Боярыня Морозова Суриков Краткое Описание

«Боярыня Морозова» описание картины

Он может выражать лишь сострадание всем противоборствующим сторонам. Мальчишки смеются – они ещё ничего не понимают им весело. Это всё равно что сегодня вдова олигарха отдала бы всё своё состояние на сеть бесплатных ночлежек для бездомных или защиту животных, а сама переселилась в подвал хрущёвки с «дешираком» и водой из-под крана. Боярыня Морозова противилась реформам патриарха Никона и поддерживала старообрядцев. Даже старушки мне себя рисовать позволяли и девушки-начетчицы.

Это и отразил художник на картине. В дело вмешался патриарх, который вначале держался примирительно и даже уговаривал царя простить сестер: «Женское их дело, много они смыслят. » Тогда царь предложил патриарху самому испытать характер «сумасбродной и лютой» Морозовой. Главное же – точно вычислить расстояние от саней до нижнего края картины. Столь же изумительно колористическое решение картины, ее живописная «оркестровка», ее цветовой диапазон -- от черного до белого, с использованием всей гаммы палитры. Казалось бы, ещё не старая, баснословно богатая женщина — живи в своё удовольствие, катайся в роскоши.

Из них лепится психологический объём, возводятся своды русского общества. Картина ожила. Вот пять женщин в правой части картины. Очертания церкви на картине туманны: художник не хотел, чтобы она была узнаваема. Эта картина показывает, насколько иногда люди бывают преданными своей вере. До этого художник долго не мог найти подходящее лицо— бескровное, фанатичное1, соответствующее знаменитому описанию Аввакума: «Персты рук твоих тонкостны, очи твои молниеносны и кидаешься ты на врагов аки лев»4. Перед смертью она попросила его выстирать ей сорочку.

Там, в Преображенском, все меня знали. Она взывает к Богу, чтобы тот помог ей в борьбе за справедливость. Описание картины словами не может передать ее истинную красоту и неповторимость. По окончанию выставки ее приобрели для Третьяковской галереи за гигантскую сумму и больше «Боярыня Морозова» не покидала никогда галерею, где находится и в настоящее в Старообрядческие обычаи были знакомы Сурикову с малолетства. Триста лет назад по заваленным сугробами московским улицам ехали простые дровни. Морозова, подняв руку, что-то крикнула людям на ходу.

Василий Суриков, 
Боярыня Морозова: 
описание картины,

Василий Суриков, Боярыня Морозова: описание картины интересные факты истории

Согласно одной из трактовок, под воздействием примера боярыни «совершается душевное преобразование этих людей закаляется в них воля восстают неведомые душевные силы»6. После пыток на дыбе, мучимая голодом, она скончалась. Наконец прибавил последний кусок — и лошадь пошла», — рассказывал художник. Сразу даль открылась, улица стала бесконечной.

С наибольшей четкостью эти темы были развиты в знаменитом романе Чернышевского «Что делать. ». Это вызов новой церкви с ее предписаниями, вызов самому царю. Чуть меньше расстояние — сани стоят. Прогрессивный историк Щапов первым разглядел скрытую за догматическими спорами о «двоеперстии» и «троеперстии» социальную сторону движения и привлек внимание науки к «церковно-гражданскому демократизму» и «народным гражданским бунтам под знаменем раскола». Автор описывает в книге, как Морозову подвозили к воротам монастыря. Картина вызывает восторг.

(8) Церковь. Выражение ее сурового лица, рука, поднятая вверх изображающая двуперстный жест по старообрядческому канону, холодный уверенный взгляд – все это говорит о великой силе и непоколебимости ее убеждений. В толпе, окружающей сани, мы видим людей разных сословий и положений в обществе. «Картина Сурикова удивительно ярко представляет эту замечательную женщину (боярыню Морозову. — Авторы).

На шапку накинут платок. Дороги перед санями как таковой нет, она не видна, загорожена толпой, символизирующей тупик, отсутствие пути. Но боярыня отказалась. На главной диагонали расположен и центр всей картины — фигура Морозовой.

О мятежной боярыне Суриков впервые услышал в детстве от крестной матери Ольги Дурандиной. Выросший в крае старообрядчества – Сибири, Суриков не раз читал «жития» мучеников, среди которых было и издание «Повести о боярыне Морозовой». Но Суриков мучается: Не то, не то.

