Бенуа Версальская Серия
Вслед за первой версальской серией Бенуа создал три серии пейзажей и интерьеров изображающих отечественные «Версали» – Петергоф, Ораниенбаум и Павловск.
Версальская серия картин (1905-1906 годы)
Вызывая яркие эмоции, оно полноправно входило в настоящее. Утром чуть не поссорились из-за денежных счетов.
И. Грабарь отметил в иллюстрациях Бенуа тонкое понимание Пушкина и его эпохи и вместе с тем обостренное чувство современности, а Л. Бакст назвал цикл иллюстраций к «Медному всаднику» «настоящим перлом в русском искусстве». По примеру своего французского коллеги, который, приехав в Версаль, не последовал совету художника Гослена: «Не усердствуйте, пишите о Версале книги, но оставьте в покое музей, который никого не интересует», – Бенуа стал активно защищать от вандализма и произведения искусства и сам императорский дворец47. Бенуа часто выступал в печати и каждую неделю публиковал свои «Художественные письма» (1908-16) в газете «Речь». Отметим, что эта линия переосмысления версальской мифологии далее будет все сильнее проявляться в интерпретациях французского «золотого века» культурой ХХ столетия, в том числе в связи с несколькими вспышками интереса к барочному театру вообще. Представляя собою дань времени, они не должны играть решающей роли в оценке труда Бенуа. О значительности этой ситуации Бенуа вспоминал поздней в следующем наблюдении: «Ощущение чего-то лично близкого, давно знакомого, «родного», я почувствовал, когда впервые наяву вступил на хрусткий гравий садовых площадей и улиц Версаля, когда меня овеяла его суровая как морской воздух, атмосфера, пронизываемая неустанными ветрами» (А. Бенуа размышляет М. : «Советский художник», 1968.
- Александр Николаевич Бенуа (1870–1960)
- История гениального художника Александра Бенуа
- Акварельный мир искусства Александра Бенуа
- Александр Бенуа и возрождение Версаля
- Бенуа Александр Николаевич (1870 – 1960)
Так внутри «Версальской серии» живопись Бенуа движется навстречу театру. Хмурый зимний день. Французский критик писал: В Павильоне Армиды Александра Бенуа я нахожу такие комбинации линий и красок и такие величественные, яркие контрасты, что они приводят меня в восторг.
Бенуа стал задумываться об эмиграции. Бенуа мог бы вполне ужиться (именно это он и пытался сделать ещё с 1917 года), если бы они давали ему возможность спокойно заниматься любимым делом. Ну и не вывезет, так как-нибудь все кончится. История «Мира искусства» началась с устроенной Сергеем Дягилевым выставки русских и финляндских художников в январе 1898 года в помещении училища барона Штиглица в Петербурге. Иллюстрации были отпечатаны в технике фотолитографии в четыре краски.
По существу в монографии правильно ставится вопрос о том, что появление «Мира искусства» объяснять одною инициативой «кружка» — неверно. К ранним работам Бенуа для книги принадлежит иллюстрация к «Пиковой даме» (1898), опубликованная в трехтомном собрании сочинений Пушкина (1899) иллюстрированном многими русскими художниками, в том числе и мастерами «Мира искусства». Или и здесь Рерих. Любопытно, что впервые Бенуа увидел Версаль в виде театральной декорации. На первом плане небольшой бассейн. Идеологом «Мира искусства» был талантливый художник и график, выдающийся деятель русского театра, глубокий историк изобразительного искусства, блистательный критик-эссеист А. Н. К Версальской теме Бенуа обращался и в послереволюционный период.
Он сразу же был вовлечен во множество театральных проектов. Rgnier местами очень хорош, но зачастую мямлит.
- Описание работы «Прогулка короля»
- Литературно-исторические заметки юного техника
- Западноевропейское искусство века в восприятии и осмыслении Александра Бенуа
- Картины — Бенуа, Александр Николаевич
- Русский музей Дополненная реальность
- Книга: Александр Бенуа «Версаль»
Высокое мастерство исполнения позволило Бенуа представить образ Версальского парка как образ целой эпохи, выработавшей свой этикет, моду и величественный стиль, сохранивший привлекательность для художника, жившего и работавшего в тревожный, наполненный катастрофами и потрясениями двадцатый век. Решение стать художником созрело у Александра очень рано. Новодельный профессиональный переплёт. Из водной глади поднимается мраморная флора – греческая богиня растительного мира. Умер профессор Трубецкой. Возникает несколько вариантов темы, восходящей к «Итальянской комедии» Ватто.
Он начал с рисунков к «Пиковой даме» (1898) и потом дважды возвращался к иллюстрированию этой повести (в 1905 и 1910 годах). С. 95). В самой основе его своеобразной «философии истории», тезисы которой разбросаны по разным статьям 1905 – 1906 годов и отражены в картинах, лежит утопическая мысль о способности художников создавать великое искусство несмотря ни на что, вне зависимости от сильных мира сего, невзирая на их пустоту и паразитизм. Версаль для Бенуа — олицетворение гармоничного единения человека, природы и искусства. Абсолютно не понимаю, что означает приложенный дневник.
Издательство Аквилон. В 1894 году начал свою карьеру теоретика и историка искусства, написав главу о русских художниках для немецкого сборника «История живописи XIX века». Бенуа Александр Николаевич (1870, Санкт-Петербург – 1960, Париж)Художник, график, театральный художник, художественный критик, теоретик и историк искусства, музейный деятель. Вольнослушатель Императорской Академии художеств (1887-1888), затем занимался под руководством брата, Альберта Николаевича, председателя Общества русских акварелистов. В 1890-1894 учился в Санкт-Петербургском университете. 14 октября. К ранним впечатлениям и переживаниям Александра Бенуа восходят истоки той смелой переоценки искусства XVIII столетия, которая является одной из крупнейших заслуг «Мира искусства». Целому ряду молодых художников некуда было деваться.
В «Версальской серии» жизнь понята как праздная и бессмысленная игра, рядом с которой царит искусство. Не люди интересуют художника, а лишь атмосфера старины и дух театрализованного придворного этикета. Бенуа был инициатором и вдохновителем этой работы. Но для Бенуа натурные штудии являлись лишь начальным этапом творчества.
В ней приняли участие едва ли не все деятели «Мира искусства». В те же годы под редакцией Бенуа выходил иллюстрированный журнал «Художественные сокровища России». «Ныне я себя чувствую более усталым, разбитым и удрученным, нежели за все эти годы. Его первые самостоятельные работы (1892-1895) представляют собой цикл изображений Павловска, Петергофа, Царского Села, уголков старого Петербурга, а также городов Германии и Швейцарии их старинных кварталов и памятников архитектуры. Член Союза русских художников (1903-1910), пожизненный член Осеннего салона в Париже. Начал работать как театральный художник с 1900, а с 1907 и как режиссер.
