Эдвард Мунк
У художника завязалась дружба с такими немецкими художниками и литераторами, как Юлиус Мейер-Грефе (1867–1935)и Рихард Демель (1863–1920). Тема смерти, болезни, угасания становится одной из главных в его искусстве.
Достоевского «Преступление и наказание». Мунк был разным: трагичным, спокойным, тревожным. В конце 1890-х Мунк работал над циклом картин, получившим название «Фриз жизни— поэма о любви, жизни и смерти». Он пишет картину Мадонна (около1894–1895).
Но больше всего его раздражали пальцы. Вернувшись к рисованию, Мунк стал создавать полуабстрактные акварели. Работы Мунка вызвали скандал и выставку закрыли досрочно. Критики приняли «Больную девочку» в штыки и всерьёз решили, что молодой художник выставил неоконченную работу.
«Крик» был включен в тематическую серию «Любовь», предшествовавшую циклу «Фриз жизни». В мае 1884 года его сестра Лаура записывает в своем дневнике, что она отправилась в библиотеку и принесла заболевшему брату пьесу Генрика Ибсена «Кесарь и Галилеянин» – произведение достаточно серьезное и сложное для восприятия двадцатилетнего юноши. Пейзаж «Крика» – не что иное, как Осло-фьорд. Художник не переставал писать даже в больнице и трудился над портретами и стихотворной сказкой «Альфа и Омега», для которой создал серию литографий. В 1909 году, выписавшись из клиники, Мунк покинул Данию и вернулся на родину.
- Как смотреть картины Эдварда Мунка
- Эдвард Мунк: жизнь и творчество художника
- Страх смерти и жажда жизни: 5 картин Эдварда Мунка
- Эдвард Мунк – парадоксальный художник
- Художник Эдвард Мунк: произведения, биография
Мунк много экспериментировал в цветной гравюре используя при этом смешанные техники. Но имя художника с тех пор стало на слуху среди интеллигенции, художников. Что и говорить, лекарство весьма сомнительное. В среде русской интеллигенции зачитывались романом Пшибышевского и высоко чтили талант Мунка русские зрители познакомились с его творчеством, когда его картина «Девушки на мосту» оказалась в Москве благодаря коллекционеру Ивану Морозову, который приобрёл её на Салоне Независимых в Париже. После Второй мировой войны образ с картины «Крик» стремительно стал набирать популярность и превратился в поп-икону.
Напряженная динамика пространства, решенного резкими контрастами планов извивающиеся линии фьорда и неба, необычные краски всего пейзажа, полыхающего красным цветом в картине 1894 г. «Страх», свидетельствуют о новых творческих принципах Мунка. При этом он сосредоточился прежде всего на собственных впечатлениях: «Я снова и снова пытался выразить первое впечатление— прозрачную, бледную кожу на белом фоне, дрожащие губы, дрожащие руки» Критики были возмущены выставленным результатом— в их глазах картина выглядела в лучшем случае незавершённым этюдом. Острая выразительность присуща графическим работам Мунка, блестящего мастера ксилографии, офорта и литографии (автопортрет, литография, 1895). На рубеже 1900-х Мунк пережил неудачный роман с богатой молодой норвежкой. Мать (на 20 лет моложе мужа) скончалась от туберкулеза, когда Эдварду было пять лет.
- Эдвард Мунк: краткая биография и картины художника
- Страхи и страсти Эдварда Мунка – одного из самых дорогих художников в мире
- Эдвард Мунк – краткая биография
- ЭДВАРД МУНК (Компиляция из разных источников)
- Мунк Эдвард (1863 – 1944) (экспрессионизм)
Он ждал, когда они уйдут, чтобы спокойно продолжать работать. Позже Мунк писал: «Мать, которая умерла молодой, передала мне склонность к туберкулезу, а легко возбудимый отец, набожный до фанатизма потомок старинного рода, посеял во мне семена безумия С момента моего рождения, ангелы тревоги, беспокойства и смерти были всегда рядом Часто я просыпался ночью, оглядывал комнату и спрашивал себя: «Не в аду ли я. ». По этой цитате можно судить о писательских способностях Мунка. «Расставание» написано после неудачного опыта любовных отношений художника, делящего изображение картины на прошлое и настоящее. Незамедлительно вернувшийся из деловой поездки художник мечется между состраданием к ней и опасениями, что она совершила этот поступок специально, чтобы «повлиять» на него.
Эдвард Мунк родился 12 декабря 1863 года в семье норвежского военного врача, фанатичного лютеранина. В 2004 году «Крик» и вторая по значимости работа Мунка, «Мадонна», были выкрадены по заказу одного коллекционера. Мунк прибыл в Париж во время Всемирной выставки. Девиз Мунка: «Я пишу мозгом». Психическая травма привела Мунка к алкоголизму, галлюцинациям и мании преследования и в конце концов он опять оказался в психиатрической лечебнице. Эдвард Мунк продолжал писать картины и на них выплескивать свое состояние и настроение. В 1933 году, когда Мунк отмечал свое 70-летие, он получил поздравительую телеграмму от Геббельса «от имени немецкого народа», но потом нацисты признали его творчество дегенеративным и убрали его картины из немецких музеев.
- История древнего Хорезма в 5 экспонатах Музея Востока
- Интересные факты из жизни художника
- 0 Эдвард Мунк – парадоксальный художник
- Словари и энциклопедии на Академике
- Нервные срывы и лечение болезни
Примерно с 30 лет и до самой кончины Мунк пытался изобразить свое мировоззрение: «Фриз жизни» был задуман как ряд картин, которые дают представление о жизни человека. Мать Эдварда была на 21 год моложе мужа. Я почувствовал, как природу словно пронзил мощный, бесконечный крик».
Ничто здесь не отвлекает внимания от главного. Здесь пришла к нему слава и была издана первая книга о его творчестве. Обнаженная юная Мадонна обращена к зрителю, но будто не замечает своей наготы. В 1883 году Мунк впервые принял участие в выставке: на второй Осенней художественной выставке в Осло он продемонстрировал реалистическое полотно «Девушка, подкладывающая в печь дрова».
- Портреты как передача человеческой души
- Творчество в последние годы жизни
- «Больная девочка» : прощание с любимой сестрой
- Травля критиков и непонимание публики
- «Расставание» : боль от разрыва отношений
Так Эдвард стал маргиналом среди художников. Годом позже Амбруаз Воллар включил литографию «Страх» в первый том «Альбома живописцев-граверов». Многие картины художник писал в нескольких вариантах. Особое место в творчестве Мунка занимают 90-е гг.
При всем при том нельзя не признать: семья с готовностью поддерживала его культурные устремления. Вы ещё немецкий экспрессионизм тех времён посмотрите.
- Эдвард Мунк: краткая биография и картины
- Самое интересное в виде мозаики
- Материал из Википедии — свободной энциклопедии
- Детство и юность норвежского художника
- Самые известные картины Эдварда Мунка с названиями
Она называлась «Дорога никуда». Шел он не как все. Замечая шепчущихся, художник немедленно думал, что речь идёт именно о нём: «Посмотрите-ка. На мировоззрение Мунка на первом этапе его развития немало повлияло общение с известным норвежским писателем Хансом Йегером, лидером кружка «Движение богемы». Его портреты превосходно отражали характер человека. ХIХ в. Одинокая человеческая фигура кажется затерянной в огромном гнетущем мире. Большую часть своих детских лет будущий художник провёл в Христиании, столице Норвегии (ныне Осло).
Подчас этому способствуют сами избранные мотивы. Но некоторые исследователи не видят в картине особого мистицизма, объясняя сюжет картины явлением природы: в 1883 г. произошло извержение вулкана Кракатау в Индонезии и значительное количество вулканического пепла оставалось в атмосфере на высотах до 80км в течение нескольких лет и вызывало интенсивную окраскузорь. Им на смену придут реальные люди, которые дышат и чувствуют, любят и страдают»32 В это время он пишет одну из самых известных картин парижского периода, «Ночь в Сен-Клу»— в её главном герое, сидящем у окна в пустой, залитой лунным светом комнате, видят то самого Эдварда, то его недавно умершего отца33. В Германии Мунк вошел в среду писателей и художников, объединившихся вокруг журнала «Пан», который поддерживал новые веяния в литературе и искусстве. Большую часть своих детских лет будущий художник провёл в Христиании, столице Норвегии (ныне Осло). Им на смену придут реальные люди, которые дышат и чувствуют, любят и страдают»29 В это время он пишет одну из самых известных картин парижского периода, «Ночь в Сен-Клу»— в её главном герое, сидящем у окна в пустой, залитой лунным светом комнате, видят то самого Эдварда, то его недавно умершего отца30. Норвегия признаёт творчество Мунка и устраивает прижизненные ретроспективные выставки.
Этот бурный роман с Туллой Ларсен, был закончен очень трагически. Разразившийся скандал привел к расколу Берлинской ассоциации художников.
