Бенуа Картина Медный Всадник
Описание и анализ иллюстраций к медному всаднику в изданиях 1903-23 г одов
В иных случаях кукольные персонажи композиций Бенуа вырастают, оборачиваются к зрителю и, подавляя собою пейзаж, начинают играть в картине доминирующую роль («Король»). Дед его и отец были архитекторами, прадед – композитором и дирижером. Бенуа выполнил 33 рисунка чёрной тушью, однако они были отвергнуты как «декадентские». В характеристике Евгения в поэме «Медный всадник» можно упомянуть и о его возлюбленной.
Мы решили сопоставить пушкинский текст и одну из иллюстраций Бенуа, обозначившую основной мотив поэмы – погоню «Всадника» за главным героем. Кроме того, художник пытается найти новые формы для продолжения цикла к «Всаднику». Начало XX века наполнено предчувствиями потрясений. Мост через Неву, набережные были заполнены народом. Выполненные карандашом с подцветкой акварелью, гуашью, цветными карандашами или белилами, они отличаются виртуозной техникой, лаконизмом композиции и тонкостью колористического решения. А пока Павел I, восседая на белом коне, командует парадом войск.
18707 Бенуа Пушкин Медный всадник живопись картина открытка СССР чистая 1971 год
Другие провозгласили новые иллюстрации Бенуа как «самую высокую среди попыток иллюстрировать Пушкина»18. На странице 18 Бенуа дал всего шесть строк текста. Верещагина А. Н. Петербург смело можно отнести к героям произведения.
Люди почти полностью растворились в окружающем пейзаже, стихии гранита и воды. Сочинения» (т. в моей крови сразу несколько (столь между собой завраждовавших) родин — и Франция и Неметчина и Италия. Ее язык построен на переходах и умалчиваниях». В книгу вошло 37 рисунков Бенуа: фронтиспис, 29 цельнополосных иллюстраций (они сопровождали на развороте каждую страницу текста), 6 чёрно-белых заставок и концовок и сюжетная виньетка на обложке.
Здесь Бенуа совместил все, что создал к «Всаднику» ранее. «Ночь и туман ближе литографии, чем дневной свет. Среди его работ – знаменитая «Азбука в картинках» и неосуществленное издание «Последнего из Могикан» Фенимора Купера. Но существовали и другие мнения. Здесь его погрузили на плот.
Иллюстрации Александра Бенуа к поэме Медный всадник
Из-за этого Евгений тронулся умом. Действие откровенно театрализовано, обращено на публику. Изображённая женская статуя — тип архаической коры, которая улыбается загадочной архаической улыбкой и держит в рукахсинюю птичку (или голубя — символа Афродиты). Но императора остановили, сообщив о сне одного майора. Об этом — картины «Фантазия на версальскую тему» и «Прогулка короля». Прибавьте к этому, что Петр Великий сам по себе сюжет и атрибут — довольно показать его. Итак, я ограничусь только статуей этого героя, которого я не трактую ни как великого полководца, ни как победителя, хотя он, конечно, был и тем и другим. Но скульптор не отступает — без мощного монолита памятника не будет.
Ворт и Пакэн — законодатели парижских мод — стали пропагандировать Бакста» (М. Выполнены они на протяжении 1907—1910 годов по заказу книгоиздателя И. П. Кнебеля, выпускавшего интереснейшее издание «Русская история в картинках» с участием Серова, С. Иванова, Лансере, Кустодиева, Добужинского, Кардовского, Рериха. Там не будет ни Варварства, ни Любви народов, ни олицетворения народа.
Третьи упрекают художника в отсутствии в книге равновесия между шрифтом, текстом и рисунками, высказываясь в пользу издания в «Мире искусства», а то и в пользу издания иллюстрированного другим художником. Текст «Медного всадника» впервые был напечатан в окончательной редакции поэта, без цензурных искажений и по старой орфографии (с набора, сделанного ещё в 1917 году, для чего издательству пришлось получить специальное разрешение). Художник, помимо иллюстраций, разработал к будущему изданию обложку, заставки, концовки. На боевых кораблях толпились матросы, с удивлением глядя на каменное чудо, которое должно было стать частью памятника создателю флота российского. В честь великого события, в честь народного подвига была выбита специальная медаль со словами: «Дерзновению подобно».
Галереи, серии картин, портретов
Иллюстрации, если они хороши, будут хороши и вне текста (Дюрер, Бердслей, Гольбейн) высшая опасность там, где неизвестно — что к чему: иллюстрация к тексту или текст к иллюстрации но идеальная книга не нуждается ни в каких украшениях или ухищрениях типографского искусства»1. Иллюстрации приобрёл С. П. Оно не имело столь трагических последствий, как в 1824 году, «. В 1918 году Бенуа возглавил Картинную галерею Эрмитажа издал её новый каталог.
Это приводит его к мысли попробовать свои силы в области искусства «высокой моды» В 1912 году он создает «Фантазию на тему современного костюма» для Пакен, получившую большой резонанс в мире Парижской моды. Благодаря общеязыковому изобразительному эпитету (луною бледной) уточняется, что ночь была темной, какой, собственно, она и должна быть после наводнения. Скончался 9 февраля 1960 года в Париже.
Сам Бенуа говорит о своем происхождении: «родины у меня никакой нет»6. Тираж 1000 экз. И хотя мнение критиков не было единодушным, всё же большинство соглашалось, что «иллюстрации к Медному всаднику до того дополнили произведение Пушкина, что графика и петербургская повесть явились неразрывным целым и в настоящее время немыслимы одна без другой». Это форма книги, особенности шрифтового и иллюстративного материала в организации пространства белого листа. председателя Кружка В. А. Вообще своего рода «культ Пушкина» был свойственен многим мирискусникам.
Обратим внимание и на традиции, которые использованы автором. М. И. Полиевктову этот (и следующий за ним) рисунок напомнил Екатерингофское гуляние – знаменитую гравюру Карла Гампельна на узкой полосе почти в 10 метров длиною. Луна совершенно очищается от облаков. Среди его работ – знаменитая «Азбука в картинках» и неосуществленное издание «Последнего из Могикан» Фенимора Купера. Они сугубо реальны — своей интеллектуальной энергией — созданные им образы людей творчества (написанные в смешанной технике портреты поэтов А. А. Блока, М. А. Кузмина, В. И. Иванова, ), художников Е. Е. Лансере (1907), М. В. Добужинского (1910) и др., по праву считающиеся предельно объективными. Главный герой надеется на то, что и она будет сменена на лучший вариант.
«Природу живую, воодушевленную, страстную — вот что должен изображать скульптор в мраморе, бронзе, камне» Да, Фальконе не только теоретически провозглашал верность природе, но и следовал ей в работе над памятником Петру, следовал не как слепой подражатель, а как подлинный художник и творец. Модель памятника с вздыбленным над бездной конем многим в то время казалась нелепой и вызывала порой далеко не безобидные насмешки в среде художников не только России, но и Франции. Дягилев писал по этому поводу в одном из номеров «Мира искусства»: «Произведение искусства важно не само по себе, а лишь как выражение личности творца». «Материальные» особенности издания, такие, как качество бумаги, печати, позволяли говорить о книге как об «одном из крупнейших полиграфических достижений революционного времени», однако разобщение графических стилей, картинный, «некнижный» характер иллюстраций, подавляющих тонкие столбцы текста, обусловили критические замечания в адрес издания. «Венец петербургской иллюстрации», «самая примечательная книга Комитета» изданий это было задумано ещё Кружком любителей русских изящных изданий: в 1903 году по заказу. Машкова, затем в Московском училище живописи, ваяния и зодчества на живописном отделении (1908—1910) и после перерыва на скульптурном (1915—1918). Эскизы декораций, костюмов и бутафории: «Эскиз декораций к первой, второй, третьей картинам балета «Петрушка» (все – ГРМ), эскизы бутафории: «Лошадь», «Самовар», «Качели», «Карусель» (все – ГРМ), а также эскизы костюмов (ГРМ, ГЦТМ) рождают контрасты цвета, эмоций, образов. Стилистические особенности литографии служили раскрытию романтического облика поэмы. Слева группа бегущих в ужасе людей среди построек, характерных для классической Греции — по всей видимости, это Акрополь с его пропилеями и огромными статуями. Характеристика Петра и Евгения может содержать описание момента гнева «маленького человека», обращенного на императора.
«Эскиз иллюстрации к поэме Пушкина «Медный всадник»» (2)
Создатель «Медного всадника» был одним из крупнейших мастеров скульптуры XVIII века. Но и это не помогло ему выполнить заказ. Словно на сцене театра проходит перед зрителем шествие. Наверное, помимо чисто ремесленных особенностей именно реально-фантастический, романтический характер «Петербургской повести», самого города, которым был так увлечен Бенуа, обусловил выбор художника в пользу литографии. В отличие от редакции 1903, в которой Петр занимает центральную часть рисунка, обращен к зрителю «en face», на рисунке 1916 года Петр стоит в отдалении и обращен к зрителю боком, почти спиной. Анисимова и при содействии Петроградского отделения Госиздата.
