Арчимбольдо Художник Портреты Из Фруктов

15 малоизвестных фактов об удивительных портретах Джузеппе Арчимбольдо

Таким образом, дата возвращения Арчимбольдо на родину не является бесспорной. Аллегории времён года: «Лето» и «Зима», 1563год (Музей истории искусств, Вена), «Весна» (Академия Сан-Фернандо, Мадрид) стихий— «Огонь» и «Вода», 1566год, в Венском Музее истории искусств. Двое Поццо считались прикреплёнными к Пражскому замку и жалованье им начислялось от королевства Богемия, в то время как Лучинио был приписан к замку Прессбурга (Братиславы), получая жалованье из бюджета Венгерского королевства13. Относительно поездки Арчимбольдо в Италию 1566 года много неясного, Карл Шютц даже предполагал, что художник намеревался остаться на родине, во всяком случае, два года он не фигурировал в документах Венского двора и только с марта 1569 года в расходных книгах вновь появляется имя «Йозефа Арчимбольдо, придворного живописца».

В третьем акте рыцари выходили за барьер и атаковали друг друга самым разнообразным оружием. «Четыре элемента» представляли собой сюрреалистические портреты, составленные из элегантных животных и роскошных украшений. Сохранилось около двух десятков работ Арчимбольдо того периода — официальных портретов и специфических картин, выполненных в виде необычного сочетания предметов, растений и животных возможно, на стилевое своеобразие оказала влияние придворная кунсткамера, которую курировал художник. Это было продолжение позднего Средневековья— искусство, воплощающее идеи. Авторская концепция цикла «Времена года» уникальна и явилась основой успеха художника при дворе, эти картины сильно увлекли монарха15. Габсбургская символика присутствует и на картине «Земля», где львиная шкура обозначает геральдический знак Богемии, на то же намекают жемчуг и похожие на оленьи рога кораллы в «Воде»5253.

Предполагают, что молодой художник мог видеть рисунки Леонардо изображающие удивительных чудовищ, всевозможные гибриды растений и животных, составлявших человеческие лица. Среди его друзей были: будущий биограф — инженер и архитектор Джузеппе Ломаццо, священник-иезуит Мориджиа (автор «Истории древностей Милана» — основного источника по биографии художника), а также Аурелио Луини — профессор Падуанского университета, Джован Антонио Полакини и другие.

Портреты Арчимбольдо 
из реальных овощей 
и фруктов

Портреты Арчимбольдо из реальных овощей и фруктов

Рудольф II получил прекрасное образование (глубоко изучал химию, астрологию) и был большим любителем изящных искусств, тонким его знатоком, особенно скульптуры и живописи. Прославился Рудольф II своим «Кабинетом искусств и всевозможных редкостей» — своеобразным собранием музеев (зоологический, палеонтологический, краеведческий исторический, этнографический и политехнический, картинная галерея). И если в работах Босха лишь прослеживаются сюрреалистические элементы, то увидев картины Арчимбольдо, говоришь себе: «Да какой к черту маньеризм. Согласно платоновскому диалогу «Тимей» извечный бог создал Вселенную из хаоса путём комбинации четырёх элементов— огня, воды, воздуха и земли, что и определяет всеединство, демонстрируемое картинами51. Согласно Б. Гейгеру, сюжеты миланских работ Арчимбольдо «не выходят за границы типичного для того времени стиля».

Джузеппе Арчимбольдо — личность в некотором роде весьма неординарная. Это же самый настоящий сюрреализм 16 века».

Дата рождения художника неизвестна. На обороте «Зимы» имеется дата «1563», но в её аккуратности сильно сомневался Т. Дакоста Кауфман18. В этих мероприятиях принимали участие аристократы и прелаты, центральной фигурой действа всегда был монарх.

Джузеппе Арчимбольдо родился в 1527 году в Милане. Император чрезвычайно любил и ценил Арчимбольдо. В течение многих десятилетий Джузеппебыл хорошо известен и любим элитой общества. Рисунок в Лувре— «Повар»— составлен из кухонных элементов. Только позже она была перевернута, чтобы вызывать смех.

По документам, Арчимбольдо был режиссёром-постановщиком и декоратором двух турниров: на свадебных торжествах 1571 года и на восшествии Рудольфа II на венгерский престол (в 1572 году)26. Фактически, он становится артистическим директором императора Максимилиана II. Зима.