- Напишите отзыв о статье Мунк, Эдвард
- Отрывок, характеризующий Мунк, Эдвард
- Память и отражение в мировой культуре
- О жизни и творчестве выдающихся художников
- Биография и творчество художника
Пришло время настоящей славы, а с ней и серьезных трагедий в личной жизни начались ссоры с друзьями, которые своими «благими намерениями» довели измученного гения до психического расстройства. Примером могут служить многочисленные варианты работы «К лесу», несколько различающиеся между собой, при этом их можно смело назвать не только точными и выразительными, но и необыкновенно тонкими с эстетической точки зрения. Мунк впал в глубокую депрессию, от его семьи не осталось никого. Они свободны от излишней повествовательности. Мунк впадает в депрессию и замыкается в себе, перестаёт посещать уроки Бонна, рвёт связи с друзьями (исключением становится датский поэт Эмануэль Голдштейн)31.
Мунк удостоился чести получить для своих работ отдельный зал. Он боялся открытого пространства и высоких гор – те вызывали в нём чувство головокружения. В 1889 г. Мунк пишет картину «Весна». «Похоже на то, что мои картины нуждаются в солнце, грязи и дожде. Мунк впадает в депрессию и замыкается в себе, перестаёт посещать уроки Бонна, рвёт связи с друзьями (исключением становится датский поэт Эмануэль Голдштейн). Решительная Тулла имела иное представление о любви нежели Эдвард и всеми силами пыталась женить его на себе.
Она была влюблена в художника и настаивала на свадьбе, что очень его тяготило. В своём личном дневнике он писал: «Я шёл по тропинке с друзьями – солнце садилось – неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение и опёрся о забор – я смотрел кровь и языки пламени над синевато-чёрным фьордом и городом – мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу». В 1896 году Мунк отправился во Францию, где посетил последнюю выставку импрессионистов.
Приглашение исходило от Берлинской ассоциации художников. После выздоровления Мунка, как и прежде, особенно волновали тайны любви и смерти.
Кто-то считает, что скорчившийся в ужасе человек реагирует на доносящийся отовсюду Крик природы (первоначальное название картины – ред. ). Состояние своей героини художник передает через деформированные формы и искаженные цвета, тем самым ассоциируя себя с символизмом и нарождающимся экспрессионизмом. Отец, по словам художника, был добр к детям, но отличался болезненной религиозностью, «доходившей до психоневроза»4: под влиянием его «проповедей» впечатлительный Эдвард плохо спал по ночам, преследуемый видениями ада5. Он был первым, кто заметил талант Эдварда.
Но девочка смотрит не на нее, ее взгляд устремлен дальше. Мунк не захотел сотрудничать ни с захватчиками, ни с их приспешниками квислинговцами, отказался войти в «почетный совет искусства». Его мучили кошмары, он не мог спать по ночам, ведь во сне все слова религиозного родителя оживали, приобретая визуальную форму.
Хотя в последние годы отношения отца и сына сильно ухудшились— Кристиан не одобрял богемных замашек Эдварда, его дружбы с «нигилистами» и пристрастия к выпивке, грозящего перерасти в алкоголизм, — его смерть нанесла художнику тяжёлый удар. Эта тема отражена в многочисленных сохранившихся эскизах художника. Мы видим пустоту, отверстие, пропасть, но без фетиша, который мог бы нас защитить или за который можно было бы ухватиться.
Он избирает наиболее острые проявления жизни и человеческих страстей: в гравюре «Одинокие» воплощена тема отношений мужчины и женщины, где в застылых фигурах таится тревожное ожидание терзающее человека чувство становится содержанием литографии «Ревность» жажда единения, преодолевающая мучительную отчужденность и страх одиночества, звучит в гравюре «Поцелуй». У них с Вождём СССР эстетические запросы во многом совпадали. Эдвард Мунк родился (1863-1944 гг. ) в Лэтене (норвежская провинция Хедмарк), в семье врача.
Противопоставлением трагической гримасе его лица даны мирные фигуры двух мужчин. Важным для Мунка оказался 1889 г. В этом году состоялась его первая персональная выставка в Христиании (Осло). Принадлежавшая художнику рыбацкая хижина в Осгорстранне, где он подолгу жил и работал, сейчас функционирует как дом-музей, вся обстановка которого осталась нетронутой со времён его жизни.
Путешествовавший по миру гений знакомился с разными направлениями и стилями в искусстве. Критика обрушилась на Мунка с огромной силой, ему советовали найти другую профессию, картины художника критики называли «безнравственными, болезненными, грубыми». По замыслу «воскрешение» девушки должно было разжечь чувства художника. Особую экспрессию образу придает повышенно эмоциональное звучание цвета. Не любил писать подробностей человеческого тела, уши, руки, женскую грудь.
Мунк упорно учился. Спустя пять лет он обосновался в Христиании, где приобрёл небольшое имение Экелю. Его также поддержали находившиеся в это время в Берлине шведский писатель, фотограф и художник Август Стриндберг (1849–1912) и норвежский драматург Генрик Ибсен (1828–1906), для которого Мунк сделал эскизы декораций. Последние годы жизни Мунка совпали с оккупацией немцами Норвегии. Мунк создает здесь героический образ норвежского пейзажа.
Одним из лучших среди живописных портретов Мунка является написанный им в 1909 г. портрет профессора Даниэля Якобсона — врача, лечившего художника. Несколько вариантов этой композиции показывают развитие замысла художника. Получение стипендии в 1885-м позволило Мунку побывать в Париже и узнать, что кроме немецкого реалистичного искусства, с которым он был знаком лишь «заочно», есть и французская школа живописи. Но прячась в погребе от многочисленных взрывов в порту, Мунк сильно простудился, застарелый бронхит вспыхнул с новой силой.
Картины, последовавшие за «Больной девочкой», были несколько более консервативны по стилю— видимо, Мунка смутило яростное неприятие, которым была встречена его работа. Много лет спустя после смерти Мунка его «берлинский период» назовут самым насыщенным и плодотворным. В целом всякое творчество автобиографично. Это видно на зарисовке, где его портрет похож на изображение черепа, а также в другом эскизе, где он хватается за голову в той же позе страха и тоски, как персонаж знаменитой работы «Крик» 1893 года». В 1902году Тулла, чувствуя, что Мунк охладевает к ней, попыталась покончить с собой42.
В 1908 году после тяжёлого расставания с возлюбленной Мунк оказался в датской психиатрической клинике Даниеля Якобсона в Копенгагене. В нем многое привлекало внимание. Написанный в том же году саморазоблачительный «Автопортрет с бутылкой вина» явственно указывает на сходство Мунка с Освальдом, главным персонажем ибсеновской драмы.
Однако в его искусстве не остаётся и следа от Мунка образца 1892 года (когда он написал свой первый «Крик»). Слава «Крика» превзошла славу ее автора, хотя на больших международных выставках, где публика достаточно хорошо знакома с творческим наследием Мунка, подобного разрыва, по-видимому, не возникает. Полотно вошло в цикл «Фриз жизни». Его живописные и графические работы достигают высокого совершенства.
Оборачивался, как бы ища другой дороги. Безрадостным, бездушным и угнетающим представляется художнику мир. Луна завораживала его, ее образ можно встретить на многих картинах: «Лунный свет» (1895), «Танец жизни» (1899) и так далее. Но розыгрыш Мунку пришелся не по душе. Причем, эмоциональный акцент вносит образ человека, определяя настроение пейзажа. Ребенок, не отличавшийся крепким здоровьем, рос замкнутым, боязливым.
Особенно угнетающее впечатление производит акварель «Нарушенное зрение», на которой обнажённый человек частично загорожен слепым пятном. «Djasvlene» – датское издание «Бесов» -лежало на его прикроватном столике в момент смерти.
«Я почувствовал крик Природы»). «Эти картины представляют собой впечатления, настроения жизни души», — пояснял Мунк. Мунк не написал ни одного портрета Милли и его биограф Атле Нэсс утверждает, что она «не оставила следа в его живописи»22, тогда как другие исследователи видят её образ в таких картинах, как «Голос» и «Лунный свет»23. Мотивы зимнего пейзажа в живописи Мунка не редки.
Все они основаны на личных переживаниях художника. «Преступление и наказание» было для него источником вдохновения еще с конца 1880-х годов Мунк неоднократно упоминал о своем неослабевающем интересе к «Братьям Карамазовым» самые глубинные струны, однако, затронул в нем князь Мышкин («Идиот»). Мунк вырос в очень религиозной семье. Страстно защищал Мунка его друг поэт Сигбьёрн Обстфелдер. Справа Мунк написал в светлом платье безликую девушку.
Страх перед женщинами отчётливо прослеживается в большинстве значимых творениях Мунка: они предстают в облике то вампира, то гарпии, то нечестивой Мадонны. Супруга Пшибышевского, Дагни Юлль, стала музой для влюблённого в неё Мунка и послужила моделью для таких всемирно известных шедевров, как «Вампир», «Поцелуй», «Ревность». Воспоминания о болезни и смерти Софи легли в основу одной из первых его крупных картин – «Больной девочки», а также менее известной, «Весны» и – косвенно – целой серии картин на сюжет «комнаты умирающего». В первый период пребывания во Франции Мунк написал благородный и аскетичный портрет своей сестры Ингер, а также основной образ «Поцелуя» и мрачноватый «Вечер на улице Карла Юхана» – пожалуй, вторую свою работу, в которой вполне четко проявляется сдвиг от реализма к символизму: «Символизм – это природа, вылепленная состоянием души» 5.