Несмотря на то что Медный всадник предстает перед нами занятым размышлениями о жизнях людей, об их благоустройстве (здесь поэт имеет в виду и самого Евгения как будущего обитателя города), большую читательскую симпатию все-таки вызывает этот «маленький человек», а не «кумир». В 1918 году Бенуа возглавил Картинную галерею Эрмитажа издал её новый каталог. Кроме того, художник пытается найти новые формы для продолжения цикла к «Всаднику». Дед его и отец были архитекторами, прадед – композитором и дирижером. Все люди смертны.
Бенуа сделал две иллюстрации к этим строкам (см. Также иллюстративный материал богат пластическими связями, повторами. Критики говорили о навязчивости Петербурга в последнем издании. Мысль об иллюстрировании поэмы «Медный всадник» возникла у Бенуа в 1903 году. Вообще художник не сидел на месте (разве что только когда писал картины): он оформлял постановки Большого драматического театра в Петрограде и позже – «Русских сезонов» Дягилева в Париже, участвовал в Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств, собрал вокруг себя творческое объединение «Мир искусства», выпускавшее журнал с тем же названием Кажется, пора сказать «стоп», чтобы не утонуть в цепочках однородных членов предложения. У Александра Бенуа – это «Версальские пейзажи» на тему эпохи Людовика XIV, но его интересует не собственно историческая картина, хотя, как художник по костюмам и историк искусства, он уделяет историческим деталям большое внимание.
«Кумир на бронзовом коне» возвышается над Невой «в неколебимой вышине». Но покамест я на месте, моему городу нечего опасаться. Бенуа сам подчеркивает свою увлеченность именно этой характерной чертой: « именно эта поэма меня пленила, трогала и волновала своей смесью реального с фантастическим. ». Эфрос писал: «О Пушкине языком рисунка, языком графики так не говорили. Уже обследованы районы Ямбурга, Нарвы, острова Ладожского озера.
Иллюстрация к поэме Пушкина «Медный всадник» работы Александра Бенуа
Но он видит прямую связь между содержанием текста и иллюстрацией, призывает художников быть даже в большей степени «читателями», чем рисовальщиками. Однако в основе такого подхода лежало стремление Бенуа к соответствию «щедрому многоразличью стилевых потоков пушкинского петербургского эпоса». Сомов принимал самое деятельное участие в оформлении журнала «Мир искусства», а также периодического издания «Художественные сокровища России» (1901—1907) издававшегося под редакцией А. Бенуа, создал иллюстрации к «Графу Нулину» А. Пушкина (1899), повестям Н. Гоголя «Нос» и «Невский проспект» (1901), нарисовал обложки поэтических сборников К. Бальмонта «Жар-птица. Ещё в гимназии Сомов познакомился с А. Бенуа, В. Нувелем, Д. Философовым, с которыми позже участвовал в создании общества «Мир искусства». Это он придумывает салют, ослепивший публику «Оперы Гарнье» по случаю премьеры балета «Шахерезада». Они сугубо реальны — своей интеллектуальной энергией — созданные им образы людей творчества (написанные в смешанной технике портреты поэтов А. А. Блока, М. А. Кузмина, В. И. Иванова, ), художников Е. Е. Лансере (1907), М. В. Добужинского (1910) и др., по праву считающиеся предельно объективными.
Обратимся к иллюстрации с Евгением на льве («на звере мраморном, верхом, без шляпы, руки сжав крестом»), которая является завязкой драматического конфликта. Но напрасно Фальконе с нетерпением и волнением ждал его приезда. В этом споре сам Пушкин становится на сторону Евгения. Вечно только одно искусство. Вершиной творчества в этот период стал портрет художницы Е. М. Мартыновой ("Дама в голубом", 1897-1900) изображенной на фоне пейзажа с флейтистами.
- ГЛАВА 1: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
- Реферат: работа студентки курса вечернего отделения
- Описание основной иллюстрации к Медному Всаднику
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
- Рисунок акварелью собирателя открыток
- СОВЕТСКИЕ ХУДОЖНИКИ часть третья
- Общееколичествопросмотровстраницы
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Так строился сюжет Всадника Евгения Иванова эта же идея вызвала к жизни увлеченное исследование, прикинувшееся скромной методической экскурсионной разработкой – Быль и миф Петербурга Н. П. Анциферова (1924). Акварели и гуаши на историческую тему, как всегда у Бенуа, объединены в серию, но посвящены исключительно отечественной истории в них сильнее, нежели прежде, «звучит чувство родины». Волны как будто мирно стелются у его ног. Мстислав Добужинский так писал об этом периоде: «Проникновение искусства в жизнь через рампу, отражение театра в повседневной жизни, влияние его на область моды — сказалось в том глубоком впечатлении, которое сопутствовало блестящим триумфам «Русских сезонов» Дягилева в Париже. Его обвиняют в несговорчивости, его требование объявляют прихотью и навязчивой идеей.
Дягилев и напечатал их вместе с поэмой в журнале «Мир искусства. Как в «Игрушках», так и в «Азбуке» сюжетно-образная система иллюстраций лишена назидательности: основу ее надо искать в области лирического, в воспоминаниях художника о собственном детстве, о детских играх, радостях, праздниках. Все люди смертны. Известно, что формат журнала «Мир искусства» значительно отличался от задуманного художником для помещения своих иллюстраций.
В своих воспоминаниях он рассказывает, какая невыносимая тоска охватила его как-то среди унылого пригородного пейзажа, далеких огородов, фабричных труб, зловеще выделявшихся на фоне зари, – а завершалась эта картина дымками на горизонте от маневрировавших на запасных путях паровозов (26, 546). Это здания, относящиеся к раннему, крито-микенскому периоду истории Греции. В составе тиража были выпущены именные и нумерованные экземпляры. Мы видим то приниженно-робких, то надменных и чопорных придворных.
- Гром-камень для Медного Всадника
- Характеристики произведения искусства – предмет 3869
Учился в Москве, первоначально в студиях Ф. Рерберга и И. Пушкинисты сочли, что Бенуа «давит» Пушкина и, таким образом, не выполняет назначения иллюстрирования Поэта. Даже беглый просмотр костюмных эскизов: «Уличная танцовщица», «Цыганка», «Ряженый-маска», «Кормилица», «Кучер», «Купчиха», «Шарманщик», «Лавочник», «Торговец», «Фокусник» и др.
В начале ХХ века художником были созданы иллюстрации к поэме А. С. Пушкина «Медный всадник». Недостаточно художнику изучить текст Пушкина, чтобы получить указания на то, что и как следует иллюстрировать (202, 334). Бенуа ожидал выхода книги к концу года, но «Кружок любителей», в лице бывших «лицеистов», знавших Пушкина лично, несмотря на, в целом, благосклонную оценку его работы, потребовал переделки изображения поэта, которого художник изобразил с лирой в руке на фоне Петропавловской крепости. Он может печалиться и радоваться, смущаться и трепетать. Ему не очень нравится такая жизнь, однако он надеется на лучшее и готов работать долго и упорно, чтобы добиться благополучия.
Бенуа рисует всадника практически в центре картины. Обратимся к авторскому комментарию: «Получаемые из типографии оттиски, воспроизводящие мои рисунки (сделанные в стиле политипажей 30-х годов), я тотчас же раскрашивал в «нейтральные» тона, которые должны были затем припечатываться литографским способом». Слишком похоже на прежний»13. Стояла морозная зима.
Третьи упрекают художника в отсутствии в книге равновесия между шрифтом, текстом и рисунками, высказываясь в пользу издания в «Мире искусства», а то и в пользу издания иллюстрированного другим художником. Напечатал их в другом формате Дягилев в первом номере журнала «Мир искусства» за 1904 г. Первый цикл иллюстраций состоял из 32 рисунков, выполненных тушью и акварелью. Бенуа наряду с Сомовым, Бакстом, Добужинским был одним из его основоположников. Мужики, тяжело дыша в заиндевелые бороды, налегали на вороты — разом полтысячи человекПеревозка «гром-камня» была событием грандиозным. А в 1934 году в своих «Воспоминаниях» признается в отсутствии у него всякого патриотизма и пишет: «. Мы решили сопоставить пушкинский текст и одну из иллюстраций Бенуа, обозначившую основной мотив поэмы – погоню «Всадника» за главным героем.
Он хозяин этого города. Бедность его не является пороком. Как отмечает Н. Лапшина: « круг интересов «Мира искусства», особенно его крупнейших представителей, был необычайно широк и разнообразен. Значение иллюстраций Бенуа к «Медному всаднику» далеко не исчерпывается их чисто графическим качеством. В данной иллюстрации Бенуа использует контрасты, создавая ощущение напряжённости. Он охотно воспользовался случаем представить читателю сие редкостное зрелище.
Исполненные тушью и акварелью, рисунки имитировали цветные гравюры на дереве. Это обусловило самоценность его иллюстраций, представляющих как образец замечательного единства графики и поэтики, так и самостоятельный, самоценный графический цикл. Но существовали и другие мнения. За Акрополем — освещённая молниями долина, поросшая серебристыми оливами. С. Пушкин. 1).
