Чюрленис Композитор

Композитор и художник Микалоюс Константинас Чюрленис (1875 – 1911), оставивший ярчайший след в литовской культуре, также является уникальным творцом в истории европейского искусства.

Художник и композитор Микалоюс Чюрлёнис

В 1909 году Чюрленис принял участие в выставке «Союза русских художников». Поезда ходили нерегулярно их грабили и нередко пускали под откос. Дорога проходила по берегу Терека, а мы взбирались на Казбек.

Co дня смерти литовского композитора и художника Микалоюса Константинаса Чюрлёниса (1875-1911) прошло пятьдесят лет. Тогда формы предметного мира обобщаются до простых схем и сквозят. Холодным, мрачным настроением проникнуты некоторые другие картины художника, в особенности из цикла «Похороны», насыщенного печалью, скорбью, безнадёжностью. Чюрлёнис первым в роду вошел в высокую культуру и она заговорила с ним на польском языке. Воспитанный в культе польской литературы (он обожал Словацкого) и большую часть жизни не знавший литовского языка, Чюрлёнис под влиянием набирающего силу литовского национального движения решил посвятить себя созданию национального литовского искусства.

Особенно характерны циклы картин Сотворение мира, Зима, Зодиак. Последнее особенно явственно в таких произведениях, как «Соната солнца», «Соната весны» (1907), «Соната моря», «Соната звёзд» (1908).

Микалоюс Константинас 
Чюрлёнис — литовский 
художник и композитор

Микалоюс Константинас Чюрлёнис — литовский художник и композитор

Мир начинает жить, сверкать, цвести. Надо браться за краски, браться за живопись». Дальше пойти я уже не смогу. Ему запретили рисовать и заниматься музыкой. Намеченная здесь тема получает развитие в картине "Жематийское кладбище".

В десять лет "Николай-Константин Константинович Чурлянис из крестьян. Его творческий путь начинался именно с музыки. А можно просто воспринимать, как мы воспринимаем любые образы.

Путь профессионального музыканта Чюрлёнис начал в музыкальной школе князя Николая Огинского в г. Плунге, где играл на скрипке в придворном оркестре (1889-1893). Другой основной начальный симптом болезни – беспрерывное, в том числе ночное, рисование. Вторым языком был русский. Отец его, выходец из крестьян, был музыкантом (органистом). В произведениях его подчас глубоко отражался трагизм эпохи. Литовские сказки, а может быть – изучение религии и легенд Индии породили «Сонату ужа», которая вылилась в жуткие видения с очень затемнённым смыслом.

Микалоюс Чюрлёнис: 
художник, композитор, 
бедняк

Микалоюс Чюрлёнис: художник, композитор, бедняк

Картина оказалась во многом пророческой. Музыка объединяет в себе поэзию и живопись и имеет свою архитектуру. К этому времени он был уже автором симфонической поэмы «В лесу», которая стала первым литовским симфоническим произведением. Она добилась приема у В. И.

М. К. Чюрленис рассказывает не о сотворении земли, а о возникновении красоты мира. Были почитатели М. К. Чюрлёниса, особенно во времена буржуазной Литвы, которые считали его выразителем «национального духа», видели и превозносили в его творчестве прежде всего условное, мрачное и пессимистическое.

Учась в Варшаве, Чюрленис создал несколько музыкальных произведений. Почему у нас Чюрленисов нет. ». Этот мир был одновременно здешним и нездешним, земным и неземным.

О знаменитости:литовский 
художник и композитор

О знаменитости:литовский художник и композитор

Однако и сейчас нас восхищают и волнуют не только талантливые музыкальные произведения М. К. Чюрлёниса, но и его большое (около 300 картин) художественное наследие, необычайно свежее, оригинальное, подчас противоречивое, полное трудно выразимого словами своеобразия, красочности и прелести, пронизанное музыкой, насыщенное напряжёнными исканиями и страстью. В газетах стали появляться благосклонные отзывы о его картинах. Обладал некоторыми гипнотическими способностями. Чюрленис может сравниться с великими мастерами эпохи Возрождения. Его картины звучат как прекрасные песни. Музыка как бы пронизывает всю живопись Чюрлёниса. Мир начинает жить, сверкать, цвести.

– Ну, с меня хватит. А в начале столетия, вскоре после смерти художника, участники одной из полярных экспедиций обнаружили на Крайнем Севере пейзаж, будто скопированный литовским мастером, хотя он никогда не был в Арктике. Это «Кладбище» – солнце ушло, на желтом небе силуэты крестов, часовенки, деревья. Он явно выделялся среди девяти братьев и сестер. Они сделаны по рисункам с натуры.

М. Чюрлёнис не был лишён и литературного дара. И над всем этим, простерев черные крылья, реет зловещая птица, вестник беды и несчастья. –.

  1. Чюрлёнис, Микалоюс Константинас
  2. Микалоюс Чюрлёнис: жизнь и творчество художника
  3. Творчество Микалоюса Константинаса Чюрлениса: гармония музыки и красок
  4. Самые известные картины Чюрлениса
  5. Микалоюс Константинас Чюрленис картины
  6. Микалоюс Чюрлёнис в прозе, стихах, музыке и картинах
  7. Научно-философское обществоМир через культуру

Рисует занавес для литовского театра в Вильнюсе: «Радость невероятная. Всеобщее признание пришло к М. К. Чюрлёнису только после смерти. Этот мыс на Земле Франца Иосифа был назвал именем Чюрлениса. Молодой музыкант усердно работает, создаёт за восемь месяцев более 20 полифонических произведений (каноны и фуги), струнный квартет, увертюры, прелюды. Но сама информация была расплывчатой, неопределенной и во многом противоречивой. Он горит жаждой творчества.

почему они не смотрят. Рядом с ним не могло быть ни плохого человека, ни злых чувств. Но это будет уже другая история. Его близкий друг Влодзимеж Моравский говорил: «Все мы чувствовали, что среди нас находится необыкновенный человек, отмеченный не только выдающимся интеллектом, но и огромной моральной силой». Но со мной происходило что-то непонятное.

Лесок редеет, уже сквозь ветки поблёскивает озеро. ». К тому времени Чюрленисом уже были созданы наиболее известные его циклы картин – «Сонаты», состоящие из частей Allegro, Andante, Scherzo и Finale, а также «Прелюды и фуги». Оно стало зрительной параллелью к его же симфонической поэме «В лесу». Организм не выдерживал напряжения творческих сил и каждодневного самоограничения. Однако крестьянин сказал: «Не надо, тут я и сам понимаю. Потом перешел в консерваторию Варшавы, затем Лейпцига.

Сходный сюжет во втором произведении: «Жемантийское кладбище». Форма, композиция – само собой. Врач и горячий любитель музыки Маркевичрекомендовал Чюрлёниса-младшего своему знакомому князю Михаилу Огинскому, внукуавтора знаменитого полонеза «Прощание с Родиной». Чюрленис был не только Вестником, но и творцом.

  • ЧЮРЛНИС (Чурлёнис, Чурлянис) Микалоюс Константинас (Николай Константинович)
  • Чюрлёнис Микалоюс Константинас – Биография
  • Рекомендуемые материалы по патриотической тематике
  • ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА
  • Словари и энциклопедии на Академике
  • ЧЮРЛЕНИС Микалоюс Константинас (часть 1)

В этом же направлении действовало и польское духовенство1. В поэзии слово должно быть музыкой. Позже в натурные мотивы все сильнее вторгалось воображение художника. Было бы неправильным отрицать воздействие на художественное творчество Чюрлёниса удушливой атмосферы общественного упадка, который так сказался и на творчестве многих художников других народов (русского, польского).