Более зрелую фазу в развитии книжной графики Бенуа отражает его «Азбука в картинах» (1904) – первая книга, в которой художник выступил как единоличный автор, создатель замысла иллюстратор и оформитель. Премьера состоялась в 1911 году на сцене театра Шатле. Бенуа был инициатором и вдохновителем этой работы. Расцвет художественно-критической деятельности Бенуа падает на период создания третьей серии его статей – под общим заглавием «Художественные письма», которые еженедельно печатались в газете «Речь» с ноября 1908 по 1917 год. Новизна здесь в переводе аналогий между придворной жизнью и театром на уровень художественного пространства: парк становится сценой исторические фигуры – актерами и т. д.
- Интерес к прошлому в искусстве рубежа веков
- РеставрацияОбсужденияПросмотр темы7
- Основы лингвистики: курс для школьников
- Галантные сказки галантного века
- «Охватить предмет как можно шире иизучить как можно глубже»
чатлена знаменитыми художниками: восьмиугольник розового мрамора, окруженный зеленью изображен Джованни Болдини 44 Бенуа не столь документально-точен: в изображенной им купальне ванна превращается в прямоугольный бассейн, его окружают зеленые боскеты, а вдали белеет храм Любви, напоминающий Трианон. Бенуа отдал немало душевных сил и времени работе в станковой живописи и графике, но по самой природе своего дарования и по складу творческого мышления он не был станковистом, а ещё менее — мастером картины, которая могла бы воплотить все стороны его замысла в едином, как бы синтезирующем изображении. Рисовать он начал ещё в частном детском садике, а в 1885-1890 годах, обучаясь в частной гимназии К. И. Мая, Александр познакомился и подружился с людьми, которые, став старше, составили костяк общества «Мир искусства»: К. Сомовым, В. Нувелем, Д. Философовым (двоюродным братом С. П. Дягилева), Л. Бакстом. Образы «Последних прогулок Людовика XIV», безусловно, вдохновлены, а иной раз и позаимствованы из текстов и гравюр времени «короля-солнца».
«Версальское» наследие Бенуа насчитывает более шестисот рисунков, акварелей, пастелей, гуашей, гравюр и полотен, свидетельствуя, что «божественный Версаль»7, по крайней мере до 1926 года, оставался постоянным источником его вдохновения8. В 1918 году Бенуа был назначен хранителем художественной коллекции Эрмитажа: тогда, возможно, ему и пригодились «уроки» дру- зей-«версальцев», разумеется, не Монтескью, противника самой идеи восстановления и реставрации, а Пьера де Нолака, восстановившего Версаль после четырех революций. Но, в отличие, например, от Сомова, Бенуа повествует не об интимной жизни кавалеров и дам, а о последних днях, «закатных сумерках» целой эпохи. Очень дурная погода, провел весь день на аукционе. В случае Монтескью эта стратегия вытеснения дворца выглядит особенно необычно, так как противоречит содержанию многих сонетов: Монтескью постоянно отсылает к сюжетам (из мемуаров и исторических анекдотов и т. д. ), которые требуют дворца как места действия – однако он это игнорирует.
Александр Николаевич Бенуа был девятым (и последним) ребёнком в семье академика архитектуры Николая Леонтьевича Бенуа и музыкантши Камиллы Альбертовны (урожденной Кавос). Забывают также, что в конце XIX века Петербург вновь оказался в чести, а Версаль был спасен от забвения усилиями всего-навсего двух человек. Такова, например, его версальская серия 1897-1898 годов. В 1901 году князь С. М. Волконский, директор Императорских театров, поддавшись уговорам С. П. Дягилева, принял решение подготовить специальную постановку под его руководством одноактного балета Делиба «Сильвия». Прежде всего, сам дворец – величественный памятник классицизма XVII века, воплощение «колоссального стиля» Ардуена Мансара. Шла мелочь и гравюры.
- «К простейшим ивернейшим изображениям действительности»
- Александр Бенуа вкомиссии Горького
- Эстетические взгляды «Мира искусства»
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
- Словари и энциклопедии на Академике
Петроград, 1922 год. Эта скульптурная группа вступает в контраст со статичностью изображенных людей. Такое ощущение, точно что-то, нависло над головой», - писал А. Н. Так же, как и им, художнику близки «печальные и зыбкие воспоминанья о короле, что бродит по дворцу и по аллеям» 19. Трудно переоценить масштабы этой работы, которая могла быть только коллективной.
Но и оно ущербно: во времена Людовиков искусство, «несмотря на всю свою силу и красоту, носило оттенок дутости и напыщенности – оно было фальшивым». Возникает серия акварелей «Последние прогулки Людовика XIV». «Тени», скользящие по версальскому парку, для Бенуа скорее сродни воспоминаниям, чем фантазиям 22. (А. Бенуа размышляет М. : «Советский художник», 1968.
Впрочем и самого Бенуа Версаль вдохновлял на эксперименты в области театра. Это решение было связано, главным образом, с финансовыми и семейными обстоятельствами. К своим персонажам (Людовику и придворным) Бенуа относится с долей иронии. В 1918-1926 – хранитель отделения французской и английской живописи в Государственном Эрмитаже. «Героем» новых произведений художника становится само искусство прошлого: не люди, а великолепные архитектурно-парковые ансамбли, то поражающие своей грандиозностью, то очаровывающие интимным изяществом и поэтической прелестью. Границы театра и действительности стираются. Александр Бенуа, став идеологом и теоретиком объединения «Мир искусства», активно участвовал в его художественной жизни, а также в издании журнала «Мир искусства», взявшего на себя роль основы и идейного рупора этого объединения.
Современники видели в нём живое воплощение духа артистизма. Результатом увлечения Бенуа книгами, повествующими о быте и нравах резиденции Людовика XIV, а также его изучения французского искусства стала серия акварелей под названием «Последние прогулки Людовика XIV». Решение стать художником созрело у Александра очень рано. Номерной экземпляр. Работая на прежнем профессиональном уровне, ничего принципиально нового и интересного Бенуа создать уже не смог, часто довольствуясь варьированием старого.
Бенуа, по его собственным словам, был «упоен Версалем» и «абсолютно переселился в прошлое». Однако в СССР нельзя было жить вне политики. Его первые самостоятельные работы (1892-1895) представляют собой цикл изображений Павловска, Петергофа, Царского Села, уголков старого Петербурга, а также городов Германии и Швейцарии их старинных кварталов и памятников архитектуры. С другой стороны, корни формирующейся, хотя вырисовывающейся еще в достаточно расплывчатой форме, эстетики Бенуа и членов его «кружка» следует искать в общественно-социальной атмосфере времени, когда немалая часть художников, не видя путей борьбы и сил прогресса, в которые можно верить, погружалась в историю, уходила в мир мечты и грез.
