Девочка С Персиками Натюрморт Или Портрет
История одного шедевра: «Девочка с персиками» Серова
Из этюда «Девочки в розовом» или «Девочки за столом», он вырос в одно из самых замечательных произведений русской живописи, в полную глубокого значения картину, отметившую целую полосу русской культуры. Венчание состоялось 26 января 1903 года в Москве на Поварской в церкви Бориса и Глеба – это был приход Самариных (они жили неподалеку на Поварской улице). А через минуту вскочит и побежит дальше. Но самый, конечно известный портрет – это «Девочка с персиками».
Но в контрасте с белой скатертью ее лицо кажется еще темнее. Например, за обедом, когда знаменитый Врубель потянул руку за вином, Мамонтов его остановил при всех и сказал: «Погодите, это вино не для вас». В «Девочке с персиками» господствует тема минутного покоя, остановки, вслед за которой это непоседливое юное существо придет в движение и повлечет за собой перемены во всем интерьере. Подобная история была до последнего времени с Васнецовым, что он не выставит, то, за исключением небольшого кружка друзей, принимается как ненормальное явление полусумасшедшего (хотя и талантливого) человека.
Если вглядеться в лицо девочки, то можно заметить, что оно сосредоточенное и спокойное. Я такой портрет напишу, сама себя не узнаешь. Тогда у Серова, по его воспоминаниям, был дурман в голове и желание «писать только отрадное». Художник знал модель с младенчества. Здесь гостили Тургенев, Репин, Врубель, Антокольский Абрамцево было и «домом творчества» и местом, где в атмосфере домашнего уюта собирались друзья. Оригинал картины хранится в Третьяковской галерее, в Абрамцево висит копия. Девочка с золотистыми персиками залита солнцем, вся картина пронизана этим светом.
Девочка с персиками или Немаленькая Вера –
Ее жизнерадостный вид так впечатлил Валентина Серова, что он предложил девочке позировать. Репинский портрет Мусоргского, созданный за шесть лет до «Девочки с персиками», также наполнен светом. Дети вместе ходили в лес, катались верхом, бегали взапуски, плавали на лодке. Его написал Васнецов, в то время Вере было 21 год.
Летом 1918 под угрозой ареста Александр Самарин был вынужден покинуть Москву (чекисты пришли за ним с ордером на арест в его отсутствие) и некоторое время он жил в Оптиной пустыни. В них заключена конечная цель творческого акта. Врубелю Мамонтов заказал панно за 3 000 р., а когда панно было готово и Врубель пришел за деньгами, Мамонтов сказал ему: «Вот 25 рублей, получай». Искусствовед Элеонора Пастон говорит: «Считается, что ее внешние черты Врубель придал «Снегурочке», «Египтянке», Тамаре на иллюстрациях к «Демону». Коровина зачастую Мамонтов заставлял дожидаться в передней.
А 27 декабря 1907 года Вера Саввишна внезапно умерла. И возрождать «русский стиль» он доверил весьма серьезным людям: изначально в «абрамцевский кружок» входили профессор истории искусств Адриан Прахов, скульптор и академик Марк Антокольский, Илья Репин, Василий Поленов и Виктор Васнецов. Кроме персиков на столе находятся и желтые листья. Впервые Серова привезла в Абрамцево мать-композитор в 1875 году.
Правда, сюжет ее на первый взгляд самый простой. У Серова же свет, воздух, радость, молодость — сами по себе прекрасны. Лицо Веры загорелое, видно, все лето она провела на даче. Красавицей будешь. », на что та отвечала: «Ты же замучишь меня Скучно сидеть, лето».
Тем не менее это был ее первый опыт продолжительного позирования. Тем не менее это был ее первый опыт продолжительного позирования. Итальянские впечатления во многом определяли творческое самочувствие Серова, когда в конце лета того же 1887 года в Абрамцеве он работал над произведением, с которого начиналась его художническая известность, картиной «Девочка с персиками», создав в ней лучезарный образ юности, красоты, ставший прямым проявлением его тогдашнего взволнованно-поэтического отношения к миру. Это — последнее слово импрессионального искусства. Ей было всего 32. Поселились молодожены в своем имении неподалеку от села Аверкиево Павло-Посадского района.