Поиски заняли целых два года. Мунк прибыл в Париж во время Всемирной выставки. Другие картины этого цикла также отличаются крайней мрачностью сюжета. Уже в середине 80-х гг.
Он романтизировал свою болезнь, приписывая ей свои творческие озарения. Громкий, бесконечный крик пронзил окружающую природу». Эдвард Мунк родился в 1863 году в семье военного врача Кристиана Мунка и его жены, Лауры Катрины Мунк (урождённой Бьёльстад). В некотором роде художник заново переосмысляет свою жизнь— результатом этого переосмысления становится дневниковая запись, вошедшая в историю как «Манифест Сен-Клу»: «Не следует больше писать интерьеры, читающих мужчин и вяжущих женщин. Эта работа действительно висела над кроватью Мунка, она получила название «Кроткая» по повести Достоевского.
Дягилев выбирает из всего нового самое новое: «можно сказать, еще незавершенное», – сетует критик, повторяя нередко появлявшиеся в «Aftenposten» критические оценки работ Мунка. Родители Кристиана выступили против этого брака, считая его мезальянсом и лишили своего сына финансовой помощи. Затем он уехал в Европу благодаря стипендии, жил в Париже и Берлине.
Что за чертовщину они там плетут. В 1974 году режиссёр Питер Уоткинс снял художественный фильм-биографию «Эдвард Мунк», посвящённую великому живописцу. Вариант «Крика» 1895 года, выполненный пастелью, был продан Петтеру Олсену 2 мая 2012 года на аукционе Sothebys за 119, 9 миллиона долларов, став самым дорогим в истории произведением искусства, проданным на открытом аукционе. Из ее открытого рта исторгается протяжный вопль. В 1994 году грабители потребовали выкуп в миллион долларов, но были найдены и арестованы. Некоторые не лишены специфического юмора и носят остроумные названия, например, автопортрет 1919 года «У Мунка грипп».
За это время обе картины были повреждены: «Мадонна» оказалась поцарапанной», а в углу «Крика» появилось пятно. Маска из фильма ужасов «Крик» была навеяна персонажем Мунка. В 1906 году после смерти Генрика Ибсена Мунк получил заказ на серию эскизов для постановки Максом Рейнхардтом ибсеновских «Привидений» в Немецком театре (Deutsches Theater) в Берлине. Когда Эдварду было пятнадцать лет, умерла Софи. Он писал: «Древние были правы, когда говорили, что любовь это пожар.
Когда Национальная галерея в Осло купила его картину, на другой день один из критиков заявил, что отныне граждане Осло не смогут водить своих дочерей в галерею до тех пор, пока «пьяным проституткам» Э. Мунка будет«разрешено спать» в залах галереи. Однако без видимых причин он отдалился от нее и в последующем относился к ней с чувством неприязни.
Создана картина в Берлине. В центре композиции в кресле с высокой спинкой изображена больная девочка, немощная, с усталым бледным лицом и худыми слабыми руками. Крупная коллекция работ (включающая в себя наиболее известные версии «Крика», «Мадонны» и «Больной девочки») принадлежит Национальной галерее в Осло. Событие в одночасье сделало Мунка популярным – особенно среди прогрессивной молодёжи.
В комнате за спиной старого художника – его работы, они озаряются золотым светом. К их числу принадлежала выдержанная в импрессионистской манере «Весна», ещё одна картина, навеянная воспоминаниями о болезни Софи, несколько пейзажей и портретов, а также жанровых сценок вроде «Юриспруденции».
Урна с прахом Э. Мунка стоит в почетной роще церкви Спасения в Осло. Мунк в 1893 году создает свою самую известную картину — «Крик». наташа, о том, что искусство нести должно и, чего не должно, во всех смыслах можно полемизировать бесконечно.
Всего он провёл там более полугода. «Кто такой этот Дягилев, никто его не знает», – такой комментарий появился в ведущей газете Кристиании «Aftenposten» – комментарий явно скептический в отношении странного русского и его не менее странного подбора работ. Ранние работы мастера были написаны главным образом в русле творческих интересов национального искусства, они близки живописи его учителей и других норвежских пейзажистов и портретистов. Все свои произведения и архив он завещал городу Осло.
Он никогда не выбрасывал записок: «Никогда не использовал корзину для бумаг, так как трудно отделить зерно от плевел». Разве вы не знаете, что луна круглая. ». Картина становится символом вечного возрождения жизни. 23 января 1944г.
Позже новым поколением норвежских художников, которые использовали и творческий опыт Мунка, в ратуше был выполнен весь комплекс монументально-декоративных работ. В конце концов они расстались, оставшись в прохладно-приятельских отношениях42.
Она включала и автопортрет Мунка 1895 года. Подобно пожару она оставляет после себя только пепелище». Первая персональная выставка художника состоялась в 1889 году. В 1900-х гг. Последние годы жизни, художника связаны с мрачными событиями европейской истории.
Главным становится передача состояния, психологии, а не события. Какое-то время он пребывал в Париже, немного жил в Берлине. Из-за этого многие работы – например, «Расставание» (1894) – плохо сохранились и нуждаются в реставрации. Например, «Мадонна» и «Больная девочка» существуют в пяти экземплярах каждая. В 1897 году Сергей Дягилев, знаменитый импресарио и «повивальная бабка» современного искусства, организовал выставку скандинавского искусства в Санкт-Петербурге. Хрен редьки не слаще.
В течение 1909-1916 гг. После 1900 г. одним из ведущих жанров в творчестве художника становится портрет. Летом 1889 семья Мунка арендовала маленький домик в Осгордстранде на берегу Ослофьорда, место которое впоследствии стало отправной точкой в творчестве Мунка и в его жизни. Его отец, военный врач, был глубоко религиозен.
М., 2007. Его гравюры – пожалуй, высшее достижение мастера. Во время пребывания в Берлине он посещал дома и мастерские немецких интеллектуалов, где мог видеть декоративно-прикладные произведения, выполненные в стиле модерн, который в свою очередь был отмечен влиянием гравюр японца Кацусики Хокусая (1760–1849). В 80-е гг. Эдвард Мунк родился в 1863 году в семье военного врача Кристиана Мунка и его жены, Лауры Катрины Мунк (урождённой Бьёльстад). Воплощая свой замысел, Мунк преодолевал любые трудности исполнения.
Мунк, обладавший тонким даром психолога, был большим мастером этого жанра. Большинство картин Эдварда Мунка 1890-1910-х годов входит в незавершенный цикл Фриз жизни. В некотором роде художник заново переосмысляет свою жизнь— результатом этого переосмысления становится дневниковая запись, вошедшая в историю как «Манифест Сен-Клу»: «Не следует больше писать интерьеры, читающих мужчин и вяжущих женщин. В Германии у Мунка было много друзей. Графика Мунка не обособлялась в отдельную, независимую сферу его творчества.
Его картины передают нам его ужасные муки и страдания. В некотором роде художник заново переосмысляет свою жизнь— результатом этого переосмысления становится дневниковая запись, вошедшая в историю как «Манифест Сен-Клу»: «Не следует больше писать интерьеры, читающих мужчин и вяжущих женщин. От картины веет всепоглощающим страхом, краски и линии пейзажа восстают против слабого и сверхчувствительного человека, ландшафт движется по направлению к нему, чтобы задушить его. Спустя несколько лет после выписки Мунк купил большую усадьбу Эйкелю на окраине Осло с намерением разместить там «Фриз жизни», однако впоследствии он считал, что все картины, написанные им, так или иначе имеют отношение к этому циклу. Она внушила ему глубокий страх перед жизнью, от которого он так никогда и не избавился. Воспоминания о болезни и смерти Софи легли в основу одной из первых его крупных картин— «Больной девочки», а также менее известной, выдержанной в импрессионистском стиле «Весны» и— косвенно— целой серии картин на сюжет «комнаты умирающего».
Письмо пришло слишком поздно и Эдвард не успел даже на похороны27. Образы больных и умирающих не раз появлялись на полотнах раннего Мунка. Картины, последовавшие за «Больной девочкой», были несколько более консервативны по стилю— видимо, Мунка смутило яростное неприятие, которым была встречена его работа. Мунк остался в Германии и написал здесь цикл картин под названием "Фриз жизни". После потери жены Кристиану Мунку казалось, что смерть поселилась в их доме навсегда.
Он ждал, когда они уйдут, чтобы спокойно продолжать работать. Дружеские отношения с этими людьми дали возможность Мунку продолжить работу. Например, «Мадонна» и «Больная девочка» существуют в пяти экземплярах каждая. В 1893 году Мунк создал «Крик» — своё самое известное произведение. Обе эти картины вызывают некоторое замешательство. В Париже Мунк создает графические портреты нескольких знакомых поэтов, а также афиши и программки для двух постановок Ибсена в театре «Творчество» (Theatre de I39Oeuvre), а вот заказ на подготовку иллюстраций к «Цветам зла» Шарля Бодлера так и не продвинулся дальше своей начальной стадии.
