Дейнека А Художник
Дейнека Александр – художник монументального стиля
Вот таким образом в ОСТе он стал одним из основных участников (до тех пор, пока не покинул объединение). У художника был своеобразный метод, который он использовал и при создании этой композиции. На родине Дейнеку потом долго ругали за этот эксперимент. В 1940 году он вновь обратился к мозаике и сделал несколько панно для станции метро «Павелецкая», но установлены они не были из-за начала войны. Как позже писал Дейнека о «Текстильщицах», он «обрабатывал поверхность, делая ее гладкой, лакированной, смутно желая найти единство поверхности с фактурой полированных, светлых, еще не существующих стен, для которых он мечтал писать картины».
Художники нового общества принимают решение совмещать новейшие европейские течения (в частности, экспрессионизм) с советской тематикой, провозглашают "ориентацию на художественную молодежь". Творческий облик Дейнеки был ярко и отчетливо представлен в его произведениях на первой же выставке в 1924 (Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства), в которой он участвовал в составе «Группы трех» (в группу входили также А. Д. Гончаров и Ю. И. Пименов). Что писать— он понимал, а вот как— пока не очень. Недоработка была «исправлена» созданием в 1942-м своего рода живописно-идеологического шедевра «Оборона Севастополя», с содержанием весьма далеким от исторической правды. Как и у других членов ОСТ, множество картин раннего периода творчества Дейнеки посвящены изображению "примет XX столетия", воспеванию мирной советской действительности: промышленного производства индустриализации, жизни современного города и горожан, физической культуры и массового спорта ("В Донбассе", 1925, "Перед спуском в шахту", "На стройке новых цехов", "Лыжники", 1926, "Текстильщицы", 1927).
Советские художники – Дейнека Александр Александрович
Это были панно и росписи для фабрики-кухни в Филях (1932), эскизы панно для клуба Наркомзема, увы, так и не реализованные (1933). Дейнека даже сам удивлялся тому, как много он успевал. Его картины и панно отражают приметы современности и дух эпохи (коллективизация индустриализация, военная тематика, антирелигиозный пафос, новый быт) в стилистике, близкой конструктивизму и «новой вещественности». Тема авиации занимала Дейнеку и ранее, но в Крыму художнику удалось посмотреть на мир из кабины самолета.
Уже первое произведение Дейнеки «Окраина Москвы. Севастопольские моряки встали стеной, преграждая дорогу врагу. Дейнека абсолютно по-особому чувствовал прелесть и очарование русского пейзажа. Поначалу художник тяготел почти к монохромности и в целом к темному, мрачному колориту. Зима" (1931, частная коллекция)В следующий раз будет мастер, которого тоже относят к соцреализму, но уже не "СОЦиалистическому", а "СОЦиальному".
- Дейнека, Александр Александрович
- Дейнека Александр Александрович (1899-1969)
- АЛЕКСАНДР ДЕЙНЕКА: ХУДОЖНИК ВО ВРЕМЕНИ
- Дейнека Александр Александрович
- Дейнека Александр АлександровичКартины и биография
- Александр Александрович Дейнека биография
Искусство должно быть выше правдоподобия жизни, оно должно быть самой жизнью. За комплекс мозаичных работ «Красногвардеец», «Доярка», «Хорошее утро», «Хоккеисты» Дейнека в 1964 г. был удостоен Ленинской премии. Член-учредитель ОСТ. В 1942 году совместно с художником Г. Г. Нисским совершил поездку на фронт под город Юхнов. Он оформляет книги, пробует свои силы в плакате. Дейнека, в частности, демонстрировал картины «Футбол» и «Две фигуры» (1923).
Из Парижа художник отправился в Италию. Как говорил автор, «искусство выше правдоподобия жизни, оно должно быть самой жизнью». Но все эти пути для Дейнеки были мелковаты. Много было и в советский период художников выдающихся и великих. Как вам наверняка стало понятно из биографии художника Дейнека Александра Александровича. Дейнека выражает мироощущение нового, советского человека.
- Биография Дейнеки Александра Александровича
- АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ ДЕЙНЕКА
- Александр Александрович Дейнека
- Александр Александрович Дейнека (1899–1969)
- Биография Александра Дейнеки: детство и юность
- Самый плодотворный период в творчестве Дейнеки
Успех картины был такой, что в том же 1928 году ее послали на Венецианскую биеннале, а впоследствии «Оборона Петрограда» была выкуплена государством (сейчас входит в собрание ГТГ). Всё это создает идеальные условия для фальсификаторов. Тогда же, в начале 1930-х, страна, воодушевленная призывом «отца всех народов» «летать выше всех, дальше всех, быстрее всех» переживала авиационный восторг.
Байдуков "Через полюс в Америку", 1938, И. Мазурука "Наша авиация", 1940). Первые смальтовые композиции на станции «Маяковская» были в основном посвящены спортивной проблематике. Эту работу (и некоторые последующие) нельзя полностью охарактеризовать как произведение живописи.
Жизнь СССР бьет полным пульсом круглые сутки». Не хватает мне образования, чтобы описать. Картина «Первая пятилетка» (группа идущих рабочих, со строгими, серьезными, напряженными лицами, а за ними вверху, на фоне неба, греческая статуя Ники Самофракийской – гордое олицетворение победы) еще раз доказала одно из важнейших свойств Дейнеки: умение создать живые человеческие образы, полные психологической сложности и обостренной выразительности. Такие картины, как «Донбасс» (1947), «На просторах подмосковных строек» (1949), «Тракторист», «В Севастополе», «У моря.
- Военные и послевоенные годы Александра Дейнеки
- Все Картины Александр Дейнека по алфавиту
- Лирика на полотнах этого периода
- Годы Великой Отечественной войны
- Направление, стиль и тематика произведений
- Западноевропейская и антикварная живопись
- Декоративно-прикладное искусство
Рыбачки» (1956), «Москва военная», «В Севастополе» (1959), а также мозаики для фойе актового зала МГУ имени М. В. Ломоносова (1956), мозаику для фойе Дворца съездов в Московском Кремле (1961). Первая выставка ОСТа сразу же принесла художнику большую популярность. Также в этот период он иллюстрирует басни Крылова ("Кот и повар", "Крестьянин и смерть", 1922). носивший название "Безбожник у станка" (т. к. Графическое искусство он находил самым полезным для агитационных целей. Бескомпромиссное отвержение новаторства – ее главная черта» 10.
В том же 1937 году художник получил заказ на эскизы 35 мозаик для украшения строящейся станции метро «Маяковская». Размещенные в куполах мозаики рассказывали об одном дне из жизни Страны Советов: «. В период Великой Отечественной войны Дейнека жил в Москве и выполнял политплакаты для мастерской военно-оборонного плаката «Окна ТАСС». Эта замечательная картина, показанная в феврале 1928 года на выставке к десятилетию Красной Армии, – одно из сильнейших воплощений в искусстве образа Революции, могущее с полным правом и честью стоять в одном ряду с «Клятвой сибирских партизан» С. Герасимова и «Октябрем» А. Матвеева. Написанные в 1925 году, они тогда же экспонировались на первой выставке ОСТа.
- Бесплатно получать новые статьи на свою почту
- Дейнека Александр Александрович, художник
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
Дейнека родился в Курске в семье рабочего. Участник «Объединения трёх» (1924, с А. Д. Гончаровым и Ю. И. Пименовым), член художественных объединений ОСТ (1925-1927, один из учредителей), «Октябрь» (1928-1930), Российской ассоциации пролетарских художников (1931-1932). В 1944 году он создал наполненную оптимизмом картину «Раздолье».
