Едоки Картофеля Музей Винсента Ван Гога

Картина Едоки картофеля, Винсент Ван Гог, 1885 – описание

В мае, на радость Винсенту, к нему приехал Ван Раппард. Так, значит, вперед. Светлые краски. Осенью Винсента вновь навестил Ван Раппард. (Это была его судьба — во всем повиноваться только личной, внутренней логике). Дальняя стена комнаты кажется наклонившейся. Хотя того несколько смущали размеры картин, как и то, что Германе хотел получить композицию с пятью-шестью фигурами (тогда как Ван Гог предпочитал иметь дело с меньшим числом персонажей), Винсент был в восторге от этой сделки, дававшей ему возможность писать картины без каких-либо затрат и с рвением принялся за работу.

Долина Ла-Кро» (1888), Музей Винсента Ван Гога, Амстердам), то в зловещих, напоминающих ночной кошмар образах («Ночное кафе» (1888), музей Крёллер-Мюллер, Оттерло) динамика цвета и мазка наполняет одухотворённой жизнью и движением не только природу и населяющих её людей («Красные виноградники в Арле» (1888), Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва), но и неодушевлённые предметы («Спальня Ван Гога в Арле» (1888), Музей Винсента Ван Гога, Амстердам). Он как бы разучивал гаммы.

Описание картины 
«Едоки картофеля»

Описание картины «Едоки картофеля»

В серии картин и этюдов середины 1880-х гг. Смотрите, как хорошо. Вот тогда и произошел этот знаменитый инцидент. Он встал, сорвал полотно с подрамника, отбросил его в угол и натянул новый холст.

Все в этом мире эфемерно, преходяще и недолговечно. Ни в коем случае. Как знать – может быть, в Антверпене ему даже удастся продать какие-нибудь из своих работ. Сходя с поезда в Хелмонде, куда она ездила за покупками, мать упала, сломав правое бедро. Художник должен быть художником и ничем больше.

Картофель он писал картину в гамме картофеля, пыльного и нечищеного. Но еще больше удивило кожевника то, что он никак не мог забыть холсты и рисунки Ван Гога. Ее поместили в утрехтскую клинику.

Домашние помнят Винсента как своенравного, трудного и нудного ребёнка со «странными манерами», что было причиной его частых наказаний. Никогда еще он не был озабочен таким множеством технических вопросов. В июле 1869 года Винсент устраивается на службу вгаагскийфилиал крупной художественно-торговой фирмыGoupil Cie, владельцем которого являлся его дядя Винсент («дядя Цент»). Теперь его кисть была призвана напомнить миру о забытых обществом «малых сих» — шахтерах, крестьянах, ткачах, рыбаках. Его отец был протестанским пастором, а мать – дочерью переплетчика и продавца книг. Судя по всему, он не слишком надеялся на это. Вдова сохранила коллекцию неделимой, продав лишь несколько работ.

Соответственно темнота других частей картины усилена. Ван Гог задумал написать за зиму пятьдесят этюдов голов крестьян. Его органически отталкивало все связанное с «высшим обществом», с гостиными, нарядными дамами изысканными манерами, «лакированными ботинками» и так же органически притягивали все атрибуты жизни низших классов, «людей в деревянных башмаках». К тому времени он уже постиг многие тайны мастерства и убежденно провозглашал свое кредо.

Винсент Ван Гог 
– Едоки картофеля

Винсент Ван Гог – Едоки картофеля

Неизменно угрюмый, он лишь ненадолго заходил в пасторский дом. В обмен на проживание он обещал высылать Тео Ван Гогу свои картины. Все черным-черно вокруг него и в душе тоже. Здесь кончается «ранний Ван Гог». Мгновение, которое проходит, уже ушло от тебя навсегда. Почему ты не продаешь своих картин.

Ван Гог снова обратился к живописи и его брат Тео (единственный, кто поддерживал Винсента на протяжении всей его нелегкой жизни) помог ему уехать в Брюссель и попробовать себя в роли слушателя Королевской академии изящных искусств. Но конец всему положила безответная любовь. Брата Тео, приехавшего на похороны, Винсент настойчиво убеждал взять его с собой в Париж. Ван Гог был так потрясен, что утратил всякий интерес к работе.

Описание картины 
Ван Гога Едоки картофеля

Описание картины Ван Гога Едоки картофеля

Отныне Винсент будет жить только живописью и для живописи. Он давно уже перестал. Это висячая керосиновая лампа. Одна лишь работа давала ему отдохновение.

Нет. Винсент Ван Гог родился 30 марта 1853 года в деревушке Грот-Зюндерт (нидерл. Groot Zundert) в провинции Северный Брабант на юге Нидерландов, недалеко от бельгийской границы. Куда важнее другое – обвинения Ван Раппарда по части искусства живописи. – представить его как нечто абсолютно естественное. «Я часто думаю, что крестьяне представляют собой особый мир, во многих отношениях стоящий гораздо выше цивилизованного», — писал Винсент.

Своим величайшим учителем, самым современным из художников, он по-прежнему считал Милле: Милле – это отец Милле иными словами советник и наставник молодых художников во всех областях. Винсента презирали и третировали, как никогда раньше. Моя палитра оттаяла, – констатировал он. Вчера я именно так подшутил над почтенным собратом моего отца. Теперь живопись открылась Винсенту во всем великолепии.

Он вновь с мрачным ожесточением взялся за кисть. Но Марго (судя по всему, наделенная крайне хрупкой нервной конституцией) не примирилась с этим отказом. Вслед за этим Винсент решил написать за зиму пятьдесят крестьянских голов (Некоторые из этих холстов в настоящее время находятся в музеях Парижа, Брюсселя и Лондона (Крестьянка в зеленой шали) используя относительный досуг, которым крестьяне располагают в ненастное время года. В мае Винсент завершил свою картину.

