Человек В Очках Добужинский
Репродукция картины художника Мстислава Валериановича Добужинского (1875—1957) Человек в очках (Портрет К. А. Сюннерберга). С 1908 Добужинский начал сотрудничать с журналом «Сатирикон», в этом же году Третьяковская галерея приобрела его работу «Человек в очках». Добужинский М. В. «Человек в очках» (портрет поэта и художественного критика К. А. Сюннерберга).
Описание картины Мстислава Добужинского «Человек в очках»
«Человек в очках» изображен на фоне окна, большую часть полотна занимает пейзаж. После 1917 участвовал в оформлении массовых празднеств в Петрограде (в т. ч. Лучшие из них – русская и европейская классика: Пиковая дама и Евгений Онегин П. И. Чайковского, Борис Годунов М. П. Мусоргского, Дон Жуан В. -А. За окном пейзаж, состоящий из унылого пустыря, однообразных домов и фабричных труб.
К 1913–21 относится увлечение Д. искусством А. Матисса, кубизмом и футуризмом («Кубистические этюды», уголь, 1914 виды Неаполя, Лондона и Парижа). К. А. урбанистич. Двумя счастливыми исключениями стали иллюстрации к "Трем толстякам" Ю. К. Олеши (1928) исполненные еще по заказу из Москвы, а также к "Евгению Онегину" (1936), в которых он реализовал свой давний замысел глубоко оригинального прочтения романа А. С. Пушкина. Был также художником Театра трагедии («Царь Эдип» Софокла также режиссёр), быв. Через год художник написал либретто балета на музыку Седьмой (Ленинградской) симфонии Шостаковича, выполнил эскизы декораций к балету, а также иллюстрации-фантазии к музыке Шостаковича.
Добужинский Мстислав Валерианович (1875 – 1957)
В рисунках к Барышне-крестьянке (1919) художник использовал характерное для пушкинского времени увлечение силуэтом. В начале творческого пути (1902—05) испытал влияние югендстиля, А. Н. Бенуа и К. А. Сомова. Комиссии по делам искусств (1917), Об-ва изучения и охраны старого Петербурга (1918), хранителем Эрмитажа (1918), организатором Дома искусств в Петрограде (1919–22). В ранней журнальной графике Добужинский заметно влияние немецкого югендстиля, Ф. Валлотона в видах Новгорода, Москвы, Вильны и других городов (1885-1889 годы) точность натурного видения сочеталась с элементами гротеска. Этот Петербург зыбок, призрачен иногда даже пугающ. «Месяц в деревне» И. С. Учился в Петербурге в Рисовальной школе Общества поощрения художеств (1885—87), в Мюнхене (1899—1901) — в школе А. Ажбе и у Ш. Холлоши.
и рус. Лескова и др. Прокофьева, 1942, «Балле тиэтр», Нью-Йорк). «Воспоминания об Италии», 1923).
Добужинский Мстислав Валерьянович
1912. в 1923, «Трём толстякам» Олеши изд. Memorial exhibition, L., 1959. В. 1934. Добужинский М. В. Обложка к повести Н. С. Лескова «Тупейный художник» 1922. Добужинский М. В. «Октябрьская идиллия».
В ранней журнальной графике Д. заметно влияние нем. Книги художник начал оформлять в 1906-м («Станционный смотритель» А. С. Пушкина). В это время им были оформлены спектакли «Пиковая дама» П. И. Чайковского, «Борис Годунов» М. П. Мусоргского, «Тангейзер» Р. Вагнера, «Раймонда» А. К. Глазунова, «Князь Игорь» А. П. Бородина, «Радзивилл Перкунас» Ю. Карнавичюса. С 1939 года Добужинский работает в Америке в театре М. П. Чехова. Жизнь в эмиграции была не столь благополучной, как он надеялся.
