Борисов Мусатов Реквием

В ночь на 26 октября 1905 г. Борисов-Мусатов скоропостижно скончался, успев завершить лишь большую акварельную работу «Реквием» – дань безвременно ушедшей Н. Ю. Станюкович. В Тарусе Борисов-Мусатов создает и свое последнее произведение – большую акварель Реквием (1905, ГТГ), посвященную памяти безвременно умершего друга, Н. Ю. Картина полна неизъяснимой грусти и очарования. Еще одна картина Борисова-Мусатова «Реквием» продолжает идеи, начатые в «Изумрудном ожерелье».

Появление «мусатовской девушки»

В родном городе у художника появилась идея создать масштабную картину. Когда его спросили, где он видел такую природу, тот ответил: «В своем саду. Монументальность его обусловлена, конечно, не размером холста (хотя Водоем — самая большая из всех его картин), а равновесием масс, найденным с предельной точностью, обобщенностью и лаконизмом цвета, более глубокого и звучного, чем прежде. Виктор старался передать яркий на солнце белый тон ограды, сизоватые тени на траве. За видимой тишиной и смирением прячется целая буря чувств, романтики и ностальгии. Изысканные пастели и акварели Борисова-Мусатова – такие, как Майские цветы (1894), Агава (1897), Гобелен (темпера, 1901), Водоём (1902), Изумрудное ожерелье (темпера, 1903-04), Куст орешника (пастель, 1905), Осенняя песнь (1905), Балкон осенью (1905) и многие другие – заслуженно входят в сокровищницу русского искусства.

Пейзаж и костюмы берет из русской помещичьей старины, вне определенной исторической эпохи. На заднем фоне художник изобразил лес с необычными растениями. Мимо расцветших деревьев по молодой траве с пушистыми шариками одуванчиков идет девушка. Картина находится в коллекции Государственной Третьяковской галереи. Но его работы приходились по вкусу не всем. Он был окружен любовью, заботой и лаской.

  1. Реквием — Виктор Борисов-Мусатов
  2. Виктор Борисов-Мусатов «Реквием»
  3. Борисов-Мусатов, Виктор Эльпидифорович
  4. Красивая эпоха: 5 самых известных картин Борисова-Мусатова
  5. Акварель «Реквием» художника «Дворянских гнезд» Виктора Борисова-Мусатова
  6. Борисов-Мусатов Виктор Эльпидифорович (1870 – 1905)
  7. Борисов-Мусатов Виктор Эльпидифорович

Художник умирает внезапно летом 1905 года на даче в Тарусе. Легкие коричневые штрихи, окруженные густыми пятнами желтого цвета, словно намекают на гроздья сережек цветущего орешника, осыпанные пыльцой (хотя пейзаж писался осенью). Вмешательство грамотного доктора, безусловно, сыграло большую роль в жизни маленького Вити. Сделав две-три попытки обратиться к сюжетам античности (в оставленной на стадии эскизов картине Рабы, в пастушеской идиллии Дафнис и Хлоя), Борисов-Мусатов бесповоротно отдается живописно-лирической теме: милой его сердцу поэзии русской природы и старины, прекрасной своей одухотворенностью русской женщине. Призраки полны скорби и печали.

Мы сразу встрепенулись, заговорили, зашумели – счастливые, радостные. Глубоко тронутый произошедшим, художник создал свой Реквием. художественный музей им. Как будто зарей ушедшей юности освещены стены родного дома. У Борисова-Мусатова было несколько вдохновлявших его моделей: его сестра Елена, его жена Елена Александрова-Сковорода, друг семьи Надежда Станюкович. Они посвятили картинам Борисова-Мусатова циклы стихотворений. Казалось, что и дом замер с окружающей его увядающей зеленью. Себя автор написал с краю, обрезав холстом, как на полотнах импрессионистов.

  1. История создания картины Реквием Виктора Борисова-Мусатова
  2. Картины — Борисов-Мусатов, Виктор Эльпидифорович
  3. Виктор Эльпидифорович Борисов- Мусатов
  4. Борисов-Мусатов: биография и картины художника
  5. Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов ( -)

ГТГ) и другие. За видимой тишиной и смирением прячется целая буря чувств, романтики и ностальгии. «Реквием», написанный о прекрасном друге, стал реквиемом и для самого художника Виктора Борисова-Мусатова.

