Боярыня Морозова Картина Сурикова Описание

Есть несколько элементов, передающих движение, которые замечательно видно, если внимательно изучать описание картины Василия Сурикова (Боярыня Морозова).

Сочинение по картине Сурикова Боярыня Морозова 7 класс

Лицо у боярыни бледное, под глазами темные тени, брови сдвинуты. Она взывает к Богу, чтобы тот помог ей в борьбе за справедливость. Например, креститься было велено не двумя перстами, как прежде, а тремя. Суриков неоднократно удлинял холст.

Черты его лица напоминают облик самого Сурикова. В своих картинах он пытался отобразить историю «движимую и творимую самим народом». Ощущается волнение толпы и тревожные разговоры. До принятия пострига Феодосия Прокопьевна даже присутствовала в «новообрядной церкви» на богослужении. (8) Церковь.

Одним из существенных моментов в построении картины была передача движения. Одежда в темных тонах, головной убор со спрятанным под платок тяжелым кокошником, цепи, охватившие запястья рук, еще более усиливают это впечатление. По справедливому замечанию советского искусствоведа Н. Г. Машковцева, «в «Боярыне Морозовой» колорит возвышен до значения, равного значению пространственной формы.

Описание картины 
Василия Сурикова 
«Боярыня Морозова»

Описание картины Василия Сурикова «Боярыня Морозова»

«Картина Сурикова удивительно ярко представляет эту замечательную женщину (боярыню Морозову. — Авторы). В революционных кругах считались с раскольниками, как с возможными союзниками в борьбе против царизма. Вдруг лошадь дернула, розвальни качнулись на ухабе, накренились и – пошли. И отверженные тянутся душами к своей заступнице. Надо было найти расстояния от рамы до саней, чтобы пустить их в ход. Она отказывается от всего этого и даже от драгоценной жизни во имя духовных убеждений. Но Морозова твердила под пытками, что рада пострадать за истинную веру.

Как и фигура Морозовой – это черный треугольник, противопоставленный с окружающей толпой. Мелочность, праздность клубящейся жизни – и величие лика смерти, переходящей в бессмертие. Сразу даль открылась, улица стала бесконечной. Подперев рукой щеку, задумалась старуха в расшитом платке.

Описание картины 
Сурикова «Боярыня 
Морозова»

Описание картины Сурикова «Боярыня Морозова»

На ее лице глубокая скорбь. Стрелец стирал в реке сорочку, лицо свое слезами омывая. В отличие от «Утра стрелецкой казни», где композиция замкнута архитектурой, улица в «Боярыне Морозовой» неприметно уходит в голубоватую мглу неяркого зимнего дня.

Первый эскиз изображает Морозову в темном одеянии, сидящую в дровнях на высоком сиденье (очевидно, том самом «стуле», о котором упоминают исторические источники). Это была знатная боярыня – Феодосья Прокопьевна Морозова. Староверы беспоповцы (мои предки) слово старообрядцы не признавали. И вот приехала к нам начетчица с Урала – Анастасия Михайловна. Глаза ярко выражены и горят внутренним светом.

Позже Морозову канонизировали, сегодня она почитается у старообрядцев как святая. В Чудовом монастыре состоялся — еще один допрос, опять ни к чему не приведший.

Но нет. Тоталитарная власть – и свободолюбие, духовная независимость, непокорность, сопротивление. Морозову подвергли пытке. Но суть дела ведь не в обряде, а в вере. Именно такую сцену художник выбрал и изобразил на своем холсте. Лошадь тянет сани по рыхлому снегу, полозья саней оставляют глубокий след.

Сочинение по картине 
Боярыня Морозова 
Сурикова 7 класс

Сочинение по картине Боярыня Морозова Сурикова 7 класс

Вдруг лошадь дернула, розвальни качнулись на ухабе, накренились и пошли. Композиция всегда была одной из основных проблем художественного творчества Сурикова. Столь же изумительно колористическое решение картины, ее живописная «оркестровка», ее цветовой диапазон -- от черного до белого, с использованием всей гаммы палитры. Люди потянулись к ней взорами. Но став монахиней в конце 1670 года, Морозова начала отказываться от участия в подобных «светских» мероприятиях.

