Арчимбольдо Вертумн

Юрист Библиотекарь Вертумн Арчимбольдо был очень популярен при жизни, чем объясняется множество подражаний его стилю. «портрет императора Рудольфа II в образе Вертумна» (итал. Limperatore Rodolfo II in veste di Vertumno)— картина итальянского художника-маньериста Джузеппе Арчимбольдо, написанная около 1590года. «вертумн» — вершина мастерства Арчимбольдо. Когда около 1590 года Арчимбольдо создал свой знаменитый «Овощной портрет» изобразив правителя в облике Вертумна (древнеримского бога времен года) император пришел в такой восторг, что пожаловал художнику титул пфальцграфа.

Урок-практикум «ученики джузеппе арчимбольдо»

В тот момент он мало чем отличался от большинства художников и еще ничего в его работах не указывало на уникальный, полный аллегорий стиль, который Арчимбольдо придумает позже. Вероятно именно знакомство с наследием Леонардо пробудило фантазию Арчимбольдо. Это должно было оказать влияние на становление молодого художника6. Вплетённая в круговорот этих символическихобозначений, персона императора Максимилиана из серии Времена годав её аллегорическом истолковании (в облике зимы, таящей в недрахсвоих золотые плоды будущего лета, в соответствии с представлениемо том, что зима — голова года, как считали римляне) утверждаетидею постоянства и высшей, природной естественности императорскойвласти, священной империи Габсбургов. По мнению В. Кригескорте, эти работы абсолютно уникальны.

Впрочем, справедливость высшая в этом есть – либерти Италии, а особенно – либерти миланский, самый выразительный и самый пышный, – не является никаким «новым искусством», это декадентское переживание (или пережёвывание, что в данном случае одно и то же) всё того же историзма, так что черты ар нуво в том же самом палаццо Берри-Мерегалли смешиваются с заимствованиями из маньеризма и барокко. До нас дошло 17 станковых картин, принадлежащих кисти художника. Арчимбольдо состоял на службе у Габсбургов в Австрии и Богемии (1562—1587) сначала — портретистом при дворе Фердинанда I в Вене, затем, когда императором Священной Римской империи становится Максимилиан II (1564), Арчимбольдо назначается на должность придворного художника. В заточении Рудольф занимался всем тем же, чем занимался, когда был императором. В литературе XVII—XVIII веков он не упоминался вовсе.

  1. «Вертумн», Джузеппе Арчимбольдо — описание картины
  2. Портрет императора Рудольфа в образе Вертумна
  3. История одного шедевра: «Рудольф в образе Вертумна» Арчимбольдо
  4. Средневековый сюрреалист Джузеппе Арчимбольдо
  5. Вакханалия природы в полотнах Джузеппе Арчимбольдо

Постепенно, начиная с чистого белого и добавляя все больше черной краски, Арчимбольдо удавалось передать октаву из двенадцати полутонов с помощью цветов в диапазоне от «низкого» белого до «высокого» черного. Джузеппе Арчимбольдо не оставил письменных свидетельств ни о себе, ни о своих картинах. Какое расхождение с имперской статью героя и какое мужество для той эпохи. Это было продолжение позднего Средневековья— искусство, воплощающее идеи. Относительно поездки Арчимбольдо в Италию 1566 года много неясного, Карл Шютц даже предполагал, что художник намеревался остаться на родине, во всяком случае, два года он не фигурировал в документах Венского двора и только с марта 1569 года в расходных книгах вновь появляется имя «Йозефа Арчимбольдо, придворного живописца». Из-за неспособности короля управлять двор превратился в сгусток интриг: всё время то убийства, то отравления и странные случайности, вроде «бала объятых пламенем», когда несколько придворных заживо сгорело из-за того, что к карнавальному костюму одного из них герцог Орлеанский, муж ломбардской ведьмы, поднёс факел, так что жертвой чуть не стал и сам король, спасённый лишь тем, что герцогиня Беррийская закутала его своими юбками, затушив пламя.

В Милане художник возобновил старые знакомства и приобрёл много новых. С 1562 работал на службе Габсбургов в Австрии и Богемии, в Праге, сначала при дворе императора Священной Римской империи Фердинанда I в Вене 8212 как портретист-копировщик, затем, когда императором Священной Римской империи становится Максимилиан II (1564), Арчимбольдо – художник при дворе. Основным объектом интерпретации современных искусствоведов являются «курьёзные» картины Арчимбольдо.

Джузеппе Арчимбольдо — личность в некотором роде весьма неординарная. Магических столиков больше всего на виа Фьори Кьяри – на улице Светлых Цветов. Тогда Валентина и произнесла свою знаменитую фразу: Plusnemrsquoestrien, riennemrsquoestplus – Ничто для меня более и более ничто, сделала своим гербом серебряный фонтан слёз, а через год умерла, войдя в историю под именем la stregalombarda, «ломбардская ведьма».

Арчимбольдо, видимо имел возможность познакомиться с этими бесценными материалами. Плащ «Зимы» украшен символом железа и буквой «М», намекая вновь на Орден Золотого Руна и его главу— императора Максимилиана. Перед вами картоны для витражей этого собора подготовленные Арчимбольдо (совместно с отцом). Максимилиан II, по характеристике историка Т. Грановского, «принадлежал к числу тех благородных умов и характеров, которые не часто встречаются в век, волнуемый религиозными страстями и фанатизмом». Мориджиа упоминал также изготовленные Арчимбольдо apparati di commedie — театральные машины, своеобразные «спецэффекты» на придворных балах-турнирах XVI века. На это намекает и политическая символика: в изображении «Воздуха» присутствуют габсбургские символы— павлин и орёл, а «Огонь» украшен цепью Ордена Золотого Руна, великим магистром которого по традиции был глава царствующей династии, однако составлена она из кремней и кованой стали.

  1. Краткая биография Джузеппе Арчимбольдо
  2. 15 малоизвестных фактов об удивительных портретах Джузеппе Арчимбольдо
  3. Джузеппе Арчимбольдо: жизнь и творчество художника
  4. В музей – без поводка / Джузеппе Арчимбольдо "Вертумн"

для Миланского собора, перекликается с будущими композициями Арчимбольдо. Поэт, согласно Новалису, обуздывает хаотические первобытные стихийные силы. (Giuseppe Arcimboldo), (1527-1593) известен как художник-иллюзионист — автор удивительных портретов, составленных из обилия всего растущего и цветущего на земле.

В полотне «Лето» торжествуют яркие краски, здесь царствуют груши, золотистые колосья пшеницы. «Вертумн» состоит из спелых плодов, овощей, злаков, цветов, одновременно выдавая черты Рудольфа II – тяжелый подбородок Габсбургов, покрытый колючими растениями в виде бороды. Авторская концепция цикла «Времена года» уникальна и явилась основой успеха художника при дворе, эти картины сильно увлекли монарха.

В этих исследованиях, по всей видимости, Арчимбольдо преуспел. И это есть принципы и начало всех тел их свойств и их чудесных действий. Корсо Витторио Эммануэле и пьяцца Сан Бабила, в которую она впадает, творение архитектора Луиджи Маттиони, создателя также и миланских небоскрёбов (в Милане они есть), были воплощением будущего для Милана шестидесятых. С 1978 года наследием Арчимбольдо занимался Т. Дакоста Кауфман (защитивший диссертацию «Вариации на имперскую тему»), чья объёмная работа, опубликованная в 2009 году, в известной степени подытожила отношение современных искусствоведов к Арчимбольдо.

