Бенуа Александр Николаевич Картины

Галерея: картины, эскизы, портреты, декорации

Бенуа мог бы вполне ужиться (именно это он и пытался сделать ещё с 1917 года), если бы они давали ему возможность спокойно заниматься любимым делом. петергофских впечатлений, вероятно и произошел весь мой дальнейший культ Петергофа, Царского Села, Версаля», - вспоминал впоследствии художник. Вответ усилиями левых художников 12марта 1917 был собран многочисленный митинг вМихайловском театре против «диктатуры Бенуа» иперспективы министерства, руководящие должности вкотором заняли бы близкие Бенуа деятели. Вконце 1900-х, отмечая потребность всмене эстетических ориентиров, он первым из серьёзных критиков положительно отреагировал на появление новых веяний вискусстве, поддержав молодых художников (Выставка «Венок».

В композициях Бенуа нередко сохраняются черты театрального «кулисного» построения, хотя на сценических площадках и не выступают исторические персонажи. Бенуа был последовательным защитником ценностей старины. Свой ответ (май 1916), выдержанный вманифестном, провокационном тоне, Малевич изначально планировал опубликовать (осуществлено частично в1918: письмо легло воснову статьи «Государственникам от искусства»). Программа «Мира искусства» предполагала вторжение его деятелей во все области культуры, включая не только изобразительное искусство, театр, оформление книг, но и создание предметов быта — мебели изделий прикладного искусства, проектов оформления интерьеров.

Если М. В. Ломоносову принадлежит слава первого русского учёного-энциклопедиста, то А. Н. Т. 1. Бенуа.

Эта книга была названа не только лучшим дореволюционным изданием повести, но и «значительным событием русской художественной жизни». (1903) и другие. Бенуа культивировал «ценный дух субъективизма» вхудожественной критике вего статьях вбольшей степени присутствует не анализ эволюции пластической формы, аосмысление эстетического иэмоционального воздействия художественных произведений не скрываются симпатии иантипатии автора кхудожникам. Сдругой стороны, работы авангардистов выглядели чужеродными среди произведений коренных членов общества, подчёркивая эклектичность икризис «Мира искусства» 1910-х. Рисовать он начал ещё в частном детском садике, а в 1885-1890 годах, обучаясь в частной гимназии К. И. Мая, Александр познакомился и подружился с людьми, которые, став старше, составили костяк общества «Мир искусства»: К. Сомовым, В. Нувелем, Д. Философовым (двоюродным братом С. П. Дягилева), Л. Бакстом.

Описание картины 
Александра Бенуа 
«Вечер»

Описание картины Александра Бенуа «Вечер»

Мая и посещал классы Академии художеств. Лучшими творческими достижениями мастер обязан книжному искусству и театру. В историю русской книжной графики художник вошел своей книжкой «Азбука в картинах Александра Бенуа» (1905) и иллюстрациями к «Пиковой даме» А. С. Пушкина исполненными в двух вариантах (1899, 1910), а также замечательными иллюстрациями к «Медному всаднику», трем вариантам которых посвятил почти двадцать лет труда (1903-22).

Впервые представил свои работы на выставке и привлёк к себе внимание специалистов в 1893 году. Точнее было бы сказать, что А. Н.

Он активно участвовал в художественной жизни – прежде всего в деятельности объединения "Мир искусства" идеологом и теоретиком которого был, а также в издании журнала "Мир искусства", ставшего основой этого объединения часто выступал в печати и каждую неделю публиковал свои "Художественные письма" (1908-16) в газете "Речь". Бенуа стал задумываться об эмиграции. Круг друзей и единомышленников Александра Бенуа сложился, как уже говорилось, ещё в гимназические и университетские годы. В конце 1890-х годов кружок молодых единомышленников преобразовался в общество «Мир искусства» и редакцию одноименного журнала. Впервые ему пришлось решать здесь вопросы художественного конструирования книги.

Обучался он на юридическом факультете Петербургского университета (1890-94), но при этом самостоятельно изучал историю искусства и занимался рисованием и живописью (главным образом акварельной). В 1918 г. Бенуа возглавил Картинную галерею Эрмитажа издал ее новый каталог. Бенуа создал иллюстрации к Пиковой даме (1899, 1911) и Медному всаднику (1903-1922) А. Пушкина, выпустил книгу Азбука в картинах Александра Бенуа (1905). Театр был в течение всей жизни Бенуа самым сильным его увлечением. Стал одним из организаторов и идеологов художественного объединения «Мир искусства», основал одноимённый журнал.

  • БИОГРАФИЯ И КАРТИНЫ АЛЕКСАНДРА БЕНУА
  • Статьи и воспоминания Александра Бенуа
  • Бенуа Александр НиколаевичКартины и биография
  • Картины — Бенуа, Александр Николаевич
  • История гениального художника Александра Бенуа
  • Бенуа Александр Николаевич (1870 – 1960)

Бенуа, занявший в труппе пост директора по художественной части исполнил оформление к нескольким спектаклям. Многофигурные историко-бытовые сцены, написанные Бенуа, воссоздают облик минувшей жизни, увиденной как бы глазами современника. Бенуа Александр Николаевич (1870–1960) – художник искусствовед, театральный деятель. Бенуа оформил оперу Р. Вагнера Гибель богов на сцене Мариинского театра и вслед за тем исполнил эскизы декораций к балету Н. Н. Черепнина Павильон Армиды (1903), либретто которого сочинил сам. В 1907 году А. Н. Бенуа играл важную роль в основании Старинного театра в Петербурге (для которого создал занавес), на следующий год одна из его декораций была использована в парижской постановке «Бориса Годунова». Тем же темам, в сущности, были посвящены и его многочисленные натурные пейзажи, которые он обычно исполнял то в Петербурге и его пригородах, то в Версале (Бенуа регулярно ездил во Францию и подолгу жил там).

