Арчимбольдо Автопортрет
Связь с сюрреализмом подчёркивалась на этапных выставках в Нью-Йорке («Фантастическое искусство, дада, сюрреализм», 1937) и в Венеции («Эффект Арчимбольдо: Эволюция лица в живописи от XVI века», Палаццо Грасси, 1987), на которых были представлены аллегории Арчимбольдо14. На это намекает и политическая символика: в изображении «Воздуха» присутствуют габсбургские символы— павлин и орёл, а «Огонь» украшен цепью Ордена Золотого Руна, великим магистром которого по традиции был глава царствующей династии, однако составлена она из кремней и кованой стали. Восхищенный этими картинами Рудольф II щедро наградил Арчимбольдо. На обороте «Зимы» имеется дата «1563», но в её аккуратности сильно сомневался Т. Дакоста Кауфман18. Плоды, составляющие облик императора, представляют все четыре времени года55.
Первый вариант Арчимбольдо написал еще при Максимиллиане, в честь праздника Нового года. Авторская концепция цикла «Времена года» уникальна и явилась основой успеха художника при дворе, эти картины сильно увлекли монарха15. Так что Джузеппе, со своими причудливыми картинами, очень удачное вписался в их тусовку. После 1559 года имя Арчимбольдо не упоминается в документах о строительстве Миланского собора11.
- 15 малоизвестных фактов об удивительных портретах Джузеппе Арчимбольдо
- Невероятные картины Джузеппе Арчимбольдо
- Недостаточно средств на аккаунте
- То, что время пощадило, то, что память сберегла
- «Смешные картины» Джузеппе Арчимбольдо (1527 — 1593)
- «Вертумн», Джузеппе Арчимбольдо — описание картины
- Вакханалия природы в полотнах Джузеппе Арчимбольдо
Эти работы еще больше похожи на каких-то индейских духов или очень сложные тотемы. Вообще художнику очень повезло с покровителями. В Милане художник возобновил старые знакомства и приобрёл много новых.
На воинственное начало указывают и пушки. «Арчимбольдески» уже в XVII в. наводнили Италию, Францию, Голландию и другие страны Европы. Изображения времён года и элементов всегда представлены в профиль, но при этом «Зима» и «Вода», «Весна» и «Воздух», «Лето» и «Огонь», «Осень» и «Земля» обращены друг к другу.
Джузеппе Арчимбольдо — личность в некотором роде весьма неординарная. Рудольф состоит полностью из великолепных плодов, цветов и овощей. Вероятно именно знакомство с наследием Леонардо пробудило фантазию Арчимбольдо. При инвентаризации коллекции Рудольфа II в 1607—1611 годах в описи были учтены 4 фолианта эскизов Арчимбольдо, один из которых уцелел. Первый сохранившийся его рисунок, датированный 1566 годом, подписан Josephus Arcimboldus Mlnensis (то есть «Млнский»)5.
- Краткая биография Джузеппе Арчимбольдо
- История одного шедевра: «Рудольф в образе Вертумна» Арчимбольдо
- Средневековый сюрреалист Джузеппе Арчимбольдо
- Портретные натюрморты от Джузеппе Арчимбольдо
- Крупнейшую выставку «смешных картин» Арчимбольдо собрали в Риме
- Художник Джузеппе Арчимбольдо ( )
- Арчимбольдо Джузеппе: картины-вымыслы
- Тема: «Портрет в стиле Арчимбольдо»
По документам, Арчимбольдо был режиссёром-постановщиком и декоратором двух турниров: на свадебных торжествах 1571 года и на восшествии Рудольфа II на венгерский престол (в 1572 году)26. Двое Поццо считались прикреплёнными к Пражскому замку и жалованье им начислялось от королевства Богемия, в то время как Лучинио был приписан к замку Прессбурга (Братиславы), получая жалованье из бюджета Венгерского королевства13. С 1562 года он числился придворным живописцем с жалованьем 20 гульденов в месяц, а сверх того, получал награды помимо жалованья за особо понравившиеся монарху работы (от 28 до 65 гульденов). В первые два года службы Арчимбольдо написал несколько портретов императора и членов его семьи, а также создал первую из прославивших его серий «Времена года».