  1. Портретные натюрморты от Джузеппе Арчимбольдо
  2. Художник Джузеппе Арчимбольдо ( )
  3. Джузеппе Арчимбольдо или Натурфилософия в красках
  4. Арчимбольдо Джузеппе: праздничное меню века
  5. АРЧИМБОЛЬДО – ПРЕДТЕЧА СЮРРЕАЛИЗМА

Равным образом, «Вертумн» предназначался не для увеселения Рудольфа II, который восхищался этой картиной, но был аллегорией «прекрасной гармонии», прославляющей императора, уподобленного богу плодородия и изменчивости. Рудольф II получил прекрасное образование (глубоко изучал химию, астрологию) и был большим любителем изящных искусств, тонким его знатоком, особенно скульптуры и живописи. Краски нежные, как на утренней заре под первыми лучами солнца. Природа это одновременно бесконечное растение, бесконечное животное и бесконечный камень. Фактически, он становится артистическим директором императора Максимилиана II.

Воздух. Маньеризм отличался от ренессансного искусства в тяготении к «ненатуралистической абстракции». Джузеппе Арчимбольдо не оставил письменных свидетельств ни о себе, ни о своих картинах. Цвет здесь «знойный», насыщенный, «летний». В расходной книге собора Комо сохранился счёт 1558 года в 119 лир, выданных Д. Арчимбольдо за эскиз гобелена. С 1978 года наследием Арчимбольдо занимался Т. Дакоста Кауфман (защитивший диссертацию «Вариации на имперскую тему»), чья объёмная работа, опубликованная в 2009 году, в известной степени подытожила отношение современных искусствоведов к Арчимбольдо.

  • живопись фото архитектура анимация
  • Другие картины Джузеппе Арчимбольдо
  • Самое интересное в виде мозаики
  • Интересные факты из жизни художника
  • : / Арчимбольдо: Портрет мужчины, 1000
  • Подземный мир в пустынных скалах Нью-Мехико
  • Рабочие моменты Джузеппе Арчимбольдо

Рудольф состоит полностью из великолепных плодов, цветов и овощей. «Арчимбольдески» уже в XVII в. наводнили Италию, Францию, Голландию и другие страны Европы. Судя по надписи на графическом автопортрете 1587 года (число «61» интерпретируется как возраст), он мог родиться в 1526 или 1527 году. Фонтео «Картины Времена года и Четыре элемента императорского художника Джузеппе Арчимбольдо».

Из приоткрывшегося рта выглядывает ящерица. Стиль этих работ уникален и не характерен для XVI столетия: например, «Весна» изображает голову в профиль, составленную из тысяч изображений цветов, каждый из которых в отдельности может опознать специалист-ботаник. Точное написание фамилии неясно: орфографические нормы в XVI веке были неустойчивыми, сам Арчимбольдо на письме латинизировал свою фамилию (лат. Arcimboldus), вместо имени Джузеппе он иногда подписывался на немецкий лад Йозефом или латинизировал это написание4.

  • Разносторонность интересов художника
  • Аллегория в портретной живописи
  • Словари и энциклопедии на Академике
  • Занимательный мир Галины Старостиной
  • Необычайные картины Арчимбольдо
  • Кирилл Челушкин: японские сказки и новая Алиса
  • Нико Пиросмани: 9 фактов о голодном грузинском художнике

По мнению В. Кригескорте, эти работы абсолютно уникальны28. Для императора написал нимфу Флору и портрет императора. Здание – кулинарный пир, каменный Арчимбольдо, вполне себе захватывающий.

У королей и португальцев вкус рокеров, они любят черепа и кости. Вариант «Зимы», выполненный для курфюрста Саксонского, украшен гербом Саксонии. В «Воздухе» орел и павлин являются символами империи и Австрийского императорского дома. РудольфII собрал огромное количество произведений искусства. Земля. Работы Арчимбольдо хранятся в государственных музеях и частных собраниях Италии (в том числе Галерее Уффици), Франции (Лувр), Австрии, Чехии, Швеции, США. Возникает впечатление, что Арчимбольдо разлаживал живописную систему, удваивал ее против всех правил, гипертрофировал ее способность к производству смыслов и аналогий, создавая тем самым некое структурное чудовище, рождающее в душе зрителя острое (так как связанное с интеллектом) ощущение тревоги, особенно пронзительное оттого, что источник его коренится не просто в преувеличении и не просто в смешении элементов: именно оттого, что все детали картин Арчимбольдо имеют значение на обоих уровнях, живопись этого художника представляет собою страшноватое отрицание живописного языка.

  1. Зимние пейзажи выдающихся художников
  2. 20 лучших фото с дронов за 2017-й по версии
  3. Рождество Христово на картинах художников разных стран и эпох
  4. Василий Кандинский: реальная жизнь великого абстракциониста
  5. Уильям Блейк: необычные картины английского поэта
  6. Клод Моне – человек, дарящий «впечатление»

В 1591 художник написал два своих самых прославленных полотна — «Флору» и «Вертумна» (последнюю работу друзья считали портретом Рудольфа) — и послал их императору в Прагу тот не только пришел в восторг от этих шедевров, но и пожаловал художнику титул пфальцграфа. Б. Гейгер, впервые поставивший эти вопросы, опирался главным образом на суждения современников— Ломаццо, Команини и Мориджиа, которые использовали термины scherzi, grilli и capricci (соответственно, «шутки», «причуды», «капризы»). И только после того как шведский коллекционер Олаф Гранберг в 1911 г. в Стокгольме опубликовал «Генеральную опись сокровищ искусств в Швеции», картины мастера получили известность. «Лето» аналогичным образом составлено из спелых фруктов и колосьев и так далее20. «Вертумн» относится к числу работ, написанных мастером на пике его карьеры и, к сожалению, незадолго до смерти.

Плащ «Зимы» украшен символом железа и буквой «М», намекая вновь на Орден Золотого Руна и его главу— императора Максимилиана. Джузеппе Арчимбольдо был сыном миланского художника Бьяджо Арчимбольдо или Арчимбольди. Это же подтверждается поздними свидетельствами его биографов Мориджиа и Ломаццо. Рассудок короля в результате «бала объятых пламенем» помутился окончательно, он не узнавал никого вокруг, отказывался от своего имени и королевского сана и теперь уверял, что никогда не был женат и не имеет детей, так что, когда королева Изабо, недавно ещё столь любимая, к нему приближалась, требовал убрать от него эту женщину. Плоды, составляющие облик императора, представляют все четыре времени года. Каждый вечер, в час назначенный, в центре Милана появляется россыпь столиков, покрытых длинными скатертями и украшенных надписью на итальянском: «Гадаем по картам и по руке».

Об этом пишет Команини в своей поэме «Вертумн». Первый сохранившийся его рисунок, датированный 1566 годом, подписан Josephus Arcimboldus Mlnensis (то есть «Млнский»). Вариантов «Времен года» было несколько.

