Автор Плот Медузы
«плот Медузы», неожиданно для автора, вплыл в море политических страстей.
Описание картины «Крушение плота «Медузы»»
Оппозиция считала историю с «Медузой» не несчастным случаем, а преступлением режима, покрывающего коррупцию и пренебрегающего жизнями простых граждан, тем более что власти сразу же попытались замять скандал, не привлекая виновных к суду. Жерико был всецело поглощён работой. Капитан был на одной из шлюпок, к которой был привязан плот. 2.
Художник тем самым аллегорично показывает связь между жизнью и смертью, её неразрывность. Паника охватила команду, пассажиров и солдат. На «Плот Медузы» обратил внимание король Людовик XVIII, так отозвавшийся о картине: «Вот, г. Жерико, катастрофа, которая могла стать катастрофой для художника, её изобразившего». В первую же ночь дрейфа 20 человек были убиты или покончили жизнь самоубийством.
В корпусе судна открылась течь и его решено было покинуть, но шлюпок на всех не хватило. На двенадцатый день их подобрал бриг «Аргус». Несколько человек сошли с ума. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.
На этой площади император был бы у себя дома. Как ты можешь увидеть свободу. – горячился он.
Жерико воссоздавал события через изучение доступных ему документальных материалов и встречаясь со свидетелями, участниками драмы. В их числе были и губернатор Сенегала Шмальц и солдаты «африканского батальона» – три роты по 84 человека, набранные из людей разных национальностей, среди которых попадались и бывшие преступники и разные сорвиголовы. Самое яркое и тревожное, что напишет Жерико, – «Плот Медузы». Шомарэ был слегка удивлен исчезновением «Эха», но не попытался выяснить причины этого. Он снял огромную мастерскую, в которой с помощью участников рокового плавания была выстроена модель плота.
В мастерскую заходили лишь немногие из друзей. Но 17 человек остались на судне, а сто сорок семь человек перебрались на плот. По словам художника, газетчики обвиняли его даже в оскорблении Морского министерства. Флагманским кораблем «Медузой» и всей эскадрой командовал Дюруаде Шомарэ, неопытный капитан, получивший эту должность по протекции. В следующем году Совиньи и ученый-географ Александр Коррейяр (один из пятнадцати, выживших на плоту) опубликовали книгу «Крушение фрегата Медуза».
Смерть ещё страшней, когда её никто не замечает, когда никто не оплакивает мертвецов12. Капитан фрегата, Гюго Дюрой де Шомарей, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции (впоследствии он был осуждён, получил условный срок, но общественности об этом не сообщалось). По-видимому, Эстер не поддерживала с супругами дружеских отношений (во всяком случае, мужа она прежде не встречала), однако с женой, несомненно, была связана какими-то общими занятиями. Подробности плавания потрясли современное общественное мнение. По словам его биографа, Шарля Клемана, художник составил «досье показаний и документов». Но в этой картине очень хорошо заметна роль народа.
Есть и еще одна волнующая вещь: ощущение хаоса и поножовщины здесь чрезвычайно важно.
Картину приобрёл Дедрё-Дорси за 6005 франков, выступив посредником в сделке. По словам его биографа, Шарля Клемана, художник составил «досье показаний и документов». Семнадцать человек остались на фрегате, 147 человек перешло на плот. Но зато, найдя наконец ключ к шифру Эстер, я в дальнейшем уже пользовался им без труда. Теодор Жерико, впечатлившись ужасной историей, произошедшей с людьми, в 1819 году написал картину «Плот Медузы», холст, масло, 491716 см.
Картина Теодора Жерико «Плот Медузы» показывает этот момент. Это, вероятно, его любовник Луи Бро, гаитянский негр, солдат. Все это безумный художник сохранял до полного разложения. 147 человек были вынуждены спасаться, забравшись на плот. Здесь Жерико по-новому увидел своё произведение и решил тут же переделать нижнюю левую часть, которая показалась ему недостаточно убедительной как основание для пирамидальной композиции. Он всегда ощущал себя провинциалом и лучше всего ему было дома, в Орнане.
Автор картины плот медузы: поиск слов по маске и определению
Перед Салоном большие холсты были собраны в фойе Итальянского театра. Ничтожный и спесивый человек, он создал на борту «Медузы» невыносимую атмосферу: старый эмигрант-монархист, к тому же бездарный моряк, он пользовался любым поводом, чтобы унизить офицеров. Действительно, в них отсутствует один герой – в них отсутствует один двигатель. Тем временем начал усиливаться ветер, а в корпусе корабля образовалась трещина.
В настоящее время полотно находится в Лувре. Еще несколько человек решило остаться на «Медузе» (по разным данным от 10 до 17, 4 сентября спасли троихиз них). Общественность была глубоко потрясена этим происшествием. Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плота3.
- Теодор Жерико, «Плот Медузы»: история, описание, анализ
- 15 малоизвестных фактов о скандальной картине Теодора Жерико «Плот Медузы»
- Картина Плот «Медузы», Теодор Жерико
- Плот Медузы: когда живые завидуют мертвым
- «Плот Медузы» картина Теодора Жерико
- Рецензии на книгу «Плот Медузы»
Когда эти новости дошли до общества, то оно было потрясено кошмаром произошедшего. В техническом плане произведение выполнено превосходно.
На огромной картине Жерико «Плот Медузы», написанной в 1818 – 1819 годах изображены люди в разных положениях и в разном психическом состоянии. А плотник с фрегата сделал для него уменьшенную копию плота. Правительственные круги и официальная пресса сочли живописца опасным бунтарем, сам король Луи XVIII язвительно поинтересовался: «Это, месье Жерико, – не то ли кораблекрушение, в котором утонет создавший его художник. » Напротив, противники режима увидели в картине обличительный документ. Но завещания не оставила. Оппозиция обвинила в случившемся правительство.
- «Плот Медузы», Теодор Жерико, 1818 — 1819
- Веркор Джейн – Плот 039Медузы039
- «Плот Медузы» (Теодор Жерико): описание
- Самое интересное в виде мозаики
- ПЛОТ МЕДУЗЫ – ИСТОРИЯ ОДНОЙ КАРТИНЫ
- Отзывы о Джейн Веркор – Плот Медузы
К шедевру Жерико часто обращались в 1960-е и 1970-е годы, связывая его с современными реалиями (так, например, участники группы «Малассис» выполнили панно для торгового центра в Гренобле по мотивам этого произведения). Сюжет данной картины рассказывает о реально произошедшем трагическом случае. Его должны были отбуксировать при помощи шлюпок, но ситуация вышла из-под контроля. Он стоит в центре, он представляет собой ось картины.