Наиболее характерной картиной Чюрлёниса для иллюстрации сказанного является ФУГА. Он рано пристрастился к произведениям Достоевского, Гюго, Гофмана, Э. По, Ибсена. Музыкантом он был серьезным и теоретически прекрасно подготовленным. А. Бенуа назвал его картину «Всадник» «самой одухотворенной, самой вдохновенной страницей», но врачи запретили Чюрлёнису заниматься музыкой и рисовать.

  1. О жизни и творчестве выдающихся художников
  2. Литературное творчество Чюрлёниса
  3. Микалоюс Константинас Чюрлёнис (1875-1911)
  4. Микалоюс Чюрлёнис – труженик моря
  5. Литовские рассказы Микалоюса Чюрлёниса

Посещения знакомых, спокойные разговоры о текущих событиях. Чем ближе к концу, тем жизнь Чюрлёниса всё насыщеннее, даже счастливее. Это еще больше обострило его и без того тяжелое состояние.

Чюрлёнис, Микалоюс 
Константинас

Взволнованный, я стал спрашивать, нет ли здесь самого художника. Еще один взмах ее крыльев и тоненькие пушинки одуванчика разлетятся по ветру. Одну за другой пишет картины: «Насладился я временем великолепно, так как написал что-то около 20 картин, которыми иногда недоволен, а иногда расставляю, всматриваюсь и радуюсь» «Писал по большей части с 9 утра до 6—7, а потом меньше, только из-за того, что дни стали короче». Из морских пучин поднялись и рассыпались в кружеве янтарь и жемчуг. Мечтой о лучшей жизни, о счастье человека проникнуты романтические «Сказки» Чюрлениса. Его земной мозг не выдержит двойного напряжения. Они состоятиз трёх или четырёх произведений, в которых тема решена в развитии. Осенью того же года он становится студентом Лейпцигской консерватории.

Гораздо ближе к истине, пожалуй, будет утверждение, что Чюрлёнис, музыкант большого таланта и обширных знаний, глубже, чем кто-либо другой, чувствовал музыку в природе и вот таким образом ритмический, симфонический и вообще музыкальный момент выражен в его картинах с большим мастерством и силой. Детские годы провел в Друскининкае — живописнейшем крае. Все это отражается в темной воде, плещущейся у подножья башни. Первый раз – от должности директора музыкальной школы в Люблине (Польша), второй – от места преподавателя Варшавского музыкального училища. В ГерманииМикалоюс Чюрленис увлекается живописью.

Она подобна воздушному разведчику, направляющему битву волн с берегом. М. К. Чюрлениса-художника чуть ли не полностью отрицают, а с другой стороны – пытаются оживить прежние буржуазные взгляды, согласно которым Чюрленис – это воплощение всё того же «духа нации» и какое-то непонятное, оторванное от своего времени явление в искусстве, явление, которое часто характеризуется одними лишь хвалебными прилагательными в превосходной степени. От него веет страшным, гнетущим, тёмным настроением. Поверх уснувших вод возвышаетсяостров, похожий на притаившееся хвостатое существо, какое-то сказочное чудище, «чудо-юдо рыбу кит». Курортные знакомства позволили Микалоюсу поступить в оркестровую школу в Плунге. Растительный мир Литвы («Сотворение мира») причудливые облака, похожие на сказочных богатырей («День») или на огромные корабли, плывущие в поднебесье («Корабль») или на сказочного властелина природы, восседающего на престоле («Гимн») незамысловатые деревянные колокольни, распускающиеся ветви деревцев и мутные, бурные воды («Весна») разрисованные морозом узоры, полные фантастики и красоты («Зима») часто повторяющиеся мотивы морей, кораблей, плывущих рыб деревья, мосты и вертящиеся крылья мельниц, цветущие весенние ветви-свечи, распространяющие приглушенный свет и ароматный дым сказочные короли на фоне переплетающихся ветвей, держащие на руках сверкающий красотой литовский сельский пейзаж («Сказка королей») и наконец фантастические дворцы и замки, напоминающие пейзаж Вильнюса ранним весенним утром, когда ещё не рассеялся туман («Демон», «Прелюд всадника»), – во всём этом столько характерного для природы Литвы изображённой художником с беспредельной чуткостью и оригинальностью, что национальный характер его искусства не подлежит никакому сомнению.

Это сказано, когда литовскоепрофессиональное искусство только зарождалось. Это был живой, сердечный и открытый человек, любивший делиться своими впечатлениями. Если бы ты знала, как приятно так упорно и беспамятно, без передышки писать». Живописное творчество Чюрлёниса называли «музыкой на мольберте». Но доходов нет. Не будет ли это самым простым и правильным ключом к пониманию «тайн» Чюрлёниса-художника.

Каким плодотворным могло бы быть развитие этого открытия в живописи больших пространств, в монументальной фреске. Творчество Чюрлениса – порождение определённой эпохи, с которою оно и завершается. Аллегро. Спят глубоким сном, но ведь это утопленники.

Творчество Чюрлёниса невозможно охарактеризовать относительно какого-то определённого стиля или направления – он стоит в стороне от известных течений в живописи. Мечта где. Для молодой семьи одним из главных по-прежнему оставался денежный вопрос. Одним из последних заказов художнику был занавес для сцены. В Варшаве Чюрлёнис посещал курсы живописи у Й. Каузика, а в 1904-1906 гг.

В общении с людьми вёл себя скромно и не старался выделиться. Об этом очень интересно пишет жена Чюрлёниса. В семье было пять сыновей и четыре дочери. Над этим же думали тогда по всей Европе символисты.

О нет, не за себя – ведь иду я, а вслед за мной уже идут другие. Не удивительно, что земной мир становился для него все более и более дискомфортным. Получив рекомендательное письмо к М. Добужинскому, Чюрленис едет в Петербург.

В Варшавском музыкальном училище (1894-1899) сперва обучался игре на фортепьяно у Т. Брзезицкого и А. Сигетинского, позже посещал и закончил класс композиции у З. Носковского. Микалоюс Константинас Чюрленис прожил короткую, напряженную и не очень счастливую жизнь, полную лишений, несбывшихся надежд и постоянных забот о насущном куске хлеба. По дороге говори людям о лугах и деревьях, но их ни о чем не спрашивай Ну иди счастливо, а я останусь здесь. Итак, мы вплотную подошли к болезни, начавшейся за год с небольшим до его смерти. Острый профиль с подобием короны вверху взирает в бездонность.

Интересно отметить, что о цикле «Да будет» в упомянутом письме брату Чюрлёнис пишет: «Последний цикл не закончен всю жизнь я намереваюсь писать его: конечно, несколько позже у меня будут и новые мысли. Владимир Ильич счет возможным принять сестру художника лично. В Петербурге у него завязался надежный контакт с кружком Александра Бенуа в Русском художественном обществе, что позже переродился в общество «Мир искусства». Но не знаю дороги и боязно мне. Одной из наиболее живописных работ Чюрлёниса по праву считается СОНАТА МОРЯ. Но, лишившись после смерти князя его стипендии, Чюрлёнис был вынужден вернуться в Варшаву.

Иначе сердце не выдержит Создать образ мира. Затем он был рекомендован внуку знаменитого политика, дипломата и создателя полонезов М. Огинского, который принял мальчика на службу в качестве ученика, а затем и оркестранта. Чюрленис задумывает первое большое сочинение – симфоническую поэму "В лесу" (1900-1901). получу какое-нибудь место. Он часто что-то напевал, помнится, однажды, уходя, он стал напевать «Эгмонта» и при этом улыбался своим мыслям.

