Балованное Дитя Жана Батиста Греза
Выставка одной картины из собрания Государственного Эрмитажа – Жан-Батист Грёз «Балованное дитя»
Для художественного почерка мастера характерны разные «манеры», здесь речь идет не об эклектизме искусства Греза, а об индивидуальном выборе ориентиров для дальнейшего развития и реализации своих способностей и талантов вне традиционного пути академического художника. Но основной вывод, к которому приходят братья Гонкуры в своей работе скорее отрицательный: «Впечатление, которое оно (искусство Греза) вызывает, сложное, смутное, смешанное. Повсеместное увлечение, точнее, мода на произведения «северных» художников в среде парижских коллекционеров способствовала активному развитию этого жанра. Греза «Обманутый слепец» из собрания ГМИИ им. Напишет ли вторую такую же. Не случайно художественные критики утверждали, что по его картинам можно писать романы.
А с 10 по 12 октября для музейных специалистов и заинтересованных судьбой искусства в межвоенное время пройдет Всероссийская научная конференция «Музей между гражданской и Великой отечественной войной: Судьба людей, коллекций, зданий» из цикла «Музей и война». Художник пишет нравственные картины – Деревенсая невеста, Балованное дитя и др. В творчестве Греза типология в строгом смысле присутствует лишь в жанровых портретах и «головках», что касается бытовых сцен, здесь можно наблюдать общность тематического, сюжетного и образного плана. В том же году она издала пьесу с посвящением дочери художника мадемуазель Грез с «Заметками о Грезе и его произведениях». В их творчестве, как и в работах мастера, преобладали детские и женские «головки».
В Музее ИЗО представят картину Жана-Батиста Грёза «Балованное дитя»
В последние годы жизни Грез почти не имел заказов и умер всеми забытый, в бедности. Его учителями стали не только голландские мастера предшествующего столетия (Рембрандт), но и современники – Шарден и Буше, но позднее также Рубенс, Вьен и Пуссен. Родился в семье кровельщика и рано проявил склонность к рисованию.
Диссертация обсуждалась на заседаниях Отдела Классического искусства Запада ФГНУ «Государственный институт искусствознания». Сцены и персонажи этого художника чаще встречаются в жизни, но у Греза больше изящества, больше грации, больше привлекательных образов» -то в отзывах на «Септимия Севера» критики сравнивали его с Пуссеном, при этом подобные сравнения были не в пользу Греза. В тексте «Салона 1763 года», описывая картину «Паралитик» (Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), Дидро называет ее автора «мой художник» и определяет жанр произведения как «нравоучительную живопись» 5. 8. «Не будь этого Септимия Севера, – замечает Дидро, – Грез мог считать себя удовлетворенным в нынешнем году но проклятый Септимий испортил все», – а в заключение критик приводит отрывок из басни Лафонтена, который отражает его отношение к злополучному полотну: «Коль мы насилуем талант изящное мы создавать не в силах» 14.
Кто же, собственно избалован, песик или ребенок. ». Одна из самых знаменитых картин Греза – «Деревенская помолвка» (1761, Париж, Лувр), написанная по заказу брата мадам де-Помпадур маркиза де Мариньи, главного покровителя художника в течение 1750-1760-х. В рукописном журнале М. Гримма и Д. Дидро «Correspondance Litteraire» грезовские работы характеризуются как «картины во фламандском вкусе» 2 – своего рода клише, которое использовалось для описания произведений жанрового живописца. Здание церкви — крупный объём, увенчанный куполом вход подчёркивается классическим портиком: сооружение отличается ясностью крупных членений, строгой монументальностью форм, смелостью конструктивного решения (купол большого пролёта покоится на 4 лёгких 3-гранных опорах). После смерти де Мариньи (1781) картина по совету академика Ш. Н. Кошена и первого живописца Людовика XV Ж. Б. М. Литература. Среди работ, посвященных любовным сюжетам, превалируют однофигурные жанровые композиции («Птицелов», «Разбитое зеркало», «Безутешная вдова» (обе – собрание Уоллес), «Нерешительная добродетель») и жанровые портреты («Простота» Форт Уорт, Художественный Музей Кимбелл «Пастушок» Париж, Музей изобразительных искусств города Парижа, Пти Пале «Девушка, оплакивающая мертвую птичку», «Разбитый кувшин»).
