Андреа Мантенья

Андреа Мантенья (итал. Andrea Mantegna, ок. Андреа Мантенья. Мантенья Андреа (Mantegna) итальянский живописец и гравёр эпохи Раннего Возрождения. Андреа Мантенья (итал. Andrea Mantegna, ок.

Мантенья испытал влияние Донателло, Андреа дель Кастаньо и венецианской живописи. Один из лучших художников Италии XV столетия, Андреа Мантенья обладал глубокими познаниями о древнеримской цивилизации, однако посвятил жизнь преимущественно христианской живописи. Главным произведением падуанского периода жизни Андреа Мантеньи стали росписи капеллы Св. В Оружейной палате Московского Кремля до 18июля можно увидеть картину «Святой Георгий»— один из самых известных шедевров выдающегося мастера итальянского ренессанса Андреа Мантеньи.

Андреа Мантенья родился в 1430 или в 1431 году, вероятно, в Изола ди Картуро, между Виченцей и Падуей. Андреа Мантенья (итал. Мантенья Андреа (Andrea Mantegna) (около 1431, Изола-ди-Картуро, область Венето – 1 3 сентября 1506, Мантуя) – выдающийся итальянский художник и гравер эпохи раннего Возрождения. Андреа Мантенья (ок.

Самая ранняя из них, возможно, Мадонна с Младенцем из музея Польди-Пеццоли (Милан), насыщенная живопись которой тесно вжимает Мать и Сына в пределы массы без проемов и просветов. Не позднее четвертого мая 1459 года Лудовико Гонзага написал художнику, что капелла в замке Сан Джордже, резиденции маркиза, подготовлена согласно его указаниям.

Во фресках падуанской церкви Эремитани Мантенья рассказал эпизоды из истории св. С 1690 года Триумф Цезаря многократно реставрировался. Поврежденная затем во время оккупации имперских войск (1630), она пребывала в губительной заброшенности, продолжавшейся до 1875 года. Антония, созданного Донателло для базилики Сант Антонио (Санто) в Падуе. Окантовка полученных таким образом компартиментов, медальоны с бюстами римских императоров в ромбах и мифологические эпизоды в распалубках написаны гризайлью, создающей имитацию мраморных рельефов на золотом мозаичном фоне. Так, лицо, выглядывающее справа в Принесении во храм из Берлина, сейчас признано автопортретом художника, сходным с тем, что обычно распознают в сцене Святой Иаков перед судом Ирода Агриппы (первая фигура слева) из Эремитани и с тем, что в виде гигантской головы Мантенья написал для Оветари на внешней стене капеллы.

Антония, созданного Донателло для базилики Сант Антонио (Санто) в Падуе. В сцене «Святой Иаков перед Иродом Агриппой» в капелле Оветари все анатомические детали, складки драпировок и элементы архитектуры жестко и отчетливо прорисованы. По поводу подлинности миланской картины никогда не возникало сомнении. Некоторые специалисты относят его к первому или ко второму пребыванию Андреа и Тоскане (1466 или 1467 гг. ). Короче, здесь было все необходимое для того, чтобы объединить общей оправой взволнованные эпизоды из жизни Иоанна Крестителя и другие истории (Рождество, Крещение и т. д. ), отдельные фигуры святых и евангелистов, портрет папы-заказчика.

  • Известные работы Андреа Мантенья
  • Биография, творчество и картины Андреа Мантенья
  • Мантенья АндреаКартины и биография
  • Андреа Мантенья: жизнь и творчество художника
  • Андреа Мантенья краткая биография

Его же мы находим и в декорации последней стены с изображением Встречи, выполнявшейся методом светового дня, когда художник смачивал только такой участок поверхности, какой можно успеть расписать при естественном освещении.

По мнению некоторых исследователей, к немногим образцам станковой живописи этого времени относится Мертвый Христос из Милана, предполагаемые датировки которого колеблются между концом падуанского периода (около 1475) и 1501 годом или позже. Усыновление детей и их последующее ученичество было для него обычной практикой. Ее движение достигает кульминации в торжественном прохождении перед Цезарем-победителем. Сменивший в тридцатилетнем (т. е.

  1. Словари и энциклопедии на Академике
  2. Напишите отзыв о статье Мантенья, Андреа
  3. Отрывок, характеризующий Мантенья, Андреа
  4. Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  5. О знаменитости:Крупнейший художник эпохи Возрождения в Северной Италии

Из всего цикла уцелели только три последние композиции. Поверхности предметов выглядят упругими и плотными, воздух кажется кристально прозрачным. Она могла бы послужить для нас ключом к расшифровке композиции Двор, которая не являет собой просто портрет семьи маркиза (в отсутствие облеченного пурпуром сына), что ясно видно из оживленной суеты в правой части росписи. В целом, это был репертуар мантуанской Камеры, приспособленный к духовным задачам и претворенный с усердной тщательностью (в связи с которой Вазари пишет о стенах, которыескорее кажутся миниатюрой, чем фреской) и с обычным у Мантеньи мастерством в передаче оптической иллюзии.

Известные работы 
Андреа Мантенья

Но являлась ли она подлинным произведением художника. В 1460 является придворным живописцем династии Гонзага в Мантуе. Для студиоло (кабинета) Изабеллы дЭсте, жены Франческо Гонзага, Мантенья написал две композиции на мифологические темы (третья осталась незаконченной): Парнас (1497) и Миневра изгоняющая пороки (1502, обе в Лувре). Литературные источники не давно найдены в Сне Полифила Франческо Колонна (Венеция, 1499) и в сочинении Боккаччо О происхождении языческих богов. Именно Скварчоне и стал первым учителем живописи для Андреа Мантеньи.