Вот юродивый в веригах, чье тело едва прикрыто лохмотьями. Каменный храм построили в 1703 году. Здесь главный мотив — сострадание к мученице.

Её напряжённое лицо показывает всю тяжесть её положения. Свет неяркого, мглистого, морозного зимнего дня объединяет и связывает между собой все части композиции «Боярыни Морозовой». Юродивый – единственный человек в толпе, который открыто поддерживает боярыню (повторяет её жест). Боярыня Морозова слегка откинулась назад и подняла руку вверх. Суриков сначала написал толпу, а затем стал искать подходящий типаж для главной героини.

По внешнему виду он походит на сумасшедшего. Это мне преславно ибо этой чести никогда еще не испытала». Нравилось им, что я казак и не курю. В толпе, окружающей сани, мы видим людей разных сословий и положение в обществе.

Называли себя староверами. Из них лепится психологический объём, возводятся своды русского общества. Реставраторами и музейными сотрудниками легенда о надшивке холста не подтверждается1. Если сожгут ее на костре, говорила она, это будет для нее преславно и дивно. Одновременно Василий Иванович пишет ее предельно бледной. Художественная композиция картины Сурикова строится на противопоставлениях.

Анализ картины Боярыня 
Морозова

Анализ картины Боярыня Морозова

С увлечением работал художник над пейзажем картины. Его лица не видно. Юродивый срисован с московского бедняка, который торговал огурцами, сидя на снегу.

А мне Толстой с женою, когда «Морозову» смотрели, говорят: «внизу надо срезать, низ не нужен». Ее сюжет переносит нас в середину 17 века. Толта здесь состоит из всевозможных характеров, которые можно часами изучать. Имущество было конфисковано, а двое братьев сосланы. Картина была написана в колоритных, ярких и звучных тонах. Это сама героиня и юродивый. На передвижной выставке 1885 года появилась (не дошедшая до нас) картина А. Д. Литовченко «Боярыня Морозова», вызвавшая, впрочем, единодушное осуждение со стороны художественной критики. В противовес группе друзей боярыни (изображенных на первом плане справа) Суриков показывает здесь ее врагов.

Вслед за великим революционным мыслителем к той же тематике обратились русские художники-реалисты — В. Г. Перов, В. В. Пукирев (1832–1890) и многие другие. Одни ей сочувствуют, другие – насмехаются. Это было абсолютно новой изобразительной проблемой, никем до Сурикова не решенной. Все эти детали подчеркивают мотив насмешки над упорствующей раскольницей. До этого художник долго не мог найти подходящее лицо— бескровное, фанатичное1, соответствующее знаменитому описанию Аввакума: «Персты рук твоих тонкостны, очи твои молниеносны и кидаешься ты на врагов аки лев»4. Её лицо очень бледно, на нём выделяются глаза, горящие фанатизмом, одержимостью.

«Боярыня Морозова» 
описание картины

«Боярыня Морозова» описание картины

Лицо ее представлено в виде строгого профиля. Люди потянулись к ней взорами. Но справа от саней изображена толпа москвичей, пришедших проститься с опальной боярыней. Естественно, я говорю о староверах православных. Бунту Морозовой противопоставляется смирение странника с посохом, расположенного у правой границы полотна.

Прогрессивный историк Щапов первым разглядел скрытую за догматическими спорами о «двоеперстии» и «троеперстии» социальную сторону движения и привлек внимание науки к «церковно-гражданскому демократизму» и «народным гражданским бунтам под знаменем раскола». Картина потрясающая. Морозова, подняв руку, что-то крикнула людям на ходу. А там ничего убавить нельзя — сани не поедут». Глава церкви патриарх Никон по воле царя приказал исправить богослужебные книги изменить некоторые обряды.

Боярыню Морозову уже три дня держали под стражей «в людских хоромах» в своем московском доме. Композиция суриковских картин становится вот таким образом естественной — «такой, как в жизни», но вместе с тем она глубоко продумана: в суриковской композиции нет места случайности. В дровнях на соломе лежала женщина, закованная в цепи. Прибавишь или убавишь лишний вершок холста – сани не поедут. В русской общественной мысли шестидесятых-семидесятых годов, в литературе, в передовой публицистике и в искусстве значительное место занимает круг тем, объединенных так называемым «женским вопросом».