  1. Вася Ложкин – самый известный художник Рунета
  2. 1913-й – революционный год в истории искусства и авангарда
  3. Самые красивые города в вечернем освещении
  4. Юлиус Нойброннер и невероятный мир голубиной фотографии
  5. Тайная вечеря – ошибки Леонардо да Винчи

Изабелла Баварская свою золовку ненавидела. Двое Поццо считались прикреплёнными к Пражскому замку и жалованье им начислялось от королевства Богемия, в то время как Лучинио был приписан к замку Прессбурга (Братиславы), получая жалованье из бюджета Венгерского королевства13. Аллегории времён года: «Лето» и «Зима», 1563год (Музей истории искусств, Вена), «Весна» (Академия Сан-Фернандо, Мадрид) стихий— «Огонь» и «Вода», 1566год, в Венском Музее истории искусств. Достаточно потереть два огнива имитирующие нос и ухо фигуры, чтобы они вспыхнули искрами. Лучшая, может быть, работа Арчимбодьдо — его портрет Рудольфа. С 1562 года он числился придворным живописцем с жалованьем 20 гульденов в месяц, а сверх того, получал награды помимо жалованья за особо понравившиеся монарху работы (от 28 до 65 гульденов).

Вариант «Зимы», выполненный для курфюрста Саксонского, украшен гербом Саксонии. Равным образом, «Вертумн» предназначался не для увеселения Рудольфа II, который восхищался этой картиной, но был аллегорией «прекрасной гармонии», прославляющей императора, уподобленного богу плодородия и изменчивости.

Также ему приписывается роспись алтарной части церкви Сан-Джорджо в Монце. слово или фраза читаются одинаково в обоих направлениях. Он играет со зрителем, создает оптические иллюзии, чтобы ввести в заблуждение. Зима. Тяжело придумать более точное прозвище — достаточно глянуть на его необыкновенные картины. Почему на костях и на каких костях становится понятным после посещения церкви, так как в ней есть LrsquoOssario – Оссарий – это слово трудно перевести, получиться что-то вроде «Скелетоний» – капелла, в которую ведёт небольшой тёмный коридорчик, расположенный прямо около входа в церковь.

  • Самые необычные уголки Европы: квартал Ла-Пинья, Сан-Ремо, Италия
  • Даг Джонс: актёр, который всегда скрывается под маской
  • : музыка, которую можно увидеть
  • Эдриан Броуди: 5 интересных фактов
  • Сирша Ронан: фильм её жизни и погоня за «Оскаром»
  • ВИННЫЕ КАРИКАТУРЫ ХУДОЖНИКА ИРЖИ СЛИВЫ

Некоторые зарисовки могут быть отождествлены с описанием турнира в Вене 1571 года27. Уже современники Арчимбольдо вполне отдавали себе отчет в том, что имеют дело с гением. Если смотреть вблизи, это нагромождение фруктов и овощей. В «Земле» шкура льва Геракла и шкура барана также истолковываются как символы Габсбургов (лев намекает на Богемское королевство). Задача журнала – отслеживать таинственные процессы образования новой русской культуры. Всё славит обильный урожай. Изображения времён года и элементов всегда представлены в профиль, но при этом «Зима» и «Вода», «Весна» и «Воздух», «Лето» и «Огонь», «Осень» и «Земля» обращены друг к другу. Наиболее известны его циклы «Четыре элемента» и «Времена года», которые художник неоднократно повторял с небольшими изменениями а также картины «Библиотекарь», «Юрист», «Повар», «Виночерпий» и несколько картин-обманок, которые можно рассматривать в перевёрнутом виде.

Тема картины «Зима» выражена в образе старика, кутающегося в сплетённую из соломы накидку. В начале 1550-х гг. Также ему приписывается роспись алтарной части церкви Сан-Джорджо в Монце. Второй вариант был написан уже при Рудольфе.

  • Джузеппе Арчимбольдо или – картины-загадки))

«Арчимбольдески» уже в XVII в. наводнили Италию, Францию, Голландию и другие страны Европы. Здесь присутствовала и древнеримская символика: у латинян год начинался с зимы, которую именовали «глава года». Сохранилось мало его работ: обычно это портреты по грудь, в профиль, реже — анфас. Маньеризм отличался от ренессансного искусства в тяготении к «ненатуралистической абстракции».

«Вертумн», Джузеппе 
Арчимбольдо — описание 
картины

«Вертумн» был особенно оценён обществом и в особенности самим Рудольфом. Дата рождения художника неизвестна. Ниже, на груди, размещаются две шкуры -львиная и баранья. По заказу Максимилиана II Арчимбольдо написал в аналогичном стиле цикл «Четыре элемента», ещё одну серию «Времена года» (1572 года), повторил «Времена года» в 1573 году, а также создал в 1574 году картины «Повар» и «Виночерпий», которые утрачены. Габсбургская символика присутствует и на картине «Земля», где львиная шкура обозначает геральдический знак Богемии, на то же намекают жемчуг и похожие на оленьи рога кораллы в «Воде».

Джузеппе Арчимбольдо был сыном миланского художника Бьяджо Арчимбольдо или Арчимбольди. По документам, Арчимбольдо был режиссёром-постановщиком и декоратором двух турниров: на свадебных торжествах 1571 года и на восшествии Рудольфа II на венгерский престол (в 1572 году).

По словам Сальвадора Дали, Джузеппе Арчимбольдо явился предтечей сюрреализма. Первый сохранившийся его рисунок, датированный 1566 годом, подписан Josephus Arcimboldus Mlnensis (то есть «Млнский»)5. Рисунок в Луврском музее— «Повар»— составлен из кухонных элементов. Изображения составлены из фруктов, овощей, цветов, ракообразных, музыкальных и иных инструментов, книг и т. д. Лица стилизованы весьма искусная компоновка элементов в пространстве создаёт эффект формы и светотени. Классификация Арчимбольдо как маньериста также принадлежит XX веку, её обоснование содержится в работе Густава Рене Хоке «Мир как лабиринт», опубликованной в 1957 году. По мнению Г. Хоке, в сознании возникает concetto— концепция картины или картина концепции, умственный первообраз.

Живопись Арчимбольдо разрушает эту убежденность. Публиковались и другие работы. Сохранилось мало его работ: обычно это портреты по грудь, в профиль, реже — анфас.

После кончины его стиль и формальные эксперименты были забыты, а новый интерес к наследию Арчимбольдо вспыхнул в 1930-х годах. Только в 1885 году искусствовед К. Касати опубликовал монографию «Джузеппе Арчимбольди, миланский художник», в которой основное внимание уделялось его амплуа портретиста40. Согласно платоновскому диалогу «Тимей» извечный бог создал Вселенную из хаоса путём комбинации четырёх элементов— огня, воды, воздуха и земли, что и определяет всеединство, демонстрируемое картинами. Надо лбом – верблюд, лев, лошадь. В «Истории уродства», выпущенной под редакцией У. Эко, Арчимбольдо также признаётся принадлежащим к маньеристской традиции, для которой свойственно «предпочтение экспрессивного прекрасному, стремление к странному, экстравагантному и бесформенному»50.

Часто они сидят одни и в одиночестве выглядят довольно заурядно но часто к ним подсаживается клиент и тогда по столику разлетаются карты таро из россыпи выскакивают Башни, Дьяволы и Рыцари Монет, маги склоняются над протянутой им ладонью и шепчут что-то и их заурядные столики выглядят заманчиво-таинственно, пламя свечи в стеклянном колпаке колеблется играя отсветами на лицах гадалок, гадалков (мужчин чуть ли не больше, чем женщин) и их реципиентов, так что миланские улицы приобретают схожесть с полотнами Герарда Хонхорста, голландского художника XVII века, проведшего большую жизнь в Италии, где он влюбился в живопись Караваджо и где был прозван Герардо делла Нотте – Ночным Герардо. Это же подтверждается поздними свидетельствами его биографов Мориджиа и Ломаццо14. Рисунок в Лувре — «Повар» — составлен из кухонных элементов. Фонтео «Картины Времена года и Четыре элемента императорского художника Джузеппе Арчимбольдо».