Все на картине будто напряглось. «Боярыня Морозова» представляет собою новый этап в развитии суриковского колорита. И как вставил ее в картину- она всех победила. Рукой она изображает два перста. Без устали работал Суриков на натуре.

Благодаря картине «Боярыня Морозова» зритель раскрывает для себя всю силу загадочной русской души, полной страдания и трагизма. Но став монахиней в конце 1670 года, Морозова начала отказываться от участия в подобных «светских» мероприятиях. Здесь главный мотив — сострадание к мученице.

Среди суриковских образов, быть может, один только рыжебородый стрелец из «Утра стрелецкой казни» по силе и выразительности выдерживает сравнение с боярыней Морозовой. Вместе с тем экономнее и строже даются бытовые детали в частности исчезает изображение «стула», на котором в первых эскизах была помещена фигура Морозовой. Как мы уже видели, колорит имеет огромное эмоциональное значение в «Утре стрелецкой казни» и «Меньшикове в Березове».

Сочинение-описание 
картины Боярыня 
Морозова

Сочинение-описание картины Боярыня Морозова

В левом углу эскиза изображена женская фигура, благоговейно распростершаяся на снегу. (Её муж, Степан Фёдорович изображён на картине «Утро стрелецкой казни»— стрелец с чёрной бородой). Четырнадцать слуг боярыни, поддерживающих старообрядчество, были сожжены в срубе.

Так и моя бабушка говорила. Имущество было конфисковано, а двое братьев сосланы. Вот юродивый в веригах, чье тело едва прикрыто лохмотьями. Суриков неоднократно удлинял холст.

Жизнь, унижение 
и смерть боярыни 
Морозовой

Жизнь, унижение и смерть боярыни Морозовой

Женщины сочувствуют. Я видела ее в Третьяковской галерее и меня поразили ее масштабы. Одни люди всецело подчинились новым правилам в полном соответствии с Флорентийской унией (договором, заключенным между католической и греко-православной церковью на Ферраро-Флорентийском соборе), среди других было немало сочувствующих.

Женщина сильного характера и несгибаемой веры Феодосия Морозова до конца жизни следовала своим убеждениям. Правда, справедливости ради следует уточнить, что и в прошлом таких героинь было немного. И отверженные тянутся душами к своей заступнице. Другие детали картины: зима, снег, холод – ещё сильнее усугубляют состояние героини.

Она, должно быть, вспоминает многие бедствия, которые ей суждено было пережить. Но суть дела ведь не в обряде, а в вере. В движении есть живые точки, а есть мертвые. Странник (справа, с посохом) снял шапку, выражая своё уважение и скорбь.

Стрелец стирал в реке сорочку, лицо свое слезами омывая. В истории искусства бытует предание, что первоначально Суриков начал писать «Боярыню Морозову» на холсте меньшего размера, но почувствовав, что не в состоянии вместить на него всех задуманных персонажей, сделал снизу надшивку, где изобразил расстояние от края картины до розвальней и только после этого сани визуально «поехали», то есть стало ясно, «как тяжело этим саням пробиваться, пробираться сквозь толпу»1. И даже жест Морозовой перекликается с его жестом. Художественная композиция картины Сурикова строится на противопоставлениях. Морозову окружает атмосфера народной любви.

Суриков понемногу прибавлял внизу холста колею. Естественно, я говорю о староверах православных. Человек, воплощённая личность, – и толпа, сгущаемая любопытством на заднем плане. Все эти детали подчеркивают мотив насмешки над упорствующей раскольницей. Мятежная боярыня намерена держать ответ только перед небом.

  1. Картина «Боярыня Морозова», Суриков
  2. Описание картины Василия Сурикова «Боярыня Морозова»
  3. Сочинение по картине Сурикова Боярыня Морозова 7 класс
  4. Описание картины Сурикова «Боярыня Морозова»

Эта картина показывает, насколько иногда люди бывают преданными своей вере. Сюжет картины «Боярыня Морозова» Суриков взял из книги, в которой рассказывалось о том, как двух сестер, проповедовавших старообрядчество — Феодосию Морозову и Евдокию Урусову, за неповиновение официальной вере арестовали и сослали в Чудов монастырь. Плачущая женщина идет рядом с санями, нищая старуха склоняется в земном поклоне.

