Антокольский Скульптор Работы
Скульптор Антокольский Марк Матвеевич: биография, семья, работы
Но и здесь его подстерегали неприятности. Вернувшись в 1877 г. в Рим, А. закончил из мрамора "Сократа" (см. К такой "трудной простоте" образа и стремится Антокольский. Одно из его наиболее проникновенных произведений надгробие М. А. Оболенской на кладбище в Риме (1874, гипс, проект, Научно-исследовательский музей Академии художеств). При всем различии характеров в героях произведений Антокольского есть нечто общее – это стремление к истине и утверждение ее, подчас ценою собственной жизни.
«Мне хотелось в нём выразить русскую смелость, удальство, при полной бодрости, силе», – писал скульптор В. Стасову. Г. О. Гинцбурга), "Ангел" (надгробн. Но, уйдя на время от русской исторической темы, в которой он не знал себе равных в области влияния, Антокольский сбивается на путь беспочвенной идеализации, как в «Смерти Сократа» или всечеловеческой скорби по поводу «зла мира» в «Мефистофеле». Стасов писал: «Я давно её не видал и смотрел на неё как на новость.
Я был нелюбимым ребенком и мне доставалось от всех. ». Думаю, однако, потому, что я неправильно пишу (других грехов за мной не водится, кажется), точно будто уже доказано, что кто правильно пишет, тот правильно и думает».
— Усиленные работы и прежние скверные условия жизни подорвали здоровье А. и он в апреле 1872 г. уехал в Италию, взяв с собою будущего скульптора, своего маленького ученика Гинцбурга, привезенного им в 1871 г. из Вильны. Это стало важной вехой в творчестве мастера. В ноябре 1868 году Антокольский вернулся обратно в Россию. Цельность, энергия, порыв присущи этому произведению, в котором воплотились характер великого реформатора и эпоха подъема России, мужавшей с гением Петра. При этом официально заказ на создание скульптуры пришел «сверху».
В этом и есть подлинная сила высокого чувства, проникающего в тайники человеческой души. По ходатайству А. А. Далее последовали сборники "Запад" (1926) и "Третья книга" (1927), "Робеспьер и Горгона" (поэма, 1928), "Действующие лица" (сборн., 1932), "Коммуна 71 года" (поэма, 1933), "Франсуа Вийон" (поэма, 1934), "Большие расстояния" (сб., 1936), "Сын" (поэма, 1943 Сталинская (Государственная) премия 1946), "Мастерская" (сборн., 1958), "Четвертое измерение" (сборн., 1964), "Ночной смотр" (1974). По словам Стасова, это был «первый живой человек и первое живое чувство, высказанное в глине».
Гениальный скульптор Марк Антокольский
Обе работы были удостоены серебряной медали, а за «Скупого» ему назначили стипендию в размере 29 рублей. Кстати, памятник Петру 1 в Таганроге считается как раз одним из лучших. Его работа стала известна в городе. В. Брюсова). Историческая заслуга Марка Матвеевича – борьба с академизмом, наутрализмом и салонным искусством.
В судьбе молодого скульптора приняла участие А. А. Публичной библиотеке). Формированию мировоззрения молодого скульптора, его художественных взглядов способствовали встречи с талантливыми и образованными людьми: И. Е. Репиным, К. А. Савицким, В. М. Васнецовым. В 1868 году Антокольский закончил работу, над которой трудился в течение шести лет, — восковую композицию «Нападение инквизиции на евреев».
О знаменитости:Крупнейший скульптор России второй половины века
И. Булгаков, "Наши художники", т. I, СПб., 1889, стр. Третьякова. Третьякова. О своём детстве он впоследствии писал так: «Я не был балован никем, я был нелюбимый ребенок, мне доставалось от всех кто хотел – бил меня, а ласкать меня никто не ласкал. ». Через некоторое время о талантливом юнце знали уже многие. В 1871 году, после окончания Академии, Антокольский уезжает в Рим и Париж.
Стасовым в 1869 году. Они в значительной мере предваряют скульптуру символизма. По словам скульптора, его Христос дан таким, каким он представляется в XIX веке. Вскоре он получил заказы, приятные и в художественном отношении: "Сестра милосердия" (для надгробного памятника в Болгарии см. Много времени и сил пришлось потратить на восстановление произведения.
Антокольский, который задумал её ещё в конце 1860-х годов и выполнил в Риме. Уже в следующем, 1872 году он заканчивает модель монументальной статуи «Петр I», отозвавшись тем самым на отмечаемое в России двухсотлетие со дня рождении одного из величайших государственных деятелей истории. Толпы народа осаждали Академию, где выставили скульптуру.
В 1891 году он завершает ещё две работы: майолику «Ярослав Мудрый» и бронзовую статую «Ермак». У Марка было 8 братьев и сестер. Среди наиболее известных произведений, хранящихся в Русском музее – статуи «Иван Грозный» (1871, бронза), «Христос перед судом народа» (1878, бронза), «Спиноза» (1882, мрамор), «Мефистофель» (1883, мрамор), «Ермак» (1891, бронза) портреты С. П. Скульптура Ионна Грозного выполнена с необычным вниманием к малейшим деталям.
Многочисленные просьбы и приглашения остались без ответа. Скульптура настолько понравилась государю, что он заказал её для Эрмитажа. Вдохновленный образом пушкинского Пимена, скульптор создает статую Нестор-летописец (1889, мрамор, ГРМ).
- Тернии и звезды МАРКА АНТОКОЛЬСКОГО
- Марк Антокольский: «Я сделал все, что мог»
- Скульптор Марк Матвеевич Антокольский
- Антокольский Марк Матвеевич (1843-1902)
- Слишком смелый для Академии художеств
Скульптура вызвала неоднозначную реакцию прессы. Восторженные строки посвятили автору И. С. в Вильне 1842 года, был резчиком и на 21-м году от роду поступил в Академию художеств. Нестор-летописец – АнтокольскогоВ 80-е годы Антокольский вновь обращается к исторической теме.
Царь, увидев «Ивана Грозного», тут же сделал художнику заказ на повторение скульптуры в мраморе. Как обычно, начав работать, Антокольский забывал о болезни, отдыхе, перестал встречаться с друзьями. Совет Академии в 1871 году присудил студенту Марку Антокольскому за «Ивана Грозного» высшую награду – звание академика Императорской академии Художеств. Но невозможно было представить препятствие, которое заставило бы его отступить. Думаю, однако, потому, что я неправильно пишу (других грехов за мной не водится, кажется), точно, будто уже доказано, что кто правильно пишет, тот правильно и думает». Он находит своих исторических героев среди людей, которых объединяло бескорыстное служение истине, добру, неприятие зла и насилия. На груди Петра – орден Андрея Первозванного.
- Антокольский — почетный член западноевропейских академий
- Марк Матвеевич Антокольский: «Смерть Сократа»
- Коллекция Государственного Русского музея
- Словари и энциклопедии на Академике
- Большая биографическая энциклопедия
ведомостях", "Новостях", "Неделе", "Искусстве и художеств. В одном из писем он жаловался В. В. Из всех перечисленных памятников Антокольский смог увидеть лишь петергофский вариант. Антокольский создавал образ Петра Великого особыми методами.
В отличие от условно-аллегорической трактовки образа Петра у мастеров XVIII столетия Антокольский создает типичную для памятников второй половины прошедшего века детально проработанную портретную статую, поднятую в целом до образа и силы монументального искусства. Величавого спокойствия преисполнено мудрое старческое лицо. О, там не дадут мне упасть», — писал Антокольский. Ещё мальчиком Антокольский рисовал везде, где только мог— на столе, на стенах.
и решимость убежденного проповедника: Но делайте со мной, что хотите, все-таки я убежден, я верю в чистую веру, что истина, любовь восторжествуют. Сила, могущество, порыв, жизни неизмеримая пучина. А. принадлежит перевод в стихах "Разбойников" Шиллера.
Все свои работы А. привез в 1878 г. в Париж и выставил на Всемирной выставке, где ему была присуждена высшая награда, mdaille dhonneur и орден Почетного легиона. М. М. В начальную пору творчества, в горельефе «Инквизиция» (1863-69), Антокольский проявил интерес к историческим сюжетам, к сильным и мужественным характерам. Но помыслы и привязанности скульптора по-прежнему обращены к России.
(р. И. Я. В 1874 году статуя была показана на Первой передвижной выставке. Но в 1859 году, когда Марк подрос, его отдали в обучение к резчику по дереву.
как жизнь и правда им надо было парить в заоблачных пространствах, в аллегориях. Однако Берлин его разочаровал. Император лично посетил мастерскую Антокольского. В этом и есть подлинная сила высокого чувства, проникающего в тайники человеческой души. Кроме Таганрога и Петергофа, бронзовые отливы монумента Петру были установлены в Архангельске (1911) и в Петербурге – на Самсониев-ском проспекте (1909 с 1938 года находится в ГТГ), перед казармами Преображенского полка (1910), в Петрокрепости (1903). Ночами, вместо отдыха после изнурительной работы в трактире, где он помогал отцу, тайком от окружающих, которым было чуждо его влечение, мальчик отдавался любимому занятию – лепил или вырезал небольшие фигурки.
К материальным проблемам прибавлялось сознание того, что он крайне неграмотен. Первым в ряду новых образов предстает Христос перед судом народа (1874, бронза, ГРМ мрамор, ГТГ). В юности был резчиком.
