Бенуа Иллюстрации

Среди самых интересных его работ — «Азбука в картинках Александра Бенуа» (1905) иллюстрации к поэме А. С. Пушкина «Медный всадник» (1903–1905 вариант — в 1916–1922), главным героем которых стал Петербург с его старинной архитектурой. Бенуа написал «Азбуку вкартинках» исоздал иллюстрациик «Медному всаднику» и«Пиковой даме» Александра Пушкина, которые вошли висторию книжной графики.

Описание и анализ иллюстраций к медному всаднику в изданиях 1903-23 г одов

Тематика этих публикаций весьма разнообразна. В течение ряда поколений искусство являлось наследственной профессией в его семье. 23 ноября 1905 года, он пишет в своем дневнике: «Компоновал «Медного всадника». Работу над «Всадником» Бенуа возобновил только спустя десятилетие по заказу Комиссии художественных изданий при общине св. В конце 1890 годов кружок молодых единомышленников преобразовался в общество «Мир искусства» и редакцию одноименного журнала. Ему принадлежат монография о Гойе (1908), путеводитель по картинной галерее Эpмитaжa (1911), большая статья о Лиотаре (1912) и ряд других работ, популяризирующих классическое наследие европейской живописи.

Техники акварели, пастели, гуаши были излюбленными в творчестве художников «Мира искусства», они служили воплощению таких важных для художников ощущений как «эфемерность бытия, хрупкость мечты, поэтичность переживаний». Александр Бенуа, став идеологом и теоретиком объединения «Мир искусства», активно участвовал в его художественной жизни, а также в издании журнала «Мир искусства», взявшего на себя роль основы и идейного рупора этого объединения. Здесь Бенуа совместил все, что создал к «Всаднику» ранее. Свое отношение к происходящим в жизни города событиям Бенуа определяет как «исторический сентиментализм», вызванный контрастами старого, «классицистического» и нового индустриального строя жизни, наступлением чужеродных архитектурных элементов (фабричные строения, заводские корпуса), уничтожением исторических памятников. Увлечение балетом оказалось настолько сильным, что по инициативе Бенуа и при его непосредственном участии была организована частная балетная труппа, начавшая в 1909 году триумфальные выступления в Париже — «Русские сезоны».

Семье Бенуа удалось выжить в эти годы лишь благодаря американским пайкам АРА (помощи пострадавшим странам в Первой мировой войне). Художник вложил в эту работу и свой жизненный опыт. Бенуа мог бы вполне ужиться (именно это он и пытался сделать ещё с 1917 года), если бы они давали ему возможность спокойно заниматься любимым делом. Он начал с рисунков к «Пиковой даме» (1898) и потом дважды возвращался к иллюстрированию этой повести (в 1905 и 1910 годах). Отъезд как и ранее состоялся для постановки спектакля в «Гранд-опера» и участия в выставках, но оттуда в Россию он не вернулся.

Образ Петербурга 
пушкинской эпохи 
в иллюстрациях

Образ Петербурга пушкинской эпохи в иллюстрациях

Однако в СССР нельзя было жить вне политики. «Прошло сто лет » читаем мы в Пушкинском тексте и следующая иллюстрация — это панорама города, восходящая, по наблюдению Н. Лапшиной, к пейзажным работам замечательного живописца Александровской эпохи Ф. Алексеева. Зато они всегда полны виртуозного умения и большой стильности. Критики справедливо отмечают непосредственность в ранних иллюстрациях. Бенуа любил говорить, что работает без предвзятости.

Спб. : Комитет популяризации художественных изданий, 1923. Однако голод, холод, обилие мусора, военных калек и «интеллигентных» нищих на улицах Петрограда никак не вписывались в представления Бенуа о жизни вообще и о жизни своей семьи в частности. С «Азбуки» А. Бенуа начинается история детской книги «Мира искусства». Мы понимаем, что перед нами не обычный человек. Обратимся к иллюстрации с Евгением на льве («на звере мраморном, верхом, без шляпы, руки сжав крестом»), которая является завязкой драматического конфликта. Графические заставки символичны, отражают романтический, фантастический характер поэмы.

Программа «Мира искусства» предполагала вторжение его деятелей во все области культуры, включая не только изобразительное искусство, театр, оформление книг, но и создание предметов быта — мебели изделий прикладного искусства, проектов оформления интерьеров. книжная иллюстрация должна быть одновременно и образом и орнаментальным знаком».

В этих работах можно заметить некоторое изменение самого принципа исторического мышления художника. Здесь Бенуа изображает спины высоких военных чинов, безнадежно вглядывающихся в пену бушующих вод. Бенуа был инициатором и вдохновителем этой работы. Недаром его лучшие создания принадлежат искусству книги и живописи театра.

  1. БИОГРАФИЯ И КАРТИНЫ АЛЕКСАНДРА БЕНУА
  2. Статьи и воспоминания Александра Бенуа
  3. История гениального художника Александра Бенуа
  4. Картины — Бенуа, Александр Николаевич
  5. Александр Николаевич Бенуа (1870–1960)
  6. Иллюстрации Бенуа к «Медному всаднику» Пушкина 1899-1905 годы
  7. Бенуа Александр НиколаевичКартины и биография

Бенуа сделал несколько иллюстраций к «Пиковой даме» для трехтомного собрания сочинений А. С. Пушкина, вышедшего к столетию поэта в 1899-году, ряд иллюстраций к «Капитанской дочке» в 1904 году. Оригинальным исследованием является грандиозная История живописи всех времен и народов, оставшаяся незаконченной: между 1912 и 1917 годами вышли в свет 22 выпуска первой части книги, охватывающие развитие пейзажной живописи с древнейших времен до середины XVIII века. Гофмана (1899, Гос. Вообще своего рода «культ Пушкина» был свойственен многим мирискусникам. Бенуа выполнил 33 рисунка чёрной тушью, однако они были отвергнуты как «декадентские».

Три картины с этой выставки были приобретены П. М. Третьяковым. 3, СПб. : Брокгауз-Ефрон, 1909)15. Одновременно с этими крупными работами Бенуа опубликовал в журнале «Мир искусства» (1899-1904) и ежемесячном сборнике «Художественные сокровища России» (1901-1903), а позднее в журнале «Старые годы» (1907-1913) и некоторых других изданиях множество статей и заметок по отдельным вопросам истории русского и западноевропейского искусства.

  • Бенуа Александр Николаевич (1870 – 1960)
  • Литературно-исторические заметки юного техника
  • Все Картины Александр Бенуа по алфавиту
  • Иллюстрации Александра Бенуа к поэме Медный всадник
  • Рисунок акварелью собирателя открыток
  • Галереи, серии картин, портретов

Понятие «художественности» с детства ассоциировалось у Бенуа с понятием «театральности». Александр Бенуа (1870-1960). Сознание юного Бенуа развивалось в атмосфере впечатлений искусства и художественных интересов. С. Пушкин. Значение иллюстраций Бенуа к «Медному всаднику» далеко не исчерпывается их чисто графическим качеством.

Он принадлежал к обрусевшему французскому роду. Русский музей), оставшиеся неизданными и две страничные иллюстрации к книге П. И. Кутепова Царская и императорская охота на Руси, т. III (1902), созданные в сотрудничестве с Е. Е. Лансере (в этом же издании Бенуа выполнил ряд заставок и концовок). К тому же Бенуа является режиссёром театра (Пиковая дама, Павильон Армиды, Петрушка) и иллюстратором в различных изданиях.