Картина пропитана атмосферой легкости и беззаботности, которые бывают только в детстве. А вот к Серову уже тогда относились неоднозначно. Кто бы что ни думал, портрет Веры Мамонтовой Серов написал в 22 года. Многие предметы изображенные на картине, обладают особым символизмом.
Как сложилась судьба «девочки с персиками»: 7 удивительных фактов о самой известной картине Серова
Он вспоминал, что работал над картиной очень долго, пытаясь выписать детали, но зрителю кажется, что на написана за несколько секунд. На столе лежит нож и несколько спелых крупных персиков. Красавицей будешь. » Она каприничала и лукаво отвечала: «Ты же замучаешь меня. Но со временем фортуна отвернулась от участников абрамцевских событий 1887 года. 1. В ноябре был доставлен в Москву, первоначально содержался в тюрьме ВЧК на Лубянке, затем переведён в Бутырскую тюрьму. А впрочем, он не пытался описать картину «Девочка с персиками» словами.
Получилось так, что «Девочка с персиками» затмила все остальные работы художника и многие помнят его как автора одной картины, а это немного обидно. К сожалению, судьба этой девушке трагична. При первом же взгляде на них так и тянет взять персик в руки, покрутить и затем надкусить. В России же расцвел «псевдорусский» стиль в архитектуре, большим поклонником которого был сам император Александр III. Такой отворот и заняли персики, нож и несколько кленовых листьев.
Аристократия же – то есть главный потребитель искусства – предпочитала даже между собой говорить на французском изучать классическое греко-латинское искусство, заказывать платья у итальянских портных и читать французские светские романы. На заднем плане мы видим другую комнату, а также окно, выходящее в сад. Все полотно выражает простоту и легкость. Это, знаете ли, сегодня экскурсоводы в музее-усадьбе «Абрамцево» любят с придыханием рассказывать о беззаветной любви олигарха Мамонтова к искусству, его увлеченности живописью и скульптурой, его стремлении спасти мир с помощью красоты.
Это — последнее слово импрессионального искусства. «Девочка» написана на темном фоне и стол за которым она сидит самый простой. Шапка ее густых темно-каштановых волос и большой синий бант на розовом фоне являются столь же устойчивыми «доминантами» этой строго рассчитанной композиции. Девочка. Из этюда «девочки в розовом» или «девочки за столом» он вырос в одно из самых замечательных произведений русской живописи, в полную глубокого значения «картину», отметившую целую полосу русской культуры. И Валентин Серов стал уговаривать Верочку: «Ну, посиди, сделай милость.
Через год в Домотканове была написана картина изображающая его двоюродную сестру. Правда, сюжет ее на первый взгляд самый простой. К таким же созданиям надо отнести и тот удивительный серовский портрет. Позже картину заменили на копию, а оригинал отправили в Третьяковскую галерею. Перед девочкой на столе лежат персики, листья клена и серебряный столовый нож.
В Третьяковке выломали дверь, секрет девочки с персиками и ничего не меняется
Даже маленькая Вера подшучивала надним. Построенная по диагонали (ею служит линия, обозначающая край стола), она кажется «открытой» во всех направлениях и фрагментарной, как кадр мгновенной фотографии. И это, без сомнения, ему удалось. Что ж, на любой другой картине это были бы просто блюдо и фрукты, но в данном случае речь идет о художниках «абрамцевского кружка», для которых сборник народных сказок фольклориста А. Н. Но сколько в этой простоте глубины и цельности, как во всех этих «случайностях» сквозит неповторимая радость жизни. Зачем, если почитатели его таланта сами могли все увидеть.
«Девочка с персиками» дарит зрителю ощущение радости и счастья. Любовница его бросила, но зато вернулись жена и дочь Александра. Также Васнецов нарисовал ее и в образе Снегурочки. Мамонтовых Валентин тоже знал с раннего детства. «Только отрадное».
Современем Серов приобрел репутацию портретиста с«острой» кистью: своих респектабельных моделей онизображал невсамом выгодном свете, что, хотя инеособенно нравилось им, нопринималось, поскольку было модной ипочти обязательной мерой провокации. Тропинин хоть и старался как можно ближе следовать выбранному им оригиналу, он сохранил почти точный его размер (34, 7 x 27, 5), пытался буквально воспроизвести позу и одежду грёзовской девочки с яблоком (видимо это и явилось причиной неестественности и надуманности позы в картине Тропинина), однако голову, лицо ребёнка автор писал с натуры. Скорее всего, эти вещи раздобыла Вера: ножом можно разрезать фрукты, а кленовые листья вполне способны заменить тарелки.