Выставка «Балованное дитя» Жана-Батиста Грёза»
Грез мог вернуться к своим сюжетным зарисовкам спустя даже десятилетие, примером чему является работа над диптихом «Отцовское проклятие». «Новым Рафаэлем» назвал живописца и известный антиквар Ж. -Б. П. Лебрен 23, он указывает на область талантов Греза, – «писать людей в частной жизни. Если при описании произведений в начале карьеры Греза критика прибегала к сравнениям художника с голландскими и фламандскими мастерами XVII века (Рембрандтом, Браувером и Тенирсом) – так в тексте «Салона 1761 года» Дидро писал: «Тенирс живописует нравы. Коллекционирование современного искусства в предреволюционном Париже».
К новейшим зарубежным исследованиям принадлежит книга Эммы Баркер «Грез и живопись сентиментализма» (2005)50. Если критик весьма сдержанно оценил «Простоту» (1759, Форт Уорт, Художественный Музей Кимбелл) и «Пастушка» (1761, Париж, Музей изобразительных искусств города Парижа, Пти Пале), созданные в традициях пасторального жанра Буше, глубоко чуждого Дидро, посвятив им лишь несколько строк, то «Деревенская помолвка» (Париж, Лувр), экспонировавшаяся в Салоне 1761 года, вдохновила его на подробное описание, в котором перед читателем разворачивается целое театрализованное представление. правдивее. Одним из характерных примеров является картина «Женщина, читающая письма Элоизы и Абеляра» (ок. 1785, Лондон, собрание Уоллес). Исследовательница отдает важную роль Грезу в продвижении идеалов Просвещения таких, как «счастливое семейство», «хороший отец», «добродетельный крестьянин». «Деревенская помолвка» произвела подлинную сенсацию в Салоне 1761 года и, по словам «Mercure de France», «привела весь Париж в Лувр». С 1767 года член Королевской академии со званием «художник жанра».
В Екатеринбург из Эрмитажа привезли знаменитую картину с избалованным мальчиком: что с ней не так
Картина Шарден был ведущим мастером жанровой живописи и натюрморта во Франции XVIII века. В своих работах в Версале (реконструкция интерьеров дворца и перестройка его северного крыла, названного впоследствии крылом Габриэля, 1735—74 дворцовый театр, 1763—70) Габриэль противопоставил подчеркнутой репрезентативности архитектуры XVII века и капризной прихотливости декора рококо рациональность планировки, логическую ясность, простоту и чёткость форм изящество сдержанной отделки. Завершает обзор Грез, – «и, наконец, Грез, конечно, превосходящий всех в своем жанре. Авторы эссе заявляют: «Эта страница в книге де Лакло – Грез в XVIII столетии» 32. Основные произведения С. — церковь Сент-Женевьев в Париже (1758—90), в 1791 превращенная в Пантеон. Шувалов, ГМИИ граф Е. П. Так, к устойчивым типам принадлежит образ пожилого отца, который переходит из картины в картину, начиная с «Чтения Библии» и «Обманутого слепца».
Привлекательность «Деревенской помолвки» объяснялась не только общедоступной ясностью ее содержания (подписание брачных документов и вручение приданого), но и живописными качествами (четкая, рационально упорядоченная композиция, подчеркнутая статуарность фигур, экспрессивная мимика персонажей). Таким образом, художник, по их мнению, не является убедительным моралистом. Однако в 1755-1761 гг. Они признают его живописцем женской красоты, восхищаются его женскими и детскими «головками», отмечая их популярность во Франции и за рубежом. В Салонах 1800, 1802 и 1804 гг.
Его усталые широко раскрытые глаза и мутный взгляд намекают на беспорядочный образ жизни. Автор многочисленных сентиментальных композиций с играющими детьми и томно мечтающими красавицами, которые пользовались громадным успехом у публики и заслужили восторженные похвалы Д. Дидро: «Девушка, оплакивающая мёртвую птичку» (1759, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Балованное дитя» (1765, Эрмитаж, Санкт-Петербург), «Наказанный сын» (1778, Лувр, Париж), «Вновь обретённая голубка или Сладострастие» (1789-90, ГМИИ) и тому подобное. Один из ведущих представителей классицизма 18 в. Учился в Риме (1734—37). Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.