Оба символа позволяют предположить, что зима — любимое время года императора. Стиль этих работ уникален и не характерен для XVI столетия: например, «Весна» изображает голову в профиль, составленную из тысяч изображений цветов, каждый из которых в отдельности может опознать специалист-ботаник. В первом цикле времен года, в духе модной в то время натурфилософии, каждая картина соответствует определенному периоду жизни человека. Весна показывает нам его в самые юные годы, с лицом, полным свежих цветов Лето — как молодого человека, отсюда фрукты, которые созрели Осень (утраченная картина) изображает уже зрелого мужчину, а Зима представляет старца с редкой растрепанной бородой, со сморщенной и увядшей кожей.

Джузеппе Арчимбольдо не оставил письменных свидетельств ни о себе, ни о своих картинах. Юное лицо Весны как будто соткано из нежных цветов. По выражению искусствоведа Вернера Кригескорте, «интересы Рудольфа II замыкались в пределах его Кунсткамеры»28.

КартиныАрчимбольдо могут казаться шутливыми, гротескными, но благодаря тому, что флора и фауна выписана вплоть до мельчайших деталей, его работами восхищаются на протяжении столетий. Его дедушка был архиепископом, отец — художником. Плащ «Зимы» украшен символом железа и буквой «М», намекая вновь на Орден Золотого Руна и его главу— императора Максимилиана. Некоторые зарисовки могут быть отождествлены с описанием турнира в Вене 1571 года27. Даже оторопь берет.

Вообще художнику очень повезло с покровителями. Художник продолжал активно работать по заказам из Праги, создав самые известные из своих работ — «Флору» и «Портрет Рудольфа II в образе Вертумна». Времена года всегда сравнивают с возрастом человека: весну – с юностью, лето – с молодостью, осень – со зрелостью, зиму – со старостью. По заказу Максимилиана II Арчимбольдо написал в аналогичном стиле цикл «Четыре элемента», ещё одну серию «Времена года» (1572 года), повторил «Времена года» в 1573 году, а также создал в 1574 году картины «Повар» и «Виночерпий», которые утрачены22.

Джузеппе Арчимбольдо родился в Милане в 1527 году. И даже самое слабое дуновение ветра может привести к тому, что вся фигура начнет пылать. Это должно было оказать влияние на становление молодого художника6. Плоды, составляющие облик императора, представляют все четыре времени года55. В одном из блогов его назвали прадедушкой сюрреализма. Некоторые историки искусства считают произведение портретом самого Максимилиана II. Арчимбольдо был не только главным хранителем всех ценностей «Кабинета», он участвовал и в приобретении его экспонатов.

Арчимбольдо был большим знатоком музыки, создателем музыкальных автоматов. Фигура пожилого и усталого человека возникает из древесного пня (символ прочности и стабильности), проросшего узловатыми ветвями, переплетение которых создает форму императорской короны. Концепция этой картины отличается от других аллегорических изображений времен года и не является, в сущности, аллегорическимпортретом. С 1978 года наследием Арчимбольдо занимался Т. Дакоста Кауфман (защитивший диссертацию «Вариации на имперскую тему»), чья объёмная работа, опубликованная в 2009 году, в известной степени подытожила отношение современных искусствоведов к Арчимбольдо. Равным образом, «Вертумн» предназначался не для увеселения Рудольфа II, который восхищался этой картиной, но был аллегорией «прекрасной гармонии», прославляющей императора, уподобленного богу плодородия и изменчивости. Турнир и триумфальное шествие оформлялись как театрализованное представление, сюжет для которого брался из античной мифологии или истории, причём император играл роль героя, чьи подвиги обязательно заканчивались триумфом.

Классификация Арчимбольдо как маньериста также принадлежит XX веку, её обоснование содержится в работе Густава Рене Хоке «Мир как лабиринт», опубликованной в 1957 году. Так американский художник и кинорежиссерФилип Хаас (Philip Haas)в 2012 году создалхудожественную инсталляцию«Времена года», ставшая скульптурной переработкой цикла картин итальянского художника. Каждая из четырех скульптур, размером 4, 5 х 4 х 3 метра, состоит из разнообразных природных форм – цветы, плющ, мох, грибы, овощи, фрукты, деревья, кора, ветви, листья – вместе образующих портреты людей. Инсталляция «The Four Seasons» олицетворяла собой Зиму, Весну, Лето и Осень. Наиболее известны его циклы «Четыре элемента» и «Времена года», которые художник неоднократно повторял с небольшими изменениями а также картины «Библиотекарь», «Юрист», «Повар», «Виночерпий» и несколько картин-обманок, которые можно рассматривать в перевёрнутом виде44. С одной стороны поражает символическая точность художника, настолько метко он отобразил дух каждого времени года. Но главное здесь заключено не в передаче возраста.