Так как Александр Бенуа вырос в атмосфере исключительной художественности, он посещал классы Академии художеств, но считал себя автодидактом (самоучкой). Подобные эмоции он назвал «ощущение ОГПУ», а также «общей болезнью в России». 1914. С детства полюбил он старый Петербург, пригороды столицы. Восхищённый отзыв на выставку Гончаровой проецировал «принятие» Бенуа кубизма («теперь яуже более не решаюсь считать за ересь даже ипресловутые сдвиги, ту кошмарную абракадабру, которая пошла от Пикассо изаразила всю передовую молодёжь ина Западе иунас. «Я не чувствую природы искусства.

  • Александр Николаевич Бенуа (1870–1960)
  • Литературно-исторические заметки юного техника
  • Бенуа Александр Николаевич (1870-1960)
  • Александр Бенуа – хранитель русской культуры
  • Публицистика Бенуа: книги, статьи, письма
  • Прогулка короля, Александр Николаевич Бенуа, 1906

Рисовать он начал ещё в частном детском садике, а в 1885-1890 годах, обучаясь в частной гимназии К. И. Отъезд как и ранее состоялся для постановки спектакля в «Гранд-опера» и участия в выставках, но оттуда в Россию он не вернулся. К ним он обращался в первую очередь в своих исторических композициях — в двух «версальских сериях» (1897, 1905-06), в широко известных картинах «Парад при Павле I» (1907), «Выход Екатерины II в Царскосельском дворце» (1907) и др., воспроизводя давно ушедшую жизнь с глубоким знанием и тонким ощущением стиля. Понятие «художественности» с детства ассоциировалось у Бенуа с понятием «театральности». Семье Бенуа удалось выжить в эти годы лишь благодаря американским пайкам АРА (помощи пострадавшим странам в Первой мировой войне). Ср. : «Ведь вискусстве не вкрасивых словах дело, авпереживаниях, вчувствах и, главное, внесознательном инепосредственном творчестве» (Бенуа.

1913). Недаром его лучшие создания принадлежат искусству книги и живописи театра. Но иллюстрации носят пока еще «станковый» характер: это исторические композиции, вмонтированные в книгу, не сливающиеся с ней органически. Успех Бенуа в «Павильоне Армиды» лишь подтвердил его художественное призвание. Главным критерием оценки произведений искусства Бенуа считал их художественность.

  • Все Картины Александр Бенуа по алфавиту
  • Западноевропейская и антикварная живопись
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  • «Охватить предмет как можно шире иизучить как можно глубже»
  • «К простейшим ивернейшим изображениям действительности»

Этим же темам художник уделял много внимания в своих театральных и книжных работах. В ней приняли участие едва ли не все деятели «Мира искусства». В ней приняли участие едва ли не все деятели «Мира искусства».

Целью группы было чистое искусство, поиск гармонии и красоты жизни. К балету И. Стравинского Петрушка (1911) Бенуа создал декорации, ставшие одним из высших достижений художника, а также написал либретто. Бенуа. С ними были тесно связаны Н. Рерих, М. Нестеров, К. Серов, М. Врубель, М. Коровин, Б. Кустодиев и другие мастера русского искусства начала XX века. Бенуа14. Взгляды Бенуа на авангардистское движение, вцелом критические, менялись. В 1910 году вышло в свет обширное исследование Бенуа «Царское Село в царствование императрицы Елизаветы Петровны» – обстоятельно документированный труд, посвященный истории быта и художественной жизни России в первой половине XVIII века.

Он начал с рисунков к «Пиковой даме» (1898) и потом дважды возвращался к иллюстрированию этой повести (в 1905 и 1910 годах). Лучшая из книжных работ художника, безусловно, его шедевр – рисунки к «Медному всаднику» Пушкина. в Париже, которые включали в свою программу не только оперные и балетные постановки, но и симфонические концерты. Бенуа оформил оперу Р. Вагнера "Гибель богов" на сцене Мариинского театра и вслед за тем исполнил эскизы декораций к балету Н. Н. Черепнина "Павильон Армиды" (1903), либретто которого сочинил сам. 1913). В те же годы под редакцией Бенуа выходил иллюстрированный журнал «Художественные сокровища России».

  • Александр Бенуа вкомиссии Горького
  • Эстетические взгляды «Мира искусства»
  • Словари и энциклопедии на Академике

Соблазн остаться за границей был велик, но страх навсегда оторваться от родной почвы, оказавшись «беженцем» без определённых занятий, останавливал художника на протяжении нескольких лет. Художник умел ценить величие искусства прошлого. Русско-финляндская выставка имела большой успех.

В этих сериях нет историко-жанровых сцен, нет изображений людей и вот таким образом нет оттенка лирической иронии, которой отмечены «Последние прогулки Людовика XIV». Наиболее значительные статьи касаются архитектуры старого Петербурга и его пригородов. Их обычно связывают лишь с именем С. П.

Александр Николаевич был одновременно и художником и теоретиком искусства, его перу принадлежат многие книги, посвященные истории живописи и культуры вообще. После революции 1917 г. Бенуа принимал деятельное участие в работе всевозможных организаций, связанных главным образом с охраной памятников искусства и старины, а с 1918 г. занялся еще и музейным делом – стал заведовать Картинной галереей Эрмитажа. «Теперь из этих же волшебных замков, куда проникла толпа, бегут кмужику, кего простодушной радости, кего пёстрой игрушке, хотят унего научиться смотреть на вещи просто, вкорень их, грубовато, но весело смеяться, грубовато, но горячо плакать, есть чёрный хлеб согурчиком да запивать ключевой водой» (Поворот клубку. Бенуа был инициатором и вдохновителем этой работы. Природа интересовала художника главным образом в ее связи с историей.

Вместе с С. П. Дягилевым, К. А. Сомовым и другими «мирискусниками» не принимал тенденциозность передвижников и пропагандировал новое русское и западноевропейское искусство. В 1894 году начал свою карьеру теоретика и историка искусства, написав главу о русских художниках для немецкого сборника «История живописи XIX века». 1909).