Это Петербург, являясь в то же время и воплощением власти или ее продуктом, угнетает «маленького человека» Евгения. По другой версии, Пушкин мог заимствовать идею об ожившем памятнике из Дон Жуана. Принципиально новый подход к книжной иллюстрации объявил Александр Бенуа, он ввел само понятие «искусство книги», хотя обратили внимание на этот термин только в 1922 году, после выхода книги А. А. Сидорова, будущего известного русского ученого-искусствоведа и библиографа, которая так и называлась «Искусство книги». В год выхода книги исполнилось 20 лет с начала работы над этим циклом. Сцены приближения Евгения к монументу, погони имеют кинематографический характер.
Пространство организовано расширяющейся во все стороны перспективой. Однако, мнения критиков по этому вопросу очень неоднозначны. В нем нет ничего лишнего: шрифты располагаются стройно, колонки стихов текут свободно, как солдаты летучими батальонами и ведут их, как полководцы, разумные, четкие годы включительно по 37-ой (129, 91). Иллюстрации должны служить «украшением в смысле подлинного оживления текста, в смысле его уяснения. ».
А через неделю еще одна неприятная новость: «начальник Экспедиции, вместо заказанного мне «Медного всадника» принял другой»14. Можно отойти подальше — тогда исчезнут, станут недоступными взгляду напряженные жилы на ногах коня, складки на одежде Петра, но откроется мощная взрывная сила — скрытая энергия бешеной скачки, вознесшей всадника на вершину скалы, откроется строгая красота силуэта. Иллюстрации к поэме можно рассматривать в контексте общей художественной деятельности Бенуа по «реабилитации» художественного и культурного статуса Петербурга. Несомненно, любопытно в контексте данного исследования обращение Бенуа к теме катастрофы, стихии. В 1909 году высланый из Петербурга Бакст примкнул к балетной труппе С. П. Дягилева «Русский балет». Их место в пространстве книги также горячо обсуждалось. «Париж был подлинно пьян Бакстом», — писал позднее Левинсон.
За Акрополем — освещённая молниями долина, поросшая серебристыми оливами. Эти иллюстрации прошли долгий многоэтапный путь, прежде чем вышли в полноценном издании. Дидро советует соорудить монумент в виде огромного фонтана с аллегорическими фигурами. В одной современной статье о Бенуа говорится, что он себя мыслил как последователя Ватто, а на самом деле, сам того не ведая, был предшественником Эйзенштейна (52). Художник вложил в эту работу и свой жизненный опыт. Некоторое время учился в Академии художеств, также занимался изобразительным искусством самостоятельно и под руководством старшего брата Альберта.
Тот засыпает под утро изможденный от этой погони. Издание вышло в иллюстрированной обложке и суперобложке. Каждый представитель семейства Бенуа имел отношение к искусству и Александр не мог не связать свою жизнь с искусством: «Мой интерес к художественным произведениям, естественно приведший меня к «знаточеству», стал проявляться с очень ранних лет. Пристрастие царя к воинской муштре и организация армий для любительских парадов и построений, удовлетворявших его тщеславие, высмеиваются художником.
Особенно излюбленной стала тема царских шествий. Тираж отпечатан в типографии имени Ивана Федорова (бывшей типографии поставщиков Двора Его Императорского Величества Р. Голике и А. Вильборг – одной из лучших российских типографий) под наблюдением авторитетнейшего печатника первой четверти ХХ века В. И. Преобладают темные тона. А осенью 1903-го в Петербурге случилось наводнение, не достигнувшее, правда, тех масштабов разрушения, которые случились при наводнении 1824-го года, но живо напомнившее многим это событие, красочно описанное А. С. Пушкиным все в том же «Всаднике».
Такое решение, однако, все же несколько умаляет драматичность эпизода. Облегченно вздохнул Фальконе. В 1897 и 1898 годах занимался в Академии Коларосси в Париже.
Эта серия так и не была напечатана. В этом ключе возникают художественные публикации Бенуа, в том числе «Живописный Петербург», серия петербургских акварелей гг. Если следовать меткому замечанию Виппера о том, что для оценки работы художника-иллюстратора «всегда в конечном счете решает критерий — уловлен ли дух произведения», то работа Бенуа представляется вершиной мастерства книжной иллюстрации. Последнее слово рифмовалось с Петроний. Вот таким образом возникновение конфликта переносится на следующую страницу в виде графической заставки, сообщая мифический характер грядущим событиям.
Александр Николаевич Бенуа родился в Петербурге в 1870 году. В 1894 году начал свою карьеру теоретика и историка искусства, написав главу о русских художниках для немецкого сборника «История живописи XIX века». Свое отношение к происходящим в жизни города событиям Бенуа определяет как «исторический сентиментализм», вызванный контрастами старого, «классицистического» и нового индустриального строя жизни, наступлением чужеродных архитектурных элементов (фабричные строения, заводские корпуса), уничтожением исторических памятников. входил в состав художественного объединения «Маковец». В конце книги была помещена «Справка об иллюстрациях к Медному всаднику», где кратко излагалась история создания этой графической серии. В 1905 году художник, находясь в Версале, заново переработал шесть своих прежних иллюстраций и выполнил фронтиспис к «Медному всаднику» — для издания, выпущенного в 1912 году Санкт-Петербургским обществом грамотности, а затем и в 1916 году — для Общины св.
Даже тучи, только намеченные линией, кажутся тяжелыми (см. Изучая исследуя творчество А. Бенуа, следует рассматривать его художественную деятельность в контексте объединения «Мир искусства», явившегося одним из самых значительных культурных феноменов начала XX столетия. Такова воля Фальконе.
Над этой серией, состоящей из шести больших листов, художник работал весной 1905 года (в Версале) и в ноябре того же года. В этом мы обнаруживаем общность замысла Пушкина и Бенуа — создать гимн творению Петра.
А. Бенуа иллюстрирует его много и охотно. В этом отразился замысел Бенуа и особенности пушкинской поэтики — мы прекрасно видим, чувствуем образы за пределами рисунка порывы ветра, вздымающие одежды, позволяют отчетливо различить шумящий лес за спиной у зрителя. Тем самым в рисунке отсутствует то, что первым делом обозначил бы любой реалист только что ушедшего девятнадцатого века – так оно все и было нарисовано у Владимира Маковского в его единственной иллюстрации к Медному всаднику, сделанной в начале восьмидесятых и много раз печатавшейся в изданиях Пушкина для школ (с приложением портрета и факсимиле А. С. Пушкина и 12 картин, рисованных академиком В. Е. Маковским). Прототипом статуи послужила статуя, найденная при раскопках на Акрополе. Принципиально новый подход к книжной иллюстрации объявил Александр Бенуа, он ввел само понятие «искусство книги», хотя обратили внимание на этот термин только в 1922 году, после выхода книги А. А. Сидорова, будущего известного русского ученого-искусствоведа и библиографа, которая так и называлась «Искусство книги». Книжные иллюстрации к поэме выполнены в технике литографии. А один из них изображающий преследование Евгения «Всадником», вошел в известное издание 1923 года.
Даже беглый просмотр костюмных эскизов: «Уличная танцовщица», «Цыганка», «Ряженый-маска», «Кормилица», «Кучер», «Купчиха», «Шарманщик», «Лавочник», «Торговец», «Фокусник» и др. В 1894 году начал свою карьеру теоретика и историка искусства, написав главу о русских художниках для немецкого сборника «История живописи XIX века». Казалось, великому замыслу не суждено сбыться. Его глубоко интересовала классика, монументальное величие антиков, а господствовавшее во Франции придворное, прихотливое течение «эпохи Помпадур» — рококо — вынуждало исполнять аллегорические композиции и декоративные скульптуры для дворянских особняков.
В иллюстрации Бенуа решает эту задачу следующими образом. «Венец петербургской иллюстрации», «самая примечательная книга Комитета» изданий это было задумано ещё Кружком любителей русских изящных изданий: в 1903 году по заказу. Художник использует описание ночи для того, чтобы подчеркнуть мрачное настроение эпизода. И обвинения «маленького человека» настолько полны брани, что его воображение не выдерживает и оживляет памятник Петру. Формат я установил крохотный, карманный, наподобие альманахов пушкинской эпохи».
Дело предстояло небывалое, трудное. В 1896—1898 и 1905—1907 годах работал во Франции. В 1905 году художник, находясь в Версале, заново переработал шесть своих прежних иллюстраций и выполнил фронтиспис к «Медному всаднику» — для издания, выпущенного в 1912 году Санкт-Петербургским обществом грамотности, а затем и в 1916 году — для Общины св. Жил в Париже, где работал над эскизами театральных декораций и костюмов. Эти свойства помогают книжной графике сблизиться с литературой, с поэзией». Пушкин и А. Н. Художник вложил в эту работу и свой жизненный опыт. Иллюстрации, если они хороши, будут хороши и вне текста (Дюрер, Бердслей, Гольбейн) высшая опасность там, где неизвестно — что к чему: иллюстрация к тексту или текст к иллюстрации но идеальная книга не нуждается ни в каких украшениях или ухищрениях типографского искусства»1.
В 1879—1888 годах учился в гимназии К. Мая. «Эхо прошедшего времени» слышится в изображении панорамы Петербурга конца XVIII века. Опять-таки у него были свои переживания, связанные с этим скульптурным персонажем. Наполнение страниц мифологическими образами, такими как Тритон и наяда (частые персонажи парковой скульптуры), подчеркивает одушевленность города, стихии, которая в пушкинском тексте передается различными поэтическими образами: «Нева металась как больной в своей постели», «лезут волны, как звери в окна», «Нева дышала, как с битвы прибежавший конь». Серия состояла из шести иллюстраций, включавших и знаменитый фронтиспис.
