Добужинский Художник Картины
Городские пейзажи художника Мстислава Добужинского
Родился в Новгороде 2 (14) августа 1875 в семье офицера. работа– иллюстрации к повести «Белые ночи», 1923), А. С.
Учился в Петербурге в Императорской школе общества поощрения художеств (1885—1887), в школе Антона Ажбе и у Ш. Холлоши (Мюнхен, 1899—1901). Учился в Петербурге в Рисовальной школе Общества поощрения художеств (1885 – 1887), в школе Антона Ашбе и у Шимона Холлоши (Мюнхен, 18991901). Список постановок, оформленных Добужинским в эти годы, включает более семидесяти названий. Участник выставок (с 1902): «Мир искусства» (1902 – 1906, 1911 – 1924), Союз Русских художников (1904 – 1910), «Жар-Цвет» (1924). В разные годы в ЛГТ он оформил: оперу П. И. Чайковского «Пиковая дама» (1925), оперу М. П. Мусоргского «Борис Годунов», оперу Р. Вагнера «Тангейзер» (1930), балет А. К. Глазунова «Раймонда», оперу А. П. Бородина «Князь Игорь» (1934), оперу Ю. Карнавичуса «Радзивилл Перкунас» (1936), балет Н. Н. Черепнина «Тайна пирамиды» (1938) и многие другие. Он искренне верил в эту идею и делал все, от него зависящее, для ее воплощения.
На фоне окна, за которым виден городской пейзаж, стоит человек. С 1939 года Добужинский работает в Америке в театре М. П. Чехова. Приверженец стиля модерн и символизма, обращался к историческим сюжетам и портрету – Человек в очках (портрет поэта и критика К. А. Сюннерберга (Эрберга), уголь, акварель, белила, 1905–1906, Третьяковская галерея). С. С.
Оригинально, с большим мастерством оформляет в этот период оперы Мусоргского и Прокофьева. Среди мастеров «Мира искусства» Д. отличался особой изменчивостью индивидуального стиля, острым чувством современности. После рождения сына родители разошлись и мать, артистка, певица и либералка уехала. В 1939 выехал в США для работы с актером и режиссером М. А. Чеховым над спектаклем «Бесы», в Литву не вернулся.
Дмитриева-Кавказского (1895-1898) и у В. В. В рисунках к Барышне-крестьянке (1919) художник использовал характерное для пушкинского времени увлечение силуэтом.
Человек в очках (1906, ГТГ) – одно из самых откровенных высказываний художника о своем современнике. После рождения сына родители разошлись и мать, артистка, певица и либералка уехала. В 1938 году он получает приглашение от М. А. Чехова участвовать в постановке спектакля «Одержимые» по роману Ф. М. Достоевского «Бесы», над которым работает в Англии весной 1939 г. В июле того же года для продолжения работы в Театре-студии М. А. Чехова Добужинский уезжает в США. Символом страшной действительности является его «Дьявол», где изображен огромный паук с выпученными, горящими глазами. Заграничная жизнь Добужинского не особенно богата художественными достижениями. мистерии «Гимн освобождённому труду» на площади перед зданием Биржи, 1920, совм. Они навсегда остаются в памяти. В 1901 году изучал гравюру под руководством Василия Матэ.
Преподавал в частной художественной школе, сотрудничал в литовских изданиях. Работал в области архитектурного пейзажа (Уголок Петербурга, 1904, ГТГ) исторической живописи, портрета (Человек в очках, 1906), а также как иллюстратор (Казначейша М. Ю. В 1925 работал для Рижского театра, с 1926 по 1929 – для парижского театра Никиты Балиева «Летучая мышь». Бахрушина, музеях Вологды, Иркутска, Кирова, Козьмодемьянска, Краснодара, Севастополя, Саратова, Смоленска, Твери, Хабаровска, зарубежных музеях. Коллекция Русского музея обладает значительным собранием произведений мастера. Пушкина «Евгений Онегин», над которыми он работал несколько лет с 1931 по 1936 год.
