнадцатого столетия истосковавшейся по «красивому изображению», которое не рвет сердце гневом и печалью, а вносит в душу тихую умиротворённость. Да и спокойнее было бы, если за дело управления взялся бы Троцкий — не доктринер и фантазер, а настоящий политический и государственный деятель, не имеющий поползновения прыгать в окно и подвергать всех величайшим рискам. Написал Мои воспоминания (1955), тонко воссоздающие атмосферу русского «серебряного века».

В 1901 году князь С. М. Волконский, директор Императорских театров, поддавшись уговорам С. П. Дягилева, принял решение подготовить специальную постановку под его руководством одноактного балета Делиба «Сильвия». С 1908 года А. Бенуа сотрудничает с С. Дягилевым в Париже. Западноевропейское искусство привлекало внимание Бенуа в неменьшей степени, чем русское. Публичные оценки критика, звучавшие вцелом ряде статей вгазете «Речь» (с 1909 по 1916), не укладываются врамки прямолинейной эволюции их нельзя трактовать упрощённо, вне определённого контекста. Вместе с С. П. Дягилевым, К. А. Сомовым и другими «мирискусниками» не принимал тенденциозность передвижников и пропагандировал новое русское и западноевропейское искусство. Много статей посвятил Бенуа истории архитектуры Петербурга.

Работая на прежнем профессиональном уровне, ничего принципиально нового и интересного Бенуа создать уже не смог, часто довольствуясь варьированием старого (одних вариантов ставшего легендарным балета Петрушка было исполнено не менее восьми). Бенуа. Следует заметить, что художественные вкусы и взгляды молодого Бенуа формировались в оппозиции к его семье, придерживавшейся консервативных «академических» воззрений.

На сцене театра выступают выдающиеся певцы из других стран. «Ныне я себя чувствую более усталым, разбитым и удрученным, нежели за все эти годы. Но, разочаровавшись в Революции, в 1926 году обосновался в Париже. Он оставил огромное количество работ, публикаций и мемуаров. работе (в 1918 возглавил Картинную галерею ЭрмитажаЭрмитаж в Санкт-Петербурге (от французского ermitage — место уединения) — один из крупнейших в мире художественных и культурно-исторических музеев.

На основе собственного творческого замысла (истолкования произведения) создает новую сценическую реальность, объединяя работу над постановкой (Московского Художественного театра, 1913-1915). Декорации и костюмы к этому балету тоже создал он, стремясь преобразить «сценическую коробку» в живое пространство. 1909). В качестве художественного критика дебютировал вжурнале «Мир искусства» (1899–1904), соредактор (1904). Дягилевым Александр Бенуа организовал объединение «Мир искусства», выпускавшее одноименное издание.

Не менее плодотворно работал он и как историк искусства: издал в двух выпусках (1901, 1902) получившую широкую известность книгу Русская живопись в XIX веке, существенно переработав для нее свой ранний очерк начал выпускать серийные издания Русская школа живописи и История живописи всех времен и народов (1910-17 издание прервалось с началом революции) и журнал Художественные сокровища России создал прекрасный Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа (1911). Проявивший себя во многих жанрах: в литературе, живописи истории искусства, критике, режиссуре, — Александр Бенуа вспоминается, прежде всего, как театральный художник и теоретик театрально-декорационного искусства. Превосходно скомпонованные, звучные, эти иллюстрации похожи на завершённые картины. В картине «Грот Аполлона» как раз хорошо выражена эта особенность живописи Бенуа: На картине я увидела летний яркий день и небольшой грот, который, вместе с зеленью деревьев, окружающих его, освещает яркое, ослепительное солнце. После Февральской революции 1917 сперва активно вовлекся в реформы культурной жизни и музейную работу (в 1918 возглавил Картинную галерею Эрмитажа издав ее новый каталог), по-прежнему выступал как художник книги и театра, участвовал в выставках. Оба художники.