Позднее, уже зрелым мастером, Бенуа исполнил серии пейзажей Версаля, к которому много раз возвращался (1896, 1897, 1898, 1905, 1906, 1907, 1914), Петергофа (1900), Ораниенбаума (1901), Павловска (1902), Рима (1903), Венеции (1912). Полным контрастом постановок Головина – являются постановки Бакста. Принципиально новый подход к книжной иллюстрации объявил Александр Бенуа, он ввел само понятие «искусство книги», хотя обратили внимание на этот термин только в 1922 году, после выхода книги А. А. Сидорова, будущего известного русского ученого-искусствоведа и библиографа, которая так и называлась «Искусство книги».

В 1917-м книгу набрали в типографии Р. Р. Не люди интересуют художника, а лишь атмосфера старины и дух театрализованного придворного этикета (У бассейна Цереры, 1897, Государственная Третьяковская галерея). Над этой, третьей, серией иллюстраций, состоящей из 36 листов, он работал в Крыму, летом 1916-го. 1).

  • СОВЕТСКИЕ ХУДОЖНИКИ часть третья
  • Общееколичествопросмотровстраницы
  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  • «Охватить предмет как можно шире иизучить как можно глубже»
  • «К простейшим ивернейшим изображениям действительности»
  • Александр Бенуа вкомиссии Горького
  • Эстетические взгляды «Мира искусства»

Передавая в 1918 году оригиналы в Русский музей, автор сделал почти на каждой из них посвятительные и мемориальные надписи. Изучая исследуя творчество А. Бенуа, следует рассматривать его художественную деятельность в контексте объединения «Мир искусства», явившегося одним из самых значительных культурных феноменов начала XX столетия. С 1917 по 1926 год Бенуа заведовал Картинной галереей Эрмитажа, т. е.

Бенуа оформил оперу Р. Вагнера Гибель богов на сцене Мариинского театра и вслед за тем исполнил эскизы декораций к балету Н. Н. Черепнина Павильон Армиды (1903), либретто которого сочинил сам. Вообще весь цикл выражает какую-то безнадежность. Еще один аспект пушкинской поэмы представлялся Бенуа существенно важным в восприятии взаимоотношений героя (Евгения) и города, творения Петра. Как отмечает Н. Лапшина: « круг интересов «Мира искусства», особенно его крупнейших представителей, был необычайно широк и разнообразен. Насколько более философско-трагичным содержанием наполняется поэма иллюстрации в перспективе грядущих событий.

  1. Издание «Медного всадника» в 1904 году в формате журнала «Мир искусства»
  2. 1905 год – Продолжение работы над Медным всадником

Цветовая гамма рисунков достаточно монотонна, скупа, тем самым рельефнее обозначая внутренние переживания Евгения, драматичность событий. Следует заметить, что художественные вкусы и взгляды молодого Бенуа формировались в оппозиции к его семье, придерживавшейся консервативных «академических» воззрений. Там он работал главным образом в театрах: сначала в «Гранд-опера» в Париже с 1924 года с перерывом по 1934 год (знаменитый «Поцелуй феи» И. Стравинского), а в 1930-1950-е годы — в «Ла Скала» в Милане, где постановочной частью заведовал его сын Николай. Бенуа с уверенностью можно назвать первым русским «энциклопедистом» от искусства. Ещё более плодотворно работал он как историк искусства: издал в двух выпусках (1901, 1902) книгу «Русская живопись в XIX веке», существенно переработав для нее свой ранний очерк. А. Бенуа иллюстрирует его много и охотно.

БИОГРАФИЯ И КАРТИНЫ 
АЛЕКСАНДРА БЕНУА

Дягилев, по большому счёту, являлся лишь талантливым администратором с хорошим, говоря современным языком, «административным ресурсом»: связями, знакомствами, доступом к государственному финансированию. Главная цель иллюстрации — «обострять убедительность тех образов, которые были порождаемы чтением, оставаться в тесной гармонии с основным содержанием книги. ». Художник признавал сам, что патриотом его назвать сложно. Отметим также и наводнение, случившееся в Петербурге осенью 1903 года. Акад. Выше уже упоминалось о значении таких «открытий», как русская портретная живопись XVIII века и архитектура старого Петербурга. «Кумир на бронзовом коне» возвышается над Невой «в неколебимой вышине».

Целью группы было чистое искусство, поиск гармонии и красоты жизни. Печаталась она в Государственной типографии им.

Не исключено, что А. Н. Характер объемного тонально-живописного решения скорее напоминает о работах таких иллюстраторов, как Пастернак («Воскресение» Л. Толстого), Кардовский («Каштанка» Чехова) и Кустодиев (иллюстрации к Гоголю), нежели о двухмерной, сугубо книжной черно-белой графике друзей Бенуа по «Миру искусства». Бенуа изо всех сил пытался работать с обычным усердием, невзирая на катастрофические перемены, произошедшие в стране. В основу иллюстративного материала художественного издания поэмы «Медный всадник» 1923 года положена третья редакция рисунков Бенуа, выполненная им в 1916 году. И вот почему Врубель у нас оказался рядом с Бакстом, а Сомов рядом с Малявиным. Иллюстрации должны служить «украшением в смысле подлинного оживления текста, в смысле его уяснения. ».

Он обдумывает каждую деталь и руководит всем ensembleeм. Наиболее значительные статьи касаются главным образом архитектуры старого Петербурга и его пригородов об одной из этих статей – Живописный Петербург (1902) уже говорилось выше. Текст и иллюстрация (печатная графика), таким образом, представляются родственными явлениями и на первый план выступает их стилистическое единство. В ней он писал: «Украшенная» книга — вовсе не лучше от того цель иллюстраций — вовсе не украшать книгу, пояснять рассказ или вести собственный параллельно. Лучшая из книжных работ художника, безусловно, его шедевр – рисунки к «Медному всаднику» Пушкина.

Гранитные набережные, громады дворцов, размах площадей – на всем печать классической ясности, архитектурной гармонии и специфически «петербургского» лаконизма. В начале 1905 года Бенуа с семьёй вновь выезжает во Францию. Именно в ней лежат истоки смелой переоценки искусства XVIII столетия, которая является одной из крупнейших заслуг «Мира искусства» и А. Бенуа лично. С. П. Дягилев учился вместе с Бенуа на юридическом факультете.

«Ныне я себя чувствую более усталым, разбитым и удрученным, нежели за все эти годы. Формат я установил крохотный, карманный, наподобие альманахов пушкинской эпохи»17. Новые – упрекают в излишней «постановочности», появившейся у художника, согласно их мнению, после бурной театральной деятельности. Сфера его творчества очень широка.

1). «Героем» новых произведений художника становится само искусство прошлого: не люди, а великолепные архитектурно-парковые ансамбли, то поражающие своей грандиозностью, то очаровывающие интимным изяществом и поэтической прелестью. У Александра Бенуа – это «Версальские пейзажи» на тему эпохи Людовика XIV, но его интересует не собственно историческая картина, хотя, как художник по костюмам и историк искусства, он уделяет историческим деталям большое внимание.