Четыре стихии, как это не трудно догадаться, символизируют основные четыре элемента. УхудожникаБьяджо Арчимбольдо в1526 годув городе Милане (Италия) родился сын – Джузеппе Арчимбольдо, который праславился своими аллегорическими картинами и стал основателемманьеризма.

Это показывает, что к 1560-м годам художник стремился найти работу вне Милана11. При нём, кроме всего, он изобретал гидравлические машины. В литературе XVII—XVIII веков он не упоминался вовсе. Фактически он стал «артистическим директором» императора Максимилиана II. Собственно, монография Гейгера так и озаглавлена: «Комические картины Джузеппе Арчимбольдо».

С другой стороны, какие бессовестные эти итальянцы, если они зимой лимоны выращивают. Публиковались и другие работы20. Также ему приписывается роспись алтарной части церкви Сан-Джорджо в Монце. Существует версия, что росписи в церкви св. В 1582 году император отправил Арчимбольдо в Германию, чтобы приобрести предметы старины и «животных и изумительных птиц Нового Света» (Thiere und Wundervoegel aus der neuen Welt)31. В «Истории уродства», выпущенной под редакцией У. Эко, Арчимбольдо также признаётся принадлежащим к маньеристской традиции, для которой свойственно «предпочтение экспрессивного прекрасному, стремление к странному, экстравагантному и бесформенному»50.

Четыре стихии также были написаны при дворе Максимиллиана. Арчимбольдо же написал «Портрет Рудольфа II в образе Вертумна» — римского бога растений.

Отец Арчимбольдо дружил с учеником Леонардо да Винчи Бернардино Луини, у которого после отъезда Леонардо из Милана остались наброски и записные книжки учителя (чертежи, рисунки). По документам, в этот период Арчимбольдо ещё дважды побывал в Милане: первый раз в 1576 или 1577 году (это следует из упоминания в документах 1580-х годов).

Какого же было мое удивление, когда в детстве мне подарили энциклопедию искусства (да, все настолько запущенно — эта болезнь еще с детства) и я узнал про таких художников, как Босх и Арчимбольдо, а позже Джорджо де Кирико. Картин Джузеппе Арчимбольдо дошло до нас чрезвычайно мало. В первые два года службы Арчимбольдо написал несколько портретов императора и членов его семьи, а также создал первую из прославивших его серий «Времена года». С 1562 года он числился придворным живописцем с жалованьем 20 гульденов в месяц, а сверх того, получал награды помимо жалованья за особо понравившиеся монарху работы (от 28 до 65 гульденов).

известная картина, на которой изображен мужчина из фруктов и овощей

Фамилия Арчимбольдо — южногерманского происхождения. Сначала картина висела так, чтобы можно было видеть прежде всего натюрморт. Честно говоря, первая проба смотрится как-то по кошернее, вот таким образом выложил именно ее. Работы Арчимбольдо хранятся в государственных музеях и частных собраниях Италии (в том числе Галерее Уффици), Франции (Лувр), Австрии, Чехии, Швеции, США. Арчимбольдо показал, как тесно связаны между собой человек и природа. Это же подтверждается поздними свидетельствами его биографов Мориджиа и Ломаццо14.

Вероятно именно знакомство с наследием Леонардо пробудило фантазию Арчимбольдо. Рудольф II по натуре был эксцентриком, обладал слабым, склонным к депрессиям характером и стремился избегать проблем. Кроме того, в творениях художника есть некое странное чувство юмора, а порою и сатира.