У него-де в гимназии занятия прекратились, шестой класс он как бы окончил (согласно декрету Луначарского), мать его в качестве (вынужденной) саботажницы ничего не зарабатывает, деньги им нужны до крайности. Для этого нужны были новые композиторы и балетмейстеры, новые танцовщики и либреттисты. Выше уже упоминалось о значении таких «открытий», как русская портретная живопись XVIII века и архитектура старого Петербурга. В 1907 году А. Н. Бенуа играл важную роль в основании Старинного театра в Петербурге (для которого создал занавес), на следующий год одна из его декораций была использована в парижской постановке «Бориса Годунова». Недаром его лучшие создания принадлежат искусству книги и живописи театра. Ввысказываниях оппонентов сконцентрированы противоположные понимания сути творчества.

Вконце 1900-х, отмечая потребность всмене эстетических ориентиров, он первым из серьёзных критиков положительно отреагировал на появление новых веяний вискусстве, поддержав молодых художников (Выставка «Венок». В 1910 году вышло в свет обширное исследование Бенуа «Царское Село в царствование императрицы Елизаветы Петровны» – обстоятельно документированный труд, посвященный истории быта и художественной жизни России в первой половине XVIII века.

Гимназистом-семиклассником Бенуа пытался посещать «вольноприходящим учеником» Академию Художеств, но очень скоро, отвращенный регулярной и безнадёжно отсталой системой преподавания, сбежал оттуда «на волю». Родителям дети подарили: Атя — две акварели изображающие цирковую и балетную дам (в основу положены ее наброски с голой натуры, что придало этим ее изображениям несколько непристойный характер. ) Леля — просто выделила из своих этюдов три сангвины, причем две в натуральную величину, зато Кока постарался всерьез и написал большую темперу изображающую «второе» Рождество, — очень любопытную по замыслу, но, разумеется, еще несколько по-ребячески воспринятую мысль: светлый восход где-то в Италии, в простом домишке на большой дороге, украшенном полустертой фреской Мадонны, в окне видны светящийся, только что появившийся на свет младенец и его родители по дороге спешат к дому пастухи и на самом первом плане рабочий с тачкой остановился, пораженный изумлением. Наиболее значительные статьи касаются архитектуры старого Петербурга и его пригородов. Само обращение к пейзажу у Бенуа было продиктовано интересом к истории. Состоялись в 1907-14 в Париже и Лондоне.

Исключительная трудоспособность позволяла ему за один день заполнить альбом рисунками, поработать в мастерской над начатой картиной, побывать в мастерских театра, вникая в детали эскизов декораций и костюмов, в режиссуру и даже в проработку ролей с актерами. 1912). Бенуа детально не анализировал ине сравнивал разные течения новейшего русского искусства. Первая и наиболее сильная из них связана с театральными впечатлениями. В 1911-13 на основе «Русских сезонов» была создана постоянная труппа Русский балет Дягилева» (1908-11), режиссерРежиссер (от латинского rego — управляю) — постановщик спектаклей, фильмов, эстрадных и цирковых программ.

Два задень неприятных впечатления. Но с нами их связала ненависть ко всему затхлому, установившемуся, омертвевшему». Стал одним из организаторов и идеологов художественного объединения «Мир искусства», основал одноимённый журнал. В течение ряда поколений искусство являлось наследственной профессией в его семье. Бенуа внес огромный вклад в историю русской художественной культуры XX века. Стал одним из организаторов и идеологов художественного объединения «Мир искусства», основал одноимённый журнал.

В экспозиции — эскиз декорации церемонии для этой постановки. Но политика сама постоянно вторгалась в жизнь человека, который не имел ни определённых политических убеждений, ни желания вставать в открытую оппозицию какой бы то ни было власти. По Конногвардейскому бульвару катит трамвай, а за ним тащится хвост таких конькобежцев из которых первый прицепился к заднему вагону, а остальные гуськом друг за друга. Был автором Истории русской живописи в 19 веке (1902), Русской школы живописи (в 10 выпусках, 1904–1906) и Истории живописи всех времен и народов (в 4 томах, 1912–1917 издание не завершено). Ему принадлежат монография о Гойе (1908), путеводитель по картинной галерее Эpмитaжa (1911), большая статья о Лиотаре (1912) и ряд других работ, популяризирующих классическое наследие европейской живописи.