16 символов, зашифрованных 
в картине «Боярыня 
Морозова»

16 символов, зашифрованных в картине «Боярыня Морозова»

Не смею, - отвечал стрелец. «Не идет у меня лошадь, да и только. Одни люди всецело подчинились новым правилам в полном соответствии с Флорентийской унией (договором, заключенным между католической и греко-православной церковью на Ферраро-Флорентийском соборе), среди других было немало сочувствующих. В конце –концов, он уговорил свою тетю позировать для картины. Их лица и фигуры реалистично и аккуратно выписаны.

Описание картины словами не может передать ее истинную красоту и неповторимость. Еще очень много неизведанного и интересного в данном сюжете, который написал Суриков. В дело вмешался патриарх, который вначале держался примирительно и даже уговаривал царя простить сестер: «Женское их дело, много они смыслят. » Тогда царь предложил патриарху самому испытать характер «сумасбродной и лютой» Морозовой.

Одни ей сочувствуют, другие – насмехаются. Краски русской зимы, разработанные Суриковым, придают колориту явственно выраженный и сознательно подчеркнутый национальный характер., они уже видят эту большую картину. Такой русской зимы, такого «многоцветного» снега, такого «голубого» влажного зимнего воздуха до Сурикова в живописи не бывало. Картина вызывает восторг.

Долгое время Суриков не мог найти типажа для боярыни. Образы его одновременно статичны и находятся в движении. Суриков ставит ту же тему на историческом материале. Это всё равно что сегодня вдова олигарха отдала бы всё своё состояние на сеть бесплатных ночлежек для бездомных или защиту животных, а сама переселилась в подвал хрущёвки с «дешираком» и водой из-под крана. Тебя обдает холодом настоящей русской зимы, слышен хруст снега от саней и копыт лошади. На голове у нее черная шапка, надвинутая на глаза. Морозова, подняв руку, что-то крикнула людям на ходу.

В истории искусства бытует предание, что первоначально Суриков начал писать «Боярыню Морозову» на холсте меньшего размера, но почувствовав, что не в состоянии вместить на него всех задуманных персонажей, сделал снизу надшивку, где изобразил расстояние от края картины до розвальней и только после этого сани визуально «поехали», то есть стало ясно, «как тяжело этим саням пробиваться, пробираться сквозь толпу»1. После пыток на дыбе, мучимая голодом, она скончалась. Среди суриковских образов, быть может, один только рыжебородый стрелец из «Утра стрелецкой казни» по силе и выразительности выдерживает сравнение с боярыней Морозовой.

Я с нее написал этюд в садике в два часа. По окончанию выставки ее приобрели для Третьяковской галереи за гигантскую сумму и больше «Боярыня Морозова» не покидала никогда галерею, где находится и в настоящее в Старообрядческие обычаи были знакомы Сурикову с малолетства. По ним можно прочитать целую жизнь каждого из них, видны и их чувства и отношение к наказанию их предводителя. Феодосия Морозова одета в чёрный балахон. Женщины сочувствуют. Важно найти замок, чтобы все части соединить.

Оно вошло в обиход уже в 18 веке. Это был раскол из-за убеждений и веры.

«Описание картины 
Сурикова «Боярыня 
Морозова» »

«Описание картины Сурикова «Боярыня Морозова» »

Юродивый, являя собой отребье человеческое, также страдает по вере своей. Одни ей сочувствуют, другие – насмехаются. Основным приемом, который соединил все части картины и вместе с тем подчеркнул мотивы движения, явилось диагональное построение композиции. Считается, что женский лик, сам образ боярыни, Сурикову навеяла ворона, вскинувшая крылья.

И как вставил ее в картину- она всех победила. «Персты твои тонкостны. В ту пору в русской церкви произошел раскол.

С наибольшей четкостью эти темы были развиты в знаменитом романе Чернышевского «Что делать. ». Плачущая женщина идет рядом с санями, нищая старуха склоняется в земном поклоне. По лицам людей, пришедших посмотреть на боярыню, видно их отношение к происходящему. Эта толпа вся соучаствует в этом событии. (Её муж, Степан Фёдорович изображён на картине «Утро стрелецкой казни»— стрелец с чёрной бородой).