Талантлив он был и в литературном творчестве. Серьезные люди все эти игры не берут во внимание. Тогда ее планировали назвать «Донбасской» и восьмигранные мозаики были объединены темой «Донбасс — всесоюзная кочегарка».
Прыжок с колокольни». В период Великой Отечественной войны Дейнека жил в Москве и выполнял политплакаты для мастерской военно-оборонного плаката «Окна ТАСС».
Это было самое прогрессивное художественное объединение 1920-х годов, состоявшее из молодых художников, вчерашних студентов, что сказалось на содержании устава – «Платформы» ОСТа. В Риме, а затем в Москве Дейнека создал огромное количество работ, посвященных Италии. Художественный образ предельно величав и обобщен. Бронзой и сталью отливает сдержанный колорит картины.
Но и в пейзажах Дейнека остается мастером необычайной живописной экспрессии и динамики. Тема спорта как культа сильного и здорового тела никогда не оставляла Дейнеку, художник постоянно обращался к ней в рисунках («У финиша», 1926 «Лыжники», 1927 «Хоккей», «Футбол», оба – 1928, «Рабочая окраина», 1929). Творческий облик Дейнеки был ярко и отчетливо представлен в его произведениях на первой же выставке в 1924 (Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства), в которой он участвовал в составе «Группы трех» (в группу входили также А. Д. Гончаров и Ю. И. Пименов). Ноябрь 1941 года» (1941)— первая в этом ряду. В подаренном бабушкой тайком от родителей альбоме появились первые рисунки — солдаты, шарманщики, птицеловы, дамы, разные животные (рисунки, увы, не сохранились). Заказ был выполнен, но сам художник так и не увидел свою работу на месте: в Париж его не пустили. «Она поражала многих зрителей своей жизненностью, большой образной собирательностью, пластической силой и конкретностью в изображении нового человека», – вспоминал Костин.
Живописные произведения Дейнеки 20-30-х гг., передающие трудовой энтузиазм первых пятилеток (На стройке новых цехов, 1926, ГТГ), олицетворяющие героизм революционной борьбы (Оборона Петрограда, 1928, ЦМВС), физическое и духовное здоровье советских людей (Бег, 1934, ГРМ, Будущие лётчики, 1938. Усвоенные теории стали для Дейнеки руководством в творческих поисках. Картина «Окраина Москвы. Весной 1924 года в Москве открылась вошедшая в историю мировой культуры «Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства».
Начавшаяся война все изменила: мозаики «Павелецкой» стали не нужны из 14 мозаик, героически собранных в блокадном Ленинграде 70-летним мозаичистом Владимиром Фроловым (умер от голода в 1942 году, едва закончив и отправив по «дороге жизни» в Москву последний ящик с мозаиками), удалось сохранить только семь, установив их на соседней «Новокузнецкой». В архитектуре – сталинский ампир: лепнина, шпили, арки, колосья и грозди. Через несколько лет крымские впечатления выльются в одну из самых романтичных работ Дейнеки— «Будущие летчики» (1938). Журнал "Безбожник", в 1923-1932 гг. Учился в московском Вхутемасе (1920-25) у В. А. Фаворского и И. И. Нивинского. «В огне» А. Барбюса, 1927 и 1935), плакате, станковой графике (серия «Севастополь», акварель, гуашь, 1932-1934, ГТГ и ГРМ).
На следующей выставке ОСТа, в 1926 году Дейнека поразил всех картиной «На стройке новых цехов». В 1918 году Дейнека работает фотографом в Угрозыске, становится руководителем секции ИЗО Губнадобраза, занимается оформлением агитпоездов, выпускает плакаты, принимает участие в театральных постановках. В такой же манере, сдержанной по колориту и лаконичной, но полной внутренней динамики, пишет Дейнека в 1928 г. картину «Оборона Петрограда», запечатлевшую героические события гражданской войны и непреклонное мужество защитников Петрограда, полных решимости отстоять завоевания революции. Насколько к концу войны была глубока эта «разрядка» в настроении художника, наглядно говорит его большая картина «Раздолье» (1944) – радостная, полная жизнеутверждающей праздничной яркости, звучащая как песня благодаря ясному, прозрачному, легкому ритмическому и колористическому строю.
Потребность продолжать обучение чувствовалась и в 1921 году Дейнеку направили повышать квалификацию во ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские). Дружественная ОСТу критика отмечала искренность и свежесть формальных исканий Дейнеки, остроту и актуальность его творческих задач. Мерно и стройно шагает отряд. ", "Превратим Москву в образцовый социалистический город пролетарского государства", 1930).
В эти годы им была создана первая советская подлинно монументальная историко-революционная картина «Оборона Петрограда» (1928). и сравнить их с картинами Дейнеки того же времени. Дейнеку пленил залитый солнцем Севастополь с его «презагорелыми, с фиолетовым отливом» мальчишками, отдыхающими, строгими набережными и конечно морем. «Сколько себя помню, я всегда рисовал», — вспоминал Дейнека. Вместе с тем тяга к красивому была в мальчике всегда: прогулки по окрестным полям и лесам воспитывали любовь к природе иллюстрации из журнала «Нива» и лубочные картинки знакомили с искусством.
Самым сильным и самым совершенным воплощением этого перелома (или, по существу, полной художественной зрелости мастера) стала картина «Мать» (1932), бесспорно принадлежащая к числу вершин советского искусства. Для ранних работ Дейнеки характерны аскетизм колорита, повышенная роль силуэта и контура, монтажность композиции («На стройке новых цехов», 1926, ГТГ «Текстильщицы», 1927, ГРМ) в картине «Оборона Петрограда» (1928, Центральный музей Вооружённых Сил РФ, Москва) с её обострённым ритмом, героической монументализацией образов заметно влияние Ф. Ходлера. Особое впечатление на художника произвела Сикстинская капелла: рассматривая роспись Микеланджело, художник убедился, что «темперамент заключается не в размашистом мазке, а в более глубоких проявлениях». Художник старался видеть пейзажи глазами не стороннего наблюдателя, но моряка или летчика.
Так и статья Рогинской, хотя и в малой степени, не лишена этого оттенка. Народный художник СССР (1936), действительный член АХ СССР (1947 вице-президент в 1962-66), Герой Социалистического Труда (1969). Резкая и яркая, зорко наблюденная характеристика изображенных людей скупой отбор минимальных необходимых примет места и времени смелая, вольная, даже причудливо отстраненная композиция цвет, сдержанный и полностью отвечающий эмоциональному состоянию, – все это говорило о настоящей взволнованности и действенном гуманизме создателя этих картин, очень далеких от элементарной, чисто внешней «современности», какую часто только и хотели видеть в искусстве Дейнеки. В ряде образов нарастают черты «магического реализма» (Игра в мяч, 1932, там же некоторые из картин, написанных по впечатлениям от поездок художника в Италию, Францию и США в 1935). Вот так вот – Дейнека уже продукт не классической художественной школы, а новой.
На второй выставке Общества станковистов в 1926 году наиболее сильное впечатление на зрителей произвела картина Дейнеки «На стройке новых цехов», не просто продолжавшая графическую манеру двух упомянутых композиций, но углубившая и поднявшая ее настолько, что можно было говорить о возникновении оригинального монументального стиля. После войны работает (и даже возглавляет несколько лет) в Московском институте прикладного и декоративного искусства.
Это многокрасочные, пронизанные светлым оптимизмом и радостью бытия картины «У моря» и «В Донбассе» (обе 1956 г. ). Этого не допустят защитники столицы, которые здесь незримо присутствуют. Его книга «Проблема формы в изобразительном искусстве» была издана в России в 1914 году в переводе Владимира Фаворского и Николая Розенфельда.