У Бакста, наоборот, все основано на строгом и внимательном отношении к делу. Речь шла о том, чтобы по-новому осветить процессы развития русской художественной культуры за два последних столетия, привлекая материалы, не только ранее не изученные, но и почти не тронутые. ил., 1 л. фронт, (ил. ). Дягилев и напечатал их вместе с поэмой в журнале «Мир искусства. Книжные иллюстрации представляют собой вид сопроводительной графики. Реалистические по своему духу и строю, подготовительные наброски к «Петербургской повести» обнаруживают черты прямой преемственности с русской графической традицией – прежде всего с «петербургской» графикой пушкинской эпохи.

Ему удивительно удаются чисто декоративные сюжеты исполняемые им то в каком-либо определенном старом стиле, то в манере, созданной им самим при помощи самого тонкого изучения природы. Эти свойства помогают книжной графике сблизиться с литературой, с поэзией». Однако ж, под облаками, орошенное звуками его стихов издыхает все живое.

И, конечно, его грандиозный цикл, его, по мнению многих современников, самая значительная работа – иллюстрации к «Медному всаднику», о которых пойдет речь в следующей главе. Большевики, едва захватив власть, объявили «войну дворцам» и радетель отечественного искусства деятельно занялся проблемами реорганизации дворцовых комплексов, а также сохранения этих памятников отечественной культуры от вандализма и разграбления.

Театр был в течение всей жизни Бенуа самым сильным его увлечением. Бенуа исполнил также две серии иллюстраций к «Капитанской дочке» и в течение ряда лет подготавливал свою главную работу — рисунки к «Медному всаднику». Естественно, что он некоторым образом отличается от того, что было на двадцать лет раньше. Кроме того, художник пытается найти новые формы для продолжения цикла к «Всаднику».

В начале издания, на титульном листе, Медный всадник на своем постаменте, вставший на дыбы и устремленный на нас, как бы приветствует читателя (зрителя), но его приветствие носит скорее тревожный, угрожающий характер. По рождению и воспитанию Бенуа принадлежал к петербургской художественной интеллигенции. Тираж 1000 экз. Что еще могло быть более подходящим для передачи духа Петербурга, «самого умышленного и отвлеченного города», его призрачности, эфемерности.

К ранним впечатлениям и переживаниям Александра Бенуа восходят истоки той смелой переоценки искусства XVIII столетия, которая является одной из крупнейших заслуг «Мира искусства». К ним он обращался в первую очередь в своих исторических композициях — в двух «версальских сериях» (1897, 1905-06), в широко известных картинах «Парад при Павле I» (1907), «Выход Екатерины II в Царскосельском дворце» (1907) и др., воспроизводя давно ушедшую жизнь с глубоким знанием и тонким ощущением стиля. В ней приняли участие едва ли не все деятели Мира искусства. Одной из важнейших миссий этого движения, возникшего в русле «Мира искусства», был систематический пересмотр всего материала, критических оценок и основных проблем истории русской живописи, архитектуры, пластики и декоративно-прикладного искусства XVIII и XIX столетий. Но главное место в этом списке занимает иллюстрирование А. С. Пушкина.

«От этих. Природа интересовала художника главным образом в ее связи с историей. Само обращение к пейзажу у Бенуа было продиктовано интересом к истории.

Опубликование иллюстраций в «Мире искусства» сразу было встречено художественной общественностью как большое событие в русской графике. Бенуа оформил оперу Р. Вагнера «Гибель богов» на сцене Мариинского театра и вслед за тем исполнил эскизы декораций к балету Н. Н. Черепнина «Павильон Армиды» (1903), либретто которого сочинил сам. Куда больше его занимает эстетика, настроение и атмосфера, поэзия эпохи. Наиболее значительные статьи касаются архитектуры старого Петербурга и его пригородов.

Именно за счет этой двойственности и определялось развитие книжной графики того времени. В отечественной историографии существует мнение, что «Александр Бенуа, подобно Блоку, Белому и Брюсову, поддержал Октябрьскую революцию и с обычным своим усердием работал в качестве хранителя произведений изобразительного искусства в своем родном Петербурге». Почувствовав это, А. Н.

Критики говорили о навязчивости Петербурга в последнем издании. В 1904 году вышла в свет «Азбука в картинках» (1904)13, едва ли не единственная его крупная работа для детей.

Художник, помимо иллюстраций, разработал к будущему изданию обложку, заставки, концовки. Гофмана (1899), оставшиеся неизданными и две страничные иллюстрации к книге П. И. Кутепова «Царская и императорская охота на Руси» (1902), созданные в сотрудничестве с Е. Е. Лансере. Западноевропейское искусство привлекало внимание Бенуа в неменьшей степени, чем русское. Именно в «Мире искусства» начинали свою разнообразную деятельность всемирно известные художники: Леон Бакст, Мстислав Добужинский, Евгений Лансере, Игорь Грабарь. И хотя мнение критиков не было единодушным, всё же большинство соглашалось, что «иллюстрации к Медному всаднику до того дополнили произведение Пушкина, что графика и петербургская повесть явились неразрывным целым и в настоящее время немыслимы одна без другой». Рисунки Бенуа «произвели фурор и были признаны всеми знатоками книги как идеальная графическая работа». Среди его работ – знаменитая «Азбука в картинках» и неосуществленное издание «Последнего из Могикан» Фенимора Купера. Анисимова.

Легкий и нервный рисунок художника создает неповторимую атмосферу «галантного века». Дягилев писал по этому поводу в одном из номеров «Мира искусства»: «Произведение искусства важно не само по себе, а лишь как выражение личности творца». Если вспомнить аналог этой иллюстрации, сделанной в 1903-м году (см. А один из них изображающий преследование Евгения «Всадником», вошел в известное издание 1923 года. Его орнаментальная изобретательность неисчерпаема и при твердом знании человеческой фигуры Бакст шутя справляется с самыми замысловатыми композициями.

Таким образом, объединенные единством листа и тканью истории, текст и рисунок представляют два плана повествования, сосуществующие в тонком единстве. Подобным образом рассуждает в своей работе Виппер: «.

Пропагандируя старое русское искусство и западноевропейских мастеров живописи, в 1901 году начал издавать журналы «Старые годы» и «Художественные сокровища России»8. В 1901 году князь С. М. Волконский, директор Императорских театров, поддавшись уговорам С. П. Дягилева, принял решение подготовить специальную постановку под его руководством одноактного балета Делиба «Сильвия». Пушкина. 4), то она кажется эмоционально бледнее.

был государственным служащим, которому эти пайки выдавались в качестве заработной платы. А. Осповат пишет: «Пустота спусковых полос и полей, которая возникла из-за разности в ширине текста и иллюстраций читается как рыцарский жест графики в сторону поэзии». Но и здесь перед А. Н. Но для Бенуа натурные штудии являлись лишь начальным этапом творчества. Превосходно скомпонованные, звучные, эти иллюстрации похожи на завершённые картины.

Стилистические особенности литографии служили раскрытию романтического облика поэмы. председателя Кружка В. А. Но более известны эскизы театральных декораций для «Русских сезонов» Дягилева, доказывающих несомненный талант художника в воссоздании духа разных эпох и национальных культур (балет И. Стравинского «Петрушка», опера Р. Вагнера «Гибель богов»). Недаром его лучшие создания принадлежат искусству книги и живописи театра. Даже тучи, только намеченные линией, кажутся тяжелыми (см.

Трудно переоценить масштабы этой работы, которая могла быть только коллективной. 73, с. : цв. Пейзажная графика французского классицизма подсказала ему приемы художественного решения.