Но враги и насмешники одиноки в толпе. Здесь и ребятишки, здесь и просто любопытствующие, здесь горячо сочувствующие ей. Рядом с юродивым странник — характерный тип русского «искателя правды». На картине за боярыней Морозовой никто не идёт.

Склоняются многие, что староверы – правильнее. Автор описывает в книге, как Морозову подвозили к воротам монастыря. Картина ожила.

На шапку накинут платок. Главное же – точно вычислить расстояние от саней до нижнего края картины. Эта картина показывает, насколько иногда люди бывают преданными своей вере. По приказу царя Алексея Михайловича за свою приверженность к старой вере была арестована.

Суриков понял, что санную колею надо написать очень точно. Одной рукой она держится за сани, а другую руку она подняла вверх.

Боярыня Морозова противилась реформам патриарха Никона и поддерживала старообрядцев. Поиски композиции завершились лишь на самом холсте картины. Когда ее везли Кремлем, мимо Чудова монастыря, под царские переходы, она, полагая, что на переходах смотрит царь на ее проезд, часто крестилась двуперстным знамением, высоко поднимая руку и гремя цепью, показывая царю, что не только не стыдится своего поругания, но и услаждается любовью Христовою и радуется своим узам».

Таким образом, эта обеспеченная и некогда красивая женщина, которая могла бы прожить тихую и уютную жизнь, стала пренебрегаема почти всем обществом, за исключением простых людей. Женщина, погибшая там от голода, теперь почитается российскими старообрядцами, как святая. В народе говорили, что Морозова пострадала за веру.

Ты словно ощущаешь себя частью картины, словно находишься там, среди людей. Мы видим и злорадство попа, ощерившего свой беззубый рот и сочувствие посадских людей и «нищей братии» -- юродивого, повторяющего патетический жест Морозовой, странника, обнажившего голову и замершего в глубоком раздумье, нищенки, опустившейся на колени перед гонимой царем раскольницей. Московские жители выходили на улицу, чтобы увидеть опальную боярыню. Я видела ее в Третьяковской галерее и меня поразили ее масштабы.

Так и моя бабушка говорила. Рукой она изображает два перста. Она не хотела изменять старой вере. С любой стороны взоры собравшихся обращены к ней.

В движении есть живые точки, а есть мертвые. Как мы уже видели, колорит имеет огромное эмоциональное значение в «Утре стрелецкой казни» и «Меньшикове в Березове». Приглядел для работы соседний переулок. Сюжет картины «Боярыня Морозова» Суриков взял из книги, в которой рассказывалось о том, как двух сестер, проповедовавших старообрядчество — Феодосию Морозову и Евдокию Урусову, за неповиновение официальной вере арестовали и сослали в Чудов монастырь. Но ее лицо терялось на фоне многоцветной толпы. «В садике, за два часа», по словам Сурикова, он написал с нее этюд: «И как вставил ее в картину — она всех победила».

Описание картины 
«Боярыня Морозова

Описание картины «Боярыня Морозова

«Сидящие в санях фигуры держат их на месте. Интерес к судьбе русской женщины возник у Сурикова закономерно. Толпа на нем живет и волнуется движутся, клином врезаясь в толпу, убогие сани. Людей очень много, но при этом их трудно назвать толпой. На другой же день обеих раскольниц снова заковали и отправили в заточение. Мальчишки смеются – они ещё ничего не понимают им весело. Тогда царь приказал посадить ее в тюрьму и пытать, пока не раскается.

(Закоурцев позировал Сурикову для этюда «Смеющийся священник» в Красноярске ещё в 1873 году). Слева выпустил на холст бегущего за санями мальчишку.

Восхитительный и уникальный шедевр, который создал Василий Суриков, – Боярыня Морозова. (1) Феодосия Морозова. Картина ожила. В. И. Суриков написал картину «Боярыня Морозова» в 1887 г. Он её написал, вспоминая детство, проведённое в Сибири, её сильные морозы, холод. Сама того не замечая, она протянула руку, словно пытается задержать бег саней.