Там кипела жизнь. Собственно, монография Гейгера так и озаглавлена: «Комические картины Джузеппе Арчимбольдо». По заказу Максимилиана II Арчимбольдо написал в аналогичном стиле цикл «Четыре элемента», ещё одну серию «Времена года» (1572 года), повторил «Времена года» в 1573 году, а также создал в 1574 году картины «Повар» и «Виночерпий», которые утрачены22. Связь с сюрреализмом подчёркивалась на этапных выставках в Нью-Йорке («Фантастическое искусство, дада, сюрреализм», 1937) и в Венеции («Эффект Арчимбольдо: Эволюция лица в живописи от XVI века», Палаццо Грасси, 1987), на которых были представлены аллегории Арчимбольдо.

Картины Арчимбольдо пользовались столь большим успехом у современников, что породили целые вереницы подражателей именуемых «арчимбольдесками». Эксперты отмечают, что это очень скромно для художника такого уровня известности4243. В 1562 году Арчимбольдо перебрался в Вену, где поступил на службу в качестве придворного художника при дворе императора Максимилиана II. Но все эти художники-копиисты так и остались фокусниками и давно забыты, в отличие от самого Джузеппе Арчимбольдо имя которого навечно вписано в историю мировой живописи. Арчимбольдо родился в эпоху позднего Ренессанса и его первые работы написаны в традиционной ренессансной манере.

Изабо в долгу не осталась и сделала Людовика, герцога Орлеанского, своим любовником. На это намекает и политическая символика: в изображении «Воздуха» присутствуют габсбургские символы— павлин и орёл, а «Огонь» украшен цепью Ордена Золотого Руна, великим магистром которого по традиции был глава царствующей династии, однако составлена она из кремней и кованой стали. Искусство Арчимбольдо нагло и сатирично.

Многие начинающие авторы получили признание читательской аудитории, пройдя через испытательные площадки «Топоса», в соседстве с публикациями литераторов, культурологов и деятелей русской культуры мировой известности. Среди его друзей были: будущий биограф — инженер и архитектор Джузеппе Ломаццо, священник-иезуит Мориджиа (автор «Истории древностей Милана» — основного источника по биографии художника), а также Аурелио Луини — профессор Падуанского университета, Джован Антонио Полакини и другие. Даже нет ничего плохого и в том, что теперь любой, прилепив к носу сырую картофелину и сфотографировав себя в таком виде, выдаёт это за «постмодернистского Арчимбольдо», – ну и пусть, всё это служит только к вящей славе Арчимбольдо.

Персонификации Лета и Весны — это изобилие растений, фруктов и цветов, а Зима составлена только из старого пня. Это показывает, что к 1560-м годам художник стремился найти работу вне Милана.

Художественные пристрастия Рудольфа II очень точно обрисовывает арчимбольдовский «Портрет императора в виде Вертумна». Коллекция РудольфаII считалась лучшей в Европе. Так, в картине «Флора» многочисленные цветы, разнообразные изображенные в сотнях тончайших цветовых нюансов лепестки соединяются в женский образ, таинственный и загадочный. – ит. ). Арчимбольдо, видимо имел возможность познакомиться с этими бесценными материалами.

Им была основана одна из первых кунсткамер – предшественница современных музеев. По выражению искусствоведа Вернера Кригескорте, «интересы Рудольфа II замыкались в пределах его Кунсткамеры»28. Работы Арчимбольдо хранятся в государственных музеях и частных собраниях Италии (в том числе Галерее Уффици), Франции (Лувр), Австрии, Чехии, Швеции, США.

Б. Гейгер, впервые поставивший эти вопросы, опирался главным образом на суждения современников— Ломаццо, Команини и Мориджиа, которые использовали термины scherzi, grilli и capricci (соответственно, «шутки», «причуды», «капризы»)14. В начале 1550-х гг. Опять таки, многие современные сюрреалисты нервно курят в сторонке. Вода. Произведения Арчимбольдо восхищали своей оригинальностью современников. Специальную статью посвятил творчеству художника Ролан Барт, она вышла в 1980 году. По документам, Арчимбольдо был режиссёром-постановщиком и декоратором двух турниров: на свадебных торжествах 1571 года и на восшествии Рудольфа II на венгерский престол (в 1572 году)26.

Атмосфера города, который называли столицей магии и меланхолии обстановка при дворе замкнутого и нервозного РудольфаII, окна замка которого были заделаны серебряными коробами и покрыты чёрным бархатом королевская коллекция редкостей (страусиных яиц, бивней слона, заморских фруктов, статуэток) стали источниками причудливой и неповторимой живописной манеры Арчимбольдо. Специальную статью посвятил творчеству художника Ролан Барт, она вышла в 1980 году. и «Вода», в Венском музее Изобразительного искусства. Главная обязанность Арчимбольдо, помимо писания королевских портретов, состояла в приведении в порядок и украшении знаменитого «Кабинета», включающего необозримую коллекцию произведений искусства и редкостей или «курьезов», как их тогда именовали. Арчимбольдо начал работать самостоятельно (отец к этому времени умер).

Только в 1885 году искусствовед К. Касати опубликовал монографию «Джузеппе Арчимбольди, миланский художник», в которой основное внимание уделялось его амплуа портретиста. Эксперты отмечают, что это очень скромно для художника такого уровня известности. Уже после смерти Рудольфа гениальный астроном Иоганн Кеплер, один из виднейших деятелей Пражской школы, в своей работе «Рудольфовы таблицы», подводящей итоги многолетним астрономическим исследованиям, ставил Рудольфа в один ряд с Юлием Цезарем и Альфонсо Мудрым, которые всегда сознавали высокую роль всеобщего просвещения и значение индивидуального образования, постоянно содействовали развитию науки, объединяли вокруг себя знаменитых ученых и художников. Император привлек его к расширению своей коллекции, влившейся впоследствии в уникальное собрание 16 в. — «Кабинет искусств и всевозможных редкостей» Рудольфа II. Среди его друзей были: будущий биограф — инженер и архитектор Джузеппе Ломаццо, священник-иезуит Мориджиа (автор «Истории древностей Милана» — основного источника по биографии художника), а также Аурелио Луини — профессор Падуанского университета, Джован Антонио Полакини и другие.

Четыре стихии также были написаны при дворе Максимиллиана. Лев – знак богемских королей, баран – символ Золотого руна. Очень неплохой, но во времена Рудольфа было много неплохих натюрмортистов, а «Корзина фруктов» Караваджо так и несравненно лучше. На воинственное начало указывают и пушки. Точное написание фамилии неясно: орфографические нормы в XVI веке были неустойчивыми, сам Арчимбольдо на письме латинизировал свою фамилию (лат. Arcimboldus), вместо имени Джузеппе он иногда подписывался на немецкий лад Йозефом или латинизировал это написание. Но они так и остались фокусниками и давно забыты, в то время как яркое исполненное глубокой мысли, абсолютное искусство великого Арчимбольдо продолжает волновать до сих пор. Второй акт включал парный свободный турнир, в котором противники сходились врукопашную.

Это было продолжение позднего Средневековья— искусство, воплощающее идеи. Такое впечатление, что на полотна художника сошли древние духи и божества природы. И сразу же после смерти мастера в 1593 году Италию, Францию, Голландию и другие страны Европы наводнил поток неумелых стилизаций под Арчимбольдо. Пусть знает, что Россия – не Италия, она умеет мстить изменникам».

