Босх Описание Картин

И даже животных, которых никогда не видел, просто по описанию словесному и редким картинкам Босх рисует хорошо.

«Ад, Иероним Босх» — описание картины

Но делается это не в помещении, а на открытом воздухе, на фоне бескрайнего пейзажа. Другие считают мастера хорошим знатоком народных традиций и нидерландского фольклора. Качественно новым свойством этих композиций становится их многофигурность. Его фигура воспринималась современниками в контексте с сатирической книгой С. Брандта «Корабль дураков». Работал главным образом в Хертогенбосе в Северной Фландрии.

В 1486 году вступил в Братство Богоматери («Zoete Lieve Vrouw»)— религиозное общество, возникшее в Хертогенбосе в 1318 году и состоявшее как из монахов, так и мирян. Босх, Бос (Bosch) Хиеронимус, великий нидерландский художник. На картине Антоний изображен в самом ее центре, его спокойное лицо обращено к зрителям, словно говорит: «Не бойтесь» ибо все эти уродливые существа на картине, в действительности не могут нанести святому никакого вреда.

Алтарь «Искушения святого Антония» (преподобного Антония Великого) наполнен бесами: чудовищами, составленными из частей различных животных, уродливыми карликами, летящими рыбами-кораблями, безголовыми птицами, оживающими предметами, обнаженными женскими фигурами. Нам также известно, что Босх был знаменит и почитаем. Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру. К таким художникам следует отнести, прежде всего, Квентина Массейса и Иоахима Патинира.

Картины ада были второй, наиболее таинственной стороной творчества Босха. Мистик Иоганн Рюйсбрук пишет, что сова избегает света и посещает мертвых. Мир Босха смятенный, особенный и неповторимый. Виселица на заднем плане не мешает крестьянам устроить праздник и танцевать. Сад проражает своей красотой – обнаженные мужчины и женщины плавают в потрясающих водоемах, катаются верхом на разнообразных животных (пантерах, оленях, грифонах).

Корабль дураков 
 (картина Босха)

Корабль дураков (картина Босха)

Фантасмагорический мир Босха вполне отвечает теории автоматизма изложенной Андре Бретоном в первом манифесте сюрреалистов (1924): художник запечатлевает любой образ, возникший в его сознании. Для нас особенно важно, как он претворял свои познания в мир фантастических образов. Jheronimus Bosch, лат. Кроме своего увлечения живописью, он занимался алхимией, спиритизмом, астрологией, оккультными науками, употреблял галлюциногены. Босх, по мнению де Сигенсы, является единственным художником изобразившим человека изнутри.

Странник колеблется и почти готов поддаться искушению. Сюжет его, видимо, основывался на старой нидерландской пословице: «Мир, — стог сена и каждый старается ухватить с него сколько может». Фигура шута заставляла многих историков искусства усматривать связь между этой находящейся в Лувре работой Босха и книгой Себастьяна Бранта «Корабль дураков», ещё при жизни автора выдержавшей шесть изданий и переведённой на несколько языков. Здесь верховодит шут по замыслу его роль— сатирическое обличение обычаев и нравов того времени. Картина называется «Искушение святого Антония «.

Описание картины 
Иеронима Босха «Концерт 
в яйце»

Описание картины Иеронима Босха «Концерт в яйце»

Макс Эрнст и Сальвадор Дали объявили себя его наследниками. В нидерландской народной песне (около 1470 г. ) рассказывается, как Бог сложил подобно копне сена всё, что есть на свете хорошего, в одну кучу, предназначив её на общее благо. Босх, быть может, под влиянием своих предшественников, обращавшихся к этому сюжету, на сей раз отказался от столь излюбленного им изображения шабаша бесов и даже изображённые слева внизу горящие корабли и маленький монстр справа, навеянные образами Апокалипсиса, не могут сколько-нибудь серьёзно нарушить ту идиллическую обстановку, в которой Иоанн радуется явлению Девы Марии «во славе». Её адепты стремились к превращению («трансмутации») неблагородных металлов в золото и серебро с помощью воображаемого вещества— «философского камня». Его картины очень многогранны и неоднозначны их можно понимать по-разному.

В той же капелле было совершено и отпевание живописца, скончавшегося9 августа1516г. Первым расшифровать это произведение попытался испанский монахом Фреем Иосифом Сигуэнцей (Хосе де Сигуенса), в 1605 г. Он считал, что в нем дан собирательный образ земной жизни человека, погрязшеro в греховных наслаждениях и забывшего о первозданной красоте утраченного рая и потому обреченного на гибель в аду. Хосе де Сигуенса писал: «На мой взгляд, различие между картинами этого художника и картинами всех остальных заключается в том, что остальные стремятся изобразить человека таким, каким он выглядит снаружи, в то время как один лишь он имел достаточно мужества изобразить человека изнутри». Внизу под ним буйствует Жадность.

Описание картины 
Иеронима Босха «Сад 
земных наслаждений»

Описание картины Иеронима Босха «Сад земных наслаждений»

В нем часто усматривают далекого предтечу сюрреализма. (Далее попробуйте сами разглядеть, где какой грех изображен, это интересное занятие) В центре картины изображен Иисус и написано: «Берегись, берегись. Впоследствии этот образ найдет свое развитие в картине «Бродяга» или «Блудный сын», 1510 г. Особенно много загадок и по сей день таит в себе другой босховский триптих — «Сад земных наслаждений» (Около 1510-1515гг. ), в котором художник выступает во всеоружии своего мастерства. Центральная часть триптиха представляет собой панораму фантастического «сада любви», населенного множеством обнаженных фигур мужчин и женщин, невиданными животными, птицами и растениями. Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру.

Х. де Сигенса, будучи в начале XVII в. библиотекарем Эскориала, хорошо знал картины Босха. Лишь семь творений Босха подписаны. Лекарь производит операцию на голове сидящего в кресле человека. Но вот створки раскрыты и невольно глаза останавливаются в центре: так вот куда придет человек со створок. Уже проницательные современники отмечали, что другие пытаются, насколько возможно, писать человека, как он выглядит снаружи, в то время как он (Босх) имеет мужество писать его таким, каков он внутри. В центре картины «Сад наслаждений» Босх изобразил так называемый «сад любви», по которому прогуливаются множество влюбленных пар.

Особый успех имели гравюры иллюстрирующие пословицы и сцены из народной жизни.