«Сыскать безнадежно» — таково мнение генерала Бецкого. Куда больше его занимает эстетика, настроение и атмосфера, поэзия эпохи. Формат я установил крохотный, карманный, наподобие альманахов пушкинской эпохи»17. Сама императрица Екатерина II посетила Лахту. Всадник, скачущий за Евгением, не ожившая скульптура, а запечатлённый монумент Фальконе. Работу над «Всадником» Бенуа возобновил только спустя десятилетие по заказу Комиссии художественных изданий при общине св.
Он принадлежал к обрусевшему французскому роду. Подняли камень на платформу, устланную мхом, чтобы мягче лег. Приложение I, рис. Вечно только одно искусство. Два наброска), «Фигуры для итальянских комедий» (1901, ГРМ), «Арлекинада» (1906, ГТГ), «Итальянская комедия.
Если вспомнить аналог этой иллюстрации, сделанной в 1903-м году (см. Она небогата и живет вместе со своей матерью на окраине города. Тот же мотив повторяется несколько раз. В тексте поэмы перед нами встаёт образ уверенного в себе, могущественного всадника.
Особенностью иллюстративного материала является также сосуществование двух графических стилей — это цветные литографии и графические заставки, отражающие многоплановость стилевых потоков пушкинского текста, сосуществование реального и мистического пластов поэмы. При анализе многочисленных произведений А. Бенуа: «Арлекинада. Евгении. Они получились схожи по сюжету, но их стилистика и характер – различаются. На это работает и пластика самого монумента Этьена Фальконе. С другой стороны, стремление к объединению различных творческих функций во имя эстетической целостности произведения надо отметить как тенденцию, вообще характерную для Бенуа (с особой силой она проявится позднее в его театральных работах).
В этом ключе возникают художественные публикации Бенуа, в том числе «Живописный Петербург», серия петербургских акварелей гг. У Александра Бенуа – это «Версальские пейзажи» на тему эпохи Людовика XIV, но его интересует не собственно историческая картина, хотя, как художник по костюмам и историк искусства, он уделяет историческим деталям большое внимание. Августовским днем «лета 1782» на площади перед Сенатом царило праздничное оживление. 35x27 см. Кроме того, Бенуа планировал размещать по одному рисунку на каждую страницу, к соответствующему ей участку пушкинского текста, а в «Мире искусства» иллюстрации то врывались между фрагментами текста, то находились над ним. Всадник, скачущий за Евгением — не ожившая скульптура, а запечатленный монумент Фальконе. Но сам Фальконе был в этот день далеко, в Париже и не слышал пушечного салюта, славословий, похвал, не видел великолепного парада, которым завершилось торжество.
Более поздняя серия иллюстраций хорошо работает на этот принцип. Фигуры героев представлены как силуэты. В полной мере его талант художника-сценографа развернулось в спектаклях: «Клеопатра» («Египетские ночи») на музыку Аренского, С. И. Танеева и М. И. Глинки (1909 г. ), «Шехеразада» на музыку Римского-Корсакова (1910 г. ), «Жар-птица» Стравинского (1910 г. ), «Карнавалу» (1910 г. ), «Нарцисс» Черепнина (1910 г. ), «Видение розы» К. М. Вебера (1911 г. ), «Дафнис и Хлоя» Равеля (1912 г. ), «Синий бог» Р. Гана (1912 г. ), «Послеполуденный отдых фавна» на музыку К. Дебюсси (1912 г. ), «Тамара» на музыку М. А. Балакирева (1912), «Пери» (этому спектаклю не суждено увидеть свет), «Бабочки» (1914 г. ), «Игры» (1913 г. ), «Легенда об Иосифе» Р. Штрауса (1914 г. ), «Шутницы» на музыку Д. Скарлатти (1917 г. ), «Спящая красавица» П. И. Чайковского (1921 г. ). Вот таким образом изображения несколько «потерялись» на просторных журнальных страницах.
Тираж 1000 экз. Пушкинисты сочли, что Бенуа «давит» Пушкина и, таким образом, не выполняет назначения иллюстрирования Поэта. Россия стояла накануне великих перемен. Издание выполнено на бумаге ручной выделки изготовленной еще до революции.
Однако, нет впечатления, что он сейчас сорвется с постамента, памятник будто завис в воздухе. Эту особенность также необходимо учитывать книжному иллюстратору. Евгений бежит по площади, он падает. Бенуа сделал несколько иллюстраций к «Пиковой даме» для трехтомного собрания сочинений А. С. Пушкина, вышедшего к столетию поэта в 1899-году, ряд иллюстраций к «Капитанской дочке» в 1904 году.
Эти свойства помогают книжной графике сблизиться с литературой, с поэзией». И их вполне можно отнести к его шедевру — памятнику Петру, так как он «сгусток подлинно «прекрасной природы». В день открытия памятника в адрес Фальконе звучали слова высочайшей похвалы. Такой техникой была ксилография.
В начале ХХ века художником были созданы иллюстрации к поэме А. С. Пушкина «Медный всадник». Оставалось самое трудное — голова всадника Петра. Со временем получили развитие иные техники — резцовая гравюра, литография. При анализе многочисленных произведений А. Бенуа: «Арлекинада. Эскизы декораций, костюмов и бутафории: «Эскиз декораций к первой, второй, третьей картинам балета «Петрушка» (все – ГРМ), эскизы бутафории: «Лошадь», «Самовар», «Качели», «Карусель» (все – ГРМ), а также эскизы костюмов (ГРМ, ГЦТМ) рождают контрасты цвета, эмоций, образов. Что еще могло быть более подходящим для передачи духа Петербурга, «самого умышленного и отвлеченного города», его призрачности, эфемерности.
В 1926 году А. Н. Бенуа покинул СССР. Вот почему Екатерина отвергла все долгие славословия Петру, которые предполагалось высечь на памятнике и приняла лапидарную, но полную глубокого смысла надпись: «Петру Первому—Екатерина Вторая» или по-латыни «Petro Primo — Catharina Secunda». Любопытно, что Бенуа «очищает» горизонт от Пушкинских образов «бедный челн», «чернели избы».
Здесь мало было добиться портретного сходства. Видимо, это и есть характерная «палитра» города, где белые ночи создают ощущение иллюзорности, призрачности окружающего пространства, где болотная почва рождает безумные видения. (1904. Работу над «Всадником» Бенуа возобновил только спустя десятилетие по заказу Комиссии художественных изданий при общине св. С. Пушкин.
Их следует искать вовсе не в западноевропейской графике, как может показаться, если верить легенде о «прозападной» ориентации мастера, а в русском народном творчестве — в народной игрушке и лубочной картине, в представлениях ярмарочного театра и кукольного театра «Петрушки». Изучая исследуя творчество А. Бенуа, следует рассматривать его художественную деятельность в контексте объединения «Мир искусства», явившегося одним из самых значительных культурных феноменов начала XX столетия. На рисунке – посвящение Вальтеру Федоровичу Нувелю, другу Бенуа с гимназических лет.
Первые работы, 1903 года, он перерисовал наново, с некоторыми изменениями. Герой наделен живым сердцем, он умеет переживать за другого человека. Бенуа, в отличие от очень многих видных своих современников, благоволил к новому искусству, к ки-ки, как называли кинематограф в его дружеской компании и гордился тем, что входит в число людей, которые сидят себе и сидят, глядя на мигающие по экрану тени, дома продолжают переживать виденное, мучаются кошмарами и снова идут и снова переживают да еще и выстаивают, когда наплыв алчущих этого блаженства превышает число уготованных мест (10, 109). Евгении.
Но нужно сказать, что оба издания, безусловно, обладают высокой художественной ценностью и большим значением для русского «искусства книги», а также являются одними из самых цельных и объемных иллюстрированных изданий к произведениям А. С. Пушкина. Именно в ней лежат истоки смелой переоценки искусства XVIII столетия, которая является одной из крупнейших заслуг «Мира искусства» и А. Бенуа лично. Что у последних рыбьи хвосты вместо ног меня не смущало напротив, я бы сказал, что это даже сообщало этим особам, в существование которых я абсолютно верил, особую прелесть (26, 230). Т. е. Для Бенуа особенно важно живописное и поэтическое равновесие композиции. Иллюзию скачки создает «грохочущая» аллитерация «гр» (грома грохотанье) и «к», «с», «ск», «з», воспроизводящие цоканье копыт по мостовой (тяжело-звонкое скаканье, на звонко-скачущем коне, с тяжёлым топотом скакал) и певучие «л» и «н», связанные с мотивом лунного света (и озарёнлуною бледной). Все это наделяет книжную графику в XX-м веке особым, двойственным положением.
Особенно если речь идет о деятелях культуры такого уровня, как А. С. Текст и иллюстрация (печатная графика), таким образом, представляются родственными явлениями и на первый план выступает их стилистическое единство. 4), то она кажется эмоционально бледнее. С 1899 года жил в Петербурге. В 1916—1918 годах художником были созданы иллюстрации к поэме А. С. Пушкина «Медный всадник».