Позы полны какой-то распущенности и податливости. Внешность молодой матери на полотне «Балованное дитя» напоминает о прачке из одноименной работы Греза, что и было тонко подмечено Дидро. В 1755–1756 Грёз путешествовал по Италии и писал картины на итальянские темы. Автор многочисленных сентиментальных композиций с играющими детьми и томно мечтающими красавицами, которые пользовались громадным успехом у публики и заслужили восторженные похвалы Д. Дидро: «Девушка, оплакивающая мёртвую птичку» (1759 год, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Балованное дитя» (1765 год, Эрмитаж, Санкт-Петербург), «Наказанный сын» (1778, Лувр, Париж), «Вновь обретённая голубка или Сладострастие» (1789-1790, ГМИИ) и тому подобное. Шедевры французской жанровой живописи», которая проходила в трех музеях в 2003 – 2004 году (Национальная галерея Канады в Оттаве, Национальная галерея искусств в Вашингтоне и Галерея изобразительных искусств Государственных музеев Берлина)49. Автор еще раз отмечает первенство Греза «в своем жанре» – жанре бытовой картины.
В данном случае мы лишь отметим, что «голос Дидро» постоянно звучит во второй и третьей главах настоящего исследования. «Маленькая спящая вязальщица» вдохновила Греза на создание «Девушки, сматывающей клубки шерсти» (1759, Ныо-Йорк, коллекция Фрик). В 1755 году выставил в Салоне несколько портретов и целый ряд жанровых композиций, в которых впервые прозвучала дидактическая интонация, ставшая впоследствии отличительной особенностью его произведений («Отец семейства читает Библию своим детям». Стоит отметить, что просветитель не только воспевает талант художника, но и критикует, по его мнению, слабые места в его работах, например, композиционные огрехи в картине «Прачка» (Салон 1761 года Лос-Анджелес, Музей Дж.
Описание картины «Балованное дитя»
В 1769 году Грез представил на суд академиков morceau de reception на сюжет из античной истории «Септимий Север упрекает своего отца Каракаллу в покушении на его жизнь» (Париж, Лувр). Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Французская живопись и скульптура Старого режима» (1981), Т. Кроу «Художники и публичная жизнь в Париже восемнадцатого века» (1985, в 2000 году вышло французское издание)45. Вместе с тем они не лишены тонкой реалистической наблюдательности. Ванлоо, работал в Париже. А. С. Пушкина) до театральности в работах второй половины 1770-х годов (диптих «Отцовское проклятие») с особым интересом к драматическому действию и экспрессии, по мнению Фрида, чему способствовал и Дидро. В своих жанровых картинах (Паралитик или Плоды хорошего воспитания, 1763, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) Грёз прославлял добродетели третьего сословия, что поначалу вызвало энергичную поддержку философа Дидро. Ей очевидным образом не достает историзма.
Особую ценность в художественном наследии Жан-Батист Грёз представляют портреты. Его картины находятся в крупнейших музеях мира. Вместе с тем колоссальный успех «Деревенской помолвки» был обусловлен также ее дидактикой в духе нового сентименталистского романа и новой идеологии энциклопедистов (светская концепция брака, рассматривавшегося главным образом как гражданский акт, а не сакральное религиозное таинство, «договор с Богом»). Тема любовного треугольника звучит еще в «Обманутом слепце», в дальнейшем в картинах итальянского периода: «Разбитые яйца» Нью-Йорк, Музей Метрополитен «Неаполитанский жест» Массачусетс, Уорчестерский художественный музей «Птицелов» Варшава, Национальный музей и «Итальянская лентяйка» Хартфорд, Коннектикут, Уотсворт Аттенеум. Следующее исследование Бейли «Патриотический вкус. Художественная критика воспринимала «моральную» живопись Греза сквозь призму других видов искусства, в первую очередь театра и литературы, то есть в традициях «прочтения» академической картины. Подобную характеристику вряд ли в настоящее время можно считать убедительной.