В отчаянии скрестила руки на груди девушка в вышитой шапке. Вдруг лошадь дернула, розвальни качнулись на ухабе, накренились и – пошли. В конце –концов, он уговорил свою тетю позировать для картины. Дьяк повелел посадить ее на дровни Ее повезли через Кремль.

  • Сочинение по картине Боярыня Морозова Сурикова 7 класс
  • История одного шедевра: «Боярыня Морозова» Сурикова
  • Сообщение «Боярыня Морозова» по картине Сурикова
  • Анализ картины Боярыня Морозова
  • «Описание картины В Сурикова Боярыня Морозова»
  • Описание картины «Боярыня Морозова»

Для полотна свойственны яркие пестрые цвета, насыщенные оттенки. Но нет. Толпа стоит лишь в глубине сцены. Другие детали картины: зима, снег, холод – ещё сильнее усугубляют состояние героини.

(16) Икона «Богоматерь Умиление». Суриков понемногу прибавлял внизу холста колею. Суриков понял, что санную колею надо написать очень точно. Интерес к судьбе русской женщины возник у Сурикова закономерно. Её напряжённое лицо показывает всю тяжесть её положения. Крестным ходом шествовать не по солнцу, а против солнца. Дуга лошади украшена разноцветными лентами злорадно смеющееся лицо возницы повернуто к Морозовой, а в глубине эскиза видна мужская фигура в шапке и зеленом кафтане, высоко поднявшая над толпой какую-то скоморошью палку с бубенчиками.

Люди потянулись к ней взорами. Поскольку старообрядчество – означает верность обряду. «Не идет у меня лошадь, да и только. Ее вскинутые пальцы рук не являются жестом отчаяния. На ее лице глубокая скорбь.

По лицам людей, пришедших посмотреть на боярыню, видно их отношение к происходящему. Все на картине будто напряглось.

Оно вошло в обиход уже в 18 веке. Склоняются многие, что староверы – правильнее. Эта толпа вся соучаствует в этом событии. В. И. Суриков написал картину «Боярыня Морозова» в 1887 г. Он её написал, вспоминая детство, проведённое в Сибири, её сильные морозы, холод. Это была знатная боярыня – Феодосья Прокопьевна Морозова. Боярыня была арестована и отправлена в Чудов монастырь на допрос.

  1. Описание картины «Боярыня Морозова
  2. Василий Суриков, картина «Боярыня Морозова»
  3. Описание картины Боярыня Морозова Сурикова: анализ, материалы для сочинения
  4. Другие картины Василия Ивановича Сурикова
  5. Образ женщины на картине, представляющей староверов

Приглядел для работы соседний переулок. Она сидит в розвальнях, на соломе. Каменный храм построили в 1703 году.

Поиски композиции завершились лишь на самом холсте картины. Её поза и палец, указующий в небо, олицетворяет непреклонность перед нависшей угрозой, она пытается приподняться, побороть гнёт преследователей её мыслей. Это Феодосия Морозова. Сохранилась суриковская запись, перечисляющая литературные источники «Боярыни Морозовой»: статья Н. С. Тихонравова в «Русском вестнике» 1865 года, немногие страницы в книге И. Е. Забелина «Домашний быт русских цариц» и «Житие» протопопа Аввакума.

Мы не знаем, охотно несет он свою недобрую службу или просто выполняет приказ. Лицо у боярыни бледное, под глазами темные тени, брови сдвинуты. Это настоящая математика. В отличие от «Утра стрелецкой казни», где композиция замкнута архитектурой, улица в «Боярыне Морозовой» неприметно уходит в голубоватую мглу неяркого зимнего дня.

  • Слишком много места внизу полотна
  • Создание образа женщины в санях
  • Еще один образ, выделенный в произведении
  • Описание картины Боярыня Морозова
  • Работа над картиной: центральный образ
  • Описание настроения картины Боярыня Морозова

Одной рукой она держится за сани, а другую руку она подняла вверх. События происходят в 17 веке. Прибавишь или убавишь лишний вершок холста – сани не поедут.