Обнажённые мертвецы на первом плане — обращение к традиционным для европейского искусства темам «Танец смерти» и «Триумф смерти» — нагота мёртвого человека трактуется как «отсутствие всех благ» и противопоставляется наготе «естественной», «божественной» и «преступной». Девушка, которую мы видим, продавщица, она должна своей физической привлекательностью заставлять посетителей останавливаться, кокетничать с ней и заказывать еще выпивку.
Шомарэ был слегка удивлен исчезновением «Эха», но не попытался выяснить причины этого. Кроме того, он решил вместо карьеры торговца табаком выбрать карьеру художника. Однако юный художник не унывает, пишет и пишет своих излюбленных лошадей. Запасшись в Санта-Крусе, столице острова Тенерифе, провизией, корабли продолжили путь.
Именно по его приказу плот с людьми был брошен не произвол судьбы. Романтизм был полностью ориентирован на современность. «Эхо» всю ночь шло правильным курсом и к утру далеко обогнало «Медузу», скрывшись за горизонтом. Англичане, плохо знавшие современную французскую живопись, ошибочно причисляли его к представителям школы Давида. «Ужасное в искусстве — такой же дар, как и грация» — записал у себя в дневнике ещё один великий художник (и друг Жерико), Делакруа. Начальник экспедиции, капитан «Медузы» де Шомарэ, был назначен на эту должность по протекции и его некомпетентность проявилась самым роковым образом. Случилось это в 1816 году.
Флагманом конвоя был как раз фрегат «Медуза». Кстати, о Делакруа и любопытныхдеталях: видите в левом нижнем углу картины двух мертвецов. Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плота.
«Медузу» называли шедевром, видели в ней «реальную правду», «натуру», а Жерико удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо. А Курбе лишал своего зрителя возможности такого покровительственного сопереживания. снял фильм «Красота катастрофы» (цикл «Палитры», Франция, 2002), посвящённый картине Жерико. Опасаясь, что «Медузу» купит английский коллекционер, её приобрел близкий друг Жерико Дедрё-Дорси за 6005 франков.
- Напишите отзыв о статье Плот «Медузы»
- Отрывок, характеризующий Плот «Медузы»
Перед Салоном большие холсты были собраны в фойе Итальянского театра. 1июля корабли должны были миновать мыс Блан (Белый), но с борта «Медузы» этого мыса с характерной белой скалой так и не увидели.
Положение на плоту, оставленном на произвол судьбы, обернулось катастрофой. Фактически это было одно из первых полотен, написанное в этом стиле. они опубликовали записки об этих трагических событиях. Положение на плоту, оставленном на произвол судьбы, обернулось катастрофой. На «Плот Медузы» обратил внимание король Людовик XVIII, так отозвавшийся о картине: «Вот, г. Жерико, катастрофа, которая могла стать катастрофой для художника, её изобразившего».
Картина Жерико «Плот Медузы» будет создана через несколько лет. В первую же ночь дрейфа 20 человек были убиты или покончили жизнь самоубийством. И она действительно была для того времени революционна. Крестьян нужно было пожалеть, крестьянам нужно было посочувствовать. Это требуется Жерико, чтобы передать все эмоции, владевшие обезумевшими людьми.
На столе, в тепле стоят четыре бутылки шампанского – но почему не во льду. К шедевру Жерико часто обращались в 1960-е и 1970-е годы, связывая его с современными реалиями (так, например, участники группы «Малассис» выполнили панно для торгового центра в Гренобле по мотивам этого произведения)34. По мнению Г. Лавирона и Б. Гальбаччо («Салон 1833 года»), картина «приблизила революцию». Но до Канарских островов все-таки добрались благополучно. Салон 1819 года изобиловал произведениями, прославляющими монархию главным жанром на нём был исторический, также широко были представлены аллегорические и религиозные сюжеты. Таким образом, человек в этой концепции не подчиняется разуму, а живет и действует во власти чувств. Человек, который сочувствует, по определению находится в приоритетной позиции.
Кое-кто пил морскую воду — и умирал. К шедевру Жерико часто обращались в 1960-е и 1970-е годы, связывая его с современными реалиями (так, например, участники группы «Малассис» выполнили панно для торгового центра в Гренобле по мотивам этого произведения). Романтизм проявлял особенный интерес ко всему трагическому, мрачному и отталкивающему. Она сделала единственное распоряжение (как знать, может быть, предвидела катастрофу. ), назначив меня своим душеприказчиком.
Под безобразием на самом деле понималась предельная правдивость». «Плот Медузы» (фр. м. Но случилось непредвиденное: усилился ветер и фрегат дал трещину. В 1817 г. они опубликовали записки об этих трагических событиях.
Осенью 1817 года во Франции вышла книга «Гибель фрегата Медуза», которая рассказывала реальную историю о трагическом происшествии в океане. В полдень он появился снова и на этот раз взял курс прямо на плот. Океан занимает не так много места на огромном полотне, но художнику удалось передать ощущение «масштабности бушующей стихии».
Вот почему я подавил некоторые соображения щепетильности и, решив утаить до поры до времени подлинное имя писателя и опустить кое-какие факты, в которых слишком легко угадываются действующие лица (по истечении подобающего срока я внесу необходимые разъяснения, которые позволят восстановить все факты и подлинные имена), стал приводить свою находку в порядок. Задуманное историческое полотно «Отступление французов из России в 1812 году», возможно, затмило бы «Плот Медузы», но ранний шедевр Теодора Жерико оказался его последней крупной работой. Положение на плоту, оставленном на произвол судьбы, обернулось катастрофой. – На протяжении тринадцати суток несчастные носились на плоту в океане».
4884). 149 (по другим данным — 146) человек (в основном матросы, солдаты и пассажиры победнее — включая одну женщину, маркитантку) должны были плыть на плоту губернатор с семьей, ученые, офицеры (включая капитанаДюруа де Шомаре), чиновники и колонисты побогаче — разместились в шлюпках правда, несколько человек (в том числе офицеров) перешли на плот добровольно. Мало того, он выносил из покойницкихголовы, руки, ногии приносил их к себе в мастерскую — для этюдов.
«Медузу» называли шедевром, видели в ней «реальную правду», «натуру», а Жерико удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо. У берегов Сенегала терпит, сев на отмель, крушение военный трехмачтовый корабль «Медуза». Картина полностью передает атмосферу и дух трагичности. Немного погодя обозреватель той же «Ле Монитёр», Эмерик Дюваль, проанализировал картину, отметив «несколько отвлеченное воодушевление» художника, который всё-таки, по мнению критика, «превосходно выразил весь её ужас»21. Каравелла Эхо, не отклоняясь от курса, утром обогнала Медузу.
