Домье Оноре Улица Транснонен
Ранним утром 15 апреля, когда Оноре стоял перед домом на улице Транснонен, что-то изменилось в его душе.
Оноре домье улица транснонен описание картины
В тени распласталась женщина. Он виртуозно использовал многочисленные серые оттенки и резкие контрасты чёрного и белого. Литография доказывает, что художник верил в силу Франции, в ее мужественный народ. Вместе с тем в отдельных листах у Домье появляется монументализированный образ рабочего.
В тот день, 14 апреля, армия (даже не полиция. ) Луи-Филиппа свирепо расправилась с обитателями рабочих кварталов Парижа, где находился центр восстания, не щадя ни стариков, ни детей в домах по улице Транснонен не осталось ни одной живой души. Литографии замечательны своей действенностью и выразительностью. Его картины проникнуты тем же сарказмом, в них он также прибегает к гротеску.
- «Улица Транснонен 15 апреля 1834 года», Оноре Домье — описание
- Мировая художественная культура (11 класс)
- Всеобщая История Искусств, том 5, книга 1 – 1964
- Художник Оноре Домье картины и карикатуры
В эти годы он еще дважды выставлял свои работы в Салоне: в 1849 г. там появилась большая картина Мельник, мальчик и осел, написанная на сюжет басни Лафонтена (ныне в Музее Глазго), представляющая трех, крупно данных на первом плане, смеющихся крестьянских девушек, а вдали – мелкие фигуры героев этой басни, смущенных насмешками. Как рассказывают современники (Теодор де Банвиль), Домье никогда не употреблял отточенные новые карандаши, он предпочитал рисовать обломками, чтобы линия была разнообразней и живей. Данные клетки на уровне зала соответствуют единообразным фигурам заседателей.
Эта манера более соответствовала графическим циклам, в которых вводился рассказ и действие развертывалось в интерьере или пейзаже (заметим, что эффекты дождя или снега Домье передает так убедительно, что во многом опережает в этом современных ему пейзажистов). В сериях «Древняя история» (1841—43), «Трагико-классические физиономии» (1841) Д. зло пародировал буржуазное академическое искусство с его лицемерным культом классических героев. Первым стал писать пейзажи при полуденном свете.
- Картина Улица Транснонен – Оноре Домье
- Словари и энциклопедии на Академике
- БОЛЬШАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ КАРИКАТУРЫ
- код для вставки на сайт или в блог
он постепенно приобретает более значимую роль, утверждается как самостоятельный жанр. Большая фигура рабочего-печатника, стоящего на защите свободы печати (что прямо указано надписью у него под ногами), всем своим непринужденно естественным обликом и в то же время крепкой, убежденной силой ведет свое происхождение от Кузнецов Гойи или от героев картин Жерико. Приветствуя революцию, Д. разоблачал её врагов олицетворением бонапартизма стал образ-тип политического проходимца Ратапуаля, созданный сперва в гротескной динамичной статуэтке (1850, бронзовый экземпляр в Лувре, Париж), а затем использованный в ряде литографий. А. В. Щусева, Научно-исследовательскому музею Академии художеств СССР и персонально — Э- Н. Ацаркиной, Е. Б. Георгиевской, А. Л. Кагановичу, B. И. Касияну, И. Коталику (Чехословакия), С. Козакевичу (Польша), У. Кухирту (ГДР), И. М. Левиной, К. М. Малицкой, Г. Опреску (Румынии), Г. Погань (Венгрия), Ф. С. Рогинской. В конце 60-х он каждое лето ездил в Кайё-сюр-Мер и писал марины, морские пейзажи. Литографии 1852-1855 гг. Изысканная колористическая гармония этой картины, сочетающая золотистые, бурые и серовато-сиреневые тона, почти монохромная и в то же время поражающая необычайным живописным богатством, сразу же поставила Домье в ряд с крупнейшими живописцами девятнадцатого века, хотя современники, за редкими исключениями, этого и не заметили.
Воздев к небу скрюченный подлокотник, свалилось набок старое кресло. Домье еще никак не выглядит в этих литографиях особенно и необычно одаренным художником. Для Домье так же не могло быть никаких колебаний и сомнений. Над ними витают спокойствие и полумрак.
собрание Руар автопортрет, 1830—1831, Авиньон, Музей) еще трудно узнать руку будущего Домье. наиболее известна «Гаргантюа» (15 декабря 1831 г. ), в ней художник изобразил толстого Луи Филиппа, поглощающего золото, которое чиновники отбирают у изнуренного народа. С этого времени Д. всё больше отдавался живописи маслом и акварелью. Домье (Daumier) Оноре Викторьен (26. 2. 1808, Марсель, — 11. 2. 1879, Вальмондуа, близ Парижа), французский график, художник и скульптор.
Домье умел быть, когда нужно и тем и другим. За Внешней важностью и импозантностью величественно выглядящих судилищ, вершащих правосудие, Домье раскрывает сплошную ложь и обман, чудовищное и бесцеремонное хищничество и корыстолюбие, пренебрежение всеми человеческими ценностями. В этих произведениях он как бы переводит на язык живописи свои графические работы. Именно бойца Оноре поместил в центре рисунка и именно на него направил лучи света. Новый недолгий подъём французской политической карикатуры связан с Революцией 1848—49.
Известная литография «Улица Транснонен» (1834) была воспринята современниками как протест против террора и кровопролития, наступивших после Июльской революции. Товарищи почти никогда не видели, чтобы он сердился. На революционные годы или, точнее, на годы Второй республики (1848-1851) приходится один из высших подъемов творчества Домье. Но как и тогда, скульптура стала для него источником целого ряда первоклассных литографий. В этом аллегорическом изображении запечатлена только что пережитая трагедия Франции. Такие серии этих лет, как Супружеские нравы, День холостяка, Силуэты, Наброски выражения, Парижские типы, Парижские переживания и уж особенно Купальщики, - это своего рода обвинительный акт против человечества вообще, в котором нет снисхождения ни для кого – ни для богатых, ни для нищих, ни для стариков, ни для детей, ни для каких человеческих занятий и профессий.
Цензура не обратила своего внимания на это весьма сомнительное, с точки зрения общественных верхов Второй империи изображение, обманутая безобидным названием серии, в которую был включен этот лист (Современные художники), так же как и явным портретным сходством с Моннье. В холодном свете наступающего дня видна фигура упавшего навзничь человека. Несмотря на ряд драматичных событий детства (он рано осиротел, в результате болезни ему ампутировали ногу), его общение с природой пробудило в нем огромную любовь к ней. Оноре привык наблюдать жизнь, но не писать с натуры.
В литографии «Это убило то» он показывает, что избрание Наполеона III было началом всех бедствий. 40-х), создание офортов. На самом деле в лице его было много мальчишеского, несмотря на окаймлявшую щеки бородку, которую он отпустил в Сент-Пелажи.
Все тело женщины полно огромного напряжения – с усилием несет она тяжелую корзину». Он породил эксплуатируемый класс нового типа, формально «свободный», а на деле — полностью «освобожденный» от какой-либо собственности на орудия труда — пролетариат. этими людьми законов и чревоугодие как плотский грех собравшихся, думающих не о законе, а о собственном насыщении.
В этой гравюре дарование Домье проявилось наиболее полно. 20 см), он выступает как несомненный предшественник Родена. он впервые обратился к ним не как робкий ученик, а как равный им большой мастер.