Описание картины 
Иеронима Босха «Святой 
Иоанн Богослов на

Описание картины Иеронима Босха «Святой Иоанн Богослов на острове Патмос»

Иоанна (1489, картина утрачена) или даже модели канделябра. В тот же период создана одна из самых пленительных картин мастера — «Иоанн Евангелист на острове Патмос» (ок. По сравнению с более ранним «Несением крест» из Гента здесь налицо изменение манеры и композиционных приёмов мастера. Картины позднего периода очень различны по своему мироощущению. Один из исследователей назвал «Сад» «отравленным раем», следствием которого может быть только ад (левая створка).

Семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Аахена, была издавна связана с живописным ремеслом: художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония, который незадолго до кончины передал мастерскую своему сыну Госсену. В Преисподней с наслаждением трудятся не только черти, но и дьяволицы. По меркам людей, сено – товар никчемный и дешевый. Успех гравюр, сделанных по мотивам босховской «нечисти», немедленно вызвал к жизни всевозможные подражания и реплики (вплоть до сознательных подделок).

Описание картины 
Иеронима Босха «Семь 
смертных грехов

Описание картины Иеронима Босха «Семь смертных грехов и четыре последние вещи»

Семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Аахена, была издавна связана с живописным ремеслом — художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. 1510, Мадрид, Прадо) — произведение, гармония которого сродни той, что присуща «Иоанну Евангелисту на Патмосе». Колористическое мастерство художника достигает в этих картинах поразительной силы. Босх придаёт алхимии негативные, демонические черты.

Братство, посвящённое культуДевы Марии, занималось и деламимилосердия. Что касается разного рода нечисти, то тут фантазия Босха не знает границ. Другие часто встречающиеся символы: это лестница, обозначающая путь к познанию в алхимии или символизирующая половой акт перевёрнутая воронка — атрибут мошенничества или ложной мудрости ключ (познание или половой орган), часто по форме не предназначенный для открывания отрезанная нога, традиционно ассоциирующаяся с увечьями или пытками, а у Босха связанная ещё и с ересью и магией. С ним очень мало праведников оказалось на небесах. Семья ван Акенов, происходившая из немецкого городаАхена, была издавна связана сживописным ремеслом— художниками былиЯн ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония.

  1. Взятие Иисуса под стражу и Несение креста
  2. Жизненный путь, алтарь Воз сена
  3. Земной Рай, композиция Видения загробного мира
  4. композиция Видения загробного мира
  5. Аллегория чревоугодия и любострастия
  6. Картина «Сад земных наслаждений»
  7. Босх ИеронимКартины и биография

Тайна Иеронима Босха состоит в том, что был шизофреником. Внешние створки алтаря (закрытого) изображали будничную, хорошо знакомую зрителю сцену: по дороге—символу земной жизни — бредет усталый, оборванный путник. Мастерская ван Акенов выполняла самые разнообразные заказы— в первую очередь стенные росписи, но также золочение деревянной скульптуры и даже изготовление церковной утвари.

Бог сложил в копну все хорошее и дурное и предназначил это для всех. К таким художникам следует отнести, прежде всего, Квентина Массейса и Иоахима Патинира. Одним словом, Иероним Босх был образованным человеком своего времени.

  1. Иероним Босх: жизнь и творчество художника
  2. Загадочное творчество Иеронима Босха
  3. 15 малоизвестных фактов о самом загадочном триптихе Иеронима Босха
  4. САД РАДОСТЕЙ ЗЕМНЫХ Иероним Босх
  5. Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  6. Мистический художник Иероним Босх

Все виды человеческого уродства, нравственного разложения предстают здесь перед зрителем. Его техника называется алла прима. Характерно и другое: гротескное уродство героев воплощается автором в сияющих красках. Массейс перенял жанровый характер и моралистическую направленность босховских триптихов и в его творческом преломлении это стало характерным достоянием голландской живописной школы.

Герои ранних картин бродячие фокусники, комедианты, лекари-шарлатаны. Он напоминает гигантскую строительную площадку. Её адепты стремились к превращению («трансмутации») неблагородных металлов в золото и серебро с помощью воображаемого вещества – «философского камня». Изъятые из позднеготического контекста, в котором они возникли, его чудовищные фигуры получили новую жизнь и знаменательно, что Макс Эрнст (1891—1976) и Сальвадор Дали (1904—1989) объявили себя его наследниками.

  • Картины Иеронима Босха включая и те, что когда-либо приписывались ему
  • Графика – рисунки Иеронима Босха включая и те, что когда-либо приписывались ему
  • Общая характеристика творчества
  • Роттердам, Пилигрим или Торговец вразнос
  • Триптих из коллекции испанских королей

Под тяжестью креста склонился Христос, а вокруг него тесно сгрудились его ненавистники. Не мудрствуя лукаво, Босх картины писал изображая и Рай и Ад, которые уже действуют. Особый успех имели гравюры иллюстрирующие пословицы и сцены из народной жизни. Можно предположить, что художественному мастерству он выучился в семье. В многоплановом творчестве Питера Брейгеля Старшего обе тенденции, развиваясь параллельно, представлены в равной степени, являя синтез нового философского обобщения.

Прежде считалось, что «чертовщина» на картинах Босха призвана всего лишь забавлять зрителей, щекотать им нервы, подобно тем гротескным фигурам, которые мастера итальянского Возрождения вплетали в свои орнаменты. Фантасмагорический мир Босха вполне отвечает теории автоматизма изложенной Андре Бретоном в первом манифесте сюрреалистов (1924): художник запечатлевает любой образ, возникший в его сознании. Отчаявшиеся люди хватались за призраки – появлялись мистические учения изуверские секты, занятия колдовством, за которые церковь преследовала и казнила еще больше.

Спустя четыре столетия после его смерти сюрреалисты нарекли Босха «почетным профессором кошмаров», считая, что он «представил картину всех страхов своего времени. Современные учёные пришли к выводу, что в творчестве Босха заключён куда более глубокий смысл и предприняли множество попыток объяснить его значение, найти его истоки, дать ему толкование. Однажды, когда он служил мессу, его причетник усомнился, что в гостии (святых дара) действительно воплощены Кровь и Тело Христовы. Рулем ему служит ветка, а мачтой – дерево. В прямоугольной рамке, в которую заключен круг картинного изображения, нехитрые надписи.