И вот почему Врубель у нас оказался рядом с Бакстом, а Сомов рядом с Малявиным. В 1894 Бенуа впервые выступил как историк искусства, написав главу о русских художниках для немецкого издания Истории живописи 19 века Р. Мутера (1894). Политические катаклизмы 1917 продолжили противостояние вновой плоскости. Издавало одноименный ежемесячный иллюстрированный литературно-художественный журнал (1898/99-1904, Санкт-Петербург), в котором печатались произведения писателей-символистов, статьи религиозно-философского характера» (1898-1904), позднее стал инициатором создания одноименного общества.

Программный характер носила вскоре появившаяся статья «Итоги» (1910). Целому ряду молодых художников некуда было деваться. По технике исполнения «Грот Аполлона» и «Бретонский пейзаж» очень похожи: и в одной и в другой картине хорошо читаются плоскости, переходы от света к тени выполнены плотными, хорошо прилежащими друг к другу мазками, но при этом нет переполнения элементами, лишними мазками, ненужными предметами, что подчёркивает то, что в обоих картинах присутствует чувство меры, которое присуще и художнику, создавшему эти шедевры. Реставрационный отдел. ).

С «Азбуки» А. Бенуа начинается история детской книги «Мира искусства». Этот балет создан по идее самого Бенуа и по написанному им же самим либретто. Зато в том же «Вечернем часе» имеются сообщения, скорее, утешительного характера, касающиеся политического положения.

Еще один этапный спектакль Бенуа — комедия-балет «Мнимый больной» в Московском художественном театре. Они составляют едва ли не половину его наследия. Я задалась вопросом: Кто же напутствовал этим художникам.

Восхищённый отзыв на выставку Гончаровой проецировал «принятие» Бенуа кубизма («теперь яуже более не решаюсь считать за ересь даже ипресловутые сдвиги, ту кошмарную абракадабру, которая пошла от Пикассо изаразила всю передовую молодёжь ина Западе иунас. С подключением кполемике Н. Н. Пунина (1916) акцентировался вопрос участия представителей авангарда ввыставках «Мира искусства» (экспонентами становились как лидеры движения, так иначинающие художники: Н. И. Альтман, Л. А. Бруни, Бурлюк, Н. С. Гончарова, М. Ф. Ларионов, А. В. Лентулов, М. З. Шагал идругие). Недаром его лучшие создания принадлежат искусству книги и живописи театра.

В 1911 году выходит, пожалуй, лучшее дореволюционное издание знаменитой повести А. С. Впервые ему пришлось решать здесь вопросы художественного конструирования книги. К тому же Бенуа является режиссёром театра (Пиковая дама, Павильон Армиды, Петрушка) и иллюстратором в различных изданиях.

В 1898 году вместе с С. П. Нортау следует, что именно нарком уговорил его не возвращаться на Родину. Ввёл новейшее искусство вотечественную художественную традицию, отмечая схожесть пластических решений («скрещенье путей») спамятниками древнерусской иконописи говорил онём иврусле современного общеевропейского процесса: «В области чисто живописного творчества шла работа над освобождением от академических традиций, над опрощением ипроизводились поиски новых красочных законов– явление вовсе не только русское, но мировое имеющее своим главным очагом Париж» (Иконы иновое искусство.

Отъезд как и ранее состоялся для постановки спектакля в «Гранд-опера» и участия в выставках, но оттуда в Россию он не вернулся. Александр учился в Академии художеств (1887), основные навыки живописи получил от брата Альберта, акварелиста и архитектора. Впервые ему пришлось решать здесь вопросы художественного конструирования книги. В дореволюционное время книжные работы Бенуа имели мало успеха у издателей. Подобные эмоции он назвал «ощущение ОГПУ», а также «общей болезнью в России».

Их обычно связывают лишь с именем С. П. Отправляя его в Париж, нарком прекрасно понимал, что происходит у него на душе. В конце 1896 года вместе с друзьями впервые приехал во Францию, где написал «Версальские серии»— картины изображали парки и прогулки «короля-солнце» Людовика XIV.

Я изучая художественные объединения 20-х годов 20 века, особенно обратила внимание на объединение «Мир Искусства». Решение стать художником созрело у Александра очень рано. Бенуа был последовательным защитником ценностей старины.