В литературе XVII—XVIII веков он не упоминался вовсе. Однако сохранившиеся счета фиксируют суммы выплат, но не упоминают работ, за которые художник получал награды16. В работе «Арчимбольдо и арчимбольдески» Ф. Легран и Ф. Сюи попытались реконструировать философские воззрения художника и пришли к выводу, что они представляли собой разновидность платонического пантеизма.

Команини превосходно уловил поэзию «Флоры», соотнесенность отдельного с целым и проявление целого в отдельном. Команини сообщает, что звуки «цветового клавикорда» соответствовали тому или иному цвету, составленному художником по цветовой шкале. В полотне «Весна» раскрывается тема рассвета, юности. Стиль этих работ уникален и не характерен для XVI столетия: например, «Весна» изображает голову в профиль, составленную из тысяч изображений цветов, каждый из которых в отдельности может опознать специалист-ботаник.

Обратимся теперь непосредственно к «Временам года». Причудливые портреты Арчимбольдо неразрывно связаны с языком и его фразеологизмами. Он родился в Милане в 1527 году. В 1582 году император отправил Арчимбольдо в Германию, чтобы приобрести предметы старины и «животных и изумительных птиц Нового Света» (Thiere und Wundervoegel aus der neuen Welt).

В его доме бывали многие выдающиеся ученые, писатели и художники того времени. Загадочна не только живопись, но и личность Арчимбольдо и его жизнь. Символика «Элементов» продолжается во «Временах года». В работе «Арчимбольдо и арчимбольдески» Ф. Легран и Ф. Сюи попытались реконструировать философские воззрения художника и пришли к выводу, что они представляли собой разновидность платонического пантеизма. Тот факт, что картины Арчимбольдо несколько столетий «скрывались» в частных собраниях, стал причиной того, что искусство его до середины 20-х годов прошлого столетия было практически неизвестно широкой публике. Если его кончина точно документирована, то записей о рождении и крещении не сохранилось. Густав Хоке проводил параллели между работами Арчимбольдо, Дали и М. Эрнста. Аллегории времён года: «Лето» и «Зима», 1563 год (Музей истории искусств, Вена), «Весна» (Академия Сан-Фернандо, Мадрид) стихий — «Огонь» и «Вода», 1566 год, в Венском Музее истории искусств. Известно, что в 1577 он дважды повторил «Времена года».

Если его кончина точно документирована, то записей о рождении и крещении не сохранилось. Художник продолжал активно работать по заказам из Праги, создав самые известные из своих работ — «Флору» и «Портрет Рудольфа II в образе Вертумна». На портретах императора мы видим тяжелый подбородок Габсбургов, заросший кустистой бородой (колючие растения), черные, круглые, блестящие глаза (вишня и ежевика), одутловатые круглые щеки (наливные красные яблоки), выпуклый лоб (тыква), оттопыренные уши (початки кукурузы).

Согласно Фонтео, аллегорические циклы Арчимбольдо передают идею величия императора. Мифология, близкая сердцу Арчимбольдо, тоже «мага» метаморфоз. Фактически он артистический директор императора. Перечисление персиков, груш, вишен, малины, колосьев для обозначения Лета – это Аллюзия.

Некоторые зарисовки могут быть отождествлены с описанием турнира в Вене 1571 года. Среди этих замечательных ученых Арчимбольдо занимал не последнее место. Судя по надписи на графическом автопортрете 1587 года (число «61» интерпретируется как возраст), он мог родиться в 1526 или 1527 году.

Какого же было мое удивление, когда в детстве мне подарили энциклопедию искусства (да, все настолько запущенно — эта болезнь еще с детства) и я узнал про таких художников, как Босх и Арчимбольдо, а позже Джорджо де Кирико. Таким образом, дата возвращения Арчимбольдо на родину не является бесспорной. (Музей Изобразительного искусства, Вена), «Весна» (Академия Сан-Фернандо, Мадрид) стихий— «Огонь», 1566г. Данный стиль поощрялся императорами-заказчиками и даже служил предметом для подражания.

Первый вариант Арчимбольдо написал еще при Максимиллиане, в честь праздника Нового года. Авторская концепция цикла «Времена года» уникальна и явилась основой успеха художника при дворе, эти картины сильно увлекли монарха15. О них упоминали в Трактате об искусстве живописи Джованни Паоло Ломаццо (1584) и Грегорио Команини (1591) в издании Фиджино или О цели живописи. Художник продолжал активно работать по заказам из Праги, создав самые известные из своих работ — «Флору» и «Портрет Рудольфа II в образе Вертумна». Классификация Арчимбольдо как маньериста также принадлежит XX веку, её обоснование содержится в работе Густава Рене Хоке «Мир как лабиринт», опубликованной в 1957 году.

Отец Арчимбольдо дружил с учеником Леонардо да Винчи Бернардино Луини, у которого после отъезда Леонардо из Милана остались наброски и записные книжки учителя (чертежи, рисунки). За «Портрет Рудольфа II в образе Вертумна» художник был пожалован почётным титулом пфальцграфа. Вертумн изображался в виде юноши с садовым ножом в одной руке и корзиной плодов в другой. Связь с сюрреализмом подчёркивалась на этапных выставках в Нью-Йорке («Фантастическое искусство, дада, сюрреализм», 1937) и в Венеции («Эффект Арчимбольдо: Эволюция лица в живописи от XVI века», Палаццо Грасси, 1987), на которых были представлены аллегории Арчимбольдо14.

Ряд искусствоведов также утверждают, что стиль миланских работ Арчимбольдо отражает влияние Гауденцио Феррари. Прославился Рудольф II своим «Кабинетом искусств и всевозможных редкостей» — своеобразным собранием музеев (зоологический, палеонтологический, краеведческий исторический, этнографический и политехнический, картинная галерея). В полотне «Весна» раскрывается тема рассвета, юности. Здесь Арчимбольдо как бы предвосхищает позднейшую идею Новалиса (1772–1801): «Всё поэтически созданное должно быть живым индивидом. По словам Сальвадора Дали, Джузеппе Арчимбольдо явился предтечей сюрреализма.

Сегодня этот район просто скушен, как субботний шопинг: кинотеатры практически не видны, нет ни правых, ни левых, ни даже анархистов вместо бара Мотта – магазин Diesel и кафе, которыми полна Корсо Витторио Эммануэле существуют только для туристов, там спремута стоит шесть евро, на что аборигены возмущённо брови вздымают, – прямо молочный коктейль из «Криминального чтива», так удивлявший Траволту – но спремута предназначена для русских и китайцев их спремута за шесть евро не возмущает, как аборигенов и не удивляет, как Траволту, а доставляет одно только наслаждение. Первый фигурирует в инвентарной описи Градчанского замка за 1621 год, второй — в «Мантуанском диалоге» Грегорио Команини, одного из ближайших друзей художника. В первом цикле времен года, в духе модной в то время натурфилософии, каждая картина соответствует определенному периоду жизни человека. Весна показывает нам его в самые юные годы, с лицом, полным свежих цветов Лето — как молодого человека, отсюда фрукты, которые созрели Осень (утраченная картина) изображает уже зрелого мужчину, а Зима представляет старца с редкой растрепанной бородой, со сморщенной и увядшей кожей. На обороте «Зимы» имеется дата «1563», но в её аккуратности сильно сомневался Т. Дакоста Кауфман18.

