Чаепитие Картина Кустодиева
Загадка самой известной картины Кустодиева: кем на самом деле была «Купчиха за чаем»
Купчиха выглядит старше и внушительней самой модели, более миловидной и в реальности обладавшей пышными, но всё же гораздо меньшими формами10122113. Борису Кустодиеву удалось очень точно передать образ купчихи. Можно сказать, что купчиха является олицетворением, собирательным образом этого маленького провинциального уездного городка. Картина «Чаепитие в Мытищах» была написана Перовым в 1862 году по заказу администрации города.
Однако некоторые моменты из первоначального эскиза Кустодиев всё же перенёс на картину30.
На самом деле «Купчиха за чаем» была вовсе не купчихой, а настоящей баронессой. В связи с этим Кустодиев отмечал, что «худые женщины на творчество не вдохновляют»3619. По большому счету картина представляет собой групповой портрет собравшихся за утренним самоваром гостей и хозяев дома: Елены Поленовой (сидит спиной), Натальи Поленовой (изображена лицом к зрителю), ее сестры художницы Марии Якунчиковой и приятеля семьи Вячеслава Зиборова. И действительно от его выразительных и красочных женских портретов сложно оторваться.
«Купчиха за чаем» картина Кустодиева
А ноги Что ж, для работы они не особенно нужны, можно писать и так, сидя в инвалидной коляске». Примечательно, что атласное тело купчихи даже светлее неба. Обстановка за столом у Бакшеева гнетущая и тревожная. Эта картина сейчас хранится в Нижегородском государственном музее.
Картину «Купчиха за чаем» можно считать одним из наивысших достижений Кустодиева в послереволюционный период его творчества, программной работой художника. Можно сказать, что «Купчиха за чаем» является вдохновенной поэмой о русской красоте, прощальным памятником старой России, замечательным и характерным образом, своего рода апофеозом воспоминаний о сочных пышных красавицах, о приближающихся лазоревых вечерах, о монументально торжественных чаепитиях, о неторопливой, будто неизбывной и безмятежной жизни с её размеренным укладом, сытым и бездумным существованием. Холст, масло.
Русское чаепитие на картинах художников
Чаепитие стало традицией в русской семье с XVIII века. Контрастные затёки краски напоминают полуявные акварельные разводы. В этом он находил свое спасение. Все в образе купчихи говорит о спокойствии, умиротворенности. Пышная, полная, сытая белотелая, румяная, голубоглазая и русоволосая молодая женщина, в общем, довольная и весёлая купчиха, удобно устроившись, вальяжно сидит за столом на балконе деревянного особняка, в своём «домашнем раю».
Примечательно, что для реальной жизни у Кустодиева был один вкус, а для живописи— другой. Над столом возвышается пышущий жаром, величавый и красивый, сверкающий своими начищенными до блеска медными боками огромный пузатый ведёрный самовар исполненный в столь любимой среди купечества форме «ваза». И пользовалась спросом публики. Ни одна чайная церемония не обходится только лишь вкушением напитка, она помогает обрести душевное равновесие, гармонию, достичь взаимопонимания между присутствующими. Чем хуже становилось его физическое состояние, тем ярче и жизнерадостнее были его работы. Но тем живее работало воображение.
Описание картины Бориса Кустодиева «Чаепитие»
Над столом возвышается пышущий жаром, величавый и красивый, сверкающий своими начищенными до блеска медными боками огромный пузатый ведёрный самовар исполненный в столь любимой среди купечества форме «ваза». Для характеристики творчества художника Николая Петровича Богданова-Бельского (1868 – 1945 гг. ) критики и ценители искусства очень часто используют слово «крестьянский» : крестьянская жизнь, крестьянский быт и т. д. Действительно, его картины демонстрируют нам повседневную жизнь крестьян начала прошлого века, а отдельное внимание Богданов-Бельский уделял детям. Картину «Купчиха за чаем» можно считать одним из наивысших достижений Кустодиева в послереволюционный период его творчества38, программной работой художника29. Однако некоторые моменты из первоначального эскиза Кустодиев всё же перенёс на картину.
Пожалуй, ни один художник не уделял чаю как элементу быта русского человека столько внимания, как Борис Михайлович Кустодиев (1878 – 1927 гг).
Также высоко он оценил и «Купчиху за чаем» как работу, утверждающую красоту человеческую522953. На столе перед ней стоят фрукты, большой самовар. «Картины в моей голове сменяются, как кино», – говорил Кустодиев. Хотя художнику для этой работы позировала студентка медицинского института Галина Адеркас, героиня представляет собой собирательный образ русской купчихи, символизируя целый пласт общества, безвозвратно ушедшего в прошлое.