Домье не позабыл свое сатирическое оружие, когда дважды, в последний раз изобразил с величайшим презрением свергнутого короля Луи-Филиппа (Луи-Филипп, последний король Франции и Все потеряно, кроме кассы) или когда ему пришлось весной и летом 1848 г. представлять в полных шутливой иронии рисунках (очень малокарикатурных) растерянных национальных гвардейцев или напуганных буржуа-обывателей, шипящих на новые порядки. В ряде литографий1870—1872гг. Но эта вынужденная депрессия отразилась, по-видимому, лишь на его журнальной графике. в подавляющем большинстве не представляют интереса ни с какой точки зрения.
Постепенно к концу 19 — началу 20 в. критика капитализма начинает вестись в искусстве (особенно в русском) уже не только и не столько с позиций буржуазной или крестьянской демократии, как это было раньше, а с позиций зарождающегося и крепнущего мировоззрения революционного пролетариата. Литография «Улица Транснонен» (1834) — отклик на восстание рабочих. В каждом лице с беспощадной точностью передано портретное сходство. Каждый месяц Домье выпускал около ста литографий.
Не случайно похождения Робера Макэра изображенные Домье, так понравились совсем тогда еще молодому Теккерею, который и сам делал в то время нечто похожее: ему было еще далеко добираться до собственного Пенденниса или Ярмарки тщеславия и, например, его ранние Записки Барри Линдона (или, вернее, Счастье Барри Линдона) при всей их благородной обличительной резкости читать, по правде сказать, так же противно, как и смотреть на листы Карикатураны. Листы, выполненные в 1834 году, «Улица Транснонен», «Этого можно отпустить, он нам больше не опасен», «Опустите занавес, фарс окончен», «Современный Галилей», «Все мы честные люди, обнимемся», «Свобода печати», «Похороны Лафайета» словно бы не нарисованы, а вылеплены: гравер строит их по принципу барельефа, помещая, чаще всего, сцену в интерьер с неглубоким пространством, резко подчеркивая главную фигуру, энергичными штрихами жирного литографского карандаша очерчивая формы, сильно моделируя объем. Его работы приобретают графический характер исчезает пластичность. Он одним из первых обратился к мотиву весны в пейзаже, показывая ее свежесть и блеск. Подлинная пропасть отделяет его работы 1832-1835 гг.
У него осталась лишь одна ветка, которая сопротивляется буре. Монументальная сила и благородная тонкость Республики Домье поражают воображение сейчас несомненно глубже и больше, чем они могли это делать тогда, в 1848 г. И хотя в бурных событиях того времени из конкурса ничего не вышло, картина Домье осталась не только свидетельством гениального дара Домье и прекрасным памятником революционной эпохе, но и одной из самых лучших и сильных картин (и не только французского искусства) из тех, что ныне Хранятся в Лувре. Огромное наследие Д. (около 4 тыс. Несколько возвышенный образ. Литографии 1844-1847 гг. После подавления революции 1848 г., когда республике грозит опасность со стороны бонапартизма, он изображает «Ратапуаля», бонапартистского агента, хитрого наглеца, предателя.
В своих произведениях он обличал ханжество, алчность и духовную пустоту правительства («Законодательное чрево» 1834 г. ). В Пасторалях есть лист, где изображена смешная пожилая буржуазная чета, сидящая во ржи и плетущая венки из васильков, явно не подозревая, что представляет собой комическую пародию на пастушескую идиллию, - и все же Домье недвусмысленно заставляет ощутить жалость и сочувствие к этим нелепым горожанам, столь неуклюже (и вероятно, вполне чистосердечно. ) старающимся вернуться к природе и найти какое-то с ней согласие. Дома объеденены в общую плоскость, нет членения на окна и отдельные дома. Никогда до этого литография не обладала такой мощью, такой драматической выразительностью. У революционного движения, которое явно не намеревалось ни исчезать, ни даже как-либо уменьшаться и сокращаться, было отнято опаснейшее оружие политической борьбы и агитации.
Недавно он написал автопортрет, благо модель была терпелива и не стойла ни сантима. Домье не только передал всю трагичность и несправедливость данной ситуации, но и с мастерством разграничил свет и тень на своей работе. В картине «Семья на баррикаде» изображение людей подвинуто совсем близко к раме, видна лишь часть фигур и внимание сосредоточивается на лицах, ярко вылепленных светом. Это муза страстная, но молчаливая и скрытная». Чтобы уяснить себе своеобразие тех противоречий, которые свойственны развитию искусства в эту Эпоху, необходимо остановиться на некоторых чертах, присущих капиталистическому обществу и его культуре.
Сын мастера-стекольщика. Судя по этим небольшим скульптурам (ок. Д. создал ряд портретов, картин на литературные, религиозные, мифологические сюжеты серия картин посвящена Дон Кихоту, чья комическая внешность лишь подчёркивает духовное величие и трагичность судьбы искателя правды («Дон Кихот», около 1868, Новая пинакотека, Мюнхен). Под рисунком подпись: «Бедная Франция, ствол сломлен, но корни еще крепки». В литографии «Империя — это мир» изображено поле с крестами и надгробными памятниками.
Для Домье наступила одна из самых мрачных полос в его жизни. Этот поворот очень отчетливо выразился в их творческой эволюции со второй половины 50-х годов. Энергично и лапидарно очерчиваются ее контуры, моделируются объемы – факт зафиксирован. Мысль взаимоотношения человека и города. По моим предположениям, к этому времени зато вполне могли бы относиться различные варианты так называемых Беглецов или Эмигрантов – смятенные толпы бегущих или устало бредущих людей, устремленных в одном общем порыве к какой-то неведомой цели.
Листы Домье трагично выразительны. С августа 1832 г. Домье просидел два с половиной месяца в тюрьме Сент-Пелажи, где содержались политические заключенные, а потом еще до февраля 1833 г. содержался в полутюремном, полупсихиатрическом заведении д-ра Пинеля. Типический образ, концентрирующий пороки буржуазии как класса, Д. создал в 100 листах серии «Карикатюрана» (1836—38), рассказывающей о похождениях авантюриста Робера Макера.
Герман. У него осталась лишь одна ветка, которая сопротивляется буре. Поступая в обучение литографскому делу к малоизвестному художнику Рамеле, Оноре на первых порах преследовал одну лишь цель – помочь материально родителям. Оноре написал своего приятеля, гравера-офортиста Луи Леруа.
Художник показывает адвокатов, театрально жестикулирующих, проливающих крокодиловы слезы во время выступлений (акварель «Защитник», 40-егг., Вашингтон, галлерея Коркорана) и самодовольных за кулисами, когда они встречаются вместе, обсуждая свои очередные грязные дела («Три адвоката», Вашингтон, галлерея Филлипс). Работы Добиньи полны лирики, поэзии, но одновременно объективны. Нелепый, неестественный мир, в котором живут действующие лица литографий серии Добрые буржуа (да, впрочем и других, близких к ней по своему существу, серий – как Прекрасные дни жизни, Пасторали и др. ), во всем противоречит естественной природе человека и не только той идеальной природе, о которой думали и мечтали Жан-Жак Руссо или утопические социалисты, но и гораздо более конкретной и реальной, какую Домье видел и в Бланки и его Обществе времен года и в обитателях небуржуазных кварталов Парижа от Монмартра до Сент-Антуанского предместья и в самом себе и своих друзьях писателях и художниках.
Пристань св. Руссо поражала красота природы, что и повлияло на его желание стать пейзажистом. Таков, например, лист «Все же очень лестно видеть свой портрет на выставке» (из серии «Салон 1857 года»). Домье бросает мастерскую и поступает к Рамоле учиться литографии.