Это, возможно, свидетельствует, что в тот период Арчимбольдо был известен гораздо больше, чем предполагается сейчас6. Варварство, конечно, но миланцы американцам это простили, хотя и запомнили, как запомнил жиголо Уоррен Битти в «Римской весне миссис Стоун», не преминувший содержащей его миллионерше об американских зверствах напомнить, как только та денег не додала, – Милан же индустриальная и банковская столица, богатый город, даже в некотором роде обрадовался: разрушения расчистили место для современного строительства, так что под эту марку было сметено и многое, что оставалось нетронутым. Щека (поскольку голова повернута к нам профилем) образована слоном, чье ухо служит, оказавшись подходящим по размерам, ухом и всей головы Осел изображенный под слоном, довершает челюсть. Арчимбольдо происходил из древнего южногерманского рода. В первые два года службы Арчимбольдо написал несколько портретов императора и членов его семьи, а также создал первую из прославивших его серий «Времена года». В 1954 году вышли объёмная монография Б. Гейгера и книга Ф. Легран и Ф. Сюи. Лица стилизованы эффект формы и светотени в пространстве создаётся весьма искусной компоновкой элементов.

Позже эти собрания стали основой знаменитого музея — Кунсткамеры РудольфаII. Предполагают, что, увидев рукописи и рисунки Леонардо (а такая возможность у Арчимбольдо была), молодой художник навсегда сохранил в памяти гениальные наброски удивительных чудовищ, всевозможные гибриды растений и животных, составлявших человеческие лица. Так, с помощью художника он создал Кабинет искусства и редкостей. Арчимбольдо был очень популярен при жизни, чем объясняется множество подражаний его стилю.

Еще современники сравнивали его с Фаустом и Просперо, героем последней пьесы В. Шекспира «Буря». В своем главном сочинении «О тайной философии» (1510) Агриппа пишет: «Имеются всего четыре стихии или элемента, то есть четыре основания для всех телесных вещей. Плоды «Лета» будто вырастают из золотистых колосьев пшеницы. Джузеппе Арчимбольдо родился в 1527 году в Милане. Таким образом, дата возвращения Арчимбольдо на родину не является бесспорной. Интересна деятельность Арчимбольдо как «Мастера Празднеств».

Среди этих замечательных ученых Арчимбольдо занимал не последнее место. Эти работы еще больше похожи на каких-то индейских духов или очень сложные тотемы. В Милане художник возобновил старые знакомства и приобрёл много новых. Гулять по этим районам либерти, всё равно, что читать «Наслаждение» дrsquoАннунцио, «Портрет Дориана Грея» Уайльда и «Наоборот» Гюисманса.

Рудольф II получил прекрасное образование (глубоко изучал химию, астрологию) и был большим любителем изящных искусств, тонким его знатоком, особенно скульптуры и живописи. Прославился Рудольф II своим «Кабинетом искусств и всевозможных редкостей» — своеобразным собранием музеев (зоологический, палеонтологический, краеведческий исторический, этнографический и политехнический, картинная галерея). С 1562 года он числился придворным живописцем с жалованьем 20 гульденов в месяц, а сверх того, получал награды помимо жалованья за особо понравившиеся монарху работы (от 28 до 65 гульденов). Сохранились альбомы с эскизами (изображения костюмов, процессий и балов) художника, подаренные им Рудольфу II. Это искусство искалосинтеза, но так и не обрело его. Другое лицо (лицо Осени) – не что иное, как совокупность опухолей: поверхность его вздувшаяся, багровая голова Осени – огромный воспаленный орган, в котором застоялась бурая кровь.

И никогда не сводится к простому соответствиюзримого и сущего. Любовь итальянцев к одушевлению овощей и фруктов известна нам по сказке Джанни Родари «Приключения Чиполлино». для Миланского собора, перекликается с будущими композициями Арчимбольдо. Это же самый настоящий сюрреализм 16 века».

Сохранилось мало его работ: обычно это портреты по грудь, в профиль, реже— анфас. Живописью в этот период художник занимался, видимо, немного. Это должно было оказать влияние на становление молодого художника. Маврикия в Милане, относящиеся к 1545 году, были выполнены не Луини, как предполагалось ранее, а отцом и сыном Арчимбольдо (об этом позволяет судить сходство стиля фресок и витражей)9.

Он основывал свою интерпретацию на тексте неопубликованной поэмы Дж. В полотне «Осень» тема среднего возраста, где осенние плоды освещены заходящим солнцем. Там есть еще эмблема Габсбургов — огниво. Высмеивает или нет, Арчимбольдо намного опередил свою эпоху и остался уникальным. Габсбургская символика присутствует и на картине «Земля», где львиная шкура обозначает геральдический знак Богемии, на то же намекают жемчуг и похожие на оленьи рога кораллы в «Воде»5253. Это показывает, что к 1560-м годам художник стремился найти работу вне Милана11. Это всё равно, полагаю ли я универсум в себе или себя в универсуме. Загадочна не только живопись, но и личность Арчимбольдо.

В своей работе О тайной философии (1510 г. ) Агриппа пишет: Есть всего четыре элемента или стихии, т. е. четыре основания для всех телесных вещей. Эти работы не имели ничего общего с прославившими художника произведениями, только пышное декоративное обрамление (переплетение фруктов, цветов и лент) эскизов к гобеленам на сюжеты из Священного писания, выполненных в конце 1550-х гг.

Существует версия, что росписи в церкви св. Публиковались и другие работы20. Фактически он стал «главным режиссером» императора Максимилиана II. В 1592 г. РудольфII император Священной Римской империи, возвел его в титул пфальцграфа.

При поддержке Максимилиана он исполнил первый вариант серии «Времена года», который был представлен императору в день Нового года (1569). Хочется подчеркнуть, что картины Арчимбольдо не являются «шутками, выдумками, предназначенными для кабинета редкостей», как утверждает Ч. Стерлинг, крупнейший специалист в области испанского и фламандского натюрморта XVII в. Если говорить о «натюрмортах» Арчимбольдо, то, помимо громадного, покоряющего мастерства и блестящей виртуозности, они всегда «одушевлены», что объясняется натурфилософскими идеями, заложенными в них. Во всяком случае, считается родиной с картами таро всё неясно, но самые ранние колоды таро имеют миланское происхождения и носят имя «таро Висконти-Сфорца» или, по-итальянски, mazziVisconti-Sforza, колоды Висконти Сфорца. Согласно Б. Гейгеру, сюжеты миланских работ Арчимбольдо «не выходят за границы типичного для того времени стиля».

Год спустя Арчимбольдо скончался, причиной смерти, согласно записи в регистрационной книге, было «задержание мочи и почечные камни». При инвентаризации коллекции Рудольфа II в 1607—1611 годах в описи были учтены 4 фолианта эскизов Арчимбольдо, один из которых уцелел. Создал несколько портретов членов императорской семьи, первый вариант серии «Времена года» («Лето» и «Зима» находятся в Музее искусств в Вене, «Весна» — в мадридской академии «Сан-Фернандо», «Осень» утеряна).

Огонь. Вообще художнику очень повезло с покровителями. Даже оторопь берет. Здесь присутствовала и древнеримская символика: у латинян год начинался с зимы, которую именовали «глава года». Плоды, составляющие облик императора, представляют все четыре времени года55.

В 22 года Арчимбольдо помогал отцу расписывать Миланский собор. Четыре стихии, как это не трудно догадаться, символизируют основные четыре элемента. С его именем также связывают и картины в более традиционном стиле — чаще портреты, но их атрибуция не всегда бесспорна. Арчимбольдо был большим знатоком музыки, создателем музыкальных автоматов. Собственно, монография Гейгера так и озаглавлена: «Комические картины Джузеппе Арчимбольдо». Сначала картина висела так, чтобы можно было видеть прежде всего натюрморт.