Добужинский Мстислав Валерианович (Человек в очках)
В числе книг, которые он иллюстрировал в разные годы, — «Слово о полку Игореве» «Дон Карлос» Ф. Шиллера «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина «Барышня-крестьянка», «Граф Нулин», «Скупой рыцарь» А. С. Пушкина «Казначейша», «Поэмы» (издания 1941) М. Ю. Лермонтова «Белые ночи» Ф. М. Достоевского «Тупейный художник», «Левша» (30 иллюстраций) Н. С. Лескова «Новый Плутарх» М. А. Кузмина «Ночной трактир» И. А. Бунина «Ночной принц» С. А. Ауслендера «Примус» О. Э. Мандельштама «Веселая азбука» Н. Павловой «Три толстяка» Ю. Олеши «Микель-Анджело Буонаротти» Г. Грима «Свинопас» Г. -Х. 1903. Из работ советского времени наиболее значительны иллюстрации (к «Свинопасу» Андерсена изд. Третьяковская галерея, Москва. Добужинский М. В. «Двор». Успешно пробовал он себя и в карикатуре и в оформлении почтовых открыток. С 1901 года обращался также к различным техникам станковой графики, разрабатывая преимущественно урбанистическую тематику в офорте, акватинте, ксилографии, хромолитографии (цикл «Петербург в 1921 году») и её усовершенствовании (граттографии иллюстрации для своей книги «Воспоминания об Италии», 1923 года).
модерна и символизма он отмечен сочетанием живописного и графического начал (с преобладанием экспрессивной роли линии и силуэта), многозначительностью деталей, тонкостью тональной разработки цвета. Гуашь, тушь. Зрелый стиль Д. сложился под воздействием рус. Один из реформаторов рус. После 1917 года участвовал в оформлении массовых празднеств в Петрограде (в том числе мистерии «Гимн освобождённому труду» на площади перед зданием Биржи, 1920 года, совм. Так, на гуаши «Старый домик» (1905) трогательный деревянный особнячок зажат в кольцо несколькими бездушными каменными громадами.
Югендстиль), А. Н. Бенуа и К. А. Сомова. В 1905 сотрудничал в сатирическом журнале «Жупел», где были опубликованы его рисунки, обличающие самодержавие («Октябрьская идиллия»). В последней работе он использовал близкие экспрессионизму приёмы– напряжённый линейно-графич. Андреева, Т. П. В 1924 году с семьёй выехал в Литву работал в Каунасе, Париже (1926-1929 годы художник театра Н. Ф. Балиева «Летучая мышь»), Лондоне (с перерывами в 1935-1939 годах), в 1939 году вместе с труппой М. А. Чехова выехал в США.
Сюннерберг, Константин Александрович
изобразил неподвижно стоящего человека с непроницаемым лицом на фоне широкого окна. цикл «Городские сны», 1907–21) особое место занимает С. -Петербург– мрачный и таинственный, порой трагически-гротескный, близкий по эмоциональному восприятию Ф. М. Еретики требовали пересмотра религиозных догматов.
С. С. Жил в Нью-Йорке, с 1952 года до октября 1957 года – в Париже, Риме, Лондоне. Юный Художник много рисует, развивается его наблюдательность. Рисунок для жернала «Жупел». франц.
Добужинский Мстислав Валерианович
Оригинально, с большим мастерством оформляет в этот период оперы Мусоргского и Прокофьева. Был чл. Был членом Комиссии по делам искусств (1917 года), Общества изучения и охраны старого Петербурга (1918 год), хранителем Эрмитажа (1918 год), организатором Дома искусств в Петрограде (1911-1922 годы). Моцарта, Гамлет и Король Лир Шекспира. Уголь, акварель, белила. Карамзина, Н. С. Грибоедова оба 1918), БДТ и др.
За это время им были основаны Витебский художественный музей и Витебское художественное училище (20 декабря 1918 г. Добужинский стал его первым директором). Katalogas, Vilnius, 1963 (на литов. Акварель, гуашь, уголь. В произведениях Д. наиболее полно проявилась характерная для художников объединения «Мир искусства» система оформления и иллюстрирования книги с её стилизаторскими тенденциями. Балиева «Летучая мышь»), Лондоне (с перерывами в 1935–1939), в 1939 вместе с труппой М. А.