В декабре 1903 года семья Мусатовых переезжает в Подольск. Осенью, в октябре, молодой художник умер. Местом действия картины «Реквием» является зубриловский парк. За свою короткую жизнь художник написал 77 картин, которые находятся в 20 музеях мира. Возможно, на оригинальное видение композиции повлияло увлечение фотографией. Первые попытки он предпринял в 1896 году в портрете сестры Елены Мусатовой.

Он был похоронен на окраине Тарусы, на берегу Оки. Верность Зубриловке Борисов-Мусатов сохранил до конца жизни. Чувствуется близость Востока, близость пустыни. В числе наиболее известных книг оформленных и иллюстрированных Марианной Викторовной были: Диккенс Г. Честертона (1929), Дневник капитана Скотта (1934), История ацтеков Д. Вайяна (1949. ), лка в Сокольниках А. Т. Но в самой манере изображения двух беседующих женщин скрыто что-то неизмеримо более глубокое.

В 1895 году Борисов-Мусатов покидает Училище и отправляется в Париж, где в течение трех зим, совершенствуясь в рисунке, работает в мастерской посредственного исторического живописца, но опытного педагога Ф. Кормона. Сам Борисов-Мусатов после нее обрел уверенность в себе, в своих творческих поисках. Виктор ходил в другой комнате. Сегодня мы предлагаем вспомнить 5 самых известных из его полотен.

Несмотря на тщательность прорисовки, женщины Реквиема превращены Борисовым-Мусатовым в тени заменяя живой образ символом, он ближе, чем когда-либо ранее, подходит в Реквиеме к символизму в его мистическом преломлении. Также он занимался монументальной живописью — «Весенняя сказка», «Летняя мелодия», «Осенний вечер» и «Сон божества». Это и дало настроение брату написать картину «Призраки» Он лично пояснял нам, как я помню, будто с окончанием жизни опустевшего помещичьего дома «всё уходило в прошлое», как изображены им на первом плане картины удаляющиеся призрачные фигуры женщин». Картина настолько прекрасна, насколько и символична. Современники сразу же обратили внимание на новизну красок и поэтичность картины. В акварели На балконе.

  1. О жизни и творчестве выдающихся художников
  2. Старинные усадьбы на полотнах Борисова-Мусатова
  3. Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  4. Фотография в творчестве Виктора Борисова-Мусатова

Весенний цветущий сад. Большую часть ранних произведений художника составляли пейзажные этюды, но с середины 1890-х годов художника всё больше привлекает изображение человека, особенно женщины. Таруса (1905, ГТГ), Куст орешника (1905, ГТГ), Осенняя песнь (1905, ГТГ) написаны они нежными тающими красками и с большой силой обобщения. По возвращении из Парижа он жил сначала в Саратове, а с 1903 года – в Подольске и Тарусе.

Реквием — Виктор 
Борисов-Мусатов

Так же размыт пейзаж. Задумчивый мотив звучит в природе. Особое место в творчестве Борисова-Мусатова занимает знаменитое имение Зубриловка Саратовской губернии, которое художник неоднократно посещал в 1898-1903 годах, результатом чего стали работы Гобелен (1901), Водоём (1902), Прогулка при закате (1903), Призраки (1903), Сон божества (1904-1905). Впоследствии в одном из писем молодой Мусатов писал о себе: «Во мне кровь плебейская, но душа принца».

Мерцают сиреневые, зеленые, серые, розовые тона в голубом зеркале водоема. Художник чувствовал, что вместе с имением уходила в прошлое целая эпоха. В левом углу картины – часть чьего-то летящего светлого платья. Через просеку видна холодная, будто стальная, Ока.

Несмотря на это Борисов-Мусатов рос общительным, живым, хотя и мечтательным ребенком. Его последней картиной символично стала картина Реквием. В1902 г. Борисов-Мусатов вновь посетил усадьбу вместе с сестрой Еленой и художницей Еленой Владимировной Александровой (будущей женой). Кумиром его был Леонардо да Винчи, которому, кроме всего прочего, как никому другому, удавались сфумато (прозрачные тени).

Весь пейзаж – это небо и деревья, отражённые на глади воды. Уже тогда усадьба пребывала в запустении, редко посещаемая тогдашними хозяевами. В нем и в природе родного Поволжья он черпал свои силы и вдохновение. Белым-белы ветви вишен на фоне флигеля, порозовевшего от вечерней зари. Все здесь художником написано с натуры, все знакомо и легко узнается.