9. В них заметно некоторое смягчение стиля Мантеньи, связанное с новым пониманием пейзажа. Он познакомился, например, с семейством Беллини— одной из крупнейших художественных династий Венеции и Италии, давшей миру таких художников, как Якопо Беллини (1400–1470), расписавшего множество венецианских церквей, его сын Джентиле (1429–1507), чрезвычайно почитаемый при жизни художник, автор многочисленных портретов дожей и прочей венецианской знати и конечно, самый известный представитель фамилии— Джованни (1430–1516), младший брат Джентиле, оставивший после себя более 200произведений живописи и рисунка.

В 1915 году они были обнаружены и плачевном состоянии под повторявшими их неоклассическими записями. Три года спустя правивший Гонзага уступил Карлу I Английскому девять полотен. В этом и последующих произведениях М. (триптих для церкви Сан-Дзено Маджоре в Вероне, 1457—59, хранится там же, отдельные части — в Лувре, Париж и Музее изящных искусств, Тур) складывается его характерная живописная манера, в которой краски, отливающие металлическим блеском, уподобляются драгоценным эмалям. Атрибуция в качестве работы мастерской, поддержанной, однако, помощью Мантеньи, приемлема для других произведений в музеях Парижа и Вены, особенно Муция Сцеволы из Монако, в то время как для Удачи из Мантуи (Палаццо Дукале) участие главы мастерской необходимо исключить. К творческому закату Мантеньи также относятся «Поклонение волхвов» (Малибу) с мельчайшим воссозданием уважительно склоненных голов, а также претворённый в жизнь жестокий трагизм в «Се человек» (Париж), устройство личной погребальной капеллы (церковь СантАндреа, Мантуе).

Суровым духом римской античности проникнута серия монохромных картонов с «Триумфом Цезаря» (1485—88, 1490—92, Хэмптон-корт, Лондон). Записка в правой руке кардинала Франческо, хотя в ней и распознается подпись Андреа, даже после последней тщательной расчистки Встречи, остается нечитаемой. Преобладание красных и золотистых тонов придает этой сцене должное великолепие. После реставрации 1961 года первое из них породило ссылки на Мантенью, остальные – на Корреджо и на круг Мантеньи.

В молодости он даже участвовал в археологических раскопках.

В единственной уцелевшей работе Скварчоне – алтаре, датированном 1449 годом (Падуя, Городской музей), – сочетаются северные черты и поиски тосканской школы. Название этого покоя — Камера дельи Спози (Комната новобрачных) — восходит к XVII веку первоначальное назначение его неизвестно. После этого открытия персонаж Встречи (второй справа, в фиолетовом головном уборе), не одно столетие считавшийся изображением Мантеньи, теперь, возможно, должен рассматриваться как Кристиан I Датский. Если разбирать данные работы, то в первой из них стиль Мантеньи ещё различим, что не скажешь о «Крещении», где сложно уловить сквозь грузное письмо чей-то руки даже некий намёк на идею автора. Творчество Мантеньи выросло на сложной основе.

Черты лаконичного, несколько сурового стиля Мантеньи (который с годами претерпел мало изменений) проявились и в его ранних станковых полотнах, таких как «Моление о чаше» (1455), «Распятие» (1457-1459), «Св. Себастьян» (1456-1459) и других. В то же время с противоположной стороны, с очевидными намеками на христианскую символику, золотятся пшеницей поля, пастухи гонят овец, город сверкает на солнце. Декорация комнаты (практически квадратной, со стороной около 8, 05 метра, расположенной в северной башне замка Сан Джордже) включает в себя, прежде всего, плафон, в центре которого находится знаменитыйокулусс переданной в ракурсе снизу вверх балюстрадой, оживленной присутствием женских фигур, путти, вазы с цветами, павлина.

Уже в росписях капеллы Оветари в церкви Эремитани в Падуе (1449—55 в 1944 почти полностью погибли) проявляется приверженность М. к жёсткой, архитектоничной композиции, сильным ракурсам. К последним годам творчества мастера относятся, кроме того, Поклонение волхвов из Малибу (музей Гетти) с точнейшим воспроизведением почтительно склоненных голов, Се человек в Париже (музей Жакмар-Андре) исполненная сурового, даже жестокого трагизма и оформление собственной погребальной капеллы в церкви СантАндреа в Мантуе. Скварчоне был увлеченным первооткрывателем талантов. Между 1441 и 1445 гг.

Нетрадиционным для подобных произведений выглядит изображение Марса и Венеры. Затем последовал Двор, где Мантенья применил загадочную жирную темперу, нанесенную по сырой штукатурке и способ работылесами, при котором за один раз покрывается живописью участок поверхности, определяемый размером лесов (досок настила, на котором стоит мастер). Его ранние произведения отмечены чертами суровости и величия.

Все фигуры участвуют в действии, все подчинены твердо сплоченному целому. Он обогатил новыми законами и композицию картин. Они возобновились в ноябре 1453 и завершились, вероятно, в январе 1457 года. Место действия на этот раз – античный город с величественными зданиями и арками.