После жестокой резни все члены семьи погибли. какой-либо жанровой живописью, тем более со спокойной лирической настроенностью. Они символичны, но символ идейно насыщен и убедителен. Художник показывает адвокатов, театрально жестикулирующих, проливающих крокодиловы слезы во время выступлений (акварель «Защитник», 40-е гг., Вашингтон, галлерея Коркорана) и самодовольных за кулисами, когда они встречаются вместе, обсуждая свои очередные грязные дела («Три адвоката», Вашингтон, галлерея Филлипс).
Он пришел к какому-то внутреннему решению, вероятно, не внезапно и, во всяком случае, продолжал в прежнем духе тянувшиеся годами серии литографий вплоть до этого 1844 г. Лишь очень немногие и абсолютно разрозненные вещи 1839-1843 гг. Впрочем, его живопись шла своими и очень сложными путями. Персонажи этой литографии ничем не похожи на разбойников, это самые обыкновенные, стандартные обыватели и тем смешнее их страх, что он заключает в себе не только боязнь за свою шкуру, но и страх обмана, одной из всем уже тогда, очевидно известных движущих пружин буржуазного общества. Утро в Венеции (1834, Москва, ГМИИ им.
«К циклу "Прачек" относится и картина известная под названием "Ноша", – пишет Н. Н. Листы Домье трагично выразительны. После июньского восстания 1848 года этой романтике пришел конец. Я думаю, что на создание такой иронической и злой серии литографий, показывающих в самом глупом и смешном виде античных богов и героев, Домье был вдохновлен не Давидом (чьим достойным потомком был он сам), а только что законченным (в 1841 году. ) Полукружием Делароша в Школе изящных искусств с его нелепыми и чудовищно вульгарными фигурами голых девиц, олицетворяющих, пo замыслу художника изящные искусства и великих древнегреческих мастеров, с бесхитростным натурализмом списанных с безобразных, тупых и безнадежно прозаических натурщиков. Это литографии Действительно, стоило труда убивать нас.
Но это определило его политическую позицию окончательно и необратимо, а главное – он мог познакомиться с сидевшими там вместе с ним настоящими революционерами – с Бланки, Барбесом, Кавеньяком. В этом плане Домье создал и другие серии: «День холостяка» (1839), «Супружеские нравы» (1839—1842), «Пасторали» (1845—1846), «Лучшие дни жизни» (1843—1846). В его полотнах деревья, земля, тени принимают необычный, причудливый и поэтичный вид. В 1833-1835 гг. Шарле известный главным образом своими работами, связанными с походами Наполеона иллюстрируя очерк Леона Гозлана «Человек из народа» (1841, в сборнике «Французы о самих себе»), теперь рисует пролетария. Рука Домье овладела поистине виртуозной стремительной точностью и экономностью выражения.
Позднее Домье выполняет серию «Адвокаты». Литография «Улица Транснонен» изображает трагический финал рабочих восстаний в 1834 г. На улице Транснонен солдаты королевской армии ворвались в один из домов и перебили всех жильцов, включая женщин и детей. Вся республиканская и оппозиционная печать была немедленно ликвидирована и Домье снова был отстранен от всякой политической графики и от участия на выставках Салона, - абсолютно так же, как снова была убрана с глаз долой в запасник Свобода, ведущая народ Делакруа, водворенная было на почетное место в залах Лувра в феврале 1848 г. Журналу Шаривари было опять разрешено заниматься только развлекательными картинками на самые безобидные сюжеты.
На ночной рубахе пятна засохшей крови. А в скульптуре не может быть невыразительных и «глухих» мест, там все должно быть строго и определенно. Черные мантии адвокатов темным силуэтом выделяются на золотистом фоне. Семья его переезжает в Париж, когда молодому Домье исполняется семь лет.
В схематических и наивно догматических книгах об искусстве XIX в. (например, у Мутера) эта серия была абсолютно фантастически расценена как прямой выпад против классицизма Давида и его школы: такой классицизм ко времени создания серии Древняя история представлял собою в полном смысле слова плюсквамперфектум и воевать с ним не было никакой надобности. Он сполз с кровати и придавил собой малыша. «Ноша» Трансформация формы для яркого выявления образа.
Леруа много работал — целые дни просиживал он за столом, согнувшись над доской. В зеркале лицо упрямо приобретало унылое, натянутое выражение. и Свободы, ведущей народ Делакруа и даже Умирающего Марата Давида. Была ли Республика Домье его первой живописной работой. Домье долго с ним бился.
Они символичны, но символ идейно насыщен и убедителен. Перед нами также прачка с ребенком, но в ее облике меньше спокойной уверенности, величия. К этим годам относится, среди других подобных листов, обширная серия в массе своей очень плохих карикатур, посвященных Крымской войне, а точнее – персоне Николая I, без особенных дальнейших проникновений в смысл и характер внутренней жизни России.
Лишь на рубеже 18–19 вв. Первым листом, в котором все эти новые качества развернулись (и причем вдруг, сразу. ) с удивительным блеском, был не входящий ни в какую серию лист 1844 г. Между одиннадцатью часами и полночью. Даже разговаривая, он не поднимал от стола свою темноволосую растрепанную голову.
Офорты Ласточки (1843), Гроза (1842), Ливень (1850–1851), Восход солнца (18550–1851), картины Весна (1857, Париж, Лувр), Сбор винограда (1863, Париж, Лувр), Деревня на берегу Уазы (1868, Москва, ГМИИ им. «Прачка» Домье продолжал рисовать Париж и его жителей, оставаясь насмешливым певцом города. Франсуа Миллебыл постоянным жителем Барбизона. Франко-прусской войне 1870—71 посвящён последний шедевр Д. — альбом «Осада» аллегорические образы альбома полны потрясающего трагизма и глубокой горечи, язык литографии поражает силой обобщения и лаконичностью точных, упругих линий («Империя — это мир», 1870 «Потрясённая наследством», 1871). Вероятно, он чувствовал себя, как лев, которому вырвали все зубы и остригли когти. На полотне зрители видят зверски убитую семью.
У него была большая семья и очень мало денег. Литографии 1844-1847 гг.
Домье может выдержать такие сравнения. Эти интереснейшие и большей частью отличающиеся очень высоким качеством листы полны жизни, в них несметное множество острых и тонких наблюдений и с поистине бальзаковской силой очерченных человеческих характеров. Их мертвые тела в беспорядке лежат на полу. Революционный порыв несущейся толпы ощутим в картине «Восстание», движение передано здесь не только жестом поднятой руки и устремленными вперед фигурами, но и резкой полосой света, как бы взвивающейся вверх по диагонали. Меняется манера рисунка.
«Улица Транснонен» (место ожесточенных боев времен революции 1830 г. ). Если бы можно было хоть на минуту поверить в хронологические схемы, предлагавшиеся в крайне разнообразной, обычно взаимоисключающей форме разными учеными, то Домье мог бы быть сочтен каким-то полоумным художником, бессмысленно бросающимся в самые разные стороны без малейших признаков ясного и последовательного художественного развития, что всегда можно обнаружить даже в творчестве малооригинальных второстепенных художников. Художник объективен, он ничего не утрирует, а изображает события. Все помыслы его отца были в сфере поэтического творчества и, хотя особенно большого таланта у него не было, жизнь семьи была проникнута литературными и художественными интересами. В этой гравюре дарование Домье проявилось наиболее полно. К концу 20-хгг. Но так как гротескные маски министров изображенные здесь, «лепятся», собственно из этого белого, то они тем более настойчиво, почти навязчиво двигаются на нас, чем и создается удивительная действенность этой литографии.