Самому Бенуа, пожалуй, ближе ли- бертинаж XVIII столетия, чем декадентство конца XIX века: от праздника Монтескью, «короля» декадентов, он увлекает нас в прошлое – фантастическое иллюзорное, театральное. (Кроме того, он посвящает сборник художнику Морису Лобру, который писал версальские интерьеры – но не находит им места в стихах). С. 91). Художник признавал сам, что патриотом его назвать сложно. Такой эпохой «колоссального» был для него XVIII век, с ярким символом этого времени— Версалем, величественным памятником классицизма.
Автор ряда серий графических произведений, в том числе Версальской (1905-1906), цикла композиций на исторические темы, пейзажей Петербурга и окрестностей. Много работал в книжной графике. Альбом предваряла статья «Версаль», написанная самим художником. В 1890-1910-х много путешествовал по Европе.
Русский музей стр. Скептический культ королевства. Прошлое носило скорее характер игры, причуды творческого воображения. Прелестная маркиза (возможно, госпожа Помпадур. ), жеманясь, смотрит на зрителя из зеленой аллеи выглядывает черная лукавая мордашка то ли негритенка, то ли человечка в маске. «От этих.
Еще более откровенное воплощение гримасы красивого и пышного, но изломанного и искусственного «двора чудес» находят в картине «Зимний сон», где сведены комедийные маски и живой пейзаж Версаля. Автор монографии с явной горечью пишет о последних десятилетиях жизни Бенуа на чужбине. Дягилева, забывая, что именно А. Н. В 1895 году «Союз борьбы за освобождение рабочего класса» под руководством Ленина дал начало соединения научного социализма с массовым рабочим движением. Отчасти благодаря ему Версаль стал и излюбленной темой французской поэзии символизма. Но самый «кризис» передвижничества в конце XIX века все же автором монографии, скорее, только «констатируется», но не объясняется.
Однако прямых указаний на сотрудничество художника с чекистами в известных документах нет и этот вопрос остаётся невыясненным. Альбом вышел на плотной бумаге. Как и в других произведениях с мотивами Версальского парка, внимание художника акцентируется на стиле эпохи. Именно в «Мире искусства» начинали свою разнообразную деятельность всемирно известные художники Леон Бакст, Мстислав Добужинский, Евгений Лансере, Игорь Грабарь. Прижизненное издание. был государственным служащим, которому эти пайки выдавались в качестве заработной платы.
Не исключено, что А. Н. К непризнанным присоединились те из признанных, которым было не по себе в утвержденных группах. Именно его постановка «Павильона Армиды» стала началом «дягилевских сезонов» в Париже в 1909 году.
В произведениях «версальской серии» природа и история предстают в неразрывном единстве. С 1910 года начал выпускать серийные издания «Русская школа живописи» и «История живописи всех времен и народов» (издание прервалось лишь с началом революции в 1917 году). Художников «Мира искусства» не случайно называли ретроспективными романтиками. Ровно посередине этого периода, в 1905–1907 годы, произведена была «генеральная репетиция», как это не раз называлось в истории, Великой Октябрьской социалистической революции. 4 декабря. Однако голод, холод, обилие мусора, военных калек и «интеллигентных» нищих на улицах Петрограда никак не вписывались в представления Бенуа о жизни вообще и о жизни своей семьи в частности.
Вопросы героя из «Мушки» Мюссе, попавшего в Версаль: «Что, если за этими тяжелыми занавесями в глубине бесконечной сияющей галереи спит вот уже сто лет принцесса. Ничто не любил он так горячо и не знал так глубоко. Главное место среди графических работ Бенуа занимают иллюстрации к произведениям А. С. Пушкина.
Так, передвижник В. М. Максимов называл «декадентом» замечательного русского живописца М. В. Нестерова за использование последним в картинах образов русской религиозной легенды. Успех Бенуа в «Павильоне Армиды» лишь подтвердил его художественное призвание. Вдохновитель, один из организаторов и главный теоретик общества Мир искусства.
Главные темы работ – Россия и Франция XVIII – начала XIX века. Это приводит к дальнейшему переключению внимания с современности на прошлое. Днем с детьми на фуаре и в парке. Недаром его лучшие создания принадлежат искусству книги и живописи театра. Старинные фасоны одежд, длинные завитые парики, мальчики-пажи— все это атрибуты театрально-пышного церемониала версальской жизни «короля-солнца» Людовика XIV. Шумные, беспечные амурчики, расположившиеся на камнях фонтана, наблюдают эту процессию. Пример таких «театральных» композиций – гуашь 1906 года «Купальня маркизы» (существует два варианта этой работы, хранящиеся в ГТГ и ГРМ).
Подобные эмоции он назвал «ощущение ОГПУ», а также «общей болезнью в России». Богато иллюстрированное издание. Его знакомство с парком и дворцом состоялось не в 1896 году, а в 1890 и не во Франции, а в Санкт-Петербурге, в Мариинском театре на балете «Спящая красавица». Но на его пути постоянно вставали препятствия бытового характера: приходилось заботиться о благосостоянии семьи, постоянно обходить препоны, чинимые правительством деятелям искусства (например, запрет рисовать на улицах Петрограда). С 1917 по 1926 год Бенуа заведовал Картинной галереей Эрмитажа, т. е.
Автор монографии, что объяснимо, склоняется, скорее, к «апологетике», нежели к «критике». Что это означает. Увлечение балетом оказалось настолько сильным, что по инициативе Бенуа и при его непосредственном участии была организована частная балетная труппа, начавшая в 1909 году триумфальные выступления в Париже – «Русские сезоны». Возникает серия акварелей «Последние прогулки Людовика XIV».
Вторым «спасителем» Версаля оказался Робер де Монтескью. Бенуа, «искусный русский художник» 27, трактует версальскую тему не столько как погружение в прошлое, что было свойственно его французским коллегам, сколько как своеобразную «инкрустацию» 28 версальских пейзажей персонажами в старинных костюмах, порой едва обозначенными – некими силуэтами, выделяемыми контражуром. — По возвращении домой чудное впечатление испорчено письмами с родины.
Оставаясь в советской России, Бенуа никогда не разрывал своих связей с Европой, в частности с парижским театром «Гранд-опера», в постановках которого участвовал как театральный художник ещё в предреволюционные годы. Бенуа занимал в труппе пост директора по художественной части. В ту же серию входят работы, принадлежащие к числу самых удачных произведений Бенуа, заслуженно пользующихся широкой известностью: «Парад при Павле I» (1907, Гос. Бенуа отдал немало душевных сил и времени работе в станковой живописи и графике, но по самой природе своего дарования и по складу творческого мышления он не был станковистом, а ещё менее – мастером картины, которая могла бы воплотить все стороны его замысла в едином, как бы синтезирующем изображении. В конце 1890 годов кружок молодых единомышленников преобразовался в общество «Мир искусства» и редакцию одноименного журнала.