Художник Мстислав Добужинский и художник Алексей Васильев
Блока («Старый домик», 1905 «Окно парикмахерской», 1906, оба– ГТГ «Петербург», 1914, ГРМ все– смешанная техника). Через год художник написал либретто балета на музыку Седьмой (Ленинградской) симфонии Шостаковича, выполнил эскизы декораций к балету, а также иллюстрации-фантазии к музыке Шостаковича. В 1925 принял литовское гражданство и переехал в Каунас. В «Октябрьской идиллии» ощущается, скорее, не протест, а скорбное чувство, горькая авторская ирония.
С 1897 года рисовал для журналов, сотрудничал в журналах «Жупел», «Адская почта» (1905 – 1906). урбанистич. В 1901 году изучал гравюру под руководством Василия Матэ. В 1895 году окончил Виленскую 2-ю гимназию. Но уже первые выступления принесли ему известность. Художник хотел передать свое чувство ужаса перед трагической безысходностью жизни. Но уже первые выступления принесли ему известность.
Работал для театров Санкт-Петербурга и Москвы (с 1907). (все– в Петрограде) сотрудничал с Русским балетом Дягилева и труппой А. П. С тех пор его творческие успехи связаны с театром. В 1909 году он исполняет одну из лучших своих театральных работ – декорации к пьесе И. С. Тургенева «Месяц в деревне» в постановке К. С. Станиславского. Достоевскому и поэзии А. А. Мстислав Добужинский родился 2 (14)августа1875 г. в Новгороде. Родился в семье офицера.
Достоевскому (1913). Мстислав Валерьянович Добужинский родился 2 (14) августа 1875 г. в Новгороде. В 1926 – 1929 жил в Париже, в 1938 – 1939 в Лондоне. Таким видел Добужинский современный ему Петербург. Добужинский занимается в знаменитой школе Ашбе, а затем переходит в мастерскую Холоши. ДОБУЖИНСКИЙ, МСТИСЛАВ ВАЛЕРИАНОВИЧ (1875–1957), русский художник.
Картины художника Мстислава Валериановича Добужинского
Вскоре после того, как он удачно оформил несколько спектаклей в Старинном театре и Театре В. Ф. Комиссаржевской (1907-08), МХТ пригласил его на постановку пьесы И. С. Тургенева "Месяц в деревне" (1909). С 1901 года Добужинскии входит в Мир искусства. Здравое восприятие событий, разворачивавшихся в послереволюционной России, заставило Добужинского в 1925 г. принять литовское гражданство и переехать в Каунас. Типичные для его пейзажей 1900–1910-х годов глухие петербургские брандмауэры навевают чувство безысходности, которое доминирует в его карикатурах (1905) и ряде журнальных рисунков (Дьявол в виде гигантского паука «Золотое руно», 1907) помимо «Золотого руна» он работал для «Мира искусства», «Жупела», «Аполлона», «Сатирикона» и других журналов.
рус. К 1913–21 относится увлечение Д. искусством А. Матисса, кубизмом и футуризмом («Кубистические этюды», уголь, 1914 виды Неаполя, Лондона и Парижа). С 1939 года Добужинский работает в Америке в театре М. П. Чехова. Сливаясь с текстом, дополняют, обогащают его.
В 1905 году в журнале «Жупел» появился его рисунок «Октябрьская идиллия». График, художник, художник театра, педагог. Родился в Новгороде. Через год художник написал либретто балета на музыку Седьмой (Ленинградской) симфонии Шостаковича, выполнил эскизы декораций к балету, а также иллюстрации-фантазии к музыке Шостаковича.