Однако все это только предположения. Ещё через год вышел роман Веркора «Плот Медузы» (Le radeau de la Meduse). Критик из «Таймс» отмечал «холодность», присущую этой школе и находил в полотне Жерико «холодность колорита искусственность поз, патетизм». Тогда на отмели Арген в 40 лье от африканского берега потерпел крушение фрегат «Медуза». Гигантское полотно впечатляет своей выразительной мощью.
Где это видано, мосье Жерико, чтобы потерять из виду позади идущие корабли. Немного погодя обозреватель той же «Ле Монитёр», Эмерик Дюваль, проанализировал картину, отметив «несколько отвлеченное воодушевление» художника, который всё-таки, по мнению критика, «превосходно выразил весь её ужас». На восьмой день 15 наиболее сильных выживших выбросили за борт слабых и раненых, а потом — и всё оружие, чтобы не перебить друг друга.
Однако ему пришлось во всем подчиняться Шомарэ, а между тем с капитаном «Медузы» творилось что-то странное: похоже, он попросту заблудился в море. Это Делакруа — он позировал другу для «Плота Медузы». Но есть поразительные пейзажи, которые принадлежат и тому и другому модусу. Какая невосполнимая утрата, если эти драгоценные записи погибнут и никто их не обнародует.
Но ветер относит плот от корабля спасения. А когда начался шторм, обезумевшие люди боролись за то, чтобы находиться в центре плота. Чего нельзя сказать о жанре барокко, где эмоции выходят на первый план.
Кроме лошадей он увлекался рисованием сумасшедших и трупов. «Про конфликт общества и государства, народа и империи говорить можно очень много.
В общем, она ведет себя так, как должна была бы вести та, на которую смотрим мы». Позже Делакруа вспоминал, что увидев законченную картину, он. О выставке написали все газеты, на театральной сцене появилась постановка «Гибель Медузы или Фатальный плот». Его должны были вести на буксире лодки. Низкое облако дублирует очертания волны, поглощающей «большую пирамиду», но сквозь тучи прорывается луч, на фоне которого вырисовывается «пирамида надежды». Само создание этой картины является исторически важным. Человек изменяет свой масштаб, человек переживает себя по-иному в мире.
Взорам его экипажа предстало страшное зрелище: полузатонувший плот и на нем пятнадцать истощенных до последней крайности, полумертвых людей (пять из них впоследствии скончались). Жерико сумел создать яркий образ, соединив в одной картине мёртвых и живых, надежду и отчаяние. Подробности плавания потрясли современное общественное мнение. Жерико, желая поправить свои финансовые дела (часть входной платы получал художник), убедил Буллока показать в Лондоне «Плот Медузы». О выставке написали все газеты, на театральной сцене появилась постановка «Гибель Медузы или Фатальный плот».
(В Англии, свободной от диктата академических кругов, прижились частные выставки отдельных произведений). По плану, шлюпки должны были буксировать плот до берега. Рядом с живыми лежат тела мертвецов. «Медузу» называли шедевром, видели в ней «реальную правду», «натуру», а Жерико удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо.
В полдень он появился снова и на этот раз взял курс прямо на плот. Следует провести реминисценцию с книгой Джулиана Барнса «История мира в 10, 5 главах», а именно с пятой главой этого постмодернистского романа второй половины двадцатого века (1989 г. ).
Слова эти, опубликованные в официальном печатном органе, газете «», на первых порах были восприняты как признание успеха Жерико и повторялись на разные лады. Впоследствии он все свои рассуждения и объяснения строил на том, что действительно видел этот мыс. Но по некоторым оброненным вскользь словам можно предположить, что они состояли в одном спортивном клубе – играли то ли в гольф, то ли в теннис (а может, занимались другим видом спорта). Исследователи-искусствоведы считают, что Жерико был ознакомлен с брошюрой Савиньи, которую тот посвятил катастрофе на фрегате «Медуза».
Из почти 150 человек в живых осталось десять. Жерико (описание картины) становится близким и понятным каждому, кто всматривается в полотно, созданное классическими техническими приемами работы, но наполненное романтической эстетикой.
В первую же ночь было убито 20 человек. Писать он начинал с раннего утра, как только позволяло освещение и трудился до вечера. Тяжелый парус, который вторит своим изгибом надвигающейся на плот волне, мачта, крепящие ее канаты и группа сомневающихся, еще не верящих в спасение людей, образуют композиционно «большую пирамиду», вершина которой клонится навстречу волне, в направлении, противоположном кораблю.
Утром 17 июля на горизонте показался корабль, но вскоре исчез из виду. - Капитан даже не знал, где мы находимся. В живых осталось лишь 15 человек. В их числе были и губернатор Сенегала Шмальц и солдаты «африканского батальона» – три роты по 84человека, набранные из людей разных национальностей, среди которых попадались и бывшие преступники и разные сорвиголовы. Лондонская выставка была успешной и финансово — Жерико имевший право на треть выручки от продажи входных билетов, получил 20 тысяч франков.
Но модус изображения был общепринятым. Здесь Жерико по-новому увидел своё произведение и решил тут же переделать нижнюю левую часть, которая показалась ему недостаточно убедительной как основание для пирамидальной композиции. 147 человек «попроще» они убедили перейти на спешно сколоченный плот, пообещав буксировать его до берега, однако вскоре бросили в открытом море. Критик из «Таймс» отмечал «холодность», присущую этой школе и находил в полотне Жерико «холодность колорита искусственность поз, патетизм». Тогда на отмели Арген в 40 лье от африканского берега потерпел крушение фрегат «Медуза».
Это был бриг «Аргус». Но это позволяет Гойе превратить современное событие в звено истории Испании. В1817г. Первое полотно он создаст в 1812 году, там, конечно, будет конь.
Оппозиция обвинила в случившемся правительство. Семнадцать человек остались на фрегате, 147 человек перешло на плот. Ещё через год вышел роман Веркора «Плот Медузы» (Le radeau de la Meduse). Солдаты дрались прикладами, чтобы занять места раньше пассажиров. Веркор (настоящее имя Жан Брюллер) – знаменитый французский писатель.
«Клятва Горациев» написана на сюжет о том, как римские патриоты три брата Горация были выбраны, чтобы сразиться с представителями враждебного города Альба-Лонги братьями Куриациями. Он приносил из морга разлагающиеся останки и не только рисовал их, но сидел, окруженный фрагментами тел, чтобы представить себе, каково было находиться там, на плоту.
Картина была закончена в июле 1819 года. 1 июля корабли должны были миновать мыс Блан (Белый), но с борта «Медузы» этого мыса с характерной белой скалой так и не увидели. Жерико был всецело поглощён работой. Прямо в фойе театра он переписал её, добавляя две новые фигуры: соскальзывающее в море тело (для него позировал Делакруа) и человека, стоящего за отцом с мертвым сыном. А спустя пятьдесят два дня после катастрофы был найден и фрегат «Медуза» – он, ко всеобщему удивлению, не затонул и на его борту еще были три живых человека из числа тех семнадцати, что остались на корабле.