Таков закон внезапного контраста, который отчасти уже широко использовал Делакруа. О нем все время ходили сплетни, недобрые толки. Он должен жить среди декорации своих сюжетов. Самой главной работой Ван Гога в Нюэнене была картина «Едоки картофеля» (с большим количеством подготовительных и сопутствующих этюдов) – ужин крестьян в хижине.

Вдобавок его новая пассия попыталась покончить с собой. Винсенту Ван Гогу было 37 лет. Здесь хранится большая часть работ художника. Винсент продолжал писать – натюрморты, птичьи гнезда, кое-какие пейзажи. Он не отличался от них одеждой и образом жизни, но внутренне оставался самим собой.

Винсент остался в Нидерландах и в течение полугода работал в книжном магазине вДордрехте. В последнюю неделю своей жизни Ван Гог пишет свою последнюю и знаменитую картину: «Пшеничное поле с воронами».

Если Винсент так остро реагировал на нападки Ван Раппарда (Порой мне кажется, – гласит его душераздирающее признание, – что поднимают руку на меня самого, настолько я связан с моим творчеством, настолько мои убеждения – часть меня самого) и если ему не всегда удается – он и это признает – сохранять спокойствие, то потому только, что суждения, высказанные Ван Раппардом, на взгляд Ван Гога, могли исходить лишь от невыносимо педантичного человека, верного питомца академии, от человека, абсолютно неспособного понять истинный смысл его творчества, направления, которое он избрал. Хальс осуществил мечту Винсента, четко заявить свой сюжет сразу, за счет максимального напряжения всех сил ума. Винсент был вторым из семи детей Теодора и Анны Корнелии. Но при всем этом мужество мое, а, возможно, также и силы скорей окрепли, нежели ослабели. Гоген уехал, Тео Ван Гог, напротив, стал ухаживать за братом. Он стушевался и, надо сказать, без особого труда.

В 1869 году он поступает на службу в гаагский филиал крупной художественно-торговой фирмы GoupilCie и за короткое время овладевает профессией продавца. Эфемерная и трагическая идиллия.

Коричневое платье девочки, стоящей спиной на первом плане, коричневые руки и лица сотрапезниц в «Едоках картофеля», выразительные блики коричневого до предела насыщены смыслом. Он испытывает таинственное влечение к цвету. Таким образом, Винсент Ван Гог начал профессионально заниматься живописью только с 27 лет. Но есть одна объединяющая деталь в этой мрачной атмосфере изоляции – горящая лампа, символ его (Ван Гога) любви, свет, несущий утешение им в их одиночестве, от которого он сам так много страдал всю жизнь». Убежденный в своей правоте человек наконец-то уверенно зашагал к светлой и ясной цели.

Подавленный печалью этого края, он, как никогда, страшился своей участи. То и дело вспыхивали ссоры. Завтра, как и сегодня, она будет его кредо. Единственное сходство между двумя художниками – в общности их любимых сюжетов, которые и тот и другой брали из крестьянской жизни. Один из пастырей даже пообещал прихожанам деньги, если они не дадут себя рисовать, «но они мужественно ответили, что предпочитают зарабатывать у меня, чем клянчить у него». В этот период палитра Ван Гога стала светлой исчезли землистого оттенка краски, появились чистые голубые, золотисто-жёлтые, красные тона, характерный для него динамичный, как бы струящийся мазок («Агостина Сегатори в кафе «Тамбурин»» (1887--1888), «Мост через Сену» (1887), «Папаша Танги» (1887), «Вид на Париж из квартиры Тео на улице Лепик» (1887). Все это надо прочно освоить.

Вещи живут у него своей жизнью, не менее напряженной, чем человеческая. В конце марта 1876 года его уволили из фирмы Goupil Cie. Даже изобразил двух женщин, копающих картофель.

Ему ставили диагноз «шизофрения», а чрезмерное увлечение зеленой, красной и белой красками, по мнению врачей, указывало на цветовую слепоту художника, тогда как он считал свою манеру изображения революционной и не доступной для понимания современников. вы можете запросить все в системе с коробкой. Не будь этого, я, вне всякого сомнения, предпочел бы сохранить свои этюды и не согласился бы их продавать. Повинуясь первому побуждению, он вернул Ван Раппарду его письмо с почтительным приветом. Ван Гог не сомневался, что, даже и темная, она все-таки здоровее и достойнее господской.

Таким образом, все полотно звучит как бы в басовом регистре. – принять предначертание судьбы. В юности он работал в известной арт-дилерской компании «Гупиль», в которой позже служил до конца жизни его младший брат Теодорус Ван Гог (Тео). Вдвоем они много работали.

То же относится к синему и желтому. Послушайте, дружище, вещь эта довольно хороша, но она сделана с линии, а античные художники шли от объемов (от массы или ядра). Можно ли с уверенностью сказать, что это было именно так.

Я был бы в отчаянии, – уверяет он, – будь мои фигуры хороши. Съездив в Утрехт, он беседовал там с врачом клиники. Официальное открытие музея состоялось 2 июня 1973. Так Винсент, хотя и был рождён вторым, стал старшим из детей.

Описание картины 
Винсента ван Гога 
«Едоки картофеля»

Описание картины Винсента ван Гога «Едоки картофеля»

Поначалу художник верил, что сумеет вернуть деньги. В первой книге его особенно поразила следующая, весьма характерная история. Скудный крестьянский скарб всегда под руками, он или создан крестьянином или служит ему.

Его особой манеры смешивать краски и передавать реальность. Здесь я только писал и писал без устали, чтобы научиться писать. Так или иначе, есть все основания полагать, что Винсент решил – будь что будет. Цвет – это поэзия. Прошло время колебаний, сомнений, вопросов. – Мой долг – искать случая и использовать всякую возможность для продажи моих работ.

Ван Гог: описание 
картины «Едоки картофеля»

Ван Гог: описание картины «Едоки картофеля»

Что поделаешь. Можно сказать, что в то лето 1884 года Ван Гог открыл для себя живопись. Винсент торопился уехать. Ведь торф дает свет и тепло крестьянской хижине. Отсюда вывод: Львы – не обезьяны, они не подражают друг другу. Желание быть полезным простым людям направило его в Протестантскую миссионерскую школу в Лакене подБрюсселем, где он прошёл трёхмесячный курс проповеди.