Эта картина показывает, насколько иногда люди бывают преданными своей вере. Это и отразил художник на картине. Благодаря картине «Боярыня Морозова» зритель раскрывает для себя всю силу загадочной русской души, полной страдания и трагизма. Вместе с тем экономнее и строже даются бытовые детали в частности исчезает изображение «стула», на котором в первых эскизах была помещена фигура Морозовой. Согласно одной из трактовок, под воздействием примера боярыни «совершается душевное преобразование этих людей закаляется в них воля восстают неведомые душевные силы»6.

В центре эпизода – боярыня Морозова собственной персоной. Что я и наблюдаю на картине. Замечательно увидено и выражено в картине ощущение живой природы: влажный зимний день, глубокий след от полозьев в рыхлом снегу, скрюченные от холода пальцы ног босого юродивого, пар от дыханья.

Василий Суриков, 
Боярыня Морозова: 
описание картины,

Василий Суриков, Боярыня Морозова: описание картины интересные факты истории

Это настоящая математика. Перед смертью она попросила его выстирать ей сорочку. В толпе, окружающей сани, мы видим людей разных сословий и положений в обществе. В толпе терялось.

Толпа стоит лишь в глубине сцены. Наконец прибавил последний кусок — и лошадь пошла», — рассказывал художник. Странник с посохом справа на картине написан с переселенца, которого Суриков встретил по дороге в Сухобузимское. Ее увозили в ссылку. Он может выражать лишь сострадание всем противоборствующим сторонам.

Сообщение «Боярыня 
Морозова» по картине 
Сурикова

Сообщение «Боярыня Морозова» по картине Сурикова

Ее сестра умерла от истощения двумя месяцами раньше. Здесь уже намечены все основные и второстепенные персонажи картины: рядом с санями появляется изображение стрельца с секирой, второго стрельца слева у дуги, странника в правой части композиции яснее обозначена фигура склонившейся боярышни в голубой шубке. «Боярыня Морозова» представляет собою новый этап в развитии суриковского колорита. Под красочным слоем «Боярыни Морозовой» скрыта сложная, долгие месяцы длившаяся работа художника, который вначале нанес углем на холст всю композицию и потом тщательно проверял изменял и перерабатывал размещение основных масс, соотношение отдельных частей, позы и движения каждой фигуры.

Боярыня одета в дорогую шубу, а ее руки перевязаны цепями. И даже жест Морозовой перекликается с его жестом. От нее очень трудно оторваться, чтобы рассмотреть и прочувствовать эмоции всех людей изображенных на картине, понадобится целый день. Кроме этого слово обряд применительно к церкви чуждо староверам.

Боярыня Морозова 
картина Сурикова

Боярыня Морозова картина Сурикова

Правая часть полотна занята «темными силами», границей которых является желтый платок женской фигуры. Морозову окружает атмосфера народной любви. Для полотна свойственны яркие пестрые цвета, насыщенные оттенки. Ее глаза полны слез. Казалось бы, одинаковый символический знак, но на самом деле он имеет разное значение. Странник (справа, с посохом) снял шапку, выражая своё уважение и скорбь.

Его бег поможет поехать дровням. Динамичность всей сцены усиливается и диагональным построением картины. Мы не знаем, охотно несет он свою недобрую службу или просто выполняет приказ. Очень трудно ее лицо было найти.

Суриков понемногу прибавлял внизу холста колею. Вот пять женщин в правой части картины. Люди кланяются ее и смотрят ей вслед с благословением. Четырнадцать слуг боярыни, поддерживающих старообрядчество, были сожжены в срубе. Это Феодосия Морозова.

Сочинение-описание картины Боярыня Морозова

До стрельца вы видите светлые тона одежд. Суриков понемногу прибавлял внизу холста колею. Без устали работал Суриков на натуре. Она взывает к Богу, чтобы тот помог ей в борьбе за справедливость. Последней каплей для царя стал ее отказ от участия в его свадьбе с Натальей Нарышкиной.

Все лицо мелко было. Но Суриков мучается: Не то, не то. Поиски продолжались, пока однажды к старообрядцам не приехала с Урала некая Анастасия Михайловна. Центральной фигурой картины Сурикова есть сама боярыня. Ей пришлось пожертвовать сыном и добровольно сравнится с «простецами».