Но и в пейзажах Дейнека остается мастером необычайной живописной экспрессии и динамики. Ленинская премия (1964). Эта, казалось бы, чисто техницистская идея соединяется в его работах с живым, волнующим восприятием природы как, например, в картинах «Дождь и самолеты над морем» (1932) или «Будущие летчики» (1938). Художественная «критика» зачастую носила характер политического доноса. Итальянцы нам— Караваджо, а мы им— Дейнеку. В 1927 году Дейнека начал работать над заказом Совнаркома — большой картиной «Оборона Петрограда» (Музей вооруженных сил, Москва).
Ведущий представитель идеологии казенной Ассоциации художников революции искусствовед Фрида Рогинская выступила на страницах журнала «Искусство в массы» со статьей, очень характерной для полемических выпадов конца 1920-х – начала 1930-х. На Первой дискуссионной выставке (1924), предшествовавшей образованию ОСТа, Дейнека в компании с Юрием Пименовым и Андреем Гончаровым выставил свою картину «Футбол». С переломом к победе изменились и образы все еще обостренно-напряженных произведений художника: «Сбитый ас» (1943), с его безжалостно-суровой и в то же время великодушно-человечной правдой художественного образа и акварель «Берлин. Уже только эта «мадонна двадцатого века» могла бы дать Дейнеке право на одно из первых мест в советском искусстве.
Среди художников самых разных радикальных направлений выставлялось «Объединение трех», состоявшее из студентов полиграфического факультета Вхутемаса Андрея Гончарова, Александра Дейнеки и Юрия Пименова. Во Вхутемасе он читал «теорию композиции». А в это «жизнерадостное» время ведущие советские авиаконструкторы во главе с Андреем Туполевым находились в Бутырской тюрьме. Но самое главное, что в рамках проекта вышли в свет три отдельных исчерпывающих исследования по графике (том 1), живописи (том 2) и монументальным работам (том 3) художника. В 1939–1940 годах Дейнека расписал плафон в Центральном театре Красной Армии в Москве и получил заказ на эскизы 14 мозаик для нынешней станции «Павелецкая». Рыбачки» (1956), «Москва военная», «В Севастополе» (1959), а также мозаики для фойе актового зала МГУ имени М. В. Ломоносова (1956), мозаику для фойе Дворца съездов в Московском Кремле (1961).
Это был не первый его полет (летал однажды в Курске), но на этот раз он сумел запомнить и после передать на холсте необъятность воздушной среды, перевернутый с ног на голову мир. Я думаю, что в период между 1935 и 1941 годами Дейнека не писал ничего более значительного и ответственного, чем «Первая пятилетка» и последовавший за нею «Левый марш». Дейнека ездил по стране и постоянно рисовал он проникся культурой афроамериканцев: «Они поют такие грустные песни, в моленьях приходят в экстаз, по-особенному бешено и ритмично танцуют, а главное они— рабочие».
Пустынная «Площадь Квиринала» или причудливая «Испанская лестница» передают неповторимый «дух местности», атмосферу улочек Рима. Четкую грань между этими двумя творческими периодами провести сложно: спортсменов Дейнека писал и в 1920-х, а к темам Гражданской войны и техники (особенно авиации) художник обращался и в 1930-х. Одна из лучших картин на эту тему — «Будущие летчики» (1938, Третьяковская галерея, Москва). Интерес художника к истории русского самолетостроения отразился и в работе над книгой «Наша авиация» летчика И. П. Мазурука. Дейнеке пришлось поработать учителем рисования в женской гимназии, художником в курском театре, фотографом в уголовном розыске, оформителем агитпоездов. Ноябрь 1941 года» (Третьяковская галерея, Москва). В послевоенный период искусство Дейнеки было очень неровным.
Где остальные мозаики — неизвестно. Зимой 1942 года Дейнека был командирован на фронт под Юхнов. К темам и образам, найденным в 20-30-х гг., Дейнека обращался в монументальной живописи (панно и росписи Центрального театра Советской Армии, 1940: мозаичные плафоны станций Московского метрополитена Маяковская, 1938-39 и Новокузнецкая, 1943, мозаика Хорошее утро и Хоккеисты, 1959-60) и в станковых произведениях послевоенного периода (У моря, 1956-57, ГРМ). За посредственные мозаики «Хорошее утро» и «Хоккеисты» (обе 1959 – 1960) в 1964-м Дейнека удостаивается Ленинской премии.
Он не бросал работу даже во время воздушных налетов. Важной страницей в его жизни стало оформление станций Московского метрополитена. Дейнека — один из основоположников советской монументальной живописи. В начале 1950-х гг.
Как верно сказал один из участников форума, «экспертиза экспертизой, но мозги нужно иметь свои», вот таким образом к работам Дейнеки, как, впрочем и любого другого «музейного» художника, нужно относиться с повышенным вниманием и бдительностью. Был одним из лучших в боксерской секции ВХУТЕМАСа (говорят, даже дрался с чемпионом Градополовым, чей портрет впоследствии написал). Как будто бы не светотенью моделирует её, а цветом. В 1925 Дейнека стал одним из основателей Общества станковистов (ОСТ).
Дейнека Александр Александрович, российский художник, график, скульптор, народный художник СССР (1963), действительный член Академии художеств СССР (1947 вице-президент в 1962-1966). В эти годы у Дейнеки были удачи и в монументально-декоративном искусстве – в мозаиках для фойе актового зала Московского университета (1956), для Дворца съездов в Московском Кремле. Из армии был командирован учиться в Москву, во ВХУТЕМАС на полиграфическое отделение, где его педагогами были В. А. Фаворский и И. И. Нивинский (1920—1925).
В период Великой Отечественной войны Дейнека жил в Москве и выполнял политплакаты для мастерской военно-оборонного плаката «Окна ТАСС». Они создают компиляции из элементов разных работ художника (вот таким образом даже «насмотренному» зрителю подделка кажется уже виденной), в иных случаях они пишут нечто совсем новое, но пытаются подражать стилистике автора. 11 февраля 1935 года в Филадельфии открылась выставка Дейнеки. Картина «Окраина Москвы. Более того, Дейнека уже не был указан в списке участников ОСТа.
В своей поэтизации физического труда художник достиг невиданных ранее высот. По воспоминаниям Дейнеки, роль агитационного плаката, журнального рисунка сводилась в ОСТе на нет, в то время как сам художник чувствовал себя в ту пору больше графиком, нежели живописцем (писал всего несколько картин в год). Художник много работает в области монументально-декоративного искусства. Они выглядели ярко и даже казались рельефными. Тема спорта была одной из любимых у художника на протяжении всей жизни.
И так же подлинно звучат «Набережная Сены» или «Дорога в Маунт-Вернон» в парижских и американских акварелях и этюдах маслом. Большевистские руководители Советской России рассматривали ее как наиболее «слабое звено» в системе мирового империализма, где посредством коминтерновской агентуры должна начаться следующая после «октябрьской» революция (планировавшаяся на 1925 год). Глубоким страданием проникнуто другое произведение— «Сгоревшая деревня» (1942).
В 1925 Дейнека стал одним из основателей Общества станковистов (ОСТ). В нем среди других значились следующие «линии» : революционная современность и ясность в выборе сюжета стремление к совершенному мастерству в области предметной станковой живописи, рисунка, скульптуры в процессе дальнейшего развития формальных достижений последних лет стремление к законченной картине ориентация на художественную молодежь. «Окраина Москвы» (1941) передает пустоту и тревогу. Дейнека действительно был большим мастером. К этому времени было окончательно покончено с остатками гуманистической русской культуры. Его персонажи – рослые юноши и девушки, пышущие здоровьем, атлетически сложенные.