Будучи, по собственному выражению, органически чуждым политике, художник надеялся, что с образованием Государственной думы все «безобразия» в России закончатся. В 1894 году начал свою карьеру теоретика и историка искусства, написав главу о русских художниках для немецкого сборника «История живописи XIX века». 1910) Бенуа резко отозвался оразочаровавшем его «крайнем авангарде молодёжи» (здесь важно заметить, что главным объектом критики был «арьергард» влице московских членов общества иданная рецензия стала основным толчком красколу СРХ ивоссозданию «Мира искусства»). Русский музей). Тем же темам, в сущности, были посвящены и его многочисленные натурные пейзажи, которые он обычно исполнял то в Петербурге и его пригородах, то в Версале (Бенуа регулярно ездил во Францию и подолгу жил там).

БИОГРАФИЯ И КАРТИНЫ 
АЛЕКСАНДРА БЕНУА

Имя Бенуа – живописца, сценографа и иллюстратора историка искусства и художественного критика граничит с высшими достижениями «серебряного века» отечественной культуры. В музеях и картинных галереях Франции, Италии изучал творчество великих мастеров прошлого. Это решение было связано, главным образом, с финансовыми и семейными обстоятельствами. В годы революции и Гражданской войны А. Н. Бенуа оставался в Петрограде.

Однако среда средой (не мне отрицать ее значение), но все же, несомненно, во мне было заложено нечто, чего не было в других, в той же среде воспитывавшихся и это заставляло меня по-иному и с большей интенсивностью впитывать в себя всякие впечатления. Он не окончил Академию художеств, считая, что художником можно стать лишь непрерывно работая. Родился в Петербурге в семье архитектора Н. Л. Наконец в 1911 г. он создал иллюстрации к знаменитому изданию «Пиковой дамы» товарищества Р. Голике и А. Вильборг. Ни одно сколько-нибудь заметное событие в искусстве не оставалось без отклика со стороны Бенуа.

Пропагандируя старое русское искусство и западноевропейских мастеров живописи, в 1901 году начал издавать журналы «Старые годы» и «Художественные сокровища России». Значительную часть перечисленных серий составляют работы с натуры. Главным же трудом последних (с 1934 г. ) лет были его воспоминания, на страницах которых он подробно и увлекательно воскрешает годы своего детства и юности. Они организовали кружок любителей искусства. Бенуа часто выступал в печати и каждую неделю публиковал свои «Художественные письма» (1908-16) в газете «Речь». Ввысказываниях оппонентов сконцентрированы противоположные понимания сути творчества.

С 1934 г. писал книгу мемуаров Мои воспоминания. Решение стать художником созрело у Александра очень рано. Бенуа всегда строил свою публичную позицию по отношению кновым течениям через признание или критику отдельных мастеров. Учился в ИАХ, у А. Н.

Основатель журнала «Мир искусства». Три картины с этой выставки были приобретены П. М. Третьяковым. 1916). Обучался он на юридическом факультете Петербургского университета (1890-94), но при этом самостоятельно изучал историю искусства и занимался рисованием и живописью (главным образом акварельной). К ним он обращался в первую очередь в своих исторических композициях – в двух "версальских сериях" (1897, 1905-06), в широко известных картинах "Парад при Павле I" (1907), "Выход Екатерины II в Царскосельском дворце" (1907) и др., воспроизводя давно ушедшую жизнь с глубоким знанием и тонким ощущением стиля. К ранним впечатлениям и переживаниям Александра Бенуа восходят истоки той смелой переоценки искусства XVIII столетия, которая является одной из крупнейших заслуг «Мира искусства».

был государственным служащим, которому эти пайки выдавались в качестве заработной платы. 1909). картинная галерея Армении, Ереван), «Петербургская улица при Петре I» (1910, частное собрание в Москве) и «Петр I на прогулке в Летнем саду» (1910, Гос.

«Авось, что там не будет этих русских. » – записал А. Бенуа в своём дневнике перед очередной заграничной поездкой. Много работал в книжной графике. Но на его пути постоянно вставали препятствия бытового характера: приходилось заботиться о благосостоянии семьи, постоянно обходить препоны, чинимые правительством деятелям искусства (например, запрет рисовать на улицах Петрограда).

Именно пейзаж полно отразил мировидение художника. В своей первой книге История русской живописи в XIX веке (1900 — 1902) и в статьях начала 1900-х гг. Но даже с большевиками А. Н. Бенуа. Не исключено, что А. Н. С. П. Дягилев учился вместе с Бенуа на юридическом факультете.

За этим первым опытом последовали четыре акварели – иллюстрации к «Золотому горшку» Э. Т. А. Но врецензии (Выставка «Союза» (I). Он немало занимался теорией отдельных видов и жанров искусства. Их обычно связывают лишь с именем С. П. Дягилева, забывая, что именно А. Н. Бенуа занимал в труппе пост директора по художественной части. В 1901-1903 г. г.

Рассматривая русскую культуру врусле развития мирового художественного процесса, он сочетал «внешний» обобщающий взгляд на отечественное искусство сревностным отношением ко всем новациям, находящимся вне мирискуснических проектов, при этом его публичная критика касалась не только эстетических противников, но иближайших коллег и«попутчиков». Дягилев, по большому счёту, являлся лишь талантливым администратором с хорошим, говоря современным языком, «административным ресурсом»: связями, знакомствами, доступом к государственному финансированию. Мая, Александр познакомился и подружился с людьми, которые, став старше, составили костяк общества «Мир искусства»: К. Сомовым, В. Нувелем, Д. Философовым (двоюродным братом С. П. Дягилева), Л. Бакстом. Недаром его лучшие создания принадлежат искусству книги и живописи театра.

К своим персонажам (Людовику и придворным) Бенуа относится с долей иронии. В историю русской книжной графики художник вошел своей книжкой "Азбука в картинах Александра Бенуа" (1905) и иллюстрациями к "Пиковой даме" А. С. Пушкина исполненными в двух вариантах (1899, 1910), а также замечательными иллюстрациями к "Медному всаднику", трем вариантам которых посвятил почти двадцать лет труда (1903-22). Художник признавал сам, что патриотом его назвать сложно. Вместе с С. П. Дягилевым, К. А. Сомовым и другими «мирискусниками» не принимал тенденциозность передвижников и пропагандировал новое русское и западноевропейское искусство. Большевики, едва захватив власть, объявили «войну дворцам» и радетель отечественного искусства деятельно занялся проблемами реорганизации дворцовых комплексов, а также сохранения этих памятников отечественной культуры от вандализма и разграбления.