В 1956 году, в возрасте восьмидесяти шести лет, тридцать из которых Бенуа провел во Франции, он жалуется на пошатнувшееся здоровье, которое мешает ему гулять по «парадизу», где он некогда жил6. Но и здесь перед А. Н. У Барреса в самом начале эссе сразу же отвергается «замок без сердца» (с замечанием в скобках, которое все же признает за ним эстетическую ценность). В статье, предваряющей альбом, он так формулирует эту важную для него мысль: «.
Но иллюстрации носят пока еще «станковый» характер: это исторические композиции, вмонтированные в книгу, не сливающиеся с ней органически. Бенуа оформил также титульный лист с заставкой аллегорического содержания и девизом короля Франции и владельца Версаля Людовика XIV «Nec pluribus impar» («Не уступающий и множеству») и иллюстрированную обложку. картинная галерея Армении, Ереван), «Петербургская улица при Петре I» (1910, частное собрание в Москве) и «Петр I на прогулке в Летнем саду» (1910, Гос. И вот почему Врубель у нас оказался рядом с Бакстом, а Сомов рядом с Малявиным. Почувствовав это, А. Н. В некоторых записях явно прослеживается нежелание встреч со своими прежними знакомыми и соотечественниками.
Впервые ему пришлось решать здесь вопросы художественного конструирования книги. Термин «декадентство», которым пользовались особенно часто в это время и порою пользуются и сейчас, — научно точно никогда определен не был. Театр был в течение всей жизни Бенуа самым сильным его увлечением. Текст Пруста тоже посвящен прогулке по парку, дворец вообще отсутствует, нет даже никаких архитектурных метафор (к которым он склонен прибегать почти везде). Осенью 1896 года Александр Бенуа, приложивший немало усилий для воскрешения Петербурга, открывает «скучный версальский парк» Мюссе, ставший благодаря Барресу, Монтескыо, Анри де Ренье, Эле, Нолаку, Лобру, Болдини – приютом поэтов и мудрецов»2.
В начале 1905 года Бенуа с семьёй вновь выезжает во Францию. Недаром его лучшие создания принадлежат искусству книги и живописи театра. С большими трудностями переходил он из класса в класс и в частной гимназии К. Мая.
Две темы неизменно пользовались его вниманием: «Петербург XVIII – начала XIX в» и «Франция Людовика XIV». Их ретроспективизм был, по сути, тоской по утраченному идеалу. «С юности, – пишет Б. В. Асафьев, – я ощущал себя на перекрестке двух живописных эпох – уходящего передвижничества и вновь возникающих течений». Все течет, все меняется, все должно меняться, все не может не меняться.
Довольно дешево, но я без гроша. Безлюдный парк Версаля – знаменитой резиденции французских королей. Темы художника – течение времени, «романтическое» вторжение природы в классицистический парк Ленотра его занимает – и забавляет – контраст между изысканностью парковых декораций, в которых «каждая линия, любая статуя, малейшая ваза» напоминают «о божественности монархической власти, о величии короля-солнца, о незыблемости устоев» 30 – и гротескной фигурой самого короля: сгорбленного старика в каталке, которую толкает ливрейный лакей.
Неужели последствие моего ухода из «Руси». В 1910 году вышло в свет обширное исследование Бенуа «Царское Село в царствование императрицы Елизаветы Петровны» – обстоятельно документированный труд, посвященный истории быта и художественной жизни России в первой половине XVIII века. В годы революции и Гражданской войны А. Н. Бенуа оставался в Петрограде.
Вместе с другими мастерами «Мира искусства», Бенуа был одним из самых активных деятелей художественного движения, возродившего в России искусство книжной графики. — Объяснение с Атей.
Эти особенности книги связаны с групповой тактикой «Мира искусства» и с личными, субъективными пристрастиями автора. Альбом «Версаль», где акварели художника сопровождаются его же текстом, — «крупнейшая графическая работа Бенуа за годы революции. Позднее, уже зрелым мастером, Бенуа исполнил серии пейзажей Версаля, к которому много раз возвращался (1896, 1897, 1898, 1905, 1906, 1907, 1914), Петергофа (1900), Ораниенбаума (1901), Павловска (1902), Рима (1903), Венеции (1912). Так, «негодным декадентом» назвал в одном из своих писем самый выдающийся из русских критиков-борцов за реализм, В. В. Стасов, молодого искусствоведа-художника А. Н. Бенуа. В честь этого знаменательного события был устроен грандиозный праздник, куда был приглашен «весь эстетствующий Париж» 43.
Они организовали кружок любителей искусства. А. Н. Это не летний Версаль начала XX века с гуляющими парижанами, а «живая старина», пустынный уголок сохранившегося прошлого. Сохранностьхорошая. Но искусство ни что иное, как одно из проявлений величия человеческого духа. Значительную часть перечисленных серий составляют работы с натуры.
Пишущий эти строки никогда не был согласен с часто встречающимся мнением об «упадке» русского реализма начиная с 90-х годов XIX века. Узорный круговой обрез. Король в «Прогулках» Бенуа – одинокий старик, оставленный придворными и цепляющийся за духовника в предчувствии близкой смерти. Вечно только одно искусство.
Подстегнутое чтением книг, повествующих о быте и правах резиденции Людовика XIV, «философическое» воображение художника населяет старый парк образами минувшего. Семье Бенуа удалось выжить в эти годы лишь благодаря американским пайкам АРА (помощи пострадавшим странам в Первой мировой войне). С особой силой пленяет его Версаль. Он посвятил ему цикл произведений, к которому относится и картина «Версаль.
Истинная радость получается от сознания, что творения, будь то пластические образы (в том числе и спектакль), будь то музыкальные звуки, будь то мысли и слова, соответствуют какой-то внутренней подсказке или тому, что принято называть вдохновением. Вместе с Грабарем Бенуа возглавил движение, обновившее метод, приемы и темы русского искусствознания конца XIX – начала XX века.
Бенуа исполнил также две серии иллюстраций к «Капитанской дочке» и в течение ряда лет подготавливал свою главную работу — рисунки к «Медному всаднику». Русско-финляндская выставка имела большой успех. Работа принадлежит второму версальскому циклу этюдов Бенуа.
Единственным утешением в зачастую просто невыносимой действительности для Александра Бенуа в эти годы служил Эрмитаж. Опубликование иллюстраций в «Мире искусства» сразу было встречено художественной общественностью как большое событие в русской графике. Их обычно связывают лишь с именем С. П. Со временем страх стал чем-то обыденным и превратился в чувство беспрестанной смутной тревоги. Ещё более плодотворно работал он как историк искусства: издал в двух выпусках (1901, 1902) книгу «Русская живопись в XIX веке», существенно переработав для нее свой ранний очерк. В 1898 году в Петербурге прошла Выставка русских и финляндских художников, на которой можно было увидеть произведения Малявина, Сомова, Лансере, Бакста и других.
