Диего Веласкес Автопортрет
Так, до сих пор идут споры о сюжете и смысле «Менин». Веласкесу несказанно повезло. В 1656 Веласкес создает знаменитые Менины (Фрейлины) (1656, Мадрид, Прадо) – полотно высотой более трех метров с фигурами в натуральную величину. Именно он в европейском искусстве заложил основы психологического портрета. Учился в Севилье у Ф. де Эрреры Старшего и Ф. Пачеко (1610-16).
Быстрая карьера Веласкеса вызвала негодование и зависть среди соперников— художников Винсенсо Кардуччи и Эухенио Кахеса (исп. ) русск., которые обвиняли Веласкеса в том, что тот способен правильно нарисовать только голову. Веласкес родился в 1599-м, а умер в 1660 году. В это время Веласкес достигает вершин своего мастерства. В семнадцать лет Веласкес получил звание мастера. В 1630—1640-х годах Веласкес писал портреты короля, королевской семьи, сановников, друзей, учеников, королевских шутов. Диего Веласкес (6. 06. 1599 – 6. 08. 1660) – выдающийся художник из Севильи, один из крупнейших представителей испанского барокко. Особенно часто дочь Филиппа инфанту Маргариту.
Игра светом снова используется для расстановки акцентов – лица мужчин обеих армий, выписанные светлее остальных, одинаково благородны. Придворные интриги, зависть и подлость вельмож могли заставить Веласкеса придумать такой сюжет для группового портрета инфанты Маргариты, которую он очень любил, часто рисовал и на этой картине изобразил с большой любовью. Маленькая инфанта Маргарита в окружении молодых фрейлин, карлицы, карлика и спящего пса призвана развлекать родителей в томительные часы сеанса. Слева висит картина Питера Пауэла Рубенса «Афина и Арахна», справа – полотно Якоба Йорданса "Аполлон и Марсий" (возможно, копии). В наивысшей степени это удалось ему в серии портретов придворных шутов (Los truhanes), которых, по некоторым сведениям, при дворе Филиппа IV имелось более сотни.
Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять. На это указывает отражение в зеркале.
- Описание картины Диего Веласкеса «Автопортрет»
- 5 главных картин Диего Веласкеса
- Известные картины Диего Веласкеса
- Диего Родригес де Сильва Веласкес
Молодой художник приобрёл в Севилье уже достаточно хорошую репутацию. «После пяти лет обучения и образования, — писал Пачеко, — я отдал за него замуж свою дочь, побуждаемый его добродетелью, чистотой и другими качествами, а также в надежде на его природный и высокий гений». Глубоким психологизмом отмечен самый поздний портрет стареющего Филиппа IV (1655—1660, Мадрид, Прадо), в котором привычная величавая невозмутимость испанского монарха не может скрыть того, что он не только обрюзг и устал, но и душевно подавлен, одинок в его обычно вялом и холодном взгляде угадывается что-то скорбное. До – это неэтично, после – невозможно, так как картина ему уже не принадлежала.
Как и многих других мальчиков, его отдали в монастырскую латинскую школу. Веласкес сдал экзамен на звание мастера 14 марта 1617 года и по поручительству Пачеко был принят в гильдию живописцев Севильи, где получил лицензию для работы в качестве художника-живописца и право «практиковать своё искусство в королевстве иметь мастерскую и нанимать подмастерьев». Сейчас бы это назвали «бэкстейдж» – на картине изображен художник, работающий над портретом короля Филиппа IV и королевы Марианны. Вокруг нее хлопочут придворные дамы – менины: так называли в Испании прислуживающих инфанте девушек из хороших семей. И в картинах на религиозную тематику Веласкеса прослеживаются традиции бодегонес: Поклонение волхвов (1619, Мадрид, Прадо), Христос у Марфы и Марии (1618, Лондон, Национальная галерея).
- Диего Веласкес — картины и биография
- Диего Веласкес: жизнь и творчество художника
- Картинки и картины художников мира
- Веласкес: картины с названиями и описанием
- Невообразимый эксперимент Веласкеса
- Автопортрет Веласкеса, «вшитый» в «Менины»
Веласкес Диего, Родригес де Сильва Веласкес испанский художник. Людей с физическими уродствами расценивали как «утварь», они служили для увеселения знати и помогали им чувствовать себя более красивыми и уверенными в себе. В них можно разбираться бесконечно долго – слишком много смыслов в них спрятано. bodegуn – харчевня) – сцены из народной жизни (Завтрак, около 1617-18, ГЭ).
От него невозможно оторваться, я с ним перед отъездом из Рима прощался, как с живым человеком, простишься, да опять воротишься — думаешь, а вдруг в последний раз его вижу». Он не хочет, чтобы они чувствовали себя скованными неудобной одеждой моды тех лет. «Сдача Бреды» рассказывает о завершении десятимесячной осады испанцами голландского города Бреда. Картина, над которой художник проработал три месяца, в результате ошеломила весь Рим. Веласкес обнаруживает мир внутренних переживаний в степенном, одиноко печальном умном карлике Эль Примо, в растерянном, забившемся в угол дурачке (Эль Бобо) из Кории, в уродце Себастьяно Морра, устремившем на зрителя взгляд, полный укора и мрачного отчаяния (все — Мадрид, Прадо).
- Украшения для дома в интернет-магазине
- Словари и энциклопедии на Академике
- Напишите отзыв о статье Веласкес, Диего
- Отрывок, характеризующий Веласкес, Диего
- Веласкес в катакомбах капуцинов
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
- Место Веласкеса в мировой живописи
К тому времени изображение каноника уже увидел и сам король Филипп IV. На груди художника алеет крест рыцарского ордена Сант-Яго.
Обе картины написаны на сюжеты греческих мифов в изложении древнеримского поэта Овидия. Находится в музее Прадо в Мадриде.
Но не успел он пробыть дома и двух месяцев (1623), как его догнало письмо от севильянца, служившего королевским капелланом. В эти годы художник пишет первые портреты, в которых определяются особенности Веласкеса-портретиста – остро схваченное сходство, яркость выявления индивидуальности: Портрет монахини Херонимы де ла Фуенте (1620, Лондон, Национальная галерея). На полотне изображена мастерская художника в королевском дворце в Мадриде. Однако, популярность Веласкеса вызывала не только поклонение, но и зависть. Былая слава и могущество Испании остались в прошлом, королевская династия испанских Габсбургов угасает.
Председатель жюри Хуан Баутиста Майно выбрал среди представленных эскиз Веласкеса и заявил о его победе. Необычным в ней было всё — от темы (до Веласкеса никто подобных полотен в испанской живописи не создавал) до её воплощения и даже смысла. Это лишь одна из трактовок сюжета картины, которую написал за три года до смерти Веласкес. Разумеется, нет.
Своей особой философией дышит и природа произведения. Подлинную творческую свободу Веласкесу удалось проявить в портретах шутов. Полотна этого периода созданы в жанребодегонов (в переводе с исп. Вместе с ней появляется на свет «Туника Иосифа», которая теперь находится в Эскориале.