Арчимбольдо в эти годы написал второй вариант «Времён года» (1573), посвятил императору красный кожаный фолиант, содержавший 150 рисунков ручкой и чернилами (1585). Дата рождения художника неизвестна. Специальную статью посвятил творчеству художника Ролан Барт, она вышла в 1980 году. Стиль этих работ уникален и не характерен для XVI столетия: например, «Весна» изображает голову в профиль, составленную из тысяч изображений цветов, каждый из которых в отдельности может опознать специалист-ботаник. Согласно Фонтео, аллегорические циклы Арчимбольдо передают идею величия императора. Только в 1885 году искусствовед К. Касати опубликовал монографию «Джузеппе Арчимбольди, миланский художник», в которой основное внимание уделялось его амплуа портретиста40. Таким образом, дата возвращения Арчимбольдо на родину не является бесспорной. По выражению искусствоведа Вернера Кригескорте, «интересы Рудольфа II замыкались в пределах его Кунсткамеры»28.
- АРЧИМБОЛЬДО – ПРЕДТЕЧА СЮРРЕАЛИЗМА
- Арчимбольдо Джузеппе: праздничное меню века
- Портретные натюрморты Джузеппе Арчимбольдо
- Конспект урока Необычные портреты Джузеппе Арчимбольдо
По документам, в этот период Арчимбольдо ещё дважды побывал в Милане: первый раз в 1576 или 1577 году (это следует из упоминания в документах 1580-х годов). Мориджиа упоминал также изготовленные Арчимбольдо apparati di commedie — театральные машины, своеобразные «спецэффекты» на придворных балах-турнирах XVI века25. Относительно поездки Арчимбольдо в Италию 1566 года много неясного, Карл Шютц даже предполагал, что художник намеревался остаться на родине, во всяком случае, два года он не фигурировал в документах Венского двора и только с марта 1569 года в расходных книгах вновь появляется имя «Йозефа Арчимбольдо, придворного живописца».
В работе «Арчимбольдо и арчимбольдески» Ф. Легран и Ф. Сюи попытались реконструировать философские воззрения художника и пришли к выводу, что они представляли собой разновидность платонического пантеизма. За «Портрет Рудольфа II в образе Вертумна» художник был пожалован почётным титулом пфальцграфа. Б. Гейгер, впервые поставивший эти вопросы, опирался главным образом на суждения современников— Ломаццо, Команини и Мориджиа, которые использовали термины scherzi, grilli и capricci (соответственно, «шутки», «причуды», «капризы»)14. Тяжело придумать более точное прозвище — достаточно глянуть на его необыкновенные картины. Именно благодаря Рудольфу, в Праге была основана кунсткамера — собрание разнообразной экзотики, начиная с живописи и кончая зверинцем.
- Иллюзии в картинах Джузеппе Арчимбольдо
- живопись фото архитектура анимация
- Как я нашла хорошую и недорогую кухонную вытяжку (Рассказ домохозяйки)
- Самое интересное в виде мозаики
- Все Картины Джузеппе Арчимбольдо по алфавиту
Равным образом, «Вертумн» предназначался не для увеселения Рудольфа II, который восхищался этой картиной, но был аллегорией «прекрасной гармонии», прославляющей императора, уподобленного богу плодородия и изменчивости. В качестве придворных астрологов он содержал выдающихся учёных — Тихо Браге и Иоганна Кеплера. Он основывал свою интерпретацию на тексте неопубликованной поэмы Дж. В одном из блогов его назвали прадедушкой сюрреализма. Сохранилось мало его работ: обычно это портреты по грудь, в профиль, реже — анфас.
С другой стороны, какие бессовестные эти итальянцы, если они зимой лимоны выращивают. Точное написание фамилии неясно: орфографические нормы в XVI веке были неустойчивыми, сам Арчимбольдо на письме латинизировал свою фамилию (лат. Arcimboldus), вместо имени Джузеппе он иногда подписывался на немецкий лад Йозефом или латинизировал это написание4. Арчимбольдо был очень популярен при жизни, чем объясняется множество подражаний его стилю. В «Истории уродства», выпущенной под редакцией У. Эко, Арчимбольдо также признаётся принадлежащим к маньеристской традиции, для которой свойственно «предпочтение экспрессивного прекрасному, стремление к странному, экстравагантному и бесформенному»50.
Густав Хоке проводил параллели между работами Арчимбольдо, Дали и М. Эрнста. Джузеппе Арчимбольдо родился в 1527 году в Милане. Классификация Арчимбольдо как маньериста также принадлежит XX веку, её обоснование содержится в работе Густава Рене Хоке «Мир как лабиринт», опубликованной в 1957 году. Вариант «Зимы», выполненный для курфюрста Саксонского, украшен гербом Саксонии. Не будучи воинственным, он стремился к примирению своих католических и протестантских подданных, но при этом был склонен к мистике.
При нём, кроме всего, он изобретал гидравлические машины. Некоторые зарисовки могут быть отождествлены с описанием турнира в Вене 1571 года27. Фактически он стал «артистическим директором» императора Максимилиана II.