Боярыня была арестована и отправлена в Чудов монастырь на допрос. Снова сказалось пристальное наблюдение, жадное изучение жизни, зоркое виденье живописца. очи твои молниеносны», — говорил о Морозовой ее духовный наставник протопоп Аввакум. Её напряжённое лицо показывает всю тяжесть её положения. Теперь ее усадили на дровни и решили повезти в заточение. В ссылке, умирая голодной смертью, Морозова умоляла караульного стрельца дать ей хлебца или хоть огуречик.

Другие детали картины: зима, снег, холод – ещё сильнее усугубляют состояние героини. Полотно «Боярыня Морозова» раскрывает полную трагизма и загадочную душу русского человека. Это Феодосия Морозова. Выросший в крае старообрядчества – Сибири, Суриков не раз читал «жития» мучеников, среди которых было и издание «Повести о боярыне Морозовой». Она возвышается над всеми людьми.

Это математика. Чуть меньше расстояние — сани стоят. Царь велел сослать непокорную боярыню, а перед тем провезти ее по Москве, прикованную, как цепную собаку, чтобы посмеялся народ и чтобы другим неповадно было. Главное же – точно вычислить расстояние от саней до нижнего края картины. У кого-то фанатизм женщины вызывает ненависть, глумление или иронию, но большинство взирает на неё с сочувствием.

Дьяк повелел посадить ее на дровни Ее повезли через Кремль. Полотно воспринимается, как живой кусок действительности. Образ Морозовой является, бесспорно, наиболее сильным и впечатляющим в картине.

С верой, любовью и жалостью глядит она вслед боярыне. Другие детали картины: зима, снег, холод – ещё сильнее усугубляют состояние героини. Она почти не смотрит на боярыню. Крестным ходом шествовать не по солнцу, а против солнца.

Описание настроения 
картины Боярыня 
Морозова

Описание настроения картины Боярыня Морозова

В толпе, окружающей сани, мы видим людей разных сословий и положений в обществе. Фигура боярыни на скользящих розвальнях— единый композиционный центр, вокруг которого группируются представители уличной толпы, по-разному реагирующие на её фанатичную готовность идти за своими убеждениями до конца. Сохранилась суриковская запись, перечисляющая литературные источники «Боярыни Морозовой»: статья Н. С. Тихонравова в «Русском вестнике» 1865 года, немногие страницы в книге И. Е. Забелина «Домашний быт русских цариц» и «Житие» протопопа Аввакума. В русской живописи именно в эти годы появился ряд картин на темы истории старообрядчества: «Никита Пустосвят» В. Г. Перова (1880), «Самосжигатели» Г. Г. Мясоедова (1882), «Черный собор» С. Д. Милорадовича (1885).

Толпа вокруг саней, везущих закованную в кандалы бунтарку, не безлика. Морозова -- источник, возбуждающий в толпе сложную гамму различных переживаний и тот центр, к которому устремляются взоры, мысли и чувства всех действующих лиц этой сцены. Показывая историческое событие как народную трагедию, Суриков гениально разрешил труднейшую задачу сочетания «героя и толпы». Она призывает народ к борьбе и подвигу. Основную роль и здесь сыграли пропорции. В рваном рубище, с грязной тряпкой на голове и с большим железным крестом на груди, юродивый благословляет двуперстным крестным знамением фанатичную страстотерпицу. Но исходил он при этом не из предвзятых формальных схем, а из живых ощущений натуры, в которой острым художническим зрением и чутьем подлинного реалиста он раскрывал законы гармонического построения. Этим жестом она показывает, что ее не сломили и она готова принять кару за веру. В отчаянии скрестила руки на груди девушка в вышитой шапке.

Зима, снег, холод – ещё сильнее усугубляют состояние героини. На главной диагонали расположен и центр всей картины — фигура Морозовой. Всего сохранилось более сотни подготовительных этюдов к картине, в основном портретных. Одеяние женщины показано в резком контрасте с бледностью лица.

На картине убежденная староверка Морозова запечатлена в момент, когда она подняла руку с двуперстным крестным знамением. Действие происходит на одной из московских улиц. Светом пропитаны и одежды толпы и пейзаж и лица изображенных Суриковым людей.