прежде всего, не вполне ясен замысел полотна. В начале главы, посвященной этому художнику, братья Гонкуры описывают сцену из эпистолярного любовного романа XVIII столетия Шодерло де Лакло «Опасные связи» (1782), где Вальмон уплачивает сборщику податей пятьдесят шесть ливров — сумму, причитавшуюся с семейства крестьян. И вместе с тем, настойчивость, с которой художник внушает мысль об уважении к родителям и их старости, выражена несколько навязчиво это приводит к некоторой театрализации, к обеднению образов его персонажей. Автор не воспринимает Греза как серьезного моралиста, его в первую очередь интересуют «грезовские девушки», знаменитые «головки» он рассматривает как выражение его индивидуальности, здесь наблюдается близость идеям братьев Гонкуров о любвеобильном темпераменте художника.
Знаменитый текст Дидро «Салона 1765 года» развивается вокруг воображаемого разговора с героиней грезовской картины «Девушка, оплакивающая мертвую птичку» (Эдинбург, Национальная галерея Шотландии). Красота формы подчинена дидактической цели. «Обманутый слепец» – Москва, ГМИИ). Одна из самых знаменитых картин Греза – «Деревенская помолвка» (1761, Париж, Лувр), написанная по заказу брата мадам де-Помпадур маркиза де Мариньи, главного покровителя художника в течение 1750-1760-х гг. На примере этого полотна, выставленного художником в Салоне 1761 года вместе с «Деревенской помолвкой», автор подробно рассматривает вопрос влияния на творчество Греза его старшего современника Шардена и голландской живописи XVII века. Пьера была приобретена Людовиком XVI.
В музей – без поводка / Жан-Батист Грёз "Балованное дитя"
Главная тема творчества Греза — это бытовые сцены с морализирующим подтекстом, который содержится, как правило, в самих названиях работ: «Балованное дитя или Плоды дурного воспитания» (нач. имевший чин Первого королевского архитектора. В каталоге выставки особое внимание было уделено проблеме самоопределения «бытового жанра» в XVIII столетии. Ранние жанровые детские портреты («Школьник, заснувший над книгой» 1755, Монпелье, Музей Фабра «Маленькая спящая вязальщица» 1758, Сан-Марино, Художественная коллекция Хантингтона «Мальчик, учащий урок» 1757, Эдинбург, Национальная галерея Шотландии) построены по близкому композиционному принципу: героем картины является ребенок, поясное или близкое К поколенному изображение которого дается крупным планом и занимает почти всю плоскость холста. благодарности, сыновней нежности – таковы сюжеты, которые он берет с натуры и которые рассказывает с большим интересом» 24. В целом живопись Греза носит литературно-описательный характер. На выставке были представлены девяносто пять рисунков и одна живописная работа («Автопортрет» Греза из Музея изобразительных искусств в Марселе).
«Слово воспитание сегодня у всех на устах, писал французский обозреватель, произошло открытие детства, этот отрезок жизни долгое время считался лишь переходным этапом к зрелости, не заслуживающим большого внимания». В 1750 году приехал в Париж и поступил в мастерскую исторического живописца Ш. Ж. Натуара. Суровее всех к картине отнесся главный критик Салонов Дени Дидро: «. С 1767 член Королевской академии со званием «художник жанра». Морализаторство и сентиментальность Грёза связаны с идеями Руссо и Дидро. В один временной отрезок Грез может создавать картины в разной стилистике, как, например, семейные сцены во «фламандском вкусе» и галантные композиции в духе рококо или неоклассицизма.
Главная тема творчества Греза — это бытовые сцены с морализирующим подтекстом, который содержится, как правило, в самих названиях работ: «Балованное дитя или Плоды дурного воспитания» (нач. Творчество мастера намного сложнее, оно не вписывается в рамки какого-то одного направления или стилевого течения, но граничит с основными идейно-образными (просветительский реализм, сентиментализм) и стилевыми системами того времени (рококо, неоклассицизм). Его искусство во многом обусловлено запросами и интересами покупателей. 1732 известна только по гравюрам Дювербре и Субейрана), но и о его пасторальном жанре.