В сюжетных композициях циклов «Последние прогулки ЛюдовикаXIV» и «Версальская серия», равно как и в пейзажах, для художника важны не люди с их переживаниями и деяниями, а величественная красота искусства и природы. В станковых произведениях, в основе которых лежали натурные впечатления, художнику хорошо удавалось передать поразительную пространственность Версаля, этого регулярного дворцово-паркового ансамбля, созданного близ Парижа волей Короля-солнца, фантазией и умением великих архитекторов, скульпторов, садовников. Много статей посвятил Бенуа истории архитектуры Петербурга.
В своих «фантазиях на тему Версаля» Бенуа остается «человеком театра» 45, бережно хранящим впечатления от петербургского спектакля – и в этом, возможно, прав Сергей Маковский: «русская призма», сквозь которую Бенуа увидел поэзию Версаля, – это прежде всего «волшебный фонарь» 46 русского театра, блестящих петербургских театральных постановок. Круг друзей и единомышленников Александра Бенуа сложился, как уже говорилось, ещё в гимназические и университетские годы. Будучи, по собственному выражению, органически чуждым политике, художник надеялся, что с образованием Государственной думы все «безобразия» в России закончатся.
Бассейн Флоры». Однако главным для него и его друзей оставалось искусство, для изучения которого они даже организовали общество самообразования. И с наступлением темноты этот мир призраков начинает все настойчивее выживать живую жизнь. В танце возрождалась пышность придворных маскарадов XVII— первой половины XVIII века. Расходился альбом довольно медленно. До очевидности ясно, что мне пора домой. И хотя все знали, что Бенуа довольно самолюбив и вспыльчив, ему многое прощали.
В области изобразительных искусств особенно резки противоречия. В серии акварелей и гуашей «Последние прогулки Людовика XIV» (1897-1898), а также во «второй версальской серии» (1905-1907) и в работах, выполненных в 1922 году, уже после того, как художник навсегда покинул Россию, он придерживается четкого, несколько суховатого пластического языка, который отличает французскую пейзажную и архитектурную графику XVII века. Наиболее значительные статьи касаются архитектуры старого Петербурга и его пригородов. Переживания, возникающие при созерцании созданных им образов Версаля (и, возможно, вдохновлявшие самого Бенуа), пожалуй, ближе всего к переживаниям Шарлотты Моберли и Элеоноры Йордан, «столкнувшихся с самым необычайным на свете явлением» 23. Понятие «художественности» с детства ассоциировалось у Бенуа с понятием «театральности».
Авось вывезет. Он по-новому открыл Венецианова, гениального художника и пророка Александра Иванова, величайшего живописца Сурикова, пейзажиста-лирика Левитана и других. В эту серию входит около 250 статей, необыкновенно разнообразных по содержанию и, в целом, с большой полнотой отражающих художественную жизнь тех лет. Убирался. Возможно именно впечатления от этой постановки предопределили «театральную» интерпретацию версальской темы в искусстве Бенуа, «задали» ракурс взгляда.
Красиво. Именно из «Записок» Бенуа узнал о ритуалах прогулок Людовика, о кормлении рыб, о созерцании королем величественных скульптур в парке («Прогулка в кресле», 1897 «У бассейна Цереры», 1897 «Кормление рыб», 1897 «У Курция», 1897— все в Русском музее, Санкт-Петербург). Но выступает он скорее не в роли трагического героя, а в роли стаффажного персонажа, статиста, чье почти эфемерное, призрачное присутствие подчеркивает незыблемость декораций и сцены, с которой уходит некогда великий актер, «безропотно вынесший бремя этой чудовищной комедии»32. Экспозиция выставки стала прообразом будущих выставок журнала «Мир искусства» именно здесь наметилась их структура и состав участников.
Более того, по собственному признанию художника, это потрясение сделало его балетоманом впоследствии он станет одним из инициаторов и создателей «Русских балетов» 36. Во всяком случае — российская нелепость. Издание было отпечатано в количестве 600 экземпляров из которых 100 именных и 500 нумерованных (от 1 до 500).
Отъезд как и ранее состоялся для постановки спектакля в «Гранд-опера» и участия в выставках, но оттуда в Россию он не вернулся. Бенуа. Самым «блестящим и значительным» 1 гостем Версаля стал Николай II: его визит 8 октября 1896 года был своего рода символической акцией, утверждающей неразрывность исторических связей французского и русского двора. Впрочем ироническое отношение Бенуа-историка, далекого от идеализации французского абсолютизма поры его высшего расцвета, сказывается в таких словесных характеристиках героев этой серии: Людовик XIV – «мрачный старик, все еще величественный, но немного уже «слюнявый», а его свита – «блестящая и развратная». Благодаря его стараниям Версаль преобразился: мебель, странствовавшая по распродажам и пылившаяся на чердаках, опять украсила залы, парк был разбит заново и Версаль стал достопримечательностью, которую непременно показывали всем официальным гостям Франции. Дягилев, по большому счёту, являлся лишь талантливым администратором с хорошим, говоря современным языком, «административным ресурсом»: связями, знакомствами, доступом к государственному финансированию. На друзей нечего полагаться. Бенуа с уверенностью можно назвать первым русским «энциклопедистом» от искусства.
Мая, Александр познакомился и подружился с людьми, которые, став старше, составили костяк общества «Мир искусства»: К. Сомовым, В. Нувелем, Д. Философовым (двоюродным братом С. П. Дягилева), Л. Бакстом. Листы этой серии, не будучи прямыми иллюстрациям. Это выразилось в созданном им на сцене интерьере, в большом гобелене «Ринальдо и Армида».
Но причем здесь de Nolhac и ссылка на его издания. Общее с Франсом, но без его плебейской подкладки. Литература здесь в каком-то смысле развивает мотив, популярный и у историков: в отпечатке «великого века» видны корни будущей катастрофы. Александр Николаевич Бенуа был девятым (и последним) ребёнком в семье академика архитектуры Николая Леонтьевича Бенуа и музыкантши Камиллы Альбертовны (урожденной Кавос).
Трудно переоценить масштабы этой работы, которая могла быть только коллективной. Но особенно важны для художника картины, гравюры, шпалеры, рисунки этого времени: добиваясь «стильности», «настроения истории», того, что в его кружке именовалось специальным термином «эпошистость» (в этом плане следует отметить близость композиций Бенуа к Сомову), он вглядывается в историю сквозь призму искусства. С 1926 постоянно жил в Париже. Но с нами их связала ненависть ко всему затхлому, установившемуся, омертвевшему». Версаль был одной из любимых тем художника.