- Добужинский, Мстислав Валерианович
- Картины — Добужинский, Мстислав Валерианович
- Добужинский Мстислав Валерьянович
- Добужинский Мстислав Валерианович (1875 – 1957)
- Добужинский Мстислав Валерианович
- Художник Мстислав Добужинский (1875 — 1957)
журналов («Шут», «Жупел»– один из организаторов, 1905–06 «Сатирикон», «Смехач» и др. ) и альманахов («Белые ночи», 1907). Он учился в Петербурге, в рисовальной школе Общества поощрения художеств (1884–1885), а также (1899–1901) в Мюнхене у А. Ажбе и в Надбанье (Венгрия) у Ш. Холлоши в 1901 изучал гравюру под руководством В. В. Матэ. Моцарта, Гамлет и Король Лир Шекспира. оперы, драматич. Портретам Д. свойствен сдержанный психологизм («Человек в очках», 1905–06, ГТГ «Автопортрет. Несмотря на то, что рисунки выполнены в различных графических манерах (силуэт, острая перовая линия, граттография), все они внутренне связаны с пушкинской художественной стилистикой быстрого пера (росчерка).
Хотя рисунки молодого художника были отмечены И. Е. Репиным, в Академию Добужинского не принимают. тема творчества Д. – совр. В 1941 году Добужинский совместно с выдающимся русским балетмейстером М. Фокиным ставит балет «Русский солдат» с посвящением: «Храбрым русским солдатам второй мировой войны». с Ю. П. Работал в области станковой и книжной графики (оформлял журналы «Мир искусства», «Золотое руно», «Аполлон»). тематику в офорте, акватинте, ксилографии, хромолитографии (цикл «Петербург в 1921году») и её усовершенствовании (граттографии иллюстрации для своей кн.
- Мстислав Валерианович Добужинский (1875–1957)
- ДОБУЖИНСКИЙ Мстислав Валерианович
- Картины ДОБУЖИНСКОГО Мстислава Валериановича, 1875, Новгород – 1957, Нью-Йорк
- ДОБУЖИНСКИЙМстислав Валерианович
- Город Достоевского, город Добужинского
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
Великий русский график, театральный художник. По характеру службы отца семье довольно часто приходилось переезжать. Добужинский занимается в знаменитой школе Ашбе, а затем переходит в мастерскую Холоши. Анненковым и В. А. Шаляпин, Е. Е.
цикл «Городские сны», 1907–21) особое место занимает С. -Петербург– мрачный и таинственный, порой трагически-гротескный, близкий по эмоциональному восприятию Ф. М. В 1927 году Добужинский исполнил эскизы оформления гоголевского Ревизора. Выполнил иллюстрации к «Трем толстякам» Ю. К. Олеши (1928), к «Евгению Онегину» А. С. Пушкина (1936). «Русский солдат» на муз. В 1923–1924 гг. Начало».
- Западноевропейская и антикварная живопись
- Декоративно-прикладное искусство
- Русская живописьВсе фотографииДобужинский, Мстислав Валерианович168
- Все Картины Мстислав Добужинский по алфавиту
- Коллекция Государственного Русского музея
Преподавал: в школе Е. Н. Званцевой (1906 – 1910), в Новой мастерской (1911 – 1917), в Витебском училище (1918 – 1919), в Высшем институте фотографии и фототехники (1919, профессор), в Высших государственных художественно-технических мастерских и Училище Штиглица (1918 – 1923). Тема города стала одной из главных в творчестве Добужинского, который в пейзажах сумел передать свое восприятие Петербурга. Член «Мира искусства» с 1902. С 1924 г. жил в эмиграции. Плодотворной для него была связь с MX AT, где художник оформляет двенадцать спектаклей. франц.
Грибоедова оба 1918), БДТ и др. Н. Тынянова «Подпоручик Киже» и использовал для балета музыку Прокофьева. В 1924 году Добужинский уезжает на родину своих предков – в Литву. В октябре 1918 г. его избирают учёным хранителем Эрмитажа.
