Джорджоне Спящая Венера Описание Картины
«Спящая Венера», Джорджоне — описание картины
Она сменила несколько хозяев, а в 1697 году ее приобрел у торговца картин Ле Роя курфюрст Саксонский для своего собрания – так она попала в Дрезденскую галерею. Эта картина — логическое завершение созданного Джорджоне жанра «сельской сцены», которая предстает в его последней работе в облике «счастливой Аркадии», где на лоне природы музицируют нарядно одетый патриций, пастух и прекрасная обнаженная нимфа, а вторая женщина склоняется над мраморным колодцем со стеклянным сосудом в руке, прислушиваясь то ли к звукам музыки, то ли к тихому журчанию воды.
Над ее восстановлением работали лучшие советские искусствоведы и реставраторы. Вместе с другими пострадавшими в войне шедеврами «Спящая Венера» оказалась в Москве, в Музее изобразительных искусств имени Пушкина. Италия. Друзья прозвали его Джорджоне – великий Джорджо, в знак уважения его таланта. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.
Известно, что семья Джорджоне испытывала лишения. Его жизнь трагически оборвалась в 1510 г. во время эпидемии чумы в городе. Современники, побывавшие на том пиру, рассказывали, как все восхищались творениями обоих художников, особенно хвалили «Юдифь» – в полной уверенности, что она написана Джорджоне, а когда выяснилось, что это работа Тициана, возникла некоторая неловкость.
Почему обнаженная женщина, кормящая грудью ребенка изображена в открытом пространстве, в глубине которого на небе сверкает молния. В частности, еще в XIX веке «Спящая Венера» считалась копией с Тициана, созданной итальянским художником XVII века Сассоферрато. Особая «концепция сна», той формы физического и духовного отдыха, под которой подразумевалось предрасположение души к возвышенному созерцанию и воссоединению с божественным началом, была развита гуманистами и неоплатониками 16-го столетия.
Спящая Венера (картина Джорджоне)
Мы не можем отправиться в прошлое и узнать истинную задумку итальянского художника, но ничто не мешает нам удивляться и восхищаться чудесной чистотой и изящностью образа «Спящей Венеры». Ярким примером такой нарисованной музыки является последняя дошедшая до нас картина Джорджоне «Сельский концерт».
Образ этой прекрасной женщины-богини лишен налета эротики даже в самой малейшей степени. Сравним две картины этих художников, картины очень похожие по сюжету. Больницы были переполнены. Лицо рыцаря задумчиво и печально, монах обращается к нам с патетическим жестом скорби. «Спящая Венера» Джорджоне — едва ли не первое произведение живописи Возрождения, в котором нагота составляет главную его тему.
Описание картины Джорджоне «Спящая Венера»
Но история картины на этом не закончилась – самое страшное было впереди. Вазари в своих Жизнеописаниях итальянских художников также сообщает, что в Венеции Джорджоне открыл собственную мастерскую, пригласив в качестве помощников совсем юных Тициана и Себастьяно Лучани (Себастьяно дель Пьомбо). И все это было в картине Джорджоне.
Друзьями они никогда не были. Лето 1510 года принесло в Венецию страшную беду – в город пришла чума. Позднее Тициан написал для Филиппа Испанского несколько вариантов темы Венеры и Данаи. И конечно же, собрания этих патрициев-гуманистов украшали работы их любимого Джорджоне.
Говорили и о том, что художник ведет далеко не аскетический образ жизни: он, как пишет Вазари, прекрасно пел играл на лютне – его игра и пение «почитались в те времена божественными», – а потому был желанным гостем в любом венецианском доме, на любом празднике. Персонажи Джорджоне предстают перед нами на скалистой, поднимающейся несколькими ступенями площадке в тихий предвечерний час, а возможно и ранним утром — бледно-голубое, покрытое легкими лиловыми облачками небо у горизонта окрашено в красноватые тона заката (или рассвета) легкий туман окутывает простирающуюся внизу зеленую долину и очертания синеющих на горизонте гор. Полотно с изображением Венеры лучше всего охарактеризовать словами Б. Р. Виппера: «Не только восхитительная замкнутость силуэта, хочется сказать «музыкальность линии», мягкость формы, не только чудеса самой живописи приковывают внимание к «Венере» Джорджоне, но и неслыханная смелость концепции Джорджоне показал Венеру без мифологии, без символики, без средневекового страха перед наготою – просто прекрасной женщиной. Так мирный сон и мирный предвечерний пейзаж сливаются в неповторимую музыкальную гармонию. Прикосновения Джорджоне к самой сущности женственности, сделало «Спящую Венеру» великолепным образом для всех поколений художников.