К тому же какая-то путаница выходит с «Просвещением». Эта серия надолго закрепила за Александром Бенуа, с детства проявлявшим повышенный интерес к искусству русского и западноевропейского классицизма и барокко, славу «певца Версаля и Людовиков». Бенуа всегда считал, что главное для театрального художника – слить воедино декорации и сценическое действие, сюжет и музыку. Программа «Мира искусства» предполагала вторжение его деятелей во все области культуры, включая не только изобразительное искусство, театр, оформление книг, но и создание предметов быта — мебели изделий прикладного искусства, проектов оформления интерьеров. Человеком он был очень общительным, вдохновлялся всеми новыми начинаниями. Редкость.
Мирискусники мечтали о возрождении традиций культуры XVIII – начала XIX века. Все люди смертны. У меня и отношение к прошлому более нежное, более любовное, нежели к настоящему. Александр Бенуа, как его друзья по объединению «Мир искусства», любил и знал этот пригород Парижа как свой родной Петербург.
Бенуа следует за Менцелем, который в своих известных иллюстрациях к «Истории Фридриха Великого» Куглера и «Сочинениям Фридриха Великого» не буквально следует за текстом, а стремится вжиться в самую эпоху, в мысли и настроения автора, выражая в рисунке имеющем самостоятельное значение, глубинную суть повествования. Прелестная маркиза (возможно, госпожа Помпадур. ), жеманясь, смотрит на зрителя из зеленой аллеи выглядывает черная лукавая мордашка то ли негритенка, то ли человечка в маске. Увлечение балетом оказалось настолько сильным, что по инициативе Бенуа и при его непосредственном участии была организована частная балетная труппа, начавшая в 1909 году триумфальные выступления в Париже — «Русские сезоны». С «Азбуки» А. Бенуа начинается история детской книги «Мира искусства».
Версаль-дворец функционирует только как социум, но не как локус. Восстановленный Нолаком Версаль был для Бенуа идеальным примером – наглядной иллюстрацией идеи «дворцов-музеев», которой он посвятил множество статей в 1917-1923 годах. Они составляют едва ли не половину его наследия. Театрализация – самый предсказуемый элемент версальского текста, единственный, пожалуй, связанный с традицией: версальская жизнь как представление (иногда и как кукольное и механическое) изображается уже у Сен-Симона.
«Хорошо, если благодаря мне Зимний дворец будет спасен и превращен в памятник-сокровищницу мирового значения», – искренне надеялся он. Искусствоведы сумели разглядеть в нём ассоциации и с левитановским «Над вечным покоем» и с размышлениями Пушкина «о равнодушной природе» и с иронически интерпретированной идеей сказки о спящей царевне, которую уже никто не разбудит. 401), «Выход императрицы Екатерины II в Царскосельском дворце» (1909, Гос. Их поэтизация ушедших эпох – вовсе не «бегство от жизни», а своеобразная негативная реакция на современную действительность. В 1922 году в Петербурге вышел альбом «Александр Бенуа. Выше уже упоминалось о значении таких «открытий», как русская портретная живопись XVIII века и архитектура старого Петербурга. Практически нет описаний дворца, фигурирует только парк и окружающие его леса (притом, что все авторы дворец посещали), тем более нет упоминаний Версаля-города.
Но даже с большевиками А. Н. Так, в цикле Монтескью картины заката напоминают о гильотине, собственно заглавный «красный жемчуг» – капли крови Ренье в стихотворении «Трианон» буквально «пудра и румяна становятся кровью и пеплом». В литературе — «Воскресение» Толстого, поздний Чехов, Горький, Брюсов, Блок, Бунин. Александр Николаевич вспоминал, что его впечатления «приобретали небывалую, почти до физического страдания дошедшую остроту» 14. Критик Сергей Эрнст приводит слова художника: «Маленькая финальная вариация Гердта в «Спящей красавице» открыла мне весь XVIII век, Версаль, Людовика XIV, открыла мне больше, чем все фолианты и музеи» 35. Масса тонкостей.
Они организовали кружок любителей искусства. Художник работал над ними в течение всей своей жизни. Одновременно с этими крупными работами Бенуа опубликовал в журнале «Мир искусства» (1899-1904) и ежемесячном сборнике «Художественные сокровища России» (1901-1903), а позднее в журнале «Старые годы» (1907-1913) и некоторых других изданиях множество статей и заметок по отдельным вопросам истории русского и западноевропейского искусства. Во всяком случае, это вносит дисгармонию. Стал одним из организаторов и идеологов художественного объединения «Мир искусства», основал одноимённый журнал. Эти английские леди, прогуливаясь 10 августа 1901 года по Трианону, «встретились» с Марией Антуанеттой сродни этим удивительным «встречам» и упоминания Бенуа о «странных наваждениях» 24 Версаля: перед ним, пишет Бенуа, проходят «образы того, что происходило здесь когда-то (или что могло происходить) среди этой грандиозной и поэтичной обстановки» 25, что он увидел «создателя всего этого мира, самого короля Людовика и его окружение» 26. Великий Суриков создает в 1895 году «Ермака», в 1899 — «Переход Суворова через Альпы», в 1910 году кончает «Степана Разина». Его версальские пейзажи – субъективно-лирические воспоминания.
(Надо прямо сказать, что без известной «апологетики», очевидно, никакая монография невозможна. ) Однако следует указать, что автор не закрывает глаза и на многие явные и крупные ошибки Бенуа. Природа интересовала художника главным образом в ее связи с историей. «Авось, что там не будет этих русских. » – записал А. Бенуа в своём дневнике перед очередной заграничной поездкой. Если М. В. Ломоносову принадлежит слава первого русского учёного-энциклопедиста, то А. Н.
Знаменитая ванна была запе. В 1911 году им был создан прекрасный «Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа». Соблазн остаться за границей был велик, но страх навсегда оторваться от родной почвы, оказавшись «беженцем» без определённых занятий, останавливал художника на протяжении нескольких лет. Тема Версаля – одна из важнейших в творчестве Бенуа. Ему удается передать «щемящую тоску по чему-то виденному, промелькнувшему, неуловимому» 38, так растрогавшую Жана Кокто. Бенуа уже в апреле 1923 года.
Но театра, где он мог бы осуществить свои замыслы, нет. И в целом, Версаль— не ода королевской власти, а поэма жизни». Самому Бенуа, пожалуй, ближе ли- бертинаж XVIII столетия, чем декадентство конца XIX века: от праздника Монтескью, «короля» декадентов, он увлекает нас в прошлое – фантастическое иллюзорное, театральное. Каждый из рисунков к «Азбуке» представляет собой развёрнутую повествовательную сцену, проникнутую мягким юмором иногда жанровую, чаще – сказочную или театральную, всегда неистощимо изобретательную по сюжетным мотивам. О последнем возмущается и Добужинский.