В этот период пейзажистов привлекала прежде всего русская природа. югендстиля, Ф. Валлотона в видах Новгорода, Москвы, Вильны и др. постановки и балеты (в т. ч. Добужинский Мстислав Валерианович, русский художник. Д. много работал в области книжной графики иллюстрировал произведения Ф. М.
Но наиболее весомыми были его работы в театре и в книжной графике. Вся работа построена на контрастах (внутренний мир – внешний мир, тень комнаты – свет пейзажа, яркость поля – серость города и т. д. ). В начале творческого пути (1902-05) испытал влияние югендстиля, А. Н. Бенуа и К. А. Сомова.
Его иллюстрации к рассказу С. Ауслендера Ночной принц (1909) исполненные пером, тонко передают зыбкость и полуфантастичность сюжета. Третьяковская галерея, Москва. М. С 1925 Д. жил в Литве (в 1929—39 в Каунасе, где преподавал в Художественной школе), а с 1939 — в Англии и США, работая главным образом над оформлением театральных спектаклей. Достоевскому и поэзии А. А. Учился в Петербурге в Рисовальной школе Общества поощрения художеств (1885-87), в Мюнхене (1899-1901) — в школе А. Ажбе и у Ш. Холлоши.
Мстислав Валерианович Добужинский (1875–1957)
звучание монохромного колорита с резкими акцентами цветовых пятен и освещения. Одновременно создается и образ «нового горожанина» начала века — замкнутого, отгороженного от окружающего его мира. После удачных дебютов в Старинном театре и Театре В. Ф. Комиссаржевской в 1909 г. его приглашает в Московский Художественный театр К. С. Станиславский — оформить постановку «Месяца в деревне» И. С. Тургенева. Комиссаржевской (1907–08) стилизовал приёмы ср. -век. начал (с преобладанием экспрессивной роли линии и силуэта), многозначительностью деталей, тонкостью тональной разработки цвета.
с Ю. П. «Лучшего живописца трудно пожелать», — отзывался Станиславский о Добужинском. Член объединения «Мир искусства». Список постановок, оформленных Добужинским в эти годы, включает более семидесяти названий. Скованная поза, непроницаемое лицо, «слепые» глаза за стеклами очков подчеркивают одиночество и враждебность человека бездушному, уродливому городу. График и театральный художник. В начале творческого пути (1902—05) испытал влияние югендстиля (См.
Жил в Нью-Йорке, с 1952 до окт. В 1896-1924 годах исполнял карикатуры и иллюстрации для петербургских журналов («Шут», «Жупел» – один из организаторов, 1905-1906 годы «Сатирикон», «Смехач» и других) и альманахов («Белые ночи», 1907 год). Работал также в области прикладной графики и монументально-декоративного искусства (роспись парадной лестницы особняка Е. П. Носовой в Москве, 1912-1913 годы проекты оформления выставок, декоративного убранства интерьеров). В 1905 году в журнале «Жупел» появился его рисунок «Октябрьская идиллия». Член объединения «Мир искусства». Главна тема творчества Добужинского – современный город, приобретающий иногда фантастически-одушевлённый облик (графический цикл «Городские сны», 1907-1921 годы) особое место занимает Санкт-Петербург – мрачный и таинственный, порой трагически-гротескный, близкий по эмоциональному восприятию Ф. М. Достоевскому и поэзии А. А. Блока («Старый домик», 1905 год «Окно парикмахерской», 1906 год, оба – Государственная третьяковская галерея «Петербург», 1914 год, ГРМ все – смешанная техника).
В 1901 году Добужинский стал членом художественного объединения «Мир искусства». Он отгораживается и от зрителя – с помощью очков, за которыми почти не видно лица и психологически «закрытой» позы. рус. Станиславского оформил 14 постановок этого театра, в т. ч. Во многих театрах мира оформлял преим. техникам станковой графики, разрабатывая преим.