Бенуа создал единственную, почти конгениальную Пушкину страницу»19. Пространство организовано расширяющейся во все стороны перспективой. Но иллюстрации носят пока еще «станковый» характер: это исторические композиции, вмонтированные в книгу, не сливающиеся с ней органически. Издание оформлено выдающимся художником-акварелистом, талантливым искусствоведом Александром Николаевичем Бенуа (1870-1960), создателем и вдохновителем знаменитого художественного объединения «Мир искусства». 35x27 см.

Там он работал главным образом в театрах: сначала в Гранд-опера в Париже с 1924 года с перерывом по 1934 год (знаменитый Поцелуй феи И. Стравинского), а в 1930-1950-е годы – в Ла Скала в Милане, где постановочной частью заведовал его сын Николай. Дед его и отец были архитекторами, прадед – композитором и дирижером. Бенуа уже в апреле 1923 года. «Хорошо, если благодаря мне Зимний дворец будет спасен и превращен в памятник-сокровищницу мирового значения», – искренне надеялся он.

В этом мы обнаруживаем общность замысла Пушкина и Бенуа — создать гимн творению Петра. живописи, скульптуры и архитектуры». Его перу принадлежат «История живописи всех времен и народов», «Русская живопись в XIX веке».

Бенуа много работал с книгой. Выдающийся образец книжной графики — иллюстрации к «Медному всаднику» А. С. Пушкина, выполненные в технике имитации цветной гравюры на дереве (1903). В иллюстрации «На берегу пустынных волн» Петр смотрит вдаль исполненный «великих дум», следующим кадром мы видим как бы образ его мыслей, возникший город Император, обращенный взглядом в сторону Биржи, а затем ростральная колонна, с обрушивающимися на нее громадами волн Евгений, сидящий верхом на льве, размышляет о Параше и в следующей иллюстрации мы видим затопляемый волнами дом на острове.

В течение ряда поколений искусство являлось наследственной профессией в его семье. Это Петербург, являясь в то же время и воплощением власти или ее продуктом, угнетает «маленького человека» Евгения. В этом, однако, сказывается и слабость этого богато одаренного художника. Именно из «Записок» Бенуа узнал о ритуалах прогулок Людовика, о кормлении рыб, о созерцании королем величественных скульптур в парке («Прогулка в кресле», 1897 «У бассейна Цереры», 1897 «Кормление рыб», 1897 «У Курция», 1897— все в Русском музее, Санкт-Петербург). Это сказывается и в том, что у иллюстраций разные размеры и различный формат, да и рисовальная техника в них неоднотипна. Трудно переоценить масштабы этой работы, которая могла быть только коллективной.

В конце 1890-х годов, вместе с Сергеем Дягилевым они создают объединение «Мир искусства», в которое вошли друзья и соратники Александра Бенуа: Л. Бакст, К. Сомов, М, Добужинский, Е. Лансере и другие. Бенуа сделал две иллюстрации к этим строкам (см. Каждый из рисунков к «Азбуке» представляет собой развёрнутую повествовательную сцену, проникнутую мягким юмором иногда жанровую, чаще – сказочную или театральную, всегда неистощимо изобретательную по сюжетным мотивам. Но нужно сказать, что оба издания, безусловно, обладают высокой художественной ценностью и большим значением для русского «искусства книги», а также являются одними из самых цельных и объемных иллюстрированных изданий к произведениям А. С. Пушкина. Художник пишет: «.

Известно, что формат журнала «Мир искусства» значительно отличался от задуманного художником для помещения своих иллюстраций. На его долю выпала и наиболее сложная, ответственная её часть – анализ и обобщение истории русской живописи XVIII-XIX веков. Евгении. Решение стать художником созрело у Александра очень рано. Экспозиция выставки стала прообразом будущих выставок журнала «Мир искусства» именно здесь наметилась их структура и состав участников.

Эта серия так и не была напечатана. Театр занимал отдельную, едва ли не главную страницу в его жизни. В разных местах мы наблюдаем приемы кадрирования.

Ивана Фёдорова под наблюдением её директора В. И. Помимо станковой живописи и графики им принадлежат высокие достижения в искусстве книги Можно даже сказать, что в театральной декорации и книжной графике творчество художников «Мира искусства» составило важнейший этап в истории не только русского, но и мирового искусства». К своим персонажам (Людовику и придворным) Бенуа относится с долей иронии. Каждый представитель семейства Бенуа имел отношение к искусству и Александр не мог не связать свою жизнь с искусством: «Мой интерес к художественным произведениям, естественно приведший меня к «знаточеству», стал проявляться с очень ранних лет.

Следует заметить, что художественные вкусы и взгляды молодого Бенуа формировались в оппозиции к его семье, придерживавшейся консервативных «академических» воззрений. Увлечение балетом оказалось настолько сильным, что по инициативе Бенуа и при его непосредственном участии была организована частная балетная труппа, начавшая в 1909 году триумфальные выступления в Париже – «Русские сезоны». Т. е. Подобные эмоции он назвал «ощущение ОГПУ», а также «общей болезнью в России». Они организовали кружок любителей искусства.

Увлечение балетом оказалось настолько сильным, что по инициативе Бенуа и при его непосредственном участии была организована частная балетная труппа, начавшая в 1909 г. триумфальные выступления в Париже — «Русские сезоны». Но душа столицы империи двойственна. Русский музей стр. В 1897 году приобрёл известность серией акварелей «Последние прогулки Людовика XIV», написанные под впечатлением от пребывания в Париже и Версале. Кроме того, Бенуа планировал размещать по одному рисунку на каждую страницу, к соответствующему ей участку пушкинского текста, а в «Мире искусства» иллюстрации то врывались между фрагментами текста, то находились над ним.

Но Бенуа подчеркивает, что свобода искусства не безгранична, а вдохновение не должно ускользать от контроля сознания. В историю русской книжной графики художник вошел своей книжкой Азбука в картинах Александра Бенуа (1905) и иллюстрациями к Пиковой даме А. С. Пушкина исполненными в двух вариантах (1899, 1910), а также замечательными иллюстрациями к Медному всаднику, трем вариантам которых посвятил почти двадцать лет труда (1903-22). Бенуа часто выступал в печати и каждую неделю публиковал свои «Художественные письма» (1908-16) в газете «Речь». Если М. В. Ломоносову принадлежит слава первого русского учёного-энциклопедиста, то А. Н.

Более поздняя серия иллюстраций хорошо работает на этот принцип. Россия стояла накануне великих перемен. Однако в основе такого подхода лежало стремление Бенуа к соответствию «щедрому многоразличью стилевых потоков пушкинского петербургского эпоса».

Две темы неизменно пользовались его вниманием: «Петербург XVIII — начала XIX в. » и «Франция Людовика XIV». Их место в пространстве книги также горячо обсуждалось. В 1910 году вышло в свет обширное исследование Бенуа «Царское Село в царствование императрицы Елизаветы Петровны» – обстоятельно документированный труд, посвященный истории быта и художественной жизни России в первой половине XVIII века. Иллюстрации, если они хороши, будут хороши и вне текста (Дюрер, Бердслей, Гольбейн) высшая опасность там, где неизвестно — что к чему: иллюстрация к тексту или текст к иллюстрации но идеальная книга не нуждается ни в каких украшениях или ухищрениях типографского искусства»1.