Наслаждаться прекрасным, радоваться жизни – пока живы. Здесь, среди дубовых рощ, начинает он новую картину — Изумрудное ожерелье. Лето 1903 года Борисов-Мусатов с женой, художницей Е. В. В них звучит мелодия угасания осенней природы, близкая душевному состоянию художника. Родился Виктор Эльпидифорович в Саратове 2 (14) апреля 1870 года в семье бывших крепостных Мусатовых, впоследствии вошедших в мещанское сословие.

Глядя на них, человек испытывает счастье и умиротворение. У ребенка начал расти горб. Отец всячески поддерживал это стремление, покупал ему карандаши, краски. В первые послереволюционные годы некоторые приёмы символизма оказались для ряда художников средством выражения романтического ощущения наступления новой эры: Б. М. Кустодиев: «Большевик», К. Ф. Юон: «Новая планета» и др. Способствует этому и внутренняя культура, утонченность духовного мира Борисова-Мусатова, его влечение к музыке, литературе, современной поэзии (по преимуществу символистской и неоромантической), философии. Вся она в мелком белом цвету, сплошь усыпавшем ветки, вроде кисейного кружева.

Ритмы картины чрезвычайно продуманны. В Саратове у него была школа художников-единомышленников, выставивших свои работы в 1904 году на экспозиции «Алая роза». После смерти мужа Елена Александрова при поддержке друзей семьи организовала посмертную выставку Борисова-Мусатова, не совсем оценённого при жизни. Мусатов четко знал то, что хотел сказать. Расцвет творчества Борисова-Мусатова падает на начало XX века, когда были созданы наиболее совершенные работы художника: Весна (1898 – 1901, ГРМ), Гобелен (1901, ГТГ), Водоем (1902, ГТГ), Изумрудное ожерелье (1903-1904, .

Но времени для исполнения задуманного у него уже не было. Стоял май в разгаре, белымбело цвели сады.

Пока не пошел снег. Просматриваются здесь и образы жены, сестры художника.

В Саратове он также создал серию полотен с мальчиками-натурщиками. В1902 г. Борисов-Мусатов вновь посетил усадьбу вместе с сестрой Еленой и художницей Еленой Владимировной Александровой (будущей женой). Близость к Москве была крайне важна для него. Те же искания живо затрагивали и Мусатова. Некоторые критики обвиняют его картины в постановочности и манерности. Но очевидно, что творчество Борисова-Мусатова очень близко к импрессионизму.

Мусатов достигает здесь удивительной ритмичности в чередовании легких, светлых тонов. Стояла тишина. Горб хоть и не исчез совсем, но перестал расти, у мальчика снова появился интерес к жизни. Недаром Борисов-Мусатов назовет Изумрудное ожерелье самой языческой своей картиной.

Чувствуется аромат сирени. Пишет картины, как итальянские фресковые художники XV века. На берегу водоёма – приезжавшие с художником в имение сестра Елена Мусатова (в розовом платье) и невеста, Елена Александрова-Сковорода (в синем). Верность Зубриловке Борисов-Мусатов сохранил до конца жизни. После этой поездки Борисов-Мусатов написал картину «Гобелен».

Поэзия картины, при всей ее камерности, чрезвычайно действенна. Часто, в процессе написания картин, Борисов-Мусатов использовал свой фотоаппарат Кодак. Картина выглядит будто вход в потусторонний мир, а женские образы стоят на его пороге. Борисов-Мусатов родился 2 (14) апреля 1870 года в Саратове в семье мелкого железнодорожного служащего из бывших крепостных. Стояла тишина. В 1899 г. художникВ.

Вместе с семьёй Мусатов перебрался в Подольск, тесно сойдясь с литераторами-символистами, сплотившимися вокруг журнала Весы. Жаль, что многим из них так и не удалось воплотиться. Борисова-Мусатова увлекают два направления в современной живописи. Первую картину, «Мальчик с собакой», художник написал еще до поездки в Париж в 1895 году, а завершающую, «Мальчик около разбитого кувшина», — через четыре года.

В воде отражается холодное бледно-серое небо. На берегу водоёма – приезжавшие с художником в имение сестра Елена Мусатова (в розовом платье) и невеста, Елена Александрова-Сковорода (в синем). Он был похоронен на окраине Тарусы, на берегу Оки. Борисов-Мусатов с большим желанием учился у старого учителя в училище.