Тео убеждает Винсента расстаться с ней. Напротив, вплоть до самого последнего времени я ничего другого и не встречал.

Он страстно желал деятельно служить людям, что привело его сначала к работе школьным учителем в английском городке Рамсгите, затем на место евангелического проповедника в шахтерском поселке в Боринаже, на юге Бельгии. В других частях картины предметы кажутся накренившимися из-за неправильной перспективы. Разве может их дочь выйти замуж за этого пачкуна, за неудачника оборванца. Да и какой отец на месте пастора вел бы себя по-иному.

Особенностью крестьянской психики Ван Гог считал очеловечивание вещей. Долина Ла-Кро» (1888), то в зловещих, напоминающих ночной кошмар образах («Ночное кафе» (1888) динамика цвета и мазка наполняет одухотворённой жизнью и движением не только природу и населяющих её людей («Красные виноградники в Арле» (1888), но и неодушевлённые предметы («Спальня Ван Гога в Арле» (1888).

Есть еще одно-два яблока другого цвета, которые выигрышно оттеняют весь ансамбль, окрашивая его в розовый. – говорил Винсент. Роль человека в его творчестве становилась всё меньше и чаще служила стаффажем (то есть человеческая фигура использовалась лишь для того, чтобы внести немного жизни). Неточности, а подчас и огрехи.

(Этот колорит — дань Ван Гога собственному будущему, высветленной палитре). Художнику они говорили, что он «не должен заводить близкие отношения с людьми не его круга», а своим прихожанам – чтобы они не смели ему позировать. Конечно, его работам присуще множество недостатков, он отнюдь не склонен это отрицать. Он почти не выходил из музея, без устали разглядывая картины великих мастеров.

Доктор Гаше даже говорил о выздоровлении. Он сделал также много эскизов – вариантов общей композиции, – и в мае 1885 года «Едоки картофеля» были закончены. Столкнулись лицом к лицу два разных мира. Винсент знал, чего он хочет и куда идет.

Четыре этажа соединены открытыми лестничными пролетами и площадками, работы художника развешены в открытых галереях, обеспечивающих к ним свободный доступ.

Он сам, как они, плоть от плоти этой земли. В этом мире все случайно, неповторимо и невозвратимо. Крестьяне относились к нему хорошо и позировали охотно, – разумеется, за плату.

Ван Гог взял свои краски, холсты, мольберт, кисти и пошел к хижине де Гротов. Благодаря этой покупке было спасено все, что относится к нюэненскому периоду (точнее, все, что сохранилось от этого периода). Он относил к трудовым классам и себя, художника, человека «тяжелой и грязной работы». Подобное заявление, право, способно обескуражить кого угодно. Однажды Гоген вышел ночью на улицу прогуляться, услышал знакомые шаги, обернулся и увидел Ван Гога с бритвой в руке.

Едоки картофеля 
– 1885 Ван Гог – 
картины

Едоки картофеля – 1885 Ван Гог – картины

В это же самое время, когда никому не ведомый голландский художник писал свою картину – вызов и обвинение «цивилизованным людям», в далекой России всемирно известный писатель писал трактат «Что такое искусство» – с тем же вызовом, тем же обвинением. Эта утрата, по существу, завершила долгий период в жизни Винсента. На самом деле имя «Винсент» предназначалось для старшего сына Ван Гогов, но он не прожил долго и потому имя перешло ко второму в семье чаду. Очеловечивание вещей он поставил во главу угла в своей работе.

Вечером, взяв с собой этот холст, я отправился в Эйндховен, где живет один мой приятель (Германе), владелец довольно изящной гостиной (серые обои и мебель черная с золотом) и мы повесили там картину. И она выполнила свое намерение, не сумев, однако, себя убить. К последним Винсент питал истинную страсть.

едоки картофеля 
винсент ван гог

едоки картофеля винсент ван гог

Рисунки Ван Гога боринажского периода почти все потеряны. Хроническое отравление дигиталисом в ряде случаев может сделать мир для больного желтым, как и в случае с Ван Гогом, который, должно быть, видел желтые круги вокруг звезд – как на знаменитой картине «Звездная ночь» (которую он написал в 1889-м в психиатрической лечебнице) и ряде других полотен. Это не античность, а ренессанс – сказал Делакруа. Там же он получал уроки рисования. С той и другой стороны были брошены резкие слова.

Пачкун с каждым днем вызывал в Нюэнене все большую настороженность. Винсент был более философ, чем это принято думать. Источник света в «Едоках картофеля» предельно прозаичен и подчеркнут. Он спускался с горняками в шахты, а по вечерам читал им Библию.

Было другое, что мешало ему остаться навсегда среди крестьян. Изучение цвета и поиски в этом направлении привели и Винсента к вопросам, которые волновали художников светлой палитры, в ту пору дававших генеральный бой своим противникам.

Откуда ему знать, что его сын – Ван Гог. Теперь его волновали важные технические проблемы. Его судьба определена иначе. Она никоим образом – точнее, почти никоим образом – не отвлекла Винсента от его исканий. Жерико и Гро, пояснил он, научились у греков первым делом выражать массы контура (почти всегда в форме яйца) и выводить все дальнейшее из расположения и соотношения этих овалов). В июне 1873 года его перевели в Лондонский филиал Goupil Cie. Он отчетливо знал это – как в нравственном, так и в эстетическом плане.

Но ты все равно покажи ее ему – он должен видеть, что мы упорно идем к своей цели. Он преисполнен решимости жить самостоятельно – согласно своим убеждениям. Главный корпус был спроектирован ведущим голландским архитектором Герритом Ритвельдом — одним из создателей стиля неопластицизм, участником авангардной для 1920-х группы «Стайл».