Ему предначертано было стать художником, ведь дар живописца ему передался от его предков. Это — притчи о смысле и назначении жизни человека, философские размышления о принципах мироустройства. Когда сюрреализм заявил о главенстве подсознания в искусстве, фантазии Босха были заново оценены. «Где сейчас находятся души, раз не было Суда. » – спрашивали пытливые умы и шли за такие вопросы на костер. Жизнь его протекала внешне спокойно. Сам Бретон определял Босха как «абсолютного визионера», отводя ему роль предтечи сюрреализма: поэтику воображения без границ предваряет творчество «живописца бессознательного».

Вдаль грешников уносит огненная река в полыхающее пламя. Эпизоды, полные красоты и поэзии, как, например, влюбленные на возу (Воз сена) изящные фигурки обнаженных девушек и удивительные по выдумке и живописной прелести растительно-кристалличские формы (Сад земных наслаждений) соседствуют со всякого рода монструозными существами. На мачте привязан жареный поросенок и один из участников этого непристойного действа протягивает к нему нож. Эти работы глубоко сатиричны – в них высмеиваются люди и их пороки.

Веселый пир, наполненный грехом чревоугодия, в самом разгаре. Сам Бретон определял Босха как «абсолютного визионера», отводя ему роль предтечи сюрреализма: поэтику воображения без границ предваряет творчество «живописца бессознательного». Одним из примеров претворения этих знаний в художественные образы является трехстворчатый алтарь, названный Босхом «Воз сена». «Именитый мастер» – так называли Босха в Хертогенбосе, которому художник оставался верен до конца своих дней, хотя прижизненная слава о нем распространилась далеко за пределы родного города. Сатира – одна из сторон живописи Босха.

Его творчество волнует и притягивает, оно очень загадочно и, как это ни странно, совершенно современно. В четырех углах картины изображены «четыре последние вещи» : смерть, Страшный Суд, ад и Небесные Врата. Мотив музыкальных инструментов мастер, скорее всего, заимствовал из некоторого средневекового сочинения «Видения Тундала», где беспечному рыцарю Тундалу при жизни довелось побывать в аду.

  1. Сатира в произведениях художника
  2. Художественные произведения Босха
  3. Самое интересное в виде мозаики
  4. Профессиональный фотограф и мир образов
  5. Мобильные приложения для путешествий со смартфоном
  6. Словари и энциклопедии на Академике
  7. Иероним Босх «Сад радостей земных»

Из сухого дерева призывно выглядывает обнаженная женщина, перед св. Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и делами милосердия. Сам Бретон определял Босха как «абсолютного визионера», отводя ему роль предтечи сюрреализма: поэтику воображения без границ предваряет творчество «живописца бессознательного». Благодаря этому браку Босх получил доступ в замкнутый круг местной аристократии. Пейзажи становятся все обширнее и, переходя на передний план, перестают быть только фоном.

Взятие Иисуса под 
стражу и Несение 
креста

Приблизительное время написания — 1500-1510 годы. Псевдоним Босх, возможно, появился от сокращения названия родного города.

В городском архиве сохранились сведения о жизни мастера. По размеру она совпадает с составленными вместе «Кораблём дураков» и «Аллегорией чревоугодия и любострастия», так что вполне могла быть наружной стороной другой, парной к ним створки. После смерти художника испанский король Филипп II (1527-1598 гг. ) собрал большую коллекцию его работ в своей резиденции-монастыре Эскориале. Так бичует Босх, картины которого при всей фантасмагоричности жизненны, грех любострастия. В центре картины образ покалеченного, опустошённого белого тела земного Адама-Геркулеса без рук и ног, на голове которого круг потери памяти, на котором хозяйничают демоны.

У Босха в еще большей степени, чем у его великого предшественника Яна ван Эйка, природа становится реальным окружением его героев. Дань средневековым традициям — включение в картину латинских надписей, поясняющих ее содержание: «Се человек» у фигуры Пилата и «Распни его» у толпы. В 1516 году художник скончался, отпевание прошло именно в этом соборе, в капелле (т. е. История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх.

На примере этой поздней картины Босха видно, что в его позднем творчестве исчезают элементы готической стилизации, присутствовавшие в его ранней и даже зрелой манере: фигуры теряют удлинённость пропорций и S-образный изгиб, силуэты становятся угловатыми, конкретными и индивидуализированными, лишаясь позднеготической плавности и декоративности ритма. Его кроткий взор устремлён к представшему ему видению: «жена, облечёная в солнце под ногами её луна» (Откр.

Если современники Босха полагали, что художник воочию видел этих чудовищ Ада, а затем точно изобразил их (а в Средневековье подобная возможность никого не удивила бы), то они, несомненно, были убеждены, что такого Ада нужно избежать любой ценой. Достаточно раз увидеть алхимические трактаты что бы обнаружить это. Лютня изображенная на полотне в виде белого инструмента с круглым отверстием посередине, символизирует вагину, а игра на ней обозначает разврат (на языке символов мужским эквивалентом лютне считалась волынка).

Как воссоединится душа с телом. А в следующем триптихе орудиями пыток для грешников служат музыкальные инструменты. Лишь семь творений Босха подписаны.

Однако каждый человек стремился забрать себе всё. Легко узнать сексуальные символы: мужские — это все заострённые предметы: рог, стрела, волынка, часто намекающая на противоестественный грех женские — всё, что вбирает в себя: круг, пузырь, раковина моллюска, кувшин (обозначающий также дьявола, который выпрыгивает из него во время шабаша), полумесяц (намекающий ещё и на ислам, а значит, с точки зрения Босха, на ересь). В 1486-1487гг.

Далее мы продолжим рассматривать картины Босха с описанием. Это одна из его ранних картин — «Семь смертных грехов». Под ней надпись: «Берегись, берегись, Бог видит все». Его техника называетсяалла прима. Босх состоял почетным членом Братства и выполнил ряд работ по его заказу: цветной витраж для капеллы в церкви Святого Иоанна, роспись и позолоту алтаря, картину с сюжетом «Распятия» и др. Как член Братства Богоматери Босх был, несомненно, знаком с богословской литературой, знал жития Святых, описания их видений.