Нацисты не осмелились подвергать прямым преследованиям известного художника. Творческая судьба Мунка, в особенности в начальном периоде, была связана с Германией. Мунк ставил на них даты на десять-пятнадцать лет раньше. Художник то достоверно описывает свой облик, то отказывается от буквального полного сходства, а скорее стремится создать психологически адекватный портрет, отмеченный напряженным лиризмом. Настенные росписи, выполненные Мунком для университета в Осло (тогдашней Христиании), обозначили перелом в мироощущении художника.
Находясь отчасти под влиянием Егера с его призывом «писать свою жизнь»24, художник создал крупное полотно, в основе которого лежали его воспоминания о болезни и смерти Софи Мунк. В 1893 г. Мунк пишет картину «Крик», повторенную затем в нескольких версиях в живописи и графике и определившую характер творческого развития художника в 90-х гг. Он бессилен перед этим течением и все, что ему остается, кричать, схватившись за голову. В литографии «Смерть в комнате больного» реальные предметы, фигуры людей превращаются в контрастные пятна черного и белого, пространство комнаты едва обозначено распределением резких силуэтов застывших фигур, лица уподобляются скорбным маскам, символизирующим человеческое горе. Человек обречен на поражение, на страдание в неравной борьбе с силами Природы.
Со многими из портретируемых он был связан узами творческой дружбы. Выставка стала событием в художественной жизни Берлина. На ней изображена упрощённая бледно-зелёная фигура кричащего человека на мосту. Он считал, что люди – всего лишь «безмолвные пешки», высшие силы дают им одну заповедь: «Преодолевайте слепую игру по имени жизнь». Мунк полагал, что эти полотна будут поэмой о жизни, любви и смерти. После объявления о закрытии выставки «безобразные» произведения приобретают известность, а прогрессивная молодежь начинает восхищаться скандальными картинами.
Когда Эдварду было пятнадцать лет, умерла от туберкулёза старшая сестра Софи, с которой он был очень близок, её смерть оставила на будущем художнике глубокий отпечаток: его биографы связывают с этим событием его окончательное разочарование в традиционной религии— впоследствии он вспоминал, как его отец «ходил взад-вперёд по комнате, молитвенно сложив руки» и ничем не мог помочь умиравшей девушке. В цветной ксилографии «Лунный свет» 1901 г. лицо женщины, окутанное таинственностью, выхвачено мягким сиянием лунного света. Осенью он едет в Париж.
Некоторые исследователи У. Бишофф. Вскоре семья переселилась в столицу. Изначально, художник назвал картину «Крик природы».
Картина хранится в Национальной галерее в Осло и была похищена несколько раз. Портреты Мунка строги и аскетичны, порою лиричны. Это период стагнации, упадка – и коммерческого успеха. Художник создан пять ее вариантов (последний относится к 1926 году, то есть сорок лет не отпускал его этот сюжет. ) и несколько литографий на ту же тему. Воспоминания о болезни и смерти Софи легли в основу одной из первых его крупных картин— «Больной девочки», а также менее известной, выдержанной в импрессионистском стиле «Весны» и— косвенно— целой серии картин на сюжет «комнаты умирающего».
Пластический язык обретает исключительную силу. Тема человека и природы появляется в раннем творчестве Мунка. В своё время эта работа была чрезвычайно популярна у русской интеллигенции.
Брат Андреас скончался от пневмонии в возрасте 30 лет. «Болезнь, безумие и смерть были ангелами мрака у моей колыбели и не оставляли меня всю жизнь», – писал художник в воспоминаниях. Картина «Женщины на мосту» насыщена особой экспрессией чувства, которой художник достигает при помощи напряженно звучащих, горячих красных и оранжево-желтых тонов, заливающих весь пейзаж.
Когда буржуазный сброд перестанет обо мне шептаться». Мунк работал над циклом декоративных панно для актового зала университета в Осло (Христиании), приуроченным к его столетнему юбилею. Получается лучшая гармония красок.
Тема, ставшая центральной в творчестве Эдварда Мунка, – взаимоотношения мужчины и женщины. От поздних работ Мунка это полотно отличается своей приверженностью к реализму, хотя уже и здесь заметен преимущественный интерес внутренним переживаниям человека, а не к его внешнему облику. Грин позаимствовал наименование для своего романа. Уже в 1895 г. Юлиус Мейер-Гдрефе издал девять офортов Мунка. Я задержался, оперся на балюстраду моста смертельно усталый.
В 1879 г. по желанию отца Мунк поступил в Высшую техническую школу. Мунк не открывает себя, он сдержан, замкнут. На рубеже 1900-х Мунк пережил неудачный роман с богатой молодой норвежкой. Картины природы всегда преломлены через настроение художника. Мунк не только написал в 1889 году портрет Йегера, но и, вдохновленный программным требованием «ты должен описывать свою жизнь», стал вести подробные записи.
В 1892 году в Христиании проходит персональная выставка Мунка, которая неожиданно приводит в восхищение Адельстена Нормана, художника-пейзажиста имевшего репутацию консерватора. Эдвард Мунк написал «Поцелуй» – мужская и женская фигуры без лиц слившиеся в поцелуе.
Брат Андреас умер от пневмонии в тридцать лет. Ей 26 лет и она замужем. Гамсун также был большим поклонником творчества Достоевского критики пытались обвинить Гамсуна в плагиате после публикации его раннего рассказа «Азарт» (1889), усматривая в нем определенные параллели с романом Достоевского «Игрок». В этот период его наставником стал художник-натуралист, соратник Фрица Таулова Кристиан Крог. Моделью для больной девочки изображенной на картине, стала 11-летняя Бетси Нильсен.
Мунк выполняет монументальные росписи в рабочей столовой на шоколадной фабрике «Фрейя» в Осло. Все готовые работы из цикла были выставлены в Берлине в 1902-м, затем в 1905-м – в Праге. Причем Мунк переводил в графику работы, первоначально возникшие в живописи. Воспоминания о болезни и смерти Софи легли в основу одной из первых его крупных картин— «Больной девочки», а также менее известной, выдержанной в импрессионистском стиле «Весны» и— косвенно— целой серии картин на сюжет «комнаты умирающего».
Аналогичную надпись он позже сделал на литографии: «Ich fuehlte das Geschrei der Natur» (нем. По словам представителя музея, пятно в углу на картине «Крик» останется заметным. В 1885 году художник Таулов проспонсировал студенту трёхнедельную поездку в Париж. В них запечатлен духовный путь мастера.
Тем не менее, он не воспринимал это как искусство. По замечанию Майкла Мармора, профессора Школы Медицины Стэндфордского университета, «Мунк был глубоко напуган глазным кровоизлиянием. В них – судьба Мунка, человека и художника, прошедшего через закат одного века и потрясения другого.
«Гулять по Осгорстранду – это будто гулять среди моих картин, – говорил он, – у меня было непреодолимое желание писать, когда я нахожусь в Осгордстранде». «Меланхолия» стала одной из картин, в которых окончательно выкристаллизовывается характерный стиль художника: выразительные, четко очерченные контуры, упрощенные формы, сумрачное, несколько загадочное настроение. В него вошло около трехсот листов. В свой зрелый период он крайне редко писал лица, а если и писал, то абсолютно схематично.
Когда Эдварду было пятнадцать лет, умерла от туберкулёза старшая сестра Софи, с которой он был очень близок, её смерть оставила на будущем художнике глубокий отпечаток: его биографы связывают с этим событием его окончательное разочарование в традиционной религии— впоследствии он вспоминал, как его отец «ходил взад-вперёд по комнате, молитвенно сложив руки» и ничем не мог помочь умиравшей девушке9. На берегу стоит пара: она смотрит на берег и море, он – на нее. В письме к Мунку Дягилев просит о включении в экспозицию еще и новой версии «Больной девочки» 7.
Художнику было 76 лет, когда немцы оккупировали Норвегию.
Одним из видов наказаний было так называемое лошадиное лечение (hestekur): Мунк выставлял неудавшееся, по его мнению, полотно на улицу, где лил дождь, свистел ветер и было холодно. Одной из известных серий пейзажей в творчестве Мунка являются «Девушки на мосту (Белая ночь)». Одна из них посетила его на мосту через фьорд в Христиании.
Лаура Катрина была моложе супруга на двадцать лет. В 1886 году картина Мунка «Больная девочка», представленная на Осенней выставке, стала причиной скандала. Наступила новая полоса жизни при оккупационных властях.
Затем он уехал в Европу благодаря стипендии, жил в Париже и Берлине. В 1940-м, когда нацисты оккупировали Норвегию, Мунк отказался сотрудничать с коллаборационистским правительством Квислинга. Полностью исчезает индивидуальная характеристика персонажей. В 1886 году картина Мунка «Больная девочка», представленная на Осенней выставке, стала причиной скандала.
«Крик» уникален не только потому, что он обозначил поворотный момент в карьере художника и даже не тем, что стал воплощением идей ещё только зарождающегося экспрессионизма. Договорившись с матерью Бетси, он пригласил ее позировать для нескольких картин. Цены на ранние картины Мунка беспрерывно росли. Она одновременно является и частью пейзажа и отторгнута от него. Стилизация формы утрачивает отныне подчеркнутое плоскостно-орнаментальное начало.