Но куда. С восхищением и страхом смотрел художник на Винсента, человека, беззаветно преданного искусству, который питался одним лишь хлебом и сыром (Это не портится в дороге, – шутил Винсент) и, вечно голодный, готовился и впредь жить в нищете. И он шел вперед гигантскими шагами. Это вялая, равнодушная дружба. Это сооружение стало его последним творением.

Мысль его ежеминутно возвращалась к ним. Страдание свято. Он даже сказал ему об этом.

Винсент Ван Гог 
"Едоки картофеля", 
1885

Винсент Ван Гог "Едоки картофеля", 1885

Она была свидетельством трагической смерти художника. Ван Гог специально изобразил предметы «плоскими», без всякой тени, чтобы картина напоминала японскую гравюру. Среди жителей Нюэнена он был белой вороной. Только в труде его раненая душа забывала о жизненной пытке. Окончательно охладев к работе, молодой Ван Гог был уволен. Видит бог, неустанно повторял он, ведь он не злоупотребляет помощью Тео.

Может, это и совпадение, но оно возвращает специалистов к изучению великого безумца. Он вконец озлобился. Пуля пробила ребро и застряла в кости. Движимый состраданием и желанием быть полезным своим ближним, он решил стать священником. Картины, которые передавали бы суть вещей в присущих им темных красках. Есть нечто необыкновенное, – писал он Тео, – в ощущении, что ты должен ринуться в огонь.

Однако сын его неприятно поразил жителей Нюэнена. Скудость вещи — непременное условие ее одушевленности.

Ван Гог, Едоки картофеля: 
описание

Ван Гог, Едоки картофеля: описание

Экспозиционное крыло, спроектированное Кисё Курокавой, открылось в 1999. Пожилая женщина справа разливает в чашки черный кофе. Обилия его «болезненного» желтого, который спустя какое-то время приобрел «золотой» оттенок, ведь полотна Ван Гога стали на вес золота. «Едоки картофеля» — это прощание с родиной исполненное горечи и поэзии.

Жесткая внутренняя графика его работ делала невозможной какую-либо сентиментальность или умиление. Если он и пошел на это приключение с пылом, который вкладывал во всякую затею, то в глубине души все же ничуть не верил в его успех. Я сам в этих случаях протягиваю один палец и слегка дотрагиваюсь им до его пальца – это вместо рукопожатия. На данный момент мы служим только на английском, турецком, русском, украинском, казахском и белорусском языках.

Не лучше ли ему устроиться в каком-нибудь другом месте. Так или иначе, отцу стало невмоготу разговаривать с сыном. Наперекор традиции Ван Гог лишает трапезу какой-либо священной окраски. Искусство, к которому его влечет, – это субъективное искусство экспрессивного толка. – Возьмите, к примеру, этот тон (он показал пальцем на серую, грязную мостовую) так вот, если бы Паоло Веронезе сказали: Напишите белокурую красавицу с телом такого тона, он написал бы ее и на его картине женщина и впрямь была бы белокурой красавицей.

Художественно-исторический 
музей Арт-Рисунок

Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

Он хотел писать правдивые картины – не те, которые ждет от него публика. Дрожь нетерпения била Винсента. («Выход из протестантской церкви в Нюэнене» (1884--1885), «Крестьянка» (1885), «Едоки картофеля» (1885), «Старая церковная башня в Нюэнене» (1885), «Башмаки» (1886), написанных в тёмной живописной гамме, отмеченных болезненно-острым восприятием людских страданий и чувства подавленности, художник воссоздавал гнетущую атмосферу психологической напряжённости. Не поладил он и со священником католической церкви.

Скоро учение будет завершено – уже теперь он рисовал с удивительной легкостью. Когда он приходил, то обычно ссорился с отцом. Вы ничего не говорите мне о технике, – писал он ему в своем первом письме. «Хорошо зимой утопать в глубоком снегу, осенью – в желтых листьях, летом – в спелой ржи, весной – в траве хорошо всегда быть с косцами и крестьянскими девушками – летом под необъятным небом, зимой у закопченного очага хорошо чувствовать, что так было и будет всегда». Выйдя на прогулку с материалами для рисования, выстрелил в себя из пистолета в область сердца (купил его для отпугивания птичьих стай во время работы напленэре), а затем самостоятельно добрался до лечебницы, где, спустя 29 часов после ранения, скончался от потери крови (в 1:30 ночи29 июля1890 года).

На этой картине изображена спальня Ван Гога в «Желтом доме» – мастерской, которую он снимал в Арле. Это был серьезный удар. Его заменил на этой должности его брат Тео, которому удалось сделать скромную карьеру. Хальс – колорист из колористов. Произошел давно назревавший его разрыв с семьей. Впрочем, желание быть полезным у него осталось. Если сфотографировать человека, который копает землю, то на снимке он не будет копать.

Картина «Едоки картофеля» 
—настоящая крестьянская 
картина

Картина «Едоки картофеля» —настоящая крестьянская картина

Там он получил необходимое обучение в качестве дилера. К тому же он признавал только индивидуальную технику. Этого он и сам не знал.

В октябре 2011 года появилась альтернативная версия смерти художника. Пожилая женщина разливает в чашки напиток, мужчина, сидящий справа от нее, пьет его, остальные едят картофель из большого общего блюда. Кругом все черным-черно.

Напишите отзыв о 
статье Едоки картофеля

Напишите отзыв о статье Едоки картофеля

Землистые, темные тона «Едоков картофеля» вовсе не заслуживают пренебрежения, с каким о них иногда отзываются. Пусть даже он найдет ее плохой. Я намерен и впредь поступать таким же образом. От своего отца —пастора —Винсент унаследовал истовость души и горячую склонность к добру однако, несмотря на семейную традицию, к мысли о проповедничестве он пришел собственным, достаточно окольным путем. В том, что художник смотрит на мир глазами своих персонажей.