В 1890-х годах выступает со своими лучшими достижениями Левитан, развивается изумительный дар Серова, Репин пишет «Дуэль», в начале XX века огромный «Государственный Совет», по реализму, разоблачительной силе и по блеску живописи — особенно в этюдах к нему — неоспоримое достижение русской и мировой живописи. Но только пока это соответствие существует, рождается подлинное искусство и рождается красота когда же оно заменяется суетным желанием поразить и удивить новизной или, что еще хуже, желанием «быть по моде», то искусство и красота исчезают, а на место их является унылая подделка, а то и попросту уродство. Равнодушный к столь дорогим сердцу Монтескью «жалобам камней, мечтающих истлеть в забвеньи» 29, Бенуа не запечатлел ни обветшания дворца, ни запустения парка, которые еще, безусловно, застал. В конце 1890-х годов кружок молодых единомышленников преобразовался в общество «Мир искусства» и редакцию одноименного журнала.
С другой стороны, все это время было пронизано обостренными противоречиями. В этих сериях нет историко-жанровых сцен, нет изображений людей и вот таким образом нет оттенка лирической иронии, которой отмечены «Последние прогулки Людовика XIV». Зато его герои уже сами поднимаются на подмостки. Так, в «Павильоне Армиды» Бенуа сделал попытку вывести художественную формулу, синтезирующую XVIII век. Первая и наиболее сильная из них связана с театральными впечатлениями.
«Правда Версаля оказалась более изумительной и чудесной, нежели все вымыслы» 12, – пишет он далее, но при этом, «в сущности, эти настроения (в Версале) были в известной степени возобновлением или продолжением тех, что овладевали мной в Петергофе, в Ораниенбауме, в Царском Селе» 13, «маленьких Версалях» под Петербургом, где работал отец художника, архитектор Николай Леонтьевич Бенуа. Они сохраняли свое существование независимо друг от друга. Природа интересовала художника главным образом в ее связи с историей.
С. П. Дягилев учился вместе с Бенуа на юридическом факультете. Всесильное, всепроникающее и могучее. Следует заметить, что художественные вкусы и взгляды молодого Бенуа формировались в оппозиции к его семье, придерживавшейся консервативных «академических» воззрений. В течение ряда поколений искусство являлось наследственной профессией в его семье.
Обнаженные деревья тянут темные ветви к серому небу. С 1917 – член Совета Эрмитажа. В известной книжке 1928 года «Возникновение Мира искусства» Бенуа (весьма талантливо. ) изображает зарождение журнала и затем всего объединения «личным» делом, объясняет его появление наличием дружеского кружка объединенной общими вкусами молодежи — интеллигентов, художников, дилетантов из обеспеченных (или не столь обеспеченных, но высококультурных) кругов тогдашнего Петербурга.
Весной 1894 года Монтескью снял особняк на Парижской улице и стал устраивать вечера иногда принимая гостей прямо в дворцовом парке – Нолак доверил ему ключ от «святая святых» версальской жизни. — Добужинский пишет о недоразумениях с Красным Крестом (интриги Рериха и глупость Курбатова очевидны), Франк — о том, что в «Руси» появился несочувственный отзыв об «Азбуке», а особенно злой — в «Зрителе» (Арцыбушева). Ей недостает именно историзма. Почти всем, кто участвовал в организации издания, было меньше тридцати.
Оставил воспоминания. В былом искали они утраченную цельность, чистоту помыслов и чувствований. В акварелях Бенуа версальский пейзаж по своей эстетике представлен как русский пейзаж. — Подкрепившись грогом, я повеселел. Но постепенно я научился отдаваться всецело непосредственно чарам Версаля и тогда я еще сильнее начал ощущать в сложных его ароматах, в шорохе листьев, в плеске его водоемов смутные сладкощемящие воспоминания».
Очевидно, это мистификат. Большевики, едва захватив власть, объявили «войну дворцам» и радетель отечественного искусства деятельно занялся проблемами реорганизации дворцовых комплексов, а также сохранения этих памятников отечественной культуры от вандализма и разграбления. Таким периодом безусловно является конец XIX— начало XX века. День его первой встречи с Версалем, напишет он потом в Петрограде, «остался в моей памяти, как один из самых полных и счастливых дней всей моей жизни» 9, «я приехал из Версаля одурманенный, почти больной от впечатлений» 10. В 1907 году А. Н. Бенуа играл важную роль в основании Старинного театра в Петербурге (для которого создал занавес), на следующий год одна из его декораций была использована в парижской постановке «Бориса Годунова».
В отечественной историографии существует мнение, что «Александр Бенуа, подобно Блоку, Белому и Брюсову, поддержал Октябрьскую революцию и с обычным своим усердием работал в качестве хранителя произведений изобразительного искусства в своем родном Петербурге». То, о чем он рассказывал в «Версальской серии», он дополнил теперь сценическим действием, нарядив своих оживших героев в настоящие костюмы. За этим первым опытом последовали четыре акварели – иллюстрации к «Золотому горшку» Э. Т. А. Истинная радость получается от сознания, что творения, будь то пластические образы (в том числе и спектакль), будь то музыкальные звуки, будь то мысли и слова, соответствуют какой-то внутренней подсказке или тому, что принято называть «вдохновением».
— С полчаса, несмотря на стужу, рисовал «Пирамиду» для затеянной картины «Зимний сон» (спор с Арлекином). С одной стороны — это время героической борьбы. Данный экземпляр 77. к тридцати томным мемуарам Сен-Симона, навеяны его книгой.
Современники называли Русские сезоны, для которых Бенуа оформлял многие балетные спектакли, вторжением в Париж. Ощущение, в высокой степени присущее художникам «кружка Бенуа». Экспонировались тут и Последние прогулки Людовика XIV Бенуа. Рисовать он начал ещё в частном детском садике, а в 1885-1890 годах, обучаясь в частной гимназии К. И.
Опыт театральной сценографии словно бы пришел из графических серий Бенуа: некоторые из его парковых пейзажей, хоть и не принадлежат к «людовиковым капризам»40 1897-1898 годов, композиционно выстроены наподобие пустой сцены: с просцениумом и «обрамляющими» кулисами – кустами и статуями 41. Точнее было бы сказать, что А. Н. Там он работал главным образом в театрах: сначала в «Гранд-опера» в Париже с 1924 года с перерывом по 1934 год (знаменитый «Поцелуй феи» И. Стравинского), а в 1930-1950-е годы — в «Ла Скала» в Милане, где постановочной частью заведовал его сын Николай. Все лотерея и судьба.
Сюжет художнику «подсказала» история знаменитой ванны, упоминаемой в мемуарах Бенуа 42 : она была сделана для мадам Монтеспан из цельного куска райского мрамора и украшала собой ванную комнату Во времена стыдливой госпожи де Ментенон ее спрятали иод полом Людовик XV вновь извлек ее на свет и подарил госпоже Помпадур, а она поместила ванну в парке Эрмитажа. Несколько лет спустя Бенуа нарисует столь же непочтительный словесный портрет Людовика XIV: «скрюченный старик с отвислыми щеками, с плохими зубами и лицом изъеденным оспой» 31. Гофмана (1899), оставшиеся неизданными и две страничные иллюстрации к книге П. И. Кутепова «Царская и императорская охота на Руси» (1902), созданные в сотрудничестве с Е. Е. Лансере. Он, опираясь на многочисленные интереснейшие неопубликованные документы, освещает противоречивые позиции художника, осуждает его «бегство» от революции 1905 года, делая это словами его же сотоварищей-художников. В русскую художественную культуру вливаются струи «модернизма».