Можно лишь порадоваться, что людям творчество Чюрлёниса по-прежнему дорого. говаривал, что нет рубежей между искусствами. Вслед за Верленом, Малларме, Гюсисмансом, вслед за Гюставом Моро и Одилоном Редоном, художники пытались уловить нюансы сокровенных чувств и запечатлеть свои грезы интуитивные вспышки фантазии и воспоминания. Достаточно всмотреться в его «Сонату моря», чтобы понять, что это произведение напоено музыкальной гармонией: тихие и светлые гармонические сочетания в первой картине – Аллегро пронизанная мягким солнечным сиянием (воспоминания о потонувшем корабле, лежащем на ладони морского царя) вторая картина – Анданте и вздымающийся огромной музыкальной волной Финал.

В творчестве абстракционистов нет стремления понять и объяснить мир, в нём нет мысли и чувства, хотя глашатаи этого искусства иногда и пытаются доказать, что им не чужды какие-то «идеи». Они сделаны по рисункам с натуры.

Так произошло и с упомянутым выше чиновником и с Чюрлёнисом, «забывшим» о бедности. Мы шли тогда пешком и эта дорога, как сон на всю жизнь останется в памяти. Узор линий, узор мелодии, краски на кисти и краски музыкальных гармоний. «Если бы я был богат, писал Александр Бенуа, я бы пришел на помощь ему, заказав ему огромные фрески в каком-нибудь здании, посвященном человеческому познанию. ». Всю свою жизнь он испытывал сильное влияние Словацкого, а также поэтов «Молодой Польши». Ему предлагают должность директора только что основанной музыкальной школы в Люблине. С отличием окончив в 1899 г. институт, он поехал учиться в Лейпцигскую консерваторию.

Перваячасть (аллегро) – живая, чаще мажорная по настроению вторая (анданте) –спокойная, плавная третья и четвёртая (скерцо, финал) обычно имеют динамичныйхарактер. Важно быть тронутым и быть благодарным тому, кто тронул. Весь смысл искусства в этом».

По-польски он писал письма друзьям и любимым. Имея в виду строй образов, мыслей и чувств, вызванных кжизни Чюрлёнисом, Ромен Роллан сказал: «Это новый духовный континент и егоХристофором Колумбом, несомненно, останется Чюрлёнис. » Александр Бенуа писал: «Я как-то сразу поверил ему иесли люди осторожные (а их только теперь и встречаешь) мне скажут, что ярискую, то я им отвечу: меня вопрос о риске совсем не интересует, да он и посуществу не интересен. Полет фантазии в просторы космоса, к солнцу, к звездам. Недаром Чурлянис – музыкант».

При жизни талант уникума в мире искусства не был востребован. Удивительный ритм ёлочек, нанизанных на изящную канву, символизирует ноты. Содержание живописных сонат Чюрлёниса различно, однако их объединяет художественный замысел и характер построения. В нем существовали два мира: земной и тот иной, Красота которого звучала на его полотнах. Между тем М. Горький, как это видно из вышеприведённых слов, с присущей ему наблюдательностью понял и высоко оценил особенность творчества Чюрлениса-художника, которая состоит в том, что его картины не являются, как это кое-кому казалось, одними только комбинациями красочных пятен и фантастических фигур, без цели и смысла нанесённых на полотно, а что в них обычно кроется идея, мысль, символ, с помощью которых художник, пользуясь средствами живописи, пытается разрешить какую-нибудь проблему вселенной, природы или человеческого бытия. В Петербурге художники «Мира искусства» привлекли его к театрально-декоративному художеству, он увлекся им и решил создать оперу «Юрате» по мотивам литовской поэтической легенды.

В той среде интеллигенции, к которой принадлежал Чюрленис, главенствовали антиправительственные настроения. Часто он сам создает свои сказки. За два дня сделал набросок углём. Клиника отрезала его от мира, от людей. В Германии Чюрленис поступил в Лейпцигскую консерваторию, которую окончил в 1902 году.

Чюрлёнис «Скерцо» (1908)Скерцо (итал. Хотелось кричать, звать на помощь, но струи холодной воды заливали горло. У Чюрлениса был не только музыкальный слух, но и цветовой. Ему близки произведения романтиков, рисующие героическое прошлое литовского народа – «Гражина» и «Конрад Валлеирод» А. Мицкевича. Была его сфера.

Остановимся наконец на многообразных интересах Микалоюса Чюрлёниса. Холмистый берег, повторяющий очертания волн, противостоит их напору. Симфоническая поэма "Море" (1907) – теперь гордость литовской симфонической музыки. Одно меня утешает – не гаснет во мне желание работать.

Всё существует, как великолепное сочетаниекрасок, как звучание прекрасного аккорда». Было в нем нечто поистине природно-вдохновенное. Там, в Варшаве, неожиданно для него самого, в нем проснулась тяга к рисованию, с которой он уже не мог совладать. Поступает приглашение участвовать в выставке за границей – в Мюнхене.

Эти первые пьесы относятся к 1896 году. У мальчика был прекрасный слух и неординарные музыкальные способности. Об этом мире знают те, кто сидит на «скамейке вестников», а затем отправляется в долгий тяжелый путь искать и траву и деревья и простор, наполненный ароматами.

Не менее поразителен и «Рай», где у края большой воды, отражающей сказочные облака и сказочных птиц, на покрытом цветами лугу ангелы собирают цветы, а другие по широкой белой лестнице спускаются вниз. Это очень важное обстоятельство, которое следует учитывать при изучении его творчества. – Авт. ) казались музыкой, прикрепленной к холсту красками и лаками». М. К.

Между тем картины Чюрлениса выставляются на выставках, которые следуют одна за другой в Вильнюсе, в Варшаве, в Москве, в Петербурге. Творения Чюрлёниса наполнены романтикой и фантазией. Жена перевозит его домой в Друскининкай.

Живопись также может иметь такую же архитектуру, как и музыка и в красках выражать звуки. Христофором Колумбом которого стал Чюрлёнис». Когда в 1910 году возрождается общество "Мир искусства", Чюрлениса признают одним из его членов. Однако весь синтез живописи и музыки, создаваемый им, нельзя выводить из синестезии. В 1899 году Чюрленис с отличием заканчивает институт. Чюрлёнис «Потоп» (1904)После смерти князя Огинского Чюрлёнис вынужден был прервать учёбу.

Для домашних и друзей он всегда был Константом. В 1908 г. у Чюрлёниса возникает сильная любовь к молодой студентке-филологу, позже писательнице, Софии Киманайте. В репертуаре студента были произведения Баха, Гайдна и Моцарта, Бетховена и Шопена.

С нового года написал 50 картин. » Письмо жене (которой никогда и ни на что не жаловался): «Пишу по 8–10 часов подряд. В 1907-1909 гг. Внешне хрупкий и не слишком значительный, внутри он был высоким и сильным духом, несущим в себе глубокий и богатый творческий потенциал.

По-польски он писал письма друзьям и любимым. Например «Сотворение мира» («Да будет») – цикл из нескольких картин. Сейчас ночь. Солнце превращается в черный шар. То, как видел-слышал Чюрленис, можно разгадывать, расшифровывать и распутывать. Часовенки, деревья.

Жизнь в Лейпциге не принесла ему особой радости: он не знал немецкого и у него не было друзей. Создавал символически-обобщённые произведения, переносящие в мир сказки (триптих «Сказка», цикл «Сказка королей» 1907), космогонических и астральных мифов (циклы «Сотворение мира», 1904—1906, «Знаки Зодиака», 1907), народных представлений (циклы «Весна», «Зима», 1907 «Жемайские кресты», «1909»). Точнее всего его страстное отношение к жизни и творчеству характеризует отказ Чюрлениса от предложения преподавать в Варшавском музыкальном институте и в письме брату Повиласу высказанное решение «все свои настоящие и будущие работы посвятить Литве». Но Чюрлёнис не хотел отвлекаться от живописи. «.