Пушкина. Оставаясь в советской России, Бенуа никогда не разрывал своих связей с Европой, в частности с парижским театром «Гранд-опера», в постановках которого участвовал как театральный художник ещё в предреволюционные годы. Бенуа, занявший в труппе пост директора по художественной части исполнил оформление к нескольким спектаклям. Одним из высших его достижений были декорации к балету И. Ф. Стравинского "Петрушка" (1911).

В историю русской книжной графики художник вошел своей книжкой Азбука в картинах Александра Бенуа (1905) и иллюстрациями к Пиковой даме А. С. Пушкина исполненными в двух вариантах (1899, 1910), а также замечательными иллюстрациями к Медному всаднику, трем вариантам которых посвятил почти двадцать лет труда (1903-22). К ним он обращался в первую очередь в своих исторических композициях – в двух "версальских сериях" (1897, 1905-06), в широко известных картинах "Парад при Павле I" (1907), "Выход Екатерины II в Царскосельском дворце" (1907) и др., воспроизводя давно ушедшую жизнь с глубоким знанием и тонким ощущением стиля. Бенуа. В 1897 году приобрёл известность серией акварелей «Последние прогулки Людовика XIV», написанные под впечатлением от пребывания в Париже и Версале. Сноября 1908 по март 1917 сотрудничал вгазете «Речь», вёл авторскую рубрику «Художественные письма», опубликовав около 250 статей.

По ходатайству Бенуа они были представлены на очередной выставке СРХ (1910). Выше уже упоминалось о значении таких «открытий», как русская портретная живопись XVIII века и архитектура старого Петербурга.

Бенуа внес огромный вклад в историю русской художественной культуры XX века. Следует заметить, что художественные вкусы и взгляды молодого Бенуа формировались в оппозиции к его семье, придерживавшейся консервативных «академических» воззрений. Расцвет художественно-критической деятельности Бенуа падает на период создания третьей серии его статей – под общим заглавием «Художественные письма», которые еженедельно печатались в газете «Речь» с ноября 1908 по 1917 год.

В начале 1905 года Бенуа с семьёй вновь выезжает во Францию. В ту же серию входят работы, принадлежащие к числу самых удачных произведений Бенуа, заслуженно пользующихся широкой известностью: «Парад при Павле I» (1907, Гос. Основные работы художника: "Прогулка короля" (1906), "Фантазия на Версальскую тему" (1906), "Итальянская комедия" (1906) иллюстрации к Медному всаднику Пушкина А. С. В 1911 году выходит, пожалуй, лучшее дореволюционное издание знаменитой повести А. С.

401), «Выход императрицы Екатерины II в Царскосельском дворце» (1909, Гос. Само обращение к пейзажу у Бенуа было продиктовано интересом к истории. Но для Бенуа натурные штудии являлись лишь начальным этапом творчества. С. 150). С 1907 г. работал как художник сцены для М. М. Фокина (Мариинский театр), С. П. Дягилева.

Бенуа мыслил и подходил к своим темам именно как иллюстратор или как театральный художник и режиссер, последовательно раскрывая в цикле этюдов и композиций разнообразные аспекты задуманного им образа, создавая ряд сменяющих друг друга архитектурно-пейзажных декораций и тщательно разработанных мизансцен. К ним он обращался в первую очередь в своих исторических композициях – в двух версальских сериях (1897, 1905-06), в широко известных картинах Парад при Павле I (1907), Выход Екатерины II в Царскосельском дворце (1907) и др., воспроизводя давно ушедшую жизнь с глубоким знанием и тонким ощущением стиля. Легкий и нервный рисунок художника создает неповторимую атмосферу «галантного века».

1913). Бенуа занимал в труппе пост директора по художественной части. был художественным директором «Русских сезонов». Три картины с этой выставки были приобретены П. М. Третьяковым. Перу Бенуа принадлежат многие книги, посвященные истории живописи и культуры вообще: Русская живопись в XIX веке (1901, 1902), Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа (1911), История живописи всех времен и народов (серийное издание, 1910-1917) и др.

Главное место среди графических работ Бенуа занимают иллюстрации к произведениям А. С. Пушкина. Не менее плодотворно работал он и как историк искусства: издал в двух выпусках (1901, 1902) получившую широкую известность книгу "Русская живопись в XIX веке", существенно переработав для нее свой ранний очерк начал выпускать серийные издания "Русская школа живописи" и "История живописи всех времен и народов" (1910-17 издание прервалось с началом революции) и журнал "Художественные сокровища России" создал прекрасный "Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа" (1911). Он не мог иначе. Бенуа уже в апреле 1923 года.

«Хорошо, если благодаря мне Зимний дворец будет спасен и превращен в памятник-сокровищницу мирового значения», – искренне надеялся он. В течение ряда поколений искусство являлось наследственной профессией в его семье. С подключением кполемике Н. Н. Пунина (1916) акцентировался вопрос участия представителей авангарда ввыставках «Мира искусства» (экспонентами становились как лидеры движения, так иначинающие художники: Н. И. Альтман, Л. А. Бруни, Бурлюк, Н. С. Гончарова, М. Ф. Ларионов, А. В. Лентулов, М. З. Шагал идругие). Некоторое время вместе с К. Станиславским и В. Немировичем-Данченко Бенуа руководил Московским Художественным театром. Трудно переоценить масштабы этой работы, которая могла быть только коллективной.

Природа интересовала художника главным образом в ее связи с историей. Его перу принадлежат «История живописи всех времен и народов», «Русская живопись в XIX веке». Речь шла о том, чтобы по-новому осветить процессы развития русской художественной культуры за два последних столетия, привлекая материалы, не только ранее не изученные, но и почти не тронутые. Разглядывание книги вызывает множество ассоциаций и при выполнении традиционного задания для детей «рассказ по картинке» фантазия маленьких читателей и их родителей или наставников может быть просто безграничной. Пушкина «Пиковая дама» с иллюстрациями А. Н. В 1897 году приобрёл известность серией акварелей «Последние прогулки Людовика XIV», написанные под впечатлением от пребывания в Париже и Версале. Работал над оформлением спектаклей БДТ.