- Другие картины Джузеппе Арчимбольдо
- Словари и энциклопедии на Академике
- Подземный мир в пустынных скалах Нью-Мехико
- Кирилл Челушкин: японские сказки и новая Алиса
- Нико Пиросмани: 9 фактов о голодном грузинском художнике
- Зимние пейзажи выдающихся художников
- 20 лучших фото с дронов за 2017-й по версии
- Рождество Христово на картинах художников разных стран и эпох
К наиболее значительным достижениям архитектуры маньеризма относятся Палаццо дель Те в Мантуе (работа Джулио Романо) и Библиотека Лауренциана во Флоренции, спроектированная Микеланджело. В литературе XVII—XVIII веков он не упоминался вовсе.
Согласно платоновскому диалогу «Тимей» извечный бог создал Вселенную из хаоса путём комбинации четырёх элементов— огня, воды, воздуха и земли, что и определяет всеединство, демонстрируемое картинами51. «Лето» аналогичным образом составлено из спелых фруктов и колосьев и так далее20. Символика «Элементов» продолжается во «Временах года». Среди его друзей были: будущий биограф — инженер и архитектор Джузеппе Ломаццо, священник-иезуит Мориджиа (автор «Истории древностей Милана» — основного источника по биографии художника), а также Аурелио Луини — профессор Падуанского университета, Джован Антонио Полакини и другие. Император продолжал выказывать художнику своё благоволение: в 1580 году пожаловал Арчимбольдо и его сыну Бенедетто дворянство с правом иметь собственный герб. Джузеппе Арчимбольдо не оставил письменных свидетельств ни о себе, ни о своих картинах.
- Василий Кандинский: реальная жизнь великого абстракциониста
- Уильям Блейк: необычные картины английского поэта
- Клод Моне – человек, дарящий «впечатление»
- Вася Ложкин – самый известный художник Рунета
- 1913-й – революционный год в истории искусства и авангарда
Опять таки, многие современные сюрреалисты нервно курят в сторонке. Император чрезвычайно любил и ценил Арчимбольдо.
Собственно, монография Гейгера так и озаглавлена: «Комические картины Джузеппе Арчимбольдо».
- Самые красивые города в вечернем освещении
- Юлиус Нойброннер и невероятный мир голубиной фотографии
- Тайная вечеря – ошибки Леонардо да Винчи
- Самые необычные уголки Европы: квартал Ла-Пинья, Сан-Ремо, Италия
- Даг Джонс: актёр, который всегда скрывается под маской
- : музыка, которую можно увидеть
По заказу Максимилиана II Арчимбольдо написал в аналогичном стиле цикл «Четыре элемента», ещё одну серию «Времена года» (1572 года), повторил «Времена года» в 1573 году, а также создал в 1574 году картины «Повар» и «Виночерпий», которые утрачены22. Это показывает, что к 1560-м годам художник стремился найти работу вне Милана11. В 1582 году император отправил Арчимбольдо в Германию, чтобы приобрести предметы старины и «животных и изумительных птиц Нового Света» (Thiere und Wundervoegel aus der neuen Welt)31. Также ему приписывается роспись алтарной части церкви Сан-Джорджо в Монце.
Маврикия в Милане, относящиеся к 1545 году, были выполнены не Луини, как предполагалось ранее, а отцом и сыном Арчимбольдо (об этом позволяет судить сходство стиля фресок и витражей)9. Земля. Это должно было оказать влияние на становление молодого художника6.
Габсбургская символика присутствует и на картине «Земля», где львиная шкура обозначает геральдический знак Богемии, на то же намекают жемчуг и похожие на оленьи рога кораллы в «Воде»5253. Если его кончина точно документирована, то записей о рождении и крещении не сохранилось. Здесь присутствовала и древнеримская символика: у латинян год начинался с зимы, которую именовали «глава года». Фонтео «Картины Времена года и Четыре элемента императорского художника Джузеппе Арчимбольдо».
- Эдриан Броуди: 5 интересных фактов
- Сирша Ронан: фильм её жизни и погоня за «Оскаром»
- Российские города, которые умерли
- Оскароносные мультфильмы, которые можно смотреть всей семьёй
- Генерал спецназа показал мастер-класс
- Рецепт, позволяющий хорошо выглядеть и ощущать приятную бодрость
- 7 самых ярких актрис, примеривших на себя образ Анны Карениной
Рисунок в Лувре — «Повар» — составлен из кухонных элементов. Это же подтверждается поздними свидетельствами его биографов Мориджиа и Ломаццо14.