Между 1456 и 1459 он написал алтарный образ для церкви Сан Дзено в Вероне. Юлий Цезарь, ни триумфальной колеснице – в плохом состоянии. Столь же иллюзорно решены и росписи стен. Недавняя реставрация раскрыла в левом компартименте западной стены караван волхвов. Андреа Мантенья – великий итальянский художник XV-XVI вв.

По мнению некоторых исследователей, к немногим образцам станковой живописи этого времени относится Мертвый Христос из Милана, предполагаемые датировки которого колеблются между концом падуанского периода (около 1475) и 1501 годом или позже. Скварчоне был увлеченным первооткрывателем талантов. В результате самых последних работ сложилась ситуация, обрисованная выше. 1497 год – это, возможно, также год завершения Парнаса для Студиоло (рабочего кабинета) Изабеллы дЭсте в замке Сан Джордже. Декорация комнаты (практически квадратной, со стороной около 8, 05 метра, расположенной в северной башне замка Сан Джордже) включает в себя, прежде всего, плафон, в центре которого находится знаменитый окулус с переданной в ракурсе снизу вверх балюстрадой, оживленной присутствием женских фигур, путти, вазы с цветами, павлина. Андреа Мантенья (Andrea Mantegna) родился в 1431году в семье плотника Бьяджо, в местечке Изола-ди-Картура, между Падуей и Виченцией. С 1460 М. живёт в Мантуе, при дворе Лодовико Гонзага.

В единственной уцелевшей работе Скварчоне – алтаре, датированном 1449 годом (Падуя, Городской музей), сочетаются северные черты и поиски тосканской школы. В этом цикле и в Мадонне делла Ветториа (1496, Париж, Лувр), написанной в память о военной победе Гонзага искусство Мантеньи достигло наибольшей монументальности. Короче, здесь было все необходимое для того, чтобы объединить общей оправой взволнованные эпизоды из жизни Иоанна Крестителя и другиеистории (Рождество, Крещение и т. д. ), отдельные фигуры святых и евангелистов, портрет папы-заказчика.

Умер Мантенья 13 сентября 1506. К поздним произведениям М. принадлежат: аллегорико-мифологические композиции для кабинета Изабеллы дЭсте («Парнас», 1497, Лувр, Париж и другие), цикл монохромных картин («Самсон и Далила», 1500-е годы, Национальная галерея, Лондон и другие). Из Мармироло Триумфы были перевезены в Мантую (1506) для оформления спектакля: соответствующие документы наводят на мысль о существовании какого-то историка, обратившегося к теме Триумфа Цезаря и тем самым породившего в дальнейшем путаницу всевозможных гипотез. Ее движение достигает кульминации в торжественном прохождении перед Цезарем-победителем.

Изображение не лишено сходства с автопортретом в медальоне капеллы Оветари. Формы в них объемны, жесты убедительны и ясны, пространство трактовано широко и свободно. Затем последовал Двор, где Мантенья применил загадочную жирную темперу, нанесенную по сырой штукатурке и способ работы лесами, при котором за один раз покрывается живописью участок поверхности, определяемый размером лесов (досок настила, на котором стоит мастер).

Учился у своего приёмного отца Ф. Скварчоне в Падуе. Все они были объявлены произведениями руки Мантеньи. Мантенье принадлежит большая часть работы по созданию фресок (1449–1455) и именно его художественный стиль доминирует в ансамбле. Согласно логике, работы должны были начаться с потолка, выполненного фреской с небольшими кусками, написанными по сухому (части окулуса и окружающей его гирлянды).

Скварчоне был глубоким энтузиастом классической древности. Мантенья родился ок. В двенадцати люнетах, которыми оканчиваются стены, помещены гирлянды с эмблемами Гонзага.

Так, в одной из ранних станковых работ Мантеньи — «Молении о чаше» (1455, Лондон, Национальная галерея), повторяющем мотивы рисунка Якопо Беллини, действие происходит на фоне величественного и сурового скалистого пейзажа с поднимающимися к небу каменными пиками скал фантастического облика, от глаза художника не ускользает засохшее дерево с полусодранной корой и вывороченный с корнями ствол с обнажившимся рисунком древесины. Однако есть в этой картине некоторая завораживающая бестелесность (возможно играет свою роль несовпадение размеров кровати и тела на ней), заставляющая вглядываться в нее снова и снова и ощущать себя свидетелем и участником библейских событий. Терраса продолжается вправо до короткой лестницы, спускающейся в прихожую, где все тот же занавес позволяет лишь смутно угадывать залитый солнцем дворик с работающими каменщиками – замысел исполненный конструктивной ясности и непосредственной простоты.

АНДРЕА МАНТЕНЬЯ (около 1431–1506 гг. ) – один из крупнейших живописцев эпохи Возрождения в Северной Италии. Так же тщательно выписаны детали пустынного пейзажа со странной, похожей на гигантскую друзу минералов скалой и каменоломней в миниатюрной композиции «Мадонна каменоломен» (Мадонна делле каве, 1489, Флоренция, Галерея Уффици). – побуждали считать очень поздним также Святого Себастьяна из Ка д0ро в Венеции. Мантенья (Mantegna) Андреа (1431, Изола-ди-Картуро, Венето, — 13. 9. 1506, Мантуя) итальянский художник и гравёр Раннего Возрождения. В период с 1480 по 1495 год по заказу дома Гонзаго Мантенья выполнил цикл «Триумф Цезаря», предназначенный для украшения дворцового театра в Мантуе.