Балованное дитя (по картине Жана-Батиста Греза)
Особую ценность в художественном наследии Жан-Батист Грёз представляют портреты. Аккуратно сложенные на полке буханки хлеба изображенные в глубине картины, указывают на усердное трудолюбие преуспевающего земледельца, обеспечивающего своей семье «хлеб насущный» (труд как единственное право на собственность). Он писал эти «морализирующие» полотна по законам академизма, поднимая их до ранга исторического жанра, становясь своего рода историческим живописцем современной реальности. Большой мастер кисти. Итогом путешествия явилась серия гравюр с изображением девушек в национальных костюмах разных провинций и несколько картин на итальянские темы.
Используя ее иконографическую схему, художник пишет такие жанровые портреты, как «Девушка с голубями» (ок. Однако Шарден делал это ненавязчиво, деликатно, тогда как Грез – с преувеличенным пафосом и назойливо (театрализованные мизансцены, патетические позы, акцентированная мимика).
ГАБРИЕЛЬ (Gabriel) Жак Анж (1698-1782), французский архитектор. А. С. Пушкина), «Читающая» (Кристи, Лондон, 25 марта 1977 года (16), «Невинность» (ок. В исследовании Брайсона художнику посвящена глава «Грез и погоня за счастьем». Старая мать, опечаленная расставанием с дочерью и одновременно радующаяся устройству ее судьбы.
Грёз, Жан-Батист – Балованное дитя
1780, Париж), французский архитектор. Бейли вписывает грезовскую «Прачку» в контекст такого явления культуры XVIII столетия, как жанр «пуассар», получивший наибольшее распространение в литературе и театральных постановках47. Салон 1769 года и крах академической карьеры художника» содержится новый взгляд на искусство мастера того времени, так как в литературе до сих пор господствует точка зрения об этом периоде как о кризисном моменте в биографии Греза, с которого начинается его постепенное «падение». Решение вопросов, связанных с атрибуцией, остается актуальным, так как на протяжении XVIII века произведения Греза копировались в огромном количестве, создавались картины и рисунки в «манере Греза», в особенности это касается его знаменитых «головок». А. С. Пушкина. Предлагаемое диссертационное исследование (глава IV.
Так, отдельные главы книги посвящены «чувствительности» в литературе и живописи. 1713, Иранси, близ г. Осер, — 29. О «Неблагодарном сыне» анонимный автор писал: «Наконец, эта картина -несомненный, шедевр. Так, в случае «Балованного дитя» и «Прачки» известно, что моделью для женских образов послужила одна и та же натурщица, мадемуазель Лье. В записках аббата сообщаются условия и детали их совместной поездки, живописцу дается следующая характеристика – «молодой художник бамбоччанти» 3- также указывающая на его принадлежность к мастерам бытового жанра.
В 1868 году на родине Грёза в Тюрню ему воздвигнут памятник. Жан-Батист Грез (1725-1805) является ведущим французским художником XVIII века имя которого можно поставить в один ряд с такими знаменитыми мастерами эпохи, как Антуан Ватто, Жан-Батист Симеон Шарден, Франсуа Буше, Жан Оноре Фрагонар и Жак-Луи Давид. В 1755 году выставил в Салоне несколько портретов и целый ряд жанровых композиций, в которых впервые прозвучала дидактическая интонация, ставшая впоследствии отличительной особенностью его произведений («Отец семейства читает Библию своим детям» — Париж, частное собр. 9Q биография художника, автором которой была мадам Валори.
Согласия в Париже, 1753-75). Грез осваивает язык рококо, находит ему применение в галантных композициях – в парных овалах, написанных по заказу мадам Помпадур и в многочисленных «головках», например, «Девушка, оплакивающая мертвую птичку» (Эдинбург, Национальная галерея Шотландии). Следуя традиции, Грез создает серию «картин в итальянских костюмах», которые воспринимались современниками как своеобразные «souvenirs» о «grand tour» по Италии. 1658, Париж, Лувр). Характеристики их исчерпываются лишь чувствительностью их натур. Ранние произведения Жана-Батиста Грёза, выполненные в реалистической манере, отмечены настолько сильным влиянием голландских и фламандских мастеров XVII века (сюжеты, трактовка образов, живописный стиль), что современники сравнивали художника с Рембрандтом и называли «соперником» Д. Тенирса и А. Браувера. В XVIII веке вся эта система подверглась пересмотру.