Вдохновленный образом пушкинского Пимена, скульптор создает статую "Нестор-летописец" (1889, мрамор, ГРМ). Он стал другом И. Е. На севере сердце мое бьется сильнее. Антокольский изобразил его обнажённым, чтобы избежать воссоздания костюма определённой эпохи. «Мефистофель – это неутолимая злоба, злоба без дна, беспощадная, отвратительная, способная гнездиться в больном теле с разлагающейся душой он болеет, страдает от того, что все, все пережил, разрушился и не может больше жить, наслаждаться жизнью, как другие около него он бессилен духом» – писал скульптор.
Панина, Полякова (Петербург) имп. (1843—1902) — скульптор. Вдохновленный образом пушкинского Пимена, скульптор создает статую «Нестор-летописец» (1889, мрамор). Вот почему все, что бы я ни сделал, будет всегда результатом тех задушевных впечатлений, которыми матушка Русь вскормила меня». «Мне досадно видеть торжество и радость негодяев по случаю неудачи Антокольского», – писал он в письме С. В.
Но и здесь скульптора подстерегали неприятности. По словам скульптора, его Христос дан таким, каким он представляется в XIX веке. Во всех этих образах, трактованных с этических позиций и продиктованных поисками отвлечённо понятой правды и справедливости, по замыслу Антокольского, должны были предстать перед зрителем «друзья человечества», «борцы за лучшее будущее». Artifex Deco studio (Артифекс Деко студия) предлагает следующие услуги:- Художественная роспись интерьера (рисунки на стенах): роспись стен, потолков и мебели, фреска (affresco), картинки обманки (стена рисунок). Этим я начал, этим хотел бы закончить». Гагарину, который, от неожиданности, тотчас же согласился посетить скульптора.
Как всегда, приступая к работе, Антокольский забывал о болезни и усталости. М. Антокольский «Нестор-летописец» (1890)Нестор – древнерусский писатель, летописец. По ночам, тайком ото всех, он лепил из глины или вырезал из дерева маленькие фигурки людей и животных. Правой рукой Пётр опирается на трость. В это же время Антокольского избирают членом-корреспондентом Парижской академии. Академия твердо решила указать этому выскочке его место. В этом и есть подлинная сила высокого чувства, проникающего в тайники человеческой души.
" В 1874 г. А. стал лепить статую "Христа" и начал статую "Сократа". Марк Матвеевич (Мордух Матысович) Антокольский родился 21 октября (2 ноября) 1843 года в городе Вильно в бедной еврейской семье. При переносе скульптура сильно деформировалась и многое надо было начинать сначала. Как администратор, как полководец он тоже был из ряда вон. Художественные склонности сына не только не поощрялись, но и считались «опасным бредом».
Крамским. Монах Киево-Печерского монастыря. Тургенев и В. В. Чрезвычайно важным стало для Антокольского личное знакомство с В. В. Это придаёт образу сосредоточенность, углублённость. Впрочем, были и другие мнения. Неудача, однако, обернулась успехом, причем опять помогли дамы. Медведевой 29 ноября 1872 года.
Мощно развернуты плечи и властно поднята голова, тверд и зорок взгляд, обращенный вдаль. 19 июня (1 июля) 1896, в Санкт-Петербурге, ум. Параллельно с этим мужчина становится членом-корреспондентом Парижской академии. Кроме своей автобиографии, А. писал художественные статьи в "С. -Петерб.
Первым в ряду новых образов предстает "Христос перед судом народа" (1874, бронза, ГРМ мрамор, ГТГ). Разумеется, в блестящем таланте, щедро отпущенном природой. Заказа на статую ни от кого не поступило и она на долгие годы осела во дворе литейной мастерской Академии художеств. Обобщенность черт лица, меньшая психологическая нагрузка, чем в статуе «Иван Грозный», также способствуют ощущению монументальности. по поводу погромов).
В 1859 году его отдали в мастерскую резчика по дереву. — "Статуя барона Штиглица" в 1888 — "Нестор" в 1889—1890 гг. Вновь начались хождения по начальству с унизительными просьбами. Образ "мучителя и мученика", как называл Ивана ГрозногоАнтокольский, безусловно, сложился под влиянием передового национального искусства и литературы. Ещё ни одна работа русского мастера не попадала до сих пор в зарубежные музеи. Деньги растаяли быстро. Ранее находился на Сампсониевском проспекте в Ленинграде.
Гагарину, который, от неожиданности, тотчас же согласился посетить скульптора. Средства к жизни у него тогда были очень скудные, помещение для работы крайне неудобное. Обе работы были удостоены серебряной медали, а за «Скупого» ему назначили стипендию в размере 29 рублей. Московского Цеха Поэтов).
«Я заснул бедным, встал богатым. При переносе скульптура сильно деформировалась и многое надо было начинать сначала. В Италию к автору она вернулась так сильно испорченной, что Антокольскому захотелось ее выбросить и начать новую.
Стасова и с его большим предисловием после смерти скульптора была издана книга «Марк Матвеевич Антокольский. После окончания работы «Пётр I» был впервые выставлен в Москве на Всероссийской политехнической выставке, затем отправился в Петербург в Академию художеств. кн. М. Е. Салтыкова-Щедрина), И. С. Тургенева (1880, гипс тонированный, ГРМ), М. Е. Салтыкова-Щедрина, А. Н. Половцева, С. П. Боткина, С. И. Мамонтова и других.
В Риме Антокольский работает над статуей Петра I, задуманной ещё в России. Небывалый успех статуи отметили русские художники и писатели, находившиеся тогда в Риме. Ещё мальчиком Антокольский рисовал везде, где только мог — на столе, на стенах.
М. Е. Салтыкова-Щедрина), И. С. Тургенева (1880, гипс тонированный, ГРМ), М. Е. Салтыкова-Щедрина, А. Н. Половцева, С. П. Боткина, С. И. Мамонтова и других. Однако критические отзывы потонули в восторженном хоре похвал. Антокольский выполнил для Александровского моста через Неву эскизы конных статуй Ярослава Мудрого, Дмитрия Донского, Ивана III (все 1872), которые должны были стать своеобразной скульптурной галереей крупнейших русских исторических деятелей.
В академию поступил в 1862, в период смены старых академических традиций классицизма новыми течениями идейного реализма. Столь же глубоко скульптура восхитила и А. П. получил 2-ю серебряную медаль), в 1865 году из слоновой кости — "Скупого" (см. В 80-е годы Антокольский вновь обращается к исторической теме.
Работу над «Ермаком» Антокольский начал в 1881 году. Рядом с троном вонзившийся острием в пол жезл символ власти и непреклонной воли. Стасовым, композиторами А. Н. Они понравились и с 1862 года Антокольскому было дозволено посещать вольнослушателем скульптурный класс. Скульптура настолько понравилась государю, что он заказал ее для Эрмитажа.
А главное, Академия выдала ему денежное пособие в размере 250 рублей для окончания статуи. В Академии художеств Антокольский пробыл семь лет. Придя в восторг от статуи, она сообщила об этом императору Александру II, который посетил мастерскую А., поздравил его с успехом и приобрел статую из бронзы для Эрмитажа за 8000 рублей. Их статьи Санкт-Петербургских Ведомостях (1871 год, 44 и 50) сделали имя Антокольского популярным в России. Христос изображен в спокойной позе, со связанными руками. Ему присуждают высшую награду выставки и французский орден Почётного легиона.
Далее возникли проблемы с помещением для работы. Лучшие работы А. — "Иван Грозный" и "Спиноза". Пришлите мне эстампы, которые сделаны с петровских монет. В 1881 г. — "Спиноза" (по заказу барона Г. О. Гинцбурга) в 1882 г. — "Офелия" в 1883—1884 гг. Рассмотрим одну из самых интересных скульптур Марка Матвеевича Антокольского – «Ермак».
При этом нравственные принципы Антокольского были далеки от аскетичного подвижничества. Молодец Антокольский. По приезде в Рим Антокольский работает над статуей Петра I, задуманной еще в России. Скульптор трудился, превозмогая усталость и болезнь.
Антокольский, его жизнь и художественная деятельность" (на еврейском языке). В то же время пошатнувшееся здоровье Антокольского требовало срочной смены климата. Как антитеза у скульптора еще в 1874 году возникает замысел создать образ Мефистофеля. Сам факт рождения за чертой оседлости не предвещал ничего хорошего, к тому же семья сильно нуждалась.
Взят под охрану как памятник федерального значения. он бывал у Серова, Пыпина, Стасова. Затрагивая морально-философскую и религиозную тему, Антокольский создает скульптуры Голова Иоанна Крестителя (1877 ГРМ), Голова Христа (ГТГ) и Христианская мученица (Не от мира сего, 1887, мрамор, ГТГ). Этот факт сильно затруднял общение Марка с людьми, так как он не только писал с многочисленными ошибками в русском языке, но и говорил не слишком правильно.
Кстати сказать, в те времена это было обычным делом для выпускников. В 1864 году он вырезал из дерева "Еврея-портного" (см. Как талант-самородок, А. выработал новые пути для выражения в скульптуре душевных движений. Первым в ряду новых образов предстает Христос перед судом народа (1874, бронза, ГРМ мрамор, ГТГ). У меня явилась мысль сделать бюсты всех замечательных людей, которые есть у нас на Руси. Известный казак-атаман, который руководил завоеванием Сибири для государства Русского.
Антокольский Марк Матвеевич (1843-1902). При этом надо учесть, что дома он разговаривал на идише.