Петр же — гений этого города и фальконетовский монумент является его олицетворением. Здесь как нигде чувствуется страх героя, уже потерявшего рассудок, перед «Всадником»: прислонившись к стене и широко расставив ноги, чтобы сохранить равновесие, он прижимает к груди правую руку, стараясь унять сердцебиение, прислушиваясь к неизбежно приближающимся медным ударам копыт о неровную после потопа мостовую. Вот откуда появились книги в чулане Евгения. Пустые улицы подчеркивают одиночество и отчаяние Евгения. В 1905 году А. Н. Бенуа, находясь в Версале, заново переработал шесть своих прежних иллюстраций и выполнил фронтиспис к «Медному всаднику». Теперь вдалеке мы видим Зимний дворец (и где-то там на балконе стоит Александр I), а на первом плане – ростральную колонну.
А осенью 1903-го в Петербурге случилось наводнение, не достигнувшее, правда, тех масштабов разрушения, которые случились при наводнении 1824-го года, но живо напомнившее многим это событие, красочно описанное А. С. Пушкиным все в том же «Всаднике». И, конечно, его грандиозный цикл, его, по мнению многих современников, самая значительная работа – иллюстрации к «Медному всаднику», о которых пойдет речь в следующей главе. Всадник, скачущий за Евгением — не ожившая скульптура, а запечатленный монумент Фальконе.
В иллюстрации «На берегу пустынных волн» Петр смотрит вдаль исполненный «великих дум», следующим кадром мы видим как бы образ его мыслей, возникший город Император, обращенный взглядом в сторону Биржи, а затем ростральная колонна, с обрушивающимися на нее громадами волн Евгений, сидящий верхом на льве, размышляет о Параше и в следующей иллюстрации мы видим затопляемый волнами дом на острове. Они имели две основные публикации: в журнале «Мир искусства» в 1903 году и в отдельной книге только в 1923 г. Иллюстрации получили высокую оценку критиков и знатоков книги, так и не сошедшихся во мнении, которому из изданий отдать пальму первенства. Чёткость и резкость контуров говорит об уверенности и могуществе. Девушка Евгения по имени Параша – под стать ему. Она хотела, чтобы памятник послужил не только славе Петра, но и ее собственной.
Он достиг замечательной достоверности в передаче духа Александровской, пушкинской эпохи, глубины психологического противостояния, трагичности противоречия между величием дела Петра и печальной судьбой «маленького человека». Библиофильское издание, ставшее произведением печатного и художественного искусства. Бакстовские мотивы видны в работах парижских домов моды Paquin, Callot Soeurs, Drecoll и Babani — это шаровары, тюрбаны, женские лифы, ориентальные подушки. Это был первый опыт киноиллюстрации в России. В 1894 году окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета. 1).
Поза Петра в противовес его свите, буквально сдуваемой с ног, уравновешена и спокойна. Это определило своеобразие жанра: речь идет о строго документированных картинах-иллюстрациях, «картинах для печати». Любовная записка» (1905, ГТГ), «Итальянская комедия» (1919, НХМ), «Итальянская комедия» (1905, ИХМ), «Арлекинада» (ГМИИ) и др. Его мать, Надежда Константиновна (урождённая Лобанова) была хорошим музыкантом, широко образованным человеком.
Здесь мы наблюдаем соответствие Пушкинскому «стоял Он», происшедшей замене имени на местоимение. Пушкина. Вообще весь цикл выражает какую-то безнадежность. В ней он писал: «Украшенная» книга — вовсе не лучше от того цель иллюстраций — вовсе не украшать книгу, пояснять рассказ или вести собственный параллельно. В то время Бенуа работал над материалами для «Мира искусства», посвященными Петру I и задумал проиллюстрировать «Медного всадника» А. С. Пушкина. Комната в доме Дидро.
Бенуа был с детства увлечен подводным царством:. Дягилев и напечатал их вместе с поэмой в журнале «Мир искусства. Но события, которые произошли в дальнейшем, разрушили планы «маленького человека». Над этой серией, состоящей из шести больших листов, художник работал весной 1905 года (в Версале) и в ноябре того же года.
Ивана Фёдорова под наблюдением её директора В. И. Бенуа наряду с Сомовым, Бакстом, Добужинским был одним из его основоположников. Для несохранившейся кисти руки позировала жена Бакста.
Жуткая картина: точно продолжение вступления по живописи образов: неуютность, пустынность и тот же челн (названный лодкой) вступления (23, 185). Издание оформлено выдающимся художником-акварелистом, талантливым искусствоведом Александром Николаевичем Бенуа (1870-1960), создателем и вдохновителем знаменитого художественного объединения «Мир искусства». Перед зрителем предстает еще недостроенный Михайловский замок, в котором позже будет убит император. В их лицах, позах и жестах художник раскрывает разные характеры и типы. У Пушкина время действия обозначено достаточно скупо: озарен луною бледной, во всю ночь. В иных случаях кукольные персонажи композиций Бенуа вырастают, оборачиваются к зрителю и, подавляя собою пейзаж, начинают играть в картине доминирующую роль («Король»).
Среди поздних работ выделяется серия литографических портретов деятелей культуры. Этьен Морис Фальконе вполне заслужил ее. «Бакст сумел ухватить тот неуловимый нерв Парижа, который правит модой и его влияние в настоящую минуту сказывается везде в Париже — как в дамских платьях, так и на картинных выставках» (Максимилиан Волошин).
Два наброска), «Фигуры для итальянских комедий» (1901, ГРМ), «Арлекинада» (1906, ГТГ), «Итальянская комедия. Наблюдая монумент с разных ракурсов, мы как бы ощущаем его вещественность. В этом мы обнаруживаем общность замысла Пушкина и Бенуа — создать гимн творению Петра.
За столом сам хозяин дома и Фальконе. Кроме того, разработал макет издания, после чего отдал рисунки в типографию. Вообще Кушелевка – это дача Кушелевых-Безбородко, потомков екатерининского канцлера. Однако в основе такого подхода лежало стремление Бенуа к соответствию «щедрому многоразличью стилевых потоков пушкинского петербургского эпоса». Кроме того, разработал макет издания, после чего отдал рисунки в типографию.
Завязка конфликта в конце первой части поэмы решается Бенуа именно с помощью графической заставки, что подчеркивает фантастический характер противостояния. Акад. Полученным оттискам он придавал легкий тон, а затем рисунки должны были печататься литографским способом. Трудность эта парадоксальным образом исходит из зрительной четкости его поэтического мира. Петербург есть нечто, действительно, драгоценное для всей русской культуры».
А работы 1905 года повторил почти без изменений. Евгении Красного Креста. Но Фальконе мечтает о памятнике простом и строгом. Скептики отговаривают Фальконе от его невероятного замысла. Эти иллюстрации прошли долгий многоэтапный путь, прежде чем вышли в полноценном издании. Издание открывается фронтисписом изображающим сцену погони.
Забили барабаны, заскрипели вороты, натянулись канаты — «гром-камень» медленно двинулся в свое историческое путешествие. Скажут, что рожденный и воспитанный в художественной семье, я просто не мог избегнуть такой «семейной заразы», что я не мог не интересоваться искусством — раз вокруг меня было столько людей, начиная с моего отца, кто знали в нем толк и обладали художественными талантами. Бенуа-иллюстратор все время выводит читателя на развилку изобразительных стилей. Ещё в гимназии Сомов познакомился с А. Бенуа, В. Нувелем, Д. Философовым, с которыми позже участвовал в создании общества «Мир искусства».
Константин Сомов родился в семье известного музейного деятеля, хранителя Эрмитажа, Андрея Ивановича Сомова. Иногда правою рукою опирается о колесо, означающее ее непостоянство, а в левой держит рог изобилия, поелику слепо рассыпает свои богатства. Филигрань – «Печать Императорской академии живописи, скульптуры и архитектуры» с двуглавым орлом. Естественно, что он некоторым образом отличается от того, что было на двадцать лет раньше. Бенуа начал работать над Медным всадником в 1903 году.
«Эхо прошедшего времени» слышится в изображении панорамы Петербурга конца XVIII века. Свирель славянина», В. Иванова «Cor Ardens», титульный лист книги А. Блока«Театр» и др. Бенуа много работал с книгой. (25). Пушкин, как известно, особенно труден для иллюстрирования. Щёголев.
Властная и честолюбивая, она мечтала при жизни воздвигнуть монумент себе. Со всех окрестных деревень согнали к Лахте крестьян — гатить дорогу до Невы. Вторая редакция иллюстраций была выполнена Бенуа в 1905 году. Для Бенуа особенно важно живописное и поэтическое равновесие композиции. Гигантский Тритон играет крохотным корабликом. Знаешь ли, какой oeuvre самый значительный до сих пор в твоей артистической жизни.
Кроме того, рисунок к Дубровскому изображающий пожар, в котором гибнут приказные, неверно освещает текст: у Пушкина дворня сбегается уже после того, как рухнула кровля и под ней погибли приказные, а на рисунке изображен горящий дом, приказные в окнах и толпящаяся вокруг дворня (97, 66). Первая редакция иллюстраций к «Медному всаднику» была создана в 1903 году в Риме и Санкт-Петербурге. В этих своеобразных «этюдах-картинах» маленькие фигурки иронически дополняют, оживляют пейзаж, делают яснее и нагляднее его ведущую тему. Тот же мотив повторяется несколько раз. Новые – упрекают в излишней «постановочности», появившейся у художника, согласно их мнению, после бурной театральной деятельности.