Однако, через несколько лет, когда стали очевидны его способности к искусству, отец отвел десятилетнего Диего в мастерскую известного испанского художника Ф. Эрреры. Следуя традиции, он исполнял заказанные ему портреты шутов, карликов, уродцев. 25 мая 1651 года художник покинул Италию. Как описывает художник Хусепе Мартинес (исп. )русск., это привело в 1627 году к конкурсному соревнованию между Веласкесом и ещё тремя художниками: Кардуччо, Кахесом и Анхело Нарди (исп. )русск. В 1627 году Веласкес написал большую историческую картину Изгнание морисков.
Вот таким образом у многих складывалось впечатление, что он и не напрягается вовсе. Подобный стиль художник сохранил даже при написании ряда картин на библейские сюжеты. Приор Франсиско де лос Сантос писал в 1681 году, что испанский королевский дворец, который по собранию картин является «выдающимся среди других дворцов монархов мира», обязан этим «заботам Веласкеса». Другой севильянец, камердинер кардинала-инфанта Фердинанда (королевского брата), отнёс его во дворец и показал хозяину. Показан момент войны между Голландией и Испанией и взятие голландской крепости Бреда. Однако тот в высшей степени оказался полезен как обладатель техники сверхбыстрописи. За группой переднего плана — фигуры придворной дамы и кавалера.
Даже дремлющему крупному псу отведена отнюдь не второстепенная роль. Художественный талант Веласкеса открылся в раннем возрасте. Картина иллюстрирует миф об Арахне, которая была мастерицей-ткачихой, вызвавшей на состязание богиню ткачества Афину. Она предназначалась для королевского загородного дворца Буэн-Ретиро и должна была украшать «Зал королей».
В 1619 и 1621 годах у четы Веласкесов родились две дочери. Узнав о талантливом художнике из Севильи, он призывает его к себе. Его учитель Пачеко, а также друзья и земляки старались помочь его карьере. Необычным в ней было всё — от темы (до Веласкеса никто подобных полотен в испанской живописи не создавал) до её воплощения и даже смысла. Его книга «Метаморфозы» была хорошо известна европейскому читателю 17 столетия. Потребовались доказательства его аристократического происхождения и многочисленные свидетельства того, что он занимался живописью только «ради своего удовольствия и по повелению короля», картин своих не продавал, а жалование получал лишь по занимаемым придворным должностям.
Через год он работал уже в мастерской другого художника, Франсиско Пачеко, у которого оставался до 1617 года, когда получил звание мастера. Полотно хранится в мадридском музее Прадо. Художественный талант Веласкеса открылся в раннем возрасте. Да, одна хорошенькая, а вторая вызывает содрогание, но у обеих очень умные лица. Но здоровье Веласкеса было подорвано.
И Я, кажется, слишком строг к этому великолепному по краскам произведению. Зарисовки повседневной жизни Севильи художник выписывал с особой реалистичностью, почерпнутой у Караваджо. Примером этому может послужить полотно «Христос в доме Марии и Марфы» (около 1620 г., Национальная галерея, Лондон), представляющее собой «картину в картине» и наполненное более глубоким смыслом, чем прочие работы этого периода. Сюжет «Менин» – это не просто групповой портрет особ королевского двора. Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом.
1657, обе — Мадрид, Прадо), великолепные придворные портреты. Картины, размещенные над зеркалом, свидетельствуют о том, что и автор «Менин», подобно героям «Метаморфоз», бросает вызов природе. е. среди зрителей) и смутно отражаясь в зеркале на противоположной стороне зала. Каждый образ на редкость красноречив.
Для исторических картин существовала определенная схема: произведение должно было прославлять победу полководца или монарха в центре картины изображался главный герой в окружении свиты вводились аллегорические элементы (олицетворение добродетелей, фигуры трубящих слав и др. ), часто вся картина представляла собой аллегорию. Они изображены на переднем плане, в центре картины. Эта картина, над которой художник проработал три месяца, в результате ошеломила весь Рим. Гостеприимный дом Пачеко современники называли «академией образованных людей не только Севильи, но и всей Испании». В левой части картины побежденные голландцы, они представлены с тем же чувством достоинства, что и победители – испанцы, более плотной массой сгруппированные в правой части композиции, на фоне рядов копий (отчего картина имеет второе название Копья).
Хаос мазков чистой краски исчезает при рассмотрении картины с отдаленного расстояния — все сливается в живописном единстве в гармонически прекрасное целое. – харчевня или трактир).
Впоследствии оно только увеличивалось. Но не успел он пробыть дома и двух месяцев (1623), как его догнало письмо от севильянца, служившего королевским капелланом.
Первая серия из шести картин отличается подчеркнутой официальностью. Ему понравилось настолько, что он приказал брату — кардиналу-инфанту, уступить очередь позирования. Границы империи простирались далеко за пределы одного материка. Ничуть не бывало. Существует большое количество копий и имитаций оригинальных полотен мастера. Трактовка мифологического сюжета здесь весьма оригинальна.
Школа живописи Пачеко, носящая название «Academia Sevillana», отражала академический, официальный взгляд на изложение религиозных сюжетов и образов. Одетые в черные доспехи, с розовым шарфом через плечо теснятся испанцы. Своеобразный завораживающий эффект при просмотре работ мастера сохраняется и сегодня. Даже не так. Одним из великолепных примеров таких работ является картина Диего Веласкеса «Маргарита», написанная в 1655 году.
Совсем бедняга допился – облик потерял. Здесь режиссура высшего порядка. Полотно хранится в музее Прадо в Риме. Веласкес отказался от этих условностей, закладывая основы реалистической исторической картины. Итак, время действия – 1656 год.
В 1622 Веласкес на короткое время посетил Мадрид, где написал портрет знаменитого поэта тех лет Луиса де Гонгора-и-Арготе (Музей изобразительных искусств, Бостон). Что за картину пишет Веласкес и кто ему позирует.
Его картины очень многоплановы. На заднем плане в дверном проеме видна фигура дворецкого королевы Хосе Ньето де Веласкеса, родственника художника. Художник показывает свою мастерскую, расположенную во дворце. Как и многих других мальчиков, его отдали в монастырскую латинскую школу. Вакх получился бледным одутловатым лукавым юношей с ярко-красными губами. Веласкес задумал передать на холсте внутренний мир понтифика. Хотя Он уже год женат.
Если в 1883 году искусствовед и исследователь творчества живописца Чарлз Бойд Кёртис атрибутировал 228 полотен, то его коллега Хосе Лопес-Рей в 1979 году атрибутировал 123 картины (в 1996 году он добавил к списку ещё одно полотно), а искусствовед Джонатан Браун в 1986 году атрибутировал только 98 картин3. Прелестная светловолосая девочка в центре комнаты – их пятилетняя дочь инфанта Маргарита. С неё было сразу же сделано немало копий.