Сын архитектора Н. Л. В конце 1896 года вместе с друзьями впервые приехал во Францию, где написал «Версальские серии»— картины изображали парки и прогулки «короля-солнце» Людовика XIV. Эти особенности книги связаны с групповой тактикой «Мира искусства» и с личными, субъективными пристрастиями автора.

В творчестве Бенуа-художника решительно преобладала история. Бенуа неоднократно работал с образами «Пиковой дамы» А. С.

Бенуа был инициатором и вдохновителем этой работы. В центр его интересов попадают, наконец, не памятники старинного искусства, не вещи и костюмы, а люди. Однако в СССР нельзя было жить вне политики. Бенуа принадлежит постановочный исценографический план). В 1911 году им был создан прекрасный «Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа». Политические катаклизмы 1917 продолжили противостояние вновой плоскости. Ещё более плодотворно работал он как историк искусства: издал в двух выпусках (1901, 1902) книгу «Русская живопись в XIX веке», существенно переработав для нее свой ранний очерк.

В 1905 г., находясь в Париже, он выполнил сюиту из 7 рисунков чёрной акварелью с небольшой подцветкой, которая была воспроизведена в собрании сочинений Пушкина, выпущенном издательством «Брокгауз-Эфрон» в 1916 г. В 1910 г. Бенуа создал новую серию из 28 листов. Бенуа детально не анализировал ине сравнивал разные течения новейшего русского искусства. Редактор издания «Художественные сокровища России» (1901–1903). Работал на прежнем профессиональном уровне, но ничего принципиально нового и интересного создать уже не смог, часто довольствуясь варьированием старого (одних вариантов ставшего легендарным балета "Петрушка" было исполнено не менее восьми). Напротив, «рассудочность», «холодность» и«теоретизирование» втворчестве Бенуа воспринимал негативно, вот таким образом он не оценил статуса манифеста всистеме авангарда, концептуально связанного с«чистым» художеством.

Ещё в1910 («Итоги») он подчеркнул свой критерий оценок левых художников– не новизну пластических исканий, аисключительно талантливость авторов иискренность их работ. В 1911 году выходит, пожалуй, лучшее дореволюционное издание знаменитой повести А. С. Главной чертой характера Бенуа все его биографы и современники называют всепоглощающую любовь к искусству. В историю русской книжной графики художник вошел своей книжкой "Азбука в картинах Александра Бенуа" (1905) и иллюстрациями к "Пиковой даме" А. С. Пушкина исполненными в двух вариантах (1899, 1910), а также замечательными иллюстрациями к "Медному всаднику", трем вариантам которых посвятил почти двадцать лет труда (1903-22). В эти же годы принимает участие в оформлении "Русских сезонов", организованных Дягилевым С. П.

1912 Две выставки. Его первые самостоятельные работы (1892-1895) представляют собой цикл изображений Павловска, Петергофа, Царского Села, уголков старого Петербурга, а также городов Германии и Швейцарии их старинных кварталов и памятников архитектуры. В 1926 году художник эмигрировал во Францию, где в конце жизни написал мемуары «Мои воспоминания» о России начала XX века. Первая и наиболее сильная из них связана с театральными впечатлениями. 1912) ивособенности Бурлюка (Кубизм или кукишизм.

Вдохновитель и организатор объединения «Мир искусства», куда в разные годы входили К. Сомов, Л. Бакст, Е. Лансере. Позднее, уже зрелым мастером, Бенуа исполнил серии пейзажей Версаля, к которому много раз возвращался (1896, 1897, 1898, 1905, 1906, 1907, 1914), Петергофа (1900), Ораниенбаума (1901), Павловска (1902), Рима (1903), Венеции (1912). В 1885 – 1890 гг. В 1919 г. стал членом дирекции Петроградского Академического театра оперы и балета (бывшего Мариинского театра).

Именно в «Мире искусства» начинали свою разнообразную деятельность всемирно известные художники Леон Бакст, Мстислав Добужинский, Евгений Лансере, Игорь Грабарь. Более зрелую фазу в развитии книжной графики Бенуа отражает его «Азбука в картинах» (1904) – первая книга, в которой художник выступил как единоличный автор, создатель замысла иллюстратор и оформитель. Но вконтексте многообразия ипротивоборства многочисленных художественных течений этот принцип вызывал критику как со стороны «левых», так и«правых». С «Азбуки» А. Бенуа начинается история детской книги «Мира искусства». Член редакционного комитета (с 1908) журнала «Старые годы» публиковался вжурналах «Золотое руно» (1906–1908), «Московский еженедельник» (1907–1908), «Аполлон» (1909–1912) вгазетах «Слово» (1905), «Русь» (1905) идругих.

Их или вовсе не принимали на большие выставки – академическую, передвижную и акварельную или принимали только с браковкой всего того, в чем сами художники видели наиболее явственное выражение своих исканий. Он прославляет красоту и величие архитектуры XVIII в. Природа интересует художника главным образом в ее связи с историей. Мольера (1913) и некоторое время даже участвовал в руководстве театром наряду с К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко. С 1926 жил в Париже, где и скончался.

Работы Бенуа связаны с Версалем, его парком, Петергофом. Александр Бенуа, став идеологом и теоретиком объединения «Мир искусства», активно участвовал в его художественной жизни, а также в издании журнала «Мир искусства», взявшего на себя роль основы и идейного рупора этого объединения. Бенуа Александр Николаевич (1870-1960) художник-график, художник, театральный художник издатель, литератор, один из авторов современного образа книги. Ей недостает именно историзма.

Эти же темы господствовали и в его театральных и книжных работам, которым художник, как и большинство мирискусников, уделял много внимания. Две темы неизменно пользовались его вниманием: «Петербург XVIII — начала XIX в. » и «Франция Людовика XIV». Как сценограф работал в Парижской опере (1927–1934) и «Ла Скала» (1947–1956). В 1904 году вышла в свет «Азбука в картинках» (1904), едва ли не единственная его крупная работа для детей.