Портрет города и горожан», «Неоклассицизм в России», «Дягилев и его эпоха», «Два века русской литографии», «Издания Общины святой Евгении», «Дягилев. Например, картина богатых похорон, где наряженные факельщики идут под дождем. Учился: в Рисовальной школе Общества поощрения художеств (1885 – 1887), на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета (1895 – 1899), в мастерской Л. Е. Дмитриева-Кавказского (1896 – 1899), в Школе Ш. Холлоши (Мюнхен, 1899 – 1901). Гимназию окончил в Вильне. Д. много работал в области книжной графики иллюстрировал произведения Ф. М. На выставках с 1902 г. Входил в объединение Мир искусства (с 1904 по 1910 – член Союза русских художников).
Для этого периода творчества Добужинского характерны городские пейзажи: виды Вильно, Тамбова, Новгорода, Ростова-на-Дону и, конечно, Петербурга. А. А. Затем учился в Петербурге в Императорской школе общества поощрения художеств (1885—1887), в школе Антона Ажбе (Мюнхен, 1899—1901) и у Ш. Холлоши (Надьбанья, Венгрия). С 1901 года Добужинский входит в «Мир искусства». В 1935 г. в составе труппы каунасского театра Добужинский уехал в Европу, в Англию. В декорациях к инсценировке романа Ф. М. Достоевского «Бесы» Добужинский подчеркнул драматизм и напряженность образов, созданных писателем.
В этот период художник создает такие шедевры книжной графики, как иллюстрации к сказкам Г. Х. Андерсена «Свинопас» (1922 г. ) и К. Чуковского «Бармалей» (книга вышла в 1925 году), повести Ф. М. Работая в «Мире искусства», Добужинский творил не только в области книжной графики, он писал и исторические картины, как, например, «Петр Великий в Голландии». Гл. Участвует в выставках с 1902. В 1935 с труппой каунасского театра уехал в Англию. Оформлял театральные спектакли Московского художественного театра («Месяц в деревне» И. С. Тургенева, 1909 «Николай Ставрогин» по Ф. М. Достоевскому, 1913), антрепризы С. П. Дягилева и др.
Сотрудничал в юмористических и сатирических журналах. Достоевского «Белые ночи» (1923 г. ). Комиссаржевской (1907–08) стилизовал приёмы ср. -век. К тем же годам относятся и первые поездки за границу – в Германию и Швейцарию. Жил в Нью-Йорке, с 1952 до окт. Лермонтова, 1913 Белые ночи Ф. М.
городов (1885–89) точность натурного видения сочеталась с элементами гротеска. Образ города, враждебного человеку, предстает в композициях «Двор» (1903, Третьяковская галерея, Москва), «Домик в Петербурге» (1905, Третьяковская галерея, Москва). миниатюры и рус. Список постановок, оформленных Добужинским в эти годы, включает более семидесяти названий. В последнее время работы Добужинского участвовали в выставках Русского музея и опубликованы в каталогах, в том числе: «Символизм в России», «Санкт-Петербург.
Рисунки к «Белым ночам» – это подлинная классика русской иллюстрации. Лансере и др. ). Достоевского, 1923). звучание монохромного колорита с резкими акцентами цветовых пятен и освещения.
Большое внимание уделял Добужинский и малым формам книжной графики. Член объединения «Мир искусства». Занимаясь в Университете, он самостоятельно изучает историю искусства и посещает частную мастерскую Дмитриева-Кавказского, его рисунки появляются в студенческих журналах. Зрелый стиль Д. сложился под воздействием рус. Для открытых писем издаваемых Общиной св. Чехова выехал в США.
лубка. Вершиной этого сотрудничества стали декорации к спектаклю «Николай Ставрогин» (1913) по роману Ф. М. Достоевского «Бесы». Отец Добужинского был родом из Литвы, что сказалось на последующей биографии Добужинского.
Учился в Рисовальной школе Общества поощрения художеств в Петербурге (1885-1887), мастерской живописи и рисования Л. Е. Балиева «Летучая мышь»), Лондоне (с перерывами в 1935–1939), в 1939 вместе с труппой М. А. Постепенно иллюстрации Добужинского становятся более контрастными, усиливается роль пятна.