С этой точки зрения «Венера перед зеркалом» — очень чувственный эротический портрет возлюбленной, аналога которому на тот момент в живописи ещё не было, созданный Веласкесом себе на память. Молодой художник предпринимает первую попытку перебраться в Мадрид. Диего Родригес де Сильва Веласкесродился 6 июня 1599 года в Севилье, в семье марранов (евреев, принявших христианство). Он обращается к редким для испанской живописи античным сюжетам, стремясь трактовать их по-своему, без оглядки на предшествующие традиции («», 1628—1629 «», 1630), а также историческим— «Сдача Бреды» (1634). Справа мальчик-карлик пытается ногой растолкать огромную собаку, растянувшуюся на полу. Полотно хранится в мадридском музее Прадо.
1620, Лондон, собрание Веллингтона). Основной пафос картины – несомненно, великодушие. Увидев портрет, римский Папа, как известно, воскликнул: «Слишком правдиво. », — но принял его благосклонно и художника наградил золотой цепью.
В картине присутствуют два плана. Диего Веласкес (Diego Velasquez) — великий испанский художник 17 века. Суриков писал: «Для меня все галереи Рима — этот Веласкеса портрет.
Но не успел он пробыть дома и двух месяцев, как его догнало письмо от Хуана де Фонсеки (исп. ) русск. Приехав в Мадрид, он вскоре почувствовал приступ возвратной лихорадки. Веласкес обнаруживает мир внутренних переживаний в степенном, одиноко печальном умном карлике Эль Примо, в растерянном, забившемся в угол дурачке (Эль Бобо) из Кории, в уродце Себастьяно Морра, устремившем на зрителя взгляд, полный укора и мрачного отчаяния (все — Мадрид, Прадо). Это одна из 12 балатльных картин во славу военных побед короля Филиппа IV. Рядом с ним любимица Маргариты – карлица с одутлватым лицом.
Веласкес картины писал в особенной манере. Наиболее значительной из этой серии является картина «Сдача Бреды» (1634—1635, Прадо, Мадрид), в которой художник не только запечатлел историческое событие (сдачу осаждённого голландского города испанской армии 2 июня 1625 года), но и с помощью многочисленных красноречивых деталей выразил своё отношение к этому событию и его участникам. Они настояли на том, чтобы был устроен конкурс. Однако, популярность Веласкеса вызывала не только поклонение, но и зависть.
1625 год. Группа горделивых испанцев стоит под лесом стройных копий. К числу самых известных картин раннего Веласкеса относятся «Двое юношей у стола» (около 1618 года, Музей Веллингтона, Лондон), «Старая кухарка» (около 1618 года, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Завтрак» (около 1618 года, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой художник демонстрирует своё мастерство путём игры света на фигурах переднего плана, подчёркивающей поверхности и текстуры, «Водонос» («Продавец воды из Севильи») (около 1622 года, Музей Веллингтона, Лондон), знаменитое своими визуальными эффектами: большой глиняный кувшин отражает свет горизонтальными бороздками на наружных стенках, одновременно по его поверхности скатываются прозрачные капли воды.
Главным источником вдохновения раннего периода творчества Веласкеса был быт простых людей. Жизнь города, его типы и нравы по-прежнему интересовали Веласкеса. Может быть, он забыл о работе.
Каждый образ на редкость красноречив. Единственной дочери Пачеко Хуане Миранде, на тот момент было почти шестнадцать лет. Портрет Филиппа IV в охотничьем костюме (1634, Мадрид, Прадо). Необычным в ней было всё — от темы (до Веласкеса никто подобных полотен в испанской живописи не создавал) до её воплощения и даже смысла.
Основной пафос картины – несомненно, великодушие. Веласкес сдал экзамен на звание мастера 14 марта 1617 года и по поручительству Пачеко был принят в гильдию живописцев Севильи, где получил лицензию для работы в качестве художника-живописца и право «практиковать своё искусство в королевстве иметь мастерскую и нанимать подмастерьев»5.
Его картина «Менины» оказала влияние на последующее создание картин бытового жанра. Здесь ему оказывает покровительство премьер-министр Оливарес. Больше половины картин Веласкеса (около 50) находится в музее Прадо в Мадриде. Веласкес скончался, достигнув вершины своего искусства. Полотно названо Менины – так именовали фрейлин, которые с детства служили у принцесс. Это слово (кстати, португальское) можно перевести как «придворные дамы» или «фрейлины».
Деог был старшим из восьмерых детей в семье. Кроме уже привычных портретов членов королевской семьи, в этот период были созданы две картины, считающиеся вершиной творчества великого художника— «Менины» (1656, Прадо, Мадрид) и «Пряхи» («Миф об Арахне») (около 1657г., Прадо, Мадрид). Когда Иннокентий Х увидел свой портрет, он воскликнул «Чересчур правдиво. » За свою работу Веласкес получил в дар нагрудную золотую цепь с миниатюрой папы в медальоне – а слава о талантливом испанском живописце прокатилась по всей Италии, породив множество подражателей.
К пятидесятым годам относится один из самых сложных портретов мастера — портрет Филиппа IV (1654). Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом. «бодегон»). С 1568 по 1648 год Испанская империя боролась за сохранения владычества Габсбургов над Испанскими Нидерландами (так называемая Восьмидесятилетняя война) – сражение под Бредой было важным с политической точки зрения, победа должна была поднять дух испанских воинов и показать всю тщетность сопротивление голландцев. «Пряхи» (описание картины заслуживает большого внимания, так как на ней изображены только женщины) – это портрет трёх любимых женщин художника. Даже дремлющему крупному псу отведена отнюдь не второстепенная роль. Действующих лиц мы можем перечислить поименно.
Художник передает ее мягкие, детские черты лица. И действительно, с 17 века у картины было второе название «Familia – «Семья». С 1622 года он возглавил правительство. Ее привели для развлечения королевской четы во время утомительных сеансов. Мудрая непредвзятость и человечность Веласкеса воплотились в его портретах королевских шутов и карликов (Эль Бобо из Кории, Эль Примо, так называемого Хуана Австрийского, Себастьяна Мора и других, все – 1631–1648, Прадо, Мадрид).
Не свое ли чадо использовал он как модель для младенца Христа. Портреты, жанровая живопись исторические темы, религиозные картины, мифологические, во всём этом великому художнику нет равных. Нам, будущим живописцам, хотелось равняться на Веласкеса буквально во всем. Мария Барбола и инфанта находятся на одной параллели их образы пересекаются. – спрашивает Веласкес и сама написанная им картина отвечает на эти вопросы.
Так Веласкес наконец получил возможность показать себя. Что ж, это интересное толкование картины-головоломки, как иногда называют «Менины». В 1617–1622 им создаются произведения: Завтрак (ок.
По словам историка Хулиана Гальего (исп. )русск., молодой художник понимал ограниченность возможностей художественных школ Севильи и изучение королевской коллекции, особенно Тициана, оказало решающее воздействие на стилистическую эволюцию Веласкеса, который переместил акцент со строгого натурализма его севильской эпохи и от суровых землистых спектров до яркости серебристо-серого и прозрачности синего цветов к зрелому возрасту. Когда Иннокентий Х увидел свой портрет, он воскликнул «Чересчур правдиво. » За свою работу Веласкес получил в дар нагрудную золотую цепь с миниатюрой папы в медальоне – а слава о талантливом испанском живописце прокатилась по всей Италии, породив множество подражателей. 4 – Мари Барбола (Mara Brbara Asqun), придворная карлица, родом из Германии5 – Николасито Пертусато (Nicolasito Pertusato), придворный карлик итальянец. Вместе с тем мастер с уважением и симпатией изображает побежденных голландцев. В 1656 Веласкес создает знаменитые Менины (Фрейлины) (1656, Мадрид, Прадо) – полотно высотой более трех метров с фигурами в натуральную величину.