Работал в области станковой и книжной графики (оформлял журналы «Мир искусства», «Золотое руно», «Аполлон»). иск-ва 20в., Д. в ранних работах для петерб. Постепенно иллюстрации Добужинского становятся более контрастными, усиливается роль пятна. Таков «Человек в очках» (1906) — портрет критика и поэта К. А. Сюннерберга. тема творчества Д. – совр.
Картинки: добужинский мстислав валерианович человек в очках
Большим поэтом ему не суждено было стать и единственный сборник «Тайны» так и остался неизданным. Из работ советского времени наиболее значительны иллюстрации (к «Свинопасу» Андерсена изд. В 1896–1924 исполнял карикатуры и иллюстрации для петерб. С тех пор его творческие успехи связаны с театром.
Среди мастеров «Мира искусства» Д. отличался особой изменчивостью индивидуального стиля, острым чувством современности. В 1905 сотрудничал в сатирическом журнале «Жупел», где были опубликованы его рисунки, обличающие самодержавие («Октябрьская идиллия»). Teatro dekoraciju, kostiumu, eskizu paroda. 1, М., 1968, с. 431-43, кн. В 1924 году Добужинский уезжает на родину своих предков – в Литву.
Музей МХАТа. Добужинский М. В. «Человек в очках» (портрет поэта и художественного критика К. А. Сюннерберга). и повышенной экспрессией линий и пятен. Из работ советского времени наиболее значительны иллюстрации (к «Свинопасу» Андерсена изд. В дореволюционный период работал главным образом в области станковой и книжной графики (в том числе оформлял журналы «Мир искусства», «Золотое руно», «Аполлон»), а также писал исторические картины («Пётр Великий в Голландии», эскиз 1910 в Третьяковской галерее) и оформлял театральные спектакли («Месяц в деревне» Тургенева, 1909, «Николай Ставрогин» по Достоевскому, 1913, — оба в МХТ.
С 1901 года Добужинскии входит в Мир искусства. 1926–1929 годы Добужинский проводит в Париже, сотрудничая с «Летучей мышью» Никиты Балиева и преподавая в Школе декоративного искусства, а с 1929 г. работает главным художником Литовского государственного театра в Каунасе — тогдашней столице Литвы. Появились эти черты и в одной из лучших работ художника – оформлении сказки Андерсена Свинопас (1917).
К сожалению, эта постановка не была осуществлена. Сюннерберг, поэт, философ и теоретик искусства, был другом Добужинского. театрально-декорац.
К наиболее значимым постановкам военных лет относятся посвященный «Храбрым русским солдатам Второй мировой войны» балет «Русский солдат» С. С. Прокофьева (1941) и «Бал-маскарад» Д. Верди (1942). У книжной полки», 1910 актёры МХТ, 1910–13 М. Горький, М. Ф. Добужинский занимается в знаменитой школе Ашбе, а затем переходит в мастерскую Холоши. в 1922, «Белым ночам» Достоевского изд. Достоевского (наиболее значит.
Большая Советская энциклопедия – добужинский
Добужинский — Мстислав Валерианович, русский художник. «Человек в очках» – один из первых и самый известный портрет Добужинского. Преподавал в Петербурге в частных художественных школах, в советское время профессор (с 1922) АХ в Петрограде. В ноябре 1919 г. в Петрограде Добужинский создал собственную художественную студию, параллельно преподавал в Петроградском Доме искусств и Академии художеств, писал декорации для Большого драматического театра, создал великолепный цикл литографий «Петроград в 1921 году» — своего рода летопись голодного, скованного холодом города первых лет Советской власти.
В 1945-м Добужинский дебютировал в качестве либреттиста — им был создан балет на музыку Седьмой (Ленинградской) симфонии Д. Д. Шостаковича, выполнены эскизы декораций к этому балету, а также иллюстрации-фантазии к музыке Шостаковича. городов (1885–89) точность натурного видения сочеталась с элементами гротеска. Пастель, гуашь, графитный карандаш.
28 ноября 1867 годе родился Иван Владиславович Жолтовский
В 1923-м Добужинский отправился в зарубежную командировку — сначала в Германию, где в Дрезденской опере он ставит оперу «Евгений Онегин» П. И. Чайковского, затем в Литву. Лансере и др. ). 2, М., 1969, с. 194-99.