Здесь Бенуа старался показать уют работы и тёплую обстановку. Недаром Фокин впоследствии вспоминал, что критика находила в «Петрушке» слишком много «от Достоевского», сравнивала его с «Балаганчиком» Блока. Но врецензии (Выставка «Союза» (I). В ней приняли участие едва ли не все деятели «Мира искусства».

Бенуа14. Мотя, мастерица, устроила у себя в комнате еще более эффектную елку. Либретто писал Бенуа, музыку 150 его молодой родственник, композитор Н. Черепнин.

Словом 150 он театральный человек». и гуашей в 18 в. и раннем 19 в. Во время частых поездок во Францию создал большую акварельную серию «Последние прогулки Людовика XIV» (1897-98, Русский музей и др. Именно там им были написаны «Версальские серии». Умер Александр Бенуа в Париже в 1960 году, немного не дожив до 90-летнего юбилея. В 1911 году им был создан прекрасный «Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа». Член редакционного комитета (с 1908) журнала «Старые годы» публиковался вжурналах «Золотое руно» (1906–1908), «Московский еженедельник» (1907–1908), «Аполлон» (1909–1912) вгазетах «Слово» (1905), «Русь» (1905) идругих.

См. Их ранний рубеж в изобразительном искусстве 1910-х годов обозначен фовизмом и измом. Художник трудился над ней около года, но создаётся впечатление, что все иллюстрации сделаны «за один присест» и что процесс рисования сопровождался играми и разговорами с маленьким сыном Колей, впоследствии известным театральным художником. «И стилизаторы иимпрессионисты ипуристы илюминисты ифокусники иискренние– все страдают одним недостатком: спешной, непродуманной работой, дешёвкой. В него входили такие известные художники, как Лансере, Дягилев и Бакст. Наиболее значительные статьи касаются главным образом архитектуры старого Петербурга и его пригородов об одной из этих статей – Живописный Петербург (1902) уже говорилось выше.

«Авось, что там не будет этих русских. » – записал А. Бенуа в своём дневнике перед очередной заграничной поездкой. Наиболее ранние из ретроспективных произведений Бенуа связаны с его работой в Версале. Имя Бенуа – живописца, сценографа и иллюстратора историка искусства и художественного критика граничит с высшими достижениями «серебряного века» отечественной культуры.

У меня и отношение к прошлому более нежное, более любовное, нежели к настоящему. Современники видели в нём живое воплощение духа артистизма. В своей сценографии (балет Н. Н. Черепнина Павильон Армиды в Мариинском, 1907 Петрушка И. Ф. Стравинского в парижском театре Шатле, 1911 и др. ) продолжил традицию «живописного театра», придав ей невиданную драматическую остроту. Позднее, в воспоминаниях, написанных в старости, Бенуа признавался: «Во мне «пассеизм» начал сказываться, как нечто абсолютно естественное еще в раннем детстве и он остался на протяжении моей жизни «тем языком, на котором мне легче, удобнее изъясняться».

Именно они осуществили реформу театра, поменяли точку зрения на художественное оформление спектаклей: «мирискусники» добились соблюдения исторической правды, особенно в костюмах. статьи о Льве Баксте- части 28, 29). Он сразу же был вовлечен во множество театральных проектов. «Я не чувствую природы искусства. Природа интересовала художника главным образом в ее связи с историей.

Много работал в книжной графике. Александр Бенуа родился 3 мая (21 апреля по старому стилю) 1870 года в Санкт-Петербурге. Дягилева, забывая, что именно А. Н. К своим персонажам (Людовику и придворным) Бенуа относится с долей иронии. По происхождению и воспитанию принадлежал к петербургской художественной интеллигенции. Они хотели быть художниками-постановщиками, они мечтали о реформе балетного жанра вцелом. К 1897-1898 годам относится серия небольших картин, выполненных акварелью и гуашью и объединенных общей темой — «Последние прогулки Людовика XIV».