Некоторые говорят, что тьма на его картинах победила свет. Первая из них по внешним признакам — жанровая. То, что Питер Брейгель Старший (около 1525/30 – 1569) в первую очередь унаследует от Босха, будет именно причастность народной крестьянской культуре, а также морализаторский дух, выраженный через аллюзии и подтексты двусмысленной и тонкой трактовки сюжета. Он в полнейшем разочаровании от увиденного, только разводит руками. «Я не отрицаю, что он писал странные изображения вещей, но это делалось с единственной целью — дать трактовку Ада И то, что Иероним Босх сделал с благоразумием и достоинством, другие делали и делают без всякой сдержанности и рассудительности».

Безжалостность – вот что она значит для живописца. В своих картинах соединял такие вещи, которые не соединял до него никто. Постепенно творчество Иеронима Босха распространилась далеко за пределы его родного города: к художнику обращались с заказами отовсюду, в том числе короли Франции и Испании.

Нашим современникам действия персонажей «Сада наслаждений» во многом непонятны, но для современников Босха (как уже указывалось выше) они были наполнены глубоким символическим смыслом. 1525/30-1569) в первую очередь унаследует от Босха, будет именно причастность народной крестьянской культуре, а также морализаторский дух, выраженный через аллюзии и подтексты двусмысленной и тонкой трактовки сюжета. Коллеги-художники ценили его мастерство колорита. Босх – был личностью весьма интересной. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины» – алхимию, астрологию, чёрную магию. В правой части створок изображен Ад, в центре которого – «дерево смерти», растущее из замерзшего озера.

Босх не использовал метод работы с натуры, не интересовался проблемами точного изображения человеческого тела (анатомии, пропорций, ракурсов), а также построением математически выверенной перспективы. Обуревающая их злоба превращает лица в безобразные маски. Вершиной живописи раннего периода в творчестве Босха считается знаменитый «Корабль дураков», где за иронией над плутовством и глупостью таится художественное обобщение многих жизненных вопросов. Они волновали таких мыслителей эпохи как Эразм Роттердамский и Себастьян Брант (автор одноименной сатирической поэмы).

Благодаря этому браку Босх получил доступ в замкнутый круг местной аристократии. Ею не украсить церковный алтарь. Этот базис широко обогащен, конешно, личными фантазиями художника, не надо отнимать и тот факт что алхимия по сути своей глубоко символична и психологична и является мостом от психического (в том числе исскуства) к науке, при этом последнее лишь побочный продукт психических изысканий, Т. е. Йерун ван Акен родился около 1450 г. в Хертогенбосе (Брабант). Короли на лошадях следуют за ним, а небольшая кучка счастливчиков беззаботно сидит на его вершине.

Однако простодушие и некоторая отстранённость, с которыми трактованы отдельные фигурки, а также благосклонное отношение к этому произведению со стороны церковных властей заставляют сомневаться, что содержанием его могло быть прославление телесных наслаждений. (внешние створки-триптих закрыт, рай-левая створка, воз сена-центральная часть, ад-правая створка) Сюжет его, видимо, основывался на старой нидерландской пословице: «Мир, — стог сена и каждый старается ухватить с него сколько может». Созданные с большим мастерством и достоверностью, они являются такими же «действующими лицами» его композиций, как и персонажи. Известно, что Босх картины свои не только оставлял без названия, но и не датировал. Испанские богословы XVI века подозревали его в ереси, но потом художник был оправдан. Все эти изображения были хотя бы частично выдержаны в духе Босха— с обилием чудесных и чудовищных созданий.

Поскольку о становлении Босха как художника ничего неизвестно, предполагается, что первые уроки живописного ремесла он получил в семейной мастерской. Кроме того, они страдают от копий, кинжалов и стрел, которыми их проткнули. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины» – алхимию, астрологию, чёрную магию. Наряду с традиционно решенными сюжетами на створках (Рай с сотворением мира, Ад с наказанием грешников) в центральных частях триптихов появляются фантасмагорические образы и сцены. Что же мы видим у Босха. Кроме того, он был осведомлен о достижениях современных ему наук интересовался алхимией, астрологией, народной медициной имел понятия об инженерном и строительном деле.

Сам Босх следил за изготовлением копий некоторых своих работ, в частности, триптиха «Воз сена», который существует в двух версиях— (в собраниях Прадо и Эскориала). Причудливое воображение художника очень достоверно изображает адские муки: на блюдце он поставил жернов и заставил одних грешников давить им других. Спорна центральная часть. В архивных документах не раз упомянуто имя Босха: ему, как живописцу, давались разнообразные заказы — от оформления праздничных шествий и обрядовых таинств Братства (что не могло пройти бесследно для его творческого сознания) до написания створок алтаря капеллы Братства в Сент-Янскатедрал (1489, картина утеряна) или даже модели канделябра. Великий испанский писатель Лопе де Вега называл Босха «великолепнейшим и неподражаемым художником», а его работы – «основами морализирующей философии».

Кем на самом деле являлся Иероним Босх: одержимым психопатом, сектантом, провидцем или всего-навсего великим художником, этаким древним сюрреалистом, как и Сальвадор Дали черпавшим идеи в сфере бессознательного. Этот мир, населенный грешниками, отвратительными монстрами, демонами, предстает перед нами как «Царство Антихриста», «Новый Вавилон», заслуживающий разрушения и гибели. Они лучше нас понимали ее символику: красный – страсть, зеленый – доброта, синий – земные удовольствия или обман, черные птицы – грех. «Хиеронимус-художник» (согласно документу 1480 года) взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города – Den Bosch – в период смены власти в стране: после гибели Карла Смелого (1477) власть в Бургундских Нидерландах к 1482 году перешла от Валуа к Габсбургам.

Знаем, что Иерон или Иером ван Акен (Jeroen van Aeken) – таково его настоящее имя – происходил из города Хертогенбоса Брабантского герцогства (территория современных Нидерландов). воплотил бредовое мировоззрение конца средневековья исполненное волшебства и чертовщины». Св. Она – символ не только мудрости, но и ночи с ее охотой на живое.

Жил Босх с женой в Хертогенбосе на улице Красного Креста. Иеронима Босха называют не иначе как – Почётным профессором кошмаров. вХертогенбосе (Брабант).

Над ними сидит сова, как воплощенное зло. Законодатели моды обычно не придерживаются никаких правил. Даже монахини поддались всеобщему помешательству и наполняют мешок сеном. Ерун (Иероним) ван Акен, позднее взявший псевдоним Босх от последнего слога родного города, Хертогенбоса, родился около 1460 года.