Винсент не поладил также с новым пастором, пришедшим на смену его отцу. Они, как люди, вовлечены в круг существования. Дает жизнь. Другой любопытный факт обнаружили специалисты НАСА – изучая полотна Ван Гога, они пришли к выводу, что океанические течения ведут себя именно так, как изобразил художник в «Звездной ночи». Ван Гог поступил в протестантскую миссионерскую школу под Брюсселем. Табак, как он утверждал, действовал на него успокаивающе. Вот почему можно говорить о взаимосвязи между цветами. В ноябре, когда уже нагрянули сильные холода, он заканчивал на природе свою последнюю картину: старую водяную мельницу в Геннепе, неподалеку от Эйндховена.

Отрывок, характеризующий 
Едоки картофеля

Отрывок, характеризующий Едоки картофеля

В Боринаж он попал в должности протестантского проповедника. Но при жизни мастера было продано только одно его полотно — «Красные виноградники в Арле» (ГМИИ им.

Пламенный художественный темперамент, мучительный порыв к гармонии, красоте и счастью и, одновременно, страх перед враждебными человеку силами, находят воплощение то в сияющих солнечными красками юга пейзажах (Жёлтый дом (1888), Кресло Гогена (1888), «Жатва. Как ни сложна диалектика содержания и формы в искусстве, большое заблуждение думать, что в искусстве «как» важнее, чем «что». Чего он добивался. И все же инстинктивно стремясь к той же цели, он шел к ней вслепую.

Винсент ван гог едоки картофеля

Он избрал себе образцом Милле. И тут его осенило. Художник созрел в желании вместо фрагментарных этюдов создать целостное и емкое полотно, которое выразило бы сам дух крестьянской жизни в Брабантской провинции. Куда он шел. Этот возглас словно вырвался из самого сердца Винсента. Он с готовностью ответил на ее любовь вдвоем они стали строить планы женитьбы. Сам процесс работы над «Едоками картофеля» обернулся своеобразным актом социальной борьбы, хотя это странно звучит по отношению к такому мирному и сосредоточенному делу, как писание картины. Но это было как бы около простого деревенского быта, который он хотел ухватить и передать на холсте.

Однако, добавил он, я нипочем не желал бы избежать этой ошибки. Раз ей мешают соединить свою жизнь с любимым человеком, она примет яд. Это программное произведение художника, он писал его с огромным увлечением и мыслил как вызов академическому искусству, вызов «чистой публике», любящей приглаженное искусство, вызов тем, кого художник ощущал «по ту сторону баррикады».

Стога в Провансе, 
Арль июнь, 1888

Стога в Провансе, Арль июнь, 1888

События тоже следовали одно за другим. Сразу же после приезда в Нюэнен Винсент понял, как непоправим его разлад с родными. (Так впервые вошел в его жизнь мотив сознательной нищеты, очень значительный для последующего). Очень скоро в систему будут добавлены новые языки.

Я решил выбрать второе и притом с таким восторгом, словно возвращаюсь из изгнания. Винсент сразу убежал, а Гоген предпочел переночевать в гостинице. В Нюэнене Винсент почти ни с кем не поддерживал отношений.

А между тем Милле, будь он к тому времени еще жив (Он умер в 1875 году), содрогнулся бы при одном виде картин Винсента, его плотных мазков и резкой, жесткой манеры. «Я часто думаю, что крестьяне представляют собой особый мир, во многих отношениях стоящий гораздо выше цивилизованного. Они жили в хижине, где была всего одна комната с нишами для постелей. Показывайте всем мои рисунки, – просил он Ван Раппар-да. С тех пор Винсент часто виделся с Керссемакерсом.

Даже если ему не понравились мои рисунки, все равно покажи ему эту картину. В 1880-х Ван Гог обратился к искусству, посещал Академию художеств вБрюсселе (1880—1881) иАнтверпене (1885—1886), пользовался советами живописца А. Мауве вГааге, с увлечением рисовал шахтёров, крестьян, ремесленников. Как говорят врачи, поначалу убиваешь, затем исцеляешь. Безуспешно.

  1. МУЗЕЙ ВАН ГОГА, ЕДОКИ КАРТОФЕЛЯ
  2. Монмартр в районе верхней мельницы
  3. Уличная сцена на Монмартре, мельница в Пуавре
  4. Железнодорожный мост через дорогу в Тараскон

Сознательно он допускал и анатомические неправильности в рисунке фигур, за что его тогда постоянно упрекали. Старые мастера пользовались подобной штукой. Это нисколько не поставит под угрозу его самобытность. Затем, скопировав полотна, он вернет их Винсенту. И господствующий колорит у Ван Гога иной: серо-зеленый, с глубокими голубыми тенями. Два года он жил среди этой мертвой природы, среди унылых вересковых пустошей, жил, замкнувшись в самом себе, совсем не видя картин. – беспрестанно спрашивали они.

С редкой преданностью ухаживал он за матерью, дневал и ночевал у ее постели. Он страдал от своего одиночества, но именно в нем черпал он силу и вдохновение.

На этом заканчивается его формальное образование. Винсента попросту выгнали оттуда. Он поехал в Бюссель, затем в Гаагу, где брал уроки у дальнего родственника Антона Мауве, посещал музеи, путешествовал по деревням Северной Голландии.

Милле и тут указал ему путь, тот самый Милле, который говорил: Коль скоро я хожу в деревянных башмаках, я все вынесу. Личность художника жаждет раздвинуть свои границы через нечто «другое», находящееся вне его «я», но ему созвучное. Винсент ощупью продвигался вперед.