Вряд ли это обстоятельство можно счесть случайным. И именно это отличает Серова от его недавних предшественников. Тем не менее его жена Гала абсолютно правильно предсказала, что никто, раз увидев «Постоянство памяти», уже его не забудет. Да и Вера Саввишна вошла в тот возраст, когда девочек интересуют не одни лишь куклы. Мы воспринимаем персики как экзотический нежный, яркий, сочный фрукт.
Веру Саввишну со временем прозвали «абрамцевской богиней». Репродукция «Девочка с персиками» будет актуальна в кабинете, детской комнате, столовой, гостиной или библиотеке. В тонких загорелых руках она держит спелый, сочно-желтый румяный персик. А картина явилась «своеобразной благодарностью Серова теплу и уюту дома Мамонтовых, ставших для художника второй семьей», — считает доктор искусствоведения, старший научный сотрудник Третьяковской галереи Элеонора Пастон. И для них смысл этих символов был очевиден – это же прямая ссылка на «Сказку о серебряном блюдечке и наливном яблочке» – произведении, ставшем своеобразным открытием для российских романтиков: недаром Константин Бальмонт переложил эту сказку на стихи для своего поэтического сборника «Зарево Зорь». Здесь, в Абрамцеве, В. Серов и написал один из самых молодых портретов в русской живописи.
Описание картины Валентина Серова «Девочка с персиками»
Ощущение, что эта девочка нетерпелива, вот-вот сорвется с места и убежит прочь. Его детство сложно назвать счастливым. «Девушки» написаны с конкретных лиц. И указал на другое, дешевое, которое стояло рядом.
Здесь гостили Тургенев, Репин, Врубель, Антокольский Абрамцево было и «домом творчества» и местом, где в атмосфере домашнего уюта собирались друзья. Можно посмотреть и другие картины Серова, ведь они не менее гениальны. Частенько он удирал один, с утра, даже не позавтракав. И какие это портреты.
12 интересных фактов о «Девочке с персиками»
Именно это произведение и принесло Серову славу. Когда же Врубель запротестовал, Мамонтов ему сказал: «Бери, а потом ничего не дам». Вся обстановка здесь удивительно гармонично сочетается с обликом героини, юной, чистой, жизнерадостной.
Раньше о ней не приходилось так упорно думать. Тонкие пальцы обхватили плоды с бархатистой кожицей. Как отмечается в документах, картина была приобретена у А. С. Мамонтовой в 1929 году. Лицо Веры нельзя назвать традиционно русским типажом. М» и стала открытием на выставке 1887 года, поразившем абсолютно всех. В «Девочке с персиками» господствует тема минутного покоя, остановки, вслед за которой это непоседливое юное существо придет в движение и повлечет за собой перемены во всем интерьере, спутает вещи.
Чаще всего Дали оставлял в дневниках записи о своих работах, но о смысле и значении «Постоянства памяти» не было найдено ни слова. Получилось так, что «Девочка с персиками» затмила все остальные работы художника и многие помнят его как автора одной картины, а это немного обидно. Ее жизнерадостный вид так впечатлил Валентина Серова, что он предложил девочке позировать. Тем не менее, Елизавета Мамонтова (мать Веры), не отличалась красотой, но дочка ее на картине – само обаяние и непосредственность. Их невозможно представить себе в ином окружении — тогда это будут другие картины, в них будет содержаться другой смысл. 19 апреля 1919 был освобождён. Художник использует контрастные тона на фоне общей пастельной гаммы.
Еще при Аксаковых усадьба была центром русской культурной жизни. Художник знал модель с младенчества. Тем не менее это был ее первый опыт продолжительного позирования. У нее случилось скоротечное воспаление легких и за три дня ее не стало. Причем если круг общения Александра Николаевича состоял из интеллигентных и аристократичных людей (к примеру, он дружил с Тургеневым и Николаем Ге), то молодая жена тащила в дом нигилистов и маргиналов.