Так что «Хиеронимус-художник» (так он впервые упомянут в документе 1480 г. ) взял псевдоним, видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода — подобные случаи в Нидерландах были нередки. В то время как даже у крупнейших представителей итальянского Возрождения, сцены реальной жизни еще в значительной степени остаются частью традиционных церковных сюжетов, у Босха они обретают композиционную независимость в «Фокуснике» и «Операции глупости». Его персонажи похожи на кошмарные образы Апокалипсиса и в то же время — на веселых чертей карнавала.

Лубберт – имя нарицательное, обозначающее слабоумного. «Сад земных наслаждений» — одно из известных произведений художника Иеронима Босха (1450-1516). Так что «Хиеронимус-художник», как он впервые упомянут в документе 1480г., взялпсевдонимпо сокращённому названию своего родного города (Den Bosch), видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода. Он открывает для европейского искусства привлекательность самостоятельного бытового жанра.

Пастыри и паства совместно беспутствуют. Современников Босха забавлял гротеск его изображений. Всем руководит шут, который в серой одежде с бубенцами отвернулся от всеобщего веселья. Далее идут сцены изображающие семь грехов с латинскими названиями: гнев, гордыня, сладострастие, лень, чревоугодие, алчность и зависть.

У всех исследователей творчества Босха он рождает ассоциации с человеком, бредущим по створкам «Воза сена». Большая часть работ Босха вскоре после их создания была перевезена в Испанию и испанские авторы эпохи контрреформации также обращали внимание на демонический характер его «странных образов». Именно она служит в его творчестве тем тайным источником свободы и богатства.

Из всех грехов у похоти, пожалуй, больше всего символических обозначений, начиная с вишни и других «сладострастных» плодов: винограда, граната, клубники, яблока. Эта суета не касается святого, который крепок в вере. Однако при всем множестве толкований смысла «Сада радостей земных» ни одно из них не может полностью охватить все образы картины. Св.

Знаменитая книга в переводе на голландский язык вышла в 1486г. Для Нидерландов в конце XV и начале XVI века наступали тяжелые, грозные времена. Вверху слева в золотистом ореоле — Богоматерь с младенцем Иисусом. Ад и демоны присутствуют у Босха почти везде. Это особенно видно по изображению преисподней.

Возможно, через мрак мастер пробивался к Свету. Его техника называется алла прима. Уже это выводит изображение за пределы бытовой сцены. Большая часть работ Босха вскоре после их создания была перевезена в Испанию и испанские авторы эпохи Контрреформации также обращали внимание на демонический характер его «странных образов». Злой сатирой на церковь как институт оборачивается при рассмотрении «Корабль дураков».

Однако последняя работа мастера «Несение креста» (1515—1516, Гент, Музей изящных искусств) вновь возвращает к навязчивой идее художника: в этом бренном мире господствуют ненависть, насилие и злоба. в боковом пределе) братства. И наиболее сложным. Библиотекарь Эскориала монах Хосе де Сигуенса (исп. Jos de Sigenza), живший в XVII веке и хорошо знавший картины Босха, считал, что будь его живопись еретической, король Филипп II едва ли стал бы терпеть его работы в Эскориале они, напротив, представляют собой сатиру на всё греховное.

На его пути лежат кости и череп, за ним гонится собака, которая хочет его укусить. Благодаря изображениям геенны огненной, мастер получил от сюрреалистов прозвище «почетного профессора кошмаров». Иоанна (1489, картина утрачена) или даже модели канделябра. Особенно много загадок и по сей день таит в себе другой босховский триптих — «Сад земных наслаждений» (Около 1510-1515гг. ), (внешние створки-триптих закрыт, рай-левая створка, сад любви-центральная часть, ад-правая створка)в котором художник выступает во всеоружии своего мастерства.

Эти грехи показаны на примерах простых людей, современников (и возможно даже соседей) художника, так например гнев он изображает в виде пьяной драки, гордыня — это барышня, что любуется сама собой в зеркало, жадность показана в виде судьи, который берет взятку и т. д. Основоположник Европейских пейзажной и жанровой живописи. «Может быть, вообще не будет воссоединения души и тела. » – это тоже волновало отдельных богословов. Четыре круглых изображения по углам (тондо), называемые «четыре последние вещи», дополняют картину: они изображают смерть, Страшный суд, Рай и Ад. Некоторые думают, что он через страх пытался внушить зрителю набожность.

Иоанна (1489, картина утеряна) или даже модели канделябра. Для совращения святого организованы черная месса и шабаш. Критики двадцатого века называли Иеронима Босха сумасшедшим. Босх всецело отдал себя в творчество. Они держат одинаковые палки в руках, за ними, как метафорическая клевета, бежит собака.

История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх. В картине «Христос, несущий крест» Христос как бы не в силах смотреть на эту беснующуюся вакханалию зла, он изображен с закрытыми глазами. «Хиеронимус-художник» (согласно документу 1480 года) взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города— Den Bosch— в период смены власти в стране: после гибели Карла Смелого (1477) власть в Бургундских Нидерландах к 1482 году перешла от Валуа к Габсбургам3. Родился в 1460 году – умер в 1516 г. Полное имя — Иеронимус Антонисзон ван Акен. Тем не менее на полотнах Босха он поразительно далек от церковной догматики. Филипп II видел в Босхе моралиста, обличителя пороков и, например, распорядился хранить картину «Семь смертных грехов» в своей спальне в Эскориале, чтобы размышлять на досуге о человеческой греховности.

Библиотекарь Эскориала монах Хосе де Сигуенса (исп. В прямоугольнике картины показаны только головы изображенных фигур.

Он, по традиции, является символом Церкви и ведет души к небесной пристани. Рядом сидит в кресле тучный монах. В этом маленьком «руководстве» описываются искушения, которыми одолевает умирающего легион бесов, собирающийся у смертного одра и то, как его ангел-хранитель всякий раз дарует ему утешение и силы противостоять им. Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам.

Корабль традиционно символизировал Церковь, ведущую души верующих к небесной пристани. Внутренняя левая часть створок алтаря продолжают тему сотворения мира (4-7 дни создания). К нему явилась прекрасная дьяволица, чтобы он впал с ней в грех. «Семь смертных грехов» считается почти самой ранней известной работой, хотя сам художник свои произведения не датировал.