Ведь в то время Салон был наполнен произведениями, прославлявшими монархию и религию. «Французские салоны знали изображения тяжелого крестьянского труда, бедных крестьян. Утром 17июля на горизонте показался корабль, но вскоре исчез из виду.
Есть на картине и ещё один друг Жерико. Жерико делал эскизы в больницах и моргах, зарисовывал в лечебницах лица безумцев. Все люди изображены в своеобразном клубке из сплетенных человеческих тел. Критик из «Таймс» отмечал «холодность», присущую этой школе и находил в полотне Жерико «холодность колорита искусственность поз, патетизм». Публицистический пафос «Плота» был востребован в период падения Второй республики, знаменуя гибель общества.
Жерико был всецело поглощён работой. Живые и мертвые. Но Анри Совиньи, судовой врач, публикует эту историю 13 сентября 1816 года в оппозиционной «Журналь де деба» — он поплатился за это своей должностью. Пейзаж – реалистическое изображение того, что вокруг нас, с ощущением насыщенного влагой воздуха и повседневных деталей, в которые мы погружены. Дополнительно было решено построить плот площадью 140 кв.
Публицистический пафос «Плота» был востребован в период падения Второй республики, знаменуя гибель общества. Само собой, я старался ничем не выдать своего страха, но невольно вцеплялся в сиденье, а она закатывалась смехом (она была по натуре жизнерадостна и смешлива), дружелюбно подтрунивая надо мной. После появления картины со сценой гибели моряков, весь мир узнал о его поступке. Лишь небольшая часть близких и мастеров, открытых новому, поздравила художника с успехом.
Писать он начинал с раннего утра, как только позволяло освещение и трудился до вечера. Перед Салоном большие холсты были собраны в фойе Итальянского театра. Художник родился в Руане в 1791 году. К числу лучших произведений Веркора принадлежит роман Плот Медузы (1969) – произведение не совсем обычное для художественного стиля писателя. О выставке написали все газеты, на театральной сцене появилась постановка «Гибель Медузы или Фатальный плот».
В одном из своих писем он отмечает: «Художник, как шут, должен уметь относиться с полным безразличием к тому, что исходит от газет и журналов». В первую же ночь дрейфа 20 человек было убито или покончило жизнь самоубийством. Всего за время подготовки к созданию полотна, Жерико сделал более ста этюдов и зарисовок. Ещё через год вышел роман Веркора «Плот Медузы» (Le radeau de la Meduse).
Картина написана в романтическом стиле, который тогда только-только появился. Как ни странно, но для произведения в стиле романтизма основа была взята из реально произошедшего события. В 1968 году немецкий композитор Ханс Вернер Хенце написал ораторию «Плот Медузы», постановка которой (Хенце осуществил её совместно с Эрнстом Шнабелем) вылилась в политический скандал— оратория была посвящена Эрнесто Че Геваре. Гигантское полотно впечатляет своей выразительной мощью.
Картина Жака Луи Давида «Клятва Горациев» является поворотной в истории европейской живописи. Лично я никогда не садился без дрожи в ее открытый феррари.
Но тем не менее он был обласкан: он получил золотую медаль за первую же свою картину в Салоне, Ладья Данте, в 1822 году. Сам плот почти упирается в раму картины. Давид тщательно срежиссировал появление своего шедевра.
Прямо в фойе театра он переписал её, добавляя две новые фигуры: соскальзывающее в море тело (для него позировал Делакруа) и человека, стоящего за отцом с мёртвым сыном. Именно эта спрессованность момента здесь исключительно важна. Но погода не благоприятствовала, ждали шторма. «Несчастные, пишущие такие глупости, конечно, не голодали в течение двух недель, а то бы они знали, что ни поэзия, ни живопись не способны передать во всей полноте ужас, пережитый оставшимися на плоту»K 627. Слова эти, опубликованные в официальном печатном органе, газете «Ле Монитёр», на первых порах были восприняты как признание успеха Жерико и повторялись на разные лады.
«Пейзаж абсолютно меняет оптику. Еще через четыре дня пятнадцать самых сильных человек выбросили всех остальных в море. Еще несколько шлюпок продолжили путешествие морем и добрались до Сенегала (или были подобраны другими кораблями конвоя) — на них, среди прочих, находилисьДюруа де Шомаре и Шмальц. «Новый рассказ о событии и три года спустя заставляет содрогаться», — писала либеральная газета La Minerve francaise.
О выставке написали все газеты, на театральной сцене появилась постановка «Гибель Медузы или Фатальный плот». Перед Салоном большие холсты были собраны в фойе Итальянского театра. Полуобезумевшие и обессиленные, они были найдены среди трупов своих погибших товарищей. В относительной безопасности была только центральная часть плота. Ему удается в одной картине – очень патетической, очень романтической, очень звучной – соединить реальность, физически осязаемую и брутальную, (посмотрите на любимые романтиками трупы на переднем плане) и символы.
Дальше было ещё хуже: капитан обнаружил, что его познаний в навигации просто не хватает для прокладки нового курса — и попросил одного из ученых, находившихся на борту (философа Ришфора) помочь ему в управлении кораблем. 147 людей оказались обречены на смерть. В числе спасенных на плоту были офицеры Корреар и Савиньи. Тяжелые волны вздымаются к небу, грозя вот-вот опрокинуть утлый плот.
Прямо в фойе театра он переписал её, добавляя две новые фигуры: соскальзывающее в море тело (для него позировал Делакруа) и человека, стоящего за отцом с мёртвым сыном. Картина была закончена в июле 1819 года. За это время большая часть людей погибла. Очень близкий друг.
Двигателем становится народ. Так изобразил эту драму художник Теодор Жерико на своей картине «Плот Медузы» (1818–1819, Париж, Лувр). «Медуза» и «Эхо» оторвались от остальных кораблей и ушли далеко вперед. Тела людей, проведших две недели почти без пищи и воды, должны были бы быть более измождёнными, однако художник написал прекрасных атлетов. Она вызывает целый шквал переживаний и размышлений. Также стоит отметить цветовое решение, к которому прибегает автор на своем полотне.