Мелочность, праздность клубящейся жизни – и величие лика смерти, переходящей в бессмертие. Позже Морозову канонизировали, сегодня она почитается у старообрядцев как святая. Понадобились десятки эскизов и предварительных рисунков, чтобы точно и безошибочно определить все пространственные отношения, сравнительную величину фигур их ракурсы, пересечения и т. д. Это единство поддерживается в частности тем, что женские лица в народной толпе родственны по типу лица самой Морозовой. Это математика. И вот приехала к нам начетчица с Урала – Анастасия Михайловна.

По приказу царя Алексея Михайловича за свою приверженность к старой вере была арестована. До стрельца вы видите светлые тона одежд. Ее сестра умерла от истощения двумя месяцами раньше. Одни ей сочувствуют, другие – насмехаются.

  1. / Сочинения / Разное / Картины / Описание картины Сурикова «Боярыня Морозова»
  2. Описание картины Сурикова Боярыня Морозова
  3. Один день Ивана Денисовича: как гомельчанин стал прообразом героя
  4. Кирилл Челушкин: японские сказки и новая Алиса
  5. Нико Пиросмани: 9 фактов о голодном грузинском художнике
  6. Зимние пейзажи выдающихся художников
  7. 20 лучших фото с дронов за 2017-й по версии
  8. Рождество Христово на картинах художников разных стран и эпох

Глаза ярко выражены и горят внутренним светом. Мы видим и злорадство попа, ощерившего свой беззубый рот и сочувствие посадских людей и «нищей братии» -- юродивого, повторяющего патетический жест Морозовой, странника, обнажившего голову и замершего в глубоком раздумье, нищенки, опустившейся на колени перед гонимой царем раскольницей. Женщина одета богато, при этом руки ее закованы в цепи. Если приглядеться внимательно – в героине на самом деле есть что-то черное, птичье. Это Феодосия Морозова.

Я с нее написал этюд в садике в два часа. Одни ей сочувствуют, другие – насмехаются. Краски русской зимы, разработанные Суриковым, придают колориту явственно выраженный и сознательно подчеркнутый национальный характер. А мне Толстой с женою, когда «Морозову» смотрели, говорят: «внизу надо срезать, низ не нужен».

  • Василий Кандинский: реальная жизнь великого абстракциониста
  • Уильям Блейк: необычные картины английского поэта
  • Клод Моне – человек, дарящий «впечатление»
  • Вася Ложкин – самый известный художник Рунета
  • 1913-й – революционный год в истории искусства и авангарда

Важно найти замок, чтобы все части соединить. С увлечением работал художник над пейзажем картины. А там ничего убавить нельзя — сани не поедут».

Это был раскол из-за убеждений и веры. Она закована в кандалы, а её руки связаны цепью. По окончанию выставки ее приобрели для Третьяковской галереи за гигантскую сумму и больше«Боярыня Морозова» не покидала никогда галерею, где находится и в настоящее в Старообрядческие обычаи были знакомы Сурикову с малолетства. «В садике, за два часа», по словам Сурикова, он написал с нее этюд: «И как вставил ее в картину — она всех победила».

Юродивый – единственный человек в толпе, который открыто поддерживает боярыню (повторяет её жест). Одновременно Василий Иванович пишет ее предельно бледной. Здесь и ребятишки, здесь и просто любопытствующие, здесь горячо сочувствующие ей. Если сожгут ее на костре, говорила она, это будет для нее преславно и дивно. Действие происходит на одной из московских улиц. Морозова перекрестилась, поцеловала огорлие цепи и сказала: «Слава тебе, господи, яко сподобил мя еси Павловы узы возложити на себя». Толпа на нем живет и волнуется движутся, клином врезаясь в толпу, убогие сани. Она взывает к Богу, чтобы тот помог ей в борьбе за справедливость.

Тебя обдает холодом настоящей русской зимы, слышен хруст снега от саней и копыт лошади. На картине за боярыней Морозовой никто не идёт. Свет неяркого, мглистого, морозного зимнего дня объединяет и связывает между собой все части композиции «Боярыни Морозовой». Её лицо очень бледно, на нём выделяются глаза, горящие фанатизмом, одержимостью. Картина ожила.