Антония, созданного Донателло для базилики Сант Антонио (Санто) в Падуе. Один из крупнейших живописцев эпохи Возрождения в Северной Италии. Следует отметить, что Мученичество Святого Иакова и две сцены из жизни Святого Христофора по контракту должен был написать Пиццоло Мантенья выполнил их после смерти компаньона (1453).

Марангони, 1933). Есть и такие, кто рассматривает фигуры двух оплакивающих Христа как позднее включение, поддерживая, в сущности, тем самым основательность упрека в их неуместности в пределах тесно сомкнутой композиции (М. Историческую документацию цикла составляют восемь или девять писем.

Родился в 1431 году в Изола-ди-Картуро недалеко от Венеции. 16 мая 1446 Мантенья и три других художника получили заказ на роспись капеллы Оветари в падуанской церкви Эремитани (разрушенной во время Второй мировой войны). Из всего цикла уцелели только три последние композиции. Ей близка Мадонна Батлер (Нью-Йорк, музей Метрополитен), возможно, копия с неизвестного оригинала. Слава мастерской Скварчоне была так велика, что в ней работали не только падуанцы, не только уроженцы соседней Венеции или Феррары, но также и приезжие из отдаленных городов Ломбардии и даже Тосканы.

Маловероятно, что картина из Глен Хед (частное собрание) могла бы решить проблему: несмотря на ручательства знаменитых специалистов по творчеству Мантеньи, речь идет о скромной копии позднего чинквеченто (ХVI век). С этим, может быть, связано некоторое отличие в компоновке Мученичества Святого Иакова по сравнению с Шествием на казнь, расположенным рядом. Недавняя реставрация раскрыла в левом компартименте западной стены караван волхвов. Добытые им сокровища он сделал орудием артистического воспитания целого поколения молодых художников.

Скорее всего, кисти Мантеньи принадлежит только Вознесение. В исследовательской литературе много говорится о влиянии творчества венецианцев Беллини на манеру Мантеньи, однако влияние это было взаимным. Цикл монохромных картин Триумф Цезаря (1482–1492) был написан по заказу Франческо Гонзага и предназначался для украшения дворцового театра в Мантуе эти картины плохо сохранились и в настоящее время находятся во дворце Хэмптон-Корт в Лондоне. Маловероятно, что картина из Глен Хед (частное собрание) могла бы решить проблему: несмотря на ручательства знаменитых специалистов по творчеству Мантеньи, речь идет о скромной копии позднего чинквеченто (ХVI век). В 1449 Мантенья приступил к созданию фресковой декорации церкви Эремитани в Падуе.

Мантенья родился ок. Но идет ли речь о событии, случившемся тотчас после получения пурпура, первого января 1462 года или об эпизоде августа 1472 года, когда Его Преосвященство приезжал в Мантую, чтобы принять титулСантАндреа (то есть принять должность настоятеля собора СантАндреа в Мантуе). Перед отъездом мастер закончил подготовительную работу для четырех тондо –Вознесение, Святые Андрей и Лонгин (датировано 1488 годом), Снятие с креста и Святое Семейство- во внутреннем дворе мантуанской церкви СантАндреа. Алтарный образ церкви Сан Дзено (14571459) в Вероне является живописной интерпретацией знаменитого скульптурного Алтаря св. Что-то не уладилось и с Скварчоне, потому в 1440 каком-то году Мантенья через суд доказывал свою независимость от отчима Скварчоне и стал работать.

Квадратное помещение визуально трансформировано фресками в легкий, воздушный павильон, как словно затворенный с двух сторон написанными на стенах занавесями, а с двух других сторон открывающий изображение двора Гонзага и пейзажную панораму на дальнем плане. Возможным отзвуком этих работ (хотя и не все это признают) являются гравюры с изображением Вакханалий. Поверхности предметов выглядят упругими и плотными, воздух кажется кристально прозрачным.

С высоты шлют поддержку удовлетворенные три главнейшие Добродетели (Сила, Справедливость и Умеренность). Представитель падуанской школы. Историческую документацию цикла составляют восемь или девять писем.

Тот же Вазари связывает с пребыванием в Риме Мадонну делле каве (Мадонну каменоломен) из Уффици, в которой просматривается аллегория Спасения. От этих циклов, как и от последующих заказов для других замков, ничего не сохранилось. Увлечение Мантеньи перспективой и античным искусством проявляется везде и во всем. В письме из Рима от 31 января 1484 года Мантенья обратился к Франческо Гонзага с напоминанием о необходимости проследить за сохранностью выполненных им частей Триумфа Цезаря. Алтарный образ церкви Сан Дзено (1457–1459) в Вероне является живописной интерпретацией знаменитого скульптурного Алтаря св.

Его гравюры по меди также обрели широкую известность севернее Альп. Данный фресковый ансамбль – инновация для нового европейского искусства в области создания на плоскости иллюзорного пространства, а также как коллекция портретов семейства Гонзага.

Графические работы М. (7 гравюр на меди: «Битва морских божеств» и другие) почти не уступают его живописи по монументальности образов чеканная пластичность форм сочетается в них с нежностью штриховой моделировки. В этом цикле живопись Мантеньи достигла наибольшей монументальности. Между тем разрешились спорные вопросы, касающиеся хронологии и техники. По стилю и размерам триптих близок к Смерти Марии (Мадрид, Прадо) вместе с относящимся к ней фрагментом с изображением Христа с душой Мадонны (Феррара).