Еще при Аксаковых усадьба была центром русской культурной жизни. Вера терпеливо почти каждый день больше месяца позировала художнику.
После Серов говорил: «Писал я больше месяца и измучил её, бедную, до смерти, уж очень хотелось сохранить свежесть живописи при полной законченности, — вот как у старых мастеров». Вероятно, вот таким образом существует несколько теорий, что именно хотел сказать автор этой картиной. «Девочка с персиками» вышла замуж, родила троих детей, ее брак казался удачным, а будущая жизнь – счастливой, но За год до смерти матери Вера заболела пневмонией и умерла. Самое сложное в работе Серова было удержать Веру на одном месте. Многие предметы изображенные на картине, обладают особым символизмом.
Маленькая «муза» абрамцевского кружка будто только что вбежала в комнату и присела за стол с персиками. Кстати, в музее-усадьбе этот камушек сохранился и поныне. Не будем повторять этого высокопарного словоблудия, а лучше откроем воспоминания Владимира Теляковского, директора императорских театров, члена «абрамцевского кружка»: «Нет сомнения, что за Мамонтовым большая заслуга собрать вокруг себя целую плеяду художников.
Скучно сидеть, лето. ». К тому же Серов не писал здесь портретов в привычном значении этого слова. Со временем Серов приобрел репутацию портретиста с «острой» кистью: своих респектабельных моделей он изображал не в самом выгодном свете, что, хотя и не особенно нравилось им, но принималось, поскольку было модной и почти обязательной мерой провокации. Картина заняла свое место втойжекомнате, гдеибыла написана. Валентин Серов и Вера Мамонтова виделись далеко не первый раз.
«Девочка с персиками» по существу выходит за пределы портретного жанра, приближаясь к сюжетной картине. Скатерть завернули и аккуратно уложили наверх – так края не свисают со стула. Эта та деталь, которая раскрывает характер Веры, яркий и полный неожиданностей. В ее мягком, но умном и энергичном личике В. Серов предугадал прозрение в будущее. Он сразу же схватился за холст и краски, чтобы запечатлеть эту мимолетное чудо.
Молодой художник предложил девочке позировать и спустя почти два месяца появилась «Девочка с персиками», воплотившая задумку автора. Младшая Вера тоже подшучивала над юным Серовым. Он был всего на 10 лет старше героини своей картины и все гостившие у Саввы люди просто удивлялись, как ему удавалось удерживать девчушку на месте. Свет льется из-за окна, за которым видна чуть тронутая осенней желтизной листва деревьев, «перетекает» в соседнюю комнату.
Картина «Девочка с персиками» Серов
Элементы натюрморта и пейзажа расширяют стандартное понятие портрета. Именно вот таким образом Мамонтову было очень важно иметь собственное дизайнерское бюро. «Девочка с персиками» является одной из первых серьезных работ художника, которая стала его «счастливым билетом» в дальнейшую успешную творческую карьеру, которая сложилась у Серова, впоследствии ставшего лучшим портретистом своего времени.
С холста пристально смотрит смуглая девочка с темными, как угольки, горящими глазами. Для «Девочки с персиками» Серову позировала в Абрамцеве дочь Мамонтовых Вера — двенадцатилетняя девочка. Из этюда «девочки в розовом» или «девочки за столом» он вырос в одно из самых замечательных произведений русской живописи, в полную глубокого значения «картину», отметившую целую полосу русской культуры. Художник здесь часто работал. Дело было закрыто, но, несмотря на оправдательный приговор, Мамонтов за то время, пока делами никто не занимался, потерял почти все свое состояние.
«Девочка сперсиками» Серова: история картины
Можно посмотреть и другие картины Серова, ведь они не менее гениальны. Савва Мамонтов жевпоследствии находил первых заказчиков длямолодого художника. Писал он ежедневно, около трех месяцев, но его «муки творчества» зрителю незаменты и кажется, что картина создана в едином порыве счастливого вдохновения.
Веруша (или Мамонтова Вера Саввишна) была любимицей всех обитателей дома и в ней присутствовал «незримый папин огонек», который и постарался максимально отчетливо передать молодой Серов. Младшая Вера тоже подшучивала над юным Серовым. Через год в Домотканове была написана картина изображающая его двоюродную сестру.
