Автопортрет Шевченко 1861
Автопортрет Шевченко — автопортрет, написанный ТарасомШевченко зимой 1861года в Санкт-Петербурге. Автопортрет Шевченко — автопортрет, написанный Тарасом Шевченко зимой 1861 года в Санкт-Петербурге.
Шевченко Тарас Григорьевич (1814-1861)
Произведение поражает глубиной и целостностью характеристики. Это одна из первых попыток Шевченко рисовать масляными красками.
Если каждый из рассмотренных автопортретов Тараса Шевченко раскрывает определённую грань образа художника, передаёт то или иное душевное состояние, то последний из этой группы автопортретов— в шапке и тулупе (бумага, офорт, 22, 816, 8), созданный не позднее 4 декабря 1860 года по фотографии Андрея Деньера, сделанной в 1859 году, даёт обобщённый образ Шевченко. Дуже скоро в систему додан нов мови. К этому произведению близки три портрета (холст, масло, в овале, восстановленный в книге «Тарас Шевченко как художник», Львов -Москва, 1914, где сейчас этот портрет— неизвестно холст, масло, 24, 519, 8, Государственный музей Тараса Шевченко холст, масло, 26, 221, 4 Государственный музей Тараса Шевченко), которые относительно авторства требуют дополнительного исследования: до сих пор не установлено, что это автопортреты Шевченко или их копии или варианты, сделанные другими художниками. Густым плетением разной силы штрихов, подчеркнутых и объединённых слоем акватинты, художник показал как мрак отступает перед победной силой света. Самый ранний из известных на сегодняшний день автопортретов (холст, масло, 4345, в овале, Национальный музей Тараса Шевченко) написан в начале 1840 года в Петербурге. Ми бачимо зосереджене обличчя молодо людини. Гравюра с неё, работы И. Матюшина, была напечатана в приложении к журналу «Русская старина» (июнь 1891 года). В этом автопортрете привлекает внимание разнообразие применяемых технических приёмов. Свтло вихоплю з пвтемряви лише обличчя, а все нше тане, ховаться в напвпрозорих тнях.
Этот автопортрет (холст, масло, 5948, в овале, Государственный музей украинского изобразительного искусства в Киеве), выполнен не позже 1860 года, выставлялся в том же году на выставке в Петербургской академии художеств. Погляд очей проникливий, спостережливий, сповнений якогось неви- словленого запитання. Во время экспедиции в Каратау он нарисовал рисунок «Шевченко среди товарищей», на котором изобразил себя за рисованием вместе с Б. Залесским и Л. Турно. Густым плетением разной силы штрихов, подчеркнутых и объединённых слоем акватинты, художник показал как мрак отступает перед победной силой света. Один из автопортретов (1859) известен по копии, которую выполнил К. Флавицкий (44, 435, 5, Государственный музей Тараса Григорьевича Шевченко). Картина не завершена. Кроме копии К. Флавицкого, существовала ещё одна копия (где— теперь неизвестно), которую выполнил художник Жебровский.
Художник Тарас Шевченко Автопортрет 1861 г
Може здатися дивним, що «дзеркало душ» – оч – художник затню. В этом автопортрете привлекает внимание разнообразие применяемых технических приёмов. На лице чувствуется душевный покой. По рисунку, выполненному в 1845 году, который Шевченко отыскал (где— теперь неизвестно), в мае 1860 года он создал автопортрет со свечой (бумага, офорт, акватинта, 16, 413), в котором искусно передал эффект освещения— борьбу света с тьмой, вследствие чего произведение приобрело символическое звучание. Один из них (бумага, сепия, белила, 24, 318, 1, Государственный музей Тараса Шевченко) нарисован не позднее 29 декабря 1849 года и подарен Лазаревскому.
Гарний, сповнений гдност й грацйност поворот голови до глядача. У порвнянн з яскраво освтленим чолом звертають на себе увагу схован в тн оч. Оба рисунка не сохранились.
Тарас Григорович Шевченко 1814 – 1861
Недаром современники поэта (К. Але придивться уважнше. По рисунку, выполненному в 1845 году, который Шевченко отыскал (где— теперь неизвестно), в мае 1860 года он создал автопортрет со свечой (бумага, офорт, акватинта, 16, 413)2, в котором искусно передал эффект освещения— борьбу света с тьмой, вследствие чего произведение приобрело символическое звучание. Шевченко здесь изображён с бородой. Второй известен с фоторепродукции, хранившейся в архиве Олены Пчилки (теперь в институте литературы имени Т. Г. Шевченко).
Количество автопортретов Шевченко трудно поддаются учёту. Произведение близко к автопортретам Рембрандта не только живописно колористическим решением, но и характерным сочетанием золотисто-коричневых тонов, выразительной светотенью, а также «маскарадом», который много значит в образном строе портрета. На картинепредставлен романтично возвышенный образ молодого художника-поэта.
Останнй автопортрет Тараса Шевченка, 1861
Из времён пребывания Шевченко в Оренбурге сохранились два автопортрета. Шевченко изобразил себя в гражданской одежде— в светлой куртке из-под которой виден воротник белой рубашки. Например, на копии, выполненной М. Репниной с рисунка, на котором изображён дом его родителей в Кирилловке (сейчас Шевченково), Тарас Григорьевич нарисовал себя во весь рост. Его изображение здесь близко к автопортрету (тонкий бристольский картон итальянское масло, белила, Государственный музей Тараса Шевченко), созданному в июле— августе 1851 года и подаренного Б. Залесскому (который впоследствии техникой офорта выполнил с него копию).