Согласно завещанию Мунка, после его смерти все его работы, хранившиеся у него дома, должны были быть переданы городу. Когда выставку посетил, выразив тем самым свою симпатию и поддержку художнику, драматург Генрик Ибсен, уже обретший тогда мировую известность, это произвело глубокое впечатление на Мунка. Она влечет и пугает одновременно, ее любовь заманчива и опасна, она – средоточие зла, темного начала, воплощение греха, плоти. В 1898 году у Мунка завязывается роман с богатой молодой норвежкой по имени Тулла (Матильда) Ларсен. Мунк также верил, что когда-то лун было две.
Это момент смерти, когда от реальности уже не остается практически ничего. Мунк говорил об эффекте «симфонии» зрительного образа и слова. Пластический язык Мунка приобретает крайнюю напряженность. Умирая, он выронил из рук книгу «Бесы» Достоевского. Мунк вырос в столице Норвегии – Христиании (в дальнейшем Кристиания, с 1925 года Осло).
долларов, уплаченная весной 2012 года за пастельную версию этой картины. В 1877 году та же болезнь забрала его старшую сестру Софи. Крупная коллекция работ (включающая в себя наиболее известные версии «Крика», «Мадонны» и «Больной девочки») принадлежит Национальной галерее в Осло. Это было для него открытием.
Еще один заметный цикл работ Мунка – поздние автопортреты. Главный герой – это сам творец, а его обнаженный нерв реагирует на каждое прикосновение. Излюбленным видом для него оставался береговой пейзаж.
Мунк и его немецкие друзья, среди которых – «грустный Сатана», писатель Станислав Пшибышевский, основатель журнала «Пан» Рихард Демель и критик Юлиус Майер-Грефе, объединились в небольшое сообщество интересующихся аномальными явлениями. Вскоре несчастье постигло и другую его сестру, Лауру: в её поведении появились странности, со временем становившиеся всё более заметными и спустя некоторое время ей была диагностирована шизофрения. Он оставил после себя огромный архив. Тот указал ему на сияющий в небе полумесяц, на что художник запротестовал: «Это не луна.
Если сравнить ее с работой Переходный возраст (1894), в которой переданы невинность и робость обнаженной молодой девушки, сидящей в постели и смотрящей прямо на зрителя, то в Мадонне Мунк говорит о силе красоты и ее самодостаточности. Нерадивые друзья художника рассчитывали на то, что скорое «воскрешение» девушки заставить его жениться. Но уже через год он покинул школу Миддельтуна и в 1882 г. начал посещать в числе других молодых художников ателье Кристиана Крога. Отец Эдварда, Кристиан Мунк, был врачом, вначале судовым, а затем – военным.
Эти воспоминания легли в основу одной из ранних работ — «Больная девочка» (1885—1886 гг. ). Позже, оглядываясь на 1880-е годы, он задаст вопрос: «Когда кто-нибудь сможет описать те времена. В этой работе применил целых три стиля живописи Эдвард Мунк. Образование в Норвегии в те времена было довольно посредственным, но зато бесплатным.
Отсюда многочисленные повторения одного сюжета, цикличность работ мастера. Кроме того, в эти годы художник работал над похожими по настроению картинами, например, над Тревогой (1894) изображающей людей на том же мосту над Осло-фьордом и Вечером на улице Карла Иоанна (1892).
Отец, по словам художника, был добр к детям, но отличался болезненной религиозностью, «доходившей до психоневроза»7: под влиянием его «проповедей» впечатлительный Эдвард плохо спал по ночам, преследуемый видениями ада8. Графика Мунка поражает разнообразием техники. Через него я стремился к свету и чувствовал, что могу принести свет другим». Ее голова с нимбом красного цвета откинута, длинные волосы, густые и темные, обрамляют лицо и, спадаяна плечи, струятся до пояса. Мечтательное, неуверенное выражение глаз не гармонировало с сильным подбородком.
Новые впечатления волной нахлынули на Мунка и под их воздействием он пишет картину «Больной ребенок» – работу, которая впоследствии получит у критиков высочайшую оценку и ее причислят к шедеврам норвежского искусства. На фоне сумрачного лесного пейзажа изображены мужчина и женщина. Первая персональная выставка художника состоялась в 1889 году. Определенную роль в этом сыграло его знакомство с новым французским искусством.
23 января 1944 г. Эдвард Мунк скончался от паралича сердца. – Ибсен и Достоевский: полагаю, они были важнее всех». Такое сочетание и притягивает и отталкивает. «Между гением и безумным то сходство, что оба живут абсолютно в другом мире, чем все остальные люди. » (Артур Шопенгауэр). «Крик» считается знаковым событием экспрессионизма Мунку удалось передать охвативший героя ужас чисто художественными средствами: цветовой гаммой и извивающимися линиями, в центре которых находится герой. Письмо пришло слишком поздно и Эдвард не успел даже на похороны30. Маленькие бессильные руки, узкие плечи.
Фон словно кружится в вихре, уходит в Тартар и уносит за собой изображенного персонажа. Вскоре Норман устроил художнику выставку в Берлине, разразившийся вокруг которой скандал— консервативное крыло Объединения художников выступило с требованием закрыть выставку «из уважения к искусству и честному труду», что вызвало возмущение у молодых художников— привёл к расколу внутри Объединения, результатом которого стало формирование Берлинского сецессиона3637. В 1921-1922 гг. В 1963 году в Осло открылся музей Мунка.
На смену приходит пафос утверждения жизни. Такова была идейно-художественная ситуация, предопределившая начало пути Мунка. Некоторые из них — своего рода монологи-исповеди, обнажающие чувства, другие — сдержанные, отмеченные некоей формой отчуждения, затрудняющей проникновение в глубину. Однако задуманный им «Фриз рабочих» не был осуществлен.
ориентация норвежского искусства меняется. Ребенком он пережил и смерть матери. В «Крике» была заключена целая программа, намечавшая путь вперед. Здесь он получал заказы и продавал свои произведения. De gustibus non est disputandum.
Она была влюблена в художника и настаивала на свадьбе, что очень его тяготило. Во время учебы в школе живописи Эдвард попал в кружок художников, где царили достаточно свободные нравы, а члены кружка были завсегдатаями одного из ресторанов Осло. Значимость всех этих обстоятельств для творчества Мунка не может считаться бесспорной, однако он действительно обращался – в частности, в 1890-х годах – к печальным воспоминаниям своего детства как в экспрессивных изображениях, так и в поэтических строках: «Болезнь, безумие и смерть были черными ангелами у моей колыбели» 1.
В них он сублимирует свои психологические юношеские травмы, связанные с неистовой религиозностью его отца, со смертью матери и сестры. Случайно появившиеся подтеки, например следы птичьего помета, становились частью картины – как в «Ножной ванне» (1912 – 1913). Над черно-голубым фьордом и городом висели клубы кровавого пара.
Классическая версия «Крика» также была написана в Берлине. Вскоре Норман устроил художнику выставку в Берлине, разразившийся вокруг которой скандал— консервативное крыло Объединения художников выступило с требованием закрыть выставку «из уважения к искусству и честному труду», что вызвало возмущение у молодых художников— привёл к расколу внутри Объединения, результатом которого стало формирование Берлинского сецессиона. Ещё две версии принадлежат частным коллекционерам. В распахнутое, уставленное цветами окно врывается свежий ветер.
Новые черты заметны уже в картине «Метаболизм» 1899 г., в которой на фоне пейзажа изображены примиренные мужчина и женщина. Правы все. Нац-реализм и соц-реализм – аки родные братья.
А Эдвард Мунк был два в одном. Еще немного обстоятельств жизни художника (для тех, кому это интересно). У того, кто видел Эдварда Мунка, навсегда оставался его образ в памяти. Подобно призракам, движутся на зрителя гуляющие горожане. Депрессию он лечил наедине с бутылкой аквавита.
В творчестве многих художников трудно выделить единственную самую значимую и известную картину, однако в случае с Мунком не возникает сомнений – его Крик знают даже люди, не питающие слабости к искусству. После 1900 г. одним из ведущих жанров в творчестве художника становится портрет. Нос и рот хорошей формы, которую не портила даже тонкость нижней губы. Впечатлённый, по возвращении домой он написал свою первую нереалистическую работу – «Больную девочку». У младшей сестры, Лауры, в раннем возрасте выявили психическое заболевание.
На ней изображена его умирающая сестра Софи, позировала художнику 11-летняя Бетси Нильсен. Портреты художника — исследование человеческой души. Старый человек сидит в кресле, накрыт пледом, рот раскрыт, он задыхается.
Много лет Мунк работал над монументальным полотном «К свету» или «Человеческая гора». Портреты кисти Мунка всегда строги и даже аскетичны, а порою лиричны. В вышедшей в 2008 году четырехтомной монографии «Эдвард Мунк: собрание работ» (автор Gerd Woll) представлено немало произведений позднего периода: портреты друзей и коллекционеров, сельские пейзажи, ню. «Пальцы – самое обнажённое и отвратительное из всего, что есть.
Мунк прибыл в Париж во время Всемирной выставки. Довольно долгое время она привлекала Мунка. В них утверждаются картины мира исполненного ясности и гармонии.