История «Мира искусства» началась с устроенной Сергеем Дягилевым выставки русских и финляндских художников в январе 1898 года в помещении училища барона Штиглица в Петербурге. В 1910-х в центр интересов художника попадают люди. И. Грабарь отметил в иллюстрациях Бенуа тонкое понимание Пушкина и его эпохи и вместе с тем обостренное чувство современности, а Л. Бакст назвал цикл иллюстраций к «Медному всаднику» «настоящим перлом в русском искусстве». Бенуа охарактеризовал состояние русского художества, обозначив его основной современной силой мастеров «Мира искусства» роль поисков «крайней левой» молодёжи свёл кпереходному явлению, введя по отношению кним термин «византинизм», символизирующий неизбежную «одичалость» вмомент гибели старой утончённой культуры перед «неизвестным» новым расцветом культуры будущей. Бенуа, чтобы иметь возможность выезжать из страны, связал себя некоторыми обязательствами с ИНО ОГПУ. Разглядывание книги вызывает множество ассоциаций и при выполнении традиционного задания для детей «рассказ по картинке» фантазия маленьких читателей и их родителей или наставников может быть просто безграничной. Превосходно скомпонованные, звучные, эти иллюстрации похожи на завершённые картины. Художник хорошо чувствовал красоту архитектурных форм. Выступает как критик и историк искусства.

Стал одним из организаторов и идеологов художественного объединения «Мир искусства», основал одноимённый журнал. В течение ряда поколений искусство являлось наследственной профессией в его семье. К этим темам он обращался как в своих исторических картинах, так и в пейзажных работах, выполненных с натуры в Петербурге и окрестных дворцах и во Франции, в Версале, где он часто и подолгу бывал (серия "Последние прогулки Людовика XIV", 1897 — 98 "Версальская серия", 1905 — 06). Основное место в картинах Бенуа занимали пейзажи.

А. Н. Две темы неизменно пользовались его вниманием: «Петербург XVIII – начала XIX в» и «Франция Людовика XIV». «Ныне я себя чувствую более усталым, разбитым и удрученным, нежели за все эти годы.

Отмечал не только «приемлемых по духу» Гончарову, П. П. Кончаловского, И. И. Машкова, Лентулова, но иВ. Е. Татлина, Шагала, отдельные работы Малевича. Программный характер носила вскоре появившаяся статья «Итоги» (1910). В 1894 г. окончил юридический факультет Петербургского университета. Опубликование иллюстраций в «Мире искусства» сразу было встречено художественной общественностью как большое событие в русской графике. Художники и критики, по примеру Бенуа, становились историками, собирателями, открывателями и истолкователями забытых или непонятных художественных ценностей.

В конце 1890 годов кружок молодых единомышленников преобразовался в общество «Мир искусства» и редакцию одноименного журнала. По мнению Бенуа, только свобода и вдохновение создают и обусловливают ценность художественного произведения. Александр Николаевич Бенуа был девятым (и последним) ребёнком в семье академика архитектуры Николая Леонтьевича Бенуа и музыкантши Камиллы Альбертовны (урожденной Кавос). 1912). Александр Николаевич Бенуа был девятым (и последним) ребёнком в семье академика архитектуры Николая Леонтьевича Бенуа и музыкантши Камиллы Альбертовны (урожденной Кавос).

Превосходно скомпонованные, звучные, эти иллюстрации похожи на завершённые картины. Бенуа с уверенностью можно назвать первым русским «энциклопедистом» от искусства. 1916). Гофмана (1899), оставшиеся неизданными и две страничные иллюстрации к книге П. И. Кутепова «Царская и императорская охота на Руси» (1902), созданные в сотрудничестве с Е. Е. Лансере.

Современники видели в нём живое воплощение духа артистизма. Художник трудился над ней около года, но создаётся впечатление, что все иллюстрации сделаны «за один присест» и что процесс рисования сопровождался играми и разговорами с маленьким сыном Колей, впоследствии известным театральным художником. Вместе с другими мастерами «Мира искусства», Бенуа был одним из самых активных деятелей художественного движения, возродившего в России искусство книжной графики. 1916). 1912): «Доклад г. Бурлюка был лишь плетением невежества ичепухи Однако вряде последующих статей Бенуа сменил общую тональность оценок.

Часто выступал в печати и каждую неделю публиковал свои "Художественные письма" (1908-16) в газете "Речь". Не менее плодотворно работал он и как историк искусства: издал в двух выпусках (1901, 1902) получившую широкую известность книгу "Русская живопись в XIX веке", существенно переработав для нее свой ранний очерк начал выпускать серийные издания "Русская школа живописи" и "История живописи всех времен и народов" (1910-17 издание прервалось с началом революции) и журнал "Художественные сокровища России" создал прекрасный "Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа" (1911). После революции 1917 г. Бенуа принимал деятельное участие в работе всевозможных организаций, связанных главным образом с охраной памятников искусства и старины, а с 1918 г. занялся еще и музейным делом – стал заведовать Картинной галереей Эрмитажа. «Заигрывание смолодёжью» иявное желание Бенуа взять их под опеку, дистанцировав от влияния Малевича, восторженные отзывы отворчестве видных «изменников» (Машков иКончаловский. учился в гимназии К. И. Увлечение балетом оказалось настолько сильным, что по инициативе Бенуа и при его непосредственном участии была организована частная балетная труппа, начавшая в 1909 г. триумфальные выступления в Париже — «Русские сезоны».

Решение стать художником созрело у Александра очень рано. В качестве художественного критика дебютировал вжурнале «Мир искусства» (1899–1904), соредактор (1904). Александр Бенуа (1870-1960). Трудно переоценить масштабы этой работы, которая могла быть только коллективной.