В Екатеринбург из Эрмитажа привезут «Балованное дитя»
Автор рассматривает произведения Греза, опираясь на эту теорию, показывая эволюцию творчества художника от погруженности героев в себя в ранних жанровых полотнах («Обманутый слепец» 1755, Москва, ГМИИ им. Греза». Его картинам присущи занимательная повествовательность и анекдотическая развлекательность. Собиратель приобрел несколько картин художника («Обманутый слепец», «Отец семейства, читающий Библию своим детям», «Школьник, заснувший над книгой»), написанных во «фламандской манере» и предоставил их для экспонирования в первом для Греза Салоне 1755 года, в дальнейшем он покупает и другие его работы. Он создает композиции из жизни аристократии так называемые «tableaux de modes», получившие большое распространение в творчестве де Труа, Ланкре и Буше. При работе над morceau de reception – «Септимием Севером и Каракаллой» (1769, Париж, Лувр) – Грез осваивает академическую традицию и выбирает искусство Пуссена как образец для подражания и источник иконографии. Одна из самых знаменитых картин Греза – «Деревенская помолвка» (1761, Париж, Лувр), написанная по заказу брата мадам де-Помпадур маркиза де Мариньи, главного покровителя художника в течение 1750-1760-х гг.
Каталог включает вступительную статью, биографию художника, доработанную Манхаллом сравнительно с вариантом 1977 года и эссе российского специалиста из Государственного Эрмитажа Ирины Новосельской «Коллекция рисунков Греза в Санкт-Петербурге». Фрагмент «Деревенской помолвки» воспроизведен на «Портрете А. Ф. Пуассона, маркиза де Мариньи» кисти А. Рослина (1762, частное собр. ). Образы Греза – скорее обобщенные типы, чем конкретные индивидуальности. К этой группе можно отнести и более поздние работы «Маленькую девочку, держащую на коленях черную собачку, с которой она играет» (1767, Лондон, частное собрание), «Маленького математика» (1780-е, Монпелье, Музей Фабра). В диссертации при анализе «Обманутого слепца» и упомянутой выше «Прачки» мы обращаемся к книге Бейли в вопросах о «натурализме» Греза и его взаимодействии с жанром пуассар. Грез воплотил в этом произведении просветительский идеал социального миропорядка (семья как основа единства и нравственного здоровья общества). Среди наиболее характерных картин Грёза – Паралитик или Плоды хорошего воспитания (1763, С. -Петербург, Эрмитаж) и Разбитый кувшин (Нью-Йорк, музей Метрополитен).
Хартфорде (Коннектикут, Уотсворт Атенеум) и Сан-Франциско (Калифорнийский дворец легиона чести) и во французском Дижоне (Музей изобразительных искусств), был Эдгар Манхалл. С 1755 работал в Париже. В этом утонченность Греза, он возводит в соблазн простоту и неприхотливость девушки. В 1750 году приехал в Париж и поступил в мастерскую исторического живописца Ш. Ж. Натуара. который остается все еще одним из самых непризнанных художников, наиболее презираемых во всей истории живописи, чье 250-летие со дня рождения, кажется, не будет отмечено ни одной громкой выставкой» 42. Однако преобладающий тон во взглядах Дидро на искусство мастера – безусловно, положительный: «Но вот, наконец и излюбленный нами обоими художник, первый кто решил живописать нравы, повествовать о событиях, которые так и просятся в роман» («Салон 1765 года»).
Исторические композиции Грёза («Септимий Север упрекает своего сына Каракаллу. », 1769, Лувр) близки французскому классицизму. Герои книги Бейли – «пионер патриотического вкуса» Анж-Лоран Ла Лив де Жюлли, олицетворение «прогрессивного вкуса» маркиз Луи-Габриель де Вери и представитель «нового типа» собирателей нотариус Шарль-Никола Дюкло-Дюфренуа, являются патронами и заказчиками многочисленных произведений Греза и что важно – наиболее значительных его жанровых картин. в 1755-1761 гг. Произведения молодых художников часто затмевали славу родоначальника «моральной» живописи, тем более, что после 1769 года Грез демонстрировал свои работы только в мастерской.