Все это в немалой степени способствовало европейской известности художника. Он поссорился с друзьями и получил нервный срыв. Крупная коллекция работ (включающая в себя наиболее известные версии «Крика», «Мадонны» и «Больной девочки») принадлежит Национальной галерее в Осло. В бегло намеченных чертах лица — усталость и горечь.
Мунк сказал однажды: «Все, что я сделал позже, обязано своим рождением этой картине». К их числу принадлежала выдержанная в импрессионистской манере «Весна», ещё одна картина, навеянная воспоминаниями о болезни Софи, несколько пейзажей и портретов, а также жанровых сценок вроде «Юриспруденции». «Для меня его «Мадонна» есть само воплощение его искусства, – комментировал Обстфелдер.
В центре панно «Альма матер» помещена фигура женщины-матери с младенцем на руках, вокруг нее — фигуры играющих и купающихся детей. Через портрет он всегда исследовал душу человека. Скупое, достоверное описание, напряженный язык черно-белой гравюры помогают художнику создать некий универсальный, вневременной образ природы. Мы не только не можем услышать крик, но и человечек, странное кричащее существо инопланетянин, не может услышать нас у него или нее нет ушей, он, она или оно не может никого достигнуть при помощи крика, так же как он, она или оно не может быть достигнут (а/о).
Картина Мунка не создает образ реальности, но передает лишь представление о ней. В декабре из Норвегии приходит известие— умер после инсульта отец семейства, Кристиан Мунк. Он называл это «лошадиным лечением». Предпринятое в книге исследование глубин человеческой психологии сразу привлекло внимание Мунка: «Некоторые страницы представляют собой самостоятельные произведения искусства», – напишет он в письме к другу4. В прощальном «Автопортрете между часами и кроватью» художник стоит возле больших дедовских напольных часов без стрелок, словно обозначая окончательный отход от всего мирского. Он стал вегетарианцем и редко курил, при этом избегал лекарств.
Смерть сестры, с которой он был очень близок, оставила на будущем художнике глубокий отпечаток: его биографы связывают с этим событием его окончательное разочарование в традиционной религии— впоследствии он вспоминал, как его отец «ходил взад-вперед по комнате, молитвенно сложив руки» и ничем не мог помочь умиравшей девушке6. Все произведения, написанные Мунком, отражали его внутреннее состояние. В 1893 году Мунк создал «Крик»— своё самое известное произведение.
В его судьбу вторглась война. При этом он сосредоточился прежде всего на собственных впечатлениях: «Я снова и снова пытался выразить первое впечатление— прозрачную, бледную кожу на белом фоне, дрожащие губы, дрожащие руки»22 Критики были возмущены выставленным результатом— в их глазах картина выглядела в лучшем случае незавершённым этюдом. Художнику было 76 лет, когда немцы оккупировали Норвегию. Несколько искусственный оптимизм приходит на смену тоске и разочарованности.
Небеса Мунк изобразил как беспокойную ферментацию красных, кремовых и зеленых полос. Этому циклу он посвятил более тридцати лет. Энди Уорхолл создал серию принтов с репродукциями картины в различных цветах. Он очень любил обнаженную натуру, часто писал женщин с красивым телом, но отвратительными грубыми лицами. Вот таким образом я всегда боюсь, когда их моют и смазывают маслом. В том же 1885 году у Мунка завязался болезненный роман с Милли Таулов, невесткой Фрица Таулова (Милли была замужем за его братом).
В них отсутствуют подробное описание и второстепенные детали. Эти сюжеты, почти ничего не меняя, Мунк пишет по многу раз на протяжении всей жизни. По счастью, постепенно сгустки крови рассосались.
Многим обязанный в творческом плане Винсенту ван Гогу и Полю Гогену, Мунк (1863-1944) стремился к новому, глубокому и подлинному искусству. На первом варианте небо написано в багряных тонах. Кажется, что он поднялся с кровати для того, чтобы встретить смерть. Мадонна изображена молодой обнажённой женщиной с полузакрытыми глазами и распущенными чёрными волосами.
Мунк познакомился с Егером лишь спустя несколько лет, но они довольно быстро и близко сошлись и впоследствии художник признавал на себе его влияние. Национальная галерея приобрела «Автопортрет с сигаретой» – ту самую работу, что породила дискуссии о психическом здоровье Мунка это не удивительно ибо на картине изображен возникающий из таинственного синего тумана аристократичный молодой человек, в изящной руке которого сигарета словно вздрагивает от сверхчувствительности и сверхчувственности. В 1892 году Мунк предпринимает (в казино Монте-Карло) попытку зафиксировать игроманию и в визуальных образах и в словах6. Предельное напряжение чувств, трагизм образа, ощущение крушения мира и активность живописного языка, преодолевшего иллюзорное, натуралистическое видение, — все это признаки нового, еще не родившегося искусства наступающего XX в. Пройдет несколько лет и образно-стилистические тенденции, заложенные в этой картине, продолжат художники-экспрессионисты. В 1898 году у Мунка завязывается роман с богатой молодой норвежкой по имени Тулла (Матильда) Ларсен. В картине «Крик» уже отчетливо заметны детали, характерные для экспрессионизма (в этом стиле работа считается знаковым событием): в контурном рисунке присутствует жесткость, а цветовая гамма отличается ярко выраженным диссонансом.
Вдоль нижней границы полотна протянулась темная полоса изображающая, по-видимому, поваленное бревно в нижнем левом углу, возле фигуры мужчины, она «перетекает» в более светлую вертикальную полосу, которую Ульрих Бишофф трактует как столб дыма: «бревно, кажется, уже обратилось в пепел, хотя его присутствие, безусловно, выходит за рамки буквальной связи с названием картины». Сторонники Квислинга, принявшие оккупацию Норвегии и сотрудничавшие с немцами, обратились через Кнута Гамсуна, который был знаком с ними, чтобы пригласить Мунка в «Почетный совет искусства», но он отказался от этого предложения. Влияние, которое оказало на творчество Мунка все увиденное им в Париже и Берлине, ощущается в его картине Крик (1893). В центре споров вокруг выставки оказалась «Женщина в экстазе» или знаменитая «Мадонна». Создавая новую живописную версию «Больной девочки» по заказу норвежского коллекционера, Мунк одновременно выполнил с нее еще и литографию, ограничившись изображением головы девочки в профиль.
В символических и монументальных образах «Фриза жизни» прослеживаются изначальные и заключительные фазы жизненного цикла, осмысливается жизнь человека как драма его души. Он многократно переосмыслялся и пародировался в массовой культуре. 22 августа 2004 года двое вооружённых преступников вынесли из Музея Мунка хранившиеся там варианты картин «Крик» и «Мадонна». В конце 1890-х норвежский художник работает над циклом картин «Фриз жизни — поэма о любви, жизни и смерти». «Достоевский был важен для меня сверх всякой меры.
Болезнь и смерть — вот первое, что увидит юный талант в своей жизни. Вот таким образом случалось, что в период 1930-1940-х гг.
Рядом с ней — мать. В 1902году Тулла, чувствуя, что Мунк охладевает к ней, попыталась покончить с собой. У меня непреодолимое желание писать, когда я нахожусть в Осгордстранде» говорил Мунк.
В 1893 году он написал первый вариант «Крика». Когда Эдварду было пять лет, его мать умерла от туберкулёза (через 10 лет эта же болезнь унесёт в могилу её старшую дочь Софи) и ведение хозяйства взяла в свои руки её сестра, Карен Бьёльстад. В совсем не парадном и сравнительно малоизвестном «Автопортрете в пальто и шляпе» все внимание привлечено к экспрессии лица. В том же 1885 году у Мунка завязался болезненный роман с Милли Таулов, невесткой Фрица Таулова (Милли была замужем за его братом).
Так известно несколько вариантов "Больной девочки" с 1886 до 1930-х годов. Влияние импрессионизма, ощутимое в его недавних работах («Ночь в Сен-Клу», «Звездная ночь», «Весна на улице Карла Юхана»), практически не чувствуется. Главная улица норвежской столицы превращается в устрашающую декорацию для отображения трагического настроения, свойственного современной городской жизни.
Да, кто, как не Мунк, понимал: настоящее искусство — это всегда взгляд за спину смерти. Мунк писал картину с холма Экберг в Христиании.
В 1882–1883 годах он берет уроки живописи в колледже в Осло. В 1906 г. Густав Шефлер опубликовал первый том каталога его графических работ. Незамедлительно вернувшийся из деловой поездки художник мечется между состраданием к ней и опасениями, что она совершила этот поступок специально, чтобы «повлиять» на него. Осенью он едет в Париж. «Гулять по Осгордстранду — это будто гулять среди моих картин.
Умер Эдвард Мунк 23 января 1944 года, сидя в кресле. Заметив, что кто-то при нем шепчется, говорил: «Когда буржуазный сброд перестанет обо мне злословить. » Тяжелый и продолжительный психоз развился у Мунка достаточно поздно, в возрасте 45 лет, заболевание было диагностировано как «мания преследования». К их числу принадлежала выдержанная в импрессионистской манере «Весна», ещё одна картина, навеянная воспоминаниями о болезни Софи, несколько пейзажей и портретов, а также жанровых сценок вроде «Юриспруденции». Как художник Эдвард Мунк сложился к концу 1880-х годов. Письмо пришло слишком поздно и Эдвард не успел даже на похороны.