Аллегории времён года: «Лето» и «Зима», 1563 год (Музей истории искусств, Вена), «Весна» (Академия Сан-Фернандо, Мадрид) стихий — «Огонь» и «Вода», 1566 год, в Венском Музее истории искусств. Второй акт включал парный свободный турнир, в котором противники сходились врукопашную. Основным объектом интерпретации современных искусствоведов являются «курьёзные» картины Арчимбольдо.
Маньеризм в архитектуре выражает себя в нарушениях ренессансной сбалансированности использовании архитектонически не мотивированных, вызывающих у зрителя ощущение беспокойства структурных решений, элементов гротеска. Даже оторопь берет. Судя по надписи на графическом автопортрете 1587 года (число «61» интерпретируется как возраст), он мог родиться в 1526 или 1527 году. Это же самый настоящий сюрреализм 16 века». «Вертумн» был особенно оценён обществом и в особенности самим Рудольфом. Работы Арчимбольдо хранятся в государственных музеях и частных собраниях Италии (в том числе Галерее Уффици), Франции (Лувр), Австрии, Чехии, Швеции, США.
Рисунок в Лувре— «Повар»— составлен из кухонных элементов. Такое впечатление, что на полотна художника сошли древние духи и божества природы. Вариантов «Времен года» было несколько.
В 1954 году вышли объёмная монография Б. Гейгера и книга Ф. Легран и Ф. Сюи. Воздух. Второй вариант был написан уже при Рудольфе. Вода. Сохранилось мало его работ: обычно это портреты по грудь, в профиль, реже— анфас.
Джузеппе Арчимбольдо был сыном миланского художника Бьяджо Арчимбольдо или Арчимбольди. Согласно Б. Гейгеру, сюжеты миланских работ Арчимбольдо «не выходят за границы типичного для того времени стиля». Кроме того, в творениях художника есть некое странное чувство юмора, а порою и сатира.
Наиболее известны его циклы «Четыре элемента» и «Времена года», которые художник неоднократно повторял с небольшими изменениями а также картины «Библиотекарь», «Юрист», «Повар», «Виночерпий» и несколько картин-обманок, которые можно рассматривать в перевёрнутом виде44. Существует версия, что росписи в церкви св. Аллегории времён года: «Лето» и «Зима», 1563год (Музей истории искусств, Вена), «Весна» (Академия Сан-Фернандо, Мадрид) стихий— «Огонь» и «Вода», 1566год, в Венском Музее истории искусств.
Художник продолжал активно работать по заказам из Праги, создав самые известные из своих работ — «Флору» и «Портрет Рудольфа II в образе Вертумна». Четыре стихии, как это не трудно догадаться, символизируют основные четыре элемента. Огонь.
Картины Арчимбольдо пользовались столь большим успехом у современников, что породили целые вереницы подражателей именуемых «арчимбольдесками». Какого же было мое удивление, когда в детстве мне подарили энциклопедию искусства (да, все настолько запущенно — эта болезнь еще с детства) и я узнал про таких художников, как Босх и Арчимбольдо, а позже Джорджо де Кирико. Это было продолжение позднего Средневековья— искусство, воплощающее идеи. Эксперты отмечают, что это очень скромно для художника такого уровня известности4243. Четыре стихии также были написаны при дворе Максимиллиана. В 1570 году Арчимбольдо был послан в Прагу к Рудольфу, сыну Максимилиана, проектировать сложное театрализованное представление для Максимилиана (сюжет— смешанная классическая и чешская мифология) и остался служить Рудольфу II, когда тот поднялся на трон Габсбургов (1575) после смерти Максимилиана II.
Рисунок сохранился и демонстрирует склонность художника к изображению роскошных растительных орнаментов, цветов и фруктов, а также изобилие спиралевидных элементов, которые не оставляют на плоскости пустого пространства — явный намёк на развившийся позднее стиль10. Честно говоря, первая проба смотрится как-то по кошернее, вот таким образом выложил именно ее. По мнению В. Кригескорте, эти работы абсолютно уникальны28. С 1978 года наследием Арчимбольдо занимался Т. Дакоста Кауфман (защитивший диссертацию «Вариации на имперскую тему»), чья объёмная работа, опубликованная в 2009 году, в известной степени подытожила отношение современных искусствоведов к Арчимбольдо. Маньеризм отличался от ренессансного искусства в тяготении к «ненатуралистической абстракции». Фамилия Арчимбольдо — южногерманского происхождения.
Публиковались и другие работы20. Его дедушка был архиепископом, отец — художником. Отсутствуют и данные, чему именно обязан художник своим приглашением к императорскому двору и высокому положению13. Однако уже в 1581 году жалованье его было увеличено до 30 флоринов в месяц.
Плащ «Зимы» украшен символом железа и буквой «М», намекая вновь на Орден Золотого Руна и его главу— императора Максимилиана.