МКС — это инициалы художника, его подпись под живописными работами — Микалоюс Константинас Чюрленис (буква «Ч» по-литовски пишется «С»)- Автор как бы говорит, что волею судеб он сам попал в этот грозный водоворот жизни, где ему суждено погибнуть А может быть и нет. Фантазия где – я спрашиваю. Осенью того же года он становится студентом Лейпцигской консерватории. И в этой прозрачной правдивости и небывалой искренности ощущаешь прилив новых сил.

«шутка») – часть симфонии, сонаты, квартета или самостоятельная музыкальная пьеса в живом, стремительном темпе, с выраженным ритмом. Но вот что важно знать. Позже в натурные мотивы все сильнее вторгается воображение художника. Чюрленис все чаще и чаще испытывал чувство депрессии, беспричинной тоски, неуверенности. Здесь нет борьбы —только жизнь —яркая, бурная, подвижная. Ему кажется важным только писать музыку.

Чюрлёнис пытается выразить языком музыки литовскую природу. Но надежд на серьёзную школу нет. А земля – обледеневшее кладбище – странствует в бесконечной ночи. Возможно, тогда вы сами услышите и плеск волн и лёгкий звук взмахов мельничных крыльев и шорох кузнечиков в траве и звук падающих на воду капель. Фантазия художника безгранична и тот образ, который лежал в основе «зримой музыки», в общем-то не имел для него решающего значения. К «литовскости» они приходили постепенно, зачастую отвергая национальную идентичность, выбранную их дедами и родителями. Иду иду».

Девяти лет поступил в музыкальную школу князя М. Огинского и пробыл там до 1888 года. Вернувшись в сентябре 1909 года в Петербург, он всего себя отдавал работе. «Из научных дисциплин М. К. Из воспоминаний жены М. Чюрлёниса: «Он.

Сидоров, меня поразили. Кроме трудностей и страданий на этом пути есть высокие башни, которые не дают Вестнику заблудиться на незнакомой дороге – «и я пошел дальше и смотрел с высоких башен».

Я помню его до сих пор. Догадываешься, наверное, что это моя невеста. Месяц на чистом воздухе, да ещё весна. Ливень усиливался, а с ним и мой страх.

(Очень серьёзное замечание для тех, кто пытался толковать этот цикл как нечто, связанное с библейской мистикой). Он заинтересовался картинами Чюрлениса, распорядился выполнить просьбу Валерии Константиновны и вернуть картины в Литву. Однако он вскоре прекратил свои эксперименты, поняв, что они нередко огорчают людей. Загадочная и мистическая атмосфера, также воссоздается в его симфониях. Чюрлёниспереезжает из Варшавы в Вильнюс и берётся за культурно-просветительскуюдеятельность: руководит в Вильнюсе литовским хором, составляет сборниклитовских песен, принимает активнейшее участие в организации второйхудожественной выставки в Вильнюсе, разъезжаетпо деревням, собирает у крестьян произведения народного искусства, занимается организацией музыкальных изданий, пишет статьи, в которых излагаетсвои взгляды на народное искусство, выступает в концертах как дирижер хора и как пианист, создаётживописные полотна (пишет в основномтемперой и пастелью).

Глубоким сном заснули волны.

Тимоти Снайдер пишет, что литовские деятели на рубеже XIX-XX веков часто были выходцами из польскоязычной шляхты, которые «возвращались к своим корням», объединяясь с простым народом. Речь шла о поисках новой красоты, непостижимой "красоты таинственного". Вскоре после рождения Константинаса (так будущего художника и композитора звали дома) семья переехала в деревню Друскининкай. Таким же настроением пронизан и цикл «Буря», в котором победа тёмной силы выражена в образе сломанного креста и «Видение», от которого также веет мрачной символикой. Существовать одновременно в двух – таких разных – мирах было невозможно. К изумлению родных, бедный провинциал отказывается.

Мы шли тогда пешком и эта дорога, как сон на всю жизнь останется в памяти. Документированной истории болезни в своем распоряжении мы не имеем, однако большинство психиатров рассматривают болезнь М. Чюрлёниса как шизофрению (исходя из особенностей личности и творчества). А ты иди иди без устали. На что бы мы ни смотрели – на «Сонату пирамид», полную красоты давно погибших цивилизации, на «Сонату звёзд» или на «Рекса» (эти картины возникли на почве занятий астрономией) на «Сказку королей» или па полные удивительного лиризма картины «Жертва», «Рай», «Жертвенник», «Знаки зодиака» – всюду мы найдём выраженное чутко, с большим проникновением музыкальное начало, всегда полное разнообразия, тонкое, бесконечно богатое созвучиями и настроениями.

У Чюрлениса проявляются приступы душевного расстройства. Как в звуках. В нем существовали два мира земной и тот иной, Красота которого звучала на его полотнах. Добужинский, – все то, что скрывалось за его музыкальными «программами», умение заглянуть в бесконечность пространства, в глубь веков делали Чюрлениса художником чрезвычайно широким и глубоким, далеко шагнувшим за узкий круг национального искусства».

Ленина, у которого в это время было много других важных дел. Как-то Максимилиан Волошин назвал Чюрлёниса «дилетантом»и добавил: «А, как известно, бог дилетантов не любит. » На это Бенуа, улыбнувшись, с мирным юмором ответил:«Наверно, потому, что бог сам был дилетант» Ответ Бенуа не только остроумен, но и меток по существу: ведь у бога, когда он, согласно библейскому сказаниютворил небо и землю, не было опыта подобной работы, ему не у кого было учиться. Это – новый духовный континент. В 1908 году, а возможно и чуть раньше, он сделал запись в своем альбоме. Но мы попробуем хотя бы прикоснуться к тому миру, в котором он жил и созидал.

Тогда нетрудно будет понять «Мысль» и «Корабль», в которых явления природы и человеческой жизни тесно связаны между собой – лучи света и тучи сплетаются с силуэтами людей и трудно отделить их друг от друга. Зрителям, привыкшим к элементарному реализму или даже натурализму, Чюрлёнис действительно казался «трудным», «непонятным», «мистическим». Симфоническую поэму «В лесу», «Сказку», «Сотворение мира», «Псалом» и «Море» я слышала в исполнении правнука композитора – Рокаса Зубоваса и Сонаты Зубовене, убеждаясь в несравнимых ни с кем воображении и фантазии литовского композитора и художника.

Он первым начал изучать национальные особенности литовской музыки. "Известно ли тебе литовское движение. Впрочем, записью это даже нельзя назвать, скорее, это притча.

Растворятся и буквы МКС, каким-то чудом появившиеся на волне, образованные клочками пены. Биограф Чюрлёниса Радослав Окулич-Казарин на основании сохранившихся фрагментов «Записок выздоравливающего» предположил, что Чюрлёнис собирался войти в польскую литературу как автор гротескных произведений. Облака сталкиваются в напряженной борьбе («Роща»), несутся в стремительном полете («Контрфорс») или толпой молящихся вздымаются от земли к небу, ритмически повторяя формы сгрудившихся у деревенской колокольни деревьев («Колокольня»). Тут же, на выставке, его портрет, писанный товарищем. Опять слышишь шёпот сосен, такой серьёзный, словно они тебе что-то рассказывают.