Послушайте знающих людей, особенно тех, кто сомневается. Многим картинам и правда, предшествовали журнальные иллюстрации. В целом в его искусстве прошлое переплетается с будущим. Александр Александрович Дейнека родился в старинном городе Курске. Она – первая в целом ряду отличных работ того же, 1932 года и ближайших последующих лет. Это особенно ощущается, например, в «Портрете художника К. А. Вот стоит сдержанный, с черной бородкой Прусаков, внимательно слушает круглолицего, с копной волос на голове, буйно жестикулирующего Андрюшу Гончарова.
Результатом поездки стало создание картин «В штреке» и «Перед спуском в шахту», в которых предпринята попытка сформулировать «типовой» облик современного пролетария. Параллельно с графикой Дейнека уже тогда занимался станковой живописью.
Просто сейчас они все объединены одной идеей и ничему личному в данный момент нет места. С наступлением «оттепели» оттаяли чиновники и в отношении к Дейнеке. Отбросив традиционные критерии, Дейнека создал, как сказали бы сегодня, объект – по сути, большеформатное графическое панно, в чем определенно сказались уроки авангарда. Самый интересный из них— «Скука» (1935), портрет госпожи Снайдер.
Проходит изящный Петя Вильямс с молодым белобрысым Сергеем Образцовым. То же самое можно сказать и о картине «Левый марш», написанной на тему известного стихотворения В. Маяковского. В 1930-е годы сумрачный колорит (раннего Дейнеки) светлеет, спортивные впечатления (прежде всего – с пляжей Севастополя) слагаются в утопические поэмы о счастливом юном племени, готовом к труду и обороне (Будущие летчики, 1938, Третьяковская галерея). Его давний (от Фаворского) интерес к философии и теории искусства, особенно к проблеме пространства, заставлял искать почти научный метод в построении картинной архитектоники. Яркие порывы, титанические размахи пролетариата хочется писать тысячью самоцветных каменьев, запечатлеть эту героическую борьбу пролетарских масс» Дейнека собирался писать, ни много, ни мало, «красоту заводов» и «работу коллективных созиданий» для «храмов современности». Художник показал узкую полоску набережной с идущим на ней ожесточенным сражением. В 1937 году он пишет одну их лучших своих картин — «Будущие летчики».
И вместе с тем дается образ неприступной для врага столицы. Меняются лица исчезают образованные люди, упрощается язык, уплощается мышление. Последние два года жизни из-за тяжелой болезни Дейнека был не в состоянии работать.
Ноябрь 1941 года, 1941, ГТГ). В конце 1935 года в Москве открылась персональная выставка художника. Увидев на фотографии в немецкой прессе милый сердцу город в руинах, представив, как отчаянно защищали Севастополь его «будущие летчики», Дейнека решил написать картину именно об этом эпизоде войны, хотя и не видел его своими глазами. Но государственных заказов в этот период ему все равно почти не давали.
В это время он создал напряженные и драматичные произведения. И это издание (пользовавшееся покровительством Бухарина) и сам художник все чаще подвергались критике в печати. Многие из этих задач ОСТ очень весомо и сильно решил за время своего короткого существования – именно отсюда среди других работ вышла первая подлинно монументальная, несущая в себе обобщенный и глубоко действенный образ советская историко-революционная картина – «Оборона Петрограда» Дейнеки (1927). Свои впечатления об авиации, достижения советских летчиков мастер стремился отразить в живописи.
Однако карикатурами рисунки Дейнеки все-таки назвать сложно. Мозаики Дейнеки украшают станции московского метро «Маяковская» (1938) и «Новокузнецкая» (1943). успешно работал в журнальной графике (для журналов «У станка», «Прожектор» и др. ), книжной иллюстрации (к басням И. А. Крылова, 1922 кн. проявляется и интимная, мягко-лирическая линия (Мать, 1932, ГТГ).
К юбилейным выставкам Александр Дейнека создал два знаковых произведения — картины «Текстильщицы» и «Оборона Петрограда». В 1964 году за комплекс мозаичных произведений, в том числе за панно «Хоккеисты», он стал лауреатом Ленинской премии, а в 1969 году получил звание Героя Социалистического Труда. Настоящим ударом стал для Дейнеки прорыв немцами обороны Севастополя.
Из армии был командирован учиться в Москву, во ВХУТЕМАС на полиграфическое отделение, где его педагогами были В. А. Фаворский и И. И. Нивинский (1920—1925). В 1925 Дейнека стал одним из основателей Общества станковистов (ОСТ). Происходит кристаллизация режима. Он сам рассказал «о времени и о себе» в большой фундаментальной книге «Жизнь искусство, время» и других литературных произведениях.
За ней последовали другие работы: В обеденный перерыв в Донбассе (1935), Никитка—первый русский летун (1940), Будущие летчики (1937). Его персонажи в ряде случаев лишаются нарочитой угловатости, свойственной конструктивистам такие картины Дейнеки, как «Купающиеся девушки», «Портрет девушки с книгой» (1934), «Будущие летчики» (1938), вызывают чувство умиротворения, покоя. путь зигзагообразный, путь колебаний. Его манера, основанная на плакатно-броском («снайперском», по его выражению) рисунке, сформировалась в процессе работы в журнале «Безбожник» (или «Безбожник у станка», с 1923) в этих рисунках дряхлому старому миру агрессивно противостоит новый – бодрый, полный юношеской энергии. В нем, правда, тоже пробыл недолго. Среди иллюстраций к этой детской книжке одна из лучших — «Без мотора.
Герой Социалистического Труда (1969). В эти годы им была создана первая советская подлинно монументальная историко-революционная картина «Оборона Петрограда» (1928). А Фаворский, правда, учил его классической гравюре — полезно, но не так актуально. На юбилейной выставке к 10-летию РККА одним из центральных произведений стала дейнековская «Оборона Петрограда». Таков трогательный и нежный «Негритянский концерт» (1935), где словно схвачен самый звук музыки и пения, самый образ и стиль американской музыки середины XX века. На ключевой выставке «Художники РСФСР за пятнадцать лет» (1933) работы Дейнеки демонстрировались как наиболее близкие, задающие верное направление в сторону соцреализма, в противовес работам авангардистов.
Немногие картины, созданные до «Обороны Петрограда», можно расценивать только как эксперимент, но не как свершение («Перед спуском в шахту» 1925, «На стройке новых цехов» 1926) в них много по тем временам нового и дерзкого – в построении условного пространства, в столь же условном цвете, в нарочито резкой экспрессивности жестов и поз, – но в целом работы эти схематичны и «сочинение» полностью преобладает в них над реальным знанием и реальным чувством жизни. Дейнека перешел в созданное в том же году объединение «Октябрь». Глубоким страданием проникнуто другое произведение— «Сгоревшая деревня» (1942). Именно в журналах во многом сформировался уникальный дейнековский стиль. После Февральской революции занятия в училище прекратились.
Его объявляли формалистом, его самая сильная картина Оборона Петрограда долгое время по этой же причине не выставлялась, а лежала в запаснике музея. Одной из лучших работ военного периода Дейнеки стала «Окраина Москвы. Полная трагизма, ярости, героики, «Оборона Севастополя» по праву считается одним из лучших произведений, посвященных Великой Отечественной войне.
Ему заказали три панно для здания Наркомзема в Москве. Эпическая монументальность образов не отменяет того, что у каждого человека имеется свой, личный характер. Преподавал в московском Вхутеине (1928-30), Московском полиграфическом институте (1928-34), МХИ (1934-46, 1957-63), МИПИДИ (1945-52), МАРХИ (1953-57). Фигуры, при всей своей уплощенности и некоторой графичности, тем не менее обладают «чисто живописной весомостью в духе Микеланджело», как выразилась ведущая западная исследовательница творчества Дейнеки Кристина Кьер.