Без труда опознается место действия, это любимая Борисовым-Мусатовым усадьба в Зубриловке. Монументальность его обусловлена, конечно, не размером холста (хотя Водоем — самая большая из всех его картин), а равновесием масс, найденным с предельной точностью, обобщенностью и лаконизмом цвета, более глубокого и звучного, чем прежде. В его понимании язычество — синоним пантеизма. Картина «Последний день», купленная в мае 2006 г. на Sothebys за 702 400 британских фунтов (Sothebys, 31. 05. 2006), является, по-видимому, единственной работой живописца проданной на аукционах. Кажется, вот-вот пойдет дождь, затем настанет зима А этот миг так прекрасен.

Державина, гостивших и проживавших там. Сделав две-три попытки обратиться к сюжетам античности (в оставленной на стадии эскизов картине Рабы, в пастушеской идиллии Дафнис и Хлоя), Борисов-Мусатов бесповоротно отдается живописно-лирической теме: милой его сердцу поэзии русской природы и старины, прекрасной своей одухотворенностью русской женщине. Я лег ничком на землю и все вдруг начало казаться мне огромным и фантастическим».

В Тарусе художник создает свои лучшие пейзажи: На балконе. Мы сразу встрепенулись, заговорили, зашумели – счастливые, радостные. Водоём стал своего рода кульминацией живописных исканий первых лет XX века. Скорее, это мусатовская «Прекрасная дама», она такая же условность и такая же реальность, как лирическая муза поэта». Возникает впечатление, что «Гобелен» вот-вот сорвется со стены и за ним откроются таинственные знаки другого, высшего бытия.

В этот период он написал пейзажи «На балконе. Часто, в процессе написания картин, Борисов-Мусатов использовал свой фотоаппарат Кодак. Повсюду жизнь. О нем говорили – «певец уходящих усадеб», художник «зыбкого мира».

Он всегда был окружен симпатизирующими ему людьми. Этой некрасивости посвящают они все свое творчество, украшают ее всеми сокровищами своего таланта, опрозрачивают, возводят ее на престол и силой своей любви создают из некрасивости новую Красоту. Особое место в творчестве Борисова-Мусатова занимает знаменитое имение Зубриловка Саратовской губернии, которое художник неоднократно посещал в 1898-1903 годах, результатом чего стали работы Гобелен (1901), Водоём (1902), Прогулка при закате (1903), Призраки (1903), Сон божества (1904-1905). Такой уход в собственный мир чувств и образов — удел многих русских и европейских художников, поэтов, композиторов рубежа двух столетий.

Многие молодые художники видели Борисова-Мусатова своим идейным предводителем. Короткую, яркую, но быстро угасшую жизнь прожил художник Борис Мусатов. Вершиной творчества мастера явилась картина Водоем (1902, ГТГ), в ней поэтические грезы выражены в совершенной, законченной форме.

Также здесь появляются любимая «холодная» зелёно-синяя колористика, отрешённость героев, размытость образов на заднем плане, необычная композиция: до Мусатова не было принято изображать «срезанную» краем холста часть фигуры. Когда родился Виктор – счастью не было предела. Изысканные пастели и акварели Борисова-Мусатова – такие, как Майские цветы (1894), Агава (1897), Гобелен (темпера, 1901), Водоём (1902), Изумрудное ожерелье (темпера, 1903-04), Куст орешника (пастель, 1905), Осенняя песнь (1905), Балкон осенью (1905) и многие другие – заслуженно входят в сокровищницу русского искусства.

Мимо расцветших деревьев по молодой траве с пушистыми шариками одуванчиков идет девушка. Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять. Слышатся в ней и отголоски японского искусства, сильно влиявшего на европейскую живопись (и графику) последних десятилетий XIX века. Задумчивая дама с веером в руках – как бы сошедшая с фотографий саратовская натурщица Домбровская. И Виктор улыбался, радостно смущенный».

В 1907 году открывается выставка «Голубая роза», название которой дал Андрей Белый и костяк которой составили представители ближайшего окружения Борисова-Мусатова, он был признан их идейным вождем. По возвращении из Парижа он жил сначала в Саратове, а с 1903 года – в Подольске и Тарусе. На белые платья девочек легли отсветы розоватые у Лены и легкие голубые у Нины. Четыре эскиза – Весенняя сказка, Летняя мелодия, Осенний вечер и Сон божества (ГТГ) – объединены общим названием Времена года.