Восторженные строки посвятили автору И. С. Тургенев и В. В. Стасов. В самые первые годы его пребывания в Петербурге он получал десять рублей стипендии из кассы «вспомоществования нуждающимся евреям», учрежденной банкиром И. Г. В обоих образах Антокольский также видел тех, кто определял «будущность России». В облике Христа – немой укор: Что вы со мной сделали. Антокольский не только в совершенстве овладел русским языком (у него дома говорили на идиш), но и увлёкся российской историей и литературой.
Антокольский писал, что беспристрастных суждений о Петре пока нет (имея в виду различие взглядов на петровское время у западников и славянофилов). В то время это была, в общем, обычная для выпускников Академии Художеств практика. 9 октября 1978, в Москве. Эпистолярное наследие скульптора, составляющее около 800 писем, поражает богатством мыслей и свидетельствует о том, что Антокольский постоянно чувствовал себя активным деятелем русской художественной культуры. Если Ярослав – средоточие напряженной ищущей мысли, при внешнем спокойствии облика, то Ермак – весь мощное движение. А почему.
А. много писал. Успехи в учебе окрыляли скульптора, но угнетало хроническое безденежье. Вновь начались хождения по начальству с унизительными просьбами. Антокольским выполнены портреты В. В. Стасова (1873, мрамор, ГПБ им.
Через четыре дня после визита императора Антокольскому присвоили звание академика. Пименова и И. И. Юсуповой (1895, усадьба Архангельское под Москвой), этнографа-востоковеда Н. В. В основе идеи статуи «Христос перед судом народа» коллизия столкновения героя и толпы.
Антокольский умер в июне 1902 года. Царское одобрение вызвало переполох в среде профессоров. В конце концов ему была выделена маленькая каморка на четвертом этаже академического здания, куда служители Академии, нанятые на средства скульптора, по частям подняли сорокапудовую глиняную модель статуи. М. Антокольский «Христос перед судом народа» (1874-1876)Образ Христа скульптор трактует с позиций художника-демократа. Работа по настоянию врачей неоднократно прерывалась. Вырваться из этого замкнутого круга помог случай.
Боткин, С. П. В других героях А. выражает идею преданности людей сильной воли, людей ума к своей родине (Петр I, Ермак, Нестор и др. ). Статуя вызвала большой интерес русской и зарубежной печати. С 1862 года он – вольнослушатель Петербургской Академии художеств. Сильный драматизм, кипучесть, волнение и порыв отныне не принадлежат более к числу мотивов его произведений, – писал В. В. Стасов. иллюстр. ).
Мария Николаевна. Его "Мефистофель", названный ранее "XIX век" (1883, мрамор, ГРМ уменьшенное повторение – мрамор, ГТГ), – не столько воплощение всеобщего зла, сколько олицетворение мучительного сомнения и неверия угловатые, резкие формы, полное сарказма лицо придают образу особую выразительность. Основой его взглядов на искусство явилось стремление к художественной правде. Его родители были людьми небогатыми и очень религиозными.
Большое значение скульптор придавал портрету. Его родители были людьми небогатыми и очень религиозными. В учении царствовал ложноклассический метод.
Гинцбургом. Бронзовые реплики работы Антокольского были установлены в Таганроге, Шлиссельбурге, Петергофе, Санкт-Петербурге (дважды). М. Антокольский, его жизнь, творения, письма и статьи" под редакцией В. В. Стасова). Стасова. Изображение памятника помещено на российских банкнотах 500-рублевого достоинства образца 1898 года и 500-рублевой банкноте образца 1997 года.
В обоих образах Антокольский также видел тех, кто определял "будущность России". Е. Вахтангова. Много статуй исполнил А. для постановки внутри зданий: бар. Антокольским выполнены портреты В. В. Стасова (1873, мрамор, ГПБ им. Все они ложны и вычурны. Триумф Антокольского был необычайным.
Академия в то время придерживалась еще старых традиций прошлых веков. Не случайно к этому образу обратились Крамской, Ге, Поленов и другие. В противоположность Ивану Грозному с его мятущейся душой Петр Великий в представлении скульптора, прежде всего, цельная и могучая личность, открывающая новую эпоху России. Третьяков, дав денег на дорогу. В облике Христа – немой укор: Что вы со мной сделали. Это человек, отрешённый от мирской суеты. Все эти работы А. показывал парижской публике в своей мастерской (в то время он был избран в члены-корреспонденты Парижской академии и награжден высшим орденом Почетного легиона).
Затем целый ряд памятников, а в 1877 г. "Последний вздох" и "Голова Иоанна Крестителя" (1878). Увлекшись русской культурой, он создает статую «Иван Грозный» в 1970 году, которая возносит его практически до небес – молодой скульптор Антокольский получает звание академика в своем учебном заведении. НЕ ПОСЛЕДНЕЕ МЕСТО СРЕДИ НИХ ЗАНИМАЛ СКУЛЬПТОР МАРК МАТВЕЕВИЧ АНТОКОЛЬСКИЙ. Он представлен в мундире Преоб раженского полка, в треуголке в ботфортах.
Однако вскоре, отчаявшись пробудить в сыне- «истукане» сознание, трактирщик определил его в мастерскую позументщика, где тот должен был постигнуть науку изготовления золотой и серебряной тесьмы. Скульптор писал: «. В Париже А. получил известие, что его любимая статуя "Не от мира сего" при спуске с лестницы разбилась. Известно, что, прежде чем отправить письмо, Антокольский давал его кому-нибудь проверить. Его Мефистофель, названный ранее XIX век (1883, мрамор, ГРМ уменьшенное повторение – мрамор, ГТГ), -не столько воплощение всеобщего зла, сколько олицетворение мучительного сомнения и неверия угловатые, резкие формы, полное сарказма лицо придают образу особую выразительность.
Помимо упомянутых, к числу наиболее значительных произведений Антокольского относятся: «Безвозвратная потеря» (1876г. ), «Последняя весна» (1878), горельеф «Ярослав Мудрый» (1889) и множество других произведений. И когда их предложили членам клуба, то те спрашивали с сарказмом: «Даром. » Другие отвечали: «Даром». Имел много товарищей среди учеников Академии, особенно дружил с Ильёй Репиным.
После заграничного путешествия он (в 1871 г. ) произвел знаменитую статую "Иван Грозный", за что сделан академиком. Екатерины II для гор. 14—17).
Усердно и старательно там работая, Антокольский в свободное время вырезал головы Христа и Богоматери, скопировав их с гравюры Ван Дейка. Много времени и сил пришлось потратить на восстановление произведения.
К скульптору приходит большой успех. Пошатнувшееся здоровье требовало срочной смены климата. В семидесятые годы он обращается к образу Ивана Грозного.
Да будет он проклят днём и проклят ночью. В обоих образах Антокольский также видел тех, кто определял будущность России. Не случайно к этому образу обратились Крамской, Ге, Поленов и другие. Потом в разные годы А. задумывал еврейские типы и сцены: "Моисей", "Самсон", "Дебора", "Шейлок", "Иеремия", "Спиноза", сцену "Еврей-пойманник" и др., но, кроме "Спинозы", ему не удалось исполнить эти сюжеты и только в конце своей жизни он вернулся к "Инквизиции". По приезде в Рим Антокольский работает над статуей Петра I, задуманной еще в России.
Между первоначальным и нынешним местом установки памятника находился домик Петра I (закрытый каменным футляром), построенный в 1702 году на Марковом острове (перенесён в Москву в Коломенское). Бронзовая статуя установлена на гранитном постаменте. Антокольский подал прошение в совет Академии, умоляя сделать для него исключение. Это был беспрецедентный случай в истории отечественной скульптуры.
получил 1-ю серебр. «Мне досадно видеть торжество и радость негодяев по случаю неудачи Антокольского», – писал он в письме С. В. Статуя Ивана Грозного и эти эскизы как бы предваряют появление крупнейшего произведения Антокольского – большой статуи ПетраI (1872), в которой воплощены противоречивые стороны исторической личности Петра.
Скорее всего, это были прижизненные портреты Петра Алексеевича. До конца своих дней он оставался верен Родине. Благодаря её ходатайству будущего великого скульптора приняли в Академию художеств (ему было дозволено посещать вольнослушателем скульптурный класс). Вехой в творчестве Антокольского явилась статуя Иван Грозный (1871, бронза, ГРМ мрамор, ГТГ гипс, Кенсингтонский музей, Лондон), экспонированная на Первой передвижной выставке. Грозный". Вехой в творчестве Антокольского явилась статуя "Иван Грозный" (1871, бронза, ГРМ мрамор, ГТГ), экспонированная на Первой передвижной выставке.
Его работа стала известна в городе. После этого Совет Академии присудил А. за "Ивана Грозного" высшую награду — звание академика (21 февраля). Марк Антокольский родился в 1843 в городе Вильно, в районе, называвшемся Антоколь (отсюда и происхождение фамилии), в семье многодетного еврея-корчмаря, с трудом сводившего концы с концами. При этом большое внимание уделялось религии.
При этом, однако, возникли проблемы с помещением для работы. иллюстр. ) и сделал "Надгробный памятник кн. На упреки Стасова скульптор ответил, что тот «становится деспотичен в своих требованиях». Как антитеза у скульптора еще в 1874 году возникает замысел создать образ Мефистофеля.
Вскоре он начал лепить фигурки людей и животных из глины. иллюстр. Его вечно волновала горькая судьба евреев (письмо к Тургеневу и др. Мы предаём анафеме, проклинаем и отлучаем Баруха де Спинозу. рецензенты почти в один голос писали о неудаче скульптора, о создании «типа военного педанта, маньяка военного дела».