Пушкина «Пиковая дама» с иллюстрациями А. Н. Представитель русского модерна. К ранним работам Бенуа для книги принадлежит иллюстрация к «Пиковой даме» (1898), опубликованная в трехтомном собрании сочинений Пушкина (1899) иллюстрированном многими русскими художниками, в том числе и мастерами «Мира искусства». Увлечение балетом оказалось настолько сильным, что по инициативе Бенуа и при его непосредственном участии была организована частная балетная труппа, начавшая в 1909 году триумфальные выступления в Париже – «Русские сезоны». Следует заметить, что художественные вкусы и взгляды молодого Бенуа формировались в оппозиции к его семье, придерживавшейся консервативных «академических» воззрений. Именно сподачи Бенуа Гончарова начала сотрудничество стеатральной антрепризой С. П. Дягилева (оформление спектакля «Золотой петушок». Каждый из рисунков к «Азбуке» представляет собой развёрнутую повествовательную сцену, проникнутую мягким юмором иногда жанровую, чаще – сказочную или театральную, всегда неистощимо изобретательную по сюжетным мотивам. В 1904 году вышла в свет «Азбука в картинках» (1904)13, едва ли не единственная его крупная работа для детей. Он осмыслил и систематизировал искусство прошлого.

В конце 1896 года вместе с друзьями впервые приехал во Францию, где написал «Версальские серии»— картины изображали парки и прогулки «короля-солнце» Людовика XIV. Это отсутствие того, что называется школой (и что так ясно сквозит втворчестве Сезанна иГогена, отчасти даже уМатисса иуПикассо), покрывается словами: самобытность, темперамент, ярь, радость творчества, примитивизм, свобода» (Сезанн иГоген. Тем же темам, в сущности, были посвящены и его многочисленные натурные пейзажи, которые он обычно исполнял то в Петербурге и его пригородах, то в Версале (Бенуа регулярно ездил во Францию и подолгу жил там). Публичные оценки критика, звучавшие вцелом ряде статей вгазете «Речь» (с 1909 по 1916), не укладываются врамки прямолинейной эволюции их нельзя трактовать упрощённо, вне определённого контекста. В 1893 Бенуа выступил как пейзажист, создав акварели окрестностей Петербурга. Для балета Павильон Армиды (1903) выполнил не только декорации, но и сочинил либретто. В 1896—1898 и 1905—1907 годах работал во Франции8.

И вот почему Врубель у нас оказался рядом с Бакстом, а Сомов рядом с Малявиным. С 1917 по 1926 год Бенуа заведовал Картинной галереей Эрмитажа, т. е. А. Н. Сюжеты для большинства картин этих циклов навеяны мемуарами Сен-Симона. С 1904 г публикуется в газетах: Слово, Русь и Речь. В творчестве Бенуа-художника решительно преобладала история. Такое ощущение, точно что-то, нависло над головой», - писал А. Н.

Но с нами их связала ненависть ко всему затхлому, установившемуся, омертвевшему». Бенуа оформил оперу Р. Вагнера «Гибель богов» на сцене Мариинского театра и вслед за тем исполнил эскизы декораций к балету Н. Н. Черепнина «Павильон Армиды» (1903), либретто которого сочинил сам. Разносторонность знаний и деятельности Александра Николаевича служила лишь выражением этой любви. С 1901 — 1903 г. г.

Бенуа, декларировавший принцип объединения художников «вне направленства» ещё вначале 1900-х, приветствовал подобную позицию. Ввёл новейшее искусство вотечественную художественную традицию, отмечая схожесть пластических решений («скрещенье путей») спамятниками древнерусской иконописи говорил онём иврусле современного общеевропейского процесса: «В области чисто живописного творчества шла работа над освобождением от академических традиций, над опрощением ипроизводились поиски новых красочных законов– явление вовсе не только русское, но мировое имеющее своим главным очагом Париж» (Иконы иновое искусство. Вместе с С. Дягилевым становится редактором и одноименного журнала. Они организовали кружок любителей искусства. «Героем» новых произведений художника становится само искусство прошлого: не люди, а великолепные архитектурно-парковые ансамбли, то поражающие своей грандиозностью, то очаровывающие интимным изяществом и поэтической прелестью. В 1926 г. эмигрировал во Францию.

1912 Еще оновых путях живописи. Умер 9 февраля 1960 г. в Париже. Бенуа начал свою творческую деятельность как пейзажист и в течение всей жизни писал пейзажи, главным образом акварельные.

Единственным утешением в зачастую просто невыносимой действительности для Александра Бенуа в эти годы служил Эрмитаж. Машков иКончаловский. К работе в театре он впервые обратился в 1902 г., оформив оперу Р. Вагнера "Гибель богов" на сцене Мариинского театра и вслед за тем исполнив эскизы декораций к балету Н. Н. Черепнина "Павильон Армиды" (1903), либретто которого сочинил сам.

Жизнь его была полна труда и исканий, ошибок и больших творческих успехов. Пропагандируя старое русское искусство и западноевропейских мастеров живописи, в 1901 году начал издавать журналы «Старые годы» и «Художественные сокровища России»8.

— главный художник МХТ. В отечественной историографии существует мнение, что «Александр Бенуа, подобно Блоку, Белому и Брюсову, поддержал Октябрьскую революцию и с обычным своим усердием работал в качестве хранителя произведений изобразительного искусства в своем родном Петербурге». Выдающийся образец книжной графики — иллюстрации к «Медному всаднику» А. С. Пушкина, выполненные в технике имитации цветной гравюры на дереве (1903). Одновременно с этими крупными работами Бенуа опубликовал в журнале «Мир искусства» (1899-1904) и ежемесячном сборнике «Художественные сокровища России» (1901-1903), а позднее в журнале «Старые годы» (1907-1913) и некоторых других изданиях множество статей и заметок по отдельным вопросам истории русского и западноевропейского искусства. Именно его постановка «Павильона Армиды» стала началом «дягилевских сезонов» в Париже в 1909 году.

Представляя собою дань времени, они не должны играть решающей роли в оценке труда Бенуа. Совершал длительные заграничные поездки. С 1910 года начал выпускать серийные издания «Русская школа живописи» и «История живописи всех времен и народов» (издание прервалось лишь с началом революции в 1917 году). Хотя, будучи западником по убеждениям, он вцелом настороженно относился кбравированию «русским» вотечественном искусстве.