Бюст фигуры украшают символы великой Священной Римской империи: Двуглавый орел и цепь с орденом Золотого Руна. Первый сохранившийся его рисунок, датированный 1566 годом, подписан Josephus Arcimboldus Mlnensis (то есть «Млнский»)5. Начиная с 1562 года жизнь и творческая биография Арчимбольдо достаточно хорошо документированы, особенно благодаря венским Архиву австрийских исторических документов и императорскому архиву. Б. Гейгер, впервые поставивший эти вопросы, опирался главным образом на суждения современников— Ломаццо, Команини и Мориджиа, которые использовали термины scherzi, grilli и capricci (соответственно, «шутки», «причуды», «капризы»)14. Символика «Элементов» продолжается во «Временах года». Дакоста Кауфман подчёркивал тесную связь картин Арчимбольдо и его эскизов костюмов для торжественных процессий, которые представляли собой аллегории императорской власти и гармонии, которую несёт миру благодетельность Габсбургов5254.

Необычные портреты 
из овощей и фруктов 
от Анны Токарской

Необычные портреты из овощей и фруктов от Анны Токарской (8 фото)

Если его кончина точно документирована, то записей о рождении и крещении не сохранилось. Он основывал свою интерпретацию на тексте неопубликованной поэмы Дж. Джузеппе Арчимбольдо был сыном миланского художника Бьяджо Арчимбольдо или Арчимбольди.

Маньеризм отличался от ренессансного искусства в тяготении к «ненатуралистической абстракции». Второй вариант был написан уже при Рудольфе. Так что Джузеппе, со своими причудливыми картинами, очень удачное вписался в их тусовку. Точное написание фамилии неясно: орфографические нормы в XVI веке были неустойчивыми, сам Арчимбольдо на письме латинизировал свою фамилию (лат. Arcimboldus), вместо имени Джузеппе он иногда подписывался на немецкий лад Йозефом или латинизировал это написание4. Основным объектом интерпретации современных искусствоведов являются «курьёзные» картины Арчимбольдо.

Здесь присутствовала и древнеримская символика: у латинян год начинался с зимы, которую именовали «глава года». Самые известные из них сложились в циклы «Четыре стихии» и «Времена года» художник выполнял по заказу многочисленные их вариации, предназначенные для императорских подарков. Эти работы еще больше похожи на каких-то индейских духов или очень сложные тотемы.

При поддержке Максимилиана он исполнил первый вариант серии «Времена года», который был представлен императору в день Нового года (1569). По мнению Хоке, в эпоху Ренессанса художник должен был являться в первую очередь талантливым ремесленником, умело имитирующим природу, поскольку понятие прекрасного основывалось на её изучении. Густав Хоке проводил параллели между работами Арчимбольдо, Дали и М. Эрнста.

В 1570 году его оправляют в Прагу, ко двору наследника Максимилиана II Рудольфу. В Милане художник возобновил старые знакомства и приобрёл много новых. Мориджиа упоминал также изготовленные Арчимбольдо apparati di commedie — театральные машины, своеобразные «спецэффекты» на придворных балах-турнирах XVI века25.

Однако сохранившиеся счета фиксируют суммы выплат, но не упоминают работ, за которые художник получал награды16. Такое впечатление, что на полотна художника сошли древние духи и божества природы. Арчимбольдо в эти годы написал второй вариант «Времён года» (1573), посвятил императору красный кожаный фолиант, содержавший 150 рисунков ручкой и чернилами (1585).

В его доме бывали многие выдающиеся ученые, писатели и художники того времени. 2000-е годы – работа в области Software art, начало работы над концептуальным коммуникационно-визуальным художественным проектом Электробутик, начало преподавания в Школе Родченко, курирование международного фестиваля ReadMe (Москва – Хельсинки – Орхус – Дортмунд, 2000-2004). Вариант «Зимы», выполненный для курфюрста Саксонского, украшен гербом Саксонии.

Если смотреть в определенном положении, эта картина изображает натюрморт, состоящий из репы, редиски, лука, осота, грибов, каштанов и различных орехов.

Джузеппе Арчимбольдо, 
картины обманки, 
портреты из фруктов

Джузеппе Арчимбольдо, картины обманки, портреты из фруктов и овощей

В 1954 году вышли объёмная монография Б. Гейгера и книга Ф. Легран и Ф. Сюи. Судя по надписи на графическом автопортрете 1587 года (число «61» интерпретируется как возраст), он мог родиться в 1526 или 1527 году. Немец Ханс фон Аахен написал портрет императора в роскошных одеждах. В 1562 году, приняв приглашение от короля Германии Максимилиана II Джузеппе становится придворным живописцем, на долгие годы покидает Италию.