Родился Диего в 1599 году 6 июня в семье помещика. И в этом особенный трагизм. Тонко и точно разработанная гамма красных и розовых оттенков – эмоциональный ключ к пониманию жестко-правдивого образа папы Иннокентия Х (1650, Галерея Дориа-Памфили, Рим), портрет которого Веласкес написал во время второй поездки в Италию в конце 1648 – середине 1651 годов. Но портреты Веласкеса запомнятся потомкам не только изображением королевской семьи и придворной знати, но и портретами «сирых и обиженных» – королевских карликов и шутов. Родился Диего в 1599 году 6 июня в семье помещика. От его «Папы Иннокентия X» не мог оторваться Василий Суриков. Неужели ради очаровательных фрейлин инфанты был написан этот огромный холст.
Для чего же собралась в мастерской придворного живописца королевская семья. И, конечно, самые знаменитые полотна Диего Веласкеса «Менины» и «Пряхи». Художник организует пространство картины при помощи особой работы со светом. Но этот его автопортрет — один из ключевых образов картины, в которой господствует идея творческого восхождения и преображения жизни созидательной силой искусства. В 1657 была создана картина Пряхи или Миф об Арахне (1657, Мадрид, Прадо) – изображение мастерской, где реставрировались и ткались ковры для украшения дворцовых залов. Осажденная испанцами голландская крепость Бреда пала.
В 1634-1635 годах Веласкес написал свое единственное батальное полотно «Сдача Бреды», где его живописное мастерство предстает во всем блеске. Каганэ. Он обращается к редким для испанской живописи античным сюжетам, стремясь трактовать их по-своему, без оглядки на предшествующие традиции («Триумф Вакха или Пьяницы», 1628—1629, «Кузница Вулкана», 1630), а также историческим— «Сдача Бреды» (1634). С ней беседует гвардадамас – придворный, обязанный повсюду сопровождать инфанту. Как все его сюжетные картины, полотно необычно по замыслу. Веласкес Диего, великий испанский художник.
В этот период создаются крайне необычные для испанской живописи «античные» полотна: «Вакх или пьяницы», «Кузница Вулкана», с характерной для них ироничностью и жизненной достоверностью. 2 – Исабель де Веласко (Isabel de Velasco), дочь графа, фрейлина инфанты.
Первые работы юноши были выполнены в жанре бодегонес (bodegn — трактир (исп. ) и представляли собой бытовые сценки из народной жизни, в изображении которых Диего показал себя великолепным наблюдателем. Как описывает художник Хусепе Мартинес (исп. ), это привело в 1627 году к конкурсному соревнованию между Веласкесом и ещё тремя художниками: Кардуччо, Кахесом и Анхело Нарди (исп. ). Людей с физическими уродствами расценивали как «утварь», они служили для увеселения знати и помогали им чувствовать себя более красивыми и уверенными в себе. управляющий дворцом (должность почетная, однако хлопотная и к искусству отношения не имеющая). Оставьте комментарий.
Молодой монарх, который был на шесть лет моложе Веласкеса и сам брал уроки рисования у фра Хуана Баутисты Майно (исп. ) русск., сразу понял и оценил степень художественного дарования Диего. О высоком творческом подъеме Веласкеса свидетельствует его картина «Сдача Бреды» (Копья 1634—1635, Мадрид, Прадо), запечатлевшая падение в 1625 году голландской крепости Бреда — одну из немногих крупных побед испанского оружия в неудачной для абсолютистской Испании войне с демократическими Нидерландами. Особое место в творчестве живописца занимает его единственное монуменальное полотно в жанре исторической живописи – «Сдача Бреды». Картины, которые художник создал в Риме, принесли ему еще большую славу.
Имеется в виду чувство краски и ее количества, оставленного на холсте. К пятидесятым годам относится один из самых сложных портретов мастера — портрет Филиппа IV (1654). Картина хранится в Риме, в галерее Дориа-Памфили. К этому времени мастерство Веласкеса достигло таких вершин, что он отказался от предварительных набросков и писал картины непосредственно на холсте. К числу самых известных картин раннего Веласкеса относятся «Двое юношей у стола» (около 1618 года, Музей Веллингтона, Лондон), «Старая кухарка» (около 1618 года, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Завтрак» (около 1618 года, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой художник демонстрирует своё мастерство путём игры света на фигурах переднего плана, подчёркивающей поверхности и текстуры, «Водонос» («Продавец воды из Севильи») (около 1622 года, Музей Веллингтона, Лондон), знаменитое своими визуальными эффектами: большой глиняный кувшин отражает свет горизонтальными бороздками на наружных стенках, одновременно по его поверхности скатываются прозрачные капли воды.
В остальных случаях большое значение имеет мнение специалистов, которое иногда бывает единогласным, а иногда спорным. Сам же папа, увидев портрет, воскликнул «Слишком правдиво. » и наградил художника золотой цепью и папской медалью. Иннокентий Х был некрасив и Веласкес не стремился облагородить его внешность. Образ жизни Веласкеса, однако, не изменился. Согласно установочному принципу учителя «все искусство живописца в рисунке», Диего много рисует. Вчерашний ученик готов к самостоятельному полету.
Он не работает, он творит, так вот просто берет какую-то массу и месит и, как у Господа Бога, – шевелится, смотрит, мигает даже и в голову не приходят ни рельеф, ни рисунок, ни даже краски, ничего». Иннокентий X, увидев свой портрет, восторженно воскликнул: «Слишком правдиво. » За этот портрет художник получил в качестве вознаграждения нагрудную цепь с изображением папы, находящимся в медальоне. Биографы утверждали, что Диего с лёгкостью давались многие науки. Несмотря на отсутствие в них жестов и движений, они необычайно реалистичны и естественны.
Именно на нее смотрит королевская чета, позирующая художнику. Обстоятельства обучения не были задокументированы, но известно, что в октябре 1611 года Хуан Родригес подписал «договор на обучение» своего сына Диего с художником Франсиско Пачеко, на шесть лет, начиная с декабря 1611. Веласкес задумал передать на холсте внутренний мир понтифика.
Филипп IV возводит художника на высшую в государстве должность гофмаршала. 1650, Лондон, Национальная галерея), «Лас Менинас» (1656), «Пряхи» (ок. В ней изображена художница, ее помощницы и богиня Афина, разгневанная из-за того, что смертная женщина решила сравниться с богами.