В ней приняли участие едва ли не все деятели «Мира искусства». Тем же темам, в сущности, были посвящены и его многочисленные натурные пейзажи, которые он обычно исполнял то в Петербурге и его пригородах, то в Версале (Бенуа регулярно ездил во Францию и подолгу жил там). Бенуа был инициатором и вдохновителем этой работы. Обратимся к авторскому комментарию: «Получаемые из типографии оттиски, воспроизводящие мои рисунки (сделанные в стиле политипажей 30-х годов), я тотчас же раскрашивал в «нейтральные» тона, которые должны были затем припечатываться литографским способом».

В дореволюционное время книжные работы Бенуа имели мало успеха у издателей. Пушкина «Пиковая дама» с иллюстрациями А. Н. Вместе с С. П. Дягилевым, К. А. Сомовым и другими «мирискусниками» не принимал тенденциозность передвижников и пропагандировал новое русское и западноевропейское искусство. Сияющий отблеск луны на челе монумента усиливает впечатление фантастичности происходящего. В иллюстрированной двухцветной издательской обложке. Представляя собою дань времени, они не должны играть решающей роли в оценке труда Бенуа. Основой оформительского замысла служат 6 страничных иллюстраций, где проходит главная линия графического рассказа: карточный выигрыш молодой русской графини вечерний туалет графини, уже постаревшей и одряхлевшей стремительный проход Германна через спальню мёртвой графини ночной визит призрака роковой проигрыш у Чекалинского символическое изображение Смерти. В ту же серию входят работы, принадлежащие к числу самых удачных произведений Бенуа, заслуженно пользующихся широкой известностью: «Парад при Павле I» (1907, Гос.

Она находится ближе к зрителю. Вдохновитель и организатор объединения «Мир искусства», куда в разные годы входили К. Сомов, Л. Бакст, Е. Лансере. Целому ряду молодых художников некуда было деваться. Бенуа ожидал выхода книги к концу года, но «Кружок любителей», в лице бывших «лицеистов», знавших Пушкина лично, несмотря на, в целом, благосклонную оценку его работы, потребовал переделки изображения поэта, которого художник изобразил с лирой в руке на фоне Петропавловской крепости.

Для Бенуа особенно важно живописное и поэтическое равновесие композиции. К ранним работам Бенуа для книги принадлежит иллюстрация к «Пиковой даме» (1898), опубликованная в трехтомном собрании сочинений Пушкина (1899) иллюстрированном многими русскими художниками, в том числе и мастерами «Мира искусства». Впервые ему пришлось решать здесь вопросы художественного конструирования книги.

Однако, мнения критиков по этому вопросу очень неоднозначны. Кроме того, разработал макет издания, после чего отдал рисунки в типографию. Евгении Красного Креста.

Однако среда средой (не мне отрицать ее значение), но все же, несомненно, во мне было заложено нечто, чего не было в других, в той же среде воспитывавшихся и это заставляло меня по-иному и с большей интенсивностью впитывать в себя всякие впечатления»10. Но существовали и другие мнения. Современники видели в нем живое воплощение духа артистизма. «Неудачу» книги 1923 года тоже признали наиболее серьезные критики: книга вызывала ощущение дисгармонии, неслаженности, случайности».

Лучшими творческими достижениями мастер обязан книжному искусству и театру. Приложение I, рис. Пустые улицы подчеркивают одиночество и отчаяние Евгения. В новых рисунках к «Медному всаднику» тема преследования Всадником маленького человека превращается в лейтмотив всего цикла: черный всадник над беглецом – не столько шедевр Фальконе, сколько олицетворение жестокой силы, власти.

Белизна книжного листа в данном случае олицетворяет вместилище авторского голоса, представляющего звуковой орнамент поэтического произведения. Русско-финляндская выставка имела большой успех. Александр Николаевич Бенуа был девятым (и последним) ребёнком в семье академика архитектуры Николая Леонтьевича Бенуа и музыкантши Камиллы Альбертовны (урожденной Кавос). В этих сериях нет историко-жанровых сцен, нет изображений людей и вот таким образом нет оттенка лирической иронии, которой отмечены «Последние прогулки Людовика XIV».

Главной чертой его характера следовало бы назвать всепоглощающую любовь к искусству разносторонность знаний служила лишь выражением этой любви. И власть.

Прочная реалистическая подоснова этой серии очевидна. В ней приняли участие едва ли не все деятели «Мира искусства». Но с нами их связала ненависть ко всему затхлому, установившемуся, омертвевшему.

Первый вариант иллюстраций к Медному всаднику (1903) опубликован не отдельной книгой, а только в журнале Мир искусства (1904), с нарушением задуманного художником макета оформления. Слишком похоже на прежний»13. В 1905 году художник, находясь в Версале, заново переработал шесть своих прежних иллюстраций и выполнил фронтиспис к «Медному всаднику» — для издания, выпущенного в 1912 году Санкт-Петербургским обществом грамотности, а затем и в 1916 году — для Общины св.

Издание выполнено на бумаге ручной выделки изготовленной еще до революции. Издание вышло в иллюстрированной обложке и суперобложке. В акварелях Бенуа нет драматического сюжета, нет активного действия и психологической характеристики персонажей. С 1910 года начал выпускать серийные издания «Русская школа живописи» и «История живописи всех времен и народов» (издание прервалось лишь с началом революции в 1917 году). Здесь каждая картинка занимает отдельную страницу, располагаясь над относящимся к ней стихотворным куском. 3я этим первым опытом последовали четыре акварели – иллюстрации к Золотому горшку Э. Т. А.

Ничто не любил он так горячо и не знал так глубоко. Всадник, скачущий за Евгением — не ожившая скульптура, а запечатленный монумент Фальконе. Но на его пути постоянно вставали препятствия бытового характера: приходилось заботиться о благосостоянии семьи, постоянно обходить препоны, чинимые правительством деятелям искусства (например, запрет рисовать на улицах Петрограда).

Приложение I, рис. Это послужило несомненному успеху цикла, поставив его на вершину не только творчества самого Александра Бенуа, но «искусства книги» вообще. «Скука, холод и гранит». В те же годы под редакцией Бенуа выходил иллюстрированный журнал «Художественные сокровища России». Эфрос писал: «О Пушкине языком рисунка, языком графики так не говорили. Видимо, это и есть характерная «палитра» города, где белые ночи создают ощущение иллюзорности, призрачности окружающего пространства, где болотная почва рождает безумные видения. Иллюстрации приобрёл С. П. Вступительную статью к изданию написал известный пушкинист П. Е.

В иллюстрации Бенуа решает эту задачу следующими образом. Величие в тексте раскрывают его устремления, на рисунке это — широта горизонта, устремленность Петра вдаль. В течение ряда поколений искусство являлось наследственной профессией в его семье. Тираж отпечатан в типографии имени Ивана Федорова (бывшей типографии поставщиков Двора Его Императорского Величества Р. Голике и А. Вильборг – одной из лучших российских типографий) под наблюдением авторитетнейшего печатника первой четверти ХХ века В. И.

И Петербург не тот, покоряющий художественным совершенством и размахом строительной мысли, а угрюмый город – скопище мрачных домов, торговых рядов, заборов. В 1926 году художник эмигрировал во Францию, где в конце жизни написал мемуары «Мои воспоминания» о России начала XX века. В историю русской книжной графики художник вошел своей книжкой «Азбука в картинах Александра Бенуа» (1905) и иллюстрациями к «Пиковой даме» А. С. Пушкина исполненными в двух вариантах (1899, 1910), а также замечательными иллюстрациями к «Медному всаднику», трем вариантам которых посвятил почти двадцать лет труда (1903-22). Оставаясь в советской России, Бенуа никогда не разрывал своих связей с Европой, в частности с парижским театром «Гранд-опера», в постановках которого участвовал как театральный художник ещё в предреволюционные годы. «Авось, что там не будет этих русских. » – записал А. Бенуа в своём дневнике перед очередной заграничной поездкой.