До принятия пострига Феодосия Прокопьевна даже присутствовала в «новообрядной церкви» на богослужении. Правая часть полотна занята «темными силами», границей которых является желтый платок женской фигуры. В. И. Суриков написал картину «Боярыня Морозова» в 1887 г. Он её написал, вспоминая детство, проведённое в Сибири, её сильные морозы, холод. В русской живописи именно в эти годы появился ряд картин на темы истории старообрядчества: «Никита Пустосвят» В. Г. Перова (1880), «Самосжигатели» Г. Г. Мясоедова (1882), «Черный собор» С. Д. Милорадовича (1885).

  • Самые красивые города в вечернем освещении
  • Юлиус Нойброннер и невероятный мир голубиной фотографии
  • Тайная вечеря – ошибки Леонардо да Винчи
  • Самые необычные уголки Европы: квартал Ла-Пинья, Сан-Ремо, Италия
  • Даг Джонс: актёр, который всегда скрывается под маской
  • : музыка, которую можно увидеть
  • Эдриан Броуди: 5 интересных фактов
  • Сирша Ронан: фильм её жизни и погоня за «Оскаром»

Рядом с санями, молитвенно сжав руки идет княгиня Евдокия Урусова, сестра Морозовой. Урусова изображена без оков, она пешком идет за санями, сжав руки в молитвенном жесте. Суриков ставит ту же тему на историческом материале.

В русской общественной мысли шестидесятых-семидесятых годов, в литературе, в передовой публицистике и в искусстве значительное место занимает круг тем, объединенных так называемым «женским вопросом». Лошадь тянет сани по рыхлому снегу, полозья саней оставляют глубокий след. Феодосия Морозова одета в чёрный балахон. Это мне преславно ибо этой чести никогда еще не испытала».

  1. Женщины в картине Боярыня Морозова
  2. Юродивый в картине Боярыня Морозова
  3. Стрелец в картине Боярыня Морозова
  4. Странник в картине Боярыня Морозова
  5. Детали в картине Боярыня Морозова

Называли себя староверами. Его лица не видно. Художник пробовал писать Морозову со своей тетки Авдотьи Васильевны Торгошиной, которая интересовалась старообрядчеством. Очень трудно ее лицо было найти. Сама того не замечая, она протянула руку, словно пытается задержать бег саней. Здесь отчетливо выступают нерасторжимые связи между его искусством и проблемами живой современности.

Писать не Исус, а Иисус – с двумя и. Когда царь Алексей Михайлович задумал жениться, он назначил боярыню Морозову исправлять на свадьбе почетную должность. Долгое время Суриков не мог найти типажа для боярыни. Как и фигура Морозовой – это черный треугольник, противопоставленный с окружающей толпой. Морозову подвергли пытке. Основную роль и здесь сыграли пропорции.

Образ боярыни срисован со старообрядки, которую художник встретил у Рогожского кладбища. Такой русской зимы, такого «многоцветного» снега, такого «голубого» влажного зимнего воздуха до Сурикова в живописи не бывало. Но Морозова твердила под пытками, что рада пострадать за истинную веру. Но смеялись немногие.

  1. Мальчишки в картине Боярыня Морозова
  2. Реферат по предмету Культура и искусство

Считается, что женский лик, сам образ боярыни, Сурикову навеяла ворона, вскинувшая крылья. Лицо ее представлено в виде строгого профиля. Среди последних, как известно, было даже немало священников. Юродивый, являя собой отребье человеческое, также страдает по вере своей. Тоталитарная власть – и свободолюбие, духовная независимость, непокорность, сопротивление.

«Персты твои тонкостны очи твои молниеносны», — говорил о Морозовой ее духовный наставник протопоп Аввакум. Она отказывается от всего этого и даже от драгоценной жизни во имя духовных убеждений. Огромную композиционную работу над «Боярыней Морозовой» сам Суриков определял словом «утрясание». Слева выпустил на холст бегущего за санями мальчишку. А потом проверять надо: поделить глазами всю картину по диагонали».

Картина «Боярыня 
Морозова», Суриков

По внешнему виду он походит на сумасшедшего. Под красочным слоем «Боярыни Морозовой» скрыта сложная, долгие месяцы длившаяся работа художника, который вначале нанес углем на холст всю композицию и потом тщательно проверял изменял и перерабатывал размещение основных масс, соотношение отдельных частей, позы и движения каждой фигуры.