Девочка с персиками, Валентин Александрович Серов, 1887
Онмного времени проводил вихдоме. Абрамцево было и «домом творчества» и местом, где в атмосфере домашнего уюта собирались друзья. В газетах об этом событии не было ни строчки. В решении этой задачи колорит картины играет самую активную роль: белая скатерть, светлые стены комнаты, розовое «пятно» кофты в центре, а если учесть, что у Серова и белое — не белое и розовое — не розовое, но все в рефлексах, что каждый участок живописной поверхности дополняет и обогащает соседствующие с ним и что в передаче ощущения изменчивости, мимолетности важное значение имеет фактура, то может показаться, что и впрямь его полотно — большой импрессионистический этюд. Было это в 1887 году.
— Я сам ценю и, пожалуй, даже люблю его, — сказал он Грабарю. Все кажется таким простым и естественным, но сколько в этой простоте глубины и цельности. В руках у девочки персик, такой же смугло-розовый, как ее лицо.
Популярная картина «Девочка с персиками»: краткое описание
Веру Серов написал в просторной столовой, одной из анфиладных комнат усадьбы. Она не дожила и до 33 лет, скончавшись от пневмонии. Веру Саввишну со временем прозвали «абрамцевской богиней».
«Постоянство памяти» – одна из самых известных картин Сальвадора Дали, она является своеобразным символом скоротечности и относительности временного пространства. Таким образом в картине все строго уравновешено, устойчиво, однако ясная логика не нанесла ущерба ее эмоциональному строю. Картину «Девочка с персиками» Валентин Серов написал летом 1887 года в имении крупного российского промышленника Саввы Мамонтова.
Приходилось брать – у Врубеля гроша денег не было». «Девочка с персиками» – как впоследствии стали называть эту картину – произвела настоящий фурор, сразу же обратив на себя внимание и публики и критики. Итальянские впечатления во многом определяли творческое самочувствие Серова, когда в конце лета того же 1887 года в Абрамцеве он работал над произведением, с которого начиналась его художническая известность, картиной «Девочка с персиками», создав в ней лучезарный образ юности, красоты, ставший прямым проявлением его тогдашнего взволнованно-поэтического отношения к миру. Со стороны девочки это была дань по-родственному близким отношениям. Ее портреты также писал Васнецов («Девушка с кленовой веткой», «Боярышня»). Этот свет сияет на стене и на фарфоровой тарелке, бликами отражается на спинках стульев, мягко ложится на скатерть, скользит по лицу и рукам. Сегодня картина Васнецова «Богатыри» считается настоящим народным шедевром и символом отечественного искусства, но не всем известно, что до картины русского художника в сознании людей образы троих богатырей никогда не были объединены – в фольклоре герои былин пересекались редко.
Картина «Девочка с персиками» : почему фрукты зеленые
Теперь вам известна история картины «Девочка с персиками». Веру Саввишну со временем прозвали «абрамцевской богиней». Но у проверяющих было иное мнение. Художнику удалось точно поймать момент и запечатлеть его на холсте.
Это старинные стулья, кресла и стол — все темного дерева, полированные, отражающие падающий на них свет их преимущественно криволинейные очертания вторят контуру фигуры девочки, силуэт, служа своеобразным «обрамлением», помогает закрепить ее положение как в изображенном пространстве, так и на плоскости полотна. Именно так и сделала девочка – она взяла один из плодов и сложила на нем руки. Но вмешался другой сюжет. 2. Тонкие пальцы обхватили плоды с бархатистой кожицей. Мне кажется, что этот бант играет большую роль на этой картине. Ей было всего 32.
Однако «сохранить свежесть живописи» для него в то же время значило сохранить свежесть того радостного чувства, с которым писалось это полотно, передать всю прелесть мимолетного впечатления, но при этом так «остановить мгновение», чтобы добиться «законченности» и вот таким образом, работая с натуры над портретом двенадцатилетней Веруши, дочери C. Мамонтова, он, помня уроки Репина и Чистякова, заведомо решал его как картину. Вообще те из художников, которые были часто переносить многое Бедными были Врубель, Коровин и Головин «Испанок» Мамонтов купил у Коровина за 25-рублевое пальто. Веруша была самой любимой дочерью миллионера и филантропа Саввы Мамонтова (всего у олигарха было пятеро детей и начальные буквы их имён составляли имя отца – Савва: Сергей, Андрей, Всеволод, Вера и Александра).