  1. Натюрморт с розами и подсолнухами
  2. Словари и энциклопедии на Академике
  3. Человечность искусства Ван Гога
  4. Красные виноградники в Арле — Ван Гог

Женщина, воспылавшая к нему нежным чувством, – это было нечто новое для Ван Гога. И хотя называли его вангоговским кабинетом, висела там только одна маленькая картиночка известного художника – подготовительный этюд к картине Едоки картофеля: тёмная, мутная клякса, жирные линии, закрученные углем в осыпающуюся спираль, подобия лиц, глаз и носов, ничего толком не разберешь Разочарованные посетители недоумённо пожимали плечами: угольная клякса издали напоминающая трещину в небе, почерневшую, обуглившуюся молнию (и только позже, если приглядеться из мрака начинали проступать осторожные фигуры людей их перекрученные бедностью бледностью лица), не пробуждала воспоминаний, не требовала отождествлений, не искала человеческого сочувствия». Его здоровье ухудшалось и в итоге он оказался в клинике для душевнобольных вАрле (врачи поставили диагноз «эпилепсия височных долей»), затем вСен-Реми-де-Прованс (1889—1890), где познакомился с доктором Гаше (художником-любителем) и вОвер-сюр-Уаз, где он предпринял попытку покончить жизнь самоубийством 27 июля 1890 года.

Из смеси желтого и красного получается оранжевый, желтого и синего – зеленый, красного и синего – фиолетовый. Надо заставить обыденное служить выражению прекрасного (Запись на полях рисунка), – говорил Милле. Винсент жаловался: Предоставляю вам судить, как приятна повседневная жизнь, когда сталкиваешься с такими вещами. Причинив ему острую боль, она глубоко омрачила его настроение. Они страдают, радуются, ненавидят.

  • Девочка на улице на фоне двух повозок
  • Ваза с астрами, шалфеем и другими цветами
  • Агостина Сегатори в кафе Тамбурин
  • Автопортрет с отрезанным ухом и трубкой
  • Деревенская улица в Овере, 1890

Этот розовый – заглушённый цвет, полученный в результате сочетания красного с зеленым. Братская привязанность Тео. Вот оно теперь он был уверен, что крестьяне никогда не умрут. Я не хочу, чтобы они были академически правильны.

Для чего же теперь оставаться в Нюэнене. Винсент стал старшим сыном и братом, у него было два брата и три сестры. Ван Гог изучал разные художественные направления и стили в престижной частной студии, перенял изобразительную манеру импрессионистов – покрывать холст пятнами краски – и познакомился (благодаря брату) с Писсарро, Дега, Гогеном. Грубым формам сопутствуют мрачные тона: глинистый коричневый, грязноватая охра, оливковый зеленый, берлинская лазурь, почти переходящая в черный (Цвета черного мыла – по меткому замечанию Юлиуса Манер-Грефе). Винсент стал мастером своего дела.

  • Пейзаж с дорогой, кипарисом и звездой, 1890
  • Поле пшеницы под грозовым небом, 1890
  • Деревенская улица с фигурами на лестнице, 1890
  • «Пшеничное поле с воронами» (1890)

Тогда Жигу спросил, почему он так думает. Его часто называют «сумасшедшим художником», приводят в подтверждение спутанные и навязчивые мысли, галлюцинации и припадки безумия, преследовавшие его всю жизнь. Возможно, постоянное осознание своей финансовой несостоятельности и чувство «должности» явились важными факторами, объясняющими фантастическую работоспособность и продуктивность художника. Это не давало ему покоя. Вы потом измените свое мнение, – ответил тот. Картина Едоки картофеля стала финальным аккордом пребывания художника в Нюэнене (Северный Брабант, Нидерланды).

НаРождествоВинсент поехал домой и родители уговорили его не возвращаться в Англию. надеяться, что когда-либо вкусит нормальную жизнь. Но мог ли Винсент написать брабантских крестьян веселыми красками.

МУЗЕЙ ВАН ГОГА, 
ЕДОКИ КАРТОФЕЛЯ

История с Марго никак, точнее, почти никак не отразилась на его работе. Подобная концепция красоты абсолютно чужда Винсенту. Оставшись без моделей, Винсент начал писать натюрморты.

Несмотря на все мои недостатки, сбить меня с толку не так легко, как некоторые воображают. Нет, скорее всего, нет. Дом стоял в саду, среди деревьев.

Винсент будет писать картины. И очень важно, каково это «другое». Впрочем, разве речь идет о продаже картин, о деньгах, о каких-то обидах. И шедевр родился в ноябре 1885 года. Может быть, на этот раз Винсент и вправду поверил, что пришел конец его одиночеству.

Но не тут-то было. Помимо него, у Винсента был брат Кор (Корнелис Винсент, 17 мая1867) и три сестры— Анна Корнелия (17 февраля1855), Лиз (Элизабет Губерта, 16 мая1859) иВил (Виллемина Якоба, 16 марта1862). Но это трудно осуществить. Sorrow is better than joy. Но делать ему на ней больше нечего. А время между тем подгоняет – время, которое все разрушает и несет смерть, время, которое нужно во что бы то ни стало обогнать.

Грязная скатерть на столе, закопченная стена, лампа, подвешенная к грубым деревянным балкам, дочь, подающая дымящийся картофель отцу, мать, наливающая кофе, сын, поднесший чашку ко рту, чтобы сделать глоток. Он довольствуется самой малостью – тем, что абсолютно необходимо для жизни.

Инстинкт отвращал его от штампов, которым следовали голландские художники его времени, заставлял восставать против их более или менее закосневших традиций. Крестьяне Винсента не застывают в нарочитых позах, чтобы возблагодарить Творца – они заняты борьбой не на жизнь, а на смерть, вечной и тщетной борьбой, составляющей участь всех людей. Крестьяне едят неторопливо истово, в молчании, как будто совершая некий ритуал отдыха после долгого тяжелого дня. 1 октября 1864 года он уехал в школу-интернат в Зевенберген, 20км от родного дома.

Шахтеры любили его, но считали чужим. Выше: что вы искали. Загадочность Рембрандта, виртуозность Хальса. Человечность искусства Ван Гога коренилась глубже. Эта милая женщина, принадлежавшая к одному из самых состоятельных семейств Нюэнена, увлеклась Винсентом. Его сумасшествия боялись, а его картины, без сомнения, вызывали интерес.

Винсента захлестнуло безграничное отчаяние. Наконец-то картина смогла вместить нечто большее – то, что художник искал в этих краях.