1497 год – с уточнением дня, 15 августа – указан на Мадонне Тривульцио (Милан, Кастелло Сфорцеско), где распознаются Иоанн Креститель и, с некоторой долей сомнения, Святые Григорий Великий, Бенедикт и Иероним. Согласно логике, работы должны были начаться с потолка, выполненного фреской с небольшими кусками, написанными по сухому (частиокулусаи окружающей его гирлянды). Особенно поражают сочетанием монументального начала и тончайшей передачи деталей, как бы увиденных сквозь увеличительное стекло, небольшие композиции 1460-х годов — «Святой Себастьян» (Вена, Музей истории искусства) и «Святой Георгий» (Венеция, Галереи Академии). пересекающиеся между собой, сплетающиеся вместе на манер решетки в маленьком куполочке. Пейзаж изображен тщательно и с фантазией. В 1449 Мантенья начал к созданию фресковой декорации церкви Эремитани в Падуе.

Мантенья хорошо знал искусство Флоренции и, подобно некоторым флорентинцам, был увлечен изучением новых возможностей, которые открывала перед художниками линейная перспектива. Изображение дошло до состояния призрачного видения (его скрывала грязь) из-за непрочности живописи, выполненной темперой по сухой штукатурке. Изображение горы Муз является первой картиной из цикла, написанного по заказу мантуанской графини Изабеллы дЭсте (1474–1539) для ее рабочего кабинета. Между тем разрешились спорные вопросы, касающиеся хронологии и техники.

Цикл монохромных картин Триумф Цезаря (1482–1492) был написан по заказу Франческо Гонзага и предназначался для украшения дворцового театра в Мантуе эти картины плохо сохранились и в настоящее время находятся во дворце Хэмптон-Корт в Лондоне. Цикл монохромных картин Триумф Цезаря (14821492) был написан по заказу Франческо Гонзага и предназначался для украшения дворцового театра в Мантуе эти картины погано сохранились и в настоящее время находятся во дворце Хэмптон-Корт в Лондоне. Ее движение достигает кульминации в торжественном прохождении перед Цезарем-победителем. Когда процент подлинности уменьшается, воображение вязнет в несообразностях, которые, будучи едва заметными в Пророке и Сивилле (Цинциннати, Художественный музей) и в Юдифи (Дублин, Национальная галерея), в другой Юдифи и парной ей Дидоне (Монреаль, Музеи изящных искусств), становятся настолько очевидными, что вынуждают некоторых критиков отрицать за ними даже наличие эскиза мастера. Скварчоне был глубоким энтузиастом классической древности. Увлечение Мантеньи перспективой и античным искусством проявляется везде и во всем.

В другом письме к тому же адресату мастер рассказывал о текущих работах, об украшении одной из капелл в Ватикане, которая ввела его в большие расходы. Картина была написана для главного алтаря веронской церкви Санта Мария ин Органе. В двух расположенных ниже фресках Святой Иаков крестит Гермогена и Святой Иаков перед судом Ирода Агриппы также полновластно царит перспектива. Согласно распространенному убеждению, в руке Его Высокопреосвященства на западной стене зажато то же самое письмо, которое в другой композиции изображено в развернутом виде в руках маркиза, восседающего на троне.

Искусная разработка иллюзорной архитектуры создает впечатление глубокого свода (в действительности это всего лишь легкий изгиб потолка на переходе к стенам), который, как Пантеон в Риме – здание, служившее для Ренессанса образцом, -раскрываетсяв свободный простор небес. Две из них «затянуты» написанными художником драпировками из парчовой ткани, на другой, как на театральной сцене, предстает вся многочисленная семья Гонзага. В двенадцати люнетах, которыми оканчиваются стены, помещены гирлянды с эмблемами Гонзага. Изображение дошло до состояния призрачного видения (его скрывала грязь) из-за непрочности живописи, выполненной темперой по сухой штукатурке.

Формы в них объемны, жесты убедительны и ясны, пространство трактовано широко и свободно. пересекающиеся между собой, сплетающиеся вместе на манер решетки в маленьком куполочке. Кроме того, если Встреча происходит снаружи, сразу же за павильоном, то Двор представлен собравшимся на террасе, которая выступает из павильона, замкнутая со стороны фона парапетом, хранящим память об алтаре Донателло в падуанском Санто. Взаимодействие формы и пространства, объема, в него помещенного изображения (построения) их на плоскости— холста, доски или стены— занимают Мантенью на протяжении всей жизни. В росписях «Камеры дельи Спози» в замке Сан-Джорджо (1474) М. осуществляет синтез архитектуры (реальной и нарисованной) и живописи, добиваясь визуально-пространственного единства интерьера в целом иллюзионистические эффекты росписи (имитация круглого окна в потолке) предвосхищают аналогичные поиски Корреджо. Справа возвышается сооружение, похожее на крепость.

Искусство Мантеньи проникнуто суровостью, величием, героическим пафосом, даже в небольших его композициях всегда присутствует монументальное начало. Тот же Вазари связывает с пребыванием в Риме Мадонну делле каве (Мадонну каменоломен) из Уффици, в которой просматривается аллегория Спасения. Ей близка Мадонна Батлер (Нью-Йорк, музей Метрополитен), возможно, копия с неизвестного оригинала. А жаль. Росписи Камеры дельи Спози — одна из вершин творчества Мантеньи и итальянской монументальной живописи.