2009–2011». Из Рима он поехал во Флоренцию, затем в Берлин, а оттуда — домой, в Москву. При всей правдоподобности, смешного в них было меньше, чем у тех же Кукрыниксов. Но с монументальной живописьюАлександру Дейнеке долго не везло. Но если судить в целом, общее настроение работ художника в 1930-х очевидно изменилось.
Огромное значение в этом случае имеет провенанс (история бытования) и если вещь не экспонировалась, не публиковалась в серьезных изданиях, т. е. В передаче и глубоко трагического («Наемник интервентов») и светлого, радостного, личного («На балконе», «Девочка у окна. Дейнеку самого тянуло больше к графике, нежели к размашистой, пастозной живописи под импрессионистов или символистов и не только из-за творческих предпочтений. В те годы Дейнека принадлежал к Обществу станковистов (ОСТу), являлся одним из его создателей. Дома тревожно притихли. Во второй половине 1930-х годов в искусство Дейнеки широко входят новые темы.
Творческий облик Дейнеки ярко и отчетливо проявился на первой же крупной выставке в 1924 (Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства), в которой он участвовал в составе «Группы трех» (совместно с А. Д. Гончаровым и Ю. И. Пименовым). В них заметны черты надуманности или рассудочной нарочитости. Причем картины всегда были посвящены определенным темам.
В нескольких листах начала 1930-х годов под общим названием «Кросс» в бегущих крепких голубоглазых блондинах определенно просматривается увлечение арийской эпикой. Рыбачки» (все 1956), такие мозаики, как «Парашютист» (1957), «Красногвардеец», «Доярка» (обе 1962), такие рисунки, как «Обнаженная девушка» (1951), являются созданиями большого художника, влюбленного в жизнь, преклоняющегося перед нравственной и физической красотой и достоинством человека. Но в целом «журнально-плакатная работа» (таким объединяющим термином художник обозначил свои графические труды) Дейнеку порядком утомила. Между тем во ВХУТЕМАСе к середине 1920-х годов образовалась художественная группа ОСТ — «Общество станковистов». Один из американских деятелей назвал художника «филадельфийским львом». Причем свойственная прежнему Дейнеке живописная экспрессия в «Обороне Севастополя» была подменена экспрессией жестов и поз.
В живописных работах Дейнека сохранил стилистику и тематику ранних графических произведений. Умер Дейнека в возрасте 70 лет. Закончу не совсем типичной для Дейнеки картинкой. Из армии был командирован учиться в Москву, во ВХУТЕМАС на полиграфическое отделение, где его педагогами были В. А. Фаворский и И. И. Нивинский (1920—1925). «Живописное полотно Футбол 1924 года, – пишет Татьяна Малова, – своеобразный манифест нового объединения» 3. 1941 год» (1941) стало почти символом тревоги за столицу и вместе с тем обобщенным образом неприступной Москвы военных лет.
Советский Союз действительно находился на передовых подступах к современной авиации. Особое место занимает в искусстве Дейнеки спорт. В его рамках в 2009 году в Третьяковской галерее прошла выставка графики Дейнеки из собрания Курской художественной галереи, в 2010-м в ГТГ состоялась грандиозная ретроспектива, а в 2011-м работы Дейнеки повезли в Италию. В это время он создал напряженные и драматичные произведения. Такая популярность привела к часто встречающейся фальсификации работ художника. А панно было отмечено золотой медалью выставки.
Дейнека с детства был увлечен спортом, закалял свое тело и дух. Александр Дейнека, прекрасный русский художник, представал в совсем разном свете тем, кто знал его мало и тем, кто знал его близко. К числу значительных работ послевоенного времени можно отнести полотна «Эстафета по кольцу Б» (1947), «У моря. Живые наблюдения самоотверженного труда горняков стали основой для монументальных полотен «Перед спуском в шахту» и «На стройке новых цехов». Особенно характерны для этого времени две: авиация и история.
Работает в РОСТе, общается с Маяковским. "Физкультурница" (1933, Российская государственная библиотека, Москва)"Работать, строить и не ныть. Война вызвала к жизни суровые, трагические темы. На смену новаторским и конструктивистским 1920-м пришли монументальные и помпезные 1930-е.
Ноябрь 1941». В 1942 Дейнека создал наполненное героическим пафосом полотно «Оборона Севастополя» (1942), которое явилось своего рода гимном мужеству защитников города. Он что-то все-таки жалеет, к какой-то стороне изображаемого относится снисходительно» 9. С помощью противопоставления цветов (светлого — одежда моряков, темного — фашистов) автор передает главную идею своего произведения: справедливость и добро должны восторжествовать над злом.
Работа была выполнена по заказу РВС СССР и, что интересно, всего за одну неделю. В эти годы им была создана первая советская подлинно монументальная историко-революционная картина «Оборона Петрограда» (1928). А продолжает образование он во ВХУТЕМАССе. И все. "Стахановцы" (1937, Пермская государственная художественная галерея)"Колхозница на велосипеде" (1935, Русский музей)О, вот сверхактуальное:"Вратарь" (1934, Третьяковка)"Бегуны" (1934, Русский музей)С формой Дейнека очень интересно работает.
Большую выставку его работ, устроенную в 1969 году, он увидеть уже не смог. В 1942 Дейнека создал наполненное героическим пафосом полотно «Оборона Севастополя» (1942), которое явилось своего рода гимном мужеству защитников города. Творческий облик Дейнеки ярко и отчетливо проявился на первой же крупной выставке в 1924 (Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства), в которой он участвовал в составе «Группы трех» (совместно с А. Д. Гончаровым и Ю. И. Пименовым). В этих работах со все большей силой стала проявляться тяга художника к монументальности.
Учился в Харьковском художественном училище (1915-1917), во Вхутемасе в Москве (1920-1925) у В. А. Фаворского. К числу значительных работ послевоенного времени можно отнести полотна «У моря. Живописные работы Дейнеки 1920-х годов напоминали многократно увеличенные рисунки. О «программных» произведениях 1920-х напоминают только их большие размеры.
Вы как бы только что поутру вышли из холодной реки. В период Великой Отечественной войны 1941-45 Дейнека создал проникнутую героическим пафосом картину Оборона Севастополя (1942, ГРМ) и суровые, драматические пейзажи (Окраина Москвы. Вялова» (1923) Дейнеки с явным налетом посткубизма, чем-то напоминающем живопись Натана Альтмана. На смену ей и ее носителям пришла «советская культура» и «великий советский народ».
В начале 1930-х художник пережил еще одно графическое увлечение — плакатом: создал около 20 агитационных плакатов, многие из которых были очень популярны («Механизируем Донбасс», «Работать, строить и не ныть. », «Китай на пути освобождения от империализма» и др. ). Александр Дейнека (по другой версии, Дейнеко) родился 8 (20) мая 1899 года в семье железнодорожного слесаря в уездном Курске. «Истинным спартанцем» называли современники и самого художника.
", "Китай на пути освобождения от империализма", "Механизируем Донбасс. Полетико. Большое влияние на Дейнеку оказали немецкие экспрессионисты (Отто Дикс, Эмиль Нольде, Оскар Кокошка, Георг Гросс), работы которых привезли на выставку в Москву осенью 1924 года. В 1925 Дейнека стал одним из основателей Общества станковистов (ОСТ). Созданные Дейнекой мифические города, полные «света и воздуха» (любимая формула конструктивистов), населены выстроенными в колонны и дружно марширующими народными массами.
В 1921 году, получив первоначальное образование в Курском первом высшем начальном училище и в Харьковском художественном училище (1916 – 1917), Дейнека был принят во Вхутемас, где чрезвычайно разнообразные процессы обучения зависели от самых разных творческих воззрений преподавателей. Художник умел молниеносно схватывать силуэты спортсменов, ловить их характерные движения его постоянно видели на стадионах за такими «снайперскими» зарисовками.