Как писал Чюрлёнис. Он жадно читает В. Гюго, Г. Ибсена и Ф. Достоевского, Эдгара По и Л. Андресва. Творческий подъем летних месяцев 1909 года, пережитый в Плунге, потребовал гигантского напряжения. Все же в прессе о нем стали появляться благосклонные отзывы.

Написал около 300 произведений в духе модерна (ар-нуво), сочетающих влияние символизма с элементами народного декоративно-прикладного искусства, цитатами и реминисценциями из японской, египетской индийской культур и стремление к синтезу искусств и поискам аналогий музыки и изобразительного искусства. Не по годам задумчивый, он предпочитал занятия музыкой и чтение играм со сверстниками. Ну, а сейчас иди, так сказал старик и я пошел дальше и смотрел с высоких башен». С другой стороны, активное участие Чюрлениса в движении Литовского национального возрождения и идеалистическое самопожертвование во имя идеалов искусства, представляет его типичным творцом эпохи Романтизма.

Первопроходцы, прокладывающие новые пути к Красоте, неизбежно сталкиваются со смертельными опасностями. Облака приобретают сложные антропоморфные очертания. В 1909 году он принял участие в выставке «Союза Русских Художников».

Неуспех ожидал его и на последующих выставках. Дзукия, где находятся Друскеники, почти не испытала культурного влияния классического средневековья и до XIV в (1387 г. ) была языческим краем. Завершив учебу, работал как частный учитель музыки и принялся изучать искусство. В то время он увлекался Бахом, Бетховеном, Вагнером и Чайковским. Это было его искусство. Весть о Новом мире, о Новой Красоте содержалась в его творчестве. Для молодой семьи одним из главных по-прежнему оставался денежный вопрос.

В январе 1909-го женится на Зосе и едет с нею в Петербург. То же лето 1905 года граничит с путешествием художника на Кавказ и в Крым, благодаря Брониславе Вольман, с семьей которой Чюрленис был знаком уже больше года. Он должен разгрузиться. Несмотря на свою скромность, он оказывал сильное влияние на своё окружение. Чюрлёнис жил в Литве, а также в Санкт-Петербурге.

Эта поэма остается в числе лучших достижений литовской музыки. Спустя некоторое время София живет в Литве и ждет ребенка. Тем не менее, он скопил некоторую сумму, которая позволила ему поехать в Германию. Учением этих философов живо интересуется и Чюрлёнис. Он создавал живописные сонаты: сонату солнца, весны, лета, моря, сонату звёзд.

Осенью того же года с рекомендательным письмом М. Антокольского он едет в Петербург и вступает в тесное общение с членами будущего объединения «Мир искусства» – Добужинским, Бенуа, Рерихом, Билибиным и др. – пишет он в письме брату в разгар январского варшавского восстания 1906 года. Картина обладает очень большой декоративной силой. Он был не новатор, но новый».

Люди ничего об этом не знают. В это время его приняли в общество «Мир искусства». 10 апреля 1911 года Чюрлениса не стало. Объединение слова и мысли должно рождать новые образы».

Это случилось в декабре 1909 года. С тем же правом в качестве своей принадлежности он мог избрать польскую культуру. Чюрленис дал объявление в газету о том, что может обучать игре на фортепьяно и музыкальной теории и увлеченно занялся изучением традиционного народного искусства, фольклора.

Видишь сразу перед собой художника, привыкшего грезить звуками. И тогда легко будет понять, что в «Сотворении мира» нет библейской мистики, а отображена победа жизни и света над хаосом и тьмой, что в этом цикле показано необыкновенное счастье, которое для человека кроется в бесконечном разнообразии природы. В январе 1909-го женится на Зосе и едет с нею в Петербург. И вернулся в больницу. В его искусстве усиливаются ноты тревоги.

Стихия разыгралась вовсю. «Когда Чюрлёнис был с нами, все мы были лучше.

Философские, отвлечённые темы в картинах «астрономической» (в «Сонате звёзд», «Рексе») или «египетской» тематики в цикле «Соната пирамид», не говоря уже об упоминавшейся выше «Сонате ужа», уводили художника от национальной формы, а тем самым снижали оригинальность этих произведений, непосредственную теплоту выражения и силу впечатляемости. Польский был языком универсального, языком самого бытия — недаром на одной из картин цикла «Сотворение мира» слова Творца «Да будет. » раздаются именно на этом языке. Возможно, его творчество ближе к символизму или абстракционизму, но при этом оно рядом с музыкой. И всегда на ней молодые люди. (Уайльд, как и Бердслей, например, так и остались чуждыми М. К. Чюрлёнису). Дрездене (между прочим, в Дрезденской галерее), в Нюрнберге, Вене и Мюнхене (здесь он осматривал знаменитые Старую и Новую Пинакотеки, Глиптотеку, так называемый Гласпаласт). Концертная программа «музыкального путешествия» состояла из шести музыкальных фантазий: «Божий ангел в лесу», «Молитва к морю», «Драма шести нот», «Раскаченная вечность», «Петля времени» и «Поезд воспоминаний».

Прежде всего – романтизм Чюрлёниса. Тишина, приятный сумрак, волшебство, уход от реальности (пусть и на время) – пожалуй, так можно описать мои впечатления. Все это проходит перед нами в первых шести картинах цикла «Сотворение мира». Замечательная красота для нас раскроется в картинах цикла «Зима», где ледяные сосульки и фантастические цветы, местами как бы перерастающие в условную декорацию, одновременно так живо напоминают настоящую литовскую зиму. Но звуки увлажняются и превращаются в краски.

Польский вообще был языком его детства — домашним изначальным. Когда он слушал музыку, у него возникали цветовые видения. В 1909 году он написал картину, которая называлась «Баллада о черном солнце».

Однако цены на свои картины назначает непомерно высокие, мечтая о помещении их в будущем в созданном «Вильнюсском национальном дворце». Его и по сей день нет, а уж во времена Чюрлёниса не было и подавно. Это – бесконечно красиво. – Я решил все свои прежние и будущие работы посвятить Литве".

И всё-таки с полным правом можно сказать, что Чюрлёнис учился всюжизнь. Добужинский тепло принимает своего земляка и знакомит его с известными художниками Александр Бенуа, Иваном Билибиным, Николаем Рерихом.

Его детство и молодость прошли в Друскениках (совр. Трагические, мрачные мотивы цикла «Похороны» (1904-1906) могли быть не только реминисценциями из творчества Эдгара По и Л. Андреева, но и образами, родившимися непосредственно из воспоминаний о 1905 годе и о последовавшей за ним реакции. Однако что-то удерживало его в этом туманном и сыром городе. scherzo букв. В 1901-1902 гг.

Но бодрствуют светильники на горизонте, широкими лучами освещая небесный свод. И настроение вот таким образом радостное, приподнятое. Б. Леман считал, что «он (Чюрлёнис) слишком ясно видел и слишком много знал». Рамайяну, Рабиндраната Тагора. Это произведение, с которого начинается история литовской профессиональной музыки. учился в Лейпцигской консерватории (изучал контрапункт у С. Ядассона и теорию композиции у К. Рейнеке).

Пишет он и стихи. Она молча коснулась моей руки и я почувствовала легкое и теплое пожатие. Но ничто никуда не делось. )) В Прибалтике очень ценят творчество Чюрлёниса. Создавал символически-обобщённые произведения, переносящие в мир сказки (триптих «Сказка», цикл «Сказка королей» 1907), космогонических и астральных мифов (циклы «Сотворение мира», 1904—1906, «Знаки Зодиака», 1907), народных представлений (циклы «Весна», «Зима», 1907 «Жемайские кресты», «1909»). Его музыка – игра цвета и поэзии. И наконец, Финал.