Сами выжившие рассказывали об ужасах этого путешествия. Однако ему пришлось во всем подчиняться Шомарэ, а между тем с капитаном «Медузы» творилось что-то странное: похоже, он попросту заблудился в море. Смерть ещё страшней, когда её никто не замечает, когда никто не оплакивает мертвецов. Мане в то же время блестящий художник, обаяние красок которого, красок, очень парадоксально соединенных, заставляет зрителя не задавать себе очевидных вопросов. Вспомним завещание Наполеона, которое он написал за несколько дней до смерти на острове Святой Елены: «Я желаю упокоиться на берегах Сены посреди французского народа, который я так любил».
Вскоре отстал и «Аргус». Но настоящими учителями для него стали Ж. Л. Давид и Ж. А. Гро. И, хоть он и начал свою службу на флоте ещё в 1780-х годах, последние 25 лет своей жизни он провел почти исключительно (он выходил в море только ради участия в высадке на Кибероне — и то пассажиром) на берегу, в Англии. На плоту – изможденные, отчаявшиеся люди. Попытки снять корабль с мели были безуспешны. А такие политические абстракции, как свобода, равенство, братство, не имеют облика.
«Медуза» шла впереди «Эха». Плот скитался в море в течении 12 дней. В своей книге автор рассматривает ряд общечеловеческих проблем в философском аспекте. Критик из «Таймс» отмечал «холодность», присущую этой школе и находил в полотне Жерико «холодность колорита искусственность поз, патетизм». Слева от него – три сына, сливающиеся в одну фигуру, справа – три женщины.
Подробности плавания потрясли современное общественное мнение. Многие последующие художники-романисты черпали свое вдохновение из этой картины.
Позже Делакруа вспоминал, что увидев законченную картину, он «в восторге бросился бежать, как сумасшедший и не мог остановиться до самого дома». 4884) вместе с другими произведениями французской живописи эпохи романтизма. Также стоит отметить резкие контрасты света и тени, которые в данной ситуации создают сильную эмоциональную нагрузку и стойкое психическое напряжение. Его подпольно изданная повесть Молчание моря (1942) стала первым словом литературы французского Сопротивления. 17 июня 1816 года в Сенегал направилась французская морская экспедиция, состоявшая из фрегата «Медуза» и еще трех судов.
Во-вторых у многих картина вызвала отвращение — из-за чересчур натуралистичных деталей. Позже Делакруа вспоминал, что увидев законченную картину, он «в восторге бросился бежать, как сумасшедший и не мог остановиться до самого дома».
А все капитан Шомаре. Поразительный был распад коммуникаций между зрителями провинциальной Франции и парижанами. Жерико, прибывший в Англию, получил то, чего ему не хватало на родине— признание его произведения зрителями и критиками. Семнадцать человек остались на фрегате, 147 человек перешло на плот. Здесь нет центрального героя, свой замысел художник раскрывает через действия и эмоции каждого пассажира плота. Пятеро из нихумерли в течение ближайших нескольких дней.
Из ста сорока семи человек только пятнадцать остались в живых. В первую же ночь дрейфа 20 человек были убиты или покончили жизнь самоубийством.
Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плотаK 2. Лишь небольшая часть близких и мастеров, открытых новому, поздравила художника с успехом. Он также размышлял на темы взаимного сосуществования людей в социуме. В реальности на плоту с «Медузы» был лишь один негр но Жерико любил рисовать своего сожителя и изобразил его в трех ракурсах: со спины (негр, взобравшийся на бочку и машущий кораблю, появившемуся на горизонте, красной тряпкой), в три четверти (третий от мачты в группе стоящих рядом с ней мужчин) и в профиль (сидит под мачтой в центре картины).
Она шла против всего, к чему парижская публика на этот момент привыкла. «Курбе переехал в Париж, но не стал частью художественного истеблишмента. небольшая французская эскадра – фрегат «Медуза», корветы «Эхо» и «Луара» и бриг «Аргус» – отправилась из Франции в Сенегал. Оппозиция обвинила в случившемся правительство. И это команда к человеку, который сначала действует, а потом размышляет.
Они оба спаслись в ужасной катастрофе и позировали Жерико во время написания картины. Смерть ещё страшней, когда её никто не замечает, когда никто не оплакивает мертвецов. Ветер с силою рвет парус, клонит мачту, удерживаемую толстыми канатами. Настолько близкий, что изображен на картине трижды. Художник дал фигуры персонажей в двойном освещении: чтобы избежать силуэтного изображения на фоне светлого неба, вылепить объёмы человеческих тел, он залил плот диагональным потоком света от нижнего левого угла к верхнему правому, повторяя общее движение людей15.
Он делает смотрящих почти участниками происходящей трагедии. При этом «Медуза» оторвалась от остальных судов конвоя — чем нарушила все мыслимые инструкции и приказы. В первую же ночь дрейфа 20 человек было убито или покончило жизнь самоубийством. Картина была закончена в июле 1819 года.
Возможно, картина Жерико появилась в Салоне благодаря усилиям его друзей. Запасшись в Санта-Крусе, столице острова Тенерифе, провизией, корабли продолжили путь. Писать он начинал с раннего утра, как только позволяло освещение и трудился до вечера. Поводом для создания картины послужила морская катастрофа, произошедшая в июле 1816 года с пассажирами и членами команды фрегата «Медуза», покинувшими корабль, севший на мель, на плоту. «Эхом» командовал капитан Бетанкур, опытный моряк.
17июня 1816г. Ален Жобер снял фильм «Красота катастрофы» (цикл «Палитры», Франция, 2002), посвящённый картине Жерико. На втором – верящие в спасение и подающие сигналы. После прибытия на Мадейру (27 июня) губернатор Шмальц выразил желание прибыть в Сенегал как можно быстрее.
Тем временем начал усиливаться ветер, а в корпусе корабля образовалась трещина. Книгу, полную шокирующих подробностей, написали очевидцы трагедии. Флагманским кораблем «Медузой» и всей эскадрой командовал Дюруаде Шомарэ, неопытный капитан, получивший эту должность по протекции.
На пути корабли должны были пройти мыс Блан (Белый), но мыса с характерной белой скалой в назначенный срок не было видно. Картина была закончена в июле 1819 года. Гибель Эстер Обань на Южной автостраде в 1960 году потрясла нас всех, но не удивила. Никто не скажет, что годы, начиная с Великой Французской революции до утверждения империи Наполеона и поражения в его войне с Россией, были безмятежными. Вот высокие фигуры, вот низкие фигуры, вот парусники большие, вот шлюпки под парусами.
Тем временем начал усиливаться ветер, а в корпусе корабля образовалась трещина. Сюрреалист Луис Бунюэль был вдохновлён35 ею на создание фильма «Ангел-истребитель» (1962) о группе людей, которых рок изолировал от окружающего мира— но не на плоту, а в гостиной роскошного особняка. И эмоции, чрезмерные, бьющие через край, далекие от правильности и приглаженности «классической» живописи. И они начали есть друг друга. Перед Салоном большие холсты были собраны в фойе Итальянского театра.