Его бег поможет поехать дровням. В толпе, окружающей сани, мы видим людей разных сословий и положение в обществе. Первый эскиз изображает Морозову в темном одеянии, сидящую в дровнях на высоком сиденье (очевидно, том самом «стуле», о котором упоминают исторические источники). Она не хотела изменять старой вере. Но справа от саней изображена толпа москвичей, пришедших проститься с опальной боярыней. На передвижной выставке 1885 года появилась (не дошедшая до нас) картина А. Д. Литовченко «Боярыня Морозова», вызвавшая, впрочем, единодушное осуждение со стороны художественной критики.

У него есть цель в жизни, она движет им, ведет по жизненному пути, заставляет развиваться и достигать новых высот. Этим жестом она показывает, что ее не сломили и она готова принять кару за веру. По центру полотна изображена боярыня Морозова. В центре эпизода – боярыня Морозова собственной персоной. Толпа вокруг саней, везущих закованную в кандалы бунтарку, не безлика. Последней каплей для царя стал ее отказ от участия в его свадьбе с Натальей Нарышкиной. С верой, любовью и жалостью глядит она вслед боярыне.

Подперев рукой щеку, задумалась старуха в расшитом платке. На переднем плане картины в санях изображена женщина. Московские жители выходили на улицу, чтобы увидеть опальную боярыню. Картина потрясающая. Её напряжённое лицо показывает всю тяжесть её положения.

Ты словно ощущаешь себя частью картины, словно находишься там, среди людей. На голове у нее черная шапка, надвинутая на глаза. В Чудовом монастыре состоялся — еще один допрос, опять ни к чему не приведший. В той же группе, в правом углу картины, помещена боярышня в голубой шубке — один из самых поэтичных женских образов, созданных Суриковым.

В виде смеющегося купца слева на картине «Боярыня Морозова» изображён бывший дьяк Сухобузимской Троицкой церкви Варсанофий Семёнович Закоурцев. Суриков понял, что санную колею надо написать очень точно. Я читала, как Суриков натирал и поил водкой натурщика, чтобы ему не холодно было сидеть в снегу и говорил: Если бы я ад писал, то сам в огне бы сидел и в огне позировать заставлял бы. В толпе терялось.

Лицо и движения опальной боярыни выражают несокрушимую душевную силу и безмерное внутреннее напряжение. Левая рука боярыни поднята в энергичном проповедническом жесте и тяжелая железная цепь тянется, как бы перерезая фигуру пополам. Она призывает народ к борьбе и подвигу. Композиция суриковских картин становится вот таким образом естественной — «такой, как в жизни», но вместе с тем она глубоко продумана: в суриковской композиции нет места случайности.

Надо было найти расстояния от рамы до саней, чтобы пустить их в ход. Одним из существенных моментов в построении картины была передача движения. Более того, он неразрывно с нею связан: он объединяет ее собою и вместе с тем сам благодаря ей приобретает особую выразительность и особое значение.

Ее увозили в ссылку. Она взывает к Богу, чтобы тот помог ей в борьбе за справедливость. Морозова, подняв руку, что-то крикнула людям на ходу. В дровнях на соломе лежала женщина, закованная в цепи. Еще очень много неизведанного и интересного в данном сюжете, который написал Суриков. Вдруг лошадь дернула, розвальни качнулись на ухабе, накренились и пошли.

Ее лишили имущества и вместе с сестрой Евдокией Урусовой и слугами заточили в земляную тюрьму Боровского городского острога (ныне Калужская область). Ощущается волнение толпы и тревожные разговоры. Это было абсолютно новой изобразительной проблемой, никем до Сурикова не решенной.

Восхитительный и уникальный шедевр, который создал Василий Суриков, – Боярыня Морозова. Юродивый срисован с московского бедняка, который торговал огурцами, сидя на снегу. Композиция всегда была одной из основных проблем художественного творчества Сурикова. Дородный московский купец и рядом с ним священник в лисьей шубе, злобно ощеривший свой беззубый рот, смеются над увозимой на допрос «еретичкой». Все лицо мелко было.