Загадка самой известной картины Кустодиева «Купчиха за чаем»
В связи с этим Кустодиев отмечал, что «худые женщины на творчество не вдохновляют». Летом 1918 года Кустодиев приступил к воплощению на полотне своего давнего замысла, связанного с картиной «Чаепитие» (частное собрание) 1913 года, на которой изображено застолье дебелых купчих во главе с чинным купцом— отцом семейства, в котором художнику виделся действительный тайный советник, сенатор-правовед Николай Таганцев. Даже наоборот, образ русской купчихи кажется немного ироничным, добрым и даже невинным.
Но тем живее работало воображение. В июне 1924 года на XIV Международной выставке в Венеции Кустодиев представил несколько своих работ, в том числе «Купчиху за чаем», а также «Большевика». Работы художника буквально излучают светлые, радостные чувства, а одним из самых известных полотен Кустодиева, описывающих чаепитие, является картина «Купчиха за чаем» (1918 год). Она была наслышана о своём соседе-художнике, охотно согласилась позировать для картины и даже гордилась этим2022.
Купчиха за чаем, 1918, Кустодиев – описание картины
На заднем плане за её спиной видна панорама зелёных просторов, выступающих из-за деревьев крыш домов и позолоченных маковок дальних и ближних церквей подальше— гостиный двор и церковная колокольня, справа же— пустынная и покрытая булыжной мостовой площадь, торговые ряды с вывесками. 25-летняя вдова старалась прививать детям любовь к живописи, театру, музыке и литературе. Он показал на выставке 11 картин, в том числе впервые «Купчиху за чаем», которую разместили в центре одной из стен, целиком предоставленной в пользование художнику.
Он показал на выставке 11 картин, в том числе впервые «Купчиху за чаем», которую разместили в центре одной из стен, целиком предоставленной в пользование художнику39404123. Стоящий на столе самовар словно делит картину на две части, два разных мира: по одну сторону оказывается сытый и толстый поп, по другую — нищие, мальчик и старик. К тому же в это время у художника были серьезные проблемы со здоровьем – еще в 1911 г. ему поставили диагноз «костный туберкулез», позже в позвоночнике образовалась опухоль, болезнь прогрессировала и к моменту написания «Купчихи за чаем» Кустодиев уже три года был прикован к инвалидному креслу.
Широкая во всех смыслах этого слова купчиха предаётся упоению чаепития, за довольно гедонистической атмосферой которого скрыта реальная жизнь этой чувственной и полной загадочности женщины, довольно эротичной и соблазнительной, но вместе с тем и наделённой улыбкой Моны Лизы. Потеряв возможность двигаться, Кустодиев удивительным образом сохранил способность писать задушевные и колористически богатые, светоносные картины, во многом благодаря тому, что у него в памяти осталась «чудесная страна воспоминаний». Стоит заметить, что Кустодиев иронично наделил мордочку кота чертами хозяйкиного лица. Аждухзахватывает, если представить изображенное наяву.
Описание картины «Купчиха за чаем»
А последними работами мастера стали иллюстрации к книгам о Ленине. Наконец кухарка подошла и в дверь постучала: «Самовар, — говорит, — под яблонью глохнет».
Катерина Львовна насилу прокинулась и ну кота ласкать. Ты знаешь, у меня такое ощущение, как будто я с картины Кустодиева села сейчас в кресло Смотрю на себя в гримёрной в зеркало: ну чем я не та купчиха. ». И такие молодцы проглядели революцию. Купчиха спокойна и величава в сознании своей красоты и женского обаяния.
Купчиха за чаем, Кустодиев – обзор картины
Она является частью экспозиции Государственного Русского музея. Примечательно, что атласное тело купчихи даже светлее неба3032. Спустя несколько лет, в 1923 году, Кустодиев написал схожую по композиции картину под названием «Купчиха, пьющая чай» (Нижегородский государственный художественный музей).
А кот. Этот мир был уничтожен вихрем революции с приходом к власти большевиков. Сам Маковский вспоминал: «Лучшие красавицы наперебой позировали мне.
Описание картины Бориса Кустодиева «Купчиха за чаем»
Конечно, основной темой выставки стала революционная. Стоит заметить, что Кустодиев иронично наделил мордочку кота чертами хозяйкиного лица26. Чем хуже становилось его физическое состояние, тем ярче и жизнерадостнее были его работы. Очень часто моделями для купчих Кустодиеву служили представительницы интеллигентной среды.