Там есть еще эмблема Габсбургов — огниво. Маврикия в Милане, относящиеся к 1545 году, были выполнены не Луини, как предполагалось ранее, а отцом и сыном Арчимбольдо (об этом позволяет судить сходство стиля фресок и витражей)9. По мнению В. Кригескорте, эти работы абсолютно уникальны28. Изображения времён года и элементов всегда представлены в профиль, но при этом «Зима» и «Вода», «Весна» и «Воздух», «Лето» и «Огонь», «Осень» и «Земля» обращены друг к другу. Уже в 1563 году из под его кисти миру начинают являться знаменитые аллегории времён года.

Презентация по ИЗО 
на тему Необычные 
портреты Джузеппе

Презентация по ИЗО на тему Необычные портреты Джузеппе Арчимбольдо

2010-е годы – Создание Артомата (совместно с Аристархом Чернышевым) – машины по производству искусства и начало работы куратором в Электромузее – выставочной и событийной площадке, целиком посвященной медиа-искусству. Арчимбольдо происходил из древнего южногерманского рода. Достаточно потереть два огнива имитирующие нос и ухо фигуры, чтобы они вспыхнули искрами. Первый вариант Арчимбольдо написал еще при Максимиллиане, в честь праздника Нового года.

И художник это выразил в портретах. Известно, что в 1551 году Джузеппе расписал пять гербов по заказу герцога Богемского Фердинанда — ещё до того, как он стал императором. Фонтео «Картины Времена года и Четыре элемента императорского художника Джузеппе Арчимбольдо». Воздух был представлен стаей птиц, в том числе совой, петухом, попугаем и павлином.

В 1570 году Арчимбольдо был послан в Прагу к Рудольфу, сыну Максимилиана, проектировать сложное театрализованное представление для Максимилиана (сюжет— смешанная классическая и чешская мифология) и остался служить Рудольфу II, когда тот поднялся на трон Габсбургов (1575) после смерти Максимилиана II. Арчимбольдо известен не только «Временами года». Согласно Фонтео, аллегорические циклы Арчимбольдо передают идею величия императора. Только в 1885 году искусствовед К. Касати опубликовал монографию «Джузеппе Арчимбольди, миланский художник», в которой основное внимание уделялось его амплуа портретиста40. На это намекает и политическая символика: в изображении «Воздуха» присутствуют габсбургские символы— павлин и орёл, а «Огонь» украшен цепью Ордена Золотого Руна, великим магистром которого по традиции был глава царствующей династии, однако составлена она из кремней и кованой стали. «Лето» аналогичным образом составлено из спелых фруктов и колосьев и так далее20.

В работе «Арчимбольдо и арчимбольдески» Ф. Легран и Ф. Сюи попытались реконструировать философские воззрения художника и пришли к выводу, что они представляли собой разновидность платонического пантеизма. Исследователь предполагает, что цикл был представлен императору уже после возвращения художника из Милана, примерно в начале нового, 1569 года19. Арчимбольдо, видимо имел возможность познакомиться с этими бесценными материалами. Специальную статью посвятил творчеству художника Ролан Барт, она вышла в 1980 году. Второй акт включал парный свободный турнир, в котором противники сходились врукопашную.

Сохранилось мало его работ: обычно это портреты по грудь, в профиль, реже— анфас. Опять таки, многие современные сюрреалисты нервно курят в сторонке. Вариантов «Времен года» было несколько. Лето – женское лицо, составленное из колосьев, фруктов и овощей, а Зима – лицо старика.

Связь с сюрреализмом подчёркивалась на этапных выставках в Нью-Йорке («Фантастическое искусство, дада, сюрреализм», 1937) и в Венеции («Эффект Арчимбольдо: Эволюция лица в живописи от XVI века», Палаццо Грасси, 1987), на которых были представлены аллегории Арчимбольдо14. Тяжело придумать более точное прозвище — достаточно глянуть на его необыкновенные картины. Однако уже в 1581 году жалованье его было увеличено до 30 флоринов в месяц.

Причудливые иллюзии 
в картинах 16-го 
века художника Джузеппе

Причудливые иллюзии в картинах 16-го века художника Джузеппе Арчимбольдо

Загадочна живопись этого художника и загадочна его жизнь. На воинственное начало указывают и пушки. Голландский скульптор Адриан де Врис сделал царственный бюст монарха. Эксперты отмечают, что это очень скромно для художника такого уровня известности4243. Обычная миска с овощами преображалась в толстощекую физиономию.