Во многих театрах мира оформлял преимущественно русские оперы, драматические постановки и балеты (в том числе «Русский солдат» на музыку С. С. Прокофьева, 1942 год, «Балле тиэтр», Нью-Йорк). Среди мастеров «Мира искусства» Добужинский отличался особой изменчивостью индивидуального стиля, острым чувством современности. Человек в очках (1906, ГТГ) – одно из самых откровенных высказываний художника о своем современнике.
1905-06. работа– иллюстрации к повести «Белые ночи», 1923), А. С. Блока («Старый домик», 1905 «Окно парикмахерской», 1906, оба– ГТГ «Петербург», 1914, ГРМ все– смешанная техника). языке).
1922. Пушкина, Н. М. Но уже первые выступления принесли ему известность. Третьяковская галерея, Москва. Добужинский М. В. «Львиный мост в Петрограде». Наряду с ретроспективными архитектурными пейзажами в творчестве Д. большое место занимает тема современного индустриального города, который в его произведениях порой приобретает фантастически одушевлённый облик и черты трагического Гротеска («Старый домик», гуашь, графитный карандаш, 1905, «Человек в очках», уголь, акварель, белила, 1905—06, «Окно парикмахерской», акварель, гуашь, уголь, 1906, — все в Третьяковской галерее).
История русского искусства, т. 10, кн. На рисунке обычный мотив творчества Добужинского — безлюдный, молчаливый город, холодное спокойствие которого нарушают лишь несколько деталей: огромное кровавое пятно на стене дома и тротуарных плитках, кукла, галоша и очки. Впоследствии именно Пушкин стал его любимым «героем» — Добужинский создал иллюстрации к «Барышне-крестьянке», «Графу Нулину», «Скупому рыцарю». в 1923, «Трём толстякам» Олеши изд. Добужинский много работал в области книжной графики иллюстрировал произведения Ф. М. Достоевского (наиболее значительная работа – иллюстрации к повести «Белые ночи», 1923 года), А. С. Пушкина, Н. М. Карамзина, Н. С. Лескова и других.
В 1941 году Добужинский совместно с выдающимся русским балетмейстером М. Фокиным ставит балет Русский солдат с посвящением: Храбрым русским солдатам второй мировой войны. модерна и символизма он отмечен сочетанием живописного и графич. Для открытых писем издаваемых Общиной св. Карсавина, Ф. И. В ее изображение они вкладывали свою любовь к родине, связывали представление о родной земле с главным героем эпохи – русским крестьянином.
в 1928 и др. ). мистерии «Гимн освобождённому труду» на площади перед зданием Биржи, 1920, совм. «Старинного театра» и Театра В. Ф.
Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
оперы, драматич. Вернуться в Европу не позволила начавшаяся Вторая мировая война. Вскоре после того, как он удачно оформил несколько спектаклей в Старинном театре и Театре В. Ф. Комиссаржевской (1907-08), МХТ пригласил его на постановку пьесы И. С. Тургенева "Месяц в деревне" (1909). в 1928 и др. ). В произведениях Д. наиболее полно проявилась характерная для художников объединения «Мир искусства»система оформления и иллюстрирования книги с её стилизаторскими тенденциями. К этому времени относятся и многочисленные стихотворения Добужинского (первые стихи он написал еще в 1903-м). К тем же годам относятся и первые поездки за границу – в Германию и Швейцарию.