Я знал Дейнеку много лет и очень близко. Все его обширные, так называемые севастопольские и донбасские серии картин и рисунков в основном созданы по памяти. Впоследствии и Дейнеке досталось за «формалистские» эксперименты 1920-х годов с цветом, формой и композицией, но в первой половине 1930-х он пока был в фаворе. А в живописи – идеальные люди (привет античности и ренессансу), уверенно смотрящие в будущее. Вам хочется бежать, сбросить запасы лишней энергии, растрачивать ее большими пригоршнями, со смехом и задором смотреть на жизнь» Это ощущение энергии, бодрости пытался передать Дейнека в своих спортивных картинах. С М. Громовым и В. Чкаловым Дейнеку связывали узы дружбы.
В 1919-1920 гг. Многие графические приемы перешли потом в живопись художника. Александр Александрович Дейнека родился 8 (20) мая 1899 года в Курске, в семье железнодорожника. В работах, показанных на первой выставке ОСТа, Дейнека находил свой стиль.
Нередко при всей незрелости формальных исканий (ведь в 1924 году Дейнеке было двадцать пять, Пименову и Гончарову – двадцать один год от роду) эта тогдашняя художественная молодежь ставила себе весьма серьезные и важные задачи. Оставим в стороне мозаики для фойе актового зала МГУ (1956) и Дворца съездов Московского Кремля (1961), где проявился технический профессионализм мастера, заключенный в прокрустово ложе государственного заказа. Это полотно обозначило резкий перелом в искусстве Дейнеки. В это время он создал напряженные и драматичные произведения.
С 1920-х гг. Эта тема так понравилась мастеру, что позднее, в 1940 году, он написал историческую картину «Никитка — первый русский летун» (Третьяковская галерея, Москва). Бурный, предельно напряженный пафос, резкая сила экспрессии, могучая динамика выделяют ее среди наиболее патетических произведений Дейнеки.
роман «Мастер и Маргарита» Булгакова). Журнальной графикой художник активно занимался до начала 1930-х. В 1942 году совместно с художником Г. Г. Нисским совершил поездку на фронт под город Юхнов. Однако работа художника в "Безбожнике" и других журналах отнюдь не ограничивалась сатирой.
На форуме AI время от времени разворачиваются бурные обсуждения работ Дейнеки из тех, что появляются на аукционах (подробнее — здесь и не поленитесь дочитать до конца). Картина "Эстафета по кольцу "Б" (1947), мозаика "Лыжники" (1950), скульптуры "Стометровка", "Бегущая спортсменка" и многие другие – убедительное тому подтверждение. Учился в Харьковском художественном училище. Конечно, совершенно застраховаться нельзя (известно, что на фальшивом Дейнеке «прокалывались» даже опытные коллекционеры). В 1937 Дейнека создал панно «Знатные люди Страны Советов» для советского павильона на Всемирной выставке в Париже.
Предельная обобщенность образов превращает их в символы. На склоне лет, в конце 1950-х— 1960-е, Дейнеку начали осыпать почестями и наградами: стал народным художником РСФСР (1959) и СССР (1963), был избран вице-президентом АХ СССР (1962–1966), получил орден Трудового Красного Знамени (1962) и др. Удостаивается и множества других регалий. Суровых, в духе экспрессионизма шахтеров, ткачих и революционеров сменили энергичные спортсмены, чувственные и прекрасные в своей античной наготе девушки и юноши, лирические пейзажи и натюрморты.
В 1942 году совместно с художником Г. Г. Нисским совершил поездку на фронт под город Юхнов. Тягу к монументальному искусству он испытывал уже давно, мечтал украшать архитектуру яркими фресками, мозаиками, среди которых человек чувствовал бы себя смелее, полнокровней, богаче. Дейнека идеализировал советский мир еще тогда, когда понятие соцреализм не изобрели. После нескольких работ с мучительно тревожными образами гибели и страдания (например, «Сгоревшая деревня», 1942) Дейнека создал «Оборону Севастополя» (1942) – одну из самых сильных своих картин и одну из самых драматических работ всего советского искусства того времени – скорбную и величественную героическую эпопею о подвиге защитников Севастополя. Но в этих поисках нового много интересного, необычного, чувствуется пульс современности. Он являлся членом президиума (с 1958 года), вице-президентом (1962—1966), академиком-секретарем (1966—1968) отделения декоративных искусств АХ СССР.
За довольно долгую жизнь Александр Александрович попробовал себя в живописи, графике (в том числе журнальной, книжной, плакатной и театральной), монументальном искусстве (панно, фрески, мозаики), скульптуре. Первоначальное образование получил в Харьковском художественном училище (1915—1917). Миром машин сын железнодорожника Дейнека был пленен, как мы помним, еще с детства. Дейнека много и плодотворно работал над темой о спорте. Его персонажи — рослые юноши и девушки, пышущие здоровьем, атлетически сложенные.
Его картины понравились публике, которая была, правда, удивлена тематикой американских работ художника: сплошные негры, унылые придорожные пейзажи. На ней было представлено 119 работ Дейнеки — картины, рисунки, акварели. С 1919 по 1920 Дейнека находился в армии, где руководил художественной студией при Курском политуправлении и «Окнами РОСТа» в Курске. С 1923 года помимо учебы Дейнека начал сотрудничать с журналом «Безбожник у станка» чуть позже — с изданиями «У станка», «Прожектор», «Даешь», «Красная нива», «Смена». Некоторые рисунки были созданы на основе ранее написанных картин (например, "Краснокрылый гигант", 1938). Дейнека, абсолютно закономерно пришел к монументальной живописи, но результат остался в те годы далеким от совершенства.
Критика охарактеризовала работы «Объединения трех» как «экспрессионистический урбанизм». Студент Дейнека зимой жил при пяти градусах тепла, работал по ночам, но задора не терял. Представленная на выставке к 10-летию Октября картина «Текстильщицы» решена в светлой, почти белой гамме с оттенками красных охр на лицах и руках девушек. Уже на Первой дискуссионной выставке 1924 года, где Дейнека, студент Вхутемаса, фигурировал в составе особой «группы трех» (вместе с Г. Пименовым и А. Гончаровым), он имел ясно выраженный творческий облик и очень отчетливо проступающие склонности и стремления. Если они представляют лирическую линию в творчестве Дейнеки, то общественно-политическую, а также художественно-публицистическую сторону его искусства не менее сильно представляют картина «Безработные в Берлине» (1933) и обостренно-драматические, дышащие гневом рисунки к книге «Огонь» А. Барбюса (1934). Творческая направленность «Объединения трех» во многом послужила созданию Общества станковистов.
Образования оказалось достаточно, чтобы работать оформителем. Раньше всего, в 1930 году, он с большим блеском сказался в плакатах Дейнеки («Механизируем Донбасс», «Физкультурница»), где очень счастливо использованы приемы строго продуманной и построенной композиции, полной стремительной динамики, с чеканно четким силуэтом и условным, распластанным пространством, а главное – с живыми, хотя и обобщенно типизированными человеческими образами. Предметом изображения в произведениях Дейнеки становятся люди труда, спортсмены. Художник академической выучки, М. Р. Пестриков муштровал ученика в классическом рисунке.
Он посвятил этой теме несколько своих полотен, одно из которых — «Мать» (1932). Картина «Окраина Москвы. Его товарищ по ОСТу, один из самых блистательных живописцев ХХ века Александр Лабас писал о том времени, о «мелких и консервативных» людях, окружавших Дейнеку: «Незаметно Дейнека сам приобрел их черты Строг и суров ритм картины.