Инстинкт вел его вперед с поистине волшебной безошибочностью. Керссе-макерсу он дал множество полезных советов. Винсент с первых же слов затронул здесь самую суть вопроса.

Бедность художника (вообще его социальную отчужденность) он считал не столько печальной необходимостью (следствием внешних условий), сколько необходимым долгом. Его сначала поместили в больницу, а после буйного припадка – в палату для умалишенных. Техника – не риторика, она должна выражать личность художника. В изображение крестьян он не вносил умиленной идеализации, свойственной кающимся дворянам или ходокам в народ, – он отдавал себе отчет в загрубелости своих персонажей, день-деньской копающихся в земле» знал, что в крестьянине «много от зверя» (его собственные слова) Но это его не отпугивало.

И снова вспыльчивость и приступы ярости помешали ему завершить обучение. И хотя называли его вангоговским кабинетом, висела там только одна маленькая картиночка известного художника— подготовительный этюд к картине Едоки картофеля: тёмная, мутная клякса, жирные линии, закрученные углем в осыпающуюся спираль, подобия лиц, глаз и носов, ничего толком не разберешь Разочарованные посетители недоумённо пожимали плечами: угольная клякса издали напоминающая трещину в небе, почерневшую, обуглившуюся молнию (и только позже, если приглядеться из мрака начинали проступать осторожные фигуры людей их перекрученные бедностью бледностью лица), не пробуждала воспоминаний, не требовала отождествлений, не искала человеческого сочувствия». В серии картин и этюдов середины 1880-х гг. Здесь он будет лишь топтаться на месте и вянуть. Винсенту хорошо даются языки—французский, английский, немецкий.

И хотя называли его вангоговским кабинетом, висела там только одна маленькая картиночка известного художника— подготовительный этюд к картине Едоки картофеля: тёмная, мутная клякса, жирные линии, закрученные углем в осыпающуюся спираль, подобия лиц, глаз и носов, ничего толком не разберешь Разочарованные посетители недоумённо пожимали плечами: угольная клякса издали напоминающая трещину в небе, почерневшую, обуглившуюся молнию (и только позже, если приглядеться из мрака начинали проступать осторожные фигуры людей их перекрученные бедностью бледностью лица), не пробуждала воспоминаний, не требовала отождествлений, не искала человеческого сочувствия»2. Можно возразить: тысячи художников писали, например, «Благовещение» и «Тайную вечерю», а различает их то, как они писали тысячи писали натюрморты с яблоками, но каждый писал яблоко по-своему. В своем исступлении Винсент накинулся даже на брата. Винсента корили за то, что он не зарабатывает денег.

Большую часть картин приобрел бредский портной господин Маувен. Семейные беды еще больше сблизили братьев.

Дела у него шли всё хуже и в мае 1875 он опять был переведён вПариж. Это было одним из его любимых выражений. Винсент сердился, мечтал как можно скорее убраться отсюда. Два года Ван Гог каторжно трудился, не выпуская из рук карандаш и кисть. В последнюю неделю своей жизни Ван Гог пишет свою последнюю и знаменитую картину: «Пшеничное поле с воронами».

Холст, если так можно выразиться, отстранял художника от его моделей. Но, разочаровавшись в учебе, бросил занятия и в 1878 году покинул Амстердам. На моем холсте были табачные тона, нежно-зеленый и белый (серый), даже чистый белый – такой, каким выдавливаешь его из тюбика. Мог ли он написать их иначе, не погрешив против жизненной правды, не изменив самому себе.

Незачем даже вспоминать об этом благонравном бессилии. Его невольно влекло к Винсенту и он снова поехал в Нюэнен. О своём детстве он вспоминал так:«Моё детство было мрачным, холодным и пустым». До этого еще очень далеко.

Его вращающихся светил, создающих эффект движения. Он почти не играл с другими детьми. Сюжет полотна очень прост. Ван Гог позднее будет подчеркивать, что в искусстве Милле все является одновременно «и искусством и символом», но не откажется от утверждения, согласно которому «следует представлять тривиальную действительность так, чтобы она выражала благородную мысль».

Здесь он посещал выставки вСалонеиЛувре. Почему бы и нам не поступать точно так же. Это стремительность кисти дает такой мощный эффект, – прочитал он в статье о Гейнсборо.

Родственники Марго тут же расстроили эти планы – такой скандал допустить было нельзя. Она была свидетельством трагической смерти художника.

С какой изощренностью он располагал цвета играя на контрасте и нюансах, варьируя оттенки. Может быть, вернуться в Дренте. На тот момент он еще находился в поиске своей манеры.

– В сущности, ты даже не пытался этого сделать. Художник, стоя у холста, не отгораживается от своих моделей. А. С. Пушкина, Москва) и он до самой смерти оставался полностью на содержании Тео.

Депрессии, которые были и раньше, стали одолевать его всё чаще. В поисках сюжетов для картин они вместе бродили по окрестностям. После Второй мировой войны стоимость картин резко повысилась и племянник великого художника стал одним их богатейших людей в стране. Это так но не нужно смешивать предмет изображения с предметом любви, – то, что художник истинно любит, определяет собой его «как», его подход к любому предмету. Но откуда у Винсента могло быть четкое представление о светлой палитре импрессионистов, о ресурсах цвета, обеспечивающих возможность подобной живописи. Винсент оборудовал себе временную мастерскую в чулане прачечной, пристроенной к дому.

– к любым лишениям. Его ходатайство было отклонено, а сам он отстранен от должности проповедника. Он колебался, стараясь совладать с нетерпением, от которого его вдруг начало лихорадить.

(«Выход из протестантской церкви в Нюэнене» (1884—1885), «Крестьянка» (1885), музей Крёллер-Мюллер, Оттерло «Едоки картофеля» (1885), «Старая церковная башня в Нюэнене» (1885), «Башмаки» (1886), Музей Винсента ван Гога, Амстердам), написанных в тёмной живописной гамме, отмеченных болезненно-острым восприятием людских страданий и чувства подавленности, художник воссоздавал гнетущую атмосферу психологической напряжённости. Они не смотрят друг на друга. Я горю желанием видеть картины Рубенса. Винсента угнетал Нюэнен, где теперь работать ему было невмоготу.