Обыденные бытовые сцены, благодаря тому что внимание сосредоточено на эмоциональном раскрытии образа человека и выявлении его характера (а не на окружающей обстановке), приобретают глубокую образную значительность. Он виртуозно использовал многочисленные серые оттенки и резкие контрасты черного и белого.
Его литографии наполнились непосредственно увиденной и переданной реальной жизнью и от этого и его ирония и его неподражаемая выдумка стали только естественнее, сильнее изящнее и глубже. Острогротескные карикатуры на правящую верхушку и мещанство: литографии – «Улица Транснонен» (1834), серия «Добрые буржуа» (1846-1849). Первые откровенно политические карикатуры 1830-1831 гг. Домье сотрудничал в прогрессивных сатирических журналах «Карикатюр» и «Шаривари».
Художник выбрал наиболее трагический момент события. В этих литографиях, полных сдержанной, точной, безотказной экспрессии, понятной каждому без всяких подписей и объяснений и где карикатура смело совмещена с суровой и строгой жизненной правдой, Домье окончательно сформулировал и отчеканил тот язык высокой и благородной сатиры, которому следовали потом и великие художники, обращавшиеся к критике буржуазного общества, - Манэ или Дега, Тулуз-Лотрек или Руо, - и выдающиеся рисовальщики разных стран, до американских художников Клуба Джона Рида (таких, как Роберт Майнор или Фил Бард) включительно. Пьер-Этьен-Теодор Руссо был общепризнанным главой барбизонцев. По сравнению с мрачным и пессимистическим историческим фатализмом Битвы при Тайбуре или Крестоносцев Делакруа (возникших на рубеже 1830-х и 1840-х годов) Камилл Демулен, призывающий народ к восстанию явился новым и очень важным шагом в развитии исторической живописи XIX в. Но сам Домье не воспользовался непосредственно и прямо этим своим собственным открытием.
В глубине комнаты — едва различимый в полумраке труп женщины. Особенно увлекала Д. тема искусства: его роль и положение в обществе, психология творчества и восприятия излюбленные мотивы живописи Д. — театр, цирк, лавки эстампов, зрители, актёры, бродячие комедианты, художники, коллекционеры («Мелодрама», около 1856—60, Новая пинакотека, Мюнхен «Криспен и Скапен», около 1860, Лувр «Совет молодому художнику», 1860-е гг., Национальная галерея искусства, Вашингтон). Выдающийся мастер литографии (разновидность графики, печатной формой для которой является поверхность камня) французский художник Оноре Домье (1808 — 1879), будучи человеком, ненавидящим всяческое угнетение и насилие, всегда откликался на злободневные вопросы своего времени, давая им собственную оценку.
Литография доказывает, что художник верил в силу Франции, в ее мужественный народ., приветствуя пышный смотр в Булонском лесу приверженцев будущего Наполеона III. Он сразу, почти без всяких переходов или колебаний, отбросил как ненужные, сковывающие путы, как абсолютно излишнюю, непредвиденно выросшую на его пути помеху все те нарочитые и искусственные приемы комического натурализма, которые привели его в 1839-1843 гг. В сериях литографий «Парижские типы» (1839—40), «Супружеские нравы» (1839—1842), «Лучшие дни жизни» (1843—1846), «Люди юстиции» (1845—48), «Добрые буржуа» (1846—49) Д. едко осмеивал и клеймил лживость и эгоизм мещанской жизни, духовное и физическое убожество буржуа, раскрывал характер буржуазной социальной среды, формирующей личность обывателя. Он начинает брать уроки рисования у Ленуара (администратора Королевского музея).
Коро был очень высоко оценен художниками последующих поколений. «литое» — «камень» и «графо» — «пишу», «рисую»). 1868). Разгром июньского восстания резко переломил настроение Домье. При жизни не был оценен по достоинству и полуослепший умер в бедности. Фигуры, помещенные в пейзажи, неразрывно связаны с окружающей средой.
Художник работал в литографии без перерыва более сорока лет. Я думаю, что такое истолкование роли народа в истории, абсолютно антикарлейлевское разрешение взаимоотношений героя и толпы, сложилось в уме Домье под влиянием вышедшего в 1847 г. первого тома Истории Французской революции Жюля Мишле, с которым немного позднее Домье сблизился и подружился. В других литографиях Домье разоблачает продажность суда («Деятели правосудия», 1845—1849), буржуазную благотворительность («Современная филантропия», 1844— 1846).
Прео хвалил скульптурные работы Домье, хотя и находил, что они сделаны без всяких правил. Домье знал Капричос и Бедствия войны Гойи, а может быть и его картины.
Она изображает комнату в доме на улице Транснонен, в которой жила семья рабочего. В 1841 – 1843 годах он создает серию «Древняя история», в которой смело пародирует сюжеты и образы античной мифологии, ставя в положение древних героев и богов современных буржуа. Пушкина), Берега Виллервиля (1875, Санкт-Петербург, Эрмитаж). 1840, Шантийи, Музей Конде), Большой дуб (1844-1855, Париж, Лувр), Вечер (1840-е, Москва, ГМИИ им.
Я бы сказал, что в этой серии Домье с необыкновенной наглядностью определил и разносторонне проанализировал антигуманистическую природу собственничества и вырастающего на его основе неуважения и пренебрежения к другим людям, - то, что в литературе тех лет было сделано Бальзаком. На первом памятнике надпись: «Погибшие на бульваре Монмартра 2 декабря 1851 г», на последнем—«Погибшие у Седана 1870 г», то есть Домье утверждает, что империя Наполеона III с начала до конца приносила французам смерть. Пушкина), Пейзаж с коровами (1850, Санкт-Петербург, Эрмитаж), Морской отлив в Нормандии (ок. Пушкина), Колокольня в Аржантее (1858-1860, Москва, ГМИИ им. И все же, несмотря на удивительную изобретательность фантазии Домье, вовсе не сам король персонально был темой и предметом этого потока сатирической выдумки.
У него осталась лишь одна ветка, которая сопротивляется буре. Как только представляется возможность, Домье вновь обращается к политической сатире, его листы вновь пылают ненавистью. Подрабатывая в журналах, Оноре с 1830 года начинает сотрудничать в сатирическом издании Шарля Филипона «Карикатюр», где работали лучшие рисовальщики той поры: Монье, Гранвиль, Травье, Шарле, Декам. Резкий ракурс выводит на нас основную фигуру композиции. Может быть, отчетливее всего это видно в «Улице Транснонен». тонко и глубоко прочувствованной природы служит своего рода моральным и эстетическим камертоном, которым Домье проверяет действительную или мнимую ценность человеческих стремлений и действий.
Но эта работа его не интересует, он предпочитает делать зарисовки на улице. Никакой материальной обеспеченности у родителей Домье не было и ему пришлось с 12 лет зарабатывать на хлеб, служа рассыльным у судебного исполнителя (что дало ему богатый, хотя и весьма мало приятный жизненный опыт), а затем, уже с 14 или 15 лет, работая продавцом в книжной лавке у Делоне или рисовальщиком и шлифовальщиком камней для предпринимателей-литографов Беллиара и Рикура. Нарсис Вержиль Диаз де ла Пенья испанец по происхождению, родился в Бордо. Они бесстрастно освещают картину чудовищного разгрома. Наоборот, его искусство скорее, при желании, можно было бы упрекать в том, что оно всегда было слишком верным эхом наиболее глубоких процессов, происходивших в общественном сознании эпохи.