Не смею, - отвечал стрелец. Женщина, погибшая там от голода, теперь почитается российскими старообрядцами, как святая. Морозова -- источник, возбуждающий в толпе сложную гамму различных переживаний и тот центр, к которому устремляются взоры, мысли и чувства всех действующих лиц этой сцены. Показывая историческое событие как народную трагедию, Суриков гениально разрешил труднейшую задачу сочетания «героя и толпы». Щеки запали, рот полуоткрыт, она что – то говорит людям, которые ее провожают.

Главное же – точно вычислить расстояние от саней до нижнего края картины. Староверы беспоповцы (мои предки) слово старообрядцы не признавали. Это Феодосия Морозова. Ноги у нее скованы цепью.

В противовес группе друзей боярыни (изображенных на первом плане справа) Суриков показывает здесь ее врагов. Рядом с юродивым странник — характерный тип русского «искателя правды». В народе говорили, что Морозова пострадала за веру. Вслед за великим революционным мыслителем к той же тематике обратились русские художники-реалисты — В. Г. Перов, В. В. Пукирев (1832–1890) и многие другие. Одеяние женщины показано в резком контрасте с бледностью лица.

Портретный этюд был написан всего за два часа. Её напряжённое лицо показывает всю тяжесть её положения.

Судя по первым эскизам, Суриков поначалу собирался, в соответствии с источниками изобразить на заднем плане здания Кремля, но потом решил перенести место действия на обобщенную московскую улицу XVII века и сосредоточиться на разнородной толпе горожан. В ту пору в русской церкви произошел раскол. Казалось бы, одинаковый символический знак, но на самом деле он имеет разное значение. Прибавишь или убавишь лишний вершок холста – сани не поедут. Кроме этого слово обряд применительно к церкви чуждо староверам.

Но враги и насмешники одиноки в толпе. Например, креститься было велено не двумя перстами, как прежде, а тремя. Исследователи этой темы – серьезные историки – не первый век спорят, какой термин справедлив: старообрядчество или староверие. Прототипом Морозовой стала тётка Сурикова— Авдотья Васильевна Торгошина. Одни ей сочувствуют, другие – насмехаются. Образ Морозовой является, бесспорно, наиболее сильным и впечатляющим в картине.

Образы его одновременно статичны и находятся в движении. «Сидящие в санях фигуры держат их на месте. Светом пропитаны и одежды толпы и пейзаж и лица изображенных Суриковым людей. На нее поверх толпы смотрит Феодосия Морозова. Она почти не смотрит на боярыню. Зима, снег, холод – ещё сильнее усугубляют состояние героини.

Одета боярыня в черный бархатный кафтан, отороченный мехом. Их окружают люди, глубоко сочувствующие героической женщине. Суриков сначала написал толпу, а затем стал искать подходящий типаж для главной героини.

(Закоурцев позировал Сурикову для этюда «Смеющийся священник» в Красноярске ещё в 1873 году). Но исходил он при этом не из предвзятых формальных схем, а из живых ощущений натуры, в которой острым художническим зрением и чутьем подлинного реалиста он раскрывал законы гармонического построения. Тогда царь приказал посадить ее в тюрьму и пытать, пока не раскается. Ведь сколько времени я его искал.

Всего сохранилось более сотни подготовительных этюдов к картине, в основном портретных. Реставраторами и музейными сотрудниками легенда о надшивке холста не подтверждается1. Художник сумел показать фанатичную преданность идее, безусловную веру в собственные идеалы. Это сама героиня и юродивый.

(1) Феодосия Морозова. В толпе, окружающей сани, мы видим людей разных сословий и положений в обществе. Люди потянулись к ней взорами.

Нравилось им, что я казак и не курю. По справедливому замечанию советского искусствоведа Н. Г. Машковцева, «в «Боярыне Морозовой» колорит возвышен до значения, равного значению пространственной формы. Толта здесь состоит из всевозможных характеров, которые можно часами изучать. Динамичность всей сцены усиливается и диагональным построением картины. Черты его лица напоминают облик самого Сурикова.

Впереди на коленях старая нищенка. Но ее лицо терялось на фоне многоцветной толпы.

Снова сказалось пристальное наблюдение, жадное изучение жизни, зоркое виденье живописца. Боярыня Морозова слегка откинулась назад и подняла руку вверх. На другой же день обеих раскольниц снова заковали и отправили в заточение.

Полотно воспринимается, как живой кусок действительности. Ее глаза полны слез.