«А если христианин-мученик был разорван и съеден дикими зверями на арене, то как будет собрано его тело. » – и такие вопросы задавали тоже. При археологических работах в храме выяснилось, что захоронение пустует. Одна из самых ранних картин представляет распространенный евангельский сюжет «Се человек» (1480—1485, Франкфурт-на-Майне, Штеделевский институт искусств). В центре на голове человека-дерева идет дьявольский хоровод. Эта картина представляет фольклорную линию в творчестве художника.

«В конечном счёте, всё обернётся hooi» – так звучал припев песни того времени. Из музея Прадо в Эмитаж привезена лишь одна из картин Босха «Извлечение камня глупости» («Операция глупости»). 1505, Берлин, Государственные музеи). К тому же раннему периоду относятся работы иного жанра — «Извлечение камня глупости» и «Семь смертных грехов» (обе — 1475—1480, Мадрид, Прадо). Но самое главное — он был знатоком народной мудрости: пословиц, загадок, притч.

Сам Босх следил за изготовлением копий некоторых своих работ, в частности, триптиха «Воз сена», который существует в двух версиях (в собраниях Прадо и Эскориала). Значительное количество символов Босха являются алхимическими. Ослепительно белые лучи особенно заметны на фоне охватившего мир мрака. Находящиеся у алтаря не замечают его, а причетник и два донатора хоть и не видят, но ощущают его присутствие.

Сюжет не нуждается в пояснениях. К таким художникам следует отнести, прежде всего, Квентина Массейса и Иоахима Патинира. При том, что никакого внешнего воздействия на него не производилось.

Одно из доказательств тому— очевидное влияние, которое творчество Босха оказало на работу представителя нефигуративного искусства Евгения Михнова-Войтенко, посвятившего Босху в 1970-х годах ряд работ, созданных в стиле «творческого диалога» с предшественником. То, что Питер Брейгель Старший (около1525/30—1569) в первую очередь унаследует от Босха, будет именно причастность народной крестьянской культуре, а также морализаторский дух, выраженный через аллюзии и подтексты двусмысленной и тонкой трактовки сюжета.

Антоний (251-356 г. ) — реальная историческая фигура, великий христианский святой и подвижник. Лишь 7 творений Босха подписаны. 12:1). На импровизированном столе стоит блюдо с вишнями, которое означает похоть.

Ад изображен в правой части триптиха. Очень уместно было поместить пеликана на оборотной створке панно, посвящённого любимому ученику Христа Иоанну, который, по словам Данте, «покоил главу на груди самого Божественного Пеликана». Внизу у подножья подиума кучка людей, требующих казни.

Это была эпоха, памятно описанная де Костерем в «Легенде о Тиле Уленшпигеле». Все эти картины по контрасту дополняют друг друга — с изощрённой изобретательностью в них раскрыта тема человеческой греховности, позволяя «реконструировать» сюжет некогда объединявшего их триптиха как «Семь смертных грехов». Дидактический, морализаторский характер триптиха несомненен.

Макс Эрнст и Сальвадор Дали объявили себя его наследниками. Легенда о мессе Св. На первый взгляд, здесь изображена обычная, правда, опасная операция, которую хирург почему-то проводит под открытым небом, водрузив себе на голову воронку (здесь она, скорее всего, служит символом обмана). Стиль Босха уникален и не имеет аналогий в нидерландской живописной традиции. Из творчества художника сохранилось около десяти картин и двенадцати рисунков2. Великий испанский писатель Лопе де Вега называл Босха «великолепнейшим и неподражаемым художником», а его работы — «основами морализирующей философии».

Был посвящён в члены Братства Богоматери (нидерл. Все вокруг вызывает раздумье, дойдет ли человек до своей цели и какова она. Меня зовут Лубберт Дас». В Северной Европе его обозначают термином «новое искусство». Лиссабонский триптих суммирует основные мотивы творчества Босха.

Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и делами милосердия. Некоторые считают, что Босх, возможно, сам боялся своих творений. Jeroen Anthoniszoon van Aken), более известный как Иероним Босх (нидерл.

В левой его части изображен сюжет из книги Бытия — изгнание Адама и Евы из Рая. Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и благотворительностью. Центральная часть триптиха представляет собой панораму фантастического «сада любви», населенного множеством обнаженных фигур мужчин и женщин, невиданными животными, птицами и растениями.

Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам. Работа представляет триптих только формой. Даже дата рождения Босха определяется приблизительно около 1450 года. На картине неоднократно показаны все смертные грехи и очень много эротической символики.

Во втором круге видна латинская надпись Cave, cave, Deus vivit — «Бойся, бойся ибо Господь всё видит». «Сад наслаждений» (картина Босха) – предостережение всем людям: грешите, но знайте меру, а то придется испить горькую чашу наказания. На черном фоне расположен под ним Ад. Надо отметить, что за время своего обучения Иероним Босх пишет такие картины, как «Семь смертных грехов» и «Операция глупости».

У каждого гения есть своя тайна исключением не являеться и Босх. Его полуобнаженное тело все в крови. Писал Иероним Босх картины даже для венценосных особ – французских и испанских королей. Сигуенса так оценивал творчество Босха: «Разница между работами этого человека и других художников заключается в том, что другие стараются изобразить людей такими, как они выглядят снаружи, ему же хватает мужества изобразить их такими, как они есть изнутри».

Большая часть работ Босха вскоре после их создания была перевезена в Испанию и испанские авторы эпохи контрреформации также обращали внимание на демонический характер его «странных образов». Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины»— алхимию, астрологию, чёрную магию. На картине Босха исход этой битвы ещё далеко не предрешён. Монахиня играет на белой лютне, которая традиционно считалась символом вагины.

Лубберт — имя нарицательное, обозначающее слабоумного. Меня зовут Лубберт Дас». В них действует множество причудливых фантастических существ, диковинных монстров и чудищ, вступающих между собою в невероятные взаимоотношения. Сам Босх следил за изготовлением копий некоторых своих работ, в частности, триптиха «Воз сена», который существует в двух версиях – (в собраниях Прадо и Эскориала).