Самые сильные листы конца 1834 и начала 1835 г. посвящены французским революционерам. Напротив, Шарль Бодлер сражался на июньских баррикадах на стороне рабочих.
Революционный порыв несущейся толпы ощутим в картине «Восстание», движение передано здесь не только жестом поднятой руки и устремленными вперед фигурами, но и резкой полосой света, как бы взвивающейся вверх по диагонали. Литография«Улица Транснонен» (1834 г. ) изображает трагический финал рабочих восстаний в 1 834 г. На улице Транснонен солдаты королевской армии ворвались в один из домов и перебили всех жильцов, включая женщин и детей. Словно здесь выносится приговор всему человеческому роду, позволившему себе в эти отвратительные годы Июльской монархии впасть в почти скотоподобное состояние. Такой тональный подход к литографии приводит к тому, что в его листах словно бы соединяется скульптурное решение (результат сильной моделировки) с живописным решением, происходящим от богатства валеров, от тонкой разработки полутеней использования густого зернистого тона, заливки плотной тушью, мерцания процарапанных фонов. И вершина этого творческого периода – большие литографии 1834 года.
Для большей выразительности каждый персонаж дан в резком освещении (бюсты, служившие ему моделью, Домье ставил под сильный свет лампы). В 1850 г. Домье дал на выставку картину Нимфы, преследуемые сатирами (Художественный музей в Монреале) и красивый большой подцвеченный гуашью рисунок Шествие Силена (ныне находящийся в музее в Калэ). На их полотнах реалистически запечатленный обыденный пейзаж сочетался с возвышенно-романтическим восприятием природы в целом. Величайшая патетика и напряженность вполне естественно могли тогда чередоваться с нервозностью и самой простой усталостью.
Шарль-Франсуа Добиньи родился в семье художника. Яркий свет безжалостно вырывает из темноты голову убитой старухи. «Выставка на открытом воздухе» Проблема выявлеия мгновенного движения. Первый план со считанным небольшим числом фигур, повернутых лицами в глубину сцены, заслоняет собой то, что происходит дальше, кроме возвышающейся вдали над толпой фигуры оратора, но это невидимое пространство между ближними фигурами людей и видимыми в глубине стенами и окнами Пале-Ройяля ощутимо кажется наполненным движущейся, колышащейся, кипящей массой народа.
Пушкина). В этих сериях, печатавшихся в Шаривари нередко одновременно (т. Черные мантии адвокатов темным силуэтом выделяются на золотистом фоне.
Домье не оставляет своих врагов ни на минуту, не дает им спрятаться ни за какими удобными масками или надежными ширмами, но это его преследование ни в какой мере не имеет в себе ничего мизантропического, человеконенавистнического вообще, - все антипатии Домье имеют вполне определенный и точный социальный адрес. Предательство этого болота не было для него неожиданностью.
В области живописи, а также акварели Домье начал работать уже в 30-хгг. Пушкина), Весна в Барбизоне (1874, Париж, Лувр), Церковь в Гревиле (1871–1874, Париж, Лувр), Парусное судно на море (1871, Бостон), Собирательницы колосьев (1857, Париж, Музей Орсе). В этом аллегорическом изображении запечатлена только что пережитая трагедия Франции. Создал порядка 4000 литографий и ещё порядка 900 иллюстраций карандашом. Но в ранних работах («Гравер», 1830—1834, бывш., 1840) или где большую роль играет реально и тонко переданный пейзаж (Зрение, 1839 или Снег идет того же года). Домье разоблачает виновников бедствий Франции.
Из жизни Домье навсегда ушло одиночество, приносившее ему немало горьких минут. Напечатанная в «Карикатюр» литография стала знаком живописи послереволюционных лет. Сложные пути художественной эволюции и ее результаты в данном случае не так совершенно очевидны и ясны, как это было с литографиями 1833-1835 гг. В других литографиях Домье разоблачает продажность суда («Деятели правосудия», 1845 – 1849), буржуазную благотворительность («Современная филантропия», 1844 – 1846).
Как только представляется возможность, Домье вновь обращается к политической сатире, его листы вновь пылают ненавистью. Свою волнующую силу она сохранила навсегда. Он хотел лишь показать голую правду. Всё тихо и неподвижно.
Калитина. Поэт, актер и художник А. Монье (1805—1877), прославленный автор сатиры на буржуа («Жозеф Пртодом»), создает образрабочего-печатника (иллюстрация к очерку Ж. Ладимира «Наборщик»). По этой причине в 1832 году за карикатуру на короля «Гаргантюа» Домье был арестован и полгода просидел в тюрьме. Прачка, которая несет белье. В 1832 Д. за карикатуру на короля (литография «Гаргантюа», 1831) был заключён на полгода в тюрьму, где общение с арестованными республиканцами укрепило его революционные убеждения.
Смело и точно вылепленные скульптурные эскизы-бюсты буржуазных политических деятелей (раскрашенная глина, около 1830—32, сохранились 36 бюстов в частном собрании) послужили основой для серии литографических портретов-шаржей («Знаменитости золотой середины», 1832—33). Впервые возник класс, который по своему положению в обществе был заинтересован в ликвидации любой формы частной собственности на средства труда. Изображая предметы, фигуры, он окутывает их воздушной дымкой, светом моделирует форму.
Перед этим в «Ежемесячном собрании» уже появились три литографии Домье. «Адвокат, читающий дело» Работает на мощном контрасте света и тени. Высокой степени художественного обобщения, мощной скульптурности форм, эмоциональной выразительности контура и светотени Д. добился в литографиях 1834 в них обличаются бездарность и своекорыстие власть имущих их лицемерие и жестокость (коллективный портрет Палаты депутатов — «Законодательное чрево» «Все мы честные люди, обнимемся», «Этого можно отпустить на свободу») глубоким трагизмом проникнуто изображение расправы с рабочими («Улица Транснонен 15 апреля 1834 года») в литографиях «Свобода печати» и «Современный Галилей» Д. создал героический образ рабочего-революционера.
В этом отношении характерен самый, может быть, знаменитый лист Оноре Домье «Законодательное чрево» (1834), где световой ритм образует почти декоративную по своей равномерности ритмическую игру белых пятен, создающих движения не в плоскости листа, но лишь перпендикулярно ему. Свою трудовую жизнь он начал клерком, затем работал продавцом в книжном магазине. Всеми способами он издевается над Тьером, вплоть до представления его в виде кокетливого голого амура, поворачивающего свой зад к зрителям или над доктором Вероном, редактором и издателем реакционной газеты Constitutionel – его увенчанная ночным колпаком грузная, жирная туша обыгрывается Домье в самых смехотворных ситуациях особенно противен он и особенно хорош (с точки зрения мастерства карикатуры) в роли святого Себастьяна, проткнутого стрелами Шаривари. Словно в противоположность геометрии и статике Законодательного чрева изданный той же Ассоциацией в марте 1834 г, большой лист, названный Не суйтесь (Ne vous у frottez pas. ), оказался пронизанным вольной и свободной динамикой.
Он сполз с кровати и придавил собой малыша. относятся первые работы Домье в области иллюстрации.
Николая в Париже (ок. Официальным портретам далеко до Домье». Домье никогда не стремился передавать, даже в шарже, обаяние юности и детства. Одновременно юный художник посещает Лувр изучает античную скульптуру и старых мастеров. В 1848 Д. выполнил для конкурса живописный эскиз «Республика 1848 года» (вариант в Лувре).