Ничто не любил он так горячо и не знал так глубоко. Тем же темам, в сущности, были посвящены и его многочисленные натурные пейзажи, которые он обычно исполнял то в Петербурге и его пригородах, то в Версале (Бенуа регулярно ездил во Францию и подолгу жил там). Две темы неизменно пользовались его вниманием: «Петербург XVIII — начала XIX в. » и «Франция Людовика XIV». Не люди интересуют художника, а лишь атмосфера старины и дух театрализованного придворного этикета (У бассейна Цереры, 1897, Государственная Третьяковская галерея).

Жил в основном в Петербурге. Гофмана (1899), оставшиеся неизданными и две страничные иллюстрации к книге П. И. Кутепова «Царская и императорская охота на Руси» (1902), созданные в сотрудничестве с Е. Е. Лансере. Бенуа занимал в труппе пост директора по художественной части. Постоянно выступал и как критик (наиболее значительны его статьи 1908-17 в газете «Речь»). Семье Бенуа удалось выжить в эти годы лишь благодаря американским пайкам АРА (помощи пострадавшим странам в Первой мировой войне). Бенуа тонко уловил одну из основных эмоциональных сторон русского авангарда– «страдание», составляющее противовес «отрадному» искусству, которое культивировали ведущие мастера рубежа XIX–XX веков– К. А. Коровин, В. А. Серов идругие. Его детской мечтой было стать театральным художником. Однако далеко не все именитые художники благосклонно отнеслись к «Миру искусства».

Он слушает, охотно идёт на всякие пробы и переделки и, видно, хочет понять секреты сцены. С большими трудностями переходил он из класса в класс и в частной гимназии К. Мая. Рисунки к Капитанской дочке (1904) остались неизданными. Бенуа был инициатором и вдохновителем этой работы. В некоторых записях явно прослеживается нежелание встреч со своими прежними знакомыми и соотечественниками.

К ранним работам Бенуа для книги принадлежит иллюстрация к «Пиковой даме» (1898), опубликованная в трехтомном собрании сочинений Пушкина (1899) иллюстрированном многими русскими художниками, в том числе и мастерами «Мира искусства». Жизнь его была полна труда и исканий, ошибок и больших творческих успехов. С. П. Дягилев учился вместе с Бенуа на юридическом факультете.

Как мы знаем, спектакли русского балета произвели в Европе ошеломляющее впечатление. Для этой цели используются воздушная и линейная перспектива и иные живописные приемы. Тысячу раз благодарю за Ваше чудесное приглашение.

По количеству сообщенных в нем фактов он и сегодня почти не имеет себе равных. Именно из «Записок» Бенуа узнал о ритуалах прогулок Людовика, о кормлении рыб, о созерцании королем величественных скульптур в парке («Прогулка в кресле», 1897 «У бассейна Цереры», 1897 «Кормление рыб», 1897 «У Курция», 1897— все в Русском музее, Санкт-Петербург). К десяти годам Бенуа был глубоко захвачен тогдашней страстью к драме, опере и балету и еще до своей поездки в Германию в 1890 году он видел «Спящую красавицу», «Пиковую даму» и многие другие спектакли. Судя по газетам, главная квартира «контрреволюции» теперь в Новочеркасске.

Первый вариант иллюстраций к Медному всаднику (1903) опубликован не отдельной книгой, а только в журнале Мир искусства (1904), с нарушением задуманного художником макета оформления. Работа над таким спектаклем началась в 1901 году на сцене Мариинского театра. Александр Николаевич Бенуа был девятым (и последним) ребёнком в семье академика архитектуры Николая Леонтьевича Бенуа и музыкантши Камиллы Альбертовны (урожденной Кавос). Бенуа— один из самых значительных художественных критиков начала XX века, ввёл в оборот выражения авангард и русский сезаннизм10. В колорите Бенуа отсутствует живое ощущение цвета.

Одной из важнейших миссий этого движения, возникшего в русле «Мира искусства», был систематический пересмотр всего материала, критических оценок и основных проблем истории русской живописи, архитектуры, пластики и декоративно-прикладного искусства XVIII и XIX столетий. Первым спектаклем «Русских сезонов» становится «Борис Годунов», А. Бенуа создает декорации Сандомирского замка. Наиболее ранние из ретроспективных произведений Бенуа связаны с его работой в Версале.