Есть жертвы и есть убийцы. 4884) вместе с другими произведениями французской живописи эпохи романтизма. Где изможденные высохшие тела, безумные лица, полуразложившиеся трупы.
Сюжет картины основан на реальной трагедии. Для того, чтобы не умереть от голода, они были вынуждены питаться погибшими товарищами. На «Плот Медузы» обратил внимание король Людовик XVIII, так отозвавшийся о картине: «Вот, г. Жерико, катастрофа, которая могла стать катастрофой для художника, её изобразившего». Ален Жобер снял фильм «Красота катастрофы» (цикл «Палитры», Франция, 2002), посвящённый картине Жерико.
Жерико, желая поправить свои финансовые дела (часть входной платы получал художник), убедил Буллока показать в Лондоне «Плот Медузы». В учителя себе он выбрал Ораса Верне— их объединяла любовь к лошадям. Затем поднялся шторм. «Плот Медузы» экспонировался на парижском Салоне 1819 года и получил неоднозначную оценку художественных критиков и публики.
Это был взгляд несколько сверху. Но более всего на художника повлиял любимый Микеланджело, о встрече с произведениями которого Жерико писал: «Я дрожал, я усомнился в себе самом и долго не мог оправиться от этого переживания». За застывшим Петром, шеренгой солдат, шеренгой виселиц – шеренга зубцов кремлевской стены. А на плоту положение стало ужасным.
Картину приобрёл Дедрё-Дорси за 6005 франков, выступив посредником в сделке31. «Медуза» потеряла из виду сопровождающие суда, а в ночь на 2 июля села на мель между островами Зелёного Мыса и побережьем Западной Африки. По мнению Г. Лавирона и Б. Гальбаччо («Салон 1833 года»), картина «приблизила революцию». Возможно, картина Жерико появилась в Салоне благодаря усилиям его друзей17. Но мне кажется, что в этой вещи есть еще некоторые значения, которые делают ее уникальной. Нас интересует самый крайний слева, черноволосый, с ухоженной бородой — виден только его торс.
Поочередно то надежда, то отчаяние овладевают людьми, заполнившими плот Медузы. Разумеется, выставленная картина произвела фурор.
Книгу характеризует точность психологического анализа, увлекательность повествования. Так реалистично страдание и смерть до Теодора Жерико не изображал ещё никто. «Эхом» командовал капитан Бетанкур, опытный моряк. Его семья была обеспеченной, но ребенка рано отдали в пансион, где он обучался.
На восьмой день 15 наиболее сильных выживших выбросили за борт слабых и раненых. Обнажённые мертвецы на первом плане— обращение к традиционным для европейского искусства темам «Танец смерти» и «Триумф смерти»— нагота мёртвого человека трактуется как «отсутствие всех благ» и противопоставляется наготе «естественной», «божественной» и «преступной». Буллок незадолго до встречи с Жерико организовал удачную выставку одной картины — полотна Гийома Летьера «Брут, осуждающий на смерть своих сыновей» (в Англии, свободной от диктата академических кругов, прижились частные выставки отдельных произведений).
Незадолго до создания Теодором Жерико «Плота Медузы» вышла его картина «Потоп», которую принято считать своеобразным предшественником. Человек на переднем плане – это его конечное бытие. Картина была закончена в июле 1819 года. Обнажённые мертвецы на первом плане— обращение к традиционным для европейского искусства темам «Танец смерти» и «Триумф смерти»— нагота мёртвого человека трактуется как «отсутствие всех благ» и противопоставляется наготе «естественной», «божественной» и «преступной». Слова эти, опубликованные в официальном печатном органе, газете «Ле Монитёр», на первых порах были восприняты как признание успеха Жерико и повторялись на разные лады20.
На перегруженном плоту было мало провианта и никаких средств управления и навигации. «Медуза» шла впереди «Эха». Эта картина потрясающе проста.
С ней связана жутковатая история: сюда студенты-медики приносили художнику трупы или отдельные части человеческих тел. Когда «Медуза» села на мель Арген, он думал, что корабль в ста милях от нее.
Странный художникбыл постоянным посетителем «скорбных домов» и моргов. В июле 1816 года у берегов Западной Африки французский фрегат «Медуза» из-за ошибок неопытного капитана, получившего должность по протекции, сбился с курса и сел на мель. Тела людей, проведших две недели почти без пищи и воды, должны были бы быть более измождёнными, однако художник написал прекрасных атлетов.
Так начинал работу над картиной Жерико «Плот Медузы». Сюрреалист Луис Бунюэль был вдохновлён ею на создание фильма «Ангел-истребитель» (1962) о группе людей, которых рок изолировал от окружающего мира — но не на плоту, а в гостиной роскошного особняка. На самом же деле фрегат ночью отнесло далеко к югу и курс был выправлен лишь утром 2июля. Самый простой ответ: Мане прежде всего художник, Мане прежде всего глаз. Между тем она не кокетничает с нами, а смотрит сквозь нас. Для Теодора Жерико «Плот Медузы» стало одним из первых серьезных произведений, Именно это полотно принесло ему широкую известность и признание в профессиональных кругах и среди любителей искусства.
В картине Жерико «Плот Медузы» нет статики, она динамична. Мане историй не рассказывает. Однако я не мог допустить, чтобы погибли собранные ею сокровища.
Жерико, желая поправить свои финансовые дела (часть входной платы получал художник), убедил Буллока показать в Лондоне «Плот Медузы». Его картина, точнее образ тонущих люди на ветхом плоту, является аллегорией людей, находящихся в затруднительных и нестабильных условиях в обществе. На ней художник размещал восковые фигуры, уточняя композицию будущей картины. Конечно, Жерико не мог пройти мимо такого сюжета, как плот с «Медузы».
Кто-то потерял рассудок, другие погружены в апатию. Это команда. Именно «Плот Медузы» послужил началом становления французского романтизма. На плоту начались драки за доступ к воде. На первом плане изображены люди, пытающиеся привести в чувство умирающих.
Буллок незадолго до встречи с Жерико организовал удачную выставку одной картины— полотна Гийома Летьера «Брут, осуждающий на смерть своих сыновей». Капитан фрегата, Гюго Дюрой де Шомарей, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции (впоследствии он был осуждён, получил условный срок, но общественности об этом не сообщалось). Здесь прослеживаются традиции барокко. Образовалась группа из офицеров и пассажиров и группа моряков и солдат.
Но это не единственная проблема, которой коснулся Жерико в своей работе. «XIX век создал историческую живопись, какой мы ее знаем. В-третьих, у многих картина вызвала восторг. Роман закончился ребёнком (которого воспитывали родители молодого Теодора) и большим скандалом, после какового Жерико (как утверждали сплетни) поклялся не прикасаться больше к женщинам и стал гомосексуалистом.