«После пяти лет обучения и образования я отдал за него замуж свою дочь, побуждаемый его добродетелью, чистотой и другими хорошими качествами, а также в надежде на его природный и великий гений» — пишет в своей книге «Искусство живописи» Пачеко. Глубину изображения подчеркивает черная рама зеркала, в которое любуется собой Венера – по данным искусствоведов, «родная» рама картины также была черной играя на перспективу. К этому же времени относится создание Веласкесом своей самой, пожалуй, необычной картины «Венера перед зеркалом». А сам художник получил весьма высокую по тем временам награду он стал хранителем королевской двери, что было равноценно должности камергера. О высоком творческом подъеме Веласкеса свидетельствует его картина «Сдача Бреды» (Копья 1634—1635, Мадрид, Прадо), запечатлевшая падение в 1625 году голландской крепости Бреда — одну из немногих крупных побед испанского оружия в неудачной для абсолютистской Испании войне с демократическими Нидерландами. При этом портреты Веласкеса эмоционально очень сдержанны.
Сам же папа, увидев портрет, воскликнул «Слишком правдиво. » и наградил художника золотой цепью и папской медалью. Художник передает ее мягкие, детские черты лица.
Смотря на полотно, мы видим недобрый взгляд коварного и действительно жесткого человека. По второй версии, картина представляет собой вариацию на темы сразу трёх античных мифов — о мойрах (богинях судьбы в древнегреческой мифологии), об Арахне и о похищении Европы — в оригинальной авторской трактовке.
Пребывание Веласкеса на вилле Медичи дает жизнь чудесному пейзажу «Сад виллы Медичи», где эта великолепная архитектурная постройка и окружающая её природа отображена в золотистых красках близящегося заката. В 1627 году Веласкес написал большую историческую картину Изгнание морисков. Высокопоставленный придворный, дворянин, род которого по линии отца начинается с Энея Сильвия, бывшего внуком прародителя римлян, рыцарь, умнейший человек. Размер картины 46 x 38 см, холст, масло. 1617, С. -Петербург, Эрмитаж), Старая кухарка (1618, Эдинбург, Национальная галерея), Водонос (ок.
На «одном дыхании» написана и другая прославленная картина «Пряхи», столь же сложная и многоплановая по своему замыслу. «Кузница Вулкана» была написана им в столице Италии. 1657, обе — Мадрид, Прадо), великолепные придворные портреты. Молодой художник приобрёл в Севилье уже достаточно хорошую репутацию. Комендант Бреды Юстин Нассауский вручает ключи от крепости испанскому полководцу Спиноле. Но в целом художник с уважением относится к оптимизму и жизнестойкости своего народа.
Bookmark the permalink. Обстоятельства обучения не были задокументированы, но известно, что в октябре 1611 года Хуан Родригес подписал «договор на обучение» своего сына Диего с художником Франсиско Пачеко, на шесть лет, начиная с декабря 16114.
Для двадцатилетнего едва оперившегося юноши задача в высшей степени сложная. Наиболее значительной из этой серии является картина «Сдача Бреды» (1634—1635, Прадо, Мадрид), в которой художник не только запечатлел историческое событие (сдачу осаждённого голландского города испанской армии 2 июня 1625 года), но и с помощью многочисленных красноречивых деталей выразил своё отношение к этому событию и его участникам. На первом изображена мастерская, где происходит работа. Неужели ради очаровательных фрейлин инфанты был написан этот огромный холст.
Если в 1883 году искусствовед и исследователь творчества живописца Чарлз Бойд Кёртис атрибутировал 228 полотен, то его коллега Хосе Лопес-Рей в 1979 году атрибутировал 123 картины (в 1996 году он добавил к списку ещё одно полотно), а искусствовед Джонатан Браун в 1986 году атрибутировал только 98 картин3. Ключи на его поясе свидетельствуют о том, что Веласкес – к тому же и апосентадор, т. е. Найденные для каждого портрета неповторимые сочетания оттенков серебристо-серого, оливкового, серо-коричневого цветов при общей сдержанности гаммы создают индивидуальный строй образов (портреты: Хуана Матеоса, около 1632, Картинная галерея, Дрезден графа-герцога Оливареса, около 1638, Эрмитаж, Санкт-Петербург Дама с веером, около 1648, собрание Уоллес, Лондон серия портретов инфант, Лувр, Прадо). с известием о смерти придворного живописца Родриго де Вильяндрандо (исп. )русск.
В мадридский период мастерство художника совершенствуется. Но не успел он пробыть дома и двух месяцев, как его догнало письмо от Хуана де Фонсеки (исп. ) с известием о смерти придворного живописца Родриго де Вильяндрандо (исп. ) и о наличии вакансии на это место. Арахна, которая славилась как искусная вышивальщица и ткачиха, вызвала на состязание Афину и превзошла богиню мастерством. А также его ранние религиозные картины: «Христос в доме Марфы и Марии», «Поклонение волхвов». К этому же периоду относятся Венера перед зеркалом (около 1650, Национальная галерея, Лондон), в которой необычный композиционный прием (лицо Венеры видно только в зеркале) придает особую свежесть и остроту изображению гибкого, стройного, полного жизненного обаяния обнаженного женского тела, а также два пейзажа Вилла Медичи (1650–1651, Прадо, Мадрид по другому мнению – около 1630), в необычайно для своего времени широкой живописной манере воссоздающие целостные образы природы.
Не так просто объяснить воздействие, связанное с ощущением присутствия внутри нее. Не меньше споров вызывают и «Пряхи».
Историки искусства считают, что художник вдохновлялся картиной Ван Эйка «Чета Арнольфини» (1434 г. ), которая находилась во времена Веласкеса в собрании испанского монарха. Заметим, что миф об Арахне, очевидно, был для Велескеса особенно важен: в написанной примерно через год после «Менин» картине «Пряхи» художник изобразил большой ковер со сценой состязания Афины и Арахны. За группой переднего плана — фигуры придворной дамы и кавалера. В той или иной форме, его влияние испытали английские художники XVIII века, Ф. Гойя, французские импрессионисты (начиная с Э. Мане), художники из России и многие другие.
Произведения эти не имеют себе равных в мировой живописи. Гостеприимный дом Пачеко современники называли «академией образованных людей не только Севильи, но и всей Испании». Они становятся значительно разнообразнее по композиции и живописному решению. Веласкес часто ставит искусствоведов в тупик. Как пример можно привести произведения тридцатых годов охотничьи и конные портреты Филиппа IV и членов его семьи (1630-е). К тому времени изображение Гонгоры уже увидел и сам король Филипп IV.
На втором показана мастерская художника. По третьей, «Пряхи» — это своеобразный, наполненный глубоким смыслом, эмоциями и переживаниями портрет (по образцу «Менин») двух любимых художником женщин в образе античных богинь: Хуаны Миранды в виде пожилой пряхи и Фламинии Тривио в виде молодой изображённой спиной к зрителю. Кардинал-инфант пришёл в восторг и сразу заказал Веласкесу свой портрет. Диего Родригес де Сильва Веласкес был рожден в июне в 1599 году на территории Севильи. С присущим ему безупречным вкусом сам он пополнял художественные коллекции Алькасара. По словам историка Хулиана Гальего (исп. ) русск., молодой художник понимал ограниченность возможностей художественных школ Севильи и изучение королевской коллекции, особенно Тициана, оказало решающее воздействие на стилистическую эволюцию Веласкеса, который переместил акцент со строгого натурализма его севильской эпохи и от суровых землистых спектров до яркости серебристо-серого и прозрачности синего цветов к зрелому возрасту.