Русский музей). В композициях Бенуа нередко сохраняются черты театрального «кулисного» построения, хотя на сценических площадках и не выступают исторические персонажи. Приезжая в Версаль, Бенуа встречается с теми, кому Версаль был обязан новым расцветом – Пьером Нолаком, его преемником Андре Ператом3, Анри де Ренье, поэтом и, пожалуй, самым известным прозаиком этого времени4, с Полем Эле, тончайшим гравером, «таким же поклонником Версаля», как сам Бенуа 5 и, наконец, с Робером де Монтескью, которому он посвятит не одну страницу своих воспоминаний.
В 1897-1898 он пишет акварелью и гуашью серию пейзажных картин Версальских парков, воссоздав в них дух и атмосферу старины. Вечно только искусство— то, что создал художник. Само обращение к пейзажу у Бенуа было продиктовано интересом к истории. Одной из важнейших миссий этого движения, возникшего в русле «Мира искусства», был систематический пересмотр всего материала, критических оценок и основных проблем истории русской живописи, архитектуры, пластики и декоративно-прикладного искусства XVIII и XIX столетий.
Именно в «Мире искусства» начинали свою разнообразную деятельность всемирно известные художники: Леон Бакст, Мстислав Добужинский, Евгений Лансере, Игорь Грабарь. Слезы: «Я во всем виновата». Собираясь поставить сказку Перро «в стиле Людовика XIV», директор императорского театра Всеволожский заказал музыку П. И. Чайковскому. В ней приняли участие едва ли не все деятели «Мира искусства». На его долю выпала и наиболее сложная, ответственная её часть — анализ и обобщение истории русской живописи XVIII-XIX веков. Сюжеты для большинства картин этих циклов навеяны мемуарами Сен-Симона. Атя потешная. Я лучше понимаю тогдашние мысли, тогдашние идеалы, мечты, страсти и самые даже гримасы и причуды, нежели я понимаю все это в «плане современности».
В ходе репетиций М. Фокин и А. Бенуа стремились создать драматический балет, сочетающий танец и пантомиму. Начинался период подготовки величайшей из всех мировых революций. Об этом – картины «Фантазия на версальскую тему» и «Прогулка короля». Солнце и холод.
Так было и в XVIII веке, когда «вельможи и потентаты играли во всем, что было действительно прекрасного в той жизни, роль фантошей, нитками которых двигали художники и ее «прошловековая» феерия не что иное, как грандиозная и гениальная художественная фантазия. Как и художников Поля Эле, Мориса Л обра или Анри Ле Сиданера, как и поэтов Анну де Ноай, Анри де Ренье или Альбера Самена, Бенуа вдохновляет в Версале не пышность королевского двора, но осенняя тишина, когда «молчащий парк» 17 одевается «печальным и прекрасным убором» 18. Но в представлении Асафьева перекресток «живописных эпох» по всем своим особенностям совпадает с периодом так называемого «интонационного кризиса» в музыкальной культуре, а «вновь возникающие течения» выступают как отражение эволюции общественных вкусов и общественных требований к искусству. Позднее, уже зрелым мастером, Бенуа исполнил серии пейзажей Версаля, к которому много раз возвращался (1896, 1897, 1898, 1905, 1906, 1907, 1914), Петергофа (1900), Ораниенбаума (1901), Павловска (1902), Рима (1903), Венеции (1912). Автор цитирует отзыв В. В. Стасова о XXV выставке Товарищества Передвижных выставок, где Стасов, неутомимый «пестун» русского реализма, говорит горькие слова о кризисно-печальном состоянии Товарищества. Как и для них, для Бенуа «иллюзия становится хозяйкой в жилище царственной тоски» 20, но странная осязаемость этих иллюзий («я доходил подчас до чего-то близкого к галлюцинации» 21), пожалуй, отличает его работы от картин французских художников, зачастую сближающихся с условностью театральных постановок. В течение ряда поколений искусство являлось наследственной профессией в его семье.
Прямая, проложенная по линейке, дорожка парка, подстриженные деревья – «зеленая архитектура» Версаля – таков музейный этюд Александра Бенуа. Лучшая из книжных работ художника, безусловно, его шедевр – рисунки к «Медному всаднику» Пушкина. Выше уже упоминалось о значении таких «открытий», как русская портретная живопись XVIII века и архитектура старого Петербурга. Обратившись к версальской теме, Бенуа, возможно, стремился воссоздать (при помощи памяти истории и собственного воображения) то эстетическое потрясение, которое он пережил в двадцать лет. После успеха 37 «Последних прогулок Людовика XIV» Бенуа пишет либретто «Павильон Армиды» – варицию на темы «Освобожденного Иерусалима» Тассо и «Омфалы» Теофиля Готье – и рисует костюмы «по мотивам» рисунков Луи-Рене Боке (1717-1814).
Ирония в ретроспективных образах была близка мирискусникам в целом. В 1905 году, живя в Версале, Бенуа признается своему племяннику: «Я упоен Версалем, это какая-то болезнь, влюбленность, преступная страсть» 11. Следует заметить, что художественные вкусы и взгляды молодого Бенуа формировались в оппозиции к его семье, придерживавшейся консервативных «академических» воззрений. Позднее было написано более 40 живописных и графических работ, созданных мастером в разные годы, посвященных Версалю – выдающемуся памятнику французской архитектуры и садово-паркового искусства XVII столетия.
Подтверждение тому находим и в письмах художника, где он не раз говорит о своей неразрывной связи с парковым ансамблем, называя его «мой родной, мой милый Верст». Недаром жизнь здесь походит на спектакль («Китайский павильон», «Купальня маркизы»). Людовик XVI был лишь одним из «внуков великого актера», попавшим на сцену, – и потому очень естественно, что он был прогнан зрителями, причем провалилась и пьеса, недавно еще имевшая громадный успех»33. Первым был Пьер де Нолак, поэт и хранитель версальского замка с 1892 по 1920 год.
Это восхищение он стремился воплотить в пейзажах, жанрах, книжных иллюстрациях, театральных декорациях. В 1896—1898 и 1905—1907 г. работал во Франции. Пространственные характеристики появляются, когда речь заходит о парке (что особенно примечательно, если вспомнить, что реальный дворец семиотически перегружен исходная символика парка, впрочем, тоже почти всегда игнорируется – кроме нескольких стихотворений Ренье, обыгрывающих мифологические сюжеты использованные в оформлении фонтанов).