Бенуа уже в апреле 1923 года. Кока склеил из картона каркас и она его увесила всякими побрякушками, оставшимися от прежних времен и увила «ангельскими волосами». Это решение было связано, главным образом, с финансовыми и семейными обстоятельствами. Учился в петербургской Академии художеств (1887), но основные навыки живописи получил от брата Альберта, акварелиста и архитектора.

Способствовали популяризации русского искусства за рубежом. Вответ усилиями левых художников 12марта 1917 был собран многочисленный митинг вМихайловском театре против «диктатуры Бенуа» иперспективы министерства, руководящие должности вкотором заняли бы близкие Бенуа деятели.

Т. 1. В 1926, не вернувшись из очередной командировки, обосновался в Париже. Станиславский писал о работе с Бенуа так: «Бенуа оказался очаровательным. В годы революции и Гражданской войны А. Н. Бенуа оставался в Петрограде.

как историк искусства, написав главу о русских художниках для немецкого издания «История живописи XIX века» Р. Мутера (Мюнхен, 1894). Бенуа культивировал «ценный дух субъективизма» вхудожественной критике вего статьях вбольшей степени присутствует не анализ эволюции пластической формы, аосмысление эстетического иэмоционального воздействия художественных произведений не скрываются симпатии иантипатии автора кхудожникам. Он уже соглашается продолжать переговоры в Бресте (под предлогом, что немцы уже туда выехали) и сам едет туда. Этот проект касается учреждения ведомства или предприятия (толком я не понял), цель которого — примирить программу большевизма («но ты понимаешь, дядя Шура, дельного, жизненного большевизма») с интересами промышленников. В эту серию входит около 250 статей, необыкновенно разнообразных по содержанию и, в целом, с большой полнотой отражающих художественную жизнь тех лет. Человеком он был очень общительным, вдохновлялся всеми новыми начинаниями.

Основал и редактировал журнал «Художественные сокровища России» (1901–1903), активно сотрудничал в журналах «Старые годы», «Московский еженедельник», газетах «Слово» и «Речь» (особенно значительны его Художественные письма в кадетской «Речи», 1908–1917). 1913). С. 150). Он не мог иначе. Поставлены: оперы «Борис Годунов» М. П. Мусоргского, «Псковитянка» Римского-Корсакова, «Князь Игорь» А. П. Бородина, балеты «Шехеразада» Римского-Корсакова, «Жар-птица» И. Ф. Стравинского и др.

Соблазн остаться за границей был велик, но страх навсегда оторваться от родной почвы, оказавшись «беженцем» без определённых занятий, останавливал художника на протяжении нескольких лет. Среди ее работ есть портрет Б. Ф. Представляя собою дань времени, они не должны играть решающей роли в оценке труда Бенуа.

«Павильон Армиды» был осуществлён на сцене Мариинского театра лишь в 1907 году. Трудно переоценить масштабы этой работы, которая могла быть только коллективной. Но на его пути постоянно вставали препятствия бытового характера: приходилось заботиться о благосостоянии семьи, постоянно обходить препоны, чинимые правительством деятелям искусства (например, запрет рисовать на улицах Петрограда).

Рассматривая русскую культуру врусле развития мирового художественного процесса, он сочетал «внешний» обобщающий взгляд на отечественное искусство сревностным отношением ко всем новациям, находящимся вне мирискуснических проектов, при этом его публичная критика касалась не только эстетических противников, но иближайших коллег и«попутчиков». Бенуа оформил оперу Р. Вагнера Гибель богов на сцене Мариинского театра и вслед за тем исполнил эскизы декораций к балету Н. Н. Черепнина Павильон Армиды (1903), либретто которого сочинил сам. «Мирискусникам» удалось воплотить свою мечту 150 создать театральное зрелище, органичное во всех аспектах 150 было достигнуто единство живописи, музыки, танца и литературы.

Выражая тревогу по поводу отсутствия в современной культуре объединяющего «большого стиля», боролся против безвкусицы и варварского отношения к памятникам истории и искусства выступал против русского авангардаАвангардизм (авангард) — совокупное наименование художественных тенденций, более радикальных, чем модернизм. Но и здесь перед А. Н. Трудно переоценить масштабы этой работы, которая могла быть только коллективной. Истинная радость получается от сознания, что творения, будь то пластические образы (в том числе и спектакль), будь то музыкальные звуки, будь то мысли и слова, соответствуют какой-то внутренней подсказке или тому, что принято называть вдохновением.