Эта картина была подарена Его Католическому Величеству Королю Испании. Нет ничего плохого в буме вокруг Арчимбольдо. Оба символа позволяют предположить, что зима — любимое время года императора.

Некоторые критики называют непереносимым «язвительный юмор» художника, считая, что он зло высмеивает представление о лице человека как о «зеркале души». Относительно поездки Арчимбольдо в Италию 1566 года много неясного, Карл Шютц даже предполагал, что художник намеревался остаться на родине, во всяком случае, два года он не фигурировал в документах Венского двора и только с марта 1569 года в расходных книгах вновь появляется имя «Йозефа Арчимбольдо, придворного живописца». Столики со свечками и надписями «гадаем по картам и по руке» поразили меня в первый же приезд в Милан, став для меня лейтмотивом миланских впечатлений, хотя тогда я ещё ничего не знал ни о ломбардской ведьме, ни о славе Милана как центра чернокнижников то, что в шекспировской «Буре» волшебник Просперо был родом именно из Милана, мне ничего не говорило и казалось простым совпадением.

Восхищенный этими картинами Рудольф II щедро наградил Арчимбольдо. В его доме бывали многие выдающиеся ученые, писатели и художники того времени. Согласно платоновскому диалогу «Тимей» извечный бог создал Вселенную из хаоса путём комбинации четырёх элементов— огня, воды, воздуха и земли, что и определяет всеединство, демонстрируемое картинами51.

10004 В XVII в. «Вертумн» вывезена в Швецию из Праги в результате вторжения шведских войск. Позже эти собрания стали основой знаменитого музея-кунсткамеры РудольфаII. Обычная миска с овощами преображалась в толстощекую физиономию.

Фактически он стал «артистическим директором» императора Максимилиана II. Оно благоухает цветами и плодами и, подобно человеку, способно слышать, видеть, ощущать». Арчимбольдо начал работать самостоятельно (отец к этому времени умер). Символика «Элементов» продолжается во «Временах года». Фамилия Арчимбольдо — южногерманского происхождения.

Подобное представление характерно и для древних культур. Только позже она была перевернута, чтобы вызывать смех. По выражению искусствоведа Вернера Кригескорте, «интересы Рудольфа II замыкались в пределах его Кунсткамеры».

Густав Хоке проводил параллели между работами Арчимбольдо, Дали и М. Эрнста. В основе его «Цветового клавикорда» лежала идея о соответствии каждому звуковому тону определенного цвета из составленной им цветовой шкалы. В период его правления творчество художника было наиболее плодотворным: знаменитый цикл «Четыре стихии» («Вода» и «Огонь» находятся в Музее искусств в Вене, местонахождение «Земли» и «Воздуха» не установлено), несколько повторений серии «Времена года» (один из вариантов 1573 был приобретен Лувром), «Адвокат», «Повар», «Официантка» (две последние картины, а также множество других, написанных в этот период, утеряны). И даже самое слабое дуновение ветра может привести к тому, что вся фигура начнет пылать.

К сожалению из его росписей в Миланском соборе сохранилось совсем немного — цикл витражей, посвященных Святой Екатерине, выполненных в традиционном духе. Дата рождения художника неизвестна. С другой стороны, какие бессовестные эти итальянцы, если они зимой лимоны выращивают. В 1954 году вышли объёмная монография Б. Гейгера и книга Ф. Легран и Ф. Сюи. Маврикия в Милане, относящиеся к 1545 году, были выполнены не Луини, как предполагалось ранее, а отцом и сыном Арчимбольдо (об этом позволяет судить сходство стиля фресок и витражей).

Однако уже в 1581 году жалованье его было увеличено до 30 флоринов в месяц. Выставка сопровождалась пудовым сборником эссе, написанными не только учёными искусствоведами, но и другими мыслящими представителями человечества, включая и эссе Сальватора Дали под названием «Во славу объекта». Портрет изображает императора Рудольфа II в образе бога времен года и земных плодов Вертумна (Вертумния), который был известен в древней Италии. Арчимбольдо был не только главным хранителем всех ценностей «Кабинета», он участвовал и в приобретении его экспонатов. Интересно решены третий и четвертый типы.

Рисунок в Лувре— «Повар»— составлен из кухонных элементов. Внутри каждого цикла также наблюдается симметрия: две головы обязательно смотрят направо, а две— налево. Император Рудольф II в 1580 году пожаловал Арчимбольдо дворянство. – ежедневное сетевое литературно-художественное и философско-культурологическое издание. Эти идеи наиболее ярко отразились в картине Арчимбольдо «Огонь» (1566, Вена), входящей в цикл «Стихии».

В свою очередь, миска, содержащая овощи и фрукты осени, превращаетсяв оригинальный головной убор. К наиболее значительным достижениям архитектуры маньеризма относятся Палаццо дель Те в Мантуе (работа Джулио Романо) и Библиотека Лауренциана во Флоренции, спроектированная Микеланджело. На обороте «Зимы» имеется дата «1563», но в её аккуратности сильно сомневался Т. Дакоста Кауфман. По документам, в этот период Арчимбольдо ещё дважды побывал в Милане: первый раз в 1576 или 1577 году (это следует из упоминания в документах 1580-х годов).

Арчимбольдо был большим знатоком музыки, создателем музыкальных автоматов. Согласно Б. Гейгеру, сюжеты миланских работ Арчимбольдо «не выходят за границы типичного для того времени стиля». Художник развлекается. Виртуозно исполненные «плодоовощные» головы являли собой не только острую сатиру (обнаруживая очевидное сходство с придворными императора), но и хитроумные головоломки.

Некоторые историки искусства считают произведение портретом самого Максимилиана II. В полотне «Лето» торжествуют яркие краски, здесь царствуют груши, золотистые колосья пшеницы. Так, в индийских космогонических текстах Вселенная представлена как тело жертвенного коня: небо — его хребет, звезды — кости, страны света — бока, ветер — дыхание, трава и деревья — шерстинки на шкуре. Известны два его изобретения, зафиксированные в мемуарах современников, — «Перспективная лютня» и «Цветовой клавикорд».

В одном из блогов его назвали прадедушкой сюрреализма. К праздникам и развлечениям нужны были костюмы, декорации, реквизит. По документам, в этот период Арчимбольдо ещё дважды побывал в Милане: первый раз в 1576 или 1577 году (это следует из упоминания в документах 1580-х годов). Однако уже в 1581 году жалованье его было увеличено до 30 флоринов в месяц. С восхищением писали современники и о его рисунках, подаренных Рудольфу II (тетрадь со 150 рисунками хранится во Флоренции в галерее Уффици) и об оригинальной формы лютне, придуманной Арчимбольдо для Кунсткамеры Рудольфа II.