Подпись под этим рисунком, гласящая: Никогда моя дочь не будет женой какого-то писаки. Он стремился показать в пейзаже жизнь человека в обыденных аспектах. Справа вырисовывается голова мертвого старика. Вспыхнувшее в июне 1848 г. мощное рабочее восстание было жестоко разгромлено войсками республиканского правительства под командованием генерала Кавеньяка (этого человека не нужно путать с умершим к тому времени благородным революционером, с которым Домье сидел вместе в свое время в тюрьме Сент-Пелажи).
В юности едет в Италию и изучает памятники искусства. В области живописи, а также акварели Домье начал работать уже в 30-х гг. Скорее всего, Домье не занимался в 1852-1855 гг. Его картины проникнуты тем же сарказмом, в них он также прибегает к гротеску.
1870, Москва, ГМИИ им. Под рисунком подпись: «Бедная Франция, ствол сломлен, но корни еще крепки». Он пристально всматривался в природу, стремился запечатлеть ее различное состояние. Художник даст целый ряд антимилитаристских сатир, как, например, «Мир проглатывает шпагу».
Этот лист, выставленный в витрине фирмы Обер, собрал толпу. Над Оноре он часто подсмеивался и говорил, что «молчание — добродетель слабых». На прекрасном лице бунтаря — выражение гневного бесстрашия. 1835, Париж, Лувр), Болото в Ландах (1844–1853, Париж, Лувр), Аллея в лесу ЛИль-Адам (1846–1849, Париж, Лувр), Дубы (1852, Париж, Лувр), Вечер в Кюре (1850–1855, США, Толидо, Музей искусств). Штрих становится выразительней.
Вы свободны.
приобрели необычайную живописную свободу и колористическую тонкость. Его первые работы произвели сильное впечатление на современников. На первом памятнике надпись: «Погибшие на бульваре Монмартра 2 декабря 1851 г», напоследнем—«Погибшиеу Седана 1870 г», то есть Домье утверждает, что империя Наполеона III с начала до конца приносила французам смерть. О. Домье «Улица Транснонен» Домье чутко и эмоционально отозвался на террор, наступивший после Июльской революции. Все головы даны в разных поворотах, отчего фигуры воспринимаются в движении и это усиливает напряженность композиции.
Цвет используется для передачи тонкостей состояний натуры. Сухой, однообразный рисунок литографий 1836-1843 гг. Именно так была создана литография Домье «Законодательное чрево» (1834). Зато она стала ему верным товарищем, умела не падать духом в трудные минуты.
От случайных французских типов, повадок, костюмов (как аннонсировал эти литографии Шаривари в конце 1835 г. ) Домье перешел теперь к длинной серии похождений одного и того же героя – жулика и проходимца Робера Макэра, давно известного парижанам по театральной пьесе, ему посвященной и по блистательному исполнению этой роли знаменитым Леметром. Пушкина). Он более не опасен. Время остановилось.
Домье разоблачает виновников бедствий Франции. На лице его сохранилось выражение муки и гнева. После знакомства с творчеством Констебля пейзажи Руссо становятся более яркими, свежими. В литографии «Это убило то» он показывает, что избрание Наполеона III было началом всех бедствий.
Пушкина), Лес в Фонтенбло (1872, Москва, ГМИИ им. Нужно сказать также, что постоянное присутствие в литографиях 1844-1847 гг. Следом за тем, с 1832 г., Домье стал работать и во втором журнале Филипона – Шаривари. Он превосходно передавал цвет, ставя его на первое место. Лицо его застыло и заострилось, редкие седые волосы рассыпались по полу.
В Германии в конце XVIII в. был изобретён новый вид графики — литография (от греч. Несмотря на естественное преобладание в графике Домье 1848-1851 гг. Одной из вершин творчества Домье (да и всего искусства XIX в. ) стала большая литография Улица Транснонен 14 апреля 1834 г., также изданная Ежемесячной литографической ассоциацией. Домье анализирует и обобщает его черты самым тщательным, самым глубоким образом. Домье видел и знал не меньше и умел с величайшей прозорливостью видеть очень далеко.
Такой отвлеченно рационалистической метафизикой он явно никогда в жизни не увлекался. Разумеется, его колоссальное творчество не могло быть одинаково высоким по художественному уровню все эти годы: бывали периоды, когда в ту или иную серию он не вкладывает ничего, кроме своего умения, бывали моменты усталости, когда гравер неожиданно возвращался к ранним временам карикатуры и делал так называемые «большие головы» (серия «Представленные представители», 1849), но каждого художника следует оценивать по его достижениям, по периодам его творческого подъема. В тени распласталась женщина. Листы Домье трагично выразительны.
Вместе с тем капиталистический способ производства вызвал к жизни неразрешимые в его рамках противоречия между общественным характером массового индустриального производства и частной формой присвоения его плодов, обнажил до предела все пороки и уродства, присущие Этой стадии общественного развития человечества. Министр Гизо выбрасывает лозунг «Обогащайтесь. » В связи с этим Домье создает образ Робера Макэра — афериста, проходимца, спекулянта, умирающего и вновь воскресающего (серия «Карикатюрана», 1836—1838).
Тёмные зловещие пятна высыхают на полу. Но Домье не хотел изображать мучеников. или, еще более, Вам предоставляется слово, объяснитесь. В этом аллегорическом изображении запечатлена только что пережитая трагедия Франции. Вскоре он получает известность как мастер хлесткой сатирической графики.
Целенаправленность, активность и сила искусства Домье не перестают поражать до сих пор. Оноре Домье родился 26 февраля 1808 года в Марселе. В литографии «Империя – это мир» изображено поле с крестами и надгробными памятниками. Этими руками он только что столкнул с трона старого короля — КарлаX, которого утешают его коронованные родственники. Его адвокаты и судьи (чей облик он изображает с особенным блеском и эффектностью благодаря их длинным черным мантиям) – это самые нормальные деловые люди, в которых нет ничего демонического и такие же стяжатели, как и разные другие представители среднего класса (по выражению Голсуорси), другие добрые буржуа, по определению самого Домье. Оноре Домье (1808—1879)был одновременно графиком и живописцем и в этих двух видах искусства он раскрыл различные стороны критического реализма. Рука смерти прошлась там, где еще недавно царила жизнь.
Характерно, что белое в этих литографиях понимается художником не столько как свет, сколько как активная масса, обладающая особой пластичностью, усиливающей как бы «движение» из глубины на зрителя. Революционным пафосом наполнены картины «Семья на баррикаде» (1848—1849 Прага, Национальная галлерея) и «Восстание» (1848 (. ) бывшее собрание Руар). В живописи и скульптуре сочетал драматизм и сатиру, героику и гротеск: «Дон Кихот» (ок.
Яркий свет безжалостно вырывает из темноты голову убитой старухи. Оттиски выполнялись переносом краски под давлением с плоской поверхности камня на бумагу. Упавший на пол у своей постели человек был бойцом.
При взгляде на нее испытываешь скорее чувство тревоги, беспокойства. «Семья на баррикаде» изображение людей подвинуто совсем близко к раме, видна лишь часть фигур и внимание сосредоточивается на лицах, ярко вылепленных светом. В этом плане Домье создал и другие серии: «День холостяка» (1839), «Супружеские нравы» (1839 – 1842), «Пасторали» (1845 – 1846), «Лучшие дни жизни» (1843 – 1846). Первая — «Высоко- и законнорожденные, могущественнейшие шалуны и шалуньи» не представляет большого интереса: на ней изображены принцы и принцессы семейства герцогов Орлеанских.