Но вот думает она явно не о персике. Композиция картины динамична не менее колорита. Мы воспринимаем персики как экзотический нежный, яркий, сочный фрукт. В центре этой картины — комната, юная девочка, сидящая за столом. Прежде всего в этом и была новизна серовской позиции. Как отмечается в документах, картина была приобретена у А. С. Мамонтовой в 1929 году. Более точно и подробно очерчены ноздри и губы ребёнка.
Она словно слилась с домом и садом, который виден сквозь стекла окон. Ее глаза светятся радостью и восторгом. Здесь гостили Тургенев, Репин, Врубель, Антокольский. Вера Мамонтова была великолепная и удивительная личность. Я такой портрет напишу, сама себя не узнаешь.
Он рос вместе со старшими детьми Мамонтовых, постоянно терпя их проказы. «Девочка с персиками» вышла замуж, родила троих детей, ее брак казался удачным, а будущая жизнь – счастливой, но За год до смерти матери Вера заболела пневмонией и умерла. Картина заняла свое место в той же комнате, где и была написана. Илья Репин изобразил Веру на картине «Не ждали» – это дочь вернувшегося с каторги народовольца.
Сочинение по картине Серова «Девочка с персиками»
Героиня просто сидит за столом, покрытым чисто-белой скатертью и смотрит на вас. Бывают создания человеческого духа, перерастающие во много раз намерения их творцов. — Вообще я считаю, что только два сносных в жизни и написал, — этот да еще «под деревом». Скончался он в апреле 1918 года. И, как вспоминал Репин, вскоре Серов стал любимым актером Саввы Ивановича – так как публика покатывалась от хохота, наблюдая, как угрюмый подросток с неизменно скорбным лицом изображает то «волшебного зайчика», то «веселого ежика». Она полна жизни и энергии, вот таким образом не может долго усидеть на месте. В решении этой задачи колорит картины играет самую активную роль: белая скатерть, светлые стены комнаты, розовое «пятно» кофты в центре, а если учесть, что у Серова и белое — не белое и розовое — не розовое, но все в рефлексах, что каждый участок живописной поверхности дополняет и обогащает соседствующие с ним и что в передаче ощущения изменчивости, мимолетности важное значение имеет фактура, то может показаться, что и впрямь его полотно — большой импрессионистический этюд. Восновном этобыли буржуа иаристократы.
Он упрашивал её: «Ну, посиди, сделай милость Я такой портрет напишу, сама себя не узнаешь. С холста пристально смотрит смуглая девочка с темными, как угольки, горящими глазами. При Мамонтовых традиции продолжились. Искусствовед Элеонора Пастон говорит: «Считается, что ее внешние черты Врубель придал «Снегурочке», «Египтянке», Тамаре на иллюстрациях к «Демону». Вера одета в нежно-розовую блузку, оттененную крупным черным бантом.
В основном это были буржуа и аристократы. Для «Девушки, освещенной солнцем» — в Домотканове двоюродная сестра художника Маша Симонович. Это старинные стулья, кресла и стол — все темного дерева, полированные, отражающие падающий на них свет их преимущественно криволинейные очертания вторят контуру фигуры девочки, силуэт, служа своеобразным «обрамлением», помогает закрепить ее положение как в изображенном пространстве, так и на плоскости полотна. Долгое время она висела в комнате. Ее портреты также писал Васнецов («Девушка с кленовой веткой», «Боярышня»). На картине изображено детское счастье Верочки Мамонтовой и ее безоблачность совпали со счастьем самого художника.
Но Серов сам не называл их портретами. После ее смерти Савва Иванович быстро постарел, от прежнего завсегдатая театров и ресторанов не осталось и следа. На нем ничего кроме блюдца с персиками и косточки от уже съеденного фрукта. В 90-е годы художник получал много заказов от знаменитых людей. Работа была названа просто и лаконично – «В.