С искусством гравюры молодой художник познакомился в студии В. В. Матэ. Александринского театра («Горе от ума» А. С. В СССР были изданы оба оформительских варианта «Евгения Онегина» в 1947-ом (представлено в экспозиции) и 1949-ом годах. город, приобретающий иногда фантастически-одушевлённый облик (графич. «Месяц в деревне» И. С.
Евгении, 1902–10) столь же редки у Д. «ретроспективные» пейзажи («Провинция 1830-х годов», 1907, ГРМ) и историч. модерна и символизма он отмечен сочетанием живописного и графич. У книжной полки», 1910 актёры МХТ, 1910–13 М. Горький, М. Ф. Достоевского (наиболее значит. К тем же годам относятся и первые поездки за границу – в Германию и Швейцарию. «Человек в очках» (1906, ГТГ) – одно из самых откровенных высказываний художника о своем современнике.
Его декорации и костюмы явились промежуточным звеном между модерном и авангардом. Умер Добужинский в 1957 году. В 1924 году Добужинский уезжает на родину своих предков – в Литву. Во многих театрах мира оформлял преим. В числе книг, которые он иллюстрировал в разные годы, — «Слово о полку Игореве» «Дон Карлос» Ф. Шиллера «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина «Барышня-крестьянка», «Граф Нулин», «Скупой рыцарь» А. С. Пушкина «Казначейша», «Поэмы» (издания 1941) М. Ю. Лермонтова «Белые ночи» Ф. М. Достоевского «Тупейный художник», «Левша» (30 иллюстраций) Н. С. Лескова «Новый Плутарх» М. А. Кузмина «Ночной трактир» И. А. Бунина «Ночной принц» С. А. Ауслендера «Примус» О. Э. Мандельштама «Веселая азбука» Н. Павловой «Три толстяка» Ю. Олеши «Микель-Анджело Буонаротти» Г. Грима «Свинопас» Г. -Х.
техникам станковой графики, разрабатывая преим. Щуко также один из режиссёров). Живёт в Нью-Йорке.
С 1907 он сотрудничал с Московским художественным театром, антрепризой С. П. Дягилева, ленинградским Большим драматическим театром, каунасским Литовским государственным театром, «Метрополитен-опера» (Нью-Йорк) и многими другими театрами работал также как художник кино. Карсавина, Ф. И. «Старинного театра» и Театра В. Ф.
Много и плодотворно работал Добужинский в книжной графике. Оригинально, с большим мастерством оформляет в этот период оперы Мусоргского и Прокофьева. В 1924 году при содействии Юозаса Балтрушайтиса художник принял литовское гражданство и уехал из России. В 1934 выполнил эскизы декораций и костюмов к постановке оперы А. П. Бородина «Князь Игорь». Андреева, Т. П. Участвовал в оформлении постановок Русских сезонов СП.
Для творчества Д. характерны стилизация, декоративность. Комиссии по делам искусств (1917), Об-ва изучения и охраны старого Петербурга (1918), хранителем Эрмитажа (1918), организатором Дома искусств в Петрограде (1919–22). Затем он стал ведущим художником в литовском Государственном театре (г. Много путешествовал по городам России и Западной Европы. Оформляет книги: «Поэмы» М. Ю. Лермонтова (1941, не издана), «Левша» («The Steel Flea») Н. С. Лескова (1943), «Граф Нулин» А. С. Пушкина (1943, не издана), «Ночной трактир» И. А. Бунина (1946), «Слово о полку Игореве» (1950). театрально-декорац. Был чл. С 1939 жил и работал в США. Был также художником Театра трагедии («Царь Эдип» Софокла также режиссёр), быв.
После 1917 участвовал в оформлении массовых празднеств в Петрограде (в т. ч. Матэ, а также в Мюнхене. В Париже проходят его персональные выставки. ритм, драматич. Карамзина, Н. С.
Лескова и др. иск-ва 20в., Д. в ранних работах для петерб. Каунас).