Лансере. Не случайно к этому образу обратились Крамской, Ге, Поленов и другие. Тургенев признавался, что он давно не получал «столь сильного и глубокого впечатления. Теперь Антокольского влекут новые герои, новые характеры.
Стасов. Выполняем заказы по России, Украине, странам СНГ и ближнего зарубежья. «Даль всегда заманчива. Испросив в Академии отпуск до 1 октября, он покинул россию. И первой большой его работой стала статуя «Царь Иван Васильевич Грозный», начавшая собой новый этап творчества Антокольского – работу над образами отечественной истории.
В июне 1873 года он писал Стасову из Рима:. По приезде в Рим Антокольский работает над статуей Петра I, задуманной еще в России. Умер Антокольский 26 июня (9 июля) 1902 года в Германии, а похоронен в Петербурге на Преображенском кладбище.
Но помыслы и привязанности скульптора по-прежнему обращены к России. Уже первые горельефы Еврей-портной (1864, ГРМ) и Еврей-скупой (1865, ГРМ), отмеченные Второй и Первой серебряными медалями, показали жизненность и реалистичность произведений художника. У меня явилась мысль сделать бюсты всех замечательных людей, которые есть у нас на Руси.
В 80-е годы Антокольский вновь обращается к исторической теме. в г. Вильне, в бедной еврейской семье. В берлинской Академии царила та же рутина и условность в искусстве, что и в Петербурге. В творчестве Антокольского усиливаются черты философского раздумья. В Париже А. близко сошелся с художниками Боголюбовым, Харламовым, Похитоновым, Дмитриевым и Леманом, часто видался с Тургеневым, с г-жами Виардо и Бларамберг, участвовал в образовании "Художественного кружка", во главе которого, кроме А., находились Тургенев, Боголюбов и барон Г. О. Гинцбург.
В 1864 году Марк Антокольский получил вторую серебряную медаль за горельеф из дерева «Еврей-портной», а еще через год — за «Скупого» из слоновой кости.
Впоследствии его все же определили учеником в мастерскую резчика по дереву. Из Италии А. прислал в 1872 г. в Петербург статую Петра I, работу, полную мощи и энергии но она не имела успеха (впоследствии, приобретенная императором Александром II, она была поставлена в Петергофе перед Монплезиром). В каникулы, отдыхая на родине, в Вильно, начинающий скульптор лепил жанровые композиции.
Лучшая из работ этого плана – «Христос перед народом» – близка к подобным полотнам И. Н. Крамского и Н. Н. Ге. Это вполне гениальная вещь». В 1871 году, после окончания Академии, по состоянию здоровья Антокольский вынужден отправиться за границу – в Рим и Париж, оттуда он лишь изредка приезжает на родину. Вехой в творчестве Антокольского явилась статуя Иван Грозный (1871, бронза, ГРМ мрамор, ГТГ гипс, Кенсингтонский музей, Лондон), экспонированная на Первой передвижной выставке. В облике Христа – немой укор: "Что вы со мной сделали.
Письма эти, собранные В. В. Стасовым изданы Вольфом в 1905 г. ("М.
Екатерины II (Вильна), Петра I (Петергоф), Грота (Петербург). Он создал статую Иоанна Грозного. Сюжеты они черпают из своих же мастерских".
Так в жизни Марка Антокольского произошел счастливый поворот. В ответе, полученном из Академии, сообщалось, что «Государь император соизволил вам выдачу 4 тысяч рублей», в счёт 8 тысяч, обещанных за статую Иоанна Грозного. Гевирц, ск. Преодолевая напор ветра, царь идёт вперед, как воплощение всепобеждающей силы разума.
Дягилев. Последний подчёркивал, что Антокольский, «по силе своего оригинального таланта, создал такое произведение, которое превзошло все прежние на эту тему». Ханыкова (1878, кладбище Пер-Лашез, Париж), а также монумент, посвященный памяти русских солдат, погибших в русско-турецкой войне, установленный в Болгарии (1894-1896). Вдохновленный образом пушкинского Пимена, скульптор создает статую Нестор-летописец (1889, мрамор, ГРМ). Звание не давало возможности занимать помещения Академии.
Его первая главная статуя, «Иван Грозный», потому и была отвергнута профессурой. На нем полосатый хитон, восточная шапочка, сандалии. Статуя «Иван Грозный» была первой масштабной работой мужчины. Ранее находился на Сампсониевском проспекте в Ленинграде.
Класс, где Антокольский предполагал работать над статуей, требовалось освободить к началу занятий. Именно этими произведениями определяется место Антокольского в истории русского искусства. Успех «Ивана Грозного» был настолько значительным, что Кенсингтонский музей заказал для своего собрания гипсовый слепок. Это творение выполнено с необычным вниманием к малейшим деталям.
Савицким, В. М. иллюстр. ). Не случайно к этому образу обратились Крамской, Ге, Поленов и другие. В конце восьмидесятых годов Марк Матвеевич возвращается к темам отечественной истории. При этом отношение к нему многих соотечественников продолжало оставаться скептическим. Он послал в русский клуб в Париже 20 пригласительных билетов. С 1862 года он – вольнослушатель Петербургской Академии художеств.
Если Ярослав средоточие напряжённой ищущей мысли, при внешнем спокойствии облика, то «Ермак» весь мощное движение. Ему вновь повезло и в апреле 1870 года он получил личное звание почетного гражданина. Я хочу жить полной жизнью.
Во время учёбы в Академии Антокольский не только в совершенстве овладел русским языком (дома говорили на идиш), но и увлёкся российской историей и литературой. В 1876 г. А. уехал в Париж, который так понравился ему, что он решил поселиться там. За последний период жизни им исполнены статуи: "Спиноза" (1882), "Мефистофель" (1883), "Ермак" (1888), памятник Александру III (1889), Екатерине II для г. Вильны (1902) и мн.
«. Стасов и тот был разочарован. Так распорядилась судьба, что известность ему принесли сюжеты из еврейского быта, а подлинную славу – темы русской истории. Статуя произвела на царя огромное впечатление и он приобрёл её для Эрмитажа за 8 тысяч рублей (по тем временам огромная сумма). На севере сердце мое бьется сильнее. «Бывает время, когда я чувствую себя совсем уставшим и отупевшим, притом же у меня в мастерской воздух отвратительный», – писал он в одном из писем В. В. Надсона (1891, Волковское кладбище, Петербург), княгини Т. Н.
Право не знаю. советником (получил в день юбилея 29 декабря 1896 г. ). После окончания работы «Петр I» был впервые выставлен в Москве на Всероссийской политехнической выставке, затем отправился в Петербург в Академию художеств. Отживающий ложноклассицизм находил еще отклик среди очень немногих (Семирадский) большинство же молодых талантов сплачивается и под влиянием событий и идей 60-х годов стремится посвятить свои силы и способности служению народу.
Тогда же подружился и с Ильей Репиным, который оказал большое влияние на юного скульптора. Проклят, когда ложится и когда встаёт, когда выходит и когда входит. Таковы Смерть Сократа (1875, мрамор, ГРМ) и Спиноза (1882, мрамор, ГРМ).
Первым в ряду новых образов предстает Христос перед судом народа (1874, бронза, ГРМ мрамор, ГТГ). Многочисленные просьбы и приглашения остались без ответа. В 1872 году статуя была показана на Международной выставке в Лондоне. Стасов.
Автор ряда литературоведческих статей (о Пушкине, Блоке, Маяковском). Стасову. Сила, могущество, порыв, жизни неизмеримая пучина. Вместе с тем, созданный скульптором герой внешне спокоен. Традиционно считается одним из крупнейших историков средневековья – автором первой редакции «Повести временных лет». Через четыре дня было принято решение «удостоить даровитого художника этим званием».
В 1891 году он завершает еще две работы-майолику Ярослав Мудрый (ГРМ) и бронзовую статую Ермак (ГРМ). Вся душа моя принадлежит той стране, где я родился и с которой свыкся. Ему вновь повезло и в апреле 1870 года он получил личное звание почётного гражданина. он работал над статуей «Ермак Тимофеевич» изобразив его в боевых доспехах, с топором в правой руке с колчаном стрел у левого бедра. Академия удостоила Антокольского звания академика: о нем заговорили как о мастере, явившемся в русское искусство "с таким необычайным почином, который есть следствие не одного только крупного таланта, но гораздо еще более, выражением крупной души и своеобразнейшей мысли". Толстого и даже смог критически осмыслить его отдельные работы.
Успех произведения был грандиозным. В Риме Антокольский встречался с В. Д. В Риме Антокольский работал над статуей Петра I, задуманной ещё в России. В 1874 г. явилась его статуя "Христос перед судом народа" (собственность государя императора). "Как мне не показать свои работы родине, которой я всем обязан. По приезде в Рим Антокольский работает над статуей Петра I, задуманной еще в России.
Теперь Антокольского влекли новые герои, новые характеры. В конце августа 1871 года Антокольский покинул Петербург и, заехав по дороге на родину, в Вильно, в октябре прибыл в Рим. Фамилия мужчины восходит к названию пригорода Вильны Антоколя, где жило все семейство.
В его левой руке зажат эфес шпаги. «Иван Грозный» вызвал восторженные отзывы современников, в частности И. С. Вместе с тем, созданный скульптором герой внешне спокоен. Преодолевая напор ветра, царь идет вперед, как воплощение всепобеждающей силы разума.
Но, несмотря на трудности, она была завершена. Александра III (для Музея имп. Свои работы из дерева и кости юноша показал профессору Академии художеств Н. С. Пименову. Тургенева и В. В. С 1862 года он – вольнослушатель Петербургской Академии художеств.