Легко раскроется и лучезарный смысл «Дружбы», н удивительная извечная живительная сила, хрупкость и теплота циклов «Весна» и «Лето». Разносторонностью своих творческих исканий М. К. Его музыкальностью и объясняется отчасти его мистическое, туманное творчество. Спит и подводное царство с затонувшими кораблями.

Много позже выдающийся литовский поэт Эдуардас Межелайтис напишет о нем очень точные слова: «. Слушая музыку Чюрлёниса —его замечательные Поэмы В лесу и Море— чувствуешь, чем он жил, что любил и насколько близок был к природе, что переливается в дивных звуках то потоками набегающих волн, то пением птиц и перешёптыванием сказочного леса. Благодаря семье Добужинских в его распоряжении оказался прекрасный рояль. А дальше при помощи стремянки происходило самое сумасшедшее рисование.

Это пантеист чистейшей воды. Как это смешно, глупо, даже противно. Все это проходит перед нами в первых шести картинах цикла "Сотворение мира". В Лейпциге Чюрлёнис начинает рисовать.

Это сказка. Пусть он не имеет значения и для нас. Мерцающая голубоватая туманность на фоне безжизненной, темной синевы. Еще мгновение и все исчезнет.

Белая тень чайки ложится на воду. А творчество человека, так щедро одарённого талантом проникать глубоко в самую сущность всего, что его окружало, понять и в самом деле непросто. Желание «понять» живопись Чюрлёниса, как и его музыку – наивно. В Анданте морская стихия утихомирилась. Тот же таинственный шепот сосен, звуки ветра, похожие на переборы арф. Звуками.

Листы цикла идут от беспорядочного хаоса к гармонии. То есть как-то толковать, объяснять картины Чюрлёниса не стоит. Но идущие за ним уже начинают понимать, как возможно можно их избежать. Натянул на стену холст шириной в 6, а высотой в 4 метра, сам загрунтовал. Подвижничество не может тянуться вечно.

Чюрлёнис «Ангел» (1904)Просто всматривайтесь в его картины. Наконец мы очутились на леднике Казбека, где такая тишина, что стоит только хлопнуть в ладоши, как отрываются куски скал и летят в бездну. ». Есть группа и ВК – очень основательная и вдумчивая. И — при несомненной общности носившихся в этом воздухе задач — не был похож ни на кого.

Его фантазия, – писал М. В. Море кипит, беснуется. На картинах Чюрлениса раскрывался странный, никогда не виданный мною мир.

Простые люди ни об этом мире, ни о дороге туда ничего не знают. Чюрлёнис не то чтобы был одним из них — скорее нет, но он дышал тем же воздухом. Литва стала для него не столько данностью, сколько сознательным выбором. В своё время многие буржуазные литовские критики искусства возмущались «непонятностью» творчества Чюрлёниса. «Маргер» Л. Кондратовича-Сырокомли.

Многие картины Чюрлениса так и называются: картины-фуги, картины-сонаты, картины-прелюды. Вскоре он возвратился на родину, в Литву, где в 1907 г. в Вильне была организована первая выставка литовского изобразительного искусства, одним из инициаторов и участников которой был Чюрлёнис. В Вильне Чюрлёнис познакомился с начинающей писательницей – Софией Кимантайте – и женился на ней в 1909 г. М. К. Вся его публицистика (в том числе и письма) отличается ярким словом, точностью изображений, которые выдают огромный потенциал чувств, воображения, стиля, свойственных настоящему художнику. Вот он источник эмоционального стресса – первого шага к болезни. Будто сверкающие на солнце трубы играют бодрый, зажигательный марш.

И тот и другой были слиты воедино. Другие, напротив, отрицали все его творчество как вымысел сумасшедшего. Литовский мастер воспринял совет художника-романтика и по-своему претворил его в картинах. Значит, с помощью одних только звуков не выразишь в совершенстве мира.

Молодой музыкант усердно работает, создает за восемь месяцев более 20 полифонических произведений (каноны и фуги), струнный квартет, увертюры, прелюды. Выставленные в Салоне картины Чюрлёниса производят на всех сильное впечатление, его приглашают участвовать в очередной выставке «Союза русских художников». Ну, если только пояснять какие-то общие детали. Сначала длятого, чтобы отвлечься, найти утешение в чужом и неприветливом городе. Многие из них польский язык знали лучше, чем литовский.

В раннем возрасте отец обучил его игре на органе и он играл в церкви уже с шести лет. «Плач Витоля» Ю. Крашевского. Родился Миколас Чюрленис в 1875 году в Варене (Южная Литва), в семье органиста. Музыкант и художник, Чюрленис сделал попытку слить воедино оба искусства: лучшие его произведения волнуют именно своей «музыкальной живописью». Он был из тех, кто пытался такой язык создать.

Друскининкай) и Плунгянах (совр. От объективной спокойной фиксации пейзажа к драматизации природы лежал путь Чюрлениса. Это красиво. Дальше – болезнь, о которой поговорим более подробно. Доходы деревенскогоорганиста более чем скромны, а семья большая: 5 сыновей, 4 дочери. Синтез музыки и художества в нем был удивительно глубок и всепроникающ. А там – ни работы, ни денег.

в будущем. Но и вернувшись в сентябре 1909 года в Петербург, он отдавал работе «24-25 часов в сутки». Микалоюс Чюрлёнис в одиночестве снова возвращается в Петербург, находит одного (. ) ученика.

Организм не выдерживал напряжения творческих сил и каждодневного самоограничения. Детей уже к этому времени было четверо, семья вела более чем скромное существование. Его живопись «основана на музыкальных формах и логике мотивного развития музыки». Тема многоголосия, полифонии была очень близка Чюрлёнису.

Известный художник Остроумова-Лебедева вспоминала: «Мне они (картины Чюрлёниса. В этом же направлении действовало и польское духовенство. (Кое-что в области соответствующих реставраций сделал уже в 1925 г. редактор первого издания С. Шимкус, а в последнее десятилетие — автор этой книги. ) Каноны и фуги М. К. Чюрлениса, написанные в процессе освоения им полифонического мастерства и также появившиеся в упомянутых изданиях, вошли в педагогический репертуар некоторые исполняются на концертах и записаны в переложениях для органа. Звуками. Даже слова «тональность» и «полифония» давно перешли свои узкие границы.

В Плунгянах он играл в оркестре князя Огинского, с чего началась его музыкальная карьера. Учитывая тот факт, что фуга была частью месс и ораторий, которые в свою очередь являлись именно литургическими произведениями, здесь можно разглядеть и символические очертания молящихся ангелов со свечами. Атташе по культуре Литовской республики в РФ А. Шимелис отметил, что «инспирация «Море» включает в себя элементы романтического и импрессионистского стиля, а также современного авангарда свободной джазовой импровизации».

На выставке "Мира искусства" выставляется одна из его работ. Он испытывает глубокое разочарование от ежедневных встреч со своими единомышленниками, которые, не желая потерять контакт с массами, пытались создать национальную культуру на базе фольклора или же понятной всем живописи, воспроизводившей знакомые пейзажи. В 7 лет он знает нотную грамоту, свободно играет с листа. Представляется, что из этого Чурляниса может выработаться самобытный художник.

Это было скорее видение, чем сон: «Я видел страшный сон. К тому же органная музыка (отец его был органистом) звучные песни южных литовцев – дзухов, народные сказки и легенды, – всё это с малых лет близко чуткой душе Чюрлёниса (на тему легенды о Юрате и Каститисе он даже мечтал написать оперу). Ему не было тогда и 36 лет. А там, глядишь из-за большого листа цветок высовывает головку и улыбается солнцу. Но Валерия Константиновна довезла все картины в целости и сохранности.