В искусствоведческих трудах сочетал пропаганду классического наследия с проповедью «свободного искусства». Позднее, уже зрелым мастером, Бенуа исполнил серии пейзажей Версаля, к которому много раз возвращался (1896, 1897, 1898, 1905, 1906, 1907, 1914), Петергофа (1900), Ораниенбаума (1901), Павловска (1902), Рима (1903), Венеции (1912). Это отсутствие того, что называется школой (и что так ясно сквозит втворчестве Сезанна иГогена, отчасти даже уМатисса иуПикассо), покрывается словами: самобытность, темперамент, ярь, радость творчества, примитивизм, свобода» (Сезанн иГоген.

Известно, что от своей матери Александр «унаследовал» культ театра. Бенуа охарактеризовал состояние русского художества, обозначив его основной современной силой мастеров «Мира искусства» роль поисков «крайней левой» молодёжи свёл кпереходному явлению, введя по отношению кним термин «византинизм», символизирующий неизбежную «одичалость» вмомент гибели старой утончённой культуры перед «неизвестным» новым расцветом культуры будущей. По ходатайству Бенуа они были представлены на очередной выставке СРХ (1910). Я надеюсь, что он принесет счастье, которого нам так долго не хватало. Роль Бенуа в балетных постановках, а также оформлении спектаклей гораздо более значительна, чем роль его приятеля Дягилева.

Бенуа мог бы вполне ужиться (именно это он и пытался сделать ещё с 1917 года), если бы они давали ему возможность спокойно заниматься любимым делом. После раздачи подарков «старики» занялись разглядыванием всякой коллекционерской всячины, а молодежь плясала, несмотря на темноту ибо электричество потухло. Гольдони «Хозяйка гостиницы» художник создал подлинно театральный образ Франции и Италии, стилизованный изящный, чуть жеманный, образ очень точный в деталях, но претворённый в изысканное зрелище. Следует заметить, что художественные вкусы и взгляды молодого Бенуа формировались в оппозиции к его семье, придерживавшейся консервативных «академических» воззрений. Его первые самостоятельные работы (1892-1895) представляют собой цикл изображений Павловска, Петергофа, Царского Села, уголков старого Петербурга, а также городов Германии и Швейцарии их старинных кварталов и памятников архитектуры. Блестящий эрудит и общественник, был главным инициатором создания журнала «Мир искусства» (с 1898), а затем и одноименного кружка художников.

Или это только прием для нажима на германское правительство. Понятие «художественности» неизменно ассоциировалось у него с понятием «театральности» именно в искусстве театра он видел единственную возможность создать в современных условиях творческий синтез живописи, архитектуры, музыки, пластики и поэзии, осуществить то органическое слияние искусств, которое представлялось ему высшей целью художественной культуры. Большевики, едва захватив власть, объявили «войну дворцам» и радетель отечественного искусства деятельно занялся проблемами реорганизации дворцовых комплексов, а также сохранения этих памятников отечественной культуры от вандализма и разграбления. Решение стать художником созрело у Александра очень рано. картинная галерея Армении, Ереван), «Петербургская улица при Петре I» (1910, частное собрание в Москве) и «Петр I на прогулке в Летнем саду» (1910, Гос. Бенуа, чтобы иметь возможность выезжать из страны, связал себя некоторыми обязательствами с ИНО ОГПУ.

Несмотря на прорыв, совершённый МХТ, в Петербурге, на казённой сцене оставались в ходу «дежурные» декорации. И только художники общества «Мир искусства», во главе которого был А. Бенуа, пытались изменить к лучшему театральные постановки. Сознание юного Бенуа развивалось в атмосфере впечатлений искусства и художественных интересов. Художник хорошо чувствовал красоту архитектурных форм. Театр был в течение всей жизни Бенуа самым сильным его увлечением.