Мефистофель для него стал символом XIX в. М. Антокольский «Спиноза» (1882)Спиноза изображён ссутулившимся больным человеком, сидящим в кресле. Его худое лицо обрамлено длинными вьющимися волосами в его глазах – печаль и бессилие одинокого, проклятого человека. Скульптор глубоко знал характер этого человека, его тяжёлую судьбу и образ Спинозы получился у него правдивым и трагичным. В 1660 г. Амстердамская синагога официально просит муниципальные власти осудить Спинозу как «угрозу благочестию и морали» и он вынужден покинуть Амстердам. Теперь Антокольского влекут новые герои, новые характеры. Его Мефистофель, названный ранее XIX век (1883, мрамор, ГРМ уменьшенное повторение – мрамор, ГТГ), – не столько воплощение всеобщего зла, сколько олицетворение мучительного сомнения и неверия угловатые, резкие формы, полное сарказма лицо придают образу особую выразительность. иллюстр. ) и к ней — этюд-голову под названием "Натан Мудрый" (см.
Во время учебы в Академии он сблизился с Иваном Крамским, Владимиром Стасовым, Модестом Мусоргским. ВОКРУГ ИМЕНИ ЭТОГО ЧЕЛОВЕКА В НАЧАЛЕ ЕГО ТВОРЧЕСТВА СКРЕСТИЛИСЬ МЕЧИ ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ КРИТИКИ И АПОЛОГЕТОВ АКАДЕМИЗМА. Штиглица (Петербург), гр. Но, когда ребёнок подрос, его отдали в обучение к резчику по дереву. Большинство его работ находятся в мраморных и бронзовых экземплярах в "Русском музее" и в Третьяковской галерее. — профессор скульптуры (с 1880 г. ), род.
Но ехать было не на что. Но, когда Мордехай подрос, его отдали в обучение к резчику по дереву. Скончался Антокольский во Франкфурте-на-Майне (по другим источникам— в городе Бад-Хомбург) и был похоронен в Петербурге на Преображенском еврейском кладбище.
Вторая скульптура была установлена в лейб-гвардии Гренадерском полку у Сампсониевской церкви (пересечение Большого и Малого Сампсониевских проспектов). Оболенской (Рим), Сестры милосердия (Болгария), Юсуповой (Петербург), Дмитриева (Москва), Оршанского (Екатеринослав), Надсона (Петербург), Терещенко (Киев). Пименова, а затем, после внезапной смерти учителя, у И. И.
Нынешний памятник Петру I рядом с храмом Святого Сампсония Странноприимца был воссоздан с авторской модели на средства Государственного музея-памятника Исаакиевский собор и открыт в дни празднования 300-летия Санкт-Петербурга (2003). Медведевой 29 ноября 1872 года. 1896) — поэт. Восторженные строки посвятили автору И. С. Тургенев и В. В. Стасов. Марк Антокольский родился в городе Вильно, в районе, называвшемся Антоколь (отсюда и происхождение фамилии), в семье многодетного еврея-трактирщика.
работу увидела жена виленского генерал-губернатора А. А. – Архитектурное проектирование и дизайн: перепланировка, проектные работы, благоустройство, декорирование архитектурными элементами- Живопись: картины маслом, пейзаж, портрет, натюрморт, монументальная живопись, панно. Мы находимся в России, Москва тел: 8 (925) 065 84 68 и в Украине, Киев тел: (097) 804 02 06.
Пименов постоянно интересовался судьбой вольнослушателя, отмечая его быстрые успехи в лепке и вскоре в Академии заговорили о способностях и трудолюбии Антокольского. Большое значение скульптор придавал портрету. Мусоргским. Портрет скульптора М. АнтокольскогоМарк Матвеевич Антокольский родился в 1840 г. в пригороде Вильны Антоколь (отсюда фамилия). Он был одним из восьмерых детей в небогатой и очень религиозной еврейской семье. иллюстр. Несколько публичных памятников А. исполнил по личному заказу: памятник имп. Статуя произвела на царя огромное впечатление и он приобрёл её для Эрмитажа за 8 тысяч рублей (по тем временам огромная сумма).
Известный поэт, переводчик, лауреат Государственной премии (1946). Род. Антокольский подал прошение в совет Академии, умоляя сделать для него исключение. Родители относились резко негативно к увлечению сына.
Таковы "Смерть Сократа" (1875, мрамор, ГРМ) и "Спиноза" (1882, мрамор, ГРМ). Кирочной, 37, напротив Преображенских казарм. — А. участвовал в конкурсе памятника Пушкину (1875) его проект отличался оригинальностью, красотой, но не был одобрен комиссией. И когда в 1883 году работа была открыта для обозрения, В. В.
«В нём дух могучий сила, перед которой вся русская земля трепетала» — таким представлял художник Грозного. Назимова, жена виленского генерал-губернатора, женщина просвещённая и любящая искусство. Он очень интересовался молодыми еврейскими художниками. Вернее будет, если напишу, что никакого стола у меня нет». — А. был профессором петерб.
В произведениях Антокольского получили развитие лучших традиций русской скульптуры. Левая же часть фигуры, наоборот, статична. В последние годы жизни Антокольский вновь обратился к национальным историческим темам. Благодаря её ходатайству будущего великого скульптора приняли в Академию художеств (ему было дозволено посещать вольнослушателем скульптурный класс).
В 1948 году памятник воссоздан на нынешнем месте, примерно в 150 м севернее прежнего (занятого обелиском). По словам скульптора, его Христос дан таким, каким он «представляется в XIX в». Александра III: статуи "Иван Грозный", "Христос", "Сократ", "Мефистофель", "Иоанн Креститель", "Ярослав Мудрый", "Ермак" (статуя-эскиз) "Нестор", бюсты: имп. Противников нового метода скульптора было очень много.
Я долго-долго и глубоко восхищался». Сблизился с И. Н. Профессора отказались прийти смотреть ее.
Но идеи этих героев их мысли торжествуют они — вечны. В обоих образах Антокольский также видел тех, кто определял будущность России. Помню, когда я работал "Ивана Грозного" при крайне трудных обстоятельствах, . Репина, близко сошелся с членами Артели художников, возглавляемой И. Н.
Спереди и сзади (особливо на некотором расстоянии) – великолепие. Антокольский Марк Матвеевич (1843-1902). В одном из писем он жаловался В. В. Все было построено на целеустремленности, уверенном движении. Ермак Тимофеевич – историческая фигура. Скульптор был потрясен кончиной девушки, ум и добродетель которой он высоко ценил потому в памятнике и выражено сильное и искреннее чувство.
На панихиде присутствовали многие известные деятели русской культуры, среди них В. В. Успех произведения был грандиозным. В 1871 получил звание академика за статую «Иван Грозный» (гипс, Кенсингтонский музей, Лондон).
Вместе с тем, созданный скульптором герой внешне спокоен. О создании статуи Петра подробных сведений не сохранилось. Громадная фигура мужчины поражает своими размерами и мощью. Вдохновленный образом пушкинского Пимена, скульптор создает статую Нестор-летописец (1889, мрамор, ГРМ). Неопределенную позицию по отношению к этой работе занял обычно прямолинейный Стасов. Умер скульптор 26 июня (9 июля) 1902 года во Франкфурте-на-Майне (по некоторым источникам – в городе Бад-Хомбург).
А. был самым видным скульптором эпохи передвижничества. На коленях царя поминальный синодик, но он не читает его.
Статуя "Иван Грозный" показывалась публике сперва в мастерской художника, а потом в залах музея Академии и имела колоссальный успех о ней заговорили все. М. М. Переводил с французских, грузинских, украинских и азербайджанских поэтов. Стол у меня очень плохой.
В Радищевском музее (Саратов): "Петр I" (статуя), "Христос" (голова), барельеф М. Гинцбурга, бюсты: Тургенева, Краевского, "Ив. Переехав в 1877 году в Париж из рима, скульптор моментально оказался вовлечен в благотворительную деятельность созданного там «Художественного общества». Марк Матвеевич Антокольский появился на свет в 1840 году, 2 ноября. М. Антокольский «Мефистофель» (1883)«Мефистофель» у Антокольского не столько воплощение всеобщего зла, сколько олицетворение мучительного сомнения и неверия. Между тем его римская мастерская была не многим лучше петербургской. Теперь Антокольского влекут новые герои, новые характеры. Через год он уже делал рамы у другого мастера-резчика – Джимадра.
По словам скульптора, его Христос дан таким, каким он "представляется в XIX веке". иллюстрацию), "Ангел" (для надгробного памятника г. Терещенко) — 1895 г. статуя имп. Значимой долей явился профессионализм, достигнутый огромным трудом. Но талант без труда ничего не стоит в искусстве. Взгляд печальных глаз сосредоточен и задумчив. Мрамор у Антокольского «играет» на лице и одежде статуи, придавая образу жизненность.
В конкурсе на пьедестал наиболее удачным признали проект Н. Е. Одной из самых обидных было утверждение, что «Иоанн Грозный» Антокольского не что иное, как парафраз работы французского скульптора Гудона «Вольтер». Скорее всего, это были прижизненные портреты Петра Алексеевича. — В 1872 году А. (женившись на красавице-еврейке, дочери виленского купца Апатова) уехал в Рим, где встретил много прежних товарищей (Репин, Васнецов, Поленов, Ковалевский, Мамонтов, Иванов, Прахов, Третьяков и др. ) и завел новые знакомства.
Мамонтова, став активным участником мамонтовского кружка. В чем секрет этой притягательности. Он был очень скромен, не стремился привлечь внимание к своему творчеству.