В 1904 г. в ряде городов Германии с успехом прошла персональная выставка работ Борисова-Мусатова, а весной 1905 г. художник принял участие в выставке Общества французских художников (Salon de la Socit des Artistes Franais) и стал членом этого общества. Умер Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов 26 октября 1905 г. Работы живописца экспонируются во многих картинных галереях: в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Воронежском областном художественном музее, Саратовском художественном музее, Национальном художественном музее Республики Беларусь, Нижегородском государственном художественном музее. На фоне южного фасада Зубриловской усадьбы изображена размытая фигура девушки в белом. В них звучит мелодия угасания осенней природы, близкая душевному состоянию художника. Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов (1870-1905) родился в Саратове в семье мещанина Эльпидифора Борисовича Мусатова. Вскоре Борисов-Мусатов оставляет училище и начинает серьезно заниматься живописью. В Тарусе Борисов-Мусатов создает и свое последнее произведение – большую акварель Реквием (1905, ГТГ), посвященную памяти безвременно умершего друга, Н. Ю. Станюкович – жены известного писателя.

С этой работы начался новый этап в жизни художника, завершившего своё ученичество. Так, творчество В. Борисова-Мусатова относят к символизму, считая художника певцом «дворянских гнёзд». Казалось, что и дом замер с окружающей его увядающей зеленью.

Художник словно призывает любоваться прекрасными образами природы здесь и сейчас. В 1884 году Борисов-Мусатов поступает в саратовское реальное училище. Юный Витя с 6 лет проявил большой интерес к рисованию. От Коновалова он получает первые навыки мастерства, первые эстетические представления. Последней работой Борисова-Мусатова стала акварель «Реквием» в память об умершей Надежде Станюкович. Но к таким произведениям, как «Дворянское гнездо», «Ася», полотна этого художника – «Водоем», «Ожидание гостей», «Одиночество» – являются лучшими иллюстрациями. Он знакомится с импрессионизмом в чистом, классическом проявлении.

Летом Борисов-Мусатов возвращался в Саратов. Сине-зеленые тона автопортрета впоследствии появлялись и в других произведениях мастера.

Также на картине изображены образы жены и сестры. Не веселит солнце, если оно горит в лучах заката и весна – грустна, если в ней память отсиявших весен. Сумерки начинают сгущаться. Станюкович.

Мережковский писал о том, что погибший мир богов Эллады с какой-то удивительной закономерностью является в эпоху Возрождения: Как будто из народа в народ из тысячелетия в тысячелетие братские голоса перекликаются и подают друг другу весть, что странники идут по одному пути, к одной цели, через все исторические перевалы, через все долины и горы. Поместье Зубриловка. Весенний цветущий сад. За видимой тишиной и смирением прячется целая буря чувств, романтики и ностальгии.

Те же искания живо затрагивали и Мусатова. Многие молодые художники видели Борисова-Мусатова своим идейным предводителем. На «Автопортрете с сестрой» впервые появился образ задумчивой «мусатовской девушки», который стал характерным для большинства последующих картин художника. Он много и усердно работал, носил в себе множество замыслов и идей.

И даже просветы меж ветвей ее узорны. Наиболее ярким представителем «голуборозовцев» был В. Э. Борисов-Мусатов. Казалось, что и дом замер с окружающей его увядающей зеленью.

Волею судьбы, это был реквием и самому автору. Увлекается Мусатов русским художником Ге и французскими импрессионистами. Она отвернулась, но именно ее взором увиден и одухотворен весь пейзаж. «Как хорошо Боже, как хорошо. » – прошептал кто-то тихо. Слышатся в ней и отголоски японского искусства, сильно влиявшего на европейскую живопись (и графику) последних десятилетий XIX века. Теперь он вернулся и разразился целой серией синих картин, в которых ни один мудрый философ не доискался бы до смысла» Именно так были восприняты официальной критикой лучшие творения Борисова-Мусатова – «Осенний мотив» (1899 г. ), «Гармония» (1900 г. ), «Весна» (1901 г. ), «Гобелен» (1901 г. ), «Водоем» (1902 г. ) и «Изумрудное ожерелье» (1904 г. ). Продлится он недолго — всего пять лет и оборвется смертью художника. Семья переезжает в Подольск, но лето всегда проводят на даче в Тарусе.