в 1922, «Белым ночам» Достоевского изд. Mstislav V. Dobujinsky. В 1927 году Добужинский исполнил эскизы оформления гоголевского Ревизора. В дореволюционный период работал главным образом в области станковой и книжной графики (в том числе оформлял журналы «Мир искусства», «Золотое руно», «Аполлон»), а также писал исторические картины («Пётр Великий в Голландии», эскиз 1910 в Третьяковской галерее) и оформлял театральные спектакли («Месяц в деревне» Тургенева, 1909, «Николай Ставрогин» по Достоевскому, 1913, — оба в МХТ с 1914 — спектакли антрепризы С. П. Дягилева). В «Октябрьской идиллии» ощущается, скорее, не протест, а скорбное чувство, горькая авторская ирония. Образ города, враждебного человеку, предстает в композициях «Двор» (1903, Третьяковская галерея, Москва), «Домик в Петербурге» (1905, Третьяковская галерея, Москва). С 1925 Д. жил в Литве (в 1929-39 в Каунасе, где преподавал в Художественной школе), а с 1939 — в Англии и США, работая главным образом над оформлением театральных спектаклей. Лит. : Маковский С., Нотгафт Ф., Графика М. В. Добужинского, Л., 1924. Изображения парадного Санкт-Петербурга немногочисленны (изданная в виде открыток серия по заказу Общины Святого Евгении, 1902-1910 годы) столь же редки у Добужинского «ретроспективные» пейзажи («Провинция 1830-х годов», 1907 год, ГРМ) и исторические композиции («Пётр Великий в Голландии», 1910 год, ГТГ).
1875-1957. (все– в Петрограде) сотрудничал с Русским балетом Дягилева и труппой А. П. журналов («Шут», «Жупел»– один из организаторов, 1905–06 «Сатирикон», «Смехач» и др. ) и альманахов («Белые ночи», 1907).
Рисунок акварелью собирателя открыток
М. Петюшенко. Добужинский М. В. Обложка к сказке К. И. Чуковского «Бармалей». Добужинский М. В. Эскиз костюма хана Кончака к опере А. П. Бородина «Князь Игорь». Андерсена и многие другие. Оформлял. «Русский солдат» на муз.
Безусловной вершиной Добужинского — театрального художника считаются декорации к спектаклю «Николай Ставрогин» (1913) по «Бесам» Ф. М. Достоевского. Шаляпин, Е. Е. По характеру службы отца семье довольно часто приходилось переезжать. В произведениях Д. наиболее полно проявилась характерная для художников объединения «Мир искусства» система оформления и иллюстрирования книги с её стилизаторскими тенденциями.
Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. В 1928-м состоялся дебют Добужинского в кино — им был оформлен французский фильм «Плодородие» по роману Э. Золя «Земля». Достоевскому (1913). Павловой (1914).
1922. Добужинский М. В. Эскиз декорации к спектаклю «Николай Ставрогин» (по роману Ф. М. Достоевского «Бесы»). С 1901 обращался также к разл. Наряду с ретроспективными архитектурными пейзажами в творчестве Д. большое место занимает тема современного индустриального города, который в его произведениях порой приобретает фантастически одушевлённый облик и черты трагического Гротеска («Старый домик», гуашь, графитный карандаш, 1905, «Человек в очках», уголь, акварель, белила, 1905-06, «Окно парикмахерской», акварель, гуашь, уголь, 1906, — все в Третьяковской галерее). 1905. Добужинский М. В. «Окно парикмахерской». Анненковым и В. А.
Щуко также один из режиссёров). В дореволюционный период работал главным образом в области станковой и книжной графики (в том числе оформлял журналы «Мир искусства», «Золотое руно», «Аполлон»), а также писал исторические картины («Пётр Великий в Голландии», эскиз 1910 в Третьяковской галерее) и оформлял театральные спектакли («Месяц в деревне» Тургенева, 1909, «Николай Ставрогин» по Достоевскому, 1913, — оба в МХТ с 1914 — спектакли антрепризы С. П. Дягилева). Много и плодотворно работал Добужинский в книжной графике. Важное место в творчестве Добужинского занимала урбанистическая тема. в 1923, «Трём толстякам» Олеши изд. с Ю. П. Анненковым и В. А. Щуко также один из режиссёров). и повышенной экспрессией линий и пятен.
и повышенной экспрессией линий и пятен. Пейзаж. ритм, драматич. Портретам Д. свойствен сдержанный психологизм («Человек в очках», 1905–06, ГТГ «Автопортрет.