Плунге). Ведь каждый по-иному подходит и иначе воспринимает произведения искусства». Одно противоречило другому.

Это было сказано человеком, выросшим в атмосфере польской и немецкой культуры. Конечно, подойти к нему я не решился. ». И не только художники. Он кружил по лесу, не в силах найти дорогу на волю.

Буду получать жалованье, приобрету приличную одежду, квартиру, соответственно сытый обед. Особенно много этой красоты художник вложил в картину «Жертва», где у подножия фантастической лестницы, на звёздном возвышении стоит крылатый ангел и благословляет дым жертвенника, поднимающийся из долины, от мира людского. Его стихи музыкальны и красочны. Несмотря на идеологические запреты и традиционную критику («чуждое искусство», «чуждый художник» и т. д. ), Литва признала своего художника и в этом огромная заслуга Валерии Константиновны. Широко и размашисто, ровной ритмической грядой, одна за другой наступают на берег волны. «.

Работает, по собственным словам, «24 – 25 часов в сутки». Ему обещают признание и материальное благополучие, но.

К тому времени как композитор и дирижер хора Чюрлёнис втянулся в движение возрождения Литвы и, кроме прочего, аранжировал литовские народные песни. Сочинения его высоко ценили самые строгие критики. Ландсбергис). Во всей мировой живописи произведения этого мастера занимают особое место. Писал он в основном на польском языке, которым владел лучше, чем литовским.

Спокойная, величавая мелодия в темпе анданте звучит с картины. Второе – личность Чюрлёниса. Первые известные нам картины Чюрлёнис написал, вероятно, в 1903 году. Первые его произведения – небольшие пьесы для фортепиано. Обязательным атрибутом сонаты является деление её на 3 или 4 части.

Интересно, что восприятие М. Чюрлёниса обладало свойствами синестезии. Добужинский, Бакст, Рерих, Лансере, Сомов, редактор «Аполлона» Маковский. Он поистине «синтетическая» личность. Все это крайности.

В его работах слышны отзвуки миров, которые тогда не мог увидеть человек своими глазами. У Чюрлёниса воспринимаемый им музыкальный фон имел цветовые оттенки. И это не просто громкие слова. За каких-то 3-4 года он успел много сделать на этом поприще. Часть неизданных музыкальных рукописей М. К. Чюрлениса погибла или растеряна, в оставшихся — много эскизов, черновиков, не полностью записанных произведений (напр., не хватает заключения пьесы, не уместившейся на странице произведение в трехчастной форме записано до первых тактов репризы мазурка записана полностью, до знака заключения или Da Саро al Fine, но только для правой руки и т. п. ).

В среде студентов и немногочисленной вильнюсской интеллигенции работы Чюрлениса были восприняты как очень значительные. В некоторых письмах он жалуется, что ничего не умеет. 1905-1906 годы были в Российской империи временем мощных революционных потрясений.

Одна за другой волны напористо наступают на берег искрясь и переливаясь на солнце. Каково же соотношение болезни и творчества в случае Чюрлёниса. В стилизации цветов мне очень помогла Зося, так что работа просто кипела».

Здесь мы переходим к житейской непрактичности Чюрлёниса. К началу 1910 года он писал еще больше, «сжигая себя в творческой горячке» (В. Он негодовал: «.

Прежде чем повествовать о болезни, мы должны остановиться на двух моментах. Она помогала ему выучить литовский язык, познакомила с литовской литературой. Составил и свой собственный алфавит и на некоторых картинах видны таинственные письмена. Обращает на себя внимание его противоречивое отношение к собственному творчеству.

Последнее особенно явственно в таких произведениях, как «Соната солнца», «Соната весны» (1907), «Соната моря», «Соната звёзд» (1908). Польский был домашним изначальным языком его детства. Чюрлёниса приглашают участвовать в выставке «Союза русских художников». Ему казалось, что в тот момент наступила пора счастливого покоя и гармонии.

Чюрленис символизировал этот сложный эволюционный процесс «скамейкой вестников», которая никогда не пустует и на которой старых, уходящих, заменяют молодые, вновь приходящие. Письмо к другу, Э. Моравскому: «. В то же время упомянутые диссоциативные расстройства обычно не продолжаются столь долго. Потом был чудный музыкально-литературный вечер в Концертном зале имени И. К. Архиповой. Его живописный триптих, написанный по всем канонам музыкальных форм, наполнен звуками и понятен без слов. Allegro— переводится как бурно, радостно, весело. И никакой режим не в состоянии сломить волю таких подвижников.

Зато какие знакомства, какие разговоры. Нет, это не битва — скорее, спортивное состязание между двумя друзьями-соперниками. Музыканты П. Генюшас и Л. Моцкунас выпускники школы искусств им. Но и она не принесла ему радости: круг принимающих его творчество по-прежнему ограничивался незначительным числом знавших его художников и критиков.

Финансовое обеспечение учебы Чюрлениса в Варшавском музыкальном институте взял на себя М. Огинский. В 1904 году, когда ему было уже 28 лет, Чюрлёнис, композитор, автор нескольких крупных произведений, обещавших ему большоебудущее, становится студентом школы изящных искусств в Варшаве. Интересовался языками, особенно «мертвыми»: халдейским, ассирийским, финикийским.

Вернувшись в Варшаву, он занимался рисованием и художественным творчеством. И все же его специфическое литературное творчество сложно отнести к романтизму или литературе «Молодой Польши». Он приносит радость младенцу, который доверчиво тянется к нему ручонкой. Когда он уезжал, его душа – душа под чинного художника – томилась по родине.

Любовь— это восход солнца, полденьдолгий и жаркий, вечер тихий ичудный. Музыку почувствовал и полюбил еще пятилетним мальчиком. В 1904 г. поступает в школу изящных искусств в Варшаве.

Его первым языком был польский. Создает многочисленные циклы картин, а также осваивает ремесло фотографа при поездке в Анапу. В последние годы жизни мечтания усиливаются. Но он тосковал по родной Литве. «Его гениальное, неповторимое творчество явило миру новый духовный континент» (Ромен Роллан о Чюрлёнисе). Первым обеспокоился этим исчезновением Добужинский.

После окончания начальной школы, в возрасте 13 лет, Константинос поехал туда учиться.

Какая благородная голова с умными, благородными глазами. Вокруг пустота, темно-серая земля. С 1905 г. участвовал в выставках в Варшаве, Вильнюсе, Санкт-Петербурге. Он прошел по «тропе святой» туда, где творчество космическое соприкасается с земным, где человек-творец открывает дорогу к сотрудничеству с Высшим, становясь теургом в полном смысле этого слова. Завязываются контакты с кружком Бенуа в Русском художественном обществе – будущем «Мире искусства».

В этом, по всей видимости и заключались истоки особенностей и тайны его творчества. Чем ближе к концу, тем жизнь Чюрлёниса всё насыщеннее, даже счастливее. Вот он, ответили мне. Не только в наиболее реалистических пейзажах художника («Райгродас», «Жемайтийские кресты», «Жемайтийское кладбище»), но во всех его лучших картинах нас поражает очень глубоко, очень тонко выраженная специфика литовской природы. Это и впрямь Эолова арфа, звучащая от прикосновения воздушных струй.

В 1906 году он написал брату: «Я решил всесвои прежние и будущие работы посвятить Литве». Погоди, сын, забыл я: смотри с высоких башен увидишь дорогу. Я. Солодовниченко изучавший творчество этого гениального художника, писал: «Микалоюса Константинаса нельзя воспринимать как художника, поэта или музыканта. Почему не напрягают свою душу. К нам его привлекало еще и то, что здесь он мог играть на замечательном новом «Беккере». Вячеслав Иванов подметил важнейшую особенность искусства Чюрлениса – некое «двоемирие», позволяющее в процессе взаимопроникновения этих миров друг в друга воспринимать каждый из них как бы обособленно.