Своей задачей он считал передать гармонию природы. На одной литографии представлена Конституция, укорачивающая платье Свободы, на другой Тьер изображен в виде суфлера, руководящего поступками и словами политических деятелей.
Литография доказывает, что художник верил в силу Франции, в ее мужественный народ. Пейзаж (1864, Санкт-Петербург, Эрмитаж), Дождливый день (1872, Москва, ГМИИ им.
В конце 60-х гг. Даже работая у себя наверху в мастерской, в полном уединении, он не чувствовал вокруг себя пустоты. Он много писал в живописных уголках леса Фонтебло, особенно осенью.
Это литография изображающая мертвого революционера, лежащего на тюремной постели и двух тюремщиков, стоящих рядом, - короля и его министра юстиции (Этого можно выпустить на свободу. Действительно, только Домье и было заботы, как веселить царствующего монарха Франции.
Каждый день Оноре старался урвать хоть полчаса на серьезную живопись. Человек мёртв. Он придавал большое значение свету: его краски нежные, светлые, спокойные. получили чрезвычайно широкое общественное и идейное – а через них и политическое – звучание. Из такого рода листов почти целиком состоят небольшие серии этих лет – Папы и Все, что вам угодно.
Одна из последних его литографий – «Потрясенная наследством» (1871). В этих произведениях он как бы переводит на язык живописи свои графические работы. В ряде литографий 1870—1872 гг. Мятая, рваная, угловатая экспрессия этой зловещей фигуры (отлитой Домье из гипса, а в XX в. переведенной в бронзу) не сравнима буквально ни с чем в мировой скульптуре: только Паоло Трубецкой в своем Александре III использовал по-своему некоторые приемы уникальной в своем роде скульптурной карикатуры. Создавая этот рисунок, Домье не был более свиреп, чем обычно.
Попав в Париж, он копировал произведения старых мастеров в Лувре. Я не вижу необходимости связывать эти работы (за исключением превосходного Портрета мятежника) непременно с 1848 годом. Резким сопоставлением света и тени, энергичными линиями художник сумел дать мощный образ, олицетворяющий жизненную силу страны.
С этими сериями она очень близка и по своим композиционным приемам и общему световоздушному и пространственному решению. Только увидя такие литографии, Бальзак (который сам сотрудничал в газете «Карикатюр», правда, несколько ранее, в1830—1832гг. ) мог, говоря о «могучей силе искусства», сопоставить карикатуру с фреской и скульптурой. Художники обращались к показу сельской природы Франции (деревни, поля, реки, леса) и своими произведениями утверждали новые пути реалистического пейзажа, насыщали его глубоким чувством. Особняком по своему сюжетному содержанию среди литографий 1839-1843 гг.
После подавления революции 1848 г., когда республике грозит опасность со стороны бонапартизма, он изображает «Ратапуаля», бонапартистского агента, хитрого наглеца, предателя. Общий итог этого периода художественной биографии Домье не становится от этого меньше. Известно ведь, что уже в эти годы им была написана одна (неизвестно которая) из его картин на сюжет, взятый из Дон Кихота. Они дали Домье материал для нескольких самых совершенных сатирических творений. Несколько нигилистическое отрицание всех человеческих ценностей и насмешка над всем на свете, достигшие своего апогея около 1840 г., сменились теперь пристальным исследованием реальных свойств и закономерностей общественной жизни и изучением реальных человеческих характеров в их отношении друг к другу и к действительной исторической обстановке последних лет Июльской монархии.
Д. создавал и рисунки для гравюр на дереве (главным образом книжные иллюстрации). Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Тесно связан с демократическим движением, мастер сатирического рисунка и литографии.
Уже в этой работе видны особенности будущих живописных произведений художника: единичное событие доводится до обобщенного образа, а монументальная выразительная композиция сочетается с ее якобы «случайностью», создающей впечатление выхваченного из жизни эпизода. Но в ранних работах («Гравер», 1830—1834, бывш. Под рисунком подпись: «Бедная Франция, ствол сломлен, но корни еще крепки». Когда Домье было 8 лет, отец переселился в Париж, надеясь на литературный успех. Основываясь только на сюжете, относят к 1848 г. несколько композиций Домье изображающих восстание или группы и отдельные фигуры парижских рабочих (Восстание из б. коллекции Герстенберг, так называемая Семья на баррикадах в Пражском музее и др. ). Литографии Домье наполняются отныне неистовой ожесточенностью.
Резкие контрасты света и тени усиливают драматизм, скупые детали отступают на второй план, но вместе с тем они уточняют обстановку, в которой произошло убийство, показывают, что оно совершилось, когда обитатели мирно спали. Министр Гизо выбрасывает лозунг «Обогащайтесь. » На это Домье откликается, создавая образ Робера Макэра – афериста, проходимца, спекулянта, умирающего и вновь воскресающего (серия «Карикатюрана», 1836 – 1838). Они символичны, но символ идейно насыщен и убедителен. Изобразительным искусством стал увлекаться с раннего детства.
В конце концов и вся фигура монарха, с согнутыми в коленях толстыми ногами, стала казаться памятником лицемерию, возвышающимся над зрелищем народного горя. Есть определенное сходство у персонажа клоуна и частного персонажа карикатур Домье – Луи-Филиппа (например: «Гаргантюа»), Это подчеркнуто не только сходством черт и толстой фигурой, но и тем, что этот персонаж здесь представлен своего рода хозяином этого шоу, управляющим, смеющимся злорадно, выявляя суть происходящего, как бы издеваясь над теми, кто искренне верит в справедливость власти и тех законов, которые она производит. Напротив, следующая литография: «Свобода печати» — дышит энергией. Однако именно на эти годы приходится и нечто совсем иное, что было для Домье гораздо более глубоким источником грядущего расцвета его искусства, чем малохудожественная среда дешевых литографских листков 20-х годов. После 1848 заметно влияние Руссо на его творчество.
В своих литографиях (а у него их около 4 тыс. ) художник, прибегая то к обличительному гротеску, то к острой реалистической характеристике ситуаций и типажей, разоблачает пороки современного буржуазного общества, лицемерие правящих кругов их продажность и жестокость. Напротив, этот нелепый ночной наряд подчеркнул мускулистое тело, размах плеч. В природе Диаз стремился увидеть нечто праздничное. Ведь даже о кузнецах Гойи можно было еще думать как о художественном воплощении деревенской жизни, - не говоря уж о шлюзовщиках или возчиках щебня Джона Констебля, а в первом городском (в полном смысле слова) пейзаже – в Печи для обжигания извести Жерико – не было людей.
Пушкина), Монах (1840, Париж, Лувр), Воз сена (1860-е, Москва, ГМИИ им. Теперь у него был свой дом, согретый присутствием веселой и ласковой Александрии. Но образы карикатур Домье 1833-1835 гг.
Не знаю. Домье стал с необычайной зоркостью разыскивать и находить реальные человеческие образы, существующие не в отвлеченном воображении, а в реальном Париже и воплощающие в себе убежденно и законченно буржуазное отношение к миру и человеку во всех его преломлениях – политическом, социальном, моральном, эстетическом интеллектуальном. Из вереницы этих первых послереволюционных сатирических изображений не выделяется также и та, сделавшая имя Домье широко известным, - карикатура Гаргантюа (декабрь 1831 г. ), за которую в августе следующего года Домье был посажен в тюрьму Сент-Пелажи. Домье чутко и эмоционально отозвался на террор, наступивший после Июльской революции.