Однажды он спросил у друга, куда запропастилась Луна, ведь он видел её свет.
Это время зрелости, пора успеха и обретения самого себя. – Младен Долар в книге Голос и ничего больше. Его поза, напоминающая о другой, более ранней работе Мунка («Меланхолия», 1892) выражает подавленность или отчаяние. Часто художник отдает предпочтение четкой, резкой технике «сухой иглы» и жесткой обрезной гравюре на дереве. Находясь отчасти под влиянием Егера с его призывом «писать свою жизнь», художник создал крупное полотно, в основе которого лежали его воспоминания о болезни и смерти Софи Мунк. Здесь он проживёт остаток жизни.
Единомышленники собирались в литературном кафе «У чёрного поросёнка» (нем. Художник хотел показать рабочих на строительстве, труд уличных рабочих, уборщиков снега. Под безумием стоит понимать не только болезнь Лауры, но и поведение отца, с горя впавшего в мистицизм и круглые сутки молящегося в своей комнате. В 1879 году Мунк поступил на инженера в Высшую техническую школу в Осло, затем довольно стремительно перешёл в Государственную академию искусств и художественных ремёсел. Hohmach, простите, я разве что-то сказала о том, что Мунк не достоин сострадания. Энергичный рисунок подчеркивает выразительность позы и жестов.
Останавливался, думая о чем-то. В 1912 году выставка «Зондербунд» в Кёльне явилась первой наиболее полной демонстрацией достижений европейского модернизма. Позже Мунк будет утверждать, что его картина «Женщина» (1894) послужила источником вдохновения для последней пьесы Ибсена «Когда мы, мертвые, пробуждаемся». Это были первые опыты художника. Принято считать, что именно в этом полотне проявилось гениальное пророчество художника: гримаса ужаса говорила о том, что человечеству грозят суровые испытания.
Врачи прописали художнику полный покой, посчитав, что кровоизлияние вызвано стрессами. Это было время, когда художник преодолевает тяжелый внутренний кризис. Диагональ моста и зигзаги пейзажа создают мощную динамику всей композиции. Но и природа изображалась им весьма поверхностно. «Болезнь, безумие и смерть — чёрные ангелы, которые стояли на страже моей колыбели и сопровождали меня всю жизнь» — эта запись в дневнике Мунка прекрасно передаёт атмосферу большинства его произведений.
Эдвард родился 12 декабря 1863 года в Христиании (ныне Осло) в семье военного врача Кристиана Мунка и был вторым ребёнком в семье. В картине почти нет тёмных тонов (сказалось знакомство мастера с цветовой манерой импрессионистов) и это придаёт трагическому сюжету оттенок духовной просветлённости, озарения через страдание. Выделяется только лицо девочки, а точнее – ее глаза. Мунк решительно отказался от приглашения участвовать в «почетном совете искусства» и от празднования своего 80-летнего юбилея. Мунк считал, что человек в схватке с природой обречен на поражение. Мунк не написал ни одного портрета Милли и его биограф Атле Нэсс утверждает, что она «не оставила следа в его живописи», тогда как другие исследователи видят её образ в таких картинах, как «Голос» и «Лунный свет».
Всего он провёл там более полугода. Мунк не захотел сотрудничать ни с захватчиками, ни с их приспешниками квислинговцами, отказался войти в «почетный совет искусства». Волнообразные линии фона создают напряжённый ритм, будто крик раздаётся эхом повсюду – или сама природа кричит. Именно он первым стал применять еловые доски, которыми увлеклись позднее экспрессионисты. Типа острое предчувствие фашизма, геноцида и мировой бойни.
Первоначально художник присвоил работе немецкоязычное наименование – она называлась «Крик природы» («Der Schrei der Natur»). Хотя в последние годы отношения отца и сына сильно ухудшились— Кристиан не одобрял богемных замашек Эдварда, его дружбы с «нигилистами» и пристрастия к выпивке, грозящего перерасти в алкоголизм, — его смерть нанесла художнику тяжёлый удар. «Фотоаппарат не сможет конкурировать с кистью и палитрой до тех пор, пока его нельзя будет использовать для съёмки в аду или на небесах» – утверждал Мунк. Более чем многие остальные, даже вместе взятые, – подчеркивал Мунк в письме Тиису.
Она, как нельзя лучше характеризует и все его творчество. Как появилось самое знаменитое произведение Мунка – «Крик». Доведенный почти до умопомешательства, Мунк видел галлюцинации, которые не оставляли его до конца жизни. Им на смену придут реальные люди, которые дышат и чувствуют, любят и страдают» В это время он пишет одну из самых известных картин парижского периода, «Ночь в Сен-Клу»— в её главном герое, сидящем у окна в пустой, залитой лунным светом комнате, видят то самого Эдварда, то его недавно умершего отца. Довольно яркий образ художника можно найти в книге его близкого друга и единомышленника Станислава Пшибышевского «Хомо сапиенс». Эмоциональная выразительность картины строится на контрасте двух интонаций — оптимистической и трагической, художник показывает медленное угасание жизни вопреки радостному возрождению природы.
В этот период его наставником стал художник-натуралист, соратник Фрица Таулова Кристиан Крог. В ней можно увидеть романтическую предшественницу ярких декоративных полуобнаженных героинь Альфонса Мухи и Юдифи Густава Климта (1901). Сам мальчик отличался довольно слабым здоровьем. Когда в 1940 г. гитлеровская Германия оккупировала Норвегию, Мунку было 76 лет.
«Лучшая услуга, которую можно оказать Эдварду Мунку, это молча пройти мимо его картин», – заявил он. Сегодня его «Крик» превратился в один из самых известных образов – это часть народной культуры и одновременно ироническая «апроприация» постмодернизма. И хвала и ругань и возмущение есть неравнодушие.
«Zum Schwarzen Ferkel»), где обсуждали спиритизм, переселение душ, телепортацию, а также современную философию и психологию и, конечно же, женщин. «Крик» считается знаковым событием экспрессионизма Мунку удалось передать охвативший героя ужас чисто художественными средствами: цветовой гаммой и извивающимися линиями, в центре которых находится герой. Много путешествовал по Европе – его стали уважать в кругах людей, близких искусству. Хотя в последние годы отношения отца и сына сильно ухудшились— Кристиан не одобрял богемных замашек Эдварда, его дружбы с «нигилистами» и пристрастия к выпивке, грозящего перерасти в алкоголизм, — его смерть нанесла художнику тяжёлый удар. Художник страдал бессонницей и паранойей. Мунк страдал боязнью пространства, он с трудом переходил улицу, не любил оглядываться по сторонам, это состояние изображено на картине «Крик»: рот юноши раскрыт, он обвил руками голову для того, чтобы заглушить вопль.
Литография некоторыми деталями отличается от вариантамаслом. Идея объединить работы в «Фриз жизни», где эти сюжеты играют главную роль, посетила Мунка в конце 1890-х, хотя официально это название прозвучало впервые в 1918-м. И всё же, произошедшие перемены были восприняты окружением Мунка как чудо. Полотно уподобляется пластической метафоре отчаяния и одиночества. Но на будущего художника рассказы отца производили совсем другое впечатление.
Первые гравюры Мунка появились в 1894 г. и быстро завоевали успех у коллекционеров и публики. носят пейзажный характер. Живое побеждает смерть. Большое место в творчестве Мунка занимают пейзажи, главным образом, скандинавские. Он получает большой заказ от университета Осло и создаёт композиции для актового зала. Художник писал преимущественно северную природу, запечатлев ее неповторимое своеобразие. В результате появилась картина на которой мы видим человека без лица на мосту.
Она закрыла руками уши, пытаясь заглушить звуки и отключиться от всякой реальности. Подобным мироощущением проникнут и получивший широкую известность роман «Голод», принадлежащий перу одного хорошего знакомого Мунка, писателя Кнута Гамсуна – они тесно взаимодействовали в 1890-х годах. Выглядит она очень хрупкой и ранимой.
Когда мальчику минуло пять лет, его мать Лаура Катрина Мунк скончалась от туберкулёза. Очертания фьорда лишь намечены извилистыми линиями — пронзительными полосами желтого, красного и синего. Вновь и вновь он будет возвращаться к этим мучительным темам. В 1933 году художник стал кавалером Большого креста ордена Святого Олафа. Иногда Мунк в буквальном смысле слова «боролся» со своими картинами, которые ему не нравились он топтал их ногами, произносил проклятия в их адрес, устраивал им «лошадиное лечение», оставлял их на улице под дождем, надеясь, что картина станет лучше.
«Реставраторы не хотели производить никаких необратимых действий», — сообщили в музее, добавив, что в будущем, возможно, появятся методы, позволяющие вывести пятно с картины. Художник активно погружается в жизнь берлинского артистического «андеграунда», сближается с Августом Стриндбергом, Станиславом Пшибышевским и его будущей женой, Дагни Юль, которая становится для Мунка музой и— возможно— любовницей. Мои приятели пошли дальше, а я остался с открытой раной в груди. Делал несколько шагов. А те-же экспрессионисты людям чувственным, но не любящим бередить себе душу, могут и не нравиться, но не могут именно на них не производить никакого впечатления. Любовников как будто скрывает мгла.