Через нее просматривается окружающий пейзаж. И пусть с течением времени, особенно к концу 1490-х— началу 1500-х, Мантенья все больше увлечется игрой красок и все больше внимания будет уделять мелким и декоративным деталям, неизменным останется главное: его преклонение перед античным искусством, возникшее, по видимости, в мастерской Скварчоне, по-прежнему будет видно и в постановке фигур и в резкой пластике форм и в стремлении, особенно в ранний период, к созданию иллюзии объема до такой степени, что его образы кажутся объемными, выступающими за пределы плоскости холста и в мягких, свободных ниспадающих складках костюмов персонажей, одетых всегда на античный манер (большинство его коллег по цеху изображали одежды в готической манере). И следует ли ее отождествлять с картиной из Бреры. Он первым принялся за исследование характера движения, механизма сокращения мускулов.

Как полагают, это добавление было сделано, чтобы подтвердить, что, несмотря на пышное цветение растений, действие во Встрече происходит зимой (1461-1462), а именно в канун Рождества. Но являлась ли она подлинным произведением художника.

Николоз была родной сестрой художников Джентиле и Джованни Беллини. В других живописных произведениях Мантеньи этого времени, таких, как картина Моление а чаше (Лондон, Национальная галерея), в жесткой линеарной манере исполнены не только человеческие фигуры, но и пейзаж, где каждый камень и былинка тщательно исследованы и прописаны художником, а скалы испещрены изломами и трещинами. Пять картин (вместе с двумя, написанными Корреджо, но утраченными) оставались в апартаментах Изабеллы после ее смерти в 1605 году они были перенесены в другое помещение дворца в 1627, вероятно, перешли в собственность кардинала Ришелье и затем Людовика XIV, вплоть до 1801 года, когда были переданы в Лувр.

Поверхности предметов выглядят упругими и плотными, воздух кажется кристально прозрачным. В сцене Шествие святого Иакова на казнь художник избирает точку зрения снизу вверх, в соответствии с высоким расположением фрески на стене капеллы. Между 1456 и 1459 он написал алтарный образ для церкви Сан Дзено в Вероне. В ней размещены работы «Дни Святого Семейства», а также «Крещение Христа» мотив которых объяснены посвящением капеллы Иоанну Крестителю.

Все они были объявлены произведениямируки Мантеньи. Его отцом был дровосек, однако позже – в 1441 году его усыновил Франческо Скварчоне (1397-1468), который являлся известным итальянским художником и коллекционером произведений искусства. В то же время с противоположной стороны, с очевидными намеками на христианскую символику, золотятся пшеницей поля, пастухи гонят овец, город сверкает на солнце. Как и картина из Бреры, он упоминается в списке произведений, оставшихся в мастерской после смерти художника (1506) и, кажется, предназначался для кардинала Сиджизмондо Гонзага. В 1457 г. приходит время для другого шедевра раннего периода творчества Андреа – Алтаря Сан Дзено в Вероне (церковь Сан Дзено).

Благонравная Минерва изгоняет развратную Венеру и Пороки из сада Добра, как утверждает длинный картуш, обвитый вокруг Матери Добродетелей (заточенной в оливковом дереве слева). Эти нововведения оказали сильное влияние на его шуринов — Джентиле и Джованни Беллини. Так, лицо, выглядывающее справа в Принесении во храм из Берлина, сейчас признано автопортретом художника, сходным с тем, что обычно распознают в сцене Святой Иаков перед судом Ирода Агриппы (первая фигура слева) из Эремитани и с тем, что в виде гигантской головы Мантенья написал для Оветари на внешней стене капеллы. Такие же неясности существуют и вокруг Спасителя-Мальчика (Вашингтон, Национальная галерея), предлагаемые датировки которого как никогда расходятся.

Иакова с подлинным драматизмом. Справа рядом друг с другом — Меркурий и Пегас.

Другие божества наблюдают с облака за драматическим действием в саду добродетели. Изучение серии затрудняется тем, что с апреля 1481 года мастер работал в резиденции маркизов в Мармироло (также разрушена), где под его руководством в 1491-1494 годах разные художники расписывали фресками Зал лошадей, Зал географической карты, Зал Города и одни называвшийся Греция. В 1453году Андреа Мантенья вошел в эту семью, женившись на дочери Якопо Николозии Беллини.

Андреа Мантенья рано сформировался как художник. Декорирование западной стены происходило в течение очень небольших по длительности световых дней, что свидетельствует о медленном темпе работ, который сам собой подтверждает десятилетнюю продолжительность всего предприятия исключая необходимость мотивировать это участием мастера в выполнении других заказов в это же время. В этом цикле и в Мадонне делла Витториа (1496, Париж, Лувр), написанной в память о военной победе Гонзага искусство Мантеньи достигло наибольшей монументальности. В конце 1451 года работы в церкви Эремитани остановились из-за недостатка средств.

В 1460 году Мантенья Андреа приехал в Мантую: если не считать двух лет, проведенных в Риме (где по просьбе папы Иннокентия VIII в 1488-1490 годах он украсил фресками его капеллу), вся его дальнейшая жизнь связана с этим городом. Марангони, 1933). Увлечение мастера античной классикой вновь проявилось в его картине Святой Себастьян (Вена, Художественно-исторический музей).