Антокольский прожил в Италии, а в конце 1877 года вместе с семьей переехал в Париж. В обширный перечень произведений Антокольского входят также портреты его знаменитых современников В. В. Стасова (1872Г. -1873Г. ), И. С. Тургенева (1880г. ). И первой большой его работой стала статуя «Иван Грозный» (1870 год). Он показал Человека, страдающего за народ. Только о матери своей, которую он очень любил, он сохранил лучшую память.
Пименову. В 1889 году скульптор создаёт статую «Нестор-летописец». Вместе с тем, созданный скульптором герой внешне спокоен. Обучался в Императорской Академии художеств в качестве вольнослушателя у Н. С. Пименова и И. И. Реймерса (1862-1870).
Его родители были людьми небогатыми и очень религиозными. Смерть застала его в Германии, похоронен скульптор в Петербурге на Преображенском кладбище. Стасову: «Наша интеллигенция третирует меня как пешку. Чуть ссутулилась спина летописца.
Царская шуба, скинутая с плеч, свисает с кресла. Третьяков, дав денег на дорогу. Просто и выразительно и грандиозно. Он близко сошелся с членами Артели художников, возглавляемой И. Н. Крамским.
— "Ермак" (см. Решение создать статую Петра Великого возникло у скульптора почти одновременно с замыслом Ивана Грозного. Дмитриева (1888, Донской монастырь, Москва), поэта С. Я. Его поза естественна и непринужденна. Действительно, Антокольский был более умным, чем образованным человеком. А почему.
Подобные метаморфозы критик приписывал «общеевропейскому влиянию». Памятник Петру I находится в центральной части Архангельска, на набережной Северной Двины, возле Красной (Соборной) пристани, недалеко от Гостиных дворов. Стасову: «Наша интеллигенция третирует меня как пешку. Стасов, И. Е.
Юсуповой) — 1896 г. статуя имп. Верный друг Стасов не успевал прикрывать Антокольского от издевательских нападок критиков. Сравнение двух, почти одновременно созданных, произведений – Иван Грозный и Петр I – наглядно показывает, как скульптор сумел найти разные художественные средства для воплощения ярких образов представителей этих переломных в истории России эпох. М. М. — "Христос" (для памятника, по заказу Г. Малютина) в 1887г.
Под их воздействием Антокольский стал убежденным реалистом-демократом. Я долго-долго и глубоко восхищался». В июне 1873 года он писал Стасову из Рима:. Благодаря её ходатайству будущего великого скульптора приняли в Императорскую Академию художеств (ему было дозволено посещать вольнослушателем скульптурный класс). Вчера был неизвестным, сегодня стал модным», – удивлялся Антокольский. После окончания Академии (1871) Антокольский уже женатым человеком уезжает в Рим и Париж в качестве пансионера.
В это же время Антокольского избрали членом-корреспондентом Парижской академии. Однако А. преодолел всякие затруднения и в феврале 1871 г. закончил работу. Литературный дебют состоялся в 1921 г., первая книга — сборник "Стихотворения" (1922). Ей удалось добиться согласия родителей Антокольского на переезд сына в Петербург. – «Много ли можно получить. » – «Сколько угодно».
Вся душа моя принадлежит той стране, где я родился и с которой свыкся. Стасов писал: «Я давно ее не видал и смотрел на нее как на новость. Сравнение двух почти одновременно созданных произведений – Иван Грозный и Петр I – наглядно показывает, как скульптор сумел найти разные художественные средства для воплощения ярких образов представителей этих переломных в истории России эпох. Ах, боже мой, как я глуп, мало ли, что я хочу, да никто меня не хочет».
Статуя впоследствии была установлена на Сампсониевском проспекте в Петербурге, а так же перед дворцом «Монплезир » в Петергофе, в городах Архангельске и Таганроге. Скульптор решил запечатлеть Петра, е ще разгорячённ ого битвой после блестящей победы под Полта вой, во многом решившей будущее всего русского государства. Стасова. Однако когда сын подрос, родители отдали его в обучение резчику по дереву.
В книге Кобака и Пирютко сообщается об отсутствии бюста на могиле8 согласно еженедельному приложению к «Красной газете», журналу «Бегемот», бюст был похищен в начале 1928 года9. Одновременно с работой над статуей Петра I Антокольский выполнил для Александровского моста через Неву эскизы конных статуй Ярослава Мудрого, Дмитрия Донского, Ивана III, которые должны были стать своеобразной скульптурной галереей крупнейших русских исторических деятелей. Реймерса.
Антокольского. Ещё в 1874 году у художника появилась мысль создать статую «Нестор-летописец», а в 1890 году работа была завершена.
Статуя произвела на царя огромное впечатление и он приобрел ее для Эрмитажа за 8 тысяч рублей (по тем временам – огромная сумма). Антокольский доказал, что в станковой пластике можно воплотить большую тему. Уже в Академии он начал поиски оригинальной трактовки жанровых и исторических сюжетов. Первой большой его работой стала статуя «Иван Грозный». Однако А. много творил в это время и каждый год делал по большой статуе. По словам скульптора, его Христос дан таким, каким он представляется в XIX веке.
Цельность и энергия присущи этому произведению, в котором воплотились характер великого реформатора и эпоха подъема России, мужавшей с гением Петра. В 1864 году Антокольскому была присвоена серебряная медаль за горельеф «Еврей-портной», а в 1868 году— золотая за горельеф «Скупой». Статуя произвела на царя огромное впечатление и он приобрел ее для Эрмитажа. В ответе, полученном из Академии, сообщалось, что «Государь император соизволил вам выдачу 4 тысяч рублей», в счет 8 тысяч, обещанных за статую Иоанна Грозного. Крамским, В. В.
Претворить этот замысел в жизнь, однако, не удалось, так как архитектурный проект не утвердили. В статуе я хотел создать тишину и глубину, внешнюю простоту с внутренней глубиной. Творческую деятельность Антокольский начал над созданием небольших горельефов из дерева и кости – «Портной» (1864), «Скупой» (1865).
Прогресс создал материализм, материализм убил идеалы. «Правда в искусстве – выше всего, – писал Антокольский В. В Стасову, – но чем больше правды, тем сильнее должны быть художественные формы и тогда только создание может быть истинным». Доктор С. П.
И когда в 1883 году работа была открыта для обозрения, В. В. Репин, А. И. О работах А. много писалось в русской и иностранной печати (в особенности много статей появилось в 80-х и 90-х годах).
Но реакционная печать, которая стала тогда приобретать особенную силу, отнеслась отрицательно к работе художника-еврея. В 1871 году, после окончания Академии, Антокольский уезжает в Рим и Париж. Таковы Смерть Сократа (1875, мрамор, ГРМ) и Спиноза (1882, мрамор, ГРМ). как жизнь и правда им надо было парить в заоблачных пространствах, в аллегориях.
С юных лет проявилось художественное дарование Антокольского. Но ехать было не на что. Пусть Бог никогда более не простит и не признает его. О его таланте узнала жена виленского генерал-губернатора В. И. Антокольскому (бронзовый бюст утрачен, арх.
Помощь оказал и П. М. Фигура царя так понравилась ей, что по ее просьбе мастерскую посетил сам император Александр II. Как антитеза у скульптора еще в 1874 году возникает замысел создать образ Мефистофеля.
В облике Христа – немой укор: Что вы со мной сделали. С 1880 г. А. продолжал свои гениальные творения в Париже (Ф. Как антитеза у скульптора еще в 1874 году возникает замысел создать образ Мефистофеля.
Для памятника решили воспользоваться готовой скульптурой работы М. М. Я глубже там дышу и более чуток ко всему, что там происходит. В самом деле, кому в России (включая и благоволивший к нему царский дом) нужно было напоминание об испанских преследованиях евреев, когда у самой России рыльце было в пушку по этой теме. Мать и отец жили довольно скромно, так как были людьми небогатыми.
Но помыслы и привязанности скульптора по-прежнему обращены к России. В Риме Антокольский начал работать над статуей Петра I, задуманной ещё в России. ст. В Академии художеств по-прежнему штудировали антики, работали с «образцов», однако в каникулы, отдыхая на родине, в Вильно, скульптор лепил жанровые композиции. Ещё мальчиком Антокольский рисовал везде, где только мог — на столе, на стенах. Я. Г.
Помощь оказал и П. М. Скульпторы, наверное, сделались моими тайными врагами, но меня это не огорчает. Его жизнь, творчество, письма и статьи» (СПб – Москва, 1905). В 1870 г. он начал лепить "Ивана Грозного" (см. Все они ложны и вычурны.
Скульптор изобразил Грозного в момент предельного эмоционального напряжения, внутренней борьбы. Все они родились в еврейской семье. Император изображён в мундире офицера Преображенского полка. И первой большой его работой стала статуя «Иван Грозный» (1870 год).
— А. не любил портретов большею частью он их делал по заказу между ними, однако, многие замечательны по сходству и по исполнению: "Барельеф-портрет барона М. Гинцбурга", "Безвозвратная потеря" (умерший сын художника), бюсты: велик. Назимова, по её ходатайству будущего скульптора приняли в Академию художеств вольнослушателем в скульптурный класс. В Академии Антокольский учился очень усердно, в совершенстве овладел русским языком, увлёкся российской историей и литературой. Однако причина была не только в этом – они не хотели видеть в своем отпрыске художника. Антокольского. Во время учёбы в Академии М. М. Вильны. Вчера был неизвестным, сегодня стал модным".