В 1905 сотрудничал в сатирическом журнале «Жупел», где были опубликованы его рисунки, обличающие самодержавие («Октябрьская идиллия»). миниатюры и рус. Большое внимание уделял Добужинский и малым формам книжной графики. Mstislavas Dobuzinskis. композиции («Пётр Великий в Голландии», 1910, ГТГ). На стене висит листовка с текстом манифеста 17 октября, поверх которого наклеен приказ генерал-губернатора Д. Ф. Трепова: «Патронов не жалеть».
Галереи, серии картин, портретов
Тургенева (1909) и «Николай Ставрогин» по Ф. М. Член объединения «Мир искусства». В 1928-1946 годах был художником кино на студиях Парижа, Лондона, Голливуда («Пиковая дама», 1937 год и другие). Иллюстрация к повести Ф. М. Достоевского «Белые ночи».
Александринского театра («Горе от ума» А. С. Мстислав Валерианович, русский художник. Член объединения«Мир искусства». Зрелый стиль Добужинского сложился под воздействием руского. В. Добужинский. Тушь. Автолитография.
Наряду с ретроспективными архитектурными пейзажами в творчестве Д. большое место занимает тема современного индустриального города, который в его произведениях порой приобретает фантастически одушевлённый облик и черты трагического гротеска («Старый домик», гуашь, графитный карандаш, 1905, «Человек в очках», уголь, акварель, белила, 1905—06, «Окно парикмахерской», акварель, гуашь, уголь, 1906, — все в Третьяковской галерее). Учился в Петербурге в Рисовальной школе Общества поощрения художеств (1885—87), в Мюнхене (1899—1901) — в школе А. Ажбе и у Ш. Холлоши. В 1939 г. Михаил Чехов пригласил художника в США для оформления спектакля «Одержимые» по роману Ф. М. Достоевского «Бесы». Преподавал в Петербурге в частных художественных школах, в советское время профессор (с 1922) АХ в Петрограде. в 1928 и др. ). 1906.
"Русский пейзаж принес России одну из ее слав", – писал В. В. Стасов. Полнее всего талант Добужинского раскрылся в театре и книжной графике. В 1924 с семьёй выехал в Литву работал в Каунасе, Париже (1926–29 художник театра Н. Ф. тематику в офорте, акватинте, ксилографии, хромолитографии (цикл «Петербург в 1921году») и её усовершенствовании (граттографии иллюстрации для своей кн. Преподавал в Петербурге в частных художественных школах, в советское время профессор (с 1922) АХ в Петрограде.
С 1925 Д. жил в Литве (в 1929—39 в Каунасе, где преподавал в Художественной школе), а с 1939 — в Англии и США, работая главным образом над оформлением театральных спектаклей. с 1914 — спектакли антрепризы С. П. Дягилева). Плодотворной для него была связь с MX AT, где художник оформляет двенадцать спектаклей. в 1922, «Белым ночам» Достоевского изд.
Гл. В 1928–1946 был художником кино на студиях Парижа, Лондона, Голливуда («Пиковая дама», 1937 и др. ). Чехова выехал в США.
В отличие от большинства других русских эмигрантов, воспринимавших свое изгнание как «нравственную и физическую каторгу», а страну, давшую им приют, — как «неродную мать», Добужинский глубоко и искренне любил Литву, посвятил ей немало картин и стихотворений, мечтал о том, чтобы город Вильно, в 1920–1930-х входивший в состав Польши, стал литовским Вильнюсом. Мастера часто приглашали и другие театры — брюссельские «Де ля Моннэ» и «Да Парк», амстердамский «Рикка Хоппер», Латвийская национальная опера, Чехословацкий национальный театр. На фоне окна, за которым виден городской пейзаж, стоит человек. С искусством гравюры молодой художник познакомился в студии В. В. Матэ. лубка.
Общееколичествопросмотровстраницы
город, приобретающий иногда фантастически-одушевлённый облик (графич. Евгении, 1902–10) столь же редки у Д. «ретроспективные» пейзажи («Провинция 1830-х годов», 1907, ГРМ) и историч. 1957– в Париже, Риме, Лондоне.