В центральной части представлено «Поклонение», на створках — на первом плане заказчики алтаря и их святые покровители. Одно из доказательств тому – очевидное влияние, которое творчество Босха оказало на работу представителя нефигуративного искусства Евгения Михнова-Войтенко, посвятившего Босху в 1970-х годах ряд работ, созданных в стиле «творческого диалога» с предшественником. Так еще именовался «Блудный сын» – картина Босха, которую разные источники относят к 1500 или к 1510 году. Однако дон Фелипе де Гевара (исп. Felipe de Guevara), признанный знаток творчества Босха, продавший Филиппу II несколько произведений Босха из своей коллекции, придерживался мнения, что Босха нельзя считать изобретателем демонов.

Ерун ван Акен родился около 1453г. Знаменитая алтарная картина Босха «Воз сена» является развернутой иллюстрацией к народной нидерландской поговорке «Мир — это воз сена и каждый старается урвать от него сколько может». В погоне за житейскими благами богатством, властью, славой, любовью, воплощенными в изображении гигантского воза сена, все человечество у живописца втянуто в жестокую и трагическую борьбу из которой никто не выходит живым. На многофигурную композицию сверху из облаков взирает Христос.

Над его рабочим столом висит копия Ада Босха. Некоторые его произведения («Воз сена», «Сад земных наслаждений», «Семь смертных грехов», «Искушение Св.

Постепенно, тема Страшного суда становится главной в живописи Босха. Одним из примеров претворения этих знаний в художественные образы является трехстворчатый алтарь, названный Босхом «Воз сена». На этой картине, фантазия художника уже разыгралась по полной. Без них, во времена живописца, не обходилась ни одна ярмарка, ни один народный праздник.

Фантасмагорический мир Босха вполне отвечает теории автоматизма изложенной Андре Бретоном в первом манифесте сюрреалистов (1924): художник запечатлевает любой образ, возникший в его сознании. Не лучше их высокопоставленные лица, которые являются хозяевами стога. История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх. Босх производит впечатление мастера «неподражаемого», однако его манера была воспринята множеством копиистов, как только выяснилось, что это гарантировало выгодную продажу картин.

Творчество Босха загадочно. Картина Босха – не иллюстрация к ней. Место расположения—Музей Прадо (Мадрид). А вот еще одна его картина, уже более позднего периода его творчества, называется «Воз сена» Вообще это триптих1, а здесь изображена его центральная часть. Дерево, масло, 389220 см. Где находится «Сад земных наслаждений» Босха. Иероним Босх – великий нидерландский художник.

Загадочный Босх, картины которого не случайно ценили и хранили самые рьяные католики Европы в Эскуриале и Прадо, называются: «Воз сена» (уже рассмотренный), «Сад наслаждений», «Семь смертных грехов», «Поклонение волхвов». Босх и реален и символичен. Триптих «Поклонение волхвов» (ок. Символами этих похотливых помыслов являются огромные гниющие плоды, напоминающие растительный мир «Сада земных наслаждений». Его популярность, в настоящее время исходит из того, что современным людям близки и интересны его идеи.

Он – живое обличение глупости и безбожия. Может быть, его жизненный путь приоткроет завесу этих тайн.

Ерун Антонисон ван Акен (нидерл. Jeroen Anthoniszoon van Aken), более известный как Иероним Босх1 (нидерл. Jheronimus Bosch, лат. Hieronymus Bosch около 1450—1516)— нидерландский потомственный художник, один из крупнейших мастеров периода Северного Возрождения. В третьей части трптиха Босха, художником в беспощадной, мрачной реальности показаны различные виды мучений «умноженных» законопреступников, тела которых проглатывает Птица-Сатана, восседающая на троне. Его картины (в том числе и «Сад радостей земных») часто устрашают зрителя противоестественной совместимостью в одном персонаже человеческого и звериного, живого и мертвого и одновременно они могут забавлять. Бог видит «. Великий испанский писатель Лопе де Вега называл Босха «великолепнейшим и неподражаемым художником», а его работы— «основами морализирующей философии».

Иоанна (1489, картина утеряна) или даже моделиканделябра. Ерун Антонисон ван Акен (нидерл. В преисподней сосредоточены люди, наказанные за все смертные грехи.

В 1486 году вступил в Братство Богоматери («Zoete Lieve Vrouw») – религиозное общество, возникшее в Хертогенбосе в 1318 году и состоявшее как из монахов, так и мирян. Это – кощунственная для церкви мысль.

По углам картины изображены сцены смерти, рая, ада и страшного суда. Его доски и опоры могут не выдержать его веса. Более того, пейзаж в ней очень похож на пейзаж рая из правой створки. Сильно вытянутый вертикальный формат и диагональное построение композиции придают картине сходство с алтарной створкой. Даже в наиболее фантастических образах он исполнен серьезных и актуальных не только для его века проблем.

Её значительное личное состояние в качестве приданого было передано в распоряжение Босха. Сколько его ни набери, богаче не будешь. Голландское выражение «иметь камень в голове» означало «быть глупым, безумным, с головой не на месте». Но это прекрасное видение обманчиво ибо за ним скрываются грехи и пороки, представленные художником в виде многочисленных символов, заимствованных из народных поверий, мистической литературы и алхимии.

Удод предпочитает жить там, где воздух зловоннее. Это было последнее произведение Босха. Теперь это Корабль Зла и плывет он прямиком в Ад.

Детей эта пара так и не завела. Это увлечение длилось несколько десятилетий.

На ногах надета разная обувь, которую он подобрал где попало. Во времена Босха «мудрость» понималась как добродетель, праведность и набожность «глупость» была синонимом порока, греха и безбожия— фигура дурака с бубенчиками на одежде и с маской на шесте, сидящего особняком, в картине является, безусловно, знаковой. О, если бы они рассудили, подумали о сем, уразумели, что с ними будет. » (Втор 32: 28-29) и «И сказал: сокрою лице Мое от них и увижу, какой будет конец их ибо они род развращенный дети, в которых нет верности» (Втор 32:20). Сигуенса так оценивал творчество Босха: «Разница между работами этого человека и других художников заключается в том, что другие стараются изобразить людей такими, как они выглядят снаружи, ему же хватает мужества изобразить их такими, как они есть изнутри». Его расплывшееся тело говорит, что он повинен в грехе чревоугодия. В сложных размышлениях о причинах добра и зла мастер обращался к ней не менее десяти раз.