Его дед переехал из Франции в Петербург почти за сто лет до рождения художника. А работы 1905 года повторил почти без изменений. И вот почему Врубель у нас оказался рядом с Бакстом, а Сомов рядом с Малявиным.

В сюжетных композициях циклов «Последние прогулки ЛюдовикаXIV» и «Версальская серия», равно как и в пейзажах, для художника важны не люди с их переживаниями и деяниями, а величественная красота искусства и природы. В 1905 году Бенуа сосредоточенно работает в книжной графике. Все противостоит здесь чистым человеческим чувствам. Это решение было связано, главным образом, с финансовыми и семейными обстоятельствами.

Сочинения» (т. Сам Бенуа говорит о своем происхождении: «родины у меня никакой нет»6. Над этой серией, состоящей из шести больших листов, художник работал весной 1905 года (в Версале) и в ноябре того же года. Они получились схожи по сюжету, но их стилистика и характер – различаются. Филигрань – «Печать Императорской академии живописи, скульптуры и архитектуры» с двуглавым орлом. Но с нами их связала ненависть ко всему затхлому, установившемуся, омертвевшему». Книжные иллюстрации к поэме выполнены в технике литографии.

Здесь как нигде чувствуется страх героя, уже потерявшего рассудок, перед «Всадником»: прислонившись к стене и широко расставив ноги, чтобы сохранить равновесие, он прижимает к груди правую руку, стараясь унять сердцебиение, прислушиваясь к неизбежно приближающимся медным ударам копыт о неровную после потопа мостовую. Петербург есть нечто, действительно, драгоценное для всей русской культуры». Их обычно связывают лишь с именем С. П.

Первые работы, 1903 года, он перерисовал наново, с некоторыми изменениями. Бенуа занимал в труппе пост директора по художественной части. Продавалось издание достаточно дорого — по 15 рублей.

Лейтмотив графической трактовки поэмы – образ города. С. Пушкин.

Со временем получили развитие иные техники — резцовая гравюра, литография. «Материальные» особенности издания, такие, как качество бумаги, печати, позволяли говорить о книге как об «одном из крупнейших полиграфических достижений революционного времени», однако разобщение графических стилей, картинный, «некнижный» характер иллюстраций, подавляющих тонкие столбцы текста, обусловили критические замечания в адрес издания. Волны как будто мирно стелются у его ног. Вторая редакция иллюстраций была выполнена Бенуа в 1905 году.

Точнее было бы сказать, что А. Н. У Головина – все эскизочная импровизация, необдуманная виртуозность, поверхностность. Дягилева, забывая, что именно А. Н. Тот же мотив повторяется несколько раз. Расцвет художественно-критической деятельности Бенуа падает на период создания третьей серии его статей – под общим заглавием «Художественные письма», которые еженедельно печатались в газете «Речь» с ноября 1908 по 1917 год.

Если следовать меткому замечанию Виппера о том, что для оценки работы художника-иллюстратора «всегда в конечном счете решает критерий — уловлен ли дух произведения», то работа Бенуа представляется вершиной мастерства книжной иллюстрации. Именно «современность» иллюстраций Бенуа не менее существенна в данном издании, чем свойственные художнику чувство стиля, понимание пушкинской эпохи и умение искусно театрализовать действие. Это сообщает Петру характер возвышенного, недосягаемого величия. Библиофильское издание, ставшее произведением печатного и художественного искусства. Наблюдая монумент с разных ракурсов, мы как бы ощущаем его вещественность. В творчестве Бенуа-художника решительно преобладала история. Исполненные тушью и акварелью, рисунки имитировали цветные гравюры на дереве.

Их спины лучше всякой мимики повествуют о том, что сделать ровным счетом ничего нельзя, но при этом утверждают свою значительность. Но стилизация плохо уживалась с ясной и чистой стилистикой текста. А. Н. Верещагина А. Н. Экземпляры нумерованы издание отпечатано на бумаге верже. В 1894 году начал свою карьеру теоретика и историка искусства, написав главу о русских художниках для немецкого сборника «История живописи XIX века». Такой техникой была ксилография.

Также иллюстративный материал богат пластическими связями, повторами. Воображением художника владеют впечатления от виденного на площадях Петербурга. Такое решение, однако, все же несколько умаляет драматичность эпизода.

История «Мира искусства» началась с устроенной Сергеем Дягилевым выставки русских и финляндских художников в январе 1898 года в помещении училища барона Штиглица в Петербурге. Впервые ему пришлось решать здесь вопросы художественного конструирования книги.

В конце 1896 года вместе с друзьями впервые приехал во Францию, где написал «Версальские серии»— картины изображали парки и прогулки «короля-солнце» Людовика XIV. А в 1934 году в своих «Воспоминаниях» признается в отсутствии у него всякого патриотизма и пишет: «. Все это наделяет книжную графику в XX-м веке особым, двойственным положением. Работая на прежнем профессиональном уровне, ничего принципиально нового и интересного Бенуа создать уже не смог, часто довольствуясь варьированием старого (одних вариантов ставшего легендарным балета Петрушка было исполнено не менее восьми). Оно не имело столь трагических последствий, как в 1824 году, «.

Художник работал над ними в течение всей своей жизни. В годы революции и Гражданской войны А. Н. Бенуа оставался в Петрограде. Его первые самостоятельные работы (1892-1895) представляют собой цикл изображений Павловска, Петергофа, Царского Села, уголков старого Петербурга, а также городов Германии и Швейцарии их старинных кварталов и памятников архитектуры.

Их основной идеей был протест против всего косного и ненастоящего, что, по их убеждению, представляли собой в то время Академия Художеств и передвижники.

В конце книги была помещена «Справка об иллюстрациях к Медному всаднику», где кратко излагалась история создания этой графической серии. Выше уже упоминалось о значении таких «открытий», как русская портретная живопись XVIII века и архитектура старого Петербурга. Начало XX века наполнено предчувствиями потрясений. Мысль об иллюстрировании поэмы «Медный всадник» возникла у Бенуа в 1903 году. Он сразу же был вовлечен во множество театральных проектов.

Эти иллюстрации прошли долгий многоэтапный путь, прежде чем вышли в полноценном издании. Сцены приближения Евгения к монументу, погони имеют кинематографический характер. Более зрелую фазу в развитии книжной графики Бенуа отражает его «Азбука в картинах» (1904) – первая книга, в которой художник выступил как единоличный автор, создатель замысла иллюстратор и оформитель. К ранним работам Бенуа для книги принадлежит иллюстрация к Пиковой даме (1898), опубликованная в трехтомном собрании сочинений Пушкина (1899) иллюстрированном многими русскими художниками, в том числе и мастерами Мира искусства.

Они составляют едва ли не половину его наследия. Наиболее ранние из ретроспективных произведений Бенуа связаны с его работой в Версале. Целому ряду молодых художников некуда было деваться. Люди почти полностью растворились в окружающем пейзаже, стихии гранита и воды. Пушкинисты сочли, что Бенуа «давит» Пушкина и, таким образом, не выполняет назначения иллюстрирования Поэта. За этим первым опытом последовали четыре акварели – иллюстрации к «Золотому горшку» Э. Т. А.