Не меньше споров вызывает и сюжет «Трех философов» (ок. Это был женский силуэт, который подобен нежной тени. К сожалению, написанная Джорджоне композиция позднее, видимо, при переводе с дерева на холст была уменьшена в ширину примерно на треть в первоначальном виде, как свидетельствует гравюра Антуанетты Ларшер (1690), фигура героини Джорджоне была более гармонично вписана в пейзажную панораму. Единственный живописный вариант этого Автопортрета (Брауншвейг, Музей герцога Антона Ульриха), по мнению ряда исследователей, является подлинником, нижняя часть которого, с головой Голиафа на парапете, ныне утрачена.
О долгой жизни Тициана (1488-1576) известно практически все: поразительная карьера, привязанности и приглашение к главнейшим дворам Италии и Европы, ревнивое внимание к собственному благосостоянию, предпринимательский подход к управлению собственной школой. Созданная для Гвидобальдо, сына урбинского герцога, «Венера Урбино», один из шедевров тициановской классики, скорее всего, признана служить аллегорией супружества. Видимо, это определило и необычную тематику станковых картин Джорджоне. Некоторые исследователи отождествляют ее персонажей с тремя волхвами, наблюдающими Вифлеемскую звезду, ссылаясь на то, что старший философ держит в руках астрологическую таблицу, а младший, в руках которого применявшиеся при астрономических наблюдениях циркуль и угольник, с легкой улыбкой всматривается в темноту грота (возможно, Вифлеемской пещеры). Не сохранилось ни одной подписной и датированной его работы, к тому же положение осложняет тот факт, что некоторые картины Джорджоне заканчивали после безвременной кончины художника его ученики, в том числе Тициан. «Грозу» нередко называют первым пейзажем в истории европейской живописи, что не совсем точно, так как пейзажные панорамы с небольшими человеческими фигурами писали в это время и нидерландские и немецкие мастера.
По-видимому, почти одновременно с Мадонной Кастельфранко была написана Юдифь (ок. Интерпретации сюжета этой картины посвящена обширная литература. С именем Джорджоне связывают ряд портретов. Как замечательно изображено роскошное тело богини, как великолепна вся композиция.
После взятия Дрездена советскими войсками эти подземные убежища были найдены. По словам биографов тех времён: «За яркую победительную внешность и величие духа именно в столице его прозвали Джорджоне, что означает – большой Джорджо». Персонажи картины — и старец с астрологической таблицей (астрология тогда отнюдь не считалась лженаукой) и предпочитающий размышление восточный философ и юноша с угломерными инструментами в руках равно представляли величайшую из наук — философию. В 1939 году началась Вторая мировая война. Уже при жизни о нем ходили легенды. От всех этих фресок остался один небольшой неясный фрагмент.
«Спящая Венера», видимо, была написана в те годы, когда Джорджоне, заваленный заказами, стоял во главе художественной мастерской и менее ответственные части в его картинах заканчивали ученики — Тициан и Себастьяно дель Пьембо. Круг заказчиков его станковых картин хорошо изучен и достаточно специфичен — это молодые венецианские патриции, близкие к «Академии Альдина» — объединению венецианских гуманистов, знатоков античности, ренессансной литературы, философии, связанных с деятельностью крупнейшего итальянского книгоиздателя этого времени — венецианца Альдо Мануцио. Но «Гроза» — первое произведение европейской живописи, тональность которого определяет состояние природы, ее жизнь. Создавая образ античной богини любви, Тициан наполнил его новым жизненным смыслом. Богиня изображена обнажённой, но полной чистого целомудрия. Документы из архива венецианского Дворца Дожей свидетельствуют, что он в 1507 году снова находился в Венеции и получил заказ написать картину для зала Совета Десяти. Воплощенная мечта художника – счастливые люди на фоне прекрасной природы.