Добужинский был и выдающимся сценографом. Еще в 1927 г., вступив в парижскую масонскую ложу «Юпитер», называемую Великой Ложей Франции, он прошел путь до степени мастера (1929) и оставался членом этого религиозно-этического движения до 1938 г. Его привлекала утопическая цель масонства – создание тайной всемирной организации, которая бы объединила человечество в братском союзе. Оставил книгу мемуаров (опубликована в Нью-Йорке в 1976, в Москве в 1987). 1957– в Париже, Риме, Лондоне. С 1929 Добужинский – ведущий художник литовского Государственного театра (Каунас).
Гимназию окончил в Вильне. Важное место в творчестве Добужинского занимала урбанистическая тема. М. И. Фокин, с которым художника связывала давняя работа в антрепризе Дягилева, написал либретто по повести Ю. Н. Тынянова Подпоручик Киже и использовал для балета музыку Прокофьева.
Вернувшись в 1901 в Петербург, сблизился с объединением «Мир искусства». По характеру службы отца семье довольно часто приходилось переезжать.
На стене висит листовка с текстом манифеста 17 октября, поверх которого наклеен приказ генерал-губернатора Д. Ф. Трепова: «Патронов не жалеть». В ранней журнальной графике Д. заметно влияние нем. Большой успех декораций к пьесе И. С. Тургенева «Месяц в деревне» (МХТ, 1909) положил начало тесному сотрудничеству художника с театром. Оформил несколько спектаклей в Старинном театре и Театре В. Ф. Комиссаржевской (1907 – 1908). Один из реформаторов рус.
Постепенно иллюстрации Добужинского становятся более контрастными, усиливается роль пятна. С 1925 в качестве художника-оформителя работал для ЛГТ и других европейских театров. С 1901 обращался также к разл. Гимназическое образование завершил в Виленской гимназии. много путешествует, бывает в Каунасе, Берлине, Париже, Амстердаме, Копенгагене.
«Воспоминания об Италии», 1923). Оставил книгу мемуаров (Нью-Йорк, 1976, Москва, 1987). В 1901 году Добужинский стал членом художественного объединения «Мир искусства». Тургенева (1909) и «Николай Ставрогин» по Ф. М. Для открытых писем издаваемых Общиной св.
Большой след в искусстве (в особенности русском и литовском) он оставил и как замечательный педагог. Его иллюстрации к рассказу С. Ауслендера Ночной принц (1909) исполненные пером, тонко передают зыбкость и полуфантастичность сюжета. Появились эти черты и в одной из лучших работ художника – оформлении сказки Андерсена Свинопас (1917). В 1947 выполнил графическое оформление к прозаическому переводу «Слова о полку Игореве» (Нью-Йорк, 1950). Над оформлением повести художник работал в 1922 году, когда, по свидетельству его биографа Э. Голлербаха, увлекался особым приемом «граттографией», суть которого состоит в том, что рисунок делается на грунтованном картоне и все тонкие белые штрихи выцарапывают иглой, достигая этим такой четкости, которая недоступна ни перу, ни кисти. Оформлял спектакли в Каунасском театре (1925 – 1935).
В 1928–1946 был художником кино на студиях Парижа, Лондона, Голливуда («Пиковая дама», 1937 и др. ). Двумя счастливыми исключениями стали иллюстрации к "Трем толстякам" Ю. К. Олеши (1928) исполненные еще по заказу из Москвы, а также к "Евгению Онегину" (1936), в которых он реализовал свой давний замысел глубоко оригинального прочтения романа А. С. Пушкина. Член Союза работников искусств (с 1918). Юный Художник много рисует, развивается его наблюдательность.