После этого открытия персонаж Встречи (второй справа, в фиолетовом головном уборе), не одно столетие считавшийся изображением Мантеньи, теперь, возможно, должен рассматриваться как Кристиан I Датский. Первые недуги зрелого возраста, семейные неурядицы, надзор за работами в резиденциях хозяев, наконец-то захваченных характерной для Ренессанса строительной горячкой, другие нагрузки, вытекавшие из придворных обязанностей, – миниатюры, ковры, ювелирные изделия, расписные лари-сундуки (однако те, что приписываются Мантенье, по большей части лишь восходят к его замыслам), скульптуры из которых только атрибуция бронзового Автопортрета устояла перед атакой критиков, – все это и в особенности Триумф Цезаря, в 1486 году уже находившийся в процессе живописного воплощения, вряд ли могло позволить художнику создать много других произведении в годы, непосредственно предшествовавшие его пребыванию в Риме.

Они возобновились в ноябре 1453 и завершились, вероятно, в январе 1457 года. Цвет и оттенки интересовали его куда меньше, чем линии и тональные переходы чистого цвета. Масштабной попыткой воскресить величественный и суровый облик Древнего Рима стал грандиозный живописный цикл «Триумф Цезаря» (1486—1495, Лондон, Хемптон Корт).

Следует отметить, что Мученичество Святого Иакова и две сцены из жизни Святого Христофора по контракту должен был написать Пиццоло Мантенья выполнил их после смерти компаньона (1453). В конце 1451 года работы в церкви Эремитани остановились из-за недостатка средств. Этот фресковый ансамбль замечателен не только как единственный из первых в новом европейском искусстве примеров создания на плоскости иллюзорного пространства, но и как собрание весьма остро и метко трактованных портретов (членов семьи Гонзага). Этот фресковый ансамбль замечателен не только как один из первых в новом европейском искусстве примеров создания на плоскости иллюзорного пространства, но и как собрание очень остро и точно трактованных портретов (членов семьи Гонзага).

Увлечение Мантеньи перспективой и античным искусством проявляется повсюду и во всем. Из Мармироло Триумфы были перевезены в Мантую (1506) для оформления спектакля: соответствующие документы наводят на мысль о существовании какого-то историка, обратившегося к теме Триумфа Цезаря и тем самым породившего в дальнейшем путаницу всевозможных гипотез. Но идет ли речь о событии, случившемся тотчас после получения пурпура, первого января 1462 года или об эпизоде августа 1472 года, когда Его Преосвященство приезжал в Мантую, чтобы принять титул СантАндреа (то есть принять должность настоятеля собора СантАндреа в Мантуе). И следует ли ее отождествлять с картиной из Бреры. Умер Мантенья 13 сентября 1506.

По поводу подлинности миланской картины никогда не возникало сомнении. На двух остальных они на разный манер присобраны, с тем чтобы показать Двор Гонзага (северная стена) – то есть маркиза Лудовико, его супругу Барбару Бранденбургскую, детей, племянников и прочих и Встречу (восточная стена), где снова появляется Лудовико, с прелатом, в сопровождении различных персонажей, среди цитрусовых деревьев и холмов, в то время как конюхи, лошади и собаки стоят немного поодаль. В этом цикле и в Мадонне делла Витториа (1496, Париж, Лувр), написанной в память о военной победе Гонзага искусство Мантеньи достигло наибольшей монументальности.

Изображение не лишено сходства с автопортретом в медальоне капеллы Оветари. Возведенный в рыцарское достоинство, занимая высокое положение при дворе, Мантенья прослужил семейству Гонзага до конца жизни. На двух стенах, восточной и южной, занавеси изображены опущенными. В целом, это был репертуар мантуанской Камеры, приспособленный к духовным задачам и претворенный с усердной тщательностью (в связи с которой Вазари пишет о стенах, которые скорее кажутся миниатюрой, чем фреской) и с обычным у Мантеньи мастерством в передаче оптической иллюзии.

Искусство Мантеньи страстно и патетично. На двух остальных они на разный манер присобраны, с тем чтобы показать Двор Гонзага (северная стена) то есть маркиза Лудовико, его супругу Барбару Бранденбургскую, детей, племянников и прочих и Встречу (восточная стена), где снова появляется Лудовико, с прелатом, в сопровождении различных персонажей, среди цитрусовых деревьев и холмов, в то время как конюхи, лошади и собаки стоят немного поодаль. Алтарный образ церкви Сан Дзено (1457–1459) в Вероне является живописной интерпретацией знаменитого скульптурного Алтаря св. Помимо уроков Франческо Скварчоне, в 1445 году он записался в цех живописцев Падуи. Они плохо сохранились и еще в 1880 году были отделены от стен и во время бомбардировки 1944 года находились в хранилище.

С Филиппо Липпи и Донателло он даже был знаком и не раз встречался с ними в Падуе. Как полагают, это добавление было сделано, чтобы подтвердить, что, несмотря на пышное цветение растений, действие во Встрече происходит зимой (1461-1462), а именно в канун Рождества.

Здесь вновь появляется стоящий на парапете Младенец из берлинского Принесения во храм, фигура которого, выполняя объемно-пространственные задачи, осуществляет связь с миром верующих. Студиоло должен был подчиняться единой программе, которая, однако, со временем претерпела внезапное изменение. Арган), а Вазари еще в XVI веке писал, что «не всегда находится человек, который сумел бы распознать, оценить и вознаградить чей-либо талант так, как признан был талант Андреа Мантеньи» (доподлинно неизвестно, кого именно имел в виду биограф, но, как мы увидим ниже, такой человек был не один).