А спустя пятьдесят два дня после катастрофы был найден и фрегат «Медуза» – он, ко всеобщему удивлению, не затонул и на его борту еще были три живых человека из числа тех семнадцати, что остались на корабле. В мастерскую заходили лишь немногие из друзей. Жерико, желая поправить свои финансовые дела (часть входной платы получал художник), убедил Буллока показать в Лондоне «Плот Медузы».
Так как эта полнокровная женщина – это, конечно, сама Свобода. Своей революционностью. «Это полотно обращается не к личности – оно обращается к человеку, стоящему в строю. Газеты писали, что толпы посетителей останавливались «перед этой пугающей картиной, которая притягивает каждый глаз». На перегруженном плоту было мало провианта и никаких средств управления и навигации.
Как бы ни был утомлен и пресыщен впечатлениями посетитель Лувра, он наверняка остановится в 77-м зале галереи Денон перед картиной «Плот Медузы» и, забыв усталость, начнет рассматривать огромное полотно. Буллок незадолго до встречи с Жерико организовал удачную выставку одной картины— полотна Гийома Летьера «Брут, осуждающий на смерть своих сыновей» (в Англии, свободной от диктата академических кругов, прижились частные выставки отдельных произведений). Оппозиция обвинила в случившемся правительство. Он назвал картины такого рода хоровыми. Сюжетом для картины послужило событие, взволновавшее в ту пору всю Францию.
Немного погодя обозреватель той же «Ле Монитёр», Эмерик Дюваль, проанализировал картину, отметив «несколько отвлеченное воодушевление» художника, который всё-таки, по мнению критика, «превосходно выразил весь её ужас». Положение на плоту, оставленном на произвол судьбы, обернулось катастрофой. В одном из своих писем он отмечает: «Художник, как шут, должен уметь относиться с полным безразличием к тому, что исходит от газет и журналов». А огромные океанские волны готовы смыть людей с плота. А поскольку этот ужас универсален, то и Клятва Горациев никуда от нас не уйдет».
На борту было около 400 человек. Буллок незадолго до встречи с Жерико организовал удачную выставку одной картины— полотна Гийома Летьера «Брут, осуждающий на смерть своих сыновей» (в Англии, свободной от диктата академических кругов, прижились частные выставки отдельных произведений). 17 июля, через 12 дней кошмарной одиссеи, оставшиеся в живых 15 человек были подобраны бригом «Аргус». В самую первую ночь погибли двадцать человек. Сухари были съедены в первый же день (200-300 граммов на человека). - Поймите же наконец.
«Несчастные, пишущие такие глупости, конечно, не голодали в течение двух недель, а то бы они знали, что ни поэзия, ни живопись не способны передать во всей полноте ужас, пережитый оставшимися на плоту». Низкие тёмные тучи усиливают трагизм ситуации. «Медузу» называли шедевром, видели в ней «реальную правду», «натуру», а Жерико удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо. Места в шлюпках заняли высокопоставленные лица. Барнс обращает внимание читателей на некомпетентность морских офицеров фрегата «Медуза», коррумпированность Королевского флота, бессердечное отношение представителей правящего класса к тем, кто находится рангом ниже.
Фрегат «Медуза» потерпел кораблекрушение 2 июля 1816 года у берегов Сенегала. Парижанам, в отличие от сегодняшних зрителей, не надо было объяснять, что изобразил молодой художник Теодор Жерико (1891-1924). Капитан дал приказ всем покинуть корабль.
Жерико не был психически болен, но он был одержим живописью и таким необычным способом пытался найти оттенок цвета, наиболее характерный лицам умирающих. Подробности плавания потрясли современное общественное мнение. Картина Сурикова здесь – яркое исключение. Старик держит три меча. Парижанам, в отличие от сегодняшних зрителей, не надо было объяснять, что изобразил молодой художник Теодор Жерико (1791 -1824). Плот был оставлен на произвол судьбы.
Вот таким образом первым делом я предпринял трудоемкую работу по их классификации: на каждой папке с историей болезни значилось имя больного, а магнитофонные записи из соображений врачебной этики были безымянные и порядковые номера тех и других не совпадали. Нерешительность капитана сторицей передалась остальным. В чем сущность романтического мировосприятия. Публицистический пафос «Плота» был востребован в период падения Второй республики, знаменуя гибель общества.
Художник погружался в события, моделировал их, «ставил», как театральную пьесу, проходил по всем кругам этого ада, за что позднее его назвали в одной из газет «Данте в живописи». И очень трудно понять, на самом деле, какой из них доминирует».
Жерико встретился с участниками трагедии, которые остались в живых, общался с авторами «Гибели фрегата Медуза». Для эвакуации пассажиров планировалось задействовать лодки фрегата, для чего понадобилось бы сделать два рейса.
2 июля 1816 года «Медуза» наскочила на мель приблизительно в 50километрах от берега. Людям пришлось покинуть фрегат, но боже, какой беспорядок царил при этом. Их путешествие длилось не более четырех дней. «Мане – провокатор. Картина изображающая кораблекрушение, которое произошло совсем недавно и имело большой резонанс, была явно провокационной, обличающей несостоятельность государственной власти.
Оппозиция обвинила в случившемся правительство. Как писал один из критиков, Жерико «показал на тридцати квадратных метрах картины весь позор французского флота». На восьмой день 15 наиболее сильных выживших выбросили за борт слабых и раненых.
Кроме того, мастер абсолютно искренне был счастлив, когда его друг Лебрен заболел желтухой и его лицо приняло нездоровый цвет. Все, кто был на лодках, спаслись. В настоящее время «Плот Медузы» находится в 77-м зале на первом этаже галереи Денон в Лувре (INV. Рядового человека она отпугивала тем, что он не очень может понять, кто это.
Считают, что несчастный философ (знавший, конечно, географию, но имеющий весьма слабое понятие о навигации) принял группу облаков на горизонте за мыс Кабо-Бланко и дело довершилДюруа де Шомаре, проигнорировав буруны и замеры глубины. К развитию этой новой эстетики инстинктивно подошел в своей картине «Плот Медузы» Теодор Жерико. Люди на полотне только что заметили корабль и ведут себя по-разному. Тут нет человека, которого ты жалеешь.
В 1816 году у берегов Африки (Сенегал) произошло кораблекрушение из-за которого фрегат «Медуза» оказался на мели. Командовал фрегатом 53-летний капитан Юг Дюруа де Шомаре (в современном русском — бессмысленном и беспощадном — гуглопереводе он именуетсяГуго Дюрой де Шомарей). Я уже тогда подумал: как с ними быть. Прямо в фойе театра он переписал её, добавляя две новые фигуры: соскальзывающее в море тело (для него позировал Делакруа) и человека, стоящего за отцом с мертвым сыном.