Его иллюстрации к рассказу С. Ауслендера «Ночной принц» (1909) исполненные пером, тонко передают зыбкость и полуфантастичность сюжета. В 1925-ом художник работал в Рижском театре, оформляя спектакли, а в 1926 – 29 годах – в Парижском театре Балиева Н. Ф. «Летучая мышь». Умер Добужинский в Нью-Йорке 20. 11. 1957. Иллюстрации к этому роману – творческая победа художника. Жизнь в эмиграции была не столь благополучной, как он надеялся. С тех пор его творческие успехи связаны с театром. Юный художник много рисует, развивается его наблюдательность.
начал (с преобладанием экспрессивной роли линии и силуэта), многозначительностью деталей, тонкостью тональной разработки цвета.
Работая в книге (как детской, так и взрослой) с 1906, он создал в этой области немало шедевров среди них – оформление Белых ночей Ф. М. Достоевского (1923) и Трех толстяков Ю. К. Олеши (1925). На фоне окна, за которым виден городской пейзаж, стоит человек. Плодотворной для него была связь с МХАТ, где художник оформляет двенадцать спектаклей.
Сотрудничал с Московским художественным театром, оформляя спектакли «Месяц в деревне» по Тургеневу, «Николай Ставрогин» по Достоевскому и другие. Начиная с 1902 г., Добужинский начал участвовать в художественных выставках, вступил в творческое объединение «Мир искусства», практиковал собственную живопись и графику, писал критические статьи о художественном творчестве. Но наиболее весомыми были его работы в театре и в книжной графике. Станиславского оформил 14 постановок этого театра, в т. ч.
композиции («Пётр Великий в Голландии», 1910, ГТГ). Петербург в этих рисунках получает обобщенный образ капиталистического города и Добужинского начинают называть «художником города». Вся фигура словно бы не имеет объема, распластана, зажата в немыслимо тесном пространстве.
Оформляет спектакли и для «Метрополитен-опера», других театров Америки и Европы, работает для кинематографа. В 1924 с семьёй выехал в Литву работал в Каунасе, Париже (1926–29 художник театра Н. Ф. В 1920-х наибольших успехов достиг в книжной графике – рисунках к «Свинопасу» Х. К. Андерсена (1917), «Бедной Лизе» Н. М. Карамзина, «Тупейному художнику» Н. С. Лескова (1922) и к «Белым ночам» Ф. М. Достоевского (1925) – шедевру русской книжной графики. Пушкина, Н. М. В других пейзажах Добужинского подчеркнута иная сторона русской столицы: за блестящими фасадами прячутся темные дворы-колодцы с безликой симметрией слепых окон, вместо живописных колоннад и портиков с улицы видны глухие брандмауэры. Павловой (1914).
Дягилева. Появились эти черты и в одной из лучших работ художника – оформлении сказки Андерсена «Свинопас» (1917). В 1896–1924 исполнял карикатуры и иллюстрации для петерб. Андерсена и многие другие. Даже названия его графических работ говорят об этом интересе: «Окно парикмахерской», «Лавка спирита», «Гримасы города», «Старый домик».
Последнее интервью у него взял корреспондент радио «Свобода» Борис Оршанский за день до смерти художника. Прокофьева, 1942, «Балле тиэтр», Нью-Йорк). постановки и балеты (в т. ч.
Большое внимание уделял Добужинский и малым формам книжной графики. Моцарта, «Гамлет» и «Король Лир» Шекспира. В 1927 году Добужинский исполнил эскизы оформления гоголевского «Ревизора».
В 1939 г. Мстислав Добужинский уехал в США, с тех пор он уже не покидал Штаты. Лучшие из них – русская и европейская классика: «Пиковая дама» и «Евгений Онегин» П. И. Чайковского, «Борис Годунов» М. П. Мусоргского, «Дон Жуан» В. -А. В рисунках к «Барышне-крестьянке» (1919) художник использовал характерное для пушкинского времени увлечение силуэтом. Он охватывает своими щупальцами человеческий муравейник, кишащий вокруг него. Сотрудничал с «Метрополитен-опера» (Нью-Йорк). Много и плодотворно работал Добужинский в книжной графике. югендстиля, Ф. Валлотона в видах Новгорода, Москвы, Вильны и др.