Таруса (1905, ГТГ), Куст орешника (1905, ГТГ), Осенняя песнь (1905, ГТГ) написаны они нежными тающими красками и с большой силой обобщения. Картина находится в коллекции Государственной Третьяковской галереи. Бледнеет ночь. Но вершины в пейзажной живописи Борисов-Мусатов достигает в последние месяцы своей жизни. Летние облака принимают фантастические формы.

Борисов-Мусатов читает газеты и письма, которые ждет с нетерпением. С этой работы начался новый этап в жизни художника, завершившего своё ученичество. В 1901 г. он приехал в Зубриловку. Но он не перерисовывал картины, а создавал параллельные творческие единицы. Известность Борисова-Мусатова растет. Это и дало настроение брату написать картину «Призраки» Он лично пояснял нам, как я помню, будто с окончанием жизни опустевшего помещичьего дома «всё уходило в прошлое», как изображены им на первом плане картины удаляющиеся призрачные фигуры женщин». Таруса», «Куст орешника», «Осенняя песнь».

И Виктор улыбался, радостно смущенный». Среди женских фигур на фоне торжественно вознесённой архитектуры, в которой узнаются зубриловские постройки, трижды возникает облик Надежды. Во всех картинах главная цель — создание единой красочной гармонии. «Как хорошо Боже, как хорошо. » – прошептал кто-то тихо. По окончании совершенствовал мастерство в Париже, в студии Ф. Кормона.

Какие-то слухи долетают до меня. У времени и у них одно общее – вечность. Сидящий лев и ваза – с пандуса лестницы из дома в Зубриловке.

Способствует этому и внутренняя культура, утонченность духовного мира Борисова-Мусатова, его влечение к музыке, литературе, современной поэзии (по преимуществу символистской и неоромантической), философии. Именно такой работой у Мусатова является Водоём. Он был далек от вмешательства в общественную жизнь, если это не было вызвано интересами творчества. Действительно, на полотнах Борисова-Мусатова чаще всего мы видим изображение старинных усадеб, прудов, тенистых парков, а на их фоне – прекрасных девушек (чаще всего это сестра художника и его жена), очарованных красотой природы и погружённых в лёгкую грусть.

Здесь он создавал по шесть-девять законченных полотен в год.

Хозяева редко приезжали сюда, вот таким образом усадьба и парк постепенно запустевали. Гобелен звучит как приглушенная мелодия, в которой воскресают старинные музыкальные пьесы с их отвлеченной темой, прозрачной формой, отчетливым ритмическим рисунком.

Сумерки начинают сгущаться. Сам художник, описывая свою жизнь и творчество того времени, говорил, что живет в мире грез и фантазий «среди березовых рощ, задремавших в глубоком сне осеннего тумана». При этом Борисову-Мусатову оказываются достаточно чуждыми философские основы символизма, особенно в мистических проявлениях, полных безысходного мрака. Борисова-Мусатова увлекают два направления в современной живописи.

1903Романтика старинной усадьбы, тенистого парка сильно впечатлили художника. Я писал его с точки зрения мыши. В более поздних работах — этюде «Девушка с агавой» и «Агава» 1897 года — проявились черты собственного стиля Борисова-Мусатова.

Произведения просто завораживают своей красотой. Изысканные пастели и акварели Борисова-Мусатова – такие, как Майские цветы (1894), Агава (1897), Гобелен (темпера, 1901), Водоём (1902), Изумрудное ожерелье (темпера, 1903-04), Куст орешника (пастель, 1905), Осенняя песнь (1905), Балкон осенью (1905) и многие другие – заслуженно входят в сокровищницу русского искусства. Борисов-Мусатов с большим желанием учился у старого учителя в училище. По цветам и характеру мазка эти работы напоминали картины французских импрессионистов.

Но в три года мальчик неудачно упал, серьезно повредив позвоночник. Картина находится в коллекции Государственной Третьяковской галереи. А глубина картины уже погружается в прохладный полусумрак.

Причина в болезненно острой реакции на социальные противоречия железного, воистину жестокого века, особенно ощутимые в растущем, богатеющем и вместе с тем глубоко провинциальном Саратове.