Николая II имп. Я глубже там дышу и более чуток ко всему, что там происходит. Назимова известная покровительница искусств. В 1891 году он завершает еще две работы – майолику "Ярослав Мудрый" (ГРМ) и бронзовую статую "Ермак" (ГРМ). – писал юноша о предстоящем путешествии.
Александра III (для постановки ее в залах Музея имп. В. Васнецов.
Л., Аврора. Большинство его героев — жертвы тирании толпы (Христос связанный, Сократ отравленный, Мученица слепая, Спиноза всеми оставленный, Иоанн Креститель обезглавленный). М. Антокольский «Иван Грозный» (1870)Грозный изображён им в минуту мучительных раздумий, после чтения синодика – книги, в которую царь для поминания записывал имена казненных им людей. За эту скульптуру он получил звание академика. М. М. иллюстр. ) и, наконец, в продолжение 6 лет (1863—69) лепил из воска композицию "Нападение инквизиции на евреев" (см. Он был младшим, седьмым, ребёнком в еврейской семье. В этом и есть подлинная сила высокого чувства, проникающего в тайники человеческой души. Академии худ.
Гораздо больше А. поставил надгробных памятников: кн. Царь изображён одетым в офицерский Преображенский мундир, на голове — форменная треуголка. Эта статуя послужила основой для создания памятников в Таганроге (1898, открыт в 1903), Архангельске (открыт в 1914) уменьшенный вариант статуи находится в Петергофе (1883 утрачен в 1941-1944, восстановлен в 1953), бронзовыми экземплярами представлена эта работа в Третьяковской галерее и Русском музее. Тогда А. пригласил в мастерскую великую княгиню Марию Николаевну (в то время президента Академии). Рецензенты почти в один голос писали о неудаче скульптора, о создании «типа военного педанта, маньяка военного дела». памятник кн. И Антокольский абсолютно неожиданно получает звание академика. Во время учёбы в Академии Антокольский не только в совершенстве овладел русским языком (дома говорили на идиш), но и увлёкся российской историей и литературой.
— С А. писали портреты И. И. Крамской (2 портрета), Репин (2 портрета), Васнецов лепили: Васютинский, Мамонтов, Гинцбург (бюст, статуэтка, горельеф). Спереди и сзади (особливо на некотором расстоянии) – великолепие. Так, например, один из критиков утверждал, что «Иоанн Грозный» Антокольского не что иное, как парафраз работы французского скульптора Гудона «Вольтер». Его способности заметил известный скульптор, профессор Академии Н. С. Интересно, что он один из немногих художников второй половины века не поддался влиянию личности Л. Н.
Опирающаяся на трость фигура Петра развёрнута фронтально в сторону реки. Так сказать, практика. Известное значение для впечатления имеет и масштаб статуи (примерно в полтора раза больше человеческого роста — в полторы натуры, как говорят скульпторы). Увидев однажды репродукцию знаменитой картины Ван Дейка «Христос и Богоматерь», Антокольский вырезал ее в дереве. На лицевой грани — позолоченная дата 1911 — год принятия решения о воздвижении памятника. С 1920 работает в качестве режиссера в Московской студии им.
В 1921 ГИЗом издана первая книга его стихов в 1926 появилась вторая книга — "Человек в толпе" (Изд. Летописец сидит за простым столом. Я глубже там дышу и более чуток ко всему, что там происходит.
Долго бедствовал работал самостоятельно, вне влияния академических профессоров (Пименова и Реймерса). На Всемирной выставке в Париже был награжден золотой медалью и орденом Почетного легиона (1878). Мы, художники, -толкователи между Богом и человеком, мы заставляем людей умиляться, плакать и радоваться, мы же будим в них лучшее чувство, чувство добра».
Дороговизна жизни в Париже заставила Антокольского тратить много времени и сил на исполнение неинтересных заказов, это его утомляло и угнетало: «Заказные работы – пасынки». Но когда он вернулся в Петербург, его работы и самого автора встретили недоброжелательно. Антокольский много писал по вопросам искусства, опубликовал «Автобиографию», незадолго до смерти написал хронику из еврейской жизни – роман «Бен-Изак». Скончался Антокольский в 1902 г. в Германии, но похоронен в Петербурге на Преображенском еврейском кладбище. Он был человеком верующим и до конца своих дней соблюдал традиции иудаизма.
В Париже он работает также и в скульптуре малых форм (Сон, Мечта, Русалка, Спящая красавица). Одновременно с работой над статуей Петра I М. М. В ней религиозную тему Антокольского стремился разрешить как тему этически социальную. Уже первые горельефы Еврей – портной (1864, ГРМ) и Еврей – скупой (1865, ГРМ), отмеченные Второй и Первой серебряными медалями, показали жизненность и реалистичность произведений художника.
Под редакцией В. В. Учиться там было положительно нечему. радость скульптора была безмерной, но потом вновь встал «проклятый» материальный вопрос. В 1891 году он завершает еще две работы – майолику Ярослав Мудрый (ГРМ) и бронзовую статую Ермак (ГРМ).
Уже первые горельефы Еврей-портной (1864, ГРМ) и Еврей-скупой (1865, ГРМ), отмеченные Второй и Первой серебряными медалями, показали жизненность и реалистичность произведений художника. Васнецовым, И. И. Памятник в Архангельске сооружён по инициативе губернатора И. В. Через четыре дня было принято решение «удостоить даровитого художника этим званием».
Антокольский отстаивал свое право на свободу выбора сюжетов. Парень быстро обучался и в скором времени даже превзошел своего учителя. В Париже Антокольский вел исключительно замкнутый образ жизни.
Звание не давало возможности занимать помещения Академии. Право не знаю. Постамент из серого гранита по проекту архитектора С. А. В обоих образах Антокольский также видел тех, кто определял будущность России. Работая над образом Мефистофеля, скульптор имел в виду литературный прототип из «Фауста» Гёте. В облике Христа немой укор: «Что вы со мной сделали. » и решимость убеждённого проповедника: «Делайте со мной, что хотите, всё-таки я убежден, я верю что истина, любовь, чистые помыслы восторжествуют».
пром. ". Одновременно с работой над статуей Петра I Антокольский выполнил для Александровского моста через Неву эскизы конных статуй Ярослава Мудрого, Дмитрия Донского, Ивана III, которые должны были стать своеобразной «скульптурной галереей» крупнейших русских исторических деятелей. Скончался Антокольский во Франкфурте-на-Майне (по другим источникам — в городе Бад-Хомбург) и был похоронен в Петербурге на Преображенском кладбище. В этом и есть подлинная сила высокого чувства, проникающего в тайники человеческой души. В 1870-е годы происходит углубление и окончательное формирование творческих взглядов М. М.
Творческая деятельность сочеталась у Антокольского с общественной. И страсти и жестокость его были необыкновенны. по 1891г. Автором скульптуры является М. М. Совет Академии осознал, что в отношении «Иоанна Грозного» допущена ошибка и реакция последовала незамедлительно.
Все новые работы свои А. выставил в 1900 г. на Парижской всемирной выставке и получил высшую награду (mdaille dhonneur) и командорский крест Почетного легиона. Александры Феодоровны, С. П. Боткина, Петра I. В Третьяковской галерее — статуи: "He от мира сего", "Иван Грозный", "Христос" (бюст). Успех был бесспорным. Вслед за этою статуею А. созданы: колоссальная статуя "Петра I" (1872) исторические фигуры "Ярослава Мудрого", "Дмитрия Донского" и "Ивана III".
Один эскиз сменялся другим, но все они не удовлетворяли взыскательного автора. др. Он никогда по субботам не работал по праздникам он молился. Почти семь лет М. М. «Мое положение с каждым днем становилось все хуже и хуже, моя бодрость была надломлена, по временам я падал духом: у меня не было ни настоящего ни будущего – оставаться в Академии было невозможно и добиться от нее я ничего не мог». иллюстр. ) в 1889 г. — "Христос" (проект для маяка).
Этой работой словно подведен итог первому периоду деятельности скульптора. В это период он воплотил в пластике силу и высоту духа философа Сократа (1874), мыслителя Спинозы, работал над созданием образа Иисуса Христа. Его Мефистофель, названный ранее XIX век (1883, мрамор, ГРМ уменьшенное повторение – мрамор, ГТГ), – не столько воплощение всеобщего зла, сколько олицетворение мучительного сомнения и неверия угловатые, резкие формы, полное сарказма лицо придают образу особую выразительность. Александра II имп.
При этом его обязали заниматься рисунком, так как художественная подготовка провинциала была крайне слабой. Стасов. Марии Феодоровны имп. К такой трудной простоте образа и стремится Антокольский. Интерес зарубежной прессы пробудил внимание к этой работе и в России.
Скульптор не мыслил раскрытия образа своего героя вне конкретного содержания его личности, психики и эстетического склада. К материальным проблемам прибавлялось сознание того, что он крайне неграмотен. В то время это была обычная для выпускников Академии художеств практика. Александра III). А взгляд сосредоточен и задумчив.
"Не могу согласиться, чтобы эта работа осталась в единственном виде, в безобразном виде. В том же году А. лепил проекты статуй для Николаевского моста в Петербурге (Иоанн III и Ярослав Мудрый в особенности удачны). Но, когда ребёнок подрос, его отдали в обучение к резчику по дереву.
Таковы Смерть Сократа (1875, мрамор, ГРМ) и Спиноза (1882, мрамор, ГРМ). Академия твёрдо решила указать этому выскочке его место. Между тем из-за болезни, вызванной трудными условиями работы, представить «Иоанна Грозного» к выставке, состоявшейся в ноябре 1870 года, скульптор не успел. В 1891 году он завершает еще две работы-майолику Ярослав Мудрый (ГРМ) и бронзовую статую Ермак (ГРМ).