Всадник, скачущий за Евгением, не ожившая скульптура, а запечатлённый монумент Фальконе. Бенуа. Акварели и гуаши на историческую тему, как всегда у Бенуа, объединены в серию, но посвящены исключительно отечественной истории в них сильнее, нежели прежде, «звучит чувство родины». Продавалось издание достаточно дорого — по 15 рублей. Голике и А. И.
Каждый петербуржец стремился своими глазами увидеть столь необычное зрелище. В довоенный период активно работал в области книжной иллюстрации, особенно к произведениям Л. Н. Толстого лучшей из этих работ Большая энциклопедия «Терра» называет литографии к повести «Холстомер» (1934 год, для издательства «Academia»). Более поздняя серия иллюстраций хорошо работает на этот принцип.
Ведь он покусился на самое ценное – свободу. живописи, скульптуры и архитектуры». Это он придумывает салют, ослепивший публику «Оперы Гарнье» по случаю премьеры балета «Шахерезада». Таким образом, целостность восприятия «текст-картинка» была нарушена. Как в «Игрушках», так и в «Азбуке» сюжетно-образная система иллюстраций лишена назидательности: основу ее надо искать в области лирического, в воспоминаниях художника о собственном детстве, о детских играх, радостях, праздниках. Издание «Медного всадника» с иллюстрациями А. Бенуа стало знаковым событием в истории издательского дела и книжной графики.
Бенуа сделал две иллюстрации к этим строкам (см. Покачиваясь на невской волне, стоит строй военных судов. Вот таким образом обращение к «Петербургской повести» имеет для художника прочные обоснования. Благодаря общеязыковому изобразительному эпитету (луною бледной) уточняется, что ночь была темной, какой, собственно, она и должна быть после наводнения.
А один из них изображающий преследование Евгения «Всадником», вошел в известное издание 1923 года. В 1926 году А. Н. Бенуа покинул СССР. Его дед переехал из Франции в Петербург почти за сто лет до рождения художника. В историю русской книжной графики художник вошел своей книжкой Азбука в картинах Александра Бенуа (1905) и иллюстрациями к Пиковой даме А. С. Пушкина исполненными в двух вариантах (1899, 1910), а также замечательными иллюстрациями к Медному всаднику, трем вариантам которых посвятил почти двадцать лет труда (1903-22).
Реальный пейзаж Версальского парка становится здесь основой, в которую воображение художника «инкрустирует» острые, нервные силуэты: король, придворные, слуги. Но, несмотря на отрицание всякого патриотизма: «Только родина, Петербург и проч. В данной иллюстрации Бенуа использует контрасты, создавая ощущение напряжённости. Естественно, что он некоторым образом отличается от того, что было на двадцать лет раньше. В тексте поэмы перед нами встаёт образ уверенного в себе, могущественного всадника. Это Петербург, являясь в то же время и воплощением власти или ее продуктом, угнетает «маленького человека» Евгения.
Здесь как нигде чувствуется страх героя, уже потерявшего рассудок, перед «Всадником»: прислонившись к стене и широко расставив ноги, чтобы сохранить равновесие, он прижимает к груди правую руку, стараясь унять сердцебиение, прислушиваясь к неизбежно приближающимся медным ударам копыт о неровную после потопа мостовую. В книгу вошло 37 рисунков Бенуа: фронтиспис, 29 цельнополосных иллюстраций (они сопровождали на развороте каждую страницу текста), 6 чёрно-белых заставок и концовок и сюжетная виньетка на обложке. При первом же взгляде на это изображение не оставалось сомнения, что это – маска, непосредственно снятая с лица (вернее, со всей головы) живого Петра и что художник, снявший ее, оставил неизменными все черты, получившиеся в форме и впоследствии на слепке только открыл веки глаз, оставшиеся при съемке, очевидно, закрытыми (205, 83). В конце 1890-х годов, вместе с Сергеем Дягилевым они создают объединение «Мир искусства», в которое вошли друзья и соратники Александра Бенуа: Л. Бакст, К. Сомов, М, Добужинский, Е. Лансере и другие. Закончив модель памятника, Фальконе потратил несколько месяцев на поиски мастера для отливки монумента. «Прошло сто лет» читаем мы в Пушкинском тексте и следующая иллюстрация — это панорама города, восходящая, по наблюдению Н. Лапшиной, к пейзажным работам замечательного живописца Александровской эпохи Ф. Алексеева. Иллюзию скачки создает «грохочущая» аллитерация «гр» (грома грохотанье) и «к», «с», «ск», «з», воспроизводящие цоканье копыт по мостовой (тяжело-звонкое скаканье, на звонко-скачущем коне, с тяжёлым топотом скакал) и певучие «л» и «н», связанные с мотивом лунного света (и озарёнлуною бледной).
В 1903 году, Александр Бенуа писал: «Задумал я эти иллюстрации в виде сопровождающих каждую страницу текста композиций. Так встретил Юрий Тынянов кустодиевского Дубровского:. Филигрань – «Печать Императорской академии живописи, скульптуры и архитектуры» с двуглавым орлом.
Еще один аспект пушкинской поэмы представлялся Бенуа существенно важным в восприятии взаимоотношений героя (Евгения) и города, творения Петра. Впечатление безысходности нагнетают тяжелые мрачные тучи и бледное пятно луны, которая является здесь единственным источником света. «Материальные» особенности издания, такие, как качество бумаги, печати, позволяли говорить о книге как об «одном из крупнейших полиграфических достижений революционного времени», однако разобщение графических стилей, картинный, «некнижный» характер иллюстраций, подавляющих тонкие столбцы текста, обусловили критические замечания в адрес издания. Большая идет работа — семьями, артелями, целыми деревнями. Наконец, перекрестясь, начали. Это определило своеобразие жанра: речь идет о строго документированных картинах-иллюстрациях, «картинах для печати».
Механики рычаги налаживают, каменотесы обкалывают, очищают «гром-камень». Пушкина. Однако ж, под облаками, орошенное звуками его стихов издыхает все живое. Поза Петра в противовес его свите, буквально сдуваемой с ног, уравновешена и спокойна.
3, СПб. : Брокгауз-Ефрон, 1909)15. В этот день его имя, его творение стало частью русского искусства и истории. Актеры здесь живут, полностью погруженные в свою игру. Подождали морозов — ледяная дорога надежнее.
А. Осповат пишет: «Пустота спусковых полос и полей, которая возникла из-за разности в ширине текста и иллюстраций читается как рыцарский жест графики в сторону поэзии». Ему предлагают соорудить скалистую гору-пьедестал из нескольких камней. Так же, по взгляду, монтируются у Бенуа и два других соседних рисунка. «Русские сезоны» в Париже оставили незабываемое впечатление не только мастерством артистов балета, но и размахом и колоритом, экзотикой и экспрессией созданных Бакстом костюмов и декораций.
Именно «современность» иллюстраций Бенуа не менее существенна в данном издании, чем свойственные художнику чувство стиля, понимание пушкинской эпохи и умение искусно театрализовать действие. Евгении Красного Креста. Это здания, относящиеся к раннему, крито-микенскому периоду истории Греции. Помимо станковой живописи и графики им принадлежат высокие достижения в искусстве книги Можно даже сказать, что в театральной декорации и книжной графике творчество художников «Мира искусства» составило важнейший этап в истории не только русского, но и мирового искусства». Туалеты, выполненные по его эскизам, поражали яркостью красок, гармонией цветов и изысканностью отделки, драпировки, удачным подбором бисера и жемчуга. Используя лучшие из прежних рисунков, Бенуа переработал их, увеличив размеры и обведя каждый контурной линией.
Обозначим дополнительно ряд художественных особенностей иллюстраций. В начале издания, на титульном листе, Медный всадник на своем постаменте, вставший на дыбы и устремленный на нас, как бы приветствует читателя (зрителя), но его приветствие носит скорее тревожный, угрожающий характер. Критики справедливо отмечают непосредственность в ранних иллюстрациях. Его дед переехал из Франции в Петербург почти за сто лет до рождения художника.
Такое решение, однако, все же несколько умаляет драматичность эпизода. Формат я установил крохотный, карманный, наподобие альманахов пушкинской эпохи»17. Любовная записка» (1905, ГТГ), «Итальянская комедия» (1919, НХМ), «Итальянская комедия» (1905, ИХМ), «Арлекинада» (ГМИИ) и др.
Вячеслав Иванов в стихотворном послании титуловал его – заступник вкуса, друг ироний. В иллюстрации к Медному всаднику Бенуа ввел и не названное Пушкиным изваяние речного бога. Техники акварели, пастели, гуаши были излюбленными в творчестве художников «Мира искусства», они служили воплощению таких важных для художников ощущений как «эфемерность бытия, хрупкость мечты, поэтичность переживаний».
23 ноября 1905 года, он пишет в своем дневнике: «Компоновал «Медного всадника». Добужинский). Именно «современность» иллюстраций Бенуа не менее существенна в данном издании, чем свойственные художнику чувство стиля, понимание пушкинской эпохи и умение искусно театрализовать действие. Звуковой образ создаётся с помощью ритма и звука. У Пушкина время действия обозначено достаточно скупо: озарен луною бледной, во всю ночь.