Предки Александра по матери были итальянцами, семья отца перебралась в Россию после революционных потрясений во Франции. Бенуа также редактирует и журнал Художественные сокровища России. Именно в «Мире искусства» начинали свою разнообразную деятельность всемирно известные художники: Леон Бакст, Мстислав Добужинский, Евгений Лансере, Игорь Грабарь. Именно из «Записок» Бенуа узнал о ритуалах прогулок Людовика, о кормлении рыб, о созерцании королем величественных скульптур в парке («Прогулка в кресле», 1897 «У бассейна Цереры», 1897 «Кормление рыб», 1897 «У Курция», 1897— все в Русском музее, Санкт-Петербург).

Он сразу же был вовлечен во множество театральных проектов. Тем же темам, в сущности, были посвящены и его многочисленные натурные пейзажи, которые он обычно исполнял то в Петербурге и его пригородах, то в Версале (Бенуа регулярно ездил во Францию и подолгу жил там). Бенуа тонко уловил одну из основных эмоциональных сторон русского авангарда– «страдание», составляющее противовес «отрадному» искусству, которое культивировали ведущие мастера рубежа XIX–XX веков– К. А. Коровин, В. А. Серов идругие. Прадед Бенуа по материнской линии К. А. Кавос был композитором и дирижером, дед – архитектором, много строившим в Петербурге и Москве отец художника также был крупным архитектором, старший брат пользовался известностью как художник-акварелист.

В 1896—1898 и 1905—1907 годах работал во Франции. Художник работал над ними в течение всей своей жизни. 1912). В 1913–1915 гг.

Его первые самостоятельные работы (1892-1895) представляют собой цикл изображений Павловска, Петергофа, Царского Села, уголков старого Петербурга, а также городов Германии и Швейцарии их старинных кварталов и памятников архитектуры. Целому ряду молодых художников некуда было деваться. Русский музей стр.

Но и здесь перед А. Н. Он упрекал «левое» искусство вподражательности французским мастерам («легковесное модничанье»). Ничто не любил он так горячо и не знал так глубоко.

Обладая педагогическим даром и эрудицией, он в конце XIX в. организовал объединение "Мир искусства", став его теоретиком и вдохновителем. Рано зародилась в нем любовь к сцене, он сохранил ее на всю жизнь. Бенуа с большой ответственностью подходил к своей работе в Эрмитаже, который он любил с самого детства и мечтал превратить в музей мирового уровня.

Рецензируя очередную выставку «Бубнового валета», объяснял широкой публике изобразительный язык примитивизма идоказывал его принадлежность «настоящему» искусству (Трудно ли. Отмечая подражательность отдельных работ, он подчёркивал, что «на выставках новых людей янаслаждаюсь иесли отчасти вэтом проглядывает какое-то удовольствие смеха, нечто вроде любования ужимками ишутовством, то, сдругой стороны, наслаждаюсь на них инепосредственно, чисто художественно» (Выставка «Союза молодёжи». В 1909–1911 гг. Они составляют едва ли не половину его наследия.

Увлечение балетом оказалось настолько сильным, что по инициативе Бенуа и при его непосредственном участии была организована частная балетная труппа, начавшая в 1909 году триумфальные выступления в Париже — «Русские сезоны». В колорите Бенуа отсутствует живое ощущение цвета. Художник трудился над ней около года, но создаётся впечатление, что все иллюстрации сделаны «за один присест» и что процесс рисования сопровождался играми и разговорами с маленьким сыном Колей, впоследствии известным театральным художником. Там он работал главным образом в театрах: сначала в «Гранд-опера» в Париже с 1924 года с перерывом по 1934 год (знаменитый «Поцелуй феи» И. Стравинского), а в 1930-1950-е годы — в «Ла Скала» в Милане, где постановочной частью заведовал его сын Николай.

Выше уже упоминалось о значении таких «открытий», как русская портретная живопись XVIII века и архитектура старого Петербурга. Необычайно одаренный художник, пропагандист искусства, представитель русского модерна, организатор многочисленных выставок, музейный работник издатель, литератор, один из авторов современного образа книги, активнейший деятель театра и кино, А. Н. «От этих. Однако голод, холод, обилие мусора, военных калек и «интеллигентных» нищих на улицах Петрограда никак не вписывались в представления Бенуа о жизни вообще и о жизни своей семьи в частности. Но более известны эскизы театральных декораций для «Русских сезонов» Дягилева, доказывающих несомненный талант художника в воссоздании духа разных эпох и национальных культур (балет И. Стравинского «Петрушка», опера Р. Вагнера «Гибель богов»).

Художник, критик и историк искусства, театральный деятель и писатель Александр Николаевич Бенуа (1870 – 1960) принадлежал тому кругу представителей русской культуры начала XX века, который заявил о себе выходом в свет известного журнала Мир искусства. Не люди интересуют художника, а лишь атмосфера старины и дух театрализованного придворного этикета. «В искусстве нужна истина, но не искренность» (Малевич 2004. Дягилева, забывая, что именно А. Н.

В 1901 году князь С. М. Волконский, директор Императорских театров, поддавшись уговорам С. П. Дягилева, принял решение подготовить специальную постановку под его руководством одноактного балета Делиба «Сильвия». Экспозиция выставки стала прообразом будущих выставок журнала «Мир искусства» именно здесь наметилась их структура и состав участников. Бенуа исполнил также две серии иллюстраций к «Капитанской дочке» и в течение ряда лет подготавливал свою главную работу — рисунки к «Медному всаднику». В сюжетных композициях циклов «Последние прогулки ЛюдовикаXIV» и «Версальская серия», равно как и в пейзажах, для художника важны не люди с их переживаниями и деяниями, а величественная красота искусства и природы. Почувствовав это, А. Н.

Одной из важнейших миссий этого движения, возникшего в русле «Мира искусства», был систематический пересмотр всего материала, критических оценок и основных проблем истории русской живописи, архитектуры, пластики и декоративно-прикладного искусства XVIII и XIX столетий. Позднее, уже зрелым мастером, Бенуа исполнил серии пейзажей Версаля, к которому много раз возвращался (1896, 1897, 1898, 1905, 1906, 1907, 1914), Петергофа (1900), Ораниенбаума (1901), Павловска (1902), Рима (1903), Венеции (1912).