Так как Александр Бенуа вырос в атмосфере исключительной художественности, он посещал классы Академии художеств, но считал себя автодидактом (самоучкой). В 1894 году Александр Бенуа дебютировалДебют (французское debut) — первое выступление на каком-либо поприще например, артиста на сцене. Художник может посмеиваться над своим героем, может его прославлять, задумывается, добродушно улыбается или сатирически высмеивает своего персонажа.

В браке родились дети: дочь Елена и сын Николай. Не исключено, что А. Н. Бенуа оформил оперу Р. Вагнера «Гибель богов» на сцене Мариинского театра и вслед за тем исполнил эскизы декораций к балету Н. Н. Черепнина «Павильон Армиды» (1903), либретто которого сочинил сам.

Почти всем, кто участвовал в организации издания, было меньше тридцати. 1912) ивособенности Бурлюка (Кубизм или кукишизм. Ленин стоит за «священную войну», Троцкий — за мир во что бы то ни стало но первый-де устал и поехал отдыхать в Финляндию. Особо любимый им период в истории искусства 150 барокко.

Однако, дело в том, что явления искусства мирискуссники (и в том числе сам Александр Николаевич) оценивали не с точки хрения национальной принадлежности, а по законам красоты. К ним он обращался в первую очередь в своих исторических композициях – в двух версальских сериях (1897, 1905-06), в широко известных картинах Парад при Павле I (1907), Выход Екатерины II в Царскосельском дворце (1907) и др., воспроизводя давно ушедшую жизнь с глубоким знанием и тонким ощущением стиля. Редактор издания «Художественные сокровища России» (1901–1903). Сдругой стороны, работы авангардистов выглядели чужеродными среди произведений коренных членов общества, подчёркивая эклектичность икризис «Мира искусства» 1910-х.

«В искусстве нужна истина, но не искренность» (Малевич 2004. Взгляды Бенуа на авангардистское движение, вцелом критические, менялись. Сам Бенуа так писал о методе работы в «Русских сезонах» и о «Петрушке» : «133Было решено в «дирекции Дягилева», что настал момент создать русскую хореографическую сказку, то стали эту сказку сочинять общими усилиями133 разработкой фабулы занялась целая, очень своеобразная «комиссия», в которой приняли участие и Черепнин и Фокин и я и Стеллецкий и Головин и несколько литераторов, среди которых неоценимые указания и материалы сообщил А. М. Ремизов133 Вместо Черепнина музыку к затеянному балету взялся написать юный композитор, ученик Римского-Корсакова и сын знаменитого оперного певца И. Ф. Стравинский и нужно сознаться, что смелость Дягилева, поручившего наугад такое рискованное дело художнику, себя ещё ни в чём не проявившему, что эта смелость оказалась как нельзя более благополучной». И вот почему Врубель у нас оказался рядом с Бакстом, а Сомов рядом с Малявиным. Сомневаюсь, чтоб у них были шансы на успех, если даже и верны слухи, что в Петербурге и в Москве налаживается организация «белого заговора, в котором участвуют и форменные монархисты и умеренные социалисты.

Не принимая для себя вбольшинстве случаев эстетику левых направлений, он постепенно признал значимость роли авангарда вдальнейшем развитии искусства. Пришедший к завтраку (без приглашения) Слава Жук самым нахальным образом попросил у меня рекомендательное письмо к Луначарскому. 1916).

Бенуа, занявший в труппе пост директора по художественной части исполнил оформление к нескольким спектаклям. Такое ощущение, точно что-то, нависло над головой», - писал А. Н.

Совершал длительные заграничные поездки. Пьермарини, G. Piermarini). Эту утешительность (вернее, намек на нее) я усматриваю в том, что, судя по этой сплетнической газете, между Лениным и Троцким возникло несогласие в вопросе о мире.

В 1913–1915 – главный художник Московского художественного театра осуществил несколько постановок вместе с К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко (лучшими из них считаются Маленькие трагедии А. С. Пушкина, 1914–1915). Мне все это, самый стиль ужасно за последнее время огрубевшего юноши не понравились, но какое-то чувство долга и просто слабость взяли верх и я написал строчек десять, чувствуя и всю несообразность отправки такого мальчишки к самому министру и всю неприятность такого моего «обращения к большевикам» с просьбой, при сознании, что лучше было бы мне продолжать держаться от них в стороне.