Как писал художник позднее, она изначально отстала от времени. В картине практически нет никаких примет быта.
Исследования, книги, выставки. При небольшом размере они отличаются монументальной широтой. Согласно постановлению ЦК ВКП (б) 1932 года «О перестройке литературно-художественных организаций», художники с целью более эффективного ими управления были коллективизированы в едином хозяйстве под названием «Союз советских художников». Символичен образ моряка со связкой гранат на первом плане. Попы и знахари, обличаемые кистью Дейнеки ("Сам батюшка пожаловал", "Святые прозорливцы", "Чудодейница", 1925) пришлись в этом журнале ко двору.
Ноябрь 1941 года» (1941)— первая в этом ряду. Занявшись плакатом, художник предложил новую интерпретацию известного жанра. Русский музей)После войны манера художника слегка изменилась – Дейнека теперь чаще отказывается от фирменной плакатности и пишет более реалистично. "Женский портрет" (1944, Симферопольский художественный музей)"У моря" (1957, Русский музей)"Купальщицы" (1952, частная коллекция)Вообще, на мой взгляд, наряду с рубенсовскими женщинами и кустодиевскими красавицами, заслуживают вынесения в отдельный типаж и дейнековские физкультурницы. "Натурщица" (1952, Курская областная картинная галерея им. Он являлся членом президиума (с 1958 года), вице-президентом (1962—1966), академиком-секретарем (1966—1968) отделения декоративных искусств АХ СССР.
Итальянские зарисовки отличны от американских или французских. В 1925 году, после поездки в Донбасс, выступил с первой картиной — «Перед спуском в шахту». Дейнека был расстроен, ведь на новые краски придется снова копить целый месяц. Октябрьские события определяют судьбу живописца – ему предстоит стать певцом революции и новой жизни.
В течение всех двух недель работы выставки залы были заполнены посетителями. Мозаики Дейнеки украшают станции московского метро «Маяковская» (1938) и «Новокузнецкая» (1943). Наробраз Курска привлек художника к агитационной работе, поручил иллюстрировать стихи Маяковского плакатами по типу «Окон РОСТа». В конце 1940-х— 1950-е Дейнеку начали все больше критиковать за «формализм» и «схематизм». Сходите в музеи, посмотрите альбомы, не ориентируйтесь на Интернет (некоторые, мягко говоря, сомнительные работы считаются там подлинными).
Все эти работы – от картины «Мать» до произведений, выполненных в Америке, – отличаются особенным живописным богатством, необычайно изысканной колористической гармонией, неисчерпаемой изобретательностью композиционного построения, неизменно оставаясь проникнутыми жизненной правдой, обостренной психологической выразительностью. Поодиночке, не зная еще друг друга, бредут будущие Кукрыниксы.
Естественно и органично в его творчество входит тема материнства. Пафос советской действительности, революционная романтика созидания социалистического общества сразу же завладели Дейнекой, когда он после окончания московского Вхутемаса (Всесоюзных художественно-технических мастерских) в 1924 г. выехал в творческую командировку в шахтерский Донбасс.
В картине «Парашютист над морем» (1934) не сразу различаешь, где небо, вода и суша фигура парашютиста показана в неожиданном ракурсе — вниз головой все это создает ощущение полета, бескрайнего неба. Чуть отставший раненый только подчеркивает драматизм и напряжение ситуации. Дейнека много и плодотворно работал над темой о спорте.
И все же можно сказать, что «монументализм» искусства Дейнеки нигде не проявился в таком последовательном и чистом виде, как в станковой живописи и акварелях, – именно здесь большой стиль менее всего оказался предвзятой, заранее намеченной формой, а стал органически целостным и естественным выражением чувства реального времени в его наиболее прогрессивном и действенном осмыслении, стал верным эхом истинных и вечных человеческих ценностей. Заслуживают внимания всего лишь три картины этого периода: «Первая пятилетка» (1936), «Никитка – первый русский летун» (1940), «Левый марш» (1941). Обращают на себя внимание его наиболее известные послевоенные картины: «Эстафета по кольцу Б» (1947), «На просторах подмосковных строек» (1949), «Открытие колхозной электростанции» (1954), в которых сложился удивительный симбиоз присущего Дейнеке монументализма с натуралистическо-иллюстративными тенденциями и фальшивым восторгом персонажей, полотно «Покорители космоса» (1961) с игрушечными ракетами. Картина Эстафета по кольцу Б (1947), мозаика Лыжники (1950), скульптуры Стометровка, Бегущая спортсменка и многие другие — убедительное тому подтверждение. Дейнека абсолютно по-особому чувствовал прелесть и очарование русского пейзажа. У финиша", 1927).
Плафон тем не менее был выполнен в первоначальном варианте. Серия мозаик для станций Московского метрополитена: «Маяковская», «Павелецкая», «Новокузнецкая», мозаичная галерея портретов ученых в МГУ на Ленинских горах панно для Советского павильона на международной выставке в Брюсселе в 1958 году — вот несколько наиболее значительных работ художника в этой области. Но была и противная сторона. Работая в Севастополе, он увлекся самолетами. Он все больше стал работать в живописи, а потом и в монументальном искусстве.
Насмотревшись на модные «измы» во время столичных командировок, Дейнека принялся «насаждать на курских ухабах яркий кубизм». В 1942 Дейнека создал наполненное героическим пафосом полотно «Оборона Севастополя» (1942), которое явилось своего рода гимном мужеству защитников города. Изобразительный язык Дейнеки настолько впечатлял, что многие его картины, купленные с тех выставок, осели в западных собраниях. "Игра в мяч" (1932, Третьяковка)А потом – война.
И тогда Дейнека решил: раз он пишет картину о том, чего никто раньше не изображал, то он должен изобрести для нее новую композицию — «игра натолкнула меня на свой самостоятельный язык». Некоторые из них особенно выделяются своей смелой новизной и поэтической прелестью. «Весь путь ОСТ –. Художник делает и пейзажные зарисовки, как, например, «Ночной пейзаж». Картина Оборона Петрограда была первым живописным произведением художника.
Если в «Обороне Петрограда» превалировала формально-художественная сторона, то теперь сугубо политическая концепция была выражена гипертрофированным языком батального жанра. Надо сказать, что интерес к искусству Германии не был случайным.
В 1935 году Дейнека впервые едет за границу и привозит много интересных работ («Улица в Риме», «Тюильри»). Как уже было сказано, в рисунках Дейнеки вырабатывался его «большой стиль». Конечно, картина далеко вышла за рамки простой иллюстрации. Такова замечательная акварель «Тюильри» (1935) с изображенной на ней скульптурой стремительно бегущей девушки и с неподвижно застывшей фигурой человека – бродяги или безработного – на садовой скамейке. ВХУТЕМАС в начале 1920-х годов — отдельная история. Но картина не была одинокой удачей. Не знаю, хорошая эта картина или плохая, но кажется, что настоящая».
Таким видит город Дейнека Александр. Их получилось около 300. Дейнека преподавал в Москве во ВХУТЕИНе (1928—1930), в Московском полиграфическом институте (1930—1934), в МГАХИ имени В. И. Сурикова (1934—1946, 1957—1963), в Московском институте прикладного и декоративного искусства (1945—1953, до 1948 директор), в МАРХИ (1953—1957).
Ряд терминов и постулатов из этой работы вошли в теорию композиции Фаворского, считавшего пространство первичной характеристикой художественного образа, а миропонимание – пространствопониманием. В день подписания декларации» (1945), написанная Дейнекой с натуры и поднятая до символического обобщения, – это превосходные свидетельства всеобщности тех чувств, что владели всем советским народом на исходе войны.