Описание картины «Спящая Венера»
Как отмечал в своих работах исследователь Бернсок «иметь картину у себя дома стало для венецианцев такой же потребностью, как слушать музыку» и, благодаря своим разносторонним талантам и душевной щедрости, Большой Джорджо мог полностью удовлетворять обе эти потребности. Не шелохнется раскидистая листва темных крон далеких т-образных пиний, спит деревушка, прилепившаяся вдали на пригорке у правого края картины, неподвижна тоненькая горизонтальная полоска озера, сияющая над телом богини у линии горизонта, замерло в небе справа белое волокнистое облако, озаренное заходящим где-то слева солнцем. Плавные и чистые линии ее тела похожи на невысокие окрестные холмы. Природа и человек предстают в этой картине Джорджоне в идеальном гармоническом равновесии. Нагота в картине Джорджоне является уникальным в своём роде элементом.
1507—1508, Вена, Музей истории искусства). А еще Джорджоне слыл человеком «благородных и добрых нравов», был хорош собой и пользовался любовью женщин. Многие сердца покорила «страшная сила» красоты Венеры.
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
- Словари и энциклопедии на Академике
- Общееколичествопросмотровстраницы
- – СПЯЩАЯ ВЕНЕРА КАРТИНА ДЖОРДЖОНЕ
Если сравнить картину сл «Спящей Венерой» Джорджоне становится очевидным, что Тициан исключил любой намек на идеализацию. Все полотно пронизано солнцем и музыкой, особый, поэтический, прекрасный мир. Возрождение. 1505—1506, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). И отвечал им взаимностью.
Последний, по-видимому, самый плодотворный период творчества Джорджоне (1507—1510) представлен сюжетными композициями и портретами. В летнюю жару пересохли колодцы и людям не хватало воды. Стареющий мастер придал всему изображенному красочный блеск высшего совершенства. За ее сомкнутыми веками затаился прекрасный и божественный мир.
Столь же гармонично, как и сама богиня, вписывается в облик мирной природы и поселение на вершине холма (возможно, написанное Тицианом). К началу XVI века образ Венеры еще не был распространен в итальянском искусстве.
Иногда философов Джорджоне отождествляют с персонажами античной литературы. Это позволяет предположить, что персонажей не объединяет какая-то сюжетная линия. Сведения о Джорджоне очень скудны. Черты, свойственные венецианской школе живописи, воплощены в творчестве Джорджоне. Очень плохо сохранившаяся фигура Купидона, сидевшего у ног Венеры, была обнаружена под более поздними записями при просвечивании картины рентгеновскими лучами.
Поэтической вершиной его искусства стала «Спящая Венера» — единственная из дошедших до нас картин художника на мифологический сюжет. В 1525 году М. Микиэль писал о ней: «Картина на холсте изображающая обнаженную Венеру, которая спит в пейзаже и Купидона, написана Джорджоне из Кастельфранко, но пейзаж и Купидон были закончены Тицианом». 1509—1510, Париж, Лувр), по-видимому, законченный Тицианом. Говорили, что родился он в семье Барбарелли в городке Кастельфранко. Попала не в лучшем состоянии.
1510, Дрезден, Картинная галерея). Перед ним был истинный шедевр – обнаженная прекрасная женщина, погруженная в сон. Одной из последних картин Джорджоне является «Сельский концерт» (ок.
Ни одна из картин итальянского Возрождения не имела столько повторений и вариантов, как «Спящая Венера» Джорджоне. В 1504 году в Венеции, в районе моста Риальто, случился страшный пожар. Патетическое начало, присущее этому портрету, характерно и для другой, возможно, портретной работы Джорджоне — Старухи (1506—1508, Венеция, Галерея Академии), происходящей, как и Гроза из собрания Габриэле Вендрамина. Действительно, с именем художника связано много неясного.
Венеция. На его полотне женщина, не прикрытая одеждой, не стесняется этого, не олицетворяет греховности и не находится в шаге от морального падения. «Венера Урбино» Тициана и «Спящая Венера» Джорджоне. Но в XIX веке были найдены «Заметки о произведениях искусства», написанные венецианским патрицием Маркантонио Микиэлем (жившим в первой половине XVI века) и тогда творчество Джорджоне было как бы заново открыто. Спокойствие и дистанция позволили выразить легкость и просветленность этого мира красоты. Джорджоне прекрасно пел и играл на лютне, это позволило ему приобщиться к избранному кругу богатых и знатных молодых патрициев, которые мечтали «всю землю превратить в сад веселья».