Дом очень хорошо сохранён, остались в неприкосновенности даже бассейн и теннисный корт, так что на вилле Некки Кампильо можно снимать очередную серию сериала «Пуаро Агаты Кристи», ничего практически не добавляя. Фигура пожилого и усталого человека возникает из древесного пня (символ прочности и стабильности), проросшего узловатыми ветвями, переплетение которых создает форму императорской короны. Концепция этой картины отличается от других аллегорических изображений времен года и не является, в сущности, аллегорическимпортретом. Фамилия Арчимбольдо — южногерманского происхождения. Эти работы не имели ничего общего с прославившими художника произведениями, только пышное декоративное обрамление (переплетение фруктов, цветов и лент) эскизов к гобеленам на сюжеты из Священного писания, выполненных в конце 1550-х гг. Одного из магов она знала очень хорошо, так как училась с ним в художественной школе Бреры он был художником не без способностей, но как-то неудачно женившись, в результате этого брака оказался без квартиры и без денег именно тогда он и решил подрабатывать гаданием, у него это получилось, он стал прилично зарабатывать «так как все хотят узнать, что у них всё будет хорошо, счастливый брак и денежная работа» – это прямая речь из рассказа художницы, раскрывающая тайны миланской эзотерики.

Изображения времён года и элементов всегда представлены в профиль, но при этом «Зима» и «Вода», «Весна» и «Воздух», «Лето» и «Огонь», «Осень» и «Земля» обращены друг к другу. Так что Джузеппе, со своими причудливыми картинами, очень удачное вписался в их тусовку. При дворе РудольфаII, как и во всей Европе, была особенно популярна магическая теория знаменитого немецкого ученого Агриппы Неттесгеймского (1486–1535), построенная на той мысли, что как высшее влияет на низшее, так и обратно — всё низшее влияет на высшее, только в меньшей степени.

Биограф художника сообщает, что МаксимилианII, ставший императором после ФердинандаI, весьма высоко ценил Арчимбольдо и не только прислушивался к его суждениям, но и «подстраивался» под его вкус. «Лето» аналогичным образом составлено из спелых фруктов и колосьев и так далее. Кроме того, в творениях художника есть некое странное чувство юмора, а порою и сатира. Арчимбольдо был не только главным хранителем всех ценностей «Кабинета», он участвовал и в приобретении его экспонатов.

За «долгую, верную и добросовестную» службу император пожаловал художнику полторы тысячи рейнских гильдеров. Кроме того, мы здесь находим все образцы «симпатий», характерные для данной стихии. Существует версия, что росписи в церкви св.

Стоит отдалиться – и видишь лицо. В 1566 году ему компенсировали и дорожные расходы, выделив на поездку в Италию 100 гульденов.

Его кора подобна коже, ветви – волосам. Ему не было равных в организации игр, турниров, коронаций и шикарных празднеств. Наиболее известны его циклы «Четыре элемента» и «Времена года», которые художник неоднократно повторял с небольшими изменениями а также картины «Библиотекарь», «Юрист», «Повар», «Виночерпий» и несколько картин-обманок, которые можно рассматривать в перевёрнутом виде44. Аллегории сезонов: «Лето» и «Зима», 1563г. В первые два года службы Арчимбольдо написал несколько портретов императора и членов его семьи, а также создал первую из прославивших его серий «Времена года». Стиль ар деко пережил примерно те же приключения, что и либерти: процветая в двадцатые-тридцатые, он к шестидесятым был благополучно забыт, потом вновь открыт в восьмидесятые, а затем на нём помешались: ар деко со всех сторон, выставки, фильмы типа «Бразилия» Терри Гиллиама, провозглашающие ар деко (осознанно или нет, непонятно), стилем будущего.

В полотне «Осень» тема среднего возраста, где осенние плоды освещены заходящим солнцем. В созданных им символических портретах-аллегориях в единый художественный образ сплетаются «представители» фауны (цикл «Стихии»), флоры (цикл «Времена года»), а также различные предметы: горшки, кастрюли, рабочие инструменты, даже книги. Основным объектом интерпретации современных искусствоведов являются «курьёзные» картины Арчимбольдо. Второй акт включал парный свободный турнир, в котором противники сходились врукопашную. С одной стороны поражает символическая точность художника, настолько метко он отобразил дух каждого времени года. Краски весенние: тепло-желтые и алые цветы, нежно-зеленые листья. Уже современники Арчимбольдо вполне отдавали себе отчет в том, что имеют дело с гением.

Но ну её к бесу, низкую истину: мне всё равно миланские гадалки говорят о пражском Фаусте. В течение двух лет пребывания на службе у императора Фердинанда I, помимо портретов императорской семьи, художник написал цикл «Времена года» (1563 год, включает четыре портрета-аллегории). Живопись Арчимбольдо зачастую отталкивает, вызывает неприятные ассоциации. (Бывает безобразное прекрасно – и ранит чувства и ласкает их) – noдчepкuвaemcя противоречивость yдoвoльcmвuя, нepeдко дocmaвляeмoгo тем, что неприятно. Мориджиа упоминал также изготовленные Арчимбольдо apparati di commedie — театральные машины, своеобразные «спецэффекты» на придворных балах-турнирах XVI века25. Недаром он стал героем пражских мифов, повествующих о его общении с духами.

Честно говоря, первая проба смотрится как-то по кошернее, вот таким образом выложил именно ее. Всё, что говорилось, казалось таким новым, так что в голову никому не приходило, что соображение о том, что когда-то экстравагантное «Аполлон Бельведерский Хуже печного горшка» уже порядком поистрепалось. Художница с Фиори Скури также сказала, что по её мнению, все эти столики – примета последних двадцати лет, что в юности она никаких гадалок не помнит (впрочем, тогда она Фиори Скури не жила) и что действительно, все маги собираются «в час назначенный» в силу того, что к этому часу полиция перестаёт делать обходы, а гадалки платить налоги не желают. В качестве придворных астрологов он содержал выдающихся учёных — Тихо Браге и Иоганна Кеплера.

Занятие старомодное, но достойное. Он изобретает карикатуру. Арчимбольдо поселился в тогдашней столице Габсбургов Вене и там «. В шестидесятые санбабилино (sanbabilino) – термин, вошедший в миланский газетный жаргон – обозначал молодого правого из хорошей буржуазной семьи, ненавидящего волосатиков и хиппи санбабилини чистили морды хиппи, левые – санбабилини, было весело и живо. На полотнах «Лето» (на воротнике вплетена подпись художника, а на рукаве имеется дата) и «Осень» (последняя изображена в виде Вакха, с головой, увенчанной виноградными гроздьями и листьями) — композиции из фруктов и овощей, на портрете «Весна» — цветочная композиция, «Зима» — ветвистое дерево с кислым лимоном.

В «Истории уродства», выпущенной под редакцией У. Эко, Арчимбольдо также признаётся принадлежащим к маньеристской традиции, для которой свойственно «предпочтение экспрессивного прекрасному, стремление к странному, экстравагантному и бесформенному». На плечах у волка сидит заяц изобразивший нос, кошачья голова образовала верхнюю губу. Двое Поццо считались прикреплёнными к Пражскому замку и жалованье им начислялось от королевства Богемия, в то время как Лучинио был приписан к замку Прессбурга (Братиславы), получая жалованье из бюджета Венгерского королевства.

На воинственное начало указывают и пушки.

При дворе императора работали такие знаменитые ученые, как Тихо Браге и Иоганн Кеплер. Упоминая об Александре Македонском как о высоком покровителе живописцев древности, он не преминул заметить: «Но кто требует новых примеров, тот должен, коли для него это возможно, отправиться к императору Римской империи РудольфуII — величайшему из современных нам ценителей живописи». Он основывал свою интерпретацию на тексте неопубликованной поэмы Дж.

Согласно Фонтео, аллегорические циклы Арчимбольдо передают идею величия императора. В 1582 году император отправил Арчимбольдо в Германию, чтобы приобрести предметы старины и «животных и изумительных птиц Нового Света» (Thiere und Wundervoegel aus der neuen Welt)31.