И когда в этом двуликом городе зарождается светлая любовь бедного чиновника к Параше, в нее деспотично вторгается город. Но, несмотря на отрицание всякого патриотизма: «Только родина, Петербург и проч. Он достиг замечательной достоверности в передаче духа Александровской, пушкинской эпохи, глубины психологического противостояния, трагичности противоречия между величием дела Петра и печальной судьбой «маленького человека».

Разглядывание книги вызывает множество ассоциаций и при выполнении традиционного задания для детей «рассказ по картинке» фантазия маленьких читателей и их родителей или наставников может быть просто безграничной.

В 1907 году А. Н. Бенуа играл важную роль в основании Старинного театра в Петербурге (для которого создал занавес), на следующий год одна из его декораций была использована в парижской постановке «Бориса Годунова». Тем же темам, в сущности, были посвящены и его многочисленные натурные пейзажи, которые он обычно исполнял то в Петербурге и его пригородах, то в Версале (Бенуа регулярно ездил во Францию и подолгу жил там). Вот таким образом изображения несколько «потерялись» на просторных журнальных страницах. Первая редакция иллюстраций к «Медному всаднику» была создана в 1903 году в Риме и Санкт-Петербурге.

Вот таким образом обращение к «Петербургской повести» имеет для художника прочные обоснования. Такое ощущение, точно что-то, нависло над головой», - писал А. Н. картинная галерея Армении, Ереван), «Петербургская улица при Петре I» (1910, частное собрание в Москве) и «Петр I на прогулке в Летнем саду» (1910, Гос. В 1896—1898 и 1905—1907 годах работал во Франции8. В этом ключе возникают художественные публикации Бенуа, в том числе «Живописный Петербург», серия петербургских акварелей гг. Именно в «Мире искусства» начинали свою разнообразную деятельность всемирно известные художники Леон Бакст, Мстислав Добужинский, Евгений Лансере, Игорь Грабарь. С Азбуки Бенуа начинается история детской книги Мира искусства.

А осенью 1903-го в Петербурге случилось наводнение, не достигнувшее, правда, тех масштабов разрушения, которые случились при наводнении 1824-го года, но живо напомнившее многим это событие, красочно описанное А. С. Пушкиным все в том же «Всаднике». Тогда им были выполнены 32 рисунка, однако разногласия с издателями не позволили осуществиться задуманному предприятию. Две темы неизменно пользовались его вниманием: «Петербург XVIII – начала XIX в» и «Франция Людовика XIV». В 1911 году выходит, пожалуй, лучшее дореволюционное издание знаменитой повести А. С.

Мы видим здесь указание на две сопутствующие функции книжной иллюстрации — орнаментальную и образную. «Венец петербургской иллюстрации», «самая примечательная книга Комитета» изданий это было задумано ещё Кружком любителей русских изящных изданий: в 1903 году по заказу. Таким образом, целостность восприятия «текст-картинка» была нарушена.

Бенуа был инициатором и вдохновителем этой работы. Они организовали кружок любителей искусства. Более зрелую фазу в развитии книжной графики Бенуа отражает его Азбука в картинах (1904) – первая книга, в которой художник выступил как единоличный автор, создатель замысла иллюстратор и оформитель. Третьи упрекают художника в отсутствии в книге равновесия между шрифтом, текстом и рисунками, высказываясь в пользу издания в «Мире искусства», а то и в пользу издания иллюстрированного другим художником. Современники видели в художнике живое воплощение духа артистизма. На это работает и пластика самого монумента Этьена Фальконе. Эти особенности книги связаны с групповой тактикой «Мира искусства» и с личными, субъективными пристрастиями автора.

Ей недостает именно историзма. Скажут, что рожденный и воспитанный в художественной семье, я просто не мог избегнуть такой «семейной заразы», что я не мог не интересоваться искусством — раз вокруг меня было столько людей, начиная с моего отца, кто знали в нем толк и обладали художественными талантами.

Его первые самостоятельные работы (1892-1895) представляют собой цикл изображений Павловска, Петергофа, Царского Села, уголков старого Петербурга, а также городов Германии и Швейцарии их старинных кварталов и памятников архитектуры. Одновременно он нередко преувеличивал значение творчества своих ближайших соратников и друзей. Но он видит прямую связь между содержанием текста и иллюстрацией, призывает художников быть даже в большей степени «читателями», чем рисовальщиками. Он осмыслил и систематизировал искусство прошлого.

Издание «Медного всадника» с иллюстрациями А. Бенуа стало знаковым событием в истории издательского дела и книжной графики. В рисунках Бенуа образы «петербургской повести» Пушкина окрашены размышлениями и переживаниями человека начала XX столетия, что делает «Медного всадника» КПХИ исторически значительным изданием. Александр Бенуа активно участвовал в художественной жизни – прежде всего в деятельности объединения Мир искусства, будучи его идеологом и теоретиком, а также в издании журнала Мир искусства, ставшего основой этого объединения часто выступал в печати и каждую неделю публиковал свои Художественные письма (1908-16) в газете Речь. Обозначим дополнительно ряд художественных особенностей иллюстраций.

Александр Николаевич Бенуа был девятым (и последним) ребёнком в семье академика архитектуры Николая Леонтьевича Бенуа и музыкантши Камиллы Альбертовны (урожденной Кавос). Фигура всадника находится очень далеко от зрителя и от героя, вот таким образом не кажется столь огромной, хотя видно, что она возвышается над окрестными домами. Анисимова и при содействии Петроградского отделения Госиздата.

Серия состояла из шести иллюстраций, включавших и знаменитый фронтиспис. Петр же — гений этого города и фальконетовский монумент является его олицетворением. Формат я установил крохотный, карманный, наподобие альманахов пушкинской эпохи».

Набор был выполнен еще в 1917 году в старой орфографии особым декоративным шрифтом. Но даже с большевиками А. Н. Голике и А. И. Будучи, по собственному выражению, органически чуждым политике, художник надеялся, что с образованием Государственной думы все «безобразия» в России закончатся. Наполнение страниц мифологическими образами, такими как Тритон и наяда (частые персонажи парковой скульптуры), подчеркивает одушевленность города, стихии, которая в пушкинском тексте передается различными поэтическими образами: «Нева металась как больной в своей постели», «лезут волны, как звери в окна», «Нева дышала, как с битвы прибежавший конь». В книгу вошло 37 рисунков Бенуа: фронтиспис, 29 цельнополосных иллюстраций (они сопровождали на развороте каждую страницу текста), 6 чёрно-белых заставок и концовок и сюжетная виньетка на обложке.

Рисунки к Капитанской дочке (1904) остались неизданными. Мая, Александр познакомился и подружился с людьми, которые, став старше, составили костяк общества «Мир искусства»: К. Сомовым, В. Нувелем, Д. Философовым (двоюродным братом С. П. Дягилева), Л. Бакстом. Александр Николаевич Бенуа родился в Петербурге в 1870 году. в моей крови сразу несколько (столь между собой завраждовавших) родин — и Франция и Неметчина и Италия. Наверное, помимо чисто ремесленных особенностей именно реально-фантастический, романтический характер «Петербургской повести», самого города, которым был так увлечен Бенуа, обусловил выбор художника в пользу литографии.