Одна из характернейших работ этого периода — «На стройке новых цехов» (1925), а также знаменитая «Оборона Петрограда» (1928). Фон дан скупой линией отдаленного города. В 1936 году им были выполнены два панно для Дома Красной Армии в Минске (уничтожены в годы войны). Они захватили воображение художника в связи с работой над иллюстрациями к детским книгам «Через полюс в Америку» Г. Байдукова и «Наша авиация» И. Мазурука (вышли в свет в 1938 и 1940 годах).
Красота Рима поразила его. Это самый полный на сегодняшний день живописный каталог Дейнеки. Дейнека Александр Александрович (1899-1969), советский художник. Таков прелестный рисунок «Теннис» (1926) – четыре легкие изящные фигурки девушек-спортсменок.
С другой стороны, опыт работы над этими иллюстрациями позволит позднее создать такое монументальное произведение как "Никитка – первый русский летун" (1940), где Дейнека неожиданно решит вернуться к истокам и запечатлеть образ первого русского "авиатора". У его рисунков и картин появляется новая интересная особенность. Он обычно набрасывал отдельные позы, делал схематические зарисовки местности. Дейнека постепенно отходил от графической работы в журналах. Изображая эту сторону советской действительности, Дейнека находится как бы в собственной стихии.
Ноябрь 1941 года» (1941) — первая в этом ряду. С задачей он, впрочем, все равно справился. Более остовскую вещь сложно себе представить, однако на четвертой выставке объединения в 1928 году «Текстильщицы» показаны не были. В итоге получается какая-то адская смесь ренессанса и экспрессионизма. Равно как и карикатуры на тех, кто считался классовым врагом победившего пролетариата: на кулаков интервентов, нэпманов, мещан и манерных дам, сожалеющих о дореволюционных временах ("Тоска по изящной жизни", 1927).
Но враг не пройдет. Они занесены снегом. Ее кульминацией можно считать один из лучших советских плакатов «Физкультурница» (1933). Картина даже сближается со скульптурой, настолько мощно выписаны защитники города.
Курская областная картинная галерея им. В картине нет сугубой документальности, почти все правила реалистической картины нарушены, но воспринимается она тем не менее как очень жизненная. Здесь ломать копья бессмысленно. Специфика работы в периодических изданиях (поточность, ограниченность по времени, невысокое качество печати) заставляли приспосабливаться, работать быстро, упрощать рисунок и вкладывать максимум смысла в форму и композицию.
Мотивы спорта или труда всецело доминируют в его картинах с 1920-х годов революционная тема тоже (к примеру, в знаменитой Обороне Петрограда, 1928, Центральный музей Вооруженных сил повторение – 1964, Третьяковская галерея) воплощается в телесной пластике героев, устремленных к жертвенной гибели. В 1924 году художник съездил в Донбасс. Живописный стиль Дейнеки к тому времени уже вполне сформировался. Эскизы их были восторженно приняты, но от изготовления самих панно почему-то отказались. Ну это на мой дилетантский взгляд. Типичными живописными произведениями остовского периода стали полотна Перед спуском в шахту (1925 г. ), На стройке новых цехов (1926 г. ), Текстильщицы (1927 г. ). Но в целом выставка получила одобрительные отзывы.
Дейнека преподавал в Москве во ВХУТЕИНе (1928—1930), в Московском полиграфическом институте (1930—1934), в МГАХИ имени В. И. Сурикова (1934—1946, 1957—1963), в Московском институте прикладного и декоративного искусства (1945—1953, до 1948 директор), в МАРХИ (1953—1957). Творцами таких «текстов», оседлавших полуофициальные, выражавшие казенную точку зрения журналы «Искусство в массы» и «Пролетарское искусство», были забытые впоследствии «деятели искусства» Борзятов, Вязьменская, Цирельсон, Четыркин (см. Это «Спящий мальчик с васильками», «Полдень» (обе – 1932), «Ночной пейзаж с лошадьми и сухими травами», «Купающиеся девушки» (обе – 1933). Первая работа оказалась неудачной: задуманная в так называемом «большом стиле», с обилием знамен и показной радостью, она оказалась напыщенной и неубедительной. Увиденное отразилось в драматичных полотнах «Сгоревшая деревня», «Тревожные ночи» и др. Художник увлекается темой спорта.
В эти трудные для него дни он сильно огорчался, но не переставал верить и работать, оставаясь всегда принципиально твердым в своих воззрениях на искусство. Один из авторитетнейших критиков 1920-х годов Абрам Эфрос отмечал, что ОСТ является единственной группировкой, которая сумела переработать и ввести в дальнейший обиход все то, что было значимого в самых разных «измах». В творчестве Дейнека потом очень далеко ушел от сатиры. Возможно, они до сих пор лежат под землей (во время бомбежек их прятали во временное хранилище, местонахождение которого не установлено). В 1946 году по зарисовкам Дейнека создал серию акварелей «Москва военная», где зорко увидена и достоверно передана жизнь столицы в годы войны, но передана она уже с эпическим спокойствием, без напряжения и тревоги. С началом 1930-х годов тематика работ Дейнеки начала меняться.
И сразу же по возвращении на родину он пишет наполненную солнечным светом картину из жизни советских детей — «Будущие летчики» (1938, Государственная Третьяковская галерея). Одновременно в творчестве Дейнеки 30 х гг. Большое влияние оказала на художника командировка в Крым летом 1934 года по направлению ВМС РККА.
Его перепады из одного состояния в другое преподносятся как закономерная эволюция. В эти годы появляется «Окраина Москвы», «Оборона Севастополя». Современность Дейнеки много раз была предметом рассуждений критиков, она была очевидна, даже, пожалуй, чересчур очевидна, заслоняя для многих возможность, а, скорее всего и надобность более пристального внимания к большому мастеру, к очень сложной сущности его искусства. Мастер даже пошутил в письме домой: «Приеду, устрою выставку и буду три дня московским медведем». Не менее важна способность Дейнеки извлекать высокие поэтические ценности из повседневной действительности, зорко видеть в обыденном необыкновенное, отыскивать те детали реальной жизни, которые работают на современное видение мира и несут в себе огонь поэтического преображения увиденного.
Во время учебы в Курском начальном училище Дейнека страстно увлекался техникой, математикой и даже мечтал стать инженером. Даже в работах 1940 – 1950-х годов, отшлифовав «стиль соцреализма» до полного соответствия критериям «партийности и народности», художник довел его почти до соответствующего «идеала» и тем самым до состояния абсурда в силу исчерпывающе обозначенных имманентных соцреализму качеств. Отдушиной в этот период для Дейнеки стала скульптура (работал в дереве, майолике, бронзе, фарфоре, цементе) и камерная живопись— портреты близких, натюрморты, пейзажи. Одним из последних был журнал «Даешь», где также трудились Родченко и Маяковский. Глубоким страданием проникнуто другое произведение — «Сгоревшая деревня» (1942). Дейнека остаётся в Москве, работает в мастерской плаката ТАСС и пишет одну из своих самых знаменитых и эмоциональных работ:"Оборона Севастополя" (1942, Руский музей)"Сбитый ас" (1943, Русский музей)Очень пронзительная. Он не показывает непосредственно боя с противником.
Опыт «Обороны Петрограда» и лучших рисунков конца 1920-х годов дал свои плодотворные результаты очень скоро. В эти годы им была создана первая советская подлинно монументальная историко-революционная картина «Оборона Петрограда» С (1928). Один из немногих— эскиз росписи плафона Челябинского театра оперы и балета— приемная комиссия признала «низкого качества» и даже призывала художника исправить росписи.
Он осознавал окружающий мир как совокупность множества элементов. Благодаря этому, хоть и косвенно, его знают даже люди, далекие от живописи.