Также высоко он оценил и «Купчиху за чаем» как работу, утверждающую красоту человеческую. Участвуя в художественном объединении «Мир искусства», Кустодиев интересовался не только образами дворянской культуры, но и провинциальным бытом— он был настоящим поэтом купечества. И такие молодцы проглядели революцию.
Загадка известной картины Кустодиева: кем на самом деле была "Купчиха за чаем"
Баронесса обладала пышными формами и была вполне в художественном вкусе Кустодиева, признававшегося, что «худые женщины на творчество не вдохновляют». На картине «За самоваром» Петров-Водкин изобразил обыденную семейную сцену за столом.
Самовар на столе будто делит полотно на два «мира» : на одной стороне – толстый, сытый поп, а на другой – нищие мальчик и старик. На этот раз художник решил сделать центром новой работы женщину, такую крупную, как «Красавица» (Государственная Третьяковская галерея) и такую же монументальную, чинно сложившую руки и стоящую над городом, как «Купчиха» (Государственный Русский музей) 1915 годов151718.
Средний, основной план выписан менее подробно, условно. Михаил Нестеров, посетивший вместе с Всеволодом Воиновым в марте 1923 года квартиру Кустодиева в Петрограде, высоко оценил его работы на тему купечества, особенно задержавшись возле картины «Купцы», написанной ещё в 1918 году (известна также как «Гостиный двор», «Торговые ряды»). Приэтом жизнь самого Бориса Михайловича была далека отсозданного имобраза. Там тоже есть полная женщина, блюдце с чаем, самовар и арбуз. Правда их в этом провела интеллигенция Крепкий и цельный народ— купечество». 1918. «Русский Рубенс» Борис Кустодиев, чьикартины вразные времена поворачивали товзащиту купеческого сибаритства, топротив, насамом деле, просто любил жизнь— сочные краски, вкусную еду, дородные формы. Моделями для его купчих часто были представительницы интеллигенции, дородные женщины.
Борис Михайлович Кустодиев родился в семье преподавателя духовной семинарии. При этом он получился у него настоящим, а не нарочито иллюзорным. Лишь сине-лиловые тонкие тени подчёркивают контуры облаков.
Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Я зарабатывал громадные деньги, жил с царственной роскошью» Большой интерес проявлял художник и к «красивой старине» — он коллекционировал предметы русского быта. Богатое бездумное существование купчихи вызывает у художника беззлобную усмешку. Бесспорно, одной из наиболее драматичных, цепляющих за душу картин XIX века, является работа Василия Григорьевича Перова (1833/1834 – 1882 гг. ) «Чаепитие в Мытищах» (1862 год), сюжетом которой послужили реальные события. Потеряв возможность двигаться, Кустодиев удивительным образом сохранил способность писать задушевные и колористически богатые, светоносные картины, во многом благодаря тому, что у него в памяти осталась «чудесная страна воспоминаний». Появилось даже выражение «кустодиевские красавицы».
Сочинение по картине Кустодиева Купчиха за чаем
Чем же была для Кустодиева данная работа. Главной темой другой картины Кустодиева – «Извозчик в трактире» (1920 год) – служит традиционное русское чаепитие, о чем свидетельствуют такие атрибуты, как самовар и связка баранок.
Весной 1920 года в трёх комнатах квартиры Нотгафта в здании петроградского Дома искусств состоялась первая и единственная прижизненная персональная выставка Кустодиева, на которую он представил около 170 разных с художественной точки зрения произведений, выполненных в основном в 1915—1920 годах, в число которых вошла и «Купчиха за чаем». В 1964 году в фильме «Женитьба Бальзаминова» режиссёра Константина Воинова по трилогии пьес А. Н. Островского актриса Нонна Мордюкова сыграла избалованную изнемогающую от праздности купчиху Белотелову5556, которая, как отмечали кинокритики, будто сошла с картин Кустодиева57, перевоплотилась в «кустодиевскую купчиху», могущую коня на скаку остановить58.
Сочинение по картине Кустодиева «Купчиха за чаем»
Это души, достигающие зрелости и мудрости, начинающие ценить жизненный покой. С тех пор, по словам художника, его миром стала его комната. На прогрессивную публику того времени картина «Чаепитие в Мытищах» произвела огромное впечатление, а Василий Перов только лишний раз подтвердил данное ему современниками «звание» сатирика-жанриста, глубоко понимающего русскую жизнь. Участвуя в художественном объединении «Мир искусства», Кустодиев интересовался не только образами дворянской культуры, но и провинциальным бытом— он был настоящим поэтом купечества1. И это показательно.