Для этого требуется переслать е-mail на адрес:. В настоящее время «Плот Медузы» находится в 77-м зале на первом этаже галереи Денон в Лувре (INV. Прямо в фойе театра он переписал её, добавляя две новые фигуры: соскальзывающее в море тело (для него позировал Делакруа) и человека, стоящего за отцом с мёртвым сыном.
Книга начиналась словами: «История морских путешествий не знает другого примера, столь же ужасного, как гибель Медузы». На четвертый день в живых осталось 67 человек из почти полутораста. Но до Канарских островов все-таки добрались благополучно. Но, несмотря на Золотую медаль, полученную за эту работу, правительство не купило ее.
Правда, Жерико считал своих лошадей намного лучше лошадей Верне: «Одна моя лошадь съест семь его лошадей». 17 июня 1816 г. небольшая французская эскадра – фрегат «Медуза», корветы «Эхо» и «Луара» и бриг «Аргус» – отправилась из Франции в Сенегал. Картину скрепляет дуэль взглядов Петра и рыжебородого стрельца. Жерико был материально независим и мог себе позволить писать свой «Плот Медузы» сколь угодно долго. Жерико выставил «Плот Медузы» в Салоне 1819 года, причём, как отмечал В. Турчин, «достойно удивления», что это полотно вообще было допущено к показу.
Сильная рельефная моделировка, придающая фигурам скульптурность, высокая патетика образов, резкие ракурсы – всё это отсылает нас к образам «Сикстинской капеллы». Тогда на отмели Арген в 40 лье от африканского берега потерпел крушение фрегат «Медуза». «Но когда эта картина была выставлена в 1851 году в Париже, она создала скандал. Шлюпки должны были отбуксировать плот к берегу, однако при первых признаках непогоды канаты, связывающие шлюпки с плотом, лопнули (или были намеренно обрублены) и шлюпки уплыли. В 1968 году немецкий композитор Ханс Вернер Хенце написал ораторию «Плот Медузы», постановка которой (Хенце осуществил её совместно с Эрнстом Шнабелем) вылилась в политический скандал — оратория была посвящена Эрнесто Че Геваре.
Именно Давид превращает клятву в центральный эпизод трагедии. Эти корабли везли нового губернатора колонии и чиновников с их семьями. Эти люди на переднем плане – маленькие, корявые, не очень привлекательно написанные – своим ритмом повторяют ритм парусника, как пианист повторяет музыку сфер.
«Эхо» всю ночь шло правильным курсом и к утру далеко обогнало «Медузу», скрывшись за горизонтом. Всех охватила паника. Это был бриг «Аргус». Люди, страстно любящие жизнь, слишком любят ею рисковать. Капитан фрегата, Гюго Дюрой де Шомарей, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции (впоследствии он был осуждён, получил условный срок, но общественности об этом не сообщалось)1.
Входившие в состав эскадры корабли обладали разным запасом хода и тихоходная «Луара» начала отставать от головных. Подробности плавания потрясли современное общественное мнение. На его борту находилось 232 пассажира (включая губернатора Шмальца с семьей) и 160 человек команды. В 1968 году немецкий композитор Ханс Вернер Хенце написал ораторию «Плот Медузы», постановка которой (Хенце осуществил её совместно с Эрнстом Шнабелем) вылилась в политический скандал— оратория была посвящена Эрнесто Че Геваре36. Вначале шлюпки взяли его на буксир, но затем, не предупредив, обрубили канаты.
Памятуя об этом, Шомарэ решил позволить «Луаре» плыть в своем темпе, а остальным судам приказал двигаться как можно быстрее. Казалось, что «Плот Медузы» – первое крупное произведение многообещающего молодого художника, что, судя по его следующим работам – серии портретов душевнобольных и написанной в Англии картине «Скачки в Эпсоме» – Жерико ждет блестящее будущее. Природа и парусники – это то, что называется музыкой сфер, это вечное и от человека не зависящее. Я был уверен, что в один прекрасный день она вот так и погибнет – смеясь. Сначала правительство пыталось скрыть эту историю. Но, с другой стороны, я не чувствую себя вправе утаить мою находку от Истории.
Продуктов у них не было. Что соединяет эти две неравные части композиции. Сюрреалист Луис Бунюэль был вдохновлён ею на создание фильма «Ангел-истребитель» (1962) о группе людей, которых рок изолировал от окружающего мира— но не на плоту, а в гостиной роскошного особняка. Было настоящим чудом, что картина вообще была допущена к показу. Он побывал на морском побережье Нормандии, чтобы пережить шторм и сделать наброски. В мастерскую заходили лишь немногие из друзей.
На перегруженном плоту было мало провианта и никаких средств управления и навигации. Сюжетом для картины послужило событие, взволновавшее в ту пору всю Францию.
Море у Фридриха очень часто метафора инобытия, смерти. Одно-единственное полотно стало символом целой эпохи в живописи Франции и всей Европы. Это Утро стрелецкой казни Василия Сурикова».
При высадке с корабля невероятная. По мнению Г. Лавирона и Б. Гальбаччо («Салон 1833 года»), картина «приблизила революцию». Гигантское полотно впечатляет своей выразительной мощью. Взорам его экипажа предстало страшное зрелище: полузатонувший плот и на нем пятнадцать истощенных до последней крайности, полумертвых людей (пять из них впоследствии скончались).
Да и видно ли его. Положение на плоту, оставленном на произвол судьбы, обернулось катастрофой. Вандомская площадь могла бы называться площадью Императора: статуя Наполеона уже имеется на вершине колонны, которая в день своего торжественного открытия называлась Аустерлицкой, а затем была переименована в колонну Великой армии. По словам его биографа, Шарля Клемана, художник составил «досье показаний и документов».
Взятый из реальной жизни сюжет, да ещё и не приукрашенный высокими идеалами и не освещенный отблеском славы (как, например, батальная живопись). Книга начиналась словами: «История морских путешествий не знает другого примера, столь же ужасного, как гибель Медузы». И новый курс «Медузы»направил фрегат вдоль мавританского побережья изобиловавшего мелями и рифами. В числе спасенных на плоту были офицеры Корреар и Савиньи. Жерико выставил «Плот Медузы» в Салоне 1819 года, причём, как отмечал В. Турчин, «достойно удивления», что это полотно вообще было допущено к показу.
Справа устремляется вверх «пирамида надежды» с фундаментом из обессиленных тел и вершиной, на которой сгруппировались люди, пытающиеся привлечь внимание корабля.