Многие темы для своей живописи Домье черпает из народной среды, создавая яркие образы простых людей, полных человеческого достоинства. В 60-е Милле обращается к жанру пейзажа, часто показывает «мгновение» в природе: порыв ветра, движение волн, смену поз людей изображенных на картине. Будущий художник родился в Мар селе в семье стекольщика.
Пушкина). Леруа был высок, худ, носил маленькую мохнатую бородку.
Той же силы воздействия достигают листы, в которых Домье раскрывает классовую борьбу, показывая роль рабочего класса: «Он нам больше не опасен», «Не вмешивайтесь», «Улица Транснонен 15 апреля 1834 года». Художник дает целый ряд антимилитаристских сатир, как, например, «Мир проглатывает шпагу». Но и не все друзья Домье вели себя одинаково в этот час испытания. Жюль Дюпре родился в Нанте в семье фабриканта.
Рынок в Нормандии (1932, Санкт-Петербург, Эрмитаж), Гроза, равнина Монмартра (ок. предельно объемны, пластичны. В литографии «Это убило то» он показывает, что избрание Наполеона III было началом всех бедствий. В литографии Домье впервые в таком изобилии, широким потоком проник пейзаж – не только городской, но и деревенский, неразрывно связанный с человеческой жизнью, нередко очень резко с ней контрастирующий. На пол свисают простыни с развороченной постели.
От этого фигуры на его листах 30-хгг.
к однообразной и поверхностной развлекательности. А. С. Пушкина в Москве и изображающую Камилла Демулена, призывающего народ к восстанию. французский график, художник и скульптор. Бестолковые, нередко уродливые и грубые взаимоотношения родителей и детей вызывают у Домье не один лишь гнев, но и горечь и с абсолютно открытым сочувствием (хотя и без всякой сентиментальности) изображена им плачущая и вытирающая слезы публика галерки в литографии Пятый акт в Ла-Гэтэ или сидящая на парковой скамейке старушка, застывшая в ужасе при виде того, как какой-то оборванец подымает за хвост ее пуделя (в литографии Это Ваша собака. ).
Все чаще простой народ, рабочий класс становятся в центре внимания писателей и художников. Вот лохматый Прюнель, вот мрачный Руайе-Коллар, вот Гизо, который с плохо скрываемой скукой слушает марсельские шутки Тьера.
Бойня на улице Транснонен останется несмываемым пятном на её виновниках». В рисунке можно допустить неопределенность штриха, расплывчатость пятна. Карикатуры Д. распространялись в виде отдельных листов или публиковались в иллюстрированных изданиях, где сотрудничал Д. (в «Силуэт», «Silhouette», 1830—31 в основанных издателем Ш. Филипоном «Карикатюр», «Caricature», 1831—35 и «Шаривари», «Charivari», 1833—60 и 1863—72). Критиковать позволялось некоторые (не все, конечно) иностранные государства и правительства. В литографии «Империя — это мир» изображено поле с крестами и надгробными памятниками.
стоит серия Древняя история (1842), отличающаяся от других прежде всего своим откровенно пародийным характером. Запрещение политической карикатуры и закрытие «Карикатюр» (1835) вынудили Д. ограничиться бытовой сатирой. Все свои силы он собрал теперь для борьбы против взявшей верх реакции.
В 1878 году Камилл Пелетан 77 имел в виду прежде всего «Законодательное чрево», когда писал в газете «Раппель»: «Господин Домье запечатлел для истории полную коллекцию лиц той эпохи, весь набор типов, принадлежащих к определенной тяжеловесной породе, среди которых лицо одного Тьера поражает умом, хитростью, марсельской живостью. Отныне Домье навсегда связал свою судьбу с политической прессой, подписываясь псевдонимом, затем «H. D» и, наконец, полным именем и фамилией. Позднее Домье выполняет серию «Адвокаты».
Позже он переходит к показу сельской местности. Прачка и ребенок с трудом идут по пустынной набережной навстречу ветру. Жан-Батист-Камиль Коро относился к поколению более старшему, чем художники-барбизонцы. На первом памятнике надпись: «Погибшие на бульваре Монмартра 2 декабря 1851 года», на последнем – «Погибшие у Седана 1870 года», то есть Домье утверждает, что империя Наполеона III с начала до конца приносила французам смерть.
Шедеврами мирового графического искусства стали такие литографии Домье, как «Законодательное чрево», «Свобода печати», серии «Знаменитости золотой середины», «Люди юстиции», «Робер Макер». Давно уже стало невозможным представлять себе не только этот переломный момент французской истории, но и вообще все то бурное освобождение человеческого духа, какое дало столь притягательную силу девятнадцатому веку, не вспоминая как один из самых сильных примеров этой мятежной силы девятнадцатого века те шедевры политической графики, которые были созданы Домье на гребне революционного подъема 1833-1835 гг.
Я постараюсь показать дальше, в чем здесь дело. Но я не думаю, чтобы даже Адемар сумел рассказать, что же именно веселое мог отыскать король Луи-Филипп в литографиях Домье, где король был выведен в виде китайского болванчика, в виде клоуна, задергивающего занавес над закончившейся комедией Палаты депутатов, в виде грабителя, хладнокровно отрезающего головы целому индюшатнику, в виде тюремного лекаря, констатирующего смерть политического заключенного, в виде груши (что стало широко распространенным прозвищем Луи-Филиппа в революционной печати), облаченной в королевскую мантию и прикрывающей ею целую толпу преступников, в виде отвратительного разбухшего толстяка, дрыхнущего на королевском троне из-под которого во все стороны торчат пушечные дула (литография Покой Франции, 1834) и т. д. Нет такого острейшего и грубейшего издевательства, которое Домье не позволил бы себе по адресу ненавистного всему французскому народу (за исключением банкиров и лавочников – по определению Маркса) и в полной мере заслужившего эту ненависть короля-буржуа Луи-Филиппа. Домье в этом рисунке достиг небывалой высоты. С 1814 жил в Париже, где в 1820-х гг.
В его картинах чувствуется эмоциональное отношение к действительности. Никакой тюремной идиллии 1832 г. не осталось и в помине. Таков, например, лист «Все же очень лестно видеть свой портрет на выставке» (из серии «Салон 1857 года»). Параллели эти при знании того, что следующую работу на эту тему Домье назвал «Законодательное чрево», можно связать с фигурой непомерно толстого клоуна, раздутого именно в области «чрева», плоть его доминирует.
Особенно его привлекают Рембрандт и Рубенс.
Художник дает целый ряд антимилитаристских сатир, как, например, «Мир проглатывает шпагу». В ряде литографий 1870 – 1872 годов Домье разоблачает виновников бедствий Франции. Его родите ли вскоре переехали в Париж. В 1833 г. политическая ситуация во Франции стала быстро и резко меняться. Ла Порт о Ваш в снегу (1853, Филадельфия, Музей искусств), Собирательницы хвороста (1850-е, Москва, ГМИИ им.
Рядом на полу видна голова мёртвого старика. Он то вы ступает в роли лицемера врача, радостно констатирующего смерть раненого рабочего («Он нам больше не опасен», 1834 г. ), то, обнявшись со своими соратниками, воровато вынимает из чужого кармана часы («Мы все честные люди, обнимемся», 1834 г. ).