Интересно, что эту картину Маковский написал уже на склоне жизни — в 75 лет. В своей работе художник продемонстрировал иное видение церемонии семейного чаепития. «Купчихой» оказалась баронесса Галина Адеркас, представительница древнего дворянского рода из Астрахани, в ту пору студентка медицинского факультета. Работ с изображениями заводских рабочих, матросов, бойцов Красной Армии было большинство. 1918 – это время революционных настроений, когда пролетарии были против подобного богатства и всячески боролись против купечества, кулачества, царизма и так далее.
- История одного шедевра: «Купчиха за чаем» Кустодиева
- Купчиха за чаем — Борис Кустодиев
- Чайные посиделки в русской живописи
- Картина Кустодиева Купчиха за чаем
- Самое интересное в виде мозаики
Купчихи в творчестве Кустодиева— это богини, выразительницы мечтаний народа о счастье, сытости и достатке. Во время такого чаепития, как правило, решались важные деловые вопросы, обсуждались новости. Константин Сомов, в то же самое время как-то зашедший к Кустодиеву домой, отмечал, что выставка эта в целом скверная и никуда не годится, оговорившись, правда, что к «Купчихе за чаем» это не относится42. Со времен посещения Мытищ Екатериной II, пить чай там считалось хорошим тоном.
Летом 1918 года Кустодиев приступил к воплощению на полотне своего давнего замысла, связанного с картиной «Чаепитие» (частное собрание) 1913 года, на которой изображено застолье дебелых купчих во главе с чинным купцом— отцом семейства, в котором художнику виделся действительный тайный советник, сенатор-правовед Николай Таганцев141516.
- Картина «Купчиха за чаем» Кустодиев
- Получайте самые главные и обсуждаемые статьи дня на свой электронный адрес
Ее движения плавны и неторопливы – под стать замедленному провинциальному ритму жизни. Она молода, красива, хорошо одета. «Купчихой» оказалась баронесса Галина Адеркас, представительница древнего дворянского рода из Астрахани, в ту пору студентка медицинского факультета1021. Впечатление социальной драмы усиливает орден героя Крымской войны на груди старика. В этом он находил свое спасение.
На их фоне за тяжёлыми воротами соседнего синего дома— тоже чаепитие на балконе: за самоваром сидит купеческая семья— старик с женой, которые не спеша пьют чай, встав от послеобеденного сна. «Осень в провинции. Михаил Нестеров, посетивший вместе с Всеволодом Воиновым в марте 1923 года квартиру Кустодиева в Петрограде, высоко оценил его работы на тему купечества, особенно задержавшись возле картины «Купцы», написанной ещё в 1918 году (известна также как «Гостиный двор», «Торговые ряды»).
В залах, где еще два года назад жила царская семья, развесили картины трех сотен художников всех возможных направлений. В 1925 году «Купчиха за чаем» была передана из отдела изобразительных искусств Наркомпроса в Государственный Русский музей, где она и находится в настоящее время, экспонируясь в Зале 71-м Корпуса Бенуа. Облаченная в дорогое парчовое платье с глубоким декольте, обнажающим впечатляющую округлость белосахарных плеч, в шелковой чалме, короной венчающей голову, с янтарными серьгами в ушах, эта русская богиня «царит» над всем миром, вбирая в себя его соки и краски. Огромный начищенный до блеска самовар, сочный алый арбуз, налитые спелостью яблоки, прозрачный виноград, румяная сдоба и даже кот, что мурлыча, ластится к хозяйскому плечу, – все это символы достатка купеческого дома. В июне 1924 года на XIV Международной выставке в Венеции Кустодиев представил несколько своих работ, в том числе «Купчиху за чаем», а также «Большевика»2554.
Картина в настоящее время находится в Санкт-Петербурге. «Картины в моей голове сменяются, как кино», – говорил Кустодиев. На нижнем уровне находятся люди, отдыхающие от повседневных забот.
На своей картине мастер изобразил дородную, пышущую здоровьем женщину. Константин Сомов, в то же самое время как-то зашедший к Кустодиеву домой, отмечал, что выставка эта в целом скверная и никуда не годится, оговорившись, правда, что к «Купчихе за чаем» это не относится.
Желающие украсить свой дом копией полотна «Купчиха за чаем» могут у нас заказать печать постеров на холсте или бумаге.
Правда их в этом провела интеллигенция Крепкий и цельный народ— купечество». Розово-свежее от послеобеденного сна лицо и открытые, отличающиеся мраморной белизной округлые плечи этой красивой и пышущей здоровьем женщины подчёркнуто выделяются на фоне её чепца и складок такого же тёмно-фиолетового с чёрными разводами бархатного платья.