Природа интересовала художника главным образом в ее связи с историей. В конце 1890-х годов кружок молодых единомышленников преобразовался в общество «Мир искусства» и редакцию одноименного журнала. Остановимся на ключевых эпизодах поэтического и иллюстративного материала. В то время Бенуа работал над материалами для «Мира искусства», посвященными Петру I и задумал проиллюстрировать «Медного всадника» А. С. Пушкина. Эту особенность также необходимо учитывать книжному иллюстратору. Стал одним из организаторов и идеологов художественного объединения «Мир искусства», основал одноимённый журнал.

Издание открывается фронтисписом изображающим сцену погони. Рисовать он начал ещё в частном детском садике, а в 1885-1890 годах, обучаясь в частной гимназии К. И. Мая, Александр познакомился и подружился с людьми, которые, став старше, составили костяк общества «Мир искусства»: К. Сомовым, В. Нувелем, Д. Философовым (двоюродным братом С. П. Дягилева), Л. Бакстом. Недаром его лучшие создания принадлежат искусству книги и живописи театра. Вместе с другими мастерами «Мира искусства», Бенуа был одним из самых активных деятелей художественного движения, возродившего в России искусство книжной графики. Позднее, уже зрелым мастером, Бенуа исполнил серии пейзажей Версаля, к которому много раз возвращался (1896, 1897, 1898, 1905, 1906, 1907, 1914), Петергофа (1900), Ораниенбаума (1901), Павловска (1902), Рима (1903), Венеции (1912). Петербург смело можно отнести к героям произведения.

Именно его постановка «Павильона Армиды» стала началом «дягилевских сезонов» в Париже в 1909 году. Иллюстрации к поэме можно рассматривать в контексте общей художественной деятельности Бенуа по «реабилитации» художественного и культурного статуса Петербурга. Художник трудился над ней около года, но создаётся впечатление, что все иллюстрации сделаны «за один присест» и что процесс рисования сопровождался играми и разговорами с маленьким сыном Колей, впоследствии известным театральным художником. Это скорее «станковые иллюстрации» к Пушкину.

В 1911 году им был создан прекрасный «Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа». Бенуа наряду с Сомовым, Бакстом, Добужинским был одним из его основоположников. «Ночь и туман ближе литографии, чем дневной свет. Успех Бенуа в «Павильоне Армиды» лишь подтвердил его художественное призвание.

В год выхода книги исполнилось 20 лет с начала работы над этим циклом. вода в Неве и в каналах выступила из берегов и улицы на несколько часов превратились в реки», однако предоставило художнику ценнейший живой материал для работы. В 1916, 1921-1922 годах цикл был в третий раз переработан и дополнен новыми рисунками и уже в этом окончательном виде увидел свет.

Соблазн остаться за границей был велик, но страх навсегда оторваться от родной почвы, оказавшись «беженцем» без определённых занятий, останавливал художника на протяжении нескольких лет. 401), «Выход императрицы Екатерины II в Царскосельском дворце» (1909, Гос. Сюжеты для большинства картин этих циклов навеяны мемуарами Сен-Симона. В композициях Бенуа нередко сохраняются черты театрального «кулисного» построения, хотя на сценических площадках и не выступают исторические персонажи. Недаром па рисунках Бенуа поединок Евгения с всадником завершается драматической концовкой: грозные, вздымающиеся к небу волны, косой дождь и торжествующий силуэт монумента «того, чьей волей роковой над морем город основался».

Здесь мы наблюдаем отход от образного строя поэмы. Приложение I, рис. Решение стать художником созрело у Александра очень рано. Кроме того, Александр Бенуа был выдающимся сценографом и художником по костюмам, режиссером, либреттистом. (1904.

Русский музей). Трудно переоценить масштабы этой работы, которая могла быть только коллективной. Другие провозгласили новые иллюстрации Бенуа как «самую высокую среди попыток иллюстрировать Пушкина»18. Особенностью иллюстраций является сосуществование разных графических стилей — цветные литографии перемежаются графическими заставками, акцентирующими финальные эпизоды каждой из частей.

В составе тиража были выпущены именные и нумерованные экземпляры. Одновременно с этими крупными работами Бенуа опубликовал в журнале Мир искусства (1899-1904) и ежемесячном сборнике Художественные сокровища России (1901-1903), а позднее в журнале Старые годы (1907-1913) и некоторых других изданиях множество статей и заметок по отдельным вопросам истории русского и западноевропейского искусства. Ее язык построен на переходах и умалчиваниях». А через неделю еще одна неприятная новость: «начальник Экспедиции, вместо заказанного мне «Медного всадника» принял другой»14. Медный всадник» (СПб. : Общество грамотности, 1912) «А. Бенуа сам подчеркивает свою увлеченность именно этой характерной чертой: « именно эта поэма меня пленила, трогала и волновала своей смесью реального с фантастическим. ». Они имели две основные публикации: в журнале «Мир искусства» в 1903 году и в отдельной книге только в 1923 г. Иллюстрации получили высокую оценку критиков и знатоков книги, так и не сошедшихся во мнении, которому из изданий отдать пальму первенства.

Не менее плодотворно работал он и как историк искусства: издал в двух выпусках (1901, 1902) получившую широкую известность книгу Русская живопись в XIX веке, существенно переработав для нее свой ранний очерк начал выпускать серийные издания Русская школа живописи и История живописи всех времен и народов (1910-17 издание прервалось с началом революции) и журнал Художественные сокровища России создал прекрасный Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа (1911). И. Грабарь отметил в иллюстрациях Бенуа тонкое понимание Пушкина и его эпохи и вместе с тем обостренное чувство современности, а Л. Бакст назвал цикл иллюстраций к «Медному всаднику» «настоящим перлом в русском искусстве».

Бенуа, занявший в труппе пост директора по художественной части исполнил оформление к нескольким спектаклям. Бенуа14. Первая и наиболее сильная из них связана с театральными впечатлениями. К ним он обращался в первую очередь в своих исторических композициях – в двух версальских сериях (1897, 1905-06), в широко известных картинах Парад при Павле I (1907), Выход Екатерины II в Царскосельском дворце (1907) и др., воспроизводя давно ушедшую жизнь с глубоким знанием и тонким ощущением стиля. Поза Петра в противовес его свите, буквально сдуваемой с ног, уравновешена и спокойна. В отличие от редакции 1903, в которой Петр занимает центральную часть рисунка, обращен к зрителю «en face», на рисунке 1916 года Петр стоит в отдалении и обращен к зрителю боком, почти спиной. Здесь мы наблюдаем соответствие Пушкинскому «стоял Он», происшедшей замене имени на местоимение. Любопытно, что Бенуа «очищает» горизонт от Пушкинских образов «бедный челн», «чернели избы».

Бенуа стал задумываться об эмиграции. Здесь можно упомянуть блоковую книгу, где текст и иллюстрация печатались с одной доски. Закономерно, что отзвуки великих социальных потрясений 1905 года явственно звучат в графике Бенуа.

Гораздо более значительна другая, бесспорно лучшая из книжных работ художника, его шедевр – рисунки к Медному всаднику. Значительную часть перечисленных серий составляют работы с натуры. Современники видели в нём живое воплощение духа артистизма. Щёголев. Текст «Медного всадника» впервые был напечатан в окончательной редакции поэта, без цензурных искажений и по старой орфографии (с набора, сделанного ещё в 1917 году, для чего издательству пришлось получить специальное разрешение).