Грез мог как почти без изменений повторить этюд в картине, так и значительно его переработать, но в любом случае в окончательном варианте художник прибегал к необходимой ему доле идеализации. В искусстве еще живут сложившиеся в прошлом веке направления (классицизм, барокко), но они вобрали в себя новые веяния времени и некоторые из привычных традиций начинают изживать себя. Жанровые работы художника Шардена проникнуты тонким лиризмом, ненавязчивым утверждением достоинства людей третьего сословия (Разносчица, 1739, Лувр, Париж, Молитва перед обедом, 1744, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) образы детей (Мальчик с волчком, 1738, Лувр, Париж) и портреты взрослых (портрет жены, пастель, 1775, Лувр, Париж) отмечены жизненной непосредственностью и задушевностью атмосферы. Некоторые произведения Жана-Батиста Грёза представляют собой сентиментальные мелодрамы, другие носят идиллический характер («Первая борозда», написанная по заказу П. А. Шувалова, поклонника философии Ж. Ж. Руссо, – 1801, Москва, ГМИИ), однако в каждой из них непременно содержится сентенция. В самом названии главы III «Период творческих поисков (1766-1769). 1780, Орегона, Музей изобразительных искусств Портланда) и «Отшельник, раздающий четки» (ок. Вступление к каталогу Э. Манхалл начинает словами Пьера Розенберга: «Грез, великий Грез, . Теоретические и методологические основы исследования.
Грез был оценен как одна из ключевых фигур в данном художественном процессе. Шарден Жан Батист Симеон (1699-1779) Французский художник. Исторические композиции Грёза («Септимий Север упрекает своего сына Каракаллу», 1769 год, Лувр) близки французскому классицизму. Фрагонар -написал очень хорошую картину.
В Екатеринбург привезли «Балованное дитя» Жана-Батиста Грёза
Знатоки отнеслись к нему довольно благосклонно, но успех был значительно меньшим, чем у других работ Греза, возможно, не столько из-за недостатков в живописи, сколько из-за содержания. В 1755 году Жан-Батист Грёз был причислен к Королевской Академии живописи и скульптуры, представив в качестве morceau dagrement композицию «Маленький лентяй» (Монпелье, Музей Фабра). Каждой манере соответствует своя живописная техника и понимание цвета.
Мотив ребенка играющего с собачкой, встречается в целом ряде живописных работах Греза, начиная с «Отца семейства, читающего Библию своим детям» 1755 года. Жан-Батист Грёз (фр. Грёз очень любил литературные пояснения к своим картинам. Вместе с тем они не лишены тонкой реалистической наблюдательности.
Буше – чуть не забыл о нем. Правда, все это требует дальнейшего уточнения и проверки. — вопрошал философ Дидро. Однако Шарден делал это ненавязчиво, деликатно, тогда как Грез – с преувеличенным пафосом и назойливо (театрализованные мизансцены, патетические позы, акцентированная мимика). В графическом наследии Греза существует значительное число разнообразных этюдов: одетые и обнаженные мужские, женские и детские фигуры, портретные зарисовки, наброски отдельных частей тела (головы, руки, ноги), животные и предметы быта. 1780, Лондон, собрание Уоллес), «Девушка с письмом» (Москва, ГМИИ им.
В основе исследования Фрида лежит заявленная уже в названии теория о двух типах живописи того времени («absorbsion» и «theatricality»), в первом – герои погружены в себя, не обращая внимания на зрителя, во втором – присутствует театральность поведения персонажей картины. Жанровая живопись Греза еще ни разу не становилась предметом специального анализа. Созданные Грезом сцены повседневной жизни часто заключают в себе нравоучительный смысл.
Картины Билля отличаются рсобой театральностью и преувеличенной жестикуляцией. Семейные сцены ученика Греза Пьера-Александра Билля («Двойное вознаграждение» 1781, Музей замка Блеранкур «Французский патриотизм» 1782, Музей замка Блеранкур «Последние минуты любимой супруги» 1785, Муниципальный музей Камбре) нередко по амбициям приближаются к работам самого мастера – в стремлении возвести бытовую сцену в ранг исторической композиции. Самое богатое собрание рисунков Греза как по количеству листов (125), так и по качеству их сохранности находится в Государственном Эрмитаже. Живопись и зритель во времена Дидро» (1980), Н. Брайсон «Слово и образ.