Эту работу он выслал в Санкт-Петербург. Интерес зарубежной прессы пробудил внимание к этой работе и в россии. Известно мнение Антокольского по поводу философских взглядов Толстого. Что же касается меня, то я сознаю, что я в жизни слабохарактерен, но я сделал все, что мог, чтобы стать независимым художником и работать прежде всего для самого себя, а там может быть со временем время станет лучше» (авторская орфография).
Несмотря на тягостное душевное состояние, он подал заявку на участие в конкурсной программе, объявленной Академией художеств по теме: «Царь Иоанн Грозный». кн. Известно, что, прежде чем отправить письмо, Антокольский давал его кому-нибудь проверить. Непреклонно убежденный, что именно Россия «скажет своё особенное, свежее слово среди международного Искусства», это письмо предназначалась В. В. Стасову, получившее 8 января 1883года.
У этих мальчиков было не много шансов сохранить свою религию в полном отрыве от своих корней и под сильным давлением (вплоть до физического) со стороны христианских командиров-начальников. «Какой-то благодетель прислал мне книжку вроде катехизиса всемирного братства. Пименов и взял в свой класс.
Этой работой словно подведен итог первому периоду деятельности скульптора. Николая Николаевича Старш., Арцимовича, Краевского, Боткина, Полякова и др. К 1871 относятся также и другие работы Антокольского на историческую тему – эскизы конных статуй («Иван III», «Ярослав», «Пётр1»), предназначавшегося для Александровского моста через Неву. Однако Марк Антокольский все-таки решил принять участие в конкурсе Академии.
В то время материальное положение А. ухудшилось. В 1891 году он завершает ещё две работы майолику «Ярослав Мудрый» и бронзовую статую «Ермак». В этот период исполнен им, большей частью в Италии, ряд статуй, в духе исторического натурализма: "Петр Великий" (1872), "Христос перед народом" (1874), "Смерть Сократа" (1875), несколько надгробных памятников и портретных бюстов. Вместе с тем, созданный скульптором герой внешне спокоен.
Стасов и тот был разочарован. В то время обычная для выпускников Академии Художеств практика. Грозный изображён в момент тревожных раздумий. Этой работой заканчивается у A. период исполнения еврейских сюжетов. В 80-е годы Антокольский вновь обращается к исторической теме.
Впоследствии его все же определили учеником в мастерскую резчика по дереву. С 1881г. 253 вопроса и ответа. Гражданские и патриотические чувства Антокольского наиболее яркое и полное выражение получили в созданной им галерее исторических образов «Иван Грозный», «Пётр1», «Ермак» и множество других образов.
В 1878 году все свои новые работы он показывает на Всемирной выставке в Париже. Куинджи, М. П. Но торжествующая человеконенавистническая печать встретила выставку А. площадною руганью. — В конце 90-х годов А. часто хворал неприятности и усиленная работа в мастерской отдалили его от общества: он нигде не бывал, но поддерживал сношения с русскими друзьями.
Статуя Иван Грозный (1871, бронза, ГРМ 1875, мрамор, ГТГ), которая экспонировалась на I выставке Товарищества Передвижных Художественных Выставок, принесла скульптору мировую славу. Боткина (1874, мрамор), И. С. Тургенева (1880, гипс) императрицы Марии Федоровны (1887, мрамор) императора Николая II и императрицы Александры Федоровны (оба – 1896, мрамор). С детства проявлял интерес к скульптуре – лепил и вырезал из дерева фигурки и в 1859 году его отдали учиться в мастерскую резчика по дереву. Кроме того, хочется отметить точность и четкость его творений. Не обошлось и без критических нападок.
Среди художников и любителей выставка имела успех (Академия наградила А. званием профессора). Александра II (по заказу бар. Пришлите мне эстампы, которые сделаны с петровских монет. Везде, где А. выставлял свои работы, ему присуждали высшие награды (Мюнхен и Вена — золотые медали) его также выбрали почетным членом многих академий.
В 1878 году он показал свои новые работы на Всемирной выставке в Париже и получил её высшую награду и французский орден Почётного легиона. Тогда же гипсовая копия с Ивана Грозного была приобретена Кенсингтонским музеем в Лондоне. Поленовым, совершил вместе с ним увлекательное путешествие по итальянским городам. Надгробный памятник М. М.
Он был младшим, седьмым, ребёнком, в семье. Успех произведения был грандиозным. Как обычно, начав работать, Антокольский забывал о болезни, отдыхе, перестал встречаться с друзьями. «Даль всегда заманчива Мое воображение сильно работало: мне казалось, что там все такие ученые, так хорошо понимают искусство.
Стоит вспомнить созданные им надгробия: профессора Московского технического училища Ф. М. — "Мученица" ("Не от мира сего") в 1886 гг. Шишкиным, А. Н. Наступила полоса неудач. Вскоре на отчётной выставке 1864-1865 годов появились его «Портной» (1864) и «Скупой» (1865).
Род. Александра III) и, наконец, памятник имп. От правого плеча к левому бедру грудь императора перепоясывает орденская лента. Эта работа словно подводила итог первому периоду деятельности скульптора. Сохранилась справка о выдаче денег «по назначению его императорского высочества государя великого князя Владимира Александровича» 13 ноября 1870 года.
У него одна за другой появляются работы: «Христос перед народом» (1874г. ), «Смерть Сократа» (1876г. ), «Спиноза» (1882г. ), «Мефистофель» (1883г. ), «Не от мира сего» (1888) и множества других образов. О, там не дадут мне упасть». Это желание решать в своем творчестве общечеловеческие задачи привело Антокольского к созданию «космополитических» (определение Стасова) образов Христа, Спинозы, Сократа и других «друзей человечества». Одновременно он создаёт статую «Нестора-летописца».
— А. с детства был верующим евреем и остался таковым до конца своей жизни. 1970. как жизнь и правда им надо было парить в заоблачных пространствах, в аллегориях. Жил в Италии (1871-1877) и Франции (1877-1902), ежегодно приезжая в Россию. В этот период Антокольский работает и в жанре мемориальной скульптуры.
Один эскиз сменялся другим, но все они не удовлетворяли автора. В 1864 году Антокольскому была присвоена серебряная медаль за горельеф «Еврей-портной», а в 1865 году — золотая за горельеф «Скупой». Антокольский оборудует для себя в Риме скульптурную мастерскую и начинает работать. Разочарованный А. возвратился в Париж и погрузился в работы. Антокольский много писал известны его статьи по вопросам искусства в «Санкт-Петербургских ведомостях», «Неделе», журнале «Искусство и художественная промышленность», в «Вестнике Европы» в 1887 году была опубликована его «Автобиография», незадолго до смерти он написал роман «Бен-Изак» – хронику из еврейской жизни.
Толпы народа осаждали Академию, где выставили скульптуру. Эту работу он высылает в Петербург.
(1880), действительным членом Академии (1893 г. ), членом-корреспондентом Парижской академии, почетным членом Венской, Берлинской, Лондонской и некоторых других академий, кавалером командорского ордена Почетного легиона и действ. Серовым и М. П. В 80-е годы Антокольский вновь обращается к исторической теме. "Я заснул бедным, встал богатым. Триумф Антокольского был необычайным. Толпы народа осаждали Академию, где выставили скульптуру. Император обласкал Антокольского, заказал «Ивана Грозного» в бронзе, осыпал похвалами и рублями.
Доктор С. П. Серовым, М. П. Совет Академии осознал, что в отношении «Иоанна Грозного» допущена ошибка и реакция последовала незамедлительно. А саму идею ему подала круглая дата – трехсотлетие со дня покорения Сибири. В Париже Антокольский работает в скульптуре малых форм (Сон, Мечта, Русалка, Спящая красавица).
Антокольского, оригинал которой находился в Петергофе. Напряжённая работа над созданием статуи «Иван Грозный» подорвала и без того слабое здоровье скульптора. Великая княгиня Мария Николаевна, покровительствовавшая Академии Художеств, пришла в восторг от скульптуры и рассказала о работе молодого художника императору Александру II.
Нестор-летописец Крупнейший скульптор России второй половины XIX века Марк Матвеевич Антокольский (1843 – 1902 гг. ) родился в 1843 году в небогатой многодетной еврейской семье. Реймерса. Впоследствии его все же определили учеником в мастерскую резчика по дереву.
Вскоре на отчетной выставке 1864-1865 годов появились его «Портной» (1864) и «Скупой» (1865). Психологизм, свойственный первым жанровым работам, Антокольский не утрачивает и когда обращается к историческому сюжету в горельефе Нападение инквизиции в Испании на евреев, тайно справляющих Пасху (1869, ГТГ). Несколько раз он ломал и заново лепил голову статуи.
Вскоре его имя стало известным и за границей. Автор житий князей Бориса и Глеба, Феодосия Печерского. – Прежняя бурная активность его героев исчезла, она сменяется благодушной пассивностью, впрочем полною поэзии, человечности, светлой душевности, негодования к злу и неправде. Совет Академии присудил студенту Марку Антокольскому за «Ивана Грозного» высшую награду — звание академика. Но, пожалуй, главной составляющей этого секрета стало его личностная реалистичность и стремление к художественной правде. В «Вестнике Европы» он выражал сожаление по поводу того, что Антокольский вступает на новую, «не по-прежнему своеобразную дорогу, не русскую и не еврейскую, а на какую-то чуждую ему самому, его натуре и таланту».