На двух стенах, восточной и южной, занавеси изображены опущенными. Этот фресковый ансамбль замечателен не только как один из первых в новом европейском искусстве примеров создания на плоскости иллюзорного пространства, но и как собрание очень остро и точно трактованных портретов (членов семьи Гонзага). Желание маркизы создать себе место для размышлений, согласно обычаю гуманистов, возникло пятью годами ранее и, возможно, уже тогда (1492) Мантенья участвовал в его реализации, написав два ложных бронзовых рельефа, еще существовавших в 1542 году и потом исчезнувших. были многочисленны и неудачны. Три года спустя правивший Гонзага уступил Карлу I Английскому девять полотен.

Уже в росписях капеллы Оветари в падуанской церкви Эремитани (1448) заметны высокая техника рисунка, прекрасное чувство перспективы и хорошее знание античного классического искусства. Формы в них объемны, жесты убедительны и ясны, пространство трактовано широко и свободно. Помимо всего этого, статуи казались ему более законченными и более точными в передаче мускулов, вен, жил и других деталей, которые природа не так ясно обнаруживает» (Вазари) вместе с тем в раннем творчестве Мантенья ориентировался, помимо античной скульптуры, на фрески Андеа дель Кастаньо в Венеции, росписи Паоло Учелло и Филиппо Липпи и алтарь Донателло в Падуе. К достоинствам двух сцен из жизни Святого Иакова можно отнести следующие живописные новации: головокружительные ракурсы фигур и архитектуры, демонстрирующие научную оснащенность мастера обширный пейзажный фон (Мученичество) испещренныйпятнышкамизелени и увенчанный изображением полусредневекового-полуидеального города переход от жесткого и ломкого мазка предшествующих работ к густой, плотной, насыщенной контрастами света и тени манере письма.

В 1441году десятилетний Андреа был отдан в подмастерья падуанскому художнику Франческо Скварчоне. Наибольшие искажения принесли с собой реставрации начала XVIII века Р. Фрей (1910) не помог делу, в то время как К. Норт (1931-1934) положил конец осыпанию красок, усугубив, однако, перегрев, уже и без того спровоцированный утратой первоначальных лаков. Беллини (особенно Джованни) усвоили более сложные многоплановые и сложноракурсные композиционные схемы, а работы Мантеньи приобрели многоцветность, присущую венецианской живописи. Искусная разработка иллюзорной архитектуры создает впечатление глубокого свода (в действительности это всего лишь легкий изгиб потолка на переходе к стенам), который, как Пантеон в Риме – здание, служившее для Ренессанса образцом, – раскрывается в свободный простор небес. Испытал влияние Донателло, Андреа дель Кастаньо и венецианской живописи.

Один из крупнейших живописцев эпохи Возрождения в Северной Италии. Декорации этого последнего зала включали и себя виды Константинополя и других городов Леванта (Восточного Средиземноморья) с интерьерами мечетей, бань и различных турецких построек: новое свидетельство бесконечной изобретательности мастера. В 1454 Мантенья женился на Николозе, дочери венецианского живописца Якопо Беллини, сестре двух выдающихся мастеров 15 в. – Джентиле и Джованни Беллини. Холм, на котором они стоят, —сквозной и открывает вид вдаль. Имя и творчество Мантеньи не так известны русскому зрителю, как, например, Сандро Боттичелли или Леонардо да Винчи, однако современные историки искусства называют его одним из «гениев, свершивших внезапный и радикальный переворот» в европейском искусстве (Дж.

К этому же времени относятся и некоторые автопортреты Мантеньи. К этому же времени относятся и некоторые автопортреты Мантеньи.

Но он был не только аналитиком. Сегодня не представляется возможным установить построение цикла. Андреа был записан в цех живописцев в Падуе как приемный сын Франческо Скварчионе, местного художника и антиквара, в мастерской которого работал до 1448 г. В 1449 г. Мантенья приступил к созданию фресковой декорации капеллы Оветари Эремитани в Падуе (разрушенной во время Второй мировой войны).

Известно, что Франческо владел мастерской и умело пользовался своим положением. В 1453 году Мантенья в брак с дочерью художника из Венеции Якопо Беллини Николоз (Николозиею). Самая ранняя из них, возможно, Мадонна с Младенцем из музея Польди-Пеццоли (Милан), насыщенная живопись которой тесно вжимает Мать и Сына в пределы массы без проемов и просветов.

Верхняя часть свода занята изображением круглого окна, сквозь которое виднеется небо. Однако издавна считается, что Встреча воспроизводит свидание Лудовико Гонзага с его сыном Франческо избранным кардиналом. Изучение серии затрудняется тем, что с апреля 1481 года мастер работал в резиденции маркизов в Мармироло (также разрушена), где под его руководством в 1491-1494 годах разные художники расписывали фресками Зал лошадей, Зал географической карты, Зал Города и одни называвшийся Греция. Мадонна делла Виттория (Париж, Лувр) была заказана Франческо Гонзага. Декорации этого последнего зала включали и себя виды Константинополя и других городов Леванта (Восточного Средиземноморья) с интерьерами мечетей, бань и различных турецких построек: новое свидетельство бесконечной изобретательности мастера. В Мантуе художник был назначен придворным живописцем Людовико Гонзага, для которого создал одно из самых лучших своих произведений — росписи Камеры дельи Спози (Свадебной комнаты) в Палаццо Дукале, которые были завершены в 1474 году.

Мантенья расчленил свод на компартименты, также поместив в обрамление пышного антикизированного орнамента отображения сцен из классической мифологии и бюстов римских императоров.