Да что там. И снова картина не удалась.

Он же запальчиво возражал: «Я был бы в отчаянии, если бы мои фигуры были правильными я нахожу великолепными фигуры Микеланджело, хотя ноги у них, несомненно, чересчур длинны, а бедра и зад чересчур широки Милле и Лермит являются для меня подлинными художниками по той причине, что они пишут вещи не такими, как они выглядят, если сухо и аналитически копировать их, а так, как они, Милле, Лермит, Микеланджело, чувствуют их». Многочисленные гости, приходившие навестить больную, неумолчно расточали ему хвалу. Разве они не наглядное олицетворение, глубоко поэтический символ семейного очага. «Едоки картофеля» стала первой крупной картиной, написанной в так называемый «нюэненский» период (по нидерландскому селению Нюэнен, где проживали родители художника). В 1880-х Ван Гог обратился к искусству, посещал Академию художеств в Брюсселе (1880--1881) и Антверпене (1885--1886), пользовался советами живописца А. Мауве в Гааге, с увлечением рисовал шахтёров, крестьян, ремесленников. Жертвой своему призванию. Трудно вообразить более трагический контраст.

На сей предмет он заручился адресами шести торговцев картинами. Потянулись пасмурные месяцы. Всегда и за все надо платить. Все сомнения остались позади. Природа открылась ему, позволив заглянуть в свою душу. После ссоры, разыгравшейся между ними, дело обернулось совсем плохо.

И какая чудесная стремительность. Теперь Винсент одерживал один успех за другим. – Непосредственность впечатления при этом полностью сохранена и передается зрителю. Повторяю, я вынужден просить Вас об этом. У Хальса по меньшей мере двадцать семь черных тонов.

Винсент Ван Гог скончался 29 июля 1890, завещав все имущество брату, который умер меньше чем через полгода после длительной депрессии, по заключению врача, от «перенапряжения и горя».

Но он жестоко ошибался. Милле рисовал богатых, представительных крестьян на фоне спокойной и плодородной природы. Начало лета застало Винсента в процессе стремительного творческого роста.

Винсент провел в Амстердаме три дня. Что же было на самом деле остается неизвестным. И Винсент снова остался один. Он должен бежать от этих унылых степей. Пламенный художественный темперамент, мучительный порыв к гармонии, красоте и счастью и, одновременно, страх перед враждебными человеку силами, находят воплощение то в сияющих солнечными красками юга пейзажах («Жёлтый дом» (1888), «Кресло Гогена» (1888), «Жатва.

На следующее утро, вернувшись домой, он увидел толпу людей у входа и Ван Гога, лежавшего на постели в луже крови: Винсент в порыве ярости отрезал себе мочку левого уха. – восклицал он, откликаясь на зов величайшего из мастеров цвета. – говорил Винсент. У родителей нет больше с сыном общего языка.

Столько трудов даром, он снова промахнулся, упустил последний шанс.

Из всех цветов спектра только три – желтый, красный и синий – неразложимы на составные это первичные цвета, которые в смешении образуют вторичные. Винсент неизменно старался убедить в этом брата и самого себя. А с открытием портов в Японии и началом «японского бума» Ван Гог стал создавать этюды по мотивам японских эстампов. Мрачная книга изобилующая запретами, угрозами и проклятиями, давившая на него в юностьи, лежит рядом с другой – одно название ее, светлое, как пляска света на лужайке, само по себе уже звучит гимном надежде. Однако, – тут же добавлял он, – не утруждайте себя сверх меры: ничего не форсируйте. Изображение пятерых усталых людей, которые при тусклом свете керосиновой лампы едят свой скудный ужин «теми же руками, которыми они копали землю» исполнено своеобразного величия: хочется назвать эту сцену не ужином, а трапезой.

Именно в этот период проявилось всё своеобразие художественной манеры Ван Гога. Ему удалось запечатлеть всю беспросветность каждого их дня. Но понимает ли Ван Раппард смысл всех его исканий. Но.

Профессионализм сплошь и рядом обращается в штамп – неужели он этого не уразумел.

Это одна фигура, один организм. Напряжённая работа и разгульный образ жизни Ван Гога (злоупотреблялабсентом) в последние годы привели к появлению приступов психической болезни. Лев Толстой говорил там, что между классами современного общества – зияющая пропасть жизнь господская, с науками искусствами, «влюбленьями», как бы вовсе не существует для крестьян, а господам жизнь крестьян, с ее трудами и со всеми ее интересами, представляется удручающе однообразной и темной.

В мае 1886 года, после отъезда его матери, – пишет Ж. Б. де ла Фай, – грузчики сложили произведения Ван Гога в ящики и оставили на хранение у колбасника города Бреды (в действительности это был краснодеревщик по фамилии Схрауэр). Он должен отождествить себя со своими персонажами (крестьянами), растворить себя в них, чтобы усвоить себе их взгляд на мир, привычки, особенности психики. Чем скорей я уеду отсюда, тем будет лучше.

Четыре года спустя после рождения Винсента, 1 мая1857 года, родился его братТеодорус Ван Гог (Тео). Он отождествляет себя с ними. Однако, когда церковная администрация освободила его от должности (Винсент не только читал Библию, от дирекции шахт он требовал улучшения условий для рабочих), она освободила уже сформированного внутренне художника. Абсолютно верно, – подтвердил он. Частые неудачи, необузданный нрав, срывы и постоянные переезды тоже не прошли бесследно.

Винсент упорно отыскивал гнезда дроздов и корольков, зяблика и иволги и изучал их, как самый настоящий орнитолог, наверно, даже еще основательней так как всем сердцем жаждал постичь сокровенную тайну жизни птиц. По фасаду вился плющ. Он окажется очень далеко от слащавости известной картины Милле «Анжелюс».