В левом углу эскиза изображена женская фигура, благоговейно распростершаяся на снегу. Если приглядеться внимательно – в героине на самом деле есть что-то черное, птичье. Щеки запали, рот полуоткрыт, она что – то говорит людям, которые ее провожают. Это Феодосия Морозова.

Прототипом Морозовой стала тётка Сурикова— Авдотья Васильевна Торгошина. Человек, воплощённая личность, – и толпа, сгущаемая любопытством на заднем плане. Морозова перекрестилась, поцеловала огорлие цепи и сказала: «Слава тебе, господи, яко сподобил мя еси Павловы узы возложити на себя». Она, должно быть, вспоминает многие бедствия, которые ей суждено было пережить. Женщина одета богато, при этом руки ее закованы в цепи. Их окружают люди, глубоко сочувствующие героической женщине. Дородный московский купец и рядом с ним священник в лисьей шубе, злобно ощеривший свой беззубый рот, смеются над увозимой на допрос «еретичкой».

Этот удивительный образ запал в его художественную память и душу. Образ боярыни срисован со старообрядки, которую художник встретил у Рогожского кладбища. Поскольку старообрядчество – означает верность обряду.

Очертания церкви на картине туманны: художник не хотел, чтобы она была узнаваема. Кто-то откровенно радуется позору Морозовой, глумится над ней, но многие сочувствуют ей и печалятся. Но смеялись немногие. Ее вскинутые пальцы рук не являются жестом отчаяния.

Дороги перед санями как таковой нет, она не видна, загорожена толпой, символизирующей тупик, отсутствие пути. Ведь сколько времени я его искал.

Правда, справедливости ради следует уточнить, что и в прошлом таких героинь было немного. Впереди на коленях старая нищенка. Исследователи этой темы – серьезные историки – не первый век спорят, какой термин справедлив: старообрядчество или староверие.

Рядом с санями, молитвенно сжав руки идет княгиня Евдокия Урусова, сестра Морозовой. Суриков понял, что санную колею надо написать очень точно. Урусова изображена без оков, она пешком идет за санями, сжав руки в молитвенном жесте.

Даже старушки мне себя рисовать позволяли и девушки-начетчицы. Боярыня Морозова стала основным символом раскола Русской православной церкви. Она взывает к Богу, чтобы тот помог ей в борьбе за справедливость. Её напряжённое лицо показывает всю тяжесть её положения.

По окончанию выставки ее приобрели для Третьяковской галереи за гигантскую сумму и больше«Боярыня Морозова» не покидала никогда галерею, где находится и в настоящее в Старообрядческие обычаи были знакомы Сурикову с малолетства. Её могут благословлять, ею могут ужаться, бояться её, смеяться над нею и даже сострадать, но никто за ней не идёт. В виде смеющегося купца слева на картине «Боярыня Морозова» изображён бывший дьяк Сухобузимской Троицкой церкви Варсанофий Семёнович Закоурцев. Но боярыня отказалась. Все на картине будто напряглось.

А потом проверять надо: поделить глазами всю картину по диагонали». Это вызов новой церкви с ее предписаниями, вызов самому царю. На переднем плане картины в санях изображена женщина.

Ее лишили имущества и вместе с сестрой Евдокией Урусовой и слугами заточили в земляную тюрьму Боровского городского острога (ныне Калужская область). События происходят в 17 веке. Среди последних, как известно, было даже немало священников. Голубые тона, перекликаясь с золотистыми, рассеяны повсюду: и в снегу, как бы сотканном из цветовых отблесков и в сером небе и в узорах народных одежд. В. И. Суриков написал картину «Боярыня Морозова» в 1887 г. Он её написал, вспоминая детство, проведённое в Сибири, её сильные морозы, холод.

Портретный этюд был написан всего за два часа. Там, в Преображенском, все меня знали. Она закована в кандалы, а её руки связаны цепью. Все на картине будто напряглось. Огромную композиционную работу над «Боярыней Морозовой» сам Суриков определял словом «утрясание».

Триста лет назад по заваленным сугробами московским улицам ехали простые дровни. Прибавишь или убавишь лишний вершок холста – сани не поедут.