Мунк работал в технике гравюры на дереве, офорта, черной и цветной литографии. Черты личности Мунка, художника и человека, ярко проступают в этих эпизодах его жизни. В предисловии к каталогу ретроспективной выставки 1974 года критик Мишель Хог отметил: «Как и многие его современники, Мунк убеждён, что живопись может и должна выражать нечто иное по сравнению с солнечной беззаботностью импрессионистов, буржуазной отстранённостью Мане и Стивенса, бегством в маорийскую экзотику Гогена историческими грёзами Густава Моро или Бёклина».
Присутствие этого ужаса чувствует только он (на втором плане художник пишет фигуры людей, безмятежно и мирно беседующих друг с другом). Большую часть своих детских лет будущий художник провёл в Христиании, столице Норвегии (ныне Осло). Мунк. В 1885 году художник уезжает в Париж, где впервые знакомится с французским искусством.
Вращаясь в кругу символистов, норвежец неизбежно впал в мистицизм и создал цикл работ «Фриз жизни – поэма о любви, жизни и смерти», в котором разрабатывал темы неизбежности смерти, отчаяния, любви и ненависти к женщине. Осенью он едет в Париж. Но до этого, художника «обвинили» в импрессионизме, раскритиковали название и размер произведения, а к травле присоединились не только художники, но и семья.
По направлению к женщине движутся две фигуры и это еще более подчеркивает ее одиночество. В конце концов они расстались, оставшись в прохладно-приятельских отношениях.
Мунк выводит изображенную сцену за рамки частного события. Тяжелое детство, омраченное смертью двух близких людей и чрезмерной набожностью и строгостью отца-священника давало о себе знать на протяжении всей жизни Мунка и повлияло на его мировосприятие и творчество. Однажды он познакомился с молодой богатой норвежкой.
С 1886 по 1936 год художник повторил «Больную девочку» восемь раз. Теме медленного угасания жизни посвящена целая сюита полотен и гравюр «Больная девочка», в которых конкретный сюжет как бы становится воплощением различных душевных состояний: просветленности, грусти, боли, безысходности. Эдвард Мунк скончался от паралича сердца. По другой версии, такая «обработка» полотен была связана с желанием художника добиться эффекта выцветшей матовой потертой поверхности, напоминавшей фреску или пастель.
Всего он провёл там более полугода. Чувствуется влечение этих двоих друг к другу, великие силы овладели ими. – Заявлял он, – Я не переношу людей, перебирающих пальцами». Облик инопланетян расы Silenct из культового британского сериала «Доктор Кто» также вдохновлён «Криком». В 1892–1908 годах Мунк делил свое время между Берлином и Парижем.
Он выставлял свои произведения в галереях, но они вызывали слишком большой общественный резонанс и его выставки закрывали. В гравюре и литографии Мунк воплощал те же сюжеты, что и в живописи, но с гораздо большей энергией, силой и оригинальностью. Над кроватью висит этюд обнаженной натуры в голубых тонах та же фигура изображена -дважды – на полпути вверх по склону горы в программной работе «К свету». И Крог и Таулов обучали Мунка не только мастерству.
Эта исполненная в смешанной технике работа стала самым знаменитым полотном Мунка, отправной точкой экспрессионизма и одной из визитных карточек «Норвегии». Проект остался нереализованным.
В композиции «История» изображен старец под сенью гигантского дуба — «древа жизни», рассказывающий историю своей страны. В сущности его картины 80-х гг.
«Больную девочку» называли «выкидышем», «едва намалёванным наброском»24 даже более доброжелательные рецензенты упрекали Мунка в небрежности и нежелании совершенствовать технику25. Хотя позировала для картины 11-летняя Бетси Нильсен, в основу полотна легли воспоминания художника, связанные с любимой старшей сестрой Софи. В 1881 году Эдвард поступил в Королевскую школу рисования в Христиании14. В 1881 году Эдвард поступил в Королевскую школу рисования в Христиании. Одним из важнейших видов его творчества стала гравюра.
Именно в этот период наступает пора зрелости, полностью раскрывается талант художника. Да и Эдвард с молодости не отличался крепким здоровьем. Отец, по словам художника, был добр к детям, но отличался болезненной религиозностью, «доходившей до психоневроза»: под влиянием его «проповедей» впечатлительный Эдвард плохо спал по ночам, преследуемый видениями ада. Но мысли о женщинах приводили его в отчаяние.
В 1881 году Эдвард поступил в Королевскую школу рисования в Христиании11. Художник активно погружается в жизнь берлинского артистического «андеграунда», сближается с Августом Стриндбергом, Станиславом Пшибышевским и его будущей женой, Дагни Юль, которая становится для Мунка музой и— возможно— любовницей. Мунк впадает в депрессию и замыкается в себе, перестаёт посещать уроки Бонна, рвёт связи с друзьями (исключением становится датский поэт Эмануэль Голдштейн)28. Урна с прахом художника стоит в почетной роще Спасителя в Осло, городе, которому Мунк завещал в наследство все свои работы, созданные за 60 лет творческой жизни. В конце 1890-х Мунк работал над циклом картин, получившим название «Фриз жизни — поэма о любви, жизни и смерти».
Милли имела репутацию кокетки и, по-видимому, не принимала ухаживаний юноши всерьёз20, тогда как Эдвард, неопытный в любовных делах, относился к их роману со всей серьёзностью, не говоря уж о том, что связь с замужней женщиной означала для него, происходившего из глубоко религиозной семьи, нарушение строжайшего табу21. Мунк не случайно обращается к этому образу источнику силы, утверждающему жизнь. Все эти тенденции будут иметь свое продолжение впоследствии, уже в чистых пейзажах. В «Автопортрете» 1905 г. исполненном уверенной кистью мастера, художник подчеркивает большое портретное сходство. В каком-то смысле Мунк упивался своими несчастьями. В энергичных, волевых чертах лица таятся тревога и напряжение.
Для него любовь и смерть были примерно одним и тем же. Картина Крик стала одним из художественных символов рубежа веков. С ними Мунк не шел ни на какие компромиссы. Однако в первые годы юности у Мунка появился ряд полотен («На другой день», «Переходный возраст» и другие), которые вызвали возмущение буржуазной критики безнравственностью темы. В только что написанных мною картинах есть что-то резкое. Запись датирована 1892 годом – прежде, чем написать «Крик», Мунк пытался запечатлеть увиденное в работе «Отчаяние» («Настроение на закате»).
Всего он провёл там более полугода. Разные версии «Мадонны» в настоящее время находятся вмузее Мункаи в Национальном музее искусства, архитектуры и дизайна вОсло, а также вКунстхаллевГамбурге. Однако по стилю Мунк – предшественник экспрессионистов. С такой трактовкой вряд ли согласны христиане. Она настолько влюбилась в художника, что настаивала на свадьбе целых 4 года.
Иным предстает облик художника в «Автопортрете с сигаретой», наделенном некоторой долей самолюбования. Неподатливость и жесткость материала создают особую, дополнительную напряженность образа. На переднем планеМунк изобразил одинокую молодую женщину в состоянии аффекта. «Без страха и болезней моя жизнь была бы лодкой без вёсел», – писал он. По замыслу «воскрешение» девушки должно было разжечь чувства художника. Он казался странным. Визуализация Мунком психологической травмы, которую он получил в ранней юности, стала одним из проявлений экспрессионизма.
Одновременно с этим он говорил, что люди – это «жалкие земляные вши», они велики лишь в собственных мыслях, «если тебе надоест плясать под дудочку судьбы, остается только один выход – лишить себя жизни». Один журналист написал, что присутствие Мунка понизило уровень всей выставки. Он издает вопль. Сильный подбородок казался еще сильнее, поскольку Мунк всегда высоко нес голову. Провел он там больше полугода, продолжая рисовать. В конце концов они расстались, оставшись в прохладно-приятельских отношениях46.
Картины, последовавшие за «Больной девочкой», были несколько более консервативны по стилю— видимо, Мунка смутило яростное неприятие, которым была встречена его работа. Будучи зрелым и уже немолодым художником, он написал автопортрет, когда болел испанкой, портрет так и называется – «Больной испанкой». Порой художник, стремительно превращающийся в алкоголика, мог даже наброситься на людей, а во время ссоры из-за возлюбленной случайно прострелил себе средний палец из револьвера (позже его пришлось ампутировать).
Панно «Солнце», навеянное симфонической поэмой Рихарда Штрауса «Заратустра» находится на центральной стене актового зала. «Больную девочку» называли «выкидышем», «едва намалёванным наброском» даже более доброжелательные рецензенты упрекали Мунка в небрежности и нежелании совершенствовать технику. Что олицетворяет собой странное и мрачное произведение «Крик».
Как и многие художники эпохи символизма, Мунк любил изображать ночь. Мунк стремился простым и понятным языком этих произведений рассказать о Норвегии. Так, женщина картинах "Фриза" – это первая Женщина, это – Ева. Лицо человека — застывшая безликая маска. Когда Эдварду было пять лет, его мать умерла от туберкулёза и ведение хозяйства взяла в свои руки её сестра, Карен Бьёльстад.
В картине «Страх» пронзительное звучание цвета рождает ощущение мучительной тревоги.