С другой стороны, выбрав так называемую «фламандскую» манеру, которая была ориентирована на композиционные, тонально-цветовые приемы нидерландских живописцев предшествующего столетия, художник следовал запросам рынка. Он посвящен радостям домашней жизни и семейной идиллии.
Несмотря на слащавую сентиментальность и надуманность этих картин, в которых Жан-Батист Грёз подчеркивал грацию и кокетливое жеманство своих моделей, салонная публика с восторгом созерцала «tetes dexpression», восхищаясь не только эмоциональностью образов, но и мягкой плавностью линий, дымчатой светотенью и гармоничной колористической гаммой. В дальнейшем в «Даме-благотворительнице» (1772-1775, Лион, Музей изобразительных искусств), «Неблагодарном сыне» и «Наказанном сыне» (1777-78, Париж, Лувр) иконографические мотивы пуссеновских произведений стали основой для индивидуальной интерпретации. Воспевая достоинства и добродетели третьего сословия (трудолюбие, бережливость, умеренность, материнская забота, супружеская верность, семейное согласие), Грез развивал отчасти тематический репертуар Ж. С. Шардена. Каталог составлен по тематическому принципу, авторы выделяют: сюжеты религиозные исторические, мифологические, аллегории, пейзажи, семейные сцены, tetes dexpression (выразительные головки), портреты и академические этюды. Задуманная в контексте просветительского идеала брака и семейных отношений, «Деревенская помолвка» декларировала необходимость неукоснительного соблюдения женихом и невестой функций, предписанных им законами природы.
Актуальность темы. Именно социокультурный контекст эпохи и обращение к документальным источникам и художественной критике того времени дали возможность «взгляда изнутри» на искусство мастера. Следуя братьям Гонкурам, Брукнер пишет о «конфликте между чувственностью Греза и его пуританизмом». Настоящее исследование открывает новые перспективы для дальнейшего изучения искусства Греза, которое до сих пор относится к числу малоразработанных и сложных тем в современном искусствознании. А. С. Пушкина) художника вдохновила фризовая композиция «Несения креста» Лебрена (ок. Самое богатое собрание рисунков Греза как по количеству листов (125), так и по качеству их сохранности находится в Государственном Эрмитаже.
И при том, что в 1979-1989 годах во французских музеях были организованы монографические выставки: Шардена (1979), Ватго (1984-85), Буше (1986-87), Фрагонара (1987-88), Давида (1989-1990)43. А. С. Пушкина: история создания и происхождение» (2008). Это было веяние времени, распространившееся по всей Европе. Это штудии натурщиков, созданные в период обучения в парижской Академии живописи и скульптуры, подготовительные этюды к картинам (преимущественно фигуры, головы, руки), выполненные в обобщенной манере смелыми и динамичными штрихами, а также эскизы законченных композиций. Выражение простых нравов, непорочности, любви.
Именно с Грезом связаны важнейшие мысли Дидро о родстве живописи с театром и литературой. Семейные сентиментальные сцены «в духе» Греза активно выставляются в Салоне их авторами являются такие художники, как Этьен Обри, Этьен Толоне, Мишель-Оноре Бунье, Никола-Бернар Леписье, Мария Франсуаза Констанция Майер. В настоящее время считается одним из самых знаменитых художников мирового значения.
После 1769 года в критических заметках постоянно возникает имя Пуссена в связи с произведениями художника, что не было случайным, так как в «Даме-благотворительнице» (1772-1775, Лион, Музей изобразительных искусств), в диптихе «Отцовское проклятие» (1777-1778, Париж, Лувр) и других его поздних картинах ощущается влияние мастера французского классицизма. В 2002 году Э. Манхалл организовал следующую монографическую выставку художника «Грез – рисовальщик», которая проходила в коллекции Фрик в Нью-Йорке и в музее Гетти в Лос-Анджелесе44. Это лишь отчасти справедливо, когда речь идет о жанре «головок», который был «поставлен на поток». Автор начинает словами о том, что когда-то Грез был одним из крупнейших и прославленных художников французской школы, но сейчас его имя почти забыто и она находится в затруднительном положении, не зная, как представить этого живописца современному читателю. Представительклассицизма.