Перед нами картина талантливого живописца В. А. Серова «Девочка с персиками». – да Бог их знает), с которыми он стал ставить домашние спектакли. Она собирается попробовать их, рядом с фруктами на столе лежит серебристый ножик. Это трудно понять нам, нынешним, впитавшим с детсада художественные стандарты «русскости»: от хохломы до картин Билибина. Через девять лет Серов написал ещё один портрет Веры Мамонтовой, назвав его «Девушка с кленовой веткой». И именно вокзалы в те годы считались своеобразными «витринами» государства, как, например, сегодня такими «витринами» считаются аэропорты. Репинский портрет Мусоргского, созданный за шесть лет до «Девочки с персиками», также наполнен светом.
Находился в заключении в орловской тюрьме-изоляторе. В «Девочке с персиками» господствует тема минутного покоя, остановки, вслед за которой это непоседливое юное существо придет в движение и повлечет за собой перемены во всем интерьере, спутает вещи. Модели его неотделимы от места их бытия.
Врубель отлил лицо Веры для своей скульптуры «Египтянка». Но полтораста лет назад никаких канонов «русского стиля» не существовало: более того, само слово «русский» ассоциировалось с какой-то давно ушедшей архаикой, густопсовыми боярскими бородищами в кислой капусте, с лаптями, кафтанами и прочими рушниками. Он назвал работу «Девушка, освещенная солнцем». При Мамонтовых традиции продолжились.
«Девочка с персиками» история создания
Героиня с темными курчавыми волосами одета в розовую блузу с большим черным бантом, украшенным алой гвоздикой, вокруг расставлены стулья из темного дерева. Работа была названа просто и лаконично – «В. М» и стала открытием на выставке 1887 года, поразившем совершенно всех. Вероятно, для этого и нужен ей ножик: надо разрезать персик и достать из него косточку. Вера была страшной непоседой. Вуд представил «Американскую готику» на конкурсе в Чикагском институте искусств.
Он играет на светлых стенах, на белоснежной скатерти, на одежде девочки, создавая радостное настроение. Персиков много – в доме всегда много людей, а угостить нужно всех. Построенная по диагонали (ею служит линия, обозначающая край стола), она кажется «открытой» во всех направлениях и фрагментарной, как кадр мгновенной фотографии. Веруша (или Мамонтова Вера Саввишна) была любимицей всех обитателей дома и в ней присутствовал «незримый папин огонек», который и постарался максимально отчетливо передать молодой Серов. На ослепительно белой скатерти лежат вянущие листья клена, персики и серебряный нож. Как создавался шедевр и почему персики не розовые, а зеленые – в рубрике телеканала «МИР 24» «Главный экспонат» рассказала старший научный сотрудник Государственной Третьяковской галереи Ольга Атрощенко.
Правда, Петр Чайковский был настроен критически: «Никогда еще я не видел в печати более неуклюжих, безобразных гармоний, такого отсутствия связанности, законченности, такого неизящного и неумелого письма Г-жа Серова ничему никогда не училась она даже и грамоты музыкальной не знает. 1 ДЕВОЧКА. «Девочка с персиками» бурятского художника Зорикто Доржиева не просто посвящение великому Валентину Серову, а попытка соединить национальную традицию с классической. Она одета в бледно-розовую блузку с большим черным бантом. Как во всех этих, будто бы случайностях, сквозит неповторимая радость жизни. Серов впервые оказался в этом творческом раю в десятилетнем возрасте – его взяла с собой в гости маменька, Валентина Семеновна Серова, в то время популярный композитор и музыкальный критик, автор модной оперы «Уриэль Акоста», вошедшая в историю как первая в России женщина-композитор.
Редкая гармония движения и покоя, мимолетного и устойчивого, завершается изображением лежащих на столе серебряного фруктового ножа, чуть пожухлых листьев клена и румяных плодов, форма и особенно бархатистая поверхность которых как бы «перекликаются» с нежным лицом милой серовской модели. Некоторые даже обвиняли мастера в том, что его портреты похожи на карикатуры. Картина «Девочка с персиками» великого русского живописца Валентина Серова – признанный шедевр. Еще при Аксаковых усадьба была центром русской культурной жизни. Ее жизнерадостный вид так впечатлил Валентина Серова, что он предложил девочке позировать. Однако «сохранить свежесть живописи» для него в то же время значило сохранить свежесть того радостного чувства, с которым писалось это полотно, передать всю прелесть мимолетного впечатления, но при этом так «остановить мгновение», чтобы добиться «законченности» и вот таким образом, работая с натуры над портретом двенадцатилетней Веруши, дочери C. Мамонтова, он, помня уроки Репина и Чистякова, заведомо решал его как картину.