Недоброжелательность местной аристократии, возможно, слегка и задевала художника, но не более того, поскольку главную цель своего путешествия он заранее определил как «совершенствование профессионального мастерства» и желание поработать с пейзажами. В них, проявление человеческих эмоций выглядело естественнее. Вероятно.
Это период, когда Испания правила миром. Веласкес посетил Венецию, Феррару, Рим, Неаполь. В левой части картины изображен сам художник. Художник организует пространство картины при помощи особой работы со светом. Существует большое количество копий и имитаций оригинальных полотен мастера. На первом изображена мастерская, где происходит работа.
«Менины» часто называют картиной создания картины. За работой этой пряхи наблюдает другая женщина. Быстрая карьера Веласкеса вызвала негодование и зависть среди соперников— художников Винсенсо Кардуччи и Эухенио Кахеса (исп. )русск., которые обвиняли Веласкеса в том, что тот способен правильно нарисовать только голову.
Он обращается к редким для испанской живописи античным сюжетам, стремясь трактовать их по-своему, без оглядки на предшествующие традиции («Триумф Вакха или Пьяницы», 1628—1629, «Кузница Вулкана», 1630), а также историческим— «Сдача Бреды» (1634). Веласкес много раз писал короля Филиппа и его детей. Написанный же в 1650 году портрет римского Папы Иннокентия X (Рим, галерея Дориа-Памфили), невиданный по откровенности образа, буквально покорил итальянцев. Пейзаж в этих портретах становится не только фоном, но и вносит нотки настроения. Он рано начал собирать библиотеку, так как в раннем детстве научился читать.
К наиболее известным полотнам этого периода относятся картины «Завтрак», «Старая кухарка», «Завтрак двух юношей», «Водонос». Веласкес ничего нового не выдумывает. Кардинал-инфант пришёл в восторг и сразу заказал Веласкесу свой портрет.
Ему понравилось настолько, что он приказал брату уступить очередь позирования. Портрет главы римской церкви стал самым знаменитым созданием Веласкеса вне Испании. Эту суетливую работу он проводил в своей голове. В наивысшей степени это удалось ему в серии портретов придворных шутов (Los truhanes), которых, по некоторым сведениям, при дворе Филиппа IV имелось более сотни.
1 – инфанта Маргарита. Когда во время второй поездки в Италию он изображает главу церкви папу Иннокентия X, он настолько мастерски отображает внутреннюю жесткость и коварство своего героя, вместе с тем реалистически описывая роскошную обстановку, окружающую его, что папа имел все основания для своего знаменитого комментария: «Слишком правдиво». Досадно, что он слаб по рисунку и неважно вылеплен. Школа живописи Пачеко, носящая название «Academia Sevillana», отражала академический, официальный взгляд на изложение религиозных сюжетов и образов. Постоит, посмотрит, походит, попьёт воды.
Ему дорого их здоровье и самочувствие. Проблема атрибуции картин Диего Веласкеса остаётся одной из самых сложных по сей день. Глубоким психологизмом отмечен самый поздний портрет стареющего Филиппа IV (1655—1660, Мадрид, Прадо), в котором привычная величавая невозмутимость испанского монарха не может скрыть того, что он не только обрюзг и устал, но и душевно подавлен, одинок в его обычно вялом и холодном взгляде угадывается что-то скорбное.
Своеобразный завораживающий эффект при просмотре работ мастера сохраняется и сегодня. Именно на нее смотрит королевская чета, позирующая художнику. В высших слоях испанского общества «семьей» в те времена называли не только близких родственников, но и всех домочадцев, включая прислугу.
Действующих лиц мы можем перечислить поименно. Однако, в отличие от итальянцев, Венера кисти испанца целомудренно изображена со спины. и о наличии вакансии на это место. Крайне интересна и содержательная сторона портретов мастера. При всём этом следует отметить, что не возникает сомнений в жизненности и достоверности изображённых образов и сцен. Так Веласкес наконец получил возможность показать себя. Не вызывает сомнений и то, что это чрезвычайно умный человек. И тем не менее, его картины наполнены жизнью за счет воздушного фона, тончайшего синтеза красок и эффектов цветовых сочетаний.
Эти тональные оттенки связывают воедино отдельные фрагменты, придают необычную изюминку композиции полотна, как это делают роскошные цвета шелкового сиренево-розового плаща Вакха, внедренного в монотонную коричнево-серую гамму фона. Молодой монарх, который был на шесть лет моложе Веласкеса и сам брал уроки рисования у фра Хуана Баутисты Майно (исп. )русск., сразу понял и оценил степень художественного дарования Диего. Как гофмаршал двора Веласкес руководил подготовкой и украшением специального помещения для монаршей встречи, устройством празднеств и приемов, сопровождавших длительное продвижение королевского кортежа. У Эрреры, Диего проучился недолго они не сошлись характерами. И нет этому конца и нет покоя.
Впав в уныние, Веласкес вернулся в Севилью. Недоброжелательность местной аристократии, возможно, слегка и задевала художника — но не более того, поскольку главную цель своего путешествия он заранее определил как «совершенствование профессионального мастерства». Известно, что он написал несколько портретов короля, его жены и графа-герцога.
Местом действия выбрана королевская мастерская ковров. Несмотря на отсутствие в них жестов и движений, они необычайно реалистичны и естественны. Полагают, что здесь воспроизведен обряд посвящения в братство Вакха, пишет Л. Л.
Диего Веласкес (Diego Velasquez) – великий испанский художник 17 века. С присущим ему безупречным вкусом сам он пополнял художественные коллекции Алькасара. По словам историка Хулиана Гальего (исп. ), молодой художник понимал ограниченность возможностей художественных школ Севильи и изучение королевской коллекции, особенно Тициана, оказало решающее воздействие на стилистическую эволюцию Веласкеса, который переместил акцент со строгого натурализма его севильской эпохи и от суровых землистых спектров до яркости серебристо-серого и прозрачности синего цветов к зрелому возрасту.
На лицо его легла тень от вакховой руки, так что светится только нос. Они могущественнее богов, так как привели его к вершине славы и карьеры. Существует несколько версий, противоречащих друг другу. Их обручение должно было состояться на острове Фазанов на испанской границе. В 1618 году он женился на дочери Пачеко Хуане Миранде. Рядом с инфантой многочисленные фрейлины.
Монументальный характер трактовки этой темы был необычным для той среды, где жил Веласкес. Впав в уныние от неудачи в Мадриде, в 1623году Веласкес вернулся в Севилью. Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять. Его замысел становится очевиден только после завершения работы.
Контрастное освещение фигур, выдвинутых на передний план интерес к точной передаче внешних особенностей натуры, плотность письма сближают живопись Веласкеса севильского периода с караваджизмом. Портрет на долгие годы становится его основным жанром. В доме учителя Диего познакомился со своей будущей женой. Самый великий художник испанской школы родился в Севилье в 1599. Всё это позволило говорить о загадках в позднем творчестве Веласкеса. Кроме уже привычных портретов членов королевской семьи, в этот период были созданы две картины, считающиеся вершиной творчества великого художника— «Менины» (1656, Прадо, Мадрид) и «Пряхи» («Миф об Арахне») (около 1657г., Прадо, Мадрид).