В 1917-м книгу набрали в типографии Р. Р. С ней можно справиться, если упорно трудиться тогда она станет временным явлением. Главная цель иллюстрации — «обострять убедительность тех образов, которые были порождаемы чтением, оставаться в тесной гармонии с основным содержанием книги. ». 1). «Прошло сто лет » читаем мы в Пушкинском тексте и следующая иллюстрация — это панорама города, восходящая, по наблюдению Н. Лапшиной, к пейзажным работам замечательного живописца Александровской эпохи Ф. Алексеева. Вступительную статью к изданию написал известный пушкинист П. Е.
В конце 1890-х годов, вместе с Сергеем Дягилевым они создают объединение «Мир искусства», в которое вошли друзья и соратники Александра Бенуа: Л. Бакст, К. Сомов, М, Добужинский, Е. Лансере и другие. Издание открывается фронтисписом изображающим сцену погони. В одном из писем Дидро утешает скульптора, призывая работать без оглядки на пересуды бездарных завистников: «Прошу тебя, друг мой, убей их, чтоб я имел удовольствие видеть их поверженными и растоптанными под копытами твоего коня». Впрочем, Фальконе и сам понимал, что фигуры всадника и коня ему удались. Мысль об иллюстрировании поэмы «Медный всадник» возникла у Бенуа в 1903 году. Обратимся к авторскому комментарию: «Получаемые из типографии оттиски, воспроизводящие мои рисунки (сделанные в стиле политипажей 30-х годов), я тотчас же раскрашивал в «нейтральные» тона, которые должны были затем припечатываться литографским способом».
«Русские сезоны» в Париже оставили незабываемое впечатление не только мастерством артистов балета, но и размахом и колоритом, экзотикой и экспрессией созданных Бакстом костюмов и декораций. Полощутся на ветру белые с голубым перекрестием флаги русского флота. В иллюстрации «На берегу пустынных волн» Петр смотрит вдаль исполненный «великих дум», следующим кадром мы видим как бы образ его мыслей, возникший город Император, обращенный взглядом в сторону Биржи, а затем ростральная колонна, с обрушивающимися на нее громадами волн Евгений, сидящий верхом на льве, размышляет о Параше и в следующей иллюстрации мы видим затопляемый волнами дом на острове. Скажут, что рожденный и воспитанный в художественной семье, я просто не мог избегнуть такой «семейной заразы», что я не мог не интересоваться искусством — раз вокруг меня было столько людей, начиная с моего отца, кто знали в нем толк и обладали художественными талантами. В отличие от редакции 1903, в которой Петр занимает центральную часть рисунка, обращен к зрителю «en face», на рисунке 1916 года Петр стоит в отдалении и обращен к зрителю боком, почти спиной. В ней он писал: «Украшенная» книга — вовсе не лучше от того цель иллюстраций — вовсе не украшать книгу, пояснять рассказ или вести собственный параллельно. Они имели две основные публикации: в журнале «Мир искусства» в 1903 году и в отдельной книге только в 1923 г. Иллюстрации получили высокую оценку критиков и знатоков книги, так и не сошедшихся во мнении, которому из изданий отдать пальму первенства.
Их место в пространстве книги также горячо обсуждалось. Наверное, помимо чисто ремесленных особенностей именно реально-фантастический, романтический характер «Петербургской повести», самого города, которым был так увлечен Бенуа, обусловил выбор художника в пользу литографии. Даже тучи, только намеченные линией, кажутся тяжелыми (см. В этом противопоставлении двух героев читатель видит их основное отличие, которое также дополнит характеристику Евгения из «Медного всадника». Вскоре от горя главный герой погибает.
Этот пряный сказочный Восток пленял необычайным размахом фантазии. Если следовать меткому замечанию Виппера о том, что для оценки работы художника-иллюстратора «всегда в конечном счете решает критерий — уловлен ли дух произведения», то работа Бенуа представляется вершиной мастерства книжной иллюстрации. Еще в Париже Фальконе решил, что постаментом для памятника должна служить гранитная скала. Это приводит его к мысли попробовать свои силы в области искусства «высокой моды» В 1912 году он создает «Фантазию на тему современного костюма» для Пакен, получившую большой резонанс в мире Парижской моды.
вода в Неве и в каналах выступила из берегов и улицы на несколько часов превратились в реки», однако предоставило художнику ценнейший живой материал для работы. Свое отношение к происходящим в жизни города событиям Бенуа определяет как «исторический сентиментализм», вызванный контрастами старого, «классицистического» и нового индустриального строя жизни, наступлением чужеродных архитектурных элементов (фабричные строения, заводские корпуса), уничтожением исторических памятников. Ведь мятеж «маленького человека» против вмешательства в его жизнь вполне правомерен. Рисунки Бенуа «произвели фурор и были признаны всеми знатоками книги как идеальная графическая работа». Скончался 9 февраля 1960 года в Париже. Евгений начинает обвинять Медного всадника в том, что он основал город в таком месте. Эта серия так и не была напечатана.
Волны как будто мирно стелются у его ног. Мы понимаем, что перед нами не обычный человек. книжная иллюстрация должна быть одновременно и образом и орнаментальным знаком». Утомленное сознание персонажа рисует ему бредовые картины – так продолжается поэма «Медный всадник». Костюмы по эскизам Бакста, относящие публику к краскам и формам ориентализма и «Большого стиля» Людовика, настолько поражали, что стали выходить за рамки театра и балета.
Она находится ближе к зрителю. Его мать, Надежда Константиновна (урождённая Лобанова) была хорошим музыкантом, широко образованным человеком. Формат я установил крохотный, карманный, наподобие альманахов пушкинской эпохи». Люди почти полностью растворились в окружающем пейзаже, стихии гранита и воды.
Это послужило несомненному успеху цикла, поставив его на вершину не только творчества самого Александра Бенуа, но «искусства книги» вообще. В характеристике Евгения из «Медного всадника» можно указать, что в лице Петра и Евгения великий русский поэт олицетворил два начала – безграничной человеческой слабости и точно такой же беспредельной мощи. «Ночь и туман ближе литографии, чем дневной свет. В 1920-е гг. Оно не имело столь трагических последствий, как в 1824 году, «. Это мысли Фальконе о скульптуре.
Он был свидетелем восстания декабристов, он видел колонны революционного питерского пролетариата. Вся его долгая работа над памятником Петру Первому, говоря высоким штилем XVIII века, дерзновению подобна.
В полной мере его талант художника-сценографа развернулось в спектаклях: «Клеопатра» («Египетские ночи») на музыку Аренского, С. И. Танеева и М. И. Глинки (1909 г. ), «Шехеразада» на музыку Римского-Корсакова (1910 г. ), «Жар-птица» Стравинского (1910 г. ), «Карнавалу» (1910 г. ), «Нарцисс» Черепнина (1910 г. ), «Видение розы» К. М. Вебера (1911 г. ), «Дафнис и Хлоя» Равеля (1912 г. ), «Синий бог» Р. Гана (1912 г. ), «Послеполуденный отдых фавна» на музыку К. Дебюсси (1912 г. ), «Тамара» на музыку М. А. Балакирева (1912), «Пери» (этому спектаклю не суждено увидеть свет), «Бабочки» (1914 г. ), «Игры» (1913 г. ), «Легенда об Иосифе» Р. Штрауса (1914 г. ), «Шутницы» на музыку Д. Скарлатти (1917 г. ), «Спящая красавица» П. И. Чайковского (1921 г. ). Островной пейзаж, разворачивающийся за спиной богини — это вид с афинского Акрополя. В иллюстрированной двухцветной издательской обложке. Здесь можно упомянуть блоковую книгу, где текст и иллюстрация печатались с одной доски. Он гонится всю ночь за Евгением.
Актеры здесь живут, полностью погруженные в свою игру. Именно за счет этой двойственности и определялось развитие книжной графики того времени. Вот таким образом обращение к «Петербургской повести» имеет для художника прочные обоснования. Большая часть тиража была отпечатана на желтоватой бумаге, остальная — на белой бумаге с водяным знаком изображающим двуглавого орла, с надписью вокруг него: «Печать Ими. В начале издания, на титульном листе, Медный всадник на своем постаменте, вставший на дыбы и устремленный на нас, как бы приветствует читателя (зрителя), но его приветствие носит скорее тревожный, угрожающий характер.
Много найдено и описано камней, но все малы — не поднять им огромной статуи. Текст «Медного всадника» впервые был напечатан в окончательной редакции поэта, без цензурных искажений и по старой орфографии (с набора, сделанного ещё в 1917 году, для чего издательству пришлось получить специальное разрешение). Печаталась она в Государственной типографии им. Пространство организовано расширяющейся во все стороны перспективой.
Если встать перед памятником, под копытами вознесенного к небу коня, то поразишься тому умению, той артистической легкости, с которой скульптор поднял эту махину в воздух. «Выразить формы тела и не присоединить к ним чувство — это означает выполнить свою работу лишь наполовину». Подобным образом рассуждает в своей работе Виппер: «. В последние годы работал над мемуарами. Она действительно выпирает в книге Бенуа – ведь она сильно опережает свой текст. Бенуа создал единственную, почти конгениальную Пушкину страницу»19.