Обе модели оказались похожими друг на друга — но, скорее, «за счет» самого Серова, который хотел видеть в них прежде всего красоту молодости. Вера Мамонтова сидит у стола, застеленного белой скатертью. Даже маленькая Вера подшучивала над ним. От Мамонтова неожиданно потребовали предъявить 800 тысяч концессионных рублей. Он много времени проводил в их доме.
Черты Веры ещё не раз появлялись в его работах, но судьба самой «девочки с персиками» была крайне трагична: в возрасте 32 лет она заболела пневмонией и умерла. В 1899 году арестовали Савву Мамонтова.
Долгое время она висела в комнате. Картина американского художника Гранта Вуда «Американская готика» – один из самых узнаваемых (и пародируемых) образов в американском искусстве XX века. Например, на картине Васнецова «Аленушка» именно Вера сидит на камушке над гладью абрамцевского пруда.
Картина как бы соткана из света и воздуха. А через минуту вскочит и побежит дальше. Именно на таком отвороте лежат персики, ножик и пара кленовых листьев. Завершив портрет, Серов подарил егоматери девочки Елизавете Мамонтовой. Об этом говорит и ее поза и ее взгляд, уходящий куда-то вдаль.
Вам, наверное, сразу же пришла на ум «Стрекоза» Репина и это неслучайно – художник взял у мэтра только лучшее. Мамонтовых Валентин тоже знал сраннего детства. В Абрамцеве Серов написал картину, которая позже стала известной – портрет маленькой Веры Мамонтовой под названием «Девочка с персиками». Сохранился рисунок Репина изображающий Серова в возрасте тринадцати лет. Причем сам Серов позже вспоминал: «Писал я больше месяца и измучил ее, бедную, до смерти, уж очень хотелось свежести живописи, при полной законченности, вот как у старых мастеров».
За «Девочку с персиками», которая сейчас хранится в Государственной Третьяковской галерее Серов был награжден премией Московского общества любителей художеств. Кстати, есть еще один портрет Веры. Они выписаны так реалистично, что возникает желание их съесть. Есть в этом взгляде что-то искрометное и озорное, как будто она задумала какую-то шалость. Позже церковь уничтожили большевики, сейчас на этом месте часовня – прямо рядом с выходом из станции метро «Арбатская». Савва Мамонтов же впоследствии находил первых заказчиков для молодого художника. Серов попал в дом Мамонтова еще ребенком – в возрасте 13 лет. «Много было лохматого студенчества, – вспоминал Репин, – манеры у всех были необыкновенно развязны».
«Девочка с персиками» Валентина Серова
Занявшись оперным театром, в усадьбе он стал бывать гораздо реже. Композиция картины динамична не менее колорита. Августовским днем 1887 года 11-летняя Вера Мамонтова, отвлекшись от уличных игр, вбежала в дом и присела за стол, схватив персик. Завершив портрет, Серов подарил его матери девочки Елизавете Мамонтовой. Хотя на первый взгляд, кажется, что картина создавалась в порыве вдохновения, работа заняла больше трех месяцев.
Художник Михаил Нестеров писал, что, будь полотно представлено в Париже, Серов в тот же день стал бы знаменит. Все полотно – это источник быта и пример воспитания дворянских детей тех времен. В руках девочки находится персик, остальные лежат рядом на столе. Встоловой дома вАбрамцеве запечатлена 12-летняя Вера, дочь хозяина усадьбы С. И. Мамонтова. У них родились дети – Юрий, Елизавета и Сергей.
Картина «Девочка с персиками» появилась из-под кисти Серова, абсолютно случайно, как и все уникальное. Портрет наполнен поразительной радостью жизни икрасотой молодости, он ознаменовал врусской живописи поворот отидейного реализма передвижников к«реализму поэтическому» (И. Грабарь). В апреле 1904 года у Самариных появился первенец, Юра. Вся комната залита солнечным светом, льющимся через открытое окно.