По обычаю, широко распространённому в Андалусии, Диего и его брат Хуан, также ставший художником, взяли себе фамилию матери, но сохранились образцы подписей художника, где он использовал и вторую фамилию «Сильва Веласкес»3. Он не мог его подрисовать ни до присвоения, ни после. Портрет главы римской церкви стал самым знаменитым созданием Веласкеса вне Испании. Кардинал-инфант пришёл в восторг и сразу заказал Веласкесу свой портрет. Теперь Веласкес, наконец, получил полную независимость. И наконец, слева работает у мольберта Диего де Сильва Веласкес, придворный художник испанского монарха и один из первых художников Европы. Но всадник далек от реальной войны, да и думает ли он о ней.
В 1617 получил звание мастера. И в картинах на религиозную тематику Веласкеса прослеживаются традиции бодегонес: Поклонение волхвов (1619, Мадрид, Прадо), Христос у Марфы и Марии (1618, Лондон, Национальная галерея). Веласкес скромно изобразил себя в полутени, погруженным в работу. Посетив галерею Дориа-Памфили, В. И.
Не вызывает сомнений и то, что это чрезвычайно умный человек. С 1568 по 1648 год Испанская империя боролась за сохранения владычества Габсбургов над Испанскими Нидерландами (так называемая Восьмидесятилетняя война) – сражение под Бредой было важным с политической точки зрения, победа должна была поднять дух испанских воинов и показать всю тщетность сопротивление голландцев. Как достичь совершенства, как сделать картину зеркальным отражением жизни. В отличие от итальянцев, кисть испанца изображала Венеру целомудренно, со спины.
На протяжении 1630-1640-х годов Веласкес создал серию портретов карликов и шутов. На груди художника алеет крест рыцарского ордена Сант-Яго. Она очень мила. «После пяти лет обучения и образования я отдал за него замуж свою дочь, побуждаемый его добродетелью, чистотой и другими хорошими качествами, а также в надежде на его природный и великий гений» — пишет в своей книге «Искусство живописи» Пачеко. «Пряхи» Веласкеса – гимн повседневному труду, поэзия, которая творится руками простых людей.
Мастер композиции не мог допустить подобной оплошности. Веласкес скромно изобразил себя в полутени, погруженным в работу. В центре изображены король и королева, отраженные в зеркале на заднем плане. Следуя традиции, он исполнял заказанные ему портреты шутов, карликов, уродцев. По третьей, «Пряхи» — это своеобразный, наполненный глубоким смыслом, эмоциями и переживаниями портрет (по образцу «Менин») двух любимых художником женщин в образе античных богинь: Хуаны Миранды в виде пожилой пряхи и Фламинии Тривио в виде молодой изображённой спиной к зрителю.
смирением высокая, нищетою богатая». Осенью 1623 года Веласкес вместе со своим тестем приехал в Мадрид. Возвращается к мольберту и делает несколько уверенных мазков. В картинах Вакх (Пьяницы, до 1630) и Кузница Вулкана (1630 обе картины в музее Прадо, Мадрид) художник объединил мифологические образы богов с грубоватыми, нарочито приземленными образами людей, наделил их реальными психологическими характерами. Однако, в отличие от итальянцев, Венера кисти испанца целомудренно изображена со спины.
" Афина не захотела признать свое поражение и превратила Арахну в паука. К числу самых известных картин раннего Веласкеса относятся «Двое юношей у стола» (около 1618 года, Музей Веллингтона, Лондон), «Старая кухарка» (около 1618 года, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Завтрак» (около 1618 года, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой художник демонстрирует своё мастерство путём игры света на фигурах переднего плана, подчёркивающей поверхности и текстуры, «Водонос» («Продавец воды из Севильи») (около 1622 года, Музей Веллингтона, Лондон), знаменитое своими визуальными эффектами: большой глиняный кувшин отражает свет горизонтальными бороздками на наружных стенках, одновременно по его поверхности скатываются прозрачные капли воды. Диего Веласкес родился 6 июня 1599 года (в некоторых источниках эта дата указывается как дата крещения) в Севилье (Испания) в семье местных уроженцев Хуана Родригеса де Сильва и Иеронимы Веласкес, чьи предки переехали в Испанию из Португалии1. Написанный же в 1650 году портрет римского Папы Иннокентия X (Рим, галерея Дориа-Памфили), невиданный по откровенности образа, буквально покорил итальянцев.
Слева висит картина Питера Пауэла Рубенса «Афина и Арахна», справа – полотно Якоба Йорданса Аполлон и Марсий (возможно, копии). Побоявшись потерять Веласкеса, Филипп IV прислал ему рассерженное письмо и в 1651 году художник возвращается в Испанию. С неё было сразу же сделано немало копий. Как достичь совершенства, как сделать картину зеркальным отражением жизни. Многие эксперты называют данное произведение одним из лучших реалистических портретов.
Композиция построена на двух уровнях: на заднем плане показаны три дамы, рассматривающие шпалеры, на одной из которых изображен миф об Арахне. Русского художника Ивана Крамского, автора знаменитой «Незнакомки», не отягощала необходимость «объяснять» чудо Веласкеса, вот таким образом его простые искренние слова о великом собрате по профессии говорят нам больше, чем страницы глубокомысленных рассуждений: «Смотрю на него и чувствую всеми нервами своего существа: этого не достигнешь, это неповторимо. Школа живописи Пачеко, носящая название «Academia Sevillana», отражала академический, официальный взгляд на изложение религиозных сюжетов и образов.
По третьей, «Пряхи» — это своеобразный, наполненный глубоким смыслом, эмоциями и переживаниями портрет (по образцу «Менин») двух любимых художником женщин в образе античных богинь: Хуаны Миранды в виде пожилой пряхи и Фламинии Тривио в виде молодой изображённой спиной к зрителю. Перед нами скорее умный и энергичный светский государь, а не духовное лицо. Но не успел он пробыть дома и двух месяцев, как его догнало письмо от Хуана де Фонсеки (исп. )русск. «Сдача Бреды» рассказывает о завершении десятимесячной осады испанцами голландского города Бреда. Они настояли на том, чтобы был устроен конкурс. Филипп IV повторил ему обещание Александра Македонского, адресованное Апеллесу: «Никто, кроме тебя, писать меня больше не будет».
Согласно мифу, Афина превратила Арахну в паука, в чьем обличье она и продолжила ткачество. Здесь пока еще видна скованность кисти (безусловно, по сравнению с самим же Веласкесом поры расцвета), упорная борьба за точность силуэтов. Как все его сюжетные картины, полотно необычно по замыслу.
Он писал ему, что придворный художник Родриго де Вильяндрандо умер и место стало вакантно. В них, проявление человеческих эмоций выглядело естественнее. В 1620 году Диего открыл собственную мастерскую.