Со временем получили развитие иные техники — резцовая гравюра, литография. Вокруг плота с камнем суетились сотни барок. Участвовал в балетной антрепризе С. Дягилева «Ballets Russes» как художник и автор-постановщик спектаклей. Страдание его было неизмеримо.
Все они, за исключением знаменитого фронтисписа, выполненного ещё для первой редакции цикла 1905 года, были созданы заново. Каждый представитель семейства Бенуа имел отношение к искусству и Александр не мог не связать свою жизнь с искусством: «Мой интерес к художественным произведениям, естественно приведший меня к «знаточеству», стал проявляться с очень ранних лет. Но он видит прямую связь между содержанием текста и иллюстрацией, призывает художников быть даже в большей степени «читателями», чем рисовальщиками. В основу иллюстративного материала художественного издания поэмы «Медный всадник» 1923 года положена третья редакция рисунков Бенуа, выполненная им в 1916 году. Был женат на Елизавете Владимировне Гиацинтовой (1888—1965), дочери искусствоведа Владимира Гиацинтова и сестре актрисы Софьи Гиацинтовой. Стал одним из организаторов и идеологов художественного объединения «Мир искусства», основал одноимённый журнал. «Самое великое, самое возвышенное, единственное, что может создать гений скульптора, должно быть лишь выражением возможных соотношений природы, ее эффектов, ее игры, ее случайностей, — это означает, что прекрасное, даже идеально прекрасное в скульптуре, как и в живописи, должно быть сгустком подлинно прекрасной природы».
В новых рисунках к «Медному всаднику» тема преследования Всадником маленького человека становится главной: черный всадник над беглецом – не столько шедевр Фальконе, сколько олицетворение жестокой силы, власти. До чего ты довел мою Россию. 23 ноября 1905 года, он пишет в своем дневнике: «Компоновал «Медного всадника». Но императора остановили, сообщив о сне одного майора. Серия состояла из шести иллюстраций, включавших и знаменитый фронтиспис.
Фантазия на тему итальянской комедии (1906, ГРМ), «Итальянская комедия» (1901, ГРМ. Приложение I, рис. С. Пушкин. Вокруг памятника, одетого в холстину, в торжественном молчании замерли войска. Театр занимал отдельную, едва ли не главную страницу в его жизни.
Мстислав Добужинский так писал об этом периоде: «Проникновение искусства в жизнь через рампу, отражение театра в повседневной жизни, влияние его на область моды — сказалось в том глубоком впечатлении, которое сопутствовало блестящим триумфам «Русских сезонов» Дягилева в Париже. Книжные иллюстрации представляют собой вид сопроводительной графики. Приложение I, рис. Главная цель иллюстрации — «обострять убедительность тех образов, которые были порождаемы чтением, оставаться в тесной гармонии с основным содержанием книги. ». Их следует искать вовсе не в западноевропейской графике, как может показаться, если верить легенде о «прозападной» ориентации мастера, а в русском народном творчестве — в народной игрушке и лубочной картине, в представлениях ярмарочного театра и кукольного театра «Петрушки». Помимо станковой живописи и графики им принадлежат высокие достижения в искусстве книги Можно даже сказать, что в театральной декорации и книжной графике творчество художников «Мира искусства» составило важнейший этап в истории не только русского, но и мирового искусства». В последние годы работал над мемуарами.
Но главное место в этом списке занимает иллюстрирование А. С. Пушкина. Но на формирование его стиля оказал влияние именно этот рисунок Бенуа. Кроме того, Бенуа планировал размещать по одному рисунку на каждую страницу, к соответствующему ей участку пушкинского текста, а в «Мире искусства» иллюстрации то врывались между фрагментами текста, то находились над ним. Иллюстрации к поэме можно рассматривать в контексте общей художественной деятельности Бенуа по «реабилитации» художественного и культурного статуса Петербурга. Первые работы, 1903 года, он перерисовал наново, с некоторыми изменениями. А Л. Бакст примерно в то же время вдохновенно писал художнику, что эти иллюстрации – самое значительное в его творчестве: «бешеная влюбленность в Петра творение, здесь, действительно, реки державное течение и скука, холод и гранит.
В их лицах, позах и жестах художник раскрывает разные характеры и типы. Далее следуют дамы и кавалеры в пышных нарядах и пудреных париках. Графические заставки символичны, отражают романтический, фантастический характер поэмы. Это сообщает Петру характер возвышенного, недосягаемого величия. Здесь такая, сказал бы я, бешеная влюбленность в Петра творенье, здесь действительно реки державное теченье и скука, холод и гранит и Медный всадник останется в русском искусстве как образец любовного, художественного изображения родины (216, 72). Бенуа сделал несколько иллюстраций к «Пиковой даме» для трехтомного собрания сочинений А. С. Пушкина, вышедшего к столетию поэта в 1899-году, ряд иллюстраций к «Капитанской дочке» в 1904 году.
И именно в этом мятеже читатель видит духовное пробуждение главного героя. Бенуа ожидал выхода книги к концу года, но «Кружок любителей», в лице бывших «лицеистов», знавших Пушкина лично, несмотря на, в целом, благосклонную оценку его работы, потребовал переделки изображения поэта, которого художник изобразил с лирой в руке на фоне Петропавловской крепости. В разных местах мы наблюдаем приемы кадрирования. Вина же «кумира» перед такими людьми трагична и не может быть искуплена.
В 1897 и 1898 годах занимался в Академии Коларосси в Париже. «Неудачу» книги 1923 года тоже признали наиболее серьезные критики: книга вызывала ощущение дисгармонии, неслаженности, случайности». Может быть, эти фигуры прибавили бы больше поэзии в мое произведение. Еще один аспект пушкинской поэмы представлялся Бенуа существенно важным в восприятии взаимоотношений героя (Евгения) и города, творения Петра.
Были они долгими и безуспешными. 23 сентября 1770 года «гром-камень» закончил свое путешествие на Сенатской площади. Художник пишет: «. Однако среда средой (не мне отрицать ее значение), но все же, несомненно, во мне было заложено нечто, чего не было в других, в той же среде воспитывавшихся и это заставляло меня по-иному и с большей интенсивностью впитывать в себя всякие впечатления»10.
Река потопом накрыла домик Параши и ее матери, унесла их жизни. Отметим также и наводнение, случившееся в Петербурге осенью 1903 года. С. Пушкин. В 1894 году впервые участвовал в выставкеОбщества русских акварелистов. Мы понимаем, что перед нами не обычный человек.
Другие провозгласили новые иллюстрации Бенуа как «самую высокую среди попыток иллюстрировать Пушкина»18. Здесь Бенуа совместил все, что создал к «Всаднику» ранее.
Новые – упрекают в излишней «постановочности», появившейся у художника, согласно их мнению, после бурной театральной деятельности. Остановимся на ключевых эпизодах поэтического и иллюстративного материала. Здесь мы наблюдаем отход от образного строя поэмы. Но в варианте 1923 года Бенуа представил Фортуну и Смерть в полноправной иллюстрации – и тут уже критик запротестовал: Фигура летящей Фортуны определенно неприятна и ненужна (175, 318). В рисунках Бенуа образы «петербургской повести» Пушкина окрашены размышлениями и переживаниями человека начала XX столетия, что делает «Медного всадника» КПХИ исторически значительным изданием. В финальном кадре показывается памятник, незыблемо стоящий на гранитной скале.
Медный всадник» (СПб. : Общество грамотности, 1912) «А. Вот таким образом изображения несколько «потерялись» на просторных журнальных страницах. Современники видели в художнике живое воплощение духа артистизма. Бунт является тем, что заставляет прозреть Евгения. Сияющий отблеск луны на челе монумента усиливает впечатление фантастичности происходящего. Графические заставки символичны, отражают романтический, фантастический характер поэмы. Наполнение страниц мифологическими образами, такими как Тритон и наяда (частые персонажи парковой скульптуры), подчеркивает одушевленность города, стихии, которая в пушкинском тексте передается различными поэтическими образами: «Нева металась как больной в своей постели», «лезут волны, как звери в окна», «Нева дышала, как с битвы прибежавший конь». Ивана Фёдорова под наблюдением её директора В. И. Этой статуе на левой ростральной колонне у Биржи, фигуре с веслом иногда по простоте называвшейся Нептуном, Бенуа посвятил в 1902 году одну из своих горестных заметок на тему агонии Петербурга: От десятка слоев краски, от гипсовых заплаток, от многолетней грязи обезображено все лицо (особенно это заметно в профиле), заплыли драпировки, отвисли мускулы – но общая схема сохранилась и грозный, стихийно-величественный вассал Нептуна по-прежнему поражает своим внушительным видом, своим энергичным и в то же время спокойным уравновешенным жестом. Особое место занимают исполненные Сомовым графические портреты творческой интеллигенции.
Он трудоустроен в чиновничьей конторе. Критики говорили о навязчивости Петербурга в последнем издании. В первые десятилетия ХХ века сделаны рисунки Александра Николаевича Бенуа (1870 – 1960) к Медному всаднику – лучшее, что создано за всю историю иллюстрирования Пушкина.