Позже в письмах мы всё чаще встречаем упоминания о новых произведениях – обложках для книг, рисунках пером и тушью (письма 1904 года), а в письме брату Повиласу в конце апреля 1905 года он уже даёт длинный перечень своих новых живописных работ, среди которых мы находим и такие, ныне широко известные, как триптих «Рекс», «Тишина», «Да будет» (цикл из 13 картин) и др. Умер М. К. В такой атмосфере обывателя было нетрудно настроить против идеи национального возрождения, а его сторонников объявить «литвоманами», язычниками и колдунами. – Варшавскую художественную школу. На переднем плане органично прорисовывается силуэт чайки. В апреле 1911 года он неожиданно скончался от простуды.

Та, о которой ястолько мечтал искал её на своём пути сейчас так хорошо у меня на душе, такхочется обнять весь мир. Эту обетованную страну художник нарисовал в своей картине в образе мечты, сказки. «Неизгладимые воспоминания, впечатления на всю жизнь – это Нюрнберг, Прага, Ван Дейк.

Свои музыкальные пристрастия он сохранил на всю свою короткую жизнь. На этом языке он впоследствии писал письма, дневники и литературные сочинения. Литовский он начал учить довольно поздно (за 6 лет до смерти). Островок этот носит романтическое название – «остров любви». Господи, они за мной идут, все шествие – длинное, длинное.

Литовские окончания появились позже. Чюрленис даже в названиях своих картин подчеркивал их родство с музыкой. И ничего не кажется тебе таким понятным, как этот шёпот. Была черная ночь, лил, хлестал ливень. Облака приобретали сложные антропоморфные очертания, сталкивались в напряженной борьбе ("Роща"), несутся в стремительном полете ("Контрфорс") или толпой молящихся вздымаются от земли к небу, ритмически повторяя формы сгрудившихся у деревенской колокольни деревьев ("Колокольня"). Где истина, Господи.

Сначала помог случай. «Картины Чюрлениса, писал о выставке петербургский критик А. А. Тогда же Чюрленис написал свои первые музыкальные произведения.

Мы не сможем оторвать глаз от картины «Цветы», где в наступающих вечерних сумерках на поверхности озера такими живыми всплывают цветы белых водяных лилий. Некоторые критики превозносили Чюрлениса именно за эту якобы воспеваемую им идею потустороннего мира идею единого высшего духа. Он рисует набросок самой жуткой по настроению картины: «Баллада о черном солнце», некоторые именуют ее проще – «Черное солнце».

Первые листы Чюрлениса незатейливы: это маленькие деревенские пейзажи со свинцово-серым небом избушками, заснеженными холмами и темными стволами деревьев. И чья-то милосердная рука заботливо поднимает из глубины парусник, возвращая его к жизни. Он увлекался шахматами, математикой историей. Здесь онучился играть на флейте, делал первые опыты в сочинении музыки. Я. Чюрлёните в ряде случаев, готовя к печати издания 1957, 1959 и 1965 годов (см.

далее указатель сокращений), реставрировала неполные черновики эти произведения вошли в репертуар пианистов исполняются, записываются на пластинки. Многие современники художника (в широком смысле – творца) отмечали его особенность: «Все мы чувствовали, что среди нас находится необыкновенный человек, отмеченный не только выдающимся интеллектом, но и огромной моральной силой». Позднее обретение литовства не несло ни провинциальности, ни экзотичности.

На этом фоне – замок, деревья, раскинувшая крылья птица. Костек –старший. Но скоро красота будет развеяна: к цветку уже подлетела птица. «Искусство Чюрлениса, – писал один из исследователей его творчества Марк Эткинд, – словно романтический полет в мир чистой и светлой сказки.

Маковский писал о Чюрленисе: «Его творчество – музыка в той же степени, как живопись». Это произведение состоит из трёх картин —Аллегро, Анданте, Финал. И характерно, что творчество гениального художника, которое так долго не могли «понять» псевдоинтеллигенты, часто сразу понимали простые люди из народа.

На Серпуховской в Литовском зале. Все новое к нам приходит через Вестников. Вообще, к творчеству молодого Чюрлёниса относились с пониманием и интересом. Персонажи на картинах Чюрлениса- это размытые силуэты, сказочные короли и светлые ангелы, а место человека во вселенной Чюрлёнис определял так: «Весь мир представляется мне большой симфонией: люди – как ноты». Он был гениален во всем совершенно». От них, словно нити с жемчугом, уходят вниз два ряда светящихся пузырьков.

Последняя считается психологическим, а не психиатрическим феноменом. С 1901 г. Чюрлёнис придает живописи не меньшее значение, чем музыке. Польский был языком универсального, языком самого бытия – недаром на одной из картин цикла «Сотворение мира» слова Творца «Да будет. » раздаются именно на этом языке.

И в этом мраке возникают башня, кладбищенские колокольни и крест. В нем жил синтез искусств и мысли, соединивший в одно целое музыку, художество, слово и глубокую философию. Он уже задумал первое большое сочинение – симфоническую поэму «В лесу», которую он писал два года. Иначе он не мог и мыслить и творить.

Его высоко оценили Рерих, Бакст, Бенуа и многие другие. В реальном мире он родился в г. Ораны, на юге Литвы, которая в то время входила в состав Российской империи (Варшавская губерния). В избах, дворцах, виллах, гостиницах преспокойно спят люди. В начале 1910 года его поместили в небольшую клинику для душевнобольных под Варшавой.

Купил себе свечку (был отвратительный серый день) и, запершись в огромной комнате один на один с Юрате, погрузился в морские пучины и мы бродили там вокруг янтарного дворца и беседовали». Должен освободиться. В сказке «Путешествие королевны» на вершине горы – одуванчик беззащитный в своей хрупкой красоте. В детстве он освоил орган и с шести лет заменял на службах отца. Затем молодой Чюрлёнис учился в Варшавском музыкальном институте (материально ему очень помогал М. Огинский), а затем в Лейпцигской консерватории.

В результате – тяжелое воспаление легких и кровоизлияние в мозг. И наоборот – музыка переходит свои границы: «Талантливейший лирик Чюрленис мечтал превратить музыку в живопись», – писал известнейший музыковед и композитор Борис Асафьев. Получив рекомендательное письмо к М. Добужинскому, Чюрлёнис едет в Петербург. Все это художник и музыкант создает всего за 35 лет жизни (1875-1911). Выставленные в Салоне картины Чюрлениса производят на всех сильное впечатление, его приглашают участвовать в очередной выставке «Союза русских художников». Чюрлёнис родился 22 сентября 1875 в городке Ораны (современное название Варена) в Литве. Достаточно прочитать главы «Вечер» или «Утро» в его книге «Атмосфера», где он описывает закат и восход солнца в горах Швейцарии, чтобы понять, насколько этот поэт-ученый по духу был близок М. К. Чюрленису.

И несмотря на эту хрупкость и незаметность, в нем жил высокий и сильный дух, несущий в себе глубокий и богатый эволюционный потенциал. В связи с этим хочется еще раз вспомнить слова Рериха он «не новатор, но новый». До моей поездки в Каунас о Чюрленисе я ничего толком не знала, а только слышала. Единственное, что могло его вывести из себя, – это обращенная к нему просьба «объяснить» содержание той или иной его картины.

Первое свое живописное сочинение он назвал «Музыка леса». он, кроме того и музыкант, окончивший две консерватории.