Вот таким образом все его картины — это причудливые гротески с глубоким философским подтекстом. Успех гравюр, сделанных по мотивам босховской «нечисти», немедленно вызвал к жизни всевозможные подражания и реплики (вплоть до сознательных подделок). На самом загадочном и самом известном алтаре «Сад земных наслаждений» три створки: на правой – рай, последние три дня творения мира на центральной – сам Сад наслаждений на левой – ад.

Композиция картины служит своеобразной иллюстрацией к популярной в XV в. богословской книге «Ars moriendi» («Искусство умирать»), многократно переиздававшейся в Нидерландах и Германии. Свой наиболее известный и загадочный триптих «Сад земных наслаждений» Иероним Босх создал в начале 16 столетия. Это — религиозные композиции: алтарные образа, триптихи. В начале XVI века Иероним Босх создал «Сад Наслаждений» – наиболее известную и загадочную картину.

Торжеству зла и ненависти противостоят лишь Спаситель и Святая Вероника. Фотография ниже представляет эту наступившую трагедию Страшного суда. Владея после женитьбы небольшим поместьем, он, по-видимому, проводил там немало времени.

Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и благотворительностью. Так что «Хиеронимус-художник», как он впервые упомянут в документе 1480 г., взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города (Den Bosch), видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода. Босх производит впечатление мастера «неподражаемого», однако его манера была воспринята множеством копиистов, как только выяснилось, что это гарантировало выгодную продажу картин. Значительное количество символов Босха являются алхимическими. Режиссер Гильермо дель Торо (фильмы Лабиринт фавна, Тихоокеанский рубеж, Багровый пик) приводит Босха в качестве вдохновителя для своей знаменитой сюрреалистической образности.

Перед вами – репродукция картины Босха. Оно усиливается видом огромной красной ягоды, принесенной в клюве одной из птиц. То, что Питер Брейгель Старший (ок. Картину, язвительно повествующую о моральной распущенности духовенства и мирян, считали и зашифрованными алхимическими знаками и вариацией на тему масленичного «рая пьяниц»— «корабля святого Рёйнерта», на что намекают чаши с вином и перевёрнутый кувшин её трактовали и как пессимистический взгляд на абсурдность жизни и как астрологический образ человечества, управляемого Луной, — безвольного и неразумного. Надпись вверху и внизу гласит: «Мастер, удали камень.

В последние годы жизни художник обращается исключительно к сюжетам о Христе («Поклонение волхвов», «Увенчание терновым венцом», «Несение креста»). Мастерская ван Акенов выполняла самые разнообразные заказы — в первую очередь, это стенные росписи, но также золочение деревянной скульптуры и даже изготовление церковной утвари.

В средневековой символике эти орудия выявляли сексуальные связи между людьми. Из творчества художника сохранилось около десяти картин и двенадцати рисунков. Босх жил и работал преимущественно в родном Хертогенбосе.

Закрытые створки картины «Воза сена», одного из шедевров мастера, сразу заставляют испытывать тревогу: по дороге с грабителями вдали бредет замученный жизнью человек. Он также вступил в Братство Богоматери («Zoete Lieve Vrouw») — религиозное общество, возникшее в Хертогенбосе в 1318 г. и состоявшее как из монахов, так и мирян. Перед странником лежит ненадежный мостик.

По Писанию они все еще закрыты. Босх производит впечатление мастера «неподражаемого», однако его манера была воспринята множеством копиистов, как только выяснилось, что это гарантировало выгодную продажу картин. Центральная часть триптиха представляет собой панораму фантастического «сада любви», населенного множеством обнаженных фигур мужчин и женщин, невиданными животными, птицами и растениями.

Его святой Антоний воплощает идеал героической личности. И все же лучше судить о Босхе по его работам. Сюжет удаления «камня глупости» прослеживается в голландских гравюрах, живописи и литературе вплоть до XVII в. Орнаментальная надпись вверху и внизу гласит: «Мастер, удали камень. Однако дон Фелипе де Гевара (исп. Под изображением каждого из семи смертных грехов дано его латинское название.

Это уже безнравственность и блуд. На правой створке святой отшельник изображен в пустыне. В 1478 умирает его отец и Босх наследует его художественную мастерскую.

Это увлечение длилось несколько десятилетий. Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру.

Подобные же жанровые сценки иллюстрируют гнев (двое мужчин дерутся у дверей таверны), алчность (судья берет взятку), зависть (проигравший истец злобно взирает на своего удачливого соперника). На сегодняшний день, фильмы про апокалипсис входят в списки самых кассовых фильмов. Картины – это триптихи, фрагменты триптихов и отдельные, самостоятельные картины.

Краски то нежно вибрируют, то пылают огнем, то сверкают бликами, то сияют потусторонним светом. Был посвящён в члены Братства Богоматери (нидерл. Illustre Lieve Vrouwe Broederschap 1486) считается одним из самых загадочных живописцев в истории западного искусства. Другой объелся до рвоты. Босх придаёт алхимии негативные, демонические черты. Один из наиболее ярких мастеров раннего Северного Возрождения, Иероним Босх в своих многофигурных композициях, картинах на темы народных поговорок, пословиц и притч (Искушение святого Антония, Национальный музей старинного искусства, Лиссабон триптихи Сад наслаждений, Поклонение волхвов – все в музее Прадо Корабль дураков, Музей Лувр) сочетал изощренную средневековую фантастику, порожденные безграничным воображением гротескные демонические образы с фольклорно-сатирическими и нравоучительными тенденциями, с необычными для искусства его эпохи реалистическими новшествами. Все его картины изумляют, но динамики изменения стиля, в них не просматривается. С этого времени художник получил возможность работать для себя самого, но ему доводилось выполнять и традиционные заказы. Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам.

Повозка с сеном участвовала в религиозных шествиях – например остались описания современников о том, как в 1563 г. дьявол «Лживый», в иерархии демонов «отвечающий» за ложь и обман, вёз по улицам Антверпена гружёную сеном телегу, за которой шли люди «разного звания», разбрасывая сено по мостовой в знак того, что все мирские блага – ничто (каламбурно обыгрывая двойное значение фламандского слова «hooi» – «сено» и «ничто»). Босх выполнял заказы братства, например, написание алтаря для собора святого Иоанна. В центре картины небольшой Остров Рай с ангелами.

На одном полотне можно обнаружить черты средневековой фантастики, мистики, фольклора, притчи, философии, символизма и т. д. Картина Босха показывает корабль. Чего только не сделано, чтобы поколебать веру.