К тому же в это время у художника были серьезные проблемы со здоровьем – еще в 1911 г. ему поставили диагноз «костный туберкулез», позже в позвоночнике образовалась опухоль, болезнь прогрессировала и к моменту написания «Купчихи за чаем» Кустодиев уже три года был прикован к инвалидному креслу. Занимался живописью в мастерской Ильи Репина. Выше них лишь мальчик на крыше, гоняющий голубей, юная душа, стремящаяся в порыве к небу.
Впервые публика увидела «Купчиху» 13 апреля 1919 года на первой свободной выставке произведений искусства во Дворце искусств (такое название после революции получил Зимний дворец). Этот мир был уничтожен вихрем революции с приходом к власти большевиков. Но «Купчиха за чаем» занимала центральное место в одном из залов. Не менее примечательна работа «Московский трактир» (1916 год), на которой группа людей собралась за большим столом. Стремление окружить себя красивыми вещами отразилось и в творчестве художника: он написал немало жанровых сцен в «русском стиле», а также портретов красавиц в старинных русских костюмах, как, например, на известной всем картине «За чаем».
Две купчихи, разряженные, разрумяненные, довольные пьют неспешно чай. Над ними возвышается фигура девушки в окне, словно душа, поднимающаяся над землей в любовном порыве. Интенсивность, сочность их достигнута виртуозным владением техникой лессировок в сочетании с гладкой и ровной фактурой письма, напоминающей эмаль или русские лаки. Да и сам Кустодиев в 1923 году нарисовал еще одну похожую картину – «Купчиха, пьющая чай».
Моделями для его купчих часто были представительницы интеллигенции, дородные женщины. Яркая и изобильная картина Кустодиева «Купчиха за чаем» была написана художником в голодный 1918 год, время разрухи и революционной смуты. Яркие краски, безоблачное голубое небо, уют и гармония в сознании художника ассоциируются с традиционным чаепитием. В 1964 году в фильме «Женитьба Бальзаминова» режиссёра Константина Воинова по трилогии пьес А. Н. Островского актриса Нонна Мордюкова сыграла избалованную изнемогающую от праздности купчиху Белотелову, которая, как отмечали кинокритики, будто сошла с картин Кустодиева, перевоплотилась в «кустодиевскую купчиху», могущую коня на скаку остановить.
Картина была написана в проблемный для России год. Весной 1920 года в трёх комнатах квартиры Нотгафта в здании петроградского Дома искусств состоялась первая и единственная прижизненная персональная выставка Кустодиева, на которую он представил около 170 разных с художественной точки зрения произведений, выполненных в основном в 1915—1920 годах, в число которых вошла и «Купчиха за чаем». Появилось даже выражение «кустодиевские красавицы».
Чаепитие» написана масляными красками, но полотно рождает эффект акварельной зарисовки. Одна из известнейших — «За чайным столом». Спустя несколько лет, в 1923 году, Кустодиев написал схожую по композиции картину под названием «Купчиха, пьющая чай» (Нижегородский государственный художественный музей)2324. Пышная, полная, сытая белотелая, румяная, голубоглазая и русоволосая молодая женщина, в общем, довольная и весёлая купчиха, удобно устроившись, вальяжно сидит за столом на балконе деревянного особняка, в своём «домашнем раю». «Волжские серии» он продолжал писать и после того, как в 1916 году паралич приковал его к креслу. Еще один весьма трагичный сюжет со сценой чаепития изображен на картине знаменитого русского художника Василия Николаевича Бакшеева (1862 – 1958 гг. ) «Житейская проза» (1892-1893 гг. ).
На этот раз художник решил сделать центром новой работы женщину, такую крупную, как «Красавица» (Государственная Третьяковская галерея) и такую же монументальную, чинно сложившую руки и стоящую над городом, как «Купчиха» (Государственный Русский музей) 1915 годов. В 1925 году «Купчиха за чаем» была передана из отдела изобразительных искусств Наркомпроса в Государственный Русский музей25, где она и находится в настоящее время, экспонируясь в Зале 71-м Корпуса Бенуа9. С тех пор, по словам художника, его миром стала его комната. Да вот только вместо широких просторов за спиной – холодная стена.
Примечательно, что для реальной жизни у Кустодиева был один вкус, а для живописи— другой. Можно сказать, что «Купчиха за чаем» является вдохновенной поэмой о русской красоте, прощальным памятником старой России, замечательным и характерным образом, своего рода апофеозом воспоминаний о сочных пышных красавицах, о приближающихся лазоревых вечерах, о монументально торжественных чаепитиях, о неторопливой, будто неизбывной и безмятежной жизни с её размеренным укладом, сытым и бездумным существованием.