В последнее десятилетие своей жизни Веласкес создал свои знаменитые картины «Венера перед зеркалом» (ок. На полотне изображена мастерская художника в королевском дворце в Мадриде. Диего Веласкес родился 6 июня 1599 года (в некоторых источниках эта дата указывается как дата крещения) в Севилье (Испания) в семье местных уроженцев Хуана Родригеса де Сильва и Иеронимы Веласкес, чьи предки переехали в Испанию из Португалии1. 1620, Лондон, собрание Веллингтона). Больше половины картин Веласкеса (около 50) находится в музее Прадо в Мадриде.
Суриков писал: «Для меня все галереи Рима — этот Веласкеса портрет. Русского художника Ивана Крамского, автора знаменитой «Незнакомки», не отягощала необходимость «объяснять» чудо Веласкеса, вот таким образом его простые искренние слова о великом собрате по профессии говорят нам больше, чем страницы глубокомысленных рассуждений: «Смотрю на него и чувствую всеми нервами своего существа: этого не достигнешь, это неповторимо. Первые работы юноши были выполнены в жанре бодегонес (bodegn — трактир (исп. ) и представляли собой бытовые сценки из народной жизни, в изображении которых Диего показал себя великолепным наблюдателем. Но прежде всего Веласкес – художник.
Не меньше споров вызывают и «Пряхи». По обычаю, широко распространённому в Андалусии, Диего и его брат Хуан, также ставший художником, взяли себе фамилию матери, но сохранились образцы подписей художника, где он использовал и вторую фамилию «Сильва Веласкес». Венера Веласкеса менее относится к чему-то божественному. Заметим, что миф об Арахне, очевидно, был для Велескеса особенно важен: в написанной примерно через год после «Менин» картине «Пряхи» художник изобразил большой ковер со сценой состязания Афины и Арахны. Ему 57 лет. Стройный лес копий (отсюда второе название картины Копья) создает впечатление численного превосходства и мощи испанского отряда. Как возникла у Веласкеса идея изобразить на полотне отражение в зеркале.
Самое крупное произведение Веласкеса 1630-х – историческая картина Сдача Бреды (1634–1635, Мадрид, Прадо). «После пяти лет обучения и образования, — писал Пачеко, — я отдал за него замуж свою дочь, побуждаемый его добродетелью, чистотой и другими качествами, а также в надежде на его природный и высокий гений». Он практически не делал лишний мазков, прорисовок, эскизов.
Несмотря на отсутствие в них жестов и движений, они необычайно реалистичны и естественны. С ней беседует гвардадамас – придворный, обязанный повсюду сопровождать инфанту. В этой картине и во многих своих творениях Веласкес далеко опередил собственное время и превзошел достижения многих своих предшественников и современников. Впав в уныние от неудачи в Мадриде, в 1623году Веласкес вернулся в Севилью.
Картина «Пряхи» словно продолжает тему ранних мифологических полотен Веласкеса, где происходит поразительный синтез мифологической мистики и современных художнику реалий. 3 – Мария Агустино Сармиенто де Сотомайор (Mara Agustina Sarmiento de Sotomayor), дочь графа, фрейлина инфанты. Ключ от неё имел у себя и сам монарх, каждый день любивший наблюдать за работой творца. («Триумф Вакха»).
Для исторических картин существовала определенная схема: произведение должно было прославлять победу полководца или монарха в центре картины изображался главный герой в окружении свиты вводились аллегорические элементы (олицетворение добродетелей, фигуры трубящих слав и др. ), часто вся картина представляла собой аллегорию. Картина украшала Эскориал до пожара, случившегося в сочельник 1734 года. Кроме уже привычных портретов членов королевской семьи, в этот период были созданы две картины, считающиеся вершиной творчества великого художника— «Менины» (1656, Прадо, Мадрид) и «Пряхи» («Миф об Арахне») (около 1657г., Прадо, Мадрид). Живописный талант мальчик обнаружил в раннем детстве, в 10 лет его отдали на обучение сначала к севильскому художнику Франсиско Эррере Старшему, а затем к Франсиско Пачеко. В это время живопись Веласкеса являет собою большей частью картины в стиле «бодегонес» : главные герои обычные люди, занимающиеся обыденными заботами и бытовыми делами.
А почему в мастерской находится инфанта. Согласно мифу, Афина превратила Арахну в паука, в чьем обличье она и продолжила ткачество. Подлинную творческую свободу Веласкесу удалось проявить в портретах шутов. Каким мастерством должен обладать художник, чтобы созданное его руками изображение могло соперничать с реальностью, как на вытканном Арахной ковре.
На переднем плане – несколько работниц. Его «Менины» копировал Илья Репин. Веласкес сдал экзамен на звание мастера 14 марта 1617 года и по поручительству Пачеко был принят в гильдию живописцев Севильи, где получил лицензию для работы в качестве художника-живописца и право «практиковать своё искусство в королевстве иметь мастерскую и нанимать подмастерьев»5. Самое крупное произведение Веласкеса 1630-х – историческая картина Сдача Бреды (1634–1635, Мадрид, Прадо). Ключи на его поясе свидетельствуют о том, что Веласкес – к тому же и апосентадор, т. е. Одетые в черные доспехи, с розовым шарфом через плечо теснятся испанцы. Родители будущего художника поженились в севильской Церкви святого Петра (исп. )русск.
Следуя их отражению, можно убедиться, что стоять они должны примерно там, где обычно располагаются зрители при просмотре. К этому же времени относится создание Веласкесом своей самой, пожалуй, необычной картины «Венера перед зеркалом». 1650, Лондон, Национальная галерея), «Лас Менинас» (1656), «Пряхи» (ок. Вместе с тем картина наполнена движением пространственных планов, воздуха, света.
Ведь именно его кисти принадлежит портрет обнаженной женщины в картине «Венера с зеркалом», – неслыханная во времена суровой инквизиции дерзость, редчайшее в истории испанской живописи изображение обнажённой натуры. Веласкес пробовал себя во всех стилях живописи, которые существовали на тот момент. Острота характеристики, глубокий психологизм и необыкновенное мастерство исполнения позволяют считать эту работу одним из высших достижений мирового портретного искусства». В картине Менины (Фрейлины, 1657, Прадо, Мадрид) частный эпизод придворного быта (на первом плане – инфанта Маргарита в окружении фрейлин и карликов, рядом – сам художник за исполнением портрета испанской королевской четы, отраженной в зеркале в глубине зала) изображенный в смелом пространственном развороте, предстает как один из моментов общего течения жизни во всей сложности ее взаимосвязанных и изменчивых проявлений. Среди подобных портретов этого периода надо отметить Графа Оливареса (1625) и Шута Калаба-Сильяса (1626-1627). В 1620 году Диего открыл собственную мастерскую. Согласно установочному принципу учителя «все искусство живописца в рисунке», Диего много рисует.
Они созданы в жанре «бодегонес», распространенном в первой половине 17 в. в Испании, на них изображались трактиры и харчевни (по исп. Впоследствии оно только увеличивалось. До 1623 работал в Севилье. Картина хранится в мадридском музее Прадо.