В конце XV века написал свое «Рождение Венеры» Сандро Боттичелли и его Венера — хрупкая, почти бесплотная, с каскадом тяжелых золотых волос — представляет собой изящное сплетение языческого мифа с последними остатками средневекового страха перед земной, чувственной любовью и красотой обнаженного женского тела. Да и в искусстве шли разными дорогами. Поначалу их вывозили в дворянские поместья и замки Саксонии.
Либо нагота эта жестока и губительна, как в древнегреческом мифе об Актеоне. А теперь он уже мог это сделать. Но, по крайней мере, два из них являют нам новый тип портрета-картины. Картина эта не фигурирует в документах XVI века и авторство Джорджоне (оспариваемое некоторыми современным исследователями) установлено лишь на основании ее стиля. Прекрасный мужчина, его любили многие женщины Венеции, но не находя подходящей для себя, художник создает свою, воплощает свой идеал в картине «Спящую Венеру».
Очень высокий трон Мадонны вознесен к небу, его спинка уходит за верхний край картины, а Мадонна, чуть склонив прекрасное, промоделированное легкой дымкой светотени лицо, задумчиво смотрит вниз, где у подножия трона стоит саркофаг с гербом рода Костанцо туда же смотрит и притихший Младенец, лежащий на ее коленях. В XIX веке реставраторы почти заново переписали часть правой стороны, где у ног Венеры некогда был изображен маленький Купидон, впоследствии обнаруженный с помощью рентгеновских лучей. Известнейшие поэты и романтики Европы, признали Джорджо из Кастельфранко своим предтечей. Галерея Академии. За богиней простирается столь любимый Джорджоне пейзаж венецианской провинции: вдали на пригорке видна маленькая деревушка, за ней зеленеет равнина с одиноким стройным деревцем, а на горизонте вырисовывается далекая цепь холмов с замкоми синяя полоска озера. Каждый день уносила она сотни жизней.
Черты ее лица напоминают черты лица старухи, которая держит в руке свиток с надписью «Col tempo» («С течением времени»). Результатом этого вызова стала работа художника «Юдифь», чьи неотразимые глаза неспроста опущены к полу. Была обнаружена и «Спящая Венера» – она лежала в старой, грязной вагонетке. Наоборот, мало кому из художников Возрождения (да и последующих веков) удавалось создать более возвышенный и целомудренный образ.
А вдали – невысокая гряда голубых гор, здания, деревья. Так близко подойти к жизни никто из художников Ренессанса еще не осмеливался». Во всех чертах ее нежного и задумчивого лица разлита тончайшая одухотворенность, а за ее опущенными ресницами как бы скрыта вся полнота чувств и переживаний человека, наделенного тонкой душой. Период творческой зрелости Джорджоне характеризует его первая бесспорная и достаточно точно датируемая работа — алтарный образ Мадонна Кастельфранко (1504—1505, Кастельфранко, собор Сан Либерале). Он же, видимо со слов Тициана, пишет, что Джорджоне был талантливым музыкантом («его игра на лютне и пение почитались в те времена божественными»).
Тогда, на площади перед домом Джорджоне, Тициан, вытаскивая холсты из костра, конечно же, не разглядывал «Венеру» – он старался спасти гибнущие полотна. До конца XVII века картина как фамильное достояние хранилась в семье Марчелло.
Вращаясь среди них, Джорджоне полностью посвятил себя искусству, музицированию и любовным утехам.
Убытки их были огромны, а потому Сеньория постановила выстроить здание заново. Но потом для семейства настали трудные времена и картину пришлось продать. Певучее и идеальное тело Венеры, богини любви исполнено царственной простоты. Спящая, она всем своим существом связана с окружающей ее природой.
Несколько поколений реставраторов старались сохранить для потомков этот шедевр. «Спящая Венера» была написана художником для патрицианской семьи Марчелло и до конца XVII века находилась в их коллекции, а в Дрезденскую галерею картина поступила в 1699 году.